Миссионерская поездка в посёлок Хандагайты республики Тыва

Ch. K. Oydup

Природа Тувы неповторима тем, что в экологическом равновесии здесь сосуществуют почти все природно-климати­ческие зоны Северного полушария: от высокогорной тундры до знойной пустыни. Отсюда разнообразие флоры и фауны. Здесь на сравнительно небольшой территории соседствуют северный олень и снежный барс с одной стороны, верблюд–корабль пустынь и тушканчик–«кенгуру» житель песчаных степей с другой. На суровом высокогорье обитают удивительные животные–сарлыки. Необозримый простор, первозданная красота, несущая покой и радость такова природа Тувы. Так и есть!

Я все это знаю не понаслышке. Без преувеличения скажу, что с экспедиционными работами объездила всю Туву. Здесь есть на что посмотреть, где поправить здоровье, красиво провести отпуск.

Все начинается с дороги! По качеству дороги в Туве делятся на следующие категории: магистральная (федеральная) – М-54 (Красноярск – южная государственная граница России, застава Саган-Тологой, Эрзинский кожуун Республики Тыва); территориальные главные с асфальтовым покрытием (Кызыл – Ак-Довурак-Тээли; Чадаана – Хандагайты - Госграница); без покрытия; прочие дороги. В настоящее время все сельские поселения в Республике доступны автомобильному транспорту, но много других экзотических уголков, куда можно добраться только на вьючном транспорте, или по воде, пешком и т.д. Хочу предложить описание одной дороги в надежде на то, что со временем она станет одним из основных автомобильных туристических маршрутов - под названием «

В советское время в Монгун-Тайгинский кожуун попадали либо самолетом, либо на машине через Монголию. Естественно это очень хлопотно: часто приходилось ночевать на пограничном посту, т.к. на ночь закрывали на замок границу. Теперь есть дорога по нашей территории - благодать! Только вот содержать бы эту дорогу на должном уровне, она изнашивается на нет. Помню, едем, нас мотает, подбрасывает по всему кузову, у шофера нервы не выдержали и он, съезжая на проселочную дорогу, говорит в сердцах: «Пусть дорожники сами едут по ней!» Эта дорога относится к категории «территориальных прочих» без асфальтового покрытия. Думаю, со временем заасфальтируют и доведут до Алтая. Сегодня она доведена до с. Кызыл-Хая. Надо сказать, красивейшая дорога. Советуем ехать не спеша, с остановками на ночь. От Кызыла до границы с Алтаем желательно сделать таких остановок не менее трех.

От Кызыла до Чадана свои прелести по ходу маршрута, которые можно посмотреть или показать туристам. Например, за п. Усть-Элегест по левой стороне - угольное месторождение «Красная горка» (торчат вышки разведочных буровых скважин, да и дымятся старые штольни - работает Енисейская промышленная компания). Далее, ближе к 100 км по трассе перед вами величаво «возникает» в степи гора Хайыракан (наибольшая высота этой горы 1042 м над уровнем моря, гора простирается с северо–востока на юго-запад. Среди мелкосопочного, холмистого рельефа Хайыракан возвышается скалистым, живописным монументальным массивом и ее остроконечные зубчатые вершины видны со всех сторон, за много километров. Белые скалы очень они красивы. Сложена гора белым мрамором и известняком. А сколько легенд рассказывают старожилы о Хайыракане!

Вот одна из них: «Жил у подножья скал богатый человек. В его табунах, стадах стали теряться кони, козы, коровы. А вора поймать не могли. Тогда он позвал всех шаманов и попросил их направить гром и молнию в эту тайгу, чтоб расправиться со спрятавшимся там злодеем. Засверкали молнии, загрохотал гром. Гора занялась сплошным пожаром. Ее цвет менялся, она стала белее. Богатый, в ужасе упав на землю, воскликнул: «Оршээ, Хайыракан! »

С тех пор эту гору так и называют – Хайыракан.

Рядом есть деревня с одноименным названием. Тюлюш Балданович Кечил-оол, командир эскадрона тувинских добровольцев, родом оттуда. Во времена застоя в селе Хайыракан находилось отделение совхоза «Улуг-Хая» (в переводе - «Великие скалы»). Скалы как раз находятся напротив села на правом берегу Енисея. Местные жители называют эти скалы невестой Хайыракана. Пик Мажакыры назван в честь мужественного охотника.

С высот Хайыракана открываются изумительные виды. Хайыраканские известняки пригодны для производства извести, карбида кальция, для использования в целлюлозной промышленности…

Далее за Чаданом от главной территориальной трассы Кызыл – Ак-Довурак есть развилка с направлением на юг – дорога той же категории. Она асфальтирована от развилки до международного таможенного поста «Хандагайты». Дорога понимается на хребет Западный Танну-Ола вдоль реки Хондергей. В начале степь, затем лес и лесо-тундра. В любой месяц лета здесь много цветов - очень красиво! Рекомендую остановиться на ночь (можно за большим мостом). Можно разбить палаточный лагерь, сварить суп, чай и посидеть у костра.

На другой день обязательно остановитесь на перевале. Отсюда загляните на юг на бескрайную степь. Сфотографируйтесь у Субургана. После перевала, не доезжая каких-то 10 км до Хантагайты (у южного подножья горы, у поста ГАИ) есть указатель резко на запад, по этой насыпной дороге и едем в Монгун-Тайгу.

После Бора-Шая уже третий раз поднимаемся на подножье Танну-Ола - крайнюю западную конечность этой горной системы. Долина реки Саглы. Сюда тоже попадали в Советское время через Монголию. По косогору, в то же время, ощущая затяжной подъем, вы окажетесь на перевале под названием Арзайты. Много цветов в любой месяц лета. Здесь растет один из видов пищевых растений - уургене . Можно остановиться на час-два, подняться на Танну-Ола и заглянуть на долину р. Хемчик.

Далее спускаемся по реке Элдиг-Хем (правый приток р. Барлык), огибая гору Арзайты, попадаем на основное русло реки Барлык. Видите шлагбаум, а за ним – несколько домов: отсюда начинается Монгун-Тайгинский кожуун.

Крутые склоны гор по обе стороны реки выглядят очень красиво. Где-то высоко на заснеженном склоне может на вас смотрит снежный барс или горный козел. В долине реки цветут крупные эдельвейсы. Река Барлык тому же рыбная. Здесь есть столовая, можно также остановиться на ночь.

На другой день. Далее дорога так и поднимается до самого верховья этой реки (до границы с МНР), затем резко поворачивает на запад и поднимается на хребты Цаган-Шибету далее не запад хр. Шапшал. Вот здесь самый большой перевал на этом пути -«Когээ-Даваа». Отсюда вид замечательный. Особенно на юг и юго-запад - все как на ладони!

А какая палитра цветовых оттенков!..

Но спуск с перевала очень крутой по «серпантину», порой жутковато. Когда спускаются многотонные КАМАЗы, слышен только скрежет тормозов.

Внизу пограничная застава. Отсюда двумя путями можно ехать на Алтай. Первый - через с. Мугур-Аксы (дорога направо) по реке Каргы. Маршрут более труднодоступный, но интересный.

]Когда подъезжаете к с. Мугур-Аксы, вас приветствуют местные обитатели «Тарбаганы». Отсюда очень хорошо видна вершина Ак-Баштыг.

Когда подниметесь до истоков реки Каргы, то увидите с левой стороны огромное озеро Хиндиктиг-Хол, а со стороны Алтая - заповедную долину оз. Джулкул с множеством озерков разных размеров.

Тем, кто любит восхождение на пики, можно подготовиться и организовать подъем на вершину Ак-Баштыг или пик Монгун-Тайга.

Второй маршрут проходит по южному склону хр. Монгун-Тайга. Насыпная дорога проложена по сопкам сложенными ледниковыми отложениями вдоль госграницы с МНР. До пограничных столбов рукой подать, местами столбы двух государств прямо у дороги (оз. Майхан-Нур). Здесь с южных склонов хр. Монгун-Тайга берут начало мелкие речушки в котловиной части, образующие небольшие озерки: Шара-Харагай, Тоолайты (оз. Тоолайты), Ортаа-Шегей (Сиве-Холь), Мугур-Шегей. И надо отметить рыбные оз. Сиве-Холь и Тоолайты (здесь водится хариус). В этих долинах располагаются хозяйства ГУП «Моген-Бурен». Ближе к озерам они зимуют, а летом поднимаются выше. Со стороны МНР граница «прошита», а на нашей стороне столбы стоят в километрах друг от друга. По дороге на ночь можно остановиться у этих озерков. Общая длина трассы от пограничной заставы у реки Каргы до с. Кызыл-Хая - 78км.

На следующий день. Далее маршрут через с. Кызыл-Хая идет вверх по реке Моген-Бурен. Есть периоды, когда р. Моген-Бурен становится неуправляемой - весной и когда идут сильные дожди. В селе живет инструктор биосферного заповедника «Убсу-Нур». Стоит к нему заехать и далее он может быть вашим проводником. Следует отметить, что река Моген-Бурен тоже рыбная, а в верховье реки, где образуются заводи в виде озерков, наряду с хариусом водятся и речные асманы.

От села и далее начинается бездорожье. Здесь двум встречным машинам очень сложно разминуться. Долина реки у села, более-менее широкая. Выше ныряем в ущелье. После первого моста по левой стороне реки скала «Кызыл-Хая», от которого название села. По правой стороне реки выше устья Алдыы-Иматы (правый приток реки) широкая терраса, на которой много могильников. С двух сторон рыжие крутые склоны. Так придется ехать более 15 км. На выходе из ущелья река раздваивается. Левый приток - Дуругсуг. Исток этого притока - от мелких озерков в ледниковых котловинах, расположенных на хребте на юге оз. Хиндиктиг-Хол. Верховье реки широкое, открытое, на междуречье видится Сарыг-Хову со множеством могильников и столбов - следами древней цивилизации. В советское время здесь проводились раскопки. Можно переправиться по мосту на эту сторону реки и подняться на хребет, на северном склоне которого раскинулось оз. Хиндиктиг-Хол.

Все открыто. Это высокогорная тундра. А дышится как хорошо, красота! Для данного маршрута этот природный памятник будет дополнением. На берегу озера можно остановиться несколько дней и отдохнуть, а затем продолжить путь на Алтай. Здесь очень ветрено, погода меняется каждые 10 минут: то солнце палит до боли, то дождь, то град.

Скачать файл статьи (cкачиваний: 4)

Такой своеобразный виток длиною почти в 20 лет произошел в судьбе сотрудника Пограничного управления ФСБ России по Республике Тыва Сергея Крылова.

На заре своей офицерской карьеры, после окончания в 1981 году Московского высшего пограничного командного училища КГБ СССР, он прибыл для прохождения службы в Кызылский пограничный отряд - на заставу «Хандагайты». Это было время, когда на тувинском участке границы шла интенсивная работа по инженерно-техническому оборудованию, обустройству новых комплексов пограничных застав, строительству рокадных и подъездных дорог. Но не столько объем выполняемых работ поразил молодого лейтенанта, сколько тот факт, что на некоторые заставы отряда из-за отсутствия дорог пограничники могли попасть только через территорию сопредельной Монголии. Также из Тувы и в Туву через «заграницу» перемещались и жители приграничных населенных пунктов. Разумеется, по специально установленным пропускам. Но в учебниках по пограничному делу такие прецеденты не описывались, и это было интересно начинающему офицеру в плане организации пограничной службы.

Правда, задержаться надолго на тувинском участке не пришлось. Через полгода он получил назначение в Кяхтинский пограничный отряд. Затем были Забайкальск, снова Кяхта, Даурия, Абакан. Словом, вся забайкальская граница исхожена им из края в край. И, наконец, в 2000-м уже полковником с солидным багажом служебного опыта Сергей Витальевич вновь прибыл в Кызылский пограничный отряд заместителем командира части. Для кого-то это всего лишь любопытное стечение обстоятельств, он же видит в этом перст судьбы и не случайно считает себя коренным сибиряком, хотя родился и вырос на Белгородчине.

А сколько он «выпустил» в свободное плавание молодых офицеров только-только приступивших к самостоятельной офицерской службе… Сейчас, уже спустя много лет, они приходят и звонят просто для того, чтобы сказать ему слова благодарности за бесценный опыт и приобретенные качества настоящего русского офицера. Подопечные в унисон отзываются о Сергее Витальевиче как о жестком, но крайне справедливом руководителе. «Сам спрошу со всех по полной, но и в обиду своих не дам», - таким знают его сотрудники управления.

В прошлом году Сергей Витальевич отметил свой 55-летний юбилей, а 2015 год для него - завершение военной службы

Конечно, это еще не время итожить жизнь, но, оглядываясь назад, он вряд ли может в чем-то упрекнуть себя: всегда честно служил границе. Ни за звания, ни за награды, хотя их в послужном списке офицера достаточно. А самая ценная, по его словам, награда - это понимающая его жена, Валентина Федоровна, с которой идет по жизни уже тридцать шесть лет! Нельзя не сказать, что более двадцати лет Валентина Федоровна и сама бок о бок служила в погранвойсках вместе с мужем. А кто еще лучше, чем супруга в погонах, посвятившая жизнь вечным скитаниям по гарнизонам, может понять любимого мужа, многое простить, вовремя успокоить и помочь советом…

Семейное счастье Сергей Витальевич видит в сыновьях, которые пошли по стопам отца, а также замечательных внуках. Именно в них счастливый дед видит продолжение пограничной династии Крыловых. Что ж, пожелаем ветерану, чтобы все мечты и чаяния сбы­вались, а рядом всегда были родные люди, верные друзья и однополчане!

Юлия ДЫМШАКОВА

Пресс-служба Пограничного управления ФСБ России по Республике Тыва

Наименование: Пограничное Управление ФСБ России по Республике Тыва

Место нахождения: Республика Тыва, г. Кызыл, ул. Дружбы, 42а

Почтовый адрес:

Контактная информация

Почтовый адрес: 667001, Республика Тыва, г. Кызыл, ул. Дружбы, 42а

Телефон: 8(39422)12983, 12995

Адрес электронной почты: [email protected]

Контактное лицо: Бурлаков Евгений Викторович

Источник финансирования

Источник финансирования: Федеральный бюджет Российской Федерации

Предмет государственного контракта

Начальная/максимальная цена контракта, тыс. руб: 4 000,0

Наименование товара (работы, услуги): Уголь каменный

Код товара (работы, услуги) по структурированной номенклатуре: 1011. Каменный уголь

Количество товара (объем работ, услуг): 1850,0

Единица измерения: тн.

Краткие характеристики товара (работы, услуги): ГОСТ 30313-95: 06101346110333

Место поставки

Код места поставки: респ. Тыва

Место поставки: Республика Тыва, Монгун-Тайгинский кожуун, с. Мугур-Аксы отделение (пограничная застава) "Мугур-Аксы", Овюрский кожуун с. Саглы отделение (пограничная застава) "Саглы", Овюрский кожуун с. Хандагайты отделение (пограничная застава) "Хандагайты", Овюрский кожуун с. Торгалыг отделение (пограничная застава) "Торгалыг", Тес-Хемский кожуун с. Оо-Шинаа отделение (пограничная застава) "Оо-Шинаа", Тес-Хемский кожуун с. Самагалтай отделение (пограничная застава) "Шара-Сур", Эрзинский кожуун с. Цаган-Тологой отделение (пограничная застава) "Цаган-Тологой"

Условия поставки: автомобильным транспортом

Сроки (периоды) поставки: 3 квартал 2008 года

Оплата контракта

Форма оплаты: Безналичный расчет

Сроки и порядок оплаты: По факту поставки в течении 15 банковских дней

Конкурсная документация

Срок, место и порядок предоставления конкурсной документации: Срок предоставления-на момент обращения, место , получается лично, либо представителем имеющим доверенность, либо электронной почтой.

Официальный сайт, на котором размещена документация: www.zakupki.ru.

E:Извещение уголь 2008.docx | (28.01.2008 15:22)
E:Конкурсная документация уголь 2008.doc | (28.01.2008 15:23)

Порядок подачи заявок

Место подачи заявок: Республика Тыва г. Кызыл ул. Дружбы 42 А

Дата начала подачи заявок: 01.02.2008

Дата и время окончания подачи заявок: 07.03.2008 10:00

Критерии оценки заявок на участие в конкурсе

Критерии оценки заявок на участие в конкурсе: Качественные характеристики товара; срок поставки товара; цена контракта; опыт работы в данной сфере услуг;

Вскрытие конвертов

Место: Республика Тыва г. Кызыл ул. Дружбы 42 А

Дата и время: 07.03.2008 15:00

Рассмотрение заявок

Место: Республика Тыва г. Кызыл ул. Дружбы 42 А

Дата: 14.03.2008

Подведение итогов конкурса

Место: Республика Тыва г. Кызыл ул. Дружбы 42 А

Из Кызыла в Кызыл - такой своеобразный виток, длиною почти в 20 лет, произошел в судьбе сотрудника Управления Сергея Крылова. На заре своей офицерской карьеры, после окончания в 1981 году Московского высшего пограничного командного училища КГБ СССР, он прибыл для прохождения службы в Кызылский пограничный отряд, на заставу «Хандагайты ». Это было время, когда на тувинском участке границы шла интенсивная работа по инженерно-технич ескому оборудованию, обустройству новых комплексов пограничных застав, строительству рокадных и подъездных дорог. Но не столько объем выполняемых работ поразил молодого лейтенанта, сколько тот факт, что на некоторые заставы отряда, из-за отсутствия дорог, пограничники могли попасть только через территорию сопредельной Монголии. Так же из Тувы в Туву через «заграницу» перемещались и жители приграничных населенных пунктов. Разумеется, по специально установленным пропускам. Но в учебниках по пограничному делу такие прецеденты не описывались, и это было интересно начинающему офицеру в плане организации пограничной службы.

Правда, задержаться надолго на тувинском участке не пришлось. Через полгода он получил назначение в Кяхтинский пограничный отряд. Затем были Забайкальск, снова Кяхта, Даурия, Абакан. Словом, вся забайкальская граница исхожена им из края в край. И, наконец, в 2000-м уже полковником, с солидным багажом служебного опыта Сергей Витальевич вновь прибыл в Кызылский пограничный отряд, заместителем командира части. Для кого-то это всего лишь любопытное стечение обстоятельств, он же видит в этом перст судьбы и не случайно считает себя коренным сибиряком, хотя родился и вырос на Белгородчине.

А сколько он «выпустил» в свободное плавание молодых офицеров только-только приступивших к самостоятельной офицерской службе… Сейчас, уже спустя много лет, они приходят и звонят просто для того, чтобы сказать ему слова благодарности за бесценный опыт и приобретенные качества настоящего русского офицера. Подопечные в унисон отзываются о Сергее Витальевиче, как о жестком, но крайне справедливом руководителе. «Сам спрошу со всех по полной, но и в обиду своих не дам », - таким знают его сотрудники Управления.

В прошлом году Сергей Витальевич отметил свой красивый 55-летний юбилей, а 2015 год для него – это завершение военной службы…

Конечно, это еще не время итожить жизнь, но, оглядываясь назад, он вряд ли может в чем-то упрекнуть себя: всегда честно служил границе. Ни за звания, ни за награды, хотя их в послужном списке офицера достаточно. А самая ценная, по его словам, награда - это понимающая его жена, Валентина Федоровна, с которой идет по жизни уже тридцать шесть лет! Нельзя не сказать, что из этих тридцати шести более двадцати лет Валентина Федоровна и сама бок о бок служила в погранвойсках вместе с мужем. А кто еще лучше, чем супруга в погонах, посвятившая жизнь вечным скитаниям по гарнизонам, может понять любимого мужа, многое простить, вовремя успокоить и помочь советом…

(Как нам показалось, когда мы проезжали по Туве, название ТЫва используется исключительно совместно со словом "республика". На карте приобретенной в Кызыле наблюдается тоже самое).

Общая схема движения по маршруту Тува - 2013.

Заезд

В Республику Тыва мы спланировали заехать через Алтай: по трассе М52 до поселка Кош-Агач, а далее на перевал Бугузун.

Маршрут Туэкта - Кош-Агач - перевал Бугузун

30.06.2013 Омск - Кулунда.
01.07.2013 Кулунда - Усть-Кан
02.07.2013 Усть-Кан - Кош-Агач - перевал Бугузун.

Итого от Туэкты до Кош-Агача проехали 280 км за 5ч30мин.
От Кош-Агача до перевала Бугузун расстояние 80 км преодолели за 3ч30мин.

Брод через реку Бугузун. Инна зашла в воду первой и единственной и провела весь конвой на другой берег. Ушла с берега последней. Для собственной переправы она не использовала защитных средств. Вероятно ее внутренний мир на столько богат что его энергия согревала ее на протяжении всего маршрута.

Подъем на перевал Бугузун идет по руслу реки Бугузун

Какой мог бы быть хороший кадр потрать на выбор композиции чуть больше времени, но что вышло то вышло. Сие есть перевал Бугузун! Перевал с который открыл перед нами просторы Тувы.

Стоянка за перевалом Бугузун:

Вечер до установки палаток

Утро после сборов перед стартом

Тува

Маршрут перевал Бугузун - озеро Хиндиктиг-Холь 03.07.2013г.

Перевал Бугузун - вдоль реки Джеты-Тей (Гетедей) - мост через приток р. Моген-Бурен (Могун-Бурсы) рядом с озером Ак-Куль - озеро Ак-Куль - мост через р. Моген-Бурен (Могун-Бурсы) - вдоль р. Дуруг-Су - перевал 2426.8м - озеро Хиндиктиг-Холь (Кындыкты-Куль) - верховое болото 6км - перевальчик - стоянка на склоне в районе слияния рек Каргы и Кара-Су в урочище Хопчугдуг-Хову.

Мосты возле озера Ак-Куль:

После моста у нас была встреча с местным жителем. Его жилище стояло не далек от моста и эту землю он считал своим домом. Попросил не снимать, но прямых требований не выдвигал. Намекал на то что зря мы тут проезжаем и что мы еще встретимся сегодня, но встречи не произошло. Это был единственный местный, который встретил нас не добрым взглядом и недобрым словом. Остальные тувинцы с которыми нам довелось пообщаться были настроены доброжелательно, иногда даже очень. Чем ближе к Кызылу тем добрее и задушевнее становились люди. Вероятно горы, удаленность от цивилизации придают людям суровый вид. Теперь я думаю что возможно нам нужно было напросится к человеку в гости, может быть в душе он и хотел быть гостеприимным, но суровая жизнь сделала его суровым парнем.

Итого за день пройдено 70км за 13ч30мин.

На преодоление 5-ти км верхового болота возле озера Хиндик-Тиг-Холь потрачено 5 часов! Дневка на Хиндиктиг-Холе прошла успешно

Краткие зарисовки...

Заплыв по озеру Хиндиктиг-Холь:

Проход снят с берега на Nikon D7000 18-105

Проход снят с Дефа на регистратор. Видео идет с 3:30. В начале видео осмотр подводного мира озера командой штурманов и подготовка к съемке.

"Дневка" на верховом болоте озера Хиндиктиг-Холь:

Подледный мир Хиндиктиг-Холь

Стоянка на склоне в районе слияния рек Каргы и Кара-Су в урочище Хопчугдуг-Хову:

04.07.2013г.

Урочище Хопчугдуг-Хову - брод через р.Каргы - Мугур-Аксы - перевал 2120м - перевал Коге-Дава 2373м - перевал Арзайту 2222.4м - Саглы - перевал 1811м - стоянка на речке Хорумнуг-Ой.

Итого за день пройдено 165км за 9 часов.
Максимальный угол подъема 25.6 градусов.
Максимальный уклон съезда 23.7 градусов.
Суммарный подъем 4023м.
Суммарный спуск 4530м.

Урочище Хопчугдуг-Хову:

Мугур-Аксы. Заправка соляркой - sicret Совершенно секретно!

Солярка в Мугур-Аксы есть, но... не там где мы привыкли ее покупать. На АЗС есть любой бензин, а солярки нет. А есть она вот за этим забором:

Чтобы "кто ненадо" не понял, а путник на дизельном авто нашел это место, используя дедуктивный метод, подскажу - через дорогу хлебопекарня:

А дальше сплошные горы, ущелья и перевалы. За весь день встретили десяток машин. Населенных пунктов нет. Но при этом нельзя сказать, что народа нет - есть, но только пастухи. Внимание на проезжающих никто не обращает - видно, что в отличие от района озера Хиндиктиг-Холь, здесь народ цивилизованный. Дорога везде хорошая, отсыпанная, грейдированная без выбоин:

Стоянка возле речки Хорумнуг-Ой:

05.07.2013г.

Речка Хорумнуг-Ой (район между Саглы и Хандагайты) - Хандагайты - пограничная застава Дус-Даг (бывший Торгалыг) - вид на озеро Убсу-Нур - дорога вдоль границы Россия-Монголия - стоянка недоезжая Берт-Даг.

Итого за день пройдено 275км за 10 часов.
Суммарный подъем 4260м.
Суммарный спуск 5198м.

А ведь изначально, дорогу от Мунгуp-Аксы, а точнее от озера Хиндиктиг-Холь, до Самагалтай мы планировали проехать за один день - всего-то ничего - 500км

Район Хандагайты

Район Хандагайты

Слева в дали на горе видна дорога на перевал по которой мы поедим. Видите? А она есть.

Район Хандагайты

Это самое начало перевала

Карабкаемся на перевал

Перевал все еще впереди

Главное в путешествии - хорошее настроение!

Это фото снято с места о котором написано на несколько фотографий выше

Восхождение продолжается...

На перевале

Спуск с перевала высотой 2347 метров

За перевалом появляется жизнь

границы ключ переломлен пополам...

Следуя вдоль государственной границы Россия-Монголия на расстоянии 50 метров мы размышляли: ну, когда же, наконец, появятся пограничники? Степь, на сколько хватало обзора, была абсолютно тихой и пустой: никаких машин, вышек, КПП и т.п. У нас даже закралось сомнение, что за нами следят Но оно оказалось напрасным: в районе бывшей деревни Торгалыг расположилась пограничная застава Дус-Даг, и сразу за мостом в кустах нас поджидал пограничный УАЗик с дежурным. А еще через пару минут подъехал начальниу заставы. Наконец-то наши пропуска проверили, всех переписали в журнальчик и отпустили. Начальник заставы даже хотел дать номер своего мобильного, на случай если с нами что-то случится. Мы даже обалдели Но когда узнал, что мы собираемся заночевать под Самагалтай, то передумал, потому что там уже будет не его епархия, так сказать: "пост сдал - пост принял". И мы поехали дальше.

За этим мостом нас ждали пограничники

Приграничный городок

Только мы выехали от пограничников, как начался жуткий ливень с грозой:

Ливень с грозой и молниями в землю на совершенно ровной и бесконечной степи

Спускаем флаги! Нам немного очково
Говорят на ютюбе есть видео сгорающей от молнии машины

Уходим...

Это единственное место с которого открывается чудесный вид на озеро Убсу-Нур

Вид на озеро Убсу-Нур и грибного Дефа

А вот и радуга-дуга! Где-то в дали все еще идет дождь. Скорее всего это уже другой дождь до которого мы еще не добрались.

Вид на озеро Убсу-Нур. Где-то там вдали монгольская группа.

Вид на озеро Убсу-Нур бесконечен

Абсолютно случайно мы обнаружили, что багажник ЛэндРовера почти полностью открутился. Как он не улетел - загадка:) 8)
Если внимательно посмотреть на фото то можно заметить что дует очень сильный ветер. На ногах удержаться можно, но для этого нужно прикладывать определенные усилия. Тут у нс прошла еще одна встреча с погранцами, которые приехали к нам на перехват, убедились в том что у нас все хорошо и по быстрому свалили не выходя до ветру.

Все дружно прикручивают багажник к Дефу. Надо бы его переделать

На всякий случай решили проверить крепления багажника на Мистрале:

Денис и Артем выравнивают багажник на Мистрале, он тоже не терял время и искал выход с крыши. Много километровый грейдер дал о себе знать

Иногда грейдер становился настолько не выносим что легче было ехать по обычному грунту

Ехали мы ехали, но так никуда и не приехали. Свернули у первых кустиков встреченных в степи, растущих вдоль русла временно пересохшей реки. Уже темнело, обычно мы вставали засветло. Стоянка возле пересохшего русла речки, не доезжая Берт-Даг:

Утро в русле

Утро в русле

Утро в русле

Утро в русле

Утро в русле

Завтра из пищухи

Завтра из пищухи

06.07.2013г.

Берт-Даг - Самагалтай - Балгазын - Дерзиг-Аксы (паром) - Бояровка - стоянка где-то в горах.

Итого за день пройдено 258км за 9 часов.

В Самагалтае солярки небыло тоже, но мы не стали ее "искать":). В Дифендер залили 20 литров из канистры, и то на всякий случай ибо бак 60л, Мистраль и Таракан поехал дальше без заправки, но у них и баки около 85л.

Было

И вдруг стало так

Уже через 67км хорошей новой асфальтированной дороги был Балгазын, где солярка была на всех заправках. Там и заправились. Правда отсекателей нигде нет и наливают только кратно 10, т.е. 10л, 20, 30... и т.д. Прям рулетка какая-то Свернули в сторону Бояровки. А дальше пошла отсыпанная грейдированная дорога.

В Дерзиг-Аксы переправились на пароме через Малый Енисей, причем днем совершенно бесплатно, а ночью платно:)

Дорога после Бояровки на Тоора-Хем:

Вы только не подумайте что это наша родная глина. Как и раньше ехать вполне можно на АТ.

Стоянка на ручьях по дороге на Тоджу на свертке с трассы:

07.07.2013г.

Стоянка за Бояровкой - Тоора-Хем - озеро Азас (Тоджа).

Итого за день пройдено 155км за 10 часов.

Дорога на Тоджу:

Видать и тут бывает непросто, но не видать сейчас сезон легкой дороги

Чего это вдруг лед откуда-то? Горы что ли?

Наверно когда-то тут проехать было совсем нельзя. Видно что вокруг хорошие верховые болотины.

Тоора-Хем:

Паром через Большой Енисей

Соляры полно и нам до полного

Тоора-Хем

Они ведь до сих пор не заключили мирный договор с Германией

Дорога Тоора-Хем - озеро Азас:

Кто бы мог подумать что такая дорога приведет на еще советскую базу отдыха где отдыхают люди

08-09.07.2013г.

08.07.2013г. Озеро Азас (Тоджа)- дневка с небольшим переездом.
09.07.2013г. Озеро Азас - Тоора-Хем - Ий - район слияния Большого Енисея с рекой Хамсара.

Итого пройдено 78км за 6 часов.

Покатушки вдоль озера Азас.

Дорога от базы отдыха вдоль озера Азас до начала заповедника Азас:

На въезде в заповедник Азас стояла предупредительная табличка "Проезд запрещен", никаких шлагбаумов небыло, но т.к. мы законопослушные граждане, то решили дальше не ехать. Развернулись, немного отъехали назад и заночевали.

С утра двинулись обратно в сторону Тоора-Хем. По дороге остановились на берегу озера и решили сделать днёвку.

Утром 09.07.2013г. мы выдвинулись в район слияния Большого Енисея с рекой Хамсара.

Мы вернулись назад в Тоора-Хем, оттуда в поселок Ий и далее в сторону поселка Ырбан. По дороге появилось неожиданное препятствие - упавшая береза. Благодаря совместным усилиям дорога была отчищена!

Брод через реку Хамсара в сторону поселка Ырбан в районе слияния Большого Енисея с рекой Хамсара. Здесь мы решили остановиться на ночевку:

Неожиданно в 100 метрах от стоянки нашли медвежьи следы:

И еще некто копытный

А вечером заморосил дождь, который продолжался и на следующее утро...

Жизнь на мгновение замерла

В связи с этим безобидная вчерашняя дорога превратилась в опасный грязевой аттракцион:

10.07.2013г.

Район слияния Большого Енисея с рекой Хамсара - Тоора-Хем - Бояровка - стоянка на Малом Енисее.

Итого за день пройдено 205км за 9 часов.

По дороге на Тоджу и обратно останавливались поесть в единственном и, наверное, поэтому самом известном в этих местах придорожном кафе "Сыынак", что в переводе с тувинского – оленёнок, рожденный от оленухи и лося. Достаточно вкусно и недорого. Кухня обычная. Тут же можно переночевать.

Дорога домой

Маршрут стоянка на Малом Енисее за Бояровкой - Кызыл - Шушенское - Абакан - Знаменка (под Абаканом) 11.07.2013г.

Стоянка на Малом Енисее за Бояровкой - Кызыл - Шушенское - Абакан - Знаменка (под Абаканом).

Итого за день пройдено 620км за 13ч30мин.

12.07.2013г.

Знаменка (под Абаканом) - Новоселово - Шарыпово - Мариинск - Кемерово - Новосибирск - Омск.

Итого за день пройдено Знаменка - Новосибирск 840км за 14 часов + Новосибирск - Омск 650км.

Это технический отчет о прохождении маршрута Омск - Алтай - Тува - Хакассия - Омск подготовлен экипажем Дефендера Ольгой и Геннадием (JediG).

2024 english-speak.ru. Изучение английского языка.