Годы жизни карла росси. Биография росси карла ивановича. Здание Главного штаба

Росси Карл Иванович - (Карл Иванович) (Rossi, Carlo di Giovanni) (1775-1849), архитектор, крупнейший зодчий русского ампира. Родился в Петербурге 18 (29) декабря 1775; был сыном итальянской балерины Г.Росси.

Постигал архитектуру на практике, работая под началом В.Ф.Бренны, своего учителя и многолетнего друга. С 1796 был его помощником на строительстве Михайловского (Инженерного) замка. В 1803-1804 учился в Италии. По возвращении в Россию был назначен художником стеклянного и фарфорового заводов в Петербурге, затем архитектором «Кабинета Его Величества» (1806), а в 1809 - «Кремлевской экспедиции» в Москве. Из московских произведений зодчего (неоготические Екатерининская церковь и надстройка кремлевской Никольской башни, деревянный театр на Арбатской площади) практически ничего не сохранилось.

Любил он простоту и линий постоянство,
Взыскательной служил и точной красоте,
Столице севера дал пышное убранство,
Был славой вознесен и умер в нищете. (В. Рождественский о Росси)

Росси Карл Иванович

В 1809 обновил Путевой дворец Екатерины II в Твери, выстроенный М.Ф.Казаковым (1763), отделав его великолепным внутренним декором. В эти годы интенсивно работал, совершенствуя свой дар зодчего-градостроителя, не только в Твери, но и в малых городах губернии (Бежецк, Кашин, Старица, Торжок), проектируя много зданий разнообразного назначения, занимаясь планировкой в целом.

В 1815 возвратился в Петербург, став одним из учредителей и главных архитекторов Комитета для строений и гидравлических работ. Росси внес важный вклад в украшение Павловска (деревня Глазово с домами в виде народных изб, библиотека дворца и другие постройки 1815-1826, в большинстве своем, однако, до нас не дошедшие), создал замечательный архитектурно-парковый ансамбль на Елагином острове (1818-1822), - с дворцом, павильонами и хозяйственными сооружениями, искусно скомпонованными с зеленью и водоемами. Но главной сферой его творческой деятельности стала собственно городская, а не природная среда.

Во многом именно благодаря Росси Петербург к 1830-м годам обрел новое лицо, превратившись из столицы в ряду прочих европейских столиц в центр гигантской империи, гордой своими победами над Наполеоном. Монументально-строгие ансамбли, задающие масштаб всему огромному городу, оптимально выразили это имперское величие.

В 1819 Росси полностью преобразил пространство перед Зимним дворцом (значительно обновленным им в 1818-1827 и изнутри; правда, из интерьеров сохранилась лишь Военная галерея 1812 года, восстановленная после пожара 1837 В.П.Стасовым). На месте отдельных частных домов он возвел два грандиозных здания Главного штаба и министерств, объединенных дугообразным фасадом и триумфальной аркой над Морской улицей. Основой для реконструкции другого района столицы - между Невским проспектом и Марсовым полем - послужило строительство дворца для великого князя Михаила Павловича (1819-1825; ныне - Русский музей).

Росси раскрыл пространство перед главным фасадом дворца, спроектировав ритмически соразмерную ему площадь, окружение же Марсового поля, куда обращен другой фасад, также было радикально перепланировано. Наиболее грандиозный из ансамблей Росси имеет своим началом перестройку Аничковой усадьбы (1816-1818); преображая территорию от Невского до Чернышева моста через Фонтанку, Росси возвел здесь в 1828-1834 Александринский театр с отходящей от его заднего фасада Театральной улицей (ныне улица зодчего Росси), оформленной двумя однородными протяженными корпусами со сдвоенными дорическими колоннами; с городом театр и улицу связали площади Театральная и Чернышева.

Последний из крупных ансамблей был выстроен на Сенатской площади; проекты Росси (реализованные в 1829-1834 архитектором А.Е.Штаубертом) определили облик и структуру соединенных аркой зданий Сената и Синода, - тем самым была завершена система трех парадных площадей центра города (Дворцовой, Адмиралтейской и Сенатской).

Творениям Росси - помимо их градостроительного значения - присуща и удивительная декоративная цельность: как в мощных, строго продуманных архитектурных акцентах экстерьеров с их мощными колоннами и рустовкой, а также скульптурным убранством (с Росси сотрудничали ваятели В.И.Демут-Малиновский и С.С.Пименов, исполнившие скульптурный декор арки Главного штаба и Александринского театра), так и во внутреннем дизайне. Порою сам Росси - как это было в Белоколонном зале Михайловского дворца - рисовал эскизы интерьерных росписей и рельефов, мебели и осветительных приборов, тем самым добиваясь характерной для ампира универсальной цельности стиля.

После Отечественной войны 1812 года и победы над армией Наполеона в русской архитектуре стремительно развивалась тема военного триумфа. Подъем позднего классицизма, или стиля ампир, воплощавшего могущество Российской империи, выразился в торжественной парадности архитектуры, монументальном величии и выразительности скульптурного декора. Это было время взлета петербургского градостроительства, когда создавались грандиозные ансамбли и проводилось целенаправленное преобразование городской среды.

В последнее десятилетие правления Александра I и в начале царствования Николая I крупнейшим зодчим Российской империи был Карл Иванович Росси, создавший уникальное в мировом градостроительном искусстве созвездие архитектурных ансамблей в центре Петербурга. Его искусство открывает важный этап развития русской архитектуры. Итальянец по происхождению, он начал свою деятельность под руководством соотечественника В. Бренны, профессионально сформировавшись в столице. Творчеству Росси свойственен широкий диапазон: он прокладывал улицы и устраивал площади, возводил административные здания, дворцы и павильоны, оформлял интерьеры и разрабатывал мебель. Но прежде всего он был градостроителем, непревзойденным мастером архитектурного ансамбля. Всем известные крупные общественные здания Александрий-ского театра, Публичной библиотеки, Главного штаба, Сената и Синода, ряда министерств, комплексы Михайловского и Елагина дворцов представляют многогранные приемы композиции и прогрессивные градостроительные идеи зодчего, далеко опередившие свою эпоху. Росси сделал творческий вклад и в застройку Москвы, Твери, Рыбинска, Новгорода, Торжка, Бежецка, Кашина. Велика его роль в развитии «образцового» (типового) проектирования для городов .

Карл Иванович Росси родился 18 декабря 1777 года в Неаполе. Его мать Г. Росси и отчим Ш. Ле Пик — знаменитая в Европе балетная пара — вместе с сыном переехали в Россию и с 1780-х годов жили в Павловске, выступая на сцене петербургских театров и Павловского дворца. Учился Росси у придворного архитектора Павла I, художника-декоратора В. Бренны. Тот привлекал талантливого ученика, а затем и помощника, к живописно-декоративным работам и отделке интерьеров в Павловском и Гатчинском дворцах, предоставляя Карлу возможность обучения у Ч. Камерона искусству прорисовки тончайших деталей. Трудясь под руковод-ством В. Баженова (который осуществлял для императора проект Михайловского замка и под началом которого в тот момент находились Бренна и его помощник), Росси перенимал у него широкие градостроительные идеи. Под таким влиянием формировались художественное мировоззрение и архитектурное мастерство юноши. Уже в середине 1795 года он был настолько подготовлен, что смог поступить в Адмиралтейское ведомство чертежником в чине сержанта, а через несколько месяцев, 1 января 1796 года, был произведен в прапорщики. По просьбе Бренны Росси переводят 30 декабря 1796 года с чином губернского секретаря в так называемый Кабинет Его Величества. С этим событием и связано удачное начало практической деятельности молодого архитектора. Он был назначен помощником при своем наставнике благодаря таланту и необычайному трудолюбию, которое отмечали все современники. В Кабинете, ведавшем строительством и реконструкцией дворцов и правительственных зданий, зодчий непрерывно служил 36 лет, до конца 1832 года.

Проекты раннего периода творчества Росси — «Памятник великим людям», Триумфальная арка, предметы прикладного искусства — отличаются пышной декоративностью и влиянием композиционных приемов Бренны. Уже в них ощущается стремление автора к синтезу искусств, эмоциональности и идейной насыщенности архитектуры. Выразительность и напряженность первым сооружениям Росси придает прием контраста спокойных поверхностей стен и скульптурного декора высокого рельефа, ставший впоследствии для зодчего типичным. Последующим его произведениям присуща яркая творческая индивидуальность, более строгое проектное решение.

С конца 1796 года Росси, как помощник Бренны, участвует в строительстве комплекса Михайловского замка (не путать с Михайловским дворцом — самостоятельным творением Карла Ивановича). Основные его усилия были направлены на отделку интерьеров и проектирование деталей фасадов. Ему также принадлежат исполненные после окончания работ великолепные отчетные чертежи, изданные затем в виде гравюр. Им же с высоким графическим мастерством выполнены альбомы миниатюрных чертежей планов, фасадов и разрезов замка, служебных корпусов. Четырехлетний успешный труд Росси на эпохальном тогда строительстве был высоко оценен его учителем, ходатайствовавшим в 1799 году о награждении своего подопечного и повышении его в чине.

После смерти Павла I карьера Бренны окончилась так же внезапно, как и началась. Это отразилось и на судьбе его помощника. При вступлении на престол Александр I полностью заменил людей, окружавших отца, и поэтому 7 мая 1801 года повелел отпустить Росси из Кабинета. Но через неделю поступает новый приказ — оставить его на службе. Спустя несколько месяцев зодчий получил повышение в чине и стал архитектурным помощником 10-го класса.

В 1802 году Росси и Бренна по традиции того времени были отправлены за границу на два года для совершенствования образования. В 1803 году после пожара в Павловском дворце Карл Иванович был вызван из Парижа в Россию. Он выполнил альбом рисунков предметов убранства дворцовых помещений для вдовствующей императрицы Марии Федоровны и другие работы и снова уехал. По дороге в Италию зодчий посетил ряд европейских стран. Довелось ему изучать памятники Античности и итальянского Возрождения во Флоренции и Риме. Грандиозные размеры и совершенство пропорций творений ушедших эпох произвели на него неизгладимое впечатление, отразившееся впоследствии в его проектах.

В сентябре 1805 года Росси уже один возвратился в Петербург, а Бренна так и остался в Европе. Теперь Карлу Ивановичу предстояло самостоятельно строить карьеру. В рапорте начальству он просил «за успехи в науках» присвоить ему звание архитектора.

Петербург с большими открытыми площадями и прямыми проспектами, столь отличными от узких извилистых улиц средневековых западноевропейских городов, вновь поразил и очаровал Росси. За несколько лет его отсутствия А. Воронихин, Т. де Томон, Дж. Кваренги во многом изменили город на Неве. Обладая практическим опытом благодаря строительству Михайловского замка, вдохновленный мощью и красотой сооружений Древнего Рима, Карл Иванович мечтал создать в столице впечатляющие, грандиозные произведения. Он жаждал кипучей деятельности, был охвачен энтузиазмом и творческим горением. К этим годам относится его первый градостроительный проект по преобразованию центра Петербурга — мощное триумфальное сооружение, которое соединяло бы Дворцовую и Галерную набережные, разобщенные тогда верфью Адмиралтейства. Интересное предложение формирования ансамбля парадной набережной было пронизано темой патриотизма и отмечено начальником Кабинета Д. Гурьевым и императором Александром I, но из-за чрезмерной грандиозности не было осуществлено. В марте 1806 года за «познанья» Росси «по архитектурной части», искусство «в рисовании» и десятилетнюю службу ему официально присваивается звание архитектора. Однако самостоятельных работ в Петербурге ему все же не поручают. Карл Иванович, как подчиненный главного архитектора Кабинета Л. Руска, участвовал в составлении «образцовых» планов жилых домов, которые были изданы в виде альбомов в 1809-1812 годах.

В те же годы Росси поручают проектирование театра на Арбатской площади в Москве. Увлеченный этим интересным и ответственным заданием, он в 1807 году начал строительство и завершил все работы к торжественному открытию театра в апреле 1808 года. До наших дней он не сохранился, но успех первого московского творения зодчего был настолько велик, что по просьбе главнокомандующего Кремлевской экспедиции П. Валуева Карла Ивановича, «известного своими талантами», перевели в Первопрестольную. В то время экспедиция осуществляла строительство и ремонт правительственных зданий и дворцов в старой столице и подведомственных ей провинциальных городах. Поручаемые Росси одна за другой работы выполнялись им с большим искусством. Так в 30 лет он начинает самостоятельную архитектурно-строительную деятельность. Карл Иванович становится ведущим архитектором Кремлевской экспедиции. Московское общество приняло нового зодчего более чем радушно. Такое отношение, столь отличное от холодной чопорности при царском дворе, вдохновляло его в творчестве.

В 1808-1811 годах в Кремле проводилась реставрация разрушенных стен и башен, благоустраивалась территория и возводились новые здания. Росси принимал в этом самое деятельное участие и как автор ряда проектов, и как руководитель. Для обеспечения работ квалифицированными мастерами была создана «Чертежная», вскоре преобразованная в архитектурную школу, в которой преподавал и Карл Иванович. Именно здесь он подготовил себе прекрасных помощников: О. Бове, Н. Ткачева и 3. Дыльдина.

В Москве Росси впервые участвовал в градостроительных преобразованиях, и эта деятельность привлекла его широтой и многогранностью. Он был покорен также красотой Кремля и древнерусскими церквями, что наметило в его творчестве тенденцию, параллельную классической направленности, — воспроизведение русских национальных архитектурных форм. Проектируя в 1809 году Екатерининскую церковь Вознесенского монастыря и венчание кремлевской Никольской башни, зодчий трактует их в своеобразных формах национальной русской архитектуры — русской, или ложной, готики. Однако это пример творческого подражания, а не освоения традиций русской архитектуры. Классическая направленность становится определяющей в искусстве Росси, что подтверждается стилем основных произведений московского, а затем тверского периодов.

К работам в Твери Карл Иванович приступает в 1809 году, начиная с реконструкции построенного М. Казаковым во второй половине XVIII века путевого дворца, который теперь должен был стать резиденцией дочери Павла I и ее супруга, принца Ольденбургского. Утвержденный проект Росси осуществил за три месяца, видоизменив фасады, заново парадно отделав интерьеры, реконструировав придворную усадьбу и служебные корпуса. Переделка дворца так понравилась принцу и Екатерине Павловне, что архитектор получил еще ряд заказов и по усадьбе, и в городе, начав бурную деятельность в Твери. Екатерина Павловна, боясь потерять мастера, стремилась сделать его не только придворным зодчим, но и главным архитектором Твери и подведомственных ей городов. Росси привлекают в городской комитет по благоустройству, организованный в 1809 году, и, несмотря на то, что там был свой главный архитектор, итальянец фактически возглавил эту организацию.

В те годы Тверь, ставшая административным центром трех губерний: Тверской, Новгородской и Ярославской — и местом пребывания членов царской семьи, интенсивно застраивалась. В комплексе с работами по планировке и благоустройству центральной части Твери зодчий проектировал административные, торговые, лечебные и другие общественные здания, соборы и храмы, театр, десятки одно- и двухэтажных жилых домов. Для Рыбинска он продумал серию жилых домов, биржу и другие торговые строения. Одновременно в Бежецке возводились торговые ряды. Для Торжка в 1811 году он спроектировал Спасо-Преображенский собор, который был реализован в 1817-1822 годах под руководством И. Мокшева. Для Старицы Росси построил присутственные места, для Кашина — жилые дома, на Мариинском канале — больницу. Все сооружения были задуманы зодчим в единых классицистических формах с почти лишенными декоративного убранства фасадами, а также с учетом скромных возможностей провинциальных городов. По окончании строительных работ мастер составил «Альбом отчетных чертежей», включавший 49 жилых и общественных зданий. За успешные работы в Твери Карл Иванович был награжден в 1812 году чином коллежского советника и орденом Владимира IV степени.

Архитектурные достоинства проектов жилых домов, выполненных искусной рукой Росси, послужили основанием для включения их в гравированные альбомы «образцовых» фасадов, изданных в Петербурге. Их обязательно использовали при строительстве во всех городах России.

Практика в Москве и провинциальных городах была серьезной градостроительной школой для Росси. Именно здесь из мастера декоративно-прикладного искусства сформировался архитектор-градостроитель с большим опытом.

В связи с началом Отечественной войны 1812 года активная деятельность Росси оборвалась. Вернувшись в Петербург в 1814 году, известный к тому времени архитектор не сразу получил работу, которая соответствовала бы его таланту и навыкам. Начиная карьеру заново, уже в третий раз, он рисовал вазы, торшеры, люстры для фарфорового и стеклянного заводов, куда был определен из Кабинета на место умершего архитектора Т. де Томона. Здесь Росси трудился до 1819 года, не прекращая деятельности в Кабинете; в 1819-м он попросил освободить себя от должности на заводах в связи с возложенными на него многочисленными крупными проектами. Одновременно в 1814 году Росси возобновляет отделку Эрмитажного театра, в 1816 году проектирует интерьеры церкви и кабинета в варшавском замке Александра I.

В 1814 году Карл Иванович является и главным архитектором Павловска, хорошо ему знакомого и любимого с детства. Там первой его работой была пристройка к Розовому павильону А. Воронихина Большого (Танцевального) зала для торжественного приема гвардейских полков, вернувшихся с победой из Парижа. К этим же событиям был составлен проект парадного одноэтажного здания с колоннадами. В Павловском дворце Росси возвел знаменитую библиотеку и отделал ряд помещений. Для парка он спроектировал ротонду, Большой трельяж («Зеленую беседку»), павильон Любви, павильон Росси (названный так позднее), павильон Марии и парковые чугунные сооружения: триумфальные ворота, ограда въездной площади, мост через Славянку, фонари, скамьи и вазы. Зодчий создал в Павловском парке своеобразный комплекс в национальных формах русской архитектуры — деревню Глазово (до наших дней не сохранилась).

Для Павловска Росси, подходивший к застройке города всесторонне, как и в Твери, составил серию «образцовых» проектов жилых домов, оград и ворот к ним. Работал он и для Гатчины: спроектировал ансамбль училища и церкви для слепых.

После триумфального возвращения русских войск из Парижа необычайно возрос международный престиж России. Это вызвало у царского правительства стремление сделать Санкт-Петербург — молодую столицу могущественной империи — городом, по красоте и величию превосходящим все столицы мира. Началось бурное строительство в городе и пригородных царских резиденциях. Возводились крупные административные и общественные здания, реконструировались и строились дворцы для членов императорской семьи. Эти работы в период с 1816 по 1832 год возглавлял Росси; то время стало самым ярким и необычайно плодотворным для его творчества, когда им были созданы крупнейшие, всемирно известные произведения.

В мае 1816 года был организован Комитет для строений и гидравлических работ, который руководил архитектурно-строительной деятельностью и определял градостроительную политику в столице. В его состав был введен и Росси, незадолго до этого определенный Кабинетом «на службу ко двору» с помощниками Дыльдиным и Ткачевым. Зодчий стал заниматься преобразованием центра города, проектируя ансамбли новых площадей, реконструируя и разрабатывая крупные общественные здания. Все предложения обсуждались на заседаниях Комитета, а затем представлялись на утверждение царю, не жаловавшему Росси из-за недворянского происхождения мастера. Ведущие архитекторы Петербурга Росси, Стасов, Михайлов и инженер Базен совместно разработали очень важный законодательный документ — «Проект о каменных и деревянных строениях в Петербурге», утвержденный лишь в 1830 году из-за противодействия частных застройщиков.

Труден был путь Росси к славе — теперь его талант и мастерство получили признание. Он стал первым архитектором императорского двора и градостроительного комитета, а по существу — главным архитектором столицы России. Одну за другой на него возлагают самые ответственные и значительные задачи.

С 1817 по 1819 год Росси занимался реконструкцией комплекса Аничкова дворца под резиденцию брата императора — Николая Павловича (будущего царя Николая 1).Этара6отасталаего блестящим архитектурноградостроительным дебютом в Петербурге, привлекшим всеобщее внимание. К тому же периоду относятся создание Румянцевской и Суворовской площадей, новая отделка парадных анфилад Зимнего дворца, ремонт и новая отделка интерьеров в Таврическом дворце, проект реконструкции Дворцовой площади, здания Главного штаба и министерств на ней, Кабинета у Синего моста, проекты Михайловского и Елагина дворцово-парковых комплексов, бесчисленные рисунки предметов прикладного искусства.

В первой половине 1820-х годов зодчий вел грандиозное строительство на Дворцовой площади, возводил ансамбли Михайловского и Елагина дворцов, реконструировал комплекс Инженерного замка, руководил работами в Павловске и Гатчине, проектировал реконструкцию Екатерининского института, Большого и Биржевого гостиных дворов, павильон-библиотеку в Суханове, под Москвой, и многое другое.

В конце 1820-х — начале 1830-х годов Росси проектировал и застраивал целую систему из улиц и площадей театрального ансамбля, в который входят здания Александрийского театра, Императорской публичной библиотеки, министерств народного просвещения и внутренних дел. В это же время он создал планы реконструкции Сенатской площади и зданий Сената и Синода; завершил отделку сооружений на Дворцовой площади, спроектировав на ней театр, а у Адмиралтейства — спуск к Неве; выполнил в Зимнем дворце знаменитую Галерею 1812 года; участвовал в проектировании застройки стрелки Васильевского острова; перестраивал «собственную» дачу Николая I на Каменном острове, пристань и «Грот» («Кофейный домик») в Летнем саду; создавал иконостасы для Казанского и Троицкого соборов, Турецкую баню в Царском Селе; участвовал в конкурсе на план перестройки Большого гостиного двора.

В связи со смертью Александра I в ноябре 1825 года зодчий занимался оформлением всех «печальных комиссий» — пышных похорон императора, продумав все вплоть до украшения церквей. Росси был неизменным участником экспертиз крупнейших сооружений, в том числе Исаакиевского и Троицкого соборов.

Если ранним работам Карла Ивановича присуща излишняя помпезность, а для сооружений тверского периода характерны градостроительный подход и почти полное отсутствие декоративного убранства, то в произведениях поры расцвета творчества уже органично сочетается и то, и другое. Гений зодчего, его мастерство засверкали с предельной яркостью, появилась отточенность архитектурного языка, виртуозность рисунка. Вписанность в окружающую среду — городскую застройку или естественный ландшафт — становится отличительной чертой творений Росси. Каждое произведение создавалось не само по себе, а с учетом конкретного окружения и назначения, и именно это определяло его архитектурный образ. Сначала мастер создавал ансамбли площадей, затем — ансамбли из одной площади и окружающих ее улиц, потом системы площадей и улиц и в итоге — грандиозную и стройную систему ансамблей городского центра. Им были застроены или преобразованы 12 площадей и 13 улиц в центре Петербурга, украсивших весь город. А кроме того, Росси — автор удивительных по красоте интерьеров, где каждая архитектурная деталь, живопись, лепка, мебель, предметы декоративного убранства — все подчинено единой художественной идее, и именно этим достигался столь сильный эстетический эффект.

Успех зодчего подтолкнул правительство отметить его заслуги. В 1818 году Росси был награжден орденом Анны II степени, а в 1821 году — алмазными знаками к нему. В 1825 году за строительство Михайловского дворца, признанного иностранцами лучшим в Европе, архитектору был присужден орден Владимира III степени, в 1829 году — знак за 30-летнюю службу. О творениях Росси с восхищением писали в отечественной и зарубежной прессе. В 1822 году Академия художеств избрала Карла Ивановича почетным академиком, а в 1828 году Флорентийская академия присвоила ему звание профессора I степени. При этом у мастера были сложные взаимоотношения с начальством из-за независимого характера и принципиальности. Его новаторские технические предложения встречались в штыки архитекторами-конкурентами и руководителями во главе с Николаем I. Конфликты возникали при каждом крупном строительстве.

После торжественного открытия Александрийского театра 31 августа 1832 года Росси, изнуренный напряженным трудом, давно преследовавшей его болезнью и конфликтами, подал в отставку. Двадцать восьмого октября 1832 года он был уволен «от всех занятий», и в 55-летнем возрасте ушел на пенсию, не закончив полностью два крупнейших ансамбля: окружения Михайловского дворца и Александрийского театрального комплекса. В последние 17 лет жизни Росси продолжал проектную и строительную деятельность, а также часто привлекался в качестве эксперта. Им спроектированы два симметричных корпуса в глубине театральной площади, застройка Михайловской улицы, театральная школа, несколько вариантов перепланировки окружения Инженерного замка и застройки Инженерной улицы, реконструкция Адмиралтейства. В 1838-1841 годах он возводил колокольню Юрьева монастыря в Новгороде. Последней работой Росси был ремонт зрительного зала Александрийского театра, во время которого он заразился холерой, после чего умер в страшных мучениях 6 апреля 1849 года.

Произведения Карла Ивановича Росси во многом стали источником вдохновения для западноевропейских архитекторов, что свидетельствует о ведущей роли русского градостроительного искусства и русского зодчества в первой трети XIX века.

Основные этапы творчества Росси

Проект Триумфальной арки 1790-е Санкт-Петербург, Россия
1790-е Павловск, Россия
Участие в реконструкции дворцово-паркового комплекса 1790-е Гатчина, Россия
Участие в строительстве комплекса Михайловского замка 1796-1800 Санкт-Петербург, Россия
Проект триумфального сооружения, соединяющего Дворцовую и Галерную набережные 1805-1806 Санкт-Петербург, Россия
Театр на Арбатской площади 1806-1807 Москва, Россия
Реставрации стен и башен, благоустройство территории в Кремле 1808-1811 Москва, Россия
Оружейная палата в Кремле, предназначенная для музея 1808-1811 Москва, Россия
Церковь Св. Екатерины Воскресенского монастыря в Кремле 1809-1817 Москва, Россия
Реконструкция путевого дворца для Ольденбургских 1809 Тверь, Россия
Планировка и благоустройство центральной части Твери, строи-тельство театра, административных, торговых и жилых зданий 1809-1811 Тверь, Россия
Биржа, торговые ряды и серия двух- и трехэтажных домов 1809-1811 Рыбинск, Россия
Торговые ряды 1809-1811 Бежецк, Россия
Проект Спасо-Преображенского собора 1811 Торжок, Россия
Пристройка Большого зала к Розовому павильону 1814 Павловск, Россия
Библиотека и отделка помещений в Павловском дворце 1814-1815 Павловск, Россия
Парковые сооружения: ротонда, Большой трельяж («Зеленая беседка»), павильон Любви, павильон Росси, павильон Марии и малые парковые сооружения 1814-1815 Павловск, Россия
Деревня Глазово в дворцовом парке 1814-1815 Павловск, Россия

Перепланировка усадьбы, павильоны иограда Аничковского дворца

1816-1818 Санкт-Петербург, Россия
Планировочные решения района площади Островского и Черны-шева 1816-1827 Санкт-Петербург, Россия
Серия проектов реконструкции районов и кварталов 1817 Санкт-Петербург, Россия
Ремонт и интерьеры Таврического дворца 1817-1819 Санкт-Петербург, Россия
«Кабинет» у Синего моста 1817-1819 Санкт-Петербург, Россия
Суворовская площадь 1818 Санкт-Петербург, Россия
Перенос Румянцевского обелиска с Марсова поля на площадь Васильевского острова с изменением его композиции 1818 Санкт-Петербург, Россия
Марсово поле 1818 Санкт-Петербург, Россия
1818-1822 Санкт-Петербург, Россия
1819-1834 Санкт-Петербург, Россия
1819-1829 Санкт-Петербург, Россия
Реконструкция Екатерининского института 1820-е Санкт-Петербург, Россия
Большой и Биржевой Гостиные дворы 1820-е Санкт-Петербург, Россия
Реконструкция района Михайловского замка и включение его в новую систему городских улиц и площадей 1820-е Санкт-Петербург, Россия
Военная галерея Зимнего дворца 1826 Санкт-Петербург, Россия
1828-1834 Санкт-Петербург, Россия
1829-1834 Санкт-Петербург, Россия
«Собственная» дача Николая I на Каменном острове кон. 1820-х - нач. 1830-х Санкт-Петербург, Россия
Участие в проектировании застройки стрелки Васильевского острова кон. 1820-х - нач. 1830-х Санкт-Петербург, Россия
Колокольня Юрьева монастыря 1838-1841 Великий Новгород, Россия
Ремонт зрительного зала Александрийского театра 1849 Санкт-Петербург, Россия

ВВЕДЕНИЕ

1.1Краткая биография

1.1.1Семья Карла Росси

1.2Награды

2.ТВОРЧЕСТВО КАРЛА РОССИ

2.1Московский период творчества

2Работа в Петербурге

2.2.1

2.3По проектам Росси

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ


ВВЕДЕНИЕ


В 60-70гг. XVIII века в Русской архитектуре происходит поворот от барокко к стилю классицизм. Классицизм с его строгими упорядоченными формами и в тоже время монументальностью больше отвечал духу русской культуры XVIII-XIX вв., чем пышное барокко. Зачинателями классицизма являются Александр Какоринов и приехавший из Франции Жан Батист Валлен-Деламонт.

Отличительная особенность классицизма - создание ансамблей, организация пространства. Ярким примером такого ансамбля является Дворцовая площадь в Петербурге, архитектор которой Карл Росси.

Выбрав эту тему, целью написания работы я ставлю перед собой глубокое изучение жизни и творчества этого великого мастера русского классицизма.


.ПЕРСОНА КАРЛО ДИ ДЖОВАННИ РОССИ


1.1Краткая биография


Карл Иванович Росси (Карло ди Джованни Росси) родился 18 декабря 1775 года в семье итальянской балерины Гертруды Росси в Неаполе. В августе 1785 года она вместе с ребенком, и её муж балетмейстер Шарль Лепик (отчим Карла Росси) по приглашению на работу приехали в Санкт-Петербург.

Карл Росси был отдан в обучение новому приятелю родителей, известному придворному архитектору Винченцо Бренна. Росси прошел у него прекрасную школу. В 1795 он поступает на службу в Адмиралтейскую коллегию архитектуры чертёжником. С 1796 был помощником Бренна на строительстве Михайловского замка. В 1801 году становится архитектурным помощником 10 класса.

В 1802 Росси получает заграничную командировку для завершения образования и уезжает вместе с Бренна на два года совершенствовать свое дарование в Италию. В Италии Росси обучался во Флорентийской академии и в Риме. По возвращении в Россию в 1804 году он составил проект переустройства набережной у Адмиралтейства в Петербурге, но проект был отвергнут, а сам Росси назначен художником стеклянного и фарфорового заводов в Петербурге.

Сначала карьера зодчего складывалась трудно, и только с 1809 г., получив назначение на работу в Москву в «Кремлевскую экспедицию», Карл Росси постепенно получает признание и крупные заказы.

Работа в Москве познакомила его со школой М. Ф. Казакова, но полностью раскрылось дарование архитектора в работах, выполненных им в Петербурге, куда в 1815 г. зодчий переезжает. В Петербурге Росси получает должность в Комитета строений и гидравлических работ, где получает должность главного архитектора. Первой большой градостроительной работой Росси стала реконструкция Аничкова дворца (1816-1818), который был первый в планах грандиозной перепланировки значительной части центра Петербурга. С этого времени начался период расцвета творчества Росси.

Главной сферой деятельности Росси стало создание городских архитектурных ансамблей. Которым этот великий архитектор посвятил всю свою жизнь. Ведь начиная с 1816 года и вплоть до окончания строительства здания Сената и Синода в 1835году, он работал без устали и без отпусков. Когда в противовес идейным и художественным принципам классической школы архитектуры сверху стал насаждаться официальный эклектический русско-византийский стиль, Росси вынужден был уйти в отставку и до своей смерти 18 апреля 1849 года был почти не у дел.


1.1Семья Карла Росси

На жизнь и творчество любого человека очень сильно влияет его семья. О происхождении Росси и об его родителях есть несколько мнений. О семье самого архитектора мы знаем, что он был дважды женат, первый брак не был официальным, и потому, после смерти супруги Росси пришлось усыновлять детей. Позже он женился вновь. Всего у зодчего было 10 детей, которые чуть повзрослев разъезжались по разным местам. Старший сын, тоже архитектор и к которому Карл ди Джованни был очень привязан, умер в 1840 году. Чуть позднее скончалась и любимая жена. Осталась лишь работа и младшие дети, которых было так трудно поднимать, не имея ни достойного жалования, ни собственного дома.


2Награды


Проекты Карла Росси изменили облик Санкт-Петербурга, придали ему масштабность столицы империи. Росси, при создании любого проекта, представлял себе не отдельное здание, а сразу полный квартал города - до него никто из современных ему архитекторов так не планировал, он первым придал масштабность городским перспективам, став новатором городского зодчества. Он же первым ввел металлические перекрытия. Всё, созданное этим выдающимся зодчим России, стало качественно новым вкладом в архитектуру русского классицизма.

Карл Росси удостоен в 20-е годы 19 века Императорским орденом Святой Анны 2 степени с алмазными знаками и Ордером Святого Владимира 2 степени, а в 1829 году награждён знаком за тридцатилетнюю беспорочную службу. Академия художеств избрала К. И. Росси почётным вольным общником, а Флорентийская академия присвоила ему звание профессора первой степени.

Достойно оценен титанический труд Росси в наше время. Его сооружения прекрасно реставрированы. Трудно без восхищения смотреть на грандиозное здание, полукругом ограничивающее Дворцовую площадь. Арка, прорезающая центр этой композиции, увенчана победной колесницей, нарядный коринфский ордер колоннад создает впечатление праздничной торжественности.

Творчеству архитектора посвящены фильмы «Росси» и «Павловский дворец» документального цикла «Красуйся, град Петров!». Его имя носит улица, бывшая Театральная, спроектированная им. А также на Манежной площади есть памятник ему.


2.ТВОРЧЕСТВО КАРЛА РОССИ


В своей работе я хочу отразить малоизвестные факты деятельности этого выдающегося архитектора. Не желаю описывать строительные сооружения, информацию о которых можно увидеть в первых строках страницы поиска с его именем в интернете.

Карл Росси - российский архитектор итальянского происхождения, один из создателей русского ампира, выдающийся зодчий красивейших зданий в Санкт-Петербурге. Все его работы являются памятниками высокого классицизма Северной столицы России.

Карьера Карла Росси началась с неприятнейшего происшествия, произошедшего с его учителем - Бренна сломал руку. А ему как раз император Павел I поручил проект Михайловского замка. Бренна разрабатывал проект, но со сломанной рукой чертить планы не мог - этим занимался его помощник Карл Росси. Он же делал чертежи интерьеров Зимнего дворца, который ремонтировали в то время. Но принято считать, что в этой работе мало заслуги Росси. После была поездка в Италию и работа в Москве.


1Московский период творчества


К сожалению, время не пощадило его произведений московского периода.

Также в то время Росси занимается перестройкой Путевого дворца Екатерины Павловны в Твери, бывшей замужем за тверским губернатором. Она превратила дворец в один из центров светской жизни страны и модный литературный салон, где собиралось высшее общество Твери и куда приезжали многие выдающиеся люди из Москвы и Петербурга.

В Твери он начал сплачивать вокруг себя творческий коллектив, на который постоянно опирался в дальнейшем. Ликвидация комитета по благоустройству города прервала плодотворную работу Карла Ивановича Росси в Твери. Он вернулся в Петербург.


2Работа в Петербурге


К ранним работам Росси в Петербурге и его окрестностях относятся реконструкция Аничкова дворца (1816), ряд павильонов и библиотека в Павловском дворце (1815-1822), Елагин дворец с оранжереей и павильонами (1816-1818).

Основные работы Росси: ансамбль Клагина дворца, Михайловский дворец (ныне Русский музей) и фасады домов на площади у музея, ансамбль Главного штаба на Дворцовой площади, Александрийский театр (ныне имени А. С. Пушкина) и корпуса на улице Зодчего Росси, заканчивающейся Чернышовой площадью (ныне площадь Ломоносова), здания бывших Сената и Синода.

Росси построил также: в Павловске дворцовую библиотеку (1822-24) и Николаевские чугунные ворота с оградой (1826), в Новгороде колокольню Юрьева монастыря (1838-41), в Петербурге в Зимнем дворце оформил Галерею Отечественной войны 1812 (1826, после пожара 1837 восстановлены В. П. Стасовым).

Росси участвовал в разработке «Проекта каменных и деревянных строений в Петербурге», ставшего законодательным документом (утвержден в 1830). Последней работой Р. стали колонны Славы (1845) на Конногвардейском бульваре.


2.1Ансамбль с Александрийским театром

Над одним из наиболее значительных ансамблей Петербурга, возникший в связи с постройкой Александрийского театра (ныне Ленинградский академический театр драмы им. А. С. Пушкина) Росси работал 1816-1834 года. Главная задача состояла не столько в проекте театра - здесь уже стоял театр Бренна, - сколько в том, чтобы по новому распланировать весь этот городской район. Росси наметил грандиозный план строительных работ, охватывая им площадь перед театром, усадьбу Аничкова дворца. Публичную библиотеку и дорогу на Чернышеву площадь с проложением новой улицы. Город получал классически распланированный район от Невского проспекта до Чернышева моста на Фонтанке. Не многие архитекторы в мире могли спроектировать такое строительство.


2.2Создание К. Росси интерьеров Зимнего дворца

Росси был также и выдающимся мастером интерьера. В 1817-1818 годах К. Росси создает парадные интерьеры второго этажа Зимнего дворца. Начинаются работы с ремонта и меблировки помещений, обращенных окнами к Адмиралтейству. По проекту Росси уже в 1818 году отделывается десять других помещений (ранее принадлежавших Павлу I), предназначенных для приема высоких гостей, посещавших Петербург. Работы, начатые в феврале, в июне уже заканчивают, и в помещениях селится прусский король, посетивший тогда Петербург.

В том же году Росси проектирует интерьеры прилегающих к ним десяти помещений, Проекты не были осуществлены, но прекрасные чертежи Росси показывают высокое мастерство композиции интерьера и ювелирную прорисовку элементов декоративного убранства. Изображены не только все архитектурные детали, но и росписи стен и плафонов, мебель, вазы и т. п. Они сливаются с архитектурой и вместе с тем придают интерьерам индивидуальную, образную характеристику. С особым искусством выполнен проект парадной спальни. Золотое шитье, бахрома и кисти, великолепные вазы на постаментах - все это прорисовано до мельчайших завитков орнамента, и каждая деталь имеет конкретный смысл, усиливает впечатление от целого. Контрастные краски, золоченая резьба, бронза и фарфор создают гармоничный и праздничный колорит. К работе в Зимнем зодчий возвращается позднее, в 1827 году. Он развивает и дорабатывает проект. Но из-за болезни Росси его осуществлял О. Монферран, внесший ряд изменений. Как и отделка комнат, обращенных к Адмиралтейству, эти интерьеры не сохранились. Они погибли в 1837 году во время пожара Зимнего дворца.


3По проектам Росси


В свое время парковых павильонов Росси в Павловске было не мало, но в большинстве до наших дней они не дошли. Так, вблизи Больших кругов, на месте стоявшей здесь Турецкой палатки, он соорудил в 1815 году оригинальную беседку-трельяж, утопавшую в зелени. Около Пиль-башни Росси построил Хмелевую беседку. В числе других миниатюр архитектора, украшавших в прошлом парк, - беседка-навес над скульптурным памятником Александре Павловне, и беседка, которую называли Храм любви, на небольшом островке, носившем имя придворной дамы княгини Ливен.

В отличие от всех этих сооружений, возведенных, но затем исчезнувших, павильон Росси у Театральных ворот, отделяющих парк от города вблизи Вольерного участка, был только спроектирован зодчим, а практически установлен лишь почти сто лет спустя, в 1914 году. Скульптурный памятник Марии Федоровне, стоящий в павильоне, мысль об установке которого появилась ещё в 1835 году у Великого Князя Михаила Павловича, выполнен по модели известного скульптура начала XX века В. А. Беклемешева. Создание этого памятника имеет долгую историю, в его разработке принимало участие несколько скульпторов. Потом начавшаяся война задержала сбор денег до 1913 года.

И в 1914 году беседка с памятником наконец была установлена по проекту Росси, составленному для памятника Марии Павловне. Павильон представляет в плане полукруглую площадку на стилобате из красного финляндского гранита, с крыльцом в три ступени. Полукупольное перекрытие над ротондой покрыто кессонами с круглыми розетками. Лицевой фасад беседки обращен в сторону Парадного поля. Павильон построен из железобетона с песчаником светло - серого цвета, но с имитацией каменной кладки.

На черно-белой фотографии видно, что во время ВОВ перед павильоном было немецкое кладбище.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

карл росси архитектор классицизм

Мне было очень интересно изучать творчество этого великого зодчего. Не скрою, работа над этой контрольной заняла у меня много времени, но сколь занимательно было ее написание.

В ходе исполнения этой контрольной работы я прониклась к судьбе Карло ди Джованни Росси, а также поняла основные черты его творчества. Для него характерны широта в охвате архитектурных задач (от планировки крупнейших ансамблей до разработки в деталях убранства интерьеров), выразительность и богатство ордерных композиций, гармоническое сочетание архитектурных форм с аллегорической скульптурой (с Росси сотрудничали скульпторы С. С. Пименов, В. И. Демут-Малиновский и др.), новаторские конструктивные приёмы (например, металлические перекрытия).

Проекты Карла Росси имели гармоническое сочетание архитектурных форм с аллегорической скульптурой, истинное воплощение интерьерного стиля классицизм с неповторимыми и великолепными элементами убранства помещений. А триумфальный характер сооружений Росси отражал патриотические идеи величия России.


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ


1.#"justify">.#"justify">.#"justify">.#"justify">.#"justify">.#"justify">.#"justify">.#"justify">.#"justify">.#"justify">.#"justify">.Исаченко В.Г. Памятники Санкт-Петербурга. Справочник. - СПб.: «Паритет», 2004.


Репетиторство

Нужна помощь по изучению какой-либы темы?

Наши специалисты проконсультируют или окажут репетиторские услуги по интересующей вас тематике.
Отправь заявку с указанием темы прямо сейчас, чтобы узнать о возможности получения консультации.

Родился в в артистической семье. Его мать, итальянская балерина, приехала в Россию, когда будущему архитектору было 10 лет. Первоначальное образование получил в мастерской В. Бренны, участвовал в работах по реконструкции дворцово-паркового комплекса в Павловске и дворцово-паркового комплекса в Гатчине .

В 1795 году поступил в Адмиралтейское ведомство чертежников в чине сержанта, а через год переведен в ведомство по строительству и реконструкции дворцов и правительственных зданий помощником В. Бренны. Участвовал в строительстве комплекса Михайловского замка по проекту Баженова.

В 1802-03 годах совершил поездку во Франции и Италию для совершенствования образования, занимался во Флорентийской академии. По возвращении в 1804 году назначен художником на стекольный и фарфоровый заводы в Петербурге. В 1806 году получил звание архитектора. Участвовал в составлении альбомов «Образцовых проектов» жилых домов (1809-12). В 1809 году назначен старшим архитектором Кремлевской экспедиции в Москве, занимался реставрацией и строительством зданий в Кремле, преподавал в архитектурной школе. Московские постройки Росси не сохранились.

С 1811 года работал в Твери. В 1814 году вернулся в Петербург, работал главным архитектором Павловска. С 1816 году определен в Комитет для строений и гидравлических работ. С этого момента начался период расцвета творчества Росси. В эти годы архитектор занимался преобразованием центра города .

В 1818 году он приступил к строительству дворцово-паркового комплекса на Елагином острове , законченного в 1822 году. В этом ансамбле уже заложены все те черты, которые определяли характер его творчества.

Следующей грандиозной работой было создание Михайловского дворца (1819-25) и Михайловской площади — сейчас это ансамбль Русского музея. Создавая комплекс дворца, Росси спланировал весь прилегающий район города – от Невского проспекта и до Невы. Возник развитый ансамбль.

При всей четкости и простоте объемного решения черты парадности, монументальности свойственны этому сооружению. Под руководством Росси постепенно сформировался коллектив, состоявший из помощников зодчего, инженеров-строителей, живописцев-декораторов, скульпторов, мраморщиков, мебельщиков и паркетчиков. Это позволяло быстро и слаженно разворачивать крупные градостроительные работы.

В 1819-29 годах Росси возвел ансамбль Главного штаба , смело решив трудную задачу и создав триумфальный въезд на Дворцовую площадь . Еще одной грандиозной планировочной работой Росси было создание Александринского театра . Черты триумфальной приподнятости характерны и для этой постройки зодчего. Сам театр являлся лучшим в Европе того времени по композиционному решению и декоративной отделке. Объемное решение здания отличается собранностью и лаконизмом. На фасадах применен большой ордер. Театр был целиком выстроен из несгораемых материалов.

Росси в 1929 завершил формирование Сенатской площади , создав здания Сената и Синода .

Участвовал в разработке ззаконодательного документа «Проект каменных и деревянных строений в Петербурге» , утвержденного в 1830 году.

Отличающиеся грандиозным размахом, ясностью объемно-пространственной композиции, разнообразием и органичностью решений, петербургские ансамбли Росси представляют вершину градостроительного искусства. Градостроительные ансамбли Росси явились качественно новым вкладом в архитектуру русского классицизма.

«Именем Карла Росси завершается целая эпоха в русской архитектуре. Карл Росси создал такие произведения, которых не знала ни Европа, ни Америка начала XIX века. В то время, когда архитектура на Западе переживала долгий и глубокий кризис, Росси осуществил в России ансамбли, вызвавшие восторг и снискавшие мировую славу» М. Тарановская.

Карл Иванович Росси (Carlo di Giovanni Rossi) - один из наиболее выдающихся архитекторов XIX века, работавший в жанре русского ампира.

Загадка происхождения Росси

Достоверных данных о месте рождения будущего гениального архитектора, увы, нет. Согласно самой распространенной точке зрения, Карл Росси родился 18 декабря 1775 года в Неаполе в семье дворянина Джованни Росси. Некоторые специалисты называют местом рождения Росси Петербург , а также ставят под сомнение благородное происхождение архитектора, мотивируя это тем, что настоящий его отец неизвестен. Тем не менее, вопреки домыслам и слухам, Карл Росси до сих пор считается одним из самых известных итальянских выходцев, оставившим после себя богатое архитектурное наследство.

При этом никто не подвергает сомнению, что юный Карл с раннего детства был вовлечен в мир искусства. Его матерью была знаменитая балерина Гертруда Росси, которая во время правления Екатерины Второй была приглашена работать в Петербург. Современники оставляли о ней самые восторженные отзывы. К примеру, Ф. Ф. Вигель говорил, что «это была первая танцовщица на Петербургском театре». Карла воспитывал отчим - танцовщик и балетмейстер Шарль Ле Пик. Неудивительно, что мальчик, выросший в среде, столь тесно связанной с искусством, рано обнаружил в себе артистическое дарование. Между тем, именно его семья была ответственна за то, что Карл оказался в Петербурге. Отчим Карла получил приглашение возглавлять балет Петербургской Императорской труппы, и его жена Гертруда, благодаря выдающемуся балетному мастерству, тоже была желанной гостьей при театре столицы. Так в 1786 году юный Карл Росси оказался в России . Здесь же Карло Джованни превратился в Карла Ивановича - имя отца было переделано на русский маневр.

Карл Росси в России

Несмотря на то, что дата приезда Карла Ивановича в Россию тоже служит предметом дискуссий и споров, можно с уверенностью сказать, что его семья почти сразу же обосновалась на Театральной площади. Карл тогда совершенно не знал русского языка, и потому его отправили в школу при немецкой церкви Святого Петра, где он успешно начал обучение.

По меркам эпохи семья Росси пользовалась огромным уважением. Чего стоит одна лишь честь преподавать танцы императорским детям, а ведь Шарль де Пик успешно справлялся с поставленной перед ним задачей и снискал уважение императрицы и будущего наследника престола - Павла Первого , который в благодарность за уроки подарил семье дачу в Павловске . Можно сказать, что Карлу Росси повезло во всех отношениях: заботливые родители, которые, несмотря на занятость, находили время для сына, хороший материальный достаток, спокойная жизнь в Павловске, где на званых обедах и ужинах часто бывали представители высшей петербургской интеллигенции: Жуковский , Крылов и др.

Вскоре семья сблизилась со своим соседом, которым оказался известный архитектор Винченцо Бренна. Вскоре выяснилось, что маленький Росси проявляет активный интерес не только к техническим наукам, но и к архитектуре. Во многом это была заслуга Петербурга, в котором он жил: впечатленный грандиозными постройками, Росси раз и навсегда определил для себя свое будущее. Успехи, которые мальчик делал в искусстве рисования, еще больше укрепили его в уверенности, что он нашел свое призвание. Родители только поддерживали его выбор. Более того, когда встал вопрос о том, кто будет учителем архитектуры для сына, первой же кандидатурой стал Винченцо Бренна, с которым у семьи к тому времени сложились прекрасные отношения. По некоторым данным, Карл даже переехал в дом к своему учителю, чтобы дольше и усерднее заниматься своим будущим ремеслом.

В 1795 году коляска, в которой ехал Бренна, опрокинулась, и архитектор сломал руку. Дальнейшая работа с чертежами была исключена. Бренне потребовался помощник, и он, ни секунды не колеблясь, предложил эту роль Росси. Так неудача Бренны превратилась в счастливый случай для его подопечного.

Выдающиеся работы

Конечно, нельзя говорить о том, что карьерой Росси был полностью обязан своему покровителю. В конце концов, даже самое могущественное заступничество никогда не позволило бы Карлу Ивановичу оставить такой заметный след в истории, если бы он не обладал по-настоящему большим дарованием. Тем не менее, именно покровительство Бренны помогло Росси на старте его архитектурной карьеры. В 1795 году Росси оказался на службе в Адмиралтейском ведомстве, а уже спустя четыре года стал архитекторским помощником. При этом следует заметить, что способности Росси полностью оправдывали его стремительный карьерный прорыв. Благодаря относящимся к тому периоду чертежам, можно уверенно сказать, что Карл демонстрировал выдающееся композиционное и графическое мастерство. Вскоре ему на деле удастся продемонстрировать свое дарование.

Осенью 1796 года после смерти Екатерины Великой на престол взошел ее сын, Павел I. В первые же дни своего царствования новый государь издал указ о строительстве дворца для своего личного там проживания. Место и название были выбраны тут же: сад Летнего дворца, где Павел появился на свет, а название «Михайловский» замок получил в честь архистратига Михаила. Поскольку работу надлежало выполнить в кратчайшие сроки, назначенный на должность архитектора Баженов , поспешил отказаться от нее, опасаясь не справиться. Тогда проектировщиком замка назначили Бренну, который дал свое согласие, но работать со сломанной рукой не мог, поэтому чертежи за него делал все тот же неизменный помощник, Карл Росси. Параллельно с работой над замком Бренна по поручению Павла Первого переделывал интерьеры в Зимнем дворце, достраивал здание Исаакиевского собора , занимался проектами в Гатчине и на Каменном острове. Усердие и исполнительность юного архитектора не остались незамеченными. Помимо полученного в 1796 году чина губернского секретаря, Росси мог похвастаться приличным доходом. По завершении всех вышеуказанных работ молодой архитектор получал жалование в размере 600 рублей в год.

Карьера Росси после смерти Павла I

Успешное осуществление всех вышеуказанных проектов вкупе с покровительственным отношением императора открывало перед Росси практически любые двери. Молодой архитектор, доказавший свой талант всему Петербургу, мог рассчитывать на самые крупные и интересные заказы. Увы, многим из его планов было не дано осуществиться по воле рока. В марте 1801 года Павел I был убит заговорщиками в Михайловском замке - том самом, чертежи которого столь старательно выполнял Росси. Замок, в котором Павел планировал жить до глубокой старости, стал его обителью всего на месяц.

Сразу же после убийства императора Винченцо Бренна был отстранен от всех дел, а вскоре и его юного помощника ждала участь быть уволенным. Для Бренны это был огромный удар. Обиженный архитектор немедленно подал прошение на отъезд из России. Несмотря на то, что Росси вскоре после этого опять был принят на государственную службу, а потом и получил чин коллежского секретаря, он принял решение уехать со своим наставником.

Таким образом, в 1802 году Росси уехал в Италию для того, чтобы продолжить там образование. Первым местом для посещения был выбран Рим, что не могло не сказаться на Росси: древний город, вобравший в себя целый сонм архитектурных стилей, оказал огромное влияние на юного творца. Особенно Росси интересовала гармония частей и целого, в осуществлении чего так преуспели античные мастера. За два года в Италии Росси проходил стажировки в Риме, Флоренции (он проходил обучение во Флорентийской Академии) и других городах, после чего наконец вернулся в Петербург.

По возвращении у Росси созрел проект перестройки набережной у . В этом в первую очередь заслуга римских построек: взяв их за образец, Росси предложил возвести над каналами мосты, под которыми могли бы проходить корабли. Помимо этого, над мостами должна была также проходить дорога. Для того времени проект был не просто смелым, а грандиозным. Возможно, поэтому план Росси не нашел одобрения ни у государя, ни в среде его коллег, некоторые из которых, вероятно, опасались увидеть в лице Росси сильного конкурента. Отказ вовсе не заставил Росси отказаться от своих амбициозных планов. За два года в Италии он смоделировал массу идей, сделал сотни зарисовок и эскизов и намеревался во что бы то ни стало воплотить их в жизнь. В итоге через несколько лет Росси отправляется в Москву , чтобы заниматься там строительством и ремонтом правительственных зданий - как в Кремле , так и по всему городу.

Известно, что работа Росси в Москве была очень плодотворной. Заслугами Росси можно считать строительство Екатерининской церкви в Вознесенском монастыре, Арбатского театра, а также планирование и застройку Твери . К сожалению, московские проекты Росси не сохранились до нашего времени.

В 1815 году Росси вернулся в Петербург. Привычка продуктивно работать никогда не покидала его на протяжении всего творческого пути. Впрочем, вернее, наверно, сказать, что Росси просто не мог перестать творить - слишком сильна была его привязанность к своему делу, слишком предан он был своим чертежам и рисункам. Поэтому и в Петербурге он не изменял своим традициям, с необыкновенным рвением принявшись разительно менять облик города.

С 1819 по 1829 гг. Росси завершил ансамбль Дворцовой площади. Здесь архитектор построил здание Главного Штаба и изменил направление Большой Морской улицы. Росси, бесспорно, можно назвать одним из самых смелых архитекторов своего времени - он не боялся вводить новые, никем еще не опробованные приемы. К примеру, именно его заслугой можно считать появление металлических перекрытий. Росси стал новатором городского зодчества, придав облику Петербурга масштабность столицы. Творения Росси не только качественно изменили панораму Петербурга, но и возвысили имя зодчего на международной арене.

Последние годы

Блестящая карьера Росси подходила к закату. Силы постепенно покидали архитектора, ему, как и всем на склоне лет хотелось покоя. В 1832 году он подал прошение об отставке, которое было принято. Тем не менее, поработать на императора Росси придется еще не раз - в том же, 1832 году был открыт Александринский театр, который же спустя 15 лет зодчему придется реставрировать. А в 1837 году Росси снова окажется у дел, когда его позовут заниматься реконструкцией Эрмитажа . В России просто не было мастера лучше, которому могли бы доверить подобную работу.

Вспоминая, какую грандиозную прижизненную славу снискал себе зодчий, трудно поверить, что на старости лет он окажется на грани нищеты. Отстроенный им Петербург, увы, совершенно забыл заслуги великого архитектора. В 1846 году в семье Росси случилось большое горе - скончалась его вторая супруга. Всего Карл Иванович был женат дважды, и от двух браков у него осталось десять детей. Содержать их, кроме престарелого отца, здоровье которого стремительно ухудшалось, было некому. Поэтому Росси, вместо спокойной старости, о которой он мечтал, вынужден был перебиваться случайными заработками и, давясь унижением, писать письма в императорские кабинеты, прося помочь ему материально. Последние годы жизни Росси прошли по адресу Набережная реки Фонтанки, 185. В ту пору этот район считался очень дешевым, поэтому Росси и снимал здесь жилье. Скудной пенсии (ряд источников и вовсе утверждает, что зодчий на старости лет не удостоился даже пособия) не хватало даже на оплату жилья, поэтому Росси ко всему прочему торговал билетами в ложу на втором ярусе Александринского театра.

Именно нужда сподвигла его в 1849 согласиться реставрировать театр, который он когда-то строил, тогда искренне веря, что это последнее, что от него потребуется. Но императорская администрация понимала, что без опыта Росси ей не обойтись, и потому пригласила его возглавить работы по восстановлению облика здания. Как оказалось, театр сыграл в жизни Карла Ивановича роковую роль.

В 1849 году в Петербурге началась эпидемия холеры. Несколько рабочих тоже заболели. Заразился и сам Росси. И без того хрупкое здоровье архитектора пошатнулось окончательно: старый и немощный, он не смог бороться с болезнью.
Карл Иванович Росси скончался 6 апреля 1849 года. Денег на похороны у его детей не было, поэтому им пришлось обратиться к императору для того, чтобы получить средства на оплату достойного погребения отца. Тем не менее, похороны были тихими, и Росси упокоился на Волковском лютеранском кладбище рядом со своей второй женой. В 1940 году прах был перезахоронен в Некрополе XVIII века Александро-Невской лавры.


2024 english-speak.ru. Изучение английского языка.