«Художественное мастерство М. Cочинение «Художественное мастерство М. Горького в рассказе «Старуха Изергиль

"Старуха Изергиль" - одна из ранних работ пера Максима Горького, где уже в полной мере воплотился талант автора с его многообразием использования ярких, даже индивидуальных художественно-выразительных средств. Красочные, цепкие и чуткие сравнения, в которых автор представляется тонким наблюдателем, человеком с подвижной и богатой образной фантазие, перерастают во всю сложность и силу системы образов этого произведения и глубокую символичность.
Во всем океане образности этого рассказа главными героями являются сама Старуха Изергиль, Ларра- вольный сын девы и гордого орла, и Данко - герой, "сгорающий сам, светя другим". Три героя - три главы, части, на которые поделен рассказ. Первая глава - легенда о Ларре,которую ведает старуха. Ее собственная судьба описана во второй части, где автор рисует нам портрет ее "черных глаз", тусклых, "изогнутого, совиного носа" , изрезанным морщинами лица, иссушенной кожи, "впалых щек". Перед нами безжизненное существо, она подобно "тени", которая есть, но нереальна по своей сути(Изергиль- образ сказочницы).Вообще,стоит отметить с самого начала, тень, как кольцевой образ,проходящий тучами и братьями тенями над героями и полями, по всем трем главам. И образ старухи из трех - главный. Ее описания - образ человека, прожившего долгую и непростую жизнь. Именно старая и опытная - собеседница рассказчика - слушателя. Она хранительница таких же старых притчей,сказок и легенд, где их герои находят воплощение и в ней самой, но она не подозревает этого.
Ларра- еще одна, ключевая, тень.он -раннее, из-за своей непоколебимой гордыни, жажды самовольности и безграничности действий и права, обречен на вечную свободу и скитания, мучительное бессмертие в глухом одиночестве, уже не таком гордом,как его стремления, сын девы и вольной птицы. Его наказание за безмерную гордыню- бессмертное существование, он за все годы превратился в тень, не отстающую ни на мгновение, неуловимую и призрачную.
Данко- герой, который оставил уже не "тень" , а искры,свет, как воспоминание о себе и настоящем подвиге. Он- образ самопожертвования, противопоставление и старухе, и Ларре.Он-образ гуманизма, человечности и настоящей личности.
Старуха Изергиль не видит свои сходства с Ларрой. И,хотя она считает,что ставила свою "тень" в этой жизни былой любовью и перенесенной в ее уста мудростью, ее существование такое же бессмысленное,как существование Ларры. Они- две тени. Она в глубине надеется найти собственное сходство с Данко,но ее прошлое говорит лишь о схожей с Ларрой гордыней и жаждой вольности.
Их яркий антипод - горящий Данко, его сердце горит, сердце же и глаза старухи, не смотря на пережитые чувства и любовь,воспоминания, тусклы. Она думает, что целиком отдала любви,как и Данко людям, свое сердце.Она ошибается,от Данко эта сказочница крайне далека. Как и Ларра, живой она остается одна среди своей пережитой любви. По-настоящему она никогда не была способна любить, была вольна и по сути одинока, а сейчас и просто едва реальна.
Данко- это не "тень", это луч света, искры и вечная светлая память избранному герою.
Огромную роль и значение играет эта следующая деталь, параллель, которая снова и снова подтверждает родственность главного образа героини с Ларрой и их отчужденности от Данко: старуха Изергиль первая указывает на тень Ларры, она видит ее,показывает собеседнику, но он не замечает и, даже стараясь, так и не увидит этой тени Ларры, искры же Данко первым подмечает повествователь,видит их свечение, указывает на них, но в ответ старуха говорит,что уже слепа и ей не по силу их видеть, она так и не созерцает их света. !
Старуха далека и от настоящего подвига, символом которого является опять же Данко. Ее жертва ради шляхтича, когда рискуя собой,она ползла к пленным через часового,чтобы увидеть "возлюбленного" - не есть подвиг. Этот поступок она совершила не по настоящей любви, не по широте своей души и благодетели, она погубила (так же наступив на горло как и Ларра своей жертве) по сути невинную личность и своим поступком не изменила положения. Этим поступком она лишь снова показала свою вольность и могущество.
Три убийства- еще три опоясавших рассказ символа. Ларра убивает невинную женщину ради собственной гордыни, Изергиль ради "любимого" , а Данко убивает себя, ради других, и его сердце топчут...
Подводя итог в нашей образной и символической линии,еще раз скажем о том, что Ларра и Изергиль - образы свободы, но ими они никогда не были, так как в них мало или вообще нет человечности и сердечности, что может сделать их сердца и души действительно свободными. Что нельзя сказать о Данко, который умер свободным, искрой надежды в человеческих душах и продолжил свой горящий путь в их свободных сердцах. И лишь одним отличием старухи Изергиль от Ларры является то, что она не бессмертна и может дать хотя бы толику другим окружающим людям...
Мы в полной широте рассмотрели всю многогранную, отточенную и глубокую по замыслу образность, заключенную в главной живой героине- старухе Изергиль, воплотившую в себя черты героев легенд Ларры и Данко. Я считаю, что в этом рассказе как нельзя глубже и ярче раскрывается талант писателя,как словесного портретиста, пейзажиста и тончайшего психолога.

Сейчас смотрят:

ДАНТЕ АЛИГЬЕРИ (Dante Alighieri) (1265?1321), итальянский поэт. Родился в середине мая 1265 во Флоренции. Его родители были почтенные горожане скромного достатка и принадлежали к партии гвельфов, выступавшей против власти германских императоров в Италии. Они смогли оплатить обучение сына в школе, а впоследствии позволили ему, не заботясь о средствах, совершенствоваться в искусстве стихосложения. Представление о юности поэта дает его авт

«Песня про... удалого купца Калашникова» М. Ю. Лермонтова - это поэма о поединке добра и зла, чести и бесчестия. Царский опричник Кирибеевич и удалой купец Калашников - главные герои поэмы. Несмотря на то что оба сильны, молоды, хороши собой, они в то же время сильно отличаются друг от друга. Степан Калашников любит свой труд, требующий от него сметливости, расчетливости, дальновидности. Купец честный и хозяйственный, он по праву горд

Сегодня был чудесный майский день. Именно про такие деньки говорят «погожие». Солнышко светило ярко и приветливо уже с самого раннего утра. Было на удивление тепло, я даже засомневалась, а весна ли на дворе - уж больно всё вокруг было похоже на самое настоящее лето!Я оделась легко, почти по-летнему, и не прогадала - после уроков стояла такая жа­ра, что вдруг представилось, что уже начались летние каникулы. На душе стало так хорошо и вес

Что такое родина для русского человека, показал опыт мировых и локальных войн. В едином патриотическом порыве русские люди восстают против врага, защищая родину. В эти моменты забываются все противоречия и разногласия. Родина – это нечто большее, чем просто то место, где человек родился и вырос. Родина – слово, которое вбирает в себя множество чувств, которые порой и незаметны. Но они отчетливо проявляются во время нападения общего враг

Моя бабушка родилась в далёком 1938 го­ду, а в школу пошла сразу после окончания Великой Отечественной войны. Жила она тог­да в деревне с мамой и двумя братьями, её отец воевал и вернулся только год спустя пос­ле победы, он работал на восстановлении Мос­квы.В конце лета на пороге их дома появилась сельская учительница Александра Васильевна, она делала обход семей, в которых были семи­летние дети. Маму моей бабушки, прабабуш­ку, не надо

Александр Блок - выдающееся явление в русской поэзии. Это один из наиболее замечательных поэтов “серебряного века” и яркий представитель символистов. От символизма он не отступал, по сути, никогда: ни в юношеских стихах, полных туманов и грез, ни в более зрелых произведениях. Лирика Блока во всем ее многообразии представляет собой, в сущности, единое произведение (так утверждал сам поэт). Это произведение, создававшееся всю жизнь, явля

В комедии “Горячее сердце” Островский обратился к быту купечества и мещанства. Один из центральных персонажей комедии - богатый подрядчик Тарас Тарасыч Хлыпов выступает как продукт уже новых времен и рядом с некоторыми героями сатирических очерков Салтыкова-Щедрина является одним из самых ярких в русской литературе воплощений типа “чумазого”. Пьяные выдумки Хлыпова, весь распорядок его безобразит хамская самоуверенность, его стихийн

Написанная в 1925 году, повесть «Собачье сердце» была опубликована в России лишь в 1987 году. Шестьдесят лет публикация ее была запрещена. Сюжет: опыт по пересадке собаке человеческих органов привел к неожиданным результатам: собака по облику начала походить на человека, но дальнейшие попытки «очеловечить» ее оказались неудачными, опыт вышел из-под контроля и мог обернуться большими неприятностями для создателя нового существа.Булгаков

Важнейшее из человеческих усилий - стремление к нравственности. От него зависит наша внутренняя устойчивость и само наше существование. Только нравственность в наших поступках придает красоту и достоинство нашей жизни. Сделать ее живой силой и помочь ясно осознать ее значение - главная задача образования. «Человек рождается не просто для того, чтобы есть и пить. Для этого было бы гораздо удобнее родиться дождевым червем», - так писал Вл

Рассказывая о М. В. Ломоносове, часто приходится произносить слово «первый». А. С. Пушкин писал: «Ломоносов был великий человек. Он создал первый университет. Он, лучше сказать, сам был первым нашим университетом». Современному ученому трудно себе представить, как можно одновременно работать в области химии, физики, геологии, астрономии, географии, металлургии, истории и филологии. Невозможно отделаться от чувства восхищения: как одного

Мечтать - не значит жить!
Нужны подвиги, подвиги!
М. Горький

  • изучение идейного и художественного своеобразия легенды;
  • овладение понятием легенда;
  • воспитание уважения к высоким нравственным качествам: бескорыстию, гордости, добру, любви к людям, служению им.

Оборудование: портрет М.Горького, иллюстрация к легенде, рисунки учеников, текст художественного произведения, список средств художественной выразительности, компьютер.

Каждый момент урока сопровождается показом слайдов.

Ход урока

Вступительное слово учителя.

Мы закончили изучение повести М. Горького "Детство" автобиографическое произведение, которое помогло нам лучше узнать писателя, проследить, как формировалась его личность. Горький всегда пристально наблюдал за жизнью, видел в ней и радости, и горести, и разочарования, и негодования. Свои мечты и чаяния отразил в романтических произведениях 90-х годов.

Сообщение учащегося.

"Песня о Соколе" 1895 год создаёт образ гордого Сокола с его страстной жаждой подвига. Сокол готов пожертвовать собственной жизнью, чтобы познать красоту и прелесть свободы. Он противопоставлен в "Песне:" пошлому мещанскому благоразумию духовно ограниченного Ужа, который никуда не стремится и доволен тем, что есть. Горький восхищается Соколом, т.е. подвигом, самоотверженностью, вольнолюбием, активностью, гордостью и выступает против эгоизма, прозябания. Крылатое выражение "Безумству храбрых поём мы славу" несет идею: в душе человека должна жить жажда нового, прекрасного, готовность к подвигу во имя людей.

Литературоведческий словарь.

Учитель: Действительно, замечательное произведение. Сообщение навеяло вам размышления о прочитанной к уроку легенде о Данко? Есть сходства?

За несколько месяцев до создания рассказа "Старуха Изергиль" Горький писал: "Мечтать - не значит жить! Нужны подвиги, подвиги! Нужны такие слова, которые бы звучали, как колокол набата, тревожили всё и, сотрясая, толкали вперед". Так понимал высший смысл жизни и искусства писатель. И сам искал сильное, яркое слово, которое могло бы заставить человека изменить жизнь, совершить подвиг.

Рассказ "Старуха Изергиль"(1894 г.) и есть такое слово, особенно легенда о Данко, утверждающая героический подвиг во имя свободы и счастья людей.

Что скажете о композиции рассказа? (Если читали целиком).

Заключительная часть- легенда о Данко.

Легенда о Данко.

Определение легенды записать в тетрадь

Легенда - один из самых значительных жанров письменности на протяжении всего европейского средневековья, начиная с VI века. Первоначально - жития святого, написанное для чтения в день его памяти. В фольклоре легенда- рассказ, в основе которого лежит чудо, фантастический образ или представления, которые воспринимаются как достоверные.

Работа с текстом легенды.

Каким, по-вашему, должен быть герой легенды?

Какими были люди племени?

Почему не стали сопротивляться?

Могли ли что-то сделать для своего спасения? (впали в тоску, страх овладел ими).

Какие выразительные средства использует автор?

Средства художественной выразительности:

Эпитеты: старый лес, тяжёлая пора, каменные деревья. Крепкая тьма, ядовитый смрад, торжествующий шум леса, живой огонь.

Метафоры: лучи падали, ужас родили женщины.

Олицетворение: великаны-деревья, ветер бил, тени прыгали, ветер пел похоронную песню, торжествуют злые духи; болото разевало пасть, зашептали деревья, деревья простирали корявые длинные руки.

Сравнение: деревья заступали дорогу могучей стеной; ветки переплелись, как змеи; стало так темно, точно собрались все ночи; шли, как стадо овец.

Гипербола: лучи солнца не могли пробить себе дорогу до болот сквозь густую листву; Кольцо крепкой тьмы пыталось раздавить, люди гибли один за другим.

Обилие однородных членов: весёлые, сильные и смелые люди, болота и тьма, сильные и злые, робкие и тихие, пота и крови, бодр и ясен, скрипели и гудели, быстро и смело, без жалоб и слез.

Риторические вопросы, восклицания.

Повторы: были, могли, сидели и думали, многосоюзие (и когда, точно, что, потому что, ни -ни) , умолчание (:)

Выводы учащихся:

Итак, обилие средств выразительности придаёт повествованию особую музыкальность, завораживающую певучесть, ритмичность (многосоюзие, повторы, восклицания)

Гиперболические эпитеты и сравнения создают особую торжественность, патетичность.

Течение фразы величаво, неторопливо.

В яркости, оригинальности эпитетов, метафор выражается потрясенность рассказчика богатством красок, звуков, динамичностью окружающего мира. Олицетворения оживляют картины природы, придают декоративный характер, как бы "озвучивают" и "одушевляют" природу.

Манера повествования, характер пейзажа и его подача дают нам представления о рассказчике, человеке, который восхищён, взволнован богатством и красотой природы, мятежностью и свободолюбием людей.

Записать в тетрадь:

Все выразительные средства подчинены не столько стремлению точно изобразить предмет или явление, сколько создать определённое повышенное настроение.

Почему люди доверились Данко?

(обрадовались, что кто-то решит их проблемы, увидели, что он лучший?).

Почему произошёл перелом в настроении людей?

(Страшные явления; употреблены активные глаголы: грянула, скрипели, гудели, летая, освещали, исчезали - динамика действий. Контраст тьма- свет. Образование чего-то неопределенного: что-то страшное, тёмное и холодное.)

Ужас охватывает людей.

Почему возникло желание убить Данко?

А мог ли он спасти себя один?

Почему не сделал это?

Какой эпизод легенды является кульминационным?

Выразительное чтение отрывка наизусть.

Просмотр рисунков и иллюстраций. Формулировка идеи: надо стремиться к подвигу, любить людей, быть способным на самопожертвование.

Беседа по выявлению восприятия.

Как вы оцениваете поступок "осторожного человека"? (испугался, не каждый способен на подвиг)

Напрасна ли смерть Данко? (спас целое племя; его не забудут, когда осознают сделанное Данко).

Подвиг, по Горькому,- это высшая степень свободы от любви к себе. Героическая романтика Горького тесно связана с жизнью, она в более яркой и сильной форме выражает то, что заложено в самой действительности.

Искры, оставшиеся от сердца Данко, зажгли другие сердца.

Есть примеры?

Как стать героем?

Связь романтики Горького с жизнью. Итоги исследовательских работ учащихся.

Герои Великой отечественной войны. Подвиг А.Матросова

Герои наших дней. Герои афганской и чеченской воин. Герои нашего региона.

События настоящего времени: "Невский экспресс", пожар в пермском клубе "Хромая лошадь"

Вывод: Герои живут среди нас. Воспитывайте в себе героев.

Домашнее задание:

Сочинение-миниатюра "Как стать героем?"


Рассказ «Старуха Изергиль» написан в середине 90-х годов XIX века, в эпоху пролетарских революций. Романтические герои здесь не обрисованы Горьким как представители определенных социальных групп. Их вольнолюбие, смелость, протест против сковывающих сил выражаются в плане индивидуальных переживаний. В рассказе осуждаются люди, выступающие против коллектива. Легендой о Ларре развенчивается культ «сверхчеловека», хищника. Данко же полон готовности к самопожертвованию ради блага народа, «великой любви к людям». Тема «прекрасного мира» и жизнеутверждения в идейном содержании произведения существенна. Она составляет основной мотив «обрамления», где вырастает образ прекрасной природы и людей, умеющих трудиться, наслаждаться жизнью, петь песни, видеть и создавать красоту. В рассказе «Старуха Изергиль» совмещаются мотивы жизнелюбия, радости жизни и мотивы героического самопожертвования Данко, борьбы за свободу и благо народа. С первых строк ощущается романтический колорит, но сначала писатель более сдержанно пользуется средствами выразительности для его создания, а далее повествование все более эмоционально окрашивается, как бы преломляясь через восприятие рассказчика. Романтичен и облик старухи, от лица которой ведется повествование: «Время согнуло ее пополам… Ее сухой голос звучал странно, он хрустел, точно старуха говорила костями». Сказочный, фантастический этот облик - олицетворение самого времени. «Многие тысячи лет прошли с той поры…» - начинает Изергиль свой рассказ, и кажется, что старуха - свидетельница того, что происходило в течение этих лет. Слово «время» воспринимается здесь как «вечность». В основе композиции рассказа «Старуха Изергиль» лежит антитеза. Если в образе Данко писатель раскрывает духовную силу волевого человека, то в первой легенде, о Ларре, он показывает бессмысленность индивидуализма. Один холодный ум без молодого сердца не дает человеку настоящей силы. Уверенности в своем превосходстве недостаточно для счастья. Это слабость сына орла и земной женщины. Мать Ларры, «измученная», «иссохшая», - самая несчастная жертва того, кто противопоставил себя тысячам. В понимании писателя лишь горячая любовь к людям и своему делу дает человеку твердость в жизненных испытаниях. Данко, жертвующий собой ради других, сильнее Ларры. Интересно, что Горький уподобляет силы природы живому существу: «…болото разевало свою жадную, гнилую пасть», «…лес глухо гудел, точно грозил и пел похоронную песню…», «И деревья… казались живыми, простирающими вокруг людей… корявые, длинные руки…» У природы свой характер, свое отношение к людям. Вот как, например, «ведет себя» лес, когда озверевшие от злобы и усталости люди хотят убить того, кто ведет их к свету. «Остановились они и под торжественный шум леса, среди дрожащей тьмы, усталые и злые, стали судить Данко». Лес торжествует. Когда герой совершил свой подвиг, «тьма разлетелась… и пала в гнилой зев болота». Лес, тьма, болото - это олицетворение сил зла, которые стремятся человека превратить в зверя. Об этом следующие строки: «Данко смотрел на тех, ради которых он понес труд, и видел, что они - как звери», «…не было на лицах их благородства…», «…и они насторожились, как волки…», «Ты умрешь! - ревели они». Писателю было необходимо выразить, что лес торжествует победу, победу сил зла над людьми, которые стали похожи на зверей, поэтому он говорит о «торжествующем», «ликующем» шуме леса. Когда Данко осветил своим пылающим сердцем дорогу людям, «лес замолчал…, а тьма разлетелась от света его… и пала в гнилой зев болота». Иногда у Горького одни и те же эпитеты характеризуют противоположных героев. И Данко, который сжег свое сердце для людей, и Ларра, который «кроме себя, не видит ничего», характеризуются словами «гордый», «смелый», «красивый». «Вот как был поражен человек за гордость!» - это заключительные слова старухи Изергиль о Ларре. Рассказ о Данко тоже кончается словами о гордости: «Кинул взор вперед себя на ширь степи смельчак Данко, - кинул он радостный взор на свободную землю и засмеялся гордо». Сохранить свою гордость, то есть чувство собственного достоинства, для Данко - это не стать зверем, не потерять в себе Человека. У Ларры же гордость превращается в индивидуализм, ведет к презрению и ненависти ко всем окружающим. Сравнивается в рассказе и красота героев: красота Данко - это отражение его благородства, красота Ларры - отчужденности от людей. Поэтому она холодная, хищная: «…глаза его были холодны и горды, как у царя птиц». Конец рассказа вызывает радостное чувство. Ощущение переливающихся красок, яркого света выражается в следующих фразах: «… лес замолчал, освещенный», «…тьма разлетелась от света…», «… люди сразу окунулись в море солнечного света и чистого воздуха…». Таким образом, все изобразительные средства неразрывно связаны с идейным содержанием рассказа. Они передают мысль писателя о том, что подлинная красота человека - в стремлении одолеть враждебные людям силы. Быть же пассивным - значит уподобиться зверю.

На уроке учащиеся на примере рассказа Максима Горького «Старуха Изергиль» разберут основные приемы создания романтического произведения; проанализируют легенды о Ларре и Данко; дадут характеристику главной героине; определят основную идею рассказа; составят представление о нравственной и гражданской позиции автора.

Тема: Из литературы XX века

Урок: М. Горький «Старуха Изергиль»

В период с 1892 по 1902 годы по степям Бессарабии странствовал тогда еще никому не известный 24-летний Алексей Пешков, который очень скоро войдет в русскую литературу под псевдонимом Максим Горький (рис. 1).

Тяжелыми и одновременно прекрасными были те 5 лет для писателя. Тяжелыми, потому что приходилось туго: чтобы не умереть с голода, Горький не брезговал никакой, даже самой тяжелой работой. В то же время будущий писатель накапливал впечатления, наблюдал, набирался опыта, встречал интересных людей. Все это в дальнейшем легло в основу его творчества.

Рис. 1. М. Горький ()

Первые произведения молодого Горького посвящены периоду южных скитаний. Это рассказы «Макар Чудра», «Челкаш», «Старуха Изергиль».

В названиях звучат имена главных героев. Они необычны, непривычны для нас. Как необычны события, о которых повествует рассказчик. Синонимы к слову «необычный» - загадочный, таинственный, красивый, фантастический, романтический.

Все эти определения как нельзя точно отражают впечатление от ранних романтических рассказов Горького.

Роль пейзажа в романтических рассказах Горького

Пейзаж (фр. Paysage от pays, местность, страна) - 1) вид местности; 2) в искусстве - художественное изображение природы. Говоря точнее, это один из видов художественного описания или жанр изобразительного искусства, основной предмет изображения в котором - природа, город или архитектурный комплекс.

Основные цели использования пейзажа:

  1. Раскрыть состояние героя;
  2. Противопоставить окружающий мир человеческим убеждениям;
  3. Установить композиционные связи между частями произведения;
  4. Отразить загадку природы, ее красоту и уникальность.

С первых строк рассказа «Старуха Изергиль» читатель погружается в атмосферу южной ночи, чувствует ласкание теплого морского ветра, слышит звуки ночной степи, видит поющих людей, возвращающихся с работы: «Воздух был пропитан острым запахом моря и жирными испарениями земли, незадолго до вечера обильно смоченной дождем. Еще и теперь по небу бродили обрывки туч, пышные, странных очертаний и красок, тут - мягкие, как клубы дыма, сизые и пепельно-голубые, там - резкие, как обломки скал, матово-черные или коричневые. Между ними ласково блестели темно-голубые клочки неба, украшенные золотыми крапинками звезд. Все это - звуки и запахи, тучи и люди - было странно красиво и грустно, казалось началом чудной сказки».

Средства художественной выразительности , которые помогают придать пейзажу необычности, загадочности, романтичности:

ЭПИТЕТЫ: «острый запах моря», «пышные, странные очертания и краски», «ласково блестели», «украшенные золотыми крапинками звезд», «было странно, красиво и грустно», «чудная сказка».

МЕТАФОРЫ: «обрывки туч», «клочки неба», «крапинки звезд».

СРАВНЕНИЯ: тучи, «как клубы дыма», «как обломки скал».

Особенности композиции рассказа Горького «Старуха Изергиль»:

  1. Легенда о Ларре
  2. Жизнь старухи Изергиль.

Обрамлением каждой части является романтический пейзаж, в котором природа как бы оживает и становится участником повествования, усиливает романтическое содержание легенд.

Легенда, как миф и сказка, является жанром устного народного творчества. События в легенде приукрашены или преувеличены. Главный герой легенды - личность необычная, исключительная, романтическая.

Романтические герои рассказа Горького «Старуха Изергиль»

«Легенда о Ларре»

Идея «Легенды о Ларре»: «За все, что человек берет, он платит собой: своим умом и силой, иногда - жизнью».

Происхождение

«один из тех людей»

Внешность

«молодой красавец», «в очах его светилось много силы и живого огня».

Отношение к окружающим

Альтруизм: «Он любил людей и думал, что, может быть, без него они погибнут. И вот его сердце вспыхнуло огнем желания спасти их, вывести на легкий путь».

Поступки

Самопожертвование: «он разорвал руками себе грудь и вырвал из нее свое сердце и высоко поднял его над головой. Оно пылало так ярко, как солнце, и ярче солнца, и весь лес замолчал, освещенный этим факелом великой любви к людям».

Реакция окружающих

1. «Дружно все пошли за ним - верили в него».

2. «И стали они упрекать его в неумении

управлять ими»

3. «радостные и полные надежд, не заметили смерти его».

Финал

«Кинул взор вперед себя на ширь степи гордый на свободную землю и засмеялся гордо. А потом упал и - умер».

Идея. Легенда о Данко, красивом, смелом и сильном герое, несет в себе идею подвига, самопожертвования, альтруизма (рис. 2).

Рис. 2. Легенда о Данко ()

Данко помогает людям не ради славы и признания, а ради их счастья. И пусть люди сразу не оценили его подвига. Но сама природа не дала им забыть о подвиге Данко:«в степи стало страшно тихо, точно и она была поражена силой смельчака Данко, который сжег для людей свое сердце и умер, не прося у них ничего в награду себе».

Сравнение Ларры и Данко

Героев объединяет только один пункт сравнения: оба молоды, красивы, горды. В остальном они противоположны. Ларра - воплощение эгоизма, жестокости, циничного равнодушия к людям, гордыни. Данко - альтруист, совершающий подвиг самопожертвования во имя людей. Таким образом, рассказ построен на антитезе, а герои являются антиподами.

Антипод (др.-греч. ἀντίπους — «противоположные» или «противостоящие ») — в общем смысле что-нибудь, расположенное противоположно чему-нибудь другому.

В переносном смысле может применяться к любым противоположным предметам, например, к людям с противоположными взглядами.

Образ старухи Изергиль

В рассказ «Старуха Изергиль» автор включает рассказ старухи о своей жизни. Эти воспоминания композиционно размещаются между двумя легендами. Герои легенд не реальные люди, а символы. Ларра - символ эгоизма, Данко - альтруизма. Что касается образа старухи Изергиль, то ее жизнь и судьба вполне реалистичны.

Изергиль очень стара: «Время согнуло ее пополам, черные когда-то глаза были тусклы и слезились. Ее сухой голос звучал странно, он хрустел, точно старуха говорила костями».

Старуха рассказывает о своей жизни, о мужчинах, которых сначала любила, а потом предавала, и только ради одного была готова отдать жизнь. Все возлюбленные ее внешне могли быть некрасивы. Но не это было главное для Изергиль. Она выбирала тех, кто способен на поступок: «Он любил подвиги. А когда человек любит подвиги, он всегда умеет их сделать и найдет, где это можно. В жизни, знаешь ли ты, всегда есть место подвигам. И те, которые не находят их для себя, - те просто лентяи или трусы или не понимают жизни, потому что, кабы люди понимали жизнь, каждый захотел бы оставить после себя свою тень в ней. И тогда жизнь не пожирала бы людей бесследно...»

В своей жизни Изергиль часто поступала эгоистично. Например, вспомним ее побег из гарема с сыном султана, который вскоре умер. Она рассказывает: «Я плакала над ним. Кто скажет? Может, ведь это я и убила его». Но также Изергиль была способна на подвиг самопожертвования. Например, она рискует собой, спасая любимого человека из плена.

Старуха Изергиль меряет людей такими понятиями, как честность, прямота, смелость, деятельность. Для нее это красивые люди. Изергиль осуждает людей скучных, трусливых и подлых. Она гордится, что многое повидала на своем веку и верит: ее жизненный опыт нужно передавать молодым. Вот почему она рассказывает легенды о Ларре и Данко.

Список литературы

  1. Коровина В.Я. Дидактические материалы по литературе. 7 класс. — 2008.
  2. Тищенко О.А. Домашняя работа по литературе за 7 класс (к учебнику В.Я. Коровиной). — 2012.
  3. Кутейникова Н.Е. Уроки литературы в 7 классе. — 2009.
  4. Коровина В.Я. Учебник по литературе. 7 класс. Часть 1. — 2012.
  5. Коровина В.Я. Учебник по литературе. 7 класс. Часть 2. — 2009.
  6. Ладыгин М.Б., Зайцева О.Н. Учебник-хрестоматия по литературе. 7 класс. — 2012.
  7. Курдюмова Т.Ф. Учебник-хрестоматия по литературе. 7 класс. Часть 1. — 2011.
  8. Фонохрестоматия по литературе за 7 класс к учебнику Коровиной.
  1. ФЭБ: Словарь литературных терминов ().
  2. Словари. Литературные термины и понятия ().
  3. Толковый словарь русского языка ().
  4. М. Горький Старуха Изергиль ().
  5. Максим Горький. Биография. Произведения ().
  6. Горький. Биография ().

Домашнее задание

  1. Найдите и прочитайте описание степи перед легендой о Данко и после неё. Какую роль романтический пейзаж играет в рассказе?
  2. Можно ли Данко и Ларру назвать романтическими героями? Ответ обоснуйте.

Рассказ «Старуха Изергиль» написан в середине 90-х годов XIX века, в эпоху пролетарских революций.

Романтические герои здесь не обрисованы Горьким как представители определенных социальных групп. Их вольнолюбие, смелость, протест против сковывающих сил выражаются в плане индивидуальных переживаний.

В рассказе осуждаются люди, выступающие против коллектива. Легендой о Ларре развенчивается культ «сверхчеловека», хищника. Данко же полон готовности к самопожертвованию ради блага народа, «великой любви к людям».

Тема «прекрасного мира» и жизнеутверждения в идейном содержании произведения существенна. Она составляет основной мотив «обрамления», где вырастает образ прекрасной природы и людей, умеющих трудиться, наслаждаться жизнью, петь песни, видеть и создавать красоту. В рассказе «Старуха Изергиль» совмещаются мотивы жизнелюбия, радости жизни и мотивы героического самопожертвования Данко, борьбы за свободу и благо народа.

С первых строк ощущается романтический колорит, но сначала писатель более сдержанно пользуется средствами выразительности для его создания, а далее повествование все более эмоционально окрашивается, как бы преломляясь через восприятие рассказчика.

Романтичен и облик старухи, от лица которой ведется повествование: «Время согнуло ее пополам… Ее сухой голос звучал странно, он хрустел, точно старуха говорила костями». Сказочный, фантастический этот облик - олицетворение самого времени. «Многие тысячи лет прошли с той поры…» - начинает Изергиль свой рассказ, и кажется, что старуха - свидетельница того, что происходило в течение этих лет. Слово «время» воспринимается здесь как «вечность».

В основе композиции рассказа «Старуха Изергиль» лежит антитеза. Если в образе Данко писатель раскрывает духовную силу волевого человека, то в первой легенде, о Ларре, он показывает бессмысленность индивидуализма. Один холодный ум без молодого сердца не дает человеку настоящей силы. Уверенности в своем превосходстве недостаточно для счастья. Это слабость сына орла и земной женщины. Мать Ларры, «измученная», «иссохшая», - самая несчастная жертва того, кто противопоставил себя тысячам.

В понимании писателя лишь горячая любовь к людям и своему делу дает человеку твердость в жизненных испытаниях. Данко, жертвующий собой ради других, сильнее Ларры.

Интересно, что Горький уподобляет силы природы живому существу: «…болото разевало свою жадную, гнилую пасть», «…лес глухо гудел, точно грозил и пел похоронную песню…», «И деревья… казались живыми, простирающими вокруг людей… корявые, длинные руки…»

У природы свой характер, свое отношение к людям. Вот как, например, «ведет себя» лес, когда озверевшие от злобы и усталости люди хотят убить того, кто ведет их к свету. «Остановились они и под торжественный шум леса, среди дрожащей тьмы, усталые и злые, стали судить Данко». Лес торжествует. Когда герой совершил свой подвиг, «тьма разлетелась… и пала в гнилой зев болота». Лес, тьма, болото - это олицетворение сил зла, которые стремятся человека превратить в зверя.

евратить в зверя. Об этом следующие строки: «Данко смотрел на тех, ради которых он понес труд, и видел, что они - как звери», «…не было на лицах их благородства…», «…и они насторожились, как волки…», «Ты умрешь! - ревели они».

Писателю было необходимо выразить, что лес торжествует победу, победу сил зла над людьми, которые стали похожи на зверей, поэтому он говорит о «торжествующем», «ликующем» шуме леса.

Когда Данко осветил своим пылающим сердцем дорогу людям, «лес замолчал…, а тьма разлетелась от света его… и пала в гнилой зев болота».

Иногда у Горького одни и те же эпитеты характеризуют противоположных героев. И Данко, который сжег свое сердце для людей, и Ларра, который «кроме себя, не видит ничего», характеризуются словами «гордый», «смелый», «красивый». «Вот как был поражен человек за гордость!» - это заключительные слова старухи Изергиль о Ларре. Рассказ о Данко тоже кончается словами о гордости: «Кинул взор вперед себя на ширь степи смельчак Данко, - кинул он радостный взор на свободную землю и засмеялся гордо». Сохранить свою гордость, то есть чувство собственного достоинства, для Данко - это не стать зверем, не потерять в себе Человека. У Ларры же гордость превращается в индивидуализм, ведет к презрению и ненависти ко всем окружающим.

Сравнивается в рассказе и красота героев: красота Данко - это отражение его благородства, красота Ларры - отчужденности от людей. Поэтому она холодная, хищная: «…глаза его были холодны и горды, как у царя птиц».

Конец рассказа вызывает радостное чувство. Ощущение переливающихся красок, яркого света выражается в следующих фразах: «… лес замолчал, освещенный», «…тьма разлетелась от света…», «… люди сразу окунулись в море солнечного света и чистого воздуха…».

Таким образом, все изобразительные средства неразрывно связаны с идейным содержанием рассказа. Они передают мысль писателя о том, что подлинная красота человека - в стремлении одолеть враждебные людям силы. Быть же пассивным - значит уподобиться зверю.

2024 english-speak.ru. Изучение английского языка.