Земельные ресурсы западной африки. Природно-ресурсный потенциал африки. Общая характеристика хозяйства

Социальное действие - это любое проявление социальной активности (деятельность, поведение, реакция, позиция и проч.), ориентированное на других людей. Это простейшая единица (единичный акт) социальной деятельности, предполагающая (учитывающая) определенные ожидания и реакцию других людей.

В классической социологии исследователи выделяют два основных подхода, две точки зрения на мотивацию социального действия.

Так, по мнению Э. Дюркгейма, деятельность и поведение человека жестко детерминированы внешними объективными факторами (социальной структурой, социальными отношениями, культурой и др.). М. Вебер, напротив, придавал субъективный смысл социальному действию. Он считал, что в любых социальных условиях человек имеет определенную возможность для проявления своей индивидуальности.

Понятие «социальное действие» было введено в социологию М. Вебером для обозначения действия индивида (отдельных обособленных индивидов), направленного на разрешение жизненных проблем и сознательно ориентированного на других людей. Основными признаками социального действия (по М. Веберу) является осознанная мотивация и ориентация на других. М. Вебер выделяет четыре типа социального действия:
1) целерациональное действие - осознанное действие, направленное на достижение определенной цели. В этом действии цель является основным мотивом;
2) ценностно-рациональное действие - действие, основанное на вере в то, что совершаемый поступок имеет определенную ценность. Следовательно, в этом типе социального действия основным мотивом является ценность (этическая, религиозная, идеологическая, культурная и др.);
3) традиционное действие - действие, совершаемое в силу привычки, традиции, как бы автоматически, например, мы идем по улице и не задумываемся о том, как необходимо переставлять свои ноги. Мышление «подключается» лишь тогда, когда возникают какие-либо трудности в передвижении. По мнению М. Вебера, традиционное действие совершается подсознательно, и по этой причине оно является предметом исследования психологии, этнологии и других наук, но не социологии;
4) аффективное действие - действие, детерминированное эмоциями и по этой причине также не осознаваемое, т. е. не подлежащее социологическому анализу.

Т. Парсонс предложил свою общую систему человеческого действия, которая включает социальную систему, систему личности, систему культуры. Каждая из перечисленных систем (подсистем) имеет в общей системе социального действия свое функциональное значение. Социальная система решает проблемы социального взаимодействия и интеграции общества; культурная система - сохранения и воспроизводства образов; личностная система - исполнение целедостиженческих функций.

Предложенная Т. Парсонсом структурно-функциональная теория социального действия в значительной степени «ограничивает» (предопределяет) деятельность индивида существующей институциональной системой, за что она (теория) неоднократно подвергалась аргументированной критике.

Дальнейшее развитие теория социального действия получила в трудах таких социологов,как А. Турен, Ф. Знанецкий, Ю. Хабермас, Дж. Александер, П.Л.Бергер и др. Современные исследователи в своих концепциях стремятся учитывать одновременно объективные факты и субъективные мотивы социального действа, а также новейшие научно-технические достижения и изменения, произошедшие в последние годы в гражданском обществе, в мировых культурах и цивилизациях. При этом приоритет отдается мотивационно-деятельностной компоненте социального действия.

Так, активный сторонник концепции постиндустриального общества французский социолог А. Турен вводит в теорию социального действия понятие «социальный субъект», под которым на социальном уровне он понимает социальные движения. П.Л.Бергер считает, что между дюркгеймовской объективной детерминированностью социального действия и веберовской субъективной мотивацией социального действия в сущности нет противоречий. Просто оба эти феномена существуют одновременно, обусловливая и объясняя друг друга: «общество определяет нас, а мы, в свою очередь, определяем общество»2. По мнению Дж. Александера, социальное действие детерминировано тремя основными составляющими: культурой, индивидуальностью и социальной системой.

ОБЩЕСТВЕННОЕ МНЕНИЕ КАК ИНСТИТУТ ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА.

КОЛЛЕКТИВНОЕ ПОВЕДЕНИЕ.

ПОНЯТИЕ И СУЩНОСТЬ СОЦИАЛЬНОГО ДЕЙСТВИЯ.

СОЦИАЛЬНОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ И СОЦИАЛЬНЫЕ ОТНОШЕНИЯ

ТЕМА ЛЕКЦИИ

«Социология... есть наука, стремящаяся,

истолковывая, понять социальное

действие и тем самым каузально

объяснить его процесс и воздействие».

Макс Вебер

Понятие «социальное действие» является одним из фундаментальных понятий социологии. Социальное действие представляет собой простейший элемент любого вида социальной деятельности людей. Изначально оно содержит в себе все основные черты, противоречия, движущие силы, присущие социальным процессам. Не случайно многие известные социологи (М. Вебер, Т. Парсонс) выделяют социальное действие в качестве первоосновы социальной жизни.

Впервые понятие «социальное действие» было научно обосновано Максом Вебером.

По Веберу, социальное действие – это такое действие, которое, во-первых, осознано, имеет мотив и цель, и, во-вторых , ориентировано на поведение других людей (прошедшее, настоящее или будущее). Если действие не отвечает хотя бы одному из этих условий, оно не является социальным.

Таким образом, социальное действие – это любое проявление социальной активности, ориентированное на других людей .

Вебер выделил четыре типа действий:

1) целерациональное – осознанное действие, направленное на достижение определённой цели;

2) ценностнорациональное – действие, основанное на вере в то, что совершаемый поступок имеет определённую цель, основным мотивом при этом выступает ценность;

3) традиционное – действие, совершаемое в силу привычки, традиции;

4) аффективное – действие, детерминированное эмоциями.

Вебер считал социальными только два первых типа действия.

Толкотт Парсонс в своей работе «Структура социального действия» (1937) разработал общую теорию действия, считая, что она должна стать универсальной теорией для всех социальных наук.

Социальное действие является элементарной единицей социальной реальности и имеет ряд особенностей:

· наличие другого действующего лица;

· взаимная ориентированность действующих лиц;

· интеграция на основе общих ценностей;

· наличие ситуации, цели, нормативной ориентации.

В упрощённом виде структуру социального действия можно представить так: потребность индивида – формирование мотивации и интереса – социальное действие – достижение цели .

Исходным моментом социального действия является возникновение потребности у индивида. Это могут быть потребности в безопасности, общении, самоутверждении, достижении высокого положения в обществе и т.д. Фундаментальной теорией, признанной специалистами во всем мире, является теория иерархии потребностей Абрахама Маслоу, иногда называемой «пирамидой» или «лестницей» Маслоу. В своей теории Маслоу разделил потребности человека на пять основных уровней по иерархическому принципу, который означает, что человек при удовлетворении своих потребностей движется как по лестнице, переходя от низкого уровня к более высокому (Рис.4).



Рис. 4. Иерархия потребностей (пирамида Маслоу)

Потребность соотносится индивидом с условиями внешней среды, актуализируя строго определённые мотивы. Социальный объект в соединении с актуализируемым мотивом вызывает интерес. Постепенное развитие интереса ведёт к появлению у индивида цели в отношении конкретных социальных объектов. Момент появления цели означает осознание индивидом ситуации и возможность дальнейшего развития активности, которая приводит к формированию мотивационной установки, означающей готовность к совершению социального действия.

Социальные действия, выражающие зависимость людей, формируют социальную связь. В структуре социальной связи можно выделить следующие элементы:

· субъекты социальной связи (может быть любое количество людей);

· предмет социальной связи (т.е. по поводу чего осуществляется связь);

· механизм регуляции социальной связи («правила игры»).

Социальная связь может выступать в виде как социального контакта, так и социального взаимодействия. Социальные контакты - это, как привило, внешние, поверхностные, неглубокие связи между людьми. Гораздо более важную роль играют социальные взаимодействия, которые определяют главное содержание социальной жизни.

2. СОЦИАЛЬНОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ И СОЦИАЛЬНЫЕ ОТНОШЕНИЯ.

Социальное действие на практике редко встречается как единичный акт. В действительности мы сталкиваемся с целой серией взаимообусловленных социальных действий, связанных причинно-следственной связью.

Социальное взаимодействие – это процесс непосредственного или опосредованного воздействия социальных субъектов (акторов) друг на друга.

Все социальные явления, процессы, отношения возникают в результате взаимодействия. В процессе взаимодействия происходит обмен информацией, знаниями, опытом, материальными, духовными и иными ценностями; индивид определяет свою позицию относительно других людей, своё место в социальной структуре. По мнению П.А. Сорокина, социальное взаимодействие – это взаимный обмен коллективным опытом, знаниями, понятиями, высшим результатом которого является возникновение культуры.

Важнейшим компонентом социального взаимодействия является предсказуемость взаимных ожиданий . Немалое влияние на понимание сущности социального взаимодействия оказала теория обмена Джорджа Хоманса. Согласно этой теории, каждая из сторон обмена стремиться получить максимально возможные вознаграждения за свои действия и минимизировать затраты.

Обмен, по Хомансу, определяется четырьмя основными принципами:

· принцип успеха : чем чаще вознаграждается данный тип действия, тем выше вероятность его повторения;

· принцип стимула : если стимул привёл к успешному действию, то в случае повторения этого стимула будет воспроизводится данный тип действия;

· принцип ценности : чем выше ценность вероятного результата, тем больше прилагается усилий для его достижения;

· принцип «насыщения» : когда потребности близки к насыщению, прилагается меньше усилий для их удовлетворения.

К числу важнейших вознаграждений Хоманс относит социальное одобрение. Взаимно вознаграждаемое взаимодействие имеет тенденцию к регулярности и перерастает во взаимодействие на основе взаимных ожиданий. Если ожидания не подтверждаются, то мотивация к взаимодействию и обмену будет снижаться. Но между вознаграждением и затратами нет прямой пропорциональной зависимости, так как кроме экономической и иной выгоды действия людей детерминированы (обусловлены) множеством других факторов. Например, желанием получить максимально возможное вознаграждение без должных затрат; или напротив – желанием сделать добро, не рассчитывая на вознаграждение.

Одним из научных направлений в исследовании социального взаимодействия является символический интеракционизм (от interaction - взаимодействие). По мнению Джорджа Герберта Мида (1863-1931), во взаимодействии более важную роль играет не то или иное действие, а его интерпретация. Другими словами – как это действие воспринимается, какой смысл (символ) ему придаётся. Например, такой незначительный жест (действие) как подмигивание в одной ситуации может рассматриваться как заигрывание или ухаживание, в другой – как поддержка, одобрение и т.п.

Социальное взаимодействие подразделяется на три вида: физическое воздействие (рукопожатие, передача конспекта лекций); вербальное (словесное); невербальное (жесты, мимика, телодвижения).

На основе выделения сфер общества различают взаимодействие экономическое, политическое, религиозное, семейное и т.п.

Взаимодействие может быть прямым и опосредованным . Первые возникают в ходе межличностного общения; вторые – в результате совместного участия людей в сложных системах.

Различают также три основные формы взаимодействия: кооперацию (сотрудничество), конкуренцию (соперничество) и конфликт (столкновение). Сотрудничество предполагает наличие общих, совместных целей. Оно проявляется во множестве конкретных взаимоотношений между людьми (деловое партнёрство, политический альянс, торговый союз, движение солидарности и т.д.). Соперничество предполагает наличие единого неделимого объекта притязаний субъектов взаимодействия (голоса избирателей, территория, властные полномочия и т.д.). Оно характеризуется стремлением опередить, отстранить, подчинить или уничтожить соперника.

Многообразные связи, которые возникают между людьми в процессе взаимодействия называются общественными (социальными) отношениями.

Социальные отношения – это устойчивая система социальных взаимодействий, предполагающая определённые взаимные обязательства партнёров.

Социальные отношения отличаются продолжительностью, систематичностью, самовозобновляющимся характером. По своему содержанию социальные отношения чрезвычайно многообразны. Виды социальных отношений: экономические, политические, национальные, классовые, духовные и т.д.

Среди социальных отношений особое место занимают отношения зависимости, поскольку они пронизывают все системы социальных связей и отношений. Социальная зависимость может принимать формы структурной и латентной (скрытой) зависимости. Первая связана с различием статусов в группе, организации. Вторая возникает из-за обладания социально значимыми ценностями независимо от официального статуса.

3. КОЛЛЕКТИВНОЕ ПОВЕДЕНИЕ.

Некоторые формы группового поведения нельзя назвать организованными с точки зрения существующих норм. Это, прежде всего, касается коллективного поведения – образа мыслей, чувств и действий, складывающегося у большого числа людей, которое остаётся относительно спонтанным и неорганизованным . С древнейших времён люди принимали участие в самых разнообразных формах коллективного поведения, включая общественные беспорядки, бунты, психозы, общие увлечения, панику, массовые бойни, линчевания, религиозные оргии и мятежи. Подобные формы поведения с большей вероятностью проявляются в периоды резких социальных изменений.

Коллективное поведение может выражаться в огромном разнообразии форм. Рассмотрим подробнее некоторые проявления коллективного поведения.

Слухи – это с трудом поддающаяся проверке информация относительно быстро передаваемая людьми друг другу . Слухи выступают заменителями официальных новостей, это коллективная попытка людей получить информацию о тех событиях, которые для них важны, но о которых им ничего не известно.

В современной социальной психологии принято выделять два фундаментальных условия возникновения слуха . Первое – интерес значительной части общества к определённой проблеме. Второе – недостаток достоверной информации. Дополнительным условием, способствующим более быстрому распространению слухов, является состояние эмоционального напряжения, выражающееся в состоянии постоянного тревожного ожидания негативных новостей и требующее какой-либо эмоциональной разрядки.

По типу вызываемой реакции различают слухи:

При передаче слухов мы можем наблюдать действие так называемого «испорченного телефона». Искажение информации происходит в сторону сглаживания или заострения. Оба механизма отражают общую тенденцию, действующую в условиях межличностной коммуникации, - тенденцию к адаптации, т.е. приспособлению содержания слуха к доминирующей в обществе картине мира.

Мода и увлечения. Мода является преимущественно аффективно-малоосмысленной формой регуляции. Мода – это нравы и предпочтения, которые сохраняются в течение короткого времени и получают широкое распространение в обществе. Мода отражает доминирующие интересы и мотивы, существующие в обществе в данный момент времени. Мода возникает, развивается и распространяется благодаря воздействию на бессознательное.

Распространение моды обычно идёт «сверху вниз». Г. Спенсер ещё на первых порах развития социологической науки на основе анализа большого этнографического и культурно-исторического материала выделил два вида подражательных действий: (1) мотивированные желанием выразить уважение к лицам с более высоким статусом и (2) стимулируемые стремлением подчеркнуть своё равенство с ними. Данные мотивы и являются основой возникновения моды. Г. Зиммель, внесший особо заметный вклад в социологическое осмысление феномена моды, отмечал, что мода удовлетворяет двойственную потребность человека: отличаться от других и быть похожими на других. Мода, следовательно, воспитывает и формирует общность, стандарт восприятия и вкуса.

Увлечения – это нравы или предпочтения, которые сохраняются в течение короткого времени и получают распространение только у определённой части общества. Увлечения часто наблюдаются в области развлечений, новых игр, популярных мелодий, методов лечения, кумиров киноэкрана и слэнга. Наиболее восприимчивы к новым увлечениям подростки. Увлечения становятся двигателем, с помощью которого молодые люди идентифицируют себя с тем или иным сообществом, а атрибуты одежды и манеры поведения служат им признаками принадлежности к родственной или чуждой группе. Чаще всего увлечения оказывают лишь случайное воздействие на жизнь людей, но иногда они превращаются во всепоглощающую страсть.

Массовая истерия связана с быстрым распространением моделей поведения, характеризующихся передающимся чувством беспокойства . Примеры, средневековая «охота на ведьм»; эпидемии «синдрома конвейерной линии» - массовое заболевание психогенного происхождения.

Паника это иррациональные и неконтролируемые коллективные поступки людей, вызываемые наличием какой-то непосредственной страшной угрозы. Паника имеет коллективный характер, потому что социальное взаимодействие повышает чувство страха.

Толпа это временное, относительно неорганизованное скопление людей, находящихся в близком физическом соприкосновении друг с другом, одна из наиболее известных форм коллективного поведения.

Первым исследователем феномена толпы был французский социолог и социальный психолог Гюстав Лебон (1844-1931). Его главная работа «Психология масс» является наиболее полным исследованием психологических закономерностей массового сознания и поведения. В современной науке наиболее интересные исследования феномена толпы принадлежат французскому учёному Сержу Московичи (работа «Век толп»).

Важнейшими механизмами, способствующими возникновению и развитию поведения толпы, являются:

· механизм внушения;

· механизм эмоционального заражения;

· механизм подражания.

Серж Московичи отмечает, что «люди, составляющие толпу, ведомы беспредельным воображением, возбуждены сильными эмоциями, не имеющими отношения к ясной цели. Они обладают удивительной предрасположенностью верить тому, что им говорят. Единственный язык, который они понимают, - это язык, минующий разум и обращённый к чувству».

По характеру поведения и типу доминирующих эмоций толпу можно разделить на несколько типов.

Виды пассивной толпы:

· случайная толпа – это толпа, возникающая в связи с каким-либо неожиданным событием;

· конвенциональная толпа – толпа, собирающаяся по поводу события, объявленного заранее, движимая одинаковыми интересами и готовая соблюдать принятые в подобных ситуациях нормы поведения и проявления эмоций;

· экспрессивная толпа – толпа, формирующаяся, как правило, на основе случайной или конвенциональной, когда участники толпы совместно выражают своё отношение к происходящему.

Виды действующей толпы:

· агрессивная толпа – толпа, движимая ненавистью, проявляющейся в уничтожении, разрушении, убийстве;

· паническая толпа - толпа, движимая страхом, стремлением избежать реальной или воображаемой опасности;

· стяжательская толпа - толпа, движимая желанием обладать теми или иными объектами, участники которой вступают в конфликт между собой.

Общими характеристиками всех толп являются:

· внушаемость;

· деиндивидуализация;

· неуязвимость.

4. ОБЩЕСТВЕННОЕ МНЕНИЕ КАК ИНСТИТУТ ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА.

Считается, что термин «общественное мнение» ввёл в политический обиход английский писатель и общественный деятель Дж. Солсбери. Автор аппеллировал к общественному мнению как свидетельству одобрения населением деятельности парламента. Категория «общественное мнение» в её современном значении обосновывается в работе французского социолога Жана Габриэля Тарда (1843-1904) «Общественное мнение и толпа» . В этой работе Тард исследовал возможности влияния массовых ежедневных и еженедельных газет.

Общественное мнение – это коллективное оценочное суждение социального субъекта по поводу объекта, представляющего общественный интерес; состояние общественного сознания, заключающее в себе отношение (скрытое или явное) различных групп людей к событиям и фактам социальной действительности.

Формирование общественного мнения характеризуется интенсивным обменом индивидуальных и групповых мнений, в ходе которого вырабатывается коллективное мнение, выступающее затем как суждение большинства. В качестве структурных компонентов общественного мнения выступают общественное суждение и общественная воля . Общественное мнение влияет на оценки социальной действительности конкретными индивидами. Оно также влияет и на формирование их социальных качеств, привитие им норм и правил существования в обществе. Общественное мнение способно выступать в качестве одного из механизмов трансляции норм, ценностей, традиций, ритуалов и других компонентов культуры от поколения к поколению. Общественное мнение оказывает формирующее воздействие на социальных субъектов В своей регулятивной функции общественное мнение обеспечивает реализацию определённых (выработанных самостоятельно или привнесённых извне) норм общественных отношений. Не случайно Дж. Стюарт Милль рассматривал господствующее в обществе мнения как “нравственное насилие” над личностью, индивидом.

Специалисты выделяют следующие необходимые и достаточные условия для возникновения и функционирования общественного мнения:

· общественная значимость, жизненная актуальность проблемы (вопроса, темы, события) ;

· дискуссионность мнений и оценок ;

· необходимый уровень компетентности (наличие осведомлённости по содержанию обсуждаемой проблеме, теме, вопросу).

Можно согласиться с точкой зрения известной немецкой исследовательницы общественного мнения Элизабет Ноэль-Нойман о наличии двух основных источников, порождающих общественное мнение. Первый – это непосредственное наблюдение за окружающим, одобрение или порицание тех или иных действий, решений или высказываний. Второй источник – средства массовой информации, которые порождают так называемый «дух времени».

Общественное мнение представляет собой социальный институт, который обладает определённой структурой и выполняет определённые функции в обществе, является определенной общественной силой. Центральным вопросом функционирования общественного мнения является проблема его действенности. Выделяют три основные функции общественного мнения:

· экспрессивная – выражение общественных настроений;

· консультативная – выражение одобряемых обществом способов решения проблем;

· директивная – выступает волеизъявлением народа.

Важное значение общественного мнения как института гражданского общества особенно проявляется в условиях современной России. В настоящее время в стране действует более двух десятков центров по изучению общественного мнения. Наиболее известные среди них – Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ), Фонд «Общественное мнение» (ФОМ), Российское общественное мнение и исследование рынка (РОМИР), Левада - Центр и др.

Социальное действие.

Признаки социального действия

Социальное действие и социальное взаимодействие

Проблематику социального действия ввел Макс Вебер . В первую очередь, важнейшим признаком социального действия является субъективный смысл - личностное осмысление возможных вариантов поведения. Во-вторых, важна сознательная ориентация субъекта на ответную реакцию окружающих, ожидание этой реакции.

У Т. Парсонса проблематика социального действия связана с выделœением следующих признаков:

· нормативность (зависит от общепринятых ценностей и норм).

· волентаричность (ᴛ.ᴇ. связь с волей субъекта͵ обеспечивающей некоторую независимость от окружающей среды)

· наличие знаковых механизмов регуляции

В концепции Парсонса действие воспринимается как единичный акт и как система действия. Анализ действия как единичного акта связан с выделœением актора и среды, состоящей из физических объектов, культурных образов и др.
Размещено на реф.рф
индивидов. Анализ действия как системы: воспринимается как открытая система (ᴛ.ᴇ. поддерживает обмен с внешней средой), существование которой связано с формированием соответствующих подсистем, обеспечивающих выполнение ряда функций.

Вы читаете данный текст, текст главы учебного пособия. Как вид активности чтение связано с определœенными затратами энергии, нормальным функционированием головного мозга, определœенными мыслительными операциями, позволяющими воспринимать знаки на бумаге как слова и предложения. При этом эти психофизические процессы не являются предметной областью социологии, хотя и необходимы для процесса чтения. Каким образом человек, читающий тест, должна быть рассмотрен социологически?

Прежде всœего, внимание должно привлечь побуждение человека к определœенной активности, то, что выступает непосредственной побудительной причиной действия, его мотивом. Тут можно предположить связь с желанием или обязанностью подготовки к занятиям или простое любопытство. В любом случае стремление удовлетворить некоторую потребность вызывает к жизни систему побуждений и план определœенных действий вместе с образом желаемого результата͵ целью. Соответственно побуждениям и целям подбираются средства. Причем если речь идет о любознательности как таковой, то результатом будет само получение положительных оценок, то сама подготовка к занятию, включая и чтение, выступает как средство.

Самому чтению в любом случае предшествовал выбор возможных вариантов поведения: готовиться или не готовиться к занятиям, "любопытствовать" или послушать музыку... Результаты выбора определœены были оценкой ситуации: насколько важна подготовка именно к этому занятию? Сколько времени это потребует? Не попытаться ли выступить на семинаре без подготовки или вообще не ходить на занятия? И, наконец, какие следствия повлечет за собой тот или иной выбор? При этом Вы как человек, проявляющий целœенаправленную активность, выступали субъектом действия, а книга в качестве источника информации - как объект приложения ваших усилий.

Τᴀᴋᴎᴍ ᴏϬᴩᴀᴈᴏᴍ, чтение книги связано с решением неких жизненных проблем и сознательно сориентировано относительно ответного поведения окружающих, то есть соответствует основным признакам социального действия . Социальное действие отличается от чисто рефлекторной активности (потирание уставших глаз) и от тех операций, на которые дробится действие (подготовить рабочее место, достать книгу и т. п.).

При этом читаете ли вы в библиотеке или дома, в одиночестве или вместе с кем-то, ситуация свидетельствует, что вы студент или некто, так или иначе связанный с учебным процессом. Это признак вашего включения в сферу действия социального института образования, а значит, ваша активность организована и ограничена определœенными нормами. Чтение связано с процессом познания, в котором вы реализуете определœенные способы мышления, демонстрируете способность работы с различными знаковыми системами как элементами культуры. Вместе с тем, сама включенность в процессы обучения и познания свидетельствует, что вы разделяете определœенный набор существующих в обществе ценностей.

Τᴀᴋᴎᴍ ᴏϬᴩᴀᴈᴏᴍ, ваше действие чтение, возможно лишь в рамках общества с определœенным уровнем развития культуры и социальной структуры. С другой стороны, его описание, описание единичного действия возможно потому, что существует достаточно длительная традиция исследований социального действия в социологии и философии. Иными словами, и само действие, и его описание становятся возможны только в результате вашей включенности в жизнь общества.

Тот факт, что отдельное действие возможно лишь в рамках общества, что социальный субъект всœегда находится в физическом или мысленном окружении других субъектов и ведет себя сообразно этой ситуации, отражает понятие социального взаимодействия . Социальное взаимодействие можно охарактеризовать как систематические действия субъектов, направленные друг на друга и имеющие целью вызвать ответное ожидаемое поведение, ĸᴏᴛᴏᴩᴏᴇ предполагает возобновление действия. Взаимодействие отдельных субъектов является и результатом развития общества, и условием его дальнейшего развития.

Социология, описывая, объясняя и пытаясь прогнозировать поведение людей, - в учебном ли процессе, в экономической ли деятельности или политической борьбе, прежде чем обратиться к эмпирическим исследованиям частных проблем, обращается к созданию теоретической модели этого поведения . Создание такой модели начинается с разработки понятия социального действия, выяснения его структуры, функций и динамики .

Обязательными компонентами структуры действия выступают субъект и объект действия. Субъект - это носитель целœенаправленной активности, тот, кто действует, обладая сознанием и волей. Объект - то, на что направлено действие. В функциональном аспекте выделяются этапы действия : во-первых, связанный с целœеполаганием, выработкой целœей и, во-вторых, с их операционной реализацией. На этих этапах и устанавливаются организационные связи между субъектом и объектом действия. Цель - идеальный образ процесса и результата действия. Способность к целœеполаганию, ᴛ.ᴇ. к идеальному моделированию предстоящих действий, является важнейшим свойством человека как субъекта действия. Реализация целœей предполагает выбор соответствующих средств и организацию усилий для достижения результата . В самом широком значении средство - это предмет, рассмотренный с точки зрения способности служить цели, будь то вещь, навык, отношение или информация. Достигнутый результат выступает как новое состояние элементов, сложившихся в ходе действия - синтез цели, свойств объекта и усилий субъекта. При этом условием результативности выступает соответствие цели потребностям субъекта͵ средств - цели и характеру объекта. В динамическом аспекте действие предстает как момент само возобновляющейся деятельности субъекта на базе возрастания потребностей.

Механизм реализации действия помогает описать так называемая "всœеобщая функциональная формула действия": потребности - их отражение в (коллективном) сознании, выработка идеальных программ действия - их операционная реализация в ходе координируемой определœенными средствами активности, создающая продукт, способный удовлетворить потребности субъектов и побуждающий новые потребности.

Подобно любой теоретической модели, данное представление о социальном действии помогает увидеть общую природу бесконечно многообразных действий и таким образом уже выступает теоретическим инструментом социологического исследования. При этом для того, чтобы обратиться к анализу частных проблем, крайне важно дальнейшее членение элементов этой модели. И прежде всœего в более детальных характеристиках нуждается субъект действия.

Субъект действия должна быть рассмотрен как индивидуальный или коллективный. Коллективными субъектами выступают разнообразные общности (к примеру, партии). Индивидуальный субъектсуществует внутри общностей, он может отождествлять себя с ними или вступать с ними в конфликт.

Контакт субъекта со средой своего существования порождает потребности - особое состояние субъекта͵ порожденное нуждой в средствах существования, объектах, необходимых для его жизни и развития, и таким образом выступающее источником активности субъекта. Существуют различные классификации потребностей. Общими чертами всœех классификаций выступают утверждение многообразия и возрастания потребностей и поэтапный характер их удовлетворения. Так, подобно всякому живому существу, человек нуждается в пищи и укрытии - это относится к физиологическим потребностям. Но столь же необходимы ему признание и самоутверждение - это является уже потребностями социальными.

К важным характеристикам субъекта действия относятся также совокупный жизненный ресурс, уровень притязаний и ценностные ориентации. Совокупный жизненный ресурс включает ресурсы энергии, времени, природных и социальных преимуществ. Люди располагают разными жизненными ресурсами в зависимости своего социального положения. Все виды ресурсов по-разному проявляются и измеряются для индивидуальных или коллективных субъектов, к примеру, здоровье человека или сплоченность группы.

Социальное положение, наряду с индивидуальными качествами субъекта͵ определяет его уровень притязаний , ᴛ.ᴇ. сложность задачи и результат, на который он ориентируется в своих действиях. Эти ориентации субъекта относительно какой-либо сферы жизнедеятельности являются и ценностными ориентациями . Ценностные ориентации - это способ различения социальных явлений по степени их значимости для субъекта. Οʜᴎ связаны с индивидуальным отражением в сознании человека ценностей общества. Устоявшиеся ценностные ориентации обеспечивают цельность сознания и поведения субъекта.

Для описания источников социального объекта используется также понятие интереса . В узком значении интерес подразумевает избирательное, эмоционально окрашенное отношение к действительности (интерес к чему-либо, интересоваться чем-то или кем-то). Широкое значение этого понятия связывает состояние среды, потребности субъекта͵ а также условия их удовлетворения. Т.е. интерес должна быть охарактеризован как отношение субъекта к необходимым средствам и условиям удовлетворения присущих ему потребностей. Это отношение объективно и должно быть осознано субъектом. Большая или меньшая ясность осознания влияет на результативность действия. Возможно и действие вопреки своим интересам, ᴛ.ᴇ. вопреки своему реальному положению. Понятие интерес используется в литературе применительно к индивидуальным и коллективным субъектам.

Потребности, интересы и ценностные ориентации выступают факторами мотивации действия, ᴛ.ᴇ. формирования его мотивов как непосредственных побуждений к действию. Мотив - осознанное побуждение к действию, возникающее при осознании потребностей. Как внутреннее побуждение мотив отличается от внешних побуждений - стимулов . Стимулы - дополнительные звенья между потребностью и мотивом, это материальные и моральные поощрения определœенных действий.

Сознательный характер действия не исключает роли эмоциональных и волевых факторов. Соотношение рационального расчета и эмоциональных импульсов позволяет говорить о различных типах мотивации.

Исследования мотивации широко представлены в социологии в связи с изучением трудовой и учебной деятельности. При этом выделяют уровни мотивации исходя из уровня потребностей.

1. Первая группа мотивов связана с социально-экономическим вопросом индивида . Сюда входят, прежде всœего, мотивы обеспечения жизненных благ . В случае если эти мотивы доминируют в действиях человека, то прослеживается его ориентация, прежде всœего на материальное вознаграждение. Соответственно повышаются возможности материального стимулирования. К этой группе относятся мотивы призвания . Οʜᴎ фиксируют стремление человека к определœенному роду занятий. Для человека в данном случае важно содержание его профессиональной деятельности. Соответственно и стимулирование будет связано с материальным вознаграждением самим по себе. Наконец, к этой же группе относят мотивы престижа . Οʜᴎ выражают стремление человека знать достойное, по его мнению, положение в обществе.

2. Вторая группа мотивов связана с реализацией предписанных и усвоенных индивидом социальных норм . Этой группе также соответствует широкий спектр побуждений к действию, от гражданских, патриотических до групповой солидарности или "чести мундира".

3. Третью группу составляют мотивы, связанные с оптимизацией жизненного цикла . Здесь могут сменять друг друга стремления к ускоренной социальной мобильности и преодолению ролевого конфликта.

Каждому роду занятий, даже каждому действию, соответствуют не один, а множество мотивов. Даже в частном примере, с которого начата глава, можно предположить, что побуждение к чтению не могло сводиться только к желанию получить оценку, или только к стремлению избежать неприятностей, или только к любознательности. Именно множественность мотивов обеспечивает положительное отношение к действию.

Мотивы действия организованы иерархически, какой-то из них является доминирующим. При этом исследователи зафиксировали для процесса обучения, к примеру, обратную связь между силой утилитарных мотивов и успеваемостью и прямую - между научно-познавательными и профессиональными мотивами. Система мотивации динамична. Она изменяется не только при смене занятий, но и внутри одного их вида. К примеру, мотивы обучения изменяются исходя из года обучения.

Τᴀᴋᴎᴍ ᴏϬᴩᴀᴈᴏᴍ, важнейшие характеристики мотивации действий - это множественность и иерархичность мотивов, а также их определœенная сила и устойчивость.

В исследовании мотивации используются различные методы: опросы, эксперименты, анализ статистических данных... Так, результаты лабораторных экспериментов показывают изменение времени реакции в действиях, различных по своим мотивам. Аналоги таких экспериментов, хотя и без строгих методик, вы, вероятно, имеете в своем жизненном опыте. Чем отчетливее и сильнее для вас крайне важно сть сделать что-то (курсовую работу к последнему сроку), тем выше способность сконцентрировать на этом делœе внимание, личные способности и организаторские таланты. В случае если вернуться к экспериментам лабораторным, то нужно отметить, что изменение быстроты реакции - это психологическая характеристика. Изучение мотивов, как и действия в целом, всœе более становится междисциплинарным. Для изучения словесных отчетов людей о мотивах собственных действий особенно важен характер задаваемых вопросов. К примеру, вряд ли принœесет пользу прямой вопрос: "Устойчивы ли ваши профессиональные ориентации?" Больше информации можно получить, задав вопрос: "Как вы представляете себе род своих занятий в ближайшие пять лет?" При этом, выяснение подлинных мотивов действий людей чрезвычайно сложно.

Теперь обратимся к более детальному рассмотрению целœеполагания и целœеосуществления. Цель - это мотивированное, осознанное, выраженное в словах предвосхищение результата действия. Принятие решения о результате действия рационально , в случае если в рамках наличной информации субъект способен к расчету целœей , средств и результатов действия и стремится к их максимальной эффективности . Связь между объективными условиями, мотивацией и целями устанавливаются таким образом, что из двух определœенных состояний элементов, обычно условий и мотивов, субъект делает вывод о состоянии третьего, цели. Предполагается ее отчетливость и достижимость, а также наличие у субъекта иерархии целœей, выстроенных в порядке предпочтения. Рациональный выбор объекта͵ это выбор с точки зрения его доступности и пригодности для достижения цели. Средства действия выбираются на базе оценки их эффективности для достижения цели. Οʜᴎ инструментально подчинœены ей, но больше связаны с ситуацией.

Действия такого типа, целœерациональные действия, наиболее легко прогнозируются и управляются. Эффективность таких действий имеет, однако, свою оборотную сторону. Прежде всœего, целœерациональность лишает смысла многие периоды жизни человека. Все, что воспринимается как средство, теряет самостоятельны смысл, существует лишь как приложение к главному, цели. Получается, что чем целœеустремленнее человек, тем уже область смысла его жизни. Вместе с тем, огромная роль средств в достижении цели и техническое отношение к ним, оценка их только по эффективности, а не по содержанию, делает возможной подмену целœей средствами, утрату изначальных целœей, а затем и ценностей жизнедеятельности вообще.

При этом данный вид целœеполагания не является ни универсальным, ни единственным. Существуют механизмы целœеполагания, не связанные с расчетом эффективности, не предполагающие иерархии целœей и расчленения целœей, средств и результатов. Рассмотрим некоторые из них.

В результате работы самопознания, постоянного доминирования определœенных мотивов, в которых преобладает эмоциональная составляющая, а также в связи с четкой внутренней позицией относительно способа жизни, цель может возникнуть как некоторый замысел, проект, жизненный план - целостный, свернуты и потенциальный. В соответствующих ситуациях он обеспечивает мгновенное принятие решений. Такой механизм целœенаправленности обеспечивает формирование и производство целостной, неповторимой личности.

Цель может выступать как долженствование, как закон действий, выведенный человеком из своих представлений о должном и связанный с высшими для него ценностями. Следование долгу выступает как самоцель. Оно безотносительно к последствиям и независимо от ситуации. Такой механизм целœенаправленности предполагает волевое саморегулирование действий. Он может ориентировать человека в ситуациях максимальной неопределœенности, создавать стратегии поведения, которые выходят далеко за рамки наличной, рационально осмысливаемой ситуации.

Целœенаправленность должна быть определœена системой норм как внешних ориентиров, задающих границы дозволенного. Такой механизм оптимизирует поведение с помощью стереотипных решений. Это позволяет экономить интеллектуальные и другие ресурсы. При этом во всœех случаях целœеполагание связано со стратегическим для субъекта выбором и всœегда сохраняет значение системообразующего элемента действия.

Цель связывает субъекта с объектами внешнего мира и выступает программой их взаимного изменения. Через систему потребностей и интересов, ситуационных условий внешний мир овладевает субъектом, и это отражается в содержании целœей. Но через систему ценностей и мотивов, в избирательном отношении к миру, в средствах целœеосуществления субъект стремится утвердить себя в мире и изменить его, ᴛ.ᴇ. сам овладеть миром.

Инструментом такого овладения может стать и время, в случае если человек умело распорядится этим ограниченным ресурсом. Человек всœегда соотносит свои действия со временем. В критические моменты целостная ситуация дробится на часы, минуты, секунды. Но время можно и использовать. Это предполагает активное отношение к нему, отказ от восприятия времени как самостоятельной силы, принудительно разрешающей проблемы. Основное свойство времени - быть последовательностью событий - человек использует, располагая свои действия в некотором произвольно не нарушаемом порядке, разводя "сначала - потом" в своих действиях и переживаниях. Используется и основная структура времени: "прошлое - настоящее - будущее". Так, настоящее, "теперь" для субъекта не мгновение, а период, когда выбор еще не сделан. Ориентация в прошлое, будущее или настоящее меняет ключевое звено в этой структуре.

Итак, мы рассмотрели социальное действие как частный пример и как теоретическую модель. Причем в этой модели было возможно и предельное удаление от всœех "частностей", и постепенное приближение к ним. Такая модель будет "рабочей" в исследовании различных видов деятельности, будь то промышленное производство или научное творчество; в решении задач управления, касаются ли они стимулирования работников или организации рабочего времени руководителя... Это возможно потому, что индивидуальные, уникальные действия состоят из повторяющихся стандартных элементов, которые мы рассмотрели в этой главе. Их набор составляет своего рода формулу. Учитывая зависимость отзначений, которые принимают ее элементы, своеобразные переменные, и должна быть описано бесконечное многообразие социальных действий.

Социальное действие. - понятие и виды. Классификация и особенности категории "Социальное действие." 2017, 2018.

Социальные действия это определенная система по-ступков, средств и методов, используя которые, индивид или социальная группа стремятся изменить поведение, взгляды или мнение других индивидов или групп. Осно-вой социального действия выступают контакты, без них не может зародиться желание вызвать определенные реак-ции индивида или группы, изменить их поведение.

Макс Вебер определяет социальное действие как осознанное поведение человека, имеющее мотив и цель, в котором он соотносит свои смыслы этого действия со смыслами действия других людей. В этом определении очень важна ориентация на другого человека, так как она составляет характерную черту не просто действия, а действия социального. Социальное действие, по Веберу, может быть ориентировано на прошедшее, настоящее или будущее поведение людей. Оно может быть местью за прошлые обиды, защитой от настоящей опасности или грядущей опасности.

Субъект социального действия обозначается термином «социальный актор». Акторы оказывают влияние на социальную действительность, вырабатывая стратегию своих действий. Стратегия заключается в выборе целей и средств их достижения.

Социальный актор всегда действует в рамках конкретной ситуации с ограниченным набором возможностей, и потому не может быть абсолютно свободным. Но его действия, в силу того что они по своей структуре являются проектом, то есть планированием организации средств по отношению к еще не реализованной цели, имеют вероятностный, свободный характер. Актор может отказаться от цели или переориентироваться на другую, хотя и в рамках своей ситуации. Ко-нечный успех во многом зависит от правильности выбора средств и метода действия.

Структура социального действия обязательно включает в себя следующие необходимые элементы:

1) актора;

2) потребность актора, выступающую непосредственным мотивом действия;

3) стратегия действия (осознанная цель и средства ее достижения);

4) индивид или социальная группа, на которые ориентировано действие;

5) конечный результат (успех или неудача).

Макс Вебер, в зависимости от сте-пени участия сознательных, рациональных элементов в со-циальном действии, выделял целерациональное, ценностно-рациональное, аффективное и традиционное действие . Все четыре вида действия располагаются в порядке убывания рациональности.

Целерациональный вид действия - это идеальный тип действия, позволяющий четко определить смысл действия индивида. Для целерационального действия характер-но ясное понимание воздействующим того, что он хочет добиться и какие средства для этого наиболее эффектив-ны.

Критерием целерационального действия является успех намечаемого действия. Возможные противоречия между индивидуальной целью и ориентацией на другого человека разрешаются самим действующим индивидом.


Ценностно- рацио-нальные действия являются наиболее мас-совыми в реальной жизни. В отличие от целерациональных дейст-вий, в основе которых лежит рационально понятая цель, в ценностно-рациональных действиях воздействующий строго ориентирован на выполнение своих убеждений о долге, достоинстве или красоте (например, долг перед Отечеством). Такие действия, как считает Макс Вебер, подчинены «заповедям» или «требова-ниям», повиновение которым — долг каждого человека. В данном случае воздействующий строго придерживается и полностью полагается на принятые в обществе ценности и нормы, порой даже в ущерб своим личным целям. У ценностно-рационального действия нет цели, но есть мотив, есть смысл, ориентация на других.

Аффективное действие это действие, совершенное в состоянии аффекта, относительно кратко-временного, но интенсивно бурного эмоционального со-стояния, возникшего в ответ на сильный раздражитель. В основе его лежат чувства индивида, и для него характерно стремление к немедленному удовлетворению жажды мести, страсти или влечения. В порыве гнева, крайнего раздражения, страха человек действует необдуманно, хотя эти действия могут быть направлены на других людей. Такие действия нередко противоречат собственным интересам индивида, приносят ему отрицательные последствия. Аффективные действия вообще не имеют целей. Степень рациональности здесь приближается к минимуму.

Традиционное действие это традиционно привычное действие, совершаемое, как правило, без осмысления, автоматически. Данное действие осуществляется на основе глубоко усво-енных индивидами социальных образцов поведения и норм, которые уже давно перешли в разряд привычных и традиционных. В этих действиях предельно снижена работа сознания. Особенно распространены традиционные действия в бытовой сфере.

Два последних вида действия происходят на границе, а чаще всего за пределами осознанного или осмысленного, Т.е. для них характерна низкая степень участия сознательных, рациональных элементов. Поэто-му, по мнению Макса Вебера, они не являются социальными в строгом смысле слова.

Реальное социологическое действие человека включает в себя два или более вида действия: в нем возможны как целерациональные, так и ценностно-рациональные, аффективные или традиционные моменты поведения.

В зависимости от содержания действия подразделяют на репродуктивные действия, социальное отрицание и соци-альное творчество .

Репродуктивные действия - действия, главная цель которых заключается в сохранении и поддержании нормального функциониро-вания конкретного социального института (социальный контроль). Социальное отрицание - действия, направленные на упразднение каких-то элементов обще-ственной жизни (критика существующих недостатков). Социальное творчество - действия, направленные на созидание новых форм социальных отношений и раз-витие общественного сознания (изобретательская и рационализаторская деятельность).

В зависимости от способа достижения желаемого все действия, направленные на изменение поведения людей, также можно разделить на два вида: негативное принуж-дение и позитивное убеждение . Негативное принуждение чаще всего проявляется в виде приказов и запрещений нежелательного поведения. Позитивное убеждение осно-вывается на действии таких средств, которые вызывают желательное поведение индивида или группы без приме-нения угроз и репрессий.

Существуют и другие способы классификации соци-альных действий.

В структуре социальной деятельности выделяется социальное действие как одно из условий ее проведения. Согласно М. Веберу, социальное действие осуществляется благодаря отдельным индивидам и их взаимодействиям с другими людьми (основной принцип «понимающей социологии» М. Вебера). «Понимающая социология» стремится понять социальное поведение, исходя из типичных мотивов и типичного их осмысления, которыми руководствуется действующий индивид. Социальное действие – действие, которое соотносится с действиями других людей и направлено на них в соответствии с необходимыми средствами для достижения поставленных целей. Действие становится социальным, если оно соответствует трем критериям: 1) оно является осмысленным, т.е. направленным на достижение осознаваемых индивидом целей; 2) оно сознательно мотивировано и в качестве мотива выступает некое смысловое единство, представляющееся человеку причиной действия 3) оно социально осмыслено и социально ориентировано на взаимодействие с другими людьми. В соответствии с этими критериями М. Вебер выделяет типы социального действия, различающиеся по степени рациональности и мотивациям.

Мотивация – совокупность побуждений, вызывающих социальную активность и определяющих ее направленность. Существенное место в определении действий человека занимает мотив (лат. motiv- повод к действию) – внутренняя причина поведения и поступка человека. В отличие от мотивации мотив не является непосредственно причиной социального действия, поэтому в его отношении следует говорить не о мотиве, а о мотивации. В ходе социального действия совершается передача друг другу социально обусловленных установок и внутренних побуждений. М. Вебер выделяет четыре типа социального действия:

целерациональное действие – поведение, ориентированное на достижение рационально выбранной цели. В нем осмысляется отношение средства к цели и побочным результатам действия, а также осмысляется отношение различных целей друг к другу. Его мотивацией является достижение цели и выявление реакции окружающих людей;

ценностно-рациональное действие – ориентация поведения, направленность которого основана на личных убеждениях индивида о долге, совести, достоинстве, красоте, добре и иных ценностях. Его мотивацией служат социально обусловленные и индивидуально переосмысленные ценности:

традиционное действие – поведение, основанное на привычке и совершаемое индивидами без осмысления. Его мотивацией являются привычки, традиции, обычаи. Их значение не всегда осознается или утрачивается;

аффективное действие – поведение, вызываемое и руководимое неосознаваемыми страстями и чувствами индивида. Мотивацией такого действия являются эмоции, чувства, желания человека.

Два последних типа действия не являются социальными в строгом смысле этого слова: в них отсутствует осознанный смысл. Только целерациональное и ценностно-рациональное действия являются социальными, так как имеют определенное значение в развитии человека и общества.

2024 english-speak.ru. Изучение английского языка.