Социология. Социальные изменения: модели, циклы. Социальное развитие общества

Социальные изменения, культура как фактор социальных изменений

Лекция 25. Концепции и факторы социальных изменений

Становление классического подхода к социальным изменениям совпало по времени с возникновением социологии как науки. Уже Огюст Конт и Герберт Спенсер рассматривали общество, с одной стороны, во временной статической перспективе, а, с другой стороны, - как динамическую систему, основанную на социальных изменениях. В самом деле, любое общество не может существовать в неизменном состоянии, вне различной скорости, интенсивности, ритма и темпа.

Что же такое социальное изменение? Наиболее простое и точное определение данному понятию дает Ю.М. Плотинский «под социальным изменением понимается любое изменение характеристики наблюдаемого объекта ».

В социологической науке существуют различные типологии социальных измерений.

Остановимся на двух наиболее распространенных.

Таблица 1.

В основе второй типологии социальных изменений лежат модели социального времени: линейная и циклическая .

Согласно модели линейного времени , время течет необратимо и непрерывно от прошлого, через настоящее к будущему. Так, например, О. Конт в основу этой модели положил идеалистическую концепцию эволюции , которая выступает движущей силой исторических изменений. Суть ее состоит в том, что человеческий род в своей истории проходит три стадии: теологическую, метафизическую и позитивную. На первой стадии люди заклинают сверхъестественные существа и силы, словно те ответственны за земные события. На второй стадии люди заменяют богов абстрактными причинами и сущностями, воспринимаемыми разумом. На третьей, позитивной стадии люди обращаются к законам, основанным на эмпирической очевидности, наблюдении и эксперименте.

Герберт Спенсер рассматривал эволюцию как универсальный принцип всей реальности – природы и общества. Человеческая история, считал он, проходит ряд последовательных стадий.

1. Простые, изолированные друг от друга общества, в которых все члены заняты примерно одной и той же деятельностью и поэтому в них отсутствует политическая организация.

2. Сложные общества, в которых появляется разделение труда среди индивидов и разделение различных частей общества, центральное значение здесь приобретает иерархическая политическая организация.

3. Общества удвоенной сложности существуют на постоянной территории и имеют действующую конституцию и систему законов.

4. Цивилизации – наиболее сложные общества, которые выражаются в таких формах, как национальные государства, федерации государств или большие империи.

Таким образом, в век науки и промышленности, резервуар человеческих знаний постоянно пополняются.

Модель циклического времени получила широкое распространение в последние годы. Циклами называют определенную совокупность явлений, процессов, последовательность которых представляет собой круговорот в течение какого-либо промежутка времени. Конечная фаза цикла как бы повторяет первоначальную, но только в других условиях или на другом уровне.

В обществе наблюдаются политические, экономические, социальные циклы: политические кризисы сменяются политической стабильностью, экономический рост чередуется с экономическим спадом, за повышением уровня благосостояния населения следует его снижение и т.д.

Многие социальные институты, общности и даже целые общества изменяются по циклической схеме – возникновение, рост, расцвет, кризис. Сложность циклических социальных измерений состоит в том, что разные явления и процессы в обществе имеют циклы разной продолжительности – от сезонных до многовековых. Поэтому в каждый данный момент наблюдается одновременное сосуществование социальных структур, явлений и процессов, находящихся на разных фазах своего цикла. Этим в значительной степени определяется непростой характер взаимодействия между ними, взаимные несоответствия, несовпадения и конфликты.

Среди циклических процессов выделяют изменения по типу маятника , волновые движения , спиралевидные . Первые считаются наиболее простой формой циклических изменений. В качестве примера можно привести периодическую смену у власти консерваторов и либералов. Рассмотрение волновых движений предполагает, с одной стороны, определенную направленность развития социальной системы, тенденцию к ее усложнению, а с другой – наличие сменяющихся друг друга волн изменений, которые соответствуют разным уровням организации социальной системы. Например, волновым процессом может быть цикл технологических инноваций, который достигает своего волнового пика, а затем идет на убыль, как бы затухает. Спиралевидный тип является наиболее сложной формой циклических социальных измерений. Он предполагает изменения по формуле: «повторение старого на качественно новом уровне». Спиралевидные процессы характеризуют социальную преемственность различных поколений. Каждое новое поколение тесно связано с предыдущими, но в то же время не похоже на них и привносит в социальную жизнь что-то свое, новое, способствуя тем самым общественному развитию.

Кроме циклических изменений, происходящих в рамках одной социальной системы, социологи выделяют циклические процессы, охватывающие целые культуры и цивилизации. Этот подход нашел отражение в теориях культурно-историчеких типов, одним из создателей которых был российский социолог Н.Я. Данилевский (1822-1885). В западной социологии подобные концепции получили развитие в трудах О. Шпенглера (1880-1936), П. Сорокина (1889-1968) и А. Тойнби (1889-1975).

В теориях культурно-исторических типов акцент делался на многолинейности развития «естественных» социокультурных систем как особых цивилизаций. Они возникли как антиподы линейной теории общественного развития. Несостоятельность «линейной теории» особенно подчеркивают современные социологи, которые считают, что общество может изменяться самым неожиданным образом. Этот процесс происходит тогда, когда социальная система не может восстановить свое равновесие с помощью прежних механизмов, а инновационная активность масс стремится выйти за рамки всех институциональных ограничений. В результате возникает ситуация, когда перед обществом встает проблема выбора из множества вариантов социального развития. Такое разветвление или раздвоение, связанное с хаотичным состоянием общества, называется социальной бифуркацией, которая означает непредсказуемость логики общественного развития.



Социальные изменения происходят в процессе совместных действий людей, которые не разрознены, а, наоборот, однонаправлены, взаимно сопряжены. Причем это сопряжение часто может быть бессознательным благодаря наличию у людей мотивов и ориентаций.

Механическая система, которая состоит из материальной точки (тела), висящей на нерастяжимой невесомой нити (ее масса ничтожно мала по сравнению с весом тела) в однородном поле тяжести, называется математическим маятником (другое название - осциллятор). Бывают и другие виды этого устройства. Вместо нити может быть использован невесомый стержень. Математический маятник может наглядно раскрыть суть многих интересных явлений. При малой амплитуде колебания его движение называется гармоническим.

Общие сведения о механической системе

Формула периода колебания этого маятника была выведена голландским ученым Гюйгенсом (1629-1695 гг.). Этот современник И. Ньютона очень увлекался данной механической системой. В 1656 г. он создал первые часы с маятниковым механизмом. Они измеряли время с исключительной для тех времен точностью. Это изобретение стало важнейшим этапом в развитии физических экспериментов и практической деятельности.

Если маятник находится в положении равновесия (висит отвесно), то будет уравновешиваться силой натяжения нити. Плоский маятник на нерастяжимой нити является системой с двумя степенями свободы со связью. При смене всего одного компонента меняются характеристики всех ее частей. Так, если нитку заменить на стержень, то у данной механической системы будет всего 1 степень свободы. Какими же свойствами обладает математический маятник? В этой простейшей системе под воздействием периодического возмущения возникает хаос. В том случае, когда точка подвеса не двигается, а совершает колебания, у маятника появляется новое положение равновесия. При быстрых колебаниях вверх-вниз эта механическая система приобретает устойчивое положение «вверх тормашками». У нее есть и свое название. Ее называют маятником Капицы.

Свойства маятника

Математический маятник имеет очень интересные свойства. Все они подтверждаются известными физическими законами. Период колебаний любого другого маятника зависит от разных обстоятельств, таких как размер и форма тела, расстояние между точкой подвеса и центром тяжести, распределение массы относительно данной точки. Именно поэтому определение периода висящего тела является довольно сложной задачей. Намного легче вычисляется период математического маятника, формула которого будет приведена ниже. В результате наблюдений над подобными механическими системами можно установить такие закономерности:

Если, сохраняя одинаковую длину маятника, подвешивать различные грузы, то период их колебаний получится одинаковым, хотя их массы будут сильно различаться. Следовательно, период такого маятника не зависит от массы груза.

Если при запуске системы отклонять маятник на не слишком большие, но разные углы, то он станет колебаться с одинаковым периодом, но по разным амплитудам. Пока отклонения от центра равновесия не слишком велики, колебания по своей форме будут достаточно близки гармоническим. Период такого маятника никак не зависит от колебательной амплитуды. Это свойство данной механической системы называется изохронизмом (в переводе с греческого «хронос» - время, «изос» - равный).

Период математического маятника

Этот показатель представляет собой период собственных колебаний. Несмотря на сложную формулировку, сам процесс очень прост. Если длина нити математического маятника L, а ускорение свободного падения g, то эта величина равна:

Период малых ни в какой мере не зависит от массы маятника и амплитуды колебаний. В этом случае маятник двигается как математический с приведенной длиной.

Колебания математического маятника

Математический маятник совершает колебания, которые можно описать простым дифференциальным уравнением:

x + ω2 sin x = 0,

где х (t) - неизвестная функция (это угол отклонения от нижнего положения равновесия в момент t, выраженный в радианах); ω - положительная константа, которая определяется из параметров маятника (ω = √g/L, где g - это ускорение свободного падения, а L - длина математического маятника (подвес).

Уравнение малых колебаний вблизи положення равновесия (гармоническое уравнение) выглядит так:

x + ω2 sin x = 0

Колебательные движения маятника

Математический маятник, который совершает малые колебания, двигается по синусоиде. Дифференциальное уравнение второго порядка отвечает всем требованиям и параметрам такого движения. Для определения траектории необходимо задать скорость и координату, из которых потом определяются независимые константы:

x = A sin (θ 0 + ωt),

где θ 0 - начальная фаза, A - амплитуда колебания, ω - циклическая частота, определяемая из уравнения движения.

Математический маятник (формулы для больших амплитуд)

Данная механическая система, совершающая свои колебания со значительной амплитудой, подчиняется более сложным законам движения. Для такого маятника они рассчитываются по формуле:

sin x/2 = u * sn(ωt/u),

где sn - синус Якоби, который для u < 1 является периодической функцией, а при малых u он совпадает с простым тригонометрическим синусом. Значение u определяют следующим выражением:

u = (ε + ω2)/2ω2,

где ε = E/mL2 (mL2 - энергия маятника).

Определение периода колебания нелинейного маятника осуществляется по формуле:

где Ω = π/2 * ω/2K(u), K - эллиптический интеграл, π - 3,14.

Движение маятника по сепаратрисе

Сепаратрисой называют траекторию динамической системы, у которой двумерное фазовое пространство. Математический маятник движется по ней непериодически. В бесконечно дальнем моменте времени он падает из крайнего верхнего положения в сторону с нулевой скоростью, затем постепенно набирает ее. В конечном итоге он останавливается, вернувшись в исходное положение.

Если амплитуда колебаний маятника приближается к числу π , это говорит о том, что движение на фазовой плоскости приближается к сепаратрисе. В этом случае под действием малой вынуждающей периодической силы механическая система проявляет хаотическое поведение.

При отклонении математического маятника от положения равновесия с некоторым углом φ возникает касательная силы тяжести Fτ = -mg sin φ. Знак «минус» означает, что эта касательная составляющая направляется в противоположную от отклонения маятника сторону. При обозначении через x смещения маятника по дуге окружности с радиусом L его угловое смещение равняется φ = x/L. Второй закон предназначенный для проекций и силы, даст искомое значение:

mg τ = Fτ = -mg sin x/L

Исходя из этого соотношения, видно, что этот маятник представляет собой нелинейную систему, поскольку сила, которая стремится вернуть его в положение равновесия, всегда пропорциональна не смещению x, а sin x/L.

Только тогда, когда математический маятник осуществляет малые колебания, он является гармоническим осциллятором. Иными словами, он становится механической системой, способной выполнять гармонические колебания. Такое приближение практически справедливо для углов в 15-20°. Колебания маятника с большими амплитудами не является гармоническим.

Закон Ньютона для малых колебаний маятника

Если данная механическая система выполняет малые колебания, 2-й закон Ньютона будет выглядеть таким образом:

mg τ = Fτ = -m* g/L* x.

Исходя из этого, можно заключить, что математического маятника пропорционально его смещению со знаком «минус». Это и является условием, благодаря которому система становится гармоническим осциллятором. Модуль коэффициента пропорциональности между смещением и ускорением равняется квадрату круговой частоты:

ω02 = g/L; ω0 = √ g/L.

Эта формула отражает собственную частоту малых колебаний этого вида маятника. Исходя из этого,

T = 2π/ ω0 = 2π√ g/L.

Вычисления на основе закона сохранения энергии

Свойства маятника можно описать и при помощи закона сохранения энергии. При этом следует учитывать, что маятника в поле тяжести равняется:

E = mg∆h = mgL(1 - cos α) = mgL2sin2 α/2

Полная равняется кинетической или максимальной потенциальной: Epmax = Ekmsx = E

После того как будет записан закон сохранения энергии, берут производную от правой и левой частей уравнения:

Поскольку производная от постоянных величин равняется 0, то (Ep + Ek)" = 0. Производная суммы равняется сумме производных:

Ep" = (mg/L*x2/2)" = mg/2L*2x*x" = mg/L*v + Ek" = (mv2/2) = m/2(v2)" = m/2*2v*v" = mv* α,

следовательно:

Mg/L*xv + mva = v (mg/L*x + m α) = 0.

Исходя из последней формулы находим: α = - g/L*x.

Практическое применение математического маятника

Ускорение изменяется с географической широтой, поскольку плотность земной коры по всей планете не одинакова. Там, где залегают породы с большей плотностью, оно будет несколько выше. Ускорение математического маятника нередко применяют для геологоразведки. В его помощью ищут различные полезные ископаемые. Просто подсчитав количество колебаний маятника, можно обнаружить в недрах Земли каменный уголь или руду. Это связано с тем, что такие ископаемые имеют плотность и массу больше, чем лежащие под ними рыхлые горные породы.

Математическим маятником пользовались такие выдающиеся ученые, как Сократ, Аристотель, Платон, Плутарх, Архимед. Многие из них верили в то, что эта механическая система может влиять на судьбу и жизнь человека. Архимед использовал математический маятник при своих вычислениях. В наше время многие оккультисты и экстрасенсы пользуются этой механической системой для осуществления своих пророчеств или поиска пропавших людей.

Известный французский астроном и естествоиспытатель К. Фламмарион для своих исследований также использовал математический маятник. Он утверждал, что с его помощью ему удалось предсказать открытие новой планеты, появление Тунгусского метеорита и другие важные события. Во время Второй мировой войны в Германии (г. Берлин) работал специализированный Институт маятника. В наши дни подобными исследованиями занят Мюнхенский институт парапсихологии. Свою работу с маятником сотрудники этого заведения называют «радиэстезией».

    Наташа. Весь современный мир охвачен глубокими изменениями. Они затрагивают все сферы человеческой цивилизации. Если бы в обществе не происходило изменений, то оно бы погибло.

По мнению известных социологов А.А.Радугина и К.А.Радугина социальное изменение это переход социальных систем, общностей, институтов и организаций из одного состояния в другое.

Понятие “социальные изменения” в социологии используется для описания динамики в обществе.

Социальные изменения, происходящие в обществе, могут включать в себя прирост населения, изменения в отношениях между социальными группами, в правах личности и т.д. Социальные изменения отличаются друг от друга как масштабом, так и глубиной.

Из всей совокупности социальных изменений можно выделить следующие типы:

Циклический;

Линейный;

Нелинейный.

Цикличность означает повторение тенденций прошлого, но с некоторыми новыми вариациями. Продолжительность цикла может быть короткой или длинной. Циклы различаются количеством фаз, ритмикой. Цикличность придает ритм общественным процессам, является способом существования и сохранения общества. Каждый новый цикл не является абсолютным повторение прежнего. Циклические изменения не являются в чистом виде круговыми процессами.

Социологи выделяют следующие формы циклических изменений:

По типу маятника (простейшая форма циклического процесса; примером может являться инвестиционная политика государства);

Волновые движения (к ним можно отнести цикл технических нововведений, который достигает своего волнового пика и вновь идет на убыль, как бы затухает);

Спиралевидные (наиболее сложная форма циклических изменений; примером спиралевидного процесса является отношение человека к природе).

Линейный тип социальных изменений заключается в том, что каждый этап общественного прогресса, каждый этап движения выступает моментом генетического продолжения предшествующего этапа. Линейный процесс направлен в будущее, воспринимается как движение вперед в пространстве и времени. Линейные процессы частично поглощают свойства предшествующего, обогащают и развивают их.

Ярким выражением линейных изменений является идея социального эволюционизма. По мнению Ф.Тенниса, процесс эволюции направлен от традиционного общества к обществу современному. В своей книге “Община и общество” Теннис выделял два типа общества: крестьянскую, деревенскую общину и индустриальное, городское общество. Развитие движется от одного к другому.

Авторы теории индустриального общества Р.Арон и У.Ростоу считают, что на смену “традиционному обществу”, в котором преобладает натуральное хозяйство с сословной иерархией, приходит общество нового типа - индустриальное. Для него характерна механизация и автоматизация труда, массовое производство товаров.

Широкую известность и дальнейшее развитие во второй половине XX века получают теории “постиндустриального общества”. С точки зрения авторов этих концепций, человеческое общество в развитии проходит три стадии: доиндустриальную, индустриальную, постиндустриальную. Основной ценностью постиндустриального общества становятся знания, информация, творческая деятельность.

Линейная динамика предполагает не только движение вперед, в будущее (прогресс), но и регресс, т.е. движение по нисходящей линии в изменении общества. Линейный регресс и прогресс сменяют друг друга в историческом процессе.

Теория линейных изменений в ХХ веке подверглась критике. Реальность доказала, что не существует вечных линейных закономерностей. Линейный тип лишь один из многих возможных изменений.

Главным субъектом социальных изменений является человек. Роль каждого индивида в обществе реализуется по нелинейному принципу. Переход общества от одного состояния к другому не всегда носит детерминированный характер, и направление движения может быть непредсказуемо. Социальные изменения в обществе неравномерны и противоречивы. В частности, противоречивость социальных изменений обусловлена несовпадением социальных интересов различных групп в обществе и неодинаковым восприятием ими социальных трансформаций.

2. Катя. Источники. Социальные изменения ставят людей перед новыми ситуациями и побуждают их вырабатывать новые формы деятельности. Изменения в поведении людей, а также в культуре и структуре нашего общества вызывают взаимодействие множества факторов. Социологи выделяют ряд особо важных факторов, воздействие которых различается в зависимости от ситуации, времени и места. Физическая среда. Люди живут в определенной среде обитания. Для того чтобы выжить, им необходимо вступить во взаимодействие с окружающей средой. К числу главных адаптивных механизмов, имеющихся в распоряжении населения, относятся социальная организация и технология. Однако социальная организация и технология, помогающие людям приспосабливаться к одной окружающей среде, не обязательно подойдут для адаптации к какой-то другой. Общества охотников и собирателей, огороднические, аграрные и индустриальные различаются по типу адаптации. Если окружающая среда по какой-то причине изменяется, ее обитатели, выработавшие определенный тип адаптации к ней, должны отреагировать на эти перемены соответствующими институциональными изменениями, новыми формами социальной организации, новыми техническими изобретениями. Засуха, наводнения, эпидемии, землетрясения и прочие стихийные силы вынуждают людей вносить изменения в свои жизненные стили. Кроме того, человек также оказывает значительное воздействие на свою физическую среду. Захоронения вредных отходов, кислотные дожди, загрязнение воды и воздуха, истощение водных ресурсов, эрозия верхнего плодородного слоя почвы и “наступление” пустынь – все это результат ущерба, нанесенного людьми экосистеме. Следовательно, человек связан с окружающей средой цепью сложных взаимных изменений. Население . Изменения в численности, структуре и распределении народонаселения также сказываются на культуре и социальной структуре общества. Например, поколение “беби-бума” оказало существенное влияние на музыкальные вкусы и политический климат западных обществ. “Старение” общества, также создает серьезные проблемы с рабочими местами, поскольку возросло число работников среднего возраста, добивающихся продвижения по служебной лестнице. Все большее число людей ожидает своего шанса для продвижения по службе, но вакансий появляется меньше, чем кандидатов, которые желают их занять. Конфликты из-за ресурсов и ценностей. Как неоднократно отмечалось выше, конфликт – это форма взаимодействия людей в борьбе за ресурсы или ценности. Интересы индивидов и групп противоречат друг другу; их цели несовместимы. Неудивительно, что конфликт становится источником социальных изменений. Для достижения своих целей в ходе такой борьбы члены группы должны мобилизовать свои ресурсы и возможности. Например, во время войны граждане бывают вынуждены отказаться от привычного образа жизни, терпеть неудобства военного положения. Конечно, конфликт также часто предполагает переговоры, достижение компромисса или умение приспосабливаться, что приводит к возникновению новых институциональных структур. Однако история показывает, что исходом такого взаимодействия редко бывает полное достижение целей участвующих в борьбе сторон. Чаще всего конечный результат выражается в образовании качественно новой целостной структуры. Старый социальный порядок постоянно подтачивается и уступает место новому. Поддерживающие ценности и нормы. Ценности и нормы, принятые в обществе, действуют как своего рода “цензоры”, разрешающие или запрещающие какие-то новшества. Они также могут действовать как “стимуляторы”. Интересно сравнить нашу готовность к принятию технических нововведении с нашим сопротивлением переменам в экономической теории, религии или моделях семьи. Это культурное противоречие находит отражение в нашем применении понятия “изобретатель”. Для нас изобретатель – это тот, кто создает новые материальные вещи, а того, кто является автором нематериальных идей, мы часто называем “революционером” или “радикалом” – словами, смысл которых имеет негативный оттенок. Инновации. Открытие приумножает знания, добавляя новые к уже существующим. Теория относительности А. Эйнштейна и генетическая теория Г. Менделя – это открытия. В противоположность этому изобретение представляет собой новую комбинацию старых элементов. Например, автомобиль, использующий в качестве топлива сжиженный газ,– это шесть известных элементов в новом сочетании: двигатель, работающий на сжиженном газе, баллон для сжиженного газа, коробка передач, промежуточное сцепление, ведущий вал и кузов. Инновации – как открытия, так и изобретения – не единичные акты, а кумулятивная последовательность передаваемых из поколение в поколение наращиваемых знаний плюс ряд новых элементов. Следовательно, чем больше количество культурных элементов, на которых могут базироваться инновации, тем выше частота открытий и изобретений. Например, изобретение стекла дало толчок к созданию линз, украшений для платьев, бокалов, оконных стекол, лабораторных трубок, рентгеновских трубок, электрических ламп, ламп для радио- и телевизионных приемников, зеркал и множества других изделий. Линзы в свою очередь способствовали появлению очков, увеличительных стекол, телескопов, фотокамер, фонариков и т.д. В основе такого типа развития лежит экспоненциальный принцип – по мере расширения культурной базы возможности новых изобретений имеют тенденцию к экспоненциальному росту.

3. Ира. Диффузия – это процесс, в ходе которого культурные характеристики распространяются от одной социальной системы к другой. Каждая культура содержит минимальное число уникальных особенностей и паттернов, которые присущи только ей. Например, славянская азбука (кириллица) составлена на основе греческого алфавита, который, в свою очередь, возник под влиянием финикийского. Русские получили христианскую веру от греков Византийской империи, а они – от иудейских сект начала новой эры, поверивших в Иисуса Христа как мессию. Мы с гордостью рассуждаем о том, что взяли от нас другие народы, но часто забываем, что мы сами получили от них. В первую очередь это касается США – страны без многовековых традиций. В качестве иллюстрации приведем сатирическое описание жизни “стопроцентного американца”, вышедшее из-под пера антрополога Ральфа Линтона: “Рассвет застает убежденного патриота, облаченного в пижаму – одеяние, пришедшее из Восточной Индии, – и возлежащего на кровати, изготовленной по образцу, ведущему свое происхождение из Персии или Малой Азии. Он по уши погружен в материалы неамериканского происхождения: хлопок, впервые выработанный в Индии; лен, пришедший с Ближнего Востока; шерсть из Малой Азии; шелк, возможности использования которого были впервые открыты китайцами... Если наш патриот достаточно старомоден и придерживается традиций так называемого американского завтрака, то на его столе будут соседствовать кофе и апельсин, попавший в Америку из Средиземноморья. Затем он съест тарелку каши, изготовленной из зерна, выращиваемого на Ближнем Востоке... А в качестве дополнения к завтраку он может съесть яйцо, снесенное птицей, которую разводят в Юго-Восточной Азии, или же кусочек мяса животных, выращиваемых в том же регионе...” .(Vander Zanden James W. Sociology. P. 357.) В целом можно сказать, что в непрерывном процессе социальных изменений задействовано множество социальных факторов.

По мнению исследователей, ни одно общество не стоит на месте.

Если сумма позитивных последствий крупномасштабных изменений в обществе превышает сумму негативных, то это свидетельствует о том, что в обществе прогресс. В противном случае имеет место регресс общества.

Прогресс - глобальный всемирно-исторический процесс, охватывающий период восхождения человечества от состояния дикости к вершинам цивилизации.

Регресс - локальный процесс, проистекающий в отдельных обществах в короткие промежутки времени.

Социальный прогресс может быть постепенным, его еще называют реформистским, и скачкообразный, т.е. революционный.

Реформа (от лат. reformo) - более или менее существенные изменения в отдельных сферах общественной жизни, не затрагивающие сущности данного общественного строя.

Реформы носят социальный, экономический, политический характер.

Революция (от лат. revolution - поворот, переворот) - коренное и насильственное изменение государственного и общественного строя, затрагивающее все стороны жизни общества.

Революции бывают научные, религиозные, технические, экономические, политические и т.д.

Реформы и революции различаются масштабом, областью применения, субъектом реализации и своей исторической значимостью.

Реформы требуют частичных улучшений и постепенности, а революции предполагают радикальный переход от старого к новому.

Самой величайшей революцей в истории человечества считается неолитическая. Она длилась 3 тыс. лет (ок. 5-6 тыс. - 2 тыс. до н.э.). В ходе этой революции человечество совершило грандиозный скачок.

4. Маша . Закономерности социальных изменений.

warning: Parameter 1 to node_images_edit_access() expected to be a reference, value given in /opt/lampp/htdocs/site6.my/www/includes/menu.inc on line 452.

В настоящее время основными концепциями социальных изменений являются теория систем и модель текучего социокультурного поля. Согласно основной идее теории систем, комплексное целее состоит из множества элементов, которые объединены различными взаимосвязями и обособлены оттого, что их окружает, какими-то границами. На макроуровне в качестве системы может рассматриваться "глобальное общество" (человечество), на среднем уровне (мезоуровне - национальные государства и региональные политические или военные союзы, на микроуровне- локальные объединения, ассоциации, фирмы, семьи, компании друзей и т.д.. Под социальными изменениями представители школы теории систем понимают то, что происходит либо с самой системой, либо внутри нее. Состояние системы само по себе не одномерно, оно представляет собой обобщенный, суммарный результат состояния многих социальных изменений:

    конечные элементы (число и разнообразие человеческих индивидов, их действий и т.д.);

    взаимосвязи элементов (социальные связи, отношения личной преданности и верности, взаимодействия, обмена и т.д.);

    функции элементов системы как целого (необходимость определенных действий для сохранения социального порядка);

    границы (критерии включения, принципы рекрутирования, условия принятия индивидов в группу или контроля включения в организацию и т.д.);

    подсистемы (число и разнообразие специализированных областей, секций, подразделений и т.д.);

    окружение (естественные условия, соседство других обществ, геополитическое положение).

Лишь посредством комплексного взаимодействия система обретает некие общие характеристики: равновесие и неустойчивость, консенсус или несогласие, гармония или раздоры, кооперация или конфликт, мир или война, процветание или кризис. В рамках модели текучего социокультурного поля, выработанной в качестве альтернативы модели социальной системы, основные положения концепции социальной динамики обретают особую значимость. В ней под социальным изменением имеются в виду: социальный процесс, включающий в себя последовательность социальных событий (различные состояния социального поля); социальное развитие, дифференциация, экспансия, кристаллизация, расчленение социального поля в его различных измерениях, являющиеся результатом его внутренних свойств; и, наконец, социальный прогресс, представляющий собой развитие, которое можно рассматривать как определенное улучшение в соответствии с той или иной аксиологической точкой зрения. Основное отличие модели поля от системной состоит в теоретическом обосновании изменения и процессов как именно протяженных, а не дискретных, фрагментированных или разорванных. Между двумя точками во времени, как бы близки они ни были, движение не останавливается. Как бы не сужалась шкала, ограничивая временное расстояние между двумя "срезами" общества, это расстояние всегда будет заполнено изменениями. Они происходят непрерывно, и любые два состояния социокультурного поля - и практически совпадающие по времени и отдаленные - будут качественно различны. Типологизация социальных процессов базируется на шести критериях:

    форма или очертания, которые принимает процесс;

    итог, результат процесса;

    осведомленность населения о социальном процессе;

    его движущие силы;

    уровень социальной реальности, на котором действует процесс;

    временной аспект процесса.

- 25.52 Кб

Типы социальных изменений

Если в обществе не происходит изменений, то оно погибает, начинает стагнировать (загнивать). Общество - живая динамическая система, подвергающаяся воздействиям как внутренних, так и внешних сил. Структурные элементы общества (социальные группы, социальные институты, общности) вступают в различные сложные взаимодействия. Это постоянное взаимодействие естественно приводит к изменениям в обществе, которые могут происходить как на микроуровне, т.е. обусловлены влиянием роли отдельной личности, изменением статуса этой личности, так и на макроуровне.

Социальное изменение, как отмечают социологи А.А. Радугин и КА. Радугин, это переход социальных систем, общностей, институтов и организаций из одного состояния в другое. П

онятие «социальное изменение» носит общий характер и может конкретизироваться понятием «развитие», которое в узком смысле означает «необратимое изменение объектов», предполагает переход от простого к сложному, от низшего к высшему. Это такое движение общества, которое связано не с любыми изменениями, а с глубинными, изменяющими структуру общества, ведущими к появлению новых общественных отношений, институтов, норм и ценностей. Однако в обыденной речи, как правило, понятие «развитие» употребляется как синоним понятия «изменение». И в этом случае можно сказать, что понятие «развитие» используется не в узком, а в широком смысле.

Социальные изменения, происходящие в обществе, могут включать в себя прирост населения, изменения в отношениях между социальными группами, в избирательной системе, в правах личности и т.д. Изменения могут относиться к области изобретений, к правилам русского языка, нормам морали и т. д.

Социальные изменения различаются не только масштабом, но и глубиной. Из всей совокупности социальных изменений можно выделить следующие типы: циклический, линейный, нелинейный.

Циклический тип

Социология уделяет внимание повторяющимся циклическим процессам. В общественной жизни циклические процессы имеют такое же распространение, как и в природе. Существуют, как известно, астрономические циклы (день, ночь, времена года), биологические циклы (рождение, детство, юношество, зрелость, старость, смерть). Выделяются также циклы в повседневной жизни (выходные и рабочие дни) и др. В обществе отчетливо проявляются политические, экономические, социальные циклы: политические кризисы сменяются политической стабильностью, за экономическим процветанием наступает упадок, повышение уровня благосостояния населения чередуется с его снижением и т.п. Иными словами, социальная жизнь похожа на круговорот. Каждый из процессов в обществе сменяет другой. Каждый из процессов исчерпывает свой потенциал. Социально-историческое развитие идет по кругу, что позволяет говорить об его определенной обратимости.

Цикличность означает повторение тенденций прошлого, но с некоторыми новыми вариациями. Каждый из циклических процессов обладает сходством между повторяющимися состояниями системы, количеством повторений в цикле. Продолжительность цикла может быть короткой и длинной. Циклы различаются количеством фаз, ритмикой, ускорением или замедлением интервалов. Циклические процессы способствуют воспроизводству социальной системы, воспроизводству ее функций (производство материальных благ, их распределение, регламентация поведения людей и др.), воспроизводству социальных общностей (этносы, нации, классы, страты), воспроизводству устойчивых форм деятельности (научная, производственная, художественная и т. д.), социальных ролей (врач, юрист, воспитатель, военный). Цикличность придает ритм общественным процессам, является способом существования и сохранения общества. При этом очень важно знать, что каждый новый цикл не является абсолютным повторением прежнего. Воспроизводство социума не означает полного содержательного тождества фаз цикла, начала и конца цикла.

Следовательно, циклические изменения не есть в чистом виде круговые процессы. Поэтому неверными являются европоцентристские представления об абсолютном застое в XVII - XVIII веках восточных стран, как, например, Китай, история которого долгое время была типичным примером циклического развития, отторгавшего культурные и технические нововведения. И все же нынешний динамичный Китай воспроизводит в значительной степени традиционные отношения.

Современные социологи считают возможным выделить формы циклических изменений. Такими формами циклических процессов называют изменения по типу маятника, волновые движения, спиралевидные. Движения, или изменения, по типу маятника считаются наиболее простой формой циклического процесса. В качестве примера такого движения можно привести инвестиционную социальную политику, когда средства на развитие социальной сферы общества то увеличиваются, то, наоборот, сокращаются, то есть возвращаются к первоначальной сумме. Иллюстрацией волновых процессов в обществе служит, скажем, цикл технических нововведений, который достигает своего волнового пика и вновь идет на убыль, как бы затухает.

Спиралевидный тип является наиболее сложной формой циклических изменений. Спиралевидная динамика определяется по ставшей классической формуле - «возврат к якобы старому, повторение старого на ином уровне». Это такой процесс изменений, когда обновление и устаревание являются лишь частичными. Каждый цикл изменяющегося явления (процесса) как бы отрицает предшествующий, превращаясь в свою противоположность, в другое качество и в то же время как бы возвращается в свое прежнее состояние. Но этот возврат к старому осуществляется на новом уровне, с обнаружением новых свойств. Спиралевидная модель является образом социальной преемственности. Спиралевидные процессы реализуются в обществе, как по восходящему типу, так и по нисходящему. Это означает, что спиралевидный цикл изменений нельзя понимать только как поступательный, восходящий. Есть и нисходящие спиралевидные процессы, свидетельствующие о дисфункциях в обществе, о его гибели, упадке. Примером спиралевидного процесса является отношение человека к природе. В первобытные времена природа воспринималась человеком как слепая господствующая сила. С Нового времени по XX век человек благодаря научно- техническому прогрессу обрел новые технологические возможности и счел себя ее покорителем и властелином. И лишь теперь он осознал свою органическую связь с природой и необходимость гуманного к ней отношения.

Кроме циклических изменений, происходящих в рамках качественно одной социальной системы, социологи и культурологи особенно выделяют циклические изменения, происходящие в циклической динамике социокультурных систем. Поэтому уместно кроме системно-функционального цикла, о котором до сих пор шла речь, говорить об историческом цикле. Исторический цикл, выделяемый такими мыслителями, как Д. Вико, Н. Данилевский и др., отражает единство процесса возникновения, расцвета и распада социокультурных систем, подчеркивает определенный срок жизни общества. Концепции названных культурологов стремятся показать единство всемирной теории, ее повторяемость, сопряжение восходящей и нисходящих линий, либо рассматривают историю как совокупность различных культурно-исторических типов, имеющих свой жизненный срок (цикл).

Линейный тип

Линейный тип социальных изменений рассматривает всю историю человечества как единый и главное - направленный процесс. Линейный тип социальной динамики возник как результат влияния библейской историософии, иудейско-христианской традиции и превратился в общественном сознании в идею эволюционизма, в идею прогресса. Линейный прогресс направлен в будущее, воспринимается как движение вперед во времени и пространстве.

Особенность линейной динамики заключается в том, что каждый этап общественного прогресса, каждый этап движения выступает моментом генетического продолжения предшествующего этапа. Линейные процессы частично поглощают в себя свойства предшествующих, обогащают и развивают их.

Наиболее ярким выражением линейных представлений являются идеи социального эволюционизма. Теории социального эволюционизма, несмотря на все их многообразие, представляют собой стремление осмыслить исторический процесс как единую линию, как часть общей разнообразной линейной космической эволюции, вбирающей в себя сложные эволюционные процессы Земли и всей планетной системы.

Известны классические теории социальной эволюции Г. Спенсера, Э. Дюргейма, Ф.Тенниса, а также современные теории, сформулированные Р. Ароном, У. Ростоу, Д. Беллом, 3. Бжезинским, А. Тоффлером и др. Остановим внимание на главных положениях, выдвинутых этими теоретиками, памятуя, что в предыдущих темах уже шла речь об их концепциях.

Эволюционный процесс, с точки зрения Г. Спенсера, состоит в усложнении форм общественной жизни. Общественная жизнь по мере влияния на нее разнообразных внешних условий усложняется, возрастает разнородность в подсистемах, составляющих общество. Таким образом, общество дифференцируется, и этот темп дифференциации ускоряется по мере возрастания сложности. Дифференциация означает разделение функций между частями общества, его подсистемами, развитие специализации. Эволюционные изменения повышают гармонию социальных процессов, способствуют интеграции составляющих общество частей. Таким образом, основная идея социального эволюционизма Спенсера - идея дифференциации и интеграции. Общество же развивается в направлении от простого, традиционного, к дифференцированному, сложному, рациональному, все более интегрированному. Э. Дюркгейм видел процесс эволюции как движение от общества с неразвитым разделением труда, сегментарной структурой и механической солидарностью его членов к обществу с развитым разделением труда, сложной структурой и органической солидарностью. Механическая солидарность, по Э. Дюркгейму, существует в традиционных обществах, где коллектив поглощает индивида, где существуют единые нормы поведения и ценности. Таким образом, солидарность между индивидами обусловлена единообразием социальной жизни в каждом из сегментов общества, неразвитым разделением труда, почему и названа им механической. Органическая солидарность, напротив, обусловлена развитым разделением труда, которое ставит индивидов в тесную зависимость друг от друга, ослаблением действия запретов и повышением степени индивидуальной свободы индивидов. Переход от механической солидарности к органической и есть эволюция общества, источник которой кроется в углублении разделения труда и социальной дифференциации.

Ф. Теннис представил в своей книге «Община и общество» два типа общества - крестьянскую, деревенскую общину (по-немецки - «Гемейншафт») и индустриальное, городское общество («Гезельшафт»). Таким образом, процесс эволюции направлен от традиционного общества к обществу современному. Теннис выделил пять основных особенностей, отличающих эти общества, которые можно назвать типами взаимосвязей. Крестьянская, деревенская община предполагает, что в ней поведение индивидов и их роли обусловлены общинными принципами, традициями, религиозными ценностями, ограниченной (неразвитой) специализацией. Основная ячейка этого общества - семья, община. В городском обществе все происходит наоборот. Здесь социальные роли, поведение индивидов определяются стремлением к личной выгоде, подчинением формальным законам, выполнением специализированных формальных ролей, светскими ценностями. Основная ячейка городского общества - корпоративные и ассоциативные формы объединения людей.

Р. Арон и У. Ростоу - авторы теории индустриального общества, которое приходит на смену отсталому аграрному, «традиционному обществу» с преобладающим натуральным хозяйством, с сословной иерархией. Индустриальное общество характеризуется не только развитой специализацией труда и системой управления, но также механизацией и автоматизацией, развертыванием научно-технической революции, массовым производством товаров для широких слоев населения.

Во второй половине XX века широкую известность и дальнейшее развитие получают теории «постиндустриального общества», которое называют также «информационным обществом». Все развитие человеческого общества, с точки зрения авторов этих концепций, проходит три стадии: доиндустриальную (аграрную), индустриальную и постиндустриальную. В постиндустриальном обществе основной ценностью становятся знание, интеллект, информация, творческая деятельность, воплощенная в человеке.

Нужно сказать, что линейная динамика предполагает не только прогресс, не только движение вперед, в будущее, но и регресс, то есть, воспринимается как нисходящая линия в изменениях общества. Однако регресс не должен пониматься как простое повторение в обратном порядке уже пройденных этапов. Абсолютное повторение прошлого невозможно в новых, изменившихся условиях, поэтому корректнее говорить об асимметричности линейных процессов. Линейный прогресс и регресс сменяют друг друга в историческом процессе. История не бывает полностью обратимой.

Социологи выделяют также виды социальных изменений. Особое значение имеют инновационные изменения, которые превращаются в фактор социального развития.

К ним относятся различные открытия и изобретения. Человечеству известно множество открытий, изменивших его судьбу и облик планеты (колесо, азбука, паровой двигатель, автомобиль, учение об условных и безусловных рефлексах, таблица Менделеева, выборная демократия и др.).

Нередко инновации оказываются несовместимыми с существующей культурой, и тогда проходит немало времени, прежде чем инновация будет принята обществом. И все же бывает так, что инновация отвергается обществом. Так, например, в российском обществе вызывают недоверие такие ценности либеральной демократии, как экономический индивидуализм, неприкосновенность частной собственности и др. Если технические, материальные изобретения можно испытать и проверить достаточно быстро, то социальные инновации доказывают свою целесообразность длительное время. Поэтому социальным новшествам, например, даже нужным законам, приходится преодолевать сопротивление, а порой и протест социальных групп, прежде чем эти законы докажут свою работоспособность.

Каковы причины социальных изменений? С некоторой долей условности можно выделить два основных подхода, которые противоположным друг другу образом отвечают на этот очень сложный вопрос. Источник социальных изменений, с точки зрения большей части социологов, находится внутри самого общества, то есть кроется во взаимодействии его структур, сфер, групп и т. п. Решающую роль в изменении, развитии общества играет социальный конфликт. При этом марксисты выделили в основе социальных изменений конфликт между противоположными классами, партиями, идеологиями. Вся социальная история в марксизме предстает как история борьбы классов угнетаемых и угнетателей. Социальные противоречия в марксистской концепции есть источник развития.

Немарксистская современная теория конфликта в лице Л. Козера, Р. Дарендорфа, Л. Гумпловича, Э. Гидденса и других тоже рассматривает конфликт как естественное явление, как способ движения, развития общества. Конфликт - неотъемлемая черта социальной жизни. Задача общества - научиться разрешать конфликты, рационально регулировать их, а не подавлять. Консервация конфликта неминуемо приведет к высокому напряжению в обществе и в конечном итоге - к взрыву социально-политической активности и разрушению социальной системы.

Разница между марксистской и немарксистской школой конфликта состоит в трактовке содержания конфликта. Так, например, немецкий социолог Р. Дарендорф считает, что в основе современного социального конфликта лежат отношения господства и подчинения, которые пронизывают все сферы общества. Такие отношения присутствуют в семье, в студенческой аудитории, в армии и т. д. Эти отношения всегда, в любом обществе встречают естественное сопротивление. Итак, если марксизм считает базой конфликта неравенство по отношению к средствам производства, неравенство в сфере отношений собственности, то Р. Дарендорф переносит конфликт на другую почву - в сферу управления людьми. Польско-австрийский социолог Л. Гумплович объясняет конфликт с точки зрения социального дарвинизма и социальной психологии, поскольку рассматривает его как выражение человеческих страстей: зависти, агрессии, неудовлетворенности, как беспощадную борьбу.

Краткое описание

Типы социальных изменений
Если в обществе не происходит изменений, то оно погибает, начинает стагнировать (загнивать). Общество - живая динамическая система, подвергающаяся воздействиям как внутренних, так и внешних сил. Структурные элементы общества (социальные группы, социальные институты, общности) вступают в различные сложные взаимодействия. Это постоянное взаимодействие естественно приводит к изменениям в обществе, которые могут происходить как на микроуровне, т.е. обусловлены влиянием роли отдельной личности, изменением статуса этой личности, так и на макроуровне.

2024 english-speak.ru. Изучение английского языка.