Примеры непроизвольной памяти. Произвольная и непроизвольная память. Особенности работы произвольной памяти

Не секрет, что память в жизни каждого человека играет совершенно точно первостепенную роль. И это касается любой сферы жизни, будь то учеба, работа или даже личная жизнь. Рассматриваться память может как под призмой психологии, так и с медицинской точки зрения. С психологической точки зрения память - это умственная деятельность, задача которой заключается в том, чтобы накапливать и грамотно использовать информацию в организации любой деятельности. Без этого человек никак не сможет ни думать, ни учиться чему-то новому. В зависимости от наличия цели происходит разделение памяти на произвольную и непроизвольную.

Какие существуют виды памяти?

Существует несколько категорий, от которых зависит классификация памяти. Бывают они следующими:

  • характер активности;
  • цель деятельности (произвольная/непроизвольная);
  • продолжительность запоминания и сохранения информации.

Рассмотрим виды памяти по цели деятельности.

Определить данный вид памяти можно как запоминание, воспроизведение информации, при котором отсутствует конкретная цель что-то запомнить. Просто некоторые ситуации, слова, события врезаются в нашу память совершенно непроизвольно. Было проведено множество экспериментов, вследствие которых изучались произвольный и непроизвольный процессы запоминания. В пример можно привести следующий случай, когда ученые, которые проводили исследования, неожиданно для испытуемых попросили припомнить абсолютно все, что им запомнилось по дороге из дома на работу. В ходе исследования сложились следующие выводы: люди чаще всего запоминали то, что делали, а не то, о чем размышляли, также думали о том, что способствовало достижению цели или, наоборот, вспоминали странные и нетипичные события.

Эксперименты

Автор исследования П.И. Зинченко в своем эксперименте анализировал продуктивность непроизвольной памяти в отношении одной и той же информации в зависимости от мотива, цели деятельности и так далее. Результат эксперимента был следующим: та информация, которая связана с целью, запоминается быстрее и качественнее, чем информация, которая направлена на условия достижения этой цели. Хуже всего запоминаются человеком фоновые раздражители. Еще одна важная работа ученого касалась особенности работы памяти в зависимости от активности и содержательности конкретной мыслительной деятельности. Перед подопытными стояла цель запомнить слова либо найти смысловую связь между ними. В итоге эксперимента выяснилось, что слова запоминались людьми гораздо лучше, если при этом осмысливалось их содержание. Причем уровень запоминания зависел от уровня активности осмысливании. Психологи пришли к выводу, что непроизвольное запоминание прямо зависит от основной цели деятельности, в ходе которой осуществлялось это запоминание. Также важность свою имеет мотив, намерение - именно они определяют эту деятельность.

Произвольная память

Суть данного вида памяти в том, чтобы запомнить какую-либо информацию специально, выучить то, в чем есть необходимость. Произвольной памяти также было посвящено множество исследований, экспериментов. С точки зрения психологии данный вид памяти - это процесс, который осуществляется благодаря контролированию сознания. Достигается эта цель посредством постановки определенных задач, использования специальных методов, приложения усилий. Проще говоря, когда перед нами стоит цель запомнить какую-либо информацию, мы ставим эту цель осознанно и прилагаем определенные усилия, чтобы достичь ее. Произвольная память играет важную роль в нормальном функционировании каждого человека, так как она помогает в осуществлении любой деятельности, в процессе развития, самосовершенствования, формирования личности и так далее. Работает это по следующему принципу: изначально ставится определенная цель запомнить, оставить в голове какую-то информацию, которую в дальнейшем нужно будет воспроизвести как полученные знания, навыки, приобретенные ранее. Из всех видов памяти, которыми обладает индивид, именно произвольная считается максимально продуктивной.

Развитие произвольной памяти

Мы тренируем свое тело, ходим в тренажерный зал, чтобы держать себя в форме, а что насчет мозга? Ведь он так же, как и мышцы, может расти и развиваться. Наша задача заключается в том, чтобы обеспечить ему благоприятные условия развития. Попробуйте ставить одну конкретную цель. Так можно тренировать даже произвольную память дошкольника.

Конечно, многофункциональность или способность выполнять несколько задач в одно время - это очень важное качество в современном мире. Однако, как показывает практика, постоянное с одного задания на другое негативно влияет на общую продуктивность человека. Особенно если вы переключаетесь на такие неважные дела, как проверка социальных сетей. Выход из данного положения один - начните приучать свой мозг к более длительным периодам концентрации. Распределите все имеющиеся дела в порядке очереди и концентрируйтесь на каждом минимум по 15 минут, не отвлекаясь на внешние факторы.

Учитесь запоминать

Попробуйте сказать вслух номер своего мобильного. Делите цифры на блоки и не называете их подряд сплошным текстом? Все потому, что наш мозг, когда запоминает списки слов или цифр, оставляет в голове только первый и последний пункты. Проведите эксперимент, когда отправитесь в магазин со списком покупок, попробуйте запомнить его, предварительно разбив на группы. К примеру, три продукта из молочного отдела, четыре из бакалеи, два из мясного отдела. Таким образом, пунктов между первым и последним номером станет меньше и список запомнится быстрее. Особенно этот пункт важен для тренировки произвольной памяти у детей.

Как не забывать имена новых знакомых?

Часто знакомитесь с новыми людьми и никак не можете удержать все новые имена в голове? Попробуйте следующую технику: при знакомстве повторите имя собеседника в начале диалога и в конце. Когда мы произносим вслух, активизируется большая часть мозга, в том числе и та, которая отвечает за произношение. В итоге мы уделяем больше внимания имени новоиспеченного знакомого и быстрее запоминаем его.

Что делать с задачами, которые выполняются автоматически?

Ученые доказали, что около 50% своего дневного времени человек находится в своеобразном режиме «автопилота». Попробуйте вспомнить, сколько дел сегодня вы выполнили на автомате? Готовили завтрак? Принимали душ? Ехали на работу? Чтобы держать мозг в тонусе, следует его тренировать новыми видами деятельности так же, как и тело в тренажерном зале. Не ленитесь подкидывать мозгу новые задания. К примеру, попробуйте добраться до работы не привычным путем или приготовить на завтрак новое блюдо.

Изучайте новые языки

Никто не говорит о том, чтобы становиться полиглотом, просто, отправляясь в путешествие в новую страну, выучите хотя бы базовые фразы. Как минимум у вас не возникнет сложностей с тем, чтобы банально заказать себе еду в ресторане. Ну и нельзя упомянуть о том, что ученые доказали, что изучение иностранных языков - это повышение интеллектуальных способностей в целом.

Непроизво́льная па́мять – память, которая не регулируется определённой программой и целью. Запоминание происходит без волевых усилий со стороны субъекта, и субъект не применяет какие-либо опосредованные механизмы и техники запоминания. Человек непроизвольно запоминает, а, тем более, может воспроизвести далеко не всё подряд, что с ним происходит, а только какие-то отдельные части. Существуют причины для того, чтобы запоминать одну информацию и не запоминать другую. Забывание определённой информации, запомненной в результате проявления непроизвольной памяти, также носит выборочный характер.

Причины непроизвольного запоминания

Непроизвольное запоминание и квазипотребность

Мы можем наблюдать закономерности непроизвольного запоминания, когда наша деятельность неожиданно для нас прерывается. Если человек поглощён решением какой-то задачи, то при прерывании его деятельности существует большая вероятность, что эта деятельность будет непроизвольно запомнена, причём лучше, чем та деятельность, которая была завершена. Любое действие должно быть вызвано определённой потребностью человека. Действие человека вызывается некоторым напряжением, и человек стремится это действие довести до конца. Такое напряжение соответствует актуализации некоторой потребности (квазипотребности). Когда человек завершает действие, напряжение разряжается, и человек перестаёт стремиться к выполнению действия. Однако, если действие не выполнено и напряжение не разряжено, то сохраняется тенденция к выполнению действия. А если тенденция сохраняется, значит, действие должно оставаться в памяти человека. Очевидно, тенденция в каком-то смысле и является одним из механизмов памяти. Именно она и препятствует забыванию действия. Таким образом, потребностное напряжение влияет на работу памяти. Этот феномен исследован Б. В. Зейгарник и Г. В. Биренбаум в рамках теоретического направления школы К. Левина .

Непроизвольное запоминание и деятельность

Непроизвольное запоминание не определяется лишь только стимулами, воздействующими на органы чувств. Непроизвольное запоминание не есть простое запечатление действительности. Непроизвольное запоминание связано с мотивацией, с деятельностью. Содержание памяти отражает деятельность, которую человек выполнял. Это подтверждается экспериментальными исследованиями П. И. Зинченко и А. А. Смирнова. П. И. Зинченко проводил следующие эксперименты. Испытуемым предлагались 15 карточек с изображением предмета. 12 карточек можно было объединить в 4 группы. 3 карточки были различного содержания. Помимо этого, на каждой из карточек было написано какое-то число. Все числа различались. Было проведено два опыта. В первом опыте испытуемые выполняли определённую деятельность по классификации предметов, изображённых на картинках. После выполнения деятельности их просили назвать предметы и числа. Во втором опыте испытуемые наоборот, выполняли деятельность по расстановке в правильном порядке с числами. При назывании предметов и чисел было видно, что непроизвольно запоминались лучше те объекты, на которые была направлена деятельность. Ещё одно исследование было проведено А. А. Смирновым. Он просил испытуемых рассказать о том, как они добирались на работу. Испытуемые должны были рассказать это как можно более точно с указанием мельчайших подробностей. Оказалось, что испытуемые указывали в основном ту информацию, которая относилась к деятельности, связанной с прибытием вовремя на рабочее место. Испытуемые указывали в своих отчётах чаще всего свои действия по достижению цели и то, что мешало им её достичь. В этом эксперименте было показано, что «важнейшим условием, определившим собой запоминание…, явилось основное русло деятельности испытуемых, … и те мотивы, которыми они руководствовались в своей деятельности».

Забывание впечатлений и намерений

Некоторая информация может вытесняться из непроизвольной памяти. Вытеснение провоцирует невозможность актуализировать в сознании эту информацию. Вытеснение связано с мотивацией избегания неприятного. Вытесняться может сама неприятная информация, но может и та, которая ассоциируется с ней. Причём вытеснение не означает полной потери информации. При таком забывании участвует бессознательное , поэтому чтобы вспомнить информацию, необходимо осознать неосознаваемые мотивы, которые стимулируют её вытеснение.
Как пишет З. Фрейд, содержания памяти двух человек, проделавших вместе путешествие, которые обмениваются после воспоминаниями, существенно различаются. Условия для каждого из путешественников равны, однако сами путешественники – разные люди, следовательно, некоторые закономерности непроизвольной памяти могут быть обнаружены при изучении связи её с личностью человека и его мотивацией. Ещё одни случай, когда проявляются закономерности непроизвольной памяти – забывание впечатлений и намерений. Касательно забывания намерений Фрейд писал, что «… при забывании намерений происходит известный выбор наличных впечатлений, и отдельных элементов каждого впечатления или переживания» . По мнению Фрейда, этот выбор определяется наличием определённой мотивации, в частности в основе случаев, им описанных, лежит мотив неохоты. Неохота что-либо делать вызывает забывание намерения. Неохота появляется из-за нежелания испытывать неприятные ощущения. Это относится не только к забыванию намерений. Фрейд пишет относительно забывания впечатлений и знаний: «…многое забывается по причинам, лежащим в нём самом, там, где это невозможно, тенденция отпора передвигает свою цель и устраняет из нашей памяти хотя бы нечто иное, не столь важное, но находящееся в ассоциативной связи с тем, что собственно и вызвало отпор» .
Содержание памяти тесно связано с мотивацией. Какая-то информация может быть крайне неприятна для нас, с ней могут быть связаны неприятные или даже травмирующие переживания . Интересный факт, что забываться может не сама неприятная информация, но та информация, которая находится с ней в ассоциативной связи. Фрейд приводит пример того, как он обещал купить шкатулку для одной женщины, но не мог вспомнить, где находится магазин. Оказалось, что магазин находился недалеко от места, где жили люди, с которыми Фрейд имел плохие отношения. В этом примере мы видим, что забывание коснулось не самόй неприятной информации, но той, которая с ней ассоциируется. Ассоциация в данном случае была вызвана пространственной близостью. Забывание намерения может происходить в силу того, что сталкиваются два мотива. Когда человек намеревается что-то сделать, он приходит к осознанию того, что он через некоторое время должен что-то сделать. Человек может не одобрять того, что он вознамерился сделать, даже сам того не осознавая. Происходит столкновение ощущения того, что человек должен что-то сделать и внутренней оценки этой деятельности. Тогда намерение может забываться и происходить это будет, скорее всего, именно тогда, когда есть время для его реализации. Надо отметить, что намерения могут забываться не только в случае прямого столкновения ощущения чувства долга и отрицательной оценки предстоящей деятельности, но и в результате наличия ассоциативной связи между намерением и чем-либо значимым и неприятным, не относящимся к данному намерению.

Примечания

Литература

  • Зинченко П. И. Непроизвольное запоминание и деятельность // Психология памяти / Под ред. Ю. Б. Гиппенрейтер и В. Я. Романова. – М.: ЧеРо, 2000.
  • Смирнов А. А. Произвольное и непроизвольное запоминание // Психология памяти / Под ред. Ю. Б. Гиппенрейтер и В. Я. Романова. – М.: ЧеРо, 2000.
  • Фрейд З. Забывание впечатлений и намерений // Психология памяти / Под ред. Ю. Б. Гиппенрейтер и В. Я. Романова. – М.: ЧеРо, 2000.

Wikimedia Foundation . 2010 .

  • Неприятие убийства
  • Непрощённый (фильм

Смотреть что такое "Непроизвольная память" в других словарях:

    НЕПРОИЗВОЛЬНАЯ ПАМЯТЬ - вид памяти, характеризующийся тем, что человек запоминает и воспроизводит, не ставя перед собой специальной цели что либо запомнить или припомнить. Противоположным понятию Н. п. является произвольная память. О ней говорят в тех случаях, когда… …

    ПАМЯТЬ - психофизиол. процесс, выполняющий функции закрепления, сохранения и последующего воспроизведения прошлого опыта (в виде образов, мыслей, действий, чувств). Обеспечивает накопление впечатлений об окружающем мире, служит основой приобретения знаний … Российская педагогическая энциклопедия

    Память - У этого термина существуют и другие значения, см. Память (значения). Эта статья или раздел нуждается в переработке. Пожалуйста, улучшите … Википедия

    Память (значения) - Содержание 1 В психологии 2 В компьютерной технике … Википедия

    Память имплицитная - (англ. implicit – невыраженный, подразумеваемый) – непроизвольная память, память на информацию, которую или изменения которой индивид не осознаёт или во время приёма которой он не пытается её запоминать либо она остаётся для него незамеченной.… … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

    память - процессы организации и сохранения прошлого опыта, делающие возможным его повторное использование в деятельности или возвращение в сферу сознания. П. связывает прошлое субъекта с его настоящим и будущим и является важнейшей познавательной функцией … Большая психологическая энциклопедия

    Память - Способность организации и сохранения прошлого жизненного опыта, позволяющая его повторное использование в деятельности или возвращение в сферу сознания. П. осуществляет связь времен – прошлого, настоящего и будущего и является важной психической… … Толковый словарь психиатрических терминов

    Память - психофизиологический процесс, выполняющий функции закрепления, сохранения и воспроизведения опыта. Обеспечивает накопление впечатлений об окружающем мире, служит основой приобретения знаний, навыков и умений и их последующего использования.… … Педагогический терминологический словарь

    память непроизвольная - П., при которой не фиксируется внимание на процессе запоминания. П. образная (син. П. иконическая) П. на определенные образы (зрительные, слуховые, тактильные и др.) … Большой медицинский словарь

    Психопатологические репереживания - Психопатологические репереживания, или непроизвольные рецидивирующие воспоминания психологический феномен, при котором у человека возникают внезапные, обычно сильные, повторные переживания прошлого опыта или его элементов. Репереживания… … Википедия

Книги

  • Развитие памяти. Секретные методики спецслужб , Маркус Ли. Память – уникальная способность человека хранить великое множество всевозможной информации. Мы, точнее, наш мозг, запоминаем все, начиная с рождения. Только далеконе все из этой информации… Купить за 249 руб аудиокнига

Запоминание бывает произвольное и непроизвольное. При произвольном запоминании мы ставим перед собой задачу что-то запомнить. При непроизвольном запоминании человек, запоминая информацию, делает что-то другое, не связанное с процессом запоминания. Непроизвольная память имеет личностную направленность, в нее попадает то, что нам интересно, нас затрагивает, задевает наши эмоции.

То есть в первом случае имеют в виду такое запоминание и воспроизведение, которое происходит автоматически и без особых усилий со стороны человека, без постановки им перед собой специальной мнемической задачи (на запоминание, узнавание, сохранение или воспроизведение). Во втором случае такая задача обязательно присутствует, а сам процесс запоминания или воспроизведения требует волевых усилий. Любое произвольное запоминание предполагает использование средств для запоминания.

Непроизвольное запоминание не обязательно является более слабым, чем произвольное, во многих случаях жизни оно превосходит его. Установлено, например, что лучше непроизвольно запоминается материал, который является объектом внимания и сознания, выступает в качестве цели, а не средства осуществления деятельности. Непроизвольно лучше запоминается также материал, с которым связана интересная и сложная умственная работа и который для человека имеет большое значение. Показано, что в том случае, когда с запоминаемым материалом проводится значительная работа по его осмыслению, преобразованию, классификации, установлению в нем определенных внутренних (структура) и внешних (ассоциации) связей, непроизвольно он может запоминаться лучше, чем произвольно. Это особенно характерно для детей дошкольного и младшего школьного возраста.

Таким образом, память человека развивается по линии совершенствования использования средств запоминания. А тренированная память – это память человека, владеющего средствами, способами запоминания.

Были проведены многочисленные исследования, выявившие целый ряд закономерностей в развитии памяти: зависимость от особенностей деятельности субъекта, его возраста, степени овладения способами запоминания, вида запоминаемого материала, выраженности мотивации, интереса и т. д. В это же время в американской и европейской психологии также велись активные исследования когнитивных процессов, их развития у детей. Возник и вопрос о развитии произвольности у детей, в том числе произвольной памяти и условий ее появления. К этому времени на английский язык был переведен ряд советских исследований по памяти (П.И. Зинченко, А.А. Смирнова и др.). В частности, было переведено и стало известно на западе исследование З.М. Истоминой о развитии произвольной памяти у дошкольников, дающее свой ответ на эти вопросы

Так, в работе Е.А. Невоенной на основе повторения экспериментов З.М. Истоминой было показано, что развитие памяти обусловлено не только деятельностью, которую выполняет ребенок, и ее особенностями, но также исторической и социальной ситуациями; в ходе исторического развития происходит повышение эффективности памяти.

Кроме экспериментов З.М. Истоминой, неоднократно повторялись эксперименты А.Н. Леонтьева по развитию памяти, в которых был получен знаменитый «параллелограмм развития» (М.И. Лохов и др.], П.А. Мясоед); эксперименты З.В. Мануйленко по развитию произвольности у детей (Е.Ф. Иванова, Е.О. Смирнова, О.В. Гударева).

Но все эти исследования-повторения касались исторического развития произвольной памяти. Однако непроизвольная память также не может не развиваться в ходе исторических и социокультурных изменений общества. В психологии систематическое изучение непроизвольного запоминания первым начал П.И. Зинченко. Выполненные в рамках теории деятельности его исследования продемонстрировали и объяснили целый ряд закономерностей памяти: зависимость продуктивности непроизвольного запоминания от места материала в структуре деятельности, от степени интеллектуальной активности субъекта, его мотивации и интереса и др...

Непроизвольное запоминание и квазипотребность

Мы можем наблюдать закономерности непроизвольного запоминания, когда наша деятельность неожиданно для нас прерывается. Если человек поглощён решением какой-то задачи, то при прерывании его деятельности существует большая вероятность, что эта деятельность будет непроизвольно запомнена, причём лучше, чем та деятельность, которая была завершена. Любое действие должно быть вызвано определённой потребностью человека. Действие человека вызывается некоторым напряжением, и человек стремится это действие довести до конца. Такое напряжение соответствует актуализации некоторой потребности (квазипотребности). Когда человек завершает действие, напряжение разряжается, и человек перестаёт стремиться к выполнению действия. Однако, если действие не выполнено и напряжение не разряжено, то сохраняется тенденция к выполнению действия. А если тенденция сохраняется, значит, действие должно оставаться в памяти человека. Очевидно, тенденция в каком-то смысле и является одним из механизмов памяти. Именно она и препятствует забыванию действия. Таким образом, потребностное напряжение влияет на работу памяти. Этот феномен исследован Б. В. Зейгарник и Г. В. Биренбаум в рамках теоретического направления школы К. Левина.

Непроизвольное запоминание и деятельность

Непроизвольное запоминание не определяется лишь только стимулами, воздействующими на органы чувств. Непроизвольное запоминание не есть простое запечатление действительности. Непроизвольное запоминание связано с мотивацией, с деятельностью. Содержание памяти отражает деятельность, которую человек выполнял. Это подтверждается экспериментальными исследованиями П. И. Зинченко и А. А. Смирнова. П. И. Зинченко проводил следующие эксперименты. Испытуемым предлагались 15 карточек с изображением предмета. 12 карточек можно было объединить в 4 группы. 3 карточки были различного содержания. Помимо этого, на каждой из карточек было написано какое-то число. Все числа различались. Было проведено два опыта. В первом опыте испытуемые выполняли определённую деятельность по классификации предметов, изображённых на картинках. После выполнения деятельности их просили назвать предметы и числа. Во втором опыте испытуемые наоборот, выполняли деятельность по расстановке в правильном порядке с числами. При назывании предметов и чисел было видно, что непроизвольно запоминались лучше те объекты, на которые была направлена деятельность. Ещё одно исследование было проведено А. А. Смирновым. Он просил испытуемых рассказать о том, как они добирались на работу. Испытуемые должны были рассказать это как можно более точно с указанием мельчайших подробностей. Оказалось, что испытуемые указывали в основном ту информацию, которая относилась к деятельности, связанной с прибытием во время на рабочее место. Испытуемые указывали в своих отчётах чаще всего свои действия по достижению цели и то, что мешало им её достичь. В этом эксперименте было показано, что «важнейшим условием, определившим собой запоминание…, явилось основное русло деятельности испытуемых, … и те мотивы, которыми они руководствовались в своей деятельности»

Забывание впечатлений и намерений

Некоторая информация может вытесняться из непроизвольной памяти. Вытеснение провоцирует невозможность актуализировать в сознании эту информацию. Вытеснение связано с мотивацией избегания неприятного. Вытесняться может сама неприятная информация, но может и та, которая ассоциируется с ней. Причём вытеснение не означает полной потери информации. При таком забывании участвует бессознательное, поэтому чтобы вспомнить информацию, необходимо осознать неосознаваемые мотивы, которые стимулируют её вытеснение.

Как пишет З. Фрейд, содержания памяти двух человек, проделавших вместе путешествие, которые обмениваются после воспоминаниями, существенно различаются. Условия для каждого из путешественников равны, однако сами путешественники – разные люди, следовательно, некоторые закономерности непроизвольной памяти могут быть обнаружены при изучении связи её с личностью человека и его мотивацией. Ещё одни случай, когда проявляются закономерности непроизвольной памяти – забывание впечатлений и намерений. Касательно забывания намерений Фрейд писал, что «… при забывании намерений происходит известный выбор наличных впечатлений, и отдельных элементов каждого впечатления или переживания». По мнению Фрейда, этот выбор определяется наличием определённой мотивации, в частности в основе случаев, им описанных, лежит мотив неохоты. Неохота что-либо делать вызывает забывание намерения. Неохота появляется из-за нежелания испытывать неприятные ощущения. Это относится не только к забыванию намерений. Фрейд пишет относительно забывания впечатлений и знаний: «…многое забывается по причинам, лежащим в нём самом, там, где это невозможно, тенденция отпора передвигает свою цель и устраняет из нашей памяти хотя бы нечто иное, не столь важное, но находящееся в ассоциативной связи с тем, что собственно и вызвало отпор».

Содержание памяти тесно связано с мотивацией. Какая-то информация может быть крайне неприятна для нас, с ней могут быть связаны неприятные или даже травмирующие переживания. Интересный факт, что забываться может не сама неприятная информация, но та информация, которая находится с ней в ассоциативной связи. Фрейд приводит пример того, как он обещал купить шкатулку для одной женщины, но не мог вспомнить, где находится магазин. Оказалось, что магазин находился недалеко от места, где жили люди, с которыми Фрейд имел плохие отношения. В этом примере мы видим, что забывание коснулось не самόй неприятной информации, но той, которая с ней ассоциируется. Ассоциация в данном случае была вызвана пространственной близостью. Забывание намерения может происходить в силу того, что сталкиваются два мотива. Когда человек намеревается что-то сделать, он приходит к осознанию того, что он через некоторое время должен что-то сделать. Человек может не одобрять того, что он вознамерился сделать, даже сам того не осознавая. Происходит столкновение ощущения того, что человек должен что-то сделать и внутренней оценки этой деятельности. Тогда намерение может забываться и происходить это будет, скорее всего, именно тогда, когда есть время для его реализации. Надо отметить, что намерения могут забываться не только в случае прямого столкновения ощущения чувства долга и отрицательной оценки предстоящей деятельности, но и в результате наличия ассоциативной связи между намерением и чем-либо значимым и неприятным, не относящимся к данному намерению.

Ассоциации играют важную роль в процессе запоминания и воспроизведения. Вообще, запомнить что-либо ")то, по существу, значит связать запоминаемое с чем-то, включить то, что подлежит запоминанию, в контекст уже имеющихся связей, образовать ассоциации. Чтобы ассоциация закрепилась. необходимо совпадение во времени действия двух психических процессов, они должны переживаться одновременно и вместе с тем иметь определенное значение для человека. Именно в силу этого в дальнейшем возникновение одного из этих процессов как бы тянет за собой другой, в прошлом в чем-то совпадавший с ним процесс (мы говорим «по ассоциации»).

Ассоциациями по смежности, сходству и контрасту не исчерпывается изучение механизмов мнемической активности. Важную роль играют смысловые связи.

Пример: предложим испытуемому ряд цифр: 256128643216842. Если попросить его один раз прочитать этот числовой ряд и попытаться воспроизвести его в памяти, то не исключена неудача. Между тем никакой трудности нет, поскольку от конца к началу ряда идет удвоение чисел: 2, 4, 8, 16, 32, 64, 128, 256. Теперь, двигаясь от конца к началу, не глядя в текст, можно воспроизвести этот ряд.

Как только схватывается смысл того, что подлежит запоминанию, легко воспроизвести в памяти то, что надлежало запомнить. Таким образом, смысловые связи могут быть присоединены к другим видам ассоциаций.

Система смысловых связей обобщенно отражает существенные отношения, в первую очередь между причинами и следствиями, а также между целым и его частями, общим положением и частными выводами из него. Так, при изучении истории важное событие связывается не только с фактами, сообщенными на уроке, но и с вызвавшими его экономическими и политическими условиями, изложенными значительно раньше.

Структурными компонентами памяти человека выступают запоминание, забывание, воспроизведение и узнавание того, что составляло его прошлый опыт.

Работа произвольной памяти тесно связана с произвольным вниманием. Если непроизвольное внимание само обращается на интересные вещи и ситуации, произвольное нужно направлять самому. Успех произвольного запоминания во многом зависит от способности сконцентрироваться, а также важна правильная мотивация. Для произвольного запоминания было придумано много мнемотических техник, облегчающих этот процесс. Например, построение слова из первых буков ряда понятий, которые необходимо запомнить.

При произвольном запоминании человек должен четко осознавать, для чего ему нужна информация, ему нужно задать себе установку. Некоторые ученые считают, что при непроизвольном запоминании тоже имеются установки, только они не осознаны. Установки для произвольной памяти могут даваться на полное или частичное, точное или , кратковременное или долговременное запоминание. Человек учится давать себе эти установки, начиная с младшего школьного возраста.

Когда дается установка на точность запоминания, в основном читают материал очень поверхностно, без вникания в смысл. При воспроизведении характерно стремление «увидеть» выученный фрагмент в памяти, для этого человек может закрыть глаза. Иногда заучиваемый материал насыщается эмоционально, чтобы облегчить его понимание и усвоение. Если установка дается на полноту воспроизведения, обращают внимание не на отдельные части материала, а на их связь друг с другом. Для долговременного запоминания важно регулярное повторение.

Особенности работы произвольной памяти

На произвольное запоминание влияют условия, в которых запоминается материал, и индивидуальные качества запоминающего. Наличие эмоционального отношения и интереса, а также степень сложности материала. Различны и мотивы для запоминания, которые движут человеком. Например, мотивами могут служить похвала или возможность победить в соревновании.

Произвольное запоминание протекает так. Сперва происходит осмысление материала, понимание его главной идеи. Нужно стараться как можно ярче представить прочитанное в виде образов. Это нужно для установления связи между частями прочитанного. Параллельно происходит сопоставление новой информации с опытом и имеющимися знаниями. Ранее неизвестному уделяется наибольшее внимание. После этого последовательность образованных ассоциаций запоминается и закрепляется в памяти с помощью многократных повторений.

Запечатление (запоминание) - процесс памяти, в результате которого происходит закрепление нового материала, опыта через связи с ранее приобретенным опытом.

Основные условия продуктивности запоминания связаны с тем, протекает оно в форме непроизвольного или произвольного процесса.

Непроизвольное запоминание - это естественное запоминание без постановки определенных целей. В непроизвольном запоминании проявляется тесная связь внимания и памяти. То, что попадает в поле внимания, непроизвольно запоминается.

На непроизвольное запоминание влияют:

1. Необычность объектов

2. Действенное отношение к запоминаемому материалу

3. Уровень мотивации

Розенвейг: существуют моменты, когда мотивация действует на степень прочности запоминания; иногда, если деятельность завершена, то материал запоминается так же прочно(или прочнее), как и в случае незавершенной деятельности.

4. Уровень эмоциональной окраски, которая сопровождает работу с материалом.

Эксперименты не подтверждают однозначно, что больше запоминается: с положительным или отрицательным потенциалом. Важна динамика эмоциональной окраски, а не положительная или отрицательная окраска эмоции

Произвольное запоминание - конкретная деятельность, где присутствует цель. Запоминание здесь теряет смысл без дальнейшего воспроизведения.

Здесь присутствует произвольное внимание, есть отбор, сортировка информации существенной и значимой.

Произвольное запоминание - один из самых поздних психических процессов, формирующихся у человека, т.к. запоминание здесь уже требует осознания того, что запоминается.

Произвольное запоминание можно разделить на 2 вида:

* непосредственное запоминание - простое механическое запечатлевание, материал запоминается через повторение. Основной механизм здесь - ассоциации по смежности; в результате повторения запечатлевается материал, осознания здесь не присутствует. Эббингауз: это «чистая память»

* опосредованное запоминание - здесь подключается мышление, происходит перекодировка и раскодировка при воспроизведении. В данном случае строятся система различных, в частности смысловых, связей. При опосредованном запоминании могут устанавливаться несущественные связи, в отличие от мышления. Несущественные связи при запоминании носят инструментальный характер, они помогают воспроизвести материал. Например, эксперименты с двойной стимуляцией (Выготский, Леонтьев): предъявлялись картинки и слова; «узелок на память»



Факторы, определяющие продуктивность, прочность произвольного запоминания:

Объем материала (количество информации для заучивания). Если число запоминаемых элементов превышает объем восприятия, то число проб, необходимых для заучивания информации, возрастает

Однородность материала. Степень сходства уменьшает прочность запоминания материала и увеличивает число проб, необходимых для заучивания. Здесь фигурирует эффект Ресторф: независимо от характера материала

МНЕМОТЕХНИКИ

Мнемотехника – это специально организованные действия, которые приводят к более прочному запоминанию. Существует много мнемотехник, их можно классифицировать:

Структурирование материала (когда при работе с конкретным текстом он структурируется, разбивается на части, блоки и т.д.). Можно чисто перецептивно задавать структуру материала.

Создание опорных сигналов, пунктов (не только происходит структурирование, но и вводится конкретный символ, и за ним находится все содержание, вся информация): метод ключевых слов, метод опорных конспектов, метод фигурных диаграмм (информация запоминается через введение фигурной символики), метод аббревиатур (запоминание цветов: каждый охотник желает знать…).

Работа со связями (проявление, обострение, увеличение эмоциональности в содержании в рамках связи между отдельными частями, элементами, структурами). Например, запоминание лиц, имен, фамилий через дополнительные связи.

Привязка к субъективному ориентиру (метод мест или локуса). Есть цепочка ориентиров, к которым прикреплено основное содержание.

5.«Метод Аристотеля» или предварительная работа с запоминаем текстом. Непроизвольное и произвольное запоминание присутствует у взрослого человека в высших формах. У детей доминирует непроизвольное запоминание (они более эффективно, легче запоминают именно непроизвольно).

Тема 2: Память.

5. Сохранение и забывание: закономерности и механизмы .

Сохранение - один из основных процессов памяти. Сохранять материал, значит вводить его в многообразные формы переработки. Хранение информации связано, в основном, с ее организацией и удержанием. Обратной стороной сохранения, проявляющегося в воспроизведении, является забывание.

Забывание - это потеря информации, утрата четкости и уменьшение объема материала, закрепленного в памяти, невозможность воспроизведения.

n Формы организации информации и ее репрезентация :

Вводится условное понятие «хранилище», - это формы, в которые облекается сохраняемый материал. Выделяют 2 варианта: эпизодическое и семантическое хранилища. Эпизодическое хранилище - сохранение конкретных слепков (неких эпизодов). Основной механизм сохранения этих эпизодов - ассоциативная связь и эпизоды нанизываются на временную ось (время - организующее основание). Семантическое хранилище - сохранение смыслов, перекодированная информация; это сохранение не конкретного образа (эпизода), а явления (события) в перекодированной форме, его значения, смысла, сущности. Именно в виде представлений, идей, понятий, категорий существует информация в данном хранилище. Можно выделить 2 значения таких форм сохранения материала: во-первых, резко уменьшается количество информации (делается обобщение: несущественное - игнорируется, важное - остается); во-вторых, мы получаем конструкции, которые применимы для узнавания. Можно выделить 5 способов организации информации в хранилище:

1) пространственная организация (через пространственные характеристики устанавливаются связи, опорные точки в физическом мире - «когнитивные карты»);

2) временная организация (установление временных связей: прошлое, настоящее и будущее. Это позволяет организовать информацию для хранения);

3) линейная организация (упорядочивание информации в линейную последовательность. Пример, алфавит);

4) ассоциативная организация (на основе связи по определенным свойствам, характеристикам. К определенному понятию ассоциативно прикреплено другое понятие. Категория и др.);

5) иерархическая организация (материал строится по видовым, родовым признакам).

Также можно обозначить хранилище в виде 3х зон (сохраненный материал по степени близости к осознанию):

1. актуальный материал, который часто используют (активный словарь, актуальные факты, которые необходимы здесь и сейчас: имена, моторные формы и т.д.) - такой материал легок для репрезентации;

2. тот материал, который редко используется, но мы способны его воспроизвести по необходимости;

3. бессознательный уровень (сюда откладывается информация, в большей степени связанная с событиями моей жизни. Такой материал очень труден для репрезентации, но при определенных условиях мы можем вспомнить эту информацию, например, гипноз).

n Забывание (его динамика и значение) :

Информация теряется не сразу, а существует определенное, постепенное изменение сохраненного материала. Первым результаты получил Эббингауз (запоминание бессмысленных слов); он получил «кривую забывания». Эта кривая характеризует ход забывания бессмысленного материала (максимум информации теряется в течении первого часа после заучивания (60-70%)), а после 9ти часов - забывания практически не происходит.

Пьерон пытался анализировать забывание уже на осмысленном материале: кривая повторяет свою общую динамику, но по объему, осмысленного материала запоминается больше и максимальная потеря информации идет также в течение первого часа.

Забывание особенно интенсивно происходит сразу после заучивания. Эта закономерность является общей хотя содержательный зрительный или вербальный материал забывается медленнее, чем, например, последовательных цифр или бессмысленных слогов. Наличие интереса к запоминаемому материалу ведет к более длительному его сохранению; материал, связанный с потребностями, целями, действиями человека забывается медленнее (эффект Зейгарник: законченные и незаконченные действия), а многое из того, что имеет для данного субъекта особое значение, не забывается совсем. Наиболее полно и прочно сохраняется основное содержание материала, второстепенные детали забываются быстрее. В связи с этим, сохраняемый в памяти материал приобретает со временем все более обобщенный, схематический характер.

Забывание имеет особое значение, поскольку вся информация, которую мы получаем в процессе своей жизни, не может поместиться в памяти. Малозначимая, несущественная информация должна «освобождать» место для новой более значимой и важной информации. Для примера практического отсутствия забывать можно вспомнить человека по имени Ш.(А.Р. Лурия «Маленькая книжка о большой памяти»), который запоминая все подряд и который имел трудности с забыванием ненужной информации. Забывается, как правило, то, что не приобрело или утратило жизненное значение для человека и в дальнейшем не играет роли в его деятельности.

n Феномен реминисценции. Гипотезы объяснения реминисценции :

В ходе исследования сохранения и забывания вскрылся очень важный факт. Оказалось, что в ближайший интервал (2-3 дня, а то и больше)после первичного воспроизведения материала, не всегда наблюдается резкое снижение воспроизведения (как по Эббингаузу).

Реминисценция - отсроченное воспроизведение того, что первоначально (при непосредственном воспроизведении) было временно забыто (не воспроизводилось). То есть со временем воспроизведение не ухудшается, а улучшается.

Проводилось исследование дошкольников: дети не в состоянии воспроизвести рассказ сразу после прослушивания, но по прошествии времени содержание рассказа восстанавливалось в их памяти, и дети воспроизводили его. Следовательно, исследование, установив факт реминисценции, вскрыло и ряд причин, его обуславливающих:

1) реминисценция особенно ярко выступает у дошкольников, т.к. характер отсроченного воспроизведения бывает обусловлен действием эмоционального торможения, непосредственно следующего за аффективно переживаемым впечатлением;

2) реминисценция связана с внутренней работой по осмыслению материала и овладению им.

Но это требовало дальнейшего разъяснения, поэтому было поставлено специальное исследование реминисценции (Д.И. Красильщикова). Результаты:

1. в процессе непосредственного воспроизведения испытуемый пытается восстановить материал, используя при этом внешние ассоциативные связи, а при отсроченном воспроизведении - смысловые связи.

2. возрастная зависимость: у дошкольников, по сравнению со старшими школьниками и взрослыми, реминисценция - наиболее яркое и частое проявление. Это объясняется иным характером и уровнем первичного воспроизведения заучиваемого материала. Дети более непосредственно воспринимают заучиваемый материал.

Ещё 3 объяснения отсроченного воспроизведения:

1) забывания со временем не происходит, т.к. идет бессознательное повторение информации;

2) происходит консолидация следов (структурные изменения в мозговом субстрате);

3) снимается утомление, возникшее после заученного материала.

n Механизмы забывания :

1) происходит угасание следа и информация теряется через это угасание. Время - основной фактор (чем больше времени проходит, тем больше угасание). Но эксперименты опровергают это:

2 группы испытуемых, нужно запомнить 10-20 слов; 1 группа запоминает вечером, а воспроизводит утром; 2 группа утром запоминает и утром воспроизводит. Вывод: эффективность запоминания выше в 1ой группе, поэтому время - не является принципиальным фактором. Не время фактор забывания, а то, что происходит в это время.

2) забывание, как исключение перегрузки сознания: вводится постулат ограниченной способности к сознательному воспроизведению информации. Следовательно, более актуальная информация вытесняет менее актуальную. Забывание - важный механизм, который обеспечивает продуктивную работу сознания.

n Явление интерференции :

Интерференция - это смешение одной информации с другой, одних схем припоминания с другими; это своего рода затирание одной информации другой. Интерференция возникает с тем большей вероятностью, чем выше совокупные требования познавательных и исполнительных процессов к ограниченному объему внимания.

Отрицательная роль интерференции в воспроизведении материала: чаще всего интерференция возникает тогда, когда одни и те же воспоминания ассоциируются в памяти с одинаковыми событиями и их появление в сознании порождает одновременное припоминание конкурирующих (интерферирующих) событий. Интерференция нередко имеет место и тогда, когда вместо одного материала заучивается иной, особенно на стадии запоминания, где первый материал ещё не забыт, а второй недостаточно хорошо усвоен, например, когда запоминаются слова иностранного языка, одни из которых ещё не отложились в долговременной памяти, а другие в это же время начинают изучаться.

n Факторы, влияющие на вытеснение информации :

1) время (менее часа требуется, чтобы забыть половину механически заученного материала)

Возраст (временная характеристика): принципиально новая информация плохо запоминается взрослым и пожилым человеком, а детям и молодым - легче;

2) степень использования информации (та информация, которая активно и часто используется - меньше забывается. Забывается то, в чем нет постоянной потребности и необходимости);

3) интерференция (наложение одной информации на другую);

4) работа защитных механизмов нашей психики, которые вытесняют из сознания в подсознание травмирующие нас впечатления. Поэтому, забывается то, что нарушает психологическое равновесие, вызывает постоянное негативное напряжение.

6. Узнавание и воспроизведение :

n Узнавание и его значение :

Узнавание - один из типов воспроизведения, где восстановление информации происходит при повторном восприятии. Узнавание основано на операции сличения наличного впечатления с соответствующими следами памяти. Эти следы выступают в процессе сличения как эталоны опознавательных признаков воспринимаемого предмета или явления. Значение узнавания в том, что оно выполняет функцию связи опыта (следы памяти) с конкретным воспринимаемым объектом. Процесс узнавания лежит на границе 3х психических процессов: восприятия, памяти и мышления.

Выделяют 2 формы узнавания: произвольное и непроизвольное. Чаще всего узнавание реализуется в непроизвольной форме, то есть естественное узнавание без постановки определенных целей (задач).

n Теории, объясняющие механизмы узнавания :

1) узнавание по копиям (эталоны хранятся в виде целостных образов (картинок), поэтому, когда мы воспринимаем предмет, мы его сравниваем с этим целостным образом);

2) теория прототипов (образы представлены как эталоны, имеющие схематическое изображение и в ней схватывается основное. Пример: 2 буквы «А», но одна печатная, а вторая прописная - в принципе это одна буква, но она имеет 2 вида);

3) теория признаков (происходит разделение общего образа на отдельные элементы и сочетание этих элементов дает нам отождествление с конкретными образами)

Модель «Пандемониум» (сочетание демонов), предложена Селфриджем. Демоны - это некоторые психические функции, которые выполняют определенные операции (но непонятно, как они это делают). Схему модели см. в уч. курсе «Общая психология: память» .

n Произвольное и непроизвольное воспроизведение :

Воспроизведение - это один из процессов памяти, в результате которого происходит актуализация закрепленного ранее опыта, содержания: мысли, образы, чувства, движения.

В процессе воспроизведения информация не только воспроизводится, но и формируется, поскольку речевое оформление смыслового содержания формирует само это содержание. Различается произвольное и непроизвольное воспроизведение. В первом случае прошлые впечатления вспоминаются без специальной задачи на их актуализацию. Они всплывают в памяти обычно по ассоциации с наличными мыслями, образами, переживаниями и действиями.

Произвольное воспроизведение происходит в связи с сознательной установкой на актуализацию определенных следов памяти. Толчком является мысль, идея, которая обретает форму задачи, цели.

Воспроизведение отличается от узнавания тем, что здесь не нужно повторного восприятия, чтобы произошло воспроизведение - здесь нужен толчок: цель, задача вспомнить что-либо.

n Характер деформации материала при воспроизведении :

Воспроизведение материала, как правило, идет с определенными изменениями (реконструкция): возможно обобщение материала, перемещение частей (меняется общая организация), выпадение «малозначимых» кусков информации, добавление чего-то и т.д. Реконструкция воспроизводимого материала происходит в результате его мыслительной переработки. Мысль включается в процесс воспроизведения, уточняя, обобщая, систематизируя, перерабатывая и реконструируя содержание. ,то связано с переосмыслением.

n Припоминание, как воспроизведение с участием воли :

Припоминание - предпосылка воспроизведения и его результат. Это воспроизведение с дополнительным усилием. Это попытка ухватить существенный признак, который является ключом. В зависимости от характера опорных точек («ключ») припоминание может совершаться либо, как переход от отдельных частей к целому, либо от смысла целого к отдельным частям.

Припоминание - это пограничный процесс между памятью и мышлением: память воспроизводит прошлое, а мышление - восстанавливает это прошлое, опосредованно, путем умозаключений, которые сплетаются в этом процессе в неразрывном единстве. Данное воспроизведение - это сознательная реконструкция прошлого, в которой существенную роль играет мыслительная работа сопоставления, умозаключения, проверки.

7. Развитие памяти :

n Формирование памяти по отдельным модальностям :

По мере социализации индивида происходят изменения в развитии памяти. С раннего детства процесс развития памяти ребенка идет по нескольким направлениям: во-первых, механическая память постепенно дополняется и замещается логической. Во-вторых, непосредственное запоминание со временем превращается в опосредованное, связанное с активным и осознанным использованием для запоминания и воспроизведения различных мнемотехнических средств и приемов. В-третьих, непроизвольное запоминание, доминирующее в детстве, у взрослого человека превращается в произвольное. В целом, в развитии памяти можно выделить 2 генетические линии: ее совершенствование у всех без исключения цивилизованных людей по мере общественного прогресса и ее постепенное улучшение у отдельно взятого индивида в процессе его социализации, приобщения к материальным и культурным достижениям человечества.

n Гипотеза П.П. Блонского о видах памяти как филогенетических ступенях :

Блонский внес существенный вклад в понимание филогенетического развития памяти. Он высказал и развил мысль о том, что различные виды памяти, представленные у взрослого человека, являются также разными ступенями ее исторического развития, и их, соответственно, можно считать филогенетическими ступенями совершенствования памяти. Это относится к следующей последовательности видов памяти: двигательная, аффективная, образная и логическая. П.П. Блонский высказал и обосновал мысль о том, что в истории развития человечества эти виды памяти последовательно появлялись один за другим. На основании того, что в фило- и онтогенезе все эти виды памяти появляются один вслед за другим в вышеуказанной последовательности, Блонский ошибочно рассматривает их как различные ступени, или уровни, памяти.

В основе отождествления видов памяти с генетическими ее ступенями лежит ошибочная концепция развития психики. Предполагается, что на одной ступени память будто бы определяется эмоциями, на другой - только образами, на третьей - речью и мышлением, тем самым эмоции относятся к одной ступени развития, образы - к другой, к третьей - речь и мышление, оторванные от эмоций и чувственного содержания образов. Высшая ступень лишь внешне надстраивается над предшествующими низшими; последние не перестраиваются и не включаются в высшую.

В действительности развитие психики заключается в развитии всех функций, и каждая из них перестраивается в связи с развитием всех сторон психики (т.к. все ее проявления взаимопроникают друг в друга). Эмоции на более высокой ступени интеллектуализируются и от примитивных аффектов - явлений «низшего уровня» - переходят в высшие чувства; мысли приобретают эмоционально насыщенный характер. В психике конкретного живого человека все находится в соприкосновении, движении, взаимопроникновении. Одни и те же функции и одни и те же виды памяти функционируют на разных уровнях. Поэтому их нельзя отождествлять с уровнями памяти и закреплять их за тем низшим уровнем, на котором они впервые возникли.

В основе теории Блонского лежит неправильная ошибочная концепция развития, не учитывается то, что возникновение новой ступени развития означает не просто надстройку ее над предшествующими ступенями, а перестройку последних.

n Особенности детской памяти (П.П. Блонский) :

В онтогенезе все виды памяти формируются у ребенка довольно рано и в определенной последовательности. Самая первая по времени - это моторная (двигательная) память, она предшествует всем остальным видам памяти в генетическом плане. Аффективная память начинает себя проявлять около 6ти месяцев от рождения. Образная память - на 2ом году жизни, но своей высшей точки она достигает только к юношескому возрасту. Логическая память - в 3-4года, но в сравнительно элементарных формах; нормального уровня развития достигает лишь в подростковом и юношеском возрасте. Ее совершенствование и дальнейшее улучшение связано с обучением человека основам наук.

Особенности детской памяти: 1) фотографичность (память ребенка срабатывает как фото: снимает то, что есть на «картинке», изменения восприятия - минимальны)

2) большая образность (развитие фантазии и динамичность воображения - способствуют возникновению множества образов)

3) легкость запоминания (доминирование механической, непроизвольной памяти; особых усилий к запоминанию ребенок не прилагает).

n Замещение механической памяти на смысловую :

Нельзя отрицать наличие смысловой памяти у ребенка, но до подросткового возраста доминирует механическая память. На развитие смысловой памяти оказывает социальное окружение (взрослый помогает перенести материал на осмысление).

У детей младшего и среднего дошкольного возраста неплохо развита механическая память: они легко запоминают и без особых усилий воспроизводят виденное, слышанное, но только при условии, если оно вызвало у них интерес и сами дети были заинтересованы в том, чтобы что-то запомнить или припомнить. Благодаря такой памяти дошкольники быстро совершенствуют речь, неплохо ориентируются в обстановке, узнают виденное или слышанное. При помощи механических повторений информации дети старшего дошкольного возраста могут неплохо ее запоминать. У них появляются первые признаки смыслового запоминания.

С 6 до 14 лет активно развивается механическая память на несвязанные логические единицы информации. Но в своем развитии отстает логическая память, поскольку ребенок в это время вполне обходится механической памятью. Только в подростковом возрасте начинается замещение механической памяти на смысловую (в старших классах появляются новые учебные предметы, следовательно, увеличивается количество информации, которую нужно запомнить, поэтому тут уже механическая память уже не помощник, необходимо подключить к запоминанию мышление, осмыслить, понять суть материала и тогда его легче будет запомнить). В этот период развитие механической памяти - замедляется.

n Соотношение произвольного и непроизвольного запоминания в развитии. Теория развития непроизвольного запоминания Л.С. Выготского :

У детей до 5ти лет нет установки на запоминание. А только начиная с 5ти лет появляется и формируется произвольная память. Развитие памяти в дошкольном возрасте характеризуется постепенным переходом от непроизвольного к произвольному запоминанию. У детей 3-4 лет запоминание и воспроизведение в естественных условиях - являются непроизвольными, то есть без специального обучения мнемическим операциям. Дети 5-6 лет способны запоминать или припоминать что-либо сознательно, но часто этими действиями для запоминания является простое повторение. К концу дошкольного возраста (6-7 лет) процесс произвольного запоминания можно считать сформированным. Его внутренним психологическим признаком является стремление ребенка обнаружить и использовать для запоминания логические связи в материале. Переход от непроизвольного к произвольному запоминанию включает 2 этапа:

1) формируется необходимая мотивация (желание что-либо запомнить или вспомнить);

2) возникают и совершенствуются необходимые для этого мнемические действия и операции.

Совершенствование произвольной памяти у дошкольников тесно связано с постановкой перед ними специальных мнемических задач на запоминание, сохранение и воспроизведение материала. В подростковом возрасте активно развиваются различные виды памяти, в том числе и произвольная.

Но большая часть того, что мы запоминаем в жизни, запоминается нами непроизвольно, без спец. намерения.

Л.С. Выготский рассматривал историческое развитие памяти и считал, что совершенствование памяти человека в филогенезе шло, главным образом, по линии улучшения средств запоминания. Исторически развиваясь, человек вырабатывал все более совершенные средства запоминания, наиболее важным из которых является письмо. Благодаря различным формам речи - устной, письменной, внешней и внутренней - человек оказался способным подчинить память своей воле, разумно контролировать ход запоминания, управлять процессом сохранения и воспроизведения информации. Поэтому, запоминание, сохранение и воспроизведение материала объясняется тем, что человек делает с этим материалом в процессе его мнемической обработки. Л.С. Выготский также подчеркивает роль взрослых, которые через речь воздействуют на ребенка, а тот, в свою очередь, получает средства, с помощью которых он затем овладевает собственным психическим процессом.

n Развитие опосредованной памяти :

А.Н. Леонтьев экспериментально показал, как непосредственное запоминание с возрастом постепенно замещается опосредованным. Это происходит благодаря усвоению ребенком более совершенных стимулов-средств запоминания и воспроизведения материала. Развитие стимулов-средств для запоминания происходит следующим образом: сначала они выступают как внешние (завязывание узелков на память, использование различных предметов для запоминания и др.), затем они становятся внутренними (чувство, ассоциация, представление, образ, мысль). В формировании внутренних средств запоминания центральная роль принадлежит речи. Следовательно, переход от внешне опосредованного запоминания к внутренне опосредованному, стоит в тесной связи с превращением речи из внешней функции во внутреннюю. На основе опытов Леонтьев вывел кривую развития непосредственного и опосредованного запоминания - «параллелограмм развития памяти»:

У дошкольников с возрастом улучшается непосредственное запоминание и его развитие идет быстрее, чем развитие опосредованного запоминания; также увеличивается разрыв в продуктивности данных запоминания в пользу непосредственного. Начиная со школьного возраста идет процесс одновременного развития непосредственного и опосредованного запоминания, а затем более быстрого совершенствования опосредованной памяти. У взрослого человека главным образом - опосредованное запоминание. Для развития памяти важно развитие комплекса средств (чем больше средств, тем лучше запоминается материал).

Существенную роль в развитии памяти играет речь, поэтому процесс совершенствования памяти человека идет рука об руку с развитием его речи.

n Закономерности изменения памяти в старческом возрасте :

Большинство психических функций в старческом возрасте изменяются, деградируют, снижается их «острота». И память не является исключением. Ухудшаются процессы памяти: новая информация запоминается очень плохо, сохранения материала в памяти практически не происходит, что же касается процесса воспроизведения информации, то тут наблюдается парадокс: пожилые люди легко и в подробностях вспоминают давно прошедшие события, впечатления детства и т.п., но и также легко забывают только что услышанное или увиденное. Уменьшается объем памяти, количество запоминаемых единиц информации становится меньше. В пожилом возрасте возникает старческий склероз (актуальная информация теряется, долго держаться в памяти не может).

8. Психофизиология памяти и научения:

n Структурно-функциональные основы памяти :

Все виды памяти обеспечиваются корой и подкорковыми структурами. Регуляция памяти осуществляется 2мя системами мозга: специфической (различные области коры) и неспецифической (ретикулярная формация, ассоциативные ядра таламуса, гипоталамус, лимбическая система, лобные доли коры).

Запоминание происходит в несколько этапов:

1) формирование энграммы (следов памяти) в сенсорных системах (это возникновение сигналов в рецепторах, проведение их по проводящим путям, поступление в корковый отдел, формирование ощущений). На этом этапе функционирует сенсорная память.

2) работа кратковременной памяти одновременно с поступлением информации в корковый отдел, происходит выделение новой для организма информации. Это осуществляется с помощью отдела лимбической системы гипокампа. Гипокамп играет важную роль на этом этапе, поскольку в нем происходит классификация и кодирование информации, кроме того, он участвует в извлечении следов памяти при возбуждении.

3) фиксация информации, имеющей важное значение для индивида, то есть она переходит в промежуточную (оперативную) и долговременную памяти. Этот процесс происходит в коре на основе условно-рефлекторных механизмов.

Энграмма записывается в коре; при удалении или поражении участков коры следы памяти исчезают, возникают зрительные, слуховые и другие виды амнезий. Наоборот, при электрическом раздражении определенных зон коры возникают образные воспоминания. Ретикулярная формация возбуждая кору улучшает возникновение межнейронных временных связей и стимулирует извлечение информации из нее.

n Феномен широкого распространения следа в мозгу :

Лэшли проводил опыты с животными (удалял определенные участки коры головного мозга и смотрел какие при этом остаются навыки). Вывод: конкретных зон не было обнаружено, все пространство мозга отвечало за сохранение следов (то есть отсутствие единого центра, он «размазан» по всей поверхности).

Другие исследования говорят о том, что существуют отдельные структуры, которые отвечают за сохранение следов - гипокамп. При его поражении человек перестает усваивать новое, тогда как нарушение других структур такого не дают.

Ещё одна точка зрения: за сохранение следов памяти отвечают височные доли коры головного мозга, так как при поражении височных долей испытуемые переживали давно забытые события; всплывали образы, которые трудно было вспомнить, одни образы сменяли другие.

В целом, можно сделать следующий вывод: следы хранятся в том участке головного мозга, который в данный момент участвует в формировании комплекса условных рефлексов. Чем обширнее повреждение головного мозга, тем серьезнее его последствия для памяти. Возникали сомнения в существовании локализованного центра памяти, ряд психологов однозначно утверждали, что органом памяти нужно считать весь мозг.

n Клеточные и молекулярные механизмы памяти :

В основе формирования следов памяти лежат несколько процессов:

1) реверберация - продолжительная циркуляция нервных импульсов по замкнутым цепям нейронов.

2) синоптическая потенциация - это усиление сигналов в синапсе при прохождении через него ряда последовательных нервных импульсов.

Сейчас установлено, что в процессе памяти и обучения изменяется не только свойство синапсов, но и мембрана нейронов их внутриклеточной структуры. Установлено, при длительном раздражении мембран нейронов их возбудимость повышается. Другой путь формирования энграммы может лежать через кодирование индивидуального опыта в РНК, ДНК и белках нейронов. Было обнаружено, что в закреплении мембраны основная роль принадлежит ДНК, а РНК служит лишь для переноса закодированной информации на ДНК.

Считается, что в механизмах памяти и научения основную роль играют изменения свойств синапсов, нейронных мембран, ферментных систем и генетического аппарата.

В формировании следов памяти большая роль принадлежит гипокампу, который находится в лимбической системе мозга. Гипокамп классифицирует и кодирует все сигналы, которые должны быть зарегистрированы в долговременной памяти; также он обеспечивает извлечение и воспроизведение нужной информации.

n Гипотеза консолидации следов :

В начале века существовала двойственная гипотеза относительно механизмов сохранения следов памяти. Были подключены психологические и физиологические аспекты при сохранении следов - гипотеза консолидации следов: запоминание, сохранение информации - это структурные изменения в мозговом субстрате и консолидация - это отдельные изменения во времени (то есть необходимо время, чтобы эти изменения произошли). Чем больше существует консолидация, тем более прочное сохранение материала. Факты, подтверждающие это:

1) эксперименты, связанные с действием электрического шока: если выработать навык у животного, а после его выработки (через 1 час) дать эл. шок - навык терялся (эл. шоком обрывали консолидацию). Если времени проходило больше, было больше возможности для сохранения.

2) применение различных препаратов (химических средств) для улучшения запоминания.

3) клинические исследования: травмы головы (посттравматические амнезии) ведут к забыванию предшествующих событий, следовательно, травма - фактор, разрушающий консолидацию.

n Гипотеза замкнутых нейронных цепей :

Данная гипотеза отвечает на вопрос, какие физиологические единицы участвуют в консолидации? Она говорит о том, что возникают определенные цепи из нейронов, которые сохраняют определенную активность (ревербируют) и каждая цепь отвечает за определенный след. Консолидация и есть образование таких цепей. Но если воздействие эл. шока - след не сохраняется.

n Гипотезы механизма сохранения информации в долговременной памяти :

Особенностью долговременной памяти является практически неограниченное время хранения материала и неограниченный объем удерживаемой информации. Основной механизм ввода и консолидации информации в долговременной памяти - повторение. В долговременной памяти осуществляется семантическое кодирование поступающих сообщений. Посредством ассоциативных связей элементы долговременной памяти образуют определенную структурную организацию. Восстановление из долговременной памяти осуществляется посредством ассоциативного поиска.

Гипотеза Д.О. Хебба: долговременное хранение основано на устойчивых морфофункциональных изменени

2024 english-speak.ru. Изучение английского языка.