Что влияет на становление личности. Любая генетическая особенность – ваша неповторимая изюминка. Улучшаем воздействие со стороны

Усовершенствование себя происходит благодаря многим жизненным моментам и обстоятельствам, но каждый способен на них в какой-то мере повлиять. Зная основные факторы влияющие на развитие личности легко построить свой путь к самосовершенствованию. Также многие факторы и предпосылки развития личности важны при уходе за ребёнком, если вы хотите вырастить из него достойную особу и многогранную развитую личность.

Личностное становление – процесс довольно долгий и не всегда зависящий напрямую от самого человека. Существуют различные факторы, определяющие развитие личности. Их необходимо знать для дальнейшего индивидуального роста и собственного развития, ведь опираясь на них, можно помочь любой персоне стать намного лучше.

Важно знать! Снижение зрения приводит к слепоте!

Для коррекции и восстановления зрения без операции наши читатели используют набирающий популярность ИЗРАИЛЬСКИЙ OPTIVISION - лучшее средство, теперь доступно всего за 99 руб!
Тщательно ознакомившись с ним, мы решили предложить его и вашему вниманию...

Основные факторы влияющие на развитие личности

Само слово “фактор” несёт в себе интересное значение, ведь в переводе с латинского языка оно буквально обозначает “движущий”, “производящий”. То есть в этом вопросе мы выявляем основные производные процесса саморазвития, узнаём, что же им движет и почему.

Важно отметить, что выделяют сразу несколько факторов развития личности в психологии. Именно от них и идёт весь процесс личностного взросления.

К факторам развития личности относятся:

1. Внутренние;
2. Внешние;
3. Биологические;
4. Социальные.

Именно эти факторы, определяющие развитие личности располагаются на пути становления индивида на протяжении всей его жизни. Опираясь на них можно понять те или иные его задатки и способности, а также уровень психологического и духовного восприятия.

1. Внутренние моменты

К внутренним факторам развития и формирования личности относят собственную активность индивидуума. То есть его восприятие окружающего мира, основанное на разных мотивах, например, на интересах, симпатиях и антипатиях. Роль данного факторы развития личности человека заключается в его самовоспитании. Сюда же можно отнести личные стремления субъекта к чему-либо, его отношение к порядкам и уставам.

2. Внешние обстоятельства

Если же рассматривать более подробно внешние факторы и предпосылки развития личности, то к ним можно смело отнести родительское и педагогическое воспитание, и даже всю образовательную систему современного социума в целом. Не нужно путать внешние факторы развития личности человека и социальные, несмотря на то, что они действительно стоят рядом друг с другом.

3. Общественное воспитание

К общественным движкам индивидуального стремления к совершенствованию относится среда обитания каждой персоны и, конечно же, её окружение, и взаимодействие (общение) с ними. Также здесь немало важную роль играет набор опыта индивидуума у старшего поколения, его самоидентификация, как личности и принадлежность к какой-либо культуре, религии или даже профессии.

4. Наследственность и генетика

И не менее значимым в становлении людей индивидуальностями будет выступать биологический аспект. К нему в первую очередь относится наследственность, передаваемая через ДНК родителей и предшествующих кровных поколений. На генетическом уровне ребёнку от его родителей передаются некоторые врождённые черты характера и задатки (таланты), который он впоследствии всего жизненного пути может развивать.

К сожалению, генетика может сыграть и злую шутку с индивидуумом, передав ему наследственные заболевания и отклонения от установленных правильных норм. Например, некоторые физические недостатки и нарушения могут также оказаться частью наследственности, и они сильно отражаются на самооценке любой персоны.

Важные моменты в зарождении личностных качеств

Как же повлиять на успешное становление человека в жизни, опираясь на факторы и предпосылки развития личности? Очень просто! Попытаться сделать максимально комфортным его нахождение в обществе и предоставить ему помощь в самореализации.

Улучшаем воздействие со стороны

Если брать во внимание внешние причины, то стоит постараться окружить особу должным вниманием и заботой, постараться дать ей правильное воспитание и обеспечить адекватное окружение, на поведение которого можно ровняться.

Здесь основное развитие закладывается ещё в детские годы, и во многом зависит от трудов родителей, родственников и преподавателей. Из-за ошибок в духовном обучении детей, часто рушится их счастливое будущее или зарождаются комплексы, которые мешают им реализоваться в обществе.

Что же касается более зрелого возраста, то тут уже для самосовершенствования потребуется куда больше сил и отваги, ведь придётся в корне пересмотреть некоторые свои действия и понять, правильны ли они, или же требуют некоторых корректировок.

Жёсткая самодисциплина

Если же брать внутренние индивидуальные причины, то здесь мало чем получиться оказать влияние на индивида. Ведь здесь значимую роль играет самовоспитание, дисциплина и внутренний контроль самого человека. В данном случае вся ответственность за перестройку своих мыслей и действий, да и всего восприятия мира в целом ложится именно на его плечи.

Вплотную занимаясь воспитанием ребёнка с самого его рождения, можно помочь обрести ему некоторые внутренние “двигатели” в познании мира и повысить его активность восприятия. Делается это через развивающие игры, приучение его к труду и помощи взрослым.

Любая генетическая особенность – ваша неповторимая изюминка

Что же касается биологических факторов развития и формирования личности, то здесь стоит учитывать генетические особенности и предпосылки индивида. Если быть точнее, то стоит заранее позаботиться о том, чтобы некоторые наследственные заболевания не обострились или в принципе не дали о себе знать.

Здесь понадобиться профилактика и более тщательная забота о здоровье и психическом состоянии. Если же смотреть с позитивной точки зрения, то положительные генетические предрасположенности лучше всего наоборот развивать. Со временем эти способности смогут преобразоваться в талант и помочь в самореализации человека.

Роль общественного мнения в зарождении личности

Важную роль в зарождении индивидуальности играет социальная среда. Каждый из нас живёт в обществе, поэтому необходимо научиться взаимодействовать с ним. Чтобы реализоваться и здесь потребуются вырабатываемые навыки коммуникации. Их легко можно достичь с помощью частого прямого общения с окружающими людьми. В детском возрасте это может быть общением с родителями, впоследствии с учителями и друзьями.

Этот фактор развития личности человека также можно улучшить и во взрослом возрасте. Например, пересмотреть свой круг общения, методом наблюдения понять, как он на вас влияет и несёт ли в себе то развитие, к которому вы стремитесь.
Социальный фактор состоит из влияния общества на человека. Это может быть политическая ситуация в стране, где обитает индивид, или же его религиозные предпочтения, влияние средств массовой информации и общественных норм и порядков.

Что делает нас собой?

Стоит понимать, что факторы, определяющие развитие личности важны в процессе самосовершенствования. Невозможно добиться роста, если даже один из них страдает. То есть, если вы находитесь в плохом коллективе, который негативно влияет на вас, мешая в достижении значимых целей, то сразу возникает вопрос, а правильный ли выбор вы сделали?

Человек сам строит свой путь

Помимо контроля и обучения, очень важно, чтобы индивидуум сам хотел развиваться и стремился к улучшению своих уже имеющихся навыков. В большинстве случаев он сам определяет своё будущее, постоянно совершая выбор. То есть, человек выбирает свои политические и духовные предпочтения, увлечения и симпатии, это и превращает его в личность. А дальнейшие факторы и предпосылки развития личности помогают ему в этом.

О чём свидетельствует психологическая зрелость?

Когда субъект ставит себя как полноценную личность, то это заметно по его поведению. Например, это ярко проявляется в способности совершать выбор, самостоятельно исполнять поручения и выполнять работу.

Развитие и совершенствование личностных качеств происходит на протяжении всей жизни. По мнению одних ученых, личность формируется в соответствии с врожденными задатками и способностями, а социум играет лишь незначительную роль. Представители другой точки зрения считают, что человек является продуктом, который формируется в процессе взаимодействия с окружающим миром, а любые врожденные качества могут изменяться под воздействием окружающих факторов.

Биологические факторы развития личности

К биологическим факторам формирования личности относятся особенности, получаемые ребенком в процессе внутриутробного развития. Они обусловлены множеством внешних и внутренних причин. Плод не воспринимает мир напрямую, но непрерывно находится под влиянием чувств и эмоций своей мамы. Поэтому происходит «регистрация» первых сведений об окружающем мире.

Немаловажная роль отводится и генетическим факторам. Считается, что наследственность является основой для формирования личности. К ним относятся:
- способности;
- физические качества;
- тип и специфика нервной системы.
Генетикой объясняется индивидуальность каждого человека, его отличие от других.

В дальнейшем, после рождения, на формирование личность оказывают влияние кризисы возрастного развития. Именно в эти периоды происходит перелом, когда одни качества теряют свою актуальность, а на их месте появляются новые.

Социальные факторы формирования личности

Формирование личности происходит поэтапно, при этом стадии имеют общие черты у всех людей. Прежде всего, оказывает влияние воспитание, которое человек получает в детстве. От него зависит дальнейшее восприятие всего окружающего. Д.Б. Эльконин утверждал, что уже на первом году жизни у ребенка формируется «базальное доверие или недоверие к окружающему миру». В первом случае ребенок выбирает для себя позитивный компонент, который гарантирует здоровое развитие личности. Если задачи первого года остались нерешенными, формируется базальное недоверие к миру, появляются комплексы, стыд.

На формирование личности оказывает влияние и общество, когда происходит принятие и осознание собственной роли. Социализация длится всю жизнь, но ее главные этапы проходят в молодом возврате. Формирование личности в процессе общения осуществляется через подражание, развитие идеалов и самостоятельности. Первичная в семье, а вторичная - в социальных институтах.

Таким образом, на процесс формирования личности оказывают влияние наследственные факторы и неповторимые условия той микросреды, в которой человек находится.

Источники:

Воспитание личности - это долгий и трудоёмкий процесс, влияние на который возможно вплоть до 23 лет. Однако основу для воспитания нужно заложить в малыша до четырехлетнего возраста. Обычно всё вложенное в дитя до этого возраста выходит наружу уже в зрелом возрасте.

Процесс

Для обеспечения своих детей психологическим здоровьем, родителям нужно полностью удовлетворить детские потребности в играх с взрослыми. Малышам от года до двух надо заниматься любыми предметными играми (погремушки, матрёшки и другое). В возрасте от полтора до трех лет полезнее всего будут ролевые игры, к примеру уход за куклами, игрушками. Дети старше трех лет с удовольствием играют в ролевые игры с сюжетом (игры в магазин, больницу, школу или что нибудь на подобие)


Большую роль в успешном воспитании детей играет дисциплина. Здесь важно знать, как правильно воспитывать детей без крика, поскольку малыши возрастом до трех лет совсем не понимают смысл своих поступков. Они познают мир при помощи своего непослушания. Именно поэтому любые наказания, в том числе и подзатыльники, крики, не принесут положительных результатов, а только напротив спровоцируют развитие агрессии и зобы в более взрослом возрасте.


Также часто встречается противоречивость родителей в их поступках. Во время плохого настроения малышу влетает через малейшие погрешности, когда же настроение хорошее, то те поступки попросту не замечаются. Исходя из такого поведения родителей, дети не могут усвоить какие их действия хорошие, а какие плохие.

Как правильно воспитывать ребёнка?

Первое и главное - это никогда не ставить себя выше своих детей. Грозных преподавателей они ещё успеют повидать. Задача хорошего родителя - быть другом и партнёром. Если ребёнок полностью уважает родителей, то они автоматически заслуживают уважение с его стороны, которое многие хотят получить с наказаниями и криком.


Второе - важно иметь огромное количество терпения и научится не кричать на детей. Запомните - за плохие поступки не надо наказывать и кричать во весь голос. Гораздо лучше поговорить, узнать причины и почему именно те или другие дейтвия считаются плохими. Чаще всего дети совершают глупости лишь для привлечения внимания со стороны взрослых.


И к концу надо отметить главный секрет успешного воспитания детей - внушайте своим чадам веру в себя. Помните, что они нуждаются в поддержке каждю секунду своей жизни. Чаще говорите им фразы «Я горжусь тобой», «Я в тебя верю», «Ты сможешь», это поможет ребёнку рости сильным и уверенным в себе и своих силах.

Главнейшим этапом становления личностных качеств человека является собственно формирование его личности. Причем формирование личности человека начинается очень рано, с младенческого возраста, и продолжается всю жизнь.

Вам понадобится

  • Книги по психологии личности, компьютер с подключенным интернетом.

Инструкция

Личностью не рождаются, личностью становятся. Личностными являются не те качества, которые заложены в человеке генетически, а те, которые приобретаются в течение жизни в порядке научения, в результате жизненного опыта и социального становления. Эти качества начинают формироваться очень рано, в младенчестве и младшем дошкольном возрасте, в этот период закладываются те свойства человека, которые станут сопровождать его всю дальнейшую жизнь и будут составлять основу его личности. Далее важнейший этап формирования личности приходится на подростковый возраст, но этот процесс никогда не заканчивается, продолжаясь всю сознательную жизнь человека. Чтобы стать и оставаться полноценной личностью, необходимо постоянно работать над собой.

Несмотря на то, что личность в основном формируется в ходе общения с другими людьми, на процесс формирования личности действует ряд факторов:

В первую очередь на формирование личности оказывают влияние генетические особенности индивида, полученные им при рождении. Наследственные черты являются базой для формирования личности. Такие наследственные качества индивида, как способности или физические качества, накладывают отпечаток на его характер, способ восприятия окружающего мира и оценки других людей. Биологическая наследственность во многом объясняет индивидуальность личности, ее отличие от других индивидов, так как не существует двух одинаковых индивидов с точки зрения их биологической наследственности.

Вторым фактором, оказывающим влияние на формирование личности человека, является влияние физического окружения. Очевидно, что окружающая нас природная среда постоянно воздействует на наше поведение, участвует в формировании человеческой личности. Например, мы связываем с влиянием климата возникновение цивилизаций, племен, отдельных групп населения. Люди, выросшие в разном климате, отличаются друг от друга. Наиболее ярким примером тому является сравнение горных жителей, жителей степей и людей, населяющих джунгли. Природа постоянно влияет на нас, и мы должны отвечать на это влияние через изменение своей личностной структуры.

Третьим фактором формирования личности человека принято считать влияние культуры. Любая культура обладает определенным набором социальных норм и разделяемых ценностей. Этот набор является общим для членов данного общества или социальной группы. По этой причине представители каждой культуры должны проявлять терпимость по отношению к этим нормам и системам ценностей. В связи с этим возникает понятие модальной личности, воплощающей в себе те общекультурные ценности, которые общество прививает своим членам в ходе культурного опыта. Таким образом, современное общество с помощью культуры стремится сформировать социабельную личность, легко идущую на социальные контакты, готовую к сотрудничеству. Отсутствие таких эталонов ставит человека в положение культурной неопределенности, когда он не осваивает основных культурных норм общества.

Четвертым фактором, формирующим личность человека, является влияние социального окружения. Следует признать, что этот фактор можно считать основным в процессе формирования личностных качеств индивида. Влияние социального окружения осуществляется через процесс социализации. Социализация представляет собой процесс, посредством которого индивидом усваиваются (интернализуются) нормы его группы таким образом, что через формирование собственного Я проявляется уникальность данного индивида или личности. Социализация личности может принимать различные формы. Например, наблюдается социализация через подражание, учет реакций других людей, об общение разных форм поведения. Социализация может быть первичной, то есть протекающей в первичных группах, и вторичной, то есть протекающей в организациях и социальных институтах. Неудачная социализация индивида к групповым культурным нормам может привести к конфликтам и социальным отклонениям.

Пятым фактором, формирующим личность индивида в современном обществе, следует считать индивидуальный опыт человека. Сущность воздействия этого фактора заключается в том, что каждый че ловек попадает в разные ситуации, в ходе которы он испытывает влияние других людей и физического окружения. Последовательность таких ситуаций является уникальной для каждого человека и ой ориентируется на будущие события, исход из положительного и отрицательного восприятия прошлых ситуаций. Уникальный индивидуальный опыт представляет собой один из самых значимых факторов формирования личности человека.

Что из себя представляет процесс формирования личности?

Личность и процесс ее формирования – это феномен, который редко истолковывается одинаково разными исследователями по данному направлению.

Формирование личности – процесс, который не заканчивается на определенном этапе человеческой жизни, а длится постоянно. Термин «личность» довольно многогранное понятие и поэтому не существует двух одинаковых трактовок этого термина. Несмотря на то, что личность в основном формируется в ходе общения с другими людьми, факторы, влияющие на формирование личности, оказываются в процессе ее становления .

Существует два кардинально разных профессиональных взгляда на явление человеческой личности. С одной точки зрения формирование и развитие личности обуславливается ее врожденными качествами и способностями, а социальное окружение при этом мало влияет на данный процесс. С другой точки зрения личность формируется и развивается в ходе социального опыта, а внутренние черты и способности личности при этом играют небольшую роль. Но, несмотря на различие взглядов, все психологические теории личности сходятся в одном: формироваться личность человека начинает уже в раннем детстве и продолжается всю жизнь .

Какие факторы оказывают влияние на личность человека?

Существует множество аспектов, изменяющих личность. Ученые уже много времени занимаются их изучением и приходят к выводу, что в формировании личности задействована вся окружающая среда, вплоть до климата и географического положения. На становление личности оказывают влияние внутренние (биологические) и внешние (соци­альные) факторы.

Фактор (от лат. factor — делающий — производящий) — причина, движущая сила какого-либо процесса, явления, определяющая его характер или отдельные его черты.

Внутренние (биологические) факторы

Из биологических факторов основное влияние оказывают генетические особенности индивида, полученные им при рождении. Наследственные черты являются базой для формирования личности. Такие наследственные качества индивида, как способности или физические качества, накладывают отпечаток на его характер, способ восприятия окружающего мира и оценки других людей. Биологическая наследственность во многом объясняет индивидуальность личности, ее отличие от других индивидов, так как не существует двух одинаковых индивидов с точки зрения их биологической наследственности.

Под биологическими факторами понимается передача от родителей к детям определенных качеств и особенностей, заложенных в его генетическую программу. Данные генетики дают возможность утверждать, что свойства организма зашифрованы в своеобразном генетическом коде, хранящем и передающем эту информацию о свойствах организма.
Наследственная программа развития человека обеспечивает, прежде всего, продолжение человеческого рода, а также развитие систем, помогающих организму человека приспосабливаться к изменению условий его существования.

Наследственность — свойство организмов передавать от родителей к детям определенные качества и особенности.

По наследству от родителей к детям передаются:

1) анатомо-физиологическая структура

Отражает видовые признаки индивида как представителя человеческого рода (задатки речи, прямохождения, мышления, трудовой деятельности).

2) физические данные

Внешние расовые признаки, особенности телосложения, конституции, черты лица, цвет волос, глаз, кожи.

3) физиологические особенности

Обмен веществ, артериальное давление и группа крови, резус-фактор, стадии созревания организма.

4) особенности нервной системы

Строение коры головного мозга и его периферических аппаратов (зрительного, слухового, обонятельного и др.), своеобразие нервных процессов, обусловливающее характер и определенный тип высшей нервной деятельности.

5) аномалии в развитии организма

Дальтонизм (частичная цветовая слепота), «заячья губа», «волчья пасть».

6) предрасположенность к некоторым заболеваниям наследственного характера

Гемофилия (болезни крови), сахарный диабет, шизофрения, эндокринные paccтройства (карликовости и др.).

7) врожденные особенности человека

Связаны с изменением генотипа, приобретенные вследствие неблагоприятных жизненных условий (осложнения после болезни, физические травмы или недосмотр при развитии ребенка, нарушение режима питания, труда, закаливания организма и т. д.).

Задатки — это анатомо-физиологические особенности организма, яв­ляющиеся предпосылками развития способностей. Задатки обеспечивают предрасположенность к той или иной дея­тельности.

1) общечеловеческие (строение мозга, центральной не­рвной системы, рецепторов)

2) индивидуальные (типологические свойства нервной системы, от которых зависит скорость образования времен­ных связей, их прочность, сила сосредоточенного внима­ния, умственная работоспособность; особенности строения анализаторов, отдельных областей коры головного мозга, органов и др.)

3) специальные (музыкальные, художественные, математи­ческие, лингвистические, спортивные и другие наклоннос­ти)

Внешние (соци­альные) факторы

На развитие человека влияет не только наследственность, но и среда.

Среда — эта реальная дей­ствительность, в условиях которой происходит развитие человека (географиче­ская, национальная, школьная, семейная; социальная среда — обще­ственный строй, система производственных отношений» материальные условия жизни, характер протекания производственных и социальных процессов и пр.)

Всеми учеными признается влияние сре­ды на формирование человека. Не совпадают лишь их оцен­ки степени такого влияния на формирование личности. Это связано с тем, что абстрактной среды не существует. Есть конкретный общественный строй, конкретное ближнее и дальнее окружение человека, конкретные условия жизни. Понятно, что более высокий уровень развития достигается в той среде, где созданы благоприятные условия.

Общение является важным фактором, влияющим на развитие человека .

Общение — это одна из универсальных форм активности личности (наряду с познанием, трудом, игрой), проявляющаяся в установлении и развитии контактов между людьми, в формировании межличностных отно­шений. Личность формируется только в общении, взаимодей­ствии с другими людьми. Вне человеческого общества ду­ховное, социальное, психическое развитие происходить не может.

Кроме перечисленных выше важным фактором, оказы­вающим влияние на формирование личности, является воспитание.

Воспитание - это процесс целенаправленной и сознательно контролируемой социализации (семейное, религиозное, школьное воспитание), выступающее своеобразным механизмом управления процессами социализации.

На развитие личностных качеств большое влияние ока­зывает коллективная деятельность.

Деятельность – форма бытия и способ существования человека, его активность, направленная на изменение и преобразование окружающего мира и самого себя. Ученые признают, что, с одной стороны, при определенных условиях коллек­тив нивелирует личность, а с другой стороны, развитие и проявление индивидуальности возможно только в коллективе. Такая деятельность способствует проявлению , незаменима роль коллектива в формировании идейно-нравственной ориентации личности, ее гражданской позиции, в эмоциональном развитии.

В формировании личности велика роль самовоспитания.

Самовоспитание — воспитание себя, работа над своей личностью. Оно начинается с осознания и принятия объективной цели как субъективного, желательного мотива своих действий. Субъективная постановка цели поведения порождает сознательное напряжение воли, определение плана деятельности. Осуществление этой цели обеспечивает развитие личности .

Организовываем воспитательный процесс

Решающее значение в развитии личности человека играет воспитание. Из экспериментов следует, что развитие ребёнка обуславливается различными видами деятельности. Поэтому для успешного развития личности ребёнка, необходима разумная организация его деятельности, правильный выбор её видов и форм, осуществление, систематического контроля над ней и результатами.

Виды деятельности

1. Игра - имеет большое значение для развития ребёнка, она выступает первым источником познания окружающего мира. В игре развиваются творческие способности ребёнка, формируются навыки и привычки его поведения, расширяется кругозор, обогащается объём знаний и умений.

1.1 Предметные игры - осуществляются с яркими привлекательными предметами (игрушками), в ходе которых происходит развитие двигательных, сенсорных и др. умений и навыков.

1.2 Сюжетные и ролевые игры - в них ребёнок выступает в качестве определённого действующего лица (распорядителя, исполнителя, компаньона и т. д.). Эти игры выступают для детей в качестве условий проявления той роли и тех отношений, которые они желают иметь в обществе взрослых.

1.3 Спортивные игры (подвижные, военно-спортивные) - направлены на физическое развитие, выработку воли, характера, выносливости.

1.4 Дидактические игры - являются важным средством умственного развития детей.

2. Учёба

Как вид деятельности оказывает большое влияние на развитие личности ребёнка. Она развивает мышление, обогащает память, развивает творческие способности ребёнка, формирует мотивы поведения, подготавливает к трудовой деятельности.

3. Труд

При правильной его организации он содействует всестороннему развитию личности.

3.1 Общественно-полезный труд - это труд по самообслуживанию, работа на пришкольном участке по озеленению школы, города, села и т.д.

3.2 Трудовое обучение - направлено на вооружение школьников умениями и навыками в обращении с различными орудиями труда, инструментами, машинами и механизмами, которые применяются на различных производствах.

3.3 Производительный труд - это труд, связанный с созданием материальных благ, организованный по производственному принципу в ученических производственных бригадах, УПК, в школьных лесничествах и т.д.

Заключение

Таким образом, процесс и результаты человеческого развития обуславливаются как биологическими, так и социальными факторами, которые действуют не по отдельности, а в комплексе. При разных обстоятельствах различные факторы могут оказывать большее или меньшее влияние на формирование личности. Как считает большинство авторов, в системе факторов ведущая роль принадлежит воспитанию.

Развитие человекакак личности - не только сложный, но и противоречивый процесс,происходящий под влиянием, как внешних воздействий, так и внутренних сил, которые свойственны человеку, что означает формирование его из просто биологического индивида в сознательное существо - личность.

Взаимодействие наследственности и среды в развитии человека играет важную роль на протяжении всей его жизни.

К внешним факторам относятся, прежде всего, окружающая человека естественная и социальная среда, к внутренним - биологические, наследственные факторы.

Но особую важность оно приобретает в периоды формирования организма: возрастная психология выделяет пять типов формирования: эмбрионального, грудного, детского, подросткового и юношеского. Именно в это время наблюдается интенсивный процесс развития организма и формирования личности.Петровский А.В. Возрастная психология. М. Просвещение. 1973 г

Наследственность определяет то, каким может стать организм, но развивается человек под одновременным влиянием обоих факторов -- и наследственности, и среды.

Большинство учёных считает, что адаптация человека осуществляется под влиянием двух программ наследственности: биологической и социальной. Все признаки и свойства любого индивида являются результатом взаимодействия его генотипа и среды. Разногласие возникает тогда, когда речь заходит о роли наследственности и среды в исследовании умственных способностей человека. Одни считают, что умственные способности наследуются генетически, другие говорят о том, что развитие умственных способностей определяется влиянием социальной среды. Необходимо отметить, что каждый человек есть и часть природы, и продукт общественного развития.

Зеньковский В.В. в своей работе «Задачи и средства воспитания», предлагал следующую схему факторов развития личности:

  • 1. Наследственность:
    • а)физическая (таланты, нравственный потенциал родителей, психофизиологические особенности);
    • б) социальная;
    • в) духовная;
  • 2. Среда:
    • а) социальная наследственность (традиции);
    • б) социальная среда (круг общения);
    • в) географическая среда.
  • 3. Воспитание:
    • а) социальное;
    • б) активность (самовоспитание).Зеньковский В.В. Задачи и средства воспитания // Русская школа за рубежом. Исторический опыт 20х годов. М., 1995. С - 90

В процессе развития человека и установления многочисленных контактов происходит и формирование его личности, отражающей социальную сторону его развития, его общественную сущность.

Движущими силами развития человека являются противоречия между возникающими под влиянием объективных факторов потребностями человека, начиная от простых физических, материальных потребностей и кончая высшими духовными, и средствами и возможностями их удовлетворения. Эти потребности создают мотивы того или иного вида деятельности, направленной на их удовлетворение, побуждают к общению с людьми, к поиску средств и источников для удовлетворения своих потребностей

Факторы, влияющие на развитие человека, могут быть управляемые и неуправляемые.

Нередко социальные процессы и явления не могут быть достаточно полно раскрыты без привлечения знаний о механизмах индивидуального и группового поведения людей, закономерностях формирования стереотипов поведения, привычек, социальных установок и ориентации, без изучения настроений, чувств, психологического климата, без анализа настроений, чувств, психологического климата, без анализа таких феноменов, как подражание, внушение, без исследования психологических свойств и особенностей личности, ее способностей, мотивов, характера, межличностных отношений. В тех или иных исследованиях социальных процессов возникает необходимость учета психологических факторов, при этом особенно острой она становится тогда, когда исследователь переходит от общих законов к специальным, от глобальных проблем к частным, от макроанализа к микроанализу.

Также существуют и психологические факторы, которые конечно, не определяют социальных процессов, напротив, сами они могут быть поняты только на основе анализа этих процессов. Но эти факторы в зависимости от конкретных условий оказывают либо положительное, либо отрицательное влияние на те или иные события жизни как общества так и личности.ЛомовБ.Ф.. Психология в системе научного знания.Москва: 1985 г. С. 17

В процессе развития формирующаяся личность вовлекается в различные виды деятельности таких как: игровую, трудовую, учебную, спортивную при этом вступая в общение, с родителями, сверстниками, посторонними людьми, проявляя при этом присущую ему активность. Это содействует приобретению личности человека определенного социального опыта.

Несмотря на то, что личность в основном формируется в ходе общения с другими людьми, но на процесс формирования личности действует ряд таких факторов: наследственность, физическое окружение, влияние культуры, социальное окружение, индивидуальный опыт.

* Первым фактором является наследственность, так как в первую очередь на формирование личности оказывают влияние генетические особенности индивида, полученные им при рождении. Наследственные черты являются базой для формирования личности. Такие наследственные качества индивида, как способности или физические качества, накладывают отпечаток на его характер, способ восприятия окружающего мира и оценки других людей. Биологическая наследственность во многом объясняет индивидуальность личности, ее отличие от других индивидов, так как не существует двух одинаковых индивидов с точки зрения их биологической наследственности.

Биологическая наследственность определяет, как то общее, что делает человека человеком, так и то отличное, что делает людей столь разными и внешне и внутренне. Под наследственностью понимается передача от родителей к детям определенных качеств и особенностей, заложенных в их генетическую программу.

Наследственность предполагает также формирование определенных способностей к какой-либо области деятельности на основе природных задатков ребенка. Согласно данным физиологии и психологии, врожденными у человека являются не готовые способности, а лишь потенциальные возможности для их развития, т.е. задатки. Проявление и развитие способностей ребенка во многом зависит от условий его жизни, образования и воспитания. Яркое проявление способностей принято называть одаренностью, или талантом.

Великая роль наследственности заключается в том, что по наследству ребенок получает человеческий организм, человеческую нервную систему, человеческий мозг и органы чувств. От родителей к детям передаются особенности телосложения, окраска волос, цвет глаз, кожи - внешние факторы, отличающие одного человека от другого. По наследству передаются и некоторые особенности нервной системы, на основе которых развивается определенный тип нервной деятельности.Бабанский Ю. К. Педагогика. М., 1983. С - 60

* Вторым фактором, оказывающим влияние на формирование личности человека, является влияние физического окружения. Очевидно, что окружающая нас природная среда постоянно воздействует на наше поведение, участвует в формировании человеческой личности. Например, мы связываем с влиянием климата возникновение цивилизаций, племен, отдельных групп населения. Люди, выросшие в разном климате, отличаются друг от друга. Наиболее ярким примером тому является сравнение горных жителей, жителей степей и людей, населяющих джунгли. Природа постоянно влияет на нас, и мы должны отвечать на это влияние через изменение своей личностной структуры.

Поиск разумного баланса в отношениях человека и природы невозможен без уяснения соотношения, в котором сегодня реально находится природа и общество, а также веса каждой из этих составляющих. Человечество, несмотря на всю свою сегодняшнюю мощь и независимость, является составной частью и продолжением эволюции природы. С нею общество неразрывно связано и не в состоянии существовать и развиваться вне природы, прежде всего, -- без окружающей человека среды. Влияние природной среды на жизнь общества особенно ярко выражено в сфере производства. Все материальное производство, позволившее человеку выделиться из природы, базируется в своей основе на природной составляющей. Природа - это естественная основа жизнедеятельности человека и общества в целом. Вне природы человек не существует, и существовать не может.

Взаимодействие общества с природой имеет для человека не только утилитарное, производственное значение, но также и оздоровительное, нравственное, эстетическое, научное. Человек не только «вырастает» из природы, но, производя материальные ценности, одновременно «врастает» в нее. К тому же природа помимо прочего имеет свою удивительную прелесть, очарование, что в немалой степени делает человека художником, творцом. В частности, из этого творческого к ней отношения не в последнюю очередь возникает у того или иного народа чувство Родины, единения со своей землей, патриотизм.

У исследователей этой проблемы часто возникало искушение рассматривать человека в первую очередь как представителя биологического вида, а общество - как совокупность индивидов. Отсюда главное в их действиях - подчинение биологическим законам. При этом социальной составляющей в человеке и в обществе отводилась второстепенная роль.

Некоторые исследователи придавали физическому окружению решающее значение в развитии личности.

Такие учёные как философ Г.В. Плеханов и историк Л.Н. Гумилев в своих теоритических разработках, формируют хорошую основу для этноцентрического, националистического сознания, однако не могут не отрицать решающего влияния физического фактора на развитие личности.

* Третьим фактором формирования личности человека принято считать влияние культуры. Любая культура обладает определенным набором социальных норм и разделяемых ценностей. Этот набор является общим для членов данного общества или социальной группы. По этой причине представители каждой культуры должны проявлять терпимость по отношению к этим нормам и системам ценностей. В связи с этим возникает понятие модальной личности, воплощающей в себе те общекультурные ценности, которые общество прививает своим членам в ходе культурного опыта. Таким образом, современное общество с помощью культуры стремится сформировать социальную личность, легко идущую на социальные контакты, готовую к сотрудничеству. Отсутствие таких эталонов ставит человека в положение культурной неопределенности, когда он не осваивает основных культурных норм общества.

Известный социолог Питирим Сорокин в работе, опубликованнойеще в 1928 г., обобщил теории многих ученых - от Конфуция, Аристотеля, Гиппократа до современного ему географа ЭллиотаХантингтона, согласно которым групповые различия в поведении личностей в основном определяются различиями в климате, географических особенностях и природных ресурсах.Сорокин П. А. Социологические теории современности. Пер. и предисл. С. В. КарпушинойМ.: ИНИОН, 1992. С - 193

Действительно, в сходных физических и географических условиях формируются различные типы личностей, и, наоборот, очень часто бывает так, что схожие групповые признаки личностей развиваются в разных условиях окружающей среды. В связи с этим можно сказать, что физическое окружение может влиять на культурные особенности социальной группы, но его влияние на формирование отдельной личности незначительно и несравнимо с влиянием на личность культуры группы, группового или индивидуального опыта.

* Четвертым фактором, формирующим личность человека, является влияние социального окружения. Следует признать, что этот фактор можно считать основным в процессе формирования личностных качеств индивида. Влияние социального окружения осуществляется через процесс социализации.

Социализация представляет собой процесс, посредством которого индивидом усваиваются нормы его группы таким образом, что через формирование собственного Я проявляется уникальность данного индивида или личности. Социализация личности может принимать различные формы. Например, наблюдается социализация через подражание, учет реакций других людей, об общение разных форм поведения. Социализация может быть первичной, то есть протекающей в первичных группах, и вторичной, то есть протекающей в организациях и социальных институтах. Неудачная социализация индивида к групповым культурным нормам может привести к конфликтам и социальным отклонениям.

Социализация человека в современном мире, имея более или менее явные особенности в том или ином обществе, в каждом из них обладает рядом общих или сходных характеристик.

Андреева Г.М. и Ломов Б.Ф. считают, что социализация имеет 2-х сторонний характер и сущностный смысл социализации раскрывается на пересечении таких ее процессов, как адаптация, интеграция, саморазвитие и самореализация. Андреева Г.М., Социальная психология М.: Наука, 1994 С- 43

Понимание процесса усвоения социальных норм, умений, стереотипов, формирования социальных установок и убеждений, обучения принятым в обществе нормам поведения и общения, вариантам жизненного стиля, вхождения в группы и взаимодействия с их членами как социализация имеет смысл, если изначально индивид понимается как несоциальное существо, и его несоциальность должна в процессе воспитания в обществе не без сопротивления преодолеваться. В иных случаях термин "социализация" применительно к социальному развитию личности избыточен. Понятие "социальность" не подменяет и не заменяет собой известных в педагогике и в педагогической психологии понятий обучения и воспитания.

Выделяют следующие стадии социализации:

  • 1. Первичная социализация, или стадия адаптации (от рождения до подросткового периода ребенок усваивает социальный опыт некритически, адаптируется, приспосабливается, подражает).
  • 2. Стадия индивидуализации (появляется желание выделить себя среди других, критическое отношение к общественным нормам поведения). В подростковом возрасте стадия индивидуализации, самоопределения "мир и я" характеризуется как промежуточная социализация, так как все еще неустойчиво в мировоззрении и характере подростка. Юношеский возраст (18-25 лет) характеризуется как устойчиво концептуальная социализация, когда вырабатываются устойчивые свойства личности.
  • 3. Стадия интеграции (появляется желание найти свое место в обществе, "вписаться" в общество). Интеграция проходит благополучно, если свойства человека принимаются группой, обществом.

Если не принимаются, возможны следующие исходы:

  • - сохранение своей непохожести и появление агрессивных взаимодействий (взаимоотношений) с людьми и обществом;
  • - изменение себя, "стать как все";
  • - конформизм, внешнее соглашательство, адаптация.
  • 4. Трудовая стадия социализации, охватывает весь период зрелости человека, весь период его трудовой деятельности, когда человек не только усваивает социальный опыт, но и воспроизводит его за счет активного воздействия человека на среду через свою деятельность.
  • 5. Послетрудовая стадия социализации рассматривает пожилой возраст как возраст, вносящий существенный вклад в воспроизводство социального опыта, в процесс передачи его новым поколениям. СтоляренкоЛ.Д., Самыгин С.И. 100 Экзаменационных ответов по психологии Ростов-на-Дону. Издательский центр "МарТ", 2001
  • * Пятым фактором, формирующим личность индивида в современном обществе, следует считать индивидуальный опыт человека. Сущность воздействия этого фактора заключается в том, что каждый человек попадает в разные ситуации, в ходе которых он испытывает влияние других людей и физического окружения.

Совокупность накопленных индивидом результатов познания, добытых в личной практике, личного опыта осуществления ранее выполнявшихся им операций, действий, деятельностей и усвоенных индивидом элементов объективного опыта человечества.

При этом используются генетически передаваемые врожденные инстинкты и накопленный в процессе своей жизни индивидуальный опыт. Накопление такого опыта происходит под влиянием внешних обстоятельств.

Человек накапливает индивидуальный опыт, однако, в отличие от животных, новый оригинальный индивидуальный опыт конкретного человека может сохраниться и после его смерти в устных рассказах, в созданных человеком объектах, в вербальных и невербальных документах, пользуясь которыми люди следующих поколений избавляются от необходимости повторения познания, осуществленного предшественниками. В отличие от животных, достижения развития вида закрепляются не столько генетически, сколько в форме материальной и духовной культуры. «Эта особая форма закрепления и передачи последующим поколениям достижений в развитии возникла в силу того, что в отличие от деятельности животных, деятельность людей является созидательной, продуктивной. Такова прежде всего основная человеческая деятельность - труд». Отечественные психологи Л.С. Выготский, А.В. Запорожец, Д.Б. Эльконин подчеркивали: «Нужно родиться с человеческим мозгом для того, чтобы стать человеком, но для человеческого развития необходимо общение, обучение, воспитание. Это определяется социальной природой развития человека». Выготский Л.С. Психология развития человека Москва 2005 г. С- 71

Можно выделить следующие этапы развития-саморазвития:

  • - стихийное саморазвитие в процессе овладения навыками самообслуживания в быту под руководством и с помощью близкого взрослого;
  • - стихийное саморазвитие в процессе совместно-разделенной бытовой, игровой, трудовой и другой деятельности как со взрослыми, так и с детьми;
  • - сознательное саморазвитие в ролевой игре и в реализации всевозможных увлечений;
  • - сознательное саморазвитие в зрелом творчестве и самотворчестве; формирование мировоззренческой системы (картины мира) на основе возникших на предыдущих этапах эмоционально-мотивационных предпочтений.

Остальные общественные отношения становятся возможными и значимыми для индивида только после того, как он усвоит (сделает собственными, своими) те элементы объективного опыта человечества, в которых воплощены эти отношения.

Последовательность различных ситуаций влияющих на формирование и развитие личности, является уникальной для каждого человека и он ориентируется на будущие события, исходя из положительного и отрицательного восприятия прошлых ситуаций. Уникальный индивидуальный опыт представляет собой один из самых значимых факторов формирования личности человека.

2024 english-speak.ru. Изучение английского языка.