План-конспект урока по русскому языку (4 класс) на тему: Урок по русскому языку. Тема: Запятая в сложном предложении. Запятая в сложном предложении - урок. Информационно-технологическая карта урока

Тема: «Запятая в сложном предложении»

Тип урока: изучение нового материала

Цели:

формировать понятия:

С помощью чего соединяются части сложного предложения;

Какую роль в сложном предложении играют союзы И, А, НО;

Развивать умения ставить запятые в сложном предложении с союзами;

Развивать умение отличать простые предложения от сложных; развивать умения конструировать предложения;

Развивать умения составлять схемы простых предложений и сложных;

Развивать умения работать с толковым словарём;

Обогащать лексический запас обучающихся;

Обучать навыкам самооценки и самоконтроля;

Совершенствовать коммуникативные навыки;

Развивать творческое мышление;

Совершенствовать навыки сотрудничества.

Оборудование: мультимедийный экран, компьютер;

Для парной работы:

Карточки с алгоритмом;

Для индивидуальной работы:

Учебник «Русский язык»;

Тесты разноуровневые;

Листы самоанализа своей работы.

Ход урока.

1.Организационный момент. 2 мин.

Сегодня такой хороший день

В нашем классе гости

Давайте поприветствуем их

И подарим им свои улыбки.

Каким бы вы хотели видеть сегодня урок русского языка?

после ответов детей открывается запись на экране

Интересный

Познавательный

Развивающий

Результативный

Чтобы получился урок таким, недостаточно действий одного учителя, необходима и ваша помощь.

Какими должны быть на уроке ученики?

после ответов – запись на экране

Активные

Думающие

Работоспособные

Внимательные

Дисциплинированные

Настройте себя положительно на урок.

2.Актуализация опорных знаний. Постановка проблемы. 4мин.

Посмотрите на экран

на экране:

Солдаты поздравляли друг друга с великой Победой.

Их лица светились счастьем и гордостью.

Назовите структурные особенности данных предложений.

Докажите, что это простые предложения.

Составьте и запишите из двух простых предложений одно сложное.

Докажите, что получилось сложное предложение.

Подчеркните грамматические основы, выделите союз. Зависит ли постановка запятой между частями сложного предложения от того, каким союзом соединены части? (нет)

Какой вывод можно сделать? (Между частями сложного предложения всегда ставится запятая)

Какими средствами связаны простые предложения в составе сложного? (по смыслу или с помощью интонации)

Вы соединили предложения по смыслу с помощью союза И, интонация показывает, где заканчивается первая часть сложного предложения.

А как на письме можно разделять части сложного предложения?

Какое правило новое вы выведите?

на экране-

Части сложного предложения разделяются запятой .

Как вы думаете, чему мы будем учиться на этом уроке?

3.Определение темы урока. Постановка целей на урок . 3 мин .

Сформулируйте тему нашего урока.

на экране после ответов:

Тема урока «Знаки препинания в сложном предложении»

Чтобы усвоить новую тему, какие цели вы поставите для себя на этот урок?

Прочитайте ещё раз составленное вами предложение. О каком важном событии здесь идёт речь?

4. Открытие нового знания. 5 мин.

Итак, сегодня на уроке мы будем отрабатывать постановку знаков препинания в сложных предложениях.

Что помогает нам четко организовать работу с новым правилом?

(составление алгоритма)

Рассмотрите карточку №1.Что надо сделать?

Работаем в парах.

КАРТОЧКА:

Прочитайте предложение, поставьте знаки препинания и составьте алгоритм ваших действий при постановке знаков препинания в сложном предложении.

Советские войны мужественно защищали свою Родину и мы помним их героические подвиги.

«Алгоритм постановки знаков препинания в сложном предложении»

    Найди и подчеркни……….

    Определи количество……….

    Найди………, который связывает части сложного предложения.

    На границе частей сложного предложения перед союзом поставь……

Проверьте правильность постановки знака препинания в предложении.

на экране-

Советские войны мужественно защищали свою Родину, и мы помним

их героические подвиги.

- Объясните пошагово свои действия при постановки знака препинания.

Для чего нужна запятая в этом предложении?

Проверьте алгоритм.

на экране-

Алгоритм постановки знаков препинания в сложном предложении»

1.Найди и подчеркни грамматическую основу предложения.

2.Определи количество частей в данном предложении.

3.Найди союз, который связывает части сложного предложения.

4.На границе частей сложного предложения перед союзом поставь запятую.

В чем нам поможет данный алгоритм?

5. Первичное закрепление. Работа по учебнику. 8МИН.

Откройте учебник с. 149 прочитайте к какому блоку относится наш урок

упр. 2. Прочитайте задание.

На что вы будете опираться при выполнении упражнения?

Выберите и выпишите одно простое и одно сложное предложение и выполните задание учебника.

Некоторые ребята получат индивидуальные задания – карточки. (конструирование предложений) Приступили.

Прочитайте простые предложения, которые вы выписали.

Докажите, что это простые предложения.

Что связывает союз в этих предложениях?

Прочитайте сложное предложение.

Поставили ли вы запятую в данном предложении?

Проговорите алгоритм, которым вы пользовались.

Почему необходимо было ставить запятую в этом предложении?

Выполните синтаксический анализ простого предложения, которое вы выписали.

А теперь проверьте свою работу.

на экране-

Индивидуальные карточки сдайте.

Простые предложения

Снег розовел на солнце и синел в тени.

Над рекою висели и расплывались серые клочья тумана.

Павел сел на табуретку стола и устало склонил голову на ладонь.

Сложное предложение

Небо затянулось облаками, и пошёл тихий серый дождь .

6. Физминутка.2 мин.

А теперь отдохнём.

Проведём физминутку «Клоуны».

А вы должны подумать и сказать, какие предложения я использовала в этой физминутке?

Дети свободно стоят между партами. По сигналу учителя они выполняют следующие команды:

- брови сведите и широко разведите раскрыв глаза;

- глаза прищурьте, затем широко откройте;

- губы максимально растяните в улыбке, а затем сожмите;

- шею максимально вытяните, и поверните голову к соседу;

- плечи максимально сведите и разведите;

- руками обнимите себя, погладьте и пожелайте успехов в учёбе.

- Кто был внимателен и скажет, какие предложения были использованы в физминутке?

Что вы знаете об однородных членах?

- Какие знаки препинания ставятся между однородными членами предложения?

7. Лови ошибку Слайд 14 3 мин

Проверь правильно ли поставлены знаки препинания. Если есть ошибки, письменно исправь их.

Я беру лодку, и иду к реке.

Раздается звонок, и мама открывает дверь.

Океан бушевал и яхта дрожала.

Я поднял глаза и увидел белку.

8. Откройте рабочую тетрадь С.41 № 1 Все вместе 4 мин

2 3 мин.

3 взаимопроверка 3 мин

7. Самостоятельная работав группах. Тест.5 мин.

Насколько вы были внимательны на уроке, мы сейчас проверим. На столах карточки разного цвета. Какую работу необходимо выполнить?

Выберите нужный цвет и приступайте к выполнению.

КАРТОЧКИ:

1 уровень –розовый цвет

1.Соедините каждое предложение со схемой, которая ему соответствует.

И . А. В зелени высокой травы белеет прелестный цветок, а на тонкой

ножке висят жемчужины.

O , O И O . Б. Ласточки улетели, и гнездо осталось пустое.

А . В. С крыши слетел воробей, юркнул в гнездо и зачирикал.

    Укажите предложения, в которых есть пунктуационные ошибки .

А. Ударил мороз, и лужи покрылись льдом.

Б. Он услышал шум машины, и остановился.

В. Дорога шла по склону и лошади бежали веселей.

Д. Всю зиму прожила ласточка в подземелье, а Дюймовочка ухаживала за ней.

    Расставьте знаки препинания.

Мы пригласили на праздник ветеранов и они получили цветы и подарки.

2 уровень - зелёный цвет

1.Составьте схему предложения, расставьте знаки препинания.

А. Почки раскрываются и на каждом кончике висит прозрачная капля.

Б. Снег лежал на крыше и на балконе.

В.Пришла весна запели птицы а почки ещё не распустились.

2.Укажите предложения, в которых есть пунктуационные ошибки .

А. Постепенно леса и поля пробуждаются, наполняются птичьими голосами.

Б.Я разбудил отца, и мы пошли на рыбалку.

В. Ледники тают и из-под них вытекают ручьи.

Г. Учился петь а выучился танцевать.

Д. Девочка на цыпочках подходит к зеркалу, и смотрит на себя.

3.Расставьте знаки препинания.

Мой дедушка воевал и за отвагу и доблесть он получил медаль.

Поменяйтесь работами. Взаимопроверка.

на экране-

синий цвет

1. , И . – Б.

O , O И O . - В.

, А . – А.

2. Б, В.

3. Мы пригласили на праздник ветеранов, и они получили цветы и подарки.

зелёный цвет

1. А. , И .

Б. O И O .

В. , , А .

2. В, Г, Д.

3. Мой дедушка воевал, и за отвагу и доблесть он получил медаль

3 уровень Желтый цвет

Возьмите в руки листочки, подпишите и поставьте вниз номера от 1 до 9. Внимательно слушайте предложения. Если в предложении нужна запятая, поставьте "+", если запятая не нужна – "–".

1. По склонам гор видны сосны и кедры.

2. Многие горные хребты Алтая покрыты вечным снегом и ледниками.

3. Антон бросился к берегу и сел в лодку.

4. Мы очень спешили к отправлению поезда, но опоздали.

5. Свистнул паровоз, загудел.

6. До Подольска много дач и складов.

7. При взлете вертолет не разгоняется по земле, а сразу поднимается вверх.

8. Высокий рост, длинная шея позволяют верблюду далеко видеть в пустыне.

9. Для защиты от жарких ветров и вихрей ноздри верблюда могут закрываться.

Ответы детей.

1 –, 2 –, 3 –, 4 +, 5 +, 6 –, 7 +, 8 +, 9 –.(слайд)

Какие знания и умения вам помогли выполнить задания?

На что вы опирались при выполнении заданий?

8.Итог урока. Рефлексия.

Что было самым важным?

Что было самым трудным?

Какие задания вы бы хотели выполнить?

9. Д.з .

- СИНКВЕЙНЫ

Предложение

Сложное, простое

Интересуюсь, запоминаю, вспоминаю

Мне нравится узнавать что-то новое

Знания

Урок

Русский, интересный

Читаем, пишем, учимся

Мне понравилось

Экзамены

Информация

Новая, интересная

Узнаём, знакомимся, работаем

Сегодня я узнала много нового

Урок

Конспект урока русского языка в 8 классе по теме «Запятая между простыми предложениями в союзном сложном предложении»

Цели: 1) показать условия постановки запятой между простыми предложениями в союзном сложном предложении; развивать орфографические и пунктуационные навыки; 2) развитие устной и письменной речи; расширение словаря; коррекция памяти, логического мышления учащихся на основе упражнений в группировке языкового материала; 3) воспитание интереса и положительного отношения к предмету.

Планируемые результаты: умения различать простые и сложные предложения, применять правило постановки запятой между простыми предложениями в союзном сложном предложении, объяснять языковые явления и процессы.

Тип урока: объяснение нового материала

Оборудование: компьютер, карточки, учебник

Ход урока:

I . Организационный момент

1. Положительная установка

- Возьмитесь за руки, улыбнитесь друг другу и пожелайте успешной работы на уроке.

2. Развитие слухового восприятия (за экраном)

- Какое сегодня число?

- Кто сегодня дежурный?

- Какой сейчас урок?

- Сейчас будем проверять домашнее задание. Откройте тетради.

II . Проверка домашнего задания

- Какие трудности были при выполнении домашнего задания?

III . Орфографическая разминка

1. Словарная работа

- Посмотрите на слова и запишите их в точной последовательности:

гимнастика

осанка

снаряд

чемпион

тренер

тренироваться

- Какое слово лишнее? (нужно убрать карточку со словом тренироваться )

- На какие две группы можно разделить слова? (первая группа – слова, относящиеся к 1 склонению, вторая – слова 2 склонения)

2. Работа по карточкам (в карточках даны слова и словосочетания, в которых ранее были допущены ошибки)

- Откройте тетради и выполните задание из карточки

Вставить пропущенные буквы, раскрыть скобки:

(Не)отремонтирова(нн, н), (не)годующий взгляд, (не)вида(нн, н)ая кр..с..та, кваше(нн, н)ая капуста, (дальне)восточный, (не)мог, кого(либо), (сельско)хозяйственный, выр..стали, пятими(лл, л)ионный, (не)напоминало, о син.. шарф.., в тёмн.. пруду

Взаимопроверка

- Поменяйтесь тетрадями и проверьте работы по образцу

IV . Повторение пройденного

- Закончите фразы:

Части речи в русском языке делятся на самостоятельные и …

К служебным частям речи относятся …

Служебная часть речи, которая служит для связи однородных членов в предложении, а также простых предложений в составе сложного – это …

Союзы бывают …

Ответы: (служебные) (предлоги, союзы, частицы) (союз) (простые и составные; сочинительные и подчинительные)

V . Подготовка к изучению новой темы

1. Лингвистическая разминка

- Поразмышляйте над загадкой старинной легенды

- Вот какую роль может сыграть такая крошечная запятая!

Вывод: Знаки препинания выполняют важнейшую функцию в тексте. Они помогают более полно и точно выразить смысл письменной речи.

2. Знакомство с темой урока

- Вы легко узнаете тему урока, если хорошо помните алфавит.

А

За

О

пред

Д

тая

У

ями

Й

ду

Ч

союз

Щ

ном

Э

пред

Х

в

Ы

слож

Ю

ложе

Ь

ном

М

ми

В

пя

С

ложени

Ж

меж

Л

просты

Я

нии

(Запятая между простыми предложениями в союзном сложном предложении)

(Запись темы в тетради)

3. Целеполагание

- Так как в самой формулировке темы заключено правило, то вам легко будет определить цели сегодняшнего урока.

(Определение целей: узнать условия постановки запятой между простыми предложениями в союзном сложном предложении; развивать орфографические и пунктуационные навыки)

VI . Работа по теме урока

1. Анализ предложений (предложения записаны на доске)

- Объясните постановку знаков препинания. Выделите грамматические основы, постройте схемы предложений. Отработайте орфограммы в словах с пропущенными буквами и скобками.

1. Месяц ещё не вст..вал, и только две звёздочки сверкали на (тёмно)син..м своде.

2. Когда туман ра..сеивался порывами ветра, на востоке можно было разл..чить чуть с..невший ровный берег.

3. Погода была тихая, и пруд словно заснул.

4. Со(?)нце на пустынной наб..режной пр..гревало сквозь туман, и всё сияло перед глазами.

5. Если дед ух..дил из дома, бабушка устраивала на кухн.. интереснейшие собрания.

(№ 1 [– = ], и [– =] месяц вставал, и две звезды сверкали

2 (Когда – =), [ = ] когда туман рассеивался, можно было различить

3 [– = ], и [– =] погода была тихая, и пруд заснул

4 [– = ], и [– =] солнце пригревало, и всё сияло

5 (если – =), [– = ] если дед уходил, бабушка устраивала)

Общий вывод:

- Как узнать, простое предложение или сложное? (Выделить основы)

- Что мы наблюдаем во всех этих сложных предложениях с точки зрения пунктуации?

Физминутка

Комплекс упражнений В.Ф.Базарного (сидя или стоя)

VII . Закрепление изученного материала

Работа по учебнику

1. Чтение правила

- Чтобы убедиться в правильности сделанного вывода, обратимся к учебнику на стр. 151. Какое правило предлагают нам авторы учебника? (Чтение теоретических сведений)

2. Упр. 364 (1, 2, 5) – комментированное письмо, составление схем на доске.

(№ 1 [= –], и [= и – ] светился снег, и чернели тропы

- Какой союз соединяет предложения?

- Что соединяет союз и ?

2 [– = ], и [= –] месяц светил, и видна была травинка

5 [– = и =] дверь хлопала и открывалась [= –], и [= –] входили люди, и врывался пар)

Вывод: Сочинительный союз и связывает однородные члены и равноправные по смыслу простые предложения в составе сложносочинённого предложения.

3. Упр. 365 (1-3) – самостоятельное выполнение с последующей самопроверкой по образцу

- Какие союзы связывают предложения?

- Что связывают союзы?

Вывод: Подчинительные союзы связывают простые предложения в сложном предложении, которое называется сложноподчинённым.

VIII . Подведение итогов урока

- Чему мы учились в течение урока?

(- видеть структуру сложных предложений;

Определять границы простых предложений в составе сложного;

Правильно расставлять знаки препинания;

Видеть орфограммы в словах.)

- С помощью чего присоединяются простые предложения, входящие в состав ССП и СПП? (С помощью сочинительных и подчинительных союзов)

- Как разделяются простые предложения, входящие в состав сложного? (Разделяются запятой)

- Сформулируйте правило постановки запятой в сложном союзном предложении.

(Между простыми предложениями, входящими в состав сложного, ставится запятая)

Рефлексия

Оценивание

- Какую отметку вы себе поставили бы?

- Как себя оценивает …

Домашнее задание

§ 61

Упр. 366 или 367 (по выбору)

1. Общие положения

1.1. С целью поддержания деловой репутации и обеспечения выполнения норм федерального законодательства ФГАУ ГНИИ ИТТ «Информика» (далее – Компания) считает важнейшей задачей обеспечение легитимности обработки и безопасности персональных данных субъектов в бизнес-процессах Компании.

1.2. Для решения данной задачи в Компании введена, функционирует и проходит периодический пересмотр (контроль) система защиты персональных данных.

1.3. Обработка персональных данных в Компании основана на следующих принципах:

Законности целей и способов обработки персональных данных и добросовестности;

Соответствия целей обработки персональных данных целям, заранее определенным и заявленным при сборе персональных данных, а также полномочиям Компании;

Соответствия объема и характера обрабатываемых персональных данных, способов обработки персональных данных целям обработки персональных данных;

Достоверности персональных данных, их актуальности и достаточности для целей обработки, недопустимости обработки избыточных по отношению к целям сбора персональных данных;

Легитимности организационных и технических мер по обеспечению безопасности персональных данных;

Непрерывности повышения уровня знаний работников Компании в сфере обеспечения безопасности персональных данных при их обработке;

Стремления к постоянному совершенствованию системы защиты персональных данных.

2. Цели обработки персональных данных

2.1. В соответствии с принципами обработки персональных данных, в Компании определены состав и цели обработки.

Цели обработки персональных данных:

Заключение, сопровождение, изменение, расторжение трудовых договоров, которые являются основанием для возникновения или прекращения трудовых отношений между Компанией и ее работниками;

Предоставление портала, сервисов личного кабинета для учеников, родителей и учителей;

Хранение результатов обучения;

Исполнение обязательств, предусмотренных федеральным законодательством и иными нормативными правовыми актами;

3. Правила обработки персональных данных

3.1. В Компании осуществляется обработка только тех персональных данных, которые представлены в утвержденном Перечне персональных данных, обрабатываемых в ФГАУ ГНИИ ИТТ «Информика»

3.2. В Компании не допускается обработка следующих категорий персональных данных:

Расовая принадлежность;

Политические взгляды;

Философские убеждения;

О состоянии здоровья;

Состояние интимной жизни;

Национальная принадлежность;

Религиозные убеждения.

3.3. В Компании не обрабатываются биометрические персональные данные (сведения, которые характеризуют физиологические и биологические особенности человека, на основании которых можно установить его личность).

3.4. В Компании не осуществляется трансграничная передача персональных данных (передача персональных данных на территорию иностранного государства органу власти иностранного государства, иностранному физическому лицу или иностранному юридическому лицу).

3.5. В Компании запрещено принятие решений относительно субъектов персональных данных на основании исключительно автоматизированной обработки их персональных данных.

3.6. В Компании не осуществляется обработка данных о судимости субъектов.

3.7. Компания не размещает персональные данные субъекта в общедоступных источниках без его предварительного согласия.

4. Реализованные требования по обеспечению безопасности персональных данных

4.1. С целью обеспечения безопасности персональных данных при их обработке в Компании реализуются требования следующих нормативных документов РФ в области обработки и обеспечения безопасности персональных данных:

Федеральный закон от 27.07.2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных»;

Постановление Правительства Российской Федерации от 1 ноября 2012 г. N 1119 "Об утверждении требований к защите персональных данных при их обработке в информационных системах персональных данных";

Постановление Правительства Российской Федерации от 15.09.2008 г. №687 «Об утверждении Положения об особенностях обработки персональных данных, осуществляемой без использования средств автоматизации»;

Приказ ФСТЭК России от 18.02.2013 N 21 "Об утверждении Состава и содержания организационных и технических мер по обеспечению безопасности персональных данных при их обработке в информационных системах персональных данных";

Базовая модель угроз безопасности персональных данных при их обработке в информационных системах персональных данных (утверждена заместителем директора ФСТЭК России 15.02.2008 г.);

Методика определения актуальных угроз безопасности персональных данных при их обработке в информационных системах персональных данных (утверждена заместителем директора ФСТЭК России 14.02.2008 г.).

4.2. Компания проводит оценку вреда, который может быть причинен субъектам персональных данных и определяет угрозы безопасности персональных данных. В соответствии с выявленными актуальными угрозами Компания применяет необходимые и достаточные организационные и технические меры, включающие в себя использование средств защиты информации, обнаружение фактов несанкционированного доступа, восстановление персональных данных, установление правил доступа к персональным данным, а также контроль и оценку эффективности применяемых мер.

4.3. В Компании назначены лица, ответственные за организацию обработки и обеспечения безопасности персональных данных.

4.4. Руководство Компании осознает необходимость и заинтересовано в обеспечении должного как с точки зрения требований нормативных документов РФ, так и обоснованного с точки зрения оценки рисков для бизнеса уровня безопасности персональных данных, обрабатываемых в рамках выполнения основной деятельности Компании.

Номинация: разработка конспекта по русскому языку

Тема: «Запятая в сложном предложении с союзами и, а, но».

Луговая Любовь Петровна, учитель начальных классов, 4 класс

Цели:

Образовательные:

    Научить детей с помощью чего соединяются части сложного предложения;

    Показать какую роль в сложном предложении играют союзы и, а, но;

    Продолжать формировать умение ставить запятую между частями сложного предложения, соединёнными союзами и, а, но;

    Работать над развитием устной и письменной речи учащихся, отрабатывать орфографические навыки.

Развивающие:

    Развивать умение конструировать предложения, составлять схемы простых и сложных предложений;

    Прививать интерес к русскому языку;

    Развивать пунктуационные навыки.

Воспитательные:

    Воспитывать любовь к русскому языку.

    Воспитывать у детей такие качества, как: взаимопомощь и товарищество;

    Воспитывать умение объективно оценивать свою работу и работу других.

Оборудование:

Рабочие тетради, учебник, карточки для индивидуальной работы, интерактивная доска, толковый словарь и другие справочники.

Ход урока.

I . Организационный момент.

а). Вступительное слово учителя

Прозвенел звонок,

Начинается урок русского языка.

Повернитесь лицом к гостям, поздоровайтесь! Садитесь!

Русский – для многих стал родным языком.

Потому что люди разных национальностей могут общаться на нём.

А.С.Пушкин считал, что «язык славяно-русский имеет неоспоримое превосходство перед всеми европейскими».

Мы должны знать русский язык, потому что он является языком межнационального общения.

Итак, начинаем!

II . Минутка чистописания.

а). Пальчиковая гимнастика.

Откройте тетради и запишите

Классная работа.

Помните о правилах письма:

Тетрадь я правильно кладу,

Ручку правильно держу.

За посадкою слежу,

На отлично напишу!

б). Загадка о букве:

О какой букве идёт речь?

В этой букве нет угла,

Оттого она кругла,

До того она кругла,

Покатиться бы могла. (О букве О).

в). Запись заглавной буквы О.

г).На что похожа буква О в горизонтальном положении?

Остров – относительно небольшой участок суши, со всех сторон окруженный водой.

д). Запишите слова,
которые начинаются с буквы О.

Оратор, общение, окружной.

Разберите слово окружной по составу.

III .Словарная работа .

а). Знакомство с новым словарным словом.

О каком слове идёт речь, вы определите по лексическому значению.

Прозрачный драгоценный камень, блеском и твёрдостью превосходящий все другие минералы. Что это? (А лмаз)

Запишите слово, определите ударный слог, подчеркните гласную, которую нужно запомнить.

Какая орфограмма встретилась в этом слове? (Парный согласный на конце слова или сомнительный согласный).

Проверьте, запишите рядом проверочное слово. (Алма зы )

Образуйте имя прилагательное.

Какое слово получилось? (А лмазный).

Выделите корень во всех словах.

б). Немного из истории предмета.

Знаете ли вы?

Что алмаз – простой углеводород. Его родственник сажа в трубе, графит. Первые алмазы были найдены в Индии около 3000 лет до н.э.

в). Работа с деформированным предложением.

Составьте предложение из слов: алмазным, удар, вспыхнула, грома, блеском, и, молния, раздался.

Работаем в парах.

Запишите предложение, выделите грамматическую основу.

Составьте схему.

(Вспыхнула алмазным блеском молния , и раздался удар грома.)

, и .

г). Актуализация знаний.

Дайте характеристику предложения. (Повествовательное, невосклицательное, сложное, состоит из двух простых предложений, соединённых союзом и , распространённое).

С помощью чего мы соединили части сложного предложения? (союза и.)

Что такое союз? (Служебная часть речи).

История языка. Работа над определениями союза в словарях В.И.Даля и С.И.Ожегова.

- В 19 веке в Толковом словаре живого великорусского языка В.И.Даль так определил значение слова «союз»: «Взаимные узы, связь, скрепа, сцепление…; часть речи, частичка, связующая слова».

- В 20 веке в «Толковом словаре русского языка» С.И.Ожегова и Н.Ю.Шведовой слово «союз» было определено так: «В грамматике: служебное слово, соединяющее предложения и слова внутри предложения».

Сравните определения союза.

Чем они отличаются?

Различие объясняется тем, что наука о языке постоянно развивается, и в 20 веке учёные лингвисты знали о языке и его законах больше, чем учёные 19 века, что и отразилось в словарях.

Какие вы знаете союзы? (а, но).

Союзы и, а, но называются сочинительными.

Какую роль в сложном предложении играют союзы и, а, но? (Соединяют части сложного предложения.)

А в простом предложении? (Связывают однородные члены).

д). Постановка проблемы.

Прочитайте предложения.

Вот уж осень улетела и примчалась к нам зима.

Мир строит а война разрушает.

Звёзды ещё сверкали но небо уже стало светлеть.

Какие это предложения по составу (простые или сложные?)

Докажите. (2 грамматические основы)

Что такое сложное предложение?

Как связаны между собой простые предложения в составе сложного?

Нужна ли запятая в сложном предложении с союзами и, а, но?

Какова смысловая роль союзов и, а, но?

IV . По схеме назовите тему урока.

И,а,но

Тема урока: Запятая в сложном предложении с союзами и, а, но.

V . Поиск решения.

1). Наблюдение по учебнику. Стр.47 упр. 72

Ученики читают по два предложения, одно из левого столбика, другое из правого

сравнивают : оба предложения сложные, состоят из двух частей,

в левом столбике части соединены союзом а, но, и,

в правом бессоюзная связь. Запятая ставится в любом случае.

Выполните схемы к предложениям левого столбика.

Сделайте вывод:

VI . Физминутка

Мы поставили пластинку

И выходим на разминку.

На зарядку, на зарядку,

На зарядку становись!

Начинаем бег на месте,

Финиш метров через 200!

Раз-два! Раз-два! (3 раза)

Хватит- хватит, прибежали,

Потянулись, подышали!

Вот мы руки развели,

Словно удивились,

И друг другу до земли в пояс поклонились.

Наклонились, выпрямились,

Наклонились, выпрямились.

Ниже, дети, не ленитесь,

Поклонитесь, улыбнитесь.

Выдох, вдох,

Выдох, вдох.

VII . Первичное закрепление. Стр.48. упр.73(1).

1). - Прочитайте предложения. Спишите, подчеркните грамматические основы и поставьте пропущенные запятые.

Гремят раскаты молодые, вот дождик брызнул, пыль летит. Повисли перлы дождевые, и солнце нити золотит. (Ф.Тютчев)

1). , , . (Сложное, из 3-х простых предложений, соединённых при помощи интонации.)

2). , и . (Сложное, части сложного предложения соединяются при помощи интонации и союза и.)

2). Работа над правилом стр. 49.

Части сложного предложения соединяются при помощи интонации и союзов или только при помощи интонации.

На письме части сложного предложения разделяются запятой. Если части сложного предложения соединяют союзы и, а, но, запятая ставится перед союзом.

VIII . Работа по карточкам. Сравнительный анализ предложений.

Соедини линиями части предложения и подбери союз.

Составь и запиши сложные предложения, поставь запятые. (В предложении с союзом (но) действия предметов противопоставляются, а с союзом (и) действия предметов перечисляются, показано, одновременно или последовательно происходят действия).

Какова смысловая роль союзов и, а, но?

У союза и

Соединительная

роль или роль перечисления

У союза а

Разделительная роль

У союза но

противительная роль

I Х.Итог урока (на карточках отвечают или устно вслух)

Что нового узнали на уроке?

1). Как соединяются части сложного предложения?

2). Зависит ли постановка запятой от того, какой именно союз соединяет части сложного предложения?

3). Какая информация была для вас совершенно новой?

4). Какие термины вы запомнили на уроке, которые помогали вам успешно работать на уроке?

Х.Рефлексия урока.

1.Урок полезен, все понятно.

2.Лишь кое-что чуть-чуть не ясно.

3.Еще придется потрудиться.

4.Да, трудно все-таки учиться!

XI . Заключительное слово учителя.

Ребята, чтобы знать русский язык, понимать его силу и красоту нужно любить и обязательно его учить. Умело пользоваться справочниками и словарями. (Выставка книг).

«Учите русский – годы кряду,

С душой, с усердием, с умом!

Вас ждёт великая награда,

И та награда в нём самом!

XII . Домашнее задание стр. 55 упр.3.

Благодарю всех за работу! Оценки получают…

Тема урока: Запятая в сложном предложении

Цель: Способствовать формированию правильной устной речи учащихся через использование коммуникативно - деятельностных методов и приёмов, способствовать развитию коммуникативных компетенций учащихся через работу в парах

Формировать умение ставить запятую между частями сложного предложения, соединённых союзами: и, а, но.

Развитие синтаксических и пунктуационных умений.

Ход урока

1.Организационный момент

Тихо сели. Откройте тетради, запишите число, классная работа.

Эпиграфом к нашему уроку я подобрала слова Л. Н. Толстого. « Знание только тогда знание, когда оно приобретено усилиями своей мысли, а не памятью.»

Верность этих слов великого классика мы и проверим сегодняшним уроком.

2. Минутка чистописания

3. Постановка проблемы

И, НО,А, ПО

Исключите лишнее слово. Свой ответ аргументируйте.

Прочитайте пословицу.

Лето собирает зима подъедает.

Как вы понимаете эту пословицу?

Слова с какими орфограммами в ней встретились?

Объясните правописание этих слов.

Как можно подчеркнуть противопоставление в этой пословице? Какой союз можно использовать?

Лето собирает, а зима подъедает.

Запишите это предложение.

Разберите по составу слово собирает

Разберите как часть речи слово зима

Сколько звуков и букв в слове подъедает?

В пословице встретилось слово, которое является служебной частью речи Назовите его. Что оно соединяет?

Назовите грамматические основы предложений.

Нужна ли запятая в сложном предложении с союзом а?

Какие ещё союзы соединяют части сложного предложения? (и, но)

Работа с книгой

Упражнение№72

Посмотрите, как оформлены предложения в рассказе М. Пришвина.

Сравните предложения в обеих колонках.

В чём разница?

Понаблюдайте, как поставлены запятые в сложных предложениях?

Чем это объясняется?

(Ученики читают по 2 предложения, одно из левого, другое из правого столбика. Сравнивают оба предложения, доказывают,что состоят из 2-х частей, в левой части, соединенны союзом(а, но, и), а в правом- без союза. Запятая ставится в любом случае)

Исходя из наших рассуждений, сформулируйте тему нашего урока.(Ответы детей)

Запишите тему урока.

Определите цель урока (Ответы детей)

Работа над новым материалом

С помощью чего соединяются части сложного предложения?

Какую роль в сложном предложении играют союзы (и, но, а)?

Попробуйте, самостоятельно сформулировать правило постановки запятой в сложном предложении с союзаи.

Подумайте, зависит ли постановка запятой от того, какой именно союз соединяет части сложного предложения?

Работая в парах, составьте алгоритм «Как нужно действовать, чтобы правильно поставить запятые в сложных предложениях.»

1.Найди и подчеркни …………………………..

2.Определи количество……………………………

3.Выдели…………………………………………………

4.На границе частей………………………………………

Что у вас получилось? _Сравните свой алгоритм с авторским

на странице 160

Физминутка

Работа по карточкам

Прочитайте предложения, расставьте знаки препинания.

1.Наука в лес не ведёт а из лесу выводит.

2.Мир освещается солнцем человек освещается знаниями.

3. Учёный водит а неучёный следом ходит.

Что объединяет эти пословицы?

Как понимаете их смысл?

Итог урока

Рефлексия

Какими словами вы бы описали своё состояние после уроа

Знание только тогда знание, когда оно приобретено усилиями своей мысли, а не памятью.»

Ах,как я устал от этой суеты….

Домашнее задание стр.80 №3

2024 english-speak.ru. Изучение английского языка.