Геллер Леонид. Утопия в России. Ссср — империя зла или идеальная утопия? . Почему утопия не состоялась

Политическая биография Сталина. Том 2 Капченко Николай Иванович

Глава 3 СТРОИТЕЛЬСТВО СОЦИАЛИЗМА В СССР: УТОПИЯ ИЛИ РЕАЛЬНАЯ ЦЕЛЬ?

Из книги История. История России. 11 класс. Углублённый уровень. Часть 1 автора Волобуев Олег Владимирович

Глава IV СТРОИТЕЛЬСТВО СОЦИАЛИЗМА В ОДНОЙ СТРАНЕ: 1922 – 1940

Из книги История. История России. 11 класс. Базовый уровень автора

§ 13. СТРОИТЕЛЬСТВО СОЦИАЛИЗМА В ОТДЕЛЬНО ВЗЯТОЙ СТРАНЕ Борьба внутри партии по вопросу строительства социализма в СССР. Несмотря на успехи, достигнутые в экономике в 1920-е гг., перед страной остро стояла проблема не просто возрождения, а рывка в области развития

автора Волобуев Олег Владимирович

Глава третья СТРОИТЕЛЬСТВО СОЦИАЛИЗМА В ОДНОЙ СТРАНЕ: 1922 – 1940 гг Победа в Гражданской войне не смогла предотвратить нарастания общего кризиса советского общества. Он затронул все стороны жизни. Утверждение социалистических начал «военно-коммунистическими» методами

Из книги История России. XX – начало XXI века. 11 класс. Базовый уровень автора Киселев Александр Федотович

§ 13. СТРОИТЕЛЬСТВО СОЦИАЛИЗМА В ОТДЕЛЬНО ВЗЯТОЙ СТРАНЕ Курс на форсированную индустриализацию. Несмотря на успехи, достигнутые в экономике в 1920-х гг., перед страной остро стояла проблема не просто возрождения, а рывка в области развития промышленности, так как СССР все

автора Киселев Александр Федотович

Из книги История России. XX – начало XXI века. 9 класс автора Киселев Александр Федотович

Из книги История России. ХХ – начало XXI века. 9 класс автора Киселев Александр Федотович

Глава 3 СТРОИТЕЛЬСТВО СОЦИАЛИЗМА В СССР

Из книги История России. ХХ – начало XXI века. 9 класс автора Киселев Александр Федотович

§ 17. СТРОИТЕЛЬСТВО СОЦИАЛИЗМА В ОТДЕЛЬНО ВЗЯТОЙ СТРАНЕ Первый пятилетний план. Первым опытом социалистического планирования был план электрификации России (ГОЭЛРО), предусматривавший строительство электростанций по всей стране.ГОЭЛРО приняли в 1920 г., а в 1926 г.

Из книги Другой взгляд на Сталина (Запрещенный Сталин) автора Мартенс Людо

Глава 2. Строительство социализма в одной стране. Много слов было сказано о построении социализма в СССР в ленинско-сталинский период.После разгрома интервентов и армий реакционеров государство рабочего класса при поддержке беднейшего и среднего крестьянства твердо

Из книги История [Шпаргалка] автора Фортунатов Владимир Валентинович

53. Строительство социализма в СССР в 1921–1940 гг. С помощью прямой интервенции уничтожить Советскую Россию не удалось. Взаимоотношения с остальным миром у СССР (с 1922 г.) строились по нескольким направлениям.Устанавливались дипломатические (с Эстонией в 1920 г., с США в 1933 г.

Из книги Хрущевская «оттепель» и общественные настроения в СССР в 1953-1964 гг. автора Аксютин Юрий Васильевич

Из книги Другой взгляд на Сталина автора Мартенс Людо

Глава 2. Строительство социализма в одной стране Много слов было сказано о построении социализма в СССР в ленинско-сталинский период.После разгрома интервентов и армий реакционеров государство рабочего класса при поддержке беднейшего и среднего крестьянства твердо

Из книги История Украинской ССР в десяти томах. Том седьмой автора Коллектив авторов

Глава XX ПОБЕДА СОЦИАЛИЗМА В СССР В ходе выполнения первой и второй пятилеток произошли коренные изменения во всех сферах общественной жизни СССР. Основным итогом преобразующей деятельности Коммунистической партии и советского народа, начатой Великой Октябрьской

Из книги Тайные битвы ХХ столетия автора Виноградов Алексей Евгеньевич

«СТРОИТЕЛЬСТВО СОЦИАЛИЗМА» И ЗАПАДНАЯ ПОМОЩЬ Одной из самых важных операций «международного тайного правительства» в межвоенный период явилась помощь Советской России. Большевики не захватили бы власть и вряд ли удержали бы ее, не имея прочной опоры на Западе, среди

Из книги Германия в ХХ веке автора Ватлин Александр Юрьевич

Глава 5 ГДР: «строительство социализма» в эпоху Ульбрихта После 1945 г. мы имеем дело с феноменом двух германских историй, которые развивались параллельно и зависимо друг от друга. Общее прошлое и неразделенность национального самосознания немцев в Западной и Восточной

Из книги Социализм как явление мировой истории автора Шафаревич Игорь Ростиславович

§ 5. Цель социализма Трудности в понимании социалистической идеологии возникают, когда мы хотим согласовать абстрактные принципы организации общества, выдвигаемые этой идеологией, с конкретными реализациями этих принципов, которые она предлагает. Например, картина

После революции, когда рушились многовековые устои общества и происходили, казалось бы, невозможные перемены, граница между реальностью и фантазиями в сознании множества людей стала размываться.
Понимание того, что такое утопия, перестало существовать вместе с исчезновением представления о нормальной жизни. Членам «нового общества» предстояло формировать окружающий мир заново, и в этот момент оказались востребованными удивительные и невероятные идеи.

Возможно, десятку самых крупных утопий, неосуществимых фантазий, советского периода можно представить так.
Теория отмирания денег
Строительство Дворца Советов
Экспедиция ОГПУ в Шамбалу
Поворот сибирских рек
Создание обезъяночеловека
Педология
Революционный суд
Мичуринская генетика
Лунная база
Бессмертие
Отмирание денег
После короткого периода «триумфального шествия советской власти», случившегося перед Гражданской войной, все решили, что попали прямо в коммунизм. Царя убрали и теперь ничто не мешало трудящимся перейти непосредственно к райской жизни. В начале января 1918-го по приказу Ленина Наркомфин начал готовить декрет о полной отмене денежного обращения в стране. Декрет забуксовал, но по факту зарплату начали выдавать продуктовыми пайками. С 25-го марта 1020-го года официально пользование почтой, телеграфом, радиотелеграфом и телефоном стало для учреждений бесплатным. 4 декабря был издан декрет СНК “О бесплатном отпуске населению продовольственных продуктов”, а 17 декабря - “О бесплатном отпуске населению предметов широкого потребления”. А после декретов от 11 октября и от 29 ноября «Об отмене некоторых денежных расчётов» и «Об упрощении денежных расчётов» деньги действительно потеряли своё значение и смысл.


Как ни странно, денег в стране не только не стало меньше - количество наименований разных «валют» этого времени в России достигло, по разным подсчётам, от 5 до 20 тысяч. Каждая власть считала своим долгом выпустить собственные банкноты. Ходили «керенки», «колчаковки», «голубки», «воробьи», «крылатки», «мотыльки», «думки», «гривны», «карбованцы», «пятаковки», «моржовки», «чайковки» и прочие денежные суррогаты. В огромном количестве появились местные денежные знаки различных видов: кооперативные боны, разменные знаки при пользовании городским транспортом, расчетные знаки, выпускаемые как муниципальными властями, так и отдельными учреждениями, фабриками, заводами, магазинами, столовыми, театрами, различными обществами и так далее. Появились даже «частные деньги». Собственные деньги выпускали Бельгийское Общество Ростовского трамвая, атаман Махно, Таганрогская городская управа и все, кому только было не лень.


Самыми весёлыми эмитентами оказались махновцы из Гуляйполя. Они делали на своих деньгах надпечатки с частушками вроде «Гоп, куме, не журыся, в Махна гроши завелыся» и приукрашенными портретами батьки Махна. Красивый Нестор Иванович получался у них вылитым пиратом.


Деньги действительно отмирали. Прежнего почтения к ним никто не испытывал. В Киеве хлопцы из типографии пошутили и на деньгах украинского Буржуазного правительства вместо «гривна» напечатали «гивна». В Москве их коллеги напечатали купюры достоинством 20 и 40 рублей.
Сложилась уникальная ситуация, когда стоимость и надёжность денег определялись на глазок в зависимости от настроения участников торга и дизайнерского решения банкнот. Царские купюры были «настоящие», поэтому, если банкноты были похожи на царские, то они и воспринимались населением, как «почти настоящие». Если традиционно продавец на рынке расхваливал свой товар, то теперь появился новый вид торговой хитрости - покупатель должен был расхваливать свои деньги.


Случайный маркетинговый ход мог сильно укрепить или ослабить «валюту». Когда большевики захватили Ростов, они не тронули управляющего банком Гульбина, а велели ему продолжать печатать донские деньги. Ростовские десятирублёвки сразу выросли в цене, поскольку выяснилось, что их признавали и белые, и красные. Гульбин дал указание на «большевистских» деньгах делать специальную метку, чтобы отличить их впоследствии от «законных». Однако отступающие коммунисты были тоже не лыком шиты и обчистили печатный двор полностью, увезя даже недопечатанные денежные заготовки.
В это время рождались самые причудливые образцы бонистики. Например, на Дальнем Востоке имели хождение японские деньги, выпущенные для России - иены с русскими надписями. В Якутии деньги печатали на обороте винных этикеток. Фальшивомонетчики блаженствовали, как лисы в курятнике. Вот что писал Константин Паустовский:
«Фальшивых денег было так много, а настоящих так мало, что население молчаливо согласилось не делать между ними никакой разницы. Фальшивые деньги ходили свободно и по тому же курсу, что и настоящие. Не было ни одной типографии, где наборщики и литографы не выпускали бы, веселясь, поддельные ассигнации. Многие предприимчивые граждане делали фальшивые деньги у себя на дому при помощи туши и дешевых акварельных красок. И даже не прятали их, когда кто-нибудь посторонний входил в комнату».
Тем временем Совет Народных Комиссаров запретил всем советским и общественным учреждениям, предприятиям и организациям что-либо покупать на рынках. Следовало сделать заказ и принять необходимое бесплатно из распределителя. Однако система распределения сбоила, и без денег было не обойтись. И чем больше набирала силу теория отмирания денег, тем разнообразнее становилось «деньготворчество» на местах.
Закончилась коммунистическая утопия закономерно: в апреле-мае 1921 года было объявлено о возврате к рынку - НЭП стал политикой возвращения рубля. В 1922 году Сокольников и Пятаков произвели денежную реформу и ввели «золотой червонец». Долго обсуждали - как назвать советскую валюту? «Федерал»? Непонятно для народа. «Целковый»? Так назывался царский серебряный рубль. «Гривна»? Такую валюту уже пытались выпустить украинские националисты. Остановились на слове «червонец».
Уже 9 августа 1921 г. вышло постановление: никаких хозяйственных услуг никому даром не оказывать. 25 августа вводится плата за водопровод, канализацию, электричество, бани, трамвай и т. п. 6 сентября прекращается бесплатная выдача продовольствия. 10 октября вводится плата за помещение, 26 июля 1921 г. вводится налоговая служба с промыслов, приступают к работе податные инспектора.
И всё же идея отмирания денег была окончательно осуждена только в 1932-м году, на 17 конференции ВКП(б). А на практике в колхозах она продолжилась в виде начисления заработка в «трудоднях» и была прекращена только при Хрущёве.
Дворец Советов


Советская «вавилонская башня», которая должна была быть построена на месте храма Христа Спасителя - это было бы самое грандиозное в мире здание. Одним из аргументов против его строительства служило то соображение, что статуя Ленина, проектировавшаяся в качестве шпиля, была бы большую часть времени закрыта облаками. Палец Ленина на этой скульптуре должен был быть размером с двухэтажный дом.
Как говорил Луначарский, это здание должно было навсегда стать главным сооружением не только Советского Союза, но и всего мира, воплотить в себе весь архитектурный и художественный опыт человеческой истории. Это должно было быть абсолютное здание человечества, знаменующее достижение финальной точки эволюции. В нём должны были совместиться все стили, жанры и направления архитектуры и внутреннего убранства, «от золотистых фаянсовых плиток мавританской Испании до архитектурного американского стекла. От майоликовых украшений Флоренции до монель-металла. От изразцовой мозаики Византии до современной пластмассовой промышленности. Старинное искусство гобелена, резьба по черному дубу, возрожденная фреска, светотехнические достижения фотолюминесценции, народное мастерство Палеха - нельзя перечислить богатств художественного украшения».
Для строительства Дворца Советов был создан Московский камнеобрабатывающий комбинат, благодаря которому впоследствии была одета в гранит вся Москва, включая мосты, высотные дома, метро и новый храм Христа Спасителя. «Дворец Советов будет стоять точно таким же, каким мы увидим его в ближайшие годы. Столетия не оставят на нем своих следов. Мы выстроим его таким, чтобы он стоял, не старея, вечно», - писал один из архитекторов, мечтавших о воплощении грандиозного архитектурного замысла, Н. Атаров.


Строительство Дворца должно было полностью изменить планировку московского центра: сносились старые дома и целые кварталы, спрямлялись улицы, планировалось пробить многокилометровые широкие проспекты, ведущие к площади перед Дворцом. Задолго до того, как появилась ясность относительно архитектурного проекта, власти начали расчищать место для Дворца - снесли храм Христа Спасителя.
В 1931 году был объявлен конкурс проектов Дворца Советов. Он стал очень масштабным. В соревновании приняло участие более 270 коллективов: 160 работ представили на конкурс архитекторы-профессионалы, более 100 проектов поступило от обычных граждан, 24 разработки прислали на конкурс граждане других государств. Победил, то есть был взят как основа для дальнейшей работы, проект Б. Иофана.
После опубликования результатов конкурса группа ведущих западных архитекторов написали письмо Сталину, в котором просили его вмешаться, чтобы этот «сенсационный вызов общественному мнению» не был осуществлен. Ле Корбюзье говорил в частном письме:
«Нелегко согласиться с тем, что будет построена вещь столь необыкновенная (несуразная, несообразная, из ряда вон выходящая), как та, которой сейчас полны журналы».
Однако автором проекта, как видно из писем и документов Сталина, являлся лично Сталин. Иофан, победитель архитектурного конкурса на проект Дворца Советов, был не более, чем исполнителем. Вот отрывок из письма Сталина:
«Обязать Иофана: а) не отделять малый зал от большого, а совместить их согласно задания правительства; б) верхушку Дворца оформить, продолжив ее в высь в виде высокой колонны (я имею в виду колонну такой формы, какая была у Иофана в его первом проекте); в) над колонной поставить серп и молот, освещающийся изнутри электричеством».
Идея-фикс долго не оставляла советских лидеров. Поскольку при Сталине это сооружение не было возведено, Хрущёв заявил:
«Сталин проявлял неуважение к памяти Ленина. Надо исправить это положение и памятник Владимиру Ильичу Ленину соорудить».

Хотя Дворец Советов не был построен, он положил начало последнему в истории монументальному архитектурному стилю, названному впоследствии «сталинским ампиром».
Многие исследователи говорят, что Дворец Советов не мог быть построен в принципе. От него требовалось такое совершенство, которым не может обладать реальное здание.
Последний гвоздь в гроб ДС был забит в 1957 г., когда станцию метро «Дворец Советов» переименовали в «Кропоткинскую».
Экспедиция ОГПУ в Шамбалу
Согласно многочисленным прямым и косвенным свидетельствам, члены организации «Единое трудовое братство», все как один чекисты, попытались пробраться в «центр Вселенной», в мифическую Шамбалу, чтобы отыскать могущественные тайные знания.


Эта детективная головоломка впечатляет уже тем, что в ней сплелись судьбы очень известных людей. Её участники - Феликс Дзержинский, Николай Рерих, начальник Иностранного отдела ОГПУ Меер Трилиссер, Далай-лама Восьмой Агван Доржиев, видный советский террорист, убийца немецкого посла графа Мирбаха Яков Блюмкин, начальник Спецотдела ОГПУ Глеб Бокий и другие не менее известные люди. Руководил «Единым трудовым братством» писатель, гипнотизёр и оккультист Александр Барченко.


Яков Блюмкин, Александр Барченко, Глеб Бокий
В пользу версии, что такая экспедиция и в самом деле предпринималась, говорят многочисленные документы. В архиве Президента России существует записка наркома иностранных дел СССР Георгия Чичерина от 1 августа 1925 года:
«Некто Барченко уже 19 лет изучает вопрос о нахождении остатков доисторической культуры. Его теория заключается в том, что в доисторические времена человечество развило необыкновенно богатую культуру, далеко превосходившую в своих научных достижениях переживаемый нами исторический период. Далее он считает, в среднеазиатских центрах умственной культуры, в Лхасе, в тайных братствах, существующих в Афганистане и тому под., сохранились остатки научных познаний этой богатой доисторической культуры. С этой теорией Барченко обратился к тов. Бокию, который ею необыкновенно заинтересовался и решил использовать аппарат своего Спец. Отдела для нахождения остатков доисторической культуры. Доклад об этом был сделан в Коллегии Президиума ОГПУ, которое точно так же чрезвычайно заинтересовалось задачей нахождения остатков доисторической культуры и решило даже употребить для этого некоторые финансовые средства…»
В книге Олега Шишкина «Битва за Гималаи» более 150 авторских ссылок на документы различных архивов. В ней утверждается, что Яков Блюмкин под видом буддийского монаха принимал участие в Центрально-Азиатской экспедиции Н. Рериха. Блюмкин присоединился к экспедиции, продвигавшейся в то время по Индии, осенью 1925-го года под видом монгольского ламы. Николай Рерих восхищался эрудицией «ламы» Блюмкина, делал неоднократные записи о нем в своем дневнике. Блюмкин прошел с экспедицией Рериха Западный Китай, а затем в июне 1926 года прибыл в Москву и вместе с ним Рерих. Именно Блюмкин привёл Рериха, «этого недоброго колдуна с длинной седой бородой», в гости к наркому просвещения А. В. Луначарскому.
Может быть, это была охота за оккультными знаниями, а может, ОГПУ просто использовало восточные легенды для того, чтобы втянуть Восток в коммунистическую орбиту. Но факт, что расстреляли руководителя «Единого трудового братства» за шпионскую связь с организацией «Шамбала».
Поворот сибирских рек
Один из самых амбициозных инженерных и строительных замыслов XX века - проект по перераспределению стока сибирских рек и направлению его в Казахстан, Узбекистан и Туркмению. Над проектом работали около 20 лет 48 проектно-изыскательских и 112 научно-исследовательских институтов, 32 союзных министерства и 9 министерств союзных республик.


Впервые проект был рассмотрен в конце 19-го века, но только в 50-х годах, уже при Хрущёве, к его разработке приступили всерьёз.
Возможность отвода части сибирских рек в Среднюю Азию - интересная и крупная проблема. Но непосредственный импульс к началу практических работ дали, как это часто бывает, банальные бытовые обстоятельства советского генсека. У Хрущёва был личный пилот, сын которого, Сёмин, служил на высокой должности в Министерстве водного хозяйства. Поэтому Минводхоз получал государственные дотации в таком же размере, что министерства просвещения, здравоохранения и путей сообщения вместе взятые - восемнадцать миллиардов рублей. Эти деньги Минводхоз должен был как-то осваивать - таким образом и вышло, что страна взялась за крупнейший проект современности.
Такая прозаическая подоплёка столь крупных работ обескураживает, однако очевидцы вспоминают, что всё было именно так.
«Когда прибывает вода в Каспий, говорить о том, что ее надо перебросить с севера, - просто дикость. «Но мы перебросим тогда в Дон», - говорили они. Но зачем? Только потому, что нельзя в Каспий. Куда угодно, но перебросить».
Возражения против «проекта века» были серьёзные - от непредсказуемых перемен сибирского климата до изменения траектории вращения Земли. Однако этот, чрезвычайно масштабный, проект означал гигантские деньги для министерств мелиорации и водного хозяйства СССР, и перед перспективой великого поворота денежных рек научные соображения отступали на второй план. Известный писатель, гидромелиоратор по профессии, Сергей Залыгин, оставил такие воспоминания: «В погоне за этими деньгами они шли на многое - подлоги, вранье, спекуляции». И, добавим, шантаж, слежку, устранение противников проекта. «Мелиораторская мафия», подтянувшаяся к большим деньгам, стояла за свою кормушку насмерть. Так продолжалось до тех пор, пока экспертиза Госплана СССР не выявила, что даже тех гигантских сумм, которые заложили в смету проектировщики, не хватит и на часть проекта. 14 августа 1986 г. вышло постановление ЦК КПСС «О прекращении работ по переброске части стока северных и сибирских рек».
Обезьяночеловек
Во второй половине 20-х годов под руководством профессора Ильи Ивановича Иванова проводились опыты по скрещиванию человека и гориллы.


Илья Иванович Иванов и существо, которое он мечтал создать
В качестве биолога со специализацией искусственного осеменения Иванов прославился ещё до революции, получив множество различных внутривидовых гибридов. Он вывел помесь зебры и осла, зубра и домашней коровы, антилопы и коровы, мыши и крысы, мыши и морской свинки, морской свинки и кролика, кролика и зайца и т.д. Научная общественность ждала, что он создаст новых, невиданных доселе живых существ.
После революции его деятельность приобрела особое значение. Если бы Иванову удалось вывести животное, не существовавшее в природе, это стало бы козырем для атеистической пропаганды, позволило бы утверждать, что истинные творцы природы - советские учёные. Сам же учёный имел чисто академический интерес к подобным исследованиям.
В это время Илья Иванович работал в Париже, в Пастеровском институте. Он вплотную приблизился к работе всей своей жизни - выведению гибрида человека и обезьяны. Ему разрешили использовать мощности экспериментальной биологической станции в Киндии, во Французской Гвинее. И, когда профессор обратился за финансированием к советскому правительству, ему выделили для опытов крупную денежную сумму.
Большевики не могли упустить шанса поучаствовать в таком триумфальном научном достижении. Стирались границы не только между богатыми и бедными, между частным и общественным, между городом и деревней. Стирались границы между человеком и животным! Нет предела могуществу пролетарской науки!
С этого момента удача отвернулась от учёного. Поимка шимпанзе вылилась в целую эпопею. Традиционный способ ловли туземцами обезьян - избиение их дубинками - был неприемлем для европейцев с этической точки зрения и, кроме того, не позволял получить здоровых особей. Другие же методы оказались непривычны самим туземцам. В итоге гигантскими усилиями удалось отловить и осеменить трёх самок шимпанзе, однако вскоре эти обезьяны умерли, а на вскрытии выяснилось, что репродуктивные органы у них были атрофированы. Опыты же по осеменению женщин Иванову категорически запретили французские власти.
Иванов предпринял новую попытку в Советском Союзе. После объявления о его замысле в прессе на него обрушился шквал писем от советских женщин. Молодые комсомолки горели желанием принести себя в жертву марксистской науке, родив полуобезьяну.
Какие опыты проводились в Сухумском обезьяньем питомнике, остаётся только догадываться - они были строго засекречены. В 30-м году наконец-то закончились мытарства учёного и начались полноценные эксперименты. В 32-м году Иванов попытался обнародовать их результаты, был немедленно арестован и сослан в Алма-Ату, где и умер два года спустя. Однако ещё долго ходили слухи о полученных им идеальных солдатах и рабочих, быстро взрослеющих, обладающих геркулесовой силой и легко управляемых.
Педология
В 20-х годах была популярна идея о том, что семья как общественный институт угасает, и воспитанием детей должны заниматься государственные интернаты. Советский строй должен был создать принципиально нового человека. При этом воспитание планировалось вести на строго научной основе, при помощи сплава педагогики и психоанализа.
Такой, на первый взгляд, прогрессивный подход некоторое время являлся парадоксом Советского Союза – детей сортировали по признаку их одарённости, что не согласовывалось с идеей всеобщего равенства и практикой группового воспитания. Тесты, которые применялись для определения умственных способностей, показывали, что дети рабочих часто справляются с интеллектуальными задачами хуже, чем отпрыски классово чуждых семей.
Так или иначе, коммунистические специалисты по «переделке человека» взялись за дело решительно. Один из лидеров педологии, П. Блонский, писал:
«Как животновод в своей деятельности опирается на зоологию, так и педагог должен опираться на педологию» и «наряду с растениеводством и животноводством должна существовать однородная с ними наука - человеководство».
Задачи перед советскими воспитателями ставил лично Н. Бухарин.
«Та глубокая реорганизация, которую мы называем культурной революцией, имеет свой социально-биологический эквивалент вплоть до физиологической природы организма».
Нет таких крепостей, которые не смогли бы взять большевики!


Выразительнее всех был нарком просвещения А. В. Луначарский:
«Педология, изучив, что такое ребенок, по каким законам он развивается, тем самым осветит перед нами самый важный процесс производства нового человека параллельно с производством нового оборудования, которое идет по хозяйственной линии».
Педология широко распространилась в стране. Многие поклонники новой науки даже считали необходимым полностью заменить педологами педагогов.
Главный педолог страны, А. Залкинд, имел очень своеобразные взгляды на психологию. Об этом можно судить по разработанной им детальной системе, которая называлась «двенадцать заповедей половой жизни». Их смысл в том, что энергия пролетариата не должна отвлекаться на бесполезные для его исторической миссии половые связи.
«Половое должно во всем подчиняться классовому, ничем последнему не мешая, во всем его обслуживая. Поэтому до брака, а именно до 20-25 лет, необходимо половое воздержание; половой акт не должен повторяться слишком часто; поменьше полового разнообразия; половой подбор должен строиться по линии классовой, революционно-пролетарской целесообразности; не должно быть ревности».
Последняя, 12-я и самая главная, заповедь гласила: класс в интересах революционной целесообразности имеет право вмешиваться в половую жизнь своих членов.
В 1924 году лишь 9% одесских школьников 7-12 лет давали правильные ответы на вопрос, кто такой Ленин. Единицы могли объяснить, кто такие коммунисты и чего они хотят. В целом на элементарные вопросы анкеты, касающиеся социально-политических представлений, дети давали всего 8% удовлетворительных ответов. Вмешательство в эту плачевную ситуацию педологов привело к следующим результатам: через два с половиной года обучения по новым программам к 52% ответов „смутных», „абсурдных» и „не знаю» добавилось 34% ответов, характеризуемых как „трафаретные» - внешне правильные, но являющиеся лишь зазубренной формулой, значения которой ребенок не понимает.
Вместе с тем ничто не предвещало того удара, который настиг педологию в 1936 году. В один прекрасный день группа педологов посетила школу, где учился маленький Вася Сталин. Его, как и других детей, протестировали. Выяснилось, что умственные способности у сына вождя крайне умеренные. Вскоре вышло постановление ЦК ВКПб «О педологических извращениях в системе наркомпросов». А.Б. Залкинд после оглашения на партсобрании данного постановления вышел на улицу и умер от инфаркта.
Революционный суд
Одним из первых мероприятий советской власти стали упразднение судебных учреждений и установление пролетарского суда, который должен был руководствоваться «революционной совестью и социалистическим правосознанием». Старый суд, «окаменелый и косный», казался либералам недостаточно справедливым - и вот, наконец, наступило царство справедливости.


На самом деле к началу ХХ века судопроизводство в России было одним из самых совершенных в мире. Оно прочно опиралось на римское право и на законы, кодифицированные усилиями Михаила Сперанского ещё при Николае I. Всё это было разрушено в один миг. Полному уничтожению подверглись жандармерия, полиция, тюрьмы и суды. В истории страны был один день, когда в тюрьмах не было ни одного человека.
Одним из первых стихийно возникших «революционных судов» был Петроградский суд Выборгского района. При разборе дел в заседании суда могли принимать участие все присутствовавшие в зале судебного заседания. Решение тоже выносилось с учетом мнения выступающих. Понятие преступления рассматривалось очень своеобразно. Защитник на одном из процессов дал курьеру «на чай» - и из адвоката тут же, не выходя из зала суда, превратился в подсудимого.
Распущенные судебные учреждения упорно не желали сдаваться. Революционные матросы разгоняли их силой, изымали и уничтожали архивы и денежные ведомости, однако суды держались до последнего. В Тюмени выездная сессия Тобольского окружного суда заседала 15 января 1918 г. - с присяжными заседателями, приводящим их к присяге священником и прочими непременными атрибутами старого суда.
Однако суд по «революционной совести» - проще говоря, произвол и самосуд - уже царствовал во всей Империи. Основоположником новой юриспруденции стал Пётр Иванович Стучка. Ему действительно удалось ввести в судебную систему нечто принципиально новое. Во-первых, он отменил само понятие преступности.
«Возьмём пьяницу, даже не пьяницу, а просто крестьянина, который напился «вдрызг» и в драке убил случайно того или другого. Если крестьянин совершил убийство по бытовым побуждениям, мы этого убийцу могли бы отпустить на свободу с предупреждением, ибо мы, по данным дела, уверены, что во второй раз он не совершит убийства. И наоборот, кулак, эксплуататор, даже если он формально и не совершал никаких преступлений, уже самим фактом своего существования в социалистическом обществе является социально вредным элементом и подлежит изоляции.»


Во-вторых, Стучка отменил понятие закона.
«Наше намерение вовсе не заключается в том, чтобы сделать из студентов законников, а, наоборот, в том, чтобы сделать людей, свободных от фетишизма закона.»
О том, как воплощалась в жизнь концепция нового правосудия, сохранились многочисленные воспоминания очевидцев.
«…Мне хочется вспомнить одного из «государственных деятелей». Это был председатель станичного Совета станицы Славянской, представлявший в своем лице высшую государственную власть в селе. В той же станице в должности следователя по уголовным делам работал один из дореволюционных судебных следователей Донской области. По какому-то делу ему нужно было допросить в качестве свидетеля председателя местного Совета Майского. Он послал ему повестку, и на следующий день к следователю пришел одетый в высокие сапоги, синие «галихве» с красными донскими лампасами, в залихватской донской смушковой шапке с красным верхом и в пиджаке Майский. В старое время в Донской области как-то орудовала шайка «степных дьяволов». Они нападали на хутора, вырезали целые семьи, поджигали пятки свечкой, выпытывая деньги. Они были переловлены, осуждены и получили каторгу. Следователь сразу узнал вошедшего. Это был один из главарей шайки, которого он допрашивал в свое время. Тот его тоже узнал, но вида они не подали. Правда, следователь на следующий день «заболел» и перевелся в другое место».
Таких документальных свидетельств - сотни и тысячи.
«Отдел розысков и обысков при ревтрибунале, а также комиссары при производстве обысков отбирали вещи и продукты совершенно беззаконно, на основании лишь личных соображений и произвола, причем, как видно было из переписок по дознаниям, отобранные предметы исчезали неизвестно куда».
«В глухую станицу Старо-Джерелиевскую тайно ночью пришел отряд частей особого назначения (ЧОН) в количестве пятнадцати человек. Наутро председатель столичного Совета, бывший клоун бродячего цирка «Рыжий», алкоголик, созвал на площади митинг. С дощатой наскоро сколоченной трибуны он, охрипшим пьяным голосом, ораторствовал о власти Советов, о воле народа и о врагах нового строя, затем стал называть некоторые фамилии по списку и спрашивал собравшихся: «Хороший это человек? Кто «за», подымите руку». В списке он делал отметки тем, за кого было подано много голосов. Присутствующие не подозревали, что они выносят смертный приговор».
«В 1923 году в станице был украден у кого-то мешок пшеницы. Подозрение пало на одну вдову, мать троих детей. Поймав в степи дочку этой вдовы, бывший начальник чоновцев стал ее допрашивать. Та не сознавалась. Чоновец стал бить ее кнутом, но признания так и не получил. Тогда он связал ее ноги вожжами и опустил в степной колодец вниз головой, затем извлек ее оттуда, посиневшую, с рубцами от кнута на теле, и тут уже девочка «чистосердечно» призналась в краже и указала на мать. Сев на фуру, чоновец погнал в станицу и подъехал к хате подозреваемой. Та сидела на завалинке. Чоновец вскинул винтовку и выстрелил. Пуля попала в печень, и в страшных мучениях женщина на заходе солнца умерла. Двое девочек, бывших дома, от ужаса спрятались в русской печи и закрылись заслонкой. Убийца произвел обыск в хате, но никаких следов кражи не обнаружил. Он добрался и до русской печи, вытащил оттуда обезумевших девочек, при допросе порвал на них одежду, вырвал часть волос, и девочки «сознались».
Страна не могла существовать в состоянии хаоса и произвола. Советский суд медленно дрейфовал в направлении того состояния судопроизводства, от которого он отказался в 17-м - в сторону классической, «буржуазной» законности.
Стучка был ликвидирован соратниками в 32-м году. По официальной версии - «наколол ногтевую фалангу второго пальца правой руки и умер от заражения крови». Другие идеологи «новой законности» были расстреляны в начале 30-х. Однако идея «народного правосудия» ещё долго тревожила советскую юриспруденцию.
Мичуринская генетика
Вопреки своему названию, к Мичурину эта аграрная школа имела только косвенное отношение. Её автором и вдохновителем был Трофим Денисович Лысенко, обещавший в кратчайшие сроки накормить страну и посрамить «буржуазных» генетиков. «Лысенковщина» стала триумфом для советской пропаганды и, как выяснилось, настоящим бедствием для науки.


Деятельность Лысенко стала образцом политизации и, таким образом, профанации науки. Во Франции либерально-консервативной организацией «Club de l’Horloge» была учреждена «Премия Лысенко» Эта анти-премия вручается «автору или лицу, которые своими произведениями или деятельностью внесли образцовый вклад в дезинформирование в области науки или истории, используя идеологические методы и аргументы».
Научные взляды Трофима Денисовича в полной мере отвечали положениям большевистского марксизма. Советские идеологи говорили, что намерены воспитать «нового человека», на физиологическом уровне переделать его путём изменения условий его существования. Теория Лысенко подтверждала, что такие изменения возможны и даже неотвратимы. Трофим Денисович в корне опровергал поговорку «осинка не родит апельсинку»:
«Теперь уже накоплен большой фактический материал, говорящий о том, что рожь может порождаться пшеницей, причем разные виды пшеницы могут порождать рожь. Те же самые виды пшеницы могут порождать ячмень. Рожь также может порождать пшеницу. Овес может порождать овсюг и т. д.»
Лысенко обладал сразу двумя важными в его времена достоинствами - имел крестьянское происхождение и умел общаться с прессой, сообщая корреспондентам сногсшибательные новости из мира науки. Именно Трофим Денисович послужил прототипом Амбруаза Амвросиевича Выбегалло, персонажа повести братьев Стругацких «Понедельник начинается в субботу».


Трофим Лысенко объясняет крестьянам филогенетику
С именем Лысенко связана политическая кампания преследования и шельмования генетиков, отрицания генетики и запрета генетических исследований в СССР. Именно лысенковщина привела к аресту и гибели одного из крупнейших в мире учёных-генетиков, Николая Ивановича Вавилова. Участь Вавилова иллюстрирует, какими чуждыми закону соображениями руководствовались советские вершители судеб. Он не был расстрелян только потому, что за него вступился академик Д.Н. Прянишников, аспиранткой которого была жена Берии, и Лаврентий Павлович лично подписал помилование. Впрочем, это только продлило предсмертную агонию умершего в тюрьме от истощения и болезней Николая Ивановича.
Лысенко, как и партия большевиков, был прежде всего агитатором и организатором. Его биография позволяет проследить, каким путём он достигал научного Олимпа. Метод прост: взять на себя повышенные обязательства - например, в кратчайшие сроки вывести чудо-пшеницу с заданными свойствами - и в нужное время отрапортовать о том, что задача выполнена. То, что сорт оказывался по всем параметрам слабым, уже никого не волновало, да и мало ли на что можно было списать последующие неурожаи.


Работу Лысенко курировал сначала лично Сталин, затем - Хрущёв. Трофим Денисович оказался полезным человеком даже несмотря на то, что результаты его работы со временем были признаны неудовлетворительными. Хотя пшеница не стала расти так, как было угодно генсекам, в лице Лысенко и его последователей коммунисты вывели новую породу учёных - боевитых, нахрапистых, склонных к шарлатанству и отзывчивых к коньюнктуре.
Лунная база
В 1974-76 годах советские учёные разработали программу размещения на Луне постоянно действующей базы-лаборатории.
«Космическая гонка», соревнование космических технологий СССР и США, началась с запуском советского спутника и длилась почти двадцать лет, до середины семидесятых годов. В конце шестидесятых разыгрался один из самых напряжённых и драматических её эпизодов - «лунная гонка». Несмотря на то, что советский приоритет по высадке человека на Луне был утверждён на бумаге в 64-м году и высадка планировалась на 68-й, советской космической отрасли в конце 60-х катастрофически не везло. Умер Королёв. Погиб Комаров, первый претендент на сложную лунную высадку. Разбился Гагарин - и существует теория, что Гагарин погиб не в ходе тренировочного полета на учебном самолете, а несколькими днями ранее на новом космическом корабле советской лунно-облётной программы 7К-Л1. В 68-м взорвалась на старте ракета-носитель «Протон». Эти трагедии и множество мелких неприятностей обрушились на СССР в короткое время, не позволив добиться поставленных задач. Результатом стало то, что 21-го июля 69 года Нил Армстронг вышел на поверхность Луны первым из людей.
Чтобы вернуть утраченные позиции космического лидера, Советскому Союзу было нужно было осуществить экстраординарный проект. Таким амбициозным и дерзким замыслом стал план размещения на луне постоянно действующей базы с людьми. «Высадиться и пройтись по Луне - не штука, а вот не хотите ли на Луне поселиться, господа капиталисты?» - этот риторический вопрос снимал все вопросы относительно лунного приоритета. Устройство советской постоянно действующей базы на Луне полностью затмило бы успех американцев. Кроме того, на Луне есть особое вещество, один из изотопов гелия, которого нет на Земле и который мог бы эффективно использоваться для создания особых термоядерных реакторов. И, наконец, лунная экспедиция позволила бы провести исследования в области планетологии, астрофизики, медицины и биологии, производства новых материалов и газов в лунных условиях.
Для реализации этой идеи должна была быть создана ракета-носитель сверхтяжёлого класса, получившая название «Вулкан». «Вулкан» выводил бы на низкую околоземную орбиту 230 тонн полезного груза, из них 60 тонн - на траекторию полёта к Луне, и 22 тонны - непосредственно на поверхность.
«Ракета-носитель «Вулкан» решала практически все проблемы пилотируемой транспортной операции полета на Марс. Он тогда был не так далек от нас» - писал в своих мемуарах главный конструктор разработки Борис Иванович Губанов.
Проект лунного городка был готов в мельчайших деталях. Это поселение даже получило имя, было названо в честь одного из основоположников российской космонавтики и большого поклонника идеи освоения Луны, Владимира Павловича Бармина - Барминград.


Барминград, иллюстрация 70-х годов
В дальнейшем специальная комиссия Академии наук постановила, что реализацию программы лунной лаборатории необходимо приостановить как минимум до начала следующего века. Этот перспективный проект был признан неподъёмно затратным. Однако Борис Евсеевич Черток, сподвижник Королёва и один из крупнейших деятелей космической промышленности СССР, вспоминает, что ситуация с финансированием стояла вовсе не так остро, и освоение Луны было делом вполне реальным. Битва за лунную экспедицию продолжалась в кабинетах РАН и кулуарах правительственных учреждений ещё много лет. В конце концов, вполне реально было обойтись и без ракеты-носителя «Вулкан».
Вот отрывок из мемуаров Б. Чертока, в котором он описывает события, относящиеся к 1977 году:
«В кабинете Бушуева я слушал его комментарии к плакатам и схемам проекта лунной базы-станции.
– Теперь ты веришь, что все корабли и модули при нашей мощности в 43 000 человек и полмиллиона у смежников мы лет за пять можем сделать и утереть нос американцам, которые по глупости своей закрыли «Сатурн» и надолго, если не навсегда?
Бушуев и Прудников меня действительно убедили в реальности проекта, даже если не будет создана новая ракета-носитель «Вулкан».
В чём же на самом деле была причина того, что СССР отказался от этой перспективной идеи? Почему один из лучших научных и промышленных проектов в истории человечества так и остался роскошной утопией? Возможно, когда-нибудь этот вопрос снова станет актуальным.
Эликсир молодости
В истории Советского Союза не было периода, когда бы перед высшими партийными чиновниками не маячила перспектива в ближайшее же время получить доступ к эликсиру бессмертия. Советские руководители всегда покровительствовали геронтологам. Учёных, обещавших прорыв в науке о бессмертии, было много. Они изобретали самые причудливые теории и новые более или менее эффективные препараты, но неизменно разочаровывали своих покровителей.
Первым масштабные эксперименты начал Александр Богданов, в начале 20-го века - ближайший соратник Ленина, человек, которого многие исследователи называют основателем РСДРП. С 1926 по 1928 год он служил директором Института гематологии и переливания крови, в котором работал над проектом «кровного братства» коммунистов - люди различных возрастов должны были регулярно обмениваться кровью, что, по замыслу Богданова, позволило бы достичь вечной молодости и богатырского здоровья. Александр Александрович добился поразительных результатов в применении своего метода, однако умер во время переливания крови и, скорее всего, его смерть не была случайной.
Эликсир молодости разрабатывал также лечащий врач Ленина, доктор Залманов. Его метод заключался в применении скипидарных ванн. Хотя скипидар не был панацеей от болезней и старости, метод себя оправдывал и его охотно применяли кремлёвские руководители до тех пор, пока один из них не обжёг скипидаром своё мужское достоинство.
В 1936 году в присутствии нескольких видных врачей Сталин сказал, что учёные «много занимаются теорией, мало дают в практику и не занимаются проблемой продления жизни». Вскоре после этого замечания проблема продления жизни стала одной из приоритетных в исследованиях советской медицины. Все понимали, чью именно жизнь нужно продлевать. Ю. Мухин в книге «Убийство Сталина и Берия» приводит эпизод, как, будучи ещё студенткой медицинского факультета, ставшая позднее известной в связи с «делом врачей» Л. Тимашук привлекла к себе внимание обращением в правительство с призывом об организации конкурса на изыскание «средств продления жизни т. Сталина, бесценной для СССР и всего человечества».
Хорошее средство разработал профессор Харьковского университета Василий Яковлевич Данилевский. Препарат назывался Спермоль и был изготовлен из вытяжки семенной жидкости животных. Употребление Спермоля приводило к омоложению организма, укрепляло нервную систему, улучшало работу органов половой сферы, и средством охотно пользовались обитатели Кремля.
Долгое время надежды стареющих вождей были связаны со старой большевичкой, соратницей академика Лысенко Ольгой Лепешинской. На страницах партийной печати она доказала, что клетки тела возникают из «живого яичного вещества», и за это своё эпохальное открытие получила Сталинскую премию. «Придет время, - говорила Ольга Борисовна, - когда для каждого советского человека 150 лет будут еще не пределом жизни в нашей стране, расцветающей под солнцем сталинской Конституции». Такое богатырское здоровье советских людей она таинственным образом связывала с «живым веществом» и содовыми ваннами.
Несбыточность утопии о долгой жизни коммунистических вождей заключалась даже не в трудностях борьбы со старением, а во внутриполитической обстановке того времени. Редкой удачей можно было считать уже то, что человек дожил до старости и умер своей смертью. Тем не менее, работы по изобретению «эликсира молодости» продолжались.
Крупной фигурой в деле изучения возможности активизации жизненных сил организма был патофизиолог Александр Александрович Богомолец, соратник и единомышленник Александра Александровича Богданова. После смерти Богданова Богомолец заменил его на посту директора Института крови. Он изобрёл антиретикулярную цитотоксическую сыворотку (АЦС). Это было небесполезное лекарство, значение которого, тем не менее, сильно преувеличивалось. В прессе его стали называть средством от всех болезней, душевных недугов и старости. Самого Богомольца газеты называли «рыцарем социалистической науки», чему он и сам в большой степени способствовал. Склонность к таким высокопарным выражениям, как «я взял старость в осаду» или «нашёл ещё лазейку в броне, окружающей смерть» была слабостью Александра Александровича.
В 37-м году он открыл при Украинской Академии наук центр по изучению феномена долгожительства. В кавказские регионы, особенно на пляжи солнечной Абхазии, один за другим потянулись экспедиции геронтологов. Работа надо изучением закономерностей долгой жизни кипела день и ночь, среди местных стариков были найдены люди в возрасте 130, 150 и даже 180 лет. Закономерность, впрочем, была одна - ни у кого из них не было документов о рождении. По результатам исследований Богомолец написал солидный труд «Продление жизни» - и умер в возрасте 65 лет. Сталин, узнав о кончине академика, в ярости воскликнул: «Обманул, сволочь!»


Александр Богданов, Василий Данилевский, Ольга Лепешинская, Александр Богомолец
Существуют убедительные версии, что Сталину «помогли» уйти из жизни. Сколько ему было отмерено природой, узнать невозможно, как и то, что сам Иосиф Виссарионович по этому поводу думал. Интересен рассказ американского посла в Москве Гарримана: «Я спросил у Хрущева, назначал ли Сталин преемника. Хрущев улыбнулся и ответил: «Сталин никого не назначал. Он думал, что будет жить вечно».

Ренессансные утопии были бесконечно далеки от народа, да и не предназначались для него, являясь скорее философскими трактатами. Удивительно, но к первой половине XX века ситуация толком не переменилась. Коммунистическая утопическая литература всё еще оставалась достаточно сложной для восприятия.

Фантастика начала XX века вообще толком не желала описывать счастливое советское будущее. «Красная звезда» (1908) и «Инженер Мэнни» (1913) Александра Богданова показывают наброски идеального общества будущего на примере Марса, обогнавшего в развитии Землю. Марсианская цивилизация, построенная на ценностях разума и социализма, притягивает главного героя Леонида, и по возвращении на Землю он принимает активное участие в революции.

Одна из первых советских утопий - «Страна Гонгури» Вивиана Итина (1922) - не скупится на «попаданческие» приемы. Ее главный герой, молодой революционер Гелий, с помощью гипноза переносится из тюрьмы на две тысячи лет вперед и оказывается в мире будущего. Основные занятия людей в конце IV тысячелетия - искусство и наука. Они путешествуют по другим планетам, создают всевозможные машины. Как и в утопиях 500-летней давности, в «Стране Гонгури» минимум сюжета, ее цель - демонстрация, к чему может прийти советский человек за две тысячи лет.

Примерно то же хотел показать Евгений Замятин в антиутопии «Мы», только с другой стороны: до чего может довести человечество социализм в долгосрочной перспективе.

Тотальный контроль, отсутствие имен, полное противопоставление Города Природе, бессмысленное сплочение ради абстрактной цели.

Оба фантаста - и Итин, и Замятин - ошиблись. Человечество отступило от этого вектора довольно быстро.


Послевоенные утопии

Коренным образом изменила фантастику Вторая мировая война. Как только человечество справилось с разрушениями и потерями, СССР начал выдавать одну за другой коммунистическую утопию, а Запад - одну за другой антиутопию, как правило, не обходящуюся без ядерной войны.

Первая «тяжелая» послевоенная советская утопия - «Туманность Андромеды» Ивана Ефремова - была написана в 1956 году. Советские литературные критики любили подчеркнуть, что Ефремов предвосхитил звездоплавание за целый год до запуска первого искусственного спутника, умалчивая о том, что западные фантасты описывали звездолеты еще в 1940-х («Звездные короли» Эдмонда Гамильтона, 1947 год).

Главное отличие «Туманности Андромеды» от робких утопий первой половины века - легкий налет космооперы, придание экшна.

В тексте всё еще присутствуют пространные описания общественного устройства будущего (отсутствие денег и стирание народов и рас), истории (эры наподобие геологических - Эра Единого Языка, Эра Встретившихся Рук) и ландшафтов (Спиральная дорога, города-пирамиды в плодородных зонах). Все люди в эпохе «Туманности Андромеды» (Ефремов сначала относил ее за тысячи лет от своего времени, но потом передумал и переместил за сотни) статны и величественны, они не походят на наших современников или современников Ефремова. Впрочем, они уже могут сражаться с инопланетными тварями, влюбляться в инопланетянок и проводить сумасшедшие эксперименты. Это не люди-тени Замятина и не ходячие идеалы Богданова.

Сиквел «Туманности Андромеды», написанный в 1968 году, и вовсе не уступает западным антиутопиям.

Естественно, на земной почве советский фантаст не мог показать плохое будущее, ведь на Земле уже стопроцентно наступил коммунизм. Поэтому действие перенесено на Торманс, планету, куда тысячи лет назад сбежали американцы и азиаты.


Теперь там всепланетное олигархическое государство с кастами и насильственной эвтаназией, растормошить которое прилетели земляне. Им это удалось, правда, ценой собственных жизней.

Польский вариант «Туманности Андромеды» - «Магелланово облако», написанный Станиславом Лемом годом ранее, в 1955 году, - гораздо более современен, хоть и не лишен пафоса. Действие «Облака» происходит на рубеже III и IV тысячелетий, но быт человека не слишком изменился за тысячу лет. Есть города, поезда, вокзалы и любовь, присутствует также коммунизм, межпланетные полеты, первый межзвездный полет, отсутствуют границы и деньги. Позже Лем негативно отзывался о романе, мол, слишком наивная вещь, он действительно мало напоминает поздние романы писателя о проблемах контакта с инопланетянами («Фиаско», «Непобедимый»). Но «Магелланово облако» демонстрирует, что коммунистическая утопия 1950-х всё-таки может быть близкой человеку.

Можно сказать, что «Магелланово облако» - нечто среднее между сверкающим миром серьезных коммунаров Ефремова и почти реальным миром «Полудня» Стругацких, населенным, по словам писателей, почти нашими современниками.

Стругацкие утверждали, что люди будущего уже живут среди нас, просто сейчас их единицы, а в будущем такими будут все. И правда, герои повести «Полдень. XXII век» братьев Стругацких (1960) разговаривают на живом языке (за что писателей ругали критики, мол, какие черт и бог через 200 лет), не стесняются поесть и повеселиться.

И мир будущего у Стругацких в самом деле получился миром, в котором хочется жить. Описаниям природы и городов уделяется мало внимания, ведь это не важно. Соль в другом: в этом мире все готовы прийти друг другу на помощь, несмотря на то, что писаных красавцев - не 100 процентов населения, как в других утопиях. В «Полудне» сменяется калейдоскоп героев, приключений и локаций - Земля, Владислава, Леонида, а вот занудных описаний истории становления коммунизма и брачных отношений коммунаров нет.


Утопии периода развитого социализма

Но не все в советской литературе были Ефремовыми, Лемами и Стругацкими, и случались неудачные или наивные антиутопии. Трилогия Сергея Снегова «Люди как боги» была написана в 1966–1977 годах. Название сразу же заявляет о масштабе произведения. И правда: пятый век коммунизма, единое мировое государство со столицей где-то в районе Москвы, компьютеры-телепаты, публикующие важные мысли наподобие интернета и следящие за жизнью и здоровьем каждого человека, межзвездные полеты. И за всем этим - по-детски наивные диалоги между коммунарами, инопланетяне-зловреды, головоглазы и ангелы, и все как один статные красавцы и красавицы земляне. Сюжет то топчется на одном месте, то взрывается бурей детской лексики и невнятных событий.

Утопии эпохи развитого социализма практически избавляются от идеологической шелухи.

Роман «Лунная радуга» Сергея Павлова (1977–1983) по тематике ближе к Лему. Единственный широкий мазок - описание подземного города Аркад на Меркурии, напоминающее город в «Возвращении со звезд» Лема - причудливая комбинация архитектуры и природы, плавные формы и перетекающие друг в друга пространства. Остальное действие происходит во Внеземелье, космосе. Главный герой романа живет в Америке - из этого становится понятно, что коммунизм всё-таки победил по всему миру.

Столь же мало описаний и в небольшой утопии-космоопере Дмитрия Биленкина «Сила сильных» (1985). Вообще, позднесоветская утопия - палка о двух концах. С одной стороны, опыт прежних поколений писателей позволил современникам Брежнева, Андропова и Черненко избежать ходульных персонажей, неестественных диалогов и пространных описаний, высмеянных Стругацкими в «Понедельник начинается в субботу». С другой стороны, предшественники описали все возможные утопические миры.

Третий век коммунизма, человечество, как и у Ефремова, разделено на содружество коммунистов и империю олигархов в Плеядах. К последним отправляется интернациональная группа коммунаров с целью спасти человечество от некоего оружия предтеч, способного уничтожить Вселенную (избитый сюжет западной фантастики).

Пожалуй, самые оригинальные приемы в этой книге связаны с марксистской политэкономией. Земляне, чтобы удовлетворить потребность в труде, телепатически связываются с бурильной установкой на Марсе, а нишу пролетариата в Плеядах заняли андроиды.

Повесть олицетворяет состояние советской фантастики в середине и конце 1980-х - идеологическая составляющая увяла, а освобожденное пространство заняли примитивные приключения. И хорошо, что обошлось без попаданцев, наводнивших фантастику десятилетие спустя.

Крах социалистической системы оставил мир без утопий. Исчезновение биполярного устройства мира привело к появлению биполярных утопий-антиутопий в литературе. Теперь ни один воображаемый идеальный мир будущего не обходится без киберпанковых трущоб у подножия небоскребов.


Но есть и другая сторона медали: некоторые политики и историки, напротив, утверждают, что власти Советского Союза смогли сделать нереальное - поднять экономику, здравоохранение, образование большинства республик СССР на необычайно высокий уровень. Кто прав?

У политического клише «СССР - империя зла» есть точная дата и место рождения: 8 марта 1983 года, штат Флорида. И автор - тогдашний президент США Рональд Рейган. Столь нелестную характеристику стране, а точнее тогда серьезному противнику по холодной войне, глава Белого дома дал во время выступления перед национальной ассоциацией евангелистов США.

В своей речи «Религиозная свобода и холодная война» Рейган заявил, что коммунизм - это воплощение зла, и охарактеризовал СССР как тоталитарное государство. Однако, по сути сказанное президентом США было лишь политической борьбой, в которой на тот момент одержал верх Белый дом, полагает заместитель генерального директора Центра политических технологий Алексей Макаркин:

"Империя зла" - формулировка холодной войны, выданная Рейганом. Он понимал: чтобы сильнее ударить по СССР нужно жестко противопоставить ее Западу. И в общем он добился в этом существенных результатов. Однако, давая оценку стране сегодня, мы вряд ли можем назвать ее империей зла. Эта была скорее противоречивая страна, в которой было и хорошее и плохое. Были сталинские преступления, лагеря и героизм во время Второй мировой войны, проявленный миллионами жителей СССР разных национальностей. Было послевоенное тяжелое восстановление".

Наверное, для каждого человека в СССР есть что-то свое хорошее и что-то свое плохое, добавляет белорусский политический деятель Станислав Шушкевич:

"Вот, допустим, мой отец просидел в Сибири как враг народа, потом был полностью реабилитирован. Он мне сказал, что СССР - это прекрасная идея, но исполнители никуда не годные. Они опошлили идею и превратили ее в ничто. Вот это один взгляд. А другой взгляд, к сожалению, бытие в определяющей мере определяет сознание. В этом плане СССР - это не реализуемая утопия. А желание реализовать ее, в общем-то под нажимом, приводит к жутким результатам, таким как ГУЛАГ, к принудительному труду, крепостному колхозному праву. Получается, что худшего гораздо больше, чем лучшего".

Да, в момент становления Советского государства было много утопии. Ведь прежде всего создавали страну как плацдарм для развития мировой революции, поэтому поначалу было много компромиссов: Брестский мир, независимость Финляндии, договоры с прибалтийскими странами. Возможно, тогда казалось, что пролетарии всех стран обязательно соединяться и весь земной шар станет одним справедливым государством. Это сегодня понятно, что подобная цель - утопия… А тогда для ее воплощения не считались ни с затратами, ни с жертвами.

Но были и утопии, ставшие былью. Вряд ли век назад можно было предположить, что в бедных и отсталых среднеазиатских республиках, где большинство населения было нищим, неграмотным, где даже не существовало письменного языка, появится алфавит, школы, больницы, построят фабрики и заводы, проведут в кишлаки свет, воду. И в конечном итоге у этих народов появятся свои ученые, писатели, композиторы, архитекторы, пред которыми будет преклоняться мир. И произойдет это за весьма короткий период времени.

Не иначе как с помощью чуда смогла прийти в себя страна, причем без поддержки извне, после разрушительной Второй мировой войны, когда погибли свыше 20 миллионов человек, а сотни городов и деревень были стерты с лица земли. Откуда взялись силы и средства?

СССР - сложное государство, которое никогда не было ни империей зла, ни идеальной утопией, считает политолог Виктор Кувалдин. Оно было с особой социально-экономической системой и идеологией:

"Конечно, это государство совершило очень много. Оно провело модернизацию, индустриализацию, выиграло Вторую мировую войну, подняло образование, науку. Но в конечном итоге модель оказалась тупиковой, и нужно было ее менять. Причем надо было выходить, не перечеркивая того, что было сделано в СССР, и привить то, что было жизнеспособным из мирового опыта".

«Утопия у власти» имела три русских издания, но публиковало «историю Советского Союза с 1917 г. до наших дней» лондонское издательство. В 1992-1993 гг. «Утопия у власти» была напечатана в приложении к парижской газете «Русская мысль» . В 1982 г., когда книга была закончена, о московском издании речи, конечно, быть не могло. «Утопия у власти» доходила на родину авторов, но одиночными экземплярами, которые не рекомендовалось держать открыто на полках.

Первое московское издание приходит к новому читателю. Он новый, ибо может читать историю Советского Союза, написанную свободно, без всякой цензуры, в России, которая перестала - или почти перестала - бояться своего прошлого. Читатель новый и потому, что он не живет в Советском Союзе. «Утопия у власти» заканчивалась констатацией факта: в результате неудержимой, как тогда казалось, экспансии над советской империей никогда не заходило солнце. СССР был супердержавой. Одной из двух, и шли споры: какая - первая. Экспансия остановилась. Империя рухнула. Сегодня книгу держит в руках новый читатель, гражданин России.

Александр Некрич, один из авторов «Утопии» , был согласен с тем, что история Советского Союза, доведенная двумя авторами до 1985 г. (третье издание), будет дополнена «Седьмым секретарем» , книгой о «блеске и нищете Михаила Горбачева», написанной Михаилом Геллером. Таким образом читатель получает историю самого значительного феномена XX в. - историю СССР со дня захвата власти большевиками в октябре 1917г., до роспуска Советского Союза бывшими коммунистами в декабре 1991 г.

Николай Бердяев, бывший свидетелем революции в России, изгнанный Лениным из строившегося земного рая, писал, что человечество всегда мечтало об идеальном государственном и общественном строе и боялось только, что реализовать утопию невозможно. В 1922 г. русский философ предупреждал: утопию можно построить. И это его очень пугало. Николай Бердяев надеялся, что наступит век, когда будут найдены средства избежать утопии и вернуться к обществу менее идеальному, но более свободному.

Возможно, мы стоим перед этим новым веком. «Утопия у власти» - история строительства «идеального» мира, стоившего непересчитанных поныне жертв. Одновременно - это история трансформации человека в ходе строительства. Все знают сегодня, что история ничему не учит. Но всем знакомо предупреждение мудреца: те, кто не знают своего прошлого, осуждены вновь его пережить.

Михаил Геллер (1922, Могилев, БССР - 3 января 1997, Париж, Франция) - историк, публицист, писатель, критик, диссидент. По образованию историк, доктор исторических наук. Окончив исторический факультет Московского университета, работал преподавателем высшей школы. В 1950 г. был арестован и приговорен к 15 годам лагерей. Отсидел 7 (по другим данным 6) лет. В 1957 г. освобожден из тюрьмы.В конце 60-х г. вынужден был уехать из СССР. С 1969 года жил и работал в Париже. Профессор Сорбонны. В течение ряда лет вел регулярную хронику в парижской газете «Русская мысль», подборка которой была выпущена в России в виде книги «Глазами историка. Россия на распутье. 1990-1995». Под псевдонимом Адам Кручек (Adam Kruczek) вел постоянную рубрику «Русские заметки» в польском литературно-политическом журнала «Культура» , выпускающемся в Париже. Автор ряда книг, исследующих различные аспекты русской литературы и истории, в том числе. «Концентрационный мир и советская литература» , «Андрей Платонов в поисках счастья» , «Под взглядом Москвы» , «Машина и винтики. История формирования советского человека» . Работы М. Геллера публиковались в Англии, Франции, Польше и других странах.

Александр Некрич (3 марта 1920, Баку - 31 августа 1993, Бостон) - историк по образованию, доктор исторических наук. С 1950 по 1976 год - старший научный сотрудник Института Всеобщей Истории Академии Наук СССР. Событием не только для ученых, но и широких кругов интеллигенции стала публикация в Москве в 1965 году его книги «1941, 22 июня». После ее выхода в свет А. Некрич был выдворен вначале из института, а затем и из страны. С 1976 года - научный сотрудник Русского Исследовательского Центра Гарвардского университета в США. Автор многих работ по истории Великобритании, СССР, международных отношений, второй мировой войны, в том числе: «Внешняя политика Англии. 1939-1941 гг.» , «1941, 22 июня» , «Наказанные народы» , «Отрешись от страха. Воспоминания историка» . Труды А. Некрича публиковались в СССР, США, Англии и других странах.

Введение

Человек будущего - это тот, у кого окажется самая долгая память.

Фридрих Ницше

«Горе побежденным», - говорили еще древние римляне. Горе побежденным означало, и означает, не только истребление побежденных или превращение их в рабов. Оно означало, и означает, что победитель пишет историю победоносной» войны, овладевает прошлым, овладевает памятью. Джордж Орвелл, единственный, быть может, западный писатель, понявший глубинную суть советского мира, создал формулу четкую и беспощадную: тот, кто контролирует прошлое, тот контролирует будущее. Но английский писатель не был первым. До него первый русский историк-марксист М. Н. Покровский утверждал: история есть политика, опрокинутая в прошлое.

С древнейших времен историю писали победители. История Советского Союза не просто еще один пример, подтверждающий правило. Здесь в наивысшей степени история сознательно и последовательно была поставлена на службу власти. После Октябрьского переворота происходит не только национализация средств производства, национализируются все области жизни. И прежде всего - память, история.

Память делает человека человеком. Лишенный памяти, человек превращается в бесформенную массу, из которой те, кто контролирует прошлое, могут лепить все, что им угодно. Граф Бенкендорф писал: «Прошедшее России было удивительно, ее настоящее более, чем великолепно, что же касается ее будущего, то оно выше всего, что может нарисовать себе самое смелое воображение». Именно с этой точки зрения, полагал он, «русская история должна быть рассматриваема и писана».

Первый шеф корпуса жандармов был твердо убежден в справедливости этой точки зрения. А. М. Горький, учивший: «Нам необходимо знать все, что было в прошлом, но не так, как об этом уже рассказано, а так, как все это освещается учением Маркса-Энгельса-Ленина-Сталина» - был твердо убежден в необходимости этой точки зрения. Фундаментальное учение Маркса-Энгельса-Ленина-Сталина, как бы опираясь на благие пожелания графа Бенкендорфа, сумело лишить народ памяти. На протяжении нескольких послереволюционных лет была разработана техника манипулирования прошлым, контроля над историей, неизвестная ранее человечеству. Манипулируется и контролируется, как российское прошлое - история России и входивших в состав империи народов, так и советское прошлое - история СССР. Впрочем, история СССР, государственного объединения, возникшего в 1922 г., начинается в советских учебниках с истории государства Урарту. Таким образом, судя по этим учебникам, триумфальное шествие к сияющим вершинам зрелого социализма началось у подножья озера Ван в 9-м веке до нашей эры.

Многие западные историки, на словах отвергающие официальную точку зрения советской историографии, в действительности принимают ее. Истоки 1917 г. они ищут в неурядицах киевских князей, в татарском иге, в жестокости Ивана IV и беспощадности Петра I, в разорванных Анной Иоановной в 1730 г. «кондициях», ограничивающих монархическую власть, или в подписании Петром III в 1761 г. манифеста о дворянской вольности. Уход в далекое прошлое позволяет советским историкам доказывать, что мечту о социализме лелеяли еще смерды Юрия Долгорукого, а московский князь Иван Калита готовил будущий расцвет столицы первой в мире страны победившего социализма. Уход в далекое прошлое позволяет западным историкам тянуть прямую линию от Ивана Васильевича к Иосифу Виссарионовичу, от Малюты Скуратова к Юрию Андропову, легко доказывая таким образом, что Россия - со скифских времен - неудержимо шла к Октябрьской революции и советской власти. Ибо - таков национальный характер русского народа. Нигде больше, по мысли этих ученых, подобное невозможно.

2024 english-speak.ru. Изучение английского языка.