Факультативное занятие "слова "родственники". Публикация педагога на тему "Родственные слова"

КАРТОТЕКА ИГР ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ В СТАРШЕЙ ГРУППЕ

Сурина Л.В.

Без игры нет и не может быть полноценного умственного развития. Игра-это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий. Игра –это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности.

В. А. Сухомлинский

ПОДБЕРИ ПРИЗНАК

Цель: учить согласовывать прилагательные с существительными.

Ход игры: воспитатель называет слово и задаёт вопросы (какой? какая? какие? какое?), ребёнок отвечает.

Куртка (какая?) – красная, теплая, зимняя…

Сапоги (какие?) – коричневые, удобные, теплые…

Шарф (какой?) – пушистый, вязанный…

Перчатки (какие?) – кожаные, белые...

Шляпа (какая?) – черная, большая…

Туфли (какие?) – осенние, красивые…

Платье (какое?) - новое, нарядное, зеленое…

Рубашка (какая?) - белая, праздничная….

Шуба (какая?) - меховая, теплая…

НАЗОВИ ЛАСКОВО

Цель: учить детей образовывать слова при помощи уменьшительное- ласкательных суффиксов.

Оборудование: мяч

Ход игры: воспитатель произносит фразу и бросает мяч ребенку. Предложите ребенку вернуть вам мяч и изменить фразу так, чтобы слова в ней звучали ласково.

Шуба теплая - шубка тепленькая

Лиса хитрая - лисичка хитренькая

Заяц белый - зайчик беленький

Сапоги чистые - сапожки чистенькие

Ветка короткая - веточка коротенькая

Шишка длинная - шишечка длинненькая

Ворона черная - вороненок черненький

Снег белый - снежок беленький.

ПОСЧИТАЙ

Цель: упражнять в согласовании существительных с числительными 1-2-5.

Ход игры : воспитатель называет один предмет, дети отвечают, как будет звучать 1-2-5 предметов.

Один мяч, два мяча, пять мячей.

Одна кукла, две куклы, пять кукол.

Одно облако, два облака, пять облаков.

КАКОЙ? КАКАЯ? КАКОЕ?

Цель: закрепить умение соотносить предмет и его признак. Закрепить согласование прил. с сущ. в роде, числе.

Материал : картинки с изображением дерева, гриба, пня, солнца, девочки, корзинки, картинки – символы качества предметов.

Ход игры : в центре -картинки с изображением предметов, отдельно – символы качеств. Детям предлагается найти предметы, к которым можно задать вопрос «какой?» и ответить на вопрос, подбирая символы качеств. (Пень –какой? Пень низкий, твердый, круглый и т.д.). Аналогична работа с предметами женского и среднего рода.

УЗНАЙ ПО ОПИСАНИЮ

Цель: учить составлять описательные загадки о ягодах, фруктах и т.д.

Ход игры : воспитатель просит детей самостоятельно составить описательную загадку о ягодах или фруктах: «Овальный, твердый, желтый, кислый, кладут в чай» (Лимон).

ГДЕ НАЧАЛО РАССКАЗА?

Цель: учить передавать правильную временную и логическую последовательность рассказа с помощью серийных картинок.

Ход игры: ребенку предлагается составить рассказ опираясь на картинки. Картинки служат своеобразным планом рассказа, позволяют точно передать сюжет, от начала до конца. По каждой картинке ребёнок составляет одно предложение и вместе они соединяются в связный рассказ.

ЗАКОНЧИ ПРЕДЛОЖЕНИЕ

Цель: формировать умение подбирать родственные слова, образованные от слова гриб , в соответствии со смыслом стихотворения.

Материал: текст стихотворения.

Как-то раннею порой вдруг полился дождь…грибной.

И из дома в тот же миг в лес отправился … грибник.

Чтобы принести улов, взял корзину для… грибов.

Долго шёл он в глушь лесную - поляну там искал… грибную.

Вдруг под ёлочкой на кочке видит маленький… грибочек.

И обрадовался вмиг наш удачливый… грибник.

Как ему не веселиться, если здесь в земле… грибница!

Стал заглядывать под ёлки, под берёзы и дубы,

Собирать в свою корзину все съедобные…грибы.

А когда собрал их много, то отправился домой,

И мечтал он всю дорогу, как он сварит суп… грибной.

Много он собрал грибов, и грибочков, и грибков,

А тому, кто долго ищет, попадётся и… грибище!

РАЗДЕЛИ НА ГРУППЫ

Цель: закреплять умение пользоваться притяжательными местоимениями и разделять слова по родовым признакам.

Материал: карточки с картинками грибов; две корзинки.

Ход игры: воспитатель предлагает детям из банка предметных картинок выбрать грибы, про каждый из которых можно сказать «он мой» и положить в одну корзинку. В другую – положить картинки с грибами, про каждый из которых можно сказать «она моя» .

БЛИЗКИЕ СЛОВА

Цель: формировать умение подбирать синонимы к словам. Развивать точность выражения мыслей при составлении предложений.

Материал: Фишки.

Осенью дни пасмурные,… серые, унылые…

Осенью часто погода бывает холодной,… ветреной, дождливой…

Осенью настроение грустное,… печальное, тоскливое…

Осенью дожди частые,… холодные, проливные…

Небо покрывают серые тучи,… тёмные, дождевые…

В начале осени бывают ясные дни,… безоблачные, светлые…

Поздней осенью на улице холодно,… пасмурно, ветрено…

ЧЕЙ? ЧЬЯ? ЧЬЁ?

Цель: формировать умение образовывать притяжательные прилагательные.

Ход игры : воспитатель называет слово и задаёт вопрос (чей? чья? чьё?), ребёнок отвечает.

Шарф (чей?) - мамин,
Шляпка (чья?) - бабушкина,
Поднос (чей?) - дедушкин,

Книга (чья?) – бабушкина,
Тапочек (чей?) – дедушкин.

ДОСКАЖИ СЛОВЕЧКО

Цель: закрепление употребления в речи существительных в родительном падеже множественного числа.

Ход игры: детям читают вслух знакомые стихотворные строчки, не договаривая последнего слова. (Это слово стоит в родительном падеже множественного числа). Дети добавляют недостающее слово и получают за каждый правильный ответ фишку. Выигрывает тот, кто получит больше фишек.

ОБЪЯСНИТЕ, ПОЧЕМУ…

Цель: научить правильно, строить предложения с причинно-следственной связью, развитие логического мышления.

Ход игры: воспитатель объясняет, что дети должны будут закончить предложения, которые начнет говорить ведущий, используя слово «потому что». Можно подобрать несколько вариантов к одному началу предложения, главное, чтобы они все правильно отражали причину события, изложенного в первой части. За каждое правильно выполненное продолжение игроки получают фишку. Выигрывает тот, кто соберёт больше фишек.

Незаконченные предложения для игры:

Вова заболел… (простыл) Мама взяла зонт… (идёт дождь)

Дети легли спать… (поздно) Очень хочется пить… (жарко)

Лед на реке растаял… (тепло) Деревья сильно закачались… (дует ветер)

Стало очень холодно… (пошёл снег)

СЛОВА –РОДСТВЕННИКИ

Цель: упражнять в подборе однокоренных слов.

Медведь – медведица, медвежонок, медвежий, медведушка …

Волк - волчица, волчонок, волчище, волчий, волчишко…

Лиса –лис, лисичка, лисёнок, лисонька, лисушка….

КТО ГДЕ ЖИВЁТ?

Цель: упражнять в употреблении предложного падежа существительного.

Лиса живёт в норе.

Медведь зимует в… .

Волк живёт в … .

Белка живёт в … .

Ёжик живёт в … .

ИЗМЕНИ СЛОВО

Цель: упражнять в падежном и предложном согласовании.

Изменить слово «окно» в контексте предложения.

В доме большое … . В доме нет … . Я подошел к … . Я мечтаю о большом … . У меня растут цветы под … .

КЕМ ТЫ БУДЕШЬ?

Цель: закрепить употребление глаголов в будущем времени (буду летать, лечить, водить...).

Ход игры : в начале занятия воспитатель читает отрывок из произведения В.Маяковского Кем быть.

После этого предлагает детям помечтать, кем они хотят быть, кем работать.

Я буду летчиком, летать на самолетах.

Я буду врачом, лечить детей.

Я буду учить детей, учительницей работать.

Воспитатель следит за правильным построением предложений.

КАКОЕ ЭТО БЛЮДО?

Цель: упражнять в образовании относительных прилагательных.

Какой суп из … (фасоли, гороха, рыбы, курицы, свеклы, грибов, овощей

ОБРАЗУЙ СЛОВА

Цель:

Материал:

Поет Поющая

Щебечет Щебечущая

Улетает Улетающая

Кормит Кормящая

Плывет Плывущая

Кричит Кричащая

Голодает Голодающая

УЛЕТЕЛИ ПИЦЫ

Цель: упражнять в словоизменении: употребление родительного падежа имен существительных в единственном и множественном числе.

Нет (кого?) – нет лебедя, утки … .

Нет (кого?) – нет лебедей, уток … .

ИСПРАВЬ ОШИБКУ

Цель: учить понимать значение притяжательных местоимений.

Ход игры: взрослый заведомо говорит неправильно, а ребенок, если слышит ошибку, исправляет ее.

На столе лежит много карандашов.

Карлсон съел много конфетов.

ОБРАЗУЙ СЛОВА

Цель: расширять и активизировать словарный запас. Упражнять в образовании действительных причастий настоящего времени.

Материал: предметные картинки перелетных птиц, мяч.

Поет Поющая

Щебечет Щебечущая

Улетает Улетающая

Кормит Кормящая

Плывет Плывущая

Кричит Кричащая

Голодает Голодающая

СКАЖИ ОДНИМ СЛОВОМ

Цель:

Материал : мяч.

КОМУ ЧТО НУЖНО

Цель: упражнять в образовании сложных прилагательных.

Материал: мяч.

У сороки белые бока, поэтому ее называют … (белобокая).

У синицы желтая грудь, поэтому ее называют … (желтогрудая).

У снегиря красная грудь, поэтому его называют … (…).

У дятла красная голова, поэтому его называют … (…).

У вороны черные крылья, поэтому ее называют … (…).

У дятла острый клюв, поэтому его называют … (…).

«Четвёртый лишний»

Цель: учить устанавливать сходство и различие предметов по существенным признакам, закрепление слов-обобщений.

Ход игры. На столе выкладывается по четыре картинки, три из них относятся к одной тематической группе, а четвёртая к какой-нибудь другой группе. Детям дается задание: рассмотрите картинки и определите, какая из них лишняя. Неподходящую картинку переверните, а оставшиеся назовите одним словом».

Каждый участник исключает лишнюю картинку по очереди. Если он ошибается или не выполняет задание, его вариант предлагают выполнить следующему игроку. За каждое правильное выполнение дают фишку. Выигрывает тот, кто наберёт больше фишек.

«Четвертый лишний (с мячом)

стол, стул, кровать, чайник

лошадь, кошка, собака, щука

елка, земляника, береза, дуб,

огурец, тыква, морковь, заяц

блокнот, портфель, газета, тетрадь,

огурец, арбуз, яблоко, мяч

волк, лиса, медведь, кошка

фиалка, ромашка, морковь, василек,

кукла, машинка, пирамида, книга

воробей, орел, ласточка, оса

лыжи, коньки, лодка , санки

стул, молоток, пила, рубанок

снег, мороз, жара, лед

змея, улитка, бабочка, черепаха

кисти, краски, чайник , альбом

шляпа, крыша, дверь, окно

молоко, чай, лимонад, хлеб

Дидактическая игра «Два – две»

«Посмотри на себя и скажи, что у нас по два?..Два глаза, два уха, два локтя, два плеча, два колена.

А что у нас по две?...Две руки, две ноги, две пятки, две щеки, две ноздри.

Молодец, а теперь продолжи»:

огурец – два..огурца ваза – две…вазы

стул – два..стула вишня – две…вишни

стол - два…стола слива – две…сливы

кот - два …кота кошка – две…кошки чашка – две…чашки

окно – два…окна машина – две…машины

дерево – два…дерева

тюльпан – два …тюльпана роза – две…розы

помидор – два…помидора

кастрюля – две…кастрюли костюм – два…костюма майка – две…майки

Дид. игра «Звуковая дорожка»

Цель: Автоматизировать изолированный звук: формировать звуковую культуру речи.

Описание куба: На гранях куба представлены игровые задания для определенной группы звуков.

Ход: Дети передают кубик, произнося считалку.

«Раз, два, три, четыре, пять

Будешь ты вращать».

Ребенок с закрытыми глазами выбирает грань, произносит автоматизированный звук, подбирает картинку с заданным звуком.

«Насос» - звук [с]

«Жук» - звук [ж]

«Комар» - звук [з]

«Машина» - звук мотора [р]

«Камыши» - звук ветра [ш]

«Коза» - звук [к]

Дид. игра «Назови слова»

Цель: Учить детей называть слова с заданным звуком.

Ход: Педагог предлагает детям назвать слова с заданным звуком. За правильный ответ дети получают жетоны. В конце игры определяется победитель.

Дид. игра «Зоопарк»

Дид. игра «Веселый язычок»

Цель: Подготовить артикуляционный аппарат детей к произношению звуков.

В: Жил на свете язычок. Был у него свой домик. Домик назывался «ротик». Домик открывался и закрывался. (Показывает) Чем закрывается домик? (зубами).

В: Правильно! Нижние зубы – крылечко, а верхние – дверка. Давайте все вместе закроем и откроем домик Язычка. Улыбнитесь, закройте домик так, чтобы и крылечко и дверка были хорошо видны. (Дети выполняют упражнение «Улыбка») .

Жил Язычок в своем домике и часто на улицу глядел. Откроет дверку, высунется из нее и опять спрячется. (Показывает.) язычок был очень любопытный. Все ему хотелось знать. Увидит, как котенок молоко лакает, и думает, дай0ка и я попробую! Высунет широкий хвостик на крылечко и опять спрячет. Высунет и спрячет, высунет и спрячет. Давайте и мы высунем язычок все вместе и спрячем его. Сначала медленно, а потом быстрее! Совсем как у котенка получается! (Дети выполняют упр. «Полакаем молоко»)

А еще любил Язычок песни петь. Услышит, как дети кричат: «а-а-а», откроет дверку широко-широко и запоет «а-а-а». услышит, как лошадка ржет: «и-и-и», сделает узенькую щелку в дверке и запоет: «и-и-и». услышит, как поезд гудит: «у-у-у», кругленькую дырочку в дверке сделает и запоет: «у-у-у».

Так у Язычка незаметно и день пройдет. Устанет Язычок, закроет дверку и спать уляжется. Вот такая сказка.

Дид. игра «Какое слово потерялось? »

Цель: Развивать слуховое внимание, продолжать знакомить детей с многообразием слов.

Ход: Воспитатель читает стихотворение.

«Гладко, плавно лился стих,

Вдруг споткнулся и притих,

Ждет он и вздыхает:

Слова не хватает!

Чтобы снова в добрый путь

Стих потек, как речка,

Помоги ему чуть-чуть,

Подскажи словечко. »

В: Вспомните стихи и скажите, какое слово «потерялось»

Я люблю свою лошадку.

Причешу ей шерстку (гладко)

Спать пора! Уснул бычок,

в дверке и запоет: «и-и-и». услышит, как поезд гудит: «у-у-у», кругленькую дырочку в дверке сделает и запоет: «у-у-у».

Дид. игра «Зоопарк»

Цель: Продолжать знакомить детей с многообразием слов.

Ход: Дети называют животных, птиц, рыб, которые живут в «Зоопарке». Воспитатель каждый раз акцентирует внимание детей на термине «слово» (Вова сказал слово «попугай»)

Определяется победитель. За названные слова дети поощряются фишками.

Дид. игра «В кругу с мячом»

Цель: Развивать фонематический слух детей, умение подбирать слова схожие по звучанию.

Ход: Воспитатель называет слово и бросает мяч кому-нибудь из детей. ребенок называет слово-друга и возвращает мяч обратно.

Образец: галка-палка, мышка-мишка, печка-свечка, стол-пол, Маша-растеряша.

Дид. игра «Сердитый ворон»

Цель: Продолжать учить детей определять первый звук в слове.

Ход: Детям раздаются шапки-маски различных зверей. К складному домику приставляют «мостик» (доску) .

В: В этом домике живут звери: заяц, лиса, медведь, волк и др. Перейти в домик можно только по мостику, но он не простой, волшебный: уйти из домика по нему легко, а придти обратно непросто. Около мостика сидит ворон (надевает на себя шапочку-маску ворона). Каждого животного, кто приходит к

мостику, он спрашивает, какой звук первый в названии этого животного. Кто правильно ответит, тот пройдет. А кто не знает ответа, того сердитый ворон не пропускает.

Дид. игра «Назови слова со звуком [с"] и [с].»

Цель: Продолжать учить детей дифференцировать в словах звуки [с"] и [с].

Ход: Детям даются конверты с тремя картинками: в двух есть звуки [с"] и [с], а в одной нет, и две фишки-кружочка синего и зеленого цвета. Дети называют изображенный на картинке предмет и накрывают его кружочком синего, если звук [с], или зеленого, если звук [с"], цвета.

Дид. игра «Самолет»

Цель: Продолжать учить узнавать звук [с] в словах.

Ход: В: Сегодня мы отправляемся в полет на самолете и надо придумать, какие вещи взять с собой (Раздает детям картинки.) взять с собой можно только те предметы, в названиях которых слышится звук [с].

Дети строят самолет. Воспитатель-«стюардесса» впускает пассажиров только с картинками, на которых изображены предметы со звуком [с]. При входе в самолет ребенок показывает свою картинку и говорит: «Я возьму с собой сумку» (санки, сапоги, сыр и др.) и садятся на свое место.

Мы отправляемся в полет. Чтобы нам было веселее, выучим стихотворение, в котором почти все слова имеют звук [с].

«Самолет построим сами,

Понесемся над лесами,

Понесемся над лесами

И опять вернемся к маме.» А. Барто

Дид игра «Слова – загадки»

Цель: Продолжать учить детей определять протяженность слов.

Ход: Воспитатель загадывает загадки. Дети отгадывают, определяют какое слово длинное или короткое

Рис. - скан игры на однокоренные слова с портала МЕРСИБО

Обучаясь в школе все дети знакомятся с темой "Однокоренные слова", где должны уметь осознанно находить, составлять, определять слова происходящие от одного корня. Но данная тема не является для школьников абсолютно новой. Так или иначе многие приобщались к понятию "однокоренные слова" еще в дошкольном возрасте в рамках некоторых образовательных программ, реализуемых в детских садах, или на подготовительных к школе занятиях, или при работе с логопедом, дефектологом. И в шесть-семь лет данная тема, определялась как "родственные" слова.

Именно родственным словам и посвящается статья. Пост содержит материалы, благодаря которым дети дошкольного возраста смогут более полно постигнуть особенности родной речи.

Итак, первоначально здесь представлена серия картинок, наглядно раскрывающая родственность слов. Когда ребенок сможет самостоятельно определять главное слово от которого и появились все остальные слова родственники, можно переходить и к играм (упражнениям) без использования наглядности, которые позволят закрепить изученный материал.

Игры по теме "Родственные слова" размещены ниже, после подборки картинок.

Следует учесть, что рассматривая слова-родственники в детском саду, опираемся на природное языковое чутьё ребенка и на свой артистизм, сообразительность и оригинальность в подаче материала, а термины типа "однокоренные слова" ни в коем случае не применяем.

Рассматривая предложенную наглядность, желательно, что бы взрослый помог ребенку самостоятельно догадаться какое же главное слово скрывается во всех словах родственниках. При этом, на начальных этапах работы не следует обращать внимание на слова, в которых наблюдается смена букв. Например, снег - снеговик - снегурочка =удачный пример; снег - снежинка - снежок - менее удачный вариант, мешающий детям уловить логику образования однокоренных понятий.

Единой, общепризнанной и жестко утвержденной методики ознакомления детей с родственными словами не разработано, поэтому задание и наглядность приведены примерные, а их использование может быть вариативно и окрашено Вашими творческими доработками и нюансами.

1.

2.

3.

4.

5.

6.

7.

8.

9.

10.

11.

12.

13.

14.

15.

16.

17.

18.

19.

20.

21.

22.

23.

24.

Примерные игры и задания. Тема "Родственные слова". Обратите внимание, что в каждой игре следует в начале, по ходу и в конце упоминать про понятие "родственные слова" и разъяснять детям неясные моменты.

Д/и "Объяснялки" . Взрослый объясняет слово, а ребенок сам отгадывает и называет то понятие, о котором говорил педагог. Постоянно акцентируем внимание на понятии "снег", и что от него образовались слова. В конце игры подводим итог - слова родственники и все они произошли от слова "снег".
Если позволяет развитие ребенка, то педагог называет слово, а ребенок его объясняет. Так же постоянно акцентируем внимание на понятии "снег". и что от него образовались другие слова. В конце игры подводим итог - слова родственники произошли от слова "снег".

  • Снежинка - капельки воды застывшие и имеющие шестиугольную форму.
  • Снег - скопление снежинок.
  • Снегопад - момент когда снежинки падают с неба.
  • Снежная зима - зима с большим количеством выпавшего снега.
  • Снежки - комочки из снега.
  • Снеговик - фигура сделанная из трех снежных шаров.
  • Снегурочка - сказочный персонаж из снега.

Давай мы с тобой подберём родственные слова к слову МОРОЗ.

1. Д/и «Подбери «слова - родственники» (тема «Зима» ) .

На доске картинка «Зима» . Проводится беседа по картинке.

Подберите «слова - родственники» к слову «зима» . Каким словом можно ласково назвать зиму? (Зимушка.) А как можно назвать день зимой? (Зимний.) А как называются птицы, которые остаются у нас на зиму? (Зимующие.) Каких зимующих птиц вы знаете? А как по-другому сказать «остаются на зиму» ? (Зимуют.) Итак, какие же вы вспомнили слова-родственники к слову «зима» ? (Зимушка, зимние, зимовать, зимующие.) Про что можно сказать «зимний» (лес, сад, день) ; «зимняя» (дорога, погода, пора, стужа) ; «зимнее» (небо, солнце, утро) .

2. Д/и «Доскажи словечко»

Посмотрите на картинку. Зимой на крышах, на земле, на деревьях ле-жит… (снег) . Будем подбирать «слова-родственники» к слову «снег» . А поможет нам в этом игра «Доскажи словечко»

Тихо, тихо, как во сне,

Падает на землю … (снег)

С неба всё скользят пушинки -

Серебристые… (снежинки)

Кружатся над головою

Каруселью… (снеговою)

На полянки, на лужок

Всё снижается… (снежок)

Землю белой, чистой, нежной

Застелил постелью… (снежной)

Вот веселье для ребят

Всё сильнее … (снегопад)

Все бегут вперегонки

Все хотят играть в … (снежки)

Снежный ком - на снежный ком,

Всё украсили… (снежком)

Словно в белый пуховик

Нарядился… (снеговик)

Рядом снежная фигурка -

Это девочка… (снегурка)

На снегу-то, посмотри -

С красной грудкой… (снегири)

Словно в сказке, как во сне,

Землю всю украсил (снег) .

Аналогичная работа проводится при подборе родственных слов к слову «дом» (тема «Дом и его части» )

Жил да был весёлый гном

Он в лесу построил… (дом)

Рядом жил поменьше гномик

Пол кустом он сделал… (домик)

Самый маленький гномишко

Под грибом сложил… (домишко)

Старый, мудрый гном-гномище

Выстроил большой… (домище)

Был он стар и был он сед

И большой был… (домосед)

А за печкой за трубой

Жил у гнома… (домовой)

Очень строгий, деловитый

Аккуратный… (домовитый)

Мох, калину, зверобой -

Всё из леса нёс… (домой)

Есть любил он суп вчерашний,

Пил он только квас… (домашний)

Каждый день соседи-гномы

Навещали деда… (дома)

Всех встречал радушно гном

Все любили этот … (дом) .

Подобная работа проводится в дальнейшем со следующими родственными словами:

Лес, лесок, лесной, лесник;

гриб, грибок, грибник, грибной;

вода, водные, водяной, водолаз, наводнение;

сахар, сахарный, сахарница;

носят, поднос, носильщик;

гора, горка, гористый, горный, пригорок;

лист, листик, листочек, листва, лиственница, лиственный;

дуб, дубок, дубовый;

ёж, ежиха, ежонок, ёжик, ежата, ежовый;

весна, весенний, веснянка, веснушка.

3. Д/и «Найди «лишнее» слово»

Горе, горный, гора;

Боль, большой, больница;

Водить, вода, водный;

Лес, лесник, лестница;

Море, морщины, морской;

Беседа, беседка, соседка.

4. Д/и «Назвать общую часть «слов-родственников»

Зимушка, зимовать, зимний;

Животное, живёт, живой;

Пасёт, пастух, пастушка;

Печка, печник, испечь;

Дворик, дворник, дворовый;

Сорить, мусор, насорит;

Звонить, звонок, звонкий.

7. Д/и «Найди в стихотворении родственные слова»

Сосны и сосенки - в сосняке,

А ели и ёлочки - в ельнике.

Дубки и дубочки растут в дубняке,

И в нём не найдёшь можжевельника.

У дуба крепкая кора,

Красив листок дубовый.

Дублёнку надевать пора,

К зиме готовясь новой.

Ивушки, ивы растут у реки,

Низко склоняясь над водой.

Из ивовых прутьев плетут старики

Корзиночки долгой зимой.

Осинки растут в осиннике

И тянутся к небу синему.

Под осинами - подосиновики,

Такие грибы красивые.

В лесистой местности лесочки и леса,

Здесь лесники работают вокруг,

Чтобы лесная дивная краса

Не пострадала почему-то вдруг

Мы маслим кашку маслом,

Храним его в маслёнке.

Одежду коль замаслил -

Держи её в сторонке.

В морях морские пароходы,

В морях всегда есть мореходы,

И я хочу быть моряком,

Но только не сейчас - потом.

Бывают домики, домишки и дома,

Домашнее хозяйство мы ведём,

А домоводству я учусь сама.

Своих домашних дома мы найдём.

Наступила зимушка, зимушка-зима,

Всю одежду зимнюю достала я сама.

Видно, очень долго придётся зимовать

И о лете красном с грустью вспоминать.

С лиственных деревьев падает листва,

Все листочки жёлтые осень принесла.

Листопад бывает осенью большой.

Листья вновь появятся раннею весной.

Мы все живём на родине,

В своём родном краю.

Люблю своих родителей

И родину люблю.

В процессе всей работы с текстами нужно стараться всемерно подчёркивать смысловое родство выделенных в них слов, чтобы ребёнок смог его почувствовать. В дальнейшем нужно брать любые другие «близкие» ребёнку слова и упражнять его в подборе к ним родственных слов, широко используя при этом наводящие вопросы. Например:

  • Если мороз небольшой, лёгкий, как его можно назвать?.. (морозец)
  • Поздней осенью начинаются небольшие… (заморозки)
  • Что делает мороз?.. (морозит)
  • НА морозе можно уши и нос… (отморозить)
  • Реки и озёра зимой… (замерзают)
  • Иногда вода в них насквозь… (промерзает)
  • Какая бывает погода во время мороза… (морозная)
  • А как в это время бывает на улице?.. (морозно)
  • Какая камера для замораживания продуктов есть в холодильнике?.. (морозильная)
  • Замороженные продукты потом… (размораживают)
  • Что очень вкусное делают из замороженных сливок?.. (мороженое)
Полная энциклопедия современных развивающих игр для детей. От рождения до 12 лет Вознюк Наталия Григорьевна

«Родственные слова»

«Родственные слова»

Попробуйте вместе с ребенком подобрать однокоренные слова к следующим существительным:

ДОМ (домашний, домовой, управдом, надомный, домик).

ЛЕД (ледяной, ледник, льдинка, заледенеть).

СНЕГ (снежный, снежинка, снеговик, подснежник).

ЗВОН (звонок, звонкий, звонить, перезвон).

ВЕЧЕР (вечерний, вечеринка, вечереть).

МЫЛО (мылить, мыльный, обмылок).

Из книги Большая Советская Энциклопедия (КР) автора БСЭ

Из книги Большая Советская Энциклопедия (РО) автора БСЭ

Из книги Энциклопедический словарь крылатых слов и выражений автора Серов Вадим Васильевич

О слово старое поэта: / «Слова, слова, одни слова!» Из стихотворения «Добро б мечты, добро бы страсти...» поэта, публициста-славянофила Ивана Сергеевича Аксакова (1823- 1886).Шутливо-иронически о чьем-либо многословии; о словах, не подкрепленных

Из книги Гомеопатический справочник автора Никитин Сергей Александрович

Слова, слова, слова Из пьесы (действ. 2, сцена 1) «Гамлет» Уильяма Шекспира (1564-1616). Ответ Гамлета на вопрос Полония: «Что вы читаете, принц?»Иносказательно о велеречивости, многословии, пустых обещаниях, декларациях и т. п. (ирон.,

Из книги Правила русской орфографии и пунктуации. Полный академический справочник автора Лопатин Владимир Владимирович

Из книги Энциклопедия юриста автора

Местоименные слова Местоименные слова (противопоставляемые словам знаменательным) выступают в роли существительных (напр., кто, что), прилагательных (напр., какой, такой), наречий (напр., когда, тогда, где, там), числительных (напр., сколько, столько).§ 134. Пишутся слитно

Из книги Все шедевры мировой литературы в кратком изложении.Сюжеты и характеры.Зарубежная литература XX века.Книга 1 автора Новиков В. И.

Свобода слова см. Свобода мысли и слова.

Из книги Полная энциклопедия современных развивающих игр для детей. От рождения до 12 лет автора Вознюк Наталия Григорьевна

Дитя слова (A Word Child)Роман (1975)Хилари Бэрду сорок один год. Он работает «в государственном департаменте - неважно каком», в чиновничьей иерархии, если не считать машинистки и клерка, стоит на самой низкой ступеньке; живет в неуютной квартирке, которая служит ему лишь

Из книги Как писать хорошо. Классическое руководство по созданию нехудожественных текстов автора Зинсер Уильям

«Придумай слова» Игра направлена на расширение объема внимания, развитие мышления и речи.На листе бумаги напишите следующие слоги: «на», «ра», «ша», «ба», «са», «ма», «ка», «па», «ла», «ки». Затем попросите детей придумать слова из этих

Из книги Я познаю мир. Насекомые автора Ляхов Петр

«Пропавшие слова» Объясните ребенку, что сейчас вы прочитаете ему (либо предложите прочитать самому) стихотворение, слова в котором пропали. А потом прочитайте или напишите ребенку эти пропавшие слова, попросите его восстановить стихотворение.Пропавшие слова: август,

Из книги Королева мужского царства автора Парабеллум Андрей Алексеевич

«Слова» Игроки выбирают одну или несколько тем. Например, машины, школа, отдых. Ведущий называет любую букву алфавита, а все играющие пишут на листах слова по этим темам на заданную букву. По истечении 1 минуты они обмениваются листами и подсчитывают количество слов.

Из книги Курс обучения WebMoney автора Сенченко Никита

Из книги Энциклопедия доктора Мясникова о самом главном автора Мясников Александр Леонидович

«Родственные» отношения Наездники – чрезвычайно разнообразная группа насекомых и едва ли не самая плохо изученная. Знаменито большое семейство афелинид (800 видов), поскольку эти наездники развиваются на тлях, щитовках и прочих вредителях растений. Как и все яйцееды,

Из книги автора

Слова?афродизиаки Афродизиаки - это любые фразы, любые слова, которые вызывают у мужчин сексуальное возбуждение.Мы прекрасно знаем, как можно возбудить мужчину посредством зрения или тактильными методами. Но, кроме этого, сделать это можно и посредством слов.Причем не

Из книги автора

Из книги автора

7.23. Родственные души В Америке очень настороженно относятся к пациенту, если он честно говорит доктору, что употребляет алкоголь. Например, регулярное потребление 6 бутылок пива емкостью в 330 мл в день без вариантов рассматривается как алкоголизм. Нормы потребления

Бальбина И.В., учитель-логопед

Денисова А.А., учитель-логопед

14 апреля состоялся Марафон специальных учителей, на котором выступили наши коллеги. Предлагаем вашему вниманию материалы их выступления.

Овладение языком, точной, правильной устной и письменной речью - необходимое условие формирования успешной личности. К школе у детей должно быть сформировано умение быстро и правильно подбирать однокоренные слова, связанные друг с другом по смыслу. Они должны достаточно быстро создавать целые цепочки таких слов.

Ограниченный словарный запас детей, приблизи-тельное понимание ими семантики многих слов, отсутствие «чутья» на смысловую и языковую схожесть родственных слов приводят к тому, что многие дети школьного возраста не могут успешно применять правила грамматики, они с трудом усваивают основной морфологический принцип орфографии, который требует умения быстро и безошибочно подбирать однокоренное (родственное) проверочное слово.

Устранить эти речевые недочеты можно только при система-тической и планомерной работе по обогащению, уточнению и активизации их словаря. Огромную роль в развитии словаря, в его обогащении, в осмыс-лении семантических связей между словами играют упражнения с родственными словами. В процессе игр с родственными словами дети усваивают значитель-ное количество новых слов, новые грамматические формы и те смысловые оттенки, которые связаны с изменением формы слов. Одновременно с этим дети учатся употреблять новые слова в своей речи, составлять с ними словосочетания и предложения.

Последовательность ознакомления детей 6-7 с родственными словами:

1 этап.

Выделение в каждой группе родственных слов главного слова, несущего основной смысл и являющегося основой, от которой образованы все слова данной группы.

Дети подводятся к пониманию того, что многие слова могут иметь «родственников». Слова-родственники не просто имеют похожую часть, но и должны быть связаны по смыслу.

Игры и упражнения.

Игра «Добавь словечко» (с опорой на картинки)

Подбор родственных слов к слову ДОМ.

И с крылечком, и с окном

На пригорке стоит (дом) .

Дом огромный, с медведище

Называется … (домище) .

Если в доме жил бы гномик,

Называл бы дом свой … (домик) .

Совсем крошечный, для мышки

Назовем мы дом … (домишко) .

Здесь за печкой, за трубой

Живет старый … (домовой) .

Выпил чай, съел торт вчерашний

И надел халат … (домашний) .

К слову дом прибавь хозяйка.

Кто же мышь? … (домохозяйка) .

Игра «Отгадай слово»

Небольшая, мелкая рыба. (Рыбка, рыбёшка)

Огромная рыбина? (Рыбища)

Рыбная ловля. (Рыбалка)

Ловить рыбу. (Рыбачить)

Человек, занимающийся рыбной ловлей. (Рыбак)

Назови его ласковою (рыбачок)

Что такое уха?(рыбный суп)

Игра «Что это?»

Лес - это … (место, где растет очень много деревьев).

Лесок- это … (маленький лес).

Лесной - это … (то, что находится в лесу).

Лесник - это… (человек, который охраняет лес).

Лесовик - это … (сказочный герой, который живет в лесу).

Игра «Отгадай загадку»

Отгадать загадки и найти в тексте слова-родственники к слову-отгадке.

Из-под снега в лесочке

Появились цветочки.

Снежок, растай!

Нам проталинку отдай! (подснежник)

Вот осиновая роща,

Под осинкой я расту

В ярком красненьком берете…

Меня заметишь за версту. (подосиновик)

Игра «Слова, которые спрятались»

Найти похожие слова, которые «спрятались» в стихотворении.

Дождь осенний задождил,

Всю листву дождем умыл.

Мы по лужам дождевым

Скачем по дорожке,

На плечах- дождевики,

На ногах- сапожки.

День дождливый, ну и пусть!

Не страшны тоска и грусть!

Мы дождинки на лету

Соберем в ладошки,

Пусть осенний дождик льёт,

Пляшут наши ножки… .

2 этап.

Исключение «лишнего» слова, не подходящего по смыслу к группе родственных слов.

Дети с ОНР часто подбирают родственные слова по одним внешним, звуковым признакам, не вдумываясь в значение слов. Для них родственными могут быть такие слова: газ - газета, лес - лиса, дом - домино, то есть при словообразовании они проводят дифференциацию между родственными и похожими по звучанию словами, но имеющими другой смысл. Называя лишнее слово, дети подбирают к нему настоящие родственные слова тем самым вырабатывая привычку задумываться над значением слова.

Игры и упражнения.

Игра «Лото»

Ребёнку предлагается карточка, разделенная на две части. В левой половине карточки изображение, например, «сапожник». Уточняется значение данного слова. Затем ребёнку предлагают назвать две предметные картинки (ботинок и сапог), выбрать из двух картинок ту, которая похожа по звучанию с картинкой на карточке и положить свою в правую части большой карточки.

Игра «Лишний гость»

Послушайте рассказ «Родственники»:

Вы кто такие?

Я Гусь, это - Гусыня, это наши Гусята. А ты кто?

А я ваша тётя - Гусеница.

Кто лишний? Есть ли в этом рассказе однокоренные слова?

Игра «Найди лишнюю картинку»

Педагог предлагает детям картинки с родственными словами, среди которых одна лишняя. Дети должны догадаться и назвать её. Объяснить, почему она лишняя

Игра «Четвёртый лишний».

Послушайте слова. Определите, какое слово лишнее и объясните почему?

Садик, садовод, сад, салат.

Садовник, всадник, рассада, сады.

Назвать лишнее слово, используя картинный материал

3 этап.

Группировка родственных слов путем разделения по смыслу каждой из групп слов на 2 разные родственные «семьи»

Игры и упражнения.

Игра «Раздели на группы»

Дети делят предложенные слова на 2 группы (по картинкам; без картинок)

Лес и лист:

лес, лист, лесной, листик, лесник, лесистый, листок, листва;

Гора и горе:

гора, горе, горка, горевать, горный, гористый, горюшко;

4 этап. Образование детьми родственных слов по данному педагогом образцу

Игры и упражнения.

Игра «Цветок»

Дети образуют родственные слова при помощи вопросов логопеда, зарисовывают слова элементами мнемотехники в виде.

Оборудование: лист бумаги, карандаш, готовые схемы мнемотехники для образца.

Игра «Цепочка слов» или мнемодорожка.

Дети образуют родственные слова с помощью вопросов, записывают элементами мнемотехники, составляют рассказ.

Слова: снег, снежинки, снежный сугроб, снеговик, снегурочка, снежки, снегири, подснежник.

Рассказ «Зима». Зимой выпал белый пушистый снег. Лёгкие и узорные снежинки падали на землю и образовывали снежные сугробы. Дети вышли на улицу и стали лепить снеговика. Кто-то слепил красивую Снегурочку. Кто-то играл в снежки. На заснеженные деревья прилетели красногрудые снегири. Весной, когда снег растает, появятся первые цветы - подснежники.

Игра «Дерево родственных слов»

Задание: Кто больше подберёт родственных слов к слову…

Дети по очереди называют слова - родственники, используя в качестве листочков для дерева элементы мнемотехники.

Работа с пословицами.

Выделение родственных слов в каждой пословице.

Ученье - свет, а неученье - тьма.

Маленькое дело лучше большого безделья.

Яблоко от яблони недалеко падает.

Скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается.

В процессе лексико-грамматических игр и упражнений с родст-венными словами перед детьми раскрывается богатство родного языка и его выразительных средств. Упражнения по подбору родственных слов не только повысят эмоциональный и интеллектуальный уровень ребенка, но и станут залогом более успешного его обучения в школе.

1. Александрин И.Н. Изучение родственных слов при работе с детьми с общим недоразвитием речи/ Логопед 2008 №01

2. Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Родственные слова. М, 2001.

3. Лалаева Р.И., Серебрякова Н.В. Коррекция общего недоразвития речи у дошкольников. СПб., 1999.

4. Парамонова Л.Г. Развитие словарного запаса у детей. СПб., 2007.

5. Ткаченко Т.А. В первый класс — без дефектов речи. СПб., 1999.

Елена Лазебная (Шаламова)
Дидактические игры и упражнения для обогащения и развития словаря однокоренных и родственных слов

Игра «Волшебный паровозик»

Расширение и обогащение словарного запаса по лексической теме «Посуда»;

Развивать умение образовывать однокоренные и родственные слова.

Оборудование:

1 большая картинка с изображением паровозика,

14 средних карточек (сахарница, сухарница, хлебница, супница, конфетница, селедочница, салатница, салфетница, фруктовница, соусник, перечница, мыльница, игольница, песочница,

14 маленьких картинок (сахар, сухарь, хлеб, суп, конфеты, селедка, салат, салфетка, фрукты, соус, перец, мыло, игла, песок).

Ход игры.

На стол выкладывают маленькие предметные картинки с изображением продуктов. Педагог предлагает детям сходить в магазин и купить продукты. Дети по желанию выбирают со стола любую картинку и составляют предложение.

Образец ответа ребенка: Я купил хлеб. Я купил конфеты.

Далее педагог объясняет, что для каждого продукта есть своя посуда: для хлеба - хлебница, для конфет - конфетница, для сахара - сахарница. Дети повторяют названия этих предметов. Педагог с помощью интонации выделяет часть слова -ниц-, подчеркивая, что с ее помощью образуется новое слово. Затем педагог предлагает покататься на «Волшебном паровозике», где в вагончике едет волшебная частичка -ниц-. Педагог предлагает детям купленные продукты вставить в паровозик и отгадать, какое новое слово получится. Если ребенок дает правильный ответ, то педагог выставляет изображение этого предмета и уточняет его назначение.

2 вариант

Педагог сообщает детям, что «Волшебный паровозик» приехал на станцию «Сахарница» и предлагает отгадать, что вёз паровозик. Дети дают ответ и вставляют в паровозик предметную картинку с изображением продукта.

Образец ответа ребенка: Сахарница нужна для сахара, паровозик вез сахар. Паровозик вез сахар, потому что сахарница нужна для сахара.

Игра «Родственные слова»

Цель: развитие словарного запаса у детей.

Научить детей отличать родственные по смысловому значению слова

Обеспечить точное понимание смыслового значения усвоенных слов

Воспитывать простейшие навыки словообразования

Варианты игр

«Большой-маленький»

Цель: учить детей правильному образованию и употреблению уменьшительно-ласкательных форм имен существительных.

Ход игры.

Детям показываются картинки с изображенными на них большими и маленькими предметами (дом-домик, стол-столик, стул-стульчик, шар-шарик, флаг-флажок, куб-кубик, гриб-грибочек и т. д.). Поэтим картинкам задаются вопросы, стимулирующие их к самостоятельному образованию слов с нужными уменьшительно-ласкательными суффиксами: Подберите для каждого большого предмета такой же, но только маленький. Назовите маленькие предметы ласково.

«Найди родственников»

Цель: развитие у детей представлений о родственных связях слов, овладение навыком подбора родственных слов, уточнение и активизация словарного запаса.

Ход игры.

Разложите картинки. Предложите детям назвать картинки. Затем попросите для каждой картинки найти пару-картинку, которая называется родственным словом. Подберите пары слов по смыслу, например:

Чай-чайник

Лист-листья

Хлеб-хлебница

Снег-снеговик

Море-моряк

Рыба-рыбак

Картинки помогут проверить выполнения задания. Для того, чтобы установить родство слов, необходимо понимать их, уметь объяснять их значение.

Игра «Словообразование»

Цель. Учить детей отгадывать загадки. Упражнять в умении находить семантическое значение слова путем деления его на 2 составляющие.

Оборудование. Предметные картинки.

Ход игры.

Воспитатель предлагает детям отгадать загадки и объяснить, из каких слов составлено каждое слово-отгадка.

Вот стальная птица

В небеса стремится.

А ведет ее пилот.

Что за птица? (самолёт)

Красивые колёсики

Там их обычно два.

Еще на нем подножка есть.

Что это, детвора? (Самокат)

Руки в боки, как начальник

Раньше всех на стол встает.

Сам себе плита и чайник,

Сам заварит, сам нальёт. (самовар)

Есть у нас в квартире робот,

У него- огромный хобот.

Любит робот чистоту,

И гудит как лайнер- туууу.

С большой охотой пыль глотает,

Но не болеет, не чихает (Пылесос)

Игра «Слова-братишки»

Цель. Учить детей образовывать однокоренные слова.

Оборудование: предметные картинки.

Ход игры.

В игре могут принимать участие как подгруппа детей, так и группа.

Дети сидят за столом, выбирают себе по несколько картинок. Воспитатель предлагает подобрать к каждой картинке слово-братишку, т. е. слово, похожее на заданное.

1 вариант. Слова-братишки должны обозначать предметы.

Пример: дом-домовой, ключ- ключница, стол-столешница

2 вариант. Слова-братишки могут обозначать признаки предмета.

Пример: кукла- кукольный, резина- резиновый, мёд- медовый, ягода- ягодный.

Игра «Узнай слово по его описанию».

Цель: Познакомить с понятием «родственные слова». Расширять словарь новыми словами.

Оборудование: Картинки с изображениями – сад, рассада, саженец, садовник, садовые инструменты, детский садик.

Ход упражнения: Посмотрите картинки, узнайте слово по его описанию.

Участок земли, засаженный деревьями, кустами, цветами. Сад. - Человек, который ухаживает за садом. Садовник. - Молодые растения, которые приготовлены для посадки в землю. Рассада. - Молодое дерево, которое выращено для посадки в саду. Саженец. - Инструменты, которыми работают в саду. Садовые. - Место, куда дети ходят каждый день до поступления в школу. Детский садик. - Человек, который разводит сады. Садовод.

Игра «Четвёртый лишний»

Цель: Формировать умение сравнивать слова по смыслу и по звучанию, классифицировать их, находить в цепочке родственных слов «лишнее».

Ход упражнения: Послушайте слова, определите, какое слово лишнее и объясните почему? Садик, садовод, сад, салат. Садовник, всадник, рассада, сады. Ссадина, садовый, палисадник, сажать.

Игра «Будь внимательным»

Цель: Формировать умение анализировать, сравнивать слова по звучанию и по смыслу.

Ход игры. Я буду называть пары слов. Если вы услышите родственные слова, наклонитесь вперёд, а если услышите не родственные слова, покачайте головой (можно предложить также топнуть ногой -хлопнуть в ладоши).

Сад – сажать; садик – ссадина; всадник – саженец; пересаживать - палисадник, садоводство – рассада, садочек – салат.

Игра «Назови детенышей».

Цель: Закрепление употребления названий детенышей домашних животных и птенцов. Дать детям понятие о том, что одни названия детенышей образуются с помощью слов-родственников, а другие- только названиями детёнышей.

Ход игры.

Воспитатель предлагает назвать детёнышей животных: у кошки – котенок, у ослицы – осленок, у курицы – цыпленок, у гусыни – гусенок, у индюшки – индюшонок, у собаки – щенок, у утки – утенок, у лошади – жеребенок, у коровы – теленок, у козы – козленок, у свиньи – поросенок, у овцы – ягненок.

Игра «Большой - маленький».

Цель: Закрепление названий детенышей диких животных в единственном числе. Упражнять употреблять в речи однокоренные слова.

Ход игры.

Воспитатель предлагает назвать детёнышей животных: Заяц - зайчонок волк. лев. медведь. рысь. тигр. слон. белка. еж. мышь. олень. лиса.

Игра «Профессии»

Цель: активизировать словарь, обозначающий профессии. Учить образовывать однокоренные слова.

Ход игры.

1 вариант. Воспитатель предлагает детям ответить на вопросы: Кто носит багаж? - Носильщик. Кто сваривает трубы? - Сварщик. Кто вставляет стекла? - Стекольщик Кто работает на кране? - Крановщик. Кто кладет камни? - Каменщик. Кто точит ножи? - Точильщик. Кто чинит часы? -Часовщик Кто упаковывает вещи? - Упаковщик. Кто танцует на сцене? -Танцовщик. Кто льет металл? - Литейщик. Кто зажигает фонари? - Фонарщик Кто чистит? - Чистильщик. Кто кроит платья? - Закройщик.

2 вариант. Воспитатель предлагает назвать женские профессии. Мужчина - портной, а женщина - портниха; ткач. ; повар. ; врач. ; учитель. ; воспитатель. ; художник. ; продавец. ; скрипач. ; певец. ; летчик. ; пианист.

2024 english-speak.ru. Изучение английского языка.