Ребенок на домашнем обучении. Как организовать домашнее обучение школьника? Плюсы и минусы домашнего обучения

В последнее время все чаще и чаще от родителей можно услышать о том, что их ребенок обучается дома. Причем домашнее обучение вызывает все больший интерес. Возможно, и вы тоже задумываетесь о том, чтобы перевести ребенка на домашнее обучение? Домашнее обучение школьников вполне возможно, однако для этого родители должны знать некоторые особенности данной процедуры.

Начало работы - Письмо о намерениях в домашнюю школу

В соответствии с законом штата Колорадо родители, которые хотят начать домашнее обучение, должны предоставить письменное уведомление об учреждении домашней школьной программы за 14 дней до начала школьной программы в школьном округе Колорадо. Письменное уведомление должно включать имя, возраст, место жительства и количество часов посещения для каждого ребенка, который будет участвовать в домашней школьной программе. Письменное уведомление должно быть повторно отправлено в школьный округ Колорадо каждый год.

Существует несколько разновидностей данной формы обучения, каждая из которых, несмотря на общие схожие черты, имеет свои собственные отличительные черты. Именно об этом и пойдет речь в этой статье.

Надомное образование

К сожалению, но существует достаточно много детей, которые при всем их желании просто – напросто по состоянию своего здоровья не могут посещать обычную общеобразовательную школу. И подобных детей, увы, совсем немало – по статистическим данным Минздрава РФ, на сегодняшний день в нашей стране почти 700 тысяч детей – инвалидов школьного возраста. И примерно 60% всех детей не в состоянии посещать школу.

Закон штата Колорадо гласит, что программы школьной школы должны включать, но не ограничиваются ими, предметы коммуникативного общения в области чтения, письма и говорения, математики, истории, гражданственности, литературы, науки и регулярных курсов обучения в конституции Состояния. Выбор учебной программы осуществляется по усмотрению родителя, который осуществляет надзор за домашней программой обучения. Государство не может предлагать какие-либо рекомендации в этой области и призывает связаться с районом, который получил письменное уведомление, если есть дополнительные вопросы.

А что же делать остальным ребятам? Вообще не учиться? Так, разумеется, нельзя. Учиться самостоятельно, но не получать никаких бумажек? Но ведь аттестат о среднем образовании нужен всем людям без исключения! Вот именно для таких детей единственным выходом является надомное образование, которое поможет им не остаться без аттестата зрелости.

Что для этого необходимо?

Домашние школьные программы должны иметь не менее 172 дней обучения, в среднем 4 часа в день в день. Записи для каждого ребенка, участвующего в домашней школьной программе, должны храниться на постоянной основе родителем, который наблюдает за домашней школьной программой. Записи должны быть подготовлены и предоставлены школьному округу, который получил письменное уведомление, а не состояние штата Колорадо, в просьба школьного округа. Результаты оценки, будь то по оценке или квалифицированному лицу, должны быть представлены в школьный округ, который получил письменное уведомление.

В настоящее время существует две формы надомного обучения, рассчитанные для ребят – инвалидов:

  • Общеобразовательная

Те ребята, находящиеся на домашнем обучении, которые учатся по общеобразовательной программе, изучают все те же самые дисциплины, которые изучают их здоровые сверстники в обычной средней школе. И, в принципе, в итоге после окончания школы, и у тех детей, и у других после окончания обучения базовые знания должны быть совершенно одинаковыми, разумеется, с поправкой на индивидуальные особенности и способности каждого конкретного ребенка.

Другие вещи, которые нужно знать о домашней школе

Государство не может давать указания относительно оценок или оценки. Пожалуйста, обратитесь в местный школьный округ за ресурсами или конкретными сроками представления результатов оценки. Домашняя школа считается непубличной и не регулируется штатом Колорадо. Родитель, который курирует домашнюю школьную программу, берет на себя ответственность за получение книг, расходных материалов, тестов и несет ответственность за любые связанные с этим расходы. Поскольку домашнее обучение считается непубличным, домашняя школа не аккредитована Департаментом образования штата Колорадо или местным школьным округом.

Однако в отличие от школьного обучения, во время надомного обучения расписание уроков достаточно гибкое – продолжительность уроков может быть как более короткой, так и более длительной: в зависимости от индивидуальных потребностей ребенка и, конечно же, от его состояния здоровья.

Учителя, как правило, приходя к ребенку домой, предпочитают за один раз захватывать сразу несколько тем, именно поэтому чаще всего в один день бывает не более трех уроков за один раз. Стандартная схема надомного обучения больного ребенка выглядит так:

  • Восемь уроков – 4 класс.
  • Десять уроков – 5-8 класс.
  • Одиннадцать уроков – 9 класс.
  • Двенадцать уроков – 11 класс.

После того, когда ребенок закончит обучение по общей программе, ему школа выдаст аттестат, свидетельствующий о том, что ребенок закончил общеобразовательную школу, причем этот аттестат точно такой же, как и его одноклассники, которые учатся в обычной школе по стандартной школе.

  • Вспомогательная программа обучения

Если же ребенок болен достаточно серьезно, то его обучение разрабатывается с учетом индивидуальных особенностей, по вспомогательной программе. В том случае, если ребенок оканчивает школу по вспомогательной программе, то после окончания обучения ему будет выдан аттестат специального образца, в котором будет указана та программа, по которой он и учился.

Как это происходит?

Для того чтобы ребенок обучался на дому, родителям необходимо предпринять некоторые меры. Во-первых, необходимо обратиться в детскую поликлинику к врачу – педиатру, который отправит ребенка на специальную комиссию, которая обследует малыша и вынесет соответствующее решение. Если комиссия сочтет, что ваш ребенок нуждается в обучении на дому, вам на руки выдадут специальное медицинское заключение. Существует перечень заболеваний для домашнего обучения школьников.

После этого родители должны обратиться к директору школы, написать заявление соответствующего образца. К заявлению вам необходимо приложить то самое медицинское заключение о необходимости домашнего обучения. Если ребенок может обучаться по общей программе, учитель выдаст родителям расписание посещений ребенка педагогами.

В том же случае, если ребенок тяжело болен, родители вместе с учителями вместе должны составить вспомогательную программу обучения. В этой программе должны быть четко прописаны те предметы, которые будет изучать ребенок, а также количество обязательных часов в неделю.

В течение недели после предоставления родителями всех необходимых документов директор школы должен издать специальный указ по школе, в котором должен быть указан преподавательский состав, который будет обучать ребенка, а также количество учебных часов в неделю, и периодичность аттестации ребенка по учебным дисциплинам в течение года.

На руки родителям ребенка директор школы выдаст специальный журнал, в котором учителя, приходящие на дом к ученику, должны делать записи о времени занятий с ребенком, содержимом пройденного материала и успеваемости ребенка. В конце каждого учебного года родители ребенка должны сдавать этот журнал в общеобразовательное учреждение, во время проведения итоговой годовой аттестации.

Семейное обучение

Еще один вид обучения, при котором ребенок может учиться на дому, не посещая школу – это семейное образование. В подобных случаях ребенок обучается дома не потому, что состояние здоровья его вынуждает к подобной мере, а потому что его родители так хотят. Все знания в этом случае ребенку дают либо приглашенные к нему частные педагоги – репетиторы, либо сами родители, либо в результате самообразования. В школу дети, обучающиеся подобным способом, приходят только для промежуточной и итоговой аттестации.

Для того чтобы перевести ребенка на форму семейного образования, родители также должны обратиться с соответствующим заявлением к директору общеобразовательного учреждения. Директор рассмотрит заявление, и вынесет решение. Также будет издан приказ по школе, в котором будут четко прописан график промежуточной и итоговой аттестации ребенка.

В каких же случаях имеет смысл задуматься о том, чтобы отдать предпочтение именно домашней форме обучения? Давайте попробуем разобраться в этом вопросе:

  1. Уровень развития ребенка. О домашнем обучении можно подумать в том случае, если по своему умственному развитию ребенок значительно опережает своих ровесников. Как правило, такие дети очень выделяются из общей массы – они крутятся на уроках, совершенно не слушают учителя, жалуются на то, что им скучно. Иногда, чтобы решить эту проблему, ребенка переводят через один, а то и два класса. Однако это тоже далеко не самый лучший вариант, так как в этом случае одноклассники ребенка будут гораздо более зрелыми эмоционально.
  2. Занятия спортом, музыкой, рисованием. В том случае, если ваш ребенок профессионально занимается танцами, каким – либо видами спорта, музыкой, рисованием, совмещать их с учебой в школе зачастую бывает не так уж и просто. Поэтому порой, если бросать занятие не хочется, семейное домашнее обучение может стать самым оптимальным вариантом решения проблемы.
  3. Специфика работы родителей. В том случае, если родители по специфике своей очень часто меняют место жительства, постоянный перевод ребенка из школы в школу может стать для него очень сильной эмоциональной нагрузкой, с которой он может безболезненно справиться далеко не всегда. У него могут начаться проблемы как с успеваемостью в школе, так и с общением со сверстниками. А семейное обучение может стать наилучшим выходом из данной ситуации.

Что для этого необходимо?

Как уже говорилось, если родители решат перевести ребенка на домашнее обучение, они должны написать заявление на имя директора школы. Однако перед этим необходимо написать заявление с просьбой о рассмотрении данного вопроса в местный отдел департамента образования.

В департаменте образовании будет создана специальная комиссия. В состав этой комиссии входит представитель департамента, директор и педагог той школы, за которой будет закреплен ваш ребенок, педагоги и тренера ребенка, сам ребенок, иные заинтересованные лица.

В том случае, если эта комиссия сочтет необходимым и целесообразным обучение ребенка в домашних условиях, принимается решение о закреплении ребенка за конкретной школой. И уже после этого на педагогическом совете школы будет составлен график промежуточной и итоговой аттестации ребенка.

Плюсы и минусы домашнего обучения

Домашнее семейное обучение школьников имеет целый ряд как положительных, так и отрицательных сторон. К положительным моментам относятся.

Добрый день, уважаемые читатели, гости и друзья! Сегодня я рада представить вашему вниманию интервью с мамой, которая у меня вызывает восхищение — Юлия Луговская, автор блога «Творческий подход к обучению, воспитанию и общению с ребенком ».

Юля, мама 9 летнего сына. Вот уже 1,5 года (2 класс) Юля занимается с Митей домашним обучением. В нашем интервью я не хочу затрагивать вопросы эффективности такого обучения, положительных и отрицательных моментов, связанных с ним, так как Юля очень подробно рассказала об этом в своей статье «Мои ответы на вопросы про домашнее обучение ». Сегодня мне бы хотелось поговорить о том, как организовать это домашнее обучение.

Юля, несколько лет назад к тебе пришло понимание того, что ты не хочешь отдавать сына в школу, а хочешь учить его дома. Какой был твой следующий шаг после того, как решение было принято? Куда ты обращалась за информацией, какие документы, возможно, потребовались для перевода ребенка на домашнюю форму обучения?

Когда сыну было 6 лет, я искала школу, в которой ему было бы хорошо. И все никак не складывалось, если и находились внушающие доверие школы, то только на другом конце города. А потом прочитала у друзей в ЖЖ, как они учатся на экстернате, задала уточняющие вопросы — и буквально за один день мне открылась картина такого привлекательного будущего нашей семьи, что сразу решила идти этим проторенным путем и записаться в ту же школу. Предварительно я ознакомилась с программой первого класса на сайте экстерната. Она оказалась понятной и очень компактной, что только укрепило мои намерения. Для записи в экстернат никаких особенных документов не нужно (достаточно ксероксов паспорта и свидетельства о рождении, фотографий, заявления), и что меня удивило — даже присутствия ребенка не потребовалось.

Юля, т.е. ты пришла в школу, сдала необходимые документы директору и официально вы теперь прикреплены к школе, но учитесь дома? А необходимо ли по окончании года ребенку проходить какие-либо тесты, собеседования, чтобы отчитаться за полученные знания? Как происходит контроль процесса обучения со стороны школы?

Да, но не в любую школу, а именно в ту, где учились мои знакомые. И не к директору, а к специальному сотруднику экстерната. Сдала документы, заполнила заявление, получила зачетную книжку и учебники. Сын стал числиться учеником этой школы. В начальной школе для перехода в следующий класс ребенок должен сдать экзамены по основным предметам (диктант, технику чтения, тесты по математике и окружающему миру). Экзамены можно сдавать в декабре и апреле. Или за один класс в декабре, за следующий — уже в апреле. В какую сессию, какой предмет сдавать выбирает сам ученик. Перед экзаменами проходят консультации, больше поводов ходить в школу, у ребенка нет. Если не получается сдать экзамен — ученику предоставляется новая попытка в следующую сессию. В итоге можно по одному предмету быть еще в первом классе, а по другому — перейти в третий.

Получается, что так можно учиться не в любой школе, а только в той, которая поддерживает данную форму обучения?

По закону, можно прийти в школу (до последнего времени — в любую, как сейчас будет после новых правил не знаю) и аттестоваться за любой класс. Но на практике все-таки лучше идти в ту школу, которая специализируется на экстернате. Например, в нашей школе около 30 второклассников-экстернов и сдавать экзамены в их компании намного приятнее, чем быть единственной белой вороной на всю школу. Помимо экстерната, есть еще один законный способ учиться дома — семейное обучение, он более распространен. Его плюс в том, что родители получают денежную компенсацию за обучение. А минус в том, что в отличие от экстерната требования к семейному обучению очень расплывчаты и руководство каждой школы их трактует по-своему. Где-то ученикам приходится сдавать экзамены каждую четверть, а где-то и вовсе приходить писать все контрольные.

Очень интересно! Я даже не представляла о наличии таких различий. Теперь у меня сформировались представления о последовательности действий. Но возникает следующий вопрос. Вот разрешение на домашнее обучение получено. Ребенка прикрепляют к школе, а дальше необходимо начать процесс обучения дома. С чего начать? Ты уже говорила, что на сайте можно познакомиться с программой экстерната, а есть ли там список учебников, пособий и материалов, которые необходимы для обучения или это остается на усмотрение мамы?

Нам в школе выдают учебники по всем предметам. Но придерживаться их не обязательно. В программе за каждый класс приводится необходимый набор знаний и навыков. И каждая семья сама выбирает, каким путем к нему прийти. По своему опыту могу сказать, что невозможно раз и навсегда придумать, как вы будете учиться, как разделите с ребенком ответственность за обучение, сколько времени заложите на подготовку. Нужно пробовать разные варианты, экспериментировать. Для начала лучше всего сесть вместе с ребенком, прочитать ему программу, полистать учебники и обсудить, что он уже знает, а чему нужно научиться. И важно принять во внимание, что первоклассника придется еще обучить всяким формальностям — как писать тест, правильно оформлять работу, вести себя на экзамене.

Юля, а какой у вас выработался режим занятий. Расскажи немного, как проходит ваше обучение по различным дисциплинам. Это тематические игры, это обучение больше похожее на школу (парта, урок лимитированные по времени) или что-то еще? Кстати, как обстоит дело с домашним заданием? В школе это обязательная часть учебного процесса, как это выглядит дома?

Когда сын был в первом классе, нам интересно было поиграть в школу. Мы составили расписание на каждый день, стараясь чередовать интересные пособия и игры с отработкой скучных навыков. Я придумывала какие-то дополнительные способы мотивации, метафоры для этих занятий. Потом несколько летних месяцев мы играли в школу магии — писали заклинания, занимались алхимией, ловили волшебных животных, одновременно отрабатывая самый трудный для сына навык — письмо. В этом году мы решили, что к чтению и окружающему миру сын будет готовиться сам (по учебнику и дополнительным пособиям). Было немного страшно, но экзамены он в итоге сдал отлично. А я с сентября занималась с сыном только русским языком. Примерно по часу в день пять дней в неделю — писали диктанты, разбирали правила, подтягивали каллиграфию. В марте начнем готовиться к экзамену по математике, пока еще не решили, как это лучше сделать.

«Домашние задания» как зона бОльшей ответственности ученика у нас тоже есть, это важно. Но все-таки мы стараемся минимизировать школьную часть учебы. Мне кажется, сын и так практически постоянно учится, по доброй воле — читает, слушает аудиоэнциклопедии, ведет расчеты и обдумывает разные проблемы, пишет свою книгу, изобретает и конструирует, играет в настольные игры.

Юля, я понимаю, что все мамы разные, но какие предметы у тебя лично требовали дополнительных знаний и самостоятельно изучения до того, как объяснить материал ребенку и как много тебе приходится готовиться перед вашими «занятиями»?

Я могу уверенно сказать, что в полном объеме знаю не только всю программу первого-второго классов, но также и третьего-четвертого. И если не считать подбора пособий и предварительного знакомства с ними, к занятиям я никак не готовлюсь. Иногда у нас по ходу возникают вопросы, на которые я не могу уверенно ответить. Но мне кажется, тут намного полезнее вместе с сыном идти в Интернет и разбираться. Единственный предмет, который вызывает у сына трудности — это русский язык. И на него я регулярно трачу некоторое время. Но не могу это назвать подготовкой к занятиям, поскольку я стараюсь просто понять проблемы сына и придумать, как их решать (думаю, наличие школы ничего бы в этом не изменило). На всякие интересные выдумки тоже не уходит много времени — если возникает идея, мы быстро к ней готовимся и сразу пробуем на практике. Даже наши ежедневные диктанты я обычно совмещаю с мытьем посуды.

Единственное, на что реально уходят силы и время — это на убеждение ребенка, что нужно отложить книжку, отодвинуть игры и интересные занятия и пойти позаниматься.

Юля, спасибо большое за такое познавательное и интересное интервью! Я каждый день все больше и больше задумываюсь именно над этой формой обучения, хотя изначально я больше хотела, чтобы Даша посещала школу. Но в свете новых законов об образовании и рассказов от родителей школьников, мое мнение меняется.

Что бы ты посоветовала родителям, которые находятся на перепутье и пока однозначно не решили, что же им выбрать?

Наверное, прежде всего, отделить собственные мысли, убеждения, пожелания от навязанных обществом. И не бояться ошибиться. Важно понять, что никто от вас не требует принять решение сразу на все 11 лет. Так что можно начать с домашнего обучения, а потом пойти в школу. А можно радостно отпраздновать школьный «первый раз в первый класс», а спустя несколько лет перевести ребенка на домашнее обучение. Но с ребенком и его мнением нужно обязательно считаться.

Юля, еще раз спасибо за увлекательную беседу!

P.S. Данная статья авторская и всецело предназначена исключительно для частного использования, публикация и использование ее на других сайтах или форумах возможна только с моего письменного согласия. Использование в коммерческих целях категорически запрещено. Все права защищены.
2024 english-speak.ru. Изучение английского языка.