Секреты пунктуации. запятые при обстоятельственных оборотах в русском языке;1 час. Что такое кавычки

Без умения ставить знаки препинания невозможно овладеть письменной речью в целом, поэтому так важно знать пунктуацию - раздел науки о языке, в котором рассказывается об их употреблении. А без освоения письменной речи, благодаря которой человеческие знания и опыт передаются из поколения в поколение, невозможно даже представить себе жизнь сегодня.
Один остроумный писатель говорил, что есть пятьдесят способов сказать слово, да и пятьсот способов сказать слово нет, а для того чтобы написать эти слова, есть только один способ.
При помощи знаков препинания записанное слово воспринимается и мысленно произносится читающим если не пятьюдесятью и не пятьюстами способами, то, во всяком случае, не одним, а несколькими. Таким образом, знаки препинания дают возможность сказать в письменной речи гораздо больше, чем можно записать буквами. Они помогают выразить различные смыслы слов и окрашивающие их чувства. Знаки, как и слова, говорят, и мы их читаем вместе со словами. А иногда даже и вместо слов.
Известен факт такой "бессловесной" переписки. Французский писатель Виктор Гюго, закончив роман "Отверженные", послал рукопись книги издателю. К рукописи он приложил письмо, в котором не было не единого слова, а был только знак: "?" Издатель также ответил письмом без слов: "!".
Записанные на бумаге слова могут выразить далеко не все, что содержится в живой человеческой речи, что передаётся интонацией, темпом речи, жестами и мимикой. Однако в распоряжении пишущего и читающего есть не только слова, но и дополнительные средства - знаки препинания. Они помогают более полно и точно выразить смысл письменной речи. "Знаки ставятся по силе разума", - писал основоположник русской грамматики М. В. Ломоносов.
Знаки препинания возникли из потребности разделения письменного текста на отрезки большей или меньшей самостоятельности в соответствии со смысловой структурой речи. Первым и наиболее надёжным основанием для такого членения соответствующего устного высказывания посредством пауз. Таким образом, первые знаки препинания обозначали паузы большей или меньшей длительности внутри письменного текста. Само собой разумеется, что пишущие могли удовлетвориться такой примитивной пунктуацией только в течение первоначальных этапов пользования письмом. И действительно, по мере развития письменности, и в особенности после введения и распространения книгопечатания, система пунктуации усложнялась и углублялась, пока за сравнительно краткий период не достигла того состояния, которое сохраняется в своих основных чертах в современных европейских языках. Но так как процесс развития пунктуации шёл почти стихийно, лишь изредка и только в отношении частных своих правил подвергаясь обязательной регламентации, то существующая в настоящее время пунктуация не отражает какой либо единой, последовательно проводимой системы. Тем не менее, наша современная пунктуация в целом удовлетворительно обслуживает наиболее важные практические потребности пишущих, стремящихся выразить в тексте те или иные смысловые отношения и оттенки, равно как и интересы читателя, нуждающегося в наиболее верном и полном восприятии последних.


К ЧИТАТЕЛЯМ

Самая важная глава книги - «Хотя «путь и далек, и долог». Это путь от знания правила к верно поставленному знаку.
Многие из вас успели убедиться, что ни упорное повторение правил, ни бесконечное переписывание не гарантируют от ошибок. А чтобы рука как бы сама собой ставила нужный знак на нужное место, чтобы грамотность «приросла к кончику пера», в мозгу должен работать точный и быстро действующий механизм. Как заставить этот механизм работать, и рассказывает глава «Хотя «путь и далек, и долог». Будет ли механизм действовать, зависит прежде всего от вас: выполняя задания, учитесь им управлять.
Некоторые задания вы будете выполнять «в уме». Большинство же требует реальной расстановки знаков препинания. Для этого не обязательно переписывать все в тетрадь: обзаведитесь прозрачной пленкой, положите ее на текст с заданием и расставляйте знаки.
Расстановкой знаков препинания работа не заканчивается. Необходимо проверить ее. Наша книжка дает возможность научиться проверять себя. Для этого существуют ответы, которые расположены через несколько страниц после каждого задания под заголовком «Проверьте себя».
Тем, кто готовится в вузы, мы советуем не откладывать работу с книгой на последние недели перед экзаменами. Занимайтесь по ней так же ответственно, как занимаются с индивидуальным репетитором, к которому в течение длительного времени аккуратно приходят на уроки.
Желаем вам успехов в раскрытии секретов пунктуации!

ПОХВАЛЬНОЕ СЛОВО ЗНАКАМ ПРЕПИНАНИЯ

Замечательный английский драматург Бернард Шоу в предисловии к сборнику своих пьес говорил, что есть пятьдесят способов сказать слово да и пятьсот способов сказать слово нет, а для того, чтобы написать эти слова, есть только один способ.
Можно ли согласиться с этим замечанием? Пожалуй, можно, но все-таки...
Действительно, способов произнести слово, даже самое короткое, есть великое множество. Произнесенное вами нет может быть спокойным или угрожающим, злорадным или огорченным, радостным или скорбным. Ваш голос может при этом звучать мягко или твердо. И всего этого при записи, конечно, не передашь. И записывается слово только одним способом - составляющими его буквами. Но... Вот одно и то же слово, записанное несколько раз: Да. Да? Да?! Да... Да, Да:.
Произнесите в уме эти слова, мысленно вслушайтесь в их звучание. Вряд ли они прозвучат для вас одинаково.
Вам ясно, что да с точкой - это спокойное да, но это спокойствие может быть мужественным, решительным или горьким. Да с вопросительным знаком - это да, выражающее вопрос, сомнение, недоумение или просьбу что-то позволить. Да с вопросительным и восклицательным знаком - сильное недоумение (в этом случае да?! можно «перевести» как «неужели?»), с восклицательным - сильное чувство (может быть, радость или гнев). С многоточием - это неуверенность, растерянность, размышления, которым еще трудно облечься в слова, огорчение, разочарование. Запятая после да свидетельствует: сейчас будет сказано о том, что именно подтверждается этим да, двоеточие - сигнал того, что последует объяснение, почему сказано да.
Записанные на бумаге слова могут выразить далеко не все, что содержится в живой речи, что передается интонацией, паузами, темпом речи, жестами и мимикой. Однако в распоряжении пишущего и читающего есть не только слова, но и дополнительные средства - знаки препинания.
Знаки препинания не есть что-то внешнее, постороннее по отношению к живой ткани языка: они сами как бы «вырастают» из языка, из необходимости как можно более полно и точно выразить в письменной речи передаваемый ими смысл.
Мысль о том, что постановка знаков препинания диктуется смыслом текста, впервые выражена основоположником русской грамматики М. В. Ломоносовым, писавшим, что «знаки ставятся по силе разума».
При помощи знаков препинания записанное слово воспринимается и мысленно произносится читающим если не пятьюдесятью и не пятьюстами способами, то, во всяком случае, не одним, а несколькими. Таким образом, знаки препинания дают возможность сказать в письменной речи гораздо больше, чем можно записать буквами. Они помогают выразить различные смыслы и окрашивающие их чувства. Знаки, как и слова, говорят, и мы их читаем вместе со словами. А иногда... даже и вместо слов.
Известен факт такой «бессловесной» переписки. Французский писатель Виктор Гюго, закончив роман «Отверженные», послал рукопись книги издателю. К рукописи он приложил письмо, в котором не было ни одного слова, а был только знак: «?» Издатель также ответил письмом без слов: «!»
Как огромно смысловое и эмоциональное наполнение этих сверхкоротких писем! Письмо Виктора Гюго содержит и тревожные вопросы (Ну как? Понравилось ли? Можно ли будет это издать?), и тонкий юмор, позволяющий писателю с достоинством переносить состояние тревожного ожидания. Ответ издателя может иметь примерно такое словесное выражение:
Замечательно! Великолепно! Это лучшая рукопись, которую я когда-либо держал в руках! Я ее немедленно издам! А может быть, даже и такое: Отлично! Это мне принесет изрядныш доход! С помощью такой книги я потесню своих конкурентов на книжном рытке!
И всю эту гамму мыслей и чувств он выразил одним коротеньким значком «!», окрашенным одновременно и тем же юмором, с которым сочинил свое письмо автор «Отверженных». Примерно так же поступаете и вы, когда, желая похвалить кого-нибудь и сделать это весело, поднимаете кверху большой палец и говорите: «Во!»
Маленькая эпистолярная шутка, разыгранная Виктором Гюго и его издателем, оказалась удачной потому, что оба участника переписки умели не только ставить, но и «читать», т. е. хорошо понимать знаки препинания.
При помощи знаков можно выразить не только тот или иной смысл, но и отношение пишущего к тому, о чем идет речь. Так, если вы пишете о ком-нибудь, что он умница, выделяя это слово кавычками, сразу становится ясно, что вы не уверены в высоких умственных способностях этого человека.
Эти примеры показывают, насколько обогащает возможности письменной речи хорошее знание пунктуации.
Письменная речь без знаков препинания или при неправильном, неполном, неточном их использовании очень трудна для понимания. В начале прошлого века подобные трудности возникали довольно часто, так как знание пунктуационных правил не считалось обязательным и большинство пишущих ставили знаки по своему усмотрению. Знатоками пунктуации были только издательские работники, и им приходилось немало мучиться с рукописями даже образованнейших авторов. Так, один из издателей писал Герцену, что его знаки препинания - «сущие знаки притыкания» и только затрудняют чтение.
Если знак пропущен или поставлен неправильно, это может привести к серьезным искажениям смысла. О таких искажениях рассказывают два хорошо известных «пунктуационных анекдота». Первый из них повествует о путешественнике, который в момент опасности молился Богу и обещал в случае спасения «поставить статую золотую, пику держащую». Однако, когда опасность миновала, путешественнику не захотелось раскошеливаться на статую из золота, и он дал распоряжение: «Поставить статую, золотую пику держащую». Таким образом, он, ни одним словом не нарушив своего обещания, переносом запятой сильно сократил свои расходы.
Другой «пунктуационный анекдот» говорит о том, что жизнь человека оказалась в зависимости от того, где будет поставлена запятая в предложении: «Казнить, нельзя помиловать» или «Казнить нельзя, помиловать». А теперь представьте себе, что в таком приказе знак препинания случайно или умышленно пропущен. Тогда этот приказ становится двусмысленным и тот, кто его получит, не будет знать, как же ему надлежит поступить. Скорее всего он попытается угадать, чего же в действительности хотели те, кто отдавал распоряжение. Именно такая ситуация описывается в историческом романе М. Дрюона «Французская волчица». В нем рассказывается, как английская королева Изабелла и ее возлюбленный лорд Мортимер свергли с престола короля Эдуарда II, нелюбимого мужа королевы Изабеллы. Его заточили в крепость и вынудили отречься от престола в пользу наследника. Однако существовала опасность, что возникнет заговор с целью освободить короля и поднять мятеж. Лорду Мортимеру и королеве Изабелле было бы спокойнее, если бы Эдуарда II не было в живых. Но никто не решился собственноручно отдать приказ об убийстве особы королевской крови: письменный приказ мог попасть не к тем, кому предназначался, или даже послужить оружием против королевы. Этими сомнениями Мортимер поделился со своим другом епископом Орлетоном. «Иными словами, милорд, -сказал епископ, - вы хотите послать приказ, не посылая его». Орлетон довольно быстро решил задачу, написав в качестве приказа одну строчку по-латыни без знаков препинания. Из записи, таким образом оформленной, нельзя было решить, доброе или не доброе дело убить Эдуарда.
«Если Господь пожелает, - заметил Орлетон, - тот, кто получит письмо, поймет его смысл. Но разве можно будет кого-нибудь упрекнуть за такое письмо?»
Так король Эдуард II стал жертвой не только политического, но и грамматического коварства.
А вот что рассказал К. Паустовский в книге «Золотая роза».
Писатель Андрей Соболь принес в редакцию газеты «Моряк» рассказ, интересный по теме, но напечатанный путаными, какими-то раздерганными фразами. Печатать его в таком виде было невозможно, а упускать жаль. Корректор Благов, опытный издательский работник, взялся поправить рассказ, не выбросив и не вписав ни одного слова. И вот рукопись выправлена. «Я прочел рассказ и онемел. Это была прозрачная, литая проза. Все стало выпуклым, ясным. От прежней скомканности и словесного разброда не осталось и тени. При этом действительно не было выброшено или прибавлено ни одного слова......
- Это чудо! - сказал я. - Как вы это сделали?
- Да просто расставил правильно все знаки препинания. У Соболя с ними форменный кавардак. Особенно тщательно я расставил точки. И абзацы. Это великая вещь, милый мой.
Еще Пушкин говорил о знаках препинания. Они существуют, чтобы выделить мысль, привести слова в правильное соотношение и дать фразе легкость и правильное звучание. Знаки препинания - это как нотные знаки. Они твердо держат текст и не дают ему рассыпаться».
Итак, умение ставить знаки препинания - неотъемлемая часть владения письменной речью, оно так же важно, как важно вообще умение выражать свои мысли в письменной форме.
Умение ставить знаки дается нелегко, так же как нелегко дается и весь процесс письменного выражения своих мыслей. Но вам ясно, что нашу жизнь сегодня невозможно даже представить себе без письменной речи. Письменная речь воплощает в себе все, чем богата жизнь: она приносит и новые знания, и опыт мудрости, и добрый привет близких людей, находящихся в разлуке с нами. Благодаря письменной речи человеческий опыт не пропадает, а копится и передается из поколения в поколение. Иначе человеческая культура не могла бы развиваться.

В чём смысл высказывания Г.Г.Граник: «Знаки препинания, как и слова, говорят»? С помощью знаков препинания можно передать множество оттенков смысла. Каждый пунктуационных знаков в предложении имеет собственное значение. Приведём примеры из текста .

Во-первых, на конце предложения 17 мы видим восклицательный знак: «Ох, что это была за мука!» Этот знак препинания выражает решимость и силу характера главного героя. Мальчику было трудно разбираться в теории самолётостроения, но он проявил терпение и выдержку.

Во-вторых, в предложении 33 запятой обособлено вводное слово «итак». Знак препинания выделяет слово, указывающее на логический вывод из предшествующих размышлений мальчика.

Таким образом, приведённые примеры доказывают бесспорность утверждения русского лингвиста Г.Г.Граник.

Читайте другие на ОГЭ по русскому языку

Исходный текст (вариант 1 из сборника под ред. И.П.Цыбулько):*

(1)Ещё в те годы, когда я увлёкся Амундсеном, мне пришла в голову простая мысль. (2)Вот она: на самолёте Амундсен добрался бы до Южного полюса в семь раз быстрее. (3)С каким трудом он продвигался день за днём по бесконечной снежной пустыне! (4)Он шёл два месяца вслед за собаками, которые, в конце концов, съели друг друга. (5)А на самолёте он долетел бы до Южного полюса за сутки. (6)У него не хватило бы друзей и знакомых, чтобы назвать все горные вершины, ледники и плоскогорья, которые он открыл бы в этом полёте.
(7)Каждый день я делал огромные выписки из полярных путешествий. (8)Я вырезал из газет заметки о первых полётах на север и вклеивал их в старую конторскую книгу. (9)На первой странице этой книги было записано: «»Вперёд» - так называется его корабль.» (10)»Вперёд», - говорит он и действительно стремится вперёд. (11) Нансен об Амундсене». (12)Это было моим девизом. (13)Я мысленно пролетел, а самолёте за Скоттом, за Шеклтоном, за Робертом Пири. (14)По всем маршрутам. (15)А раз в моём распоряжении находился самолёт, нужно было заняться его устройством.
(16)Согласно третьему пункту моих правил: «Что решено - исполни», я прочитал «Теорию самолётостроения». (17)Ох, что это была за мука! (18)Но всё, чего я не понял, я на всякий случай выучил наизусть.
(19)Каждый день я разбирал свой воображаемый самолёт. (20)Я изучил его мотор и винт. (21)Я оборудовал его новейшими приборами. (22)Я знал его как свои пять пальцев. (23)Одного только я ещё не знал: как на нём летать. (24)Но именно этому я и хотел научиться.
(25)Моё решение было тайной для всех. (26)В школе считали, что я разбрасываюсь, а мне не хотелось, чтобы о моей авиации говорили: «(27)Новое увлечение». (28)Это было не увлечение. (29)Мне казалось, что я давно решил сделаться лётчиком, ещё в Энске, в тот день, когда мы с Петькой лежали в соборном саду, раскинув руки крестом, и старались днём увидеть луну и звёзд, когда серый, похожий на крылатую рыбу самолёт легко обошёл облака и пропал на той стороне Песчинки. (30)Конечно, это мне только казалось. (31)Но всё же недаром так запомнился мне этот самолёт. (32)Должно быть, и в самом деле тогда я впервые подумал о том, что теперь занимало все мои мысли.
(32) Итак, я скрыл свою тайну ото всех.
(34) Каждое утро я делал гимнастику по системе Анохина и холодное обтирание по системе Мюллера. (35)Я щупал свои мускулы и думал: «(36) А вдруг не примут?» (37)Я проверял глаза, уши, сердце. (38)Школьный врач говорил, что я здоров. (39)Но здоровье бывает разное - ведь он не знал, что я собираюсь в лётную школу. (40)А вдруг я нервный? (41)А вдруг ещё что-нибудь? (42)Рост! (43)Проклятый рост! (44)За последний год я вырос всего на полтора сантиметра.
-(45)Примут, - решительно отвечал я.

III . Проанализируйте теоретический материал раздела "Морфология и орфография " в учебниках для 5-7 кл. (Одна группа студентов анализирует материал 5-го класса, вторая 6-го класса и третья - 7-го класса). Курс морфологии какого класса вызывает у школьников больше затруднений?

IV . 1) Проанализируйте теоретический материал параграфа "Наречие как часть речи " в учебнике для 7 класса . Каким способом излагается в нем теория? Выделив главное в теоретическом материале, сформулируйте и запишите дидактические задачи урока по данной теме. Как вы думаете, можно ли организовать самостоятельное изучение его школьниками на уроке русского языка ?

2) Познакомьтесь с опорным конспектом по теме "Наречие". Подготовьтесь к проведению урока с использованием опорного конспекта.


Коснуться медленно

Невзначай разгорячась

Макароны по-флотски

Чрезвычайно интересный

Приезжающий сегодня

Слишком горячо

Мы весело смеялись.

Нам подали кофе по-турецки.

Мне грустно.

V. 1) Расскажите о методике проведения морфологического разбора.

2) Образец устного ответа дан в книге «Русская речь» (учебное пособие по развитию связной речи для 5-7 классов средней школы . М.-1992 г.)

Здесь приведены схема и само рассуждение на тему "Бег - имя существительное".

I. Тезис (то, что надо доказать.) Слово бег - имя существительное. Докажем это.

II. Доказательство.

Во-первых, оно обозначает предмет в грамматическом смысле этого слова, к нему можно задать вопрос что? Во - вторых, слово бег относится к одному из трех родов, а именно к мужскому: этот бег, быстрый бег, красивый бег. В-третьих, слово бег склоняется, т. е. изменяется по падежам: бег (им. п.), бега (р. п., ед. ч.), бегу (д. п., ед. ч.) и т. д. Слово бег изменяется по числам, может стоять в единственном и во множественном числе , относится ко 2-му склонению. Является нарицательным, неодушевленным. В-четвертых, в предложении слово бег может быть подлежащим (в им. п.), дополнением. Например: Красив бег этого спортсмена. Все любовались бегом юного спортсмена.

Вывод. Итак, мы доказали, что слово бег - имя существительное, потому что оно обладает всеми признаками данной части речи. Прокомментируйте данное рассуждение. Согласны ли вы с такой схемой? Сравните данную схему со схемой морфологического разбора существительного, предложенной в учебнике для 5-го класса под редакцией и др.

3.Сравните морфологический разбор в вузе и школе.

4.В морфологическом разборе школьники часто смешивают постоянные и непостоянные признаки. Особенно много ошибок делается при разборе глагола. Так, у глаголов в начальной форме определяется время, лицо, у глаголов в форме прошедшего времени определяется лицо. В морфологическом разборе глагола часто неправильно дается исходная форма, отсюда ошибки в определении вида, спряжения и т. д. Как вы будете вести работу по предупреждению этих ошибок?

5. Подберите предложения, сделайте морфологический разбор имени существительного, имени прилагательного , глагола, причастия, наречия, местоимения .

ЛИТЕРАТУРА:

1. и др. «Методика русского языка» стр. 284-313.

2. , Иванова разбор в вузе и школе. М.- 1978 г.

3. Текучёв А. В. «Методика русского языка в средней школе» стр. 75-77,179-201.

МЕТОДИКА ПУНКТУАЦИИ

"Один остроумный писатель говорил, что есть пятьдесят способов сказать слово да и пятьсот способов сказать нет, а для того чтобы написать эти слова, есть только один способ. Можно ли согласиться с этим замечанием? Пожалуй, можно, но все-таки.... Действительно, способов произнести слово, даже самое короткое, есть великое множество... И всегда это при записи, конечно, не передашь. И записывается слово только одним способом, составляющим его буквы. Но. Вот одно и тоже слово, записанное несколько раз: Да. Да? Да! Да!? Да…. Да. Да, да.

Произнесите в уме эти слова, мысленно вслушайтесь в их звучание. Вряд ли они прозвучат для вас одинаково.

Записанные на бумаге слова могут выразить далеко не все, что содержится в живой человеческой речи, что передается интонацией, темпом речи, жестами и мимикой.

Однако в распоряжении пишущего и читающего есть не только слова, но и знаки препинания. Они помогают более полно и точно выразить смысл письменной речи. Знаки, как и слова, говорят, и мы их читаем вместе со словами. А иногда… даже и вместо слов. Известен факт такой "бессловесной" переписки. Французский писатель Виктор Гюго , закончив роман "Отверженные", послал рукопись книги издателю. К рукописи он приложил письмо, в котором не было ни одного слова, а был только знак: "?". Издатель также ответил письмом без слов: " !".

При помощи знаков можно выразить не только тот или иной смысл, но и отношение пишущего к тому, о чем идет речь. Так, если вы пишите о ком-нибудь, что он "умница", выделяя это слово кавычками, сразу становится ясно, что вы не совсем уверены в высоких умственных способностях этого человека.

Если знак пропущен или поставлен неправильно, это может привести к серьезным искажениям. О таких искажениях рассказывает хорошо известный «пунктуационный анекдот ». Он повествует о путешественнике, который в момент опасности обещал в случае спасения «поставить статую золотую, пику держащую". Однако когда опасность миновала, путнику не захотелось раскошеливаться на статую из золота, и он дал распоряжение: «поставить статую, золотую пику держащую". Таким образом, он, ни одним словом не нарушив своего обещания, переносом запятой сильно сократил свои расходы". , "Секреты пунктуации" М-1986.

Задания

1 . в письме от 01.01.01 года отмечал, что знаки препинания служат нотами при чтении.

Как вы понимаете это высказывание? Продумайте, каким путем можно познакомить учащихся с этим образным и очень точным определением функции знаков препинания.

2. К. Паустовский в повести "Золотая роза" вспоминает, как однажды знакомый писатель принес в редакцию рассказ. Он был интересен, но читать его было совершенно невозможно... Корректор взял рукопись и поклялся, что исправит ее, не выбросив из нее и не вписав ни одного слова.

Утром, пишет К. Паустовский, "я прочел рассказ и онемел. Это была прозрачная, литая проза. Все стало выпуклым, ясным. От прежней скомканности и словесного разброда не осталось и тени. При этом действительно не было выброшено или прибавлено ни одного слова.

Это чудо! - сказал я.- Как вы это сделали?

Подумайте, что сделал корректор. Докажите свою мысль.

3. "Русская пунктуация... имеет довольно прочное основание - формально-грамматическое. Знаки препинания являются прежде всего показателями синтаксического , структурного членения письменной речи. Именно этот принцип сообщает современной пунктуации стабильность. На таком основании ставится наибольшее число знаков". (Синтаксис современного русского языка. М.,1978 г. стр. 415).

Приведите примеры правил, в которых в качестве условий нормы выступают грамматические признаки. Какие методические выводы можно сделать из признания, что многие пунктуационные правила имеют грамматическую основу?

4 . "При изучении пунктуации наблюдения над интонацией являются чрезвычайно полезными, потому что учащиеся, как при чтении, так и при письме, в особенности под диктовку, в той или иной мере руководствуются интонацией, поэтому необходимо добиться усвоения школьниками важнейших случаев соответствий и несоответствий между интонацией и пунктуацией, учитывая при этом следующее:

1) Наблюдения над интонацией являются одним из надежных вспомогательных средств для решения вопроса о выборе знака в конце предложения, для постановки запятой при однородных членах предложения, в бессоюзных сложных предложениях, при обособленных членах предложения.

2) Наблюдения над интонацией не может служить руководством для расстановки запятых при обращении, стоящем в середине и в конце предложения, деепричастных оборотах и сложноподчиненных предложениях вследствие частных несоответствий между интонацией и пунктуацией в указанных случаях..» (Фирсов чтение на уроках русского языка. М.-1960 г. стр. 39-40).

Прочитайте предложения и укажите случаи, когда по правилам пунктуации знаки препинания должны стоять там, где в устной речи обычно нет паузы, и когда в устной речи есть пауза, но нет знака на письме.

1. За окном опять метет метель и, видать, не скоро перестанет. (М. Исаковский)

2. Саша, салазки свои подгоняя, весело мчится. (Н. Некрасов)

3. Старик останавливается и, устало склонившись на посох, долго смотрит на мигающий огонёк. (Г. Федосеев)

4. Сашенька ей не нравилась, и, когда она являлась, мать чувствовала себя тревожно, неловко. (М. Горький)

5. Звуки рожка как будто совсем замирали и через некоторое время снова слышались в середине леса.

5. Назовите виды пунктуационных ошибок и укажите причины их появления.

6. Проверьте приведенную ниже ученическую работу. Укажите, какие пунктуационные ошибки допущены в работе. «Когда я впервые узнал о Пушкине». (сочинение ученика 5 класса)

Однажды когда я был совсем маленьким, увидел в книжном магазине, на полке, книжку в ярком переплете. На ней было написано: «Сказки Пушкина». Я попросил: "Мама купи мне ее пожалуйста". «Ладно, - ответила мама.. Из магазин а я вышел с книгой. Дома мне мама прочитала книгу. Я сидел и слушал ее раскрыв рот. Как живые передо мной вставали дед золотая рыбка, злая старуха. Я очнулся только тогда когда мама кончила читать. Потом я весь день повторял:

Жил старик со своею старухой

У самого синего моря.

Они жили в ветхой землянке

Ровно тридцать лет и три года.

С тех пор я много читал стихов и сказок, но эта книга осталась навсегда в моей памяти.

7. Назовите виды упражнений по пунктуации. Выясните их обучающие возможности.

8. Вам нужно дать упражнение на списывание с расстановкой знаков препинания. Какой формулировке вы отдадите предпочтение?

Спишите текст и расставьте знаки препинания.

Спишите текст, расставляя знаки препинания.

Прочитайте предложения, затем спишите их, расставляя знаки препинания. Какие методические ошибки нередко допускаются учителями при проведении упражнений такого типа?

9. Графический диктант - вид работы, при выполнении которого составляются графические схемы к диктуемым предложениям, а сами предложения не записываются. Укажите цель этого вида работы, его обучающие возможности. При изучении всех пунктуационных тем он целесообразен? Опишите методику проведения графического диктант, его варианты.

ЛИТЕРАТУРА:

1. и др. Методика русского языка Мг. стр. 120-138,

2.Блинов пунктуации в школе. Мг.

3. Валгина пунктуации: принципы и назначения. Мг.

4. Ломизов пунктуации в средней школе. Мг.

5. Ломизов вопросы методики пунктуации. М.- 1975 г.

6. Текучев русского языка в средней школе. М.-1980 г. стр.287-296.

7. Фирсов работы над интонацией для усвоения синтаксиса и пунктуации в школе. Мг.

МЕТОДИКА РАЗВИТИЯ РЕЧИ УЧАЩИХСЯ

1. Одним из направлений в методике развития речи учащихся является словарная работа. Сопоставьте понятия «словарная работа» и «лексическая работа», установите различия между ними. Определите содержание словарной и лексической работы в школе.

2. Прочитайте статью «Обогащение словарного запаса учащихся на уроках русского языка 4–8 классах» в книге «Основы методики русского языка в 4–8 классах». Под редакцией, . М.. 1983 или параграф 16 в «Методике русского языка в средней школе» и подготовьте ответ «Методика словарной работы на уроках русского языка».

3. Многие учителя используют словарно-орфографические диктанты для работы по развитию связной речи учащихся. Подумайте, какие виды упражнений по развитию речи можно предложить учащимся на материале словарно-орфографического диктанта. Разработайте фрагмент урока и покажите, как вы практически реализуете свои методические предложения. Можно использовать стати «Как мы работаем со словарными статьями» (РЯШ № 10, 11 – 1998 г).

4. В каком классе, с какой целью вы использовали бы следующие задания:

1) Допишите словосочетания, угадав недостающие слова: перочинный……, грецкий ….., окладистая ……, карие …., кромешный ….

2) Составьте пословицы из частей, которые потеряли друг друга: Коня узнают по зубам; хороший – умом; необдуманные легко срываются; конь играет удилами; плохой человек славится озорством; что хорошему человеку помеха; человека по речам; болтун – языком; то дурному утеха; обдуманные планы легко осуществляются.

3) Предлагаем вам несколько коротких рассказов, окончание их постарайтесь придумать сами.

А) Выдающийся немецкий физик Вильгельм Конрад Рентген получил письмо с просьбой прислать несколько рентгеновских лучей с указанием, как ими пользоваться. Оказалось, что у автора письма в грудной клетке застряла револьверная пуля, а для поездки к Рентгену у него нет времени.

Рентген был человек с юмором и ответил на письмо так: « К сожалению, в настоящее время у меня нет икс-лучей, к тому же пересылка их – дело очень сложное. Считаю, что мы можем поступить проще: …

Б) Хозяин принес с охоты журавля, отдал повару и приказал зажарить. Пока повар жарил птицу, он съел одну ногу. Хозяин обнаружил это и спросил, куда делась нога. Повар ответил, что у птицы была только одна нога. Через некоторое время хозяин взял его с собой на охоту, и они увидели журавля, который стоял на одной ноге. « Вот видите, у него только одна нога!» - сказал повар. Хозяин закричал «ого-го!» - и журавль спустил вторую ногу. «Вот видишь обманщик!» - гневно обернулся к повару хозяин. На это повар ответил: …

5. Соберите из рассыпанных предложений связный текст. Чтобы проводить прямые линии, которые ленились, в средневековых школах линейку употребляли не для того; линейкой били по рукам учеников.

6. Сравните китайские и русские пословицы. Выпишите попарно номера пословиц, выражающих одну и ту же главную мысль.

Китайские пословицы

1). Торопливым людям не хватает мудрости. 2). Лекарь лекаря не порочит. 3). Хочешь узнать человека – узнай, кто его друзья. 4). Слабого обижает, а сильного боится. 5). Написанное на бумаге и боги не сотрут. 6). Зонт готовь, когда ясная погода. 7). Двумя руками трудно схватить двух угрей. 8). Где нет деревьев, и полынь считается деревом.

Русские пословицы

1). На безрыбье и рак рыба. 2). Поспешишь – людей насмешишь. 3) Молодец против овец, а против молодца и сам овца. 4). Ворон ворону глаз не выклюет. 5). За двумя зайцами погонишься – ни одного не поймаешь. 6). Скажи мне, кто твой друг, и я узнаю, кто ты. 7). Что написано пером, того не вырубишь топором. 8). Готовь сани летом, а телегу зимой.

7. Работа с толковым словарем на уроках русского языка должна: 1) воспитывать у школьников потребность пользоваться им; 2) показать, что можно узнать в нем о слове; 3) научить детей пользоваться толковым словарем. Расскажите подробнее, как реализуются эти задачи на уроках русского языка. Назовите приемы работы с толковым словарем, способствующие включению слов в активный словарный запас. Назовите виды работы со словарем.

8. «Жизнь языка» во всем его своеобразии проявляется только в тексте, поэтому комплексный анализ текста является мощным стимулом речевого развития учеников. Подготовьте ответ на вопрос: «Комплексный анализ текста. Цели и формы работы». При подготовке используйте следующие статьи в журналах:

1) , «Комплексный анализ текста на уроке русского языка» (ж. Русская словесность, 33, 1997год)

2) «Осторожно: художественный текст!» (ж. Русская словесность, №3, 1997 год).

3) «От текста к слову» (ж. Русская словесность №3,4 – 1997, №1 – 1998год)

4) Дидактические материалы к программе «Слово в тексте» («Русский язык» №5, 1998 год).

5) Работа с текстами в старших классах (ж. РЯШ, №5, 1998г.)

11. Правописание мягкого знака в глагольных формах.

12. Безударная гласная в корнях слов (способы проверки).

13. Слитное, раздельное, дефисное написание наречий.

14. Правописание сложных слов.

15. Разряды местоимений.

16. Разряды имен числительных.

18. Предлог.

19. Сведения по орфоэпии.

20. Множественное число имен существительных (литературные нормы).

III . Языковой разбор на уроках русского языка

а) приготовить схемы всех видов языкового разбора;

б) произвести все виды языкового разбора (дидактический материал дается индивидуально: фонетический разбор – 3 слова, по составу – 7 слов, синтаксический – 1 предложение, в котором подчеркнуты 4 слова для морфологического разбора);

в) подобрать дидактический материал для всех видов разбора (фонетического – 5 слов, интересных в орфографическом и орфоэпическом отношении; 7 слов для разбора по составу, указать с какими трудностями столкнутся ученики при разборе; 3 предложения для синтаксического разбора, указать в них для разбора по частям речи 5 слов).

Дидактический материал для языкового разбора

Фонетический

1. Бьет, вдруг, тростник.

2. Ремень, шьет, своя.

3. Метель, черный, сбить.

4. Берез, костяк, звезд.

5. Растет, жизни, досуг.

6. Медведь, лишь, партер.

7. Смотрю, назад, шагов.

8. Кого, конечно, твоей.

9. Конфета, друзья, чтобы.

10. Сережки, горох, дождь.

11. Шел, легко, рожок.

12. Что, объем, пойдет.

13. Смотреть, лежал, столяр.

14. Шоссе, гнезда, весна.

15. Кашне, зябь, дорог.

16. Музей, ростки, метель.

17. Концов, поля, книг.

18. Косьба, съесть, письмо.

19. Цирк, сквозь, фанера.

20. Мороз, музей, шьет.

По составу, словообразовательный

1. Белочка, палочка, ленточка, переносица, постукивать, упрашивать, плитка.

2. Предложили, участвовавшие, пробраться, тарелочка, розочка, чашечка, ложечка.

3. Произношение, живописный, осветительный, поддерживая, юннат, истинный, куриный.

4. Пробраться, постукивать, упрашивать, непригодный, прислониться, по-осеннему, плитка.

5. Пленник, ложечка, розочка, лощина, горошина, ватрушка, матушка.

6. Черенок, пирожок, ловушка, липучка, ТЮЗ, голубиный, глубинный.

7. Подлинный, вагоноремонтный, теплоходный, соавтор, выход, кто-либо, лисий.

8. Черемушка, рябинушка, пушка, больница, гостиница, приятельница, подорожник, медвежий.

9. Подснежник, подпольщик, несколько, обеспокоить, оспаривать, в одиночку, разграфлю.

10. Кое-как, по-французски, звездочка, лесочек, стенгазета, задвижка, ноздреватый.

11. Пограничники, бестолковые, тычинка, пестик, хождение, нависшие, несколько.

12. Лепесток, венчик, контролировать, уверенность, лиственница, вечнозеленый, как-нибудь.

13. Приспособление, устремленный, заброшенный, сбрасывает, переподготовка, смелее, ниточка.

14. Постукивание, перекатывать, возделанный, единственный, по-комсомольски, малина, смородина.

15. Кровообращение, обезболивание, смелее, подбрасывать, вследствие, черника, гвоздика.

16. Брусника, свинина, осетрина, буженина, по-французски, готовность, горячность.

17. Мельница, больница, климатический, акустический, убедительный, по-зимнему, кормление.

18. Снисходительный, высохнуть, заслушаться, напроказничать, огородничать, гладь, произношение.

19. Кролиководство, надорвал, расчетливый, видеться, заготовитель, перезрелый, высь.

20. Доискаться, засухоустойчивый, подсказка, хранительница, навыдумывать, основательный.

Морфологический, синтаксический

1. Школьники Древней Греции не боялись опоздать на несколько минут к началу урока, потому что солнечные часы очень приблизительно показывали время (М. Ильин ).

2. У всех сложилось убеждение , что город сдан не будет (Н. Островский).

3. Я опять пришел сюда слушать прибой, долго смотрел в ту сторону, куда ушел пароход (Ю. Казаков).

4. Умолкнет гром, пройдут года, мы постареем вдвое , втрое, и будет сложена тогда легенда-сказка о герое (Е. Долматовский).

5. Гаврик толкнул ногой калитку , и друзья пролезли в сухой палисадник, обсаженный лиловыми петушками (В. Катаев).

6. Он был серьезен , и от этого на его широком яркоглазом лице отчетливо выступили следы усталости (А. Куприн).

7. Прошло несколько дней, и каждая встреча вносила все большее отчуждение и глухую неприязнь в их отношения (А. Толстой).

8. Петя с Долоховым проехали часового, мрачно ходившего по мосту , и выехали в лощину (Л. Толстой).

9. Вдоль берега моря и параллельно ему протянулись рядами болота и длинные озерки, которые были отделены друг от друга песчаными валами (К. Паустовский).

10. Вся поклажа моей тележки состояла из одного большого чемодана, который до половины был набит путевыми записками о Грузии (М. Лермонтов).

11. Сережа бегал за кипятком к железнодорожникам и за новостями на агитпункт, помещавшийся в особом вагоне (П. Павленко).

12. Мелькает , вьется первый снег , звездами падая на брег (А. Пушкин).

13. Ваню поставили перед столом , и он тотчас увидел на столе свой компас (В. Катаев).

14. По надвигавшемуся глухому шуму со стороны Талой мы заключили, что гудел настоящий ливень (Д. Мамин-Сибиряк).

15. В течение нескольких секунд пастушонок и Метелица смотрели прямо в глаза друг другу (А. Фадеев).

16. Уже несколько недель город был обложен тесным кольцом врагов , закованных в железо (Н. Островский).

17. В окно увидела Татьяна по утру побелевший двор, куртины, кровли и забор, на стеклах мелкие узоры, деревья в зимнем серебре, сорок веселых на дворе (А. Пушкин).

18. Лодка колыхалась на волнах, шаловливо плескавшихся об ее борта, и еле-еле двигалась по темному морю (К. Паустовский).

19. И если враг нашу радость живую отнять захочет в упорном бою , тогда мы песню споем боевую и встанем грудью за родину свою (В. Лебедев-Кумач).

20. Вспыхнули верхушки волн, бежавших к нашему берегу, засверкал береговой песок с черными пятнами лодок и группами людей (А. Новиков-Прибой).

IV. Орфография и пунктуация на уроке русского языка

а) представить конспект приложения к программе по русскому языку «Оценка диктанта»;

б) подобрать тексты диктантов (предупредительный, творческий, свободный, контрольный с грамматическим заданием);

в) указать пособия, статьи, справочники, использованные для выполнения задания.

V . Урок русского языка

а) подготовить конспект статьи по проблемам современного урока;

11. Описание местности в художественном стиле.

12. Описание памятника архитектуры.

13. Сравнительная характеристика двух лиц.

14. Описание предмета (цветка) в художественном стиле.

15. Описание предмета (цветка) в деловом стиле.

16. Повествование с элементами описания внешности.

17. Повествование с элементами описания пейзажа.

18. Повествование с элементами рассуждения.

19. Рассуждение с элементами описания.

20. Описание с элементами рассуждения.

VII . Изложение и сочинение

а) разработать конспект урока обучающего изложения.

б) написать сочинение на свободную тему.

VIII . Внеклассная работа по русскому языку

а) составить конспект внеклассного занятия по указанной теме;

3. Олимпиада по русскому языку для 7 класса.

4. Занятие кружка по занимательной грамматике (5 класс).

5. Занятие кружка «Почему мы так говорим» (6 класс).

6. Занятие кружка «Крылатые выражения (6 класс).

7. Занятие кружка «Говорите правильно» (7 класс).

8. Занятие кружка «Интересно о топонимии» (7 класс).

9. Викторина по русскому языку (5 класс).

10. Конкурс по русскому языку (6 класс).

11. Беседа «Из истории слов и выражений» (5 класс).

12. Беседа «Из истории имен и фамилий» (6 класс).

13. Беседа «Интересная наука – этимология» (7 класс).

14. Материал для стенной газеты «Великий, могучий…».

15. Материал для классного уголка (стенда) «Сегодня изучаем глагол» (6 класс).

16. Материал для классного уголка (стенда) «Говори и пиши правильно» (6 класс).

17. Игры по русскому языку.

18. Неделя русского языка.

19. Вечер русского языка.

20. Конференция по русскому языку.

ПРИЛОЖЕНИЕ № 2

Перечень статей для конспектирования по проблемам современного урока

1. Из опыта проведения уроков-зачетов// РЯШ.1988, №2.

2. , Фудим сделать урок интересным?//РЯШ.1987, №5.

3. О воспитании интереса к урокам русского языка//РЯШ.,1989, №2.

4. Командина -путешествие как форма обобщения и систематизации знаний учащихся//РЯ в школе и дома. №2. 2005.

5. Ладыженская ответы учащихся на уроках русского языка//РЯШ. 1979, №4.

6. Ладыженская учебного года в 4 классе //РЯШ. 1988, №4.

7. Ларионова навыков грамотного письма (5 – 7 кл.)//РЯШ. 2007, №4.

8. Ларионова речи учащихся при изучении орфографии//РЯШ.2005, №3.

9. //РЯШ. 1982, №3.

10. Пичугов формы организации обучения на уроках русского языка//РЯШ. 1987, №3.

11. О подборе дидактического материала для уроков русского языка//РЯШ. 1987, №6.

12. Савенкова игра как средство активизации учащихся в процессе преподавания русского языка//РЯШ. 1988, №3.

13. Соколова изучение языка при выполнении упражнений на тему «Отечество мое»//РЯШ. 1982, №3.

14. Соловьева -семинар в 5 классе//РЯШ. 1987, №5.

15. Федорова -семинар как один из путей активизации самостоятельной деятельности учащихся//РЯШ. 1988, №2.

16. Шульгина на уроке повторения//РЯШ. 2002, №2.

17. Купалова было интересно и понятно//РЯШ 2003, №4.

18. Козырева АС. Урок русского языка: результативно и интересно//РЯШ. 2003, №3.

Перечень статей для конспектирования

по методике развития связной речи

1. Арефьева по прочитанному тексту//РЯШ. 2006, №5.

2. - С. и. Райский работа над речевыми ошибками в сочинениях и изложениях //РЯШ. 2007, №3.

3. Пахнова как основа создания на уроках русского языка развивающей речевой среды//РЯШ. 2000, №4.

4. На урок с (нравственное, интеллектуальное и речевое развитие учащихся 5 – 10 классах)// РЯШ. 2000, №4, №5.

5. Сычугова -глина из глубины веков (развитие речевой компетентности при обучении сочинению-описанию в 5 классе)//РЯШ. 2000, №4.

6. Оценка сочинения-описания. //Русский язык в школе и дома. 2002, №3.

7. Лексические ошибки// Русский язык в школе и дома. 2003, №6.

8. Оценка сочинения-рассуждения в жанре рецензии//Русский язык в школе и дома. 2003, №5.

9. Федосеева игра на речевом уроке в 5 классе//Русская словесность. 2000, №1.

Лингвистическая тема. Учимся писать сочинение.

Сценарий урока по русскому языку для 9 класса

"Зачем нужна пунктуация?". 1 час.

(Обучение сочинению-рассуждению на лингвистическую тему).

Цель:

Подготовить учащихся к сочинению-рассуждению на лингвистическую тему.

Задачи:

  1. создать на уроке развивающую, эмоционально насыщенную образовательную среду, в которой ученик получит мотивацию для дальнейшей самостоятельной работы;
  2. провести работу с понятиями лингвистическая тема, пунктуация, сочинение-рассуждение, научный стиль;
  3. создать условия для овладения учащимися способами и приёмами понимания текста, создания текста на лингвистическую тему;
  4. способствовать развитию грамотной монологической речи.

Раздаточный материал для каждого учащегося (смотри Приложения):

  1. Текст.
  2. Задание С2.
  3. Тест А1-А7.

Оформление доски:

  1. Тема, цель.
  2. Эпиграф.
  3. Закрытые ответы к тесту.
  4. Схемы предложений для анализа языка сочинения.

Результат:

  1. Сочинение - рассуждение учащихся (смотри Приложения).

Препинания служат к изъяснению смысла в

Письме и ко избежанию всякого противного

толкования.

Н.Г.Курганов. "Письмовник, содержащий

В себе науку российского языка…"

План урока

Слово учителя

Предполагаемые ответы учащихся

Работа с целью, темой урока, задачами.

1.Экзаменационная работа за курс 9 летнего образования состоит из 3 частей. И в третьей части предлагается написать сочинение на лингвистическую тему с использованием данного текста. Какую мы поставим цель на уроке?

2.Текст Е.Гришковца вы прочитали дома. Познакомимся с одним из возможных на экзамене заданий С2. Какова тема сочинения-рассуждения?

3. Что нам необходимо сделать, чтобы выполнить задание?

Научиться писать сочинение-рассуждение на лингвистическую тему.

"Зачем нужна пунктуация?"

1.Уточнить значение необходимых терминов.

2.Ответить на вопрос "Зачем нужны знаки препинания?"

3.Определить тип и стиль будущего сочинения.

4.Подумать, как сформулировать вступление, тезис, как подобрать аргументы, оформить вывод.

5.Чтобы правильно подобрать аргументы из текста Е.Гришковца, надо проверить, правильно ли мы его поняли.

Знакомство с историей знаков препинания в русском языке

Послушаем краткую историю знаков препинания в русском языке, подготовленную учеником нашего класса.

Прообразы знаков препинания попадаются уже в новгородских берестяных грамотах. У некоторых авторов начало письма обозначал крест, точки иногда ставились между словосочетаниями.

По-настоящему система пунктуации сформировалась только после распространения книгопечатания. И уже в "Российской грамматике" М.В.Ломоносова есть целый раздел, посвящённый "строчным знакам".

Со временем количество знаков препинания увеличивалось. Ломоносов писал о точке, вопросительном и "удивительном" знаках, о запятой, точке с запятой и "двух точках", о "вместительном" (скобках) и "единительном" (дефис) строчных знаках. В конце XVIIIв. в книгах появляются тире, кавычки и многоточие. Известно, что тире ("черту") первым стал употреблять Н.М. Карамзин.

Так количество знаков препинания постепенно увеличивалось. Интересно, что со времён Кирилла и Мефодия новых букв практически не изобрели, некоторые даже отменили. А вот знаки препинания изобретают. Может быть, вXXIстолетии ещё что-нибудь появится?

Подведение результатов конкурса на лучший аргумент, доказывающий необходимость знаков препинания. (Конкурс был объявлен за неделю до урока).

1)От расстановки знаков препинания может зависеть человеческая жизнь. Всем известна знаменитая фраза Казнить нельзя помиловать. Оказывается, в истории произошёл подобный случай. Русской императрице Марии Фёдоровне удалось переправить запятую в резолюции её супруга, императора Александра III: "Простить нельзя, отправить в Сибирь" на "Простить, нельзя отправить в Сибирь" . Узник был спасён.

2)О значении знаков препинания говорит самая лаконичная переписка в истории, которая состоялась между французским писателем Виктором Гюго и издателем его книги. После того, как были отпечатаны "Отверженные", Гюго послал своему издателю письмо, где стояло только "?", и получил ответ: "!". Так он узнал, что его книга вызвала большой интерес у читателей.

3)В повести К.Паустовского "Золотая роза" рассказывается такая история.

Однажды в редакцию газеты принесли рассказ, интересный по теме, талантливый, но спутанный и раздёрганный. Корректор пообещал провести правку, не изменив ни слова.

После правки Паустовский пишет:

Я прочёл рассказ и онемел. Это была прочная, литая проза. Всё стало выпуклым, ясным.

Это чудо! - сказал я. - Как вы это сделали?

Да просто расставил правильно все знаки препинания… Особенно тщательно я расставил точки. Ещё Пушкин говорил о знаках препинания. Знаки препинания - это как нотные знаки. Они твёрдо держат текст и не дают ему рассыпаться.

Анализ таблицы "Функции знаков препинания" (таблица прилагается).

1.Рассмотрите знаки препинания, расположенные в таблице по горизонтали и сделайте вывод, как их можно сгруппировать.

2.Рассмотрите функции знаков препинания, расположенные в таблице по горизонтали. Расскажите об одном из знаков препинания.

1 )Знаки конца предложения: точка, многоточие, вопросительный и восклицательный.

2)Разделительные знаки: запятая, точка с запятой, двоеточие и тире.

3)Выделительные знаки: две запятые, два тире и скобки, кавычки.

Самостоятельная работа с текстом Е.Гришковца, выполнение экзаменационного теста А1-А7 на проверку понимания содержания (Тест прилагается).

1.Выберите правильный ответ.

2.Проверьте его по данным на доске.

3.Рефлексия. Что вызвало затруднение? Как вы думаете, почему?

Ответы

№ задания

Ответ

Работа над жанром и стилем сочинения

1.Какова композиция сочинения-рассуждения?

2.В каком стиле мы будем писать сочинение-рассуждение на лингвистическую тему?

Схема-план сочинения-рассуждения:

1)Тезис

2)Аргументы

3)Вывод

Стиль - научный:

1)Характеризуется логичностью, точностью, ясностью изложения.

2)Употребление слов в прямом значении, использование общенаучной лексики, научной терминологии, частая повторяемость ключевых слов.

3)Использование сложных предложений, цитирования, вводных слов, причастных и деепричастных оборотов.

4)Основной тип речи - рассуждение, присутствует описание.

Работа над языком сочинения, орфографическим и пунктуационным оформлением.

1.Подберите глаголы и глагольные словосочетания, которые будут являться ключевыми при рассказе о функциях знаков препинания?

2.Какие синтаксические конструкции необходимы в сочинении на эту тему?

3.На доске имеются незаконченные предложения. Закончите их устно, выбирая необходимые цитаты из текста Е.Гришковца.

Выполняют; помогают, с их помощью мы; позволяют выразить, могут подчеркнуть; акцентируют внимание; обозначают; служат для; иллюстрируют, играют важную роль…

1)Вводные слова

В тексте есть такой вопрос: "…?"

Следовательно, в данном случае вопрос является …

Запятая выполняет функцию …, например: "…"

Написание сочинения-рассуждения в группах, чтение, обсуждение

Текст СОЧИНЕНИЯ.

Каждый знак препинания выполняет свою функцию.

Так точка обозначает конец повествовательного предложения. Вопросительный знак служит для обозначения вопроса. Но бывает особый вопросительный знак: с его помощью мы задаём риторический вопрос, т.е. вопрос, на который хотим ответить сами. В тексте Е.Гришковца есть такой вопрос: "А какие тогда можно было купить цветы?" Автор сам же и отвечает: "Только несколько астрочек или гвоздичек". Восклицательный знак может выражать резкое требование, приказ или побуждать с азартом к действию. Например: "Помогай! Зажжём свечи!" А может выражать восторг, восхищение: "Но как он их преподносил!"

Запись домашнего задания

Напишите сочинение "Зачем нужны знаки препинания?" Приведите примеры в доказательство своих мыслей из текста Е.Гришковца

Приложения.

Текст.

(1)Серёга был настоящим художником. (2)Нет, рисовать он не умел.

(3)Но, например, он умел быть желанным гостем. (4)Он удивлял меня тем, что у него всегда находилась идея, с которой можно к кому-нибудь прийти. (5)Либо у него оказывалось несколько диковинных конфет. (6)Либо он дарил хозяевам какую-нибудь необыкновенную свечку. (7)Если он знал, что идёт в гости к девушкам или там есть хозяйка дома, он не забывал купить цветы. (8)А какие тогда можно было купить цветы? (9)Только несколько астрочек или гвоздичек. (10)И он обычно покупал три гвоздички. (11)Но как он их преподносил!..

(12)Если же у Серёги совсем не было денег ни на что, у него были рассказы. (13)И он всегда создавал особенную атмосферу не просто ужина или чаепития, а вечера с художником.

(14)Однажды Серёге пришло в голову отметить Новый год в своей квартире. (15)Денег у нас было мало, и мы купили то, что смогли. (16)Всё выбирал хозяин, и мне оставалось только удивляться, зачем, например, нужны два десятка белых бумажных скатертей.

(17)Когда мы пришли к нему, он сказал:

- (18)Мы назовём наш праздник "Бумажный Новый год". (19)Помогай!

(20)Сам же снял со стены большое зеркало.

- (21)Это будет наш стол, - заявил он.

(22)Потом застелил всю комнату белыми скатертями. (23)Посреди комнаты он положил зеркало, красиво разбросав на нём несколько яблок, мандарины, орехи. (24)Расставил свечи, подготовил музыку.

(25)Из оставшихся скатертей мы сделали бумажные накидки.

(26)Когда пришли гости, в доме вдруг вырубилось электричество. (27)Весь дом забегал, засуетился, люди пытались наладить свет.

- (28)Вот это подарок! - радостно сказал Серёга. - (29)Зажжём свечи!

(30)Это был лучший Новый год в моей жизни. (31)Без телевизора, музыки, обжорства. (32)Мы сидели у зеркала в бумажных накидках, шелестели этими одеждами, разговаривали. (33)Свечи горели, и мы чувствовали себя частью странной, но красивой картины, спектакля и книги вместе, которую Серёга никогда не напишет.

(По Е. Гришковцу.)

285 слов

Тест.

К каждому заданию А1 - А9 даны 4 варианта ответа, из которых только один правильный. Ответы обведите кружком.

Какое из высказываний, приведённых ниже, содержит ответ на вопрос: "Почему рассказчик называет Серёгу " настоящим художником ""?

  1. Серёга - мастер высокого класса, создающий материальные ценности.
  2. Серёга занимается созданием произведений изобразительного искусства, живописью.
  3. Не являясь профессиональным художником, Серёга умеет создать красоту в жизни и подарить её людям.
  4. Серёга профессионально занимается устройством и оформлением праздников.

А2.

Почему рассказчик называет встречу Нового года, описанную в тексте, " лучший Новый год в моей жизни "?

  1. Рассказчик впервые отмечал Новый год в квартире Серёги.
  2. Этот Новый год был наполнен не внешними атрибутами праздника, а радостью душевного общения.
  3. Рассказчик впервые самостоятельно подготовил встречу Нового года.
  4. Герой и рассказчик смогли купить всё для изобильного новогоднего стола.

А3.

А4.

Какое качество выделяет Серёгу среди других людей?

  1. Он умел быть неожиданным, преображая обыденность.
  2. Обладал редким писательским даром.
  3. Всегда дарил дорогие подарки друзьям и знакомым.
  4. Был щедрым хозяином и часто приглашал друзей в свой дом.

А5.

В каком предложении текста содержится аргумент , подтверждающий тезис рассказчика о том, что Серёга мог создать "особенную атмосферу… вечера с художником "?

А6.

О какой стороне натуры героя говорит информация, заключённая в предложениях 10-11?

  1. Главный герой любил цветы.
  2. Серёга самый обычный подарок мог преподнести как необычный.
  3. Серёга - человек расчётливый и экономный.
  4. Это говорит о недостатке вкуса героя.

А7.

Выберите верное продолжение ответа на вопрос: "Почему рассказчик называет героя не Сергеем, не Серёжей, а Серёгой" ?

Такая форма имени говорит о…

  1. о тёплых, доверительных отношениях между друзьями.
  2. о пренебрежении рассказчика к герою.
  3. о значительной разнице в возрасте героя и рассказчика.
  4. о разнице в социальном положении героя и рассказчика.

С2.

Ознакомьтесь с мнением Антона и Кирилла о роли пунктуации в письменной речи.

На письме без знаков препинания обойтись невозможно,- утверждает Антон.

Зачем нужны все эти абзацы, запятые, тире? Неужели без них нельзя обойтись? Вот до XV века в книгах вообще не было знаков препинания. А сейчас их столько! Попробуй разберись, где какой знак ставить! - возмущается Кирилл.

Помогите Антону доказать свою точку зрения.

Напишите сочинение-рассуждение на тему: "Зачем нужна пунктуация?"

Обдумывая теоретические положения своей работы, прочитайте ещё раз текст

Е. Гришковца и найдите необходимые примеры использования знаков препинания, аргументирующие ваши мысли.

В сочинении-рассуждении приведите из прочитанного текста два примера, иллюстрирующих разные функции знаков препинания.

Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте частичное цитирование.

Объём сочинения должен составлять не менее 40 слов.

Функции знаков препинания.

Значение знака

Завершённость высказывания

Неполнота информации

Ожидание ответа

Эмоциональная окраска

Добавочная информация

Пояснение предыдущей части

Следование объектов и событий друг за другом

Зачем нужны знаки препинания?

Домашнее сочинение-рассуждение.

В нашей письменной речи знаки препинания очень важны, они выполняют разнообразные функции. Записанные на бумаге слова могут выразить далеко не всё, что содержится в живой речи, что передаётся интонацией, паузами, темпом речи, жестами и мимикой. Однако в распоряжении пишущего и читающего есть не только слова, но и дополнительные средства - знаки препинания. Знаки препинания дают возможность сказать в письменной речи гораздо больше, чем можно записать буквами. Знаки, как и слова, говорят, и мы их читаем вместе со словами. А иногда даже и вместо слов.

Известен факт "бессловесной" переписки. Писатель Виктор Гюго послал рукопись книги издателю. К рукописи он приложил письмо, в котором не было ни одного слова, а был только знак: "?". Издатель также ответил письмом без слов: "!". Маленькая шутка, разыгранная Виктором Гюго и его издателем, оказалось удачной потому, что оба участника переписки умели не только ставить, но и "читать", т.е. хорошо понимать знаки препинания.

Письменная речь без знаков препинания или при неправильном, неполном, неточном их использовании очень трудна для понимания. В начале прошлого века подобные трудности возникали довольно часто, так как знания пунктуационных правил не считались обязательными. Один из издателей писал Герцену, что его знаки препинания "сущие знаки притыкания" и только затрудняют чтение. Если знак пропущен или поставлен неправильно, это может привести к серьёзным искажениям. Например, один путешественник в момент опасности обещал Богу в случае спасения "ПОСТАВИТЬ СТАТУЮ ЗОЛОТУЮ, ПИКУ ДЕРЖАЩУЮ". Когда опасность миновала, он распорядился: "ПОСТАВИТЬ СТАТУЮ, ЗОЛОТУЮ ПИКУ ДЕРЖАЩУЮ". Таким образом, он, ни одним словом не нарушив своего обещания, переносом запятой сильно сократил свои расходы.

Еще А.С. Пушкин говорил о знаках препинания. Они существуют, чтобы выделить мысль, привести слова в правильное соотношение и дать фразе легкость и правильное звучание. Знаки препинания - как нотные знаки. Они твердо держат текст и не дают ему рассыпаться.

Знаки препинания особенно важны в современной жизни. Каждый знак препинания выполняет свою функцию. Так точка обозначает конец повествовательного предложения. Вопросительный знак служит для обозначения вопроса. Но бывает особый вопросительный знак: с его помощью мы задаём риторический вопрос, т.е. вопрос, на который хотим ответить сами. В тексте Е.Гришковца есть такой вопрос: "А какие тогда можно было купить цветы?" Автор сам же и отвечает: "Только несколько астрочек или гвоздичек". Восклицательный знак может выражать резкое требование, приказ или побуждать с азартом к действию. Например: "Помогай! Зажжём свечи!" А может выражать восторг, восхищение: "Но как он их преподносил!"

Конечно, нельзя обойтись современному человеку без разных пунктуационных знаков препинания. Они позволяют выразить многообразие оттенков мыслей и чувств, акцентировать внимание, выделить интонационно и по смыслу какую-либо мысль.



2024 english-speak.ru. Изучение английского языка.