Официальный язык пакистана 4. Социальная структура населения. Часы работы учреждений

ВОЕННАЯ МЫСЛЬ № 2/ 199 9 , стр. 2- 13

ВОЕННАЯ РЕФОРМА

Оптимизация военной организации государства

Генерал-полковник В.Л.МАНИЛОВ ,

первый заместитель начальника

Генерального штаба Вооруженных Сил РФ,

доктор политических наук

СОВРЕМЕННАЯ военная реформа как совокупность количественно-качественных преобразований военной организации государства, направленных на ее оптимизацию, приведение в соответствие с новыми геополитическими и военно-стратегическими реалиями, объективными потребностями защиты национальных интересов, является важнейшей составной частью политических и социально-экономических реформ в нашей стране, одним из определяющих условий их успеха, действенным фактором обеспечения обороны и безопасности России, ее влиятельной и конструктивной роли в современном мире.

Военная организация государства - это сложная, многопрофильная, многоуровневая система. В широком смысле она включает три основные подсистемы: во-первых, это - военная сила, т.е. Вооруженные Силы, другие войска, воинские формирования и органы, привлекаемые к решению задач обороны и безопасности страны; во-вторых, это - материально-техническая база строительства, подготовки и применения военной силы, т.е. совокупность элементов государства и общества, обеспечивающих функционирование и развитие военной организации, и, в-третьих, это - духовный потенциал. Он объединяет большой спектр социальных, нравственно-этических, психологических явлений, синтезирующихся в укладе жизни, национальном характере, традициях народа, его исторической памяти, в отношении общества и граждан к военной службе, воинскому долгу, военной профессии, защите Отечества.

В узком смысле военная организация представляет собой систему органов государственного и военного управления, Вооруженных Сил, воинских формирований, совместная, согласованная, скоординированная деятельность которых обеспечивает решение специфической, чрезвычайно важной, жизненно необходимой для стабильности и прогресса общества и государства задачи - защиты национальных интересов и безопасности страны.

Характер, содержание, формы такой защиты определяются объективными условиями существования государства в мировом сообществе, его местом и ролью в системе международных отношений. Они находят отражение в составе, структуре, численности, техническом оснащении, подготовке и других параметрах военной организации. Когда возникают устойчивые противоречия между этими параметрами военной организации государства и условиями его существования, военная реформа становится объективной необходимостью. Ее катализатором выступают главным образом военные победы либо поражения, затрагивающие геополитическое, военно-стратегическое положение государства, изменяющие или способные изменить его место и роль в мире; обострившиеся проблемы реализации и защиты его национальных интересов, прежде всего жизненно важных; достижения научно-технического прогресса, социальные потрясения и т.д. Военной реформе предшествуют и ее сопровождают ломка привычных, казавшихся незыблемыми военно-политических установок, стандартов и стереотипов, упразднение или радикальное преобразование отживших, отслуживших свое систем, органов и структур, частичная или полная замена военной доктрины, стратегических концепций, подходов к обеспечению функционирования военной организации в мирное и военное время, ее комплектованию, другие явления и процессы.

В силу этого военная реформа требует консолидации и высокой концентрации материальных и духовных ресурсов общества на решении комплекса интеллектуальных, политических, организационно-технических, социально-экономических, военно-стратегических и нравственно-этических задач, выполнять которые приходится, как правило, в исторически сжатые сроки. Суть этих задач, квинтэссенция результатов, на достижение которых направлено их решение, сводится, в конечном счете, к оптимизации военной организации государства, что подтверждает, в частности, опыт отечественных военных реформ.

Применительно к преобразованию ядра военной организации - вооруженных сил - их ретроспектива выглядит следующим образом. Военная реформа Ивана Грозного в середине XVI века продолжалась более десяти лет и привела к созданию вместо прежних дружин новой, поместной армии - прообраза (в виде шести стрелецких полков) постоянной армии России с единым, централизованным управлением и снабжением. Военная реформа Петра I в начале XVIII столетия затянулась практически на четверть века. Ее главным результатом стала регулярная армия. Милютинская реформа во второй половине XIX века осуществлялась более 15 лет и закончилась возникновением массовой армии. Общим итогом военной реформы 20-х годов нынешнего века стала кадрово-территориальная армия.

Современная военная реформа в России имеет дело с армией всеобщей воинской обязанности и рассчитана (по реализации основных мероприятий) на восемь - десять лет, а по достижении намеченного конечного результата - создания профессиональной армии - более чем на четверть века.

Поступательное движение от рубежа к рубежу: дружина - поместная (постоянная) армия - регулярная армия - массовая армия - кадрово-территориальная армия - армия всеобщей воинской обязанности - профессиональная армия - отражает как национальную, российскую традицию, так и освоенный с ее учетом мировой опыт и неизменно ориентировано на повышение эффективности военной организации, ее готовности и способности наилучшим образом защитить Отечество при рациональном использовании средств и ресурсов. А это и есть оптимизация. По своим целям и содержанию она подразумевает, в сущности, избавление военной организации от всего излишнего, ненужного, неработающего, от параллельных, дублирующих, устаревших, неэффективных органов и структур, обновление, повышение качественных характеристик, полезной отдачи материально-технической базы, систем комплектования и подготовки, исключение непроизводительных, не оправданных интересами обороны и безопасности страны расходов.

Комплексные исследования проблем военной реформы в контексте решения новых задач военного строительства, обеспечения обороны и безопасности России были развернуты в 1992 году. В них участвовали ведущие научные коллективы, ученые, специалисты, практики. Указом Президента Российской Федерации от 2 ноября 1993 года утверждены Основные положения военной доктрины Российской Федерации - один из первых базовых документов военной реформы. В нем изложены политические, военные, военно-технические и экономические основы военного строительства в условиях современной эпохи, закреплены принципиальные положения о предотвращении войн и вооруженных конфликтов как сверхзадаче российского военного строительства, о партнерстве, о безусловном приоритете политико-дипломатических и других невоенных средств в обеспечении стабильности, безопасности и мира. В доктрине сформулированы основы российской политики в области ядерного оружия, указаны ключевые параметры стратегии сдерживания. Посредством классификации источников военной опасности в ней определены направления и политические принципы парирования внешних и внутренних угроз, задачи и приоритеты военного строительства, требования к военной организации государства и ко всем ее компонентам, т.е. создана система ориентиров для военного строительства и военной реформы. Рамки же общегосударственной работы в этой области установил другой важнейший концептуальный документ - Основные направления военного строительст ва в Российской Федерации на период до 2005 года, введенный в действие Указом Президента России в августе 1995 года. В нем оптимизация определена в качестве генерального направления развития военной организации государства как единой сбалансированной системы.

В соответствии с этими документами и на их базе были разработаны планы строительства Вооруженных Сил и других войск, Программа вооружения, другие программные документы и планы. Одновременно создавались и совершенствовались правовые основы военного строительства: законы «Об обороне», «О статусе военнослужащих», «О воинской обязанности и военной службе», а также законы, регламентирующие строительство и развитие отдельных компонентов военной организации, кроме того, ряд системообразующих указов Президента Российской Федерации.

Однако на практике, даже при наличии такой основательной базы, длительное время мало что делалось для реализации наиболее важных задач реформы. Чаще всего медлительность, нерешительность, а то и просто бездеятельность оправдывались отсутствием средств. Их действительно хронически недоставало, и при остром дефиците активных, инициативных действий по поиску выхода из сложившейся ситуации сформировался замкнутый и совершенно порочный круг: ограниченные средства практически целиком расходовались на содержание военной организации в существовавших (а порой и в необоснованно возраставших по составу и численности некоторых компонентов) параметрах.

Пребывание в таком состоянии означало для военной организации неуклонную деградацию и в конечном счете самоуничтожение. Чтобы разорвать этот круг, нужны были политическая воля, способность мыслить и действовать неординарно, нестандартно. В не меньшей степени требовалось умение консолидировать, собрать по крупицам, мобилизовать сохранившийся в самой военной организации потенциал, направить его на практическую работу по преодолению кризиса, на последовательную реализацию труднейших задач военной реформы.

Такая воля, такая способность оказались востребованными 9 июня 1997 года. В этот день Президент Российской Федерации утвердил Замы сел реформирования Вооруженных Сил России, представленный министром обороны Российской Федерации И.Д.Сергеевым. В этом документе было синтезировано все лучшее из того, что удалось наработать за несколько предшествующих лет. Но самое важное - он был нацелен на немедленный перевод военной реформы из сферы политической риторики в практическую плоскость. Именно этот день стал фактически поворотным пунктом в развитии военной реформы.

Одновременно с развертыванием практической работы продолжалась энергичная подготовка концептуальных документов военной реформы: Концепции строительства Вооруженных Сил, Основ государственной политики России в области военного строительства на период до 2005 года. Был издан ряд президентских указов и правительственных постановлений, в соответствии с ними разработаны конкретные программы, планы. Преобразования приобрели целенаправленный, системный характер. Высокий профессионализм, максимальное использование внутренних резервов и возможностей, инициатива, творчество, самоотверженность офицерского корпуса позволили к исходу 1998 года создать стратегический плацдарм военной реформы.

За полтора года в значительной степени были материализованы мероприятия первого этапа реформирования Вооруженных Сил. Проведена глубинная интеграция Ракетных войск стратегического назначения, Военно-космических сил и войск ракетно-космической обороны. Решение этой сложнейшей, многоплановой и многоуровневой задачи позволило создать качественно новый вид Вооруженных Сил, обеспечив высокий (более 90%) уровень его боеготовности и существенный (на 15-20%) суммарный прирост боевой эффективности. Одновременно достигнута ощутимая экономия средств и ресурсов.

Решена еще одна масштабная задача - объединены два крупнейших вида Вооруженных Сил - ВВС и Войска ПВО. Сегодня ВВС - это высокоэффективная структура, способная решать комплексные задачи с применением оборонительных и ударных видов оружия. Их сбалансированный боевой состав консолидировал лучшие, наиболее эффективные системы ВВС и Войск ПВО: управления войсками и оружием, авиационные, зенитные ракетные и радиотехнические комплексы, элементы инфраструктуры.

Проводится оптимизация Сухопутных войск, состоящих сегодня из трех основных компонентов: полноценных соединений и частей постоянной готовности, укомплектованных военнослужащими и техникой соответственно до 80% и 100% штата военного времени; соединений и частей сокращенного состава и кадра, ведущих мобилизационную работу и обеспечивающих кратковременное и длительное хранение вооружения и военной техники; стратегических резервов. Все три компонента имеют ясное предназначение, конкретные задачи.

Реализуется план придания военным округам статуса оперативно-стратегических командований. Завершено объединение Забайкальского и Сибирского военных округов, на очереди - интеграция Уральского и Приволжского (до конца нынешнего года). Уточнены задачи и порядок применения объединений видов Вооруженных Сил нового состава и численности при решении задач во взаимодействии с другими войсками.

Масштабные преобразования осуществляются в ВМФ. Совершенствуются их структура, состав и группировка. Ведется системная, целенаправленная работа по переходу на новую организационно-штатную структуру. Устаревшая пятизвенная система управления практически заменена на более эффективную двух-трехзвенную. Созданы уникальные объединения ВМФ на Балтийском и Тихоокеанском флотах, включающие в себя морские силы, сухопутные и береговые войска, авиацию и ПВО.

Существенные преобразования проведены в системе управления ВС РФ: конкретизированы функции органов военного управления в соответствии с современными задачами строительства, развития и применения Вооруженных Сил; упразднены параллельные, дублирующие структуры; повышена эффективность работы на всех уровнях, в том числе в высшем эшелоне; усилен контроль и персонифицирована ответственность за выполнение задач.

Завершается формирование интегрированных систем тылового и технического обеспечения. Идет реформирование системы военного образования с оптимизацией сети вузов и поэтапным сокращением их числа со 101 до 57. Реорганизуется система военной науки: военно-научный комплекс переводится на трехуровневую структуру и уменьшается почти вдвое (в соответствии с реальным объемом сегодняшних и перспективных задач) число научно-исследовательских организаций Министерства обороны.

В рамках второго этапа реформы - в течение первого пятилетия XXI века - будет обеспечен планомерный переход к трехвидовой структуре Вооруженных Сил с повышением качественных параметров войск. В их числе прежде всего мобильность (с увеличением к 2005 году по сравнению с 1997-м ресурсообеспеченности в три раза, удельных расходов на текущее и перспективное оснащение ВВТ - в четыре с половиной раза); управляемость (с освоением трехвидовой структуры Вооруженных Сил, созданием двух-трехзвенной системы управления на базе автоматизации и передовых информационных технологий, реализацией интеграционных возможностей оперативно-стратегических командований); профессионализм (с использованием обновленной системы военного образования, повышением расходов на оперативную и боевую подготовку к 2005 году по сравнению с 1997 годом в 12 раз); твердая воинская дисциплина и правопорядок.

Идея оптимизации пронизывает весь комплекс документов военного строительства, на котором базируется военная реформа. Наиболее емко и точно ее выражает формула: «эффективность - стоимость - реализуемость». Это своего рода система координат, в которой формируются и воплощаются единые требования к тому облику военной организации государства, который должен быть создан.

Применительно к основным составляющим военной организации эти требования могут быть сгруппированы следующим образом.

По военно-силовой составляющей. Число министерств и ведомств, которым разрешено иметь в своем составе войска и воинские формирования, должно быть сведено к минимуму. Необходимо сократить общую численность, оптимизировать структуру, состав войск и воинских формирований. Имеется в виду сохранить в составе военной организации только те из них, которые действительно решают задачи обороны и безопасности военно-силовыми средствами и методами. Именно в них и только в них должна быть конституирована военная служба со всеми присущими ей атрибутами, ограничениями гражданских прав и свобод и соответствующими льготами и компенсациями.

По военно-технической составляющей. Должно быть осуществлено планомерное структурное, качественное преобразование материально-технической базы обороны и безопасности. Главное здесь - обеспечение эффективности системы вооружения и военной техники, прежде всего за счет приоритетного решения задач модернизации, унификации и стандартизации, повышения организационно-технического и технологического уровня эксплуатации и ремонта, сохранения и укрепления научно-промышленного потенциала для качественного планомерного технического оснащения и переоснащения войск, а также отвечающего национальным интересам России военно-технического сотрудничества с зарубежными странами. Должна быть преобразована, а на некоторых направлениях сформирована заново система мобилизационной подготовки экономики и населения страны, адекватная нынешним реалиям - условиям и требованиям рыночной экономики, новым отношениям собственности. Коренным образом следует изменить и систему финансирования, начиная с введения в действие нового бюджетного классификатора и заканчивая рациональным, контролируемым использованием внебюджетных средств.

По военно-патриотической, духовной составляющей. Необходимо обеспечить активную морально-политическую поддержку военной реформы со стороны общества, преодолеть кризис оборонного сознания, устранить его последствия, возродить престиж военной службы и уважение к военной профессии. Должны быть обеспечены: гарантированная достойная оплата государством ратного труда; реализация прав военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, их семей; предоставление им предусмотренных законом льгот, гарантий и компенсаций; соответствие общественно-политического, правового статуса воинского долга российской национальной традиции, значению его самоотверженного исполнения для возрождения и процветания России.

Выполнение требований к облику военной организации России, определяющих основное содержание военной реформы, предполагает формирование и последовательную реализацию единой государственной политики военного строительства. При этом, разумеется, надо иметь в виду, что военная реформа не исчерпывает всего содержания военного строительства, представляющего собой непрерывный процесс повседневного функционирования и развития военной организации государства. Военная реформа и военное строительство соотносятся между собой как часть и целое. Первая, по действующим документам, ограничена жесткими хронологическими рамками двухэтапного периода - до 2001 и до 2005 года. Вместе с тем востребованная к жизни коренными, порой революционными изменениями в производительных силах, производственных отношениях, достижениями в науке, технике, технологиях, развитии средств и способов вооруженной борьбы, военная реформа на время ее осуществления может стать наиболее важной, определяющей частью военного строительства.

Именно такая роль объективно принадлежит современной российской военной реформе - она отражает радикальное изменение геополитического и военно-стратегического положения России: ослабление ее международных военно-стратегических позиций на фоне общей перегруппировки сил на мировой арене, стремления одной сверхдержавы к закреплению своего единоличного господства, зреющих амбиций новых центров силы, их претензий на лидерство, перемещения фокуса международных противоречий с глобального на региональный уровень, обострения противоречий на национал-экстремистской, сепаратистской, религиозно-фундаменталистской почве, активизации организованной преступности, терроризма. Все это в сочетании с фактическим разрушением единого оборонного пространства вследствие распада СССР и ликвидации Организации Варшавского Договора предопределяет беспрецедентный масштаб преобразований, составляющих содержание военной реформы. Их особая сложность, а нередко и болезненность обусловлены тем, что осуществлять преобразования приходится в условиях реформирования всей общественной системы, затяжного внутриполитического противостояния, социально-экономического кризиса, резко ограниченных финансовых возможностей государства. При этом должна одновременно надежно выполняться задача постоянного поддержания на надлежащем уровне готовности и способности Вооруженных Сил, всей военной организации предотвратить, а в случае необходимости пресечь агрессию любого масштаба против России и ее союзников.

В этих условиях оптимизация - как идеология, как метод, как сверхзадача и как стратегия военной реформы - становится не только абсолютно необходимым, но и единственно возможным средством достижения ее целей. Она позволяет реализовать наименее затратный путь преобразования военной организации государства, обеспечения ее эффективности, адекватной современным и перспективным условиям и задачам обеспечения обороны и безопасности в мирное и военное время.

Основное содержание стратегии оптимизации выражается прежде всего в системе принципиальных положений, определяющих приоритеты, направленность и характер преобразований. Ее краеугольный методологический принцип - четкая регламентация функций и вытекающих из них задач на каждом конкретном направлении деятельности военной организации. На основе всесторонних оперативно-стратегических и технико-экономических расчетов определяются необходимые силы, средства, ресурсы. Формируется и апробируется методика их рационального, жестко контролируемого использования, и в соответствии с этим определяются структура, состав, численность того или другого конкретного компонента военной организации. Это позволяет создать рациональные, сбалансированные, работоспособные и продуктивные органы и структуры, нацеленные на решение определенных задач, имеющие конкретные полномочия и ответственность.

Генеральный вектор стратегии оптимизации ориентирован на приведение основных количественно-качественных параметров военной организации в соответствие с реальными задачами по парированию угроз национальной безопасности России. При этом должно быть обеспечено решительное повышение способности компонентов военной организации к согласованным действиям по выполнению этих задач на основе централизации оперативного руководства всеми привлекаемыми силами и средствами и совершенствования взаимодействия. А это предполагает создание единых централизованных систем управления военной организацией и военной инфраструктурой государства, способных без существенных преобразований обеспечить решение задач как в мирное, так и в военное время.

Важнейшие положения стратегии оптимизации связаны с комплексированием задач обороны и безопасности, которые в основах государственной политики России по военному строительству четко классифицированы. Определена головная роль тех или иных компонентов военной организации в их решении, в координации деятельности и осуществлении взаимодействия. В частности, Министерство обороны выступает «главным действующим лицом» в решении задач обороны страны, охраны и защиты государственной границы в воздушном пространстве, на суше и на море; МВД - в пресечении, локализации и нейтрализации вооруженных конфликтов внутри страны; ФСБ - в борьбе с терроризмом, политическим экстремизмом, с разведывательной деятельностью спецслужб и организаций иностранных государств; ФПС - в охране государственной границы; МЧС - в решении задач гражданской обороны, предупреждения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера и ликвидации их последствий; ФСЖВ - в обеспечении технического прикрытия и восстановлении железнодорожных коммуникаций в целях обороны страны; ФАПСИ - в обеспечении информационной безопасности.

При этом должны обеспечиваться оперативное привлечение и рациональное использование наличного потенциала компонентов военной организации, реализация возможностей всех имеющихся в распоряжении государства войск, воинских формирований и органов, сил, средств и ресурсов для эффективного решения задач обороны и безопасности с исключением однотипных по функциям структур, узковедомственных подходов, местничества, необоснованных затрат.

Принципиальное значение для последовательного осуществления стратегии оптимизации имеет реализация функций Генерального штаба Вооруженных Сил России по координации разработки планов строительства и применения Вооруженных Сил, других войск, воинских формирований и органов, их оперативной и мобилизационной подготовки, организации взаимодействия в интересах обороны страны. Должна функционировать единая система планирования военного строительства, предусматривающая разработку документов долгосрочного, среднесрочного и краткосрочного характера на основе программно-целевого подхода.

Оптимальные условия для эффективного использования совокупного потенциала военной организации создаются введением единой системы военно-административного деления территории России. В целях оптимизации управления межвидовыми группировками войск и сил общего назначения, а также другими войсками, воинскими формированиями и органами при решении задач по обеспечению обороны страны на стратегических направлениях на базе управлений военных округов создаются оперативно-стратегические командования.

При этом в рамках стратегии оптимизации предполагается осуществить преобразование структуры всех компонентов военной организации:

Вооруженных Сил - на основе концентрации сил, средств и ресурсов в трех сферах вооруженной борьбы: суша, воздух - космос, море;

внутренних войск МВД - путем снятия в мирное время функции по охране объектов на коммуникациях и конвоированию, сокращения количества охраняемых ими государственных объектов, а в последующем - трансформации в Федеральную гвардию (Федеральную милицию внутренней безопасности) с упразднением округов внутренних войск и созданием региональных командований (управление - в соответствии с единым военно-административным делением территории страны);

Федеральной пограничной службы - с учетом реальных задач охраны государственной границы на суше, море, реках, озерах и других водоемах с поэтапным преобразованием пограничных округов (групп) в региональные управления, а пограничных войск - в пограничную охрану, последовательным переходом на преимущественно невойсковые способы служебной деятельности, адекватным сокращением войсковых компонентов и преобразованием органов пограничной стражи на участках, где войсковая охрана государственной границы нецелесообразна;

Железнодорожных войск - в соответствии с планом применения Вооруженных Сил и современными требованиями по выполнению задач транспортного обеспечения мобилизационного развертывания и применения Вооруженных Сил и других войск в военное время, а также поддержания устойчивого функционирования железнодорожного транспорта России;

ФАПСИ- в интересах приведения количества региональных управлений в соответствие с военно-административным делением территории страны;

МЧС - за счет преобразования войск гражданской обороны в невойсковые формирования и объединения их с поисково-спасательной службой в рамках единой Государственной спасательной службы МЧС России, организационно состоящей из рационально размещенных на территории страны спасательных центров, учреждений и организаций по их обеспечению;

ФСБ, ФСО и СВР - исходя из необходимости комплексного решения задач обороны и безопасности страны, обеспечения эффективной реализации функций этих компонентов военной организации.

Кроме того, до 2001 года должны быть расформированы или включены в состав Вооруженных Сил (в пределах установленной для них штатной численности) войска и воинские формирования, деятельность которых не урегулирована федеральными законами. Сокращение численности военнослужащих и гражданского персонала военной организации в 2001 - 2005 годах предусматривается осуществлять до уровня, позволяющего наряду с другими мерами обеспечить повышение ее основных качественных параметров.

Достижение целей стратегии оптимизации находится в прямой зависимости от планомерного, скоординированного перехода военной организации к рациональным, сопряженным (единым, общим, объединенным) системам технического и тылового обеспечения на основе целесообразной интеграции и взаимного делегирования, при необходимости, полномочий и с учетом специфики структуры, состава и решаемых задач.

При этом в системе технического обеспечения предусматривается создать единую нормативную техническую базу для централизованного программно-целевого планирования заказов вооружения, военной техники и других материальных средств, организации и проведения мероприятий по техническому обеспечению военной организации в мирное, военное время и в кризисных ситуациях с передачей в полном объеме Министерству обороны функции заказа вооружения и военной техники и других материальных средств общего назначения. Одновременно с унификацией и стандартизацией, радикальным уменьшением типажа и номенклатуры вооружения, военной техники и других материальных средств общего назначения будет внедряться территориальный принцип заводского ремонта вооружения и военной техники, других материальных средств общего назначения, технического обеспечения группировок независимо от ведомственной принадлежности.

Оптимизация системы технического оснащения военной организации предполагает концентрацию сил и средств на восстановлении и поддержании в боевой готовности имеющихся систем вооружения, средств управления и разведки, а также на их модернизации, создании научно-технического, конструкторского и технологического задела. Приоритет-ными направлениями в этой сфере на период до 2005 года являются: совершенствование комплекса систем и средств, предназначенных для решения задачи ядерного сдерживания; развитие интегрированных систем и средств связи и автоматизации, боевого управления, разведки, целеуказания и радиоэлектронной борьбы; обеспечение межведомственной со-вместимости средств связи на всех уровнях военного управления, в пер-вую очередь в тактическом звене; создание многофункциональных ком-плексов огневого поражения, решающих боевые задачи в реальном мас-штабе времени, а также совершенствование автоматизированных систем противовоздушной обороны, авиационных комплексов и высокоточного оружия. Важнейшее значение имеют также: организация промышленной утилизации вооружения и военной техники с передачей этих функций, как несвойственных военной организации, гражданским министерствам и ведомствам, эффективное использование полученной от нее продукции; внедрение новых экологически чистых и безотходных технологий; улуч-шение системы экологического контроля.

Несмотря на трудности, на этих приоритетных направлениях достиг-нуты определенные результаты. В частности, в конце минувшего года поставлен на боевое дежурство первый полк РВСН, оснащенный ракет-ным комплексом «Тополь-М» - оружием XXI века. Передан на войско-вые испытания первый серийный модернизированный многоцелевой ис-требитель МиГ-29 СМТ. Его боевая эффективность в восемь раз выше, чем у базовой модели. В начале нынешнего года состоялся показ боевой машины нового поколения - многофункционального истребителя XXI века. В Сухопутных войсках наряду с модернизацией существующих образцов вооружения разрабатываются новый танк, ракетный комплекс, артиллерийские системы, реактивные системы залпового огня, системы войсковой ПВО, другие боевые системы, закрепляющие бесспорное ми-ровое лидерство России в этой сфере. А такие боевые комплексы, как Ка-50 «Черная акула», Ка-52 «Аллигатор», Ка-60 «Касатка», наряду с испытанными и новейшими вертолетами семейства «Ми» резко усилят возможности армейской авиации. Военно-Морской Флот получит под-водные лодки нового поколения, не имеющие аналогов в мире, корабли различных классов и типов. В боевом составе ВМФ - современный тяжелый авианесущий крейсер «Адмирал Флота Советского Союза Кузнецов», на котором может базироваться авиагруппа высокоэффективных и надежных корабельных истребителей Су-27К. Кроме того, парк морской авиации пополнится в будущем многоцелевым патрульным самолетом - авиационным комплексом нового поколения, а также многоцелевым корабельным вертолетом и другими образцами вооружения.

Решение текущих и перспективных задач технического оснащения военной организации требует глубокой реструктуризации и конверсии оборонного промышленного комплекса (ОПК) страны. К 2000 году его ядро составят 670 предприятий. При этом необходимо сохранить, укрепить и обеспечить (за счет консолидации средств и ресурсов) развитие научно-технического, конструкторского, производственного, кадрового потенциала оборонной промышленности, адекватное текущим и перспективным потребностям военной организации. Структурные и качественные преобразования ОПК позволят в 1999 году увеличить объем российского экспорта в рамках интенсивного развития военно-технического сотрудничества с зарубежными странами на 20%. Основные усилия будут сосредоточены на восстановлении позиций России в регионах, являющихся традиционными для экспорта российского оружия. Разумеется, развитие военно-технического сотрудничества предусматривается осуществлять в рамках активного международного военного и военно-политического сотрудничества с государствами-участниками СНГ, а также с США, НАТО на основе Основополагающего акта, с государствами Центральной и Восточной Европы, с другими странами мира в целях укрепления доверия, добрососедства, стабильности, региональной и глобальной безопасности.

Огромное значение для укрепления материально-технической базы военной организации имеет одновременное с оптимизацией оборонного промышленного комплекса развитие гражданских наукоемких производств, соизмеримых по сложности с продукцией военного назначения, как основы производственной базы технического перевооружения (при создании необходимых экономических условий) военной организации.

Задачи оптимизации системы технического оснащения военной организации решаются в неразрывной связи с качественным совершенствованием системы тылового обеспечения. Один из ключевых вопросов здесь - эффективная координация деятельности органов управления структур тыла по обеспечению всех компонентов военной организации. В настоящее время практически сформирована единая стратегия развития служб тыла, унификации их структур, интеграции ресурсов, сил и средств тылового обеспечения, их комплексного использования в интересах всех компонентов военной организации независимо от ведомственной принадлежности, совершенствования системы подготовки специалистов тыла. В рамках этой стратегии начат поэтапный переход на единую систему тылового обеспечения военной организации при одновременном повышении ее качественных параметров за счет реализации современных рыночных механизмов, закупки материальных средств на конкурсной основе, стандартизации и унификации предметов снабжения.

Важнейшим, а в конечном счете определяющим условием достижения целей стратегии оптимизации является обеспечение такого социально-политического, экономического и нравственно-психологического статуса военной организации государства, который стимулировал бы ее качественное и стабильное пополнение, широкую общественную поддержку. В первую очередь это относится к офицерскому корпусу как главному организатору и непосредственному исполнителю задач в области военного строительства, обеспечения обороны и безопасности страны. Именно на его выдержке, стойкости, самоотверженности, профессионализме, порядочности, преданности Отечеству зиждятся в сегодняшних критических условиях как боеготовность, управляемость, относительно стабильное состояние и повседневное функционирование войск, так и реализация мероприятий реформы.

Статус военной организации в значительной мере связан со строгим и четким определением функций и задач военной службы, основными особенностями которой являются: ограничение конституционных прав и свобод личности; единоначалие, высокая ответственность за соблюдение требований воинской дисциплины, норм воинских взаимоотношений и этики; экстерриториальность выполнения задач обороны и безопасности, прохождения службы; обязанность выполнять задачи, связанные с трудностями и лишениями, риском для жизни; необходимость овладения боевым оружием. Утверждение высокого статуса военной организации создаст необходимые предпосылки для реализации государственной политики по повышению престижа военной службы, восстановлению и развитию российских исторических военных традиций, поддержке героико-патриотического направления в культуре и искусстве.

Важное значение в этой связи имеет определение и последовательное осуществление государственных мер по демократизации кадровой политики, предусматривающей внедрение конкурсного принципа при назначении на должности, а также по укреплению единоначалия, организованности, правопорядка и воинской дисциплины, поддержанию морально-психологического состояния военной организации на уровне, отвечающем современным требованиям обеспечения обороны и безопасности страны.

В процессе оптимизации военной организации должен быть осуществлен переход на рациональные состав и структуру органов воспитательной работы, развернуто формирование эффективной системы морального и материального стимулирования профессионального роста, активности, инициативы, добросовестного выполнения обязанностей военной службы, нравственно-психологического обеспечения боевой и мобилизационной готовности, подготовки и применения Вооруженных Сил, других войск, воинских формирований и органов.

Формируется система многофункциональных информационно-пропагандистских и редакционно-издательских комплексов. Предстоит многое сделать для совершенствования работы, повышения профессионализма, авторитета и влияния военных средств массовой информации как важной составляющей общегосударственной системы формирования и поддержки позитивного отношения общества к военной организации, военной службе, воинскому долгу, к воину - от солдата до генерала и маршала.

Для реализации стратегии оптимизации принципиально важно создать эффективную систему социального обеспечения военной организации, которая должна охватывать весь цикл военной службы - от призыва либо заключения контракта до увольнения в запас или отставку. Речь идет о планомерном повышении материального уровня жизни военнослужащих и гражданского персонала военной организации, обеспечении профессиональной адаптации, психологической и социальной реабилитации военнослужащих, лиц, уволенных с военной службы, и членов их семей, практической реализации установленных законодательством льгот и социальных гарантий с приданием им дифференцированного, адресного характера, совершенствованием нормативной правовой базы социального обеспечения военного строительства. Важным шагом в этом направлении стало решение о повышении в 1999 году денежного довольствия военнослужащих. В целом же в серьезном преобразовании нуждается вся система взаимоотношений: военная организация - личность - общество. При этом должны быть обеспечены верховенство законов, максимально возможная открытость, гласность, гражданский контроль в рамках развития демократической российской государственности.

Совершенно очевидно, что для достижения должного эффекта от оптимизации военной организации в духовной сфере необходимо слияние двух потоков: целенаправленной, предметной системной воспитательной работы, информационного обеспечения функционирования военной организации и постоянного формирования оборонного сознания народа, последовательного военно-патриотического воспитания населения. Такое воспитание и подготовку граждан к военной службе необходимо проводить в образовательных учреждениях, на предприятиях, в организациях и заведениях всех форм собственности. Важно совершенствовать начальную военную подготовку учащихся общеобразовательных учреждений, а также систему обучения населения вопросам, связанным с обеспечением безопасности жизнедеятельности, активизировать работу военно-патриотических, военно-спортивных, военно-технических молодежных и детских объединений и клубов.

В прямой зависимости от решения этих задач находится оптимизация системы комплектования военной организации. В ее основе будет лежать принцип смешанного комплектования - по призыву и в добровольном порядке. Постепенно, по мере роста экономических возможностей государства, должна увеличиваться доля военнослужащих, проходящих службу по контракту, прежде всего там, где требуются высокая профессиональная подготовка, устойчивые физические и нравственно-психологические качества. Кроме того, будет расти удельный вес штатных должностей, замещаемых гражданскими специалистами, проходящими государственную службу в военной организации.

Рост эффективности военной организации при одновременном уменьшении ее количественных параметров невозможен без оптимизации системы военного образования. Реализуемая в настоящее время программа ее реформирования исходит из необходимости сохранения ядра научно-педагогических кадров и методологического потенциала, совершенствования учебной материально-технической базы, приведения количества военно-учебных заведений в соответствие с потребностями военной организации, государственным кадровым заказом. Система военного образования должна обеспечивать перспективы служебного и профессионального роста военных специалистов, создавать условия для унификации, непрерывности и преемственности их профессионального образования.

Наряду с этим осуществляются меры по совершенствованию системы подготовки военных специалистов в государственных гражданских учебных заведениях или в создаваемых на их базе интегрированных учебно-научных комплексах, на межвузовских военных кафедрах, факультетах и в учебных центрах. Повышению эффективности и качества этой системы будет способствовать тесное взаимодействие военных кафедр и факультетов с военными учебными заведениями. Важнейшую двуединую - образовательную и воспитательную - задачу призваны решать суворовские, нахимовские и кадетские учебные заведения, в связи с чем предусматривается расширение их сети, всестороннее обеспечение ее функционирования и развития.

Успешное решение задач военной реформы, военного строительства в огромной степени зависит от динамичного, отвечающего требованиям времени развития научного комплекса военной организации. Оптимизация как таковая базируется на достижениях науки, на выводах из комплексных исследований, расчетах, прогнозе и предвидении. Поэтому с точки зрения как текущих задач, так и перспективы огромную актуальность приобретает повышение эффективности военно-научных разработок и исследований, их координация, своевременное использование полученных результатов на практике. Необходимо оптимизировать систему выработки требований и постановки задач на проведение научно-исследовательских работ, их оперативное сопровождение, повысить результативность НИР, прежде всего за счет централизации, широкого внедрения программно-целевых методов, конкурсного начала, систематического контроля и независимой экспертизы. Естественно, нужна целевая поддержка перспективных научных и научно-педагогических школ с обеспечением приоритета фундаментальных и поисковых исследований, эффективного использования лабораторно-экспериментальной базы. Существенное увеличение отдачи научного комплекса возможно также на основе тесного взаимодействия научно-исследовательских организаций и военно-учебных заведений, координации проводимых ими исследований.

Последовательная, поэтапная реализация стратегии оптимизации военной организации государства предполагает консолидацию в этом вопросе всех ветвей власти, активную, скоординированную работу органов государственного и военного управления, общественных организаций и граждан. Создание к 2005 году эффективной военной организации рационального состава, структуры и численности, обладающей высоким профессионализмом и морально-психологической зрелостью, прочной материально-технической и социальной базой, - общегосударственная задача. Только с ее решением будут гарантированно обеспечены реализация национальных интересов, оборона и безопасность России как залог ее возрождения и прогресса.

Коллектив редакции журнала «Военная мысль» поздравляет первого заместителя начальника Генерального штаба Вооруженных Сил Российской Федерации, активного автора и члена редакционной коллегии журнала генерал-полковника Манилова Валерия Леонидовича с 60-летием.

От всей души желаем юбиляру доброго здоровья, счастья, благополучия, неиссякаемого вдохновения и новых успехов в его деятельности на благо Отечества!

Государственный язык Пакистана

Официальными языками Пакистана являются урду и английский. Английский на этой территории остался со времён британского владычества, тогда как урду относится к индоевропейским языкам. Ближайшим родсвенным к урду языком является хинди и в Пакистане его считают родным только 7 % населения.

Вообще, в стране очень распространены провинциальные языки. Так в Пенджабе используется пенджаби, в Синди общаются на сандхи, в Белуджистане применяют белуджский, а в Хайбер-Пахтвухве распространён пушту. На пенджаби общаются около 44 % населения.

Тем не менее, именно урду считается государственным языком — его изучают в школе в обязательном порядке. Правда, как показывает статистика, оканчивают начальную школу чуть больше половины детей. Что касается иностранных языков, то в некоторых школах он преподаётся наравне с другими предметами. В основном, изучают французский, арабский и китайский языки. Такой набор иностранных языков обусловлен государственными языками стран-соседей Pakistan. В любом случае, у путешественников не будет проблем в общении с местным населением.

Панджаби. пушту. урду Название «урду» родственно слову «орда» и означает «войско» или «армия». Его корни – в диалекте хиндустани, впитавшем в себя со времен Великих Моголов и персидскую, и арабскую, и тюркскую лексики и даже санскрит. Урду идентичен хинди и юридические различия возникли лишь в 1881 году, когда на размежевание повлиял религиозный аспект. На хинди стали говорить приверженцы индуизма, а на урду – мусульмане. Первые предпочли использовать для письма деванагари, а вторые – арабский алфавит. Кстати, второй государственный язык Пакистана существенно повлиял на современный урду и в нем появилось немало заимствований из английского. На урду в мире разговаривают или считают его родным около 60 млн. человек, основная масса которых проживает в Индии. В Пакистане этот язык – обязательный школьный предмет, его используют официальные органы и административные учреждения. Мировая значимость урду, как языка большой части исламского населения, весьма высока. Это подтверждает дублирование на государственном языке Пакистана большинства вывесок в Мекке и Медине – священных местах паломничества мусульман всего мира. Источник: https://www.votpusk.ru/story/article.asp?ID=15905#ixzz4Oa6OlKbs

Пакистан является федеральным государством (статья 1), которое состоит из провинций Будеджистан, Пенджаб, Синд и Северо-Западной пограничной провинции и племенных районов центра (UTSTP) и столицы (федерального округа) Исламабада. Под контролем Пакистана, так называемые Северные территории и Республика Азад Кашмир (Свободный Кашмир)

Система власти в провинциях Пакистана в значительной степени копируется федеральной системой.

Главой исполнительной власти в провинции является губернатор, назначенный президентом. Губернатор является руководящим органом в провинции (статья 101). Губернатор созывает сессию Законодательной ассамблеи провинции; назначает членов правительства; имеет право приостановить вето в отношении всех законодательных актов, кроме финансовых; в период между заседаниями Ассамблеи издавать указы с юридической силой; имеет право распустить законодателя и сформировать временное правительство.

Законодательный орган — провинциальный законодательный орган, избранный на пятилетний срок, население провинции на выборах, как правило, совпадает со временем проведения парламентских выборов.

Члены формируются правительством; Он несет коллективную ответственность перед Законодательным собранием. Губернатор назначает заместителя на должность главного министра, который, по его мнению, поручает большинству членов Провинциального собрания. Когда главный министр теряет это доверие, губернатор отправляет его на пенсию. Члены Кабинета министров назначаются губернатором по рекомендации главного министра.

Существует разделение обязанностей между центром и провинциями.

Ответственность центрального правительства: оборона, вооруженные силы, разведка, внешняя политика, стратегические промышленные проекты, гражданство, финансовый сектор, энергетика (включая ядерные), рыболовство и другие вопросы (Приложение 4 к Конституции).

Общий центр компетенции и провинции: уголовное право, судебные разбирательства по гражданским делам, вопросы собственности (за исключением определенных типов земель), социальное обеспечение, экологические проблемы, профсоюзы и трудовые споры, судоходство на внутренних водных путях, производство электроэнергии и другие.

К компетенциям регионов относятся такие вопросы, как вода, местные дороги, местная инфраструктура, базовое образование и т. Д.

← Назад | Территориально-государственная структура | Следующая →

  • Страны мира
  • Азия
  • Южная Азия
    • Год основания
    • Географическое расположение, площадь, границы
    • население
    • Индекс человеческого развития за период 1980-2005 годов
    • Язык (и)
    • Пакистан, прежде чем получить независимость
    • Современная история Пакистана
    • Конституционные основы, особенности формы правления
    • Разделение и взаимодействие различных ветвей власти
    • Характеристики исполнительной власти
    • Главы государств (президенты) в 1971-2012 гг.
    • Главы правительств (премьер-министры) в 1973-2012 годах
    • Характеристики законодательной власти
    • Места для ассоциаций в Национальном Собрании
    • Характеристики судебной системы
    • Территориально-государственная структура
    • Местное самоуправление и самоуправление
    • Внешние влияния на дизайн и функционирование политических институтов
    • Официальная идеология, идеологические разногласия и конфликты
    • Религия и государство, роль религии в политике
    • Особенности партийной системы
    • Представительство политических партий после выборов 2008 года
    • Политическая роль военных / силовых структур
    • Неправительственные организации, социальные компоненты политической системы, группы интересов и группы влияний
    • Позиция и роль СМИ
    • Гендерное равенство / неравенство
    • Национальная экономика в контексте глобальной экономики
    • Основные показатели экономики в 1990-2008 гг.
    • Источники влияния на международную среду и международные процессы
    • Вес в глобальной экономике в 1990-2008 гг.
    • Военные расходы в 1990-2008 гг.
    • Участие в международных организациях и режимах, основные внешние партнеры и партнеры, отношения с Россией
    • Внешняя и внутренняя угроза безопасности государства
    • Позиция Пакистана в оценке индекса восприятия коррупции в период 1995-2009 годов
    • Размещение территории страны в зоне повышенного риска стихийных бедствий
    • Экономические угрозы
    • Угрозы безопасности человека

Геология поля
Воспроизводится в оригинальном написании издания 1932 года …

Исламабад

Исламабад

ПАКИСТАН Исламская Республика Пакистан Площадь: 803,9 тыс. км2. Численность населения: 137 млн. человек (1997). Государственный язык: урду. Столица: Исламабад (201 тыс. жителей, 1997). Государственный праздник: День независимости (14 августа, с 1947 г.). Денежная единица: пакистанская рупия. Член ООН с 1948 г., ОИК и др. Пакистан («Страна чистых») появился на карте мира в 1947 г.

После раздела колониальной Индии. Расположен в Южной Азии. Граничит на западе с Ираном, на северо-западе - с Афганистаном, на севере - с Китаем, на востоке и северо-востоке - с Индией. На юге омывается водами Аравийского моря. Население Пакистана составляют пенджабцы, синдхи, пуштуны и белуджи, а также беженцы из Индии, именуемые в Пакистане мухаджи-рами.

Каждая из этих национальных общин в свою очередь делится на более мелкие национальные общности. Значительная часть имущей верхушки основных национальностей фактически образовала единую общепакистанскую элиту. Помимо уже названных в стране проживают также званы, гуджаратцы, дравиды, кашмирцы, кохистанцы, персы, сикхи, а также пуштунские племена, считающие принадлежность к племени первичной по сравнению с принадлежностью к национальности.

Как ни велика была власть мусульман над местным населением, в основном индусами, но по своей численности индусы всегда оставались подавляющим большинством. Когда англичане правили Индией, индусы и мусульмане находились в равном положении как подданные британской короны. Однако, когда встал вопрос об уходе англичан и предоставлении Индии независимости, проблема совместимости двух конфессиональных общностей, их совместного проживания в одном государстве приобрела вдруг исключительную остроту.

И англичане, и индусы по разным причинам поддерживали идею сохранения единства Индии. М. А. Джинна, возглавлявший партию мусульман - Мусульманскую лигу, разработал так называемую «теорию двух наций», согласно которой мусульмане и индусы представляют собой две отдельные нации с разными культурами, традициями и мировосприятием.

На сессии Мусульманской лиги в Лахоре в 1940 г. была принята подготовленная им резолюция с требованием создать в северной части Британской _ Индии два независимых мусульманских государства: одно — на северо-западе (в его границы должны были войти Пенджаб, Синд, Северо-Западная пограничная провинция, Белуджистан, а также Кашмир); другое - на северо-востоке (в составе Бенгалии и Ассама).

В 1946 г. на конференции мусульман-парламентариев была принята резолюция о создании единого независимого государства мусульман Южной Азии - Пакистана.

В 1947 г. на месте Британской Индии возникли два доминиона - Индийский Союз и Пакистан. До 1971 г. Пакистан включал Восточную Бенгалию, однако после индийско-пакистанской войны на месте его восточной провинции образовалось независимое государство Бангладеш. Исламабад - столица Пакистана, где находятся государственные и правительственные учреждения - парламент, президентский дворец, правительственный секретариат, министерства и ведомства, дипломатические представительства. Крупный центр науки и образования: здесь сосредоточены университет, институты ядерной науки и технологии, экономического развития, стратегических исследований и др.

Город построен в 1960 - 1970 гг. близ города Равалпинди. Рядом - международный аэропорт. Карачи (столица Пакистана в 1947 - 1959 гг.) - крупнейший город страны, главный торгово-экономический и финансовый центр, морские ворота, административный центр провинции Синд. Возник в начале XVIII в. на месте рыбацкого поселка. Расположен в дельте реки Инд на побережье Аравийского моря.

В Карачи находятся крупнейшие коммерческие банки, центральные конторы и отделения страховых компаний, фондовая и хлопковая биржи. Международный аэропорт обслуживает крупнейшие авиакомпании мира. Здесь же расположены военно-морская база, один из главных университетов, колледжи и научно-исследовательские учреждения. В пригородах Карачи сосредоточено примерно 40% всего промышленного производства

Пакистан государство Южной азии столица Исламабад

Исламабад — столица Пакистана Пешавар — столица северо-западных областей Пакистана, граничащих с Афганистаном.

Исламабад

Исламабад

исламбад

история

Географически Пакистан и Индия находятся недалеко от полуострова Хиндустани. Однако религиозные различия и территориальные разногласия являются причиной того, что странам крайне сложно перевести свои кварталы. Если в Индии большинство людей произносят индуизм, то в районе современного Пакистана в VII. Столетия стали распространять ислам.

Государство Пакистан было основано в 1947 году под подразделением Британской Индии. Территория колоний, населенная в основном мусульманами, была разделена на две страны — Западный и Восточный Пакистан. В 1971 году, после короткой войны, он выиграл с помощью Индии, ситуация в Бангладеш возникла на территории Восточного Пакистана.

Когда территории были разделены, официальный нераспределенный регион Кашмира остался, и кость все еще остается между Индией и Пакистаном. Однако не только внешние факторы подрывают политическую стабильность. В стране доминируют конкурентные семейные кланы; Иногда армия захватывается. Последний удар произошел в 1999 году. Генерал Первез Мушарраф, который пришел к власти, ушел в отставку 18 августа 2008 года, когда он потерял поддержку со стороны военных и иностранных союзников, особенно Соединенных Штатов.

Он был избран президентом Пакистана Асифом Зардари, человеком, убитым накануне отставки Мушаррафа, лидера Пакистанской народной партии Беназир Бхутто.

Автономная страна

Те, кто хочет посетить Пакистан, должны готовиться к резкому изменению климата.

В северной башне, покрытой снегом и льдом, великолепные вершины высотой 8000 м, на юге Аравийского моря простираются около 60 000 км2 болотистой местности, а пустыня Белуджистан считается самым сухим местом на Земле.

Центром пакистанской жизни является Пенджабская лагуна, орошаемая Индом и его пятью притоками. Более половины населения Пакистана живет здесь, в великой плодородной долине. Это не только главный зернохранилище государства, но и основной регион промышленного производства. На западе, на границе с Афганистаном, казалось, что время заморожено. Люди здесь, как и тысячи лет назад, живут в общинах, которые подчеркивают свою независимость от центральной власти в Исламабаде.

Это особенно заметно в долине Сват на северо-западе страны. Когда область, где есть уникальные памятники доисламской эпохи, которая необычайно сочетает эллинистическую и буддийскую традицию, была главной достопримечательностью Пакистана. Сегодня он полностью находится под контролем фундаменталистов движения «Талибан». Покажите здесь, что не существует опасности не только того, что туристы, но и правительственные чиновники и памятники истории и культуры подвергаются варварскому уничтожению.

В феврале 2009 года исламский закон был введен на территории долины по согласованию с властями северо-западной провинции.

Общая информация

Официальное название: Исламская Республика Пакистан.
Административные подразделения: четыре автономные провинции (Пенджаб, Синд, Северо-Западная провинция и Белуджистан) и Федеральная столичная территория Исламабада.

Форма правления: Федеративная Республика.

Границы: с Ираном, Афганистаном, Китаем и Индией.
Столица: Исламабад (с 1961 года, население около 800 тысяч жителей).

Языки: урду (официальный), хинди и английский.

Валюта: пакистанская рупия.

Религии: ислам (97%), христианство, индуизм.

Самые большие города — Карачи (11 миллионов жителей), Лахор (5,5 миллиона жителей).

Самые важные реки — это Инд и его притоки.

фигуры

Площадь: 803 946 км2.

Население: 172,8 млн. Человек.
Плотность населения: 202 человека.

Самая высокая точка: гора Чогор (К-2) — 8611 м, это вторая по высоте гора на Земле; почти 40 пиков выше 7000 м.

экономика

Сельское хозяйство: выращивание риса, кукурузы и хлопка.
Животноводство.
Минералы: уголь, медь.
Пакистан вынужден импортировать самые важные виды сырья.
Промышленность: химическая и текстильная промышленность, машины, автомобили.

Достопримечательности

■ Пенджаб (историческая столица Лахора, с знаменитыми садами и мечетью Бадшахи).
■ Город Мултан (дворец исламского ислама).
Пустыни в Белуджистане.
■ В южной провинции Синд, городе Карачи и пустыне Тар.

Необычные факты

■ Почти половина пакистанского населения в возрасте до 15 лет.
■ Все новые законы в Пакистане проверяются на соответствие Корану.
■ Слово «Пакистан» означает «страна чистоты» и состоит из отдельных букв, которые присутствуют в названиях четырех провинций.

Интересные места:

Палау
Государство Палау находится в Тихом океане, к востоку от Филиппин, на архипелаге из 300 с…

Филиппины
Филиппины находятся в юго-восточной Азии, на обширном архипелаге из более чем 7100 островов, которые представляют…

Мексика
Мексика находится в Северной Америке, к югу от США. Эта испаноязычная страна известна сегодня, в…

Парагвай
Государство Парагвай находится в Южной Америке и не имеет выхода к морю.

Парагвай граничит с…

ОАЭ
Государство Объединённые Арабские Эмираты находится на южном побережье Персидского залива и является одной из богатейших…

Новые темы:
ТаразАстанаКамень-на-ОбиХомсКраснотурьинскПриобьеВолоколамскметро Верхние Лихоборыметро Селигерскаяметро ОкружнаяСолсбериКизлярКурская АЭСПридачаПусанАфринКаннынТУСУРрека КумаКомаровоКурагиноАльпензияТартусметро Речной Вокзалстанция метро ЛеснаяНарьян-МарСан-ФранцискоПерсидский заливштат Вашингтонрека ЭмбаВашингтонСамотлорСкай БриджМзымтаЧеркассыКривой РогКиевПавловогород МихайловкаСальскШуягород Алексингород СвободныйЛыткариноЛискиКраснокамскАрсеньевТимашёвскМосковский Театр ЭстрадыБелый Лебедь

Полное названиеИсламская Республика ПакистанРегионцентральная часть АзииФорма правленияРеспубликаСтолицаИсламабадПлощадь, км 234 в мире 803 940Население, чел.6 в мире 170 532 000прогноз

При сохранении текущего темпа роста численности, население Пакистана составит:

в 2020 году - 199 082 372 чел.
в 2030 году - 232 412 632 чел.

в 2050 году - 316 747 776 чел.
в 2075 году - 466 423 989 чел.

в 2100 году - 686 828 303 чел.

Рост численности населения, в год74 в мире1,56% 2 660 299 чел.Средняя продолжительность
жизни, лет63,8 (муж. 62,7, жен. 64,8)136 в мире
(131 — муж., 140 — жен.)Плотность населения, чел./км237 в мире 212,12Официальные языкиурду, английскийВалютапакистанская рупияМеждународный телефонный код92Зона в Internet.pkЧасовой пояскоторый час?

19:54 (04.07) сайт не отслеживает переход на летнее время, поэтому указанные данные могут быть неточными

UTC+5Международные организации, в которые входит ПакистанСодружество нацийГраничит по суше Афганистан, Индия, ИранВыход к морям и океанамАравийское море

Пакистан - государство в центре Азии, с юга омываемое Аравийским морем Индийского океана.

Название «Пакистан» было впервые придумано в XX веке как акроним из названия провинций: П енджаб, А фгания, К ашмир, И ран, С инд, Т охаристан, А фганистан, BalochistaN ).

Также получившийся акроним можно перевести как «страна чистых (безупречных)», так как «pak» в переводе с персидского означает «чистый».

Пакистан - многонациональное государство. К тому же народы, здесь проживающие, стремятся к религиозной, племенной и территориальной обособленности, что порождает огромное количество диалектов, многие из которых вполне можно считать самостоятельными языками. И все же можно выделить семь главных, ответив на вопрос о том, какой язык в Пакистане главный.

Урду

Урду не является языком родным для большинства народов Пакистана. Таковым его считают не более 8 % населения. Однако он официальный в Пакистане и служит Его преподают в школах по всей стране, общенациональные СМИ обязательно вещают на этом языке. Поэтому все пакистанцы как минимум понимают его. Иногда такое положение доходит до смешного и печального. Например, нередка ситуация, когда пуштун может писать на урду, но в родной языковой среде безграмотен.

Урду является "близнецом" официального хинди. Более того, многие лингвисты считают урду и хинди одним и тем же языком. Просто "язык Высокого города" (так переводиться название "урду", Высокий город - это, между прочим, Дели) однажды разделился по религиозному признаку. Носители языка - мусульмане стали использовать арабский алфавит, а индуисты остались на санскритском деванагари (изображение ниже).

Разделение британских колоний в этом регионе по религиозному признаку привело к тому, что урду и хинди еще больше обособились, став государственными языками конфликтующих государств. В урду появилось больше персидских и арабских слов, а в хинди, наоборот, сократилось. Хотя носители этих двух языков без проблем понимают друг друга.

Урду очень известен своей графикой насталк. Этот каллиграфический стиль под персидским влиянием превратил арабские символы в более короткие, а слово уже не представляет собой чисто вертикальную строку. Буквы в насталке как бы проникают друг в друга, вместе образуя внешне красивое графическое сочетание: слово выглядит каким-то символом.

Из-за этого долгое время книги в Пакистане были отчасти рукописными. Типографский набор таких слов был невозможен. Книга писалась от руки, а затем литографии с рукописных листов отправлялись на печатный станок. Только введение компьютерного набора устранило эту проблему. Впрочем, она не актуальна. В официальных печатных изданиях используется стандартный арабский насх, а насталк больше приобрел характер декоративно-оформительский. Беспокоит пакистанскую общественность замена латинскими. Особенно этим "грешит" молодое поколение. Главные причины: компьютеры и мобильные устройства не очень приспособленные для арабской графики.

В языковом смысле урду - типичный индоиранский язык. И все-таки назовем его особенности: "трепетное" отношение к местоимениям - они здесь умудряются делиться на существительные, прилагательные и числительные, а напрямую сказать "Это - не я" языком "запрещено". Приходится говорить что-то вроде "Кто-то". В урду используются не очень популярные во всем языковом мире послелоги. Это те же предлоги, но после слова.

Английский

Много про него говорит мы не будем. Ни для одного из народов Пакистана он не является родным. Однако в эпоху английского владычества распространился, выполняя функции языка межнационального общения. Сохраняет эту функцию и сейчас, являясь вторым официальным языком Пакистана, хотя заметно уступает по популярности. Поэтому вполне возможно, что страна от него откажется совсем.

Панджаби (пенджабский)

Самый распространенный язык Пакистана. В восточной части страны на нем говорят восемь из десяти пакистанцев (это где-то порядка 76 миллионов человек). В процентном отношении это 44 процента от всех языков Пакистана. Очень похож на урду, потому что родственен ему.

Пушту

Значительную часть населения Пакистана составляют пуштуны, что дает их языку второе место по распространенности (15 %). Беда пушту в то, что каждое племя норовит говорить по-особенному, подчеркивая свою "самость". Огромное количество диалектов даже заставляет лингвистов сомневаться в существовании единого языка пушту, который, несмотря на родственность урду, обзавелся своими особенными буквами в алфавите. Даже на письме пуштуны постарались выделяться: изобрели каллиграфический стиль тахрири. Упрощенный, но свой.

Синдхи

Язык индийского народа синдхов. В Пакистане их живет немало, что дает языку 14 % по распространенности. Синдхи, так же, как урду, разделился по религиозному признаку между Индией и Пакистаном с теми же последствиями. Правда, пока называется и там, и там одинаково. Из "чудачеств" синдхи отметим отсутствие среднего рода и прямых местоимений третьего лица. Впрочем, синдхи, как и все народы страны, как минимум двуязычны. Вот и английским языком владеют тоже.

Сирайки

Язык народности сирайки, проживающей на северо-востоке Пакистана. Сираиков (или южных пенджабцев, то есть пенджабцев-мусульман) тоже немало - в языковой доле языков почти 11 %. Язык также разделен между Индией и Пакистаном. Сирайки пишут по-арабски, а северные пенджабцы в индийском Пенджабе используют индуистский алфавит гурмухи.

Белуджский

Последний в числе популярных (4 %) языков Пакистана язык иранского народа белуджей. Распространен на юго-западе страны, естественно, в провинции Белуджистан. Язык этот иранский и потому стоит особняком от других языков Пакистана. У остальных же народов особых проблем в межнациональном общении не возникает ввиду языковой родственности. В конце концов ведь есть же еще урду и английский.

2024 english-speak.ru. Изучение английского языка.