Базовые законы развития общества. Законы развития общества

Проблема закономерности общественного развития по-разному решается в различных теоретических концепциях. Далеко не все признают наличие в обществе объективных закономерностей. В самом деле, на поверхности социальных явлений обнаружить некие устойчивые, регулярные, необходимые связи, не зависимые от человеческого сознания чрезвычайно трудно. То, что в обществе происходят определенные изменения и эти изменения приводят к существенно иным состояниям общества, достаточно очевидно. Это признают все. Но совершенно не очевидно, что эти изменения носят закономерный характер. И все же глубокий теоретический анализ, проникающий за поверхность явлений, позволяет установить эти закономерности. То, что на поверхности выступает как случайные события, явления, действия, вызванные волей, желанием отдельных людей, в глубине своей предстает как объективные, т.е. не зависящие от воли и желания людей отношения. Хотят люди того или нет, они вынуждены для удовлетворения своих потребностей вступать в отношения, которые складываются как результат предшествующей деятельности, т.е. предопределены деятельностью предшествующих поколений. И каждое новое поколение находит эти сложившиеся отношения как объективно данные (заданные прошлой деятельностью), т.е. не зависящие от их выбора, желаний, прихотей и т.п. Это объективный фактор в общественном развитии, позволяющий говорить о наличии объективных и необходимых связей (законов) в обществе.

Наиболее полно идея закономерности в обществе разработана в марксистской концепции общества. Согласно этой концепции, материальные отношения между людьми, прежде всего в сфере материального производства, для того, чтобы сложиться не требуют прохождения через сознания людей, т.е. не осознаются как таковые. Это не означает, что люди, вступая в эти отношения (производства, обмена, распределения), действуют как существа, лишенные сознания. Такое в принципе невозможно. Просто материальные производственные отношения не требуют своего осознания как некой целостной системы отношений, имеющих структуру, направленность, функционирование, подчиняющихся определенным законам и т.п. Незнание законов товарного производства, незнание физиологических механизмов деторождения не мешало людям в течении тысячелетий производить и обменивать товары, а также рожать детей. Материальные отношения, согласно марксистской модели, будучи исходными, первичными, обусловливают другие отношения, так называемые идеологические отношения (политические, юридические, нравственные и т.п.).

Специфика законов общественного развития состоит в том, что в отличие от законов природы, где действуют слепые, стихийные силы, в обществе закономерные связи и отношения реализуются, прокладывая себе дорогу только через деятельность людей, а не вне ее и на ряду с ней именно в деятельности людей помимо случайных, ситуативных моментов, обусловленных разнообразными человеческими желаниями или даже прихотями, присутствуют, как уже отмечалось, объективные, необходимые т.е. закономерные моменты. И эта закономерность, историческая необходимость не исключает сознательную деятельность людей, присутствуя в ней как объективный, необходимый фактор. Историческая необходимость прокладывает себе дорогу через массу случайностей, т.е. носит характер не строго однозначной предопределенности, а некой тенденции, поля возможностей. Иными словами, в рамках необходимости осуществляется поливариантность развития, что составляет пространство человеческой свободы. Делая осознанный выбор в рамках различных вариантов (при условии, что человек познал эти варианты, иначе выбор не будет осознанным), человек направляет свом усилия, свою деятельность на осуществление выбранного варианта, в рамках, представляемых этой поливариантной необходимостью. Выбор сопряжен с ответственностью, неотъемлемой спутницей человеческой свободы.

Понятие прогресса акцентирует момент направленности в изменении обьектов и момент временности их бытия. Прогресс – это развитие людей и человечест-ва в направлении к лучшему, высшему, более совершенному состоянию.

Задействованные трудовые ресурсы и производительность общественного труда обеспечивают совокупный общественный продукт, важнейшую часть общественного богатства. Рост общественного богатства на душу населения определяет экономический прогресс общества. Распределение общественного богатства, зависящее от производственных отношений, в тесной связи с принятыми нормами социальной справедливости определяет социально-структурный прогресс. Рост общественного богатства и производительности труда может быть достигнут интенсификацией непосредственного труда или совершенствованием средств производства и орудий труда за счет научно-технического и технологического прогресса.

Критерии прогресса: Адаптационный, показывающий изменение объекта, при котором он становится более динамически устойчивым при изменениях окружающей среды. Структурный, доказывающий, что изменение структуры объекта ведет к более успешному его функционированию как системы. Эволюционный, показывающий, что изменения открывают новые возможности развития. Энергетический (ресурсосберегающий), показывающий, что изменения позволяют объекту функционировать в данном качестве с меньшими тратами энергии или материи. Информационный, показывающий, что изменения привели к убыстрению переработки внешней и внутренней информации в целях самоуправления.

При исследовании развития общества можно говорить только об экономическом, научном, техническом, технологическом, социально-структурном, политическом, духовном, культурном, нравственном прогрессе.

Прогресс- направление развития. Очевидно, что прогрессивное развитие общества не исключает возвратных движений, регресса, цивилизационных тупиков и срывов. Прогресс в одной сфере может быть причиной регресса в другой.

Критерии прогресса. Согласия среди ученых здесь нет. Фр. Просветители видели критерий в развитии разума, в степени разумности общественного устройства. Ряд мыслителей(Сен-Симон) оценивали движение вперед по состоянию общественной нравственности. Гегель связывал прогресс со степенью сознания свободы. Марксизм так же предложил универсальный критерий прогресса - развитие производственных сил. Видя сущность движения вперед во все большем подчинении сил природы человеку, К. Маркс сводил общественное развитие к прогрессу в производственной сфере.

Прогрессивными он считал лишь те отношения, которые соответствовали уровню производительных сил, открывали простор для развития ч-ка. Но состояние экономического базиса не определяет развития всех остальных сфер жизни общества. Целью, а не средством любого общественного прогресса является создание условий для всестороннего и гармоничного развития человека. Так, критерием прогресса должна быть мера свободы, которую об-во может предоставить для максимального развития личности. Степень прогрессивности- уровень условий для удовлетворения потребностей личности(по степени человечности общественного устройства).

При определении критериев общественного прогресса необходим комплексный подход, поскольку общество состоит из различных подсистем, каждая из которых требует своего специфического критерия. Проблема прогресса сложна и многоаспектна.

Универсальные критерии:

1. Способность человека противостоять энтропии, саморазрушению.

2. Увеличение степени свободы человека, его способности к творчеству, инновации.

3. Степень реализации счастья как основного смысла человеческого существования

Понимание прогресса связано с более общими категориями, такими как изменение, движение развитие. Анализ истории ч-ва показывает, что в общ-ном развитии имеют место восхождение или прогресс, цикличность или повторение, деструктивные процессы, или регресс.

Кондорсе считается первым из основателей теории исторического прогресса. Движение истории, по его мнению, имеет поступательный характер. Вектор ч-ой истории направлен от низшего несовершенного состояния ко все более совершенным состояниям. Критерий совершенства- степень развития ч-кого разума. Поступательное движение истории связывал с безграничными возможностями человеческого разума как творца истории. Признавал значения хозяйственных и политических факторов в общественном развитии. Немецкое просвещение (Гегель) развило идею о поступательном характере человеческой истории оцениваемой именно как история разума. Позиция Гегеля опирается на постулат «все действительное разумно», иными словами материя с самого начала представляет собой сферу разума, это является другим ракурсом той же самой проблемы, разум историчен. Всемирная история по Гегелю есть прогресс в сознании свободы.

Вы также можете найти интересующую информацию в научном поисковике Otvety.Online. Воспользуйтесь формой поиска:

Еще по теме 32. Проблема закономерности общественного развития и критерии прогресса:

  1. 27.Проблема общественного прогресса. Критерий общественного прогресса.
  2. Тема II. Проблема содержания, закономерностей и критериев нравственного развития.
  3. 48. Прогресс и его критерии. Оборотная сторона прогресса.

2. Законы и т еории развития общества

Закон ускорения исторического времени

Элементами социальной структуры выступают социальные статусы и роли. Их количество; порядок расположения и характер зависимости друг от друга определяют содержание конкретной структуры конкретного общества. Совершенно очевидно, что есть большие различия между социальной структурой древнего и современного общества.

Сравнивая эволюцию обществ, различные стадии, которые проходит человеческая цивилизация в своем развитии, ученые выяснили ряд закономерностей. Одну из них; можно назвать тенденцией, или законом ускорения истории. Он гласит, что на каждую последующую стадию уходит меньше, времени, чем на предыдущую.

Так, капитализм короче феодализма, а тот, в свою очередь, короче рабовладения. Доиндустриальное общество протяженнее индустриального. Каждая последующая общественная формация короче предыдущей в 3-4 раза. Самым продолжительным был первобытный строй, просуществовавший несколько сот тысяч лет. Археологи, изучающие историю общества по раскопкам памятников материальной культуры, вывели ту же самую закономерность. Каждую фазу в эволюции человечества они называют исторической эпохой. Оказалось, что каменный век, состоящий из палеолита, мезолита и неолита, длиннее века металла, состоящего из бронзового и железного веков. Чем ближе к современности, тем, сильнее сжимается спираль исторического времени, общество развивается быстрее, динамичнее.

Таким образом, закон ускорения истории свидетельствует об уплотнении исторического времени.

Технический и культурный; прогресс постоянно ускорялись по мере приближения к современному обществу. Около 2 миллионов лет назад появились первые орудия труда, c которых и бeрeт начало технический прогресс. Примерно 15 тысяч лет назад наши предки стали практиковать религиозные ритуалы и рисовать на стенах пещеры. Около 8-10 тысяч лет назад они перешли от собирательства и охоты к земледелию и скотоводству. Приблизительно 6 тысяч лет назад люди начали жить в городах, специализироваться на тех или иных видах труда, разделились на социальные классы. 250 лет назад произошла индустриальная революция, открывшая эру промышленных фабрик и компьютеров, термоядерной энергии и авианосцев.

Закон неравномерности

Закон ускорения исторического времени позволяет в новом свете взглянуть на привычные вещи, в частности на изменение социальной структуры общества, или его статусного портрета.

Динамика статусного портрета общества связана с динамикой социальной структуры и динамикой социального прогресса. Механизмом развития социальной структуры общества и одновременно механизмом его социального прогресса выступает разделение общественного труда. С появлением новых отраслей народного хозяйства растет количество статусов.

Благодаря знанию o социальной структуре (совокупности пустых, не заполненных людьми статусов) можно определить реальное время, в котором находится данная страна, уровень ее социального развития. Иными словами, в свою ли эпоху она попала.

Подобная теоретическая модель позволяет социологу сделать гораздо больше, нежели определить уровень исторического отставания.

Второй закон, или тенденция истории, гласит, что народы и нации развиваются с неодинаковой скоростью. Вот почему в Америке или России coceдcтвyют индустриально развитые регионы и районы, где население сохранило доиндустриальный (традиционный) уклад жизни.

Когда, не пройдя все предыдущие этапы, они вовлекаются в современный поток жизни, в их развитии могут последовательно проявиться не только позитивные, но и негативные последствия. Ученые установили, что социальное время в разных точках пространства может протекать c неодинаковой скоростью. Для одних народов время протекает быстрее, для других медленнее.

Открытие Америки Колумбом и последующая колонизация материка высокоразвитыми европейскими странами привели к гибели не менее развитой цивилизации майя, распространению заболеваний и деградации кopeннoгo населения. В процессе модернизации во второй половине ХХ века вслед за Америкой и Западной Европой втянулись исламские страны. Вскоре многие из них достигли технических и экономических высот, однако местная интеллигенция забила тревогу: вестернизация приводит к утрате традиционных ценностей. Движение фундаментализма и призвано восстановить самобытные, существовавшие до экспансии капитализма, народные обычаи нравы.

Существующие теории развития, можно условно разбить их на три группы: социокультурные, индивидуально-технологические и социально-экономические. Каждая из теорий выделяет свой определенный фактор общественного развития.

Социокультурные теории считают главными изменения, происходящие в социокультурной сфере общества - мировоззрении, религии, системе ценностей и менталитете социальный группы, общества и целых эпох. К социокультурным теориям относят учения Конта, Вебера, Сорокина.

Всю историю человечества Конт делит на три стадии развития, соответствующие состояниям человеческого ума. Первое состояние теологическое (фиктивное), когда главная, фактическая часть науки содержалась в богословской оболочке, а все явления объяснялись волей одушевленных предметов или сверхъестественных существ (духов, гномов, богов). Вторым является метафизическое (критическое) состояние, когда более многочисленные факты объясняются через различные отвлеченные, абстрактные, априорные понятия (таковы причина, сущность, материя, общественный договор, права человека и т.д.). Заслугу этой стадии Конт видит лишь в разрушении теологических идей и подготовке перехода к следующей, третьей и последней, позитивной, или научной, стадии. Задача позитивной философии заключается в классификации и объединении наук, причем науки должны выяснять законы связи явлений, а не заниматься метафизическими проблемами. Так, согласно Конту, невозможно познать сущность вещей и причинную связь; поэтому науки должны лишь проверять многочисленные факты “самими фактами, которые часто являются достаточно простыми, чтобы стать принципами”.

М. Вебер создал общую теорию рационализации общества. Отличительной чертой рациональности является наличие бюрократии, однако этот вывод отражает лишь один, хотя и очень важный, аспект (наряду с капитализмом) широкомасштабного процесса рационализации общества. Он исследовал два типа рационализма (формальный и субстантивный), однако следует упомянуть и два других: практический (повседневный рационализм, с помощью которого люди воспринимают реалии окружающего мира и стремятся справиться с ними наилучшим образом) и теоретический (стремление к когнитивному управлению реальностью с помощью абстрактных концепций).

Сорокин не столько принимал преобладавшей эволюционные или связанные с развитием модели, сколько полагал, что общество лучше всего понимать как подверженные циклическим, хотя и не регулярным, образцам изменения. В самом общем и схематичном виде эту эволюцию можно охарактеризовать типично русской формулой «от марксизма к идеализму» Он доказывал, что социальный дезинтеграционный и культурный кризис мог быть преодолен только новым альтруизмом.

Индивидуально-технологические теории рассматривают социальные изменения как производные от изменений в сфере производства. Наиболее известные теории этого типа созданы Уильямом Ростоу и Даниэлем Беллом.

Ростоу создал теорию стадий экономического роста, согласно которой, развитие общества определяется изменениями технологии производства (ручной труд, мануфактурный, машинное производство). Согласно Ростоу, общество проходит 5 стадий - традиционное, переходное, "сдвига, "зрелости", "высокого массового потребления".

Белл создал теорию индустриального общества, согласно которой, общество проходит три этапа - доиндустриальное (основной сферой производства является сельское хозяйство, так как не развиты технологии), индустриальное (основная сфера - промышленность), постиндустриальное (основная сфера - обслуживание).

Социально-экономические теории считают определяющими, изменения, которые происходят в системе экономических отношений. У истоков наиболее известных социально-экономических теорий стояли Карл Маркс, Карл Бюхер и Бруно Гильдебранд.

К. Маркс: Основа развития общества - материальное производство. Исходные положения этой концепции состоят в том, что основой существования и развития общества являются материальное производство и те изменения, которые обусловлены сдвигами в сфере производства, прогрессом производительных сил. С развитием производства создаются новые общественные отношения. Совокупность производственных отношений, материальный базис общества определяют формы сознания, юридическую и политическую надстройку. Право, политика, религия управляются базисом; взаимосвязь между двумя сторонами общественного организма необычайно сложна и противоречива. Действующие в обществе социологические законы выражают принцип соответствия между производительными силами и производственными отношениями, а также между идеологической и Политической надстройкой и базисом. Принцип соответствия между уровнем развития производства и формой организации общества объясняет, почему происходят перемены в общественных отношениях: производственные отношения становятся тормозом развития производительных сил и должны быть преобразованы революционным путем. «С изменением экономической основы, - писал К. Маркс, - более или менее быстро происходит переворот во всей громадной надстройке». Основной экономический труд К. Маркса «Капитал» состоит 13 четырех томов. Анализ системы экономических отношений начинается не с богатства (слишком общей категории), а с товара. Именно в товаре, по мысли Маркса, в зародышевой форме заложены все противоречия исследуемой системы.

Предмет: обществознание

Класс, профиль: 8 класс, обществознание

Ф.И.О. педагога, № ОУ: Григоркина Г.С., МОУ гимназия №19 имени Поповичевой Н.З.

Программно – методическое обеспечение:

Программа (базовый уровень)

Используемые учебники: А.И. Кравченко

Тема урока: «Социальный прогресс и развитие общества»

Цель:

Познакомить учащихся с тенденциями развития общества, в том числе законом ускорения истории, неравномерным развитием различных народов и наций, объяснить сущность социального прогресса и его видов.

После изучения темы учащиеся должны:

    объяснять сущность закона ускорения истории, аргументировать свой ответ конкретными примерами;

    знать о том, что народы и нации развиваются с неодинаковой скоростью, уметь пояснить эту тенденцию на примере развития стран;

    пояснить сущность социального прогресса, включающего в себя экономический, технический и культурный прогресс;

    уметь определять, в каких случаях общество развивается реформистским путём, а в каких – революционным;

    знать определения следующих понятий: закон ускорения истории, прогресс, регресс, реформа, революция, историческая эпоха.

План урока:

    Основные закономерности развития человеческого общества: почему ускоряется история?

    Закон неравномерного развития народов и наций мира.

    всегда ли общество развивается прогрессивно. Что такое социальный прогресс?

    Реформы и революции.

    Приступая к рассмотрению первого вопроса, учителю необходимо подчеркнуть, что, изучая эволюцию обществ, учёные пришли к выводу о существовании закономерностей в их развитии.

Рассмотрев хронологические рамки каждой исторической эпохи, ученики приходят к выводу об уплотнении исторического времени.

На рисунке к параграфу представлена сущность закона ускорения исторического времени. Рассматривая рисунок (с. 33 учебника), ученики должны пояснить:

а) Как соотносятся между собой уровень развития общества и историческое время?

б) Почему эту взаимосвязь называют законом ускорения истории?

Учитель обращает внимание ребят на дополнительный текст параграфа «Ускорение истории» (с. 34 учебника). Пусть учащиеся разъяснят статистические данные, представленные в тексте.

Выполнив такую работу, ученики приходят к выводу, что каждый последующий этап охватывает гораздо меньший промежуток времени, чем предыдущий. Однако уровень развития общества, наоборот, становится выше.

Весьма впечатляют данные социологов о том, что каждая последующая общественная формация короче предыдущей в 34 раза. Однако орудия труда, технологии усовершенствуются гораздо быстрее.

Определённый период развития человечества называют исторической эпохой. Обратив внимание учащихся на это понятие, и разъяснив его смысл, учитель даёт задание группам учащихся отобрать известные им факты, свидетельствующие о том, что технические изобретения, научные открытия совершенствовались от эпохи к эпохе. С этой целью ученикам можно предложить в качестве помощника книги – учебники по истории древнего мира, средневековья, нового и новейшего времени. Сопоставить уровень развития каждой эпохи можно по следующим параметрам:

а) развитие орудий труда, техники и науки;

б) развитие интеллекта человека;

в) социальная организация общества.

(Такую работу целесообразно выполнять в подготовленном классе).

    На предыдущем уроке ученики, выполняя задание по карточкам, узнали о том, что русский учёный Н.Н. Миклухо- Маклай изучал в XIX в. реликтовые общества папуасов, живущих на уровне первобытного общества. Почему история «тормозит» эволюцию отдельных народов, людей? Пусть ребята выскажут свои предположения.

Почему социальное время протекает не везде одинаково?

Ученикам предлагается подумать, можно ли рассматривать экспансию капиталистически развитых стран на территорию слабо развитых регионов как прогрессивное явление? (С одной стороны – искусственная попытка ускорить процесс развития народов (завоз техники и т. д.), с другой – разрушение самобытности).

Желательно, чтобы в процессе дискуссии ребята аргументировано доказали свою точку зрения. Для отслеживания разнополярных суждений к доске (к листу ватмана, прикреплённому на стене) следует пригласить одного ученика, который должен фиксировать эти позиции выступающих. (Да, это прогрессивно, так как…; Нет, это насилие и носит опасный характер, так как…)

    Рассмотрение третьего вопроса должно быть сконцентрировано вокруг понятия «социальный прогресс». Он объясняется нашей наукой как мировой прогресс развития человеческого общества от менее совершенного к более совершенному, от состояния дикости к вершинам цивилизации.

Разъясняя сущность социального прогресса, учитель привлекает к диалогу ребят, которые с помощью конкретных фактов доказывают, чем характеризовался социальный прогресс и его составляющие в определённые исторические эпохи.

Изучение вопроса завершает проблемное задание:

Подумайте, может ли общество развиваться вспять, регрессивно?

Разъясняя эту проблему, учитель должен закрепить в понимании учащихся, что прогресс носит глобальный характер, а регресс – локальный и охватывает отдельные общества и промежутки времени.

Учащимся предлагается выполнить следующее задание.

«Истории человечества известны многочисленные войны. В их состоянии оно находилось гораздо больший промежуток времени, чем в состоянии мира. Подумайте, как влияли войны на развитие общества? Какую функцию они выполняли: прогрессивную или регрессивную?»

Можно предложить ученикам разделиться на две группы с биполярными мнениями и попытаться дать ответ на поставленный вопрос с заранее предлагаемой установкой (ученики пытаются доказать предложенную позицию, полемизируя со своими противниками):

Да, войны оказывали прогрессивное влияние на развитие общества, так как:

    в период военных действий происходит быстрое усовершенствование техники, в том числе военной, развивается военно - промышленный комплекс страны.

    Предприятия, фирмы по производству вооружения получают госзаказы, их прибыль быстро растет. Происходит обогащение многих структур.

    В военное время в народе проявляются особые чувства патриотизма, единения, что способствует сплочению нации, росту её интеллектуальных возможностей.

    В период войны появляется много уникальных талантливых произведений науки, искусства (песни, музыка, живопись…)

    Война истребляет часть населения, тем самым, регулируя решение демографических проблем.

    Война способствует новым открытиям в области медицины.

Нет, войны негативно влияют на общество, так как:

    война – это многочисленные жертвы людей, горе и слёзы.

    В период войны уничтожаются многочисленные ценности культуры, в том числе здания, сооружения

    Война приводит к колоссальным материальным потерям: разрушению и опустошению городов, деревень.

    Стрессовое состояние людей приводит к нарушению психики, здоровья людей

    Общество дестабилизируется, теряя трудоспособных граждан и увеличивая разряд тех, кто нуждается в социальной поддержке.

    Происходит передел мира, порождаются новые конфликты.

    Социальный прогресс может осуществляться постепенно или скачкообразно. В первом случае в обществе происходят реформаторские изменения, а во втором – революционные. При рассмотрении данного вопроса следует обратить внимание на разницу в этих понятиях.

Ученикам предлагается проанализировать нижеприведённые события и сгруппировать их в 2 колонки таблицы, объяснив устно:

а) Почему это событие можно отнести к данному виду социального прогресса?

б) Каким образом происходили изменения, кто стал инициатором и «проводником» перемен в жизни?

    Приватизация жилья, законодательно разрешённая в России.

    Введение налоговых льгот отечественными предпринимателями.

    Юридическая отмена крепостного права в 1861 г. в России.

    изменение системы судопроизводства в 60-е гг. XIX в., в соответствии с которыми введён суд присяжных, состязательность процесса и проч.

    События 1917 года в России, повлекшие за собой изменения политического строя (монархия - республика), ликвидация буржуазии, уничтожение частной собственности.

    Технологический, промышленный подъём западноевропейских государств XVIII-XIX вв., в результате которого машинное производство вытеснило старую мануфактуру.

Таким образом, ученики самостоятельно при организующей роли учителя начинает понимать, что:

Реформа – усовершенствование в определённой сфере жизни, которое носит постепенный характер, не затрагивающий основ существующего строя.

Революция – комплексное изменение большинства сторон жизни, выводящее на качественно новый уровень развития общество.

В конце изучения темы учитель может поработать с понятиями, рассмотренными на уроке. Для этого следует предложить выстроить на доске терминологическую модель их взаимосвязи Ии попросить разъяснить отдельные понятия устно.

Д/з: 4 параграф, выполнить задания и ответить на вопросы к параграфу. Отдельным группам ребят можно дать индивидуальные задания: подобрать из литературы, СМИ факты. Доказывающие закономерные тенденции в развитии общества.урока ...

  • Рабочая программа По всеобщей истории 5-9 класс пояснительная записка

    Рабочая программа

    ... история как наука, выявляя закономерности и тенденции развития общества ... развития человеческого общества , и особенностям развития отдельных регионов, а также проследить динамику исторического развития и выделить его основные ... карты. Почему манили новые...

  • Конспект повторительно-обобщающего урока Проблемно-дискуссионное игровое

    Конспект

    Также представлениями о закономерностях развития человеческого общества с древности до... из основного и дополнительного... для детей. Всемирная история . - М.: Аванта +, ... урока . Постановка проблемного вопроса: Как вы считаете, почему ... . Ускорила развитие Италии...

  • Урок раздел I. Жизнь первобытных людей тема I. Первобытные собиратели и охотники

    Урок

    И человеческого общества , зарождением духовной культуры, социальной дифференциации. Нигде больше на материале курса истории ... Востока, греческие ученые пытались найти основные закономерности развития природы. Величайшим достижением было учение...

  • Cтраница 1


    Закономерности общественного развития свидетельствуют о постепенной смене несовершенных форм общежития на более развитые, демократические. Роль верховной власти в высокоразвитых государствах все более сводится к роли мирового судьи, который только тогда вмешивается в ход общественно-экономических отношений, когда сами участники этих отношений не могут достичь согласия в решении важнейших проблем.  

    Боящаяся объективного исследования закономерностей общественного развития, которые обрекают капитализм на гибель, буржуазия требует от своих приказчиков фальсификации его выводов, доказательства вечности, незыблемости капиталистического строя. Именно поэтому буржуазная партийность враждебна объективности, научности. Однако пролетариат, призванный освободить человечество от эксплуатации и являющийся законным преемником всего культурного наследия человечества, в том числе и созданного буржуазным обществом, не может обойтись без усвоения культуры прошлого. Задача марксистов, - писал В. И. Ленин - суметь усвоить себе и переработать те завоевания, которые делаются этими приказчиками... Выполнение этой двуединой задачи, поставленной Лениным, играет важную роль в борьбе за построение коммунистического общества. В процессе строительства коммунизма, поскольку он осуществляется в условиях сосуществования двух противоположных общественных систем: социализма и капитализма, особое значение приобретает вторая сторона этой задачи - борьба с буржуазной идеологией, борьба, в которой важнейшую роль играет развитый В. И. Лениным принцип революционной пролетарской партийности.  

    Постепенно в ходе познания закономерностей общественного развития в научный оборот были введены понятия производственной и бытовой инфраструктуры, употребление которых было связано с необходимостью создания условий для функционирования производственной и непроизводственной сфер. Такое деление инфраструктуры получило закрепление на практике, что имело не только положительные, но и негативные последствия.  

    Гениальные высказывания Ленина о закономерностях общественного развития являются неоценимым источником правильного понимания многих современных явлений. Нет, без Ленина их не понять, без Ленина не понять современного положения мира, закономерностей развития загнивающего капитализма в эпоху империализма, судеб пролетарской революции и ее победы, путей строительства социализма и коммунизма.  

    Такого рода рассуждения справедливы, поскольку закономерности общественного развития свидетельствуют о поступательном движении всех государств к прогрессивным формам сосуществования и экономического сотрудничества, несмотря на все потрясения, которые встречают они на своем пути.  

    Задача науки заключается в том, чтобы исследовать закономерности общественного развития и на их основе построить реальные экономические, социально-политические концепции и программы, позволяющие стабильно развиваться всем участникам воспроизводственных процессов.  

    Тем не менее отстаивание истории как науки о закономерностях общественного развития выгодно отличало К.  

    СОЦИОЛОГИЯ - наука, изучающая общество, общественные отношения, закономерности общественного развития, социальные группы и их взаимодействие.  

    Есть принципиальная разница, которая лежит в основе подхода к пониманию закономерностей общественного развития во французской и английской социологиии: английская социология, связанная с традиционными представлениями принципов жизни, была отчетливо индивидуалистической. Общество для нее - это прежде всего совокупность индивидов, и только понимание природы самого индивида дает ключ к изучению социального целого. Это немаловажное различие, поскольку на нем базировалась методология исследований. Так, если Конт начинает исследование общества как системы, то Милль, напротив, стремится свести социальное, то есть общее, к индивидуальному. Общество для него - лишь простое объединение индивидов, а социальные законы без остатка сводятся к законам индивидуальной человеческой природы. По Миллю, соединяясь в общество, люди не превращаются в нечто другое, обладающее другими свойствами.  

    Овладение революционной теорией рабочего класса и всех трудящихся - марксизмом-ленинизмом дает возможность понять закономерности общественного развития, политику партии, пути движения к коммунизму, быть активным и сознательным творцом новой жизни.  

    Действующая ныне Программа партии, как сказано в постановлении съезда, в целом правильно характеризует закономерности мирового общественного развития, цели и основные задачи борьбы партии и советского народа за коммунизм. Ее принципиальные положения подтверждены жизнью. Многое из того, что записано в Программе, уже выполнено. Вместе с тем некоторые ее положения - это надо прямо сказать - не в полной мере выдержали проверку временем, так как в них были элементы отрыва от реальности, забегания вперед, неоправданной детализации. И, конечно, за два десятилетия и в жизни советского общества, в жизни других стран социализма, да и в мировом развитии в целом появилось много важных изменений. Все это требует глубокого теоретического осмысления и должно быть учтено при выработке долгосрочной стратегии партии в области внутренней и внешней политики.  

    Постоянное укрепление Вооруженных Сил является объективной необходимостью успешного строительства социализма и коммунизма, вытекающей из закономерностей общественного развития и особенностей классовой борьбы между капитализмом и социализмом.  

    Само собой понятно, что пророки не имели ни малейшего представления о движущих силах и закономерностях общественного развития.  

    Социология как наука об обществе вообще, исходя из тех или иных позиций, стремится установить закономерности общественного развития, так или иначе понимания общество как продукт взаимной деятельности и связи людей. Но в этом стремлении она не может не интересоваться и самим человеком как основным элементом общества. Иначе говоря, социологические законы, которые объясняют общественные явления, исходя из материального базиса, процесса производства, должны рассматриваться в их связи с законами, которые относятся к человеку как особому существу в мире. Человек есть продукт общества и его законов, но и общество является таким, каким оно есть, именно потому, что оно есть общество людей, потому что в нем объединены люди, а не другие существа... Это не значит, что общество всецело определяется человеком или даже в первую очередь человеком.  

    В самом деле, на этой основе легко отличить, окажем, историков, постигающих общие закономерности общественного развития, от людей, получивших разрозненные сведения об исторических фактах.  

    2024 english-speak.ru. Изучение английского языка.