Определение компетентности учителя. Профессиональная компетентность учителя как условие реализации требований фгос

Профессиональная
компетентность и компетенции
современного учителя
Ум заключается не только в знании,
но и в умении применять знания на
деле.
Аристотель.

ПРОФЕССИОНАЛИЗМ ПЕДАГОГА
РАССМАТРИВАЕТСЯ СЕГОДНЯ КАК
УСЛОВИЕ ДОСТИЖЕНИЯ
СОВРЕМЕННОГО КАЧЕСТВА
ОБРАЗОВАНИЯ
«Чуткие, внимательные и восприимчивые к
интересам школьников и всему новому
учителя- ключевая особенность современной
школы»
Национальная образовательная стратегияинициатива «Наша новая школа»

Свойства учителя структурно можно представить следующим образом:

Компетенции
Компетентность

Профессиональная
компетентность педагога
Основные понятия:
Компетентность – осведомленность,
авторитетность, обладание компетенцией, знаниями,
позволяющими судить о чем- либо, качество
человека, обладающего всесторонними знаниями;
это системное проявление знаний, умений,
способностей и личностных качеств, позволяющих
успешно решать функциональные задачи,
составляющие сущность профессиональной
деятельности
Компетенция- круг вопросов, в которых кто-нибудь
хорошо осведомлен; круг чьих либо полномочий,
прав.

Краткость – сестра таланта
Компетенции – это требования
Компетентность – это
проявление этих требований

Структура ключевых компетенций в образовании
Учебные компетенции
1. Организовывать процесс изучения и выбирать
собственную траекторию образования.
2. Решать учебные и самообразовательные
проблемы.
3. Связывать воедино и использовать отдельные
части знания.
4. Извлекать выгоду (пользу) из образовательного
опыта.
5. Принимать на себя ответственность за
получаемое образование

Исследовательские компетенции:
1. Получение
и обработка информации.
2. Обращение к различным источникам данных и их
использование.
3. Организация консультации с экспертом.
4. Представление и обсуждение различных видов
материалов в разнообразных аудиториях.
5. Использование документов и их систематизация в
самостоятельно организованной деятельности.

10.

Социально - личностные компетенции:
Критически рассматривать тот или иной аспект
развития нашего общества.
2. Видеть связи между настоящими и прошлыми
событиями.
3.
Осознавать
важность
политического
и
экономического
контекстов
образовательных
и
профессиональных ситуаций.
4. Оценивать социальные устои, связанные со
здоровьем, потреблением и окружающей средой.
5. Понимать произведения искусства и литературы
1.

11.

Коммуникативные компетенции
1. Выслушивать
и принимать во внимание
взгляды других людей
2. Понимать и говорить, читать и писать на
нескольких языках
3. Выступать на публике.
4. Дискутировать и защищать свою точку зрения.
5. Читать графики, диаграммы и таблицы данных

12.

Сотрудничество
Принимать решения.
2. Устанавливать и поддерживать контакты.
3. Справляться с разнообразием мнений и
конфликтами.
4. Вести переговоры.
5. Сотрудничать и работать в команде
1.

13.

Организаторская деятельность:
Организовывать свою работу
2. Принимать ответственность.
3.Овладевать
инструментарием
моделирования
4. Быть включенным в группу или сообщество
и сделать вклад в него.
5. Вступать в проект.
1.

14.

Личностно-адаптивные компетенции.
1. Использовать новую информацию и
коммуникативные технологии.
2. Придумывать новые решения.
3. Проявлять гибкость, оказавшись
лицом к лицу с быстрыми
переменами.
4. Быть упорным и стойким перед
трудностями.
5. Быть подготовленным к
самообразованию и самоорганизации

15.

В профессиональную
компетентность педагога
входят:
предметная компетентность
(знания в области специальности);
надпредметная компетентность;
профессиональная культура.

16.

В качестве условий для
переосмысления собственной
профессиональной деятельности
педагогов выступают такие
профессиональные компетенции:
методическая компетентность;
исследовательская компетентность;
управленческая компетентность;
коммуникативная компетентность;
образовательная компетентность.

17.

18.

19.

20.

Профессионализм педагога
9
Осознанная
индивидуальность
5
Гуманист
1
стажер
10
Педагог.
сотрудничество
6
Само
диагност
2
Педагог по
призванию
7
Творец
новатор
3
От эрудита до
мастера
11
Профессионал
эксперт
8
Исследователь
4
Мастер- диагност

21.

С помощью, каких механизмов
можно организовать
деятельность педагогов,
направленную на развитие
профессиональной
компетентности?

22.

1 этап
Выявление уровня
профессиональной
компетентности учителя
диагностирования, тестирование
- определение путей
совершенствования

-

23.

2 этап
Механизмы развития
профессиональной компетентности
педагога.
План самообразования
Создания творческих групп
Повышение квалификации
Активное участие в педсоветах, семинарах,
конференциях
Участие в исследовательских работах, создание
собственных публикаций
Разработка системы стимулирования деятельности
учителя

24.

Анализ деятельности учителя
Обобщение опыта
Разработка рекомендаций по
дальнейшему совершенствованию
профессиональной компетентности
педагогов
Самоанализ деятельности

25.

ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ КАЧЕСТВА ПЕДАГОГА
Интерес и любовь к детям
Увлеченность педагогической деятельностью
Дисциплинированность
Психолого-педагогическая зрелость и
наблюдательность
Педагогический такт
Педагогический оптимизм
Педагогическое воображение
Организаторские способности

26.

Какова роль самообразования
в развитии профессиональной
компетентности учителя?

27.

Самообразование
– это целенаправленная
познавательная
деятельность, управляемая
самой личностью;
приобретение
систематических знаний в
какой-либо области науки.

28.

Самообразование
Осуществляется добровольно
Осуществляется сознательно
Планируется, управляется и
контролируется самим человеком
Необходимо для совершенствования
каких-либо качеств и навыков

29.

Направления самообразования
Профессиональное (предмет преподавания)
Психолого-педагогическое и психологическое
Методическое
Эстетическое
В области ИКТ –технологий
В области охраны здоровья
Политическое
Языковое

30.

Значение самообразования для
профессиональной
компетентности учителя
Повышение качества преподавания
предмета
Готовность к педагогическому творчеству
Профессиональный и карьерный рост
Создание имиджа современного учителя –
новатора, учителя-мастера, учителянаставника
Соответствие учителя требованиям
общества и государства

31.

Профессиональное
самовоспитание,
самообразование и
самовыражение - это
основные условия для
формирования
компетентности и
авторитета педагога

32.

Учитель - всегда активная, творческая личность.
Пробуждать интересы, вести учащихся
за собой может только человек с развитой
волей, где личной активности отводится
решающее место.
Педагогическое руководство детским
коллективом обязывает учителя быть
изобретательным, сообразительным,
настойчивым, всегда готовым
к самостоятельному разрешению любых
ситуаций.
Педагог - образец для подражания,
побуждающий учащихся следовать за ним,
равняться на доступный для подражания
образец.

33.

Каждый педагог знает, что жизнь в современном мире
требует обрести способность перестраиваться, быть
открытым по отношению к развивающейся ситуации.
Для педагога, призванного живо реагировать на
социальные изменения, защитная позиция, нежелание
движения означают полное или частичное выпадение из
профессионального поля, что лишает его уверенности и
надежности.
Обращение в сложных ситуациях к прошлому опыту
продуктивно лишь с целью извлечения из него способов
собственных достижений успеха.
Эмоциональная, поведенческая, интеллектуальная
гибкость дают педагогу возможность учитывать
многообразие индивидуальных характеров, мнений,
позиций.
Косность, упрощенчество, заорганизованность – прямая
угроза его профессиональному здоровью и долголетию.

34.

ПРОЕКТ РЕШЕНИЯ ПЕДСОВЕТА
1. В школе имеется образовательно – технологическое пространство,
направленное на развитие профессиональной компетентности
учителя в контексте новой образовательной парадигмы;
2.Разработать систему мониторинга показателей уровня
сформированности профессиональных компетентностей педагогов;
3. Разработать программу саморазвития учителя, состоящую из 5
этапов:
1 этап – самодиагностика, проблемный анализ собственной
деятельности, фиксация проблем и причин их возникновения.
2 этап – формирование общей концепции « Я в будущем».
3 этап – выбор стратегии саморазвития;
4 этап – конкретизация ближайших целей;
5 этап – составление плана действий по саморазвитию, когда
основные задачи обрастают конкретными механизмами, методами и
средствами реализации.

35.

«Как никто не может дать другому того, чего
не имеет сам, так не может развивать,
воспитывать и образовывать других тот,
кто сам не является развитым, воспитанным
и образованным».
А. Дистервег

Базовая компетентность учителя заключается в умении организовать такую образовательную, развивающую среду, в которой становится возможным достижение образовательных результатов ребенка, сформулированных как ключевые компетенции.

Профессиональная компетентность учителя как условие реализации требований ФГОС

Введение

Существует такая легенда.

«Много тысяч лет тому назад увидел Бог, что множатся пороки людей и решил помочь им. Созвал он высоких Духов и сказал: «Люди потеряли свой путь. Как быть?» Один из Духов предложил навеять на людей сон пророческий, другой — послать манну небесную, третий — воду от Бога. И только четвертый Высокий Дух изрек: «Вложи в каждого человека жажду к познанию и дай им учителя».

Изменения, происходящие в стране, в обществе, реализация приоритетного национального проекта «Образование», предъявляют новые требования к современному учителю. Какой он, современный учитель? Пожалуй, сложно однозначно ответить на этот вопрос. Это человек, способный создавать условия для развития творческих способностей, развивать у учеников стремление к творческому восприятию знаний, учить их самостоятельно мыслить, самостоятельно формулировать вопросы для себя в процессе изучения материала, полнее реализовывать их потребности, повышать мотивацию к изучению предметов поощрять их индивидуальные склонности и дарования. Современный учитель находится в постоянном творческом поиске, а также в поиске ответа на актуальный проблемный вопрос «чему учить школьников?». Современный учитель соединяет в себе любовь к делу и к ученикам, умеет не только учить детей, но и сам способен учиться у своих учеников. Современный педагог должен выявлять самые лучшие качества, заложенные в душе каждого ребенка, поощрять детей, чтобы они получали радость от приобретенных знаний, чтобы, закончив школу, они четко осознавали свое место в обществе и могли работать на его благо, и были готовы к участию в решении текущих и перспективных задач нашего общества. Современный учитель - это профессионал. Профессионализм педагога определяется его профессиональной пригодностью; профессиональным самоопределением; саморазвитием, т. е. целенаправленным формированием в себе тех качеств, которые необходимы для выполнения профессиональной деятельности. Отличительными чертами современного педагога, педагога - мастера являются постоянное самосовершенствование, самокритичность, эрудиция и высокая культура труда. Профессиональный рост учителя невозможен без самообразовательной потребности. Для современного учителя очень важно никогда не останавливаться на достигнутом, а обязательно идти вперед, ведь труд учителя - это великолепный источник для безграничного творчества. «Не ограничивайте себя. Многие люди ограничивают себя только тем, что, как они считают, они умеют делать. Вы можете достичь намного больше. Нужно только верить в то, что вы делаете» (Мэри Кей Эш). Для современного учителя его профессия - это возможность самореализации, источник удовлетворения и признания. Современный учитель - человек, способный улыбаться и интересоваться всем тем, что его окружает, ведь школа жива, пока учитель в ней интересен ребенку.

Что главное в работе учителя? Знания, умения, навыки? Познавательная деятельность детей? Человеческое общение? Совершенствование себя как личности?...

Жизнь в настоящем мире чрезмерно изменчива. Существенные перемены в образовании невозможны без кардинальных изменений профессионального сознания учителя. Появилось множество новых знаний, понятий, которые необходимы современному учителю. Одно из таких понятий компетентность. Что это такое, как мы себе его представляем об этом и пойдет речь.

1 . Понятие компетентности .

Компетентность - это способность учителя действовать в ситуации неопределенности. Чем выше неопределенность, тем значительнее эта способность.

Под профессиональной компетентностью применительно к педагогической деятельности понимается интегральная характеристика личности и профессионализма учителя, определяющая его способность результативно решать профессиональные задачи, возникающие в педагогической деятельности в конкретных реальных ситуациях. При этом учителю приходится использовать свои знания, умения, опыт, жизненные ценности и нравственные ориентиры, свои интересы и наклонности.

2.Компетентностная модель учителя.

Компетентностную модель современного учителя можно представить в виде состава входящих в нее элементов.

Ценности (сюда относятся те суждения, идеи, которые осознаны учителем и в его сознании определяют предельные ценностные границы его деятельности):

  • свобода учащегося быть самим собой;
  • каждый человек обладает своим «совершенством»;
  • помочь каждому учащемуся его индивидуальные дарования сделать социально плодотворными;
  • индивидуальное развитие каждого учащегося соответствует его способностям, интересам и возможностям;
  • человек учится только тому, что соответствует его способностям, интересам и что он считает полезным для себя;
  • чтобы быть успешным в современном обществе, выпускник должен владеть соответствующим комплексом ключевых компетенций;
  • приобщение учащегося к той культурной традиции, которая в максимальной степени может способствовать его развитию.

Профессиональные качества:

Профессиональные компетенции учителя

Базовая компетентность учителя заключается в умении организовать такую образовательную, развивающую среду, в которой становится возможным достижение образовательных результатов ребенка, сформулированных как ключевые компетенции (ЗУНы). Уметь организовать обучение таким образом, чтобы оно стимулировало интерес, желание вместе думать и дискутировать, ставить оригинальные вопросы, проявлять независимое мышление, формулировать идеи, высказывать разнообразные точки зрения. Чтобы оно мотивировало учащихся на более высокие достижения и интеллектуальный рост. Можно выделить те характеристики ситуаций, которые должен уметь организовать любой учитель с целью создания в классе «развивающей среды».

3.Компетентностный подход.

Очевидно, что учитель должен владеть теми компетенциями, которым он обучает! То есть осуществлять компетентностный подход. В противоположность традиционному подходу компетентностный подход в образовании основывается на следующих принципах:

  • Образование для жизни, для успешной социализации в обществе и личностного развития.

· Оценивание для обеспечения возможности учащемуся самому планировать свои образовательные результаты и совершенствовать их в процессе постоянной самооценки

  • Разнообразные формы организации самостоятельной, осмысленной деятельности учащихся на основе собственной мотивации и ответственности за результат.

На основе стандарта предполагается становление личностных характеристиквыпускника («портрет выпускника начальной школы») таких как:

· Любознательный, интересующийся, -активно познающий мир

· Умеющий учиться, способный к организации своей деятельности

  • Уважающий и принимающий ценности семьи и общества, историю и культуру каждого народа
  • Любящий свою Родину
  • Доброжелательный, умеющий слушатьи слышать партнера, уважающий свое и чужое мнение
  • Готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки
  • Имеющий представление об основах здорового и безопасного образа жизни

Опора на задачи концепции обучения на протяжении всей жизни позволяет определиться с наиболее значимыми компетентностями личности, необходимыми для продолжения образования. К ним относятся:

· Коммуникативная компетентность

· Информационная компетентность

· Компетентность разрешения проблем.

Компетентность не замыкается только на обучении. Она соединяет урок и жизнь, связана с воспитанием и внеучебной деятельностью. Основа компетентности - самостоятельность. Самостоятельность ребенка так же является основным результатом начальной ступени образования.

4.Создание развивающей среды.

Характеристики образовательных ситуаций, которые должен уметь организовать любой учитель с целью создания в классе «развивающей среды»

  • Мотивация учащихся на реализацию той или иной работы, деятельности.
  • Самостоятельная, мотивированная учебная работа учащегося, деятельность (самостоятельное осуществление разных видов работы, в
    процессе которой происходит формирование умений, понятий, представлений - поиск нужной информации, проектирование и реализация своей деятельности, осознанность цели работы и ответственность за результат).
  • Осуществление учащимся самостоятельного выбора (темы, целей, уровня сложности задания, форм и способов работы и т.д.).
  • Наличие групповой проектной работы учащихся (определение тем и проблем, распределение обязанностей, планирование, дискуссия, оценка и рефлексивное обсуждение результатов).
  • Участие детей в различных формах дискуссии.
  • Формирование понятий и организация на их основе своих действий.
  • Система оценивания, которая позволяет и помогает учащемуся планировать свои будущие учебные результаты, самому оценивать уровень их достижения и совершенствовать их.

Возможные действия учителя, направленные на создание развивающей среды

  • Поощрять за попытки что-то сделать самостоятельно.
  • Демонстрировать заинтересованность в успехе учащихся, связанном с достижением поставленных целей.
  • Побуждать к постановке трудных, но реалистичных целей.
  • Побуждать к выражению своей точки зрения, отличной от точки зрения окружающих.
  • Побуждать к опробованию других способов мышления и поведения.
  • Включать учащихся в разные виды деятельности, развивающие у них различные способности.
  • Создавать, разные формы мотивации, позволяющие включать в мотивированную деятельность разных учащихся и поддерживать их активность.
  • Позволять строить картину мира на основе своего понимания и культурных образцов.
  • Создавать условия для проявления инициативы на основе собственных представлений.
  • Учить не бояться высказывать свое понимание проблемы. Особенно в тех случаях, когда оно расходится с пониманием большинства.
  • Учить задавать вопросы и высказывать предложения.
  • Учить выслушивать и стараться понять мнение других, но соблюдать право не соглашаться с ним.
  • Учить понимать других людей, имеющих иные ценности, интересы и способности.
  • Учить определять свою позицию относительно обсуждаемой проблемы и свою роль в групповой работе.
  • Доводить до полного понимания учащимися критериев оценки результатов их работы.
  • Учить осуществлять самооценку своей деятельности и ее результатов по известным критериям.
  • Учить работать в группе, понимая, в чем состоит конечный результат,при выполнении своей части работы.
  • Показывать, что лежит в основе эффективной работы группы.
  • Позволять учащимся брать на себя ответственность за конечный результат.
  • Позволять учащимся находить место в коллективной деятельности сообразно своим интересам и способностям.
  • Делиться с учениками своими мыслями, чувствами, ожиданиями относительно обсуждаемой проблемы, темы или конкретной ситуации их деятельности.
  • Показывать ученикам, как можно самостоятельно учиться и придумывать что-то новое.
  • Поддерживать учащихся, когда они делают ошибки, и помогать справляться с ними.
  • Показывать относительность любого знания и его связь с ценностями, целями и способами мышления тех, кто их породил.
  • Демонстрировать учащимся, что осознание того, что я чего-то «не знаю», «не умею» или «не понимаю», не только не стыдно, но является
    первым шагом к «знаю», «умею» и «понимаю».

Парадокс компетентности:

Компетентность (действенное знание) обнаруживает себя за пределами учебных ситуаций, в задачах не похожих на те, в которых это знание приобреталось.

6.Основные компетенции современного учителя.

Основные компетенции современного учителя

  • Уметь учиться вместе с учениками, самостоятельно закрывая свои «образовательные дыры».
  • Уметь планировать и организовывать самостоятельную деятельность учащихся (помогать учащемуся определять цели и образовательные результаты на языке умений/компетенций).
  • Уметь мотивировать учащихся, включая их в разнообразные виды деятельности, позволяющие наработать им требуемые компетенции;
  • Уметь «сценировать» учебный процесс, используя разнообразные формы организации деятельности и включая разных учащихся в разные виды работы и деятельности, с учетом их склонностей, индивидуальных особенностей и интересов.
  • Уметь занимать позицию эксперта в отношении демонстрируемых учащимся компетенций в разных видах деятельности и оценивать их при помощи соответствующих критериев.
  • Уметь подмечать склонности учащегося и в соответствии с ними определять наиболее подходящий для него учебный материал или деятельность.
  • Владеть проектным мышлением и уметь организовать групповую проектную деятельность учащихся и руководить ею.
  • Владеть исследовательским мышлением, умея организовать исследовательскую работу учащихся и руководить ею.
  • Использовать систему оценивания, позволяющую учащимся адекватно оценивать свои достижения и совершенствовать их.
  • Уметь осуществлять рефлексию своей деятельности и своего поведения и уметь организовать ее у учащихся в процессе учебных занятий.
  • Уметь организовать понятийную работу учащихся.
  • Уметь вести занятия в режиме диалога и дискуссии, создавая атмосферу, в которой учащиеся хотели бы высказывать свои сомнения, мнения и точки зрения на обсуждаемый предмет, дискутируя не только между собой, но и с учителем, принимая то, что собственная точка зрения может быть также подвергнута сомнению и критике.
  • Владеть компьютерными технологиями и использовать их в учебном процессе

И управления персоналом является компетентность, квалифицированность работников. Профессиональные компетенции - это круг профессиональных вопросов, в которых хорошо ориентируется индивид. В настоящее время наиболее востребованными в обществе считаются работники с глубокими профессиональными и личностными качествами. Ситуации в современном мире предъявляют требования не к конкретным знаниям, а к квалификации, грамотности людей.

В повседневном обиходе, наряду с термином «компетенция», используются понятия «квалификация», «профессиональные компетенции». Проведя анализ содержания данных определений, можно сделать вывод о том, что они отличаются по объему, составу, структуре. Наиболее приемлемым считается такое трактование содержания слова « компетенция»:

Система знаний в действии;

Умение на практике реализовать свой потенциал для деятельности в профессиональной сфере и сознавать ответственность за его результат, необходимость совершенствоваться в работе.

Рассматривая профессиональные компетенции педагога, выделяют следующие компоненты:

Мотивационно-волевой, включающий в себя ценности, желание работать с детьми, мотивацию к познанию новых форм и методов работы;

Функциональный, характеризующийся наличием знаний и умений, владением педагогическими технологиями;

Коммуникативный - умение общаться, взаимодействовать, четко и ясно доносить мысль до обучающихся или воспитанников, владение навыками делового общения;

Рефлексивный - умение анализировать результаты свой работы для определения потенциала профессионального и личностного роста, различного рода достижений.

Формирование профессиональных компетенций - это основа личности, которые носят интегративный характер, рассматриваются в совокупности; их предпосылки формируются уже на стадии профессионального обучения в высшем либо средне-специальном учебном заведении. Прохождение курсовой переподготовки на курсах следует рассматривать как процесс развития и углубления компетентности.

Профессиональная компетенция - это одна из важнейших составляющих личности специалиста. В настоящее время подготовке квалифицированных работников в системе образования уделяется большое внимание.

В последние годы в увеличился приток людей, не имеющих специального образования. Невысокая заработная плата, большая ответственность за здоровье детей, увеличение круга обязанностей не способствует пополнению штата работниками с высоким Внедрение новых ФГС в образовании требует присутствия как в школах, так и в дошкольных образовательных учреждениях людей, имеющих высокие профессиональные компетенции, для формирования которых существует развитая сеть послевузовской специальной подготовки.

Под профессиональной компетентностью учителя понимается совокупность профессиональных и личностных качеств, необходимых для успешной педагогической деятельности.

Профессионально компетентным можно назвать учителя, который на достаточно высоком уровне осуществляет педагогическую деятельность, педагогическое общение, достигает стабильно высоких результатов в обучении и воспитании учащихся.

Развитие профессиональной компетентности – это развитие творческой индивидуальности, формирование восприимчивости к педагогическим инновациям, способностей адаптироваться в меняющейся педагогической среде. От профессинального уровня педагога напрямую зависит социально-экономическое и духовное развитие общества.

Изменения, происходящие в современной системе образования, делают необходимостью повышение квалификации и профессионализма учителя, т. е. его профессиональной компетентности. Основная цель современного образования – соответствие актуальным и перспективным потребностям личности, общества и государства, подготовка разносторонне развитой личности гражданина своей страны, способной к социальной адаптации в обществе, началу трудовой деятельности, самообразованию и самосовершенствованию. А свободно мыслящий, прогнозирующий результаты своей деятельности и моделирующий образовательный процесс педагог является гарантом достижения поставленных целей. Именно поэтому в настоящее время резко повысился спрос на квалифицированную, творчески мыслящую, конкурентноспособную личность учителя, способную воспитывать личность в современном, динамично меняющемся мире.

Исходя из современных требований можно определить основные пути развития профессиональной компетентности педагога:

  1. Работа в методических объединениях, творческих группах;
  2. Исследовательская деятельность;
  3. Инновационная деятельность, освоение новых педагогических технологий;
  4. Различные формы педагогической поддержки;
  5. Активное участие в педагогических конкурсах и фестивалях;
  6. Трансляция собственного педагогического опыта;
  7. Использование ИКТ и др.

Но не один из перечисленных способов не будет эффективным, если педагог сам не осознает необходимости повышения собственной профессиональной компетентности. Отсюда вытекает необходимость мотивации и создания благоприятных условий для педагогического роста. Необходимо создать те условия, в которых педагог самостоятельно осознает необходимость повышения уровня собственных профессиональных качеств. Анализ собственного педагогического опыта активизирует профессиональное саморазвитие педагога, в результате чего развиваются навыки исследовательской деятельности, которые затем интегрируются в педагогическую деятельность. Педагог должен быть вовлечен в процесс управления развитием школы, что способствует развитию его профессионализма.

Развитие профессиональной компетентности – это динамичный процесс усвоения и модернизации профессионального опыта, ведущий к развитию индивидуальных профессиональных качеств, накоплению профессионального опыта, предполагающий непрерывное развитие и самосовершенствование.

Можно выделить этапы формирования профессиональной компетентности:

  • самоанализ и осознание необходимости;
  • планирование саморазвития (цели, задачи, пути решения);
  • самопроявление, анализ, самокорректировка.

Формирование профессиональной компетентности - процесс цикличный, т.к. в процессе педагогической деятельности необходимо постоянное повышение профессионализма, и каждый раз перечисленные этапы повторяются, но уже в новом качестве. Вообще, процесс саморазвития обусловлен биологически и связан с социализацией и индивидуализацией личности, которая сознательно организует собственную жизнь, а значит, и собственное развитие. Процесс формирования профессиональной компетентности так же сильно зависит от среды, поэтому именно среда должна стимулировать профессиональное саморазвитие. В школе должна быть создана демократическая система управления. Это и система стимулирования сотрудников, и различные формы педагогического мониторинга (не контроля!), к которым можно отнести анкетирования, тестирования, собеседования, и внутришкольные мероприятия по обмену опытом, конкурсы, и презентация собственных достижений. Данные формы стимулирования позволяют снизить уровень эмоциональной тревожности педагога, влияют на формирование благотворной психологической атмосферы в коллективе.

Говоря о профессиональной компетентности учителя нельзя не сказать о создании портфолио учителя. Портфолио есть отражение профессиональной деятельности, в процессе формирования которого происходит самооценивание и осознается необходимость саморазвития. С помощью портфолио решается проблема аттестации педагога, т.к. здесь собираются и обобщаются результаты профессиональной деятельности. Создание портфолио – хорошая мотивационная основа деятельности педагога и развития его профессиональной компетентности.

Профессиональная (педагогическая) компетентность учителя

Для обобщенной характеристики труда учителя используются такие термины «профессионализм», «мастерство», «квалификация», «профессиональные способности». В последнее десятилетие в связи с развитием рыночной экономики усложнились задачи, которые стоят перед учителем. Как отмечается в «Концепции модернизации Российского образования на период до 2010 года», задача учителя состоит в том, чтобы подготовить современно образованных, нравственно предприимчивых людей, умеющих самостоятельно принимать ответственные решения и готовых реализовать себя в условиях рыночной экономики. Поэтому для характеристики профессиональных и личностных качеств учителя используется понятие «профессиональная (педагогическая) компетентность» учителя.

Современный педагог, способный обеспечить гибкое индивидуально-ориентированное обучение и воспитание, формирование компетенций, необходимых для инновационного развития страны, способный развивать креативные способности учащихся и научить главному умению - «умению учиться самостоятельно», сам должен владеть принципиально иными по сравнению с традиционными средствами организации учебно-воспитательного процесса. Особое внимание уделяется профессиональной педагогической компетентности.

Под профессиональной педагогической компетентностью понимается совокупность ключевых, базовых и специальных компетенций. Ключевые компетенции проявляются в способности решать профессиональные задачи на основе использования информации, коммуникации, в том числе на иностранном языке, социально-правовых основ поведения личности в гражданском обществе. Для профессиональной педагогической деятельности базовыми будут компетенции, необходимые для построения профессиональной деятельности в контексте требований к системе образования на определенном этапе развития общества. Специальные компетенции можно рассматривать как реализацию ключевых и базовых компетенций в области учебного предмета, конкретной области профессиональной деятельности.

Ключевые компетенции включают компетенции, относящиеся к самому человеку как личности, субъекту деятельности, общения; компетенции, относящиеся к социальному взаимодействию человека и социальной сферы; компетенции, относящиеся к деятельности человека. Ключевые компетенции присущи специалисту независимо от вида профессиональной деятельности, поэтому они рассматриваются как постоянные характеристики.

Базовые компетенции свойственны специалистам, работающим в профессионально-педагогической сфере деятельности, и включают педагогическую, психологическую, коммуникативную, исследовательскую, рефлективную, творческую и организационно-проектировочную компетенци. .

Специальные компетенции отражают особенности предмета, например «Английский язык”, и представлены методической, речевой, прикладной, игровой, актерской, адаптивной и музыкальной компетенциями.

Каждая компетенция наполняется соответствующими профессиональными знаниями и умениями, которые должны целенаправленно формироваться в условиях, максимально приближенных к реальной профессиональной деятельности учителя.

Составляющие профессиональной компетентности учителя.

Первой составляющей ПК учителя является владение учителем необходимыми знаниями, умениями и навыками. Под необходимыми знаниями обычно понимаются общепрофессиональные знания учителя по предмету , знание методики преподавания, основ психологии, педагогики и дидактики, способствующих обучению и воспитанию учащихся. Чем выше уровень знаний учителя, тем выше его компетентность. Размышляя о том, какой должна быть научная подготовка учителя, ученые выходят на необходимость глубокой и многосторонней подготовки учителя. Приведем ряд высказываний. По мнению П.Ф. Каптерева, учителю необходимо знание преподаваемого предмета, научная подготовка по данной специальности, по родственным предметам, в широком образовании, потом - в знакомстве с методологией предмета, общими дидактическими принципами и, наконец, в знании свойств детской натуры, с которой учителю приходится иметь дело. П.И. Пидкасистый и М.А. Портнов отмечают, что для учителя важно знание методики преподавания предмета, которое позволяет включить учащихся в работу на всех этапах урока, использовать нестандартные формы проведения уроков, повысить эффективность учебного процесса. По мнению Н.А. Сорокина, учитель должен быть всесторонне подготовлен, эрудирован, начитан. Ю.Н. Кулюткин отмечает, что учитель заинтересован в том, чтобы получать профессионально-педагогическую информацию широкого профиля: по педагогике, психологии, методике, передовому опыту, для подтверждения своего индивидуального стиля профессиональной деятельности. Автор подчеркивает, что учитель не может считать себя окончательно сформировавшимся в профессиональном плане, на каком бы этапе жизненного и профессионального пути он не находился; для него важно непрерывное образование, смысл которого определяется потребностью в развитии.

Л.С. Выготский отмечает, что первое требование, предъявляемое к учителю, заключается в том, чтобы он был научно образованным профессионалом и истинным учителем раньше, чем математиком, словесником и т. д. От учителя требуется повышенное знание предмета и техники своего дела. Для учителя очень важно иметь широкий кругозор, который предполагает не только большое количество, но и глубину знаний во всех областях жизни. Глубокое понимание отдельных фактов и процессов, их особенностей и закономерностей помогают самостоятельному овладению новыми знаниями.Кроме общенаучных и педагогических знаний компетентность учителя предполагает глубокое знание психологии в целом и возрастной психологии в особенности. Так, В.М. Лизинский подчеркивает, что сегодня знать психологические особенности, свои собственные и своих учеников, уметь применять психологические методы и приемы в общении становится просто необходимым. Не зная психологических тонкостей этой деятельности, просто невозможно работать с детьми разного возраста, а особенно с социально и педагогически запущенными, одаренными или имеющими особенности развития. И.С. Якиманская пишет, что знание учителем закономерностей мыслительной деятельности учащихся и различий в характере их умственной активности, зависящих от индивидуальных особенностей, дает ему возможность использовать проблемное обучение.

Используя профессиональные знания, учитель вырабатывает свой, только ему присущий стиль работы, который он совершенствует на протяжении всей педагогической деятельности и достигает наивысшего уровня профессиональной компетентности. В свою очередь, высокий уровень компетентности учителя предполагает постоянное «приобретение, преобразование и использование знаний», а значит постоянное самосовершенствование. Полезность знаний учитель оценивает по трем основным критериям: полезность для решения важных для него практических задач; возможность использования знаний на практике; эффективность новых методов работы в сравнении с применяемыми ранее. Чем шире и глубже педагогические и психологические знания учителя, тем выше уровень его профессиональной компетентности. Учитель, владеющий всесторонними профессиональными знаниями, совершенствуется постоянно, делая для себя «открытия» в области педагогики, методики, психологии и успешно применяя их в своей деятельности. Обширные знания в различных сферах жизни и своей работе, знание всех ее тонкостей помогает избежать всевозможных промахов и ошибок, как в преподавании предмета, так и в обучении школьников.

Понятие ПК учителя включает владение педагогическими умениями и навыками. Умение - это возможность эффективно выполнять действие в соответствии с целями и условиями, в которых приходится действовать. Умение предполагает использование ранее полученных знаний; без знаний нет умений. Навык - это действие, характеризующееся высокой мерой освоения; на этой ступени действие становится автоматизированным: сознательный контроль настолько свернут, что возникает иллюзия его полного отсутствия и кажется, что действие выполняется «само собой». Навык отличается от умения более высокой степенью освоения действия. В.И. Загвязинский отмечает, что педагогические умения - это умения решать педагогические задачи. Педагогические умения - это педагогические действия (воздействия учителя), выполненные на достаточно высоком уровне, способность учителя использовать имеющиеся у него знания в педагогической деятельности, в организации взаимодействия. Педагогические умения образуют «техники» в труде учителя. По мнению В.И. Загвязинского, к умениям, необходимым для решения педагогических задач, следует, прежде всего, отнести педагогическую технику. Автор учебника «Педагогическая психология» Зимняя И.А. под педагогическими умениями имеет в виду совокупность самых различных действий учителя, которые, прежде всего, соотносятся с функциями педагогической деятельности и выявляют индивидуально-психологические особенности учителя.

Ученые-педагоги выделяют большой комплекс умений, которыми должен владеть учитель . В. Оконь, М.Н. Скаткин и В.В. Краевский выделяют такие умения учителя как создание условий для усвоения учащимися учебного материала путем активизации мышления учащихся; формулировка конкретной дидактической задачи; отбор содержания учебного материала; выбор методов обучения и их реализации. В.П. Симонов к важнейшим умениям учителя относит умения привлекать внимание учащихся и заинтересовывать их изучаемым материалом; учитывать возрастные и психологические особенности учащихся и уровень их развития ; строить свои взаимоотношения с учащимися на гуманной основе; не теряться при самых трудных и неожиданных вопросах учащихся; сочетать теорию и практику в преподавании учебного предмета; грамотно использовать в своей работе передовой педагогический опыт; в совершенстве владеть речью, словом; критически мыслить; разнообразить свои занятия, избегать шаблонности в их организации. П.И. Пидкасистый и М.А. Портнов отмечают важность умения учителя так организовать учебный процесс, чтобы при всех, даже самых неблагоприятных условиях добиться нужного уровня воспитанности, развития и знаний учащихся.

Ю.А. Конаржевский важным умением учителя считает умение анализировать свой собственный урок , конкретные педагогические ситуации, возникающие на нем, результаты педагогического воздействия на ученика, результаты своего труда. От этого умения во многом зависит умение учителя правильно спланировать, организовать, проконтролировать свою деятельность в целом, подчеркивает автор. В ходе самоанализа урока учитель овладевает рефлексивными умениями. Являясь формой теоретической деятельности человека, направленной на осмысление своих действий, - рефлексия помогает учителю оценить самобытность и индивидуальность каждого ученика, помочь ему познать себя, реализовать свои потенциальные возможности. «Учитель рефлексирующий - это учитель растущий», - подчёркивает Д.Г. Леви-тес. Развитие педагогической рефлексии способствует овладению учителем критическим мышлением, стремлению к самосовершенствованию, выработке критериев оценки себя и своей деятельности, духовно-творческой реализации. Умение заглянуть в себя и сказать самому себе: «Я что-то делаю не так. Что следует изменить в первую очередь?» помогают обратить внимание на себя и свою деятельность на уроке, сформировать адекватную самооценку, избегать конфликтных ситуаций. Часть ученых конкретизируют отдельные умения учителя. Так М.И. Махмутов выделяет умение дифференцированно использовать систему интересных вопросов различной трудности , наметить систему основных вопросов, в достаточной мере направляющих мысль на раскрытие содержания изучаемого материала, использовать проблемное обучение; И.С. Якиманская - определять ведущий вид психической деятельности учащихся при усвоении нового материала; В.П. Беспалько- полно использовать время урока для самостоятельной деятельности учащихся под руководством учителя, подбирать необходимую технологию обучения, исходя из целей обучения и особенностей изучаемого предмета; Е.С. Рабунский -сочетать фронтальные, групповые и индивидуальные формы работы на уроке; Т.И. Шамова- осуществлять индивидуальный и дифференцированный подход к обучению и др. подчеркивают и другие ученые-педагоги и психологи.

Важными умениями учителя, по мнению З.А. Абасова, являются прогностические умения, которые заключаются в способности учителя предвидеть последствия принимаемых решений в ходе учебного процесса.

2024 english-speak.ru. Изучение английского языка.