Огромной заслугой архимеда перед всем. (1)Огромной заслугой Архимеда перед всем человечеством является. О здоровом питании на уроках русского языка и литературы

04.11.14 - 12:35:45

подготовка к 1-ой части ЕГЭ-2015

вариант ЕГЭ

(1)Огромной заслугой Архимеда перед всем человечеством является разработка математических методов решения многих технических проблем. (2)Но сам он, как и многие другие учёные того времени, считал, что практическое применение полученных им теоретических решений вовсе не заслуживает такого же внимания, как научные разработки. (3) из всех трудов Архимеда лишь единственный посвящён описанию одного из его технических изобретений.

02.11.14 - 18:36:05

О здоровом питании на уроках русского языка и литературы

Воспитание основ здорового образа жизни, формирование в обществе «моды на здоровье» - одна из важнейших социальных задач нынешнего времени. Под здоровым образом жизни сегодня понимают способ жизнедеятельности, который направлен на развитие и укрепление как физического, так психического и нравственного здоровья, который реализуется в различных сферах человека.

02.11.14 - 18:33:33

"Тихая моя родина"

Разработка внеклассного мероприятия

Урок внеклассного чтения (творчество поэтов Подгоренского района, членов литературного объединения «Эдельвейс»). Цели: прививать чувство любви к родному краю; развивать навыки выразительного чтения, понимания лирического бессюжетного стихотворения. Теория литературы: эпитет, олицетворение, метафора (повторение понятий). Оборудование: сборники стихов поэтов Подгоренского района, репродукции пейзажей Саврасова, Левитана, Репина и др., электронные презентации «Герои Подгоренского района», «Дон», «Здравствуйте! Мы из Сергеевки», «Эхо войны», «Родина».

01.11.14 - 16:23:00

«Что есть красота»

Цель: 1) вспомнить определение литературного портрета; 2) развивать навыки вдумчивого чтения, поиска комментариев; 3) развивать интерес к нравственным идеалам. Форма работы: индивидуальная, фронтальная.

28.10.14 - 22:21:48

Рабочая программа спортивной секции "Волейбол"

Программа

В волейбол играть круче потому, что играть в него можешь ты! Но! В футбол могут играть все, кто может бегать (даже не обязательно по мячу пинать - в крайнем случае на ворота поставят), в баскетбол могут играть все, кто может бегать, считать до трех (дабы пробежку не засудили) и кидать мяч в сторону щита,… в хоккей, ха! слишком много всего надо, да и недешевы все эти хоккейные штуки..., Чтобы играть в волейбол, нужно уметь играть в волейбол, знать где стоять на площадке, владеть всеми элементами игры (а не только подачу подавать, хотя иногда даже эта ерунда вызывает затруднения, особенно у хрупких девушек), уметь изучать манеру игры противника.

«Сила Архимеда» - Архимед (287 - 212 до н.э.). Одинакового объема тела (стеклянное и стальное) опущены в воду. Сила Архимеда равна произведению плотности жидкости на коэффициент g и на объем тела. Определить архимедову силу, действующую на цилиндр, погруженный в воду. Ликующий и возбужденный своим открытием, Архимед воскликнул: «Эврика!

«Архимед 1» - Архимедов винт. Сохранившиеся сочинения Архимеда можно разделить на три группы: Архимед прославился многими механическими конструкциями. Курносый куб. Целостность изделия нарушать было нельзя. Легенды. Из-за давности лет жизнь Архимеда тесно переплелась с легендами. Закон Архимеда справедлив и для газов.

«Архимед» - Во время 2-й Пунической войны Архимед организовал инженерную оборону города. Родом из Сиракуз (Сицилия). Архимед. Закон Архимеда справедлив и для газов. Механика. Жизнь. Изобретения архимеда. Основные положения статики сформулированы в сочинении "О равновесии плоских фигур". Биография. Творцы физической науки.

«Закон Архимеда» - Водный транспорт. Немало воды утекло с той поры, но помнят закон архимеда. Воздухоплавание. АРХИМЕД (287 до н.э. – 212 до н.э.). «Вот корона, Архимед, золотая или нет?». Гидростатическое взвешивание. Паромы. Ареометры, лактометры. Закон Архимеда. Шары-зонды. Ракеты. Самолеты, вертолеты. Подводные лодки.

«Проблемы человечества» - Медицинская проблема. 1. Неравномерность расселения. 2. Продовольственная проблема. 3. Экологическая проблема. 4. Медицинская проблема. Рассовые проблемы. Рождаемость была бы повышена если бы было так: Демографическая проблема - ещё одна приоритетная проблема выживания человечества. Продовольственная проблема.

«Человечество и его глобальные проблемы» - Демографическая проблема. 3.Демографическая проблема. Экологическая проблема. Проблема разоружения. Продовольственная проблема. Пути решения Проведение продуманной демографической политики. 1.Проблема разоружения. 4.Продовольсвтенная проблема. 2.Экологическая проблема. 5.Топливно-сырьевая проблема. Экологическая статистика России.

Лидия Николаевна Белая

Подготовка к ЕГЭ.

ЗАДАНИЕ №1. Информационная обработка письменных текстов различных стилей и жанров. Основная и второстепенная информация в тексте.

ЗАДАНИЕ. Прочитайте текст и выполните задания 1–3.

(1)Следствием непрекращающейся борьбы за существование в мире животных является естественный отбор – процесс, устраняющий менее приспособленные организмы и благоприятствующий более приспособленным организмам. (2)В этой конкурентной борьбе преимущество получают те представители вида, которые оказываются наиболее жизнеспособными, то есть приспособленными к конкретным условиям обитания. (3) они имеют больше шансов оставить после себя полноценное потомство.

1.Укажите два предложения, в которых верно передана ГЛАВНАЯ

1) Основой естественного отбора является наследственная изменчивость, а отбирающим фактором – деятельность человека.

2) В процессе естественного отбора выживают и оставляют полноценное потомство те животные, которые более приспособлены к конкретным условиям обитания.

3) Животные, лучше приспособленные к конкретным условиям обитания, имеют больше шансов выжить в результате естественного отбора и оставить после себя полноценное потомство.

4) В процессе непрекращающейся борьбы за существование в потомстве животных из поколения в поколение постепенно накапливаются признаки, полезные для человека.

5) Вследствие непрекращающейся борьбы за существование выживают и оставляют потомство только те животные, наследственные признак которых полезны для человека.

Ответ : ___________

НЕОБХОДИМО ЗНАТЬ

Особое внимание следует уделить второму и третьему предложениям:

    в них (аргументе и выводе) и содержится главная информация;

    поэтому среди вариантов ответов следует искать такой, в котором объединена информация именно 2-го и 3-го предложений.

    Помните главная информация дана только в прямом значении. (ТОЧНО и КОНКРЕТНО)

АЛГОРИТМ ВЫПОЛНЕНИЯ ЗАДАНИЯ:

1. Выделите в каждом предложении ключевые слова, важные для понимания того вопроса, который затрагивается в данном тексте; обратите внимание на главную часть сложноподчинённых предложений.

2. Определите причинно-следственные отношения между предложениями в тексте, проанализировав союзы, союзные слова, вводные конструкции.

3. Сократите текст, вычеркнув второстепенную информацию (разного рода пояснения, детали, описания незначительных фактов, комментарии, лексические повторы).

4. Передайте в одном предложении главную информацию, которая содержится в тексте.

5. Соотнесите свой вариант сжатия текста (своё предложение, передающее основную его мысль) с вариантами ответов.

ЗАДАНИЯ

1)Около двух с половиной тысяч лет тому назад выдающийся древнегреческий философ Зенон Элейский сформулировал парадоксальное утверждение (апорию) «Стрела» о невозможности движения в природе: в любое отдельно взятое мгновение времени летящая стрела находится в определённой точке пространства, а следовательно, не существует такого момента времени, в котором летящая стрела перемещается. (2)Казалось бы, апорию Зенона можно без труда опровергнуть, просто указав на то, что в реальном мире пущенные стрелы движутся в пространстве. (3)<…> такое «опровержение» бессмысленно: суть апории не в отрицании очевидного наблюдателю факта движения, а в заведомой ложности выводов, полученных в процессе безупречных логических рассуждений, что наглядно демонстрирует ограниченность нашего логического мышления как инструмента познания реальности.

1) Рассуждения Зенона в апории «Стрела» приводят к заведомо ложным выводам и легко опровергаются простым указанием на факт существования движения.

2) Из рассуждения о неподвижности летящей стрелы в каждый

определённый момент времени древнегреческий философ Зенон сделал

вывод об отсутствии движения как такового.

3) В апории Зенона «Стрела» мы приходим к ложному выводу,

руководствуясь безукоризненным логическим рассуждением, что

свидетельствует о принципиальной невозможности познания мира

посредством логики.

4) Суть апории Зенона «Стрела» состоит не в отрицании существования движения в природе, а в том, что возможности логического мышления ограниченны.

5) Апория Зенона парадоксальна, но соответствует истине: она наглядно демонстрирует ограниченность нашего логического мышления как инструмента познания реальности.

<…>

1) Среди славян было много искусных ремесленников и мастеров, но

основным занятием этих народов на протяжении веков оставалось

земледелие.

2) Русь славилась искусными ремесленниками и мастерами, превосходными охотниками и отважными рыбаками, гениальными зодчими, иконописцами, музыкантами; воинами, мудрыми государственными деятелями, но основным занятием славян было земледелие, потому и древнерусская культура отражала мировоззрение земледельца.

3) На Руси всегда было много искусных ремесленников и мастеров,

превосходных охотников и отважных рыбаков, гениальных зодчих,

иконописцев, музыкантов.

4) Древняя русская культура в целом отражала мировоззрение земледельца,

так как основным занятием восточных славян на протяжении многих

веков было земледелие.

5) Древняя русская культура в целом отражала мировоззрение простых

людей – земледельцев и ремесленников.

3. Прочитайте текст и выполните задание 1.

(1)Известно, что в предпушкинскую эпоху звукопись являлась утонченным стилистическим приемом и использовалась только при описании «высоких» образов, красоты природы, возвышенных чувств. (2)Пушкин расширил диапазон художественного использования звукописи, включив в него все лексические богатства языка, в том числе просторечие (разговорную речь городского населения: части духовенства, мелкого и среднего чиновничества, духовенства, разночинной интеллигенции, мещанства) и язык народных песен, былин, сказок. (3) <…> так Пушкин в своем творчестве добился единства слова и образа, в его поэзии художественная форма никогда не вступала в противоречие с содержанием, ибо настоящий художник никогда не допустит, чтобы красивые звуки затеняли или обедняли мысль, содержание.

1. В каких из приведённых ниже предложений верно передана ГЛАВНАЯ информация, содержащаяся в тексте?

1) Пушкинская поэзия благодаря расширению диапазона исполь­зования звукописи достигла совершенства: в ней едины форма и содержание, в ней слились образ и звук.

2) Пушкин расширил диапазон использования звукописи, вклю­чив в неё всё лексическое богатство русского языка.

3) В предпушкинскую эпоху звукопись являлась утонченным сти­листическим приемом и использовалась при описании «высо­ких образов» и чувств.

4) Настоящий поэт всегда следит только за благозвучием своей поэзии.

5) Пушкин в своём творчестве добился единства слова и образа, расширив диапазон художественного использования звукописи за счёт включения в него всего лексического богатства русского языка.

1)Важнейшей функцией фразеологизмов следует признать не обо¬значение того или иного предмета, а выражение отношения к тому, о чем говорится. (2)Владение образными средствами языка украшает речь и обогащает приемы ораторского искусства, ины¬ми словами, фразеологические средства способны воздействовать на умонастроение собеседника во время публичного выступления. (3) <…> очень важно знать значение разных фразеологических выражений и жизненные ситуации, в которых они могут употребляться.

1. В каких из приведённых ниже предложений верно передана ГЛАВНАЯ информация, содержащаяся в тексте?

1) Важнейшая функция фразеологизмов – выражение отношения к тому, о чём говорится, ими нужно умело пользоваться, чтобы украсить и обогатить речь.

2) Фразеологизмы украшают речь и обогащают приемы ораторско­го искусства, потому что выражают отношение к тому, о чем говорится.

3) Фразеологизмы способны воздействовать на умонастроение со­беседника во время публичного выступления.

4) Фразеологизмы не обозначают тот или иной предмет, а выра­жают отношение к тому, о чем говорится, и это их важнейшая функция.

5) Чтобы публичное выступление было ярким и воздействовало на слушателей, необходимо знать значение фразеологических вы­ражений и жизненные ситуации, в которых их употребление уместно.

(1)Алмазы, редкие, но вместе с тем довольно широко распространённые минералы, - чрезвычайно твёрдые камни. (2)Поэтому их часто используют не только для производства бриллиантов, но и для изготовления режущих и точильных дисков, кругов и другого инструмента. <…> всем знакомый зубоврачебный бор покрыт алмазной крошкой.

1. В каких из приведённых ниже предложений верно передана ГЛАВНАЯ информация, содержащаяся в тексте?

1) Алмазы используют для производства бриллиантов и зубоврачебной техники.

2) Алмазная крошка из-за своей твёрдости используется в качестве основного компонента зубоврачебного бора.

3) Алмазы, обладающие особой твёрдостью, используются для производства бриллиантов и при изготовлении режущих и точильных инструментов.

4) Всем известный зубоврачебный бор, как и многие другие режущие инструменты, покрыт бриллиантовой крошкой.

5) Бриллианты и режущие и точильные инструменты изготавливают, используя алмазы, которые обладают особой твёрдостью.

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА

1.Прочитайте текст и выполните задание 1.

(1)Жиры, помимо выполнения энергетической функции, участвуют в механизмах водного обмена. (2) <…> при их окислении выделяется метаболическая вода, которая частично удовлетворяет потребности организма в жидкости. (3)Таким образом, жиры оказываются одним из важнейших компонентов питания в условиях тропических пустынь.

1. В каких из приведённых ниже предложений верно передана ГЛАВНАЯ информация, содержащаяся в тексте?

1) Выполняя энергетическую функцию и участвуя в механизме водного обмена, жиры оказываются одним из важнейших компонентов питания в тропических пустынях.

2) Жиры выполняют энергетическую функцию, поэтому они оказываются одним из важнейших компонентов питания в условиях тропических пустынь.

3) При окислении жиров выделяется метаболическая вода, частично удовлетворяющая потребности организма в жидкости.

4) В условиях тропических пустынь жиры выполняют энергетическую функцию, а также участвуют в водном метаболизме.

5) Жиры – один из важнейших компонентов питания в условиях тропических пустынь, потому что выполняют энергетическую функцию и участвуют в механизмах водного обмена.

2.Прочитайте текст и выполните задание 1.

(1)Немало было на Руси искусных ремесленников и мастеров, превосходных охотников и отважных рыбаков, гениальных зодчих, иконописцев, музыкантов; славилась наша земля воинами, мудрыми государственными деятелями. (2)И всё-таки основным занятием восточных славян на протяжении многих веков было земледелие. (3)<…> и древняя русская культура в целом отражала мировоззрение земледельца.

1. Укажите два предложения, в которых верно передана ГЛАВНАЯ информация, содержащаяся в тексте. Запишите номера этих предложений.

1) Среди славян было много искусных ремесленников и мастеров, но основным занятием этих народов на протяжении веков оставалось земледелие.

2) Русь славилась искусными ремесленниками и мастерами, охотниками и рыбаками, гениальными зодчими, иконописцами, музыкантами; воинами, мудрыми государственными деятелями, но основным занятием славян было земледелие, потому и древнерусская культура отражала мировоззрение земледельца.

3) На Руси всегда было много искусных ремесленников и мастеров, превосходных охотников и отважных рыбаков, гениальных зодчих, иконописцев, музыкантов.

4) Древняя русская культура в целом отражала мировоззрение земледельца, так как основным занятием восточных славян на протяжении многих веков было земледелие.

5) Древняя русская культура в целом отражала мировоззрение простых людей – земледельцев и ремесленников.

3.Прочитайте текст и выполните задание 1.

(1)Если условия существования и направление действия естественного отбора сходны у животных различных групп, то в процессе эволюции они иногда приобретают сходные приспособления к среде обитания. (2)Этот процесс получил название схождения признаков (конвергенции). (3).... передние роющие конечности крота и медведки очень сходны, хотя эти животные относятся к разным типам, сильно напоминают друг друга по форме тела китообразные и рыбы, сходны конечности у плавающих животных, относящихся к разным классам.

1. Укажите два предложения, в которых верно передана ГЛАВНАЯ информация, содержащаяся в тексте. Запишите номера этих предложений.

    Сходные условия существования и направление действия естественного отбора определяют сходство формы тела китообразных млекопитающих и рыб.

    Сходство передних роющих конечностей крота и медведки, относящихся к разным типам, объясняется сходными условиями существования.

    Конвергенция - это процесс схождения признаков близкородственных групп животных, объясняющийся сходными условиями существования.

    Конвергенция - схождение признаков у животных различных групп - объясняется воздействием на этих животных схожих условий существования и общим в данном случае направлением естественного отбора.

    Процесс, когда в результате схожих условий существования и общим в данном случае направлением естественного отбора появляются сходные признаки у животных различных групп, получил название конвергенции.

4.Прочитайте текст и выполните задание 1.

(1)Долгое время считалось, что египетские пирамиды строили рабы, но совсем недавно, вопреки этим утверждениям, учёные выяснили, что возведение пирамид отнюдь не ложилось тяжким бременем на плечи рабов и беднейших слоев населения. (2)Труд на каменоломнях и транспортировке огромных каменных блоков был, несомненно, чрезвычайно тяжёлым, но за него платили деньги, а если учесть, что строительство велось во времена разлива Нила, когда крестьянам было нечего делать, то такую работу можно считать благом: она не давала людям умереть от голода. (3) (…) крестьян использовали в основном на транспортировке камня, а собственно сооружением пирамид занимались несколько тысяч профессиональных строителей.

1. Укажите два предложения, в которых верно передана ГЛАВНАЯ

информация, содержащаяся в тексте. Запишите номера этих

предложений.

1) При сооружении пирамид, помогая профессиональным строителям, крестьяне занимались транспортировкой камня, потому что эта работа не давала им умереть от голода и велась в удобное для них время.

2) Строительство пирамид было непосильным бременем для беднейших слоев населения.

3) Пирамиды сооружались во время разлива Нила, когда прекращались сельскохозяйственные работы.

4) Тяжелая работа на каменоломнях оплачивалась, поэтому такую работу крестьяне считали благом: она не позволяла им умереть с голода.

5) Когда разливался Нил, крестьянам нечего было делать, и, чтобы не умереть от голода, они вынуждены были против своей воли идти в каменоломни, заниматься транспортировкой камня.

5.Прочитайте текст и выполните задание 1.

(1)В начале XIX века Французская академия вынесла постановление не рассматривать работы, содержащие описание камней, падающих с неба: учёным казалось, что все описания метеоритов – «небесных камней» – плод фантазии, <…> камням неоткуда падать. (2)Это очень опасный путь – отрицать всё, что ещё не нашло объяснения. (3)Отрицание существования непонятного не раз тормозило развитие науки.

1. В каких из приведённых ниже предложений верно передана ГЛАВНАЯ информация, содержащаяся в тексте?

1) Наука отрицает то, чему не находит объяснения, стремясь избежать опасных путей.

2) В начале XIX века Французская академия вынесла постановление не рассматривать работы, содержащие описание камней, падающих с неба.

3) Постановление Французской академии об отказе изучать метеориты лишь один из примеров того, как отрицание непонятного тормозило развитие науки.

4) В XIX веке все описания метеоритов – «небесных камней» – считались плодом фантазии.

5) Отрицание того, что ещё не нашло объяснения, не раз тормозило развитие науки, что подтверждает и постановление Французской академии об отказе изучать метеориты.

6.Прочитайте текст и выполните задание 1.

(1)Все морские животные прямо или косвенно зависят от растительного планк-тона, лежащего в основе пищевой цепи, а растительный планктон может суще-ствовать лишь там, где в толщу воды проникает достаточное для фотосинтеза количество солнечного света. (2)Ниже этого слоя жизнь быстро скудеет, так как глубоководные организмы всецело зависят от поступающих сверху останков расте-ний и животных. (3)<...> достаточно загрязнить только малую часть верхнего слоя, чтобы погибла вся жизнь в океане.

1. ГЛАВНАЯ информация, содержащаяся в тексте?

1) Поскольку растительный планктон – основа пищевой цепи морских животных и глубоководных организмов – существует в верхнем слое воды, то достаточно загрязнить лишь часть верхнего слоя, чтобы вся жизнь в океане погибла.

2) Жизнь морских животных и глубоководных организмов в океане во многом зависит от растительного планктона, который находится в верхнем слое воды.

3) Загрязнение только части глубинного слоя океана не может привести к гибели всей жизни в океане.

4) Загрязнение лишь части верхнего слоя воды влечёт гибель всей жизни в океане, так как именно в верхнем слое воды существует основа пищевой цепи морских животных и глубоководных организмов – растительный планктон.

5) Поскольку глубоководные организмы зависят от животных, живущих на поверхности океана, жизнь сосредоточена только в верхних его слоях.

7.Прочитайте текст и выполните задание 1.

(1)В отличие от животных, человек действует не инстинктивно, а сознательно. (2)Он заранее определяет цель, обдумывает способ и средства её достижения, подбирает необходимый материал, намечает последовательность операций, <...> разрабатывает проект того, что ему нужно, а проектирование уже творчество, сознательное созидание того, чего в природе ещё не существовало. (3)На такие действия не способно ни одно животное.

1. В каких из приведённых ниже предложений верно передана ГЛАВНАЯ информация, содержащаяся в тексте?

1) Ещё до того, как приступить к изготовлению предмета, человек создаёт образ этого предмета в мыслях, то есть разрабатывает проект того, что ему нужно.

2) Человек, в отличие от животных, действует сознательно, проявляя при этом свойственную только людям способность к творчеству.

3) Проектирование – это сознательное созидание того, чего в природе ещё не существовало, это творческий процесс.

4) Способность действовать сознательно, используя творческий подход, отличает человека от животных.

5) Для удовлетворения своих потребностей человек действует сознательно, используя орудия труда.

8.Прочитайте текст и выполните задание 1.

(1)Огромной заслугой Архимеда перед всем человечеством является разработка математических методов решения многих технических проблем. (2)Но сам он, как и многие другие учёные того времени, считал, что практическое применение полученных им теоретических решений вовсе не заслуживает такого же внимания, как научные разработки. (3)А <...> из всех трудов Архимеда лишь единственный посвящён описанию одного из его технических изобретений.

1. В каких из приведённых ниже предложений верно передана ГЛАВНАЯ информация, содержащаяся в тексте?

1) Во всех трудах Архимеда есть описание его технических изобретений.

2) Огромной заслугой Архимеда перед всем человечеством является описание математических методов и его технических изобретений.

3) Архимед, как и многие другие учёные того времени, считал важным прежде всего научные разработки, а практическому применению полученных им теоретических решений уделял значительно меньше внимания.

4) Архимед разработал математические методы решения многих технических проблем, но описал лишь одно из своих изобретений, так как ценил прежде всего научные разработки.

5) Архимед, разработавший математические методы решения многих технических проблем, и многие учёные того времени значительное внимание уделяли практической пользе сделанных ими открытий.

9.Прочитайте текст и выполните задание 1.

(1) Вся жизнь человечества постепенно отражалась в книге. (2) Племена, люди, государства исчезали, а книга оставалась; в ней кристаллизовались все учения, потрясавшие умы, и все страсти, потрясавшие сердца. (3)<...> в ней отразилась та огромная исповедь бурной жизни человечества, та огромная автобиография, которая называется всемирной историей.

1. В каких из приведённых ниже предложений верно передана ГЛАВНАЯ информации, содержащаяся в тексте?

1) В книге, духовном завещании одного поколения другому, в той или иной мере отражаются все учения, которые потрясали умы человечества.

2) Книга воплощает в себе всю жизнь человечества, его всемирную историю, вобрала в себя все учения и все страсти людей.

3) Книга издавна считается своеобразным документом, духовным завещанием, в котором отражается материальная жизнь человечества.

4) Книга, вобравшая в себя все учения и страсти человеческие, отражает жизнь человечества.

5) В книге отразились все переживания человечества, не зря она передаёт из одного поколения к другому.

10.Прочитайте текст и выполните задание 1.

(1) Искусство как наука изучает окружающий мир. (2)<…>, в отличие от ученого, стремящемуся открыть исследовать объективные законы природы и общества, не зависящая от его воли, художник воспроизводя формы и явления видимого мира, выражает прежде всего свое мироощущение и душевное состояние. (3)И в художественном произведении, в отличие от научного сочинения, каждый человек видит что-то свое, становится соавтором.

1. В каких из приведённых ниже предложений верно передана ГЛАВНАЯ информация, содержащаяся в тексте?

1) Только художник способен познавать окружающий мир, при этом передавая и выражая своё мироощущение и душевное состояние, оставляя в художественном произведении что-то неразгаданное.

2) Наука и искусство во многом похожи, они требуют от человека восприятия окружающего мира.

3) В отличие от автора научного сочинения, открывающего объективные законы окружающего мира, автор художественного произведения передаёт своё мироощущение и душевное состояние, и поэтому каждый человек видит в художественном образе что-то своё, что делает процесс восприятия произведения процессом сотворчества.

4) Каждая эпоха и каждый человек по-своему воспринимают произведения искусства, ведь только художник способен открыть и исследовать объективные законы природы, не зависящие от его воли.

5) Художественное произведение, которое передаёт мироощущение и душевное состояние автора, отличается от научного сочинения, открывающего объективные законы окружающего мира; в художественном образе каждый человек видит что- то своё, что делает процесс восприятия произведения процессом сотворчества.

Ответами к заданиям 1–24 являются слово, словосочетание, число или последовательность слов, чисел. Запишите ответ справа от номера задания без пробелов, запятых и других дополнительных символов.

Прочитайте текст и выполните задания 1–3.

(1)Огромной заслугой Архимеда перед всем человечеством является разработка математических методов решения многих технических проблем. (2)Но сам он, как и многие другие учёные того времени, считал, что практическое применение полученных им теоретических решений вовсе не заслуживает такого же внимания, как научные разработки. (3)А _____ из всех трудов Архимеда лишь единственный посвящён описанию одного из его технических изобретений.

1

В каких из приведённых ниже предложений верно передана ГЛАВНАЯ информация, содержащаяся в тексте?

1. Во всех трудах Архимеда есть описание его технических изобретений.

2. Огромной заслугой Архимеда перед всем человечеством является описание математических методов и его технических изобретений.

3. Архимед, как и многие другие учёные того времени, считал важным прежде всего научные разработки, а практическому применению полученных им теоретических решений уделял значительно меньше внимания.

4. Архимед разработал математические методы решения многих технических проблем, но описал лишь одно из своих изобретений, так как ценил прежде всего научные разработки.

5. Архимед, разработавший математические методы решения многих технических проблем, и многие учёные того времени значительное внимание уделяли практической пользе сделанных ими открытий.

2

Какое из приведённых ниже слов (сочетаний слов) должно стоять на месте пропуска в третьем (3) предложении текста? Выпишите это слово (сочетание слов).

1. потому,

2. может быть,

4. иными словами,

5. во-первых,

3

Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова ТРУД. Определите значение, в котором это слово употреблено в третьем (3) предложении текста. Выпишите цифру, соответствующую этому значению, в приведённом фрагменте словарной статьи.

ТРУД, -а, м.

1. Целесообразная деятельность человека, направленная на создание с помощью орудий производства материальных и духовных ценностей. Умственный т. Физический т. Научная организация труда.

2. Производительность труда. Право на т. Люди труда(трудящиеся; высок.). Общественное разделение труда. Охрана труда.

3. Работа, занятие. Тяжёлый т. Дневные труды. Заплатить за труды.

4. Усилие, направленное к достижению чего-н. Взять на себя т. сделать что-н. Не дал себе труда подумать(не захотел подумать). С трудом уговорил кого-н. Без труда не выловишь и рыбку из пруда(поел.).

5. Результат деятельности, работы, произведение. Т. всей жизни. Научный т. Список печатных трудов.

6. Привитие умения и навыков в какой-н. профессиональной, хозяйственной деятельности как предмет школьного преподавания. Уроки труда. Преподаватель по труду.

4

В одном из приведённых ниже слов допущена ошибка в постановке ударения: НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Выпишите это слово.

5

В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.

1. Заинтересовавшийся проблемой человек уточняет что-то не из ПРАЗДНИЧНОГО интереса, а для того чтобы сформировать свою точку зрения.

2. Для этого ВЕЛИКОГО художника слова поэзия - высший суд.

3. Отец любознательного и непоседливого мальчика был страстным РЫБОЛОВОМ, и эта страсть к рыбалке не могла не передаться сыну.

4. Любые БУДНИЧНЫЕ платья или костюм можно легко превратить в оригинальную модель, если правильно подобрать отделку и аксессуары.

5. Поражал ВОИНСТВЕННЫЙ вид пушистого и на первый взгляд умиротворённого персидского кота.

6

В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.

ОБЕИХ сестёр

оправдательные ПРИГОВОРА

ПОЕЗЖАЙТЕ

7

Установите соответствие между предложениями и допущенными в них грамматическими ошибками: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ПРЕДЛОЖЕНИЯ ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ
А) Обладая способностью «управлять» растворимостью белка, его концентрацией и даже структурой, у паутины некоторых видов пауков очень большая прочность. 1) неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом
Б) Благодаря применения резервирующих составов растекаемость краски по полотну ограничивается. 2) нарушение связи между подлежащим и сказуемым
В) Все, кто любит степной край, не раз любовался живописным разнообразием его природы. 3) нарушение в построении предложения с несогласованным приложением
Г) Главный герой романа Ф.М. Достоевского «Идиота» князь Мышкин одновременно смешон и трагичен, подобно Дон Кихоту, с которым он ассоциируется. 4) ошибка в построении предложения с однородными членами
Д) В «Толковом словаре живого великорусского языка» В.И. Даля содержится более 80 тысяч слов, ранее не записанные. 5) неправильное построение предложения с деепричастным оборотом
6) нарушение в построении предложения с причастным оборотом
7) неправильное построение предложения с косвенной речью.

Ответ запишите цифрами без пробелов и иных знаков

8

Определите слово, в котором пропущена безударная проверяемая гласная корня. Выпишите это слово, вставив пропущенную букву.

обж..гаться

ок..лдовать

приг..ревшая

просл..влять

кр..стьянин

9

Определите ряд, в котором в обоих словах в приставке пропущена одна и та же буква. Выпишите эти слова, вставив пропущенную букву.

под..езд, об..ём

пр..ломление, пр..ехать

не..говорчивый, и..виваться

преп..давать, р..спорядок

о..дать, по..черкнуть

10

Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква Е.

марл..вый

удва..вать

доверч..вый

разукраш..вать

приветл..вый

11

Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква Ю.

кочу..щий

тепл..щийся

жар..щийся

12

Определите предложение, в котором НЕ со словом пишется СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите это слово.

1. Сначала все помолчали, обдумывая, как начать разговор в такой (НЕ)ПРИВЫЧНОЙ обстановке.

3. Говорят, вы (НЕ)ТЕРПЯЩИЙ возражений человек.

4. По мнению Базарова, роль общества важнее, чем влияние отдельной личности: «Исправьте общество, и болезней (НЕ)БУДЕТ».

5. (НЕ)ГЛУБОКАЯ, как омут, а мелкая горная речка бурлила и пенилась.

13

Определите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите эти два слова.

1. (ЗА)ТЕМ приехали туристы, которые, ТАК(ЖЕ) как и мы, с удовольствием путешествовали по северу России.

2. ЧТО(БЫ) образ был более колоритным, актёр импровизировал, (ПРИ)ЧЁМ делал это очень талантливо.

3. Министр (НА)ВСТРЕЧУ не прибыл, (ЗА)ТО приехали губернаторы нескольких областей.

4. Рисунки художника, ТАК(ЖЕ) как и многие его полотна, не датированы, (ПО)ЭТОМУ мало помогают уточнению хронологии его творчества. 5.(НА)ПРОТЯЖЕНИИ четырёх десятилетий дедушка собирал старинные открытки, ТАК(ЧТО) получилась хорошая коллекция.

14

Укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) пишется одна буква Н.

В начале 1907 года в творчестве художника Пабло Пикассо, несомне(1)о, наступил новый творческий этап: перед нами иной мастер, в своих картинах обращающийся к первозда(2)ым основам бытия, где добро отделе(3)о от зла.

15

Расставьте знаки препинания. Укажите номера предложений, в которых нужно поставить ОДНУ запятую.

1. Идеалы и мода людей и эпох со временем меняются.

2. Любой камень или самая обычная травинка по-своему красивы.

3. Мягкий ветерок то просыпался то утихал.

4. Зимой и летом весной и осенью добудет дятел в лесу еду.

5. За свою шофёрскую жизнь Тарасу приходилось перевозить и зерно и брёвна и железо.

16

Генерал (1) спустившись под гору (2) круто повернул влево, и скачущий за ним Пьер (3) потеряв его из вида (4) присоединился к пехотным солдатам (5) шедшим впереди него.

17

Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложениях должны стоять запятые.

23 ноября 1836 года состоялась беседа поэта Пушкина с царём, о содержании которой можно (1) к сожалению (2) только гадать. По-видимому (3) верно мнение, что Пушкин дал императору слово не доводить дело до дуэли. Однако (4) 24 января произошёл перелом в позиции поэта.

18

Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Под этикетом понимают совокупность правил поведения (1) при помощи (2) которых (3) регулируются взаимоотношения с окружающими.

19

Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Было довольно темно (1) и (2) когда он приехал в дачный городок (3) Машенька уже не надеялась (4) что он появится.

20

Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, исключив лишнее слово. Выпишите это слово.

Когда приходила осень, Марфа Ильиична становилась особенно печальной: она погружалась в воспоминания о прошлом.

Прочитайте текст и выполните задания 21-26.

(1)В молодости я считал себя человеком отлично воспитанным. (2)При встрече со знакомыми умел вежливо поздороваться. (3)В разговоре внимательно слушал собеседника, не позволяя себе перебивать его рассказ, как бы длинен он ни был. (4)В споре, даже самом горячем, никогда не кричал и тем более не употреблял грубых слов. (5)Не было случая, чтобы я, нечаянно кого-нибудь толкнув, не извинился или прошёл в дверь первым, не уступив дорогу спутнику. (6)Словом, воспитание моё казалось мне безупречным.

(7)Но только казалось. (8)И выяснилось это совершенно неожиданно. (9)Как-то, во время студенческой практики, мне пришлось прожить две недели с артелью лесорубов. (10)И вот однажды вечером я нечаянно подслушал разговор, запомнившийся мне навсегда.

(11)Присев на пороге нашей просторной землянки, артельный староста тихо беседовал со стряпухой. (12)Речь шла обо мне.

- (13)Парень-то он ничего,- говорила стряпуха,- грамотный, да уж больно серый! (14)Воспитания нет никакого.

- (15)А что? - заинтересовался староста.

- (16)Да всё делает не по-людски. (17)Умываться начнёт - весь пол зальёт, потом подтирай за ним. (18)К столу сядет - нет, чтобы сперва жидкое хлебать, сразу, без команды, со дна мясо таскать начинает. (19)Уж на что нетрудное дело - ложку ко рту поднести, так и то не приучен. (20)Хлеб под ложку не подставит, на стол накапает. (21)И где только он доселе жил?..

(22)Я слушал и чувствовал, что краснею. (23)«Ну и ну! (24)Так, значит, я “серый”?»

(25)Сперва я, конечно, обиделся. (26)Но потом, поразмыслив, понял, что стряпуха по-своему совершенно права.

(27)Правда, по утрам я не забывал с ней поздороваться, вежливо сторонился, когда она несла к столу кипящий самовар или тяжёлый горшок со щами, а вставая из-за стола, благодарил за обед. (28)Но это её не удивляло. (29)Для неё всё это было привычно и естественно. (30)Но вот те пробелы в моём воспитании, о которых шла речь, были очень заметны. (31)И примириться с ними она не могла.


ВАРИАНТ 6 ЕГЭ-2015

Часть 1

Ответами к заданиям 1- 24 являются число, слово, словосочетание или последовательность слов, чисел . Запишите ответ в поле ответа в тексте работы, а затем перенесите

в БЛАНК ОТВЕТОВ №1 справа от номера задания, начиная с первой клеточки, Каждую букву и цифру пишите в отдельной клеточке в соответствии с приведёнными в бланке образцами.

Прочитайте текст и выполните задания 1 – 3.

(1)Огромной заслугой Архимеда перед всем человечеством является разработка математических методов решения многих технических проблем. (2)Но сам он, как и многие другие учёные того времени, считал, что практическое применение полученных им теоретических решений вовсе не заслуживает такого же внимания, как научные разработки. (3)А <...> из всех трудов Архимеда лишь единственный посвящён описанию одного из его технических изобретений.


1. В каких из приведённых ниже предложений верно передана ГЛАВНАЯ информация, содержащаяся в тексте?

1) Во всех трудах Архимеда есть описание его технических изобретений.

2) Огромной заслугой Архимеда перед всем человечеством является описание математических методов и его технических изобретений.

3) Архимед, как и многие другие учёные того времени, считал важным прежде всего научные разработки, а практическому применению полученных им теоретических решений уделял значительно меньше внимания.

4) Архимед разработал математические методы решения многих технических проблем, но описал лишь одно из своих изобретений, так как ценил прежде всего научные разработки.

5) Архимед, разработавший математические методы решения многих технических проблем, и многие учёные того времени значительное внимание уделяли практической пользе сделанных ими открытий.

2. Какое из приведённых ниже слов (сочетаний слов) должно стоять на месте пропуска в третьем (3) предложении текста? Выпишите это слово (сочетание слов).

потому иными словами, может быть, во-первых, даже

Ответ:_______________________________________

3. Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова ТРУД. Определите значение, в котором это слово употреблено в третьем (3) предложении текста. Выпишите цифру, соответствующую этому значению, в приведённом фрагменте словарной статьи.

ТРУД , -а, м.

1) Целесообразная деятельность человека, направленная на создание с помощью орудий производства материальных и духовных ценностей. Умственный т. Физический т. Научная организация труда. Производительность труда. Право на т. Люди труда (трудящиеся; высок.). Общественное разделение труда. Охрана труда.

2) Работа, занятие. Тяжёлый т. Дневные труды. Заплатить за труды.

3) Усилие, направленное к достижению чего-н. Взять на себя т. сделать что-н. Не дал себе труда подумать (не захотел подумать). С трудом уговорил кого-н. Без труда не выловишь и рыбку из пруда (посл.).

4) Результат деятельности, работы, произведение. Т. всей жизни. Научный т. Список печатных трудов.

5) Привитие умения и навыков в какой-н. профессиональной, хозяйственной деятельности как предмет школьного преподавания. Уроки труда. Преподаватель по труду.

Ответ:_______________________________________

4. В одном из приведённых ниже слов допущена ошибка в постановке ударения: НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Выпишите это слово.

клАла цепОчка начАть шарфЫ звонИт

Ответ:_______________________________________

5. В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.

Заинтересовавшийся проблемой человек уточняет что-то не из ПРАЗДНИЧНОГО интереса, а для того чтобы сформировать свою точку зрения.

Для этого ВЕЛИКОГО художника слова поэзия – высший суд.

Отец любознательного и непоседливого мальчика был страстным РЫБОЛОВОМ, и эта страсть к рыбалке не могла не передаться сыну.

Любые БУДНИЧНЫЕ платья или костюм можно легко превратить в оригинальную модель, если правильно подобрать отделку и аксессуары.

Поражал ВОИНСТВЕННЫЙ вид пушистого и на первый взгляд умиротворённого персидского кота.

Ответ:_______________________________________

6. В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.

КРАШЕ оправдательные ПРИГОВОРА ОБЕИХ сестёр

ПОЕЗЖАЙТЕ с ПЛЕЧ

Ответ:_______________________________________

7. Установите соответствие между предложениями и допущенными в них грамматическими ошибками: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ПРЕДЛОЖЕНИЯ

А) Обладая способностью «управлять» растворимостью белка, его концентрацией и даже структурой, у паутины некоторых видов пауков очень большая прочность.

Б) Благодаря применения резервирующих составов растекаемость краски по полотну ограничивается.

В) Все, кто любит степной край, не раз любовался живописным разнообразием его природы.

Г) Главный герой романа Ф.М. Достоевского «Идиота» князь Мышкин одновременно смешон и трагичен, подобно Дон Кихоту, с которым он ассоциируется.

Д) В «Толковом словаре живого великорусского языка» В.И. Даля содержится более 80 тысяч слов, ранее не записанные.

Ответ:

А

8. Определите слово, в котором пропущена безударная проверяемая гласная корня. Выпишите это слово, вставив пропущенную букву.

обж..гаться просл..влять ок..лдовать кр..стьянин приг..ревшая

Ответ:_______________________________________

9. Определите ряд, в котором в обоих словах в приставке пропущена одна и та же буква. Выпишите эти слова, вставив пропущенную букву.

под..езд, об..ём пр..ломление, пр..ехать

не..говорчивый, и..виваться преп..давать, р..спорядок о..дать, по..черкнуть

Ответ:_______________________________________

10. Е .

марл. .вый разукраш..вать удва..вать приветл..вый доверч..вый

Ответ:_______________________________________

11. Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква Ю .

кочу..щий сто..щий кле..щий жар..щийся тепл..щийся

Ответ:_______________________________________

12. Определите предложение, в котором НЕ со словом пишется СЛИТНО . Раскройте скобки и выпишите это слово.

Сначала все помолчали, обдумывая, как начать разговор в такой (НЕ)ПРИВЫЧНОЙ обстановке.

Говорят, вы (НЕ)ТЕРПЯЩИЙ возражений человек.

По мнению Базарова, роль общества важнее, чем влияние отдельной личности: «Исправьте общество, и болезней (НЕ)БУДЕТ».

(НЕ)ГЛУБОКАЯ, как омут, а мелкая горная речка бурлила и пенилась.

Ответ:_______________________________________

13. Определите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся СЛИТНО . Раскройте скобки и выпишите эти два слова.

(ЗА)ТЕМ приехали туристы, которые, ТАК(ЖЕ) как и мы, с удовольствием путешествовали по северу России.

ЧТО(БЫ) образ был более колоритным, актёр импровизировал, (ПРИ)ЧЁМ делал это очень талантливо.

Министр (НА)ВСТРЕЧУ не прибыл, (ЗА)ТО приехали губернаторы нескольких областей.

Рисунки художника, ТАК(ЖЕ) как и многие его полотна, не датированы, (ПО)ЭТО-МУ мало помогают уточнению хронологии его творчества.

(НА)ПРОТЯЖЕНИИ четырёх десятилетий дедушка собирал старинные открытки, ТАК(ЧТО) получилась хорошая коллекция.

Ответ:_______________________________________

14. Укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) пишется одна буква Н .

В начале 1907 года в творчестве художника Пабло Пикассо, несомне(1)о, наступил новый творческий этап: перед нами иной мастер, в своих картинах обращающийся к первозда(2)ым основам бытия, где добро отделе(3)о от зла.

Ответ:_______________________________________

15. Расставьте знаки препинания. Укажите номера предложений, в которых нужно поставить ОДНУ запятую.

1) Идеалы и мода людей и эпох со временем меняются.

2) Любой камень или самая обычная травинка по-своему красивы.

3) Мягкий ветерок то просыпался то утихал.

4) Зимой и летом весной и осенью добудет дятел в лесу еду.

5) За свою шофёрскую жизнь Тарасу приходилось перевозить и зерно и бревна и железо.

Ответ:_______________________________________

16. Расставьте знаки препинания : укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Генерал (1) спустившись под гору (2) круто повернул влево, и скачущий за ним Пьер (3) потеряв его из вида (4) присоединился к пехотным солдатам (5) шедшим впереди него.

Ответ:_______________________________________

17. Расставьте знаки препинания : укажите все цифры, на месте которых в предложениях должны стоять запятые.

23 ноября 1836 года состоялась беседа поэта Пушкина с царём, о содержании которой можно (1) к сожалению (2) только гадать. По-видимому (3) верно мнение, что Пушкин дал императору слово не доводить дело до дуэли. Однако (4) 24 января произошёл перелом в позиции поэта.

Ответ:_______________________________________

18. Расставьте знаки препинания: укажите цифру(-у), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).

Под этикетом понимают совокупность правил поведения (1) при помощи (2) которых (3) регулируются взаимоотношения с окружающими.

Ответ:_______________________________________

19. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Было довольно темно (1) и (2) когда он приехал в дачный городок (3) Машенька уже не надеялась (4) что он появится.

Ответ:_______________________________________

Прочитайте текст и выполните задания 20 – 25.

(1)В молодости я считал себя человеком отлично воспитанным. (2)При встрече со знакомыми умел вежливо поздороваться. (3)В разговоре внимательно слушал собеседника, не позволяя себе перебивать его рассказ, как бы длинен он ни был. (4)В споре, даже самом горячем, никогда не кричал и тем более не употреблял грубых слов. (5)Не было случая, чтобы я, нечаянно кого-нибудь толкнув, не извинился или прошёл в дверь первым, не уступив дорогу спутнику. (6)Словом, воспитание моё казалось мне безупречным.

(7)Но только казалось. (8)И выяснилось это совершенно неожиданно. (9)Как-то, во время студенческой практики, мне пришлось прожить две недели с артелью лесорубов. (10)И вот однажды вечером я нечаянно подслушал разговор, запомнившийся мне навсегда.

(11)Присев на пороге нашей просторной землянки, артельный староста тихо беседовал со стряпухой. (12)Речь шла обо мне.

(13)Парень-то он ничего, – говорила стряпуха, – грамотный, да уж больно серый! (14)Воспитания нет никакого.

(15)А что? – заинтересовался староста.

(16)Да всё делает не по-людски. (17)Умываться начнёт – весь пол зальёт, потом подтирай за ним. (18)К столу сядет – нет, чтобы сперва жидкое хлебать, сразу, без команды, со дна мясо таскать начинает. (19)Уж на что нетрудное дело – ложку ко рту поднести, так и то не приучен. (20)Хлеб под ложку не подставит, на стол накапает. (21)И где только он доселе жил?..

(22)Я слушал и чувствовал, что краснею. (23)«Ну и ну! (24)Так, значит, я «серый»?»

(25)Сперва я, конечно, обиделся. (26)Но потом, поразмыслив, понял, что стряпуха по-своему совершенно права.

(27)Правда, по утрам я не забывал с ней поздороваться, вежливо сторонился, когда она несла к столу кипящий самовар или тяжёлый горшок со щами, а вставая из-за стола, благодарил за обед. (28)Но это её не удивляло. (29)Для неё всё это было привычно и естественно. (30)Но вот те пробелы в моём воспитании, о которых шла речь, были очень заметны. (31)И примириться с ними она не могла.

(32)Впрочем, с моей стороны большой вины здесь не было. (33)С детства я жил в квартире с водопроводом, ел из отдельной тарелки. (34)Мне не приходилось умываться над ведром из ковшика, не случалось есть из общего артельного котла. (35)Поэтому я и не знал особых правил поведения, которые были обязательны для людей, живших в других условиях. (36)А выполнять их было не менее важно, чем те, городские, которым я привык подчиняться.

(37) Этот случай заставил меня впервые задуматься над тем, что же такое хорошо воспитанный человек. (38)Каковы на самом деле те правила поведения, которым мы обязаны подчиняться?

(39)Впоследствии я убеждался не раз, что правила эти существуют я любом обществе, в каждом коллективе. (40)Кое в чём они различаются. (41)Это зависит от условий, в которых живут люди.

(42)Но каких правил поведения ни коснись, в главном они всегда одни и те же: уважай окружающих, считайся с ними. (43)Строго соблюдая правила поведения, ты будешь хорошим товарищем всем, кто общается с тобой в семье, в школе, на отдыхе.

(По А. Дорохову*)

* Алексей Дорохов – современный писатель.

20. Как герой - рассказчик отвечает на вопрос: «Каковы на самом деле те правила поведения, которым мы обязаны подчиняться?» Укажите номера ответов.

1) Человек должен вежливо себя вести, быть предупредительным, но главное уважительно относиться к другим людям, считаться с ними.

2) Важно всё уметь делать, чтобы не создавать сложности другим людям при выполнении какого-либо задания.

3) Нельзя употреблять бранных слов в разговоре, в споре, нужно уважительно относиться к пожилым людям, помогать им в быту.

4) Главное - уважать окружающих людей, считаться с ними, с теми условиями, в которых они живут и которые требуют соблюдения особых правил этикета.

5) Люди должны помогать друг другу в трудных жизненных ситуациях.

Ответ:_______________________________________

21. Какие из перечисленных утверждений являются верными? Укажите номера ответов.

1) В предложениях 1-6 представлено рассуждение-доказательство, где предложение 1 – тезис, предложения 2-5 – аргументы, предложение 6 – вывод.

2) Предложения 17-20 содержат обоснование того, о чём говорится в предложении 16.

3) Предложения 33-34 объясняют содержание предложения 32.

4) Предложения 37-38 содержат описание.

5) В предложениях 42-43 представлено повествование.

Ответ:_______________________________________

22. Из предложений 16-21 выпишите устаревшее слово.

Ответ:_______________________________________

23. Среди предложений 39-43 найдите такое, которое связано с предыдущим при помощи личного местоимения. Напишите номер этого предложения.

Прочитайте фрагмент рецензии, составленной на основе текста, который Вы анализировали, выполняя задания 20 23.

В этом фрагменте рассматриваются языковые особенности текста. Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены. Вставьте на места пропусков (А, Б, В, Г) цифры, соответствующие номеру термин из списка. Запишите в таблицу под каждой буквой соответствующую цифру.

Последовательность цифр запишите в БЛАНК ОТВЕТОВ № 1 справа от номера задания 24, начиная с первой клеточки, без пробелов, запятых и других дополнительных символов.

Каждую цифру пишите в соответствии с приведёнными в бланке образцами.

24. «Рассказчик вспоминает о том, как он впервые задумался о правилах поведения в обществе. Его речь эмоциональна, но при этом убедительна, что подчёркивают синтаксические средства: (А)__________ (предложения 6, 25, 32), (Б) ________ (предложения 24, 38). Такой приём, как (В) ____________ (предложения 38-42), помогает рассказчику вовлечь читателя в круг вопросов, которые неожиданно возникают перед героем-рассказчиком. Синтаксическое средство (Г)___________ (например, предложения 39, 43) подчёркивает авторскую позицию».

Список терминов:

1) вопросно-ответная форма изложения

2) вопросительные предложения

3) цитирование

4) лексический повтор

5) парцелляция

6) диалог

7) восклицательное предложение

8) ряды однородных членов предложения

9) вводные слова

Ответ:

А

Часть 2

25. Напишите сочинение по прочитанному тексту.

Сформулируйте и прокомментируйте одну из проблем, поставленных автором текста (избегайте чрезмерного цитирования).

Сформулируйте позицию автора (рассказчика). Напишите, согласны или не согласны Вы с точкой зрения автора прочитанного текста. Объясните почему. Своё мнение аргументируйте, опираясь в первую очередь на читательский опыт, а также на знания и жизненные наблюдения (учитываются первые два аргумента).

Объём сочинения – не менее 150 слов.

Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.

Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

ОТВЕТЫ

ВАРИАНТ 6 ЕГЭ-2015

к заданиям части 1

задания

ИНФОРМАЦИЯ О ТЕКСТЕ

ЧАСТИ 2

Примерный круг проблем

2024 english-speak.ru. Изучение английского языка.