Художественная гимнастика что развивает. Художественная гимнастика. Лекция «История развития художественной гимнастики»

Лекция «История развития художественной гимнастики»

Пожалуй, художественная гимнастика по праву считается одним из самых зрелищных видов спорта. В процессе занятий формируются жизненно важные двигательные умения и навыки (прикладные и спортивные), приобретаются специальные знания, воспитываются моральные и волевые качества.

Практикующие демонстрируют в своих презентациях такие способности, как сила, равновесие, гибкость, координация, ловкость и скорость. Этот вид спорта можно рассматривать как искусство передвижения. Художественная гимнастика и ее истоки датируются с древнейших времен греческой и римской истории, где студенты выполнили серию систематических упражнений, в которых приняли участие великие мастера и мудрецы того времени.

Время, занимавшееся гимнастикой, было таким же, как и искусство и музыка. Перед тем, как соревноваться в спорте, художественная гимнастика проводила военные учения с акробатикой, гонками, прыжками, скалолазанием и метанием предметов. В качестве конкурентоспособной спортивной художественной гимнастики родилось более 100 лет назад.

Художественная гимнастика вид спорта, - это женские соревнования в выполнении под музыку комбинаций из различных пластичных и динамичных гимнастических и танцевальных упражнений с предметом (лентой, мячом, обручем, скакалкой, булавами) и без него. Современная программа международных соревнований включает многоборье и групповое упражнение с предметом. Победители определяются в многоборье, в отдельных видах и групповом упражнении.

Конкурентная художественная гимнастика претерпела много изменений с момента ее создания, особенно тех, которые связаны с количеством используемых устройств и количеством участников в команде. Для того, чтобы художественная гимнастика, которую мы ценим в наши дни, несколько тестов были устранены, например, для мужчин: набирать веревку, параллельные бары в группах, подниматься по лестнице; для женщин: параллельные стержни и кольца.

Для женщин: прыжок, асимметричные стержни, балансир и упражнения на полу. Для мужчин: упражнения на земле, лошади с луками, кольцами, прыжками, параллельными барами и фиксированным баром. Усовершенствования были сделаны в конструкциях конкурентных устройств, которые в основном способствуют двум функциям: первой, защите и безопасности, а во-вторых, облегчению и оптимизации обучения упражнениям.

Художественная гимнастика учит соблюдать правила эстетического поведения, формирует понятия о красоте тела, воспитывает вкус, музыкальность.

Важное место в художественной гимнастике занимают такие виды искусства, как танец и музыка. Музыкальное сопровождение развивает музыкальный слух, чувство ритма, согласованность движений с музыкой. Элементы танца расширяют общий кругозор, знакомят с народным творчеством, развивают у них любовь к искусству. Они способствуют развитию координации движений, танцевальности, ритмичности, раскрепощенности, эмоциональности, совершенствованию двигательных качеств. Богатство, разнообразие и доступность упражнений художественной гимнастики, эффективное воздействие их на организм, зрелищность привлекают к занятиям различный контингент занимающихся.

Гимнасты теперь могут испытывать прыжки с высокой сложностью с большой безопасностью в этом устройстве. Это один из старейших Олимпийских видов спорта, который существует, а также один из фаворитов зрителей на Олимпийских играх благодаря захватывающим выступлениям своих спортсменов.

Художественная гимнастика. Основная задача - развивать координационные способности, особенно ритм, как фундаментальный элемент гармонического и эстетического развития. Ритмическая гимнастика, которая всегда практиковалась с устройством, предназначена для молодых. На Олимпийских играх состоялась премьера индивидуального конкурса, а канадская Лори Фунг завоевала золотую медаль.

Средства художественной гимнастики соответствуют анатомо-физиологическим и психологическим особенностям женского организма. Они доступны при любом возрасте и конституции тела. Художественная гимнастика подразделяется на основную, прикладную и художественную гимнастику со спортивной направленностью.

Основная художественная гимнастика применяется в целях всестороннего, гармонического физического развития, укрепления здоровья и совершенствования двигательных функций, осанки занимающихся. Ее средства (танцы, игры под музыку, упражнения без предмета и с предметами) используются в детских садах, общеобразовательных школах, средних и высших учебных заведениях. Прикладная художественная гимнастика применяется при подготовке спортсменов в других видах спорта (в спортивной гимнастике, акробатике, фигурном катании, синхронном плавании), а также при подготовке артистов балета и цирка. Ее средства - элементы танцев, упражнения на расслабление, волны, взмахи, прыжки, повороты и др.

Гимнастика имеет широкий и узкий смысл, вытекающий из концепции образования, с которой она тесно связана. В обширной области, которая включает в себя основную гимнастику, входит первый шаг, основа, на которой основана практика физической культуры. Систематическая практика позволяет нам достичь высокого уровня физической подготовки, здоровье невозможно подготовить наших людей к работе и защите. Он имеет основополагающие задачи, такие как регулирование функций органов и систем, которые составляют организм для укрепления здоровья и поддержания высокой работоспособности на протяжении всей жизни. В мире, в результате научно-технического развития, сохранение автоматизации производства и улучшение условий жизни общества становится все более далеким от необходимости физических усилий, что уменьшает активность различных органов и системы биологического интеграла, который является человеком. Практика утренней гимнастики имеет большое значение в гигиенической гимнастике, потому что она намного быстрее восстанавливает работоспособность нервных клеток и всего организма после сна. Физическая нагрузка, предоставляемая в новом комплексе, будет больше, чем предыдущая, что гарантирует постоянное повышение физических усилий. Он также развивает пластичность движений, образует правильный подшипник, придает вкус эстетике движений и стимулирует творчество ребенка. Он тесно связан с развитием гимнастики, появлением спорта и Олимпийских игр в прошлом столетии, выполняет задачи по совершенствованию физической работоспособности человека; позволяет добиться большого мастерства в выполнении различных упражнений, требующих полной координации, силы и мобильности в движениях, развивает волю, мужество и настойчивость.

Большой популярностью пользуется художественная гимнастика со спортивной направленностью. Становление и развитие этого вида гимнастики связано с деятельностью педагогов и тренеров М. Т. Окунева, А. Н. Ларионовой, Ю. Н. Шишкарёвой, В. С. Зинченко, А. М. Семёновой-Найпак, спортсменок А. Р. Башниной, В. К. Сивохиной, Л. Б. Назмутдиновой, Е. В. Бирюк и др. В конце 50-х - начале 60-х гг., после показательных выступлений советских гимнасток в ряде стран, художественная гимнастика была признана Международной федерацией гимнастики (ФИЖ) видом спорта. С 1963 в нечётные годы ФИЖ проводит чемпионаты мира, с начала 70-х гг. различными странами организуются крупнейшие международные турниры.

Гимнастика - это вариант гимнастики, который характеризуется выдающейся спортивной деятельностью. Их задачи состоят в освоении сложных гимнастических упражнений и получении высоких спортивных результатов, для которых необходима отличная физическая и техническая подготовка. Корни восходят к датской гимнастике, где они появляются, в первый раз мягкие движения и упражнения, которые реализуются с музыкальным сопровождением, то же самое является женским собственным видом спорта, конкурентоспособного характера и в согласии с особенностями психофизики и функциональной морфологией женщины. Он имеет фундаментальные задачи в спортивной гимнастике и состоит в том, чтобы: развивать на многосторонней и гармоничной основе тело, повышать способность к физическому исполнению и формированию устойчивых моральных и волевых особенностей социалистической личности, добиваться высокого спортивного мастерства. В области спорта есть новая дисциплина. . Прикладная гимнастика.

Также значительный вклад в научное обоснование физического воспитания девушек внес французский физиолог и педагог Жорж Демени. Он доказал целесообразность применения динамических упражнений, упражнений на растягивание и расслабление мышц, танцевальных шагов, упражнений с предметами (булавами, палками, венками и др.), способствующих приобретению гибкости, ловкости, хорошей осанки, умению двигаться плавно и грациозно.

Она исходит из обучения принципам и процедурам, которые соответствуют гимнастике в конкретных действиях для достижения определенной цели. Также называется «Медицинская гимнастика» используется для определения функций двигателя после повреждения для реабилитации больного человека и исправления костных отклонений врожденного или приобретенного характера, а также для предотвращения заболеваний. Целью этого является сохранение и укрепление здоровья рабочего и повышение производительности труда. систематическая практика показала, что положительное влияние гимнастики и физического развития работников, на повышение работоспособности, на снижение уровня травматизма и дефектного производства. Кроме того, он способствует улучшению активности нервной системы, сердечно-сосудистой системы, дыхания и координации движений, также развивает силу и ловкость. Он используется для подготовки спортсменов к достижению хорошего физического развития и повышения способности к общей физической эффективности этого. Этот тип гимнастики не имеет самостоятельного значения, но включен в состав тренировок всех видов спорта. Во время учений гимнасты должны использовать всю поверхность земли, работая сбалансированным образом и в постоянном движении, поскольку они будут наказаны, если они остановятся.

Большая заслуга в разработке теории выразительного двигательного навыка принадлежит французскому педагогу - Франсуа Дельсарту. Изучая драматическое искусство, он пришел к выводу, что каждое переживание человека сопровождается определенными движениями тела, а, следовательно, путем воспроизведения движений можно создать у зрителя впечатление переживаний. Созданная Дельсартом «Грамматика художественного жеста» стала применяться в физическом воспитании, особенно при подготовке массовых гимнастических выступлений, исполняемых с музыкальным сопровождением. Идеи и принципы, разработанные Дельсартом, нашли свое воплощение в искусстве знаменитой танцовщицы Айседоры Дункан. Ее танцы, импровизации, построенные на движениях свободной пластики, во многом напоминают современную художественную гимнастику.

В конце упражнения гимнастка должна держать аппарат в своем распоряжении или, по крайней мере, находиться в контакте с ним с какой-либо частью его тела. Музыка и упражнения должны заканчиваться одновременно. Он оценивает состав упражнения с художественной точки зрения, то есть хореографию, телесное движение, оригинальность и музыкальное сопровождение. В индивидуальном соревновании можно получить до 5 баллов в техническом и художественном, а для исполнения - до 10; три примечания складываются вместе и разделяются между двумя, чтобы получить окончательный класс. В командном соревновании техническое жюри оценивает максимум 4, художественные до 6 и исполнение до тех пор, пока три ноты не будут добавлены для получения оценки. По степени неудачи судьи вычитают оценку 0, 05 балла за небольшие отвлечения или ошибки погрешности 0, 10 балла за незначительные ошибки 0, 20 балла за основные ошибки 0, 30 балла за большие ошибки Счет также вычитается, если любая гимнастка оставляет ковер, теряет контроль над аппаратом или неэстетичными элементами. Коврик должен поглощать энергию, вырабатываемую упражнениями, и в то же время защищать от возможных падений.

  • Существует три группы судей, каждая из которых оценивает особенности упражнения.
  • Оценивает степень трудности в составе упражнения.
  • Он оценивает совершенство в выполнении упражнения.
  • Спортзал должен быть не менее 8 метров.
  • Его поверхность должна быть гладкой без отверстий или морщин.
Все упражнения должны сопровождаться музыкой.

Наряду с гимнастикой выразительных движений в конце 19 начале 20 в. широкое распространение получает ритмическая гимнастика, одним из создателей которой был профессор Женевской консерватории Жак Далькроз. Он разработал три группы упражнений: ритмические движения, упражнения для тренировки слуха и импровизированные действия, которые воспитывали у занимающихся музыкальность и слух. Вначале ритмическая гимнастика была средством воспитания музыкантов и артистов, позднее стала применяться в области физического воспитания.

Пять устройств: веревка, обруч, мяч, лента и клубы. Упражнения на обруч должны включать по крайней мере три прыжка во время программы, которая предлагает множество вращений, бросков, приемов и прохождения через устройство. Веревка: из пеньки или аналогичного материала, длина которой пропорциональна талии гимнастки, веревка является самым сложным упражнением на физическом плане. Клубы имеют широкий конец, среднюю конусообразную секцию и обычно мяч на другом конце с максимальным диаметром 30 мм. Лента: Лента, изготовленная из атласа или подобного материала, имеет длину 7 м и ширину 4-6. Двумя наиболее важными аспектами упражнений являются ритм и хореография. . Художественная гимнастика считается спортивной дисциплиной, поскольку по официальным основаниям этот вид спорта может быть осуществлен на конкурсной основе, как индивидуально, так и коллективно, будь то дуэты, трио, квартеты или квинтеты.

Системы Ж. Демени, Ф. Дельсарта, Ж. Далькро и их продолжателей оказали значительное влияние на возникновение и развитие ритмопластических школ «женской гимнастики» в дореволюционной России. В СССР женская художественная гимнастика сразу же получила широкое распространение.

В 1923 была создана «Студия пластического движения», руководимая 3. Д. Вербовой. Программа обучения в студии включала ритмическую гимнастику и сольфеджио по Ж. Далькрозу, пластику, гимнастику, акробатику, элементы хореографии, композицию вольных упражнений, анатомию. Студия готовила преподавателей физического воспитания для средних школ и техникумов. Для подготовки специалистов высокой квалификации в Институте физической Культуры в Москве в 1934 была создана кафедра художественного движения и акробатики, руководимая М.Т. Окуневым. В этом же году в Ленинграде при Институте физической культуры им. Лесгафта создается первая всесоюзная школа художественного движения. Историю советской гимнастики как полноценного вида спорта можно условно поделить на два периода.

Ритмичная гимнастика, практикуемая в группе, длится примерно две с половиной минуты в соревновании, тогда как в случае человека не будет превышать полтора минуты. Технически судьи в любом соревновании будут рассматривать такие аспекты, как начальные позы, плавность упражнения, непрерывность действий, вовлечение различных областей мышц и совершенствование движений. Со своей стороны, гимнаст должен уделять особое внимание движениям, поворотам и броскам, которые он выполняет. Кроме того, это будет рассматриваться как штраф за выход с обеими ногами за пределами ограниченной зоны исполнения, а также с использованием несанкционированных орудий.

Первый период (1947-1963) характеризуется формированием художественной гимнастики как средства физического воспитания женщин, созданием советской школы художественной гимнастики. Первые соревнования проводились в виде смотров-конкурсов (Таллин в 1947, Тбилиси в 1948), а в 1949 состоялось первое лично-командное первенство страны. В 1950 была опубликована спортивная классификация, которая сыграла большую роль в дальнейшем развитии художественной гимнастики. Единая программа и нормативные требования для гимнасток различных разрядов конкретизировали содержание и организацию учебной работы на местах. Программа для мастеров спорта, введенная в 1954, способствовала развитию художественной гимнастики и росту спортивно-технических достижений.

Художественная гимнастика - очень рекомендуемая дисциплина для детей обоих полов. Специалисты рекомендуют этот тип гимнастики у несовершеннолетних, потому что он стимулирует большую координацию, манипулируя объектами, такими как колышки, обручи, шарики и веревки.

Кроме того, вы работаете и мышцы. Ритмичная гимнастическая процедура для детей начинается с серии участков ног, туловища и оружия. Наконец, они двигаются, чтобы выполнять более сложные движения, которые связаны с использованием лент, шаров и матов. Настоятельно рекомендуется, чтобы дети занимались этим видом спорта в группах, чтобы они не только научились взаимодействовать, но и делились функциями и целями с другими детьми.

С 1963 начинается второй период развития художественной гимнастики в СССР. В этом же году создается техническая комиссия по художественной гимнастике при женском техническом комитете Международной федерации гимнастики. С этого периода советские гимнастки регулярно участвуют в международных соревнованиях, включая чемпионаты мира (с 1963) и Европы (с 1978),что предопределило создание ещё одной международной организации, а именно – Европейской Федерации Гимнастики (UEG). Художественная гимнастика завоевывает все большую популярность во всем мире. Закономерным итогом этого является включение художественной гимнастики в программу Олимпийских игр в Лос-Анджелесе (1984).

Программа I конкурса (1947) состояла из произвольных композиций. Судейство осуществляло жюри конкурса. На II конкурсе (1948) гимнастки выполняли обязательное упражнение без предмета с элементами акробатики и произвольное с предметом. Зачет был только командный, без определения личного первенства.

Программа первого лично-командного первенства страны (1949) была более прогрессивной и состояла из четырехборья. Существенное значение для развития вида спорта имело введение Единой классификации. Для всех разрядов программа состояла из обязательного упражнения без предмета, с предметом (по жребию), упражнения с элементами акробатики, гимнастического прыжка (в младших разрядах - с мостика, в старших - с трамплина), кроме того, в I разряде и разряде мастеров спорта - произвольного упражнения без предмета и с любым предметом.

Из последующих классификационных программ были исключены гимнастический прыжок во всех разрядах, упражнения с элементами акробатики у мастеров спорта и кандидатов в мастера спорта. Больший вес приобрели упражнения с предметами в произвольной интерпретации. С 1967 программа мастеров спорта максимально приблизилась к международной: были введены групповые упражнения с предметами, определены виды предметов (скакалка, мяч, обруч, лента, булавы).

Одновременно с программой совершенствовались правила соревнований. Они определили виды и правила проведения соревнований, основные требования к композиции и исполнительскому мастерству гимнасток в индивидуальных и групповых упражнениях. В правилах 1955 у мастеров спорта предусматривалось 4 элемента I группы трудности, в 1967 - 6 в упражнении без предмета и 5 с предметом, в 1977 их было уже 8, 3 из которых, должны были выполняться левой рукой. Параллельно усложнялась расценочная таблица элементов и соединений, дифференцировались сбавки за возможные ошибки, уточнялась их градация.

В 1941 в Ленинграде состоялся первый чемпионат города, где победила Ю. Шишкарева, спустя шесть лет в Таллине прошел I Всесоюзный конкурс, а в 1949 в Киеве - первый чемпионат СССР. Командное первенство выиграли москвички, абсолютной чемпионкой СССР стала Л. Денисова. С 1955 лучшие советские гимнастки стали регулярно выезжать за рубеж с показательными выступлениями. В 1960 в Софии прошла первая официальная международная встреча сборных СССР, Болгарии и Чехословакии. В ноябре 1963 была создана Федерация художественной гимнастики СССР. В том же году в Будапеште состоялся первый чемпионат мира.

Титул абсолютной чемпионки завоевала москвичка Людмила Савенкова. Две золотые медали в отдельных видах многоборья на чемпионате мира 1969 в Варне, завоевала Галима Шугурова. Четыре раза она становилась абсолютной чемпионкой СССР (1970, 1972, 1973, 1978). А в 1978 была провозглашена первой абсолютной чемпионкой Европы. В 1977 появилась новая королева мировой гимнастики Ирина Дерюгина - пятикратная абсолютная чемпионка СССР, обладательница Кубка СССР (1975-1979), неоднократная чемпионка мира и Европы в отдельных упражнениях. В 1979 году на чемпионате мира в Лондоне Ирина Дерюгина стала победительницей в многоборье. А серебряным призером в многоборье и чемпионкой мира в упражнение с лентой стала Елена Томас. Она же стала абсолютной чемпионкой СССР в 1980году. В 1982 году абсолютной чемпионкой Европы стала Даля Куткайте. Абсолютной чемпионкой СССР в 1981 году стала Ирина Девина, а в 1985-1986 гг. Галина Белоглазова.

Олимпийский дебют художественной гимнастики состоялся лишь в 1984 в Лос-Анджелесе. Чемпионкой стала канадка Лори Фанг, а главные соперницы - советские и болгарские спортсменки, из-за бойкота этой Олимпиады социалистическими странами, не принимали в ней участия. Во всех последующих Играх побеждали славянки.

На Олимпиаде в Сеуле (1988) чемпионкой стала Марина Лобач из Белоруссии, в Барселоне (1992) - Алаксандра Тимошенко, в Атланте (1996) - Екатерина Серебрянская (спортсменки из Украины). В Сиднее (2000) олимпийской чемпионкой стала Юлия Барсукова из России. На Олимпиаде 2004 года в Афинах золото завоевала Алина Кабаева.

Основные средства современной художественной гимнастики.

Основными средствами современной художественной гимнастики являются:

· упражнения без предмета (равновесия, волны, взмахи, прыжки и т. п.);

· упражнения с предметами (обручем, мячом, булавами, скакалкой, лентой);

· элементы классического танца;

· элементы народных танцев;

· элементы историко-бытовых и современных танцев;

· акробатические упражнения;

· ритмика (упражнения на согласованность движений с музыкой);

· элементы пантомимы;

· элементы основной гимнастики (общеразвивающие, строевые, прикладные упражнения);

· упражнения из других видов спорта.

Упражнения классификационной программы представляют собой свободное передвижение по площадке, включающее в себя элементы танца, пластики, мимики, пантомимики, ритмически согласованных с музыкой движений без предмета и с предметами, а также некоторые элементы упрощенной стилизованной акробатики (полуакробатики) в формах, допускаемых правилами соревнований. Таким образом, предметом изучения в художественной гимнастике является искусство выразительного движения. Упражнения художественной гимнастики характеризуются в основном произвольным управлением движением. Действия гимнастки, свободно передвигающейся по площадке, лишь в минимальной степени ограничиваются какими-либо внешними, искусственно установленными условиями, в отличие, например, от действий представительниц спортивной гимнастики. Поэтому одна из основных задач технической подготовки в художественной гимнастике связана с искусством владения своим телом в естественных условиях. Из качеств, играющих большую роль в художественной гимнастике, выделяется гибкость во всех ее проявлениях (пассивная, активная, предельно развитая гибкость в тазобедренных суставах). Кроме того, специфика данного вида спорта требует развития и совершенствования тонкой координации движений, чувства ритма, музыкальности, артистичности. Сложность структуры двигательных действий гимнасток обусловливает необходимость запоминать большой объем относительно независимых между собой движений. Это предъявляет требования к памяти гимнасток, а также к таким качествам, как исполнительность, ясность и полнота зрительных представлений, точность воспроизведения движения. Качество исполнения упражнений (выразительность, артистичность и т. п.) диктует необходимость формирования способности к самоконтролю и коррекции мышечных усилий, устойчивости внимания, умения концентрировать и распределять внимание, быстроты реагирования, быстроты мышления, сообразительности, самокритичности, настойчивости. Перечисленные выше особенности художественной гимнастики характеризуют в основном деятельность спортсменок в условиях тренировочных занятий. Условия, в которых протекают соревнования, значительно отличаются от условий тренировок. Для эффективного преодоления трудностей, создаваемых соревновательной деятельностью (эмоциональная напряженность, стартовая лихорадка и т. п.), гимнастка должна обладать сообразительностью, смелостью, уравновешенностью, самообладанием, настойчивостью, стремлением к успеху. Одна из существенных особенностей художественной гимнастики - значение композиционного решения произвольных упражнений. Тенденция к относительному выравниванию технических и функциональных возможностей гимнасток, претендующих на завоевание призовых мест в соревнованиях высокого ранга, существенно обостряет соревновательную борьбу, победа в которой начинает определяться оригинальностью, новизной композиции (как в индивидуальном, так и в групповом первенстве).

Правила соревнований.

Упражнения в художественной гимнастике выполняются не на снарядах, а со снарядами(гимнастическими предметами). Оценки выставляются за выполнение упражнений с каждым снарядом, но медали и места распределяются по сумме всех набранных очков. Оценка производится по трем критериям - за сложность, артистичность и технику выполнения. В личном зачете гимнастки выполняют упражнения с 4 предметами из 5 существующих. Выбор зависит от текущего олимпийского цикла. Упражнения. Во время выполнения упражнений гимнастки должны использовать всю площадь ковра. В работе с предметами должны участвовать обе руки. Предметы должны постоянно находиться в движении, в противном случае начисляются штрафные баллы. Упражнения должны длиться 75-90 секунд. За каждую просроченную (меньше или болше указанного промежутка) секунду начисляется 0,05 штрафных балла. Каждая гимнастка обязана закончить упражнение так, чтобы касаться предмета какой-либо частью тела и одновременнно с окончанием музыки. Во время выполнения упражнений тренеру запрещается разговаривать со спортсменкой или судьями.

Судейство Три группы судей оценивают различные элементы упражнения. Техническое жюри оценивает уровень сложности. Художественное жюри оценивает композицию только с артистической точки зрения. Судьи следят за хореографией исполнения, выбором предметов, движениями тела, оригинальностью и мастерством. Они также оценивают музыкальное сопровождение. Исполнительское жюри оценивает степень совершенства владения снарядами, выразительность, виртуозность и технические ошибки.

Гимнастические предметы. Упражнения выполняются на гимнастическом ковре площадью 13 кв.м, окруженном дополнительной площадью для страховки.

· скакалка
Скакалка сделана из пеньки или подобного материала, не имеет стандартной длины, потому что длина зависит от роста гимнастки.

· обруч
Обруч изготовлен из дерева или пластика, внутренний диаметр 80-90 см. Обруч должен весить не менее 300 г.

· мяч Мяч должен быть изготовлен из резины или мягкого пластика. Диаметр мяча 18-20 см, вес - не менее 400 г.

· булавы Используются две бутылочной формы булавы равной длины (40-50 см), в узкой части заканчивающиеся небольшим закруглением. Изготавливаются из дерева или пластика. Вес каждой - не менее 150 г. Имеют широкую часть - тело, узкую - шейка, и круглый наконечник - головка (максимальный диаметр - 30 мм).

· лента Лента длиной 6 м изготавливается из атласа или подобного материала. Она крепится к цилиндрической палочке 50-60 см длиной

Художественная гимнастика - относительно молодой вид спорта, возник в России в конце 19го, начале 20го века как способ выражения движения. За сравнительно небольшой срок этот прекрасный вид спорта завоевал мировую известность, стал олимпийским и на данный момент трудно найти страну, в которой бы не существовало художественной гимнастики. В настоящее время существует множество великолепных гимнасток по всему миру, а также огромное количество их поклонников.

Художественная гимнастика возникла благодаря слиянию воедино нескольких движений:

1. Эстетическая гимнастика - возникла благодаря Франсуа Дельсарту (1811-1870) - он провозгласил, что у тела есть собственный язык; так появилось выражение «поэзия тела». В тот период распространялось увлечение античностью, в которой совершенствованию тела придавалось огромное значение. Он изобрёл принципы выразительности, которые имеют огромную ценность в развитии гимнастики: принцип связи между эмоциональным состоянием и телодвижениями, принцип слитности и вклучения многих частей тела и мышц в движение (пружины, волны), принцип противоставления при передвижении, например разноимённые положения рук и ног.

2. Ритмической гимнастика - разновидность оздоровительной гимнастики, важным элементом которой является музыкальное сопровождение, возникла благодаря Эмилю Жак дель-Крозу (1865-1950) - преподаватель музыки и пения из Женевы, который использовал обучение ритму как подготовку к игре на музыкальном инструменте. Позже Далькроз стал пропагандировать ритмику и как способ воспитания воли, укрепления физического и душевного здоровья, гармонического развития человека.

3. Танцевальная гимнастика - изобретена Жоржем Демини (1865 – 1950 гг.) – Он доказал целесообразность применения динамических упражнений, упражнений на расслабление и растягивание мышц, танцевальных движений и упражнений с предметами: булавами, палками, венками и т.д., которые сопутствовали развитию гибкости, ловкости, хорошей осанки, грациозности и плавности движений.

4. Свободный танец был придуман Айседорой Дункан (1877-1927) – которая взбунтовалась против догм классического балета и заменила их на движения, в которых были смешаны спорт и искусство. Идеалом Дункан были «прекрасно естественные» движения античной пляски, простые движения ходьбы и бега. Она первой из танцовшиц отказалась от корсета и трико и выступала в свободной тунике и босиком. И также Айсидора Дункан использовала в своих танцах шарфы, напоминающие современную ленту.

Слияние воедино этих 4х направлений повлияло на возникновение художественной гимнастики – этого изящного вида спорта, которая по сей день сочитает в себе танец и гимнастическую сложность, эстетику и грацию.

В апреле 1941 года, был организован первый чемпионат Ленинграда по художественной гимнастике в Советском Союзе. В 40-е годы развитие художественной гимнастики, так же как и всего советского спорта практически остановилось из-за Великой Отечественной Войны.

В 1948 году прошел первый чемпионат СССР по художественной гимнастике. В 1945 - создана Всесоюзная секция художественной гимнастики, преобразованная в 1963 в федерацию СССР. В конце 1940-х годов разработаны программа и правила соревнований. А дальше развитие этого вида спорта протекало с необычайной быстротой, включая в себя всё большее количество молодых спортсменок.

С 1949 ежегодно проводятся чемпионаты СССР, с 1965 - соревнования на Кубок СССР по художественной гимнастики. В 1954 году появляются первые мастера спорта. Гимнастки начинают выезжать за пределы СССР с показательными выступлениями в Бельгию, Францию, ФРГ, Чехославакию, Югославию.

После этого художественная гимнастика была признана Международной федерацией гимнастики видом спорта в 1963 году. В 1960 году в Софии проводится первая официальная международная встреча: Болгария - СССР - Чехословакия, а спустя 3 года 7-8 декабря 1963 года в Будапеште проходят первые официальные международные соревнования, названные Кубком Европы. Подводя итоги, было обнаружено, что участие принимали гимнастки не только из Европы, и тогда было принято решение считать эти соревнования первым чемпионатом мира, а его победительницу - москвичку Людмилу Савинкову - первой чемпионкой мира по художественной гимнастике. В Будапеште соревнования проводились по правилам, принятым в СССР, но только по произвольной программе.

С 1984 года - олимпийский вид спорта. Сильнейшими странами в этом виде спорта с момента возникновения и до конца 80хх являлись Советский Союз и Болгария. После распада Советского Союза на арене появились несколько сильнейших школ из бывших советских республик: Россия, Украина, Белоруссия, а также Болгария. Также доминантными оставались страны Европы: Франция, Испания, Италия и Германия. А в последнее время также Израиль присоединился к числу сильнейших команд в мире художественной гимнастики.

До недавнего времени это был исключительно женский вид спорта, однако, с конца XX века - благодаря усилиям японских гимнастов стали проводиться соревнования и между мужчинами.

Художественная гимнастика - это вид спорта, в котором выполняются под музыку различные гимнастические и танцевальные упражнения без предметов или с предметами (ленты, скакалки, обручи, булавы, мячи).

В последнее время выступления без предмета не проводятся на соревнованиях мирового класса. При групповых выступлениях используются или одновременно два вида предметов (например - обручи и мячи) или один вид (пять мячей, пять пар булав). Победители определяются в многоборье, в отдельных видах и групповом упражнениях.

Все упражнения идут под музыкальное сопровождение. Раньше выступали под фортепиано или один инструмент. Теперь используются оркестровые фонограммы. Выбор музыки зависит от желаний гимнастки и тренера. Но каждое упражнение должно быть не менее 1 минуты 15 секунд и не более полутора минут. Соревнования проходят на гимнастическом ковре размером 13х13 метров. Классическое многоборье (4 упражнения) – олимпийская дисциплина. Кроме многоборья гимнастки, выступающие в индивидуальном первенстве, традиционно разыгрывают комплекты наград в отдельных видах упражнений (кроме Олимпийских игр).

Выступления с недавнего времени оцениваются по двадцатибалльной системе. Один из самых зрелищных и изящных видов спорта. В СССР художественная гимнастика как вид спорта возникла и сформировалась в 1940-е годы. С 1984 года - олимпийский вид спорта. До недавнего времени исключительно женский вид спорта, однако, с конца XX века - благодаря усилиям японских гимнастов стали проводиться соревнования и между мужчинами.


История.

Художественная гимнастика - достаточно молодой вид спорта, который обязан своим появлением мэтрам балета прославленного Мариинского театра. За сравнительно небольшой срок своего существования этот вид спорта завоевал общемировую признательность и имеет многочисленных поклонников по всему миру.

В 1913 году в Ленинградском институте физической культуры имени П. Ф. Лесгафта была открыта высшая школа художественного движения. Первыми педагогами ее стали Роза Варшавская, Елена Горлова, Анастасия Невинская, Александра Семенова-Найпак. Все эти преподаватели до прихода в ВШХГ имели свой опыт в работе по преподаванию: «эстетической гимнастики» - Франсуа Дельсарта, «ритмической гимнастики» - Эмиля Жака дель-Кроза, «танцевальной гимнастики» - Жоржа Демини и «свободного танца» - Айседоры Дункан. Слияние воедино всех этих направлений гимнастики способствовало появлению этого изящного вида спорта.

В апреле 1941 года, был организован и проведен выпускниками и учителями школы, первый чемпионат Ленинграда по художественной гимнастике. В 40-е гды развите художественной гимнастики, так же как и всего советского спорта практически остановилось из-за Великой Отечественной Войны.

В 1948 году прошел первый чемпионат СССР по художественной гимнастике. В 1945 - создана Всесоюзная секция художественной гимнастики, преобразованная в 1963 в федерацию СССР. В конце 1940-х годов разработаны классификационная программа и правила соревнований. А дальше развитие этого вида спорта протекало с необычайной быстротой, охватывая все большее число юных участниц.

С 1949 ежегодно проводятся чемпионаты СССР, с 1965 - соревнования на Кубок СССР по художественной гимнастики, с 1966 - всесоюзные детские соревнования. Первой чемпионкой СССР в 1949 в Киеве стала Любовь Денисова (тренер Ю. Шишкарева). И в 1954 году появляются первые мастера спорта. Гимнастики начинают выезжать за пределы СССР с показательными выступлениями в Бельгию, Францию, ФРГ, Чехославакию, Югославию.

После этого художественная гимнастика была признана Международной федерацией гимнастики видом спорта. В 1960 году в Софии проводится первая официальная международная встреча: Болгария - СССР - Чехословакия, а спустя 3 года 7-8 декабря 1963 года в Будапеште проходит первые официальные международные соревнования, названные Кубком Европы.

Подводя итоги, было обнаружено, что участие принимали гимнастки не только из Европы, и тогда было принято решение считать эти соревнования первым чемпионатом мира, а его победительницу - москвичку Людмилу Савинкову - первой чемпионкой мира по художественной гимнастике. В Будапеште соревнования проводились по правилам, принятым в СССР, но только по произвольной программе.

В 1967 в мировой художественной гимнастике появляется принципиально новый командный вид - соревнование по групповым упражнениям. В 1967 в Копенгагене состоялся первый чемпионат мира по групповым упражнениям. Тогда же советская команда завоевала золотые медали. С 1978 года проводятся чемпионаты Европы. В Мадриде, советская гимнастка Галима Шугурова, становится обладательницей Европейской короны. В период с 1963 по 1991 чемпионаты мира проводились раз в два года по нечетным годам, а по четным годам, начиная с 1978 по 1992, проводились чемпионаты Европы. С 1992 г. чемпионаты мира и Европы проводятся ежегодно.

1980 - стал для художественной гимнастики поворотным, после завершения Олимпийских игр в Москве, на конгрессе МОК было принято решение о включении этого вида спорта в программу Олимпийских игр. Олимпийская же история художественной гимнастики начинается в 1984 году когда первое Олимпийское золото завоевала в Лос-Анжелесе канадка Лори Фанг.

Спустя четыре года олимпийской чемпионкой в Сеуле стала Марина Лобач, Александра Тимошенко одержала победу в Барселоне, в Атланте - Екатерина Серебрянская, в Сиднее- Юлия Барсукова, в Афинах - Алина Кабаева. Начиная с Олимпийских Игр в Атланте художественная гимнастика была представлена полностью двумя разделами: соревнованиями в индивидуальных и групповых упражнениях.


Система оценок и судейство.

Международная федерация гимнастики в 2001, 2003 и 2005 годах меняла систему оценок для того, чтобы подчеркнуть технические элементы и уменьшить субьективность оценок. До 2001 года оценка выставлялась по 10-и балльной шкале, в 2003 была изменена на 30-и балльную шкалу и на 20-и балльную шкалу в 2005.

Нельзя не отметить тот факт, что художественная гимнастика, вернее оценка результатов выступлений - вещь крайне субъективная. Не раз возникали серьезные скандалы и даже дисквалификации судей из-за неравноценного отношения к спортсменам.

Один из самых громких инцидентов произошёл на европейском первенстве в Сарагосе в 2000 году с Еленой Витриченко. Из-за этого неоднократно поднимались вопросы об изменении процедуры судейства или об удалении этого вида спорта из олимпийской программы.

Художественную гимнастику не обошла стороной проблема допинговых препаратов. Их принимают не для повышения выносливости или увеличения мышечной массы. Основная проблема гимнасток - лишний вес. Поэтому основные применяемые препараты - мочегонные средства, которые, в свою очередь, запрещены антидопинговым комитетом.

Особенности художественной гимнастики.

Первые шаги в художественной гимнастике желательны в очень юном возрасте - в 3-5 лет, т.к организм ребенка гараздо более восприимчив к развитию гибкости, координации и быстроты движений. Главные качества гимнаста - это сила воли, выносливость и пластика. Как правило, уже в 14-16 лет многим спортсменам приходится расставаться с гимнастикой или переходить в спортивный балет. Лишь немногие гимнастки продолжают спортивную карьеру до 20-22 лет.

Если сравнивать художественную гимнастику со спортивной гимнастикой, то художественная - более безопасный и доступный вид спорта. Однако предъявляются довольно высокие требования к внешнему виду спортсменов. Совсем недавно художественная гимнастика стала трансформироваться в аэробику и фитнес, поэтому многие спорстменки могут продолжить свою жизнь в спорте. В спортивной аэробике большинство участниц из бывших гимнасток. Художественная гимнастика развивает гибкость, выносливость, ловкость, дисциплинирует человека, совершенствуя его тело, учит владеть им красиво и грациозно, укрепляет чувство уверенности в себе, что очень важно в сегодняшнем мире.

Художественная гимнастика - различные гимнастические упражнения (динамические и пластические), выполняемые под музыку. Для выполнения некоторых упражнений спортсменки используют различные предметы (ленту длиной около 6 метров, мяч диаметром 18-20 см, скакалку (цветную и без ручек), обруч диаметром 80-90 см и булавы, длина которых составляет 40-50 см).

На выполнение упражнения гимнастка затрачивает от 57 до 90 секунд, причем завершение выступления должно совпадать с окончанием музыки (если спортсменка использует снаряд - на финальной ноте она должна обязательно его коснуться). Оценивание проводится по 20-бальной шкале.

Первая Высшая школа художественной гимнастики появилась в России, в Ленинграде, при институте физической культуры имени П.Ф. Лесгафта, в 1913 году. Как вид спорта упомянутая дисциплина сформировалась в середине прошлого века.

С 1984 года художественная гимнастика причислена к Олимпийским видам спорта, а с 1986 года как индивидуальные, так и групповые состязания входят в программу всех Олимпиад.

Спектр упражнений в художественной гимнастике достаточно обширен. Это действительно так. Ведь кроме упражнений без предметов (прыжки, волны, взмахи, равновесие и т.д.) и упражнений с предметами гимнастки исполняют элементы классических, народных, историко-бытовых и современных танцев, пантомимы, а также элементы основной гимнастики, акробатики, ритмики и упражнения из иных видов спорта.

Художественной гимнастикой занимаются только женщины. Ошибочное мнение. Параллельно с художественной развивается мужская ритмическая гимнастика. Зародился этот вид спорта в Японии, где в конце прошлого века большую популярность приобрели групповые упражнения мужчин-гимнастов, выполняемые под музыку. Из снарядов используются мужские булавы, скакалка и два маленьких обруча. В наши дни группы мальчиков-гимнастов появились во многих странах мира, в том числе в России (тренирует их специально приглашенный для этой цели тренер-японец).

Начать заниматься художественной гимнастикой можно в любом возрасте. Это не совсем так. Лучше всего начинать заниматься данным видом спорта с 4-6 лет, пока опорно-двигательный аппарат не утратил гибкости. Однако бывают и исключения. Например, шестикратная чемпионка мира Амина Зарипова пришла в художественную гимнастику в возрасте 11 лет, но это не помешало ей добиться побед на многих состязаниях.

Художественная гимнастика - одно из ответвлений спортивной гимнастики. Ошибочное мнение. В школе художественного движения (так именовалась первая школа художественной гимнастики, открытая в 1913 году в Ленинградском институте физической культуры имени П. Ф. Лесгафта) работали талантливые преподаватели ритмической гимнастики (Эмиль Жак дель-Кроз), танцевальной гимнастики (Жорж Демини), эстетической гимнастики (Франсуа Дельсарт) и свободного танца (Айседора Дункан). Именно в результате слияния этих направлений возник вид спорта, известный в наши дни под названием "художественная гимнастика".

Соревнования по художественной гимнастике проводятся с 60-х годов прошлого века. Да, первая официальная международная встреча проходила в 1960 году в Софии. В декабре 1963 года в Будапеште были проведены первые международные соревнования по данному виду спорта, названные вначале Кубком Европы, но, во время подведения итогов, переименованные в чемпионат мира (поскольку выяснилось, что в состязаниях принимали участие не только спортсменки из стран Европы). Однако состязания по художественной гимнастике проводились и ранее - вначале только в Ленинграде (в апреле 1941 года), позже - на территории всего Советского Союза. С 1949 года ежегодно проводились чемпионаты СССР, а с 1965 спортсменки состязались за Кубок СССР.

В наши дни чемпионаты мира и Европы по художественной гимнастике проводятся ежегодно. Такое положение вещей имеет место с 1992 года. Ранее чемпионаты мира проводились по нечетным годам, т.е. раз в 2 года (с 1963 по 1991 г.), а чемпионаты Европы - по четным годам, также раз в 2 года (с 1978 по 1992 г.).

Решение о включении художественной гимнастики в число олимпийских видов спорта было принято в 1984 году. Олимпийская история данного вида спорта действительно начинается с 1984 года, когда на XXIII Олимпийских играх в Лос-Анджелесе (США) был разыгран один комплект медалей в индивидуальном многоборье. Однако решение о причислении художественной гимнастики к олимпийским видам спорта было принято на конгрессе МОК после завершения Олимпиады в Москве, в 1980 году.

В конце прошлого века сильнейшими гимнастками были канадки - ведь именно спортсменка из этой страны завоевала золотую медаль на Олимпиаде 1984 года. Нет, в то время наилучшие результаты демонстрировали спортсменки СССР и Болгарии (причем почти все время, исключая период с 1973 по 1977 г. первенство удерживала Болгария). Но из-за того, что московская Олимпиада бойкотировалась некоторыми капиталистическими странами, многие социалистические страны не прислали своих представителей на Олимпийские игры 1984 года, которые проводились в США. Вследствие этого за олимпийские медали состязались спортсменки, демонстрировавшие на других соревнованиях отнюдь не лучшие результаты. Например, обладательница золотой медали канадка Лори Фанг на чемпионате мира в 1985 году заняла всего лишь 9 место.

Система оценивания выступлений гимнасток менялась несколько раз. Это действительно так. Изменение технического регламента было призвано подчеркнуть технические элементы и свести к минимуму возможность субъективности выставления оценок. Вплоть до 2001 года выступления спортсменок оценивались по 10-бальной шкале, в 2003 году была введена 30-бальная шкала, замененная в 2005 году на 20-бальную.

Гимнастки не принимают допинги - ведь им нельзя увеличивать мышечную массу. Да, наращивать мышцы для занятий этим видом спорта не нужно. Но допинг-контроль спортсменки все же проходят. Дело в том, что для того, чтобы быстро похудеть перед соревнованиями, гимнастки часто принимают мочегонные средства (диуретики), считающиеся допингом и запрещенные антидопинговым комитетом.

Занятия с юными гимнастками начинаются с растяжек, чаще всего очень жестких и болезненных. Растяжки действительно имеют место, но, во-первых, каждый тренер определяет уровень гибкости маленькой спортсменки и рекомендует те или иные упражнения для улучшения растяжки. Во-вторых, работу с юными гимнастками с жестких болезненных растяжек никогда не начинают - увеличение гибкости происходит постепенно. Однако с самого начала следует готовить ребенка к тому, что на тренировках придется прикладывать некоторые усилия, без которых серьезные достижения в данном виде спорта (как и в любом другом) попросту невозможны.

Лучше всего отдавать ребенка в серьезную школу художественной гимнастики, тренеры которой подготовили немало чемпионок в этом виде спорта. Многое зависит от поставленной цели. Если родители мечтают о спортивной карьере для своего ребенка и уверены в способностях будущей гимнастки (без наличия которых даже с самым опытным тренером сложно добиться выдающихся результатов), действительно, следует отдать предпочтение серьезной школе с опытными тренерами. А заодно приготовиться к тому, что для достижения поставленной цели понадобится длительная кропотливая работа тренера, родителей и, конечно, самой юной спортсменки. Если же во главу угла ставится только развитие пластичности, координации движений, гибкости, обретение красивой осанки, а стремление к победе отодвигается на второй план - подойдет любая секция, например, при районном дворце культуры и спорта, где и требования, и нагрузки, и оплата меньше.

Если юная гимнастка обучается в непрестижной секции художественной гимнастики - у нее нет шансов попасть в большой спорт. Ошибочное мнение. Если юная спортсменка продемонстрирует на соревнованиях хорошие результаты, на нее могут обратить внимание тренеры из серьезных школ художественной гимнастики или училищ, готовящих будущих олимпийских чемпионок.

Снаряды и экипировка для занятий художественной гимнастикой стоят немалых денег. Да, если речь идет о купальниках для выступлений, расшитых стразами, и качественных мячах, булавах, лентах, обручах и т.д. Однако на первых порах приобретать вышеуказанные вещи совсем не обязательно. Достаточно купить обычный удобный купальник и чешки, а снаряды школа художественной гимнастики чаще всего предоставляет свои.

В секции художественной гимнастики можно развить гибкость и пластичность, а также выработать красивую осанку. Это действительно так. Кроме того, юные спортсменки развивают чувство ритма, координацию движений, что легко позволяет им, к примеру, перейти к занятиям танцами. Во время занятий и особенно выступлений в художественной гимнастике (как и во всех зрелищных видах спорта) девочки учатся преподносить себя в наиболее выгодном свете, отрабатывая уверенные и красивые жесты, позы и мимику. Эти навыки необходимы каждой женщине и не только на соревнованиях, но и в повседневной жизни.

Наиболее перспективен национальный вариант художественной гимнастики. Нет, по мнению тренеров для того, чтобы добиваться больших успехов на соревнованиях, следует не только развивать национальные черты данного вида спорта, но и учиться у соперников, обогащая выступления различными новыми элементами и техниками. Кроме того, для более глубокого обмена опытом серьезные школы художественной гимнастики порой приглашают тренеров из других стран. Например, в Россию приезжали тренеры из Болгарии (обучавшие гимнасток некоторым особенностям работы с предметами) и Японии, а русские тренеры вели занятия в Англии, США и т.д.

Гимнастки стараются быть как можно стройнее и изящнее, питаются всегда недостаточно. Потому голодные обмороки в этом виде спорта - не редкость. Да, стройность и изящество фигуры в этом виде спорта чрезвычайно важны. Но о недостаточности питания не может быть и речи - ведь график тренировок спортсменок довольно напряженный, при таком уровне физической активности чересчур умеренный рацион может навредить организму. Потому для гимнасток (как и для всех спортсменов) разработана диета, позволяющая удерживать массу тела в пределах нормы и легко переносить большие физические нагрузки на тренировках и выступлениях.

Даже в повседневной жизни гимнасткам приходится соблюдать целый ряд ограничений и запретов. Да, некоторые запреты действительно имеют место. Например, нельзя ходить на высоких каблуках, находиться слишком близко к кондиционеру, сразу после посещения бассейна выходить на улицу и т.д. Эти ограничения продиктованы исключительно заботой о здоровье и спортивной карьере юных гимнасток - ведь если спортсменка простудится или подвернет ногу, она не сможет посещать тренировки, а уж о выступлениях не может быть и речи.

При большой интенсивности тренировок у гимнасток попросту не остается времени на личную жизнь. Да и тренеры против того, чтобы время и мысли спортсменок было занято чем-либо, не имеющим отношения к спорту. Ошибочное мнение. Тренеры стараются предоставить своим подопечным возможность посещать театры, кинозалы, различные вечера и т.д. Да и против влюбленности ничего не имеют - ведь взаимные чувства делают девушек более эмоциональными, открытыми, яркими.

Чем чаще и продолжительнее тренировки - тем выше результаты. По мнению специалистов, наилучших результатов можно добиться, если юная гимнастка будет посещать тренировки 3 раза в неделю. Продолжительность занятий варьируется с учетом возрастной категории: дети дошкольного возраста занимаются не дольше 45 минут, школьники - 1,5 часа. Максимально допустимые нагрузки - занятия по 1,5 часа 5 раз в неделю.

На соревнованиях гимнастки выполняют упражнения как с предметами, так и без оных. Да, если речь идет о состязаниях на первенство области или страны. Однако на соревнованиях мирового класса в последнее время выступления без предметов не предусмотрены.

Популярные мифы.

Было бы наивным полагать, что среди мужчин совершенно не существует заблуждений насчет женщин. Скорее даже наоборот. В этом Вы можете убедиться ознакомившись с...



Эти приемы, как доказали психологи, реально действуют. Многие люди хотят понимать и даже манипулировать людьми, но это не всем дано. В этом деле главное - чувст...



Чувство беспокойства не дает вам возможности наслаждаться жизнью? Следующие советы, многие из которых были обоснованы американским психологом Дейлом Карнеги, ок...

2024 english-speak.ru. Изучение английского языка.