Использование икт в деятельности психолога. Использование средств современных икт в работе педагога-психолога доу. Методическая помощь в сети
![](https://i2.wp.com/arhivurokov.ru/multiurok/4/b/6/4b6f5fc4ec97dcb9c2b6b8b03c4bd5b21d627626/img1.jpg)
- На современном этапе практическая деятельность школьного психолога уже не мыслится без внедрения на разных этапах работы информационно-коммуникационных технологий.
- В работе возможно использование как готового продукта, так и создание, разработка нового.
![](https://i0.wp.com/arhivurokov.ru/multiurok/4/b/6/4b6f5fc4ec97dcb9c2b6b8b03c4bd5b21d627626/img2.jpg)
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИКТ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА
- применение специализированных компьютерных программ для психологической диагностики;
- Microsoft Excel - для анализа и создания банка данных индивидуальных и групповых диагностических обследований учащихся,
- разработка несложных тестов, с помощью которых можно проводить различные психолого-педагогические срезы,
- Применение на уроках, коррекционно-развивающих занятиях с учащимися разного возраста информационные продукты.
![](https://i2.wp.com/arhivurokov.ru/multiurok/4/b/6/4b6f5fc4ec97dcb9c2b6b8b03c4bd5b21d627626/img3.jpg)
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИКТ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА
- Использование слайд-презентаций, выполненных с помощью программы Microsoft Office Power Point при проведении коррекционно-развивающих занятий
- Использование презентаций и видео, аудиоматериалов для проведения релаксационных занятий
- Использование Интернет-ресурсов для проведения компьютерного тестирования
![](https://i1.wp.com/arhivurokov.ru/multiurok/4/b/6/4b6f5fc4ec97dcb9c2b6b8b03c4bd5b21d627626/img4.jpg)
Презентации как иснтрумент в работе психолога
Использование слайд-презентаций возможно на любом этапе занятия:
- вопросы к разминке,
- оздоровительные минутки,
- упражнения для профилактики нарушения зрения,
- весёлые физкультпаузы,
- задания по развитию познавательных процессов,
- релаксационные упражнения,
- фильмы с проблемными ситуациями и др.
Создание таблиц, включение текста, аудио и видеоинформации, анимация объектов – всё это позволяет акцентировать внимание учащихся на значимых компонентах, вызывать интерес к предложенным заданиям
![](https://i1.wp.com/arhivurokov.ru/multiurok/4/b/6/4b6f5fc4ec97dcb9c2b6b8b03c4bd5b21d627626/img5.jpg)
Материалы диска основываются как на популярных, так и на профессиональных методиках тестирования, разработанных психологами.
Современные профессиональные тесты помогут выявить скрытые возможности и мотивации человека. Методики «замаскированного тестирования» позволят разобраться в проблемах, возникающих в семье и трудовом коллективе.
Специалисты и все читатели, интересующиеся психологией, несомненно, оценят огромный выбор представленных тестов, четкое описание процедуры их проведения и обработки.
![](https://i2.wp.com/arhivurokov.ru/multiurok/4/b/6/4b6f5fc4ec97dcb9c2b6b8b03c4bd5b21d627626/img6.jpg)
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРОГРАММНЫХ ПРОДУКТОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО НАЗНАЧЕНИЯ
Этот мультимедийный диск – прекрасное пособие для тех, кто хочет научиться непринужденно вести себя, свободно общаться с разными людьми, обрести уверенность в себе, стать душой компании и успешным человеком.
На диске есть эффективные методики по развитию навыков общения, опытные психологи подскажут, как достойно разрешить конфликт, как критиковать, не обижая, как делать комплименты, что такое афронт, и дадут много других полезных советов.
![](https://i1.wp.com/arhivurokov.ru/multiurok/4/b/6/4b6f5fc4ec97dcb9c2b6b8b03c4bd5b21d627626/img7.jpg)
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРОГРАММНЫХ ПРОДУКТОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО НАЗНАЧЕНИЯ
Новая энциклопедия «Вспомнить все. Способы запоминания информации» позволит освоить простые, но необычайно эффективные методы тренировки памяти. Регулярные занятия приведут к тому, что вы всегда будете помнить даты, время встреч, расписание электричек и дни рождения близких. А еще на диске содержатся ценные сведения о том, как работает мозг, а также рекомендации по здоровому образу жизни.
![](https://i1.wp.com/arhivurokov.ru/multiurok/4/b/6/4b6f5fc4ec97dcb9c2b6b8b03c4bd5b21d627626/img8.jpg)
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРОГРАММНЫХ ПРОДУКТОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО НАЗНАЧЕНИЯ
Этот диск содержит уникальную подборку профессиональных тестов, применяемых психологами для оценки интеллектуальных способностей.
Кроме того, диск включает в себя набор упражнений «Разминка для интеллектуалов», предложенный Гансом Айзенком, создателем всемирно известных и наиболее распространенных тестов IQ. Эти упражнения помогут не только раскрыть, но и развить ваши интеллектуальные способности.
![](https://i1.wp.com/arhivurokov.ru/multiurok/4/b/6/4b6f5fc4ec97dcb9c2b6b8b03c4bd5b21d627626/img9.jpg)
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРОГРАММНЫХ ПРОДУКТОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО НАЗНАЧЕНИЯ
Нейролингвистическое программирование
«НЛП. Стратегия гения» – практическое пособие для всех, кто стремится повысить эффективность своей деятельности и достигнуть наивысших результатов. В пяти разделах энциклопедии: «Что такое НЛП?», «Теория», «Практика», «Тесты» и «Глоссарий» – можно найти исчерпывающие сведения о том, что представляет собой НЛП, и закрепить полученные знания с помощью специальных тестов.
![](https://i2.wp.com/arhivurokov.ru/multiurok/4/b/6/4b6f5fc4ec97dcb9c2b6b8b03c4bd5b21d627626/img10.jpg)
![](https://i1.wp.com/arhivurokov.ru/multiurok/4/b/6/4b6f5fc4ec97dcb9c2b6b8b03c4bd5b21d627626/img11.jpg)
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРОГРАММНЫХ ПРОДУКТОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО НАЗНАЧЕНИЯ
В подготовке коллекции принимал участие С.С. Степанов – психолог, автор 20 научно-популярных книг по психологии и свыше тысячи статей в газетах и журналах. На диске вы найдете следующие тесты:
- Знаете ли вы себя?
- Хозяин своей судьбы
- Ваш жизненный стиль
- Энергия вашей активности
- Каким вы видите мир?
- Каково ваше мнение о себе?
- Оптимист, пессимист, реалист?
- Потребитель или созидатель и т.д. (60 тестов)
![](https://i1.wp.com/arhivurokov.ru/multiurok/4/b/6/4b6f5fc4ec97dcb9c2b6b8b03c4bd5b21d627626/img12.jpg)
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРОГРАММНЫХ ПРОДУКТОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО НАЗНАЧЕНИЯ
![](https://i0.wp.com/arhivurokov.ru/multiurok/4/b/6/4b6f5fc4ec97dcb9c2b6b8b03c4bd5b21d627626/img13.jpg)
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРОГРАММНЫХ ПРОДУКТОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО НАЗНАЧЕНИЯ
Знаете ли вы себя? Каким вас видят окружающие? Ценят ли вас в коллективе? Насколько вы привлекательны для противоположного пола? Интерактивные психологические DVD-тесты предназначены для использования как на компьютере, так и на бытовом DVD-плеере.
![](https://i1.wp.com/arhivurokov.ru/multiurok/4/b/6/4b6f5fc4ec97dcb9c2b6b8b03c4bd5b21d627626/img14.jpg)
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРОГРАММНЫХ ПРОДУКТОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО НАЗНАЧЕНИЯ
Интерактивные программы
серии «Школа развития личности»
(производитель «Кирилл и Мефодий»)
http://www.nmg.ru/rubrs.asp?rubr_id=582
![](https://i1.wp.com/arhivurokov.ru/multiurok/4/b/6/4b6f5fc4ec97dcb9c2b6b8b03c4bd5b21d627626/img15.jpg)
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРОГРАММНЫХ ПРОДУКТОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО НАЗНАЧЕНИЯ
Серия развивающих программ
для дошкольников и
младших школьников
http://www.nd.ru/catalog/products/notserious2reaction/
![](https://i0.wp.com/arhivurokov.ru/multiurok/4/b/6/4b6f5fc4ec97dcb9c2b6b8b03c4bd5b21d627626/img16.jpg)
сайт «Детская психология для родителей»
www.psyparents.ru
сайт «Родителям о детях» http :// babynet.ru /
![](https://i2.wp.com/arhivurokov.ru/multiurok/4/b/6/4b6f5fc4ec97dcb9c2b6b8b03c4bd5b21d627626/img17.jpg)
Психологическое просвещение педагогов, родителей, подростков
«Психология»
http ://psy.rin.ru
Сайт психологического центра «Адалин»
http://adalin.mospsy.ru/
![](https://i0.wp.com/arhivurokov.ru/multiurok/4/b/6/4b6f5fc4ec97dcb9c2b6b8b03c4bd5b21d627626/img18.jpg)
On-line психологическое тестирование
http://www.psy-files.ru/
На сайте представлены on-line тесты, тестовые методики, подборка треннинговых упражнений для детей и взрослых, психологическая библиотека, документация психолога.
При условии регистрации на сайте вы можете скачать необходимую методику, а также оставлять комментарии на материалы сайта
![](https://i1.wp.com/arhivurokov.ru/multiurok/4/b/6/4b6f5fc4ec97dcb9c2b6b8b03c4bd5b21d627626/img19.jpg)
Психологическая диагностика, система мониторинга и создание электронных баз данных
Сайт ВСЕТЕСТЫ.RU
http://vsetesti.ru/
На сайте размещены профессиональные психологические тесты.
Для работы с материалами сайта необходима регистрация.
![](https://i1.wp.com/arhivurokov.ru/multiurok/4/b/6/4b6f5fc4ec97dcb9c2b6b8b03c4bd5b21d627626/img20.jpg)
Профилактическая деятельность
Использование материалов сайтов для подготовки и проведения мероприятий психопрофилактической направленности
http://www.narkotiki.ru/rup.html
![](https://i1.wp.com/arhivurokov.ru/multiurok/4/b/6/4b6f5fc4ec97dcb9c2b6b8b03c4bd5b21d627626/img21.jpg)
«Психологическая помощь из первых рук»
http://flogiston.ru/
Электронная версия журнала «Психология»
http://wday.ru/psychologies/
![](https://i1.wp.com/arhivurokov.ru/multiurok/4/b/6/4b6f5fc4ec97dcb9c2b6b8b03c4bd5b21d627626/img22.jpg)
Психологическое консультирование
Журнал «Вопросы психологии»
http://www.voppsy.ru/news.htm
«Психологическая наука и образование»
http://www.psyedu.ru/
![](https://i2.wp.com/arhivurokov.ru/multiurok/4/b/6/4b6f5fc4ec97dcb9c2b6b8b03c4bd5b21d627626/img23.jpg)
В помощь психологу
PsyCase - Портфель психолога
http://psycase.narod.ru/index.htm
Бесплатное ПО
http://www.softodrom.ru/
![](https://i2.wp.com/arhivurokov.ru/multiurok/4/b/6/4b6f5fc4ec97dcb9c2b6b8b03c4bd5b21d627626/img24.jpg)
Российская психология. Информационно-аналитический портал
www.rospsy.ru
Сайт «Мир психологии »
http://psychology.net.ru/
Сайт «Флогистон: психология из первых рук…»
http://flogiston.ru/
![](https://i0.wp.com/arhivurokov.ru/multiurok/4/b/6/4b6f5fc4ec97dcb9c2b6b8b03c4bd5b21d627626/img25.jpg)
Информационная поддержка деятельности педагога-психолога
Психологическая лаборатория http://vch.narod.ru/
Сайт «Практическая психология» Режим доступа : http://psynet.narod.ru/main.htm
![](https://i2.wp.com/arhivurokov.ru/multiurok/4/b/6/4b6f5fc4ec97dcb9c2b6b8b03c4bd5b21d627626/img26.jpg)
Информационная поддержка деятельности педагога-психолога
Электронные психологические библиотеки http://www.psylib.kiev.ua/
![](https://i1.wp.com/arhivurokov.ru/multiurok/4/b/6/4b6f5fc4ec97dcb9c2b6b8b03c4bd5b21d627626/img27.jpg)
Методическая помощь в сети
Сеть творческих учителей
www.it-n.ru
http://azps.ru/ - А. Я. Психология: описания психологических тестов, тестирование он-лайн, тренинги, упражнения, статьи, советы психологов
http://psychoanalyst.ru/ Психоаналитик.Ру
Чтобы успешно развивать познавательные процессы учащихся в учебной деятельности, необходимо развивать современные средства и методы обучения. А использование ИКТ с его огромными универсальными возможностями как и является одним из таких средств.
Статья: « Роль ИКТ в работе педагога-психолога »
Подготовила Сидорук Н.Е.
Применение компьютерных ИКТ в образовательном процессе - одна из наиболее важных и устойчивых тенденций развития мирового образовательного процесса.
Интерактивные формы обучения в школе предполагают наличие современных средств организации процесса, которые позволяют сохранять и дорабатывать диагностический, учебный, методический материал, побуждая к новым инновационным методам работы.
Применение ИКТ обладает неоспоримыми преимуществами. Предоставление знаний в форме презентации облегчает изучение темы, учащиеся чувствуют себя более уверенно и раскрепощёно. Презентация дает возможность любому педагогу проявить творчество, индивидуальность, избежать формального подхода к проведению занятий. Умелый педагог может превратить презентацию в увлекательный способ вовлечения учащихся в образовательную деятельность. Причем презентация может стать своеобразным планом урока, его логической структурой, т.е. может быть использована на любом этапе урока или на любом виде урока, будь то: изучение нового материала или закрепление, контроль знаний или домашнее задание и др.
Презентации во время занятий и внеурочной деятельности представляют информацию в различных формах и тем самым делают процесс обучения более эффективным.
Информационная технология обучения - это процесс подготовки и передачи информации обучаемому, средством осуществления, которого является компьютерная техника и программные средства.
Чтобы успешно развивать познавательные процессы в учебной деятельности, необходимо искать более современные средства и методы обучения. Использование компьютера с его огромными универсальными возможностями и будет являться одним из таких средств.
Персональный компьютер
- универсальное обучающее средство, которое может быть с успехом использовано на самых различных по содержанию и организации учебных и внеурочных занятиях.
Наиболее доступным средством для создания собственных компьютерных обучающих продуктов является программа PowerPoint - мастер создания презентаций.
Презентация обеспечивает возможность для:
- информационной поддержки;
- иллюстрирования;
- использования разнообразных упражнений;
- экономии времени и материальных средств;
- построения канвы урока;
- расширения образовательного пространства урока.
Благодаря использованию презентаций у школьников наблюдается:
- концентрация внимания;
- включение всех видов памяти: зрительной, слуховой, моторной, ассоциативной;
- более быстрое и глубокое восприятие излагаемого материала;
- повышение интереса к изучению предмета;
- возрастание мотивации к учебе.
Главными достоинствами использования обучающих презентаций в учебном процессе являются интерактивность и повышенная эффективность восприятия. Применение цвета, графики и анимации, звука, современных средств видеотехники позволяет моделировать различие ситуации и среды, развивая при этом творческие и познавательные способности учащихся.
Презентации способствуют превращению урока в интерактивное действие. Интерактивное обучение - это специальная форма организации познавательной деятельности учащихся, позволяющая осуществить взаимодействие учителя и ученика, ученика и компьютера, которая имеет вполне конкретные и прогнозируемые цели. Одна из таких целей состоит в создании комфортных условий обучения, таких, при которых ученик чувствует свою успешность, свою интеллектуальную состоятельность, что делает продуктивным сам процесс обучения. От учителя зависит организовать учебный процесс с помощью презентаций таким образом, что практически все учащиеся оказываются вовлеченными в процесс познания.
Мой личный опыт применения компьютерных слайдовых презентаций в практике процессе подчеркнул несомненные достоинства этого вида обучения:
- интеграция гипертекста (использование гиперссылок) и мультимедиа (объединение аудио-, видео- и анимационных эффектов) в единую презентацию позволяет сделать изложение материала системным, ярким и убедительным;
- сочетание устного лекционного материала с демонстрацией слайд-фильма позволяет концентрировать визуальное внимание учащихся младших классов на особо значимых (важных) моментах учебного материала.
Формы и место использования мультимедийной презентации (или даже отдельного ее слайда) на моих занятиях зависят от содержания и типа мероприятия, цели, которую я ставлю перед собой. Моя практика с ИКТ позволяет выделить некоторые общие, наиболее эффективные приемы применения таких пособий. При использовании в работе мультимедийных презентаций, структура урока принципиально не изменяется, в нем по-прежнему сохраняются все основные этапы.
Занятия с применением мультимедийными технологиями помогают решить следующие дидактические задачи:
- усвоить базовые знания по предмету;
- систематизировать усвоенные знания;
- сформировать навыки самоконтроля;
- сформировать мотивацию к учению в целом
- оказать учебно-методическую помощь учащимся в самостоятельной работе над учебным материалом.
по разработке мультимедийных презентаций
- Стиль
Соблюдайте единый стиль оформления
Избегайте стилей, которые будут отвлекать от самой презентации.
Вспомогательная информация (управляющие кнопки) не должны преобладать над основной информацией (текстом, иллюстрациями).
- Использование цвета
Для фона и текста используйте контрастные цвета.
- Анимационные эффекты
Используйте возможности компьютерной анимации для представления информации на слайде.
Не стоит злоупотреблять различными анимационными эффектами, они не должны отвлекать внимание от содержания информации на слайде.
Используйте короткие слова и предложения.
Минимизируйте количество предлогов, наречий, прилагательных.
Заголовки должны привлекать внимание аудитории.
- Шрифты
Для заголовков - не менее 24.
Для информации не менее 18.
Нельзя смешивать разные типы шрифтов в одной презентации.
Для выделения информации следует использовать жирный шрифт, курсив или подчеркивание.
Нельзя злоупотреблять прописными буквами (они читаются хуже строчных).
- Способы выделения информации
Следует использовать:
Рамки, границы,
Штриховку, заливку,
Стрелки, рисунки, диаграммы, схемы для иллюстрации наиболее важных фактов.
7.Объем информации
Не стоит заполнять один слайд слишком большим объемом информации
P . S .
Всё зависит от учителя -
хороший урок презентация украсит,
плохому же уроку - все равно не поможет.
Парахина Елена Владимировна
Педагог-психолог, МБДОУ № 215
Использование ИКТ в работе педагога-психолога
Общение с детьми, наблюдения и размышления над воспитательным и образовательным процессами приводят к пониманию того, что использование компьютера в дошкольном учреждении необходимо.
Исследователи отмечают: чем раньше начнется знакомство ребенка с компьютером, тем свободнее он будет себя чувствовать в мире вычислительной техники. Разумеется, компьютер является не более чем инструментом в руках педагога детского сада.
Грамотное использование компьютера в дошкольном учреждении ставит ребенка в совершенно новую, качественно отличающуюся ситуацию развития. Взаимодействуя с компьютером, открывая для себя его возможности, ребенок в детском саду овладевает новыми формами общения, расширяет границы познаваемого мира.
Активизация мышления, стремление к новым знаниям неизбежно ведут за собой и формирование таких ценных личностных качеств, как самостоятельность, любознательность, активность, инициативность и в то же время усидчивость, внимательность, сосредоточенность.
Компьютерные игры – совершенно новый вид деятельности для дошкольников. Их специфика заключается в том, что ребенок должен самостоятельно найти способы решения какого-либо задания. Но компьютерные игры не изолированы от педагогического процесса. Они предлагаются в сочетании с традиционными играми и обучением, обогащая педагогический процесс новыми возможностями.
Перед нами стояли задачи: -опробировать механизмы использования ИКТ на занятиях по познавательному развитию у старших дошкольников; в том числе выяснить возможность использования на занятиях развивающих заданий и дидактических игр и использованием компьютерных технологий в условиях отсутствия индивидуальных компьютеров для каждого ребенка.
Экспериментально проверить эффективность применения компьютерных игр в познавательном развитии старших дошкольников: выяснить, как влияет использование ИКТ на развитие познавательной активности дошкольников, формирование знаний и представлений, уровень развития ребенка.
Использование новых форм работы с применением ИКТ, позволяет повысить эффективность образовательной деятельности педагога –психолога ДОУ.
Использования компьютера как средства воспитания и развития творческих способностей ребенка, формирования его личности, обогащения интеллектуальной сферы дошкольника позволяют расширить возможности педагога-психолога, создает базу для приобщения детей к компьютерным обучающим программам. Существующие программы дают огромные возможности для развития мышления детей. Одним из перспективных средств обучения старших дошкольников зрительно-пространственному восприятию, зрительно-моторной координации, умению классифицировать и обобщать, конструировать, проводить простой анализ, является использование информационно-коммуникационных технологий.
Работа по данному направлению проходила в несколько этапов:
I. Организационно – подготовительный этап.
II. Основной этап.
III. Заключительный этап.
Занятия педагога-психолога проводились по авторской программе «формирование когнитивного развития детей 6-7 лет» и были подобраны и структурированы компьютерные игры с привязкой к тематическому планированию по вышеназванной программе.
Проблема применения игровых технологий в образовательном процессе в педагогической теории и практики не нова. Разработкой теории игры, ее методологических основ, выяснением ее социальной природы, значения для развития обучаемого в отечественной педагогике занимались Л. С. Выготский, А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин и др. В условиях стремительно развивающегося технического прогресса использование компьютерной игровых технологий более чем актуально. Отечественные и зарубежные исследования по использованию компьютера в детских садах убедительно доказывают не только возможность и целесообразность этого, но и особую роль компьютера в развитии интеллекта и в целом личности ребенка (С. Новоселова, Г. Петку, И. Пашелите, С. Пейперт, Б. Хантер и др.).
Внедрение в образовательный процесс новых информационных технологий наряду с другими средствами призвано способствовать обогащению представлений детей об окружающем мире, расширению опыта, повышению мотивации к познанию.
На этапе развития от 3-6 лет, который характеризуется интенсивным развитием мышления, компьютер выступает особым интеллектуальным средством для решения задач разнообразных видов деятельности. Мышление, в соответствии с выдвинутой А.В. Запорожцем концепцией амплификации (обогащения), является интеллектуальной базой развития деятельности, а сам процесс овладения обобщенными способами решения задач деятельности ведет к ее осуществлению на все более высоком уровне. И чем выше интеллектуальный уровень осуществления деятельности, тем полнее в ней происходит обогащение всех сторон личности.
В рамках международной программы раннего обучения IBM KidSmart наш детский сад получил обучающий компьютер Kidsmart. Программа раннего обучения Kidsmart предназначена для обучения детей дошкольного возраста путем использования информационных и коммуникационных технологий и создания стимулирующей среды обучения, способствующей социальному и когнитивному развитию детей. Благодаря системе программы раннего обучения IBM KidSmart становится эффективным обучение целеполаганию, планированию, контролю и оценки результатов самостоятельной деятельности ребенка, через сочетание игровых и не игровых моментов. Ребенок выполняет задание, которое предлагается ему в виде игровых ситуаций, усваивает правила игры, стремиться к достиижению результатов. Таким образом, программа раннего обучения IBM KidSmart помогает развить не только интеллектуальные способности ребенка, но и воспитывает волевые качества, такие как самостоятельность, собранность, сосредоточенность, усидчивость.
Учебная программа KidSmart знакомит детей с понятиями пространства и времени, помогает развить творческие способности, учит логически мыслить, помогает развивать мыслительные операции исключения и обобщения и многое другое, создавая прочную основу дальнейшего познавательного интереса детей.
Полагаясь на личный опыт и опыт своих коллег по вопросу использования компьютерных технологий в познавательном развитии дошкольников на занятиях педагога психолога выделю основные преимущества:
Во-первых, влияние нового вида деятельности на развитие самооценки и уверенности в своих силах, как детей, так и их родителей, а также совершенствование коллективных форм деятельности и взаимодействия между детьми;
В-вторых, хорошо подобранные компьютерные упражнения способствуют ориентировочно поисковому характеру обучения, побуждают к обсуждению возможностей выбора и принятия решений, развивают речевую способность у детей;
В- третьих, познавательный процесс ребенка становится более наглядным, интересным, современным;
В-четвёртых, подобранные игры способствует развитию восприятия, памяти, воображения и других важных психических свойств личности ребенка.
Для выявления результатов использования данной методики внедрения элементов ИКТ в занятия по познавательному развитию за учебный год проводилось диагностирование детей, (в сентябре – входная диагностика, в мае – заключительная). Так же для определения эффективности применения занятия проводились в подготовительной группе А(экспериментальная), а подготовительная группа Б являлась контрольной. Диагностический инструментарий подбирался с учётом развития познавательных процессов на формирование которых подобраны и использованы компьютерные игры.
Результаты входящей диагностики были таковы:
Экспериментальная группа: низкий уровень-26%, средний-67%, высокий -7%
Контрольная группа: низкий уровень-17%, средний-75%, высокий -8%
Результаты итоговой диагностики:
Экспериментальная группа: низкий уровень-2%, средний-47%, высокий -51%
Контрольная группа: низкий уровень-8%, средний-75%, высокий -17%
Проведя сравнительный анализ результатов входной и заключительной диагностики можно сделать следующие выводы, что предложенная методика использования компьютерной игры,как элемента включения в основное занятие по познавательному развитию:
направлена на повышение познавательной активности
развивает у ребенка творческое мышление, позволяет в занимательной форме знакомить детей с важными явлениями и понятиями.
повышает уверенность ребенка в собственных возможностях, развивает самостоятельность, побуждает к исследовательской деятельности.
развивающие и обучающие игры вызывают интерес и стремление детей достичь поставленную цель, помогают им лучше овладеть знаниями в разных видах деятельности, развивают у детей положительные эмоциональные реакции.
выявляет пробелы в тех или иных видах деятельности.
обеспечивает достижение детьми определенного уровня интеллектуального развития, необходимого для дальнейшей учебной деятельности.
В результате применения в работе компьютерных технологий в познавательном развитии старших дошкольников были достигнуты следующие положительные результаты:
Во-первых, расширение возможностей для использования информационных и коммуникационных технологий в раннем обучении в условиях дошкольных образовательных учреждений.
Во-вторых, повышение уровня готовности воспитанников дошкольных образовательных учреждений к использованию информационных и коммуникационных технологий в процессе учебной и досуговой деятельности.
В-третьих, повышение уровня когнитивного развития детей старшего дошкольного возраста, повышение уровня развития логического мышления детей.
В-четвёртых, формирование умения устанавливать элементарные причинно-следственные связи между объектами и явлениями окружающего мира, разнообразные отношения между ними.
Таким образом, можно сделать следующие выводы: использование информационно-коммуникативных технологий в дошкольном учреждении являются обогащающим и преобразующим фактором развивающей предметной среды., компьютер может быть использован в работе с детьми старшего дошкольного возраста при безусловном соблюдении физиолого-гигиенических, эргономических и психолого-педагогических ограничительных и разрешающих норм и рекомендаций., необходимо вводить современные информационные технологии в систему дидактики детского сада, т.е. стремиться к органическому сочетанию традиционных и компьютерных средств развития личности ребенка.
Использование компьютерных технологий и создание стимулирующей среды обучения помогает детям сформировать у детей познавательные и образные представления, творческие способности и многое другое, помогло сформировать прочную основу для дальнейшего освоения школьного курса.
У ребенка развивается: восприятие, зрительно-моторная координация, образное мышление; познавательная мотивация, произвольная память и внимание; произвольность, умение построить план действий, принять и выполнить задание.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Габдуллина З.М. Развитие навыков работы с компьютером у детей 4-7 лет. Планирование занятий, рекомендации, дидактический материал. Волгоград: Учитель, 2010. С.139 с.
Дошкольник и компьютер: медико – гигиенические рекомендации/ под. ред. Л. А. Леоновой, А. А.Бирюкович и др. –М.: Воронеж: НПО «МОДЭК». 2004.
Каралашвили: Е. "Упражнения для оздоровления детей 6-7 лет". //Дошкольное воспитание. 2002г. № 6
Кривич Е.Я. Компьютер для дошколят. М.: ЭКСМО. 2006.
Леонова, Л. А. Как подготовить ребенка к общению с компьютером / Л. А. Леонова, Л. В. Маркова. – М.: Центр «Вентана_ Граф». 2004.
Новоселова, С. Л. Компьютеры в подготовительной к школе группе / С.Л. Новоселова, Л. Габдулисламова, М. Каримов //Дошкольное воспитание. – 1989. №10.
Новоселова, С. Л. Новая информационная технология в работе с дошкольниками. Приемлима ли она? / С. Л. Новоселова, Г. П. Петку, И. Ю. Пашелите //Дошкольное воспитание. 1989. №9.
Федеральный Государственный Образовательный Стандарт. http://standart.edu.ru/.
Никто не будет спорить, что на современное общество сильное влияние оказывают компьютерные технологии, которые проникли во все сферы человеческой деятельности. Технический прогресс коснулся и школы. Сейчас просто невозможно представить себе образовательный и воспитательный процесс без компьютерной техники, без Интернета. Информационно-коммуникативные технологии (ИКТ) очень помогают и нам, педагогам-психологам. Во-первых, мы можем хранить в компактном виде очень много информации, и хранить ее достаточно долгое время. Во-вторых, у нас появилась возможность оперативно искать информацию, работать с ней, обрабатывать ее, отправлять ее быстро и на дальнее расстояние. В-третьих, если раньше информация была чаще всего текстовой, то сейчас мы можем позволить себе работать со звуком, изображением.
ИКТ можно использовать в любом направлении психологической службы. Эти технологии позволяют увеличить объем выполняемой психологом работы, т. к. высвобождают время и помогают систематизировать и теоретический, и диагностический материал по различным направлениям, таким, например, как психодиагностика, психологическое просвещение и профилактика, коррекция и развитие. Применение информационных технологий позволяет школьному психологу создать электронную библиотеку, которая включает в себя психологическую литературу, диагностический материал, коррекционно-развивающие программы, нормативно-правовую документацию, информационную базу контактов. Многие педагоги-психологи уже пользуются электронным журналом, благодаря которому можно заносить данные о проделанной работе, и они автоматически распределяются по разным направлениям.
Раньше много времени у педагога-психолога уходило на отчетность, на создание баз различных данных. Сейчас первым помощником можно считать программу Microsoft Office Excel, которая может создавать отчеты как графические, так и текстовые, делать различные выборки, считать аналитику.
Большие возможности компьютерные технологии дали психодиагностике. Появились компьютерные тесты, которые позволяют проводить индивидуальное тестирование с последующей интерпретацией результатов и выводом этих результатов на печать. При компьютерной психодиагностике значительно понижается вероятность ошибок, связанных с человеческим фактором. Кроме того, давно замечено, что детям интересней работать на компьютере, чем отвечать на те же вопросы на бланках. Можно воспользоваться готовыми наработками, помещенными на следующих сайтах:
http://5psy.ru/
http://psychologiya.com.ua/
« Психологические тесты он-лайн» , «Психологическая лаборатория ».
Только нужно внимательно относиться к многочисленным тестам, которые появились сейчас на просторах Интернета. Не все они достоверны. Стоит обратить внимание на фирмы, занимающиеся выпуском профессиональных психологических тестов. Это, в первую очередь, фирмы «Иматон», «Амалтея». Они поставляют сертифицированный психологический инструмент, соответствующий утвержденным стандартам. Можно также воспользоваться конструктором тестов (набор и преобразование профессиональных текстовых методик в компьютерном варианте, создание собственных методик, анкет, опросников). Найти конструкторы можно по следующим адресам: «Учительский портал. Конструктор тестов », "Softodrom" , "FreeSOFT" .
Широко применяются компьютерные технологии в коррекционно-развивающей работе педагога-психолога с учащимися. Для развития познавательных способностей существуют разнообразные компьютерные игры, направленные на развитие сенсомоторики, памяти, внимания и мышления. Данные игры удобнее всего использовать в процессе индивидуальной коррекционно-развивающей работы, так как психолог находится рядом с ребенком, наблюдает за процессом работы, отслеживает правильность выполнения задания, помогает ребенку, если он испытывает какие – либо затруднения. Развивающие игры можно найти на сайтах: "GameBOSS" , "Солнышко" .
При коррекции агрессивности, замкнутости, страхов компьютерные игры используются вместо игрушек и картинок, которые применяются в данном виде работы для замены живых участников общения. В этом компьютерные технологии имеют преимущество перед бумажными материалами в лучшей графике, интерактивности и подвижности персонажей. С помощью компьютерных игр и презентаций можно моделировать ситуации общения, которые необходимо проиграть психологу с ребенком.
Часто на занятиях я использую презентации в программе Microsoft Office PowerPoint. Это удобный и эффектный способ представления информации с помощью компьютерных программ. Презентация позволяет делать любую информацию зрительно наиболее воспринимаемой, так как сугубо теоретическая подача информации приводит к тому, что сохраняется в памяти всего лишь 30% от всего объема. Кроме того, презентация сочетает в себе динамику, звук и изображение, т.е. те факторы, которые наиболее долго удерживают внимание ребенка.
Психологическое просвещение и консультирование. На групповых консультациях, родительских собраниях, педагогических советах одним из немаловажных факторов является наглядность представленного материала. Презентации помогают повысить интерес к психолого-педагогическим знаниям, а также поднять уровень психологической культуры. Кроме того, я использую офисную программу Microsoft Publisher, которая помогает мне делать разного вида буклеты, памятки с необходимой информацией по проблеме.
Информационно-коммуникативные технологии позволяют квалифицированно оказать помощь в решении такого трудного и важного вопроса, как выбор профессии. С помощью сети Интернет можно быстро получить и собрать большой банк данных по данной проблеме: перечень средних и высших учебных заведений, рейтинг специальностей и многое другое.
Итак, можно отметить следующие преимущества использования компьютерных технологий в работе с детьми:
Огромный интерес детей ко всему, что связано с компьютерной техникой;
Широкие мультимедийные возможности (графика, звук, трехмерное изображение);
Возможность учитывать индивидуальные возможности каждого ребенка;
Интерактивность компьютерных программ;
Повышение мотивации детей к трудным для них видам деятельности;
Выбор индивидуального темпа, объема получаемой информации и времени обучения.
Каждый педагог-психолог должен стремиться к профессиональному росту. Он обязан быть в курсе всех научных новинок и передового опыта. Это невозможно выполнить в настоящее время без использования информационных ресурсов сети Интернет. Современный специалист должен уметь находить на сайтах необходимые информационные материалы по детской психологии, обмениваться с коллегами информацией с помощью электронной почты, участвовать в работе сетевых профессиональных сообществ, чатов, on-line конференций; обучаться на дистанционных курсах повышения квалификации.
Что интересного можно найти в Интернете? Меня привлекает возможность оперативного доступа к практике помощи детям с различными нарушениями в развитии, знакомиться с психологической литературой, которую не всегда можно найти на прилавках книжных магазинов, находить материалы к занятиям, общаться с педагогами на форумах, знакомить учащихся с возможностями информационной сети.
Некоторые полезные сайты:
http://www.psy.1september.ru/ газета «Школьный психолог»
http://www.psyedu.ru/ «Психологическая наука и образование»
http://psyinfo.ru/ «Служба практической психологии образования РФ»
www.imaton.ru - Институт практической психологии Иматон
Компьютерные технологии очень помогают нам в повседневной работе. Но время не стоит на месте. И хочется, чтобы психологи всегда шли в ногу с техническим прогрессом, не отставая от детей (которые уже сейчас зачастую разбираются в технических новинках лучше, чем мы), а также соответствовали современным требованиям, которые предъявляет к педагогам общество.
1.Беспалова Л.В., Болсуновская Н.А. Технологии создания
Автоматизированных систем обработки результатов
Диагностики в программе Microsoft Excel. - М.: Владос.- 2006.
1.Дюк В.А. Компьютерная психодиагностика. - С-Пб., - 1994.
2. Забара Д.О. Вики-статья "Использование информационных технологий для развития психических процессов человека" http://wiki.uspi.ru/
3.Организация деятельности школьного психолога в рамках информатизации системы образования // http://www.it-n.ru
4.Соловьева Д. Компьютерные технологии для психолога// Школьный психолог-2009.-№24
5.Шипунова О.А. Педагогическая целесообразность использования ИКТ в деятельности педагога-психолога //http://www.openclass.ru
XXI век называют веком информации. Современные информационно коммуникационные технологии (ИКТ) все больше внедряются в различные сферы жизни, становятся неотъемлемой частью современной культуры, в том числе и в сфере образования. Использование ИКТ открывает широкие возможности в практической деятельности педагога-психолога, и органично дополняет традиционны формы работы, расширяя возможности взаимодействия с детьми.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com
Подписи к слайдам:
Использование информационно-коммуникационных технологий в работе педагога-психолога ДОУ Подготовила: педагог-психолог Зубарева Е.И.
XXI век называют веком информации. Современные информационно коммуникационные технологии (ИКТ) все больше внедряются в различные сферы жизни, становятся неотъемлемой частью современной культуры, в том числе и в сфере образования. Использование ИКТ открывает широкие возможности в практической деятельности педагога-психолога, и органично дополняет традиционны формы работы, расширяя возможности взаимодействия с детьми.
Применение ИКТ осуществляется в различных направлениях: 1. Диагностическая работа. 2. Методическая работа. 3. Профилактическая, коррекционно-развивающая работа с детьми. 4.Просветительская и профилактическая работа с педагогами и родителями. 5. Работа с коллегами (педагогами-психологами ДОУ, школ).
ПСИХОДИАГНОСТИЧЕСКАЯ РАБОТА. Возможность находить в интернете и распечатывать методики, стимульный материал, бланки заданий. Создание мультимедийных презентаций в программе POWER POINT.
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАБОТА. Работа в MICROSOFT OFFICE (EXCEL, WORD, POWERPOINT). Оформление отчетной и текущей документации, создание базы данных по итогам диагностики, составление графиков и диаграмм. Создание собственных презентаций, фотоальбомов.
ПРОФИЛАКТИЧЕСКАЯ, КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩАЯ РАБОТА С ДЕТЬМИ. При реализации профилактической и коррекционно-развивающей работы с применением ИКТ есть возможность включать в занятие разнообразные компьютерные игры, направленные на развитие памяти, внимания, мышления («На что похоже?», «Найди лишнее», «Запомни и назови», «Игры для Тигры», игры – раскраски и др), использовать сенсорную доску. Также, необходимо использовать аудиоаппаратуру - dvd , cd диски и аудиокассеты («Веселая азбука» Маршака, «Уроки тетушки Совы», «Голоса птиц и зверей» и др.). Приложение « paint » можно применять как арт-терапевтическую технику, используя вместе с музыкальным сопровождением.
ПРОСВЕТИТЕЛЬСКАЯ И ПРОФИЛАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА С ПЕДАГОГАМИ И РОДИТЕЛЯМИ ДОУ. Создание памяток, буклетов, фотогаллерей, и пр. Документов, содержащих материалы по проблемам развития, обучения и воспитания детей, с последующим размещением их в детском саду и на интернет – сайте учреждения. Консультирование родителей, педагогов, используя возможности интернета. Создание презентаций при подготовке к совместным мероприятиям с педагогами, родителями.
РАБОТА С КОЛЛЕГАМИ (ПЕДАГОГИ-ПСИХОЛОГИ ДОУ, ШКОЛ). Создание своего блога, интернет-сайта, участие в работе профессиональных сетевых сообществ, чатов, on-line конференций. Использование информационных интернет – ресурсов (www.Doshkolnik.Ru , www.Maaam.Ru , www..Dohcolonoc.Ru и другие). Обмен с коллегами информацией с помощью электронной почты.
Таким образом, использование педагогом-психологом информационно-коммуникационных технологий в ДОУ, является фактором сохранения психического здоровья детей в силу возможности решения следующих задач: - развитие психофизиологических функций, обеспечивающих готовность к обучению (мелкая моторика, оптико-пространственная ориентация, зрительно-моторная координация); - обогащение кругозора; - помощь в освоении социальной роли; - формирование учебной мотивации; - развитие личностных компонентов познавательной деятельности (познавательная активность, самостоятельность, произвольность); - организация благоприятной для развития предметной и социальной среды.
Использование компьютерных заданий не заменяет привычных коррекционных методов и технологий работы, а является дополнительным, рациональным и удобным источником информации, наглядности, создаёт положительный эмоциональный настрой, мотивирует и ребёнка, и его наставника; тем самым ускоряет процесс достижения положительных результатов в работе.
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!