Рациональная терапия составляет основу практики. Рациональная психотерапия. Модель АВС — Ядро рациональной терапии

Под психотерапией понимают лечение, где главным «препаратом» выступает слово врача. Общаясь с пациентом, он неизбежно воздействует на него психологически и, помогая изменить отношение к себе и окружающему миру, способствует выздоровлению. К основным методам такого воздействия относится рациональная психотерапия. Ее могут сочетать с , трудотерапией и т.д.

Рациональная терапия в психологии

Она преследует цель воздействовать на больного логически аргументированными разъяснениями. То есть врач объясняет пациенту то, что ему сложно понять и принять. Получив ячные и простые аргументы, больной отказывается от своих ложных убеждений, преодолевает пессимистические представления и постепенно движется к выздоровлению. Использует рациональная терапия техники самые разные:

  • косвенное внушение;
  • эмоциональное воздействие;
  • дидактические приемы.

Частая практика подразумевает диалог между врачом и больным, при этом многое будет зависеть от личности специалиста, его способности убеждать и слушать, входить в доверие и искренне интересоваться судьбой пациента. Такое лечение имеет несколько направлений, а отдельные его положения и приемы согласуются с методом нейролингвистического программирования.

Рационально-эмоциональная психотерапия

Это направление в 1955 году предложил Альберт Эллис. Он считал, что причинами психического расстройства являются иррациональные – ошибочные когнитивные установки. К основным типам психологических проблем относят:

  1. Самоуничижение и третирование себя.
  2. Преувеличение негативных составляющих ситуации.

Приемы рациональной психотерапии помогают больным принять себя и повысить свою толерантность к фрустрации. При этом врач действует по следующей схеме:

  1. Объясняет и разъясняет. Истолковывает сущность заболевания, что помогает пациенту получить четкую и ясную картину недуга и более активно его контролировать.
  2. Убеждает. Корректирует не только когнитивный, но и эмоциональный аспект, модифицирует личностные установки больного.
  3. Переориентирует. Перемены в установках пациента становятся стабильными, система ценностей в отношении болезни меняется, и он выходит за ее пределы.
  4. Воспитывает. Создает позитивные перспективы для больного после преодоления недуга.

Рациональная когнитивная психотерапия

Предыдущее направление является одним из основных ее ответвлений. Их теоретические позиции и используемые приемы близки, но методы рациональной психотерапии, где ставка делается на эмоции, более структурированы, а работа с пациентом последовательна. К когнитивным техникам относят:

  • сократовский диалог;
  • искусство «заполнения пустоты»;
  • декатастрофизацию;
  • метод сходства и подобий;
  • реатрибуцию;
  • переформулирование;
  • децентрализацию.

При этом в своей работе врач использует ролевые игры, экспозиционное лечение, технику отвлечения внимания и планирования деятельности. Все это помогает больному признать ошибочный характер своего мышления, принять на себя ответственность за свои действия и избавиться от психических проблем. При этом необходимо, чтобы врач имел представление о достижениях логики и владел современной теорией аргументации.


Рационально-эмотивная психотерапия

Она основывается на допущениях о природе человека и происхождении несчастий людей или эмоциональных нарушений. Всевозможные ложные идеи, типа невозможность контролировать внешние обстоятельства или желание всегда и во всем быть первыми, распространены в обществе. Они принимаются и подкрепляются самовнушением, что может спровоцировать невроз, ведь их не осуществить. Но независимо от влияния внешних факторов, люди могут действовать самостоятельно и признание такой способности легло в основу теории поведения и личностных нарушений A-B-C.

Рациональная и разъяснительная психотерапия доказывает, что если мыслить здраво и разумно, то и последствия будут такими же, а если система убеждения является безумной и нереалистичной, то и последствия будут деструктивными. Признав такую взаимосвязь, можно изменить подобные установки, действия и поступки в ответ на внешние обстоятельства и ситуации.

* Рационально-эмотивная терапия (РЭТ)

РЭТ основывается на ряде допущений о человеческой природе и происхождении человеческих несчастий, или эмоциональных нарушений. Вот некоторые из этих допущений:

1. Люди сочетают в себе рациональное и иррациональное. Когда они мыслят и действуют рационально, более вероятно, что они будут эффективны, счастливы и компетентны.

2. Мысли и эмоции не разделимы. Эмоции сопровождают мышление, а мышление, как правило, предвзято, субъективно и иррационально. Эмоциональное или психологическое нарушение является результатом иррационального и нелогичного мышления.

3. Люди по своей биологической природе предрасположены к иррациональному мышлению, строят в соответствии с этим окружающие условия и переживания.

4. Мышление у людей происходит обычно с использованием символов или языка. Индивидов с выраженными эмоциональными нарушениями характеризует то, что они поддерживают свои нарушения и сохраняют нелогичное поведение за счет внутренней вербализации своих иррациональных идей и мыслей. Эллис утверждает, что фразы и предложения, которые люди часто себе повторяют, становятся их мыслями и эмоциями. По его словам, постоянная стимуляция служит причиной стойкости расстройств поведения и эмоций, а простое понимание корней нарушения в процессе психоанализа не является достаточным условием устранения нарушения.

5. Продолжительность состояний эмоциональных нарушений, которые являются результатом внутренней вербализации, определены, таким образом, не внешними событиями или обстоятельствами, а восприятием и установками в отношении этих событий, которые включены в интернализованные высказывания о них. Эллис обнаруживает истоки этой концепции у Эпиктета и приводит его высказывание: "Люди расстраиваются не столько из-за вещей, сколько из-за своих взглядов на них". Он также цитирует сходную фразу из "Гамлета": "Нет ни хорошего, ни плохого, все делает таким или другим наш разум".

6. Негативные и направленные во вред себе мысли и эмоции можно устранить путем перестройки восприятия и мышления, чтобы мышление стало логическим и рациональным, перестав быть нелогичным и иррациональным.

Альберт Эллис выделял два типа когниций: дескриптивные и оценочные .

Дескриптивные когниции содержат информацию о реальности, о том, что человек воспринял в мире, это "чистая" информация о реальности.

Оценочные когниции отражают отношение человека к этой реальности.

Дескриптивные когниции обязательно соединены с оценочными связями разной степени жесткости.

Источником психологических нарушений, по мнению Эллиса, является система индивидуальных иррациональных представлений о мире, усвоенная, как правило, в детстве от значимых взрослых. Эти нарушения А. Эллис назвал иррациональными установками. С точки зрения А. Эллиса, это жесткие связи между дескриптивными и оценочными когнициями типа предписания, требования, обязательного приказа, не имеющего исключений. Поэтому иррациональные установки не соответствуют реальности как по силе, так и по качеству этого предписания. Если иррациональные установки не реализуются, они приводят к длительным, неадекватным ситуации эмоциям, затрудняют деятельность индивида. Сердцевиной же эмоциональных нарушений, по мнению Эллиса, является самообвинение.

У нормально функционирующего человека имеется рациональная система оценочных когниции, которая представляет собой систему гибких связей между дескриптивными и оценочными когнициями. Она выражает скорее пожелание, предпочтение определенного развития событий, поэтому приводит к умеренным эмоциям, хотя иногда они и могут носить интенсивный характер, однако не захватывают индивида надолго и поэтому не блокируют его деятельность, не препятствуют достижению целей.

Первый и наиболее важный принцип рационально-эмотивной теории состоит в том, что мысли являются главным фактором, определяющим эмоциональное состояние.

Второй главный принцип рационально-эмотивной теории гласит, что в основе патологии эмоций и многих психопатологических состояний лежат нарушения мыслительных процессов. К ним относятся: преувеличение, упрощение, чрезмерное обобщение, алогичные предположения, ошибочные выводы, абсолютизация. Для описания этих когнитивных ошибок Эллис использует термин "иррациональные суждения".

Таким образом, в основе патологических эмоциональных реакций чаще всего лежат иррациональные убеждения.

Альберт Эллис в 1958 году выделил 12 основных иррациональных идей .

1. Для взрослого человека совершенно необходимо, чтобы каждый его шаг был привлекателен для окружающих.

2. Есть поступки порочные, скверные. И повинных в них следует строго наказывать.

3. Это катастрофа, когда все идет не так, как хотелось бы.

4. Все беды навязаны нам извне - людьми или обстоятельствами.

5. Если что-то пугает или вызывает опасение - постоянно будь начеку.

6. Легче избегать ответственности и трудностей, чем их преодолеть.

7. Каждый нуждается в чем-то более сильном и значительном, чем то, что он ощущает в себе.

8. Нужно быть во всех отношениях компетентным, адекватным, разумным и успешным. (Нужно все знать, все уметь, все понимать и во всем добиваться успеха).

9. То, что сильно повлияло на вашу жизнь один раз, всегда будет влиять на нее.

10. На наше благополучие влияют поступки других людей, поэтому надо сделать все, чтобы эти люди изменялись в желаемом для нас направлении.

11. Плыть по течению и ничего не предпринимать - вот путь к счастью.

12. Мы не властны над своими эмоциями и не можем не испытывать их.

Продолжая разрабатывать РЭТ, он пришёл к выводу, что все иррациональные убеждения можно свести к трём основным. Все остальные являются как бы их подпунктами.

Эллис сформулировал эти три убеждения следующим образом:

1. "Я должен добиваться успеха и получать одобрение значимых других, а если я не делаю того, что должен и обязан, значит, со мной что-то не в порядке. Это ужасно, и я ничтожество". Это иррациональное убеждение ведет к тому, что человек впадает в депрессию, испытывает тревогу и отчаяние, сомневается в самом себе. Это требование "Эго". "Я должен добиваться успеха, иначе я - "ничтожество".

2. Второе иррациональное убеждение таково: "Вы - люди, с которыми я общаюсь, мои родители, моя семья, мои родственники и сотрудники - должны, обязаны относиться ко мне хорошо и быть справедливыми! Просто ужасно, что вы этого не делаете!" Отсюда озлобленность, ярость, убийства, геноцид.

3. Третье иррациональное убеждение: "Условия, в которых я живу - окружающая среда, общественные отношения, политическая обстановка, - должны быть устроены так, чтобы я с легкостью, не прилагая больших усилий, получал все, что мне необходимо. Разве не кошмар, что эти условия трудны и причиняют мне огорчения? Я не могу переносить этого! Я никак не могу быть счастливым; я или навсегда останусь несчастным, или убью себя!" Отсюда низкая устойчивость к фрустрации.

Эллис убеждён, что эти ложные идеи, принимаемые и подкрепленные постоянным самовнушением, могут привести к эмоциональным нарушениям или неврозу, поскольку их невозможно осуществить.

Эти основные иррациональные убеждения, в действительности являющиеся разнообразными комбинациями двенадцати идей и сведенные к трем, отражают еще один ключевой момент РЭТ: использование выражений типа "следовало бы", "надо" и "должен" в нашем мышлении. Категоричные утверждения такого типа отражают иррациональность и могут вызывать или усугубить эмоциональное нарушение. Все эти "долженствования" являются отличительными особенностями иррациональных или алогичных убеждений в системе РЭТ.

Выявлению иррациональных установок помогает анализ используемых клиентом слов. Обычно с иррациональными установками связаны слова, отражающие крайнюю степень эмоциональной вовлеченности клиента (кошмарно, ужасно, потрясающе, невыносимо и др.), имеющие характер обязательного предписания (необходимо, надо, должен, обязан и др.), а также глобальных оценок лица, объекта или события.

А. Эллис выделил четыре наиболее распространенные группы иррациональных установок, создающих проблемы:

1. Катастрофические установки.

2. Установки обязательного долженствования.

3. Установки обязательной реализации своих потребностей.

4. Глобальные оценочные установки.

Перечень наиболее часто встречающихся иррациональных (дисфункциональных) установок.

Для облегчения процесса их выявления, фиксации и проверки рекомендуется использовать так называемые слова-маркеры. Данные слова как озвученные, так и обнаруженные в ходе интроспекции в качестве мыслей, идей и образов, в большинстве случаев указывают на наличие иррациональной установки соответствующего им типа. Чем больше их выявляется при анализе в вербализованных мыслях и высказываниях, тем больше выраженность (интенсивность проявления) и жесткость иррациональной установки.

1. Установка долженствования.

Центральной идеей установки служит идея долга. Само слово "должен" является в большинстве случаев языковой ловушкой. Смысл слова "должен" - только так и никак иначе. Поэтому слова "должен", "должны", "должно" и им подобные обозначают ситуацию, где отсутствует любая альтернатива. Но такое обозначение ситуации справедливо лишь в очень редких случаях, практически в исключительных случаях. Например, адекватным будет высказывание "человек должен дышать воздухом", поскольку физически отсутствует альтернатива.

Высказывание наподобие "ты должен явиться в условленное место в 9:00" неадекватно, так как на самом деле скрывает за собой иные обозначения и объяснения (или просто - слова). Например: "Я хочу, чтобы ты пришел к 9:00", "Тебе следует, если хочешь получить что-то нужное для тебя, явиться к 9:00". Работа установки долженствования неизбежно приводит к появлению стресса, острого или хронического.

Установка проявляет себя в трех сферах.

Первая сфера - установка долженствования в отношении себя - то, что я должен другим. Наличие убеждения в том, что вы кому-то что-то должны, будет служить источником стресса в следующем случае: когда что-либо будет вам напоминать об этом долге и что-либо одновременно будет мешать вам его исполнить. Ситуации часто складываются не в нашу пользу, поэтому исполнение этого "долга" при стечении неких неблагоприятных обстоятельств становится проблематичным. Поэтому человек попадает в сооруженную им же ловушку: возможности "вернуть долг" нет, но и возможности "не вернуть" - тоже.

Вторая сфера установки долженствования - долженствование в отношении других - то, что мне должны другие. То есть как другие люди должны вести себя со мной, как говорить в моем присутствии, что делать. И это один из мощнейших источников стресса, потому что никогда и ни у кого в жизни за всю историю человечества не было такого окружения, чтобы оно всегда и во всем оправдывало наши ожидания. Даже у авторитетных граждан, даже у верховных правителей и жрецов, даже у самых одержимых тиранов появлялись в поле зрения люди, которые поступали "не так, как они должны". И естественно, что когда мы сталкиваемся с человеком, который поступает "по отношению ко мне не так, как должен", то уровень психоэмоционального возбуждения стремительно возрастает. Отсюда - стресс.

Третья сфера установки долженствования - требования, предъявляемые к окружающему миру, - то, что "должны" нам природа, погода, правительство и т.п.

Для трансформации данной иррациональной установки следует изменить внутреннее отношение ко многим явлениям своей жизни с "должно" на "хотелось бы" и это гарантированно избавляет личность от разрушительных и бесплодных переживаний. Следует выбирать пожелание, предпочтение вместо абсолютного требования.

Слова-маркеры: "должен" ("должно", "должны", "не должен", "не должны", "не должно" и т. п.), "обязательно", "во что бы то ни стало", "кровь из носу".

2. Установка катастрофизации.

Эта установка характеризуется резким преувеличением негативного характера явления или ситуации и отражает иррациональное убеждение в том, что в мире есть катастрофические события, которые лежат вне любой системы оценки. Установка проявляет себя в высказываниях, носящих крайне негативный характер.

Когда мы находимся под влиянием установки катастрофизации, то оцениваем некоторое неприятное для нас событие как нечто неотвратимое, чудовищное. Как то, что разрушит нашу жизнь раз и навсегда. Происшедшее событие оценивается нами как "катастрофа вселенских масштабов", на которую мы никоим образом не можем повлиять.

Слова-маркеры: "катастрофа", "кошмар", "ужас", "конец света".

Для трансформации данной иррациональной установки следует осознанно заменять в своих убеждениях крайне негативную оценку ситуации, не базирующуюся на реальных фактах и вырабатывать в себе объективный взгляд на ситуацию.

3. Установка предсказания негативного будущего.

Данная установка представляет собой тенденцию верить в то, что ожидания негативного развития событий оправдаются, при этом не важно, были ли эти ожидания высказаны или же существовали в виде мысленных образов.

"Cтановясь пророками, а вернее - псевдопророками, мы предсказываем неудачи, затем незаметно для себя делаем все для их воплощения, и в итоге их же и получаем. Но выглядит ли такое прогнозирование разумным и рациональным? Ясно, что нет. Потому что наше мнение о будущем не есть само будущее. Это всего лишь гипотеза, которую, как и любое теоретическое предположение, необходимо проверять на истинность. А возможно это в некоторых случаях только эмпирическим путем (методом "проб и ошибок"). В других случаях, когда мы обладаем опытом аналогичных ситуаций, нам все же следует придерживаться более реалистичной оценки вероятности возникновения тех или иных вариантов. В этом мире возможно все, но с разными шансами реализации. Возможность возникновения некоторых событий мы иногда искусственно приуменьшаем, вследствие чего неоправданно рискуем, и напротив, вероятность других событий (обладающих ничтожными шансами) и их последствий резко преувеличиваем, вследствие чего испытываем лишние переживания и телесный дискомфорт."

Слова-маркеры: "что, если", "а вдруг", "а ведь может быть" и т. п.

4. Установка максимализма.

Данная установка характеризуется выбором для себя и/или других лиц высших из гипотетически возможных стандартов, даже недостижимых, и последующее использование их в качестве эталона для определения ценности действия, явления или личности. Мышление характеризуется позицией "все или ничего!". Крайней формой установки максимализма является установка перфекционизма (лат. perfectio - идеально, совершенно).

Слова-маркеры: "по максимуму", "только на отлично", "на пятерку", "на 100%" ("на все сто").

5. Установка дихотомического мышления.

Дихотомическое мышление проявляется в тенденции помещать жизненный опыт в одну из двух взаимоисключающих категорий, например безупречный или несовершенный, безукоризненный или презренный, святой или грешник.

Мышление, подпадающее под влияние подобной установки, можно охарактеризовать как "черно-белое", характеризующееся склонностью мыслить крайностями. Понятия, в действительности расположенные в континууме, оцениваются как антагонисты, как взаимоисключающие варианты.

Слова-маркеры: "или - или" ("или да - или нет", "или пан - или пропал"), "либо - либо" ("либо жив - либо мертв").

6. Установка персонализации.

Эта установка проявляет себя как склонность связывать события со своей личностью, когда нет никаких оснований для такого вывода, интерпретировать события в аспекте личных значений: "Они наверняка шепчутся обо мне" или "Все на меня смотрят".

Слова-маркеры: местоимения "я", "меня", "мною", "мне" и т. п.

7. Установка сверхобобщения.

Сверхобобщение означает выведение общего правила или приход к общему выводу на основании одного или нескольких изолированных эпизодов. Воздействие данной установки приводит к категоричному суждению по единичному признаку (критерию, эпизоду) о всей совокупности. В результате делается неоправданное обобщение на основании избирательной информации. Например:

"Если не получилось сразу, не получится никогда". Формируется принцип - если нечто справедливо в одном случае, оно справедливо во всех других мало-мальски похожих случаях.

Слова-маркеры: "все", "никто", "ничто", "всюду", "нигде", "никогда", "всегда", "вечно", "постоянно".

Для трансформации данной иррациональной установки из дезадаптивной в адаптивную следует осознанно заменять в своих суждениях категоричность, унифицирующую объекты, ситуации и явления.

8. Установка чтения мыслей.

Данная установка формирует тенденцию приписывать другим людям невысказанные вслух суждения, мнения и конкретные мысли. Угрюмый взгляд начальника может быть расценен тревожным подчиненным как мысль или даже созревшее решение о его увольнении. За этой трактовкой может последовать бессонная ночь тягостных раздумий и решение: "Я не доставлю ему удовольствия уволить меня - уволюсь по собственному желанию". И наутро, в самом начале рабочего дня, начальник, которого вчера мучили боли в желудке (с чем и был связан его "суровый" взгляд), силится понять, с чего бы вдруг его не самый лучший работник решил уволиться.

Слова-маркеры: "он(она/они) думает(ют)".

9. Установка оценочная.

Эта установка проявляет себя в случае оценивания личности человека в целом, а не отдельных его черт, качеств, поступков и т. д. Оценивание носит иррациональный характер, когда отдельный аспект человека отождествляется со всей личностью.

Слова-маркеры: "плохой", "хороший", "никчемный", "глупый" и т. п.2

10. Установка антропоморфизма.

Слова-маркеры: "хочет", "думает", "считает", "справедливо", "честно" и т. п. высказывания, адресованные не к человеку.

АВC-теория личности (ABC модель)

АВС Модель:

А (activating event) – ситуация, событие, которое запускает у нас те или иные чувства;

B (beliefs) – наши убеждения, жизненные принципы и установки, представления о той или иной ситуации;

C (consequences) – последствия: чувства и поведение.

У Эллиса имеется АВC-теория личности (ABC модель), к которой он добавил Д (D) и Э (E), чтобы охватить изменение и желательный результат изменения.

Кроме того, первой может быть поставлена буква Ц (G), чтобы обеспечить контекст для человеческих ABC моделей.

Ц (G - Goals) Цели, фундаментальные и первичные.

А (A - Activating) Активизирующие события в жизни человека.

В (B - Beliefs) Верования, убеждения, рациональные и иррациональные.

П (C - Consequences) Последствия, эмоциональные и поведенческие.

Д (D - Disputing) Дискутирование иррациональных верований.

Э (E - Effective) Эффективная новая философия жизни.

Рационально размышляя относительно активизирующих событий (А), которые либо помогают или подтверждают, либо блокируют или саботируют их цели (Ц), люди занимаются предпочтительным мышлением. Предпочтительное мышление в противовес жестко требовательному предполагает или явное и/или молчаливое реагирование с помощью систем верований (В) реалистическими способами и переживание соответствующих эмоциональных и полученных в результате практики ориентированных на цель поведенческих последствий (П). Ниже следуют АВC - схемы для активизирующих событий, усиливающих и блокирующих цели.

АВC схемы для активизирующих событий, усиливающих и блокирующих цели:

А - Активизирующее событие, воспринятое как оказывающее помощь или подтверждающее цели.

В - Система верований, предполагающая предпочтительное мышление: "Это хорошо! Мне нравится это активизирующее событие".

П - Последствия: эмоциональные - удовольствие или счастье; поведенческие - приближение и попытка повторить это активизирующее событие.

А - Активизирующее событие, воспринятое как блокировка или саботаж целей.

В - Система верований, предполагающая предпочтительное мышление: "Это плохо! Мне не нравится это активизирующее событие".

П - Последствия: эмоциональные - фрустрация или несчастье; поведенческие - уход от или попытка устранить это активизирующее событие.

Основоположником рационально-эмотивной психотерапии является Альберт Эллис . Первоначальный её вариант, созданный в 1955 г. ., Эллис назвал рациональной терапией , но уже в 1961 г. . переименовал её в рационально-эмотивную терапию (РЭТ), поскольку полагал, что данный термин точнее отражает суть этого направления психотерапии. В 1993 г., после широкого внедрения поведенческих техник в практику РЭТ, А.Эллис решил добавить в название своего метода слово "поведенческая": рационально-эмоционально-поведенческая терапия — РЭПТ (второй вариант перевода на русский — рационально-эмоционально-бихевиоральная терапия, РЭБТ). В нашей стране наиболее популярным названием для этого направления остаётся рационально-эмотивная терапия (РЭТ).

Эллис подчёркивал, что у нас нет прямых реакций на большинство ситуаций, наши эмоциональные реакции зависят от того, как мы воспринимаем события. Так, это не события волнуют, огорчают, раздражают или злят нас, а способ, с помощью которого мы интерпретируем и осмысляем их. Эллис предполагал, что у людей могут быть неадаптивные и иррациональные способы интерпретации событий , вызывающие эмоциональные расстройства такой интенсивности, которая никак не может быть оправдана реальной рациональной оценкой события.

Для описания эмоционального поведения людей Эллис разработал так называемую модель АВС , где

  • A — Активация событий и ситуаций;
  • В — Суждения (мнения, верования, убеждения), рациональные и иррациональные, которые принадлежат данной личности и которые она использует для интерпретации А;
  • C — Последствия, как эмоциональные, так и поведенческие, которые вытекают из личностных интерпретаций А.

Соотношение между А и С непредсказуемо, если мы не знаем В . Так, если личность интерпретирует ситуацию неподходящим образом, последствия также, вероятно, будут несообразными данной ситуации. Часто промежуточным звеном В являются иррациональные убеждения или установки , которые часто становятся причиной многих проблем в жизни человека.

Виды иррациональных суждений

Эллис разделил иррациональные суждения на 4 главные категории:

  1. "Долженствовательные". Суждения, указывающие на то, что кто-то (или что-то) должны быть не такими, каковы они есть, например: "Я должен выиграть игру "; "Он должен быть любезным по отношению ко мне " и т.п.
  2. "Ужасающиеся" суждения . Суждения о том, что всё ужасно, жутко и кошмарно, потому что всё не так, как следовало бы быть, например: "Будет ужасно, если я не закончу уборку до его прихода…".
  3. "Надлежит" и "следует". Суждения, отражающие неспособность человека выдержать или вытерпеть мир, если он отличается от того, каким ему "надлежит" или "следует" быть.
  4. "Порицающие" суждения. Суждения, принижающие личность — собственную или того человека, из-за которого ситуация стала не такой, какой ей "надлежит" или "следует" быть, например: "Он ужасный человек, и должен быть наказан, потому что не приехал вовремя ".

Кроме того, Эллис выделил 12 иррациональных идей, которые по его мнению лежат в основе большинства эмоциональных расстройств.

  1. Для взрослого человека совершенно необходимо, чтобы каждый его шаг был привлекателен для окружающих.
  2. Есть поступки порочные, скверные, и повинных в них следует строго наказывать.
  3. Это катастрофа, когда всё идёт не так, как хотелось бы.
  4. Все беды навязаны нам извне — людьми или обстоятельствами.
  5. Если что-то пугает или вызывает опасение — постоянно будь начеку.
  6. Легче избегать ответственности и трудностей, чем их преодолевать.
  7. Каждый нуждается в чём-то более сильном и значительном, чем то, что он ощущает в себе.
  8. Нужно быть во всех отношениях компетентным, адекватным, разумным и успешным. Нужно всё знать, всё уметь, всё понимать и во всём добиваться успеха.
  9. То, что сильно повлияло на вашу жизнь один раз, всегда будет влиять на неё.
  10. На наше благополучие влияют поступки других людей, поэтому надо сделать всё, чтобы эти люди изменялись в желаемом для нас направлении.
  11. Плыть по течению и ничего не предпринимать — вот путь к счастью.
  12. Мы не властны над своими эмоциями, и не можем не испытывать их.

Рационально-эмотивная терапия директивна, дидактична, конфронтационна и вербально активна. Психолог стремится обнаружить иррациональные мысли, создающие внутренний конфликт.

Когда иррациональные мысли определены, психолог обсуждает их и оспаривает. Конечная цель — признание клиентом своих иррациональных мыслей, продумывание их ещё раз и переформирование. В результате такой работы у клиента должно возникнуть три инсайта :

  1. Сегодняшнее невротическое состояние имеет предшествующие причины.
  2. Первоначальные мысли подкрепляют переживания, так как эти мысли предплагают самый негативный исход событий.
  3. Можно изменять своё эмоциональное состояние, постоянно наблюдая, задавая себе вопросы и оспаривая свои негативные иррациональные суждения.

Эллис в дополнение к этому предлагает использование таких психотерапевтических техник, как исследование проблемы, её обсуждение, интерпретацию, конфронтацию, переобучение. В дополнение применяются анализ сновидений, вербализация эмоционального состояния, ролевые игры.

В начале XX в. французский психиатр П. Дюбуа (Р. Dubois) выдвинул идею о том, что психогенное заболевание является результатом неправильных решений больного, его логических ошибок, заблуждений при анализе психотравмирующей ситуации и поиске действий по преодолению этой ситуации. Следовательно, основная задача психотерапевта сводится к вскрытию таких заблуждений, к укреплению способности больного к логически обоснованным умозаключениям, чтобы сформировалась правильная внутренняя картина болезни. Пациент должен осознать, что причина его заболевания кроется в слабом и неверном использовании своих рациональных, умственных возможностей, поэтому иод руководством психотерапевта пациент исправляет свои логические неточности, создает верную внутреннюю картину болезни и находит перспективные пути освобождения от болезненных симптомов. Такую психотерапию Дюбуа назвал рациональной.

Как подчеркивали Ж. Дежерин (J. Dejerine) и Е. Гокклер (Е. Hokkler), в этом методе не может быть стереотипов, шаблонов. Каждый психотерапевт решает лечебную задачу исходя из личностных особенностей больного, сюжета его психической травмы и собственных интеллектуальных возможностей, действуя на больного убедительной диалектической логикой в анализе его проблемы. Важно найти аргументы, наиболее приемлемые для данного конкретного больного. Эти аргументы могут быть воспроизведенными психотерапевтом экспромтом на основании собственного жизненного опыта, а для религиозного человека - с использованием положений, канонизированных в данном религиозном направлении, либо возможно привлекать для обоснования новых необходимых аргументов идеи древних и современных философов, писателей, общественных деятелей и пр.

Главное в рациональной психотерапии заключается в том, чтобы строго логические рассуждения психотерапевта, как ключ к замку, подходили к особенностям психики пациента и воспринимались им продуктивно. Такая техника ведения психотерапевтического сеанса является своеобразным профессиональным искусством, индивидуально присущим каждому практикующему психотерапевту.

В рациональной психотерапии целесообразно придерживаться некоторых принципов работы. Важно, например, точно запоминать факты и их истолкование больным при изложении своей проблемы, своих переживаний и действий, так как этот материал будет использоваться в дальнейшем психотерапевтом, но в ином логическом оформлении.

По ходу психотерапевтического диалога необходимо подмечать и сразу же корректировать неточные, противоречивые и неопределенные высказывания больного, постоянно активизируя его способность к логически обоснованному анализу.

Психотерапия должна вестись неторопливо, последовательно и систематично. Важно, чтобы у больного сложилось четкое представление о том, что он сам во всем разобрался, все понял и нашел новое решение, ведущее к выздоровлению. В процессе психотерапевтических сессий специалисту желательно постепенно как бы отодвигать себя на второй план, тогда терапевтический эффект будет более результативным.

Рассуждения психотерапевта должны вестись в доступной для больного, четкой и убедительной для него форме. При проведении сеансов в стиле рациональной психотерапии больной постоянно должен чувствовать понимающее, доброжелательное отношение к себе психотерапевта.

Психотерапевтическая работа осуществляется в три этапа.

На первом этапе собирается информация об актуальных жалобах и проблемах пациента, об истории его жизни и заболевании. Причем то, что связано с болезненной проблематикой, необходимо уточнять до мельчайших подробностей, деталей с тем, чтобы больной как бы вновь эмоционально остро пережил обстоятельства психической травмы. Происходит некий «взрыв», эксплорация самых болезненных воспоминаний и переживаний до последующего эффекта отреагирования. Поэтому этот этап рациональной психотерапии иногда называется эксплоративным.

Второй этап работы заключается в лечебной психологической коррекции. Больной сломлен психической травмой. Ему свойственно невероятно расширять ее масштаб до уровня абсолютной катастрофы. Конгломерат эмоций в виде отчаяния, паники, тоски, ужаса, страха полностью овладевает полем сознания больного, блокирует его способность рассмотреть проблемы с разных сторон, найти перспективное решение, изменить свое отношение к происходящим событиям. Необходимо сузить, сфокусировать объем переживаний, отыскать новые точки опоры и цели действий, используя все интеллектуальные возможности пациента.

Когда у человека случается большое горе, то сначала эта ситуация кажется ему безвыходной, тупиковой. Он даже склонен отвергать предлагаемую ему помощь, считая ее бессмысленной. Так нередко ведут себя, например, внезапно ослепшие люди, находящиеся вследствие этого в состоянии депрессии. Они крайне недоверчиво могут относиться к психотерапевтической службе, полагая, что все безнадежно и помочь им никто не может.

В качестве примера приводим фрагмент вводной психотерапевтической беседы в реабилитационном центре для людей, потерявших зрение:

«Вы думаете, что нет тяжелее горя, чем потеря зрения? Вы действительно считаете, что незрячий человек лишен возможности быть счастливым? Всегда, везде и во всем? А разве зрячие люди всегда и везде счастливы? К одному и тому же явлению мы можем относиться но-разному. Идет дождь. Это хорошо или плохо? Это красиво или безобразно? Ни то, ни другое. Это просто дождь. А оценку ему мы даем в зависимости от того, что он для нас означает в данный момент, и в каком настроении мы находимся. Под впечатлением интересного, насыщенного яркими впечатлениями дня я могу говорить себе, стоя у окна: “Какой мощный ливень, какие бурные потоки воды, как неукротима и прекрасна природа!” А если у меня плохое настроение, то этот же дождь побуждает к иной оценке происходящего: “Какое хмурое небо, какой унылый, нескончаемый и безнадежный дождь, какой холод и мерзкая грязь кругом”. Мир не является ни хорошим, ни плохим. Он такой, какой есть. События в этом мире мы окрашиваем в те тона, которые наиболее созвучны с нашим душевным состоянием в данный момент времени... Вряд ли неудач и несчастий в жизни больше, чем радостей и наслаждений. Не следует лишь убегать от этих радостей, от восприятия всей полноты жизни, от того, чего мы можем добиться в жизни. У человека достаточно много для этого резервных возможностей... В. Дикуль в первое время после повреждения позвоночника впадал в отчаяние, но, будучи обездвиженным, нашел в себе резервы, развил их, доведя до совершенства свое тело, и радует других и себя неисчерпаемыми возможностями своего существования... Важно принять мысль, что пет вечного горя и вечной радости. Проходит и то, и другое. В Швеции люди с врожденной умственной отсталостью создали оркестр и выступают во многих странах мира иод восторженные аплодисменты зрителей...»

Религиозный человек в тяжелых обстоятельствах жизни обычно нуждается в поддержке высших сил. Недаром в США психиатр П. Майер продуктивно интегрирует в психотерапевтических центрах работу с клиентами психологов, психотерапевтов и священнослужителей.

На этом втором этапе рациональной психотерапии специалисты нередко используют тактику «Сократовского диалога», предложенную Э. Кречмером. Она заключается в выведении третьего умозаключения после анализа двух противоположных суждений.

Например, на прием к психотерапевту пришел мужчина К. В. 36 лет по поводу переживаний, связанных с крахом супружеских отношений из-за измены жены. Он начинает отчаянно ругать жену и всех женщин, утверждая, что никому из них нельзя верить, они коварные, расчетливые, вредоносные создания и т.д.

Психотерапевт поддерживает эту идею о ничтожестве женщин и гротескно и образно распространяет уничижительные характеристики на мать пациента, на его первую учительницу, на девушку его первой любви. Клиент начинает бурно возражать, заявляя, что эти женщины замечательны.

Тогда психотерапевт развивает противоположную мысль о красоте женщин, о тонкости и трепетности их чувств, об их жертвенности и способности к сопереживанию, к рождению детей и т.д. вплоть до гротеска об исключительном величии и непогрешимости женщин. Клиент опять возражает.

Тогда, наконец, в обсуждении вопроса формулируется третья позиция по принципу не «или то - или это», а «ни то - ни это» и выводится третья, разумная оценка его жены, их взаимоотношений на протяжении брака и обстоятельств разрыва отношений.

При тяжелых жизненных обстоятельствах у клиента и невозможности радикально исправить что-то существенное психотерапевт нередко прибегает к тактике «умышленного пренебрежения». Это в начале психотерапии может помочь пациенту понять, что не все так безнадежно и непоправимо, что у него есть ресурсы, которые можно использовать для работы с проблемой.

Например, пациентка В. А. 40 лет, образованная интеллигентная женщина, страдающая тяжелой формой детского церебрального паралича и сколиозом, обратилась за психотерапевтической помощью в связи с навязчивыми мыслями и депрессией, развившейся после того, как от нее ушел любимый сю человек. При беседе заявляет, что дальнейшая се жизнь бессмысленна и мучительна. Понятно, что ситуация объективно непростая. Значит, работу целесообразно начать с того, что реально можно улучшить.

Психотерапевт при беседе, как бы между прочим замечает, что цвет ее платья не подчеркивает красоту цвета ее глаз. При следующей встрече, так же мимоходом, они обсуждают прическу, которую можно изменить, чтобы скрыть некоторые недостатки ее лица. Постепенно у пациентки начинает расти самооценка, и дальнейшая психотерапевтическая работа становится более перспективной.

Психотерапевт, использующий рациональную психотерапию, при анализе проблем пациентов и их коррекции исходит из позиции здравого смысла. Существуют некоторые сюжеты в жизни пациентов, которые встречаются достаточно часто и являются для них проблемными.

Нередко люди, потерпев в чем-то неудачу, начинают с тревогой ожидать повторного краха в аналогичной ситуации, тем самым уже заранее вновь обрекая себя на неудачу. У пациентов формируется установка на неудачу, на проигрыш. Проработка такой установки может помочь пациенту преодолеть тревожную для него ситуацию. Аргументы, предлагаемые психотерапевтом, естественно, могут быть разными в зависимости от обстоятельств. Но главное заключается в том, что какой же резон браться за какое-то дело, полагая, что оно не получится. Если так, то не нужно за него браться, а если решаешься, то иди на победу. Разве целесообразно девушке, идущей на свидание, думать, что она не понравится молодому человеку и все бессмысленно. Если уж идешь на свидание, так проникнись желанием и уверенностью, что ты победишь, завоюешь его сердце, а иначе зачем же давать согласие на приглашение и идти на это свидание?

Нередко пациенты впадают в отчаяние от того, что предал друг, изменила женщина, которым беззаветно верил, и пр. Из анализа подобных ситуаций возникает вывод об опасности абсолютной веры во что-то и в кого-либо. Опасно попадать в полную зависимость от конкретных обстоятельств или конкретных людей. Имеет смысл помнить афоризм «Не сотвори себе кумира». Нельзя, образно говоря, делать ставку на одну лошадь, она может и упасть, всегда целесообразно заботиться об «островке безопасности» и быть готовым ответить па вопрос: «Что я буду делать, если это не получится?»

Пациент может приходить в отчаяние от того, как замечательно он жил раньше, как он любил и его любили, а теперь ничего этого нет. Он бесконечно предается воспоминаниям, живет прошлой жизнью, проклиная настоящее. Либо он игнорирует настоящее и живет во имя будущего. В процессе психотерапии пациенту важно осознать, что он живет в настоящий момент, сейчас, а прошлого уже нет и вернуть его невозможно. Человек может вернуться в места своего «розового», беззаботного, окутанного лаской родителей детства. Но у него не возникнет тех же ощущений и душевного состояния, как это было в детстве, так как многое изменилось в обстановке: и родителей нет в живых, и дом, который казался в детстве таким большим, оказался маленьким, и сам он уже не тот. Словом, скорее возникнет грусть и разочарование, но не погружение в прошлое. И так же бессмысленно жить будущим, которого еще нет, и никто не знает наверняка, что будет. Это будущее может оказаться совсем не таким, каким представляется в данный момент. Поэтому управлять ни прошлым, ни будущим невозможно. Есть настоящее как единственная реальность, в которой ты можешь стараться делать все, что ты можешь, умеешь и хочешь, не откладывая на потом, не проскакивая мимо.

Иногда одинокий человек считает, что он никому не нужен и не интересен. Допустим, потеряв какого-то очень близкого ему человека, он полагает, что жизнь утратила смысл, ибо одиночество невыносимо и неизбежно. Важно убедить пациента в том, что нет такого человека в мире, который никому не интересен. Обязательно находится тот, кому именно такой человек необходим, приятен, желанен и интересен.

На коррекционном этапе рациональной психотерапии пациенту необходимо рассмотреть свою психотравмирующую ситуацию с разных сторон и найти новые точки опоры в жизни, новые цели. Человек должен проникнуться уверенностью в том, что у него хватит сил и возможностей для достижения этих целей, исходя из реальности. При этом психотерапевт, обсуждая проблемы с пациентом, четко следует законам логики и выводит пациента на возможность самостоятельного принятия им решения с ответственностью за этот выбор. Это решение ни в коем случае не должно быть подсказано психотерапевтом. Только когда решение будет выстрадано и найдено самим пациентом, оно будет действенным и эффективным. Человек найдет возможность избавиться от психопатологических симптомов болезни и выйдет на путь выздоровления.

Третий этап рациональной психотерапии можно обозначить как поддерживающий. После того как пациент прекратит регулярно посещать лечебные сеансы и активно включится в жизнь, целесообразно некоторое время изредка (допустим, один раз в три-четыре недели) встречаться с ним для обсуждения того, как у него получается реализация всего того, что достигнуто в процессе психотерапии, как он справляется с конкретными обстоятельствами, и не возникает ли в новых проблемных ситуациях возобновления каких-либо прежних симптомов болезни. Таких встреч должно быть немного, чтобы избежать формирования зависимости пациента от психотерапевта. Важно, чтобы пациент был уверен в собственных силах и возможностях и самостоятельно преодолевал жизненные трудности.

Итак, рациональная психотерапия является одним из многих методов психотерапии. Работа специалиста с пациентом в этом направлении не означает, что по ходу лечебного процесса не понадобится использовать отдельные методики и варианты интерпретаций, заимствованные из других методов психотерапии. Только важно помнить, что применение таких фрагментов других методов должно быть не эклектичным, а основанным на патогенетическом и психогенетическом понимании механизма психопатологических проявлений заболевания, и не хаотично, а интегративно встраиваться в общую стратегическую задачу психотерапевтической работы с пациентом.

Поскольку при проведении рациональной психотерапии необходимо заниматься исправлением неверных суждений и умозаключений больных, то в этом отношении возможно использовать определенные техники, заимствованные из нейролингвистического программирования (НЛП), которое применяется в настоящее время в качестве психотерапевтического метода работы.

2024 english-speak.ru. Изучение английского языка.