Внеклассные мероприятия по истории. Методическая разработка внеклассного мероприятия по истории

Пояснительная записка

Тип мероприятия : деловая игра.

Цель мероприятия: способствовать развитию интереса учащихся к истории, привлечь школьников к изучению дополнительной литературы по теме мероприятия, воспитывать уважение к славному прошлому нашей страны, формировать чувство национальной гордости и патриотизма, в нестандартной форме проверить знания учащихся по изучаемому периоду.

Примечание: отдельные задания данного мероприятия могут быть использованы и на уроках в различных его структурных элементах.

Задачи мероприятия :формирование учебных действий учащихся

Метапредметные УУД

  1. Познавательные - устанавливать причинно-следственные связи; строить логически обоснованные рассуждения; систематизировать информацию, выполнять творческое задание.
  2. Регулятивные - определять цель, проблему в деятельности.
  3. Коммуникативные - взаимодействовать в команде, организовывать работу в команде, излагать свое мнение, аргументируя его, подтверждая фактами, выдвигая контраргументы в дискуссии.

Личностные УУД - уважение к прошлому своей страны.

Предметные УУД - освоение содержания учебного материала главы «Русь в IX-XII веках».

Межпредметные и межкурсовые связи : работа с литературным источником «Слово о полку Игореве» (+литература), работа с картой (+география), работа с классмейтами (+информатика).

Список информационных источников, использованных при подготовке и во время проведения мероприятия:

1) мультфильм «Песнь о вещем Олеге» по материалам Интернет-ресурсов

2) материалы сайта «Методическая копилка» http://zanimatika.narod.ru/RF19.htm

3) электронное приложение в составе используемого УМК (см. станция «Интерактивная»)

4) «История России с древнейших времен до конца XVIII века». 6-7 кл. Дидактические материалы. В.В. Сухов, А.Ю. Морозов, Э.Н. Абдулаев и др. - Москва, ДРОФА, 2000 год;

5) атлас «История России с древнейших времен до конца XVI века». 6 класс. Москва, издательство «ДИК» ДРОФА, 2013 год.

Учебное оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, классмейты (см. задания по станциям), набор карточек с заданиями.

Использование информационно-коммуникативных технологий: показ мультфильма, работа с классмейтами.

Планируемые результаты (формируемые компетентности):

Активизация интереса к истории;

Высокий уровень освоения темы, ориентированный на общекультурную подготовку, необходимую для выработки мировоззренческих ориентиров;

Формирование (отработка) умений указывать хронологические рамки и периоды ключевых процессов, а также даты правления правителей отечественной истории; характеризовать обстоятельства, участников, результаты важнейших исторических событий; работать с исторической картой; логично, ясно и точно формулировать и аргументировать свои мысли; устанавливать причинно-следственные связи; работать с информацией (формулировать и обосновывать выводы и т. д.).

Деловая игра

«Путешествие во времени. Русь в IX-XII веках»

Внеклассное мероприятие по истории для учащихся 6 класса

«Путешествие во времени. Русь в IX-XII веках»

Команды могут состоять из любого количества человек, возглавляет команду капитан.

Мероприятие удобнее проводить либо в большой аудитории, либо в актовом зале школы. В этом помещении должны быть предусмотрены места для команд и болельщиков, а также 7 столов (шесть столов - это станции, седьмой стол - для членов жюри). Каждая станция имеет своё название - «Литературная», «Что? Где? Когда?», «Географическая», «Интерактивная», «Хронологическая», «Исторический калейдоскоп».

Команды поочередно перемещаются по всем станциям (в произвольном порядке) и выполняют задания, соответствующие названию данной станции. Задание станции «Исторический калейдоскоп» требует больших временных затрат и одновременного присутствия представителей всех команд, поэтому по 3 человека от каждой команды в начале перемещения по станциям сразу же приступают к работе на этой станции.

Баллы команд, набранные ими на каждой станции, вносятся в путевой лист (см. Приложение) команды (он выдаётся командам в начале игры и сдаётся в жюри в конце игры). В качестве экзаменаторов на станциях, ведущих, членов жюри и помощников желательно привлекать учащихся старших классов.

Кроме перемещения по станциям, игра предполагает и представление команд (название, девиз, эмблема). Команда-победитель определяется по совокупным результатам всей игры, а также по времени, затраченному на прохождение всех станций.

Порядок проведения мероприятия:

1) представление команд;

2) просмотр мультфильма «Песнь о Вещем Олеге»;

3) перемещение по станциям;

4) подведение итогов и награждение победителей.

Представление команд

Каждая команда в произвольной форме представляет название, девиз, эмблему, которые оцениваются по пятибалльной шкале.

Просмотр мультфильма «Песнь о Вещем Олеге»

Фильм демонстрируется всем участникам игры. Перед просмотром ведущие акцентируют внимание зрителей на том, что после его просмотра команды получат задание, основанное на содержании поэмы А.С. Пушкина.

Перемещение по станциям

Станция «Литературная»

Задание - командам предлагается по 3 карточки с отрывком поэмы, часть слов которой выделена жирным шрифтом; участникам необходимо объяснить значение этих слов. При оценивании ответов учитывается правильность трактовки терминов, а также скорость выполнения задания.

Песнь о Вещем Олеге Александр Сергеевич Пушкин

1. Как ныне сбирается вещий Олег
Отмстить неразумным хозарам :
Их села и нивы за буйный набег
Обрек он мечам и пожарам;
С дружиной своей, в цареградской броне,
Князь по полю едет на верном коне.
2 . Из тёмного леса навстречу ему
Идёт вдохновенный кудесник ,
Покорный Перуну старик одному,
Заветов грядущего вестник,
В мольбах и гаданьях проведший весь век.
И к мудрому старцу подъехал Олег.
3. «Скажи мне, кудесник , любимец богов,
Что сбудется в жизни со мною?
И скоро ль, на радость соседей-врагов,
Могильной засыплюсь землёю?
Открой мне всю правду, не бойся меня:
В награду любого возьмёшь ты коня».
4. «Волхвы не боятся могучих владык,
А княжеский дар им не нужен;
Правдив и свободен их вещий язык
И с волей небесною дружен.
Грядущие годы таятся во мгле;
Но вижу твой жребий на светлом челе.
5. Запомни же ныне ты слово моё:
Воителю слава - отрада;
Победой прославлено имя твоё;
Твой щит на вратах Цареграда :
И волны и суша покорны тебе;
Завидует недруг столь дивной судьбе.
6. И синего моря обманчивый вал
В часы роковой непогоды,
И пращ , и стрела, и лукавый кинжал
Щадят победителя годы…
Под грозной бронёй ты не ведаешь ран;
Незримый хранитель могущему дан.
7. Твой конь не боится опасных трудов;
Он, чуя господскую волю,
То смирный стоит под стрелами врагов,
То мчится по бранному полю .
И холод и сеча ему ничего
Но примешь ты смерть от коня своего».
8. Олег усмехнулся - однако чело
И взор омрачилися думой.
В молчанье, рукой опершись на седло,
С коня он слезает, угрюмый;
И верного друга прощальной рукой
И гладит и треплет по шее крутой.
9. «Прощай, мой товарищ, мой верный слуга,
Расстаться настало нам время;
Теперь отдыхай! уж не ступит нога
В твоё позлащенное стремя.
Прощай, утешайся - да помни меня.
Вы, отроки-други , возьмите коня!
10. Покройте попоной , мохнатым ковром;
В мой луг под уздцы отведите;
Купайте; кормите отборным зерном;
Водой ключевою поите».
И отроки тотчас с конём отошли,
А князю другого коня подвели.
11 . Пирует с дружиною вещий Олег
При звоне весёлом стакана.
И кудри их белы, как утренний снег
Над славной главою кургана
Они поминают минувшие дни
И битвы, где вместе рубились они.
12 . «А где мой товарищ? - промолвил Олег. -
Скажите, где конь мой ретивый ?
Здоров ли? Всё так же ль легок его бег?
Всё тот же ль он бурный, игривый?»
И внемлет ответу : на холме крутом
Давно уж почил непробудным он сном.
13. Могучий Олег головою поник
И думает: «Что же гаданье?
Кудесник , ты лживый, безумный старик!
Презреть бы твоё предсказанье!
Мой конь и доныне носил бы меня».
И хочет увидеть он кости коня.
14. Вот едет могучий Олег со двора,
С ним Игорь и старые гости ,
И видят - на холме, у брега Днепра,
Лежат благородные кости;
Их моют дожди, засыпает их пыль,
И ветер волнует над ними ковыль.
15. Князь тихо на череп коня наступил
И молвил: «Спи, друг одинокий!
Твой старый хозяин тебя пережил:
На тризне , уже недалёкой,
Не ты под секирой ковыль обагришь
И жаркою кровью мой прах напоишь!
16. Так вот где таилась погибель моя!
Мне смертию кость угрожала!»
Из мёртвой главы гробовая змея
Шипя между тем выползала;
Как чёрная лента, вкруг ног обвилась,
И вскрикнул внезапно ужаленный князь.
17. Ковши круговые, запенясь, шипят
На тризне плачевной Олега;
Князь Игорь и Ольга на холме сидят;
Дружина пирует у брега;
Бойцы поминают минувшие дни
И битвы, где вместе рубились он.

Станция «Что? Где? Когда?»

Задание - каждая команда «вытягивает» определенное количество карточек и отвечает на вопросы. Каждый верный ответ оценивается 1 баллом.

1. Одна её часть состояла из «лучших» - бояр и начальных людей, другая - из «молодших»- отроков. Обе подчинялись только князю. О чём речь? (О дружине - отборном княжеском войске).

2. Как в Древней Руси называли отважного, доблестного воина, богатыря? (Витязь)

3. Как в Древней Руси называли Балтийское море? (Варяжское море)

4. Что делали древние славяне в январе, если он у них назывался «сечень»?
(Это было время подсеки деревьев для очистки земли под пашню)
5. Чем занимались древние славяне в апреле, если он у них назывался «березозол»?
(Это было время сожжения деревьев и удобрения земли)
6. Назовите основное занятие древних славян в августе, если этот месяц у них назывался «серпень». (Это было время жатвы и увоза снопов с поля)

7. Назовите князя, провозгласившего Киев столицей древнерусского государства.
(Олег. В 882 г. князь Олег захватил Киев и сделал его столицей государства)
8. Какой древнерусский князь, по легенде, повесил свой щит на ворота Царьграда? (Олег Вещий)
9. Этот князь совершил против Византии грандиозный морской поход, задействовав две тысячи ладей. А в ХХ веке в честь князя назвали бронепалубный крейсер, отвоевавший в трёх войнах. (Олег)
10. Древние славяне поклонялись стихиям, верили в родство людей с различными животными, приносили жертвы божествам. Как называлось это верование? (Язычество)
11. Как звали бога славяно-русской мифологии, родоначальника жизни, покровителя семьи и дома? (Род)
12. В водах какой реки Владимир I Святославович крестил русских людей в 988 году?
(В водах Днепра, крещение киевлян)

13. В каком веке (году) отмечалось 1000-летие Крещения Руси? (В 20 веке, в 1998 году)

Станция «Географическая»

Задание - команды «вытягивают» одну карточку, на которой указан номер страницы атласа, по карте которого (используя легенду и условные обозначения) необходимо составить рассказ по определенной теме. Ответ/рассказ команды оценивается по пятибалльной шкале.

номер страницы - название карты/рассказа

стр. 6 - «Образование Древнерусского государства»

стр. 8 - «Походы князя Игоря»

стр. 9 - «Походы князя Святослава»

стр. 11 - «Походы киевских князей в конце X - первой половине XI века»

Станция «Интерактивная»

Задание - команды «вытягивают» карточки с номером, указывающим на задание электронного приложения к главе «Древняя Русь», и выполняют их с помощью классмейтов. Баллы команде выставляются, исходя из системы оценивания, предусмотренной электронным пособием.

Станция «Хронологическая»

Выбор задания (одного из двух) осуществляется учителем заранее так, чтобы все команды получили одно и то же задание, т.е. оказались в равных условиях.

Задание № 1 - командам необходимо разложить карточки (расставить отрывки из «Повести временных лет» по теме «Крещение Руси») в хронологической последовательности. За каждую верную позицию команда получает по одному баллу.

Крещение Руси

1. …после всего этого Владимир вернулся в Киев. И когда пришел, повелел опрокинуть идолов. Когда влекли Перуна по Ручью к Днепру, оплакивали его неверные, так как не приняли еще они святого крещения.

2. … И повелел крестить себя… Многие из дружинников, увидев это, крестились…

3. В год 6495 (987). Создавал Владимир бояр своих и старейшин градских и сказал им: « Вот приходили ко мне болгары, говорят: «Прими закон наш». Затем приходили немцы хвалили закон свой. За ними пришли евреи. После же всех пришли греки, браня все законы, а свой восхваляя, и многие говорили, рассказывая от начала мира, о бытии всего мира…»

4. .. «Вот взяли уже ваш город славный; слышал же, что имеете сестру девицу; если не отдадите её за меня, то сделаю столице вашей то же, что этому городу». И, услышав это, опечалились цари, и о послали ему весть такую: «Не пристало христианам выдавать жен за язычников. Если крестишься, то и ее получишь, и царство небесное воспримешь, и с нами единоверен будешь…»

5. …Они же сказали: «Ходили в Болгарию, смотрели, как они молятся в храме, то есть в мечете, стоят там без пояса; сделав поклон, сядет и глядит туда и сюда, как безумный, и нет в них веселья, только печаль и смрад великий. Не добр закон их. И пришли мы к немцам и видели в храмах их различную службу, но красоту не видели ни какой. И пришли мы в Греческую землю, и ввели нас туда, где служат они Богу своему, и не знали - на небе или на земле мы…»

6. И сказали бояре и старцы: «Знай, князь, что своего ни кто не бранит, но хвалит. Если хочешь в самом деле разузнать, то ведь имеешь у себя мужей: послав их, разузнай, какая у них служба и кто как служит Богу»…

7. …И поставил церковь во имя святого Василия на холме, где стоял идол Перуна и другие и где творили им требы князь и люди. И по другим городам стали ставить церкви и определять в них попов и проводить людей на крещение по всем городам и селам…

8. ..И спросил Владимир: «Где примем крещение?» Они же сказали: «Где тебе любо». И когда прошел год, в 6496 (988) году прошел Владимир с войском на Корсунь, город греческий, затворились корсуняне в городе…

Ключи - 36584217

Задание № 2 - командам необходимо составить дату (указать век) из всех цифр, упомянутых и пропущенных в пословицах. За каждую правильно указанную дату команда получает по одному баллу, за каждый правильно указанный век (учитывается и правильность написания века римскими цифрами) - дополнительный балл.

1) ….. в поле не воин.

Семь раз отмерь, …. раз отрежь.

Конь о …. ногах, и тот спотыкается.

1714 год (XVIII век)

2) Десять раз надо сказать, на десятый только послушает.

1010 год (XI век)

3) Одна голова хорошо, а ….. лучше.

У ….. нянек дитя без глазу.

Пошел на все ….. стороны.

1274 год (XIII век)

4) …… с ложкой, один с сошкой

За чаем не скучаем - по семь чашек выпиваем.

717 год (VIII век)

5) За ….. зайцами погонишься - ни одного не поймаешь.

У ….. нянек дитя без глазу.

217 год (III век)

Подведение итогов и награждение победителей.

Внеклассное мероприятие по истории, которое представлено перед вами, разработано с целью продолжения формирования патриотичности у учащихся пятых классов. Данная разработка внеклассного мероприятия ориентирована на очень важную цель: формирование патриотизма - это одна из главных учителей истории, именно поэтому эта тема одна из наиболее актуальных.

история, 5 класс

Учащиеся пятых классов еще не изучают в полной мере историю России, но эту тему должны знать. Данное внеклассное мероприятие по истории рассчитано на то, что они должны понимать: какие ужасы таит за собой страшное слово «фашизм», на какой героический подвиг пошел каждый из тех ребят, о которых будет рассказано на что такое война, и каковы ее последствия. К тому же в этом году вся страна празднует семидесятилетие Великой Победы. Каждый учащийся, даже самый маленький, должен понимать всю важность данного события, хотя уроки истории по темам о событиях двадцатого века у них еще впереди.

Цель

Цель этого мероприятия - формирование у учащихся уважения к участникам страшных событий Великой Отечественной войны, патриотических чувств к истории своей Родины, дети должны иметь представление о событиях целого пласта истории нашей страны под названием Великая Отечественная война.

Задачи

Обучающие

Изучить события этого исторического периода, показать его роль в истории и культуре России; познакомить с понятиями "патриотизм", "толерантность", "фашизм", "блокада", "пионер-герой".

Развивающие

Развивать способность вести диалог, излагать свою точку зрения, аргументировать её.

Воспитательные

Развитие эмоциональной и творческой активности учеников, воспитание интереса и уважительного отношения к истории и культуре нашей страны, воспитание патриотичности и толерантности.

Разработка внеклассного мероприятия подразумевает следующее оборудование на уроке:

  • Компьютер и колонки.
  • Мультимедийный проектор.

Ход урока

Ученики заходят в кабинет и садятся на свои места под песню Давида Тухманова «Марш Победы»

Вводная часть

Здравствуйте ребята, очень рада вас видеть на данном уроке. Тема сегодня будет крайне интересная, поговорим мы о войне, а также о скорбном прошлом нашего Отечества. Некоторые события мы не должны, даже не в праве забывать, именно к таковым можно отнести минуту Великой войны! Мы должны помнить имена тех, кто ценой своей жизни, своего здоровья, своего будущего отстаивал каждую пядь родной земли.

Зайдя в класс, вы услышали замечательную песню, и даже если вы не вслушивались в слова, ее посыл все равно был вам понятен. Как вы считаете, какое настроение пытался передать исполнитель? (Счастливое, веселое, легкое, горделивое…)

Это победный марш, и связан он с великой датой в истории нашей страны - днем Великой Победы. А почему в песне есть строки «это радость со слезами на глазах»? Потому что перед победой была долгая и ужасная война.

Великая война

А что в войне страшного? Война - это боль, смерть многих людей, голод, страдания.

Верно. Все вы, конечно же, слышали про победу армии СССР в Великой Отечественной войне. Но не каждый понимает, каким трудом, какими силами она была достигнута. Об этом наше сегодняшнее занятие. Ведь именно вам, младшему поколению, выпала честь хранить этот опыт, эту память и передать ее своим потомкам, чтобы никогда больше подобного не повторилось.

Но давайте же по порядку. Великой Отечественной войной называют военные события, которые происходили в середине двадцатого века, более семидесяти лет назад, между СССР и фашисткой Германией. К власти в мире могли прийти фашисты, которые желали уничтожить целые народы на земле.

У кого из вас дедушки, прадедушки, а может быть, и иные родственники воевали на полях сражений? (Поднимают руки)

А знаете ли вы, как началась эта война?

Ваши прабабушки и прадедушки были тогда совсем еще юными, возможно, только окончили школу, а кто-то, может быть, еще и учился. Так вот, утром, когда только начало светать, над страной прогремел сильный и звучный голос радиодиктора Юрия Борисовича Левитана (включается запись об объявлении войны).

Тысячи фашистских орудий гремели одновременно с этим голосом на границах нашей страны, и каждый знал, что пришла война. Война, которая длилась почти полторы тысячи дней и унесла не один миллион советских жизней.

Но которая была выиграна.

Подвиг пионеров-героев

(20 мин.)

А известно ли вам, что в списках имен героев этой войны есть и немало фамилий тех, кто был ненамного старше, чем вы? Я говорю о пионерах-героях, которые сражались за Родину, только не поднимая оружия зачастую. Знать эти имена стоит, это дань уважения, которое каждый из них, бесспорно, заслужил.

Я расскажу вам о совсем молоденькой девушке, Зине Портновой, которой было на момент начала войны всего шестнадцать лет. О, сколько всего выпало на долю этой девушки, она побывала в рядах партизан и совершала вылазки в стан врага, а позже устроилась на вражескую кухню и подмешивала фашистам яд в еду. Однажды ее даже заподозрили в этом и заставили саму пробовать отравленный суп, она чуть не умерла, но все же осталась живой и продолжала всячески помогать советским войскам. Вплоть до того момента, когда ее поймали и после длительных пыток отправили на расстрел. Что в своей короткой жизни видела Зина Портнова, которой на момент смерти было восемнадцать лет? Наверное, ничего. Да, ничего. И она понимала каждый день своей жизни, что может умереть. Так почему же тогда шла на риск? Из-за любви к Родине, желания победить.

Верно. Но в списке имен пионеров-героев это имя далеко не единственное.

В анналах Великой Отечественной войны есть множество славных имен, и одно из них - это Витя Черевичкин. Самый обычный мальчик двенадцати лет, который очень любил своих домашних птиц. Он разводил под крышей дома белоснежных голубей. Когда немцы пришли в городок, где жил Витя, то разводить голубей запретили, так как фашисты боялись, что с их помощью местные смогут передавать шифровки И только мальчик Витя ослушался этого приказа, за что и был застрелен.

Как вы думаете, как этот поступок характеризует советского мальчика Витю? (Смелый, храбрый, патриот…)

Ну и еще один мальчик, о котором я сегодня расскажу, - Володя Дубынин.

Он был в числе партизан, воевавших недалеко от города Керчь. Четырнадцатилетний мальчик настойчиво добивался, чтобы взрослые приняли его в свои ряды. Он был самым настоящим разведчиком, самостоятельно добывал ценнейшую информацию о численности вражеских войск, их расположении и т.д.

Керчь была освобождена, но Володя все еще помогал советским войскам. Он помогал профессиональным саперам разминировать территорию близ родного города. На одной из таких мин и подорвался Володя Дубынин. На тот момент ему было всего пятнадцать. А что вы можете сказать об этом человеке? (Решительный, настойчивый, настоящий герой, отважный мальчик).

Даже дети понимали в то время, что нужно приложить все усилия ради победы и шли на риск ценой своей жизни.

Заключение

Патриотизм - это удивительное качество, способное сделать из маленького человека поистине героя. И это далеко не все имена и фамилии, о которых можно было сегодня поведать.

В числе советских героев есть имена мужчин, женщин, стариков и детей. Каждый сделал все, что мог для победы.

На этом уроке я хочу дать вам важное задание. Придя домой, поинтересуйтесь у своих родных, возможно, среди ваших родственников есть участники войны. А затем напишите небольшое сочинение - рассказ об этой личности. Поведайте в нем о том, что он сделал, получил ли награды и где воевал. Попросите найти в семейном фотоархиве его фотографию. Потом из этих работ мы создадим целую выставку, где вы сможете познакомиться с деяниями великих людей, победителей.

Ребята, вы поможете создать такую выставку? (Положительные ответы)

В заключение я хочу спросить у вас, почему тех детей, о которых я вам сегодня рассказала, называют героями? (Не пожалели своих жизней ради Родины)

Вы совершенно верно все поняли. Война - это страшное событие, а решиться пожертвовать жизнью ради победы - это настоящий подвиг.

по истории

Внеклассное мероприятие по истории России было осуществлено по данному плану. Внеклассное мероприятие по истории было выбрано весьма актуально, особенно если учесть, что именно в этом году семидесятилетие Великой Победы. Проводиться этот классный час должен в комплексе с подобными темами, рассказывающими о героях Великой Отечественной войны, о событиях войны и о победе. Только тогда у учащихся получится полностью сформированное представление об этом историческом периоде.

Выполнение задач

Поставленная цель и задачи по итогам проведенного мероприятия будут выполнены, если ребята усвоят новый материал и сделают для себя некоторые выводы. Данное внеклассное мероприятие по истории носит больше воспитательный характер, проводиться должно в форме свободной беседы, вызвающей у учащихся живой интерес, и то задание, которое они получат по истечении урока, выполнить должны практически все. В своих сочинениях ребята пишут о том, что гордятся своим Отечеством, а также дедушками, которые сражались за победу. А некоторые упоминают даже то, что и сами бы поступили как пионеры-герои.

Итоги проделанной работы

Темы внеклассных мероприятий для пятиклассников существуют разные, и, быть может, про историю войн им рассказывать рано, но события Великой Отечественной войны должен знать каждый человек, живущий в нашей стране. Таким образом, можно с уверенностью сказать, что мероприятие не прошло впустую, а останется в памяти у ребят, поможет им в дальнейшем на уроках истории и отразится на их отношении к истории своего народа. Данная разработка внеклассного мероприятия по истории вполне может использоваться не только в пятых классах. Подобные мероприятия, а также уроки истории на эту же тему будут полезны в любом возрасте. Темы внеклассных мероприятий на подобную тему систематически проводятся в наших школах.

Областное государственное автономное образовательное учреждение среднего профессионального образования

«Ютановский агромеханический техникум»

Методическая разработка

Внеклассного мероприятия по истории

«ЧТО? ГДЕ? КОГДА? Занимательная история»

Выполнила

преподаватель И.Н. Алейникова

Рассмотрено и одобрено

для использования

в воспитательном процессе

протокол №__ от «___» декабря 2014г.

председатель МК классных руководителей

__________________Т.П. Прокофьева

С. Ютановка, 2014г.

Игра: Что? Где? Когда? «Занимательная история»

Игра «Что? Где? Когда?» позволяет освоить такие элементы курса, как знание карты, хронологии, терминологии, синхронности событий, надо только систематизировать вопросы по их содержанию и характеру.

Для проведения игры избирается жюри.

Команда формируется из учащихся 12,13,14,15 групп по 2 человека от группы.

На ответ отводится от 1-2 минуты. Жюри следит за тем, чтобы болельщики не подсказывали игрокам.

Спорные вопросы жюри обсуждает сообща, преподаватель при подведении итогов указывает на сильные и слабые стороны ответов учащихся и вручает победителям призы.

Игра идет до 5 очков.

Итак! Начнем!!! Гонг!!!

Вопросы

    В средние века лучшим временем для свадеб был июнь. В настоящее время невеста, выходя замуж, держит в рука букет цветов.

Уважаемые знатоки! А откуда взялась такая традиция?

Ответ: Люди впервые купались в мае и запах немытого тела невеста маскировала большим букетом цветов.

    Когда войну выиграла всего одна лошадь?

Ответ Троянский конь один сделал то, что в течение долгого времени не смогло сделать целое войско).

    Эта фигура в геометрии считается самой устойчивой и знакома человечеству уже более 6000 лет.

Ответ Пирамида

    Все мы каждый день пользуемся некими предметами. Раньше и было огромное множество видов, но теперь остался только 1 вид, но в каждой стране свой. Уважаемые знатоки, что это за предметы?

Ответ Деньги. Раньше и заменяли различные предметы: рыба, меха, золотой песок.

    Все мы живем в умеренном климате, в котором идут очень часто дожди. В Средние века люди при строительстве домов использовали солому для крыши. Это был самый теплый уголок в доме. Он становился прибежищем для кошек и других мелких животных и насекомых. В это же время появились кровати с пологом и балдахином. Эти два факта связаны друг с другом напрямую. Уважаемые знатоки! Почему возникла необходимость делать кровати с пологом?

Ответ: Во время дождя кошки, мышки и насекомые, которые жили в соломенных крышах, залазили внутрь крыши и часто падали на спящих. Чтоб избежать этого неприятного события и стали делать кровати с высокими спинками и натягивать между ними полог.

    В Древней Греции тоже проходили выборы. Использовали для этого белые и черные бобы. Голосующий при согласии бросал в вазу белый боб, а при несогласии черные. После голосования бобы пересчитывали. Каких бобов было больше, тот и выигрывал выборы. Уважаемые знатоки! А что было после этого?

Ответ: Греки все вместе варили кашу из этих бобов и ели ее.

    Черный ящик . В Древней Греции ЭТО носили и мужчины, и женщины, позаимствовав ЭТО из Персии. Египтянам ЭТО было привычно издавна. У римлян ЭТО вошло в употребление на заре Империи, причем имперские модницы обожали получать ЭТО из Германии. А во Франции ЭТО впервые начал широко использовать Людовик XIII в 1624 году.

Ответ Парик

    Воины персидского царя Дария Великого (521-486 гг. до н.э.) на привалах использовали свои медные щиты как сковородки. На них выпекали плоские лепешки из пресного теста, а сверху клали сыр, солонину и финики.

Вы когда-нибудь пробовали то блюдо, которое в итоге получилось?

Ответ Пицца

    Один французский химик в 19 веке нашёл в своей крови распространённый в природе химический элемент. А в это время он был влюблён в одну хорошенькую девушку. Желая доказать ей силу своей любви, химик задался целью добыть из своей крови столько этого элемента, чтобы сделать из него кольцо и подарить своей любимой. Опыт его закончился плачевно - влюблённый умер от недостатка крови. А какой химический элемент в его крови стал причиной его смерти?

    Известный китайский руководитель середины ΧΧ века Мао Дзедун решил провести реформу сельского хозяйства. А именно, было решено истребить все вредителей в пределах Китая. В черный список попали мыши, крысы, мухи, комары и эти пернатые. Было подсчитано, что одна такая птица в год съедает 45 кг зерна. Истребление 194 тысяч этих птиц привело к голодной смерти 30 млн. человек. Что это за птица?

Ответ Воробей

Итак! Подведем итоги!

Внеклассное мероприятие по истории: « КВН: КЛУБ ВЕСЕЛЫХ и НАХОДЧИВЫХ»

7 класс

Тема: «Виват история!».

Цели: 1. Обобщение и закрепление в игровой форме знаний учащихся об историческом

периоде «Образование единого русского государства. Московская Русь.XV I-XVIIIвв»

2. Развитие индивидуальных познавательных способностей и наклонностей

учащихся в области истории.

3. Воспитание у подростков чувства патриотизма, гордость за героическое прошлое

страны, повышение общей культуры средствами учебного предмета.

Задачи: 1. Научить самостоятельно работать с историческими источниками,

дополнительной литературой, подбирать материал по теме.

2. Развивать умения работать в команде, высказывать и защищать свою точку

зрения, быстро и кратко давать ответ на поставленный вопрос.

3. Вовлечь слабоуспевающих учащихся в творческую деятельность, воспитать

у них веру в свои силы.

4. Привлечь к подготовке и проведению внеклассного мероприятия родителей.

Оборудование: карта «Образование и расширение Российского государства. XIV-XVIвв»,

компьютерная презентация «Московская Русь в XIV-XVIвв », таблицы по

истории(портреты Ивана Грозного, Дмитрия Донского, Ивана III;

иллюстрации картин «Утро на Куликовом поле», «Стояние на Угре»,

«Московский кремль при Дмитрии Донском»), исторические кроссворды,

рисунки учащихся.

Подготовительный этап:

1. Учащимся заранее дается домашнее задание

Придумать название команды, девиз, приветствие, эмблему;

Подготовить вопросы соперникам;

2.Индивидуальные и общекомандные консультации по теме игры.

3. Оформление аудитории.

Ход игры:

Звучит музыка из юмористической игры «КВН»

Учитель: Добрый день, ребята и уважаемые взрослые. Каждый человек, любящий Родину, должен знать ее историю. Сегодня в Клубе Веселых и Находчивых мы совершим увлекательное путешествие. Тема нашего занятия « Виват история!» Перед вами представители 2 команд: команда «Знатоки» и команда «Следопыты». А активную помощь в подведении итогов нашего интеллектуального состязания нам окажет наше компетентное жюри. Идет представление жюри. А так же ведущая …

Прошу поаплодировать нашим сегодняшним «судьям»,гостям. (звучит музыка из юмористической игры КВН).

Ведущий : Я вижу, что вы уже готовы начать наше сегодняшнее интеллектуальное состязание. Мы непременно начинаем! И для начала давайте займемся приветствием. Команды, представьтесь, пожалуйста!

I. Конкурс «Приветствие».

(участники игры представляют свою команду: девиз, приветствие соперникам, эмблему, конкурс оценивается в 4 балла).

    Команда «Знатоки»,

Мы команда «Знатоки»,

Нам сдаваться не с руки.

Проиграем – не заплачем,

Но желаем всем удачи.

    Команда «Следопыты»,

Все дороги нам открыты.

Пусть мы спорим и играем,

Но успеха всем желаем.

Ведущий : Отлично! Приветствие команд окончено. И теперь нас ждет первый конкурс – разминка.

II. Конкурс «Разминка».

(команды задают друг другу по 3 подготовленных вопроса, за каждый правильный ответ- 1 балл, если нет ответа, то отвечают представители другой команды или болельщики).

(подведение итогов первых двух конкурсов).

Ведущий:

В чем смысл поговорки «по Сеньке и шапка»?

Во время правления Ивана Грозного бояре красовались друг перед другом высокими меховыми шапками. Считалось: чем выше шапка, тем более знатный род. Простые же люди не имели права, да и не по средствам им было носить такие роскошные шапки. Отсюда и поговорка «по Сеньке и шапка».

Учитель: III. Конкурс «Вопросы от…».

Презентация за каждый правильный ответ 1 балл

Ведущий

О наших предках, людях долга
Могли рассказывать мы долго,
Их славная течет в нас кровь,
Им – наша память и любовь”.
Учитель

Для участия в следующем конкурсе от каждой команды приглашается по два человека от команды на доске портреты известных людей, необходимо написать чем прославился каждый из этих людей каждый вибирает по одному портрету.

IV. Конкурс «Кто есть кто? ».

Иван Петрович Кулибин

Михаил Михайлович Щербатов

Иван Иванович Бецкой

Федор Фёдорович Ушаков

Григорий Александрович Потёмкин

Андрей Матвеевич Матвеев

Василий Васильевич Голицин

Ведущий: Это интересно. История в поговорках и пословицах.

Что означает выражение «Кричать во всю Ивановскую?».

В память об отце Иване Великом, царь Василий возвел в Кремле колокольню Ивана Великого. Согласно указу царя, она должна вечно оставаться самым высоким строением Москвы (81 метр). На площади перед колокольней в те времена оглашали царские указы, которые кричать надо громко, чтобы все слышали. Отсюда и пошло выражение «Кричать во всю Ивановскую».

V . Учитель: следующий конкурс «Какие события произошли в эти годы?» участвуют по два человека от команды, которые получают карточки с заданием и отвечают

(1606 – 1607 Восстание И. И. Болотникова

1755 Основание Московского университета

1783 Присоединение к России Крыма

1799 Итальянский и Швейцарский походы А. В, Суворова

Учитель

А сейчас Конкурс «Расположи по порядку». Необходимо на время расположить портреты императоров по порядку их правления, начиная с самого раннего приглашаются по два участника от команды

Анна Иоановна

Пётр I

Елизавета Петровна

Павел I

Петр II

Екатерина I

Ведущий: Дорогие ребята – участники команд, а давайте проверим, правильно ли вы выбрали своих капитанов. Конкурс капитанов! Капитаны прошу выйти к доске.

за 1 минуту капитан каждой команды должен ответить на большее число вопросов

VII. Конкурс капитанов «Бегущие минутки».

(за каждый правильный ответ – 1 балл)

А сейчас предоставляется право зрителям задать вопросы командам

Учитель VIII . Конкурс « Игра со зрителями» (оценивается в 2 б)

Зрители задают вопросы. Любая команда на них отвечает.

Ведущий: Ну а теперь время творческого конкурса

IX . Конкурс «Домашнее задание»

Игрокам предлагается за короткое время нарисовать на правителей дружеские шаржи на фоне исторической эпохи и «защитить» свои творения.

А также разыграть сцену из жизни этого человека

(оценивается в 4 балла)

Ведущий: Игра с болельщиками. Конкурс «Анаграммы».

- Переставьте буквы таким образом, чтобы получились известные исторические имена, названия).

М Е Р К Л Ь – Кремль

ИРЧИНИГ - Чигирин

ЕНИЕОЛЧПО - Ополчение

ЯЛГЛИКЕО - Коллегия

Выступление команд

Слово жюри подведение итогов

Учитель: Вот и выявлены наши сегодняшние победители. Поздравляю с победой! Спасибо за внимание и активную работу.

Рефлексия

1. Верите ли Вы, что первый школьный
звонок был водяным?

(Да. Его изобретателем считают древнегреческого философа Платона, жившего за четыреста лет до нашей эры. Придуманный Платоном прибор состоял из двух сосудов. В верхний наливалась вода, откуда она понемногу вытекала в нижний, вытесняя оттуда воздух, который по специальной трубке устремлялся к флейте, и она начинала звучать. Таким образом Платон созывал своих учеников на занятия.)

2. Верите ли Вы, что у некоторых африканских племен до сих пор сохранился обычай породнения прическами?

(Да. Этот обычай заключается в том, что под музыку и пение пять или шесть родственников сбривают наголо волосы, укладывают их в специальный кувшин, заливают составом из глины, песка и воды и тщательно перемешивают. Полученную массу делят и в виде плоских маленьких блинов кладут на макушку как символ родства и дружбы. Иногда эти глиняные нашлепки передают из поколения в поколение. Если в семье умирает отец - глава семьи, то его глиняную шапочку со сбритыми волосами по наследству по­лучает старший сын - продолжатель рода.)

3. Верите ли Вы, что в XIX в. были изобретены специальные чернила для слепых?

(Да. В прошлом веке великий изобретатель Эдисон придумал такие чернила. Стоило ими написать текст и подождать минуту, как бумага в тех местах, где были начертаны буквы, твердела и поднималась, образуя рельеф.)

4. Верите ли Вы, что самый большой в мире глобус был изготовлен для Московского планетария и весил 5 тонн?

(Нет. Так как в действительности самый большой в мире глобус был изготовлен для Парижской выставки 1899 г. и его вес составлял почти 10 тонн. Этот глобус вращался вокруг своей оси со скоростью, соответствую-

щей скорости вращения Земли. На нем были нанесены рельеф земной коры, границы стран, морские пути, железные дороги, маршруты известных путешественников и даже обозначены залежи полезных ископаемых.)

5. Верите ли Вы, что любой житель западногерманского города Филинген может позвонить Юлию Цезарю?

(Да. Дело в том, что в этом городе за плату можно поместить в телефонную книгу номер практически любого человека. Этим часто пользуются шутники, внося в справочник имена и фамилии известных исторических деятелей. В частности, если открыть данную книгу на соответствующей букве, то можно прочитать следующее: "Юлий Цезарь, про­фессия - тиран, телефон 8-4536".)

6. Верите ли Вы, что индейцы Антильских островов рыбную ловлю называют охотой, потому что охотятся они с помощью одних рыб за другими, а гончих рыб спускают в воду, привязывая к их хвостам бечевки?

(Да. Именно такое наблюдал и впоследствии описал Христофор Колумб. Вот окон­чание его рассказа: "Рыбы же эти величиной с угря, и пасть у них очень широкая с множе­ством присосков, как у каракатиц... Когда их бросают в воду, они сразу же присасываются к любой рыбе и не отпускают ее, и оторвать этих рыб от своей жертвы можно, только вытащив их из воды, а будучи в воде они выпускают добычу только мертвые. Рыбы эти очень легкие, и как только одна из них присосется к своей добыче, тянут за бечевку, привязанную к ее хвосту, и вытаскивают на поверхность, отбирая здесь у нее добычу".)

7. Верите ли Вы, что экипаж второй экспедиции Христофора Колумба был принудительно набран из каторжников и уголовных преступников, так как обыкновенные матросы не соглашались принять участие в опасном плавании?

(Нет. На самом деле подобная история произошла не со второй, а с первой экспеди­цией Колумба. После же ее триумфального завершения желающих отправиться с Колум­бом в новое путешествие было хоть отбавляй.)

8. Верите ли Вы, что в XV в. у рыцарей большой популярностью пользовались соревнования по прыжкам через стол и на стену?

(Да. Эти состязания развивали у рыцарей чувство равновесия и ловкость, которые были необходимы им для успешного несения службы. Как гласит одна из надписей в коридоре королевского дворца в Мюнхене, наибольший успех в прыжках на стену сопутствовал баварскому князю Кристофу (1449- 1493), который вырвал гвоздь, забитый на высоте 3,4 метра.)

9. Верите ли Вы в то, что в то время, когда в Бирме еще правили короли, их полный титул звучал следующим образом: "Король королей, которому послушны все остальные

владыки; управляющий временами года, полновластный повелитель приливов и отливов, младший брат Солнца, владеющий двадцатью четырьмя зонтиками"?

(Да. Именно так он полностью и звучал.)

10. Верите ли Вы, что одно из правил средневекового испанского этикета гласило: "Королева Испании не имеет права смеяться"?

(Да. Более того, при королеве все время находилась специальная дама преклонного возраста, единственная обязанность которой заключалась в том, чтобы с утра до ночи хо­дить по пятам за королевой и строжайше следить за соблюдением ею вышеупомянутого правила.)

Игра-викторина « Сквозь рифы истории »

Внеклассное мероприятие проводится в форме игры-викторины «Сквозь рифы истории».

Викторину можно провести как внеурочное мероприятие по истории. Интерактивная презентация, сопровождающая ход внеклассного мероприятия, является основным компонентом в структуре и содержании занятия. Используется на протяжении всего мероприятия для наглядного представления игрового поля, выбора темы конкурса, визуализации заданий и проверки ответов, данных игроками.

Цель:
Создание условий для формирования устойчивого интереса к истории России, нравственно-патриотических чувств и ценностных ориентаций.

Задачи :
Образовательные:

    способствовать систематизации и закреплению знаний по истории России с помощью материала, представленного в неординарных ситуациях.

Развивающие:

    вести работу, направленную на развитие любознательности, воображения, предвидения, смелости в выдвижении гипотез, умения принимать нестандартные решения;

    способствовать формированию операционного мышления, направленного на выбор оптимальных решений.

Воспитательные:

    совершенствовать умение осуществлять учебно-познавательную деятельность в группе;

    вести работу, направленную на воспитание чувства гордости и уважения к прошлому своей страны.

Тип мероприятия: игра

Форма проведения: работа в группах

Возрастная группа (класс): 7 класс

Время реализации мероприятия : 45 минут

Оформление и оборудование : название игры, эпиграф, иллюстрации, мультимедийный проектор, ноутбук, демонстрационный экран, музыкальный центр, презентация, часы.

Подготовительный этап:
Проведению игры-викторины «Сквозь рифы истории» предшествует подготовительный период, который включает в себя:
1. Работа по подготовке вопросов и заданий викторины.
2. Подготовка и составление презентации.

3. Подбор музыкальных композиций.

4. Изготовление эмблем каждой команде.

5. Изготовление медалей и грамот.
6. Выбор счётной комиссии.

Правила игры:
В игре принимают участие две команды.
Право первого хода разыгрывается с помощью жеребьёвки.
Если команда даёт правильный ответ, то у неё право ответа на вопрос викторины. В случае неправильного ответа переход хода другой команде.
Вопросы и задания имеют разную стоимость – 1 балл за правильный ответ.

Ход викторины:

    Организационный этап

Добрый день дорогие друзья! Я рада приветствовать вас наинтеллектуально-познавательной игре по истории России. (Слайд 1)

Мигель де Сервантес писал: «История – это сокровищница наших деяний, свидетельница прошлого, пример и поучение для настоящего, предостережение для будущего». Для меня история, это как машина времени, которая позволяет совершать путешествие в прошлое, открывать много нового и интересного. И сегодня я приглашаю вас в путешествие, которое поможет не только выяснить, насколько хорошо вы усвоили исторический материал за курс «История Отечества», но и узнать много интересного. Я предлагаю вам стать участниками игры «Сквозь рифы истории». (Слайд 2)

Деление класса на команды. Выбор капитанов команд.

Знакомство с правилами и условиями игры. За каждый правильный ответ команда получает 1 балл. Если команда дает неверный ответ, то другая команда получает право дополнительного ответа, и, соответственно, дополнительные баллы.

Команда, набравшая наибольшее количество баллов, становится победителем. Оценивать результаты работы команд будет счетная комиссия, состоящее из учителей.

    Конкурсный этап

Конкурс «Портретный» (Слайд 3)

Исторические личности, которые оставили в истории страны заметный след – это в какой-то мере ключ к пониманию самой истории

Условия конкурса: по иллюстрации нужно угадать историческую личность.

(Слайд 4-13)

Конкурс «Исторический термин» (Слайд 14)

Усвоение хода исторического процесса немыслимо без знаний основных исторических понятий. Я предлагаю вам проверить свои знания с помощью теста.

Условия конкурса: тест представляет собой вопрос и несколько вариантов ответов. Нужно выбрать верный. (Слайд 15-22)

Верные ответы (Слайд 23)

Конкурс «Куриозные письма» (Слайд 24)

В 1714 году Петр I подписал указ о создании в России Кунсткамеры, где, помимо прочего, повелел собирать письма «куриозные», т. е. исторические источники тех бесценных свидетельств, что донесли до нас горячее и неровное дыхание своих эпох. По настоящему знать историю – значит обратиться к первоисточнику.

Условия конкурса: Я зачитаю по очереди, каждой команде, выдержки из двух различных документов. Ваша задача – определить о каком историческом событии идет речь в документе! (Слайд 25-26)

Конкурс «Восстановите связь времен» (Слайд 27)

Знание дат – наиболее уязвимое место школьников. Есть много способов проверить свою хронологическую память. Предлагаю вам это сделать прямо сейчас.

Условия конкурса: На экран выводятся с одной стороны события, с другой – несколько дат к каждому событию. Необходимо выбрать нужную дату, т.е. в каком году произошло то или иное событие! (Слайд 28)

Верные ответы (Слайд 29)

Конкурс «Узнай событие по картинке» (Слайд 30)

Событие – это то, что произошло. Это то или иное значительное явление, факт общественной или личной жизни. Вам уже много известно событий, которые произошли в истории нашего Отечества. А вот сможете ли вы узнать их по картинке?

Условия конкурса: по иллюстрации нужно угадать историческое событие

(Слайд 31-38)

Конкурс «Поэтический» (Слайд 39)

Многие исторические события легли в основу литературных произведений..

Условия конкурса: Я предлагаю вам узнать событие, прослушав отрывок из того или иного произведения. Каждой команде будет зачитано по 2 отрывка из разных произведений.

    Горит, пылает, стонет Русь

Под игом польских банд…

И стойко бились москвичи

Со шляхтой и огнем.

Все обгорело, вся Москва

До каменной стены –

Дома, деревья и трава

Обуглены, черны.

А в сердце города враги,

И нету сил их взять.

Восстань, народ, и помоги

Повергнуть вражью рать!

От москвичей призыв идет

По городам до волжских вод.

Всю землю нашу охватив,

Дошел до Нижнего призыв,

До старосты, до мужика –

Нижегородца-мясника,

Что звался Минин-Сухорук

Он весь народ собрал вокруг;

«Волжане! Православный люд!

Повсюду русских ляхи бьют!

Ужели враг непобедим?

Нет! За собой народ ведя,

Пойдем мы, жизни не щадя!

Не пощадим домов, клетей,

Ни золота, ни серебра!»

(Второе ополчение. Освобождение Москвы от поляков)

    Царь – государь! Когда то божья воля,

Чтоб ты от мира в вечность отошел,

Ты о делах теперь подумать должен.

Ты прав, старик! Сын Федор, подойди!

Немного дней – и ты на царство сядешь.

Услышь теперь последний свой наказ.

Батюшка! Даст бог, ты не умрешь!

Даст бог, еще меня ты переживешь

Молитвами моими.

А мне куда на царство?

Сам ты знаешь,

Я не готовился к тому.

Федор! Тебя не спросят: нелюбо, иль любо.

Ты за меня на царство должен сесть

Когда меня не станет…

Не гневись, царь-батюшка,

Но я молю, тебя – поставь другого!

Мало ль на Руси людей,

Достойнейших и лучших,

А я, царь-батюшка,

Доволен был бы и небольшим уделом.

(Воцарение Федора, сына Ивана Грозного)

    Мы в Кучумову землю пошли
    Загладить бывалые вины.

В Сибири, от белого света вдали,

Мы бились с отвагою львиной.

Там солнце глядит,

как сквозь рыбий пузырь,

Но мы, государь, одолели Сибирь!

(Поход Ермака, присоединение Сибир­ского ханства к России)

    «Что ж поделаешь, когда в падучей
    Наткнулось дитятко на нож?»
    Но все же очевидцы были,
    И на базарах, с ихних слов,
    Сидельцы бабам говорили,
    Что промахнулся Годунов.
    И Годунову прямо в спину
    Шел слух, как ветер по траве,
    Что он убил попова сына,
    А Дмитрий прячется в Литве.

(Смерть царевича Дмитрий, сына Ивана Грозного)

Конкурс «Первые в России» (Слайд 40)

В мире все когда-нибудь происходит в первый раз. И каждое первое рождение чего-то обязательно отметит история. Возможно, потом в ряду схожих событий и дат будут более значительные и известные, но то, что было впервые, сохранит свое особое очарование. Давайте сейчас проверим, знаете ли вы, то что, кто, где, когда в России происходило впервые.

Условие конкурса: на экран будут выведены вопросы, на которые вы должны дать точные ответы. (Слайд 41)

Верные ответы (Слайд 42)

    Заключительный этап (Слайд 43)

Жюри подсчитывает количество баллов, набранных каждой командой.

Учитель благодарит всех присутствующих за участие в игре-викторине и предоставляет слово жюри для награждения. Жюри объявляет победителя. Награждение. Победители получают медали и грамоты. Команда, занявшая I место, получает медали «Знатоки истории». Команда, занявшая в игре II место, получает медали «Любители истории».

Спасибо всем за игру! (Слайд 44)

2024 english-speak.ru. Изучение английского языка.