Эллада город в древней греции. В Греции нет надменности. Значение древнегреческой цивилизации для развития мировой культуры

Потоп, Девкалион, Эллин. Люди, жившие в древние времена, передавали от отцов к детям трагическое предание. Будто бы много тысяч лет назад на Земле случился всемирный потоп: несколько дней беспрерывно шел страшный ливень, бушующие потоки заливали поля, леса, дороги, деревни, города. Все скрылось под водой. Люди погибли. Удалось спастись единственному человеку, которого звали Девкалион. У него родился сын, получивший красивое и звучное имя Эллин. Он-то и облюбовал для поселения каменистую землю в тех краях, где сейчас находится страна Греция. По имени своего первого жителя она называлась Элладой, а ее население — эллинами.

Эллада. Это была удивительная страна. Много труда приходилось затрачивать на то, чтобы на ее полях выращивать хлеб, в садах — маслины, а на склонах гор — виноград. Каждый клочок земли был полит потом дедов и прадедов. Простиралось над Элладой ясное голубое небо всю страну из конца в конец пересекали горные цепи. Вершины гор терялись в облаках, и как было тут не поверить, что в высях, скрытых от людских глаз, царит вечная весна и живут бессмертные боги!

Со всех сторон прекрасную страну окружало море, и не было в Элладе места, от которого нельзя было бы добраться до его берегов за один день пути. Видно же море было отовсюду, — стоило только подняться на какую-нибудь возвышенность. Море манило к себе эллинов, а еще больше привлекали их неведомые заморские страны. Из рассказов отважных мореходов, побывавших там, рождались чудесные истории. Древние эллины очень любили их слушать, собравшись после дневных трудов у жаркого огня.

Гомер, Гесиод и мифы. Вот так в давние времена рождались мифы и сказания, в увлекательный мир которых мы с тобой вступили. Греки были жизнерадостны, смелы, умели найти хорошее в каждом дне, умели плакать и смеяться, сердиться и восхищаться. Все это отразилось в их мифах, которые к счастью, не затерялись в веках. Древние писатели в своих произведениях красиво изложили старинные сказания — кто стихами, кто прозой. Первым взялся за пересказ мифов мудрый слепой поэт Гомер, живший почти три тысячи лет назад. Его знаменитые поэмы “Илиада” и “Одиссея” повествуют о греческих героях, их битвах и победах, а также о греческих богах, их жизни на вершине неприступной горы Олимп, пирах и приключениях, ссорах и примирениях.

А о том, откуда произошел сам мир и все боги, прекрасно написал поэт Гесиод, живший немного позже Гомера. Его поэма называется “Теогония”, что значит “Происхождение богов”. Древние греки очень любили смотреть пьесы о жизни богов и героев. Их писали Эсхил, Софокл, Эврипид. До сих пор эти пьесы (греки называли их “трагедии”) идут во многих театрах мира. Конечно, их давно перевели с древнегреческого на современные языки, в том числе и на русский. Из них тоже можно узнать много интересного о героях греческих мифов.

Мифы древней Эллады красивы, как красива сама страна; боги греческих мифов во многом похожи на людей, но только более могущественны. Они прекрасны и вечно молоды, для них не существует тяжких трудов и болезней...

На земле древней Эллады находят много древних скульптур, изображающих богов и героев. Всмотритесь в них на иллюстрациях книги — они как живые. Правда, не все статуи целы, ведь они пролежали много столетий в земле, и потому у них может оказаться отломанной рука или нога, иногда отбиты даже головы, иногда осталось одно только туловище, но все равно они прекрасны, как сами бессмертные боги эллинских мифов.

Древняя Эллада живет в произведениях искусства. А оно многими ниточками связано с мифологией.

Читайте также другие темы главы I «Космос, мир, боги» раздела «Боги и герои древних греков» :

  • 1. Эллада и эллины

Эллада - это древнее название Греции. Это государство оказало значительное влияние на дальнейшее развитие Европы. Именно здесь впервые появилось такое понятие, как «демократия», здесь был заложен фундамент сформированы основные черты теоретической философии, созданы прекраснейшие памятники искусства. Эллада - это удивительная страна, а ее история полна тайн и загадок. В этой публикации вы найдете самые интересные факты из прошлого Греции.

Из истории Эллады

В истории Древней Греции принято выделять 5 периодов: крито-микенский, Темные века, архаический, классический и эллинистический. Рассмотрим каждый из них подробнее.

Крито-микенский период связывают с появлением первых государственных образований на островах Эгейского моря. Хронологически он охватывает 3000-1000 гг. до н. э. На этом этапе появляются Минойская и Микенская цивилизации.

Период Темных веков именуют «гомеровским». Этот этап характеризуется окончательным упадком Минойской и Микенской цивилизаций, а также формированием первых предполисных структур. Об этом периоде источники практически не упоминают. Кроме того, время Темных веков характеризуется упадком культуры, экономики и утратой письменности.

Архаический период - это время формирования главных полисов и расширения эллинского мира. В VIII в. до н. э. начинается Великая греческая колонизация. В этот период греки расселяются по берегам Средиземного и Черного морей. Во время архаики складываются ранние формы эллинского искусства.

Классический период - это время расцвета греческих полисов, их экономики и культуры. В V-IV вв. до н. э. появляется понятие «демократия». В классический период происходят самые значительные военные события в истории Эллады - греко-персидские и Пелопонесская войны.

Эллинистический период характеризуется тесным взаимодействием греческой и восточной культур. В это время наблюдается расцвет искусства в государстве Эллинистический период в истории Греции длился до установления римского господства в Средиземноморье.

Самые известные города Эллады

Стоит отметить, что в Греции в период античности не сложилось единого государства. Эллада - это страна, которая состояла из множества полисов. В античности полисом называли город-государство. Его территория включала городской центр и хору (земледельческого поселение). Политическое управление полисом находилось в руках Народного Собрания и Совета. Все города-государства были разными и по количеству населения, и по размеру территории.

Самые известные полисы древней Греции - это Афины и Спарта (Лакедемон).

  • Афины - это колыбель греческой демократии. В этом полисе жили знаменитые философы и ораторы, герои Эллады, а также известные деятели культуры.
  • Спарта - это яркий образец аристократического государства. Главным занятием населения полиса была война. Именно здесь были заложены основы дисциплины и военных тактик, которые в дальнейшем использовались Александром Македонским.

Культура Древней Греции

Объединяющую роль для культуры государства сыграли мифы и легенды Древней Греции. Каждая сфера жизни эллинов была подчинена общим представлениям о божествах. Стоит отметить, что основы древнегреческой религии сформировались еще в крито-микенский период. Параллельно с мифологией возникла и культовая практика - жертвоприношения и религиозные празднества, сопровождавшиеся агонами.

С мифологией также тесно связана древнегреческая литературная традиция, театральное искусство и музыка.

В Элладе активно развивалось градостроительство и создавались прекрасные архитектурные ансамбли.

Самые известные деятели и герои Эллады

  • Гиппократ - отец западной медицины. Он является создателем врачебной школы, которая оказала огромное влияние на всю античную медицину.
  • Фидий - один из самых знаменитый скульпторов классической эпохи. Он является автором одного из семи чудес света - статуи Зевса Олимпийского.
  • Демокрит - отец современной науки, знаменитый древнегреческий философ. Он считается основателем атомистики - теории, согласно которой материальные вещи состоят из атомов.
  • Геродот - отец истории. Он занимался изучением истоков и событий греко-персидских войн. Результатом этого исследования стал знаменитый труд «История».
  • Архимед - греческий математик, физик и астроном.
  • Перикл - выдающийся государственный деятель. Он сделал значительный вклад в развитие Афинского полиса.
  • Платон - знаменитый философ и оратор. Он является основателем первого учебного заведения на территории Западной Европы - академии Платона в Афинах.
  • Аристотель - один из отцов западной философии. Его труды охватывали практически все сферы жизни общества.

Значение древнегреческой цивилизации для развития мировой культуры

Эллада - это страна, которая оказала огромное влияние на развитие мировой культуры. Здесь родились такие понятия как «философия» и «демократия», были заложены основы мировой науки. Представления греков о мире, медицине, гражданском обществе и человеке также повлияли на судьбы многих западноевропейских государств. Любая сфера искусства связана с этим великим государством, будь то театр, скульптура или литература.

Солнце - зто бог Гелиос, Луна - богиня Селена, ее сестра Эос - богиня зари. Созвездия, погружаясь временами в Океан, омываются в нем и обновляют свой блеск. Подземелье состоит из Эреба, Аида и Тартара. Вход в Эреб находится за Океаном. В гомеровском эпосе почти все природное и многое из социального имеет свою сверхъестественную антропоморфную ипостась. Сверхъестественные мифологические личности находятся между собой в отношениях кровного родства. Например, бог сна Гипнос - брат-близнец бога смерти Танатоса, бог ужаса Фобос - сын бога войны Ареса. Земля, вода и небо (воздух и эфир) олицетворяются братьями Аидом, Посейдоном и Зевсом .

Медицина представлена богом Пеаном, безумие - Атой, мщение - Эриниями, раздор - Эридой и т. п. Боги могут принимать образ птиц, Гера представляется "волоокой", в древнейшем пласте "Одиссеи" сохраняются образы фантастических существ, сочетающих черты человека и животного. Человекоподобие богов касается и их нравственных качеств. Моральный уровень богов низок. Боги телесны, их можно ранить, они испытывают боль. Однако боги отличаются от людей вечной молодостью и бессмертием. У них особая кровь. Они питаются нектаром и амврозией, передвигаются со скоростью мысли. Боги не творцы мироздания ни в целом, ни в его частях. Они лишь сверхъестественные двойники естественных процессов и явлений.

Скульптор Фидий был очень горд своим творением - «чудом света», статуей Зевса Олимпийского. Однажды его спросили, сам ли к нему спустился Зевс или мастер поднялся на небо, что бы лицезреть кумира? Фидий скромно отвечал, что изобразил Зевса согласно описанию Гомера в первой книге «Илиады».

Это официальная религия древнегреческих полисов. Название происходит от горы Олимп (в Фессалии), на которой, по представлениям древних греков , обитали боги. Уходящая в облака снежная вершина Олимпа была древним грекам так же недоступна, как и небо. Главных олимпийских богов было двенадцать. Это Зевс , его брат Посейдон (другой брат Зевса Аид - бог подземного царства - на Олимпе не бывал, а потому и не входил в число олимпийцев), сестры Зевса - богиня домашнего очага Гестия, богиня земного плодородия Деметра, сестра-жена Зевса Гера, дети Зевса : Афина, Афродита , Аполлон , Гефест, Гермес, Арес, Геба.

Троя была разграблена и сожжена - так же, как и многие другие города, ставшие добычей завоевателей. Судьба была неблагосклонна и к победителям - на обратном пути их флот попал в бурю, и немногие уцелевшие корабли унесло к неведомым берегам. Один из ахейских вождей, Одиссей, десять лет странствовал по морям прежде, чем добрался до родины; он побывал на острове людоедов, в опасном проливе между скалами Сциллой и Харибдой, был в плену у одноглазых великанов-циклопов и претерпел много сказочных приключений - обо всем этом рассказывает Гомер в «Одиссее».

«Илиада» и «Одиссея» оставили для нас картину далекого мира II тысячелетия до нашей эры - мира, в котором зло соседствовало с добром, богатство - с нищетой и любовь - с ненавистью, но зла и ненависти было больше, чем любви и добра. В те времена было принято выкалывать глаза рабам, игравшим на лире для ублажения своих господ, - и Гомер был тоже слепым.

Слепые музыканты сочиняли песни, прославлявшие благородных героев; со временем полузабытые песни превращались в легенды, и покрытая дымкой времени история приобретала фантастические очертания: «Из древка копья создал Зевс людей - страшных и могучих. Возлюбили люди Медного Века гордость и войну, обильную стонами... Зевс дал им громадный рост и неукротимую силу. Неукротимо, мужественно было их сердце и неодолимы руки. Оружие их было выковано из меди, из меди были их дома, медными орудиями работали они. Не знали еще в те времена тёмного железа. Своими собственными руками уничтожали друг друга люди Медного Века».

Эллада, значит Лада. Славянская Лада, называлась также, Небесной Богородицей. Эл - это просто артикль, как: -эль, -аль,т.е. Эл Лада. Лада - славянская страна, поэтому так и названа, а не Грецией, которая возникла значительно позже на этом месте, а именно, после распада Славяно-арийской Империи, когда и появились на этих землях греки, с которыми славяне воевали. Греки взяли, только часть славянской азбуки и сделали свой алфавит. Культура Эллады вся была славянской, поэтому после исчезновения Эл Лады и появления Греции, культура без славян, стала истощаться и исчезла.
29.09.17 Mikhail

"Пять чистейших морей, сотни древнейших памятников, тысяча красочных островов, миллионы золотых пляжей, уютных отелей и фешенебельных курортных комплексов, таверен и бутиков... ", - лишь малая доля того, что директор туркомпании ITService Дмитрий Игнатьев рассказал нам, своим подопечным туристам, о Греции . Быстро усвоить обилие информации не помогли ни щедро налитые приветственные рюмки "Метаксы", ни красноречие экскурсоводов, ни двухнедельная жизнь "по-гречески". Уникальную многогранность Эллады по-настоящему осознаешь постфактум. Когда по полчаса рассматриваешь каждый свеженапечатанный фотоснимок, в любой разговор непроизвольно и некстати вставляешь свою коронную фразу "А вот в Греции... " и в десятый раз взахлеб описываешь друзьям свои впечатления... Впечатления от горных серпантинов в с ездой, напоминающей гонки "Формулы-1", от убаюкивающей взор бархатной зелени Касторийских долин, гипнотической глади затаившихся в них озер, которые через полчаса замещает неуемный бриз морских волн на побережье Кассандры . От утопающих в воде гротов и розовой от цветущих олеандров дороги на Ираклион . От фейеричного заката над Акрополем, плавно переходящего в иллюминацию афинских найтклубов... Калейдоскоп пейзажей этой небольшой страны пленит самого претенциозного эстета. Даже мы, группа в принципе морально устойчивых журналистов, едва сдерживались, чтобы не попросить подданства в каком-нибудь райском уголке. Ну хотя бы в маленькой провинции с утопающими в кустах гибискусов виллами под черепичными крышами и стайкой вальяжно гуляющих по главной улице гусей. Или в деревушке, окруженной оливковыми плантациями с мирно пасущимися на холмах белыми овечками. Не говоря уже о курортных центрах, где понимаешь, что рожден для праздника жизни, гурманства и других буржуазных утех.

Признаюсь, напоследок мы таки устроили "диверсию", ценой нечеловеческих усилий вынудив водителя по дороге в аэропорт свернуть к живописному месту. Полчаса блаженства с бокалом ароматного вина в кафе у горного озера - "поли ореа!", "оморфос!". По-нашему - "красота"! До сих пор удивляемся, как мы позволили себя "упаковать" обратно в автобус и транспортировать на родину...

Афины

Длинные узкие улицы, минимум зелени, здания с обветшавшей серой штукатуркой, моросящий дождь - вот первое, не самое лучшее впечатление от столицы Греции. Но когда пробивающиеся сквозь тучи солнечные лучи вдруг заиграют на резных ставнях старинных особняков, строгих фасадах госучреждений, кованых оградах частных домов - город просто очаровывает. В любой уличной таверне всегда есть свободное место, у каждого официанта - улыбка для посетителя, у гида - терпение повторить туристу-недотепе многовековую историю микенской цивилизации, а у прохожих - время провести гостя к Акрополю. Который, кстати, находится в самом центре мегаполиса и является главной достопримечательностью страны. Хотя в Древней Элладе такие "верхние города" были в каждой местности: строились на самом высоком холме с дворцами для царской семьи и храмами для богослужений. Уцелел лишь афинский. И пусть все скульптуры, кариатиды и внутренние украшения заменены копиями, а часть пентелийского мрамора, из которого он сооружен, - современными плитами, разящими белизной на фоне желтоватого отлива тысячелетних кладок. Пусть! Ведь воочию видишь полуразрушенный амфитеатр Герода Аттика, где ныне проводят музыкальные фестивали, настоящее оливковое дерево, якобы посаженое самой богиней, отполированную ногами туристов площадь, где когда-то стояла вылитая из бронзы самим Фидием и облаченная в золото статуя дочери Зевса. И Парфенон, запомнившийся еще с картинки из школьного учебника истории... Его десятиметровые колонны действительно расположены на разном расстоянии друг от друга и будто наклонены внутрь! Хитрый прием архитекторов Калликрата и Иктина таки работает: из-за оптического обмана храм выглядит грандиозно с любой точки осмотра. И особенно с террасы расположенного рядом фешенебельного ресторана "Акрополис" - под запеченную в сыре рыбу и стопочку узо, греческой анисовой водки - так хорошо думается о вечных ценностях...

Что посетить. Национальный археологический музей, Музей Акрополя и Музей Бенаки, Национальный парк, антикварные лавки в старой части Афин - Плаке и бутики на улице Колонаки.

За право быть покровителем столицы Греции сражались Афина и Посейдон, которые должны были преподнести ее жителям самый ценный подарок. Бог морей пожаловал воду, богиня победы - оливковое дерево. Поскольку эта местность не испытывала недостатка в воде, то покровительство и право дать городу свое имя получила Афина.

В проживает треть населения страны.

В Греции нет скуки

"До чего же греки трудолюбивый народ!", - умиленно восклицают туристы, прилетающие в Грецию под утро и по дороге в отели наблюдая за местными жителями, идущими куда-то ни свет ни заря. Да, греки трудолюбивы и считают: кто как работает, так отдыхает. И "отрываются" до первых петухов, тем самым вводя в заблуждение наивных гостей. Благо, увеселительные заведения - на каждом шагу, будь-то крохотный городок или туристический комплекс. "У нас лучше, чем на Ибице!" - пафосно говорят греки. Хочешь - ночной клуб с коктейль-шоу, хочешь - диско с неуемными диджеями. Или рестораны с чопорной сервировкой и вышколенными официантами. Или бузуки - клубы в национальном стиле с живой музыкой и с сиртаки до упаду. С настоящим сиртаки! Когда танцует только один человек под аплодисменты коленопреклоненных "зрителей". Танцует и душой, и мимикой, и жестами, передавая трагизм какой-нибудь народной песни на вечную тему "и сия пучина поглотила яго". Привычный для иностранцев греческий "хоровод" с витиеватыми коленцами здесь тоже выплясывают, но только с туристами. Например, нас хореографии "обучили" фармацевты, интеллигентно отдыхавшие за соседним столиком таверны. То ли совместный просмотр трансляции Евровидения так сблизил, то ли пьянящий аромат эвкалиптов и изысканных вин, но братание народов под разноголосое "Нас багато!" - My Number One и единогласное "Ямас!" - "Будьмо!" не заставило себя долго ждать. Правда, наутро повторить все "па" никто из нашей группы почему-то не смог... Да и некогда было - экскурсии, экскурсии, экскурсии! А с ними точно не соскучишься. Древние крепости, античные захоронения, византийские церквушки и православные монастыри - повсюду. К тому же можно просто побродить по "старому городу" любого селения, съездить на винодельни, оливковые плантации или шубные фабрики, заглянуть в гончарную мастерскую или на сувенирный рынок - в Греции для гостя открыты любые двери и всегда звучит "ясас!" - "здравствуйте!". Грецию омывают Ионическое, Эгейское, Ливийское, Средиземное, Критское моря - туристу есть из чего выбрать!

Греки любовно именую этот полуостров трезубцем Посейдона, пронзающим Эгейское море. Когда с бассейна гостиницы, расположенного прямо у обрыва скалы, смотришь на раскинувшиеся снизу золотистые пляжи, изумрудные сосновые рощи и виноградники, деревянные бухты, кристально-голубой залив, понимаешь, как щедро одарил бог морей эту землю. Размеренная жизнь городов и рыбацких деревушек, витающие в воздухе ароматы секвойи, тамариска и оливок, щадящее солнце... Побережье Ситонии и Кассандры - двух частей полуострова - просто созданы для ничегонеделания. Хотя нет: женщины не смогут долго лениться - ведь рядом, в Кастории, шубные фабрики, всемирная мекка для модниц. Правда, на столицу норковых манто и шиншилловых горжеток этот городок совершенно не похож. Спрятанный между горными холмами, он напоминает красный от черепичных крыш полумесяц, любующийся в зеркальные воды озера-блюдца. Сказочная панорама! Которую, увы, едва успеваешь заметить, бегая по сотням шубных центров в поисках "такой же, но с перламутровыми пуговицами", до хрипоты торгуясь с продавцом и пытаясь наконец-то усвоить, что именно он сказал: "да" (по-гречески "нэ") или "нет" (по-гречески "охи")? Но меховой шопинг в Греции - это уже совсем другая история.

Что посетить. Гробницу царя Филиппа, отца Александра Македонского, в Виргинии; руины древнего города Олинф; шубные фабрики в Кастории.

Пляжи пятисоткилометрового побережья Халкидиков входят в реестр самых чистых в Евросоюзе.

Афон

Об этой горе слышал каждый. Но мало кто знает, что она находится в единственной в мире монашеской республике на третьей части халкидикийского полуострова - Агиос Орос. Аскетичную сдержанность двадцати мужских монастырей этого государства, первые обители которого были заложены тысячу лет тому назад по велению императора Василия Первого, туристы могут увидеть только с палубы парома, медленно объезжающего отрешенную от мира территорию. Правда, при наличии разрешений от высших сановников Афон могут посетить и обычные мужчины. Эта "вопиющая несправедливость" вызывала праведный гнев у женской половины нашей группы, фривольные шуточки у мужской и недоумение у греков. Истинные христиане, они очень трепетно относятся к религии. Вопрос "Ты православный?" практически означает "Ты грек" В Элладе студент, среди бела дня зашедший поставить свечу, или бизнес-леди, уединившаяся вечером в храме, - нормальное явление. Они верят сердцем, не на показ, без фанатизма и нравоучений. Наверное, поэтому здесь так много крохотных церквушек в тихих, отдаленных местах и практически нет преступности. Вот поднимаешься по серпантину, а на холме, за городом, - миниатюрная часовня: двери открыты, внутри - никого, иконы - целы, свечи - бесплатно. Зайдешь, умиротворишься, полюбуешься расстилающимся снизу городом... Разве после такого захочется совершить что-то плохое?

По легенде, , возвышающаяся над морем на две тысячи метров, названа по имени гиганта, бросившего эту "глыбу" в море, тем самым пытаясь поразить богов.

В Греции нет надменности

Только в Элладе детишки могут запросто бегать по холлу мэрии своего городка. Настоящий миллионер завтракает с журналистами, добродушный префект залихватски танцует сиртаки с гостями его региона... Никакого высокомерия, гордыни, чванства. Хотя, казалось бы, кому как не грекам с их богатейшей историей и царскими кровями пристало возноситься. Конечно, они не преминут напомнить об истоках аристократии, демократии и эстетики, но с таким восторгом, так непосредственно! Безусловно, для них собственное достоинство - святая святых, что нередко становится причиной темпераментных диалогов. Никто не удивляется, слыша громкие пререкания между простаками-водителями или набриолиненными бизнесменами. Ну а бурные ссоры (и мгновенные примирения) между только что обнимавшимися супругами - обычное зрелище. При том, что семья для эллина - не меньшая ценность, чем честь. Весь уклад его жизни подчинен фамильным интересам. Видимо, поэтому Греция занимает последнее место в Европе по разводам и одно из первых по количеству семейных предприятий.

К слову, провожавший нашу группу высокопоставленный чиновник искренне удивлялся, что мы покидаем Грецию в полном составе! Многие наши соотечественницы "остаются замуж": равнодушными к античным профилям и изысканным манерам греков могут быть только пуританки, первоклассницы и пенсионерки. Несмотря на патриархальные устои, интернациональные браки - не редкость. Собственно, для грека не важно, откуда ты. Главное, чтобы человек был хороший, которому есть за что сказать "эвхаристо" - "спасибо". Как, допустим, музыкантам украинской диаспоры в Афинах , которым столичная власть в знак благодарности за потрясающие выступления предложила дать концерт на главной площади города.

Если вы ошибочно так и будете произносить название региональной столицы Македонии, ни один грек из вежливости вас открыто не исправит. Но деликатно подчеркнет затерявшуюся в славянской транскрипции приставку "фес" - Фессалоники .

В этот город влюбляешься раз и навсегда. В ухоженность его узеньких улиц и эхо морского прибоя, в стройные ряды аккуратных многоэтажек с вьющимися на каждом балконе цветастыми вазонами. В "помаранч" апельсиновых деревьев вдоль тротуаров и в вечерний променад по просторной набережной. Даже в одностороннее движение, из-за которого долго петляешь по городу, но находишь новые неброские красоты. Например, триумфальную арку Галерия двухтысячелетней давности с сохранившимися до наших дней барельефами. Избравшей ее местом встреч молодежи и в голову не придет что-то отодрать или написать до боли знакомое нам "Здесь был...". А спрятанные между новостроек колониальные виллы позапрошлого века! Никто не вправе снести остатки их былой роскоши, пусть хозяева не появлялись здесь полвека - частная собственность!

Однако вы не видели Фессалоник , если не встречали закат, сидя на отвесных стенах бывшего форта в старом городе. Давным-давно здесь проживала только знать, а теперь ты, простой смертный, греешься на раскаленных солнцем древних кирпичах и ожидаешь, когда Гелиос пронесется на своей колеснице, сменяя день ночью и заливая багрянцем сизую даль горизонта. И кажется, в мелодии волн этого города-порта слышен размер гекзаметра...

Город Фессалоники назван македонским царем Кассандром в честь своей супруги, сестры Александра Македонского.

Что посетить. Памятники Александра Великого и Филиппа II Македонского, площадь Аристотеля, византийские стены императора Юстиниана I, Ротонду, храм Дмитрия Салунского.

Город скал, фантастический заповедник, восьмое чудо света, шедевр природы - каких только сравнений ни удостаивались устремленные в небо высоченные горные "башни" под маленьким городком Каламбака. Отшлифованные ветрами за десятки миллионов лет (!) серые глыбы обладают необъяснимым магнетизмом. Они вынуждают смельчаков-альпинистов снова и снова покорять вершины, любопытных туристов - пешком подниматься на невероятную высоту, чтобы восхититься живописнейшими пейзажами, а некоторых трусих - делать фотоснимки на краю пропасти и бесстрашно смотреть вниз, на долины красных маков. Однако мистика Метеор не только в фееричных скалах - на "шпилях" гор возведены десятки монастырей. Каким образом человеку удалось построить на таких высотах внушительные храмы, часовни, скиты - диву даешься! Один из монастырей, кажется, сооружался сто шестьдесят лет. А если учесть, что тогда отшельники поднимались на вершины в корзинах с помощью хитроумных приспособлений... К счастью, сегодня паломники и посетители взбираются к обителям по змеевидной тропинке из каменных ступеней. И когда уже кажется, что сил идти нет, вдруг попадаешь в освежающую прохладу одного из главных монастырей - Святого Преображения. Здесь - чудотворные иконы, древние фрески и монашеские винодельни. От омута запахов ветхого дерева, церковного ладана и расплавленного воска слегка кружится голова, от очередного роскошного пейзажа, открывающегося со смотровой площадки, - хмельное состояние. Хочется глубоко вдохнуть и прыгнуть с этой колоссальной высоты, почувствовав себя "парящей в облаках", как переводится с древнегреческого "метеоры ".

Что посетить. Монастырь Святого Преображения, гору Олимп, развалины древнего города Диона, источник Афродиты.

Первые пустынники начали селиться в ущельях нынешних Метеор в XI веке. А в 1380 году святой Афанасий создал первую мужскую обитель.

В Греции нет суеты

Когда продавец заботливо пакует каждую купленную мелочь - это умиляет. Но когда он делает это так медленно, что уставший от ожидания водитель твоего туравтобуса, разъяренно сигналя, вот-вот поломает клаксон... Нам, привыкшим к спринтерскому ритму жизни, к размеренному бытию греков нелегко адаптироваться. Первые два дня. На третьи сутки путешествия непроизвольно начинаешь лениться. Неспешно потягиваешь в кафенио тонизирующий фраппе, рискуя опоздать на экскурсию, неторопливо изучаешь улочки, безнадежно отставая от группы, подолгу и обильно трапезничаешь, философствуя о бренности всего земного. И постепенно обретаешь вкус к жизни, давно утерянный славянами в суматошной обыденности и бережно соблюдаемый греками. Они не живут, а созерцают жизнь. Они не говорят, а размышляют на своей журчащей простонародной речи - димотике. Они не едят, а смакуют каждое из подаваемых к столу блюд и мезедес (закусок). Они не гонятся за богатством, а зарабатывают по принципу достаточности. И ни за что не откажутся от трехчасовой сиесты. Поначалу эта традиция доводит непоседливых туристов до белого каления, но по возвращении домой все они с энтузиазмом берутся внедрять пресловутые перерывы в родных коллективах...

Тысяча и один остров

Когда летишь над ночной Грецией , острова, окружающие ее материковую часть, похожи на густую россыпь разноцветного бисера. Расположенные друг от друга в пределах видимости, они нередко имеют совершенно непохожее прошлое: Ионические острова некогда были под властью Венеции, острова Эгейского моря и Южные Спорады принадлежали генуэзцам и крестоносцам, острова залива Сароникос заселяли албанцы. Чтобы посетить хотя бы некоторые, понадобится минимум неделя. И то от марафонского пробега запомнится лишь малая толика их великолепия: пещерное святилище нимф на Итаке, родине Одиссея, голубые пещеры , фруктовый рай Скопелоса, целебные источники Лесбоса, конные экипажи вместо автомобилей на Поросе, вулканические скалы и пляжи с черным песком - "осколка исчезнувшей Атлантиды", морской заповедник Северных Спорад, ночные воды которых люминесцируют от свечения мельчайших живых организмов. А чтобы вкусить все прелести крупных островов - Киклад, - понадобится по две недели на каждый! Они - тоже отдельная история: кипарисовые леса, картинные гавани, будто нанизанные на береговую линию яхты и лодочки, бурная ночная жизнь после дневного отдыха в милых отелях или поездок по многочисленным памятникам истории - достойны отдельной статьи. Равно как и богатейший подводный мир, увидеть который может каждый пловец. Не исключено, что, курсируя между островами на специально предназначенных для этого паромах-пароходах или арендованных катерах, кому-то из недайвингистов посчастливится увидеть стайку дельфинов-белобочек или развевающуюся на волнах медузу-парусника...

Греции принадлежит более 2 тысяч больших и маленьких островов, но только сотня из них заселена. Острова составляют пятую часть территории страны

Корфу (или Керкира)

Гете, Оскар Уайльд, Альфред Сислей увековечили в своих творениях этот крохотный остров, объехать который можно всего за три часа. От искрящейся лазури Ионического моря и сочных малахитовых склонов поначалу устают глаза, в непривычной пестроте культур, смешавшихся за многовековую историю, - начинаешь путаться. Венецианские лабиринты улочек, итальянские дворики с ажурными балконами, изысканные своды французских пассажей, колониальные виллы господствовавших в далеком прошлом британцев - все это разнообразие на каждом шагу в , столице острова. Где крахмальное белье сушится прямо над мощеной булыжником и полной прохожих улицей, где можно пресытиться элегантными кафе на построенном по образу парижской Риволи бульваре Листон, и гордо пройтись по тенистым аллеям Эспланады - парковой городской площади, по которой когда-то разрешалось гулять исключтельно вельможам. Лишь в Керкире есть крокетное поле, разбитое англичанами на месте венецианского стрельбища, старая крепость Пальо-Фрурио, в которой летними вечерами гремят грандиозные светозвуковые шоу, и Канал любви, гарантирующий проплывающим по нему парочкам вечную страсть. И исключительно на Корфу последователи Ихтиандра могут вдоволь понырять в прибрежных арках пещер и увидеть стокилограммовых черепах "карета карета", мигрирующих сюда из Африки откладывать яйца.

Что посетить. Музей бумажных денег, Византийский музей, церковь покровителя Керкиры святого Спиридона, Кафедральный собор, Византийский музей.

Отдых на Корфу по праву считается элитным: на острове все по высшему разряду - и в доступных обычным туристам недорогих гостиницах, и в кемпингах горных деревушек, и в роскошных пятизвездочных комплексах.

А еще в Греции нет времени. Его не чувствуешь, в нем просто теряешься. Может, из-за свойственного этой стране вездесущего переплетения древности с современностью, мифологии с реальностью. А может, от присущего грекам "точечного" измерения - жизни по принципу "здесь и сейчас"...

Но славянская натура все же берет свое, возвращая к "векторному" восприятию времени - с настоящим и прошлым. В которое очень хочется вернуться. Хотя бы при просмотре свеженапечатанных фотоснимков.

Полезная информация

  • Грецию ежегодно посещают 10 миллионов туристов
  • , город трех цивилизаций - Античной, Римской и Византийской, основан в 315 году до н. э. Апостол Павел называл его "золотыми воротами христианства".
  • Крепостные стены Салоников видели нашествия кельтов, нормандцев, болгар, монголов, арабов. Сейчас к ним приходят только влюбленные и туристы.
  • Считается, что на месте Метеор шестьдесят миллионов лет назад бушевал океан, а сами горы были подводными рифами.
  • вызывают мистическое чувство, будто попал в иное измерение.
  • Монахи Афона все необходимое для своего скромного бытия производят сами.
  • Акрополь был построен в V веке до н. э. на вершине 155-метрового холма. В залах Парфенона в те времена хранили казну Афинского государства и приносили жертвы богам.
  • За вынос кусочков мрамора с Акрополя грозит шесть лет тюрьмы.
  • Африканцы, торгующие в центре Афин сумками-подделками известных брендов, - обычное явление.
  • Лучшие сувениры из Греции : оливковое мыло и масло, керамика и пряности - для близких, "Метакса", вино и узо - для любимого и норковая шубка - для себя.
  • Даже собаки в Элладе лениво возлежат у домов, не желая обременять себя сторожевыми обязанностями - ведь вокруг и так все спокойно!

Виктория Пасичнык

Древнегреческая цивилизация в своем развитии прошла несколько периодов, чрезвычайно важных для характеристики древнегреческой культуры в целом – протогреческий (к-ры Эгейского мира и «Гомеровский» период), греческая архаика, греческая классика, а так же периорд эллинизма.

    Протогреческая культура – на рубеже 3 – 3 тыс. до н.э. предки позднейших греков заселили пространство, примыкавшее к Средиземному морю, где образовалось 3 очага культуры – Минойская, Крито-Микенская и Киклатская (центр =- Кикладский архипелаг) культуры (к-ры Эгейского мира) 14 .Позднейшие греки считали себя автохтонным населением Греции, однако, и у них сохранилось представление о существовании некоего древнего народа, первоначально населявшего Элладу и прилегающие острова. Сведений об этом периоде сохранилось очень мало:в целом , культура этого периода – промежуточный этап между культурами Древнего Востока (с их статичность, консерватизмом, каноничностью строгой) и культурой Древней Греции (свобода, демократизм, красоты и «вольность»)Гос. строй , по-видимому, напоминал восточные деспотии; во главе – царь-жрец, здесь дворец – сосредоточение политической, экономической, общественной и религиозной жизни гос-ва. Крито-микенская культура – слабая консолидация ахейского мира (крупные центры в Микенах, Тиринфе, Пилосе). Расшифровка древнекритской письменности – вероятно, документировалась вся хоз. жизнь гос-ва: сведения о экономике (вероятно, находилась на более высоком уровне, нежели экономика греческой архаики), высокий уровень специализации ремесленной деятельности.Искусство более жизнерадостно (чем в восточных культурах), менее сковано канонами: (примеры искусства из раскопок– фрески на стенах дворца в Кноссе 15 – изображения критских женщин, так называемые «парижанки», фреска «Царь-жрец» и т.д.; отличит. черта архитектурных сооружений – монументальность – напр., знаменитые львиные ворота в Микенах, украшенные рельефом с изображением 2-х львиц, окруженных огромными, громоздящимися один на другой каменными блоками –сами греки считали, сто стены эти воздвигли циклопы (одноглазые великаны)). Преобладание в протогреческом мире –ахейцы (отголоски их могущества – в знаменитой поэме Гомера «Илиада» о истории Троянской войны – вероятно, это был крупный завоевательный поход ахейцев на важный торговый и стратегический пункт на малоазийском побережье) 16 . Но преобладанию ахейцев в Эгейском мире положило конец прибытие на рубеже 12 – 11 в. до н.э. новых протогреческих племен (дорийцев), противопоставивших бронзовым мечам ахейцев более эффективное железное оружие (но в целом, культура более примитивна).

К 15 у. до н.э. почти все цивилизации Эгейского мира перестали существовать – возможно, их постигли природные катаклизмы, оставшиеся же попали в полную зависимость к ахейцам.

    Период дорической культуры (иногда называют гомеровским) – 12 – 8 в. до н.э. С т.зр.экономики сделан шаг назад по сравнению с культурами Эгейского мира: процветает скотоводство, неразвита торговля и ремесла, но, вместе с тем, освоение техники выплавки и обработки железа, железные орудия труда (топор, долото).Политический строй – 12 – 8 в. до н.э. переход от родового строя к организации полисного типа. Основная общественная ячейка – фратрия (тип братства). Зарождение рабства – правда, рабы не отделены непроходимой гранью от всего общества (напр., у Гомера служанки-рабыни стирают белье вместе с дочерью басилевса Навсикаей)Искусство – искусство дорийцем примитивно (о нем, в основном, можем судить по украшению предметов быта – сосудов – геометрическим рисунком –по этой причине иногда период называют эпохой геометрического стиля) . К этому же периоду относят и знаменитое творчествоГомера – «Илиада» и «Одиссея» 17 (примерно время жизни Гомера можно отнести к 9 – 8 в. до н.э.). Автор воспевает далекие времена (ориентировочно относящиеся к цивилизациям Эгейского мира), восхищается жизненным устройством и подвигами ахейцев, стремясь передать слушателям чарующие видения давно исчезнувшего мира.

Пушкин:

Слышу умолкнувший звук божественной эллинской речи

Старца великого тень чую смущенной душой.

(По преданию гомеровский эпос начал складываться еще в перв. трети 1 тыс. до н.э., когда Греция бедная и разоренная переживала «темное» время после переселения с о-ва Балкан племен дорийцев – как воспоминание о былом величии, о временах, когда боги и люди совершали великие подвиги. Гомеровский эпос вобрал в себя древние песни, мифы и исторические предания, преображенные фантазией и вымыслом поэта.

Причины Троянской войны(реальность) – походы одного из греч. племен – ахейцев – к побережью Малой Азии для завоевания богатых троянских земель. Мифологически – месть ахейцев за похищение Елены, супруги спартанского царя Менелая сыном троянского царя Приама, царевичем Парисом. «Небесные» причины – решение верховного бога Зевса и Геи-Земли уничтожить род человеческий за нечестие, по этому замыслу рождается самая прекрасная женщина Земли Елена (дочь Зевса и богини мести Немесиды). В киклических поэмах (предосновах поэм Гомера) рассказывается о причинах войны, о походе на Трою, о ее десятилетней осаде, о разрушении Трои с помощью деревянного коня, о соперничестве героев и, наконец, о возвращении героев на родину. Собственно Илиада повествует о событиях последних 51 днях осады Трои (герои – Ахилл, Агамемнон, предводитель всего ахейского войска и их ссора из-за вероломного поступка Агамемнона, отнявшего у Ахилла прекрасную наложницу). Одиссея – не имеет сквозной линии сюжета, повествует о возвращении героев на родину (Одиссей у нимфы Калипсо, на пиру у феаков рассказывает о посещении Аида, как обходил уловки Сирен, сциллы и харибды, последующий сюжет - Одиссей в Итаке расправляется с наглыми женихами его жены Пенелопы)Герои Гомера – зачастую жестоки, хитры, мстительны, и в тоже время они – не боги, а просто люди со своими слабостями, надеждами, они плачут и страдают, любят…Драматизм личности Одиссея – в эпитете многострадальный, которым его наделяет Гомер. Героям Гомера всегда сопутствуют боги (напр., Одиссею – мудрая Афина), но эта непосредственная связь с божеством не мешает гомеровскому человеку действовать самостоятельно и творить своими руками свою жизнь (иной раз самостоятельность человека даже вызывает страх у богов) Античность воспринимала Гомера как идеал и образец для подражания, под знаком Гомера развивалась и римская героическая поэзия (напр., Вергилий).

Последующие периоды – архаический и классический можно считать собственно культурой Древней Греции. Архаическая культура Др.Греции (7 – 5 в. до н.э.) – становление греч. мифологии, соц. сисемы, искусства; Греческая классика (5-4 в. до н.э._ - высший расцвет древнегреческой культуры.

2024 english-speak.ru. Изучение английского языка.