Что является предметом гендерной социологии. Суть гендерной социологии и и категориальный аппарат. Гендер как социологическое понятие

гендер , означающее

.

Предпосылки возникновения гендерных исследований

Аристотель считал женщин низшими существами,тк у них нет души.Разделение полов по Ар-лю несет не биологические основания.В сред.века:Аквинский, Августин продолжают актив.различение формы-материи,души-тела,маскулинного-феминного. Далее Шпренгер, Инститорис-представили систему доказ-в справедливости подавления и физич.уничижения женщин на основе их изначальной греховности. Они утверждали, что женщины маловерны и доказывали это этимологией названия»женщины»(фемина)они попадают под козни дьявола, они-носители зла.Кант-поддерживал идею о более низших ментальных способностях женщин, считая это необходимым условием сущ-я общества. женское феминное он считал вторичным по отнош. к маскулинному. Эпоха просвещения не могла не признать женщину полноценным человеком среди философов, атаковавших движение за эмансипацию женщин выделялся- Шопенгауэр.он выступал идеологом мужского господства в обществе, где у женщина одна роль - супруги и матери. Зиммель(нач20века)-рассмотрение чел.цивилизации не нейтрально в отношении пола, очевидна мужская доминанта. ошибка была в том, что не учитывается ассиметрия на эмпир.и метафизическом уровне.роль женщины первична.Соврем.авторы дают пон»гендера», что позволяет учитывать вариативность различий женщин в соответствии с возрастом,семейным положением, соц и этнич.группой, как между собой так и в отношениях с мужчинами поэтому понятие гендера не явл.естественным,это процесс создания,воспроизводства институтов идентичностей.но он зависит от кул,соц,контекста,от специфических отношениях в обществах,историч периодах,в этнич группах,соц классах и поколениях.

Феминизм

Феминизм (от лат. femina, «женщина» ) - общественно-политическое движение, целью которого является предоставление женщинам всей полноты гражданских прав. В широком смысле - стремление к равноправию женщин с мужчинами во всех сферах общества. В узком смысле - женское движение, целью которого является устранение дискриминации женщин и уравнение их в правах с мужчинами. Возникло в XVIII веке. Особенно активизировалось с конца 1960-х годов.

Термин «феминизм» не подразумевает единую идеологию и внутри этого движения существует множество течений и групп. Это связано с различными историческими прецедентами, различиями в положении и общественном статусе женщин в разных странах, а также с другими факторами. Ниже приводится список некоторых течений феминизма. Многие течения дублируют друг друга и феминистки и феминисты могут являться последователями нескольких течений.

Анархо-феминизм.

Вуманизм (от англ. woman - женщина).

Духовный феминизм.

Культуро-феминизм.

Лесбийский феминизм.

Либеральный феминизм.

Индивидуалистский феминизм.

Мужской феминизм.

Марксистский феминизм.

Материальный феминизм.

Многокультурный феминизм.

Поп-феминизм.

Постколониальный феминизм.

Постмодернистский феминизм (включающий в себя queer theory).

Психоаналитический феминизм.

«Пушистый» феминизм («легкомысленный феминизм»).

Радикальный феминизм.

Ролевой феминизм.

Сексуально-либеральный феминизм (секс-позитивный феминизм, про-секс феминизм).

Сепаратистский феминизм.

Социалистический феминизм.

Социально-обусловленный феминизм.

Трансфеминизм.

Феминизм амазонок.

Феминизм стран третьего мира.

Французский феминизм.

Экофеминизм.

Экзистенциальный феминизм.

Некоторые течения, подходы и люди также могут быть описаны как прото-феминисты или пост-феминисты.

Радикальный феминизм

Радикальный феминизм рассматривает в качестве определяющего фактора угнетения женщин контролируемую мужчиной капиталистическую иерархию, которая описывается как сексистская. Сторонники этого течения считают, что женщины смогут освободиться только тогда, когда избавятся от патриархальной системы, которую они считают изначально угнетательской и доминантной. Радикальные феминистки полагают, что в обществе существует основанная на мужском начале структура власти и подчинения, и эта структура является причиной угнетения и неравенства, и пока вся эта система и ее ценности продолжают существовать, никакие значительные реформы общества невозможны. Некоторые радикальные феминистки не видят другой альтернативы, кроме полной ломки и реконструкции общества для достижения своих целей.

Либеральный феминизм

Либеральный феминизм провозглашает равенство мужчин и женщин через политические и правовые реформы. Это индивидуалистическое направление в феминизме, которое фокусируется на способности женщин добиваться равных прав с мужчинами на основе собственных действий и решений. Либеральный феминизм использует личное взаимодействие между мужчинами и женщинами, как отправную точку, от которой идет преобразование общества. По мнению либеральных феминисток, все женщины способны самостоятельно утверждать свое право быть равными с мужчинами.

Исходя из этого, изменения положения женщин могут осуществляться без радикального изменения общественных структур, как это предполагают другие направления феминизма. Для либеральных феминистов важны такие вопросы, как право на аборт, вопрос о сексуальных домогательствах, возможность равноправного голосования, равенство в образовании, «равная оплата за равный труд», доступность ухода за детьми, доступность медицинского обслуживания, привлечение внимания к проблеме сексуального и бытового насилия в отношении женщин.

«Чёрный» феминизм

«Чёрный» феминизм утверждает, что сексизм, классовое угнетение и расизм неразрывно связаны между собой. Формы феминизма, которые стремятся к преодолению сексизма и классового угнетения, но игнорируют расизм, могут быть дискриминационными по отношению ко многим людям, включая женщин, через расовые предубеждения. В Заявлении «чёрных» феминистов, разработанном «черной» феминистской лесбийской организацией «Коллектив реки Комби» в 1974 году, говорится, что освобождение чернокожих женщин влечет за собой свободу для всех людей, поскольку это предполагает конец расизма, сексизма и классового угнетения.

Постколониальный феминизм

Постколониальные феминистки утверждают, что угнетение, связанное с колониальным опытом, в частности, расовое, классовое и этническое угнетение, оказало маргинализующее воздействие на женщин в постоколониальных обществах. Они ставят под сомнение гипотезу о том, что гендерное угнетение является главной движущей силой патриархата. Сторонники постколониального феминизма выступают против изображения женщин незападных обществ в качестве пассивных и безгласных жертв, а женщин западных стран как современных, образованных и обладающих гражданскими правами.

Феминизм «третьего мира» - условное название для группы теорий, разработанных феминистами, сформировавшими свои взгляды и участвовавшими в феминистской деятельности в так называемых странах «третьего мира». Феминисты из стран «третьего мира», критикуют западный феминизм на том основании, что он этноцентричен и не принимает во внимание уникальный опыт женщин из стран «третьего мира». Женщины в странах «третьего мира» считают, что западный феминизм основывает своё понимание женщины на «внутреннем расизме, классизме и гомофобии».

Вопрос. Теория конфликта.

Теория конфликта подходит к объяснению семейной структуры на различных уровнях. Одни исследователи делают упор на анализе порядка распределения власти внутри семьи, придавая особое значение механизму принятия решений. Как правило, члены семьи, в большей мере владеющие материальными средствами, приобретают в семье большую власть Л Сафилиос-Ротшильд (1976) утверждает, что любовь оказывает влияние на распределение власти между супругами. По его мнению, более любящий супруг имеет меньшую власть, поскольку находится в большей психологической зависимости. Супруги, в одинаковой мере любящие друг друга, обычно имеют одинаковую власть в семье. Как считает Л. Сафилиос-Ротшильд, поскольку жена обычно в большей мере проявляет любовь по отношению к мужу, брак можно рассматривать как своего рода обмен: жена отдает любовь за доступ к социально-экономическим благам, которых больше у мужа Согласно другой точке зрения, больше сосредоточенной на конфликте, семья рассматривается как микрокосм конфликта в "большом" обществе. В прошлом эту идею высказали Карл Маркс и Фридрих Энгельс. Они утверждали, что промышленная революция способствовала преобразованию семьи в совокупность денежных отношений. Например, в результате использования детского труда дети в семьях рабочего класса стали товаром и орудиями труда. В семьях среднего класса с женщинами обращались как с домашними рабынями. Женщины из рабочего класса были вынуждены работать вне дома, чтобы заработать деньги, необходимые для выживания семьи. Но поскольку они получали зарплату, их положение в большей мере приближалось к статусу мужчин, чем положение женщин из среднего класса.

Современный вариант теории конфликта, касающийся семьи, предложил П Хартманн. Она называет его "марксистско-феминистским". По ее мнению, подлинное понимание сущности семьи не связано с анализом эмоциональных или родственных отношений между ее членами; семья – «место борьбы». В семье осуществляются экономическое производство и перераспределение материальных благ, при этом интересы каждого ее члена вступают в конфликт с интересами других членов и общества в целом

Семья в состоянии конфликта

Источник конфликта Конфликты внутри семьи Конфликты между семьями и более крупными организациями
Производственные споры Домашняя работа: Кто должен ее выполнять? Каким образом? По каким стандартам? Следует ли женщинам работать вне дома или мужчинам заниматься домашним хозяйством? Производство в секторе домашнего хозяйства против производства, организованного капиталистами и государством: следует ли питаться на ходу в кафе или готовить еду дому? Что предпочтительнее: совместно воспитывать детей дома обоим родителям или отдавать их в центры ухода за детьми, организуемые государством?
Споры по перераспределению материальных средств Зарплата: каким образом тратить деньги? Кто решает этот вопрос? Следует ли тратить зарплату мужа на предметы роскоши или удовлетворение потребностей семьи? Налоги: Кто должен принимать решения об использовании средств, имеющихся в семье – члены семьи или представители государственного аппарата?

К ним относятся споры по поводу того, кто должен зарабатывать деньги, выполнять домашнюю работу, какую часть семейного дохода следует выплачивать государству и т.д. Само развитие капиталистической патриархальной системы привело к концентрации экономических средств в руках капиталистов и мужчин. Для обеспечения выживания низших классов (т.е. рабочих и женщин) должны быть созданы механизмы перераспределения материальных средств. Труд за деньги является способом перераспределения некоторой доли богатства капиталистов в пользу рабочих, а в семье осуществляется главным образом перераспределение богатства мужчин, в результате чего какую-то долю этого богатства получают женщины. Согласно этой точке зрения, помимо всего прочего, семья становится полем боя, где происходят конфликты по поводу перераспределения средств, в том числе и за труд по ведению домашнего хозяйства и воспитанию детей, при этом более тяжелые обязанности женщин по дому являются формой эксплуатации, сложившейся внутри капиталистическо-патриархальной системы.

7. Структурно-конструктивистский подход в гендерных исследованиях предполагает сочетание двух концептов - социального конструирования гендера и гендерной композиции. Первый концепт рассматривает динамическое измерение гендерных отношений на микроуроине - процесс создания и воспроизводства пола/ гендера в процессе взаимодействия. Второй - концентрируется на структурных факторах, определяющих рамки гендерных отношений. Сочетание этих подходов создает методологический инструмент, пригодный для анализа микро- и макроуровней социального мира и их взаимопроникновения. Структурные факторы системы гендерных отношений задают институциональные возможности, в рамках которых происходит воспроизводство поло-ролевого поведения. Социальная дифференциация в разнообразных сферах общественной жизни воспринимается как набор объективных предписаний и реализуется в механизмах взаимодействия и социализации посредством таких институтов как семья, школа, ближайшее окружение, СМИ и сфера занятости, политика и пр.

Структурно-конструктивистский подход к анализу гендерных отношений разрабатывается Р. Коннеллом (12, 25). Проблема организации гендерных отношений рассматривается им как процесс взаимодействия агента и социальных структур, где структура складывается исторически, и тогда женственность и мужественность предстают как постоянно создаваемые идентичности. Этот подход исходит из признания власти как измерения гендерных отношений и рассматривается как основание практической политики, исходящей из нового понимания субъекта как агента и действующего лица, ограниченного структурами и изменяющего их (по аналогии с Бурдье и Гидденсом).

В рамках объединительной парадигмы Р.Коннелл разрабатывает теорию «гендерной композиции». Гендерная композиция - это социальная реальность, представленная как система структурных возможностей для старых и новых гендерных практик, которая охватывает три основные сферы - труд и экономики, политику и сферу эмоциональных отношений (катексис). Коннелл отказывается от термина «система» как коннотирующего с функционализмом, и указывает, что метафора «композиция» более адекватна для описания совокупности структур и практик гендерных отношений.

Три сферы структурных возможностей (названные выше) создают условия гендерного режима, понимаемого как правила игры (state of play) гендерных взаимодействий в конкретных институтах, таких как семья, государство, улица. Эти относительно устойчивые гендерные режимы, определяемые правилами игры в разных контекстах, находят свое выражение во множественных практиках уместной и поощряемой мужественности и женственности, а также в гендерном новаторстве временных аутсайдеров.

В рамках такого варианта гендерного подхода основной задачей социологии гендерных отношений является изучение гендерных режимов и их изменений.

Концепция андрогении Бем

Под удар попала даже сама концепция андрогинии (Ashmore, 1990; Sedney, 1989). Сама Бем (Bem, 1981, 1993) сокрушалась по поводу того, что концепция андрогинии подразумевает, что некоторые из одобряемых качеств являются «мужскими», а некоторые «женскими», - ведь это в корне противоречит нашему намерению уменьшить гендерную поляризацию. Многие психологи предлагают совсем отказаться от терминов «мужественность» и «женственность», которые только укрепляют гендерные различия и стереотипы (Betz, 1993). Спенс и Хельмрих (Spens & Helmrich, 1981) предложили вместо этих терминов использовать следующие: инструментальность, что отражает способность к самоутверждению и компетентность (ключевые аспекты традиционной мужественности), и экспрессивность, представляющая качества, традиционно связываемые с женственностью, например, забота, внимание к окружающим, эмоциональная экспрессивность и чувственность (Betz, 1993). В своей книге (1993) Бем признается, что концепция андрогинии далека от реального положения дел: исходя из нее, перемены должны произойти на личностном уровне, тогда как в действительности ликвидация гендерного неравенства неизбежно потребует изменений в структуре общественных институтов. Другая трудноразрешимая проблема кроется в возможной утрате позитивной социальной идентичности, которую повлечет за собой сглаживание дихотомии мужского-женского. В главе 5 мы увидим, какую пользу для нашей самооценки приносит сильная идентификация со своим полом и подчеркивание его отличий от противоположного пола. Тем не менее мир, состоящий из людей, одновременно инструментальных и экспрессивных, представляется мне заманчивым. Я соглашусь с Бем в том, что андрогиния, несмотря на скрытые в ней проблемы, дает возможность построить картину утопии, где человеку не нужно отказываться от тех своих качеств и моделей поведения, которые его общество считает несоответствующими гендеру. Важность этой концепции также в том, что она дает осознать одинаковую привлекательность качеств, традиционно считающихся женскими, и качеств, которые мы привыкли считать мужскими. Это особенно важно в свете того, что мужские качества до настоящего времени стараются представить более нормативными и желательными (ср.: Bem, 1993; Miller et al., 1991; Tavris, 1992).

Проблема насилия

Насилие - это не только физические действия в отношении индивида причиняющие боль и травмы, насилие может быть и социальным

Проблемы насилия тесно связаны с вопросами агрессии. Оно выступает одной из форм проявления агрессии. Агрессия представляет собой тенденцию или совокупность тенденций, проявляющихся в реальном поведении или фантазировании, цель которых заключается в том, чтобы нанести ущерб, вред другому человеку, группе, уничтожить, унизить, принудить к каким-либо действиям и т.д.

1. Физическое насилие: толчки, хватания, бросание, плевки, нанесение ударов ладонью и /или кулаком и/ или посторонними предметами, удерживание, удушение, избиение, пинки, использование оружия, причинение ожогов, контроль над доступом жертвы к социальной или медицинской помощи и т.п.

2. Сексуальное насилие: постоянное сексуальное давление, принуждение к половым отношениям посредством силы, угроз или шантажа (изнасилование; принуждение к половым отношениям в неприемлемой для женщины форм; принуждение к половым отношениям в присутствии других людей; принуждение к половым отношениям с детьми или третьими лицам; физическое принуждение к сексу или причинение боли и вреда здоровью жертвы посредством действий сексуального характера, и т.п.).

3. Психологическое насилие: вербальные оскорбления; шантаж; акты насилия по отношению к детям или другим лицам для установления контроля над партнером; угрозы насилия по отношению к себе, жертве или другим лицам; запугивание посредством насилия по отношению к домашним животным или разрушение предметов собственности; преследование; контроль над деятельностью жертвы; контроль над кругом общения жертвы; контроль над доступом жертвы к различным ресурсам (получению социальной и медицинской помощи, медикаментам, автотранспорту, общению с друзьями, получению образования, работе и т.п.); эмоциональное насилие; принуждение жертвы к исполнению унижающих ее действий; контроль над распорядком дня жертвы и т.п.

4. Экономическое насилие: отказ в содержании детей; утаивание доходов; трата семейных денег; самостоятельное принятие большинства финансовых решений - это, например, может проявляться в том, что при покупке продуктов не учитываются потребности детей или жены, и в результате дети могут не получать необходимое для их возраста питание; жена, совершая покупки, должна отчитываться чеками, и т.п.

Формы насилия в семье весьма разнообразными: изнасилование, убийство на сексуальной почве, нанесение телесных повреждений.

Способы борьбы с насилием: с помощью законодательства.

Гендер как социологическое понятие

Современная социальная наука различает понятия пол и гендер. Традиционно первое из них использовалось для обозначения тех анатомо-физиологических особенностей людей, на основе которых человеческие существа определяются как мужчины или женщины. Пол (т. е. биологические особенности) человека считался фундаментом и первопричиной психологических и социальных различий между женщинами и мужчинами.

Помимо биологических отличий между людьми существуют разделение их социальных ролей, форм деятельности, различия в поведении и эмоциональных характеристиках. Антропологи, этнографы и историки давно установили относительность представлений о "типично мужском" или "типично женском": то, что в одном обществе считается мужским занятием (поведением, чертой характера), в другом может определяться как женское. Отмечающееся в мире разнообразие социальных характеристик женщин и мужчин и принципиальное тождество биологических характеристик людей позволяют сделать вывод о том, что биологический пол не может быть объяснением различий их социальных ролей, существующих в разных обществах. Таким образом возникло понятие гендер , означающее совокупность социальных и культурных норм, которые общество предписывает выполнять людям в зависимости от их биологического пола. Не биологический пол, а социокультурные нормы определяют, в конечном счете, психологические качества, модели поведения, виды деятельности, профессии женщин и мужчин. Быть в обществе мужчиной или женщиной означает не просто обладать теми или иными анатомическими особенностями - это означает выполнять те или иные предписанные нам гендерные роли.

Термен предложен в 1968 г Столером .

Гендер создается (конструируется) обществом как социальная модель женщин и мужчин, определяющая их положение и роль в обществе и его институтах.. Гендерные системы различаются в разных обществах, однако в каждом обществе эти системы асимметричны таким образом, что мужчины и все "мужское/маскулинное" (черты характера, модели поведения, профессии и прочее) считаются первичными, значимыми и доминирующими, а женщины и все "женское/фемининное" определяется как вторичное, незначительное с социальной точки зрения и подчиненное. Гендерная система как таковая отражает асимметричные культурные оценки и ожидания, адресуемые людям в зависимости от их пола. С определенного момента времени почти в каждом обществе, где социально предписанные характеристики имеют два гендерных типа (ярлыка), одному биологическому полу предписываются социальные роли, которые считаются культурно вторичными. Социальные нормы меняются со временем, однако гендерная асимметрия остается. Таким образом, можно сказать, что гендерная система - это социально сконструированная система неравенства по полу. Гендер, таким образом, является одним из способов социальной стратификации общества, который в сочетании с такими социально-демографическими факторами, как раса, национальность, класс, возраст организует систему социальной иерархии.

Конструирование гендерного сознания индивидов происходит посредством распространения и поддержания социальных и культурных стереотипов, норм и предписаний, за нарушение которых общество наказывает людей. С момента своего рождения человек становится объектом воздействия гендерной системы (от пола зависит - цвет одежды, колясок, набор игрушек и др).

Существует несколько направлений разработки гендерного подхода:

1)теория социального конструирования - понимание гендера как стратификационной категории и интерпретация гендера как культурного символа. 2) псевдогендерный подход - псевдогендерными исследованиямия называю те, где это понятие используется как якобы синоним слова пол или как синоним социополовой роли.

Введение

Существовавший в советский период отечественной истории гендерный порядок, при котором государство активно проводило политику эмансипации женщин и поддержки материнства, сменился свободными рыночными отношениями, обострившими многие социальные проблемы, в том числе и гендерные. Бондаревская Е.В. Личностно-ориентированное воспитание как смыслопорождающий процесс (Становление теории) / Е.В. Бондаревская// Известия Южного отделения Российской академии наук. - 2014. - Выпуск VI. - С. 35 В первую очередь это коснулось женщин, которые потеряли свои позиции в области занятости и оплаты труда, общественной и политической жизни, снизилась социальная защищенность женщин, имеющих детей. Трансформационные процессы способствовали также и кризису маскулинности, выразившемуся в ограниченности, часто и в невозможности исполнения традиционных мужских ролей в различных сферах, включая семейную. Корякина А. Мальчики становятся мужчинами/ А. Корякина // Воспитание школьников. - 2014. -№2.- С. 24 Современные гендерные процессы в стране характеризуются трансформацией гендерно-дифференцированных моделей и сфер ответственности в производстве, общественной жизни, а также в семье и домашнем хозяйстве.

В свете этих положений актуальность темы данной курсовой работы очевидна и заключается в необходимости рассмотрения гендерной социологии как значимой проблемы для современного общества.

Целью написания данной курсовой работы явилось выявление содержания теоретических и практических аспектов гендерной социологии.

Достижение поставленной цели может быть реализовано посредством решения следующих задач:

1. Рассмотрение теоретических основ изучения гендерной социологии,в т.ч. процесса становления гендерной социологии;

2. Рассмотрение практики эмпирических исследований в области гендерной социологии

3. Изучение социальных факторов формирования гендерных стереотипов студенческой молодежи.

4. Анализ результатов исследования гендерных стереотипов современной студенческой молодёжи.

Информационной базой послужила современная научная и периодическая литература.

Методологическую основу написания работы составляют сравнительно - сопоставительный, логический методы, а также методы обобщения и описания.

Объем и структура данной курсовой работы определены логикой системного исследования вопроса и характером изучаемых в нем проблем. Работа состоит из введения, двух глав и заключения.

Теоретические основы изучения гендерной социологии

Понятие гендера в современной социологии

гендер социология студенческий молодежь

Понятия гендера и пола в социологии являются одними из фундаментальных. Для того чтобы отличать изучение пола в социологии (то есть в контексте социальных отношений и процессов), принято использовать понятие «гендер», впервые введённое в социологию сексологом Джоном Мани. Термин «пол» описывает биологические различия между людьми, определяемые генетическими особенностями строения клеток, анатомо-физиологическими характеристиками и детородными функциями.

пол - совокупность морфологических и физиологических особенностей организма, обеспечивающих половое размножение. Силласте Г.Г. Гендерная асимметрия в образовании и науке: взгляд социолога / Г.Г. Силласте // Высшее образование в России. - 2011. - №2. - С. 11

Термин «гендер» указывает на социальный статус и социально-психологические характеристики личности, которые связаны с полом и сексуальностью и возникают во взаимодействии с другими людьми.

Подтверждается мнение Л.Н. Пушкарева, выделившего два подхода к определению гендер: Котовская М.Г. Анализ феномена мачизма / М.Г. Котовская, Н.В. Шалыгина// Отечественные науки и современность. -2013.- №2.- С. 47

1. гендер как мыслительная конструкция, новая научная дефиниция, определяющая социальные и культурные функции представителя того или иного пола;

2. гендер как исконно присущее человеку качество, в котором половые (женские либо мужские) свойства и особенности теснейшим образом не только связаны, а сплавлены воедино с предписанными обществом нормами, стереотипами, взглядами, суждениями и т.д.

Из второго подхода, описанного Л.Н. Пушкаревым, видно, что термин «гендер» актуализировал проблему соотношения биологического и социального.

Анализ работ, посвященных гендеру, показывает существование биологического и социокультурного подходов в объяснении половых различий.

Т.В.Бендас отмечает, что биологический подход исходит из того, что различия между мужчинами и женщинами объясняются генетическими и гормональными факторами, строением мозга, врожденными особенностями конституции, темперамента и т. п. Ярким примером данного подхода является эволюционная концепция дифференциации полов В. А. Геодакяна, которая показывает, что дихотомия мужского и женского - это дихотомия изменчивости и наследственности, оперативной и долговременной памяти вида, качества и количества потомства, эволюции и консервативности, зрелого и ювенильного. Каменская Е.Н. Гендерный подход в социологии / Е.Н. Каменская// Известия ТРТУ. -2013.- Специальный выпуск.- . С. 92

Концепция В.А. Геодакяна заключается в том, что генетическая обусловленность признаков у мужчин и женщин является определяющей в половых различиях и подтверждается множеством фактов. В.И. Кухаренко отмечает, что на 100 зигот женского типа приходится 120-150 зигот мужского типа. К рождению, отмечает Э. Бауст, соотношение полов составляет уже 103-106:100. Д.В. Колесов и Н.Б. Сельверова подчеркивают, что повышенная смертность особей мужского пола характерна для животных и человека. У животных она связывается с более рискованным поведением самца, а у человека - с опасными профессиями. Более высокую смертность представителей мужского пола. В.А. Геодакян рассматривает как выгодную для популяции форму контакта со средой. Он считает, что женский пол реализует преимущественно тенденцию стабилизирующего отбора, а мужской пол - движущую. Иными словами, поток информации от среды к популяции реализует преимущественно мужской пол, а от поколения к поколению - женский. При этом оказывается, что более высокая смертность представителей мужского пола не наносит ущерба численности популяции, так как она лимитируется в первую очередь числом представителей женского пола и их репродуктивной способностью. Горлач М.Г. Гендерный аспект семейно-ролевого диссонанса / М.Г. Горлач.// СОЦИС. - 2012. - №1. - С. 26

Анализ биологических и социокультурных концепций гендера, показывает, что понятие «гендер» синтезирует биологический и социокультурный подходы. Среда образует условия для развития в онтогенезе врожденных программ, которые в свою очередь, являются необходимым условием превращения определяемых средой возможностей в действительность: гендер есть биосоциокультурное единство. Считается, что понятие гендер является многомерным и иерархичным, а формирование его необходимо понимать, как последовательное, преемственное и согласованное действие биологических и социокультурных детерминант.

Таким образом, можно заключить, что гендер состоит их двух половин: пола биологического и пола социокультурного, в неразрывном единстве и можно дать следующее определение: гендер - система социокультурных половых отношений, возникающих у мужчин и женщин в результате их общения между собой и с внешним миром и проявляющихся во всех сферах жизни человека и общества.

В научный оборот многих общественных наук вошли прилагательные от понятия «гендер» - гендерные стереотипы, гендерные нормы, гендерные идентичности и т.д., которые все в совокупности были названы Е.Гоффман «гендерным дисплеем», т.е. многообразием проявлений пола в общественных нормах и требованиях, в стереотипах и представлениях, в путях социализации и идентификации. Для педагогической науки данные категории также имеют важное значение, так как раскрывают сущность гендерного развития ребенка и являются началом разработки гендерного понятийно-категориального аппарата.

В социологическом словаре, под редакцией А.В. Петровского и М.Г. Ярошевского отмечается, что для обозначения культурно-символического смысла «женского» и «мужского» используют термины «фемининный» и «маскулинный», которые обозначают нормативные представления о соматических, психических и поведенческих свойствах, характерных для мужчин и женщин.

Т.В.Бендас дает следующее толкование понятий маскулинность и фемининность: Гидденс Э. Социология / Э. Гидденс. - М., 2012. - С. 44

Маскулинность (лат. masculinus - мужской) - набор личностных и поведенческих черт, соответствующих стереотипу «настоящего мужчины»: мужественность, уверенность в себе, властность и т.д.

Фемининность (лат. femina - женщина) - набор личностных и поведенческих черт, соответствующих стереотипу «настоящей женщины»: мягкость, заботливость, нежность, слабость, беззащитность и т.д.

Также представляется плодотворной концепция взаимодополняемости полов Т. Парсонса - Р. Бейлза, согласно которой, женщина выполняет экспрессивную роль в социальной системе, мужчина - инструментальную. Экспрессивная роль проявляется в сфере домохозяйства и вменяется исключительно в ведение женщины. Инструментальная роль мужчины заключается в регуляции отношений между семьей и другими социальными системами, это роль добытчика и защитника. Т. Парсонс считает, что роль инструментального лидера в семье всегда принадлежит мужчине, а женщина - это экспрессивный (эмоциональный) лидер. Т. Парсонс аргументирует такое распределение ролей природной способностью женщины к деторождению, что влечет за собой отстранение мужчины от функции заботы о ребенке и способствует его развитию в инструментальном направлении. Бондаревская Е.В. Современные концепции воспитания в отечественной педагогике / Е.В.Бондаревская // Известия Южного отделения Российской академии наук. - 2011, - выпуск III.- С. 78

В качестве основной и превалирующей женской роли Т. Парсонс видит роль жены, матери, домохозяйки. Занятие мужчины профессиональной деятельностью, оценивается как социально ценная функция мужчины, определяющая его доминирующее положение в семье, а домашний труд женщины, не являющийся занятостью, определяет ее подчиненную роль. Данное разделение способствует снижению внутрисемейной конкуренции за власть, статус, престиж, что является основой функционального разделения семейных ролей. Т. Парсонс утверждал, что замужняя женщина может позволить себе работать, если такая работа не способствует построению карьеры для женщины, не приносит существенный доход. То есть вследствие такого разделения не происходит соревнования с мужем, что не подрывает его экономическую функцию и социальный авторитет. Хотя, с точки зрения Т. Парсонса, любая занятость женщины может вызвать нестабильность брака.

В настоящее время наблюдается противопоставление традиционной теории гендерной социализации теорией конструирования гендера, в которой подчеркивается деятельный характер усвоения опыта и неравенство гендерных отношений мужчины и женщины.

Также выделяется подход социального конструкционизма (П. Бергер, Т. Лукман), согласно которому «гендерная личность» конструируется в межличностных отношениях, «делающих» гендер в практиках обыденной жизни, где гендер становится основой и результатом общественных отношений, средством легитимизации одного из самых фундаментальных разделений в обществе. Разрабатывается теория «социального конструирования гендера», рассматривающая гендер как естественную сторону социального взаимодействия, являющуюся в то же время социально обусловленным достижением.

Теории социального конструктивизма преобразуют теории социализации с точки зрения конструирования гендерной идентичности субъектом, путем идентификации себя с определенным социальным полом. Особенностью данных теорий является социальная обусловленность гендера, выражающаяся в построении определенного типа социальных отношений, имеющих ценностное значение для поддержания конкретного общественного порядка. Можно отметить, что, гендер конструируется на стыке этнических, классовых, культурных характеристик социального взаимодействия, и может быть использован для определения основных сущностных закономерностей и процессов существующей социальной реальности.

Таким образом, конструктивистские теории способствовали углублению научных представлений о гендере и отделению биологически детерминированных качеств от качеств, конструируемых самим субъектом, что является неоспоримым достоинством конструктивистских теорий и в определенной мере подтверждается примерами современного социума.

Общество погибнет от того, что поверило словам,
лишенным смысла или противоречивым...

Маркиз де Кюстин. Записки о России. 1839 г.

Понятие "гендер" было введено в русский язык в начале 1990-х г. Посадской Анастасией. Позднее оно все чаще начинает употребляться, в частности, социологами, однако в совершенно различных смыслах, что создает концептуальную путаницу и препятствует сопоставимости результатов. Некоторые авторы просто отождествляют "гендер" с "женщиной", другие под гендером понимают социокультурные аспекты жизнедеятельности полов (которые различны в разных этнокультурах в разные исторические периоды). Г.Г. Силасте предлагается понятие "социогендерных исследований ", предметом которых является "социальный (а не личностный, или профессиональный, или должностной) статус женщины" [ , с.16], в то же время, например, Е.А. Здравомыслова и А.А.Темкина определяют "гендер" как социальный статус, который определяет индивидуальные возможности в образовании, профессиональной деятельности, доступе к власти, сексуальности, семейной роли и репродуктивного поведения [ , с.84]. На Западе конкретное содержание этого термина определяется концептуальным контекстом феминистски-ориентированных исследовательниц [см. подр. ]. Принципиальным для введения этого термина в российскую науку является разграничение двух смыслов, в которых "гендер" употребляется в английском языке. В рамках феминистских концепций - гендер (по аналогии с классом) прежде всего стратификационная категория и подразумевает наличие угнетения, субординации, социальное неравенство женщин, т.е. неравный в сравнении с мужчинами доступ к власти, богатству и престижу. Понятие гендера предполагает социальное конструирование различий с тем, чтобы использовать эти различия для сохранения власти мужчин, и каждодневное производство гендера, как подчеркивание полярности мужского и женского с целью обесценить женщин [ , с. 593]. Причем, если представительницы радикального феминизма считают гендерную стратификацию повсеместной и основной, другие исследовательницы рассматривают этот вектор наряду с иными стратификационными категориями - класс, возраст, инвалидность, этничность и т.д., чему во многом способствовало несогласие "черных" женщин с позицией представительниц "белого" среднего класса, исследования среди индейцев, рабочего класса и т.д. Гендер одновременно выступает и как эвристическое понятие и как обозначение того, что феминистки хотят изменить или элиминировать в социальных отношениях [ , с.604] .

В широком смысле, вне феминисткой ориентации, в западном научном языке гендер употребляется для описания социальных характеристик пола в отличие от биологических (т. е. особенностей мужской и женской анатомии, сексуальности, гормонального баланса и т.д.), что также было инициировано феминистскими учеными. Это было достаточно разумно в связи с явной биосексуальной коннотацией, содержащейся в слове "sex".

В русском языке понятие пол не содержит столь явной ассоциации, а если иметь в виду дореволюционную традицию, то, как отмечал Н. Бердяев, развивавший платоновскую идею андрогинности, пол - это половина человечества. Кстати он же рассматривал стремление женщин к эмансипации как потребность уйти от рода (т.е. gender) , т.е. игнорировать в числе биологических особенностей и свое репродуктивное предназначение (что является «пагубной» вехой движения цивилизации).

В связи со сказанным представляется, что в русском языке имеет смысл употреблять понятие "гендер" лишь в узком смысле, предполагающем феминистскую интерпретацию, гендерный подход, т.е. выявление и изучение угнетения женщин/мужчин. При этом, вероятно, имеет право на существование и традиционная социология пола, в рамках которой анализируются субкультурная дифференциация полов (смысл которой возможно иной, нежели женская субординация и угнетение), половые аспекты сексуального поведения (см. напр. работы С.И.Голода , И.С.Кона), изучение половых различия в других сферах социального поведения. Явление стереотипизации (что препятствует развитию личностей в условиях дифференциации жизненных стилей) представляется как качественно отличное от дискриминации. И.С. Коном уже подчеркивалось, что половая стратификация и социальный статус могут быть разными не только в разных обществах, но и в "разных сферах жизнедеятельности одного и того же социума" [ , с.177]. Как, например, квалифицировать факт российской культуры - власть части матерей над взрослыми сыновьями, жен над мужьями, дочерей над пожилыми отцами и т.д. Возможно, необходимо другое понятие, описывающее обратную составляющую властных отношений по признаку пола. Таким образом, категория гендер это еще один вектор при анализе социальной стратификации, причем является ли он доминирующим в каждом конкретном обществе - это исследовательская проблема. Например, уже высказывались предположения, что советское общество было патриархатным преимущественно по вектору возраста, т.е. власти старших мужчин. Сегодня, похоже, именно этот вектор власти наряду с этничностью являются в большей мере конфликтным, отношения между полами вышли на уровень доминирующего противоречия внутри особых социальных групп (богатых, части среднего класса).

Более сложная проблема в связи с понятием "гендер" стоит в гносеологическом аспекте. Феминистками поставлена проблема ограниченности знания, представленного в истории исключительно мужчинами (квалифицируемого как андроцентризм), т.е. в широком контексте речь идет о зависимости теорий и интерпретаций от особенностей субъекта познания, в данном случае по признаку пола. Феминистский подход также вполне согласуется с развитием нового типа рациональности - постнеклассической, которая учитывает не только особенности субъекта познания, но и ценностную ориентацию, т.е. дает ответ на вопрос "для чего необходимо знание". Если считать женщин маргинальной группой (в том числе в сфере науки), тогда вероятно необходим их вклад с точки зрения "особого видения" социальной реальности. Но, если отталкиваться от факта, что в бывшем российском обществе (многие элементы которого сохранились и поныне) женщины были достаточно сильно (в отличие от Западных стран того же периода) представлены в различных социальных институтах, в том числе в науке, и не имели длительного опыта исключительно "приватного существования" - возникает вопрос об основаниях (помимо биологических) такого особого видения реальности. Т.е. вопрос о женском особом месте в науке с точки зрения методологии пока остается открытым.

Гендерная социология

Определение 1

Гендерная социология представляет собой социологическую теорию, которая занимается изучением закономерностей дифференциации мужских и женских социальных ролей. Объектом исследования для неё выступают неравноправные взаимоотношения мужчин и женщин, сложившиеся исторически.

Предмет исследования – социальная несправедливость и гендерное неравенство в отношении женщин.

Само понятие «гендер» в переводе с английского языка означает «пол», «род». Этот термин появился с началом рыночных преобразований 1990-х годов и в отечественную современную социологию пришел из англоязычных стран.

Замечание 1

Основополагающими понятиями гендерной социологии являются гендер, патриархат, матриархат, сексизм, феминизм. Основой теории двух систем и теории однородности являются два понятия «патриархат» и «капитализм».

Теории создавались в полемике представителями разных направлений социологии гендерной. Первая теория утверждала, что общество строится вокруг двух систем эксплуатации. В структурном плане они друг от друга независимы – патриархат эксплуатирует женщин, и капитализм эксплуатирует рабочую силу.

Система полов и экономическая система разделены в целях анализа, хотя существуют вместе. Семейная оплата труда в конце XIX века якобы служила интересам, как работодателей, так и мужчин рабочих. Подобное положение существовало с той целью, чтобы держать женщин в экономической зависимости от мужчин.

Женщина должна была заниматься хозяйством, воспроизводить и воспитывать новую рабочую силу. Патриархат воспринимается в этом случае, как часть семейной структуры, а капитализм выступает за её пределами.

Сторонники теории однородности считают, что капитализм не является нейтральным в отношении пола и его ядром становится эксплуатация женщин. Таким образом, если патриархат и капитализм проявляются в одной социально-экономической структуре, то совершенно логично говорить об одной системе, материальная база которой заключается в разделении труда по признаку пола.

Замечание 2

Причина эксплуатации женщин, как считает большинство авторов той и другой теории, является разделение труда по половому признаку. Современная гендерная социология выделяет пол как важную составляющую в анализе разделения труда, социальной структуре, образе жизни, поведении в семье и в профессиональной деятельности.

Анализ сексуального насилия над женщинами в семье, и сексуальных домогательств на службе, является новым направлением гендерных проблем.

Важной проблемой современной гендерной социологии является выбор методов исследования. В отечественной гендерной социологии широкое применение находят традиционные методы опроса, данные социальной статистики и относительно новые западные методы, например, метод устной истории Д. Берто.

Все гендерные исследования обязательно должны учитывать социально-экономический уровень развития и специфику культуры страны, а также особенности её исторического развития, потому что для ряда развивающихся стран Азии, Африки, стран Восточной Европы целый ряд методов просто неприменим.

Сущность гендерной социологии

Гендерная социология и социология пола имеют между собой принципиальное отличие.

Гендерная социология отличается тем, что на первый план выдвигает особенности мужской и женской социальной общностей, их социальное поведение и статус. В России гендерной социологией стали интересоваться после перестройки. Основная причина этого интереса заключалась в том, что произошло резкое падение уровня жизни населения и особенно это коснулось женщин и детей.

Практически во всех сферах жизни общества открыто стала проявляться дискриминация женщин, причем, в больших масштабах. С 1990 г. научный коллектив «ГАЛСИ» проводит в России социологические исследования положения женщин и женских движений.

За это время разрозненные российские центры и лаборатории собрали опыт изучения гендерных проблем. Начиная с 1989 г. ВЦИОМ проводил общенациональный мониторинг общественного мнения. Он касался экономических и социальных проблем, включая положение российских женщин.

Результатом этой работы стал сформированный банк данных. В журнале «Социологические исследования» регулярно появляются соответствующие публикации.

Для развития гендерной социологии в России существует достаточно обширная, но, правда, слабо востребованная эмпирическая база данных. Исходя из этого, можно дать следующее определение гендерной социологии - это частная социологическая теория, изучающая процессы развития и социального взаимодействия двух общностей – мужской и женской.

Теория анализирует эволюцию их социальных статусов с учетом культурных традиций, рассматривает влияние биопсихологических особенностей пола на поведение и сознание мужчин и женщин.

Методологическая база представлена диалектическим подходом к изучению социального взаимодействия мужчин и женщин, как друг с другом, так и с их социальным окружением.

Принцип социального детерминизма дает возможность исследовать социогендерные отношения в конкретных исторических условиях в их динамике. Есть необходимость дополнить социологический анализ изучением демографических факторов, особенностями мужской и женской психологии, использованием теории ролей.

Замечание 3

Если говорить другим словами, то гендерная социология при рассмотрении положения мужчин и женщин и их социальных статусов, предполагает применение междисциплинарного подхода. Она имеет тесную связь с социологией семьи, социологией личности, социологией безопасности и с социальной геронтологией.

Функции гендерной социологии

Для гендерной социологии характерны свои функции, среди которых важнейшими являются:

  • мировоззренческая,
  • прогностическая,
  • управленческая,
  • информационная,
  • прикладная.

Мировоззренческая функция объективно связана с социально-политической жизнью общества и выражается в использовании выверенных количественных данных, потому что именно они могут убедить современного человека в чем-либо. Социологическое знание является мощным инструментом социально-политической жизни общества. На каких позициях сегодня стоит общество, кто главный в этом обществе – мужчина или женщина.

Прогностическая функция выполняет важную задачу, прогнозируя будущее общества. Прогностическая функция может иметь дело с конструированием моделей социальных объектов, создавая образ будущего.

Выводы и рекомендации, которые делают специалисты в результате своих исследований того или иного социального объекта являются основой для принятия решений, в этом заключается суть управленческой функции. Решения, которые принимаются на основании социологического знания, всегда более аргументированы и весомы, поэтому оспорить их непросто. Решения могут носить очень серьезный характер, так использование социологического знания, например, позволяют вырабатывать решения по преобразованию общества, его политической и экономической системы.

Информационная функция связана со сбором информации, его систематизацией и накоплением. В крупных социологических центрах она сосредотачивается в памяти ЭВМ. Данные социологических исследований могут быть полезны не только специалистам, ученым, студентам, но и разным структурам гражданского общества. Социологическая информация является методологической базой для феминизма.

Теоретические основы понятия «Гендер. Гендерная социология»

Гендерный подход в социологии: история возникновения и современность

Термин «гендерный подход» возник в социологии в 1970-е годы. Он сформирован как оппозиция исследованиям отношений между полами. Под гендерным подходом в социологии понимается анализ отношений власти, организованных на основании культурно-символического определения пола. Культурно символическое определение пола (то, что называется гендером) является комплексной характеристикой статуса,возникающая на пересечении множества признаков индивида и/или группы. Таким образом, гендерный подход является вариантом стратификационного подхода, в котором всегда имеет место тезис о неравном распределении ресурсов по признаку приписанного пола, об отношениях господства-подчинения, исключения-признания людей, которых общество относит к разным категориям пола. Гендер становится «полезной» многоуровневой категорией социального анализа, которая «работает» на уровне анализа идентичности, межличностных отношений, системном и структурном уровне.

Разработка гендерного подхода на Западе берет начало с 1970-х годов как когнитивная практика женского движения второй волны и как критика социальной теории, и потому во многом определяется закономерностями развития последних. Исследования опираются на адаптированность социальной теории к проблематике социальных отношений между полами.

В 1968 году, Роберт Столлер ввел понятие гендер, таким образом в отличие от своих предшественников, Столлером выделилось понятия sex как биологический пол, и gender - в качестве пола социального.

Позже Джудит Лорбер в её работе «Пол как социальная категория» рассматривается категории sex и гендер в 5-ти возможных позициях:

  • - пол (sex) как биологическая категория в качестве непосредственного данного сочетания генов и гениталий, дородовой, подростковый и взрослый гормональный набор; способность к прокреации;
  • - пол (sex) в качестве социальной категории - предназначение от рождения, основанное на типе гениталий;
  • - половая (sex-gender) идентичность - осознание себя как представителя данного пола, ощущение своего женского или мужского тела, осознание своей принадлежности к полу в социальном контексте;
  • - пол (gender) как процесс - обучение, научение, принятие роли, овладение поведенческими действиями, уже усвоенными в качестве соответствующих (или несоответствующих - в случае бунта или неприятия) определенному гендерному статусу, «осознание пола как социальной категории» человеком, принадлежащим к данному полу как к биологической категории;
  • - пол (gender) в качестве социального статуса и структуры - гендерный статус индивида как часть общественной структуры предписанных отношений между полами, особенно структуры господства и подчинения, а также разделения домашнего и оплачиваемого труда по гендерному признаку.

Феминистской критической мыслью осваивается и развивается марксизм, структурно-функциональный анализ и драматургический интеракционизм.

Феминистскими последователями марксизма предлагается (по крайней мере) два варианта концептуализации гендерных отношений:

  • - сфера воспроизводства столь же значима для социального порядка, как и сфера производства. Воспроизводство является миром домашнего хозяйства, семьи и деторождения и представляет собой сферу восстановления и пополнения рабочей силы, где главным действующим лицом выступает женщина, при этом ее рабочая сила и домашний+эмоциональный труд не замечаются и не оплачиваются капиталистическим индустриальным обществом. Таким образом, марксистскими феминистками мыслится сфера воспроизводства как сфера угнетения женщин. Капиталистическая эксплуатация в системе производственных отношений рассматривается как производное от первичного угнетения женщины в семье.
  • - выдвижение концепции «двойной системы» угнетения женщин в современном обществе. Капитализм и патриархат - это параллельно действующие системы, которые создают структурные факторы гендерного неравенства. Главная мысль этой теории заключается в том, что капитализм и патриархат являются отличными друг от друга и равно всеобъемлющими системами социальных отношений, которые сталкиваются и взаимодействуют между собой. В результате наложения двух систем эксплуатации возникает современный общественный порядок, который может быть назван «капиталистическим патриархатом». Анализ гендерных отношений требует самостоятельной теории, логически независимой от классовой.

В марксистской феминистской традиции неравенство материальных ресурсов и жизненных возможностей мужчин и женщин рассматриваются в качестве структурно обусловленных (капитализмом и/или патриархатом), а сами «женщины» и «мужчины» - в качестве относительно недифференцированных категорий (иногда - как «социальный класс»). Отношения между категориями являются отношениями неравенства и эксплуатации (патриархата), при которых женщины как класс дискриминированы в публичной сфере. Другими словами можно сказать, что поло-гендерная система является «набором механизмов, с помощью которых общество преобразует биологическую сексуальность в продукты человеческой деятельности и в рамках которых эти преобразованные сексуальные потребности удовлетворяются» Павленок П.Д., Савинов Л.И. Социология. - М.: ИТК «Дашков и К», 2007. - 580 с..

Феминистками переосмысливается также и функционалистский поло-ролевой подход. Так, либеральным феминизмом (одним из направлений феминистской мысли), критикуя, адаптируется положение парсонсианства (в том числе о напряжении половых ролей и кризисе американской семьи), используя их для анализа угнетения женщин и мужчин предписанными традиционными ролями. Феминистский подход в этом своем варианте остается структурно-функционалистским, однако меняется пафос анализа гендерных отношений: акцент делается на измерение неравенства, на обоснование возможностей изменений в содержании этих ролей. Примерами такого варианта гендерного подхода можно считать исследование по андрогинии Сандры Бем, которой разработана методика измерения степени маскулинности и фемининности Введение в гендерные исследования. Ч. II: Хрестоматия / Под ред. С.В. Жеребкина. - СПб.: Алетейя, 2001 и многочисленные последующие феминистские исследования, которые используют понятия социализации, роли и статуса для интерпретации различий положения женщин и мужчин в обществе. Согласно этой позиции, поведение мужчин и женщин различно, в связи с тем, что оно находится в соответствии с разными социальными ожиданиями. Исследователями показывается, как эти ожидания воспроизводятся такими социальными институтами, как школа, семья, профессиональное сообщество, средства массовой информации Давыдова Н.М. Глава семьи: распределение ролей и способ выживания / Н.М. Давыдова // ОНС. - 2000. - № 4. Изменяющиеся ожидания становятся главной темой обсуждения социальных ролей в этом варианте гендерного подхода. Роли, которые предписаны представителям разного пола перестают рассматриваться как взаимодополняющие, делается акцент на их иерархию и отношения власти Ионов И.Н. Женщины и власть В России: история и перспективы / И.Н. Ионов // ОНС. - 2000. - № 4.

Поворот исследовательского интереса от уровня структур к уровню действий, к социологии повседневности, позволил феминистским теоретикам инкорпорировать идеи социального конструирования реальности в анализ гендерных отношений Рабжаева М. Попытка "увидеть" гендерную историю //Гендерные исследования. - Харьков: ХЦГИ, 2001, № 6. Драматургический интеракционизм и этнометодология вписывается в русло «социально-конструктивистского поворота» в социальных науках и радикализируется в гендерных исследованиях. В этой перспективе гендер понимается в качестве социально-сконструированного отношения связанного с категоризацией индивидов по признаку пола. Микросоциологией концентрируется внимание на уровне повседневных взаимодействий, посредством которых производятся разные гендерные отношения в разных культурах.

Теория социального конструирования гендера основана на различении биологического пола и социальной категории принадлежности к полу. Гендер определяется в качестве работы общества по приписыванию пола, которая производит и воспроизводит отношения неравенства и дискриминации.

Американскими феминистскими социологами (Кэндес Уэст и Дон Зиммерман) утверждается, что создание гендера происходит постоянно во всех институциональных ситуациях на микроуровне Лисичкин Г. Семья - недоступная роскошь / Г. Лисичкин // Родина. - 2000. - № 4. Следуя за Ирвином Гоффманом ими считается, что отнесение индивидов к той или иной категории по признаку пола является существенно значимым для социально компетентного («подотчетного») поведения. Успешная коммуникация опирается, как правило, на возможность однозначной идентификации пола собеседника. Однако, категоризация по признаку пола, далеко не всегда однозначна и не обязательно соответствует биологическому полу индивида. Приписывание пола происходит согласно правилам создания гендера, принятым в данном обществе и выражаются в гендерном дисплее. Понятие гендерного дисплея используется авторами для утверждения социальной сконструированность не только гендерных различий, но и биологического пола Пол женщины Сборник статей по гендерным исследованиям. - Алматы: Центр гендерных исследований. 2000.

Итак, можно утверждать, что гендерный подход развивается как феминистская критика основных направлений социологии. Однако под влиянием феминистской критики в настоящее время в западной социологии произошли некоторые изменения, которые уже не позволяют отделить тематику отношений полов от собственно гендерного подхода. В настоящее время гендерным исследованиям в области социологии приходится сталкиваться с теми же проблемами, что и социологическое знание в целом, а именно с проблемой соотношения уровней структур и действия, с полемикой символического интеракционизма и этнометодологии, с одной стороны, и структурализма и функционализма, с другой. Попытка концептуализировать гендерные отношения в рамках объединительной парадигмы была осуществлена австралийским социологом Робертом Коннеллом Самарина О. Социальная защита женщины и семейная политика в современной России / О. Самарина // Вопросы экономики. - 2000. - № 3. При анализе структуры имеется возможность исследовать ограничения макроуровня, которые являются условиями осуществления практик. В рамках данного подхода гендерные отношения рассматриваются в качестве процесса; структуры складываются исторически, а способы структурирования гендера многообразны и отражают господство разных социальных интересов.

2024 english-speak.ru. Изучение английского языка.