Тема внутренней свободы в лирике. Как развивается тема свободы в лирике А.С. Пушкина? Стихотворение “Памятник” - пушкинское свидетельство служения свободе

С 5. Эволюция темы свободы в творчестве А.С.Пушкина

Александр Сергеевич Пушкин в своем творчестве часто обращался к теме свободы. В его произведениях прослеживается эволюция этой темы – от социально-политического аспекта понятия «свобода» в раннем творчестве к личностному, духовному.

Интерес Пушкина к социально-политическим проблемам был вызван близостью к Чаадаеву и декабристам. Произведение «К Чаадаеву» относится как раз к раннему творчеству поэта, оно было написано в 1818 году. В нем он пишет об идее свержения самодержавия («И на обломках самовластья напишут наши имена!»), а также призывает своих лицейских товарищей к служению родине, к борьбе за освобождение русского народа от гнета крепостного права («Мы ждем с томленьем упованья минуты вольности святой», «Мой друг, отчизне посвятим души прекрасные порывы!»).

В стихотворении «Деревня», написанном в 1819 году, Пушкин снова затрагивает проблему крепостничества. Стихотворение состоит из двух частей, одна из которых противопоставляется другой. В первой части изображается идеальный деревенский пейзаж, во второй же описывается тяжелый, рабский труд крестьян («Приветствую тебя, пустынный уголок, приют спокойствия, трудов и вдохновенья», «Здесь барство дикое, без чувства, без закона…»).

К концу южной ссылки взгляды Пушкин меняются, он во многом разочаровывается. В своем стихотворении «Свободы сеятель пустынный» он пишет о том, что русский народ оказался не готов к переменам, идея свободы от крепостничества не прижилась («…бросал живительное семя - но потерял я только время…»). Он пишет о русском народе как о стаде, которое слепо подчиняется воле сильного, не желая бороться за свои права («К чему стадам дары свободы?», «Наследство их из рода в роды ярмо с гремушками да бич»).

По-видимому, именно с этого времени Пушкин все больше начинает задумываться о том, что важнее борьбы за гражданскую свободу свобода внутренняя. В тридцатые годы он пишет стихотворение «Из Пиндемонти», где говорит о том, что ему не дороги гражданско-политические свободы: «Зависеть от царя, зависеть от народа - не все ли нам равно? Бог с ними…»). Он пишет о том, что гораздо важнее свобода и гармония внутри себя («Никому отчёта не давать, себе лишь самому служить и угождать…», «По прихоти своей скитаться здесь и там, дивясь божественным природы красотам»…)

Таким образом, на примере нескольких стихотворений, написанных в разные годы жизни Александра Сергеевича, можно отследить эволюцию темы свободы, которая занимала важное место в творчестве поэта.

Как развивается тема свободы в лирике А. С. Пушкина?

Любой общественный строй имеет свои недостатки. И в истории Древней Греции, и на современной карте мира чередуются наследственное единоличное правление с демократической выборной властью. Что лучше: случайность рождения или случайность выбора? Обреченность на долгие годы идти по одному, часто нездоровому, пути или метаться в хаосе от одного к другому? Как дать людям уверенность в будущем, если в тридцатые годы ХХ века в Германии последовательно выбрали человека и правительство, утопивших полмира в крови единовластного произвола? Века напряженнейших поисков общественной мысли не дали ничего, кроме пессимистических утверждений и утопий, которые опровергают ученики средней школы. Обширный исторический опыт порождает причудливые гибридные формы, которые в последние годы все чаще и чаще демонстрируют свою нестабильность. Прекрасные мечты человечества иногда топят в крови очередную нацию, с тем чтобы рухнуть со своих пьедесталов меньше чем за век, с пьедесталов, на поверку вознесенных на высоту плахи. Уютная стабильность оборачивается колоссальным отставанием от остального мира. И над этим нерешенным вопросом качается набатный колокол искусства, предупреждающий о безнравственности, жестокости, указывающий на величие, красоту каждой мыслью о том, как обрести гармонию и справедливость в одной стране, да и во всем мире. Скромных человеческих сил не хватает на решение этих вопросов, остается обратиться к слову гения – А. С. Пушкина.
Уже по стихотворению “К Чаадаеву” (1818) можно судить, насколько важна была тема свободы для Пушкина. Чувство личное и чувство гражданское сливаются воедино, стирается грань между любовным свиданием и жаждой послужить отчизне:
Мы ждем с томленьем упованья
Минуты вольности святой,
Как ждет любовник молодой
Минуты верного свиданья.
Счастье поэта оказывается неотделимо от благоденствия России (“…взойдет она, Звезда пленительного счастья…”), стремление к нему – прямой долг, стоящий выше требований времени, долг чести (“Пока сердца для чести живы…”).
В стихотворении “Вольность” (1817) Пушкин прямо указывает на то, как он видит это благоденствие, и не только для России. Жанр этого стихотворения – ода, что подразумевает и возвышенный слог, и высокий предмет освещения, и наиболее общую постановку темы, в отличие от интимной окраски дружеского послания, которому и надлежит быть скорее эмоциональным, нежели рассудочным. “Неволя” в оде – это как произвол власти, так и покорность тех, кто склоняется перед нею, и с самого начала стихотворения они осуждаются вместе – одно порождает другое: “Хочу воспеть Свободу миру, На тронах поразить порок”; “Питомцы ветреной судьбы, Тираны мира! трепещите! А вы, мужайтесь и внемлите, Восстаньте, падшие рабы!”; “Рабства грозный гений И Славы роковая страсть”. Ни те, ни другие не могут обладать всей полнотой власти.
Единственная сила, которой поэт доверяет, – сила Закона, абсолютного, одинакового для всех и не делающего уступок: “Где крепко с Вольностью святой Законов мощных сочетанье”; “Стоите выше вы народа, Но вечный выше вас Закон”. Пушкин приводит две картины нарушения Закона: “сверху” и “снизу”. Оба раза тирания в самом типичном ее виде свергается во имя изначально высоких идеалов и более законного правления, но власть, построенная на преступлении, обречена на крах. В первой картине, казни Людовика, этот финал представлен в образе Наполеона, который из романтического идеала превращается в почти демоническую силу. Изображению Наполеона посвящена целая строфа, и осуждение выходит уже за рамки гуманности (“Твою погибель, смерть детей С жестокой радостию вижу”). К этому финалу причастна вся Франция (Молчит Закон – народ молчит”), и поэтому кара ее заслужена, а неволя закономерна (“…злодейская порфира На галлах скованных лежит”). Во второй картине, убийстве Павла I, такого финала нет, но он – в ощущении выпущенных строф, в морали последней строфы. В самом убийстве появляется мотив зверства, восточной дикости (“Как звери, вторглись янычары”), подчеркивается низость обеих сторон: “памятник тирана”, “Калигулы последний час”, “Молчит неверный часовой”, “Врата отверсты в тьме ночной Рукой предательства наемной”, “О стыд! О ужас наших дней!”, “Падут бесславные удары… Погиб увенчанный злодей”, “Вином и злобой упоенны Идут убийцы потаенны, На лицах дерзость, в сердце страх”. Не с такими лицами ведут к счастью.
Стихотворение “Деревня” (1819) начинается как элегия – восхвалением “пустынного уголка”, лиричными картинами, граничащими с пасторалью. Тем резче выступает поразительная картина крепостного бесправия людей, равно губительного для господ (“Здесь Барство дикое, без чувства, без закона”, “здесь тягостный ярем до гроба все влекут, Надежд и склонностей в душе питать не смея”) и для рабов, и Пушкин рассчитывает на вмешательство царя:
Увижу ль, о друзья! Народ неугнетенный
И Рабство, падшее по манию царя,
И над отечеством Свободы просвещенной
Взойдет ли наконец прекрасная Заря?
Но потом Пушкин разочаруется в своих упованиях. Надежды на государя, надежды на народ оказались беспочвенны: ничего не менялось. И в 1823 году появилось стихотворение “Свободы сеятель пустынный…”, в котором поэт, используя формулы библейских текстов, отказывается от этих надежд. Не поэт беспомощен перед беззаконием, те, на кого он уповал, не желают иной жизни. Строки второй строфы звучат, как приговор:
Паситесь, мирные народы!
Вас не разбудит чести клич.
К чему стадам дары свободы?
Их должно резать или стричь.
Наследство их из рода в роды
Ярмо с гремушками да бич.
Своеобразным итогом этих размышлений становится стихотворение “(Из Пиндемонти)”, написанное в год смерти поэта. Мнимый перевод никогда не существовавшего стихотворения модного поэта – это не только способ обмануть цензуру, но и указание на общечеловеческую значимость вывода. В первой части поднимаются все вопросы, волновавшие тогда русскую общественную мысль, поднимаются, чтобы объявить об их бессмысленности, объявить словами из “Гамлета”, подчеркивая их суетность под призмой истории. Единственная свобода, которой теперь жаждет поэт, – свобода своя и для себя, личная, выражающаяся в возможности выбирать свою дорогу, например, дорогу чистого, высокого искусства. Пушкин больше не претендует на знание на государственном уровне. Свободный выбор каждого человека – вот та свобода, к которой, после долгих мытарств, приходит он в конце жизненного пути.

(No Ratings Yet)

  1. Пушкин… Воспоминание об этом замечательном поэте связано с его стихами о любви и дружбе, чести и Родине, с образами Онегина и Татьяны, Маши и Гринева. На протяжении вот уже почти...
  2. Роман “Мастер и Маргарита” Михаил Булгаков писал, с перерывами, с конца 1928 года до самой своей смерти в 1940 году. Ни малейшей надежды на его издание у автора, естественно, не...
  3. Тема поэта и поэзии в лирике М. Ю. Лермонтова План I. Место темы поэта и поэзии в лирике Лермонтова. II. Высокая гражданская миссия поэта. 1 . “Нет, я не Байрон,...
  4. Русская литература 1-й половины XIX века Тема судьбы поколения и поэта и поэзии в лирике М. Ю. Лермонтова Творчество М. Ю. Лермонтова приходится на 30-е годы XIX века, эпоху очень...
  5. Русская литература 2-й половины XIX века Тема любви в лирике Ф. И. Тютчева Тема любви является традиционной в русской поэзии. Каждый поэт, говоря о любви, вкладывает в свои произведения личный...
  6. Тема любви является одной из составляющих теории чистого искусства, наиболее полно в русской литературе представленной в стихах Фета и Тютчева. Эта вечная тема поэзии тем не менее нашла здесь свое...
  7. Читая Лермонтова, нельзя не заметить, что в его стихах много трагических, скорбных тонов, его герои обречены на одиночество. Эти мотивы перекликаются с характером самого поэта. Звучат они и в любовной...
  8. Историческая тема интересовала писателей во все времена. Не обошли ее в своем творчестве и такие выдающиеся мастера, как А. С. Пушкин и М. Ю. Лермонтов. Два великих русских писателя обращались...
  9. Всеобъемлющая тема любви в лирике М. И. Цветаевой План I. О лирическом герое М. Цветаевой. II. Любовь – главная тема поэзии М. Цветаевой. 1. Чувство, не знающее границ. 2. Любовь...
  10. Творчество любого поэта можно принимать или отвергать. Никто не заставит нас насильно любить Пушкина или М. Ю. Лермонтова, В. В. Маяковского или Б. Л. Пастернака – о вкусах не спорят....
  11. Каждый художник слова в той или иной мере в своем творчестве затрагивал вопрос о назначении поэта и поэзии. Лучшие русские писатели и поэты высоко оценивали роль искусства в жизни государства...
  12. Стихотворение “Деревня” относится к ранним произведениям Пушкина и является примером вольнолюбивой лирики поэта. После окончания лицея молодой Пушкин поселился вместе с родителями в доме на Фонтанке и с головой окунулся...
  13. ТЕМА РОССИИ В ЛИРИКЕ А. БЛОКА Тема родины, России занимала в творчестве А. Блока особенное место. Россия народная, природная, с ее историей, традициями, нераскрытым, но огромным духовным потенциалом давала мужество...
  14. ТОРЖЕСТВО ДОБРА, СВЕТА И СВОБОДЫ В ПОЭЗИИ А. БЛОКА Простим угрюмство – разве это Сокрытый двигатель его? Он весь – дитя добра и света, Он весь – свободы торжество. А....
  15. Отчужденность Онегина от поместного дворянства, жизненный кругозор которого ограничен мыслями о “сенокосе, о вине, о псарне, о своей родне”, привела его к полному отшельничеству в “господском доме уединенном”. Появление в...
  16. Французская буржуазная революция обусловила крах феодализма в Западной Европе, рост национального самосознания и борьбу угнетенных народов за независимость. Лучшие представители дворянства в России сознавали политическую необходимость освобождения крестьян от крепостного...
  17. Каждый поэт рано или поздно начинает размышлять о назначении своего творчества. Тема поэта и поэзии в лирике Пушкина занимает особое место: Поэзия, как ангел-утешитель, Спасла меня, и я воскрес душой....
  18. Некрасов – продолжил традиции своих великих предшественников – Пушкина и Лермонтова, Некрасов в то же время открыл новую страницу в истории нашей поэзии. Он прокладывал свои пути в литературе как...
  19. В первой половине 19 века практически у каждой знатной женщины Петербурга был заветный альбом, в котором она хранила рисунки и дорогие сердцу стихи, дарственные надписи, пожелания от близких людей и...
  20. Тема поэта и поэзии в произведениях, как и большая часть наследия Некрасова, имеет гражданское звучание. Гражданский идеал поэта – писатель-публицист, общественный деятель, который защищает права народа. У этого героя есть...
  21. Александр Пушкин является одним из немногих русских поэтов, которому в своих произведениях удавалось мастерски передавать собственные чувства и мысли, проводя удивительно тонкую параллель с окружающей природой. Примером тому может служить...
  22. План I. Реальность сквозь призму отречения. II. Отпечаток гнетущей эпохи на любовной лирике Лермонтова. 1. Тоска чувствительного сердца. 2. Страдание – привычное состояние души Лермонтова. 3. Идеальный мир поэта. 4....
  23. “Звучал, как колокол на башне вечевой…” – этими словами М. Ю. Лермонтова о стихах своего предшественника хотелось бы начать рассуждения о политической лирике А. С. Пушкина. Молодой А. С. Пушкин,... “История пугачевского бунта” и вымышленное повествование в романе А. С. Пушкина “Капитанская дочкаИсторический материал о Емельяне Пугачеве А. С. Пушкин собирал в течение долгого времени. Его волновал вопрос самого...
  24. Александр Пушкин вырос на народных сказках и преданиях, за что искренне было благодарен своей няне Арине Родионовне. Именно она привила поэту любовь к народном творчеству и подсказала огромное количество сюжетов...
  25. В 1820 году Пушкин Был выслан из Санкт-Петербурга в Кишинев за вольнодумство, однако очень болезненно переживал свое вынужденное путешествие. Поэтому друзья поэта, чтобы как-то его развлечь, предложили ему по пути...
Как развивается тема свободы в лирике А. С. Пушкина?

Тема свободы в лирике Пушкина


Санкт-Петербург


Введение

Глава 1. Обзор литературы

1 Певец свободы

2 "Кавказский пленник"

3 "Свободы сеятель пустынный" и кризис Пушкина

4 "Я памятник себе воздвиг нерукотворный"

5 Тайная свобода

6 Власть и свобода

7 Парадокс свободы

Заключение

Список литературы


Введение


Александр Сергеевич Пушкин (1799-1837) - первый русский писатель мирового значения, участвующий не только в русском, но и в мировом литературном процессе. Мировое значение Пушкина связано с осознанием мирового значения созданной им литературной традиции. Пушкин проложил дорогу литературе Гоголя, Тургенева, Толстого, Достоевского и Чехова, литературе, которая по праву сделалась не только фактом русской культуры, но и важнейшим моментом духовного развития человечества. (7, с.187)

В мировоззрении и творчестве Пушкина центральное место занимает тема свободы. Пушкин жизненно ощущал и творчески выразил всю многозначительность свободы, все ее ступени, понял ее глубину и ее высоту.

Понятие "свободы" нельзя определить однозначно. Это и социальная, и политическая, и философская, и морально-эпическая категория.

Слова, как и книги и их авторы, имеют свою судьбу. Особенно значима история слов-концептов, ключевых для эпохи, национальной культуры, литературы, данного писателя. Если говорить о Пушкине, то, как заметил еще Б.П. Вышеславцев, "нет слова, чаще встречающегося в поэзии Пушкина, чем "вольность" и "свобода"; и нет, кажется, слова более многозначного на языке человеческом; и вот поистине он развертывает все его значения, дает пережить всю многоликость, неисчерпаемость и противоречивость свободы". (3, с.41)

В данной работе мы проследим за развитием творчества Пушкина и остановимся подробнее на основной теме его творчества - теме свободы.


Глава 1. Обзор литературы


Исследованию творчества Пушкина посвящено огромное количество монографий и научных работ. Среди них можно отметить труды таких авторов, как Бонди С.М., Викторович В.А., Вышеславцев Б.П., Лотман Ю.М., Россош Г., Федотов Г.П. и другие. Все они в той или иной мере рассуждают о теме свободы в творчестве Пушкина.

В книге С.М.Бонди "О Пушкине" содержатся различные статьи, написанные в разные годы. Особо стоит отметить статью под названием "Рождение реализма в творчестве Пушкина", а также целый раздел, посвященный стихотворению Пушкина "Памятник". Материал этой статьи был использован при анализе темы лирики в творчестве поэта.

В.А. Викторович определяет свободу как философскую проблему, обсуждаемую автором, его героями, и как эстетическое качество художественного мира Пушкина. Также автор анализирует некоторые стихотворения Пушкина (например, "Я памятник себе воздвиг нерукотворный") и оду "Вольность". (3, с.41)

Б.П.Вышеславцев также обращается к проблеме свободы и рабства, свободы и тирании, которая, по словам автора, "является сейчас центральной мировой проблемой, она же всегда была центральной темой русской философии и русской литературы". (6, с.66) Вышеславцев анализирует лирику Пушкина, основываясь на некоторых его стихотворениях.

Ю.М.Лотман в своей книге, посвященной А.С.Пушкину, описывает биографию писателя и приводит ряд статей и исследований. Для данной работы был использован материал статей "Пушкин. Очерк творчества" и "Из размышлений над творческой эволюцией Пушкина".

Литературный критик Г.Россош рассуждает о судьбе писателя. Автор считает, что для Пушкина "свобода - корень его натуры, источник и лейтмотив вдохновения. Все, на что падал взгляд Пушкина, о чем ни задумывался он и чего бы ни коснулся кончиком пера, так или иначе соотносилось с духом свободы. Ничто в мире не было для него нейтральным к свободе. Его свобода не самоцель или фанатическая догма, не праздность или нравственный хаос, а единственно возможный способ дыхания. Не "буква", дух свободы вот что давало поэту стимул для самопроявления и самоограничений". (8, с.172)

Г.П.Федотов рассуждает о многообразии свободы в творчестве Пушкина. Он называет его "певцом империи и свободы". Федотов анализирует лирику Пушкина, обращаясь к некоторым стихотворениям и таким поэмам, как "Кавказский пленник", "Цыганы".

В процессе написания данной работы было изучено достаточное количество научной и критической литературы, что послужило теоретической основой к работе.


Глава 2. Тема свободы в лирике Пушкина


2.1 Певец свободы


Пушкин есть, прежде всего, певец свободы. Поэзия Пушкина есть поэзия свободы от начала до конца.

О чем поет? Поет она свободу, Не изменилась до конца.

Полнота жизни, полнота личности есть полнота творческой свободы. Кто ее не переживал, тот не может философствовать о свободе. И Пушкин изображает это переживание на всех его степенях: от простого самодвижения и спонтанности жизни, от безусловного рефлекса освобождения, свойственного всему живому, от бессознательного инстинкта вольности - вплоть до высшего сознания творческой свободы как служения Божеству, как ответа на Божественный зов. Пушкин дает пережить всю многоликость, неисчерпаемость и противоречивость свободы. Все, что он отрицает и ненавидит, связано с неволей, насилием, принуждением, тиранией, самовластием. Все, что он любит, ценит, чем восхищается, что привлекает его внимание, соединено со свободой, есть ее воплощение, ее символ, или она сама:

Море - свободная стихия, Гроза - символ свободы, ветер, орел, птичка, сердце девы -, наконец, сам поэт - все это живет и дышит только свободой: Затем, что ветру и орлу и сердце девы нет закона. Старый цыган говорит на ревнивую тиранию Алеко: К чему? Вольнее птицы младость, кто в силах удержать любовь? Эта природная, стихийная, космическая свобода есть элемент его души. Его увлекает кочевая вольность цыган, и в ком из русских ее нет? Как вольность, весел их ночлег… ними он вольный житель мира. И грустно ему, когда уходят вдаль Телеги мирные цыганов, Смиренной вольности детей… се живое ищет свободы и страдает в оковах, как птица в клетке. Эту вольность он чувствовал в себе и сочувствовал ей всюду, где ее встречал:

В чужбине свято наблюдаю Родной обычай старины: На волю птичку выпускаю При светлом празднике весны…

Та же свобода влечет и его самого: свобода полета, свобода странствий, свобода увидить чуждые страны. Всю жизнь он мечтал увидеть Италию, которая свята для внуков Аполлона: ночей Италии златой я негой наслажусь на воле…Море манит его горизонтом свободы:

По вольному распутью моря, Когда ж начну я вольный бег? Придет ли час моей свободы? Пора, пора! Взываю к ней; Брожу над морем, жду погоды, Маню ветрила кораблей… (6, с.66-67)


2.2 "Кавказский пленник"


Первая романтическая поэма Пушкина "Кавказский пленник", законченная в феврале 1821 года, принесла ему успех, наибольший в его литературной деятельности. Успех был вызван тем, что читатели находили в ней образ современного романтического героя, отсутствовавший в допушкинской литературе.

Легко убедиться в том, что основные психологические черты заглавного героя поэмы были в высшей степени современными. В "Пленнике" живёт яркое и смелое вольнолюбие. Он попадает на Кавказ именно потому, что ищет свободы, которой нет в не удовлетворяющем его свете - в цивилизованном обществе:

Отступник света, друг природы, Покинул он родной предел И в край далёкий полетел С весёлым призраком свободы. Свобода! он одной тебя Ещё искал в пустынном мире. Сам сюжет поэмы организует тема свободы: герой, лишённый духовной свободы и стремящийся обрести её, попав в плен, лишается свободы физической. Таким образом, опять оказывается бессильным найти счастье. В поэме сказано о закованном в цепи Пленнике:

Затмилась перед ним природа. Прости, священная свобода! Он раб.

2.3 "Свободы сеятель пустынный" и кризис Пушкина


В 1823 году появляется стихотворение "Свободы сеятель пустынный", поражающее безысходностью и отчаянием лирического героя: мир грез растаял, а реальный мир бездуховен. Герой осужден, так как в этом мире он не нужен, ему нет места и некуда бежать. Господь послал пророка на землю, к людям, сеять семена добра и истины. Стихотворение является как бы ответом пророка пославшему его: "…потерял я только время, благие мысли и труды…". Своим главным назначением поэт считал дело освобождения. Но люди не приемлют его даров, свобода им не нужна. Пророк обращается к ним:

Паситесь, мирные народы.

Слово "мирные" имеет презрительную окраску, то есть неспособные восстать против собственного рабства. Это спокойствие стада, а "к чему стадам дары свободы" и поэты, провозглашающие эту свободу.

Год написания этого стихотворения - 1823 - был кризисным для поэта, оттого так трагично настроение стихотворения "Свободы сеятель пустынный". Пушкин считает себя свободным поэтом, готовым творить для людей. Однако им не нужно его творчество.

Если романтизм утверждал, что поэт - это человек, ничем не похожий на других людей, то Пушкин приходит к убеждению, что поэт - это просто человек. Понятие поэтического отождествляется теперь с обыденным, каждодневным, а исключительное начинает казаться лишенным истины и поэзии.

Совсем иное настроение звучит в стихотворении "Арион". Пушкин, наряду с подведением итога духовных исканий декабристов, определил и свою роль: задача певца - петь пловцам, рассказать о них всем и передать этот рассказ потомкам. Поэтому кажется закономерным спасение пловца: спасен тот, кому дано свободное слово. Дело этих людей живо, пока певец е не изменил себе:

Я гимны прежние пою…


2.4 "Я памятник себе воздвиг нерукотворный"


В итоговом для поэта стихотворении "Я памятник себе воздвиг нерукотворный" (1836) прямое отношение к нашей теме имеет предпоследнее четверостишие:

И долго буду тем любезен я народу,

Что чувства добрые я лирой пробуждал,

Что в мой жестокий век восславил я свободу

И милость к падшим призывал.

Известен черновой вариант строфы, где третья строка читается:

Что вслед Радищеву восславил я свободу (III, 432)

В недавнем прошлом отечественная пушкинистика была готова предпочесть черновой вариант, объясняя его отвергнутое положение цензурными условиями, автоцензурой.

При нынешнем педалировании христианских начал самое это обращение позднего Пушкина к имени Радищева, признание преемственности с ним кажется столь же странным, как раньше - его вариантный статус.

Стихотворение о памятнике написано 21 августа 1836 г. Через пять дней цензура запретит статью "Александр Радищев", где четко обозначено расхождение в мировоззренческих вопросах, в стратегии жизненной и литературной; напомню хотя бы концовку: "нет убедительности в поношениях, и нет истины, где нет любви" (1, с.246). Не соглашаясь с автором "Путешествия из Петербурга в Москву" в принципе, Пушкин все же находит возможным сказать о себе: "вослед Радищеву". Наиболее очевидное объяснение: поэт имел в виду свою оду "Вольность" (1817), одноименную с радищевской. Однако странным может показаться и это напоминание о юношеском опусе, от которого автор ушел, кажется, далеко и безвозвратно.

Предположенные странности и недоумения, на наш взгляд, происходят от довлеющего понимания творческой эволюции Пушкина. Вне зависимости от того, делается ли акцент на социально-исторические или духовно-религиозные факторы этой эволюции, чаще всего фокусируется внимание на различиях раннего и позднего Пушкина. Так, в ранней лирике находят свободу внешнюю, политическую (или в иной системе координат, "романтическую"), а в поздней - внутреннюю, духовную (или "реалистическую"), точку перелома чаще всего ищут в стихотворении "К морю" как "Прощании" с прежним образом жизни и мышления. При таком взгляде на второй план уходит преемственность раннего и позднего Пушкина.

Своеобразную преемственность заметил А. Блок, готовя свою пушкинскую речь; в его дневнике начала февраля 1921 года есть запись, соединяющая между собой два пушкинских стихотворения - "К Н.Я. Плюсковой" (1818) и "Из Пиндемонти" (1836): "Пушкину в молодости, когда он еще был "веселым юношей" <…>

Любовь и тайная свобода

Внушали сердцу гимн простой.

<…> Прошло 17 лет, Пушкин "истомлен неравною борьбой" и т.д. Он опять говорит о какой-то "иной свободе" и определяет ее:


Отчета не давать, и т.д.

Эта свобода и есть "счастье".


2.5 Тайная свобода


"Тайная свобода" (это пушкинское выражение войдет затем в стихотворение Блока "Пушкинскому Дому") из XX века увиделась универсальной формулой: "тайная свобода" раннего Пушкина принципиально неотличима от "иной свободы" позднего. Отличия, и весьма существенные, разумеется, есть. К примеру, в раннем послании "К Н.Я. Плюсковой" декларация "Я не рожден царей забавить" естественно переходит в горделивое "И неподкупный голос мой / Был эхо русского народа" (I, 302). В позднейшем "Из Пиндемонти" оппозиция "царя" и "народа" стерта: "Зависеть от царя, зависеть от народа - Не все ли нам равно?" (III, 336). Видение Блока тем не менее не аберрация, поздний Пушкин действительно продолжает и уточняет себя раннего: любая форма зависимости ему претит, он теперь не желает быть ничьим эхом (за единственным исключением, о коем чуть ниже). Сфера "тайной свободы" тем самым неизмеримо вырастает, универсализуется, не отрываясь от своего истока.

Постепенное расширение семантики лексем "свобода" и "вольность" становится очевидным при последовательном рассмотрении трех известных стихотворных посланий Пушкина к Чаадаеву 1818, 1821 и 1824 г.г. - своеобразной трилогии о свободе.

Мы ждем с томленьем упованья

Минуты вольности святой… (I, 307)

В первом послании понятие вольности связано с политическим ожиданием: "на обломках самовластья". Не следует, конечно, отождествлять самовластье с самодержавием: самовластен Павел I и Наполеон ("самовластительный злодей", "тебя пленяло самовластье" - I, 284; II, 58), Александр I ("И самовластие лишь север укрывал" - II, 158), но самовластна и взбунтовавшаяся чернь ("Вольность", "Андрей Шенье"). С другой стороны, самодержавье может и не быть самовластьем, к чему, собственно, Пушкин и призывает в "Вольности", "Деревне" и т.д.

Во втором послании Чаадаеву представлена, словно по контрасту, картина иной, неполитической, внутренней свободы творческой личности:

Владею днем моим; с порядком дружен ум;

Учусь удерживать вниманье долгих дум;

Ищу вознаградить в объятиях свободы

Мятежной младостью утраченные годы… (II, 47)

Это новое ощущение свободы (начатки которого, впрочем, обозначены еще в "Деревне") рождается в ссылке, т.е. внешней неволе. Далее говорится о "независимых досугах" - тема получит свое продолжение в 55 строфе первой главы "Евгения Онегина". Вместо мятежной, бурной свободы - тишина и сосредоточенность, вместо моря - лесное "озеро пустынное". Самая свобода переходит в иное качество, но этот переход, что важно заметить, не отказ, а продолжение, развитие темы. В том же послании Чаадаеву строка "Вольнолюбивые надежды оживим" (II, 49) как бы отсылает к первому посланию. При журнальной публикации стихотворения эта строка была вычеркнута цензором, и автор особенно сожалел о потере слова "вольнолюбивые". (3, с.43-44)


2.6 Власть и свобода


Вольный гений России, вольный гений Пушкина, который никому и никогда не покорялся: ни Александру, ни Николаю, ни Пугачеву, ни декабристам, ни якобинцам, ни общественному мнению, ни социальному заказу, ни общей полезности. Лишь одному зову он покорен: божественному глаголу, лишь только он до слуха чуткого коснется. Но Пушкин изображает не только трагедию власти, но и трагедию свободы. Обе тесно связаны между собой. Свобода может переходить в произвол, в своеволие страстей, в разбойничью вольницу, в народный бунт, бессмысленный и беспощадный, и, наконец в тиранию. Тиран отнимает всю свободу у всех и приписывает ее исключительно себе. Но такая свобода есть преступный произвол, уничтожающий подлинную свободу. Ты для себя лишь хочешь воли, - говорит старый цыган тираническому Алеко. Тирания ревности делает его убийцей, и вот что говорит ему истинная вольность:

Мы дики, нет у нас законов, Мы не терзаем, не казним, Не нужно крови нам и стонов; Но жить с убийцей не хотим

В истории народов и царей дело не решалось с такой мудрой простотой. Трагедия власти состоит в том, что она пробуждает протест революционной свободы; трагедия революционной свободы состоит в том, что она пробуждает врожденный инстинкт власти в самих освободителях. Свержение власти превращается в присвоение власти, и притом наихудшей. (6, с.68)

Начало трагедии дано в оде Вольность 1817 г. Она изображает легальную тиранию и ее свержение. Дальнейшее развитие трагедии дано в Андрее Шенье 1825 г., где появляется другая тирания, свергающая первую, тирания революционная. Но вечный протест вольности против неволи выражен здесь в таких словах, которые применимы ко всякой тирании, ибо выражают самое ее существо:

Увы! куда ни брошу взор - Везде бичи, везде железы, Законов гибельный позор, Неволи немощные слезы: Везде неправедная Власть

* * * Воссела - Рабства грозный Гений И Славы роковая страсть.

Ко всякому тирану на земле, к бывшему и будущему одинаково, могут быть отнесены пушкинские слова пророческого гнева:

Читают на твоем челе Печать проклятия народы, Ты ужас мира, стыд природы, Упрек ты Богу на земле.

Пушкин так же, как Толстой и Достоевский, понимал, что злая власть, тирания есть предел зла на земле, царство Великого Инквизитора. Первое трагическое столкновение власти и революционной свободы, первое восстание в истории, совершается против патриархальной, легальной тирании. Поразительное описание того, как возникает пред ним жуткая картина убийства императора Павла в этом жутком и призрачном городе:

Когда на мрачную Неву Звезда полуночи сверкает * * * Глядит задумчивый певец На грозно спящий средь тумана Пустынный памятник тирана, Забвенью брошенный дворец - И слышит Клии страшный глас За сими страшными стенами, Калигулы последний час Он видит живо пред очами.


2.7 Парадокс свободы


Пушкин видел в свободе начало всех начал, но в то же время он сполна постиг тупиковость этой доминанты: парадокс свободы, бумеранг свободы вот что открылось ему еще в самом начале пути, легло в основание его трагизма. Свобода по природе своей призвана "освобождать" в том числе от истины, смысла да и от свободы тоже. В своем юношеском потрясающе зрелом стихотворении "Безверие" Пушкин изобразил вполне свободного человека, не зависимого ни от людей, ни от Бога. И что же? Чем чревата эта свобода? Он "видит с ужасом, что в свете он один", и "бродит он с увядшею душой, своей ужасною томимый пустотой". Ему некого винить в своей беде он сам "безумно погасил отрадный сердцу свет", подарил себе "безверия мученье". Он не устает изыскивать себе опору надежную, вечную, хотя бы ценой своей независимости. Но дух свободы неискореним.


Ум ищет божества, а сердце не находит...

Он Бога тайного нигде, нигде не зрит,

С померкшею душой святыне предстоит,

Холодный ко всему и чуждый к умиленью...


Было бы, конечно, ошибкой ставить знак равенства между героем "Безверия" и самим Пушкиным. Но еще опрометчивей свести роль поэта к позиции наблюдателя. "Ум ищет божества, а сердце не находит" этой коллизией пронизан весь путь Пушкина. "Собою страждет он" тоже сказано не о третьем лице: о себе. Не надо считать, что его погубили враги, долги, цари, бенкендорфы. Низко и глупо упрекать в чем-либо жену. Не стоит порицать и друзей дескать, недопоняли, убили равнодушием, отчужденьем. "Собою страждет он..."

Юный Пушкин сумел раскрыть безверие не в философском или чисто житейском плане; оно выступает у него в предельно обобщенном значении как гнетущая, опустошающая изнанка свободы. Герой стихотворения, пораженный этим недугом, не в силах усмирить свои "бунтующие страсти", забыть о разуме "и немощном и строгом", чтобы "с одной лишь верою повергнуться пред Богом". Бог у Пушкина противостоит безверию как живой и бессмертный идеал, как абсолютная свобода и "отрадный сердцу свет", без которого нет и не может быть жизни. (8, с.172)

Но вот спустя годы и годы новый духовный скиталец забредает, выбиваясь из сил, в пустыню мрачную, и тут к нему нисходит шестикрылый серафим, дает ему новое зрение, новый слух, вместо языка "жало мудрыя змеи", вместо сердца трепетного "угль, пылающий огнем"; и голос свыше, именуя скитальца "пророком", призывает его исполниться волей Божьей. В "Пророке" он лишь на время устранил свою иронию, чтобы войти в образ боговдохновения, взглянуть на все "моря и земли" сквозь призму чрезвычайных возможностей и "полномочий". Но это прежде всего проба проба духа, опыт воплощения мечты. Ведь основные акценты "Пророка" звучали у Пушкина и раньше, причем не раз. Задолго до того, как "Бога глас" призвал его исполниться всевышней волей и глаголом жечь сердца людей, Пушкин воскликнул (в своей "Деревне"): "О, если б голос мой умел сердца тревожить!", а в "Песни о вещем Олеге" сказал о волхвах (они тоже в своем роде поэты-пророки): "Правдив и свободен их вещий язык и с волей небесною дружен". Так что "Бога глас" это голос самого поэта, отраженный и возвеличенный небесной раковиной. Пушкин не нуждался в том, чтобы кто-то "воззвал" и подвигнул его на великую миссию, дал ему санкцию на пророчество.

На первый взгляд как будто свершилось: божество найдено, верней оно само нашло поэта, упорно влачившегося "в пустыне мрачной"; можно бы уже не томиться ни духовной, ни иной жаждой. Но не таков гений Пушкина. Именно теперь, на этом пике духодерзновения, он ясней ясного сознает: сан Божьего миссионера не то, к чему он действительно призван. И не в скромности дело, не в недооценке себя. Наоборот: ему эта миссия не может не представиться слишком ограниченной, а в чем-то, быть может, и фальшивой. Посвятить себя тому, чтобы жечь сердца (хотя бы и глаголом)? Нет, "угль пылающий" нужен и оправдан лишь в избранные мгновения. Обычной жизни нужны обыденные глаголы. Вся эта мрачна мистерия, жуткая гипнохирургия на перепутье не кредо Пушкина. Звездный час его, но не въяве. Фата-моргана, вроде творческого сна, ярчайшего и пронзительного, близкого к священнодействию; однако возомнить и утвердить себя пророком Пушкин легче смирится с камер-юнкерством, чем с этим "чином". "Пророк" не утолил и не мог утолить жажды гения, не увенчал его поиск, не внес в его "самостоянье" кардинальный переворот. Как бы мы ни трактовали смысл стихотворения, какой бы отклик ни приписали поэту сон есть сон: следом идет пробуждение. Что мы находим у Пушкина после создания "Пророка"? Знакомый мотив: "Когда б не смутное влеченье / Чего-то жаждущей души". Опять духовная жажда, тревога, с новой силой, с новыми приступами (хотя, как всегда, он и весел, счастлив, деятелен, остроумен, предан солнцу и любви разумеется, без малейшего наигрыша и натуги). Вновь скитания, поиск...

пушкин писатель свобода безверие

Однажды странствуя среди долины дикой,

Незапно был объят я скорбию великой

И тяжким бременем подавлен и согбен,

Как тот, кто на суде в убийстве уличен...

Необъяснимость многих важнейших событий, переживаний Пушкин не единожды подчеркивал в опорных точках своих фабул. Вот, к примеру, как предстал поэту тот же Демон: "Часы надежд и наслаждений / Тоской внезапной осеня". Или Моцарт: "Я весел... Вдруг: виденье гробовое, / Незапный мрак иль что-нибудь такое". А вот Пророк: "В пустыне мрачной я влачился, / И шестикрылый серафим / На перепутьи мне явился" союз "и" выступает здесь тоже в значении "вдруг". Во внезапном сопряжении излучин судьбы одна из основ настоящего трагизма. Причем трагедийны и те излучины, что сходятся удавкой на шее, и те, что свиваются на "челе" священным нимбом, пророческим ореолом. Еще одна составляющая трагизма несмирение человека с волей провидения, нежелание быть ни тузом, ни шестеркой в таинственно тасуемой колоде карт, любая из которых может обернуться пиковой дамой.

В мае 1834 года в дневнике поэта появились знаменательные слова: "...я могу быть подданным, даже рабом, но холопом и шутом не буду и у царя небесного". Пушкин по-прежнему верен себе ищет и пробивает путь к совершенству, идеалу и абсолюту. Весь свой век он в этом дерзании. Очевидно, что не зря в "Пророке", поэт лишь назван пророком: красноречивым молчанием встречает он вдохновенные Божьи слова.


Заключение


Свобода принадлежит к основным стихиям пушкинского творчества и, конечно, его духовного существа. Без свободы немыслим Пушкин, и значение ее выходит далеко за пределы политических настроений поэта. (9, с.363)

Пушкин осмысливает себя человеком свободным, оттого и творчество его свободно. Он остался верен идеалам юности, не предал их, и это находит свое отражение в его творчестве. Свободный поэт не боится осуждения толпы. Ее презрения или гнева власти.

Таким образом, Пушкин всегда считал себя человеком свободным, оттого свободным было его творчество. Свободный поэт не боится осуждения толпы, ее презрения или гнева власти. Тема свободы творчества, несколько варьируясь, сохранялась на протяжении всей жизни Пушкина и рассматривается им как духовная и творческая свобода настоящего писателя-гуманиста.


Список литературы


1.Пушкин А.С. Полное собрание сочинений: В 10 т. / АН СССР. Ин-т рус. лит. (Пушкин. дом). - 4-е изд. - Л.: Наука. Ленингр. отд-ние, 1977-1979. - Т. 1-10.

2.Бонди С.М. О Пушкине: Статьи и исследования. - М.: Худож. лит., 1978.

Викторович В.А. О парадоксе свободы у Пушкина // Литературный текст: проблемы и методы исследования. - М., Тверь, 2000. - №6.

Волков Генрих. Мир Пушкина. М., Молодая Гвардия, 1989.

Вышеславцев Б.П. Вольность Пушкина (Индивидуальная свобода) // О России и русской философской культуре. - М., 1990.

Вышеславцев Б.П. Многообразие свободы в творчестве Пушкина // Родник. - Рига, 1989. - №7.

Лотман Ю.М. А.С.Пушкин: Биография писателя; Статьи и заметки, 1960-1990; "Евгений Онегин": Комментарий СПб.: Искусство-СПБ, 1995.

Россош Г. Пушкин и свобода: превратности и откровения // Октябрь. - М., 1996. - №2.

Федотов Г.П. Певец империи и свободы // Пушкин в русской философской критике: Конец XIX - первая половина XX в. - М.: Книга, 1990.

Фридман Н.В. Романтизм в творчестве Пушкина. М. Просвещение, 1980.


Репетиторство

Нужна помощь по изучению какой-либы темы?

Наши специалисты проконсультируют или окажут репетиторские услуги по интересующей вас тематике.
Отправь заявку с указанием темы прямо сейчас, чтобы узнать о возможности получения консультации.

В данную подборку стихотворений о свободе входят произведения, знакомые абсолютно каждому школьнику. Это значит, что ни у одного одиннадцатиклассника, сдающего ЕГЭ по литературе, не возникнет сложностей с цитированием. Так что вы сможете не только подобрать художественные произведения, затрагивающие философскую проблему свободы, в качестве примера, но и проанализировать их, аргументируя цитатами из текста.

Сижу за решеткой в темнице сырой.
Вскормленный в неволе орел молодой

Лирический герой стихотворения Пушкина находится в заточении и не имеет возможности выбраться на волю. Но, несмотря на это, его душа и мысли свободны, ведь человек с самого рождения волен сам выбирать свой путь, он – независимая личность. Автор уподобляет героя орлу, называя обоих «вольными птицами».

Темой стихотворения является внутренняя свобода личности, которую никто не может ограничить, даже «спрятав» его от окружающего мира. Главное, по мнению поэта, — сохранить независимость убеждений, именно она делает человека недосягаемым даже для физических угроз.

Марина Цветаева, «Кто создан из камня…»

Сквозь каждое сердце, сквозь каждые сети
Пробьется мое своеволье

Стихотворение Марины Цветаевой представляет собой некий манифест, оно провозглашает правила жизни, по которым живет лирическая героиня. Она своевольна и не признает ничего, что могло бы хоть как-то ограничить ее свободу. Она презирает тех, кто «создан из камня», то есть людей, которые сами задают себе границы. Главным для неё является чувство душевной свободу, знание, что она может делать все, что хочет, не только в физическом, материальном плане, но и, в первую очередь, в духовном. Ее не могут остановить никакие запреты и предрассудки, она называет себя «бренной морской пеной», что символизирует абсолютную независимость и безграничность.

Николай Некрасов, «Свобода»

С детства никем не запуган, свободен,
Выберешь дело, к которому годен

Стихотворение Некрасова посвящено, пожалуй, одному из самых важных событий 19 века – отмене крепостного права (1861 г.). Произведение носит торжественный характер, лирический герой ликует при виде ребёнка, рождённого уже в свободное время. Ведь теперь он может выбирать свой жизненный путь сам, он не обязан следовать никаким правилам, он свободен от уз крепостничества и теперь сам будет строить свою судьбу – именно это автор находит самым важным в жизни каждого человека. Несмотря на то, что в середине стихотворения поэт упоминает о том, что «на место сетей крепостных люди придумали много иных», он все равно уверен, что общество наконец встало на истинный путь, и скоро все люди смогут назвать себя по-настоящему свободными, а значит, счастливыми.

Федор Тютчев, «Silentium»

Лишь жить в себе самом умей –
Есть целый мир в душе твоей

Лирический герой в стихотворении Тютчева находит свободу не во вне, не в окружении, а в самом себе. Он призывает нас к молчанию, ведь внутри каждого из нас существует отдельный мир, в котором можно обрести истинное счастье. Чтобы не потерять эту гармонию и независимость, нужно скрывать свои чувства, не позволять другим разрушить душевный покой и, тем самым, ограничить свободу. Кроме того, люди, которые любят распространяться о своих переживаниях, становятся скованными общественным мнением и самим фактом его необходимости в их личной жизни. От этой зависимости Тютчев нас предостерегает.

Михаил Лермонтов, «Три пальмы»

Когда же на запад умчался туман,
Урочный свой путь совершал караван;
И следом печальным на почве бесплодной
Виднелся лишь пепел седой и холодный;
И солнце остатки сухие дожгло,
А ветром их в степи потом разнесло.

Стихотворение Лермонтова «Три пальмы» представляет собой восточное сказание о трёх пальмах, которые молились о том, чтобы их кто-нибудь увидел, но когда Бог услышал их просьбу и прислал к ним странников, они безжалостно их срубили. Произведение наталкивает читателя на мысль, что свободным человек может быть лишь в одиночестве. Любое общество ограничивает индивида, не даёт ему свободы выбора, мнения, действий. Только в уединении можно остаться честным по отношению к себе и обрести желанную волю выбирать и решать за себя, что лучше, а не искать истину в пересудах и перебранках.

Интересно? Сохрани у себя на стенке!

Сочинение

Свобода – одна из наивысших человеческих ценностей, и тем она дороже для человека, чем сильнее он чувствует ее недостаток. Для поэта, человека, который воспринимает все, что его окружает, острее других, свобода во всех ее проявлениях является одним из основных источников вдохновения.

Пушкин прошел несколько этапов в осознании своего идеала свободы, о чем свидетельствует его творчество. Смена этих этапов в целом совпадает с поворотными моментами в его личной судьбе, первый из которых – время учебы в Царскосельском лицее.

Это действительно поворотный момент, потому что в Лицее Пушкин впервые проявил свой талант. Молодость – время веселья, радости, а потому не удивительно, что в лицейский период в творчестве Пушкина появляются эпикурейские мотивы, связанные со стремлением к веселью, радости, наслаждению жизнью. Так возникает понимание свободы в духе эпикурейской проповеди свободы проявления человеческих чувств:

Наслаждайся, наслаждайся;

Чаще кубок наливай;

Страстью пылкой утомляйся

И за чашей отдыхай!

С другой стороны, в это время огромное влияние на Пушкина оказывали просветительские идеи его преподавателей, а потому не удивительно, что в его ранней лирике появляются стихотворения, в которых свобода понимается как общественно-политическая категория. Так в стихотворении 1815 года «Лицинию» в качестве идеала свободы выступает Римская республика: «Я сердцем римлянин; кипит в груди свобода». Рабство Пушкин представляет как всеразрушающее явление, способное уничтожить даже великий Рим: «Предвижу грозного величия конец». Разоблачая человеческие пороки, в конечном счете, ведущие к рабству, поэт предостерегает от повторения прежних ошибок. Свой суровый приговор он произносит в финале стихотворения: «Свободой Рим возрос, а рабством погублен».

Подобные идеи разделяли те пушкинские современники, которые потом вошли в декабристские общества. Показательно, что среди них были и ближайшие друзья поэта, его товарищи по Лицею – Иван Пущин, Вильгельм Кюхельбекер и другие. Можно сказать, что молодое поколение мечтало о свободе, делало все возможное, чтобы приблизить ее, сделать реальной для России. Вот почему с таким воодушевлением молодежь принимала стихи Пушкина, которые в столь яркой и удивительно точной поэтической форме отражали настроения молодого поколения.

Выйдя из Лицея, в Петербурге Пушкин продолжает развивать тему гражданской свободы. Тесное общение с представителями тайных обществ окончательно формирует пушкинский идеал свободы в этот период его творчества. В 1817 году он пишет оду «Вольность», где напрямую обращается к «Владыкам». Поэт восхваляет закон как надежную гарантию справедливых взаимоотношений между народом и правительством. Закон должен, по мнению Пушкина, побороть «неправедную власть» и «преступную секиру». Поэт обращается к истории, рассказывая о гибели Людовика и Павла как пример того, что происходит, если законы попираются – не важно, какие мотивы при этом движут людьми, результат всегда будет ужасен. Вот почему он призывает государей первыми склониться перед законом, дабы стали «вечной стражей трона / Народа вольность и покой».

В стихотворении «Лицинию» и оде «Вольность» Пушкин говорит о свободе и деспотизме вообще. Но в дальнейшем он концентрирует свое внимание на ситуации в России, то есть его идеал свободы приобретает патриотический характер. Например, создание стихотворения «Сказки. Ноэль» 1818 года связано с разочарованием в политике Александра 1. В основе стихотворения лежит речь Александра на польском сейме и его обещание дать народу конституцию, которое он впоследствии так и не выполнил. Стихотворение написано в сатирическом жанре, а сама фигура Александра обрисована с едкой иронией.

Примечательно, что именно в это время у Пушкина появляются стихотворения, в которых он высказывает крайне радикальные идеи, что вообще было для него не очень характерно. Так в стихотворении того же года «К Чаадаеву» присутствует мысль о возможности насильственного свержения царской власти. В последних строчках стихотворения речь идет об «обломках самовластья», и более того, в качестве непосредственных участников слома государственной системы выступает сам поэт и его друзья:

Товарищ, верь: взойдет она,

Звезда пленительного счастья,

Россия вспрянет ото сна,

И на обломках самовластья

Напишут наши имена!

В то же время стихотворение «К Чаадаеву» очень интересно и по форме выражения его идеи. Гражданские мотивы соединяются в нем с самыми личными чувствами человека. Здесь прослеживаются тенденции к соединению понятия свободы как политической и романтической категорий:

Мы ждем с томленьем упованья

Минуты вольности святой,

Как ждет любовник молодой

Минуты верного свиданья.

Вот почему стало возможным стихотворение, обращенное к другу, реальному человеку – Петру Яковлевичу Чаадаеву, – сделать призывом ко всем молодым людям, разделяющим идеи свободомыслия.

В основе этих идей лежала мысль о необходимости провести в России скорейшие преобразования и прежде всего избавить страну от позора крепостного рабства. Этой теме также посвящает свои стихи Пушкин. Наиболее известное из них – стихотворение «Деревня» 1819 года. Оно очень интересно по своей композиции. Оно резко делится на две части: в первой представлен элегический деревенский пейзаж, на фоне которого «друг человечества» предается поэтическому вдохновению. Вторая часть написана как политический памфлет, в котором точными и яркими красками рисуются ужасные приметы крепостного права: «рабство тощее», «барство дикое», которое присваивает себе «насильственной лозой и труд, и собственность, и время земледельца».

Вид столь плачевного состояния народа «омрачает душу» поэта, вызывает гневные строки и стремление привлечь внимание к этой ужасной стороне российской действительности: «О, если б голос мой умел сердца тревожить!» – восклицает поэт. Хотя он понимает, что освободить страну от крепостного права может воля царя, поэт вряд ли верит в Александра, и чувство безысходности выливается в печальные строки:

Увижу ль, о друзья! народ неугнетенный

И рабство, падшее по манию царя,

И над отечеством свободы просвещенной

Взойдет ли наконец прекрасная заря?

Этот заключительный вопрос так и остается безответным, что вызывает пессимистические настроения у поэта, особенно тогда, когда он за свои вольнолюбивые стихи был сослан в ссылку на Юг. Именно здесь в поэзии Пушкина начинают преобладать романтические тенденции, а вместе с ними меняется и представление о свободе.

Именно на юге, в период расцвета романтизма в поэзии Пушкина, свобода становится едва ли не основной темой его творчества. Но теперь на первый план выходит идея свободы отдельной романтической личности, а не гражданская или политическая свобода, необходимая всему обществу. Причиной тому служит разочарование в своих прежних идеалах и главное – неверие в возможность их осуществления.

Уже в стихотворении «Деревня» звучали слова сожаления поэта о том, что он не может разбудить в сердцах людей чувство долга перед своим народом и перед собой. Печальным осознанием истинных причин этого наполнено стихотворение «Свободы сеятель пустынный…» 1823 года. Пушкин признает несвоевременность своих призывов к борьбе за свободу: «Я вышел рано, до звезды». Более того, поэт сомневается в том, что «дары свободы» вообще нужны людям:

К чему стадам дары свободы?

Их должно резать или стричь.

Наследство их из рода в роды

Ярмо с гремушками да бич.

Вольнолюбивые мотивы теперь становятся у Пушкина романтической мечтой о воле, стремлением вырваться из тюрьмы – ведь он сам ощущает себя изгнанником, узником. В стихотворении «Узник» поэт сравнивает себя с «вольной птицей», молодым орлом, который сидит за решеткой и мечтает вырваться на свободу, улететь

Туда, где за тучей белеет гора,

Туда, где синеют морские края,

Туда, где гуляем лишь ветер … да я!..

Так поэт находит романтические символы свободы: то придает ей вид орла, то растворяет ее в «свободной стихии» или среди пейзажей Кавказа. Так или иначе, узник – это он сам.

Но все меняется, и вот уже вслед за Южной ссылкой приходит ссылка в Михайловское, а романтические пейзажи сменяет реалистическое описание красоты природы среднерусской полосы. Не мог не измениться при этом и пушкинский идеал свободы, что находит отражение в его дальнейшем творчестве.

В Михайловском Пушкин перерастает романтизм, а со смертью Байрона в 1824 году решает, что для него романтизм мертв. Венчающим южную ссылку и романтический период творчества является стихотворение «К морю» 1824 года. Прощаясь с югом, морем и романтизмом, автор вспоминает двух романтических гениев – Байрона и Наполеона. Именно поэтому, помимо основной темы стихотворения – свободы в ее романтическом понимании, – важное место здесь занимает тема времени и памяти:

Прощай же море! Не забуду

Твоей торжественной красы

И долго, долго помнить буду

Твой гул в вечерние часы.

Начатое в Одессе и законченное в Михайловском, «К морю» считается этапным стихотворением. В последующие периоды творчества в пушкинском представлении об идеале свободы будут преобладать черты, определяемые осмыслением реальной действительности, жизни, окружающей поэта. Однако, романтизм не мог просто взять и исчезнуть. Завершая в Михайловском работу над поэмой «Цыганы», Пушкин выносит приговор как романтическому герою, так и романтическому идеалу свободы:

Ты для себя лишь хочешь воли.

Оставь нас, гордый человек!

Теперь поэта занимает вопрос о свободе и тирании в реально-историческом плане. С ним связана написанная в 1825 году в Михайловском трагедия «Борис Годунов», с которой берет отсчет русский реализм. В ней Пушкин по-новому рассматривает вопрос о взаимоотношении народа и власти и приходит к выводу, что власть сильна «мнением народным». В то же время народ здесь предстает как пассивная сила, которой еще предстоит осознать свои возможности. И вскоре события в Петербурге 14 декабря 1825 года и то, что за ними последовало, подтвердило сомнения Пушкина в готовности народа к переменам. А это значило, что необходимо по-новому осмыслить и пути достижения свободы.

По возвращении из ссылки Пушкин долго размышлял над уроками декабристского восстания, казнь и изгнание участников которого по иронии судьбы совпали с освобождением самого поэта. Он приходит к выводу, что свобода и насилие несовместимы.

Идеал свободы остается для поэта главной ценностью: «Я гимны прежние пою», – заявляет он в стихотворении «Арион» 1827 года. Оно написано в связи с годовщиной казни декабристов, а за основу взята легенда об Арионе – греческом поэте и музыканте. Однако то, что лишь он был «на берег вынесен грозою», заставляет поэта с философской точки зрения задуматься над понятием «свобода», над способами ее достижения и ценой, которую приходится платить.

Теперь он возлагает все надежды на справедливость и милосердие царя. В 1826 г. Пушкин пишет стихотворение «Стансы», обращенное к Николаю I. Поэт призывает царя во всем быть похожим на «пращура», то есть на Петра I:

Во всем будь пращуру подобен:

Как он, неумолим и тверд,

И памятью, как он, незлобен.

Последние строчки – это просьба за декабристов, просьба о прощении. Годом позже из под пера поэта выходит стихотворение «Во глубине сибирских руд…», которое Пушкин, рискуя навлечь на себя царский гнев, отправляет в Сибирь. Однако тема стихотворения – это не возврат к прежнему идеалу свободы, как может показаться на первый взгляд. На самом деле это тема верности друзьям, тема надежды и милосердия. Образ меча в этом стихотворении – не символ грозного оружия, необходимого в борьбе за свободу, а символ достоинства и чести, которая должна быть возвращена ссыльным декабристам милосердным царем, разделяющим идеалы свободы как необходимого условия процветания государства.

Философская трактовка идеала свободы характерна для позднего творчества Пушкина. В эти годы идеал свободы в пушкинском понимании вливается в систему общечеловеческих ценностей и уже не выступает в его творчестве как чисто политическая категория. Стихотворение «Анчар» 1828 года – одно из ярких тому свидетельств.

В нем Пушкин рисует образ зла как вечную проблему человеческого существования на земле. Анчар – «древо смерти», к которому «и птица не летит, и тигр нейдет». Но человек нарушает извечные законы природы, позволяющие изолировать зло. Тиран посылает своего раба к анчару, потому что он владыка, полностью распоряжающийся не только свободой, но и жизнью покорного ему раба. Но абсолютная, ничем не ограниченная свобода одного оказывается столь же гибельна как и полная покорность и абсолютная зависимость другого. Пушкин выносит приговор обоим, потому что оба они являются виновниками того, что зло распространяется в мире. Раб умирает «у ног непобедимого владыки», но яд анчара, принесенный им, понесет смерть тысячам других людей.

В 30-е годы завершается творческий путь поэта, а вместе с ним и почти двадцатилетний поиск своего идеала свободы. В сонете «Поэту» 1830 года он провозглашает свободу творчества как одну из важнейших составляющих этого идеала, как то, без чего поэт не может существовать и творить:

Дорогою свободной

Иди, куда влечет тебя свободный ум,

Усовершенствуя плоды любимых дум,

Не требуя наград за подвиг благородный.

Они в самом тебе. Ты сам свой высший суд;

Всех строже оценить умеешь ты свой труд.

Ты им доволен ли, взыскательный художник?

Доволен? Так пускай толпа его бранит.

В одном из последних своих стихотворений «(Из Пиндемонти») 1836 года Пушкин отказывается видеть в политической свободе то, что действительно нужно свободной личности: «Недорого ценю я громкие права», – утверждает он, перечисляя понятия, с которыми обычно связываются представления о демократических свободах. Это происходит потому, что, по мнению поэта, это всего лишь «слова, слова, слова».

Вместе с тем Пушкин определяет здесь целую программу жизни, в которой главное – подлинная свобода человеческой личности:

Зависеть от царя, зависеть от народа –

Не все ли нам равно? Бог с ними. Никому

Отчета не давать, себе лишь самому

Служить и угождать; для власти, для ливреи

Не гнуть ни совести, ни помыслов, ни шеи;

По прихоти своей скитаться здесь и там,

Дивясь божественным природы красотам

И пред созданьями искусств и вдохновенья

Трепеща радостно в восторгах умиленья,

Вот счастье! Вот права…

Итог всему своему творчеству Пушкин подводит в стихотворении «Я памятник себе воздвиг нерукотворный…», написанном 21 августа 1836 г. Примечательно, что именно в этом итоговом стихотворении тема свободы вновь возвращается к признанию необходимости гражданской позиции, но при этом она соединяется с темой милосердия:

И долго буду тем любезен я народу,

Что чувства добрые я лирой пробуждал,

Что в мой жестокий век восславил я свободу

И милость к падшим призывал.

Так в ходе естественной эволюции и глубочайших размышлений Пушкин приходит к новому пониманию свободной жизни. В ней выбор человека ничем не ограничен, его дух не угнетен и не унижен. нетен и не унижен. В ней каждый имеет право наслаждаться природой, созданной Богом, и произведениями людей, вдохновленных им. И, как мне кажется, такое представление о свободе отвечает духу нашего времени, идее прав личности, которые в современной системе ценностей признаются главенствующим началом.

2024 english-speak.ru. Изучение английского языка.