Как наладить отношения ребенка с учителем. Как наладить отношения с учителем. Это страшное слово «экзамен»

Как избежать конфликтов с учителями? На все эти вопросы мы постараемся найти ответы.

Преподаватель — это человек, который учит, причем не только своему предмету. Часто учителя говорят тебе, как нужно думать, что считать правильным, а что нет. Но у тебя есть свое собственное мнение, ведь тебе не пять лет! И что с того, что оно отличается от точки зрения учителя? Ты и сама прекрасно все знаешь!

Знаешь-то знаешь, кто бы спорил. Но не думай, что учитель желает тебе зла. Пусть иногда тебе и кажется, что замечания учителей глупы и они только и делают, что ищут, к чему придраться, помни: учителю совершенно нет смысла портить тебе жизнь. Если он и говорит что-то обидное для тебя, то делает это в большинстве случаев для того, чтобы уберечь тебя от ошибок, за которые потом ты будешь винить себя. Тебе кажется это пустыми словами? Что же, бывают и исключения.

Вполне вероятно, что ты уже сталкивалась с ярко выраженной нелюбовью учителя к тому или иному ученику. Возможно, и тебе приходилось терпеть несправедливые укоры и замечания. Но учителя не монстры, и даже если на тебя повысили голос, это не означает, что тебя хотели унизить или оскорбить. Подумай, ведь и у тебя бывает плохое настроение, а учитель такой же человек, как и ты.

У него тоже случаются неприятности, но, в отличие от тебя, их он должен решать самостоятельно, не показывая своих переживаний окружающим. Представь себе, как это сложно, когда вдобавок ко всему появляются проблемы на работе в виде ничего не желающих знать учеников. Тут кто угодно выйдет из себя!

Настоящий учитель всегда желает добра своим ученикам. Для него каждый учащийся в первую очередь личность. И долг каждого учителя научить не только своему предмету, но и привить самостоятельность, разумность и умение отвечать за свои поступки. Пусть ты успешно разбираешься в компьютерах и знаешь, как пройти ту или иную игру, согласись: опыта у взрослого человека в некоторых областях гораздо больше, чем у тебя. Так почему бы не прислушаться к тому, что говорят учителя? Возможно, тебе это пригодится, и ты не раз будешь вспоминать мудрую химичку или литераторшу, которая в свое время подсказала тебе, как решить сложную жизненную проблему. Хоть тебе и кажется, что ты лучше знаешь, как себя вести, порой и взрослые люди дают дельные советы.

Но что делать, если учитель откровенно тиранит тебя? К сожалению, не все взрослые люди готовы принять мнение человека, который младше их по возрасту. Естественно, тебе не нравится, когда навязывают свое мнение. Но и переубедить такого учителя у тебя не получается. Сколько бы ты ни отстаивала свою точку зрения, учитель попросту тебя не слушает. Такие педагоги поступают согласно принципу «или по-моему, или никак».

Что делать в таком случае? Бороться с подобной философией бесполезно — потеряешь и время, и силы. Выход есть: покажи, что ты слушаешь учителя, понимаешь его и соглашаешься с ним. Поверь, даже если учитель неправ, ты с таким подходом выйдешь победителем, сохранив здравый ум и трезвую память. А упираться и с пеной у рта доказывать собственную правоту в данном случае занятие бесполезное, Да и хлопотное. При всем своем желании ты не изменишь человека, который к тому же старше тебя.

Не всегда легко примириться с характером учителя. Тут главное помнить, что школа — не полигон для военных действий с учителями, а место, куда ты приходишь учиться. Твоя задача прежде всего получить знания, нужные и ценные для тебя. Учитель помогает тебе в этом. Поэтому относись к его недостаткам спокойно, даже если тебе и кажется, что это невозможно. Он придирается к тебе или поступает несправедливо? Все равно постарайся не идти на конфликт. Стисни зубы и не провоцируй учителя на скандал. Как говорится, поворчит и успокоится, а ты сумеешь избежать конфликта со всеми вытекающими последствиями.

Что делать, если тебе ставят несправедливые оценки

Наверняка уже случалось, что за ответ на уроке тебе ставили заниженную оценку. Ты была уверена, что твой ответ заслуживает пятерки, а в журнал ставят четыре, а то и три. Обидно до слез. Сидишь и думаешь: зачем вообще учиться, если все равно тебя оценивают несправедливо? Предмет-то ты знаешь, а преподаватель почему-то так не считает.

Что делать в такой ситуации?

1. Будь уверена в своих знаниях! Если ты внутренне настроена решительно, то и учитель поймет, что ты знаешь предмет. А вот робким и неуверенным в себе ученикам куда труднее. Согласись: самый точный и правильный ответ звучит по меньшей мере неубедительно, если его произносят дрожащим тихим голосом.

2. Возможно, твой ответ показался учителю недостаточно полным. Попроси его задать тебе дополнительный вопрос.

3. Спроси учителя, что именно ему не понравилось в твоем ответе. Не бойся, так ты покажешь, что тебе небезразличен его предмет. Возможно, вы вместе сможете прийти к общему выводу о том, какой оценки заслуживает твой ответ.

4. Если же учитель не хочет тебя слушать и все равно ставит оценку, которую ты не заслужила, смело требуй, чтобы тебя опросила комиссия из нескольких преподавателей. На таком опросе присутствует как минимум три учителя-предметника. Если ты знаешь тему и тебе нечего бояться, будь уверена в своих силах!

5. Всегда говори родителям о своих проблемах с учителями. Взрослые люди лучше понимают друг друга. Очень часто именно родители дают правильный совет, как решить ту или иную проблему. Кроме того, взрослые легче находят решение, которое устраивает обе стороны.

6. Если учитель все же поставил тебе заниженную оценку, ни в коем случае не груби и не дерзи ему! Знаешь присказку «Я злой, и память у меня хорошая»? Среди учителей встречаются люди с очень хорошей памятью! Так зачем тебе лишние проблемы? А припомнить тебе все злопамятный учитель может в самый неподходящий момент. К примеру, испортит оценки за четверть или, того хуже, поставит не удовлетворяющую тебя оценку в аттестат.

Если учитель придирается по пустякам

Постоянные конфликты, придирки, а то и оскорбительные выпады по отношению к тебе — такое кого угодно выведет из себя. Что делать, если учитель выказывает открытую неприязнь?

Во-первых, не принимай все это близко к сердцу. Конфликт возникает часто не потому, что учитель плохой человек, а просто из-за различия темпераментов. К примеру, учитель порывистый, импульсивный человек, а ты, напротив, спокойная и неторопливая. Конфликт возникнет по той причине, что преподаватель оценивает знания по внешним проявлениям. А если ты не можешь тут же дать ответ на вопрос и долго думаешь, учитель может решить, что ты просто не знаешь предмет. В силу особенностей своего темперамента такой учитель попросту не замечает глубины твоего мышления или неординарного подхода к вопросу.

Нередко учителя придираются к ученикам, которые по- своему решают проблему. К сожалению, не все педагоги понимают, что у тебя своя точка зрения, отличная от их собственной. Ты можешь искать новые способы решения задачи, но из-за того, что они отличаются от предложенных учителем, он заранее считает твой ответ неверным. А твое «неповиновение» расценивается как бунт и выводит учителя из себя. Если, вдобавок ко всему, учитель слишком эмоционален, он может открыто накричать на ученика или вообще оскорбить его на глазах у одноклассников. После такого публичного оскорбления хочется сквозь землю провалиться...

Если на тебя накричали перед всем классом, не впадай в отчаяние и не показывай, что ты обижена! Наверняка ты слышала, что есть так называемые энергетические вампиры. Эти люди получают удовольствие от конфликтов с окружающими. Для них важно вызвать ответную реакцию на крик — слезы, истерику... А учитель-вампир получает дополнительное преимущество, ведь он изводит учеников, которые находятся в зависимом положении, поэтому не могут дать достойного отпора.

Знаешь, как победить энергетического вампира и не позволить ему питаться твоей энергией? Прежде всего, никак не реагируй на выходки мучителя! Мысленно отгородись от про- исходящего. Думай о чем-нибудь своем — например о том, как проведешь выходные или куда пойдешь гулять после уроков. Если ты читала книги про Гарри Поттера, наверняка помнишь дементоров — существ, наполняющих душу отчаянием и забирающих радость. Единственный способ борьбы с ними — воспоминание о каком-то радостном и счастливом моменте. Не напоминает ли это учителя-вампира, забирающего энергию? Воспользуйся «магией»: приятные мысли отпугивают энергетического вампира точно так же, как настоящего — чеснок!

Стресс: как с ним бороться?

Смех — лучший помощник в борьбе со стрессом. Это люди установили еще давно, и, как показала практика, такой способ оказался очень эффективным.

Представь, что на тебя кричит учитель. А теперь вообрази, что у него выросли заячьи уши, он стал похож на саблезубую белку или уселся на трехколесный велосипед.

Смешно? Так вот, необязательно, чтобы все, что ты представила, происходило на самом деле. Главное — вообразить нелепую ситуацию, случившуюся со «зловредным» учителем, как можно правдоподобнее. Ты ведь не боишься того, что является смешным? Вот и учителя не бойся.

Относись к придиркам проще: представь, что это игра, в которой ты сама выбираешь себе роль. Иногда полезно понаблюдать за происходящим со стороны, как будто ты не участник действия, а всего лишь зритель.

К тому же придирки учителей — совсем не самое страшное, что может случиться в жизни. Спроси у мамы или папы — наверняка и им приходилось несладко в школе. Вполне возможно, что твои родители расскажут, как их изводил «злобный» физрук, заставляя бегать по пять километров, или отчитывала перед всем классом всезнайка географичка за незнание разницы между меридианами и параллелями. Сейчас-то родители вспоминают свои школьные годы с улыбкой, но представь, каково им приходилось в твоем возрасте!

Это страшное слово «экзамен»

Если с ежедневными придирками можно как-то бороться, то что делать, когда предстоит испытание посерьезнее?

Экзамен — это не шутки. Его результат порой может изменить всю твою жизнь! При этом экзамен в какой-то степени является лотереей. Вытянешь счастливый билетик — удача в кармане, а не повезет, так хоть все ответы знай, все равно завалят. Ведь оценка на экзамене зависит не только от того, как ты готовилась, но и от учителя, которому ты будешь его сдавать.

Как найти общий язык с экзаменующим тебя учителем? Для начала определи, какому экзаменатору тебе предстоит сдавать экзамен.

Итак, тебе достался...

Учитель-педант

Такой преподаватель любит, когда ученик «разжевывает» каждое утверждение, дословно приводит цитаты и постоянно ссылается на источники. Подобные учителя требуют тщательного ведения конспектов, в которых все аккуратно записано по пунктам. Поэтому покажи себя усердной и старательной ученицей. На экзаменационном листке напиши пошаговый план ответа на вопрос — не сомневайся, такое серьезное отношение к предмету сделает тебя выше в глазах экзаменатора. Не стесняйся проявить внимание к предмету учителя — приведи точные объяснения, которые он давал на уроке.

А вот чего делать не надо, так это с самоуверенным видом утверждать, что ты знаешь все по данному вопросу или что ты знаешь вопрос на отлично. Согласись, подобные заявления вызывают желание «завалить» зарвавшегося ученика! Поэтому отвечай без лишней самоуверенности, по делу.

Еще одна маленькая хитрость. В каждом вопросе ты можешь найти пару направлений, которые знаешь, и углубиться в них настолько сильно, насколько позволяют твои знания. Только помни: если ты все-таки не очень хорошо владеешь темой, не лезь в дебри! Иначе велик риск запутаться и наделать ошибок.

Эмоциональный учитель

Противоположностью учителю-педанту является эмоциональный учитель.

Такой экзаменатор ждет от тебя не только глубоких знаний, но и увлеченности его предметом. Поэтому приготовься вспомнить интересные факты касательно экзаменационного вопроса, примеры из своей собственной жизни и даже анекдоты про людей, занимавшихся данной наукой. Рассказывай увлеченно, не скупись на эмоции. Вот увидишь, экзаменатор будет слушать тебя с нескрываемым удовольствием!

Быстрый учитель

Есть экзаменаторы, которые прежде всего ценят скорость ответа. Если тебе попался быстро соображающий учитель, приготовься сразу отвечать на вопросы, избегая пауз и заминок. Их экзаменатор воспримет как незнание.

При этом ты можешь допустить несколько ляпов или ошибок. Если они не слишком значительные, учитель не придаст им значения. Главное, чтобы твои ответы были краткими и исчерпывающими. «Воду лить» при общении с таким учителем не выйдет.

Артистичный учитель

Такой экзаменатор не потребует от тебя глубокого знания предмета. Но он высоко оценит твой ответ в том случае, если ты будешь лихо сыпать специальными терминами, мудреными словечками, изощренными формулировками. Высшим пилотажем будет, если ты в точности процитируешь все определения, которые оп давал на уроках. Поэтому на всякий случай записывай за таким учителем его перлы — кто знает, глядишь, это пригодится тебе на экзамене.

Упертый учитель

Для упертого учителя существует только две точки зрения: его и неправильная. Твоя задача — угадать правильную и далее отвечать по намеченному плану.

Творческий учитель

Ты наверняка слышала о таких учителях. Чаще они преподают в университетах, но и в школе можно встретить педагога, который не просто излагает во время урока основные положения темы, а пытается прямо на занятии найти ответ на поставленную задачу или выбрать наилучшее объяснение темы. Этот учитель может запросто погрузиться в раздумья, начать размышлять вслух и напрочь забыть о шумящем классе. Если тебе попался подобный экзаменатор, радуйся: отвечать ему одно удовольствие! Погрузись в глубокую задумчивость, начни думать вслух, выскажи свое мнение по данному поводу — учитель все это воспримет на ура. А уж если ты втянешь его в дискуссию, есть немалая вероятность того, что он сам ответит на свои же вопросы!

Есть трешка, комнаты 10 квадратов, 14 и 19. И дети 1 год, 12 лет - девочки, 14 лет мальчик. Сейчас у старших детей по комнате, а родители с малышкой в большой. Планировала годика в 2 отселить малышку к средней, но неожиданно дочь заявила, что она ей там не нужна. И что-то не соображу, куда малышку теперь девать.
А как у Вас живут дети, если по комнате на каждого не получается?

517

Galina

Добрый день! Необходим взгляд со стороны.
Мы с мужем и двумя детьми 10 и 7 лет проживаем в квартире, принадлежащей свекрам. Мы строим дом и собираемся летом переезжать туда, дети как раз пойдут в новую школу (младшая в 1й класс, старшая заканчивает начальную). В этом доме проживают наши свекры, мы их попросили переехать к нам поближе чтобы помогать с детьми так как я вышла на работу когда младшей был 1 годик. Когда мы приглашали родителей переехать к нам в дом мы обговаривали, что не будем проживать вместе и что когда дети подрастут мы переедем в дом, а родители в свою квартиру где мы сейчас живем, т.е. произойдет обмен. До переезда в наш дом они прожили всю жизнь в поселке в своем доме с огородом и прочими радостями деревенской жизни, т.е. никогда не жили в городе в квартире. Затем продали свой дом, немного денег дали нам на стройку, часть второму сыну, остальное не знаю. Идет 6-й год их проживания в нашем доме и всех всё устраивает кроме меня, так как я хочу переехать и жить без родителей, а все остальные похоже хотят жить вместе. Вчера с мужем состоялся разговор на тему того что надо собираться с переездом и надо бы поговорить с родителями на эту тему и муж вдруг мне говорит, что не хочет просить родителей переехать так как чувствует вину перед ними в этой ситуации. К тому же они будут помогать с детьми после школы так как мы оба работаем, а я вдобавок езжу в командировки. Я очень опечалена данной ситуацией так как категорически хочу жить своей семьей и в этой ситуации считаю, что ущемлены мои интересы. Меня очень беспокоит возможное ухудшения отношений со свекровью и тем самым с мужем, мне непросто терпеть ее навязчивость в плане быта, так как она очень активный человек и считает необходимым высказать свое мнению по любому поводу и в любой ситуации. Люди они очень хорошие и во многом нам помогают, но я боюсь, что наши отношения испортятся из-за совместного проживания двух поколений на одной территории. Вопрос: настоять на своем и лишиться плюшек в виде помощи с детьми или попытаться наладить совместный быт?
Спасибо заранее за ответы по существу.

277

Светлана Кареткина

Посоветоваться хочу. Моя вторая свекровь в общем и целом милая женщина, но у нее похоже какое-то расстройство психики. Она давно не работает, когда-то работала медсестрой в гнойной хирургии (свекр зарабатывает более чем достаточно), целыми днями сидит дома и занимается чистотой. их квартира сияет снизу доверху, я даже в операционной не видела такой чистоты как у нее в ванной кухне и туалете. у нее есть специальные тряпочки и моющие и дезинфецирующие средства для всего, импортные и дорогущие. Все бы это было наплевать, но иногда мы вынуждены ходить к ним в гости. Это происходит как в фильмах про эпидемию вируса эбола.

В общем с соседями коридоре (там тоже чистота и стерильность, соседи выдрессированы и переобуваются снаружи) нас разувают и раздевают с нас верхнюю одежду. Для обуви выдаются специальные пластиковые мешки. Нам выдаются тапочки, которые после нашего ухода обрабатывают паром из отпаривателя и спец.средством. нашу верхнюю одежду убирают в чехлы и вместе с обувью выставляют на балкон. До этого момента меня ничего не напрягает. Но дальше хуже.

В комнате рядом с прихожей нам выдают домашнюю одежду, в которую надо переодеться. Наши джинсы и кофточки, в которых мы пришли, у девочек платья-сарафаны - все убирается в пакеты. Надеваем все чистое, которое после нашего ухода все стирается и обрабатывается отпаривателем. Муж даже носки переодевает. Хорошо хоть трусы можно оставить те в которых мы пришли.

Потом мы все гуськом идем в ванную. Там средства для мытья рук. С дезинфектором, какие-то специальные которыми хирурги моют руки перед операциями. Моем со средством и со щетками. Потом умываемся обязательно! Моем лица, уши. Только после этого, вытеревшись чистыми полотенцами которые тут же после вытирания выбрасывают в корзину для грязного, подставляем щеки для поцелуев.

Туалет для гостей отдельный. В свекровский ходить нельзя ни по маленькому ни по большому. Я как-то сходила на заре нашего знакомства несколько лет назад, так свекровь прямо при мне весь вечер провела за выдраиванием всего туалета с хлоркой, даже потолки по-моему помыла.

Свекр ко всему этому привык. муж тоже. Говорит что раньше она не была такой помешанной, хотя чистоту всегда обожала, но с возрастом это усиливается (ей 62 года). Девочки вроде тоже нормально относятся. хихикают. А меня прямо все это бесит до невозможности. Стараюсь отправлять своих в гости без меня, мужа и двух младших (старшая от предыдущего брака, ее лишний раз свекровь тоже видеть не горит желанием). Но не всегда удается. На нейтральной территории последние три года не встречаемся вообще, свекровь не любит без скафандра выходить из дома. Кафе и рестораны вообще ужас и смерть от инфекций в муках. Готовит она все только супер-термо-обработкой, все разваренное и распаренное чтобы убить всю инфекцию, не дай бог свежие фрукты и овощи, никогда! Есть короче это очень трудно. Но свекр с мужем мне подмигивают и уговаривают не обижать хозяйку, и девочек заставляют.

Однажды я сдуру решилась поехать в путешествие вместе со свекрами, никогда не была за границей а тут предложили в ОАЭ. Это был ужас, все обрабатывалось стерильными салфетками с антисептиком даже посуда из которой мы ели, и девочек она протирала каждые пять минут, у средней (младшей еще не было тогда) на антисептик началась аллергия, в общем стараюсь эту поездку не вспоминать.

И вот я для чего пишу. Узнала, что в последние несколько раз когда девочки оставались ночевать у свекров в выходные, свекровь девочек опять обрабатывала дезинфецирующим раствором от которого у средней опять красные пятна на лице, на шее и по линии роста волос (она им голову что ли этим раствором мыла я не знаю?!), все вещи адски пахнут хлоркой, особенно обувь внутри. Я не могу больше. Она сошла с ума как мне кажется. Не могу девочек не пускать туда, только старшую могу дома оставлять, и никакого скандала тогда не будет. А если я младших не дам, то будет апокалипсец. Но каждый раз она их протирает этим адским говном! Я пробовала давать свои лосьоны с собой, чтобы она кожу ими протирала, но она говорит что это все не работает от уличной инфекции,а с улицы можно даже столбняк и сибирскую язву принести. Что делать подскажите я уже устала и девочек жалко. Справку от дерматолога я уже брала, написали - экзема какого-то неуточненного генеза код 10, исключить моющие средства содержащие такие-то вещества (и там перечень химических названий), но свекровь сказала что экзема у младшей не от них а это оттого что я во время беременности не соблюдала гигиену ((((

160 117

Не за горами профессиональный праздник всех педагогов – День учителя. В этот день тысячи школьников подарят учителям цветы и скажут слова благодарности за нелегкий труд.

Однако не у всех детей общение с педагогами проходит гладко. Иногда оно выливается в открытое противостояние.

Мы пообщались с Загоновым Александром, соучредителем Центра тренинга и консультирования «12 коллегий», психологом, выпускником кафедры социальной адаптации и психологической коррекции личности факультета психологии СПбГУ, и выяснили, что делать родителю, если у ребенка возникло недопонимание с учителем.

Александр, представим, что мой ребенок жалуется на конфликт с преподавателем. Учитель занижает оценки или даже оскорбляет ребенка. Что делать в такой ситуации родителю? Сразу идти ругаться с директором?

Если вы столкнулись с подобной ситуацией, не стоит делать поспешных выводов и сразу искать виноватых. Ведь вариантов вообще-то не два, а гораздо больше. Может, ваш ребенок не специально искажает сложившиеся отношения с учителем, а в силу своего восприятия и характера. Может, учитель проявляет непрофессионализм или некомпетентность, а может быть, у него есть на то причины, грубо говоря, его «довели». Не исключено также, что у конфликта есть какая-то предыстория, выходящая за рамки уроков.

Первая задача родителя – собрать максимально полную информацию, желательно выслушать различные мнения: ребенка, учителя, одноклассников, других учителей и родителей. Что касается идеи «сразу идти ругаться с директором», сначала ответьте себе на вопрос: «Зачем вы собираетесь это делать? Какова ваша цель?». Если вы рассчитываете «помирить» ребенка с учительницей, включение в конфликт вашей фигуры этому не поможет.

Скорее всего, такое поведение приведет к эскалации конфликта, и теперь в нем будет задействована вся школа в лице директора, а также вы окажетесь внутри конфликта и не сможете выступить в роли медиатора-посредника между сторонами. Образно выражаясь, это объявление «гонки вооружений». К тому же, вы не сможете определить, какой позиции будет придерживаться директор, поддержит ли он вас, или же вы настроите школу против своего ребенка.

Стоит начать с максимально подробного обсуждения ситуации с ребенком, не стоит вести допрос с пристрастием. Проявите заинтересованность и избегайте чрезмерного беспокойства: оно заразительно.

Узнайте у ребенка, как он считает, нужна ли ему помощь, или он планирует справиться самостоятельно. Если нужна, то предложите встретиться с учительницей (лучше вместе с ребенком), если же он хочет решить все сам, обсудите его дальнейшие шаги, посоветуйте, как ему поступить, в любом случае поддержите и приободрите. При встрече с учительницей постарайтесь занимать максимально нейтральную позицию. Помните, что ваша цель – побольше узнать информации, а не защитить ребенка или «задавить» учительницу.

Представим, что я прояснила ситуацию и поняла, что мой ребенок «списывает» свои плохие оценки и поведение на «дурной» характер преподавателя. Что делать теперь?

— Если вы однозначно в этом уверены, то действовать нужно, разумеется, через ребенка. Не стоить нападать на него или отчитывать, это неприятно и не добавляет желания исправиться. Разговор лучше вести в совещательном ключе, сказать, что вы знаете о проблеме, подчеркнуть, что вы беспокоитесь и желаете помочь.

Можно построить беседу ориентировочно по такому плану:

  • Обсуждение самой ситуации («Я знаю, что…», «А ты что про это думаешь?»),
  • Обсуждение эмоций («Я переживаю…», «А ты как к этому относишься?»),
  • Обсуждение оправданий ребенка («Учительница ко мне придирается…», просто выслушать),
  • Предложение искать конструктивный выход («Как думаешь, что может улучшить ваши отношения?»),
  • Поиск всевозможных вариантов, предложение своей помощи,
  • Закрепление конкретных договоренностей, что он поменяет в своем поведении,
  • Благодарность за разговор и слова поддержки.

Как себя вести, если возникла обратная ситуация: ребенок старается и хорошо учится, но учительница по какой-то причине к нему излишне придирчива?

— Помимо того, что важно дать учительнице просто выговориться и пожаловаться, нужно постараться разобраться, что конкретно ее не устраивает и вызывает такую острую негативную эмоциональную реакцию. Нужно понять, каковы ее мотивы. Она хочет, чтобы ребенок делал уроки, не отвлекался, не списывал, не болтал или что? Спросите у нее прямо, что и как должно измениться в поведении ребенка. Не лишне будет задать контрольный вопрос из серии: «Правильно ли я понял, что если он не будет сидеть в телефоне на уроке (или любая другая причина), то с вашей стороны негатив будет исчерпан?»

- Как вам кажется, в чем могут крыться причины подобной неприязни учителя к ученику?

— Причины могут быть абсолютно разными. Может, ребенок напоминает учительнице кого-то, кто вызывает у нее такие чувства. В психологии этот феномен называется перенос, и он подробно изучен. Часто бывает так, что людям очень не нравится в других то, что им тяжело принять в себе самом. Может быть, ребенок делает что-то такое, что давит на «больную мозоль» учительницы, актуализирует какой-то неприятный опыт из ее жизни. Чаще всего в основе таких конфликтов лежат разные представления о нормах и правилах, о том, что позволительно и хорошо, а что неприемлемо и плохо. Учительница, например, может считать, что с преподавателем ни в коем случае не нужно спорить, что это, допустим, подрывает ее авторитет, а ребенок может считать, что важно свое мнение отстаивать в любом случае, несмотря на последствия.

- Как себя стоит вести, если придирки переходят в откровенное третирование и издевательства?

— Если вы убедились, что ваш ребенок совершенно ни при чем, что это какая-то неадекватная неприязнь учительницы, имеет смысл по возможности исключить вообще ситуации общения вашего ребенка с ней. Можно пробовать добиться справедливости через директора и вышестоящие инстанции, можно рассмотреть варианты перехода ребенка, в другой класс или школу. Это крайняя мера, но она может быть оправданной, если для ребенка этот конфликт является источником стресса. Еще можно научить ребенка психологической защите от этого стресса, предложить игнорировать, не принимать на свой счет и так далее, плюс важно дать понять, что вы не согласны с мнением учительницы, чтобы ребенок не испытывал дополнительного напряжения из-за чувства вины перед вами. Покажите ему, что вы на одной стороне. Можно предложить относиться к преподавателю, как к некоему тренажеру, ведь в жизни ему предстоит встретиться с совершенно разными людьми, и не все из них будут адекватными и справедливыми.

Допустим, мы поняли, в чем заключались причины, даже во всем разобрались. Как теперь наладить отношения между учительницей и ребенком без последствий для ребенка?

— Нужно понять интересы обеих сторон и выступить в роли переводчика, донести до каждого, чего именно от него хотят. Это бывает сложно понять, когда тебя переполняют эмоции. В конечном итоге вам нужно выработать условия «перемирия», в которых бы и ребенок, и учительница дали обязательства о каких-то уступках. Важно, чтобы каждый смог услышать, что провоцирует другого на эмоциональную реакцию.

Хорошо, с конфликтом все ясно. Теперь представим, что ребенок - любимчик у учительницы. Она его хвалит и ставит хорошие оценки. У ребенка начались проблемы с одноклассниками. Что делать?

— Это нормально, когда сверстники обращают внимание на успехи отдельных одноклассников, будь то отличники, спортсмены, или имеющие особенную популярность у противоположного пола. Это внимание может выражаться как в уважении, так и в подтрунивании и шутках разного рода. Если это не переходит каких-то границ, если это не превращается в травлю, я бы советовал родителю не вмешиваться. Если же ребенок просит о помощи и жалуется на сильное давление одноклассников, я бы предложил родителю поговорить с учительницей, чтобы она узнала о том, что происходит. Если ситуация острая, можно обсудить ее на родительском собрании, потому что это свидетельство того, что в классе сложилась неблагоприятная атмосфера.

- Как устранить такой конфликт без последствий для ребенка?

— Один из способов работы с такими проблемами – психологический тренинг для всего класса. Например, на тему командообразования. Также можно обратиться за помощью к школьному психологу, если он есть и вы доверяете его компетентности.

Биографическая справка:

Загонов Александр Александрович – психолог, выпускник кафедры социальной адаптации и психологической коррекции личности, факультета Психологии СПбГУ, соучредитель Центра тренинга и консультирования «12 коллегий».

С 2007 года Александр ведет тренинги и консультации, провёл свыше 1500 часов практической работы, является автором и ведущим 15-ти тренинговых программ, консультирует детей и их родителей в форме индивидуальных консультаций, руководил подростковым лагерем «Тее ns in Orange », создал видеокурс «Практическая психология».

Забронировать бесплатно путевку в тематический, психологический и городской лагеря «12 коллегий» вы можете .

Тематический лагерь:

Психологический лагерь:

Давай разберемся по порядку: действительно ли учитель виноват или это ты ведешь себя не совсем верно?

Ответь на следующие вопросы. Только ответь честно.

  • Ты выполняешь все домашние задания?
  • Ты готовишься к уроку и у тебя с собой все что нужно: тетрадь, учебник, тетрадь для самостоятельных заданий?
  • Ты стараешься разобраться в новой теме и понять, что и как?
  • Ты играешь с соседом по парте, болтаешь по телефону и красишь ногти во время урока?
  • Ты вертишься, кукарекаешь и полаешь по классу на потеху одноклассникам?

Если ты ответил «нет» на первые три вопроса и «да» на оставшиеся, то проблема плохих отношений с учителем только в тебе . Понятно, что просто так человек не станет лазить под партами - скорее всего ты просто не понимаешь, о чем тебе рассказывают, но учеба – это твоя работа. И если не удается все понять за 45 минут, то нужно просто подойти и поговорить с педагогом, попросить помощи – это не так уж и трудно, как кажется. Учитель нормальный человек, он в состоянии принять тот факт, что не все ученики могут легко овладеть его предметом и обязательно тебе поможет или подскажет, что нужно делать. Если же ты просто «выделываешься» и зарабатываешь баллы в глазах одноклассников, срывая уроки, то не обижайся – ты выбрал этот путь сам и учитель защищается, как может, даже когда выставляет тебя дураком на весь класс. Делай выводы и меняй тактику поведения.

Если ты ответил «да» на первые три вопроса и «нет» на 4 и 5 – то проблема, скорее, не в тебе, а в учителе. Так бывает, что иногда тебя не любят просто так. И с этим нужно научиться жить – в конце концов, учитель не мама с папой, любить тебя не обязан. Но вот уважать – должен. Если ты понимаешь, что поговорить с учителем и выяснить отношения ты не можешь, боишься или не веришь в результат, попроси родителей помочь разобраться в ситуации. Но информацию нужно преподнести объективно, чтобы не накалить и без того сложные взаимоотношения. Покажи родителям задания, оценки за которые, по твоему мнению, занижены. Или расскажи, как и когда учитель позволял себе нелицеприятные высказывания. Родители должны быть в курсе происходящего, чтобы найти правильное решение в этой ситуации.

Если же и после разговоров с родителями ситуация не изменилась в лучшую сторону – нужно просто перестать обращать внимание на реплики . Вот несколько советов, как справится с этой ситуацией:

После этого иди спокойно на урок, при вопросах учителя по существу, отвечай, прямо глядя в глаза, уверенно и твердо. Не обращай внимания на обидные замечания и заниженные оценки – обидно, конечно, но они не стоят твоих слез. И помни: «Все что нас не убивает – делает сильней», - это сказал немецкий философ Ницше, а ему в жизни досталось и от учителей, и от других людей.

В общем, придется тебе закалять характер. А человек с сильной волей и верой в себя вызывает всегда уважение даже у учителей, которые его не любят.

Надеемся, эта статья поможет вам наладить отношения с учителями.

Как налодить взаимоотношения с учителем?

Каждый день поход в школу - каторга. Или не каждый, а только когда стоит в расписании предмет, на котором тебе никак не найти общего языка с учителем? Тебе кажется, что учитель специально к тебе придирается и ставит незаслуженно низкие оценки? И предмет тебе становится неинтересен, а на уроке ты тоскливо смотришь в окно, ожидая окрика или язвительного замечания. Как быть? И как наладить отношения с учителем?

Давай разберемся по порядку: действительно ли учитель виноват, или это ты ведешь себя не совсем верно?

Ответь на следующие вопросы. Только ответь честно.

1. Ты выполняешь все домашние задания?

2. Ты готовишься к уроку и у тебя с собой все что нужно: тетрадь, учебник, другие школьные принадлежности?

3. Ты стараешься разобраться в новой теме и понять, что и как?

4. Ты играешь с соседом по парте, слушаешь музыку на плейере или рисуешь (и прочее) во время урока?

5. Ты вертишься, кукарекаешь и ползаешь по классу (и прочее) на потеху одноклассникам?

Если ты ответил «нет» на первые три вопроса и «да» на оставшиеся два, то проблема только в тебе .

Понятно, что просто так человек не станет лазить под партами - скорее всего, ты просто не понимаешь, о чем тебе рассказывают на уроке.

Но учеба - это твоя работа. И если не удается все понять за 40 минут, то нужно просто подойти и поговорить с педагогом, попросить помощи - это не так уж и трудно, как кажется.

Учитель - нормальный человек, он в состоянии принять тот факт, что не все ученики могут легко овладеть его предметом и обязательно тебе поможет или подскажет, что нужно делать.

Если же ты просто «выделываешься» и зарабатываешь баллы в глазах одноклассников, срывая уроки, то не обижайся - ты выбрал этот путь сам, поэтому твои взаимоотношения с учителем все более ухудшаются.

Делай выводы и меняй тактику поведения.

Чтобы наладить взаимоотношения с учителем тебе нужно следовать следующим правилам:

1. Не отвлекайся на уроке (особенно когда идет объяснение нового учебного материала).

Помни, что ты ходишь в школу не развлекаться, а получать знания. Твое серьезное отношение к учебе убедит учительницу, что ты не легкомысленный ребенок, а ответственный ученик, который стремится к знаниям.

2. Не нужно бояться лишний раз обратиться за помощью к учителю, если ты что-либо не понял из ее объяснений. Конечно, если до этого на уроке ты внимательно слушал все, что говорил преподаватель.

В противном случае учитель может отказать в помощи.

3. Не обманывай доверие. Некоторые ребята, не выучив урок, выдумывают в оправдание своей лени различные уважительные причины: то у них болела голова, то пожар в квартире был, то потоп, то инопланетяне приземлились на балконе.

Не стоит злоупотреблять добротой любимой учительницы: обман рано или поздно раскроется, и доверие будет потеряно. И даже если потом ты будешь говорить правду, тебе не поверят.

4. Веди себя так, как полагается в школе. Не нарушай дисциплину, не срывай занятий и не сбегай с уроков.

Твое примерное поведение - залог установления доброжелательных отношений с учителем.

5. Пойми, что учитель - тоже человек. Иногда тебе следует вспомнить, что учительница - тоже чья-нибудь мама или бабушка, и в её жизни тоже может быть много трудностей и проблем.

Представь, что у учительницы тоже может болеть голова: как, например, у твоей мамы. Но она не может отменить из-за этого урок, а тут еще ты шумишь и нарушаешь дисциплину. Своим неподобающим поведением ты рискуешь вызвать гнев и недовольство учительницы, которая в данный момент и без твоего вмешательства чувствует себя не очень хорошо.

Потерять уважение и доверие легко, а вот вернуть - намного сложнее.

Пойми, что УЧИТЕЛЯ - НЕ ВРАГИ, в задачу которых входит мучить тебя, а ДРУЗЬЯ, готовые всегда прийти тебе на помощь в трудной ситуации.

Педагог-психолог Рябова А.С.

2024 english-speak.ru. Изучение английского языка.