Конспект урока по литературному чтению тема:Н. Носов «Заплатка». Самые известные баснописцы

Ответы к школьным учебникам

Басни: И. Крылов «Стрекоза и Муравей», «Мартышка и очки», «Квартет», И. Хемницер «Стрекоза», «Друзья», Л. Толстой «Стрекоза и муравьи», А. Измайлов «Кукуш­ка», И. Дмитриев «Муха».

2. Как вы отличите басню от сказки, рассказа и стихотворения? Приведите примеры и сравните.

Басня - стихотворное или прозаическое литературное произведение нравоучительного, сатирического характера. В конце басни содержится краткое нравоучительное заключение - так называемая мораль.
Действующими лицами обычно выступают животные, растения, вещи. В басне высмеиваются пороки людей.

Сказка - это вымышленная история со счастливым концом и обязательной победой добра над злом, это более объёмное произведение с развёрнутым сюжетом.

Рассказ - это малая форма повествовательной прозы. В основе рассказа, как правило, один случай из жизни ге­роя. Сюжет рассказа прост, композиция представляет со­бой прямую последовательность событий, число дейст­вующих лиц невелико. События развиваются динамично, всё происходит в небольшой отрезок времени.

Стихотворение - это небольшое поэтическое произве­дение, написанное ритмизованной речью.

3. Вспомните басни Эзопа. Чем они отличаются от басен И.А. Крылова, И.И. Хемницера?

Басни Эзопа: «Ворона и Лисица», «Лисица и виноград». Основное отличие басен Эзопа относится к внешнему построению текста: басни Эзопа написаны в прозе, басни И.А. Крылова и И.И. Хемницера - в стихах.

4. Вспомните, из каких басен эти слова, ставшие пословицами.

«А вы, друзья, как ни садитесь,
Всё в музыканты не годитесь». - И. Крылов «Квартет»
«А Васька слушает да ест». - И. Крылов «Кот и повар».
«Чем кумушек считать трудиться,
Не лучше ль на себя, кума, оборотиться». - И. Крылов «Зеркало и Обезьяна».
«Друг друга всяк зовёт,
А братский воз ко дну идёт». - И. Хемницер «Мужики».
«Вот выше сяду на суку.
Ну, слушайте теперь:
Ку-ку, ку-ку, ку-ку». - А. Измайлов «Кукушка».
«А воз и ныне там». - И. Крылов «Лебедь, Рак и Щука».

5. Вспомните и назовите имена русских баснописцев.

Баснописцы: Иван Андреевич Крылов, Иван Иванович Дмитриев, Александр Ефимович Измайлов, Иван Ивано­вич Хемницер. Басни писал и Лев Толстой.

6. Назовите по иллюстрациям басни и их героев. Прочитайте ту, которая вам нравится.

1) А. Измайлов «Кукушка».

2) И. Дмитриев «Муха».

3) И. Крылов «Лебедь, Рак и Щука».

7. Прочитайте пословицы. Какая из них может быть моралью басни? Назовите басни и докажите правильность своего выбора.

1) Без беды друга не узнаешь - басня И. Хемницера «Мужики»;

2) Как аукнется, так и откликнется - басня И. Крылова «Стрекоза и Муравей»;

3) Сытый голодного не разумеет - басня И. Крылова «Волк и Ягненок»;

4) У Фомушки денежки - Фомушка, Фома;

У Фомушки нет денежки - Фомка, Фома. - басня И. Крылова «Ворона и Лисица»;

5) У всякой песни свой конец - И. Крылов «Волк на псарне»;

8. Выберите героя басни и попробуйте от его имени рассказать историю, которая с ним приключилась.

История может быть такой: «Послушайте меня, друзья, я - Кукушка - прилетела издалека, и там я слышала, как поёт Соловей. От его пения замирает сердце, кружится голова, и ты забываешь всё на свете. Но я тоже чудесно научилась петь. Вот послушайте: «Ку-ку, ку-ку, ку-ку».

Урок литературного чтения в 4 классе

по теме: « Обобщение по разделу «Басни. Русские баснописцы ».

Рубрика «Проверьте себя».

(Курс Л.А. Ефросининой УМК «Начальная школа XXI века».

Цель: систематизировать и обобщить материал по теме «Басня. Русские баснописцы »

Задачи:

    систематизировать и обобщить знания о жанре «басня»;

    закрепить литературные понятия «басня», «мораль», «баснописец, ирония, аллегория;

    совершенствовать навыки работы с басней, использовать пословицы для определения морали, нравственной мудрости басен;

    развивать творческую и познавательную активность учащихся;

    воспитать эстетическое отношение к искусству слова, интереса к чтению и книге.

Метапредметные результаты:

Личностные УУД: формирование учебно-познавательного интереса к учебному материалу, творческую фантазию, способность к самооценке, расширение кругозора.

Регулятивные УУД: преобразование практической задачи в познавательную, самостоятельное адекватное оценивание правильности выполнения действия.

Познавательные УУД: обобщение по заданным критериям.

Коммуникативные УУД: строить речевые высказывания в устной форме, формулировать собственное мнение, умение договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности (при работе в паре, группе).

Оборудование: Литературное чтение: 4 класс: учебник для учащихся общеобразовательных организаций: в 2 ч. Ч.1 / [авт.-сост. Л.А. Ефросинина, М. И. Оморокова]. – 3-е изд., дораб. - М.: Вентана – Граф. 2014. – (Начальная школа 21 века); Литературное чтение: 4 класс: рабочая тетрадь для учащихся общеобразовательных организаций: в 2 ч. Ч.1 / Л.А. Ефросинина. 4 –е изд., испр. - М.: Вентана – Граф. 2014. – (Начальная школа 21 века); проектор, ноутбук, презентация, лукошко, карточки с рисунками для лукошка.

Ход урока

    Оргмомент. Эмоциональный настрой.

Прозвенел звонок,

Начался урок,

Все друг к другу повернулись

И тихонько улыбнулись.

Улыбнулись мне, друзьям

И садимся по местам.

- Я надеюсь, что ваше настроение на уроке будет таким же бодрым и приподнятым, ведь это так интересно окунуться в мир литературы.

II . Сообщение темы и целей урока.

Ребята, назовите тему раздела, над которым мы работали на последних уроках?

(Басни. Русские баснописцы.) Слайд 1)

Все ли произведения, представленные в этом разделе, мы изучили? (Да)

(Слайд 2)

Посмотрите на слайд, попробуйте определить тему нашего урока. (Проверь себя.)

Какую цель мы поставим перед собой на этот урок? Продолжите предложение. Сегодня на уроке мы …

III .Обобщение знаний и систематизация знаний

    Работа со слайдом №2.

- Кого называют баснописцами? (Баснописцами называют создателей басен ).

Каких русских баснописцев вы знаете? Давайте заполним наш слайд.

(В ходе ответов на слайде появляются Ф.И.О. баснописцев, их портреты.)

2) Работа с учебником.

Откройте учебники на с.55.

Прочитайте первый вопрос. Ответьте на него.

(Какие басни русских баснописцев вам запомнились. Назовите их.)

(И.А. Крылов «Стрекоза и муравей», «Мартышка и очки», «Квартет» Л.Н.Толстой «Стрекоза и муравьи»

И.И. Хемницер «Стрекоза», «Друзья»

А.Е. Измайлов «Кукушка»

И.И. Дмитриев «Муха»)

Молодцы, все басни вспомнили верно.

Прочитайте второй вопрос. Ответьте на него.

(Как вы отличите басню от сказки, рассказа и стихотворения? Приведите примеры и сравните их.)

( Басня – это небольшое произведение с нравоучительным содержанием в стихах или прозе , героями которого являются люди, животные или различные предметы.)

(Дети приводят примеры и сравнивают басни со сказкой, рассказом, стихотворением.)

- Как возникли басни?

(Басни возникли в далекие времена. Эти произведения передавались из уст в уста. Первым автором, чьи басни были записаны, был древнегреческий баснописец Эзоп, который жил в VI веке до н.э.)

- Что высмеивают баснописцы в своих произведениях?

(Они высмеивают глупость, хитрость, жадность, грубость, зазнайство, упрямство, лицемерие.)

Что всегда содержит басня? (Басня содержит мораль.)

Басня всегда поучает, осуждает, высмеивает. Давайте вспомним, что такое «мораль»?

( Мораль басни - это нравоучение, поучение, вывод выраженное в краткой форме).

Для создания образов героев в баснях используются ирония и аллегория. Что такое ирония? ( Ирония - тонкая, скрытая насмешка).

Вспомните, что такое аллегория? ( Аллегория - это "иносказание".)

В баснях и сказках качества человеках иносказательно показывают в образах животных.)

А сейчас мы поиграем в игру «Соотнеси». Соотнесите качества людей с образом животных из басен. Слайд 3

хитрость Стрекоза

разногласие Муха

трудолюбие Ворона

безделье Кукушка

глупость Мартышка

зазнайство Лебедь, Рак, Щука

невежество Муравей

легкомыслие Лиса

(Работа на интерактивной доске, 1 ученик) (Выставление оценки.)

Прочитайте третий вопрос. Ответьте на него.

(Вспомните, из каких басен эти слова. Назовите басни. Прочитайте их по учебнику или наизусть.) (Дети соотносят, зачитывают отрывки из басен)

«А вы, друзья, как ни садитесь,

Всё в музыканты не годитесь». (И.А.Крылов «Квартет»)

«Мы сбили! Мы решили!» (И.И.Дмитриев «Муха»)

«Пропела? Хорошо! Поди ж теперь свищи». (И.И.Хемницер «Стрекоза»)

«Друг друга братом всяк зовёт,

А братский воз ко дну идёт». (И.И.Хемницер «Друзья»)

Вот выше сяду на суку. Ну, слушайте

теперь:

Ку-ку, ку-ку, ку-ку». (А.Е.Измайлов «Кукушка»)

«Да только воз и ныне там». (И.А.Крылов «Лебедь, Рак да Щука»)

(Выставление оценок.)

3) Физкультминутка

4 )Работа в тетради.

Откройте тетради на с.28-29

Самостоятельно выполняем задания № 1,4,5.

Вспомните, чем можно пользоваться при выполнении заданий?

(Учебник, учебная хрестоматия, Книгочей.)

а) Самостоятельная работа.

5) Физминутка

б) Взаимопроверка выполненной работы по слайдам.

Обменяйтесь тетрадями. Отметьте знаком «+» номера правильно выполненных заданий. Слайд 4

1. Соответствие

Соедините имена и отчества баснописцев с их фамилиями.

Иван Иванович Крылов

Александр Ефимович Дмитриев

Лев Николаевич Хемницер

Иван Иванович Измайлов

Иван Андреевич Толстой

4. Книгочей. Слайд 5

Из каких произведений эти отрывки? Запишите фамилию автора и заглавие.

« Чтоб музыкантом быть так надобно уменье

И уши ваших понежней…» И.А. Крылов «Квартет»

« А вы, друзья, как ни садитесь,

Всё в музыканты не годитесь». И.А. Крылов «Квартет»

.5 Таблица. Слайд 6

Дополните таблицу.

Фамилия баснописца

Заглавие басни

Герои басни

Мораль

Форма

Крылов

Стрекоза и муравей

Стрекоза и муравей

Ты все пела? Это дело: так поди же попляши.

Стихотворная

Хемницер

Стрекоза

Стрекоза и муравей

Пропела? Хорошо! Поди ж теперь свищи.

Стихотворная

Толстой

Стрекоза и муравьи

Стрекоза и муравьи

Если летом играла, зимой попляши.

Прозаическая

Верните тетради владельцам. У кого три знака «+»? Встаньте около своих парт. (Выставление оценок.)

в) Работа в парах.

Сейчас вы будете работать в парах. Пара, первой выполнившая задание, представляет свою работу на интерактивной доске

.6. Поиск. Кроссворд «По страницам басен»

1. Писатель, который сочиняет басни . (Баснописец)

2. Автор басни «Кукушка». (Измайлов)

3. Автор басни «Стрекоза и Муравей» . (Крылов)

4 . Судья пения Соловья . (Осел)

IV . Итог урок

Чему вас научили басни? Что полезного из них для себя взял каждый из вас?

Что у вас на уроке получилось лучше всего?

Что вызвало затруднения?

Что на уроке вас удивило?

VI . Рефлексия

    Игра «Исправь ошибки» Слайд 7

Найдите ошибки в названиях басен. Назовите правильно басни и их авторов.

«Богатый в беде» («Крестьянин в беде» И.А. Крылов)

«Муха и бык» («Муха» И.И. Дмитриев)

«Осёл и воробей» («Осёл и соловей» И.А. Крылов)

«Обезьяна и очки» («Мартышка и очки» И.А. Крылов)

«Стрекоза и жуки» («Стрекоза и муравьи» Л.Н. Толстой)

«Петух, кот и галчонок» («Петух, кот и мышонок» И.И. Дмитриев)

«Кукушка и соловей» («Кукушка» А.Е. Измайлов)

«Товарищи» («Друзья» И.И. Хемницер)

    Игра «Дополни строки» Слайд 8

Строки басен давно уже вошли в нашу обиходную речь, стали пословицами и поговорками, Давайте вспомним самые известные. Дополните известные строки словами из басен.

У сильного всегда _____________(бессильный виноват).

Ай, Моська! Знать она сильна, ____________(что лает на слона).

Когда в товарищах согласья нет, _______________( на лад их дело не пойдёт).

Кукушка хвалит Петуха за то, ____________(что хвалит он кукушку).

А вы, друзья, как не садитесь, ____________(всё в музыканты не годитесь).

Друг друга братом всяк зовёт, _____________(а братский воз ко дну идёт).

    Игра «Волшебное лукошко».

Из каких басен предметы, нарисованные на картинке, которую вы достали из лукошка? Кто авторы этих басен?

Зеркало - … («Зеркало и обезьяна» И.А. Крылов).

Плуг - … («Муха» И.И. Дмитриев).

Сыр - … («Ворона и Лисица» И.А. Крылов).

Воз, поклажа - … («Лебедь, Рак и Щука» И.А. Крылов).

Две скрипки -… («Квартет» И. Крылов).

Очки - … («Мартышка и очки» И.А. Крылов).

VI . Домашнее задание

А) С.55-56 в. 4-7

Б)*С.56 в.8

В)** С.56 в.9

с. 34. Стрекоза и муравей (И. А. Крылов)

И. А. Крылов изобразил Муравья трудолюбивым и старательным. Вступление:

«Попрыгунья Стрекоза Лето красное пропел;

Оглянуться не успела,

Как зима катит в глаза».

«Ты всё пела? Это дело:

Так поди же, попляши!»

И. А. Крылов говорит о Стрекозе с усмешкой с иронией.

с. 36. Стрекоза (И. Хемницер)

«Но это только в поученье

Ей муравей сказал,

А сам на прокормленье

Из жалости ей хлеба дал».

Басня И. Хемницера «Стрекоза» написана в стихотворной форме, т. к. здесь есть слова, которые рифмуются.

В басне И. Крылова «Стрекоза и муравей» Муравей наказывает попрыгунью — не пускает её в дом. В басне И. Хемницера Муравей только в поученье пожурил, а сам из жалости дал хлеба стрекозе.

с. 36. Стрекоза и муравьи (Л. Толстой)

Басня И. Крылова и И. Хемницера написаны в стихотворной фор­ме, а басня Л. Толстого — прозой.

Наиболее ярко изображает стрекозу И. Крылов.

с. 38. Кукушка (А. Измайлов)

Кукушка решила, что может петь как соловей, потому что она бы­ла далеко, в густом бору, и слышала, как соловей поёт.

«Пропой, послушаем!» — «Чур не шуметь, молчите!

Вот выше сяду на суку. Ну слушайте теперь:

«Ку-ку, ку-ку, ку-ку».

Баснописец показывает хвастливость самоуверенных людей.

с. 40. Осёл и соловей (И. Крылов)

Осёл посоветовал соловью послушать петуха, потому что в пении соловья нет ничего особенного, а петух являлся для него образцом пения.

Соловей улетел «за тридевять полей», потому что осёл его обидел, сказав, что ему надо поучиться у петуха.

«Осёл, уставясь в землю лбом…» — пряча глаза, ослу не понрави­лось пение, и он думал, как об этом сказать.

Аллегория — это иносказание. Она помогает представить какое-то описание, понятие, мысль.

Мартышка решила обзавестись очками, потому что к старости ста­ла плохо видеть. Но она не знала, куда их надеть.

Мартышка «наказала» очки, потому что посчитала, что от них нет никакой пользы. Она была невеждой.

с. 42. Квартет (И. Крылов)

«Музыканты» думали, что их неудачи от того, что они сидят не­правильно.

Соловей был прав, потому что, для того, чтобы играть в квартете необходимо уметь играть на музыкальных инструментах.

с. 43. Муха (И. Дмитриев)

Мораль этой басни: бык трудился на поле, а муха только присвоила его труд. Автор осуждает людей, которые ничего не делают для обще­го дела, а только много об этом говорят.

Проверьте себя

Задание 1

Басни И. Крылова: «Стрекоза и муравей», «Осёл и соловей», «Мар­тышка и очки», «Квартет».

Басни И. Хемницера: «Стрекоза», «Друзья».

Басни А. Измайлова: «Кукушка».

Басня И. Дмитриева: «Муха».

Басня Л. Толстого: «Стрекоза и муравьи».

Задание 2

Басня — короткий занимательный рассказ в стихах или прозе, котором персонажами являются люди, животные и различные пред­меты. Басня является небольшим произведением с нравоучительным содержанием.

Задание 3

Басни Эзопа — очень краткие рассказы с намёками, скрытым смыслом. Язык басен Эзопа меток и точен.

Задание 4

1) Слова из басни И. Крылова «Квартет».

2) Слова из басни И. Крылова «Кот и Повар».

3) Слова из басни И. Крылова «Зеркало и Обезьяна».

Тема:
Цель:
Н. Носов «Заплатка».научить работать над правильным и выразительным чтением, через развитие понимания содержания и понимания эмоционального настроения; учить делить текст на части и составлять план рассказа; воспитывать трудолюбие, умение преодолевать трудности; прививать интерес к чтению.
Ход урока
I.ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ
II. ПРОВЕРКА ДОМАШНЕГО ЗАДАНИЯ
Рассказ детей о Н. Н. Носове и выставка книг, которые они прочитали.Николай Николаевич Носов - детский писатель. Родился в городе Киеве в семье актера. Прежде чем стать писателем, он был продавцом газет, землекопом, возчиком бревен, чернорабочим. После окончания института кинематографии, он почти 20 лет работал режиссером, поставил немало научных и мультипликационных фильмов. Он писал рассказы о детях вашего возраста. Они рождают веселое настроение и заставляют задуматься о своем поведении.
Николай Николаевич Носов не собирался становиться писателем. Он работал в кино. Но однажды он сочинил для сына-дошкольника и его друзей маленькие забавные рассказы. Детям нравились эти рассказы, и с этого времени он стал служить литературе.
Книги Николая Николаевича Носова называют энциклопедией детской жизни.
Посмотрите на выставку книг. В этих книгах живут фокусники и фантазеры, изобретатели и простофили. Мягким юмором проникнуты рассказы «Живая шляпа», «Огурцы», «Клякса»,«Бобик в гостях у Барбоса» и другие.
III. ПОДГОТОВКА К ВОСПРИЯТИЮ. СООБЩЕНИЕ ТЕМЫ И ЦЕЛИ УРОКА
Одна из книг писателя так и называется "Заплатка". С этим замечательным произведением мы познакомимся сегодня на уроке.
А что такое заплатка? (Лоскут ткани, пришиваемый на порванное место.)
Вы когда-нибудь пришивали заплатку? А как вы думаете, легко ли это сделать?
IV. Ознакомление с текстом
1 Чтение рассказа учителем.2 Беседа по тексту.
Понравился ли вам рассказ? О чем узнали прослушав его?
На сколько законченных частей вы разделили бы текст? Обоснуйте свой ответ.
3 Чтение рассказа детьми.4 Работа над текстом
5 Словарная работа
Заплатка - в основе слова лежит древнерусское слово плат, что означает кусок материи, от этого слова образовались слова плавок, платье, заплатка.
Защитный цвет - цвет серовато-зеленый (военная форма).
Чернильный карандаш- карандаш, который при смачивании пишет как чернила.
Досада - чувство раздражения, недовольствия вследствие неудачи, обиды.
6 Составление плана
сейчас мы с вами будем читать по частям и озаглавливать каждую часть.
1 часть:
Почему зеленые штаны так нравились мальчику? (Ни у кого таких штанов не было.)
Как можно озаглавить? («Замечательные штаны».)
часть:
Какое настроение было у Бобки, когда он порвал штаны?
Как встретила его мама? Почему?
Что решил делать Бобка? Как озаглавим? («Дырка».)
часть:
Как Бобка вел себя с ребятами?
Кого он винил во всем?
Почему же Бобке стало стыдно?
Как озаглавим эту часть? («Бобке стало стыдно».)
часть:
Как Бобка пришил заплатку в первый раз?
С чем сравнивает автор?
Почему Бобка стал переделывать?
Как это может охарактеризовать Бобку?
Как выглядела заплатка во второй раз?
Назовите эту часть. («Нелегкое дело заплатка».)
часть:
Почему ребята похвалили мальчика?
Понравилось ли Бобке все делать самому?
Как назовем эту часть? («Хорошая работа».)
План рассказа
Замечательные штаны.
Дырка.
Бобке стало стыдно.
Нелегкое дело заплатка.
Хорошая работа.
Какой вывод можно сделать? (Ценят тех людей, которые умеют делать все самостоятельно, хорошо и красиво, а не кое-как.)
7 Физкультминутка
V СИСТЕМАТИЗАЦИЯ И ОБОБЩЕНИЕ ЗНАНИЙ
Работа в группах
группа: составьте пиктограммы к плану текста.
группа: подберите пословицу, которая подходит по смыслу к содержанию рассказа.
группа: подберите слова, характеризующие Бобку в начале рассказа и в конце.
VI ИТОГ УРОКА
Чему учат рассказы Носова? (Ответы учащихся.)
(Учащиеся подводят итог урока, дополняя предложения.)
Мне понравилось...
За что бы я себя похвалил...

Берущий начало еще в Древней Греции. В ее основе лежит нравоучительная история, содержащая мораль либо в тексте самого произведения, либо в отдельной его части. Традиционно этот жанр имеет небольшой объем и пишется в стихотворной форме. В качестве главных героев известные баснописцы чаще всего выбирают животных, воплощающих в себе пороки как отдельной личности, так и общества в целом.

Развитие жанра

Предполагается, что басня возникла в Древней Греции. Первыми ее авторами называют Стесихора и Гесиода. Однако наибольшей известности достиг Эзоп, чьи произведения впоследствии использовали известные баснописцы в качестве основы для создания произведений этого жанра. Меньшей популярностью пользовались Деметрий Фалерский (300 год до н. э.) и Бабрий (2-й век н. э.).

Со времен средневековья и до 19-го века басни писали Жан де Лафонтен, живший во Франции в 17-и веке, немецкий поэт Геллерт. В 18-19-м веках этот жанр приобретает большую популярность в русской литературе. Наибольшей известности здесь добились В. К. Тредиаковский, А. П. Сумароков, и, конечно же, И. А. Крылов.

Эзоп - известный древнегреческий баснописец

Это довольно известная и между тем таинственная личность. Предполагается, что Эзоп жил в 6-м веке до н. э. в одном из городов Фракии или Фригии.

Главный источник сведений о баснописце - легенды, так как до сих доподлинно не известно, существовал ли такой человек на самом деле. Ему приписывают создание небольших увлекательных историй в прозе, из которых вытекал нравоучительный смысл. В основном они были направлены против знати, что требовало особого, завуалированного содержания. Героями стали условные животные, говорившие на простом языке. Отсюда крылатое выражение «эзопов язык», активно использующееся и в наше время в значении «иносказание».

Интерес к сюжетам басен Эзопа существовал всегда. Его последователи Федр, Флавий Авиан делали переложение текстов на латинский язык. Многие самые известные баснописцы разных времен использовали их в качестве основы для создания собственных произведений. Отсюда довольно знакомые и похожие сюжеты в текстах разных авторов. Вот один из примеров басни Эзопа: волк увидел пастухов, обедавших овцой, подошел и сказал, обращаясь к ним: «А сколько было бы шума, если бы это делал я».

Творчество Жана де Лафонтена

История начинается с творчества французского баснописца, жившего в 1621-1695 годах.

Его детство прошло рядом с природой, так как отец служил по лесному ведомству. К должности, переданной от родителя, Лафонтен отнесся несерьезно и вскоре оказался в Париже, где и прожил всю жизнь, добившись, к слову, большой известности. Перед ним были открыты двери практически всех столичных салонов, за исключением королевского дворца: там не любили вольного и легкомысленного поэта, не принимающего никаких обязательств.

Главную известность поэту приносят 6 книг под единым названием «Басни Эзопа, переложенные на стихи М. Лафонтеном». Они отличались очень хорошим, образным языком, разнообразными поэтическими формами и особым ритмом. В содержании органично переплетались интереснейшие философские размышления и лирические отступления. Герои Лафонтена обычно добивались успеха благодаря своей ловкости и умению пользоваться ситуацией.

Жанр басни в русской литературе

Интерес к творчеству Эзопа, а затем и Лафонтена наблюдался во многих странах, в том числе и в России. Еще в 17-м веке были известны басни Стефанита и Ихнилата. Однако наибольшей популярности этот жанр достигает только после Петровской эпохи, когда в литературе появляются по-настоящему известные баснописцы. Русские подражательные произведения этого жанра постепенно сменяются оригинальными.

Первыми здесь стали А. Кантемир, написавший 6 басен в духе Эзопа, и занимавшийся переработкой произведений древнегреческого поэта.

Известные баснописцы А. Сумароков, И. Хемницер, И. Дмитриев

Следующий серьезный шаг сделал А. Сумароков: в его творческом наследии 334 басни, большинство из которых уже самостоятельные произведения. Это небольшие живые сценки, написанные вольным стихом и несколько грубоватым языком. По утверждению автора, этого требовал низкий штиль, к которому относились басни. Сами произведения очень напоминали натуралистическую сценку из обыденной жизни, да и сюжет происходил из фольклора, что также придавало произведениям народный характер. Сам Сумароков часто называл их баснями-притчами, что уже определяет авторский замысел.

Во второй половине 18-го века вышел сборник «Басни и сказки N.N. в стихах», особенностью произведений которого стало сочетание черт классицизма и сентиментализма. Имя автора - И. И. Хемницера стало известно широкому читателю лишь спустя два десятилетия, когда книгу переиздали после смерти поэта. Основные черты его басен хорошо выражаются в эпиграфе ко второму сборнику: «В природе, в простоте он истину искал…» Для поэта важнее были точность и логическое выражение мысли, что ограничивало его в выборе выразительных средств. Многие отмечали, что, в отличие от Сумарокова с его «мужицким» разговором, язык Хемницера больше походил на дворянскую речь, более сглаженную и изящную.

Замыкает этот ряд баснописцев И. Дмитриев, который был очень дружен с Карамзиным. Это наложило отпечаток на его творчество. Язык Дмитриева отличается особой легкостью, плавностью и хорошим вкусом, а герои-животные изъясняются остроумно и вместе с тем мило. Не случайно его называли реформатором в области поэтического языка и основоположником салонной басни.

В русской литературной критике сохранилось мнение, что эти известные баснописцы сумели реформировать язык произведений этого жанра и заложили основы для формирования творчества другого известного поэта.

Великий И. А. Крылов

Этот известный нам с детства поэт начинал с переводов любимого им Лафонтена в 1805 году, а затем еще 6 лет пробовал силы в разных жанрах.

Признание Крылова как баснописца произошло в 1811 году, в течение которого было написано 18 басен, причем 15 из них были оригинальными. Яркий и меткий образный язык, привлекательные и зачастую неожиданные образы, практически все ставшие нарицательными, моментальные отзывы на самые актуальные общественно-политические события - это самые существенные черты басен И. Крылова. Его произведения воплотили в себе мудрость и самобытность народа и заложили основы реализма. Творческое наследие И. Крылова включает 340 басен, изданных в 9 сборниках. Еще при жизни поэта его книги были переведены на итальянский, немецкий, английский, французский языки.

Так получилось, что известный русский баснописец И. А. Крылов сыграл ведущую роль в развитии этого жанра во всей мировой литературе. Лучше и больше него уже никто сказать не мог.

2024 english-speak.ru. Изучение английского языка.