Не прошел тест смил. Варианты опросника MMPI. Вы не прислали нам значение нескольких десятков дополнительных шкал
МИННЕСОТСКИЙ МНОГОАСПЕКТНЫЙ. ЛИЧНОСТНЫЙ ОПРОСНИК (MMPI)
Личностный опросник предложен С. Хатуэем и Дж. Мак-Кинли в 1940 г. Является реализацией типологического подхода к изучению личности и занимает ведущее место среди других личностных опросников в психодиагностических исследованиях.
Опросник состоит из 550 утверждений, образующих 10 основных диагностических шкал. На каждое утверждение обследуемые должны дать определенный ответ. Предназначен для лиц в возрасте от 16 лет и старше с коэффициентом интеллекта не ниже 80 (по Векслеру).
В настоящее время используются две модификации MMPI.
СМИЛ (стандартная методика исследования личности - Собчик Л.Н., Лукьянова М.Ф., 1978). Включает 566 вопросов (550 оригинальных и 16 дублированных). Дает возможность диагностировать 10 основных и до 200 дополнительных шкал. Методика наиболее близка международному стандарту MMPI, но громоздка и сама по себе сильно воздействует на испытуемого по типу "экспертизы психических нарушений".
ММИЛ (Березин Ф. Б. и др., 1976). Включает 377 вопросов и дает возможность надежно диагностировать 10 основных шкал. Для данной модификации проведен более значительный объем работ по психометрической адаптации. Модификация ММИЛ представлена ниже.
Теоретическое обоснование
Собственной теоретической основы MMPI не имеет. Для составления утверждений авторы использовали жалобы больных, описания симптоматики тех или иных психических заболеваний в клинических руководствах (классификация психических заболеваний, предложенная Э. Крепелином), ранее разработанные опросники. Первоначально утверждения были предъявлены значительной группе здоровых людей, что позволило определить их нормативные показатели. Затем эти показатели были сопоставлены с полученными при обследовании различных клинических групп. Так были отобраны утверждения, которые достоверно дифференцировали здоровых и каждую из изученных групп больных. Эти утверждения объединили в шкалы, названные в соответствии с клинической группой, по которой та или иная шкала была валидизирована.
В то же время нельзя не остановиться на ряде замечаний в адрес MMPI.
Первоначальные клинические шкалы MMPI основывались на традиционной психиатрической классификации, которая, несмотря на популярность, покоится на сомнительном теоретическом фундаменте. Искусственность этих категорий вызывала в течение долгих лег беспокойство в клинической психологии. Поэтому характерно, что факторный анализ, основанный на интеркорреляции вопросов и шкал, показывает высокую интеркорреляцию среди основных клинических шкал MMPI, что ставит под сомнение их ценность для дифференциального диагностирования.
MMPI, следовательно, не дает нозологически-диагностической оценки. Профиль личности, получаемый при исследовании с помощью этой методики, характеризует лишь особенности личности в момент исследования. Поэтому он не может оцениваться как "диагностическая этикетка". Однако получаемая при таком исследовании характеристика личностных свойств больного существенно дополняет картину патопсихологического регистр-синдрома.
Данные о валидности и надежности
Валидность MMPI, установленная на основе дифференциации клинических групп, достаточно высока. Надежность повторного обследования колеблется от 0,50 до 0,90. Надежность по расщепленным половинкам показала широкую вариативность от шкалы к шкале и колеблется в пределах от 0,50 до 0,81.
Описание методики
ММИЛ (методика многостороннего исследования личности представляет собой тест анкетного типа, который включает в себя 384 утверждения, охватывающих широкий круг личностных характеристик, установок, интересов, психопатологических и психосоматических симптомов. Утверждения могут предъявляться либо на карточках, либо в виде текстовой брошюры. Первый вариант предъявления обычно используется при индивидуальном исследовании, второй - при групповом. В брошюрном варианте число утверждений сокращено до 377 за счет утверждений, касающихся сексуальных вопросов (при массовом исследовании такие утверждения вызывают нежелательную напряженность).
Ниже представлены основные клинические шкалы.
1. Шкала ипохондрии (Hs) - определяет "близость" обследуемого к астено-невротическому типу личности.
2. Шкала депрессии (р) - предназначена для определения степени субъективной депрессии, морального дискомфорта (гипотимический тип личности).
3. Шкала истерии (Ну) - разработана для выявления лиц, склонных к невротическим реакциям конверсионного типа (использование симптомов физического заболевания для разрешения сложных ситуаций).
4.
Шкала психопатии (Pd) - направлена на диагностику
социопатического типа личности.
6. Шкала паранойи (Ра) - позволяет судить о наличии "сверхценных" идей, подозрительности.
7. Шкала психастении (Pt) - устанавливается сходство обследуемого с больными, страдающими фобиями, навязчивыми действиями и мыслями (тревожно-мнительный тип личности).
8. Шкала шизофрении (Sc) - направлена на диагностику шизоидного (аутического) типа личности.
9. Шкала гипомании (Ма) - определяется степень близости обследуемого гипертимному типу личности.
Наряду со шкалами, выделенными на основе исследования типичных групп больных, тест включает в себя две шкалы, валидизация которых проводилась при исследовании здоровых лиц.
5. Шкала мужественности - женственности (Mf) - предназначена для измерения степени идентификации обследуемого с ролью мужчины или женщины, приписываемой обществом.
0. Шкала социальной интроверсии (Si) - диагностика степени соответствия интровертированному типу личности.
Помимо перечисленных основных шкал теста имеются три оценочные шкалы, позволяющие свести к минимуму установочный эффект и определить достоверность полученного результата.
1. Шкала "лжи" (L) - предназначена для оценки искренности испытуемого.
2. Шкала достоверности (F) - создана для выявления недостоверных результатов (связанных с небрежностью обследуемого), а также агравации и симуляции.
3. Шкала коррекции (К) - введена для того, чтобы сгладить искажения, вносимые чрезмерной замкнутостью испытуемого, а также чрезмерной открытостью.
Проведение обследования
Испытуемому сообщается, что ему необходимо ответить, верно каждое из 377 утверждений или нет. Ответ отмечается зачеркиванием квадрата справа или слева от номера утверждения. Если утверждение признано верным, зачеркивается квадрат слева от номера (под буквой "В"), если неверным - справа (под буквой "Н"). Ответ "не знаю" не отмечается никак.
Исследователь сообщает, что наиболее естественна первая реакция и поэтому отвечать нужно сразу, так, чтобы не тратить время на раздумье. При соблюдении этого условия испытуемый отвечает на 4-7 утверждений в минуту, и выполнение методики занимает от 55 минут до 1 часа 15 минут.
Некоторые включенные в тест утверждения могут вызывать недоумение испытуемых в связи с тем, что они касаются выраженных болезненных явлений или ситуаций, которые испытуемому трудно отнести к себе. В этом случае им следует сообщить, что набор утверждений одинаков для исследования различных контингентов, а механическая обработка результатов не позволяет исключить какие-либо утверждения, т.к. изменение номера утверждения неизбежно вызовет ошибки при расшифровке. Если испытуемый обращается за консультацией, касающейся конкретного утверждения, и собственным к нему отношением, исследователь не должен подсказывать или разъяснять смысл утверждения, а указывать, что надо руководствоваться собственным пониманием утверждения, или напомнить соответствующий пункт инструкции. Исследователь не должен комментировать вопрос, выражать к нему отношения словами, мимикой или интонацией. При возникновении затруднений полезно обсудить с испытуемым 2-3 индифферентных по содержанию утверждения, чтобы убедиться, что он правильно понял инструкцию.
Обработка результатов
Обработка результатов производится с помощью специальных планшетов-ключей. Каждой шкале соответствует свой планшет. Для шкалы 5 имеется два планшета, отдельно для мужчин и женщин. С помощью планшетов подсчитывается первичный результат по каждой шкале. Ответ, совпадающий с "ключом", оценивается в 1 балл. К первичному результату по некоторым шкалам добавляется результат, полученный по шкале К, или его определенная доля: к 1-й шкале - 0,5; к 4-й - 0,4; к 9-й - 0,2 этого результата, а к 7-й и 8-й шкалам - он добавляется полностью. С учетом поправки на специальной карте, составленной на основе популяционного стандарта, отмечается величина результата по каждой шкале. Линии, соединяющие эти точки, проводятся отдельно для оценочных и основных шкал и образуют профиль методики многостороннего исследования личности.
Карта составлена таким образом, что после нанесения на нее профиля он оценивается в Т-баллах. Если оценочные шкалы дают результаты, превышающие 70 Т-баллов, полученный результат представляется сомнительным, а если они выходят за 80 Т-баллов - недостоверным. В этом случае методика предъявляется повторно. Повторное предъявление методики лучше проводить в тот же или на следующий день. В случае достоверного результата полученный профиль интерпретируется.
Основы интерпретации методики многостороннего исследования личности
Сведения о значении различных типов профиля, которые приводятся ниже, не исчерпывают всего многообразия возможных вариантов, однако ими можно руководствоваться при работе с методикой. Систематизированное изложение этих сведений особенно полезно исследователям, начинающим работать с описываемой методикой, поскольку позволяет быстрее приобрести необходимый опыт интерпретации.
Основные правила оценки профиля, нарушение которых наиболее часто приводит к ошибочной интерпретации, могут быть сформулированы следующим образом.
1. Профиль должен оцениваться как единое целое, а не как совокупность независимых шкал. Результаты, полученные по одной из шкал, не могут оцениваться изолированно от результатов по другим шкалам.
2. При оценке профиля наибольшее значение имеет отношение уровня профиля на каждой шкале к среднему уровню профиля и особенно по отношению к соседним шкалам (пики профиля). Абсолютное значение Т-нормы по той или иной шкале менее существенно.
3. Профиль характеризует особенности личности и актуальное психическое состояние испытуемого. В клинической практике он отражает особенности психопатологического синдрома, а не нозологическую принадлежность заболевания. Поэтому профиль не может оцениваться как "диагностическая этикетка".
4. Полученные результаты не могут рассматриваться как незыблемые, поскольку связь профиля с актуальным психическим состоянием обуславливает его динамику при изменениях этого состояния.
5. Интерпретация индивидуальных профилей требует учета
всей совокупности данных, которые не могут быть заранее
предусмотрены в связи с уже отмеченным многообразием индивидуальных вариантов. Поэтому данные литературы, содержащие описание типичных профилей, могут быть использованы только для освоения основных положений интерпретации, а не в качестве готовых прописей. Попытка использовать набор готовых рецептов может привести к существенным ошибкам в оценке результатов исследования. Например, однотипный профиль, полученный при исследовании практически здорового человека и стационарного больного с выраженной клинической симптоматикой, будет иметь различное значение.
Оценочные шкалы
Оценочные шкалы были введены в оригинальный вариант текста с целью исследования отношения испытуемого к тестированию и суждения о достоверности результатов исследования. Однако последующее изучение позволило установить, что эти шкалы имеют и значимые психологические корреляты.
Шкала L
Утверждения, включенные в шкалу L, были отобраны с целью выявления тенденции испытуемого представить себя в возможно более выгодном свете, продемонстрировав строгое соблюдение социальных норм.
Шкала состоит из 15 утверждений, которые касаются социально одобряемых, но малосущественных установок и норм повседневного поведения, в силу своей малой значимости фактически игнорируемых подавляющим большинством людей. Таким образом, повышение результата по шкале L свидетельствует обычно о стремлении испытуемого выглядеть в благоприятном свете. Это стремление может быть обусловлено ситуационно, связано с ограниченностью кругозора испытуемого или вызвано наличием патологии. Однако надо иметь в виду, что некоторые люди склонны пунктуально следовать установленному стандарту, всегда соблюдая любые, даже самые незначительные и не имеющие существенной ценности правила. В этих случаях повышение результата по шкале L отражает указанные особенности характера. Принадлежность к профессиональной группе, от которой из-за ее специфики требуется чрезвычайно высокий стандарт поведения и пунктуальное следование конвенциальным нормам, также способствует повышению результата по шкале L. Такого рода высокий стандарт поведения может отмечаться, в частности, у работников юстиции, педагогов и в некоторых других профессиональных группах.
Следует отметить, что, поскольку утверждения, составляющие шкалу L, используются в своем прямом значении, они могут не выявить тенденции выглядеть в выгодном свете, если она возникает у лиц с достаточно высоким интеллектом и большим жизненным опытом.
Если результаты по шкале L составляют от 70 до 80 Т-баллов, получаемый профиль представляется сомнительным, а при результатах выше 80 Т-баллов - недостоверным. Высокие результаты по шкале L обычно сопровождаются снижением уровня профиля по основным клиническим шкалам. Если же, невзирая на высокий результат по шкале L, обнаруживаются значимые повышения уровня профиля по тем или иным клиническим шкалам, они могут быть учтены в совокупности данных, имеющихся в распоряжении исследователя.
Шкала F
Значительное повышение профиля по этой шкале указывает на случайное или намеренное искажение результатов исследования.
Шкала состоит из 64 утверждений, которые крайне редко расценивались как "верные" лицами, входящими в нормативную группу здоровых испытуемых, по которой проводилась стандартизация ММИЛ. В то же время эти утверждения редко дифференцировали нормативную группу от групп больных, по которым валидизировались основные шкалы.
Утверждения, включенные в шкалу F, касаются, в частности, необычных мыслей, желаний и ощущений, явных психотических симптомов, причем таких, существование которых почти никогда не признается исследуемыми больными.
Если профиль по шкале F превышает 70 Т-баллов, результат представляется сомнительным, но может быть учтен при подтверждении другими, в том числе и клиническими данными. Если результат по шкале F превышает 80 Т-баллов, результат исследования следует считать недостоверным. Такой результат может быть вызван техническими ошибками, допущенными при проведении обследования. В тех случаях, когда возможность ошибки исключена, недостоверность результата обуславливается установкой испытуемого или его состоянием. При установочном поведении испытуемый может признавать верными утверждения, касающиеся необычных или явно психотических явлений (если он стремится агравировать или симулировать психопатологическую симптоматику).
Недостоверный результат, связанный с состоянием больного, может отмечаться при остром психотическом состоянии (нарушение сознания, бред и т.п.), искажающем восприятие утверждений или реакцию на них. Аналогичное искажение может наблюдаться и в случаях тяжелых психотических расстройств, приводящих к дефекту. Сомнительный или недостоверный результат может быть получен у тревожных личностей в тех случаях, где острая потребность в помощи побуждает их давать учитываемые ответы на большую часть утверждений. В этих случаях одновременно с повышением результата по шкале F весь профиль значительно повышается, но форма профиля при этом не искажается и сохраняется возможность его интерпретации. Наконец, к недостоверному результату могут приводить изменения внимания испытуемого, в результате которых он совершает ошибки или не может вникнуть в смысл утверждения. При получении недостоверного результата в ряде случаев удается повысить достоверность исследования с помощью ре-тестирования. При этом целесообразнее повторно предъявлять только те утверждения, по которым были получены учитываемые ответы. При недостоверном результате повторного тестирования можно попытаться установить причину искажения результата путем обсуждения с испытуемым его ответов. Во избежание нарушения контакта с испытуемым необходимо получить его согласие на такое обсуждение.
При достоверном результате исследования относительно высокий уровень профиля по шкале F может отмечаться у различных типов неконформных личностей, поскольку такие личности будут обнаруживать реакции, не характерные для нормативной группы, и, соответственно, чаще давать ответы, учитываемые по шкале F. Нарушение конформности может быть связано со своеобразием восприятия и логики, характерным для лиц шизоидного типа, аутичных и испытывающих затруднения в межличностных контактах, а также с психопатическими чертами у лиц, склонных к неупорядоченному ("богемному") поведению или характеризующихся выраженным чувством протеста против конвенциальных норм. Повышение профиля по шкале F может отмечаться также у очень молодых людей в период формирования личности в тех случаях, когда потребность в самовыражении реализуется через неконформность в поведении и взглядах. Выраженная тревожность и потребность в помощи обычно проявляется в относительно высоком уровне результата по описываемой шкале.
Умеренное повышение по шкале F при отсутствии психопатологической симптоматики обычно отражает внутреннюю напряженность, недовольство ситуацией, плохо организованную активность. Склонность следовать конвенциальным нормам и отсутствие внутренней напряженности обуславливает низкий результат по шкале F.
В клинически несомненных случаях заболевания повышение профиля по шкале F обычно коррелирует с выраженностью психопатологической симптоматики.
Шкала К
Шкала состоит из 30 утверждений, которые позволяют дифференцировать лиц, стремящихся смягчить или скрыть психопатологические явления, и лиц чрезмерно открытых.
В оригинальном варианте MMPI эта шкала первоначально предназначалась для исследования степени осторожности испытуемых в ситуации тестирования и тенденции (в значительной мере неосознанной) отрицать имеющиеся неприятные ощущения, жизненные затруднения и конфликты. Результат, полученный по шкале К, добавляется с целью коррекции указанной тенденции к пяти из десяти основных клинических шкал в пропорции, соответствующей ее влиянию на каждую из этих шкал. Однако шкала К, помимо своей значимости для оценки реакции испытуемого на ситуацию тестирования и коррекции результатов по ряду основных клинических шкал, представляет существенный интерес для оценки определенных особенностей личности испытуемого.
Лица с высоким показателем по шкале К обычно определяют свое поведение в зависимости от социального одобрения и озабочены своим социальным статусом. Они склонны отрицать какие-либо затруднения в межличностных отношениях или в контроле собственного поведения, стремятся к соблюдению принятых норм и воздерживаются от критики в той мере, в какой поведение окружающих укладывается в рамки принятой нормы. Явно неконформное, отклоняющееся от традиций и обычаев, выходящее из конвенциальных рамок поведение других людей вызывает у лиц, дающих высокие баллы по шкале К, выраженную отрицательную реакцию. В связи с тенденцией отрицать (в значительной мере уже на перцептивном уровне) информацию, свидетельствующую о затруднениях и конфликтах, эти лица могут не иметь адекватного представления о том, как их воспринимают окружающие. В клинических случаях выраженное желание добиться благожелательного к себе отношения может сочетаться с беспокойством и неуверенностью.
При незначительной выраженности (умеренные повышения на шкале К) описанные тенденции не только не нарушают адаптацию индивидуума, но даже облегчают ее, обуславливая ощущение гармонии с окружением и одобрительную оценку принятых в этом окружении правил. В связи с этим лица с умеренным повышением профиля на шкале К производят впечатление людей благоразумных, доброжелательных, общительных, имеющих широкий круг интересов. Большой опыт межличностных контактов и отрицание затруднений обуславливают у лиц этого типа более или менее высокую предприимчивость и умение находить правильную линию поведения. Поскольку такие качества улучшают социальную адаптацию, умеренное повышение профиля по шкале К может рассматриваться как прогностически благоприятный знак.
Лица с очень низким уровнем профиля по шкале К хорошо сознают свои затруднения, склонны скорее преувеличивать, чем недооценивать степень личностной неадекватности. Они не скрывают своих слабостей, затруднений и психопатологических расстройств. Склонность критически относиться к себе и окружающим приводит к скептицизму. Неудовлетворенность и склонность преувеличивать существенность конфликтов делает их легко уязвимыми и порождает неловкость в межличностных отношениях.
Индекс F - К
Поскольку тенденции, измеряемые шкалами F и К, в значительной степени противоположно направлены, разность первичного результата, полученного по этим шкалам, имеет
существенное значение для определения установки испытуемого в момент суждения о достоверности полученного результата. Среднее значение этого индекса в ММИЛ составляет: 7 - для мужчин и 8 - для женщин. Интервалы, при которых полученный результат может считаться достоверным (если ни одна из оценочных шкал не превышает 70 Т-баллов), составляет для мужчин от -18 до +4, для женщин от -23 до +7. Если разность F-K составляет от +5 до +7 для мужчин и от +8 до +10 для женщин, то результат представляется сомнительным, однако при подтверждении его клиническими данными он может учитываться при условии, что ни одна из оценочных шкал не превышает 80 Т-баллов.
Чем больше разность F-K, тем более выражено стремление испытуемого подчеркнуть тяжесть своих симптомов и жизненные трудности, вызвать сочувствие и соболезнование. Высокий уровень индекса F-K может указывать на агравацию. Снижение индекса F-K отражает стремление улучшить впечатление о себе, смягчить свою симптоматику и эмоционально насыщенные проблемы или отрицать их наличие. Низкий уровень этого индекса может указывать на диссимуляцию имеющихся психопатологических нарушений.
Клинические шкалы
Одним из весьма важных достоинств методики является наличие в ее структуре оценочных шкал, или, как их чаще называют, шкал достоверности, определяющих надежность полученных данных и установку испытуемых в отношении процедуры обследования. Это – шкала “лжи” – L, шкала “достоверности”- F и шкала “коррекции” – К. Кроме этого, имеется шкала, обозначенная вопросительным знаком – “?”. Шкала “?” регистрирует количество утверждений, на которые испытуемый не смог дать определенного ответа; при этом показатель шкалы “?” значим, если превысит 26 сырых баллов, т.к. цифра 26 соответствует количеству изъятых из обсчета утверждений, сопровождающихся в буклете ремаркой -“Номер данного утверждения следует обвести кружочком”. Если показатель шкалы “?” выше 70 сырых баллов, данные теста недостоверны. Общая цифра в пределах 36-40 с.б. допустима; результаты от 41 до 60 с.б. свидетельствуют о настороженности обследуемого.
Правильное предъявление методики и предварительная беседа психолога с испытуемым значительно снижает недоверие и скрытность, отражающиеся на росте незначимых ответов. Шкала “L” включает те утверждения, которые выявляют тенденцию испытуемого представить себя в возможно более выгодном свете, продемонстрировав очень строгое соблюдение социальных норм. Высокие показатели по шкале “L” (70 Т и выше), т.е. более 10 с.б., указывают на умышленное стремление приукрасить себя, “показать себя в лучшем свете”, отрицая наличие в своем поведении слабостей, присущих любому человеку – способности хоть иногда или хоть немного сердиться, лениться, пренебречь исполнительностью, строгостью манер, правдивостью, аккуратностью в самых минимальных размерах и в самой простительной ситуации. При этом профиль оказывается сглаженным, заниженным или утопленным. Более всего высокие показатели шкалы L сказываются на занижении 4-й, 6-й, 7-й и 8-й шкал. Повышение шкалы L в пределах 60 – 69 Т часто встречается у лиц примитивного психического склада с недостаточным самопониманием и низкими адаптивными возможностями. У лиц с высоким уровнем образования и культуры искажения профиля за счет повышения шкалы L встречаются редко. Умеренное повышение L – до 60 Т- отмечается в пожилом возрасте в норме как отражение возрастных изменений личности в сторону усиления нормативности поведения.
Низкие показатели по шкале L (0 – 2 с.б.) свидетельствуют об отсутствии тенденции приукрасить свой характер. Профиль недостоверен, если L – 70 Т выше. Требуется повторное тестирование после дополнительной беседы с испытуемым. Другая шкала, позволяющая судить о надежности полученных результатов – шкала достоверности F. Высокие показатели по данной шкале могут поставить под сомнение достоверность обследования, если показатели F выше 70 Т. Причины могут быть разными: чрезмерная взволнованность в момент обследования, повлиявшая на рабоспособ- ность и правильность понимания утверждений; небрежность при регистрации ответов; стремление наговорить на себя, ошеломить психолога своеобразием своей личности, подчеркнуть дефекты своего характера; тенденция к драматизации сложившихся обстоятельств и своего к ним отношения; попытка изобразить другое, выдуманное лицо; сниженная работоспособность в связи с переутомлением или болезненным состоянием. Следует также иметь в виду, что высокое F может быть результатом небрежности самого экспериментатора при обработке результатов тестирования. Некоторое повышение F может быть результатом избыточной старательности при выраженной самокритичности и откровенности. У личностей в той или иной степени дисгармоничных, находящихся в состоянии дискомфорта, F может находиться на уровне 65 – 75 Т, что отражает эмоциональную неустойчивость. Высокое F, сопровождающееся повышением профиля по 4-й, 6-й, 8-й и 9-й шкалам, встречается у лиц, склонных к аффективным реакциям, с низкой конформностью. В отличие от других шкал, для шкалы F нормативный разброс на 10 Т выше, т.е. достигает 80 Т. Однако, показатели выше 70 Т как правило, отражают высокий уровень эмоциональной напряженности или являются признаком личностной дезинтеграции, что может быть связано как с выраженным стрессом, так и с нервно-психическими нарушениями иного характера. Если данные профиля, несмотря на высокое F (выше 80 Т), по сведениям объективного наблюдения и результатам других методик все же отражают реально существующие переживания обследуемого, что нередко встречается на практике, то они могут рассматриваться в контексте всей суммы имеющихся данных как заслуживающая серьезного внимания информация, но при статистической обработке и выведении усредненных результатов изучаемой группы эти профили не должны включаться, так как их статистическая достоверность низка.
Показатели шкалы коррекции К бывают умеренно повышены (55 – 60 Т) при естественной защитной реакции человека на попытку вторжения в мир его сокровенных переживаний, т.е. при хорошем контроле над эмоциями. Значительное их повышение (выше 65 Т) указывает на отсутствие откровенности, стремление скрыть дефекты своего характера и наличие какихлибо проблем и конфликтов. Высокие показатели К позитивно коррелируют с наличием защитных реакций по типу вытеснения. Профиль с высоким К (66 Т и выше) нередко сопровождается повышением показателей по 3-й шкале и утопленными 4-й, 7-й и 8-й. Такой профиль свидетельствует о том, что испытуемый о себе откровенно рассказать не захотел и демонстрирует лишь свою социабельность и стремление произвести приятное впечатление. В связи с тем, что шкала К регистрирует намеренно скрытые или бессознательно вытесненные психологические проблемы (эмоциональную напряженность, антисоциальные тенденции и неконформность установок), определенная часть показателя данной шкалы добавляется к сырым данным некоторых наиболее зависимых от нее шкал: 0,5 – к 1-й шкале, 0,4 – к 4-й, 0,2 – к 9-й и по 1,0 К (вся величина К в целом)- к 7-й и 8-й шкалам.
Низкие показатели по шкале К обычно наблюдаются при повышенном и высоком F и отражают откровенность, самокритичность. Пониженное К характерно для лиц с невысоким интеллектом, но может быть также связано со снижением самоконтроля при избыточной эмоциональной напряженно- сти и личностной дезинтеграции. Хорошим ориентиром для оценки достоверности профиля и выявления установки испытуемого на процедуру тестирования помимо указанных критериев является фактор “F – К”, т.е. разница между сырыми результатами этих шкал. В среднем его величина у гармоничных личностей колеблется от +6 до -6. Если разница F – К = +7… +11, то у испытуемого при обследовании отмечается нерезко выраженная установка к подчеркиванию имеющихся проблем, к драматизации своих трудностей, к аггравации состояния. Если F – К = от -7 до -11, то выявляется негативное отношение к тестированию, закрытость, неоткровенность. Величина (F -К), превышающая + – 11 в ту или иную сторону ставит под сомнение надежность полученных данных, которые по крайней мере следует рассматривать через призму выявленной установки.
Министерство общего и профессионального образования
Российской Федерации
Омский государственный педагогический университет
Тестовые материалы
к курсу Психодиагностика
Печатается по решению
Редакционно-издательского
Совета Омского государственного
педагогического университета
И.А.Вишняков, В.В.Усольцева . Тестовые материалы к курсу Психодиагностика. – Омск: Издательство ОмГПУ, 1998. – 134с.
Данное методическое пособие предназначено для студентов, обучающихся по специальности «Психология». В нем содержатся инструкции, тексты вопросов и заданий, ключи и принципы обработки тестов, используемых при изучении дисциплины «Психодиагностика». Эти материалы будут полезны всем практикующим психологам.
Рецензент: к. психол. н., доцент Ф.З.Кабиров
ISBN 5-8268-0233-2
Омский государственный педагогический университет, 1998 г.
От составителей
Данные материалы содержат комплект тестов, используемых при комплексном психодиагностическом изучении личности взрослого человека. В данный комплект входят личностные тесты, тесты на определение отдельных социальных особенностей человека, тесты изучения эмоциональных особенностей, особенностей общения и психо-функциональных состояний.
К каждой конкретной методике даются инструкции, текст вопросов, ключи или принципы для обработки. Если есть необходимость, то дается бланк для ответов испытуемого. В этой брошюре нет подробных интерпретаций, так как ее предназначение другое: дать комплект тестовых материалов для студента. Ну а подробные интерпретации и толкования различных тестовых результатов можно найти в соответствующей психодиагностической литературе.
Авторы обращаются к пользователям данных материалов с напоминанием: тест, известный испытуемому, не работает, он умирает для профессионального сообщества психологов. Поэтому, будьте внимательны с данной книжкой. Действуйте так, чтобы она не попала в посторонние руки.
Методика многостороннего исследования личности
(Тест MMPI (Minnesota Multiphasic Personality Inventory), адаптированный Ф.Б.Березиным и М.П.Мирошниковым. Вариант 377 вопросов).
В пособии представлены инструкция, текст вопросов и ключ к тексту. Комментарии к обработке и анализу результатов смотрите в книге: Березин Ф.Б., Мирошников М.П., Соколова Е.Д. методика многостороннего исследования личности (структура, основы интерпретации, некоторые области применения). М., «Фолиум», 1994.
1. Инструкция
В этой брошюре содержатся утверждения, касающиеся состояния Вашего здоровья и Вашего характера. К брошюре приложен бланк ответов.
1.Напишите свою фамилию и другие сведения о себе на верхней строке бланка ответов.
2.Читайте каждое утверждение и решайте, ВЕРНО ли оно по отношению к Вам.
3.Номер на бланке ответов соответствует номеру утверждения. Если Вы решили, что данное утверждение ВЕРНО, то перечеркните на бланке ответов косым крестиком левый квадратик рядом с соответствующим номером (этот квадратик расположен в колонке, обозначенной буквой "В". Если утверждение по отношению к Вам НЕВЕРНО, перечеркните косым крестиком квадратик, расположенный справа от соответствующего номера (этот квадратик расположен в колонке,обозначенной буквой "Н".
4.Внимательно прочтите и отметьте на бланке ответов все утверждения, не пропуская ни одного. Возможно, некоторые утверждения Вам будет трудно отнести к себе, тогда постарайтесь сделать наилучший предположительный выбор. Прочтите и отметьте на бланке ответов все утверждения. 5.Если утверждение по отношению к Вам бывает и верно, и неверно, то выбирайте решение в соответствии с тем, что бывает чаще.
6.Если утверждение по отношению к Вам бывает верно и неверно в разные периоды Вашей жизни, выбирайте решение так, как это правильно в настоящее время.
7.При сомнениях помните, что всякое утверждение, которое Вы не можете расценить по отношению к себе как верное, следует считать неверным.
8.Не следует бояться ошибок в выборе, поскольку верно или неверно каждое утверждение определяется только по отношению к Вам и в соответствии с Вашим собственным мнением.
9.Если Вы не можете принять решение самостоятельно, то старайтесь, чтобы таких утверждений было как можно меньше.Не забудьте пропустить номер этого утверждения на бланке ответов.
10.При расшифровке результатов исследования содержание утверждений не учитывается. Вся дальнейшая обработка проводится по номеру, который имеет каждое утверждение, поэтому Вы можете быть совершенно откровенны.
В классическом виде MMPI используется 13 шкал: 3 контрольных и 10 клинических.
Контрольные шкалы предназначены для выявления установок испытуемых по отношению к обследованию. В MMPI имеются следующие шкалы:
♦ шкала лжи (L);
♦ шкала достоверности (F);
♦ шкала коррекции (К).
Шкала лжи (L). Предназначена для оценки искренности испытуемого. Высокие значения по этой шкале получают люди, стремящиеся произвести благоприятное впечатление и потому склоняющиеся в своих ответах в сторону социальной желательности.
Шкала достоверности (F). Составлена для выявления недостоверных результатов, связанных со стремлением подчеркнуть тяжесть своего состояния, многочисленность конфликтов, а также для выявления технических ошибок, совершаемых испытуемым или экспериментатором.
Шкала коррекции (К). Введена для того, чтобы сгладить искажения, вносимые чрезмерной недоступностью и осторожностью при обследовании. Лица, имеющие высокие оценки по этой шкале, плохо понимают внутренние мотивы своего поведения, не осознают негативные и тревожные сигналы и поэтому отрицают, что они испытывают какие-либо трудности, что жизнь не устроена, что они озабочены своим состоянием и т. п.
Если шкала L измеряет сознательную или неосознанную установку испытуемого на сокрытие своих недостатков, то шкала К является показателем неосознанного контроля своего поведения, неосознанной идентификации себя с социально желательным образом вследствие высокой конформности. Шкала К используется для коррекции базисных шкал, которые зависят от ее величины.
К базисным шкалам MMPI относятся следующие: ипохондрии, депрессии, истерии, психопатии, женственности-мужественности, паранойяльности, психастении, шизоидности, гипомании, социальной интроверсии. Кроме названий, шкалам присвоены числовые номера и буквенные индексы.
1 . Шкала ипохондрии (Hs). Измеряет «близость» испытуемого к астено-невротическому типу личности. Для лиц этого типа забота о здоровье приобретает сверхценный характер, доминирует в системе личностных ценностей, снижает уровень активности, обедняет интересы, отрывает от общественной жизни.
2. Шкала депрессии (D). Предназначена для измерения степени «близости» к гипотимическому типу личности. Высокие оценки по этой шкале свойственны чувствительным, сензитивным лицам, склонным к тревогам, робким, застенчивым, неудовлетворенным собой и своими возможностями.
3. Шкала истерии (Ну). Создана для выявления лиц, склонных к невротическим защитным реакциям конверсионного типа. Они используют симптомы физического заболевания как средство разрешения затруднительных ситуаций или как способ избежать полной ответственности. Главной особенностью лиц истероидного (или демонстративного) типа является стремление казаться интереснее, значительнее, чем это есть на самом деле, стремление обратить на себя внимание во что бы то ни стало («жажда признания»).
4. Шкала психопатии (Pd). Выявляет сходство испытуемого с социопатическим вариантом развития личности. Высокие оценки по этой шкале свидетельствуют о социальной дезадаптации в широком смысле этого слова.
Стабильно высокие показатели по данной шкале - признак хронической дезадаптации, которая стала свойством личности. Высокие оценки характерны для лиц несдержанных, агрессивных, конфликтных, пренебрегающих социальными нормами, этическими ценностями и обычаями окружающих людей. Настроение у них обычно неустойчивое, они обидчивы, возбудимы и чувствительны, при малейшей обиде легко теряют контроль над своим поведением и эмоциями, легко раздражаются, злятся, становятся саркастичными, циничными. Во всем их поведении доминируют агрессивные реакции, направленные против кого-либо или чего-либо в окружении.
5. Шкала мужественности-женственности (Mf). Это единственная шкала, где оценка мужчин и женщин производится в противоположных направлениях. Связано это с тем, что данная шкала измеряет степень идентификации испытуемого с ролью мужчины или женщины, предписываемой культурой и обществом. Причем для мужчин оценивается «близость» к женскому типу личности, а для женщин - к мужскому.
Мужчины с высокими оценками по шкале чувствительны, мягки, склонны к волнениям, уделяют много внимания самоанализу и внутренним переживаниям. Их интересы широки, разнообразны и утонченны, у них богатое воображение, тяга к фантазированию и эстетическим занятиям. Мужчины этой группы хорошо ладят с людьми, способны тонко чувствовать оттенки межличностных отношений, правильно учитывают их в своем поведении, умеют эффективно излагать свои мысли, поэтому легко склоняют людей к своей точке зрения.
Женщины с высокими оценками по шкале решительны, смелы, склонны к риску и приключениям, обладают трезвым складом ума, несентиментальны, с некоторой резкостью, недостаточной женственностью в манерах и позах. В решении проблем прибегают к силе, а тонкостями и оттенками пренебрегают.
6. Шкала паранойяльности (Ра). Измеряет степень «близости» испытуемого к паранойяльному типу личности. Самой характерной чертой лиц этого типа является склонность к формированию так называемых сверхценных идей. Эти идеи постепенно овладевают их сознанием и оказывают определяющее влияние на все их поведение. Основными чертами психики людей с паранойяльным характером является большой эгоизм, самодовольство и чрезмерное самомнение. Это люди крайне узкие, односторонние во всех своих проявлениях: вся окружающая действительность имеет для них интерес, лишь поскольку она касается их личности, а что не касается их лично, не затрагивает их «Я», кажется им малоинтересным, не заслуживающим внимания.
7. Шкала психастении (Pt). Предназначена для диагностики лиц с тревожно-мнительным типом личности. Характерными чертами лиц тревожно-мнительного типа являются: хроническое чувство тревоги, боязливость, крайняя нерешительность и склонность к сомнениям. Эти лица чрезвычайно чувствительны и ранимы, притом не только тем, что происходит сейчас и здесь, но еще больше тем, что только может случиться. Возможные неудачи и опасности, существующие подчас только в их воображении, пугают больше, чем происходящие в действительности. Повышенная тревожность обычно сочетается с полным неверием в свои силы и возможности, с боязнью, что в нужный момент не хватит сил для того, чтобы справиться с жизненными трудностями.
8. Шкала шизоидности (Sc). Предназначена для диагностики шизоидного (или аутистического) типа личности. Наиболее характерными особенностями лиц этого типа являются: отсутствие единства и согласованности психической деятельности, причудливость и парадоксальность мышления, эмоций и поведения. Они способны тонко чувствовать и эмоционально реагировать на воображаемые, абстрактные образы. Ради идеи, ради торжества отвлеченных общечеловеческих концепций они готовы пожертвовать всем, даже жизнью, но обычные повседневные радости и горести не вызывают у них эмоционального отклика. Внимание их избирательно направлено только на интересующие их проблемы, по отношению же ко всем остальным проблемам они проявляют полнейшее безразличие и неосведомленность.
9. Шкала гипомании (Ма). Предназначена для измерения степени «близости» испытуемого к гипертимному типу личности. Для лиц с высокими оценками по шкале гипомании характерно приподнятое настроение независимо от обстоятельств. Они активны, деятельны, энергичны и жизнерадостны. Они любят работу с частыми переменами, тяготятся однообразием и своими обязанностями, охотно контактируют с людьми, у них потребность в «слиянии с миром». Их тянет ко всему яркому, броскому. Они кокетливы, любят яркие наряды, обычно хорошие танцоры, спортсмены, хотя здесь их интересует не результат, а сам процесс. У них широкие жесты, богатая мимика, хорошая координация.
10. Шкала социальной интроверсии (Si). Измеряет степень близости испытуемого к интровертированному типу личности. Высокие оценки по этой шкале бывают у лиц, которым не хватает равновесия и уверенности в человеческих отношениях. В обществе они легко смущаются, испытывают скованность, нервничают, быстро теряют душевное равновесие. Возможно, по этой причине они держатся холодно и отчужденно. Однако они не акцентируют своей отчужденности, просто стараются соблюдать дистанцию, держатся в стороне, ничему не противясь, уважают права других и не навязывают другим своих собственных взглядов.
При обследовании MMPI первичные («сырые») баллы по каждой шкале, переведенные в стандартные Т-оценки, сопоставляются с нормами со средним значением 50 и стандартным отклонением 10. Диапазон разброса в границах нормы - от 30 до 70.
Кроме основных шкал и шкал достоверности, имеется целый ряд дополнительных шкал (всего их около 400), созданных на базе тех же 550 утверждений. Они позволяют судить о некоторых факторах, имеющих самое различное значение при оценке характерологических особенностей. Например:
11. «Отношение к другим». При повышении показателей по этой шкале мнение окружающих становится все более значимым по сравнению с собственной позицией. В базовом профиле эти качества отражаются повышением 2-й и 7-й шкал.
77. «Враждебность» . Повышение по этой шкале встречается у лиц со склонностью. К агрессивным поступкам и высказываниям, а также при отклонениях от психической нормы (психопатии возбудимого и эксплозивного круга, органические поражения ЦНС, алкоголизм, шизоаффективные расстройства, гневливая мания). Сопутствует профилю с высокой 6-й шкалой в сочетании с 8-й или 4-й.
Интерпретация результатов проводится с учетом следующих правил.
Профиль должен оцениваться как единое целое, а не как совокупность отдельных шкал; высокий или низкий балл по любой шкале имеет разное толкование в зависимости от оценок по другим шкалам.
Наибольшее значение имеет отношение уровня профиля на каждой шкале к среднему уровню профиля, а также к уровню соседних шкал.
Поскольку профиль характеризует как особенности личности, так и актуальное психическое состояние испытуемого, результаты не могут рассматриваться как стабильные - они динамичны.
Чем выше отклонение от нормы, тем вероятнее проявление свойств личности, а не психических состояний.
Следует избегать буквальной интерпретации шкал, так как опросник измеряет не проявление психического заболевания, а степень сходства личностных особенностей испытуемого с типом личности, носителем которого является группа, по которой валидизировалась соответствующая шкала. Так, повышение по шкале 6 свидетельствует не о проявлениях паранойи, а о таких личностных чертах, как крайняя обидчивость и подозрительность.
Типичные профили: 1. линейный - рез-ты расположены 40 – 60Т; 2. утопленный – большинство шкал на уровне 30-40Т, чаще этот рез-т установочной реакции → д.б. высокие L и K; 3. пограничный – наивысшая точка доходит до 70 – 73Т, а остальные ниже 54; 4. широкоразбросанный – подъем заметно выражен по 1-2 шкалам; 5. пикообразный – на ряду с большинством школ (примерно одинаковых) 1-3 заметно отличаются. В зависимости от количества пиков профиль получает название однофазный, двуфазный; 6. высокообразный – тот же пикообразный, только пик выше нормы; 7. плавающий – многие шкалы значительно повышены, F для него между 60 -92 Т, каждая из 1, 2, 3 шкал 80Т и выше, 78-85Т и выше – такой профиль отражает значительно тяжелые состояния.
При рассмотрении профиля очень важен наклон профиля : * невротический (подъем на 1-3 шкалах (невротическая триада) преобладает над правим краем профиля); * психотический (позитивный) – сочетание 4, 6, 8 и 9 шкал называется психотической тетрадой; при таком наклоне подъем по этим шкалам; * зубчатый пик – много пиков; * выпуклый – повышен в центре и пологий спуск по краям; * углубленный – наоборот поднят на крайних шкалах с понижением в центральных.