Годы жизни карла росси. Краткая биография карла росси. Дворцовая и Сенатская площади

Введение…………………………………………………………………………

1. Начало правления Елизаветы Петровны

2. Россия при Елизавете Петровне

2.1. Внутренняя политика

2.2. Внешняя политика

Заключение

Список литературы


Введение

Фигура Елизаветы Петровны – дочери Петра выглядит не столь значительно как по сравнению с великим отцом, так и по сравнению с поздней ее последовательницей – Екатериной II. Но нельзя отдать должное царице, с педантичной настойчивостью проводившей в жизнь петровские идеи и столько сделавшей для процветания и прославления России.

Целью своего правления Елизавета провозгласила возвращение к порядкам своего отца Петра I. С самого начала своего правления Елизавета хотела показать пример гуманности и великодушия.

В правление Елизаветы Петровны были предприняты меры, направленные на развитие экономики страны.

Особое внимание Елизавета уделяла окраинной и внешней политике, лично занимаясь решением вопросов этой сферы.

Царствование Елизаветы Петровны было благоприятно для развития культуры.

Цель контрольной работы – анализ исторических событий, произошедших за время правления в России Елизаветы Петровны (1741-1761).

1. Начало правления Елизаветы Петровны

Утром 25 ноября 1741 г. был опубликован манифест, в котором провозглашалось, что Елизавета Петровна вступила на престол. Убедившись в полном одобрении обществом совершившейся перемены, Елизавета 28 ноября манифестом к народу объявила себя императрицей.

В манифесте императрица подробно и без стеснения в выражениях доказывала незаконность прав на престол Иоанна VI и выставляла целый ряд обвинений против немецких временщиков и их русских друзей. Все они были отданы под суд, который определил Остерману и Миниху смертную казнь посредством четвертования, а Левенвольду, Менгдену и Головкину - просто смертную казнь. Казнь назначили на 18 января 1742 г. Но уже стоя на эшафоте, они были помилованы и сосланы в Сибирь.

Обеспечив за собой власть, Елизавета поспешила наградить людей, которые способствовали вступлению ее на престол или вообще были ей преданы, и составить из них новое правительство. Гренадерская рота Преображенского полка получила название лейб-кампании. Солдаты не из дворян были зачислены в дворяне, капралы, сержанты и офицеры повышены в чинах. Все они, кроме того, были пожалованы землями преимущественно из конфискованных у иностранцев поместий, в общей сложности лейбкампанцы получили 14 тысяч душ мужского пола. Из близких к Елизавете лиц особенно осыпаны были милостями Алексей Разумовский, морганатический супруг государыни, возведенный в графское достоинство и сделанный фельдмаршалом и кавалером всех орденов, и Лесток, также получивший титул графа и обширные земли. Первые места в новом правительстве были заняты представителями той общественной группы, которая во имя оскорбленного национального чувства опрокинула немецкий режим. Многие из них были до переворота простыми гвардейскими офицерами, как, например, старые слуги Елизаветы, П. И. Шувалов и М. И. Воронцов, которые теперь вместе со своими родственниками приобрели наиболее крупное значение в правительственной среде. Рядом с ними стали у власти и некоторые из деятелей прежних правительств, например А. П. Бестужев-Рюмин, князь А. М. Черкасский и князь Н. Ю. Трубецкой, попавшие в опалу или не игравшие самостоятельной роли в два предшествовавших царствования.

Первое время по вступлении на престол Елизавета сама принимала деятельное участие в государственных делах. Благоговея перед памятью отца, она хотела править страной в духе его традиций, но ограничилась лишь упразднением кабинета министров, от которого, как гласил именной указ, «произошло немалое упущение дел, а правосудие совсем в слабость пришло», и возвращением сенату прежних прав, связанных с восстановлением прокуратуры, главного магистрата и берг - и мануфактур-коллегий. После этих первых шагов Елизавета, уйдя почти всецело в придворную жизнь, с ее весельем и интригами, передала управление империей в руки своих сотрудников; только изредка между охотой, обедней и балом она уделяла немного внимания иностранной политике. Для ведения последней и отчасти для рассмотрения связанных с ней военных и финансовых вопросов уже через месяц после переворота возник при государыне неофициальный совет из наиболее близких к ней лиц, который позже был назван конференцией при высочайшем дворе.

2. Россия при Елизавете Петровне

2.1. Внутренняя политика

Елизавета Петровна сыграла важную роль в дальнейшей централизации власти. Она сразу же решила вопрос о наследнике: вызвав из Голштинии племянника, будущего Петра III, женила его на принцессе, будущей Екатерине II. Когда у них родился сын, ставший впоследствии императором Павлом 1, Елизавета отобрала его у матери и сама ухаживала за младенцем.

Объявив о возвращении к курсу Петра 1, измененному «немецкими временщиками», 12 декабря 1741 г. императрица издала указ, согласно которому упразднялся Кабинет министров и восстанавливалась роль Сената в качестве высшего государственного органа, где также объявлялось, что в период правления Екатерины I «произошло многое упущение дел государственных». Согласно этому указу в состав Сената вошли: генерал-фельдмаршал князь И. Ю. Трубецкой, великий канцлер князь А. М. Черкасский, обер-гофмейстер граф С. А. Салтыков, генерал-аншеф Г. П. Чернышев и другие.

Была восстановлена личная императорская канцелярия - что усиливало значение самодержца. Сенат находился под контролем императрицы. Анализ документов высших государственных учреждений подтверждает мнение о значительной зависимости Сената от императорской власти. В ноябре - декабре 1741 г. Елизавета Петровна дала Сенату 51 указ и получила от него 14 докладов на «высочайшее утверждение». В 1742 г. эти цифры соответственно составили 183 и 113, в 1743 г. - 129 и 54, в 1744 г. - 164 и 38 и т. д.

В числе поручений Сенату был и указ о создании комиссии для разработки нового Уложения но в том что работа ее оказалась незавершенной, вряд ли стоит винить императрицу: до нее над сводом законов трудились пять подобных комиссий, после, уже при Екатерине II, еще одна, но все труды оказались безуспешны - общероссийский кодекс удалось создать только в Х1Х в., при Николае I.

С конца 1740-х гг. фактический руководитель правительства П. И. Шувалов провел важные мероприятия в экономической, социальной, военной и административной жизни; отмена внутренних таможенных пошлин и увеличение пошлин на ввозимые товары увеличивали доходы казны и способствовали формированию всероссийского рынка. В 1744-1747 была проведена вторая ревизия (перепись податного населения), позволившая упорядочить взимание налогов. По результатам ревизии было зарегистрировано увеличение податного населения на 17 %. Была собрана Комиссия об Уложении, безуспешно продолжившая попытку создания нового свода законов.

У нового правительства не было никакой программы крупных преобразований государственного строя. Государственная служба была превращена в привилегию только дворян. Даже иноземцы терпелись на службе лишь в том случае, когда почему-либо не находилось способных или знающих дело русских дворян. Это дало возможность остаться на дипломатическом поприще немцам. Вместе с тем, самая служба дворян становилась легче. Закон о 25-летнем сроке службы, изданный в 1735 г. и сейчас же приостановленный, теперь получил полную силу. Практика, кроме того, узаконила, что и 25-летнюю службу дворяне фактически проходили в гораздо меньший срок, так как правительство щедро разрешало им льготные и долговременные отпуска, которые настолько укоренились, что в 1756 - 1757 гг. пришлось прибегнуть к крутым мерам, чтобы заставить зажившихся в своих поместьях офицеров явиться в армию. В 1750-х годах в сенате подготовлялся указ о полном освобождении дворян от государственной службы, случайно изданный лишь преемником Елизаветы. Восстановленная прокуратура не имела прежней силы, вследствие чего служба из тяжелой подчас повинности стала принимать характер доходного занятия. Особенно это относится к воеводам, сделавшимся в это время бессрочными. Кнут, казнь и конфискация имущества, следовавшие при Петре Великом и Анне Ивановне за казнокрадство и взяточничество, теперь сменились понижением в чине, переводом на другое место и редко увольнением. Административные нравы, при отсутствии контроля и страха наказания, пали чрезвычайно низко. Рост сословного элемента в центральном и областном управлении смягчался, однако, тем фактом, что к 40 годам XVIII столетия народный организм, в общем, справился с последствиями петровского финансового кризиса. В декабре 1741 г. императрица простила недоимки за период с 1719 по 1730 год и ликвидировала Доимочную комиссию при Сенате. В царствование Елизаветы подати вносились исправнее, чем раньше, сумма недоимок сокращалась, и размер подушных денег был понижен на 2-5 копеек с души. Манифест 1752 г., простивший 2 1/2 миллиона подушного недобора, числившегося с 1724 по 1747 гг., всенародно объявлял, что империя достигла такого благополучия, что в доходах и населении «едва не пятая часть прежнее состояние превосходит». В приемах административного воздействия на население стала практиковаться поэтому некоторая мягкость, особенно по сравнению с взыскательностью и жестокостью администрации во время немецкого режима. Не меньшие успехи сделало при Елизавете и завоевание дворянством земли и крестьянского труда.

Дворянство становилось наследственным, привилегированным и замкнутым сословием в государстве. Ряд мер увеличил самую тяжесть крепостной зависимости. Устранив уже в самый момент вступления Елизаветы на престол крестьянство от присяги, правительство тем самым взглянуло на них как на рабов, а в дальнейшем энергично проводило этот взгляд на практике. Указ 2 июля 1742 г. запретил помещичьим крестьянам по своей воле вступать в военную службу, отняв, таким образом, от них единственную возможность выйти из крепостного состояния, а межевая инструкция того же года предписала всем разночинцам, незаконнорожденным и вольноотпущенным записаться или в посады, или в солдаты, или за помещиками, грозя в противном случае ссылкой на поселение в Оренбургский край или отдачей в работу на казенные заводы. Сами права помещиков над крестьянами были значительно увеличены указами 4 декабря 1747 г., 2 мая 1758 г. и 13 декабря 1760 г.

Императрица Елизавета Петровна. Ее недруги и фавориты Соротокина Нина Матвеевна

Смерть Елизаветы Петровны

Смерть Елизаветы Петровны

С возрастом характер Елизаветы очень изменился. Исчезала красота, появлялись болезни, а с ними раздражительность, мнительность. Она не дожила до того возраста, когда смерть перестает пугать, а потому очень боялась умереть. Новый Зимний дворец еще не был достроен, старый был деревянным, а она панически боялась пожара, поэтому очень любила жить в Царском Селе.

Жизнь там была невеселой. Екатерина подробно описывает времяпровождение императрицы в Царском. Елизавета привозила с собой весь штат – дам и кавалеров. В каждой комнате жило по четыре-пять дам, при них находились горничные. Любое общежитие – это склоки, и придворные дамы преуспели в этом больше других. Развлечение единственное – карты. Императрицу видели редко, она уединенно жила в своих покоях, иногда не показывалась на людях по две-три недели. Уезжать в город придворным не разрешалось, принимать у себя гостей или родственников – тоже.

Императрица занимала первый этаж, покои ее выходили в сад, в котором строжайше было запрещено появляться кому бы то ни было, даже придворным лакеям. Несколько оживляли жизнь обеды или ужины императрицы, на которые приглашали дам и кавалеров – самый близкий круг. Беда только, что никто не знал, когда состоятся эти званые обеды или ужины. Елизавета совершенно сбила себе распорядок дня и чаще всего ужинала глубокой ночью. Придворных будили; кое-как приведя себя в порядок, они приходили к столу. Надо было о чем-то разговаривать, но каждый боялся открыть рот, чтобы не огорчить ее величество. Твердо знали, что нельзя говорить «ни о прусском короле, ни о Вольтере, ни о болезнях, ни о покойниках, ни о красивых женщинах, ни о французских манерах, ни о науках; все эти предметы разговора ей не нравились». Императрица сидела хмурая, озабоченная. «Они любят только быть в своей компании, – с обидой говорила Елизавета, – я их так редко зову, да и то они только и делают, что зевают и нисколько не хотят развлечь меня».

После известного обморока 6 августа 1757 года здоровье Елизавета выправилось, но все равно внушало опасение медикам. Слишком много забот легло на ее плечи. Война затянулась, требовала денег, а где их взять? Отставка Бестужева не улучшила, а ухудшила состояние дел. Великая княгиня затеяла интригу, а ведь не поймаешь! Да и стоит ли ловить, если трон оставить некому, племянник Петруша очень ненадежен. Бутурлин оказался худшим из четырех главнокомандующих армии, он попросту стар. Канцлер Воронцов явно не справляется со своими обязанностями, куда ему до Бестужева! Уж как Михаил Илларионович хотел занять это место, а теперь жалуется на болезнь и просится в отставку. Последнее совершенно невозможно, надо было раньше думать, а не восстанавливать ее против Бестужева! Петр Иванович Шувалов тоже вышел из игры, болезни его замучили. А на кого положиться? Один свет в окне – Иван Иванович Шувалов, но он всех проблем не решит.

За всю зиму 1760–1761 года Елизавета всего один раз была на празднике в честь Св. Андрея Первозванного. Про балы, приемы, театры и думать забыла, потому что ноги отекают, не лезут в туфли, и еще незаживающие язвы, и еще обмороки, а главное – тоска, тоска жжет грудь. Теперь большую часть дня Елизавета проводит в постели, здесь и министров своих принимает, если становятся слишком настойчивы.

17 ноября 1761 года вдруг опять начались припадки, но врачам удалось их снять. Елизавете показалось даже, что она победила и болезнь, и тоску. Она вдруг решила заниматься государственными делами, проверила, что за это время успел сделать Сенат, и пришла в гнев. Сенаторы спорят по каждому пустяку, обсуждениям нет конца, а пользы от этого никакого. Еще 19 июня дала она через генерал-прокурора задание Сенату «употребить старание, чтоб в новостроящемся зимнем дворце хотя б ту часть, в котором ее императорское величество собственный апартамент имеет, как наискорей отделать», и все никак. Для полной отделки дворца архитектор Растрелли запросил 380 тысяч рублей, а для собственного оговоренного апартамента надо 100 тысяч рублей, и тех не нашли. Объяснение налицо – пожар на Малой Неве. Сгорели склады с пенькой и льном, сгорели барки на реке, убыток купцов более миллиона рублей. Пришлось помогать погорельцам, здесь уже не до императорских апартаментов.

12 декабря Елизавете опять стало плохо. Рвота с кашлем и кровью совсем ее доконала. Медики пустили кровь, состояние больной говорило о каком-то сильном воспалительном процессе. И опять ей стало лучше. Императрица немедленно послала в Сенат именной указ об освобождении значительного количества заключенных, велела также понизить пошлину на соль для облегчения жизни бедняков. Елизавета всю жизнь давала обеты и выполняла их. Но на этот раз акт милосердия не помог ей справиться с болезнью.

22 декабря 1761 года у нее опять началась рвота с кровью, медики сочли своим долгом объявить, что здоровье государыни в крайней опасности. Елизавета выслушала это сообщение спокойно, на следующий день исповедовалась и причастилась, 24 декабря соборовалась. Духовник читал отходные молитвы, Елизавета повторяла их слово в слово. Около постели умирающей неотлучно находились великая княгиня Екатерина и великий князь Петр.

Смена правления – очень ответственное время в любом государстве. «Король умер, да здравствует король!» – лозунг английского дома. Казалось и в русском доме должно быть все ясно, вот он – наследник, давно объявлен, ан нет. Екатерина ждала любых неожиданностей. На это указывал опыт предыдущих царствований. Гвардия Петра Федоровича не любила. Толки о престолонаследии в обществе ходили самые разнообразные.

Мудрая Екатерина пишет в своих «Записках»: «Счастье не так слепо, как его представляют». Во всех случаях жизни она умела «подстелить соломки». Вот «Наставление для императора Петра III». Оно написано самой Екатериной очень загодя и сохранилось в ее бумагах.

«Представляется очень важным, чтобы вы знали, Ваше Высочество, по возможности точное состояние здоровья императрицы, не полагаясь на чьи-либо слова, но вслушиваясь и сопоставляя факты, и чтобы, если Господь Бог возьмет ее к себе, вы бы присутствовали при этом событии.

Когда это будет признано свершившимся, вы (отправясь на место происшествия, как только получите это известие) покинете ее комнату, оставя в ней сановное лицо из русских и притом умелое, для того, чтобы сделать требуемые обычаем в этом случае распоряжения.

С хладнокровием полководца и без малейшего замешательства и тени смущения вы пошлете за канцлером…»

И так пятнадцать пунктов. Екатерина ждала неожиданностей. Но все произошло без сучка и без задоринки. 25 декабря дверь из спальни Елизаветы отворилась, и в приемную, где собрались высшие сановниками государства и придворные, вошел старший сенатор князь Никита Юрьевич Трубецкой и объявил, что императрица Елизавета Петровна скончалась и государствует теперь его величество император Петр III. Это был самый безболезненный переход власти за все правления в XVIII веке. Правда, Павел тоже очень естественно занял трон, но и отец, и сын кончили свое правление очень трагически.

Из книги История России от Рюрика до Путина. Люди. События. Даты автора

Дворцовый переворот Елизаветы Петровны Победа над шведами оказалась самым ярким эпизодом царствования Ивана Антоновича. А самым красочным моментом стало вступление в Петербург в октябре 1740 г. посольства персидского шаха Надира Ашрафа, которое привезло русскому царю

Из книги История России от Рюрика до Путина. Люди. События. Даты автора Анисимов Евгений Викторович

25 декабря 1761 – Смерть Елизаветы Петровны В последние годы жизни императрица много болела. Ночные празднества, пристрастие к жирной пище, нежелание лечиться – все это рано состарило кокетку. Приближающаяся старость оказалась сильным потрясением для нее. Недовольная

Из книги История. Новый полный справочник школьника для подготовки к ЕГЭ автора Николаев Игорь Михайлович

Из книги История России. XVII–XVIII века. 7 класс автора Черникова Татьяна Васильевна

§ 32. Царствование Елизаветы Петровны 1. ВНУТРЕННЯЯ ПОЛИТИКАГнев и милость. При свержении Брауншвейгской фамилии были арестованы и сосланы Миних и Остерман. А вот Бирону, который не дал императрице Анне Иоанновне заточить Елизавету в монастырь, надеясь женить на ней

автора Анисимов Евгений Викторович

Приближенные Елизаветы Петровны Вместе с Елизаветой к власти пришли новые люди – в основном близкие ей, те, кому она доверяла. В 1742 году она тайно обвенчалась c Алексеем Разумовским, и на протяжении многих лет он пользовался огромным влиянием при дворе. Разумовский

Из книги Императорская Россия автора Анисимов Евгений Викторович

Смерть Елизаветы Петровны. Петр III – император В конце своей жизни Елизавета часто болела. Неумеренный образ жизни, любовь к тяжелой, жирной пище, нежелание лечиться – все это приблизило конец веселой прожигательницы жизни. Она все чаще уединялась в Царском Селе. Столь

Из книги Тайны дома Романовых автора

автора Платонов Сергей Федорович

§ 121. Внутренняя политика Елизаветы Петровны Елизаветинский сенат не стремился в управлении государством ни к каким крупным преобразованиям и не задавался никакими широкими проектами, ограничиваясь частными мерами по различным отраслям управления. Он отвечал, так

Из книги Учебник русской истории автора Платонов Сергей Федорович

§ 123. Вопрос о преемнике Елизаветы Петровны Тотчас по воцарении императрица Елизавета приняла меры к тому, чтобы обеспечить престолонаследие за потомством Петра Великого. Это потомство представлялось всего одним лицом, именно внуком Петра по женской линии -

Из книги Дворцовые перевороты автора Згурская Мария Павловна

Из книги Романовы. Семейные тайны русских императоров автора Балязин Вольдемар Николаевич

Болезни и смерть Елизаветы Петровны При дворе в этом вопросе не было единодушия. Одни склонялись к тому, чтобы трон наследовал Петр III; другие считали, что императором должен быть объявлен Павел Петрович, а соправителями при нем оба его родителя; третьи хотели видеть

Из книги История человечества. Россия автора Хорошевский Андрей Юрьевич

«Патриотический» переворот Елизаветы Петровны Итак, находившаяся до тех пор в тени дочь Петра I принцесса Елизавета, поддержанная гвардией, совершила очередной (и не последний в XVIII столетии) дворцовый переворот и была провозглашена императрицей. Она царствовала 20 лет –

Из книги История России с древнейших времен до конца XX века автора Николаев Игорь Михайлович

Царствование Елизаветы Петровны Между тем общество избавилось от страха, который внушали Бирон и Миних, все большее недовольство вызывали бесцветные правители. Ситуацию подогревал французский посол в Санкт-Петербурге, заинтересованный в сближении России с Францией.

Из книги Хронология российской истории. Россия и мир автора Анисимов Евгений Викторович

1761, 25 декабря Смерть Елизаветы Петровны В последние годы жизни императрица много болела. Ночные празднества, пристрастие к жирной пище и сластям, нежелание лечиться – все это рано состарило кокетку. Приближающаяся старость оказалась сильным потрясением для нее.

Из книги Евреи, Христианство, Россия. От пророков до генсеков автора Кац Александр Семёнович

Из книги Россия входит в Европу: Императрица Елизавета Петровна и война за Австрийское наследство, 1740-1750 автора Лиштенан Франсина-Доминик

Северная политика Елизаветы Петровны Императрица не только не оказывала на племянника ни малейшего давления, но, более того, давала ему почувствовать свою поддержку; Петр Федорович сам распоряжался судьбою собственных земель и сам нес ответственность за двусторонние

После Отечественной войны 1812 года и победы над армией Наполеона в русской архитектуре стремительно развивалась тема военного триумфа. Подъем позднего классицизма, или стиля ампир, воплощавшего могущество Российской империи, выразился в торжественной парадности архитектуры, монументальном величии и выразительности скульптурного декора. Это было время взлета петербургского градостроительства, когда создавались грандиозные ансамбли и проводилось целенаправленное преобразование городской среды.

В последнее десятилетие правления Александра I и в начале царствования Николая I крупнейшим зодчим Российской империи был Карл Иванович Росси, создавший уникальное в мировом градостроительном искусстве созвездие архитектурных ансамблей в центре Петербурга. Его искусство открывает важный этап развития русской архитектуры. Итальянец по происхождению, он начал свою деятельность под руководством соотечественника В. Бренны, профессионально сформировавшись в столице. Творчеству Росси свойственен широкий диапазон: он прокладывал улицы и устраивал площади, возводил административные здания, дворцы и павильоны, оформлял интерьеры и разрабатывал мебель. Но прежде всего он был градостроителем, непревзойденным мастером архитектурного ансамбля. Всем известные крупные общественные здания Александрий-ского театра, Публичной библиотеки, Главного штаба, Сената и Синода, ряда министерств, комплексы Михайловского и Елагина дворцов представляют многогранные приемы композиции и прогрессивные градостроительные идеи зодчего, далеко опередившие свою эпоху. Росси сделал творческий вклад и в застройку Москвы, Твери, Рыбинска, Новгорода, Торжка, Бежецка, Кашина. Велика его роль в развитии «образцового» (типового) проектирования для городов .

Карл Иванович Росси родился 18 декабря 1777 года в Неаполе. Его мать Г. Росси и отчим Ш. Ле Пик — знаменитая в Европе балетная пара — вместе с сыном переехали в Россию и с 1780-х годов жили в Павловске, выступая на сцене петербургских театров и Павловского дворца. Учился Росси у придворного архитектора Павла I, художника-декоратора В. Бренны. Тот привлекал талантливого ученика, а затем и помощника, к живописно-декоративным работам и отделке интерьеров в Павловском и Гатчинском дворцах, предоставляя Карлу возможность обучения у Ч. Камерона искусству прорисовки тончайших деталей. Трудясь под руковод-ством В. Баженова (который осуществлял для императора проект Михайловского замка и под началом которого в тот момент находились Бренна и его помощник), Росси перенимал у него широкие градостроительные идеи. Под таким влиянием формировались художественное мировоззрение и архитектурное мастерство юноши. Уже в середине 1795 года он был настолько подготовлен, что смог поступить в Адмиралтейское ведомство чертежником в чине сержанта, а через несколько месяцев, 1 января 1796 года, был произведен в прапорщики. По просьбе Бренны Росси переводят 30 декабря 1796 года с чином губернского секретаря в так называемый Кабинет Его Величества. С этим событием и связано удачное начало практической деятельности молодого архитектора. Он был назначен помощником при своем наставнике благодаря таланту и необычайному трудолюбию, которое отмечали все современники. В Кабинете, ведавшем строительством и реконструкцией дворцов и правительственных зданий, зодчий непрерывно служил 36 лет, до конца 1832 года.

Проекты раннего периода творчества Росси — «Памятник великим людям», Триумфальная арка, предметы прикладного искусства — отличаются пышной декоративностью и влиянием композиционных приемов Бренны. Уже в них ощущается стремление автора к синтезу искусств, эмоциональности и идейной насыщенности архитектуры. Выразительность и напряженность первым сооружениям Росси придает прием контраста спокойных поверхностей стен и скульптурного декора высокого рельефа, ставший впоследствии для зодчего типичным. Последующим его произведениям присуща яркая творческая индивидуальность, более строгое проектное решение.

С конца 1796 года Росси, как помощник Бренны, участвует в строительстве комплекса Михайловского замка (не путать с Михайловским дворцом — самостоятельным творением Карла Ивановича). Основные его усилия были направлены на отделку интерьеров и проектирование деталей фасадов. Ему также принадлежат исполненные после окончания работ великолепные отчетные чертежи, изданные затем в виде гравюр. Им же с высоким графическим мастерством выполнены альбомы миниатюрных чертежей планов, фасадов и разрезов замка, служебных корпусов. Четырехлетний успешный труд Росси на эпохальном тогда строительстве был высоко оценен его учителем, ходатайствовавшим в 1799 году о награждении своего подопечного и повышении его в чине.

После смерти Павла I карьера Бренны окончилась так же внезапно, как и началась. Это отразилось и на судьбе его помощника. При вступлении на престол Александр I полностью заменил людей, окружавших отца, и поэтому 7 мая 1801 года повелел отпустить Росси из Кабинета. Но через неделю поступает новый приказ — оставить его на службе. Спустя несколько месяцев зодчий получил повышение в чине и стал архитектурным помощником 10-го класса.

В 1802 году Росси и Бренна по традиции того времени были отправлены за границу на два года для совершенствования образования. В 1803 году после пожара в Павловском дворце Карл Иванович был вызван из Парижа в Россию. Он выполнил альбом рисунков предметов убранства дворцовых помещений для вдовствующей императрицы Марии Федоровны и другие работы и снова уехал. По дороге в Италию зодчий посетил ряд европейских стран. Довелось ему изучать памятники Античности и итальянского Возрождения во Флоренции и Риме. Грандиозные размеры и совершенство пропорций творений ушедших эпох произвели на него неизгладимое впечатление, отразившееся впоследствии в его проектах.

В сентябре 1805 года Росси уже один возвратился в Петербург, а Бренна так и остался в Европе. Теперь Карлу Ивановичу предстояло самостоятельно строить карьеру. В рапорте начальству он просил «за успехи в науках» присвоить ему звание архитектора.

Петербург с большими открытыми площадями и прямыми проспектами, столь отличными от узких извилистых улиц средневековых западноевропейских городов, вновь поразил и очаровал Росси. За несколько лет его отсутствия А. Воронихин, Т. де Томон, Дж. Кваренги во многом изменили город на Неве. Обладая практическим опытом благодаря строительству Михайловского замка, вдохновленный мощью и красотой сооружений Древнего Рима, Карл Иванович мечтал создать в столице впечатляющие, грандиозные произведения. Он жаждал кипучей деятельности, был охвачен энтузиазмом и творческим горением. К этим годам относится его первый градостроительный проект по преобразованию центра Петербурга — мощное триумфальное сооружение, которое соединяло бы Дворцовую и Галерную набережные, разобщенные тогда верфью Адмиралтейства. Интересное предложение формирования ансамбля парадной набережной было пронизано темой патриотизма и отмечено начальником Кабинета Д. Гурьевым и императором Александром I, но из-за чрезмерной грандиозности не было осуществлено. В марте 1806 года за «познанья» Росси «по архитектурной части», искусство «в рисовании» и десятилетнюю службу ему официально присваивается звание архитектора. Однако самостоятельных работ в Петербурге ему все же не поручают. Карл Иванович, как подчиненный главного архитектора Кабинета Л. Руска, участвовал в составлении «образцовых» планов жилых домов, которые были изданы в виде альбомов в 1809-1812 годах.

В те же годы Росси поручают проектирование театра на Арбатской площади в Москве. Увлеченный этим интересным и ответственным заданием, он в 1807 году начал строительство и завершил все работы к торжественному открытию театра в апреле 1808 года. До наших дней он не сохранился, но успех первого московского творения зодчего был настолько велик, что по просьбе главнокомандующего Кремлевской экспедиции П. Валуева Карла Ивановича, «известного своими талантами», перевели в Первопрестольную. В то время экспедиция осуществляла строительство и ремонт правительственных зданий и дворцов в старой столице и подведомственных ей провинциальных городах. Поручаемые Росси одна за другой работы выполнялись им с большим искусством. Так в 30 лет он начинает самостоятельную архитектурно-строительную деятельность. Карл Иванович становится ведущим архитектором Кремлевской экспедиции. Московское общество приняло нового зодчего более чем радушно. Такое отношение, столь отличное от холодной чопорности при царском дворе, вдохновляло его в творчестве.

В 1808-1811 годах в Кремле проводилась реставрация разрушенных стен и башен, благоустраивалась территория и возводились новые здания. Росси принимал в этом самое деятельное участие и как автор ряда проектов, и как руководитель. Для обеспечения работ квалифицированными мастерами была создана «Чертежная», вскоре преобразованная в архитектурную школу, в которой преподавал и Карл Иванович. Именно здесь он подготовил себе прекрасных помощников: О. Бове, Н. Ткачева и 3. Дыльдина.

В Москве Росси впервые участвовал в градостроительных преобразованиях, и эта деятельность привлекла его широтой и многогранностью. Он был покорен также красотой Кремля и древнерусскими церквями, что наметило в его творчестве тенденцию, параллельную классической направленности, — воспроизведение русских национальных архитектурных форм. Проектируя в 1809 году Екатерининскую церковь Вознесенского монастыря и венчание кремлевской Никольской башни, зодчий трактует их в своеобразных формах национальной русской архитектуры — русской, или ложной, готики. Однако это пример творческого подражания, а не освоения традиций русской архитектуры. Классическая направленность становится определяющей в искусстве Росси, что подтверждается стилем основных произведений московского, а затем тверского периодов.

К работам в Твери Карл Иванович приступает в 1809 году, начиная с реконструкции построенного М. Казаковым во второй половине XVIII века путевого дворца, который теперь должен был стать резиденцией дочери Павла I и ее супруга, принца Ольденбургского. Утвержденный проект Росси осуществил за три месяца, видоизменив фасады, заново парадно отделав интерьеры, реконструировав придворную усадьбу и служебные корпуса. Переделка дворца так понравилась принцу и Екатерине Павловне, что архитектор получил еще ряд заказов и по усадьбе, и в городе, начав бурную деятельность в Твери. Екатерина Павловна, боясь потерять мастера, стремилась сделать его не только придворным зодчим, но и главным архитектором Твери и подведомственных ей городов. Росси привлекают в городской комитет по благоустройству, организованный в 1809 году, и, несмотря на то, что там был свой главный архитектор, итальянец фактически возглавил эту организацию.

В те годы Тверь, ставшая административным центром трех губерний: Тверской, Новгородской и Ярославской — и местом пребывания членов царской семьи, интенсивно застраивалась. В комплексе с работами по планировке и благоустройству центральной части Твери зодчий проектировал административные, торговые, лечебные и другие общественные здания, соборы и храмы, театр, десятки одно- и двухэтажных жилых домов. Для Рыбинска он продумал серию жилых домов, биржу и другие торговые строения. Одновременно в Бежецке возводились торговые ряды. Для Торжка в 1811 году он спроектировал Спасо-Преображенский собор, который был реализован в 1817-1822 годах под руководством И. Мокшева. Для Старицы Росси построил присутственные места, для Кашина — жилые дома, на Мариинском канале — больницу. Все сооружения были задуманы зодчим в единых классицистических формах с почти лишенными декоративного убранства фасадами, а также с учетом скромных возможностей провинциальных городов. По окончании строительных работ мастер составил «Альбом отчетных чертежей», включавший 49 жилых и общественных зданий. За успешные работы в Твери Карл Иванович был награжден в 1812 году чином коллежского советника и орденом Владимира IV степени.

Архитектурные достоинства проектов жилых домов, выполненных искусной рукой Росси, послужили основанием для включения их в гравированные альбомы «образцовых» фасадов, изданных в Петербурге. Их обязательно использовали при строительстве во всех городах России.

Практика в Москве и провинциальных городах была серьезной градостроительной школой для Росси. Именно здесь из мастера декоративно-прикладного искусства сформировался архитектор-градостроитель с большим опытом.

В связи с началом Отечественной войны 1812 года активная деятельность Росси оборвалась. Вернувшись в Петербург в 1814 году, известный к тому времени архитектор не сразу получил работу, которая соответствовала бы его таланту и навыкам. Начиная карьеру заново, уже в третий раз, он рисовал вазы, торшеры, люстры для фарфорового и стеклянного заводов, куда был определен из Кабинета на место умершего архитектора Т. де Томона. Здесь Росси трудился до 1819 года, не прекращая деятельности в Кабинете; в 1819-м он попросил освободить себя от должности на заводах в связи с возложенными на него многочисленными крупными проектами. Одновременно в 1814 году Росси возобновляет отделку Эрмитажного театра, в 1816 году проектирует интерьеры церкви и кабинета в варшавском замке Александра I.

В 1814 году Карл Иванович является и главным архитектором Павловска, хорошо ему знакомого и любимого с детства. Там первой его работой была пристройка к Розовому павильону А. Воронихина Большого (Танцевального) зала для торжественного приема гвардейских полков, вернувшихся с победой из Парижа. К этим же событиям был составлен проект парадного одноэтажного здания с колоннадами. В Павловском дворце Росси возвел знаменитую библиотеку и отделал ряд помещений. Для парка он спроектировал ротонду, Большой трельяж («Зеленую беседку»), павильон Любви, павильон Росси (названный так позднее), павильон Марии и парковые чугунные сооружения: триумфальные ворота, ограда въездной площади, мост через Славянку, фонари, скамьи и вазы. Зодчий создал в Павловском парке своеобразный комплекс в национальных формах русской архитектуры — деревню Глазово (до наших дней не сохранилась).

Для Павловска Росси, подходивший к застройке города всесторонне, как и в Твери, составил серию «образцовых» проектов жилых домов, оград и ворот к ним. Работал он и для Гатчины: спроектировал ансамбль училища и церкви для слепых.

После триумфального возвращения русских войск из Парижа необычайно возрос международный престиж России. Это вызвало у царского правительства стремление сделать Санкт-Петербург — молодую столицу могущественной империи — городом, по красоте и величию превосходящим все столицы мира. Началось бурное строительство в городе и пригородных царских резиденциях. Возводились крупные административные и общественные здания, реконструировались и строились дворцы для членов императорской семьи. Эти работы в период с 1816 по 1832 год возглавлял Росси; то время стало самым ярким и необычайно плодотворным для его творчества, когда им были созданы крупнейшие, всемирно известные произведения.

В мае 1816 года был организован Комитет для строений и гидравлических работ, который руководил архитектурно-строительной деятельностью и определял градостроительную политику в столице. В его состав был введен и Росси, незадолго до этого определенный Кабинетом «на службу ко двору» с помощниками Дыльдиным и Ткачевым. Зодчий стал заниматься преобразованием центра города, проектируя ансамбли новых площадей, реконструируя и разрабатывая крупные общественные здания. Все предложения обсуждались на заседаниях Комитета, а затем представлялись на утверждение царю, не жаловавшему Росси из-за недворянского происхождения мастера. Ведущие архитекторы Петербурга Росси, Стасов, Михайлов и инженер Базен совместно разработали очень важный законодательный документ — «Проект о каменных и деревянных строениях в Петербурге», утвержденный лишь в 1830 году из-за противодействия частных застройщиков.

Труден был путь Росси к славе — теперь его талант и мастерство получили признание. Он стал первым архитектором императорского двора и градостроительного комитета, а по существу — главным архитектором столицы России. Одну за другой на него возлагают самые ответственные и значительные задачи.

С 1817 по 1819 год Росси занимался реконструкцией комплекса Аничкова дворца под резиденцию брата императора — Николая Павловича (будущего царя Николая 1).Этара6отасталаего блестящим архитектурноградостроительным дебютом в Петербурге, привлекшим всеобщее внимание. К тому же периоду относятся создание Румянцевской и Суворовской площадей, новая отделка парадных анфилад Зимнего дворца, ремонт и новая отделка интерьеров в Таврическом дворце, проект реконструкции Дворцовой площади, здания Главного штаба и министерств на ней, Кабинета у Синего моста, проекты Михайловского и Елагина дворцово-парковых комплексов, бесчисленные рисунки предметов прикладного искусства.

В первой половине 1820-х годов зодчий вел грандиозное строительство на Дворцовой площади, возводил ансамбли Михайловского и Елагина дворцов, реконструировал комплекс Инженерного замка, руководил работами в Павловске и Гатчине, проектировал реконструкцию Екатерининского института, Большого и Биржевого гостиных дворов, павильон-библиотеку в Суханове, под Москвой, и многое другое.

В конце 1820-х — начале 1830-х годов Росси проектировал и застраивал целую систему из улиц и площадей театрального ансамбля, в который входят здания Александрийского театра, Императорской публичной библиотеки, министерств народного просвещения и внутренних дел. В это же время он создал планы реконструкции Сенатской площади и зданий Сената и Синода; завершил отделку сооружений на Дворцовой площади, спроектировав на ней театр, а у Адмиралтейства — спуск к Неве; выполнил в Зимнем дворце знаменитую Галерею 1812 года; участвовал в проектировании застройки стрелки Васильевского острова; перестраивал «собственную» дачу Николая I на Каменном острове, пристань и «Грот» («Кофейный домик») в Летнем саду; создавал иконостасы для Казанского и Троицкого соборов, Турецкую баню в Царском Селе; участвовал в конкурсе на план перестройки Большого гостиного двора.

В связи со смертью Александра I в ноябре 1825 года зодчий занимался оформлением всех «печальных комиссий» — пышных похорон императора, продумав все вплоть до украшения церквей. Росси был неизменным участником экспертиз крупнейших сооружений, в том числе Исаакиевского и Троицкого соборов.

Если ранним работам Карла Ивановича присуща излишняя помпезность, а для сооружений тверского периода характерны градостроительный подход и почти полное отсутствие декоративного убранства, то в произведениях поры расцвета творчества уже органично сочетается и то, и другое. Гений зодчего, его мастерство засверкали с предельной яркостью, появилась отточенность архитектурного языка, виртуозность рисунка. Вписанность в окружающую среду — городскую застройку или естественный ландшафт — становится отличительной чертой творений Росси. Каждое произведение создавалось не само по себе, а с учетом конкретного окружения и назначения, и именно это определяло его архитектурный образ. Сначала мастер создавал ансамбли площадей, затем — ансамбли из одной площади и окружающих ее улиц, потом системы площадей и улиц и в итоге — грандиозную и стройную систему ансамблей городского центра. Им были застроены или преобразованы 12 площадей и 13 улиц в центре Петербурга, украсивших весь город. А кроме того, Росси — автор удивительных по красоте интерьеров, где каждая архитектурная деталь, живопись, лепка, мебель, предметы декоративного убранства — все подчинено единой художественной идее, и именно этим достигался столь сильный эстетический эффект.

Успех зодчего подтолкнул правительство отметить его заслуги. В 1818 году Росси был награжден орденом Анны II степени, а в 1821 году — алмазными знаками к нему. В 1825 году за строительство Михайловского дворца, признанного иностранцами лучшим в Европе, архитектору был присужден орден Владимира III степени, в 1829 году — знак за 30-летнюю службу. О творениях Росси с восхищением писали в отечественной и зарубежной прессе. В 1822 году Академия художеств избрала Карла Ивановича почетным академиком, а в 1828 году Флорентийская академия присвоила ему звание профессора I степени. При этом у мастера были сложные взаимоотношения с начальством из-за независимого характера и принципиальности. Его новаторские технические предложения встречались в штыки архитекторами-конкурентами и руководителями во главе с Николаем I. Конфликты возникали при каждом крупном строительстве.

После торжественного открытия Александрийского театра 31 августа 1832 года Росси, изнуренный напряженным трудом, давно преследовавшей его болезнью и конфликтами, подал в отставку. Двадцать восьмого октября 1832 года он был уволен «от всех занятий», и в 55-летнем возрасте ушел на пенсию, не закончив полностью два крупнейших ансамбля: окружения Михайловского дворца и Александрийского театрального комплекса. В последние 17 лет жизни Росси продолжал проектную и строительную деятельность, а также часто привлекался в качестве эксперта. Им спроектированы два симметричных корпуса в глубине театральной площади, застройка Михайловской улицы, театральная школа, несколько вариантов перепланировки окружения Инженерного замка и застройки Инженерной улицы, реконструкция Адмиралтейства. В 1838-1841 годах он возводил колокольню Юрьева монастыря в Новгороде. Последней работой Росси был ремонт зрительного зала Александрийского театра, во время которого он заразился холерой, после чего умер в страшных мучениях 6 апреля 1849 года.

Произведения Карла Ивановича Росси во многом стали источником вдохновения для западноевропейских архитекторов, что свидетельствует о ведущей роли русского градостроительного искусства и русского зодчества в первой трети XIX века.

Основные этапы творчества Росси

Проект Триумфальной арки 1790-е Санкт-Петербург, Россия
1790-е Павловск, Россия
Участие в реконструкции дворцово-паркового комплекса 1790-е Гатчина, Россия
Участие в строительстве комплекса Михайловского замка 1796-1800 Санкт-Петербург, Россия
Проект триумфального сооружения, соединяющего Дворцовую и Галерную набережные 1805-1806 Санкт-Петербург, Россия
Театр на Арбатской площади 1806-1807 Москва, Россия
Реставрации стен и башен, благоустройство территории в Кремле 1808-1811 Москва, Россия
Оружейная палата в Кремле, предназначенная для музея 1808-1811 Москва, Россия
Церковь Св. Екатерины Воскресенского монастыря в Кремле 1809-1817 Москва, Россия
Реконструкция путевого дворца для Ольденбургских 1809 Тверь, Россия
Планировка и благоустройство центральной части Твери, строи-тельство театра, административных, торговых и жилых зданий 1809-1811 Тверь, Россия
Биржа, торговые ряды и серия двух- и трехэтажных домов 1809-1811 Рыбинск, Россия
Торговые ряды 1809-1811 Бежецк, Россия
Проект Спасо-Преображенского собора 1811 Торжок, Россия
Пристройка Большого зала к Розовому павильону 1814 Павловск, Россия
Библиотека и отделка помещений в Павловском дворце 1814-1815 Павловск, Россия
Парковые сооружения: ротонда, Большой трельяж («Зеленая беседка»), павильон Любви, павильон Росси, павильон Марии и малые парковые сооружения 1814-1815 Павловск, Россия
Деревня Глазово в дворцовом парке 1814-1815 Павловск, Россия

Перепланировка усадьбы, павильоны иограда Аничковского дворца

1816-1818 Санкт-Петербург, Россия
Планировочные решения района площади Островского и Черны-шева 1816-1827 Санкт-Петербург, Россия
Серия проектов реконструкции районов и кварталов 1817 Санкт-Петербург, Россия
Ремонт и интерьеры Таврического дворца 1817-1819 Санкт-Петербург, Россия
«Кабинет» у Синего моста 1817-1819 Санкт-Петербург, Россия
Суворовская площадь 1818 Санкт-Петербург, Россия
Перенос Румянцевского обелиска с Марсова поля на площадь Васильевского острова с изменением его композиции 1818 Санкт-Петербург, Россия
Марсово поле 1818 Санкт-Петербург, Россия
1818-1822 Санкт-Петербург, Россия
1819-1834 Санкт-Петербург, Россия
1819-1829 Санкт-Петербург, Россия
Реконструкция Екатерининского института 1820-е Санкт-Петербург, Россия
Большой и Биржевой Гостиные дворы 1820-е Санкт-Петербург, Россия
Реконструкция района Михайловского замка и включение его в новую систему городских улиц и площадей 1820-е Санкт-Петербург, Россия
Военная галерея Зимнего дворца 1826 Санкт-Петербург, Россия
1828-1834 Санкт-Петербург, Россия
1829-1834 Санкт-Петербург, Россия
«Собственная» дача Николая I на Каменном острове кон. 1820-х - нач. 1830-х Санкт-Петербург, Россия
Участие в проектировании застройки стрелки Васильевского острова кон. 1820-х - нач. 1830-х Санкт-Петербург, Россия
Колокольня Юрьева монастыря 1838-1841 Великий Новгород, Россия
Ремонт зрительного зала Александрийского театра 1849 Санкт-Петербург, Россия

Когда говорим о красоте Петербурга, то чаще всего вспоминаем Дворцовую площадь, площадь Искусств, площадь Декабристов (Сенатскую), ансамбль площади Островского, улицу Зодчего Росси. Именно здесь мы ощущаем неповторимый архитектурный облик Петербурга. Все эти архитектурные ансамбли созданы выдающимся петербургским архитектором Карлом Ивановичем Росси.

Росси родился в 1777 году в артистической семье, где любили и почитали искусство. Его родители - прославленная в Европе балетная пара - были приглашены в Петербург, где нашли свою вторую родину. Проживала семья в Павловске. С юных лет Карл Росси учился у архитектора В. Бренны. В те времена Бренна работал в Павловске под руководством Ч. Камерона и в Гатчине у В. Баженова. Молодой Росси непосредственно на практике соприкасался с творчеством ведущих мастеров того времени, учился у них. Он внимательно присматривался к творениям ведущих зодчих, старался проникнуть в тайны их мастерства. Так в кругу лучших мастеров, непосредственно участвуя в чрезвычайно ответственных работах, Росси получал практическое художественное и архитектурное образование.

В 1796 году, вскоре после восшествия на престол Павла I, Бренна становится первым архитектором императорского двора и ему поручаются все более ответственные работы, а самое главное - строительство новой императорской резиденции - Михайловского замка. В столь крупных работах Бренна, конечно, не мог обойтись без своего талантливого ученика. По просьбе Бренны молодого Росси приняли на службу в Кабинет - учреждение, которое ведало строительством и ремонтом всех правительственных зданий и дворцов. 30 декабря 1796 г. специальным указом Росси зачислен в Кабинет «с чином губернского секретаря и состоянием при архитекторе Бренна помощником». Вскоре ему было присвоено звание «архитектурного помощника» с удвоением денежного оклада. Однако не только поддержка Бренны, а прежде всего талант и огромное трудолюбие, которое отмечали все современники, проложили молодому архитектору дорогу в жизни. Точно не известно, чем конкретно Росси занимался на строительстве Михайловского замка, но участие его в строительстве сомнению не подлежит.

После смерти Павла I Бренна получает отставку. Вместе с ним из Кабинета увольняют и его помощника Росси. Однако уже через неделю его снова зачисляют в штат Кабинета и спустя некоторое время увеличивают денежное содержание. В 1802 году Бренна уезжает за границу. Вместе с ним для совершенствования образования едет и Росси. За границей Росси посетил ряд европейских стран, был в Париже, успешно занимался во Флорентийской академии в Италии, изучал величественную архитектуру Древнего Рима и эпохи Возрождения, а также теоретические трактаты зодчих того времени. В 1805 году молодой архитектор возвращается в Петербург. Он полон творческих сил, мечтает о произведениях монументальных и грандиозных.
В марте 1806 году Карлу Ивановичу присваивают звание архитектора и увеличивают оклад до 2000 рублей. Но, несмотря на официальное признание его талантов, сколь-либо ответственных работ в столице ему не поручают. Росси успешно проектирует и строит здание театра на Арбатской площади в Москве, и вскоре его переводят в бывшую столицу. В Москве тридцатилетний Росси начинает самостоятельную практическую архитектурную деятельность. Там сразу оценили талантливого и трудолюбивого молодого зодчего, и вскоре его так характеризуют высшему начальству: «по вкусу своему и прилежанию он обещает со временем быть лучшим архитектором в России». В Москве Росси становится ведущим зодчим. Именно там он приобретает первый практический опыт градостроительных преобразований. К сожалению, ни одно из сооружений не сохранилось - все они пострадали или были уничтожены во время пожара Москвы в 1812 году.

В начале 1809 года Росси поручают реконструкцию путевого дворца в Твери, и он на несколько лет переезжает в этот губернский город. Переделка дворца была связана с переездом в Тверь сестры Александра I Екатерины Павловны, вышедшей замуж за принца Ольденбургского, который был назначен Тверским, Новгородским и Ярославским генерал-губернатором. Став административным центром трех губерний и местом обитания членов царской семьи, город обретает новую жизнь, а в его архитектурной биографии наступает период расцвета, связанный с творчеством Росси.

Одновременно со строительством в Твери Росси выполняет работы для Ярославля, Рыбинска и других городов.
Началась Отечественная война 1812 года. Все силы страны были направлены на борьбу с Наполеоном. троительство прекратилось практически повсюду. В 1814 году Росси возвращается в Петербург. Но именно в Твери он сформировался как мастер градостроительного искусства. А в Петербурге талант зодчего заблистал в полную силу.

Петербург 1814 года - это столица могущественного государства, победившего наполеоновскую армию. С триумфом возвращаются из Парижа русские войска. В городе и пригородах начинается бурное строительство, возводятся новые общественные и административные здания, строятся и реконструируются дворцы для членов императорской семьи. Росси принял самое деятельное участие в этих работах, а затем и возглавил их. 1816-1832 годах - самый блестящий и необычайно плодотворный период деятельности зодчего, период, когда им были созданы все наиболее известные его творения, вошедшие в золотую сокровищницу русской и мировой архитектуры и принесшие Росси заслуженную славу. В 1816 году он становится первым придворным архитектором, а вскоре членом организованного тогда Комитета строений и гидравлических работ.

Этот Комитет определял всю архитектурно-градостроительную политику Петербурга, его еще называли «Комитетом красоты». Росси стал там признанным лидером. Ему поручают наиболее ответственные работы. Именно он реконструирует и отделывает крупнейшие дворцы, создает новые дворцово-парковые комплексы. Он возводит многочисленные постройки в парке Павловска, жилые и казенные дома в этом городе, отделывает ряд помещений Павловского дворца, работает также в Гатчине и Ораниенбауме.

В Петербурге реконструирует усадьбу Аничкова дворца, строит там служебные корпуса и павильоны, реконструирует сам дворец и отделывает его интерьеры. С блестящим мастерством отделывает Росси интерьеры Зимнего дворца, в том числе и знаменитую Военную галерею 1812 года. Он создает удивительной красоты дворцово-парковый ансамбль на Елагином острове. Восхищение вызывает созданный архитектором ансамбль Михайловского дворца.

Зодчий реконструирует Дворцовую площадь, превратив ее в одну из красивейших в мире, преображает Сенатскую, создает Суворовскую и Румянцевскую площади. Росси строит и крупнейшие административные здания северной столицы: здание Главного штаба и министерства иностранных дел и финансов с его знаменитой Триумфальной аркой - памятником Отечественной войны 1812 года, министерства внутренних дел и народного образования, проектирует здания Сената и Синода. Росси создает уникальный театральный ансамбль площади Александрийского театра, включающего здание Публичной библиотеки (сейчас Российская национальная библиотека) - ныне площадь Островского.

Росси реконструирует территорию Михайловского замка, его Манеж и службы, превратив замкнутый в себе комплекс в прекрасный, открытый городу ансамбль. Он проектирует единую архитектурную застройку целых улиц и площадей, возводит много сооружений. Работы у архитектора так много, что он отклоняет предложение участвовать в конкурсе на проект храма Христа Спасителя в Москве.

Честность, принципиальность и бескорыстие Росси были общеизвестны. Ему доверялись огромные суммы на строительство, которыми Карл Иванович лично распоряжался. И никогда он не стремился извлечь из этого выгоду для себя. Более шестидесяти миллионов рублей - невиданная по тем временам сумма - прошло через его руки, и ни один рубль из этой суммы не стал источником его обогащения. Громадные заказы были предметом зависти, и против Росси всегда плелись интриги. Это было одной из причин того, что талантом и трудолюбием архитектора широко пользовались, но продвигать его не стремились, и официальная оценка заслуг Росси совершенно не соответствовала его заслугам. Росси до последних дней оставался в невысокой должности коллежского советника, коим был еще в Твери. В 1822 году Флорентийская академия присвоила Росси звание профессора, но ни академиком, ни профессором русской императорской Академии художеств ведущего зодчего Петербурга так и не сделали. Но Росси к этому и не стремился. Главным делом его жизни была архитектура.

Денег Росси всегда не хватало, у него была большая семья, на ее содержание уходило все заработанное. Более того, несмотря на обилие заказов архитектор всегда находился в долгах. Мечта Росси построить свой дом, иметь своегнездо так и не сбылась. На ее воплощение всегда не хватало ни времени, ни денег.
Интриги и недоброжелатели сделали свое дело. В 1832 году, в самом расцвете своей творческой карьеры, но изнуренный напряженной работой, конфликтами с начальством и давнишней болезнью, чувствуя невозможность продолжать работу в создавшихся невыносимых условиях, Росси подает в отставку. Отставка знаменитого зодчего была принята без возражений, и архитектор был официально «уволен от всех занятий».
Никогда не прося ничего для себя, Росси не забывал о людях, которые с ним работали, и всегда старался, чтобы их заслуги были оценены.

После выхода в отставку Росси продолжает работать. Он создает проект застройки Михайловской улицы, раскрывающей ансамбль площади к Невскому проспекту. Официально уволенный, он привлекается как эксперт в различные комиссии, занимается ремонтом Таврического дворца. В 1849 году зодчему поручают ремонт построенного им же Александрийского театра. Работы уже завершались, когда Росси, заразившись холерой, свирепствовавшей тогда в Петербурге, заболел и скончался. Это случилось 6 апреля 1849 года. Денег на похороны у семьи знаменитого архитектора не было. Пришлось обратиться за государственным пособием. Только после длительных хлопот несовершеннолетним детям архитектора, которые остались без средств к существованию, была назначена пенсия. Похоронен Росси на Волковском кладбище. В 1940 году его прах был перенесен в музей-некрополь Александро-Невской лавры.

Любил он простоту и линий постоянство,
Взыскательной служил и точной красоте,
Столице севера дал пышное убранство,
Был славой вознесен и умер в нищете.
Всеволод Рождественский

Выдающийся русский архитектор Карл Росси родился 18 (29) декабря 1775 года в Санкт-Петербурге, в аристократической итальянской семье. Его отец - Джованни Росси, потомственный дворянин, мать - Гертруда Росси, известная танцовщица, балерина, приглашенная на петербургскую сцену в Екатерининское время. С раннего детства К.Росси жил в Павловске у архитектора Винченцо Бренны, который воспитывал и обучал мальчика своему ремеслу.

28 июля 1795 года Росси был определен на службу в Адмиралтейское ведомство в качестве "архитектурного чертежника сержантского чина архитектурии гезеля", то есть ученика. В 1796 году его зачислили архитекторским помощником В.Ф. Бренны по строительству в Павловске и Гатчине в ведомство Кабинета Его Величества. В эти годы под руководством учителя, а порой и самостоятельно, он работал над интерьерами во дворцах Павловска и Гатчины, создавал проекты предметов декоративного убранства. Здесь он приобрел первые навыки художественной композиции, научился мастерству художника-декоратора.

В 1802 году император Александр I благосклонно принял у начинающего зодчего альбом его архитектурных работ и разрешил двухлетнюю поездку за границу вместе с Бренной. В Италии Росси обучался во Флорентийской академии и в Риме. По возвращении в Россию в 1804 году он составил проект переустройства набережной у Адмиралтейства в Петербурге, но проект был отвергнут, а сам Росси назначен художником стеклянного и фарфорового заводов в Петербурге.

Только в 1806 году Росси, наконец, получил звание архитектора, а в 1808 году он был назначен в Кремлевскую экспедицию, которая занималась строительством и ремонтом правительственных зданий и дворцов в Москве и провинциальных городах. Руководитель экспедиции П.Валуев, высоко оценив талант и трудолюбие тридцатилетнего архитектора, поручал ему одну за другой ответственные работы. Весной 1808 года в Москве, на Арбатской площади, открылся построенный по проекту Росси деревянный театр, о котором говорили, что он отличался прекрасной акустикой, а снаружи был окружен колоннадой. Театр сгорел в пожаре 1812 года, а его чертежи или хотя бы какие-то изображения не сохранились. Затем Росси работал в Твери и в городах Тверской губернии.

В 1814 году Росси вернулся в Петербург, награжденный за успешную работу в Твери орденом св. Владимира IV степени и чином коллежского советника. Но, вернувшись в столицу уже известным зодчим, Росси не сразу нашел достойное себе применение на архитектурном поприще. Он продолжал работать на Императорском стекольном заводе, только теперь уже архитектором, возвращался к интерьерным работам в Павловске.

В 1816 году Росси входит в созданный под руководством крупнейшего инженера того времени Комитет строений и гидравлических работ, где получает должность главного архитектора. Первой большой градостроительной работой Росси стала реконструкция Аничкова дворца (1816–1818), с которой началась грандиозная перепланировка значительной части центра Петербурга. С этого времени начался период расцвета творчества Росси.

В 1820-х годах была завершена реконструкция Адмиралтейства. , перестроив одно из грандиозных зданий в центре Петербурга, создал потрясающий по выразительности и монументальности архитектурный шедевр. Его появление вблизи Зимнего дворца сразу же выявило несоответствие окружающей среды. И по планировке, и по своему художественному уровню тогдашняя Дворцовая площадь явно не соответствовала своему значению. В 1819 году представилась возможность перестроить всю противоположную сторону площади, реконструировать весь архитектурный ансамбль.

На месте отдельных частных домов в 1819-1829 годах Росси возвел два грандиозных здания Главного штаба и министерств, объединенных дугообразным фасадом и аркой. Росси смело и остроумно решил трудную композиционную и планировочную задачу и создал триумфальный въезд на Дворцовую площадь, изменив направление Морской улицы, ориентировав её на центр Зимнего дворца и перекрыв под углом двумя мощными арками. Сооружая Главный штаб, Росси блестяще сформировал ансамбль главной парадной площади столицы.

Работоспособность Росси была поразительной. Руководя Комитетом строений и непосредственно занимаясь грандиозной реконструкцией Дворцовой площади, одновременно зодчий возводит уникальный дворцово-парковый ансамбль Елагина острова (1818-1822) с дворцом, павильонами и хозяйственными сооружениями, искусно скомпонованными с зеленью и водоемами, а также комплекс Михайловского дворца (1819-1825, ныне здание Русского музея) с окружающей застройкой. Каждая из этих работ составила бы славу любому зодчему, но для Росси и это не было пределом его возможностей. Параллельно он продолжает оформлять интерьеры дворца в Павловске и Зимнего дворца. В частности, он построил в Павловске библиотеку (1822-1824) и Николаевские чугунные ворота с оградой (1826), в 1826 году создал в Зимнем дворце Военную галерею 1812 года, ставшую еще одним памятником архитектуры, восстановленную после пожара 1837 года В.П. Стасовым.

В 1827 году инженерному департаменту поручается разработка плана перестройки здания Сената и оформление Сенатской площади (1829-1834). Главный архитектор департамента А.Е. Штауберт не справился с задачей, и был объявлен конкурс на разработку лучшего варианта. В нем участвовали виднейшие зодчие столицы. Конкурс выиграл Росси. Получив конкретную задачу на проектирование Сената, он создает новый значительный ансамбль из двух зданий: Сената и Синода. Здесь, как и на Дворцовой площади, он прибегает к соединению двух зданий аркой, перекинутой над Галерной улицей.

Еще одним архитектурным шедевром Росси стал театральный ансамбль. Это целая система улиц и площадей, застроенных в едином архитектурном стиле, по единому творческому замыслу. Еще в 1816 году, занимаясь строительством ансамбля на Елагином острове, зодчий составил первый проект реконструкции Театральной площади и примыкающего района. Преображая территорию от Невского проспекта до Чернышева моста через Фонтанку, Росси возвел здесь в 1828–1834 годах Александринский театр с отходящей от его заднего фасада Театральной улицей (с 1923 года - улица Зодчего Росси), оформленной двумя однородными протяженными корпусами со сдвоенными дорическими колоннами. Эта улица, состоящая всего из двух домов, уникальна своим точным следованием античным канонам - её ширина равна высоте зданий её образующих (22 метра), а длина ровно в десять раз больше - 220 метров.

Строительство ансамбля Александринского театра было своего рода торжеством творчества Росси. Однако, еще современниками зодчего были замечены просчеты в проектировании перекрытий театра. Росси расценил критику в свой адрес как личное оскорбление со стороны интриганов и завистников и даже обратился за помощью к . В конце концов, император подтвердил полное доверие к зодчему, дав ему возможность завершить начатое творение. Тем не менее, после этого Росси уже не привлекался к значительным работам. Ему пришлось уйти в отставку «от всех занятий по строениям». Росси подал это прошение, мотивируя его своей болезнью, и 25 октября 1832 года просьба была удовлетворена. Позднее ему дали лишь один значительный заказ в Петербурге - по перестройке зрительного зала Александринского театра.

В последние годы жизни Карл Росси создал только одно значительное архитектурное сооружение - колокольню Юрьева монастыря в Новгороде (1838-1841). Больше работы ему не предлагали. Великий зодчий умер в полном забвении 6 (18) апреля 1849 года в Петербурге. Его похоронили на Волковском лютеранском кладбище. В 1930-е годы было принято решение о перезахоронении праха К. Росси и его жены на Лазаревском кладбище Александро-Невской лавры, в Некрополе XVIII века, где похоронены также Старов, Воронихин, Захаров и Стасов. Высокая стела из серого полированного гранита над такой же плитой отмечает могилу архитектора, которая находится почти напротив могилы жены А.С. Пушкина .

Именно Росси мы обязаны красотой и неповторимостью центра Петербурга. Во многом именно благодаря ему Петербург уже к 1830-м годам обрел новое лицо, превратившись в один из красивейших городов мира. Монументально-строгие ансамбли, задающие масштаб всему огромному городу, вошли в число шедевров мировой архитектуры.

2024 english-speak.ru. Изучение английского языка.