Как называется строфы. Что такое онегинская строфа? Александрийский стих в русской поэзии

СТРОФИКА

Разговор о смысловой структуре рифмы невозможно вести, говоря лишь изолированно о нескольких сходных по звучанию словах. Рифма втягивает в движение мысли сначала всю строку, а потом и все произведение, заставляя внимательно вслушиваться и всматриваться в то, как построено все оно. Искомый смысл есть результат взаимодействия всех уровней художественно-речевой структуры стихотворного произведения. Вот почему многие поэты, извлекая из рифмы максимум художественного эффекта, относятся к ней как к одному из сущностных слагаемых поэтического мышления вообще.

Строфика – раздел стиховедения: учение о сочетаемости стихов.

Строфа – это сочетание стихов, объединенных общей рифмовкой и представляющих ритмико-синтаксическое целое, резко отделенное от смежных стихосочетаний большой паузой, завершением рифменного ряда и иными признаками.

Строфа появилась в античности, ее формы различались упорядоченным чередованием стихов различного метра. Алкеева строфа состоит из двух одиннадцатисложников, девятисложника и десятисложника. Сапфическая строфа состоит из трех одиннадцатисложников и адония.

Во французской поэзии 18 – 19 веков были строфы, сочетающие двенадцатисложник и восьмисложник, в русской поэзии аналогична строфа из четных шестистопных стихов и нечетных четырехстопных (А.С.Пушкин "На холмах Грузии"). Но так как равносложность и равностопность почти полностью возобладали, то главным различительным признаком строфы, кроме количества стихов, в новоевропейской поэзии стала схема рифмовки.

Исторически возможны связи между определенными видами строфы и стихотворным размером.

Интонационно-синтаксическое течение строфы властно диктует и границу предложения, и размещение его частей. Почти никогда предложение не переходит из одной строфы в другую, на этом фоне случаи межстрофического переноса служат сильным выразительным средством.

Длина строфы обычно достаточно невелика: она должна быть непосредственно ощутимой: от 2 до 16 стихов, редко больше.

Двустишие – наиболее простая строфа, состоящая из двух стихов, связанных смежной рифмой. Двустишие может входить как составная часть в более крупные строфы, например, четверостишие смежной рифмовки аабб и др. В прошлом известны канонические формы двустиший, связанные с определённым жанром, стихотворным размером (элегический дистих, александрийский стих) и т. д.

Трёхстишие – стихотворная строфа из трех стихов. Возможны следующие разновидности трёхстиший: 1) терцет – трёхстишие, в котором все три стиха на одну рифму – ааа, или трёхстишие, в котором один из стихов остаётся нерифмованным – ааб и пр.; 2) терцина – трехстишие, в котором со стихом, не получившим рифмы-отклика в той же строфе, рифмуется стих следующей строфы – аба – бвб – вгв – и т. д. Терцины канонизировал Данте в "Божественной комедии". В России их использовали А.С. Пушкин, А.К. Толстой, В. Хлебников, Вяч. Иванов, В.Я. Брюсов. Но трёхстишия могут быть и нерифмованные.



Четверостишие – строфа из четырёх строк. Для обозначения четверостишия употребляется термин катрен . В катрене возможны следующие основные рифмовые схемы: смежная – аабб, перекрестная – абаб, опоясывающая – абба. Возможны разнообразные чередования клаузул – мужских, женских, дактилических. Гораздо реже встречаются четверостишия, где рифмуются не все строки, а лишь некоторые, остальные же (одна или две) остаются холостыми , то есть не зарифмованными. Своеобразны четверостишия, где оставляется холостым один стих (чаще всего третий), а остальные три рифмуются между собой. Структура катрена позволяет достичь огромного ритмического, синтаксического, интонационного многообразия. Начиная с А.С. Пушкина, эта строфа стала господствующей строфической формой русской поэзии. Катрен может входить в состав более крупных строф. Как самостоятельное стихотворение используется для надписей, эпитафий, эпиграмм, изречений.

Пятистишие , как правило, по своей интонации напоминает "расширенное" на одну строку четверостишие. Наиболее употребляемые формы рифмовки в них – абааб или абаба.


Шестистишие – стихотворная строфа из шести стихов. Очень употребительна. В шестистишии хорошо разработаны разнообразные схемы рифмовки и его синтаксическое построение. Чаще всего встречается форма рифмовки аабввб, которая теснее прочих объединяет строфу воедино, не дает ей распадаться на отдельные части. Также часты стихи, где четверостишие с перекрёстной рифмой как бы замыкается двустишием. Гораздо реже встречаются шестистишия, написанные не на три, а на две рифмы.

Иногда шестистишие с разнообразными способами рифмовки называют термином секстина . Секстиной называют и стихотворение из шести строф по шесть стихов, обычно нерифмованных. Секстина введена в итальянскую поэзию Данте и Петраркой, оттуда перешла в другие литературы эпохи Возрождения, но широкого распространения не получила. В России секстины писали Л.А. Мей ("Опять, опять звучат в душе моей унылой"), В.Я. Брюсов, М.А. Кузмин. Подобную стихотворную форму удобней называть " большая секстина".

Семистишие – строфа, состоящая из семи строк. М.Ю. Лермонтов использовал эту строфу в стихотворении " Бородино". В основе этой строфы лежит обычное шестистишие с рифмовкой аабввб, во втором периоде которого один стих удвоен (ААбВВВб). Семистишие в русской поэзии распространение не получило. Много неиспользованных возможностей таит эта строфа. Перед поэтами открываются здесь большие возможности.

Октава – строфа из восьми строк с твердой схемой рифм – абабабвв, при обязательном чередовании мужских и женских окончаний. Полагают, что октава развилась из сицилианы (абабабаб), достигла расцвета в итальянской поэзии эпохи Возрождения (Боккаччо, позже Ариосто, Тассо и др.). В девятнадцатом веке И.В. Гете применил октаву в посвящении к "Фаусту", Дж. Байрон – в "Дон Жуане". Октава усиленно разрабатывалась в России, и споры об этой строфе имели серьёзное значение для русской поэзии. Первой ласточкой явился перевод В.А. Жуковским стихотворения Гете "Мечта". Восемь строк были срифмованы между собой следующим образом: АбАбАбВВ. Все четыре строфы стихотворения выдерживают эту форму. П.А. Катенин перевел на русский язык несколько октав поэмы Тассо "Освобожденный Иерусалим". Он писал, что "у великих авторов форма не есть вещь произвольная (...). Знаменитейшие из эпиков новых, Ариост, Камоэнс, Тасс писали октавами (...). Язык наш гибок и богат: почему бы не испытать его в новом роде (...)?" Однако далее поэт замечает, что слишком затруднительно "приискивать беспрестанно по три рифмы". Поэтому строфическую форму октавы он несколько изменяет, используя следующую рифмовку – АбАбВВгг. П.А. Катенин обратил внимание на то, что В.А. Жуковский в своем переводе нарушил правило альтернанса: стихи с мужскими и женскими рифмами должны были чередоваться, и если строфа заканчивалась мужской, то следующая должна была начинаться женской и наоборот. Разгорелся спор по поводу освоения русским языком октавы между П.А.Катениным, О.М. Сомовым, Н.И. Гречем. В реальной же действительности русской поэзии А.С. Пушкин доказал, что три рифмы в русском языке без труда можно подобрать и возможно соблюдать правило альтернанса: каждую новую октаву можно строить в порядке, обратном предыдущему. Следует также отметить, что октавы писались пяти - (В.А. Жуковский, П.А. Катенин, А.С. Пушкин "Домик в Коломне") или шестистопным ямбом (А.С. Пушкин "Осень"). Существуют две линии в развитии русской октавы: лирическая, идущая от В.А. Жуковского, и лирико-сатирическая: А.С. Пушкин "Домик в Коломне", А.К. Толстой "Сон статского советника Попова" и др.

Одическая строфа – десятистишие с системой рифмовки: абабввгддг, написанное исключительно четырехстопным ямбом. Впервые на русской почве в 18 веке эту строфу применил А.П. Сумароков ("Вперяясь в перемены мира", 1740г.), затем М.В. Ломоносов ("Ода на рождение Иоанна 111", 1741г.). Оба стихотворца использовали эту строфу очень часто – более 50 раз, чем и утвердили ее популярность. Начиная с М.В. Ломоносова в русской поэзии становится традиционным чередование женских и мужских рифм (правило альтернанса). За парой смежных женских рифм должна была идти пара мужских и т. д.(АА бб ВВ гг); при перекрестной рифмовке допускались схемы АбАб или аБаБ, при опоясывающей – АббА и аББа. Одическое десятистишие было изобретением высокой поэзии, но постоянное его употребление (и не только в России, а и во всей Европе) заставляло строфу автоматизироваться, а поэтов - искать новые средства поэтического воздействия. Уже у М.В. Ломоносова в торжественных одах появляются перевернутые строфы ааБввБгДДг ("Первые трофеи его величества Иоанна III..."), ААбВВбГдГд ("Ода на день бракосочетания... Петра Федоровича и... Екатерины Алексеевны").

Далеко не всегда десятистишия этой модели использовались в торжественных одах, были и другие жанры: Г.Р. Державин "Стансы Кларисе", М.И. Попов "В часы разлуки" (любовная лирика), В.В. Капнист "На воспоминание Пленириной кончины" (элегия), А.П. Сумароков "Лягушка" (притча) и др. Десятистишная одическая строфа стала своеобразным символом русской поэзии 18 века. К началу 19 века она постепенно прекратила свое естественное существование. Поэты стали обращаться к этой строфе в тех случаях, когда собирались по тем или иным причинам воспроизводить стиль оды. Так поступил А.С. Пушкин, пародируя в "Оде его сиятельству графу Дмитрию Ивановичу Хвостову" одописцев, как принадлежавших еще прежнему 18 веку, так и новых; так поступал в 20 веке Ю.Н. Тынянов в шуточных одах, написанных им по различным поводам научной и литературной жизни 20-х годов. Одическая строфа появляется и в творчестве В. Набокова - поэта 20 века.

Онегинская строфа – строфа из четырнадцати стихов четырехстопного ямба с рифмовкой АбАбВВггДееДжж, созданная А.С. Пушкиным для романа "Евгений Онегин".Эта строфа очень разнообразна по звучанию, т.к. в ней представлены все три основных способа рифмовки, что исключает монотонность, хотя строфа неизменно повторяется на протяжении всего романа. Обычно первое четверостишие дает тему строфы, второе – развитие, третье – кульминацию, двустишие – концовку. Такое строение делает онегинскую строфу особенно выразительной – наилучшей по объему, очень гибкой и вместе с тем цельной, удерживающей стройность огромного произведения. А.С. Пушкин никогда более не использовал эту строфу.

Уникальность, непохожесть этой строфы ощущалась очень ясно. Однако довольно скоро разные поэты (первый, вероятно, анонимный автор романа "Евгений Вольский" в 1828-1829 г.г.), преимущественно подражавшие А.С. Пушкину или стремившиеся к парафразам его, как Лермонтов в "Тамбовской казначейше", сделали строфу едва ли не общеупотребительной. Эта строфа использовалась поэтами и в 19 веке, и в 20 веке.

Закономерности развития строфики

Строфическое деление стиха известно с древнейших времен. В античной и средневековой поэзии формы строфы были "собственностью" создавшего их. Позже они стали общим достоянием. Почти все модели строф по объему были известны к 18 веку. Добавились лишь сверхдлинные.

В любой период развития поэзии одновременно существует большое количество строф разнообразных моделей. Однако каждое новое поколение стихотворцев вырабатывает свои новые формы, а заимствует лишь немногие. Часто заимствуются лишь малые формы, где легко фиксируются изменения. Модели нечетного состава обновляются больше, чем четного.

Строфа является способом оформления авторского замысла и сама по себе есть часть этого авторского замысла. Строфа – это индивидуальное художественно-выразительное средство. Однажды найденная и использованная поэтом, она может отбрасываться потому, что уже исчерпала себя в данном конкретном замысле (например, онегинская строфа).

Поэты могут использовать готовые, известные строфы. Это делает строфу стереотипом. Однако отметим, что при этом строфа не имеет жесткого прикрепления ни к жанру, ни к теме. Иногда такая общность может прослеживаться, и связана она с традицией, с намеренным или неосознанным подражанием, с перекличкой поэтов, с целями пародии; в переводах – со стремлением приблизиться к форме оригинала. Незначительное количество строфических моделей становится стереотипами, но при этом не превращается в стереотип жанровый или тематический.

Строфа как источник разнообразия стиха

Подлинное разнообразие стихотворной формы обеспечивает строфика. Каждая конкретная строфа в произведении хотя и содержит ряд общих родовых элементов структуры (количество строк, их взаимное расположение, метрический состав и др.), всегда индивидуальна, так как имеет свой интонационно-синтаксический строй, зависящий от содержания, свое расположение внутристиховых пауз и ударений, свои лексические и фонетические особенности.

Типов строфы по объему начиная с двустишия совсем немного, зато различные конфигурации рифмующихся окончаний поистине неисчислимы.Для иллюстрации рассмотрим возможные схемы четверостишия. Известны три основных способа рифмовки: смежная, перекрестная и опоясывающая. Но могут быть те же варианты с холостыми стихами, четверостишия на одну рифму или на одну рифму, но с включением холостых стихов, а также комбинации нерифмующихся стихов с разного рода окончаниями и т.п. Для катренов возможны 876 моделей строфы.

Чем больше строфа по объему, тем больше возможности перестановок рифмующихся и нерифмующихся строк. Уже пятистишие дает вариантов в несколько раз больше, чем четверостишие, а в более крупных строфах – восьмистишии, десятистишии и т. д. – количество комбинаций поистине неисчислимо. Чем больше строфа, тем организованность строфической структуры ощущается слабее; эффект новизны не столь заметен. Самыми продуктивными оказались четверостишия.

Строфы с четным количеством строк более распространены, чем нечетные. Строфы четного состава организованы строже, компактнее, крепче, чем нечетного. Они в большинстве своем скреплены симметрично расположенной рифмой или однородными окончаниями – и то и другое выступает в паре. Как известно, парность, симметрия имеют особое значение в природных процессах вообще. Велика их роль и в организации стихотворной речи.

что такое строфа и сколько это строчек?

  1. Смотри: строфа это отдельный кусок стиха, в ней может быть скок душе угодно строк, зависит от фантазии
  2. 1 строфа - это 4 строчки
  3. Слово строфа дословно переводится с греческого как оборот или кружение. По большому счету, перевод довольно точно раскрывает суть этого термина, ведь строфа это не что иное, как сочетание строк в стихотворении, где закончены циклы рифм, размера и ритма. С точки зрения синтаксиса чаще всего строфа является завершенной единицей или группой единиц (предложений) . Строки в строфе объединены не только по смыслу, но и по своей структуре, которая повторяется на протяжении всего стиха.
  4. Строфа включает в себя от двух до шестнадцати строк. Простейшая строфа - двустишья парной рифмовки. Наиболее распространенный вид строфы - четверостишье (катрен) . Реже встречаются трех- , пяти- , шести- , семи- , восьмистишья. Особый тип строфы создал Пушкин для романа "Евгений Онегин" - четырннадцатистрочную строфу с разными видами рифмовки. Она так и называется - "онегинская строфа".
  5. строфа это строфа
  6. Спасибо, а то в Википедии не понял.
  7. Изначально, в классической трагедии, строфой называлась песнь хора, исполнявшаяся при его движении слева направо до разворота (отсюда название); впоследствии система из 2-х и более строк стихотворного текста (стихов), в которой стихи располагаются в заданной последовательности; каждое повторение такой последовательности является новой строфой.

    Роль строфы в ритмическом строении текста аналогична роли предложения в синтаксическом строении текста; деление текста на строфы предполагает логические паузы, поэтому строфическое и синтаксическое членение текста как правило совпадают. Однако, хотя строфа тяготеет к синтаксической законченности, разложение фразы на разные строфы часто имеет особую выразительную силу; напр. Informis hiemes reducit // Juppiter, idem /// summovet (Horatius, Carmina II 10, 1517), где Juppiter, idem и summovet разделяются и т. о. подчеркиваются (в современном стихосложении явление получило название строфический анжамбеман).

    В рифмованном стихосложении наиболее простым и распространнным способом соединения стихов в строфу становится соединение их рифмой, которая своими созвучиями организует стихи в строфические группы. Поэтому элементарные схемы рифмовки являются одновременно простейшими типами строфы. Так, парная рифмовка (AA BB CC и т. д.) дат кратчайшую из возможных строф двустишие. Двустишие при правильном чередовании женских и мужских рифм может превращаться в четверостишие. Перекрстное (ABAB CDCD и т. д.) и опоясывающее (ABBA CDDC и т. д.) представляют собой два основных вида четверостишия.

    Соединение в различных комбинациях простейших видов строфы дат множество сложных строф. Например, сочетание двустишия с четверостишием составляет строфу из шести стихов: CC ABAB или ABAB CC, или CC ABBA или ABBA CC. Из соединений двух четверостиший различных типов получается восьмистишие и т. д.

    Соединение стихов посредством рифм является наиболее распространнным, но далеко не единственным способом построения строфы. В белом (не рифмованном) стихе строфа создатся при помощи сочетания в определнном порядке стихов с различными клаузулами (окончаниями) чаще всего женских с мужскими. Строфические виды могут быть также получены посредством введения в строфу укороченных и удлиннных стихов. Принципы построения строфы могут комбинироваться друг с другом; многие строфы, например, допускают удвоение посредством прибавления строфы с обратным (зеркальным) строением рифмы.

    В жанрах песенной, главным образом народной лирики конструкция строфы, при отсутствии всяких других внешних структурных признаков, иногда создатся только посредством синтаксического параллелизма. Такое построение строфы тем более примечательно, что, как правило, в литературных стиховых формах синтаксис от строфики в определнной степени независим (имеет место расхождение границ строфы с синтаксическим членением текста, т. н. строфический анжамбеман).

    Мировая поэзия накопила огромное количество тврдых строфических форм. Богатейшим источником строфических форм, которые позднее постоянно разрабатывались в лирике европейских народов, является античная поэзия. Отсюда широко известны названия строф античной поэзии, связанные с именами поэтов, которые впервые их применяли (например, Алкеева строфа, Сапфическая строфа, Асклепиадова строфа), или по названию стихов, из которых строфа состоит (например, ионическая строфа, ямбэлегическая строфа).

  8. столб
  9. ЕТО СМОТРЕ, КОРОЧЕ ДА ТЫ ТОКОЙ СЕДИШ ДА И НЕ МОШЕШ ПОНЯТ ЧО ТОКОЕ СТРОФА А ЭТО ЕБАНОЕ ОБЪЕДИНЕНИЕ ПОНЯТНО ДА
  10. ,t,tttt
  11. строфа это части стихотворения. в них 4 строчки
  12. строфа это предложение до точки или запетой
  13. спасибо
  14. в классе на уроке записали так:
    Строфа - определеннок кол-во строк, объединенных общей рифмой. Бывают двустишья, трехстишься, четырехстишься, пятистишья, шестистишья, сонеты.
  15. три рубля рублями рубль пятаками ПЯТАКИ ПЕТРКАМИ И ЕЩ ПЯТАК
  16. не 4 строки, не надо людей дезинформировать, в строфе может быть сколько угодно строк.
  17. Строфа это определнное кол-во строк объедининых 1 рифмой
  18. Строфа понятие http://www.lang-lit.ru/2016/03/strofa-ponyatie.html
  19. 1 строфа это значит 4 строчки в 1 предложении
  20. 4 строки

Приведем несколько вариантов строф.

Четверостишие , или как ее называют реже, катрен, - чаще всего встречающаяся разновидность строфы, состоящей из четырех стихотворных строк. Катрен обязан своей популярностью у авторов большому количеству вариантов рифмовки. Четверостишие, как правило, является законченной и по смыслу, и с точки зрения синтаксиса группой строк.

Октава , строфа, имеющая восемь строк, встречается реже, чем четверостишия, однако также считается довольно распространенной. В России написанием стихотворений октавами увлекались представители дворянской поэзии, в том числе и Кюхельбекер.

Этот способ группировки строк в предложении появился в Италии. Изначально к нему предъявлялись строгие требования относительно расположения рифмованных строк внутри строфы, а также к интонационной нагрузке. Октаву открывает женская рифма, которая на протяжении шести строк через одну чередуется с мужской. Окончания последних двух строк октавы имеют собственное, обычно женское, созвучие. Октава имеет сильное, напряженное звучание, однако в современной русской поэзии используется довольно редко.

Терцина - это строфа, имеющая три строки, две из которых рифмуются между собой, а третья - с двумя строками следующей терцины. Схематически терцину можно изобразить следующим образом: аба бвб вгв гдг и т.д., где каждая буква обозначает рифмованную строку стихотворения. Завершается терцина отдельной строкой, рифмующейся со второй строкой предыдущей стровы, так, что фактически получается уже не терцина, а четверостишие, довершая это сходство, многие авторы графически размещают замыкающий стих в одной группе с последней в стихотворении строфой.

Терцины пришли к нам из Италии, где впервые были употреблены Брунетто Латини, а повсеместное распространение получили после того, как Данте использовал их в «Божественной комедии». Классические итальянские терцины писались с использованием женских рифм, однако в настоящее время это требование соблюдается не всегда.

Онегинская строфа , по своей сути, является «стихом в стихе». Имея достаточно сложное строение, она дает автору широкие возможности для выражения смысла и настроения стихотворения. Условно онегинскую строфу можно разделить на четыре части - три четверостишия, последовательно написанные с использованием перекрестной, парной, а затем опоясывающей рифмовки, и одно двустишие, где строки рифмуются между собой.

Первые строки в этих группах, должны рифмоваться с использованием женского созвучия, завершающая пара строк объединяется мужской рифмой. Также можно довольно четко сформулировать и требования к композиционному построению строфы в этом случае. 1-я часть обозначает общую тему строфы, 2-я дает ее развитие, в 3-ей автор делает кульминацию, а 4-ая часть представляет собой логическое завершение, некий вывод, выраженный в ироничной либо афористической форме.

Использование онегинской строфы оправданно в длинных стихотворениях, насыщенных лирическими отступлениями и размышлениями автора. Впервые такой метод группировки строк в стихотворении был употреблен А. С. Пушкиным в романе «Евгений Онегин», что и дало строфе ее название.

Балладная строфа может иметь различное количество строк, число стоп в которых не должно быть одним и тем же. В строфе строки группируются следующим образом: четные имеют одно количество стоп, нечетные - другое. Чаще всего при написании балладных стоп используется анапест, при этом четные строки содержат четыре стопы, а нечетные - три.

Одическая строфа состоит из десяти строк, которые рифмуются в строго определенной последовательности. Условно ее можно разбить на два четверостишия, расположенные в начале и в конце строфы и двустишие, размещающееся между ними. Первое четверостишие пишется с использованием перекрестной рифмовки, замыкающее строфу - с использованием опоясывающей. Две строки, расположенные в центре строфы рифмуются между собой.

Термин «сонет », дословно переводящийся как «песенка», означает строфу, состоящую из 14 строк, сгруппированных в строго определенном порядке. Условно сонет можно разделить на два четверостишия и два трехстишия, где в общей сложности употребляется пять рифм, две в катренах и три в терцетах (трехстишиях).

По порядку расположения строк в строфе сонеты подразделяют на итальянские (в катренах используется опоясывающая или перекрестная рифмовка, причем одна и та же для обоих четверостиший, в терцетах рифмы могут чередоваться в любом порядке) и английские (строфа «разделяется на три катрена и одно рифмованное двустишие, для четверостиший используется такая же рифмовка, как и в итальянском сонете).

Для сонетов определены определенные композиционные требования, строфа должна строиться от завязки к развитию, затем кульминации и развязке. Сонеты часто используются при написании лирических стихотворений. Изначально появившись в Италии в конце 13 в., в русской поэзии такой способ группирования строк в строфу стал применяться только в 18 в.

Лимерики - строфы, состоящие из пяти строк, длина и способ рифмовки которых довольно четко определяются традициями. Содержание лимериков должно быть юмористическим, причем в самом стихотворении должна обыгрываться бессмыслица, а каждое пятистишие должно нести законченную мысль. Впрочем, часто лимерики состоят только из одной строфы.

Стихотворения-лимерики впервые появились в Британии, однако почему жанр носит именно такое название, доподлинно неизвестно. Довольно часто лимерики описывают действия главного героя и реакцию на них со стороны окружающих, однако такая узкая направленность значительно расширяется в виду того, что такое стихотворение должно иметь несколько толкований, в нем необходима игра слов, где смысл стиха меняется с каждой новой строчкой, а сам юмор должен быть то мягким и добрым, то ироничным и довольно острым.

Чаще всего лимерики пишутся анапестом, при этом форма рифмовки выглядит следующим образом: а а б б а. Интересно, что рифмованные строчки, расположенные в середине пятистишия часто составляются таким образом, чтобы в них «не хватало» трех слогов. В результате звучание стихотворение получается бойким, задорным. Широкое применение лимерики нашли в детской поэзии.

Строфа (от древнегреч. stropho – кружение, поворот) – сочетание нескольких стихотворных строк (стихов), составляющих ритмическое, синтаксическое и смысловое целое. В составе строфы может быть от 2 до 14 стихотворных строк.

Простейшей строфой является двустишие (дистих). Этот вид строфы сравнительно редко используется в русской поэзии. Приведем несколько двустиший из стихотворения М. Ю. Лермонтова «Морская царевна»:

В море царевич купает коня;

Слышит: «Царевич! Взгляни на меня!»

Фыркает конь и ушами прядет,

Брызжет и плещет и дале плывет.

Строфа, состоящая из трех стихов, называется трехстишием (терцетом). Терцет используется в довольно небольшом количестве стихотворений русских поэтов. Гораздо чаще этот вид строфы входит в состав крупных строф. Терцетами написано стихотворение А.А. Блока «Песнь Ада»:

День догорел на сфере той земли,

Где я искал путей и дней короче.

Там сумерки лиловые легли.

Меня там нет. Тропой подземной ночи

Схожу, скользя, уступом скользких скал.

Знакомый Ад глядит в пустые очи.

(Какой кошмар! Брррррр!)

Наиболее популярным видом строфы у русских поэтов является четверостишие (катрен). Сочетание четырех стихотворных строк позволяет достичь невероятного разнообразия ритма, интонации. Четверостишие отличается гибкостью синтаксиса и может, в свою очередь, входить в состав более крупных строф (например, сонета или онегинской строфы). В четверостишии используются все способы рифмовки, однако наиболее часто встречаются перекрестные рифмы.

Особый вид строфы, состоящей из четырех строк, представляют собой стансы. В русской поэзии стансы – это строфа из четырех стихов четырехстопного ямба, в которой используется перекрестная рифма. Кроме этих формальных особенностей, каждая строфа отличается смысловой завершенностью. Наиболее яркие стихотворения, написанные стансами: «Во глубине сибирских руд…», «Стансы», «Брожу ли я вдоль улиц шумных…» (А. С. Пушкин)

Из других видов строф, которые сравнительно редко использовались в русской поэзии, следует отметить октаву, сонет и особый вид строфы, созданный Пушкиным, - т.н. онегинскую строфу.

Октава – строфа из восьми стихов, которые рифмуются по схеме abababcc с обязательным чередованием мужских и женских клаузул. Наиболее известным произведением русской поэзии, в котором использована октава, является пушкинская поэма «Домик в Коломне».

Сонет чаще всего рассматривают как один из лирических жанров. Но с формальной точки зрения он является строфой, состоящей из 14 строк. Сонет состоит из двух частей: первая часть включает два катрена (четверостишия), вторая – два терцета (трехстишия). Стихотворный размер сонетов – пятистопный (реже – шестистопный) ямб. Схема рифмовки даже в строгом, классическом сонете может варьироваться при обязательном условии: в катренах должны использоваться две равнозвучные рифмы, а терцетах – две (реже – три) рифмы, отличающиеся от рифмы в катренах.

Онегинская строфа была создана Пушкиным специально для романа «Евгений Онегин». Структурная схема онегинской строфы выглядит так: AbAbCCddEffEgg (прописными буквами обозначены женские клаузулы, строчными – мужские). Эта структура выдерживается во всем тексте романа, за исключением писем Татьяны (гл.3), Онегина (гл.8) и «Песни девушек» в гл.3. При этом каждая строфа представляет собой отдельное законченное произведение. Таким образом, все произведение выглядит именно так, как его описал

Строфы существовали еще в древней Греции. Тогда талантливые поэты воспевали любовь, отношения, битвы используя рифмованные строки. Так зародилась строфа, а позже ее классифицировали. Понятие "строфа" - происходит из греческого языка и значит "оборот", "поворот" или "кружение".

Перевод слова уже заключает в себе значение его значение. Что такое строфа в наше время? Дело в том, что строфа - это сочетание строк в стихотворении. В синтаксической науке строфа - завершенная единица или предложения (группы единиц). Строки должны сочетаться не только по структуре, но и по смыслу.

Строфа играет большую роль для построения ритмики стихотворения. Разделение частей текста по строфам означает смысловые остановки в стихотворении, формирует ритм стихов. Строфическое и синтаксическое разделение текста обычно совпадают. Строфа должна быть синтаксически закончена, только тогда текст имеет особую выразительность.

Что такое строфа в литературе

В рифмованном стихотворении самым популярным способом соединения предложений в строфу является объединение посредством созвучий. Это группирует стихотворения в строфические соединения. Самые простые типы строф одновременно являются схемами рифмовки. Сдвоенное рифмование (AA BB CC ... так далее.) - это двустишие. Двустишие при верном чередовании мужских и женских рифмовок может превращать текст в четверостишие. Иксобразная (ABAB CDCD и т.д.) и еще одна форма - опоясывающая (ABBA CDDC и т.д.) составляют из себя два основных рода четверостишия.

Если мы будем складывать различные комбинации самых простых видов строф, мы получим разнообразные сложные строфы. Слияние в самых разных комбинациях несложных форм строфы дарит разнообразие сложных строф.

Что такое строфа в стихотворении? Стихотворение строится при помощи строф. Под этим следует разуметь положение рифм в предложениях рифмованного произведения.

Одностишие (моностих)

Нерифмованное поэтическое произведение, которое состоит из одной строки. Часто одностишие бывает в юмористическом или сатирическом стиле.

"Засни навечно, милый друг, до радости в глазах весны" …

Двустишие (дистих)

Двустишие - самая простая форма стихотворного сочетания.

"В тот вечер возле нашего огня

Увидели мы черного коня"

(И. Бродский)

Трёхстишие (терцет)

Следующая более сложная форма - трёхстишие. Обычное трёхстишие содержит в себе три строки с одной и той же рифмой: aaa bbb ccc.

Существует понятие трехстишия другой формы под названием "терцина". Что она означает? Терцина - это поэтическое произведение из трехстиший, в котором присутствует схема рифм aba bcb cdc. Данте написал свое известное произведение "Божественная комедия" этой формой строф.

Четверостишие (катрен)

Самой распространенной формой строф является четверостишие или катрен. Катрен имеет две стандартные формы: abab (перекрёстная рифма) и abba (охватная или опоясанная рифма).

Что такое строфа: пример пятистишия

Написание стихотворений пятистишиями считается формой строфы, дающей намного больше возможностей выразить эмоции, чем предыдущие формы строф. Стоит заметить, что у пятистиший есть и устоявшиеся формы. Это лимерик. Лимерик представляет собой ироническое пятистишие со схемой рифм aabba. Родина лимериков - Англия. Известный автор лимериков - талантливый человека Эдвард Лир.

"Я скажу, что в далекой стране

Очень много больших перемен!

И один огромный вопрос.

Почему президент эскимос.

Завалил страну эскимо?".

Шестистишие

В произведениях их видим реже, чем четверостишия, но намного чаще, чем пятистишия или терцеты. Устоявшихся форм шестистишия не создано, поэтому простор для фантазии тут неограничен.

Семистишие (септима)

Встречается довольно редко. Он создается добавлением седьмой строчки к шестистишию, двухрифмовое, трёхрифмовое или даже четырёхрифмовое. Возможности в этой строфе просто колоссальные: abbabba, abccbac, aabccba и далее по этой схеме. Сочетаний очень много. Семистишие нечасто употребляется из-за исторического момента: раньше было попросту не принято так писать, вот и всё. Хотя это легко и иногда даже очень мило.

"Вот ветер мне шепнул внезапно,

Что жизнь летит, куда-то вдаль,

Я стою, стою… стою украдкой,

Сморю на облаков поспешных шаль,

Вот тучи стонут грозовые,

Стреляют молнии глухие,

Я стою, смотрю, и плачу под дождем".

Что такое онегинская строфа?

Онегинская строфа - это строфа, которой было создано произведение в стихах Александра Сергеевича Пушкина "Евгений Онегин", - четырнадцать строк четырехстопного ямба.

Основой этой строфы является сонет - четырнадцатистрочное стихотворение с обусловленной рифменной схемой. Этот сонет Пушкин получил блягодаря слиянию строфического строения "английского" сонета (три катрена и двустишие) и основы рифменной схемы "итальянского" сонета.

Разобраться с видами строф не очень легко, но если вы - начинающий поэт, то наша ознакомительная статья несомненно поможет Вам.

2024 english-speak.ru. Изучение английского языка.