Пьеса гоголя ревизор краткое содержание. Коротко о произведении. Тест по комедии «Ревизор»

Николай Васильевич Гоголь

«Ревизор»

В уездном городе, от коего «три года скачи, ни до какого государства не доедешь», городничий, Антон Антонович Сквозник-Дмухановский, собирает чиновников, дабы сообщить пренеприятное известие: письмом от знакомца он уведомлен, что в их город едет «ревизор из Петербурга, инкогнито. И ещё с секретным предписанием». Городничий — всю ночь снились две крысы неестественной величины — предчувствовал дурное. Выискиваются причины приезда ревизора, и судья, Аммос Федорович Ляпкин-Тяпкин (который прочитал «пять или шесть книг, а потому несколько вольнодумен»), предполагает затеваемую Россией войну. Городничий меж тем советует Артемию Филипповичу Землянике, попечителю богоугодных заведений, надеть на больных чистые колпаки, распорядиться насчёт крепости куримого ими табака и вообще, по возможности, уменьшить их число; и встречает полное сочувствие Земляники, почитающего, что «человек простой: если умрёт, то и так умрёт; если выздоровеет, то и так выздоровеет». Судье городничий указывает на «домашних гусей с маленькими гусенками», что шныряют под ногами в передней для просителей; на заседателя, от которого с детства «отдаёт немного водкою»; на охотничий арапник, что висит над самым шкапом с бумагами. С рассуждением о взятках (и в частности, борзыми щенками) городничий обращается к Луке Лукичу Хлопову, смотрителю училищ, и сокрушается странным привычкам, «неразлучным с учёным званием»: один учитель беспрестанно строит рожи, другой объясняет с таким жаром, что не помнит себя («Оно, конечно, Александр Македонский герой, но зачем же стулья ломать? от этого убыток казне»).

Появляется почтмейстер Иван Кузьмич Шпекин, «простодушный до наивности человек». Городничий, опасаясь доносу, просит его просматривать письма, но почтмейстер, давно уж читая их из чистого любопытства («иное письмо с наслаждением прочтёшь»), о петербургском чиновнике ничего пока не встречал. Запыхавшись, входят помещики Бобчинский и Добчинский и, поминутно перебивая друг друга, рассказывают о посещении гостиничного трактира и молодом человеке, наблюдательном («и в тарелки к нам заглянул»), с эдаким выражением в лице, — одним словом, именно ревизоре: «и денег не платит, и не едет, кому же б быть, как не ему?»

Чиновники озабоченно расходятся, городничий решает «ехать парадом в гостиницу» и отдаёт спешные поручения квартальному относительно улицы, ведущей к трактиру, и строительства церкви при богоугодном заведении (не забыть, что она начала «строиться, но сгорела», а то ляпнет кто, что и не строилась вовсе). Городничий с Добчинским уезжает в большом волнении, Бобчинский петушком бежит за дрожками. Являются Анна Андреевна, жена городничего, и Марья Антоновна, дочь его. Первая бранит дочь за нерасторопность и в окошко расспрашивает уезжающего мужа, с усами ли приезжий и с какими усами. Раздосадованная неудачей, она посылает Авдотью за дрожками.

В маленькой гостиничной комнате на барской постели лежит слуга Осип. Он голоден, сетует на хозяина, проигравшего деньги, на бездумную его расточительность и припоминает радости жизни в Петербурге. Является Иван Александрович Хлестаков, молодой глуповатый человек. После перебранки, с возрастающей робостью, он посылает Осипа за обедом — а не дадут, так за хозяином. За объяснениями с трактирным слугою следует дрянной обед. Опустошив тарелки, Хлестаков бранится, об эту пору справляется о нем городничий. В тёмном номере под лестницей, где квартирует Хлестаков, происходит их встреча. Чистосердечные слова о цели путешествия, о грозном отце, вызвавшем Ивана Александровича из Петербурга, принимаются за искусную выдумку инкогнито, а крики его о нежелании идти в тюрьму городничий понимает в том смысле, что приезжий не станет покрывать его проступков. Городничий, теряясь от страха, предлагает приезжему денег и просит переехать в его дом, а также осмотреть — любопытства ради — некоторые заведения в городе, «как-то богоугодные и другие». Приезжий неожиданно соглашается, и, написав на трактирном счёте две записки, Землянике и жене, городничий отправляет с ними Добчинского (Бобчинский же, усердно подслушивавший под дверью, падает вместе с нею на пол), а сам едет с Хлестаковым.

Анна Андреевна, в нетерпении и беспокойстве ожидая вестей, по-прежнему досадует на дочь. Прибегает Добчинский с запискою и рассказом о чиновнике, что «не генерал, а не уступит генералу», о его грозности вначале и смягчении впоследствии. Анна Андреевна читает записку, где перечисление солёных огурцов и икры перемежается с просьбою приготовить комнату для гостя и взять вина у купца Абдулина. Обе дамы, ссорясь, решают, какое платье кому надеть. Городничий с Хлестаковым возвращаются, сопровождаемые Земляникою (у коего в больнице только что откушали лабардана), Хлоповым и непременными Добчинским и Бобчинским. Беседа касается успехов Артемия Филипповича: со времени его вступления в должность все больные «как мухи, выздоравливают». Городничий произносит речь о своём бескорыстном усердии. Разнежившийся Хлестаков интересуется, нельзя ли где в городе поиграть в карты, и городничий, разумея в вопросе подвох, решительно высказывается против карт (не смущаясь нимало давешним своим выигрышем у Хлопова). Совершенно развинченный появлением дам, Хлестаков рассказывает, как в Петербурге приняли его за главнокомандующего, что он с Пушкиным на дружеской ноге, как управлял он некогда департаментом, чему предшествовали уговоры и посылка к нему тридцати пяти тысяч одних курьеров; он живописует свою беспримерную строгость, предрекает скорое произведение своё в фельдмаршалы, чем наводит на городничего с окружением панический страх, в коем страхе все и расходятся, когда Хлестаков удаляется поспать. Анна Андреевна и Марья Антоновна, отспорив, на кого больше смотрел приезжий, вместе с городничим наперебой расспрашивают Осипа о хозяине. Тот отвечает столь двусмысленно и уклончиво, что, предполагая в Хлестакове важную персону, они лишь утверждаются в том. Городничий отряжает полицейских стоять на крыльце, дабы не пустить купцов, просителей и всякого, кто бы мог пожаловаться.

Чиновники в доме городничего совещаются, что предпринять, решают дать приезжему взятку и уговаривают Ляпкина-Тяпкина, славного красноречием своим («что ни слово, то Цицерон с языка слетел»), быть первым. Хлестаков просыпается и вспугивает их. Вконец перетрусивший Ляпкин-Тяпкин, вошед с намерением дать денег, не может даже связно отвечать, давно ль он служит и что выслужил; он роняет деньги и почитает себя едва ли уже не арестованным. Поднявший деньги Хлестаков просит их взаймы, ибо «в дороге издержался». Беседуя с почтмейстером о приятностях жизни в уездном городе, предложив смотрителю училищ сигарку и вопрос о том, кто, на его вкус, предпочтительнее — брюнетки или блондинки, смутив Землянику замечанием, что вчера-де он был ниже ростом, у всех поочерёдно он берет «взаймы» под тем же предлогом. Земляника разнообразит ситуацию, донося на всех и предлагая изложить свои соображения письменно. У пришедших Бобчинского и Добчинского Хлестаков сразу просит тысячу рублей или хоть сто (впрочем, довольствуется и шестьюдесятью пятью). Добчинский хлопочет о своём первенце, рождённом ещё до брака, желая сделать его законным сыном, — и обнадёжен. Бобчинский просит при случае сказать в Петербурге всем вельможам: сенаторам, адмиралам («да если эдак и государю придётся, скажите и государю»), что «живёт в таком-то городе Петр Иванович Бобчинский».

Спровадив помещиков, Хлестаков садится за письмо приятелю Тряпичкину в Петербург, с тем чтобы изложить забавный случай, как приняли его за «государственного человека». Покуда хозяин пишет, Осип уговаривает его скорее уехать и успевает в своих доводах. Отослав Осипа с письмом и за лошадьми, Хлестаков принимает купцов, коим громко препятствует квартальный Держиморда. Они жалуются на «обижательства» городничего, дают испрошенные пятьсот рублей взаймы (Осип берет и сахарную голову, и многое ещё: «и верёвочка в дороге пригодится»). Обнадёженных купцов сменяют слесарша и унтер-офицерская жена с жалобами на того же городничего. Остальных просителей выпирает Осип. Встреча с Марьей Антоновной, которая, право, никуда не шла, а только думала, не здесь ли маменька, завершается признанием в любви, поцелуем завравшегося Хлестакова и покаянием его на коленях. Внезапно явившаяся Анна Андреевна в гневе выставляет дочь, и Хлестаков, найдя её ещё очень «аппетитной», падает на колени и просит её руки. Его не смущает растерянное признание Анны Андреевны, что она «в некотором роде замужем», он предлагает «удалиться под сень струй», ибо «для любви нет различия». Неожиданно вбежавшая Марья Антоновна получает выволочку от матери и предложение руки и сердца от все ещё стоящего на коленях Хлестакова. Входит городничий, перепуганный жалобами прорвавшихся к Хлестакову купцов, и умоляет не верить мошенникам. Он не разумеет слов жены о сватовстве, покуда Хлестаков не грозит застрелиться. Не слишком понимая происходящее, городничий благословляет молодых. Осип докладывает, что лошади готовы, и Хлестаков объявляет совершенно потерянному семейству городничего, что едет на один лишь день к богатому дяде, снова одалживает денег, усаживается в коляску, сопровождаемый городничим с домочадцами. Осип заботливо принимает персидский ковёр на подстилку.

Проводив Хлестакова, Анна Андреевна и городничий предаются мечтаниям о петербургской жизни. Являются призванные купцы, и торжествующий городничий, нагнав на них великого страху, на радостях отпускает всех с Богом. Один за другим приходят «отставные чиновники, почётные лица в городе», окружённые своими семействами, дабы поздравить семейство городничего. В разгар поздравлений, когда городничий с Анною Андреевной средь изнывающих от зависти гостей почитают уж себя генеральскою четою, вбегает почтмейстер с сообщением, что «чиновник, которого мы приняли за ревизора, был не ревизор». Распечатанное письмо Хлестакова к Тряпичкину читается вслух и поочерёдно, так как всякий новый чтец, дойдя до характеристики собственной персоны, слепнет, буксует и отстраняется. Раздавленный городничий произносит обличительную речь не так вертопраху Хлестакову, как «щелкопёру, бумагомараке», что непременно в комедию вставит. Общий гнев обращается на Бобчинского и Добчинского, пустивших ложный слух, когда внезапное явление жандарма, объявляющего, что «приехавший по именному повелению из Петербурга чиновник требует вас сей же час к себе», — повергает всех в подобие столбняка. Немая сцена длится более минуты, в продолжение коего времени никто не переменяет положения своего. «Занавес опускается».

В сонном уездном городке оживление: городничий собирает чиновников для важного сообщения о приезде ревизора из Петербурга. Чиновники гадают о возможной причине приезда. Судья Ляпкин-Тяпкин, который когда-то прочитал несколько книг, считает, что Россия начала войну. Землянике, попечителю богоугодных заведений, советуют больным выдать чистые колпаки. Хотя Земляника уверен, что человек все равно когда-то умрет. Судье городничий указывает на гусей, приносимых просителями в качестве взятки. Такой же намек получает смотритель училищ.

Приносит новость почтмейстер, который часто читает чужие письма и поэтому в курсе всего в городке. Городничий, опасаясь доноса, просит Иван Кузьмича Шпекина просматривать письма. Помещики Бобчинский и Добчинский рассказывают о человеке, которого видели в гостиничном трактире, и который даже в тарелки заглядывал. Чиновники расходятся, а городничий с Добчинским спешит в гостиницу. Жена городничего с его дочкой гадают о внешности ревизора. Разведать посылают слугу Авдотью.

Тем временем в комнатке гостиницы лежит голодный слуга Осип, ругающий своего барина, проигравшего деньги в карты и вспоминает о сладкой петербургской жизни. Приходит Хлестаков Иван Александрович, а вскоре состоится и встреча с городничим. Хлестаков сообщает правду о своем путешествии, но городничий принимает все это за выдумку, чтобы скрыть истинную цель. Городничий пугается, предлагает тому деньги, приглашает в свой дом и заодно осмотреть городские заведения. Гость соглашается.

Анна Андреевна, супруга городничего, получает от Добчинского записку мужа с наставлениями необходимого приготовления к встрече гостя. Она и дочь выбирают себе наряды для встречи. Городничий с Хлестаковым приезжают, побывав у Земляники в больнице, где все больные, "как мухи выздоравливают". С появлением дам, Хлестаков хвалится своей жизнью в Петербурге. Опросы Осипа о хозяине подтверждают их версию. Городничий ограждает Хлестакова полицией, чтобы не допустить к нему просителей и жалобщиков.

Чиновники решают дать Хлестакову взятку и для этого посылают к нему Ляпкина-Тяпкина. После него Хлестаков берет "взаймы" у всех кого видит. Земляника доносит на всех. Добчинский хочет узаконить сына. Бобчинский просит рассказать в Петербурге о нем. Хлестаков всем и все обещает.

Проводив помещиков, Хлестаков описывает в письме своему товарищу Тряпичкину в Петербург о том, что его приняли не за того. Осип уговаривает его скорее уехать и готовит лошадей. Хлестаков принимает купцов, жалующихся на городничего. От подношений они с Осипом не отказываются. Все просители обнадежены. Дочери городничего, Марье Антоновне, Хлестаков признается в любви. Появившаяся мать выгоняет дочь. Теперь гость просит и её руки. Входит испуганный городничий и просит не верить жалобщикам. В непонятный для него момент, он даже благословляет "молодых". Тут Хлестаков объявляет о необходимости съездить к богатому дяде и уезжает с Осипом.

Семья городничего уже мечтает о петербургской жизни, получая поздравления от почетных людей города, когда почтмейстер сообщает о том, что "ревизор - вовсе не ревизор". И это известно из письма Хлестакова. Все перечитывают это письмо, когда является жандарм и велит явиться городничему к чиновнику, приехавшему из Петербурга. Воцаряется немая тишина.

Сочинения

"Сборный город всей темной стороны" (По комедии Н. В. Гоголя "Ревизор") Сцена вранья Хлестакова (Анализ сцены из III действия комедии Н.В.Гоголя "Ревизор") "На зеркало неча пенять, коли рожа крива" (эпиграф и сюжет комедии Н. В. Гоголя "Ревизор") Ревизор "Ревизор" - сатира на крепостническую Русь Авторская характеристика Хлестакова Афоризмы городничего в комедии Н. В. Гоголя «Ревизор» Быт и нравы провинциальной России (по комедии Гоголя «Ревизор») Быт и нравы провинциальной России (по комедии Н. В. Гоголя "Ревизор") Герои комедии Гоголя «Ревизор» Главный герой комедии Н. В. Гоголя «Ревизор» Гоголь Н. В. «Ревизор» Город в комедии Н. В. Гоголя "Ревизор" Город темной стороны в произведении Н.В.Гоголя "Ревизор" Город, в котором происходит действие «Ревизора» (по одноименной комедии Н.В. Гоголя) Групповая характеристика чиновников (по комедии Н. В. Гоголя "Ревизор") Деятельность чиновников в комедии Н. В. Гоголя «Ревизор» Женские образы в «Ревизоре» и «Мертвых душах» Н. В. Гоголя Жизнь в уездном городе перед приездом ревизора (по комедии Н. В. Гоголя «Ревизор») Жизнь чиновников в городе N перед приездом ревизора (по пьесе Н. В. Гоголя «Ревизор») Значение немой сцены в комедии Н. В. Гоголя «Ревизор» Издевательская сатира Гоголя в комедии "Ревизор" Изображение внутреннего мира человека в одном из произведений русской литературы XIX века. (Н.В.Гоголь "Ревизор") Изображение чиновников в творчестве Гоголя («Ревизор», «Мертвые души») Изображение чиновничества в комедии Н.В.Гоголя «Ревизор» История, приключившаяся с господином Хлестаковым (по комедии Н. В. Гоголя «Ревизор») Как раскрывается характер городничего по мере развития действия пьесы Н. В. Гоголя «Ревизор»? Комедия "Ревизор" Мир чиновничества в комедии Н. В. Гоголя «Ревизор» Мнимый ревизор (по комедии Н. В. Гоголя «Ревизор») Мотив страха в комедии Н. В. Гоголя "Ревизор" Н. В. Гоголь Ревизор Над чем смеется Н. В. Гоголь в комедии «Ревизор» Новаторство комедии Н. В. Гоголя «Ревизор» Нравственные и эмоциональные доминанты авторского замысла в комедии Н. В. Гоголя «Ревизор» О времена, о нравы! (по комедии Н. В. Гоголя «Ревизор») О чем мечтают герои комедии Н. В. Гоголя «Ревизор» О чем мечтают герои пьесы Н. В. Гоголя «Ревизор»? Обличающая роль смеха в комедии Н. В. Гоголя «Ревизор» Образ антигероя и средства его создания (На примере одного из произведений русской литературы XIX века - Н.В.Гоголь "Ревизор") Образ города N в пьесе Н. В. Гоголя «Ревизор» Образ города в комедии Гоголя «Ревизор» Образ городничего (по комедии Н. В. Гоголя «Ревизор») Образ уездного города в комедии Н.В.Гоголя "Ревизор" Образ Хлестакова Образ Хлестакова (по комедии Н. В. Гоголя «Ревизор») Образ Хлестакова (тезисный план). Образ Хлестакова в комедии "Ревизор" Образ Хлестакова в комедии Н. В. Гоголя "Ревизор" Образы чиновников в пьесах А.С.Грибоедова ""Горе от ума" и Н.В.Гоголя "Ревизор\" Общественное значение комедии Н. В. Гоголя «Ревизор» Парад чиновников к ревизору (по комедии Н. В. Гоголя «Ревизор») Познакомьтесь, Иван Александрович Хлестаков (по комедии Н. В. Гоголя «Ревизор») Почему Гоголь заканчивает комедию «Ревизор» немой сценой? Почему комедия Н. В. Гоголя «Ревизор» актуальна и в наше время? Почему Н. В. Гоголь закачивает комедию «Ревизор» «немой сценой»? Почему Хлестаков — главный герой комедии Н. Гоголя «Ревизор Почему Хлестакова приняли за ревизора? (по пьесе Н. В. Гоголя «Ревизор»). Почему чиновники боялись приезда ревизора? Почему чиновники приняли Хлестакова за ревизора Ревизия нравов по Н.В.Гоголю Роль эпилога в одном из произведений русской литературы XIX века (Н.В.Гоголь "Ревизор") Сатира на чиновничью Русь в комедии Гоголя "Ревизор" Сатира на чиновничью Русь в комедии Н. В. Гоголя «Ревизор» Сатирическое изображение чиновников в комедии Н. Гоголя «Ревизор Сатирическое изображение чиновничества в комедии Н. В. Гоголя "Ревизор" Своеобразие гоголевского смеха в комедии "Ревизор" Смех сквозь слезы в комедии Н. В. Гоголя «Ревизор» Смех сквозь слёзы… Сравнительная характеристика образов Фамусова из комедии А. Грибоедова «Горе от ума» и Антона Антоновича Сквозник-Дмухановский (Городничего) из комедии Н. Гоголя «Ревизор» Тема города в комедии "Ревизор" и поэме "Мертвые души" Н.В. Гоголя Тема города в одном из произведений русской литературы (Н.В.Гоголь. «Ревизор»). Уездное чиновничество в комедии Н. В. Гоголя «Ревизор» Уездный город и его обитатели Уездный город и его обитатели (по комедии "Ревизор") Уездный город и его обитатели (по комедии Н. В. Гоголя «Ревизор»). Хлестаков в комедии Гоголя «Ревизор» Хлестаков и Осип (по комедии "Ревизор") Хлестаков и хлестаковщина Хлестаков и хлестаковщина (по пьесе Н. В. Гоголя «Ревизор»). Хлестаков и хлестаковщина в комедии Гоголя Ревизор Хлестаков и хлестаковщина в комедии Н. В. Гоголя «Ревизор» Человеческие типы в комедии Н. В. Гоголя «Ревизор» Чиновники города NN Чиновники уездного города N (по пьеме Н. В. Гоголя «Ревизор») Чтение письма Хлестакова (Анализ сцены из V действия комедии Н.В.Гоголя "Ревизор") Что за человек Городничий? Что произойдет в городе после приезда настоящего ревизора? Что произойдет в городе после приезда настоящего ревизора? (по пьесе Н. В. Гоголя «Ревизор») Что роднит городничего и Хлестакова? (по комедии Н. В. Гоголя «Ревизор») Что роднит Хлестакова и городничего (по комедии "Ревизор") Что такое хлестаковщина? (По комедии Н. В. Гоголя «Ревизор») Что такое хлестаковщина? Кто из героев пьесы Гоголя «Ревизор» явно заражен этой «болезнью»? Рецензия к комедии Почему пьеса Гоголя названа «Ревизор» Каковы особенности композиции комедии “Ревизор” Образ Петербурга в произведениях Гоголя «Мертвые души» «Ревизор» «Ночь перед Рождеством» «Шинель» Описание образов Анны Андреевны Марьи Антоновны в комедии «Ревизор» Характеристика образа Городничий (Сквозник-Дмухановский Антон Антонович) Образ судьи Ляпкин-Тяпкин в пьесе Гоголя «Ревизор» Комизм характеров и ситуаций в комедии Н.В. Гоголя “Ревизор” Где в комедии развязка Описание образа Городничего в комедии «Ревизор» Н. В. Гоголь «Ревизор». Чиновники в «Ревизоре» От черновых редакций к первому изданию «Ревизора» Средства комического в «Ревизоре» Какую роль в комедии играет «немая сцена» Речевые портреты в комедии Н.В. Гоголя "Ревизор" Живы ли гоголевские чиновники? (по комедии Н. В. Гоголя «Ревизор») Хлестаков и хлестаковщина в комедии Н.В.Гоголя "Ревизор" Герои комедии Н.В.Гоголя "Ревизор" Тема сочинения Разъясняя смысл комедии «Ревизор» Смех как действующее лицо в комедии Н.В. Гоголя «Ревизор» Разоблачение пороков чиновничества в комедии Н. В. Гоголя «Ревизор» Своеобразие комедии Н. В. Гоголя «Ревизор» Анализ действующих лиц в комедии «Ревизор» Сравнительная Хлестакова и городничего Хлестаков - самый трудный образ в пьесе Россия в комедии «Ревизор» Значение монолога Хлестакова в комедии «Ревизор» Творческая история создания комедии «Ревизор» Что рассказали Бобчинский и Добчинский в комедии «Ревизор» Сущность драматического и комического в комедии «Ревизор» Эволюция образов городничего Анны Андреевны и Марьи Антоновны в комедии «Ревизор» КОМЕДИИ Н. В. ГОГОЛЯ "РЕВИЗОР" Смех - единственное честное лицо в комедии Гоголя "Ревизор" Изнанка общества и государства в комедии Н. В. Гоголя «Ревизор» (2) Вклад Гоголя в разработку жанра комедии на примере пьесы «Ревизор» Анализ первой главы пьесы Гоголя «ревизор» Современная критика о «Ревизоре» Развитие образа Хлестакова в черновых редакциях комедии Хлестаков герой комедии Н.В. Гоголя «Ревизор» Сатирическая острота комедии «Ревизор» Раскрытие характера Городничего Выход в свет комедии Ревизор. – художественный анализ Цель комедии Н В Гоголя «Ревизор» - высмеять «все дурное в России» Содержание второго действия пьесы Гоголя «Ревизор» Поток эмоциональных слов и выражений в комедии «Ревизор» Сатирическое звучание комедии Гоголя «Ревизор» Анализ образов купцов в комедии «Ревизор» Анализ сцены дачи взятки в комедии Гоголя «Ревизор» Ненастоящее в комедии "Ревизор" Чичиков - делец-приобретатель «На зеркало неча пенять, коли рожа крива» (по комедии Н. В. Гоголя «Ревизор») (1) Комедия Н.В. Гоголя “Ревизор” Образ антигероя и средства его создания в комедии Н.В. Гоголя “Ревизор” Новаторство Гоголя комедиографа (по комедии "Ревизор") Собрать в кучу все дурное… «Сыграть роль чином выше своего собственного» (по комедии Н В Гоголя «Ревизор») Частный пристав Уховертов, полицейские Свистунов и Держиморда «Хлестаковщина» это уже не ассоциация с самим Хлестаковым Чиновничество в комедии Н. В. Гоголя «Ревизор» Жизнь уездного городка в комедии Н. В. Гоголя «Ревизор» Содержание комедии Гоголя «Ревизор» Описание образов помещиков в комедии «Ревизор» Выяснение идейного содержание комедии «Ревизор» Речевая стилистика Хлестакова в комедии «Ревизор» Портретная характеристика чиновников в комедии «Ревизор» Как я понимаю смысл немой сцены в комедии Гоголя "Ревизор" Ревизор бессмертное произведение Образы Хлестакова и Осипа в комедии Н. В. Гоголя «Ревизор» «Ревизор» шедевр мировой комедийной драматургии Пьеса Н.В.Гоголя «Ревизор». Разоблачение нравственных пороков людей. Значение авторских ремарок. Философская сатира в комедии «Ревизор» Мастерство сатирического изображения действительности в одном из произведений русской литературы XIX века ИЗОБРАЖЕНИЕ ЧИНОВНИКОВ В КОМЕДИИ "РЕВИЗОР" И В ПОЭМЕ "МЕРТВЫЕ ДУШИ" Смешное и грустное в комедии Н. В. Гоголя "Ревизор" Идейно-художественное своеобразие комедии Н. В. Гоголя "Ревизор" «На зеркало неча пенять, коли рожа крива» (по комедии Н. В. Гоголя «Ревизор») (2) Чивновничество в комедии Н.В. Гоголя «Ревизор» ЧИНОВНИЧИЙ МИР В КОМЕДИИ ГОГОЛЯ "РЕВИЗОР" Споры о заимствовании сюжета комедии Гоголя «Ревизор» Совпадение сюжетов «Ревизора» и комедии Г. Ф. Квитки-Основьяненки Мотив путешествия в произведениях Н. В. Гоголя Групповая характеристика чиновников Анализ композиции комедии «Ревизор» Над кем смеетесь или как писать сочинение по комедии «Ревизор» Современная Гоголю критика о «Ревизоре» Сочинение по литературе по комедии Н. В. Гоголя «Ревизор» Тема города в комедии "Ревизор"

Краткое содержание: «Ревизор» - предисловие

Н.В. Гоголь - великий русский писатель, который сумел тонко высмеять все отрицательные черты российской действительности. Пьеса «Ревизор», написанная Гоголем в 1835 году, является одной из лучших русских комедий. Она состоит из пяти действий, в каждом из которых писатель высмеивает деятельность чиновников, неспособных к элементарному труду - их фамилии говорят сами за себя. Понять главную суть комедии, в которой автор изображает взяточничество, произвол и беззаконие государства, поможет краткое содержание («Ревизор», конечно, на такое ознакомление не рассчитан). Итак, приступим.

«Ревизор». Краткое содержание по действиям

Действия комедии происходят в вымышленном уездном городе, в котором творится произвол. Плачевное состояние больниц, суеверность и пошлость местных чиновников, их склонность ко лжи и сплетням - таким предстает состояние уездного города, о котором расскажет читателям краткое содержание «Ревизора».

Первое действие

Начинается все с того, что городничий заявляет чиновникам о неприятных новостях: в город собирается явиться ревизор из Петербурга, прибытие которого ожидается им в полном страхе. В это же время в гостинице появляется мелкий чиновник Хлестаков, отчаянный враль и картежник, которого ошибочно принимают за прибывшего инспектора.

Второе действие

Во втором действии к Хлестакову наведывается городничий и предлагает взятку, а тот принимает это как деньги, взятые взаймы. Тогда городничий решает напоить ложного ревизора и приглашает его осмотреть городские заведения, чтобы убедить его в том, что они в полном порядке.

Третье действие

Действие происходит в доме городничего, где изрядно выпивший Хлестаков начинает приставать к дамам, Анне Андреевне и Марье Антоновне, придумывая небылицы про свое важное положение, в которые он и сам начинает верить.

Четвертое действие

В четвертом действии все городские чиновники по очереди дают взятку «инспектору», который якобы берет деньги взаймы. Хлестаков осознает, что его приняли за важного государственного представителя, и пишет своему другу письмо о произошедшем. Он признается в любви Марье Антоновне и делает ей предложение, а после, взяв денег у городничего, уезжает, объясняя свой поступок необходимостью обсуждения свадьбы с отцом.

Пятое действие

Пятое действие разворачивается в доме городничего, где он и его жена радостно обсуждают скорый переезд в Петербург. В это время приходит почтмейстер с письмом, из которого становится понятно о сущности Хлестакова. В этот же момент появляется жандарм, который сообщает о прибытии настоящего ревизора, требующего городничего к себе, что приводит уездных чиновников в шок.

«Ревизор». Послесловие

Недобросовестность уездных чиновников и их нравственное разложение - вот главные темы комедии, которые освещает ее краткое содержание. «Ревизор» является произведением, в котором описаны типичные проявления централизованной чиновничьей системы. Одним читателям будет достаточно прочитать краткое содержание - «Ревизор» хорош и в таком изложении. Другим же молодым людям захочется прочитать его полностью, с учетом многочисленных подробностей и деталей, которые невозможно осветить в данном тексте.

Автором пьесы «Ревизор» является Николай Васильевич Гоголь. Дата создания - 1835 год. Знаменитое произведение написано в сатирическом ключе, одной из его художественных особенностей выступает отсутствие среди действующих лиц положительных героев, все они в той или иной степени проявляют худшие черты человеческого характера, а все взаимоотношения решаются с помощью взяток.

Коротко о произведении

Существует распространённое мнение, что вкратце сюжет «Ревизора» был подсказан автору А. С. Пушкиным. Даже если это и не совсем так, именно с великим поэтом советовался Гоголь в процессе написания произведения. Когда оно было опубликовано, немногие увидели за весёлой комедией глубокий смысл и аллюзию на жизнь всей России.

Аннотация гласит, что в некий небольшой городок приезжает повеса, которого по стечению обстоятельств принимают за ревизора. Молодой человек пытается извлечь как можно большую выгоду из положения. И ему это в полной мере удаётся.

Благодаря талантливому слогу, увлекательному сюжету и поучительному смыслу, произведение проходят в 8 классе школы.

Пьеса не очень объёмна, но чтобы прочитать её полностью, придётся потратить то количество времени, которое не всегда есть у современных учеников. В таком случае можно ознакомиться с онлайн-пересказом произведения «Ревизор» кратко по действиям . Представленное ниже подробное изложение событий не только поможет в заполнении читательского дневника или написании сочинения, но и, возможно, мотивирует прочитать полную версию пьесы.

«Ревизор» по явлениям и по действиям разбит на несколько глав или частей. Поскольку каждый отрывок важен для полного понимания сюжета , далее будут описаны события, происходящие в каждой единице композиции.

Действие первое

История начинается в доме городничего:

Действие второе

Действие третье

И вновь сюжет разворачивается в доме городничего:

Действие четвёртое

События в доме городничего продолжают развиваться:

Действие пятое

События происходят в комнате в доме городничего:

Анализ финала пьесы

Немая сцена - вот как заканчивается пьеса «Ревизор». Весь ужас, который пережили недобросовестные чиновники за время пребывания Хлестакова, усиливается после обнаружения обмана. Но это мелочи по сравнению с тем, что теперь всё это придётся пережить вновь.

Городничий, который только что был так счастлив предполагаемой свадьбе дочери, запрокинул голову от вновь обрушившейся неприятности. Земляника, склонив голову, задумался о дальнейших действиях. Судья потерял дар речи, а Бобчинский и Добчинский бросились было друг к другу и замерли по дороге.

Именно этот приём оставил после себя ощущение сильного финала. Как будут развиваться дальнейшие дела в городе, неизвестно. Но в этой сцене достигает предела весь комизм ситуации.

Влияние произведения

По пьесе стали ставить спектакли, и власть, которую в то время представлял император Николай I, предложила изменить концовку истории. В новой версии все глупые и жадные чиновники должны были понести наказание , и история ограничивалась происшествием в безвестном уездном городке, не распространяя своей злободневности на всю Россию. Однако при этом терялась сатиричность сюжета, и идея почти не прижилась, хотя несколько спектаклей всё же было поставлено.

Постановки по оригинальной пьесе имели успех не только на родине Н. В. Гоголя, но и во всём мире. До сих пор на спектакли, поставленные по этой повести, собирается множество народа.

Удивительно, но и спустя два века, история остаётся актуальной. Её сюжет интересно и анализировать, и просто читать. Конечно, изображённые в нём характеры гротескны, но они прекрасно отражают печальную действительность. Бессмертное произведение будет актуально в любое время, пока ещё остаются прохвосты, умеющие пользоваться сложившимся положением, и власть, решающая проблемы взятками. Эту идею можно понять при чтении произведения в сокращении, но всю атмосферу событий в городе передаст полный текст пьесы.

Очень кратко

1835 год. Россия. Гоголь пишет свою пьесу «Ревизор». Суть сюжета «Ревизора» в том, что в неком населенном пункте N появляется некий господин проездом. Его местные жители принимают за ревизора, которого со дня на день ожидают из самой столицы.

Главная мысль бессмертного «Ревизора» в том, что Николай Васильевич гротескно изобличил пороки социума, как то: хитрость, лесть, глупость, подхалимаж, взяточничество и т.п. Другими словами он пародийно показал современные ему порядки в жизни людей в целом.

Читать краткое содержание пьесы Ревизор Гоголя по действиям и явлениям.

Ревизор 1 действие

Д1 Явление 1

Все происходит у городничего. Главный персонаж названной сцены сообщает чиновникам, что в их городишко «едет ревизор». Сам он находится в состоянии, близком к расстройству, от такой новости. Бюрократы ломают голову, по какому такому вопросу едет к ним высокопоставленный гость. В медицинском учреждении в спешном порядке пытаются «навести порядок», да еще так, чтобы пациенты курением не злоупотребляли, а может статься, чтобы их было как можно меньше. Господину судье рекомендовано из парадного выгнать гусей, поесть луку, чтобы избавиться от неприятного запаха и начать посещать церковь. В школе учителя учат не наукам, а пантомиме или, говоря по-простому, строят рожицы.

Д1 Явление 2

Кроме вышеназванных персонажей появляется еще заведующий почтой. Он предполагает, что ревизор – это весть о скорой войне с турецким войском. Городничий в приватной атмосфере просит начальника почтового отделения почитывать чужие письма с целью выявления негативной информации. Начальник почты соглашается на такую аферу, он по складу души своей любит совать «свой нос в чужие дела».

Д1 Явление 3

На сцене появились еще герои – это Добчинский и Бобчинский. Они наперебой, путаясь в мыслях и словах, заявляют, что ревизор – это господин Хлестаков Иван Александрович, который в их городе проездом, но живет в нем уже четырнадцать дней почти и не платит за постой. Городничего заинтересовало это событие, потому что именно в данный период времени в городке произошло большое количество «пренеприятных событий». Все чиновники расходятся по своим рабочим местам.

Д1 Явление 4

Сатирическая сцена. Бобчинский и Добчинский хотят «проявить себя». Улицу до трактира выметают до блеска камней, вымощенных ее.

Д1 Явление 5.

Городничий продолжает «наводить порядок» в городишке. Он видит никчемность пристава, подчиненные которого вдрызг пьяны. Он принимает решение «реконструировать» мост и поставить на нем для виду высоченного Пуговицына. Еще срочно надо убрать заплот у дома сапожных дел мастера. Начинает ломать голову, что делать с огромными грудами всяческого хлама на улицах. Еще его осеняет мысль, что солдатики не имеют приличного платья и тогда решено держать их взаперти.

Д1 Явление 6

Рядом с городничим появляются его супруга и дочь – девица на выданье. Их не интересуют проблемы их отца исупруга, но им очень любопытно узнать, как выглядит ревизор. Приказывают горничной все узнать и доложить им.

Д2 Явление 1

События происходят в уездной гостинице. Осип, слуга, лежит на постели своего барина и сетует на то, что нечего есть. Он говорит, что его хозяин прокутил все сбережения и, самое главное, что им ни под каким предлогом не дают взаймы ничего.

Д2 Явление 2

Кроме Осипа виден еще и Хлестаков. Он приказывает слуге идти в буфет и потребовать обеда. Осип советует позвать на это место хозяина-барина.

Д2 Явление 3

Хлестаков в номере гостиницы наедине с собой. Он ведет монолог о том, что проиграл деньги, что зверски голоден…

Д2 Явление 4

В номер возвращается Осип, но не один, а с половым. Половой говорит, что хозяин не намерен кормить гостей до поры, пока они не покроют прежние долги.

Д2 Явление 5

Хлестаков предается мечтам о том, как он возвернется в Петербург на богатой карете, но мечты рушатся об реальность – голод…

Д2 Явление 6

В номер гостиницы входит половой и вносит тарелки со снедью. Говорит, что хозяин сжалился и покормил своих горе-постояльцев в последний раз. Все съедено.

Д2 Явление 7

Возвращается в номер Осип и передает Хлестакову посьбу городничего, чтобы тот незамедлительно явился в контору. Хлестаков предполагает, что его думают арестовать и им овладевает ужас от всего происходящего.

Д2 Явление 8

В номер пришел Городничий, а Добчинский встал за дверью номера, чтобы быть в курсе всего происходящего. Хлестаков начинает жаловаться на свою безрадостную жизнь, а Городничий расерян и взволнован и поэтому принимает решение переселить Хлестакова на новое место. Хлестаков предполагает, что его определят в кутузку, поэтому срывается на крик… Тогда Городничий до смерти перепугался и признался во взяточничестве, клевете о чужой жене, и в конце концов подсовывает Хлестакову некоторую сумму денег. Далее описана дружелюбная беседа. Городничий впитывает в себя каждое слово Хлестакова. В конце беседы Хлестаков в качестве гостя приглашен в покои Городничего.

Д2 Явление 9

Спор с половым об оплате проживания в гостинице.

Д2 Явление 10

Городничий везет Хлестакова на экскурсию по городишку, по его заведениям. Стоит заметить, что Хлестаков не желает осматривать тюрьму. Пока идет экскурсия, Добчинскому, поручено тайно передать два неких послания Землянике и жене Городничего.

Д3 Явление 1

События происходят в особняке Городничего. Домочадцы Городничего изнемогают от томительного ожидания. Наконец, они видят Добчинского.

Д3 Явление 2

Послание передано супруге. Сбиваясь и переставляя слова местами, Добчинский рассказывает жене Городничего о ревизоре. Она распоряжается приготовить покои для высокопоставленного гостя.

Д3 Явление 3

Женщины Городничего чуть не передрались, споря, кто и что наденет к приезду ревизора.

Д3 Явление 4

Осип заносит вещи своего хозяина в новый дом и узнает новость, что Хлестаков – де это есть всамаделишный генерал. По этому поводу клянчит чего-нибудь скушать.

Д3 Явление 5

Хлестаков и Гордничий на дармовщину поели в медицинском заведении. Хлестакову начинает нравиться такая жизнь. Земляника распинается перед ним, что больные, подобно мухам, оздоравливаются. Хлестакову хочется раскинуть картишки, но Городничий всячески отказывается от такого времяпрепровождения.

Д3 Явление 6

В доме городничего идет церемония знакомства Хлестакова с супругой и дочерью Городничего. Хлестаков всеми способами набивает себе цену, другими словами врет и врет. Он де и писатель, и главнокомандующий, и управляющий ведомством, и хозяин лучшего в Петербурге дома. А уж то, что подают у него за столом вообще самое-самое, один арбуз только 700 рублей стоит. Врет до такой степени, что засыпает на полуслове.

Д3 Явление 7

В гостиной у Городничего идет спор о настоящем положении Хлестакова: генерал он или генералиссимус? Всех охватило непонятное беспокойство и страх.

Д3 Явление 8

Жена и дочь Городничего до хрипоты обсуждают мужские качества Хлестакова, даже немного ссорятся по этому поводу.

Д3 Явление 9

Городничего колотит от ужаса, а его супруга упивается своим обаянием.

Д3 Явление 10

Осип выходит из покоев своего хозяина. Домочадцы Городничего его расспрашивают. Осип пользуется положением и поворачивает ситуацию в свою пользу.

Д3 Явление11

Городничий приказывает Держиморде и Свистунову – патрульным, нести вахту на крыльце собственного дома, для того чтобы оберегать покой Хлестакова.

Д4 Явление1

Действие все там же, что и в предыдущих сценах. Приходят все чиновники данного города при полном параде. Ляпкин-Тяпкин строит всех как на параде и принимается решение представляться каждому лично и вятку давать тоже лично. От этого решения все немного растеряны. Начальник почты предлагает сказать, что эти деньги – почтовый перевод ревизору. Пока они перепираются, Хлестаков выходит из своих покоев.

Д4 Явление 2

Хлестакову здорово. Ему даже нравится дочка Городничего, и он не против пофлиртовать с ее матерью.

Д4 Явление 3

Судья представляется Хлестакову. По случайности выронил сумму денег, и Хлестаков просит их у него в долг. Проблема решена, и судья выходит в гостиную.

Д4 Явление 4

Шпекин входит к ревизору и дает ему взятку.

Д4 Явление 5

К Хлестакову впихнули судью, они некоторое время ведут ничего не значащую беседу и в конце Хлестаков снова занимает деньги в размере 300 рублей.

Д4 Явление 6

Земляника «стучит» на своих сослуживцев. Эта информация для Хлестакова не важна, но он все-таки берет деньги в долг.

Д4 Явление 7

Добчинский и Бобчинский вваливаются к Хлестакову. Он видит их бестолковость и требует с них 1000 рублей. Но, к сожалению, у них на двоих только 65. Эти близнецы умудряются еще и высказать свои просьбы Хлестакову и на том покидают покои ревизора.

Д4 Явление 8

До Хлестакова доходит, что его приняли за важного государственного мужа. Принимает решение сообщить об этом событии своему старинному другу Тряпичкину. Самое главное, что импонирует Хлестакову – это то, что он, по его мнению, богат.

Д4 Явление 9

Осип осознает шаткость положения своего хозяина и советует ему покинуть городишко. Пока они перепираются к Хлестакову снова приходят посетители – купцы.

Д4 Явление 10

Купцы рассказывают о своем нелегком житье. Предлагают ревизору товары, но они ему не интересны, а вот деньги купцов очень даже к месту. Обещает разобраться в сложившейся ситуации.

Д4 Явление 11

Пришла вдова унтер-офицера. Она требует уплаты морального вреда. Слесарша жалуется, что ее мужа не по правилам забрали в армию. Хлестаков согласен сделать все от него зависящее.

Д4 Явление 12

Хлестаков оказывает знаки внимания дочери Городничего. Она опасается, что он, как говорят, поматросит и бросит, но Хлестаков говорит о серьезности свих намерений и даже целует ее в плечико. Падает перед ней ниц.

Д4 Явление 13

Сцену любовного свидания видит жена Городничего. Чтобы не произошло скандала Хлестаков приударил за ней и даже просит ее руки, несмотря на то, что она замужняя дама.

Д4 Явление 14

Появляется дочь Городничего, тогда Хлестаков занимает позицию увлеченного ею молодого человека. Супруга Городничего в недоумении, даже пытается строжить дочку.

Д4 . Явление 15

Появляется Городничий. Он хочет, чтобы Хлестаков не наказывал его за ошибки, потому что в этом городишке нет честных людей, а только лгуны, клеветники и взяточники. Ему говорят, что Хлестаков сватается к их дочке. Городничему на руку такой исход дела. Молодых благословляют.

Д4 Явление 16

Хлестаков хочет проведать своего дядюшку. Едет к нему.

Д5 Явление 1

События в доме Городничего. Он с супругой мечтает о жизни в Петербурге.

Д5 Явление 2.

Купцы приходят повиниться перед Городничим.

Д5 Явления 3-6

Городничего поздравляют со свадьбой дочери. Собирается весь цвет общества.

Д5 Явление 7

Городничий и его супруга излагают события, связные со сватовством дочери.

Д5 Явление 8

Начальник почты прибегает с письмом. Это письмо Хлестакова своему другу. Выясняется, что Хлестаков не ревизор. В обществе сумятица.

  • Краткое содержание Валерик Лермонтова

    Стихотворение предстает в форме письма рассказчика к своей возлюбленной. В первых строках прослеживается намек на послание Онегина к небезызвестной Татьяне. В данном случае герой сообщает даме, что после продолжительной разлуки не имеет смысла пробуждать

  • Краткое содержание Пройслер Маленькое привидение

    В сундуке старого замка жило Маленькое Привидение. Каждую ночь оно выбиралось оттуда, лишь стрелки часов показывали 12. Привидение любило бродить по комнатам и коридорам, разговаривая с портретами

  • Краткое содержание Деньги для Марии Распутин

    Советское время. Начало денежной реформы. Выявляется большая недостача, во время ревизии в одном магазине. Продавщицу могут заключить в тюрьму. Ее супруг обращается за помощью к односельчанам.

  • Гоголь «Ревизор», действие 1 – краткое содержание

    Явление 1 . Городничий Антон Сквозник-Дмухановский собирает у себя отцов города и сообщает им пренеприятное известие: «К нам едет ревизор». Чиновники поражены и испуганы. Больше всего волнуется сам городничий: в местном хозяйстве много непорядков. В передней у судьи Ляпкина-Тяпкина сторожа держат гусей с гусенками, а от заседателя постоянно пахнет так, как будто он только что вышел из винокуренного завода. Больные в больнице грязны и по виду похожи на кузнецов, а учителя в училищах имеют вольнодумное выражение лица.

    Явление 2 . К собранию у городничего присоединяется почтмейстер. Городничий предполагает, что ревизор мог быть послан вследствие какого-либо доноса, и интересуется, нельзя ли на почте немножко распечатывать письма и «из предосторожности» знакомиться с их содержанием. Почтмейстер говорит, что давно уже практикует такое распечатывание из любопытства. В некоторых письмах попадаются назидательные, а в других игривые места.

    Гоголь. Ревизор. Спектакль 1982 г. Серия 1

    Явление 3 . К городничему, запыхавшись, прибегают два местных помещика – Бобчинский и Добчинский. Перебивая друг друга, они рассказывают о подозрительном постояльце городской гостиницы. Это – молодой человек лет 23-24-х, который уже вторую неделю отказывается платить в трактире, норовит обедать без денег, в последнее время выходит в закусочный зал и заглядывает во все тарелки. Бобчинский и Добчинский предполагают, что этот странный чужак – и есть ревизор.

    Явление 4 . Городничий надевает мундир и шпагу, спешно зовёт квартального и приказывает ему с десятскими немедленно вымести улицу, которая ведёт к трактиру.

    Явление 5 . Городничий собирается ехать в трактир, к ревизору.

    Явление 6 . Прибегают жена и дочь городничего, Анна Андреевна и Мария Антоновна. Анна Андреевна сетует, что муж уехал, не рассказав последних новостей, и посылает бабу Авдотью узнать, какие у ревизора усы и глаза.

    Гоголь «Ревизор», действие 2 – краткое содержание

    Явление 1 . Человек, которого Бобчинский и Добчинский приняли за ревизора, – на самом деле Иван Александрович Хлестаков, молодой повеса, чиновник самого низкого ранга, который теперь ещё и дочиста проигрался в карты. Хлестаков оказался в городе случайно, проездом из Петербурга домой в Саратовскую губернию.

    Слуга Хлестакова Осип, лёжа в отсутствие барина на его постели, рассуждает о том, как легковесен его господин. (См. Монолог Осипа .) Хлестаков существует только на присылаемые отцом подачки, которые тут же спускает в кутежах. Сейчас они с Осипом сидят голодные: им не на что даже купить обеда.

    Явление 2 . Вошедший Хлестаков гонит Осипа в трактир – взять обед в долг. Осип говорит, что хозяин уже отказывается кормить без денег. Хлестаков посылает его позвать трактирщика.

    Явление 3 . Осип уходит, а Хлестаков жалуется сам себе: ужасно хочется есть, но пообедать не на что – в Пензе его дотла обчистил в карточной игре один пехотный капитан.

    Явление 4 . Осип возвращается с трактирным слугой, который подтверждает: Хлестаков и так уже много задолжал хозяину, поэтому кормить бесплатно его больше не будут. По словам слуги, трактирщик уже собирается доносить на неплатежи Хлестакова городничему. Хлестаков посылает слугу упрашивать хозяина.

    Явление 5 . Вновь оставшись один, Хлестаков размышляет: не продать ли штаны? Чтобы заглушить муки голода, он начинает мечтать. Хорошо бы взять напрокат карету, обрядить Осипа в ливрею, выдавать себя за богача и ездить по лучшим домам… (См. Монолог Хлестакова .)

    Явление 6 . Трактирный слуга приносит обед, но предупреждает, что хозяин дал его без денег в последний раз. Голодный Хлестаков бросается к тарелкам и начинает выговаривать слуге за то, что обед плох: в супе вместо масла плавают какие-то перья, а говядина в жарком так жестка, что от её жевания болят челюсти.

    Явление 7 . Осип сообщает Хлестакову: его спрашивает приехавший в гостиницу городничий. Хлестаков приходит в страшное волнение. Он полагает, что городничий прибыл по жалобе трактирщика и сейчас потащит его в долговую тюрьму.

    Явление 8 . Городничий входит к мнимому ревизору. Хлестаков, уверенный, что сейчас его поведут в тюрьму, вначале заикается, но потом кричит: я буду жаловаться министру. Городничий, не разобрав суть дела, полагает: «ревизор» хочет жаловаться на дурное управление городом. Хлестаков объясняет, что не может уехать из города, так как у него нет ни копейки. Городничий принимает это за вымогание взятки. Он тут же суёт «ревизору» 400 рублей и приглашает его к себе домой. Донельзя изумлённый Хлестаков не вполне понимает происходящее, но всё больше ободряется и начинает держать себя с городничим немного свысока.

    Явление 9 . По просьбе Хлестакова Осип приводит трактирного слугу. Имея теперь деньги, Хлестаков собирается расплатиться через него с хозяином. Но городничий приказывает слуге убираться прочь.

    Явление 10 . Городничий приглашает Хлестакова проехаться вместе по городским учреждениям. Жене он отсылает с Добчинским записку, где приказывает подготовить дома хороший приём «ревизору».

    Гоголь «Ревизор», действие 3 – краткое содержание

    Явление 1 . Жена и дочь городничего, увидев в окно Добчинского, торопят его рассказывать новости про ревизора.

    Явление 2 . Добчинский передаёт Анне Андреевне записку от мужа и сообщает, что ревизор, хотя и не генерал, но не уступит генералу образованием и важностью поступков.

    Явление 3 . Готовясь к приёму ревизора, дочь и жена губернатора спорят о том, какое платье больше всего пойдёт каждой из них.

    Явление 4 . Слуга Осип приносит в дом городничего чемодан с вещами Хлестакова и требует накормить себя.

    Явление 5 . Хлестаков и отцы города возвращаются в дом городничего после завтрака и поездки по разным учреждениям. Хлестаков хвалит угощение и осведомляется, негде ли у них поиграть в карты. Городничий, видя в таком вопросе коварный подвох, отвечает, что никогда не играет, ибо не хочет терять время, которое можно потратить на пользу государственную.

    Явление 6 . Городничий представляет Хлестакову жену и дочь. Хлестаков рисуется перед ними. Он начинает рассказывать про свою петербургскую жизнь и, незаметно для себя самого, привирает всё больше. Хлестаков уверяет, что он близко знаком с Пушкиным и сам написал немало сочинений, к примеру, «Женитьбу Фигаро» и «Юрий Милославский». Он рассказывает, что его дом – первый в столице, что в приёмной у него толкутся, жужжа, как шмели, князья и графы. Раз он, якобы, управлял департаментом, рассылая 35 тысяч курьеров, а теперь его скоро произведут в фельдмаршалы.

    Явление 7 . Хлестаков ложится спать, а гости расходятся от городничего, делясь почтительными впечатлениями о «ревизоре».

    Явление 8 . Жена и дочь городничего спорят о том, на кого из них Хлестаков обратил больше внимания.

    Явление 9 . Городничий, уложив Хлестакова, выходит из его комнаты в подобострастном волнении.

    Явление 10 . Городничий с женой и дочерью обхаживают слугу «ревизора», Осипа. Осип уже понимает, что его хозяина приняли за кого-то другого, но решает воспользоваться случаем. Он рассказывает: его барин очень влиятелен, строг и сильно прислушивается к его, Осипа, советам. Спеша задобрить слугу, городничий суёт ему деньги «на чай и баранки».

    Явление 11 . Позвав квартальных Свистунова и Держиморду, городничий приказывает им не пускать к «ревизору» никого постороннего, чтобы обыватели, особенно купцы, не принесли ему никаких жалоб.

    Гоголь «Ревизор», действие 4 – краткое содержание

    Явление 1 . Городские чиновники, стоя у комнаты спящего Хлестакова, горячо обсуждают, как дать ему взятку и не вступить при этом в конфликт с законом. Никто не хочет первым идти предлагать деньги «ревизору», каждый подталкивает другого.

    Явление 2 . Хлестаков просыпается в своей комнате и с удовлетворением вспоминает о прошедшем дне.

    Явление 3 . К Хлестакову входит судья Ляпкин-Тяпкин с деньгами в сжатом кулаке. Не зная, как удобнее их сунуть, судья стушёвывается настолько, что разжимает руку и роняет купюры. Хлестаков, увидев деньги, не теряется и тут же просит их «взаймы». Ляпкин-Тяпкин с радостью соглашается дать и поспешно уходит.

    Гоголь. Ревизор. Спектакль 1982 г. Серия 2

    Явление 4 . В комнату Хлестакова входит почтмейстер Шпекин. «Ревизор» уже не ждёт, когда тот выронит деньги, а просит взаймы сам. Почтмейстер с радостью «ссужает» триста рублей.

    Явление 5 . Точно таким же способом Хлестаков «занимает» ещё 300 рублей у смотрителя училищ Хлопова.

    Явление 6 . Ещё 400 рублей даёт ему попечитель богоугодных заведения Земляника (который при этом ещё и старается ябедничать на почтмейстера и судью).

    Явление 7 . Бобчинский и Добчинский находят для «ревизора» лишь гораздо меньшую сумму: всего 65 целковых на двоих.

    Явление 8 . Собрав со всех деньги и оставшись один, Хлестаков дивится, что за дурачьё управляет этим городом. Он решает написать о своих весёлых приключениях знакомому журналисту Тряпичкину в Петербург: пускай тот «общелкает» этот случай в какой-нибудь газете.

    Явление 9 . Пришедший Осип советует Хлестакову убираться из города, как можно скорее: его явно принимают за другого человека, и ошибка может выявиться с минуты на минуту. Хлестаков соглашается, но перед отъездом поручает Осипу отнести на почту письмо для Тряпичкина. За окном вдруг слышатся голоса купцов, пришедших к «ревизору» с челобитной. Квартальный Держиморда пробует задержать их у ворот, но Хлестаков, выглянув в окно, распоряжается впустить.

    Явление 10 . Купцы с подношениями в руках приносят «ревизору» жалобу на произвол городничего. Хлестаков обещает замолвить за них словечко в столице и с удовольствием берёт у купцов «взаймы» 500 рублей.

    Явление 11 . Слесарша приходит жаловаться «ревизору» на то, что городничий незаконно сдал в солдаты её мужа, а унтер-офицерская вдова – что он приказал её высечь. В комнату Хлестакова ломятся и другие просители, но торопящийся уезжать Осип выталкивает их.

    Явление 12 . Столкнувшись с дочерью городничего, Марьей Антоновной, Хлестаков начинает делать ей пылкие, неумеренные комплименты, потом пытается поцеловать в плечо – и наконец, падает перед ней на колени с любовным признанием.

    Явление 13 . В таком положении их застигает мать Марии Антоновны, Анна Андреевна. Под упрёками матери Марья Антоновна уходит в слезах, а ветреный Хлестаков начинает на коленях объясняться в любви Анне Андреевне.

    Явление 14 . Эту сцену видит вернувшаяся Марья Антоновна. Хлестаков тут же хватает её руку и просит Анну Андреевну благословить его и Машу на законный брак.

    Явление 15 . Узнав о визите к «ревизору» купцов, городничий прибегает сказать, что они всё врали. Но жена огорошивает его известием: Хлестаков просит руки их дочери. Оба родителя благословляют молодых.

    Явление 16 . Сосватав Марью Андреевну, Хлестаков неожиданно заявляет, что сейчас ему надо съездить на день к живущему по соседству дяде. Он берёт у городничего ещё 400 рублей и вместе с Осипом спешно уезжает.

    Гоголь «Ревизор», действие 5 – краткое содержание

    Явление 1 . Городничий и Анна Андреевна рассуждают об удаче, которая помогла им породниться почти с вельможей, и строят планы на будущее. Городничий рассчитывает вскоре получить генеральский чин, а его жена – построить блестящий дом в столице.

    Явление 2 . Городничий ругает купцов, вздумавших жаловаться на него ревизору, и сообщает им, что этот ревизор теперь будет его зятем. Купцы уговаривают городничего не гневаться и не губить их.

    Явление 3 . Судья Ляпкин-Тяпкин и уважаемый горожанин Растаковский поздравляют семейство городничего с необыкновенным счастьем.

    Явление 4 . Городничего поздравляют влиятельные горожане Люлюков и Коробкин.

    Явление 5 . Бобчинский и Добчинский так спешат засвидетельствовать уважение Анне Андреевне и Марии Антоновне, что, целуя им ручки, даже сталкиваются лбами.

    Явление 6 . С поздравлениями приходят смотритель училищ Хлопов и его жена.

    Явление 7 . Поздравления продолжаются теперь уже ото всего городского общества сразу. Анна Андреевна объявляет землякам, что они с мужем намерены переехать в Петербург. Поздравители просят городничего о протекции своим детям.

    Явление 8 . Посреди всеобщей суматохи вбегает почтмейстер Шпекин и объявляет, что за ревизора был принят человек, который им вовсе и не являлся. Шпекин распечатал письмо, отправленное Хлестаковым Тряпичкину , и узнал оттуда, кем на самом деле был его автор. Собравшиеся читают это письмо со всеми обидными характеристиками, которые дал им там Хлестаков. Пришедший в ярость городничий стучит ногами об пол и со словами: «чему смеётесь? над собой смеётесь!» – грозится стереть в муку всех бумагомарак-сочинителей.

    2024 english-speak.ru. Изучение английского языка.