Методическая разработка открытого урока "предложения с обособленными и уточняющими членами". Материал для учителя. I. Проверка домашнего задания

В саду было совершенно тихо. Замёрзшая земля, покрытая пушистым слоем снега, совершенно смолкла, не отдавая звуков. Зато воздух стал как-то особенно чуток, отчётливо и полно перенося на далёкие расстояния крик вороны, удар топора, легкий треск обломавшейся ветки. Временами слышался стеклянный звон, замиравший как будто в огромном удалении. Это мальчишки кидали камни на деревенском пруду, покрывшемся к утру тонкой плёнкой первого льда.

В усадьбе пруд тоже замёрз, но отяжелевшая и потемневшая речка мельницы всё ещё сочилась в своих пушистых берегах и шумела на шлюзах.

Пётр подошёл к плотине и остановился, прислушиваясь. Звон воды стал другим. Он стал тяжелее и потерял свою мелодию. В нём как будто чувствовался холод помертвевших окрестностей. В душе Петра тоже было холодно и сумрачно.

В настроении слепого юноши беспросветная грусть сменялась раздражительностью. Но вместе с тем возрастала замечательная тонкость его ощущений. Слух его чрезвычайно обострился. Свет он ощущал всем своим организмом и даже мог отличить лунные ночи от тёмных. (По) (152 слова)

9 класс

Родное, заветное

Прошумев обильным ливнем, отсверкав молниями, свалилась в заокские леса грозовая туча. Там ещё погромыхивает, продолжает сеять дождь, короткий, летний. Вокруг посветлело, брызнули солнечные лучи вслед туче, и в полнеба стала над лесами семицветная радуга.

Для меня с детства несет она две загадки. Во-первых, откуда пошло это слово – от дуги или от радости? Во-вторых, где и как можно найти её подножие?

По старинному поверью, там, у подножия радуги, зарыты клады несметных сокровищ. Не потому ли так ярко переливается она? Не потому ли только улыбку способна вызвать? Думалось, какое же это счастье – побывать у заветного подножия! Только ни в какие времена не было человека, побывавшего там.

С годами многое меняется. Я давно не ищу подножия радуги. Я твердо знаю, что опирается радуга на родную землю, богатую несметными сокровищами. Потому-то и ярки её переливы, потому-то и звучит в самом её названии отголосок радости.

Многое меняется, а радуга остаётся неизменной. И не тускнеет. Так же прекрасна, как в годы детства. В этом и счастье. (По Ф. Поленову.) (160 слов)

Образец текста диктанта для поступающих в 10 класс

Утром я, выспавшийся, полный свежих сил, вышел на вахту. До чего же хорошо, когда в воздухе разливается запах йода и океан расстилается вокруг, как зеленый шёлк!

В свежем воздухе чувствовалась, однако, примесь какого-то странного запаха, и я не мог понять, чем пахнет. Оглядев горизонт, я заметил вдалеке какую-то тёмную полоску, вроде как от набежавшей тучки. Небо по-прежнему сияло голубизной, и всё же там, на блестящей поверхности моря, что-то темнело. Подходим к другой глубине или приближается шторм? Теряясь в догадках, я вдруг вижу: навстречу нам мчатся дельфины. В чётком строю, то выныривая, то пропадая, они промелькнули по левому борту, и мне показалось, что они бегут, будто спасаясь от чего-то.

Штурман, в течение долгого времени смотревший в бинокль, наконец догадался: нефть! Понятно, какой запах примешивался к свежести океана. Нефтяные разводы встречались нам в плавании не раз, однако такое я видел впервые: впереди было сплошное нефтяное поле. Сначала появились радужные разводы – оранжевые, сине-фиолетовые, затем какие-то серебристые пятна, которых становилось всё больше. Вскоре мы увидели, что это была дохлая рыба, плавающая кверху брюхом. (ПО Л. Соболеву.) (170 слов)

Усадьба стояла вся белая, на деревьях лежали пушистые хлопья, точно сад опять распустился белыми листьями... В большом камине потрескивал огонь, каждый входящий со двора вносил с собою свежесть и запах мягкого снега... Поэзия первого зимнего дня была по-своему доступна слепому. Просыпаясь утром, он ощущал всегда особенную бодрость и узнавал приход зимы по топанью людей, входящих в кухню, по скрипу дверей, по острым, едва уловимым струйкам, разбегавшимся по всему дому, по скрипу шагов на дворе, по особенной "холодности" всех наружных звуков. И когда он выезжал с Иохимом по первопутку в поле, то слушал с наслаждением звонкий скрип саней и какие-то гулкие щелканья, которыми лес из-за речки обменивался с дорогой и полем. На этот раз первый белый день повеял на него только большею грустью. Надев с утра высокие сапоги, он пошел, прокладывая рыхлый след по девственным еще дорожкам, к мельнице. В саду было совершенно тихо. Смерзшаяся земля, покрытая пушистым мягким слоем, совершенно смолкла, не отдавая звуков; зато воздух стал как-то особенно чуток, отчетливо и полно перенося на далекие расстояния и крик вороны, и удар топора, и легкий треск обломавшейся ветки... По временам слышался странный звон, точно от стекла, переходивший на самые высокие ноты и замиравший как будто в огромном удалении. Это мальчишки кидали камни на деревенском пруду, покрывшемся к утру тонкой пленкой первого льда. В усадьбе пруд тоже замерз, но речка у мельницы, отяжелевшая и темная, все еще сочилась в своих пушистых берегах и шумела на шлюзах

Подчеркните в тексте

обособленное обстоятельство

Выпишите 3 словосочетания разных типов

из 1-2 абзаца

Выпишите Простое Глагольное сказуемое

Для обучающихся 8-х классов предлагаются тексты контрольных диктантов с грамматическим заданием на весь учебный год. В диктантах учтены все основные тематические разделы учебной программы 8 класса по изучению видов простого осложнённого предложения. В грамматическом задании второй вариант содержит задания более сложные, чем первый. Этот вариант можно давать сильным обучающимся.

Контрольный диктант по итогам I четверти

Анды

Анды — самые высокие горы Амери-канского континента, рассекающие его с севера на юг. 4 Они поражают меняющи-мися пейзажами. Здесь увидишь непоко-рённые вершины, покрытые вечными снегами пики, дымящиеся вулканы. На западе сверкает бирюзой Тихий океан, на востоке восхищают бесконечные джунгли, изрезанные паутиной серебря-ных рек.

После однодневного пребывания в столице Перу вылетаем в направлении пропавшего города инков. Доезжаем поездом до небольшого городка и пеш-ком через эвкалиптовый лес добираем-ся до деревеньки. Глиняные домики и соломенные шалаши напоминают о древней цивилизации. Стараемся не потерять местами исчезающую тропин-ку, вьющуюся вверх.

Вдали появляется загадочный город, расположившийся на скалистой верши-не. Через пять часов подъёма проходим тяжёлые ворота и входим в крепость, на-ходящуюся на горе. 4 На многочисленных террасах, соединенных бесчисленными лестницами, располагается каменный мир с улицами, площадями. Древний го-род зачаровывает нас. (По Я. Палкевичу.)

(121 слово.)

Грамматическое задание

Анды — самые высокие горы А мери-канского континента, рассекающие его с севера на юг. 4 (1 вариант);

Через пять часов подъёма проходим тяжёлые ворота и входим в крепость, на-ходящуюся на горе. 4 (2 вариант).

Отъезд из замка

Герцог получил немалое удовольствие, пригласив Дон Кихота и Санчо в замок и забавляясь их чудачеством. Но Дон Кихот начал тяготиться неволей и праздной жизнью, полагая, что настоящий, а не мнимый рыцарь, странствуя, не должен предаваться лени и беспрестанным увеселениям и сидеть сложа руки. Вот почему он попросил позволения уехать.

Попрощавшись со всеми рано утром, Дон Кихот, облачённый в те же нелепые доспехи, предстал на площади перед замком. 4 С галереи, недоумевая, еле-еле сдерживаясь от смеха, на него глазели все обитатели замка: герцог, герцогиня, придворные... 4 Восседая на своем сером, Санчо был рад-радёхонек: герцогский управитель вручил ему, не скупясь, двести золотых.

Учтиво поклонившись герцогу, а равно и всем присутствующим, Дон Кихот поворотил Росинанта и, сопровождаемый Санчо, выехал за ворота в открытое поле, говоря:

— Со свободой, Санчо, несравнимы никакие сокровища! (По М. де Сервантесу.)

Грамматическое задание

1. Выпишите из текста 3 примера разных типов сказуемых.

2. Выпишите 3 разных словосочетания и разберите их: из 1 абзаца (1вариант); из 3 абзаца (2 вариант).

3. Выполните синтаксический разбор предложения:

Попрощавшись со всеми рано утром, Дон Кихот, облачённый в те же нелепые доспехи, предстал на площади перед замком. 4 (1 вариант);

С галереи, недоумевая, еле-еле сдерживаясь от смеха, на него глазели все обитатели замка: герцог, герцогиня, придворные... 4 (2 вариант).

Волчица

В стае в ту зиму ходила молодая волчица, не позабывшая ребячьих своих забав. 4 Днём волки, свернувшись в клубки, дремали, а она вскакивала, кружилась, утаптывая снег, и будила стариков. Волки нехотя поднимались, тыкались в нее холодными носами, а она шутливо огрызалась, кусая их за ноги. Старые волчихи, свернувшись и не поднимая голов, поглядывали на молодую проказницу. 4

Однажды ночью волчица поднялась и побежала в поле, а за ней, высунув языки, затряслись старики. Волчихи оставались лежать, потом и они побежали за стаей.

Волки бежали по дороге, а за ними скользили, ломаясь на снегу, тени. Снег в лучах луны блестел алмазами. От деревни послышался звон бубенцов. Казалось, что зазвенели, покатившись по дороге, звёзды, упавшие с неба. Волки, завязая по брюхо, отошли в поле и легли, повернувшись мордами к деревне. (По И. Соколову-Микитову.)

Грамматическое задание

1. Выпишите из текста 3 примера разных типов сказуемых.

2. Выпишите 3 разных словосочетания и разберите их: из 1 абзаца (1вариант); из 3 абзаца (2 вариант).

3. Выполните синтаксический разбор предложения:

В стае в ту зиму ходила молодая волчица, не по забывшая ребячьих своих забав. 4 (1 вариант);

Старые волчихи, свернувшись и не поднимая голов, поглядывали на молодую проказницу. 4 (2 вариант).

Контрольный диктант по итогам II четверти

Зимний день

Усадьба стояла вся белая, на деревьях лежали пушистые хлопья, точно сад опять распустился белыми листьями. В большом старинном камине потрескивал огонь, каждый входящий со двора вносил с собою свежесть и запах мягкого снега.

Поэзия первого зимнего дня была по-своему доступна слепому. Просыпаясь утром, он ощущал всегда особенную бодрость и узнавал приход зимы по топанью людей, входящих в кухню, по скрипу дверей, по острым, едва уловимым запахам, по скрипу шагов на дворе.

Надев с утра высокие охотничьи сапоги, он пошёл к мельнице, прокладывая рыхлый след по дорожкам.

Смёрзшаяся земля, покрытая пушистым, мягким слоем, совершенно смолкла, зато воздух стал как-то особенно чуток, отчётливо перенося на далекие расстояния и крик вороны, и удар топора, и легкий треск обломавшейся ветки. По временам слышался странный звон, точно от стекла, переходивший на самые высокие ноты и замиравший в удалении. Это мальчишки кидали камни на деревенском пруду, покрывшемся тонкой плёнкой первого льда.

Но речка у мельницы, отяжелевшая, тёмная, всё ещё сочилась в своих пушистых берегах и шумела на шлюзах. (По В.Г. Короленко.)

Грамматическое задание

1. Выпишите сказуемое: простое глагольное (1 вариант); составное именное (2 вариант).

2. Подчеркните в тексте обособленное обстоятельство (1 вариант); обособленное определение (2 вариант).

3. Выпишите 3 словосочетания разных типов: из 1-2 абзаца (1 вариант); из 4 абзаца (2 вариант).

4. Синтаксический разбор предложения: По временам слышался странный звон, точно от стекла, переходивший на самые высокие ноты и замиравший в удалении. (1 вариант)

Надев с утра высокие охотничьи сапоги, он пошёл к мельнице, прокладывая рыхлый след по дорожкам. (2 вариант).

На деревенском дворе

Пост кончился, была страстная неделя. Погода стояла прекрасная: дни светлые, тихие и теплые. Снег весь подёрнулся чёрным тюлем, и местами показались большие прогалины. Проходные дорожки, с которых зимою изредка сгребали лишний снег, совсем почернели и лежали чёрными лентами. Но зато шагнёшь со двора и окунёшься в воду. Ездить можно было только по шоссе. Мужички копались на дворах, ладя бороны да сохи, ребятишки пропускали ручейки, которыми стекали в речку все плодотворные соки из наваленных посреди двора навозных куч.

Запах навоза над деревнями. Среди дня казалось, что дворы топятся. Но это никому не вредило: ни людям, ни животным. А петухи, стоя на самом верху навозных куч дымящегося навоза, воображали себя какими-то жрецами. Они важно топорщили свои перья, потряхивали красными гребнями и, важно закинув головы, возглашали: «Да здравствует весна!»

Этого кочета береги, - опираясь на вилы, говорил жене мужик, показывая на гуляющего петуха. - Это настоящая птица, а того, рябенького-то, надо зарезать к празднику.

И мужик, плюнув на руки, снова стал ковырять вилами. (По Н.С. Лескову.)

Грамматическое задание

1. Обозначьте виды сказуемых: 1 абзац (1 вариант); все остальные (2 вариант).

2. Выпишите 3 словосочетания разных типов из предложения: Проходные дорожки, с которых зимою изредка сгребали лишний снег, совсем почернели и лежали черными лентами. (1 вариант)

Они важно топорщили свои перья, потряхивали красными гребнями и, важно закинув головы, возглашали: «Да здравствует весна!» (2 вариант)

4. Синтаксический разбор предложения: Но это никому не вредило: ни людям, ни животным. (1 вариант)

А петухи, стоя на самом верху навозных куч дымящегося навоза, воображали себя какими-то жрецами. (2 вариант)

Превращение

Кукла вышла из-за перегородки. Она улыбалась, наклонив набок растрёпанную голову. Волосы у неё были такого цвета, как перья у маленьких серых птичек. Серые глаза её весело блестели. Сейчас она казалась серьёзной и внимательной, но от её печали не осталось и следа. Напротив, сказали бы, что это шалунья, притворяющаяся скромницей.

Затем дальше. Куда же девалось её прежнее великолепное платье, весь этот розовый шёлк, золотые розы, кружева, блёстки, сказочный наряд, от которого каждая девочка могла бы походить если не на принцессу, то, во всяком случае, на ёлочную игрушку? Теперь, представьте себе, кукла была одета более чем скромно. Блуза с синим матросским воротником, старенькие туфли, достаточно серые для того, чтобы не быть белыми. Туфли были надеты на босу ногу. Не подумайте, что от этого наряда кукла стала некрасивой. Напротив, он был ей к лицу. Бывают такие замарашки: сперва не удостоишь их взглядом, а потом, присмотревшись внимательнее, видишь, что такая замарашка милее принцессы.

Но самое главное: помните, на груди у куклы наследника Тутти были страшные черные раны? А теперь они исчезли. Это была весёлая, здоровая кукла! (По Ю. Олеше.)

Грамматическое задание

1. Обозначьте в тексте виды сказуемых.

2. Выпишите 3 словосочетания разных типов из предложения: Блуза с синим матросским воротником, старенькие туфли, достаточно серые для того, чтобы не быть белыми. (1 вариант)

Бывают такие замарашки: сперва не удостоишь их взглядом, а потом, присмотревшись внимательнее, видишь, что такая замарашка милее принцессы. (2 вариант)

3. Определите в тексте вид односоставных предложений.

4. Синтаксический разбор предложения: Она улыбалась, наклонив набок растрёпанную голову. (1 вариант)

Волосы у неё были такого цвета, как перья у маленьких серых птичек. (2 вариант)

Контрольный диктант по итогам III четверти

Здравствуй, сосновый бор!

Вскоре вправо, на довольно крутой пригорок, привела тропа. Пошли по ней и через полчаса оказались в сосновом лесу. Цветение coceн. Стоило ударить палкой по сосновой ветке, как тотчас густое жёлтое облако окружило нас. Медленно оседала в безветрии золотая пыльца.

Ещё сегодня утром принужденные жить в четырёх стенах, отстоящих друг от друга не больше чем на пять метров, мы вдруг захмелели от всего этого: от цветов, от солнца, пахнущего смолой и хвоей, oт роскошных владений, вдруг ни за что ни про что доставшихся нам. Меня ещё сдерживал рюкзак, а Роза то убегала вперёд и кричала оттуда, что попались ландыши, то углублялась в лес и возвращалась напуганная птицей, выпорхнувшей из-под самых ног.

Между тем впереди, сквозь деревья, сверкнула вода и вскоре привела к большому озеру. Озеро было, можно сказать, без берегов. Шла густая сочная трава лесной поляны, и вдруг на уровне той же травы началась вода. Как будто лужу налило дождём. Так и думалось, что под водой тоже продолжается трава и затопило её недавно и ненадолго. Но сквозь желтоватую воду проглядывало плотное песчаное дно, уходившее всё глубже и глубже, делая чернее озёрную воду. (По В.А. Солоухину.)

Грамматическое задание

1 вариант - Между тем впереди, сквозь деревья, сверкнула вода и вскоре привела к большому озеру.

2 вариант - Но сквозь желтоватую воду проглядывало плотное песчаное дно, уходившее всё глубже и глубже, делая чернее озёрную воду.

Морские рыбы

Не стану описывать всех рыболовных приключений, происшедших со мною на причале за дни, проведённые в Лидзаве. Скажу только, что я никогда не пожалею о часах, что просидел с удочкой, намотанной на указательный палец.

Вот перечень пород рыб, которые ловились там (правда, названия все местные, а научных я не знаю): морской ёрш; морской карась — рыба, напоминающая по форме нашего карася, но совершенно серебряная, с фиолетовым отблеском и острыми, как бритва, выдающимися вперёд как бы лошадиными зубами, способными перекусить крючок, если он плох; зеленуха, барабулька — очень изящная рыбка с мордой, срезанной наискосок, в кровавых пятнах по туловищу, исчезающих, как скоро рыба обсохнет от воды; колючка, напоминающая по форме речного окуня, с синеватым пятном на боку; петух — самая яркая и самая красивая, самая желанная для любого рыбака рыба; собака — кусающаяся рыба леопардовой расцветки; кефаль и, наконец, ставридка, самая массовая, самая надоедливая, но, пожалуй, и самая вкусная.

Впрочем, нужно сказать, что мясо морского ерша необыкновенно. Оно плотное, белое, сочное. Говорят, что оно походит на курятину. Однако мне кажется, мясо этой рыбы напоминает по вкусу мясо рака, сваренного в пресной воде. (По В. Солоухину.)

Примечание: сказать о точке с запятой.

Грамматическое задание

1. Определите тип односоставных простых предложений, в том числе в составе сложных: 1 абзац - 1 вариант; 3 абзац - 2 вариант.

2. Произведите синтаксический разбор предложения:

1 вариант - Не стану описывать всех рыболовных приключений, происшедших со мною на причале за дни, проведённые в Лидзаве.

2 вариант - Однако мне кажется, мясо этой рыбы напоминает по вкусу мясо рака, сваренного в пресной воде.

3. Выпишите разные типы осложнений из текста.

На тёплой земле

Меня, бывалого охотника, и сейчас радостно волнуют и притягивают обширные просторы русской природы. Может быть, поэтому я и увлекаюсь охотой.

Люди, не порывающие связь с природой, не чувствуют себя одинокими. Идут годы, но по-прежнему раскрыт перед ними преображённый, прекрасный мир. По-прежнему над головою усталого путника, прилёгшего отдохнуть, колышутся белые и золотые цветы, а высоко в небе кружит, высматривая добычу, ястреб.

Отлежавшись в пахучей траве, мягкой и нежной, полюбовавшись золотыми облаками, застывшими в синем небесном океане, с новыми силами поднимаюсь с тёплой родимой земли. Возвращаюсь домой навстречу новым трудовым дням бодрым и обновлённым. От реки, ещё не согретой солнцем, поднимается туманная завеса, но впереди ожидание чего-то светлого, чистого, прекрасного.

Ни с кем не хочется говорить, так и шёл бы по родной земле, ступая босыми ногами по росе и чувствуя её тепло и свежесть. (128 слов.)

Грамматическое задание

2. Произведите синтаксический разбор предложения:

1 вариант - Меня, бывалого охотника, и сейчас радостно волнуют и притягивают обширные просторы русской природы.

2 вариант - Отлежавшись в пахучей траве, мягкой и нежной, полюбовавшись золотыми облаками, застывшими в синем небесном океане, с новыми силами поднимаюсь с тёплой родимой земли.

3. Выпишите разные типы осложнений из текста.

Вечер в лесу

Весенний лес. Зорко оглядываюсь по сторонам и замечаю что-то розовато-синее. Бегу по-смотреть. Это распустился цветок медуницы. На тол-стом зелёном стебле красуются отдельные цветочки, похожие на крохотные кувшинчики. Верхние из них нежно-розового цвета, а нижние ли-ловые.

Выходим на небольшую поляну. Вокруг неё тол-пятся молодые берёзки. Посредине синеет, как про-долговатое зеркало, весенняя лужа. Она полна до краев прозрачной снеговой воды.

Заглядываю в воду. Она так чиста, что на дне отчетливо видны каждый прошлогодний листок, каж-дая затонувшая веточка. В луже оживлённо плавают лягушки. Они таращат на меня выпученные глаза, но не боятся, не хотят нырять. Они, как бы здорова-ясь со мной, издают какие-то урчащие приветствен-ные звуки.

Уже вечереет. Солнце, как начищенный медный таз, будто висит над дальним лесом. Оно такое ог-ромное, красноватое. А вот прямо на нем появилось длинное серебристое облачко, словно рыбу в таз по-ложили. Как хорошо кругом! (По Г. Скребицкому.)

(154 слова.)

Грамматическое задание

1. Определите тип односоставных простых предложений, в том числе в составе сложных: 1-2 абзацы - 1 вариант; 3-4 абзацы - 2 вариант.

2. Произведите синтаксический разбор предложения:

1 вариант - Солнце, как начищенный медный таз, будто висит над дальним лесом.

2 вариант - Посредине синеет, как про-долговатое зеркало, весенняя лужа.

3. Выпишите разные типы осложнений из текста.

Аромат земли

Лежу в зелёной траве на берегу реки. Летнее солнце плывет над полями, над наезженной пыльной дорогой. Безмерный, сверкающий, пахучий, окружа-ет меня мир природы.

Вдыхаю влажный аромат земли и растений и вижу, как по коленчатым стебелькам высоких тра-винок неторопливо движутся насекомые. Белые, зо-лотые, синие, качаются над головой цветы. Я при-щуриваю глаза. Пушистое белое облако, повисшее в высоком летнем небе, кажется мне плывущим по небу сказочным исполинским чудовищем на позолоченных распахнувшихся крыльях.

В своём воображении уношусь далеко над землёю, оставляя под собой заснеженные горы, голу-бые моря и непроходимые леса, серебряные реки и озёра. Мечтаю о будущих увлекательных путеше-ствиях, мысленно пролетая над расстилавшейся подо мною, как будто гигантский глобус, землёй.

Птицы. В дни прилёта птиц с особенной силой тянуло меня странствовать. Уже став взрослым, именно весной отправ-лялся я в самые далёкие путешествия, будучи уверен-ным, что они непременно окажутся удачными. (По И. Соколову-Микитову.)

Грамматическое задание

1. Определите тип односоставных простых предложений, в том числе в составе сложных: 1-2 абзацы - 1 вариант; 3 абзац - 2 вариант.

2. Произведите синтаксический разбор предложения:

1 вариант - В своем воображении уношусь далеко над землёю, оставляя под собой заснеженные горы, голу-бые моря и непроходимые леса, серебряные реки и озёра.

2 вариант - Пушистое белое облако, повисшее в высоком летнем небе, кажется мне плывущим по небу сказочным исполинским чудовищем на позолоченных распахнувшихся крыльях.

3. Выпишите разные типы осложнений из текста.

Контрольный диктант по итогам учебного года

Гроза

Помню застигнувшую нас в дороге грозу. Я сидел с матерью в деревянном сарае под соломенной крышей. В открытых, мутных от проливного дождя во-ротах голубыми зигзагами полыхала молния. Торопливо крестилась мать, крепко прижимая меня к груди. Я при-слушивался к шуму дождя, к тяжким раскатам грома, к раздиравшему слух треску ударов, к беспокойному шур-шанию мышей в овсяной соломе.

Поднявшись, мы увидели в воротах алмазную сетку дождя, а сквозь прозрачные капли уже сияло, перелива-ясь лучами, радостное летнее солнце.

Отец запряг лоснившихся от дождя, напуганных гро-зой лошадей, нетерпеливо и беспокойно переступавших ногами. 4 Ещё веселей показалась обсаженная берёзами, омытая дождём дорога. Многоцветная радуга висела над лугом, яркое солнце блестело на спинах бодро бе-жавших лошадей.

Я сидел рядом с отцом, глядя на бле-стевшую лужами, извивающуюся впереди дорогу. 4 Смотрел на ухо-дившую, освещённую солнцем и всё ещё грозную тучу, на столб белого дыма, поднимавшегося вдалеке над зажжённым грозою сараем. (153 слова.)

Грамматическое задание

3. Произведите морфологический разбор слова: 1 вариант - (сараем) зажжённым 3 ; 2 вариант - поднимавшегося 3 (дыма).

Волга

На опушке молодого леса небольшой прудок. Из него бьёт подземный ключ. Этот прудок — колыбель великой русской реки. В болотах и трясинах родится Волга и отсюда отправляется в далёкий путь. Волга — красавица. Она проходит через места, удивительно красивые и разнообразные по климату, растительному покрову и животному миру. 4 Красоты Волги прославлены и народом в сказаниях, и поэтами, и художниками.

От Рыбинска Волга начинает поворачивать на юго-восток. Невысокие берега её покрыты зелёным ковром лугов и кустарником. Живописные холмы чередуются с долинами. В этих волжских пейзажах есть неповторимая красота и очарование. За Костромой оба берега становятся гористыми, и чем дальше, тем живописнее. Откос на набережной у старой кремлёвской стены в Нижнем Новгороде — одно из красивейших мест верховья Волги. 4 Своеобразна и живописна природа Жигулёвских гор. Жигули — жемчужина Волги.

Волга! Это имя близко и дорого миллионам жителей нашей Родины. (140 слов.)

Грамматическое задание

1. Произведите синтаксический разбор предложения.

2. Выпишите 3 словосочетания разных типов и разберите их:

1 вариант - из предложений 1 абзаца; 2 вариант - из предложений 2 абзаца.

3. Выпишите из своих абзацев 3 разных вида сказуемого.

Левитан

Левитан спустился по Оке до Нижнего и там пересел на пароход до Рыбинска. Все дни он с Кувшинниковой просиживал на палубе и смотрел на берега, искал места для этюдов. Но хороших мест не было. Левитан всё чаще хмурился и жаловался на усталость.

Берега наплывали медленно, однообразно, не радуя глаз ни живописными сёлами, ни задумчивыми и плавными поворотами. 4 Наконец в Плёсе Левитан увидел с палубы маленькую церковь, рубленную из сосновых брёвен. 4 Она чернела на зелёном небе, и первая звезда горела над ней, переливаясь и блистая. В этой церкви в тишине вечера, в певучих голосах баб, продававших на пристани молоко, Левитану почувствовалось столько покоя, что он тут же решил остаться в Плёсе.

Маленький городок был беззвучен и безлюден. Тишину нарушали только колокольный звон и мычание стада, а по ночам доносились колотушки сторожей. В домах за прозрачными занавесками висел сушёный липовый цвет. (140 слов.)

Грамматическое задание

1. Произведите синтаксический разбор предложения.

2. Выпишите 3 словосочетания разных типов и разберите их: 1 вариант - из предложений 1 абзаца; 2 вариант - из предложений 4 абзаца.

3. Произведите морфологический разбор слова: 1 вариант - (церковь) рубленную 3 ; 2 вариант - продававших 3 (баб).

Лето

Синее летнее утро. В небе, высоком и чистом, только кое-где видны маленькие кругловатые облачка, как пушечные дымки на старинных батальных картинах, но и они исчезают. А пониже их, на окраине села, серый и беззвучный, почти не двигая крыльями, проплывает кругами ястреб. 4 Картина мирная, идиллическая, когда ничего особенного не ожидается.

И вдруг в несколько секунд всё меняется: из плетёного сарая, квохча и разгребая мусор, выходит наседка с цыплятами. Шум, писк, мелькание желтоватых и серых комочков. Заметив куриное семейство, ястреб словно замирает на месте, затем, сваливаясь на одно крыло, круто пикирует во двор. 4 В то же мгновение из сеней, вздымая к небу обтрёпанный 3 веник, выбегает сухонькая старушка: «Прочь лети, разбойник!»

Ястреб круто меняет линию полёта, нырнув за угол дома, уходит низом в колхозный сад. А из-под берёзы, с коврика, поднимается внук старушки, только что окончивший 3 филологический институт и получивший месяц отпуска перед отъездом на работу. (По Н. Грибачеву.)

(143 слова.)

Грамматическое задание

1. Произведите синтаксический разбор предложения.

2. Выпишите 3 словосочетания разных типов из предложения и разберите их:

1 вариант - И вдруг в несколько секунд все меняется: из плетёного сарая, квохча и разгребая мусор, выходит наседка с цыплятами.

2 вариант - Ястреб круто меняет линию полёта, нырнув за угол дома, уходит низом в колхозный сад.

3. Произведите морфологический разбор слова:

1 вариант - (внук) окончивший 3 ; 2 вариант - обтрёпанный 3 (веник).


Задание 3.

Памятка «Как правильно расставить знаки препинания в сложноподчинённом предложении»


1) Чтобы правильно расставить знаки препинания, необходимо предварительно разобрать простые предложения в составе сложноподчинённого. Это поможет точно установить границы главного предложения и придаточного предложения. При этом удобно использовать вертикальные черточки, демонстрирующие границы простых предложений, с соответствующими номерами.

В том, / 1 что деньги пропали, / 2 уже никто не сомневался / 1 . Простые предложения: в том уже никто не сомневался; деньги пропали ; подчинительный союз что.

2) Подчинительный союз или союзное слово обычно стоит в самом начале придаточного предложения. Исключение составляет частица ли, которая стоит в середине придаточного предложения.

Я не знаю, / 1 придёт ли он завтра / 2 .

Иногда в середине придаточного может стоять и союзное слово.

В доме старались не говорить о Пете, / 1 смерть которого так потрясла всех / 2 . Союзное словокоторого является несогласованным определением в придаточном предложении и стоит после существительного смерть , от которого грамматически зависит.

Спишите.Выделите грамматические основы в сложноподчинённых предложениях, определите тип придаточного предложения. Укажите, чем прикрепляется придаточное предложение к главному (союзом или союзным словом). Расставьте недостающие знаки препинания.

А) 1. Мороз пробежал по всему телу при мысли в чьих руках я находился (Пушкин). 2. Я ведь прекрасно знаю чьи это шутки (Гоголь). 3. Я тот чей взор надежду губит (Лермонтов). 4. Чей бы ты ни был заходи (Лесков).

Б) 1. Разве не понимаешь ты кто я такая? (Лесков) 2. Пусть та дочь и выручает отца для кого он доставал аленький цветочек (Аксаков). 3. Мы кто случился дома выскочили из своих комнат (Аксаков). 4. Это не обещало благополучия ни пешему ни конному кто бы ни подвернулся (Лесков).

В) 1. Он не дозволит себе того что могло бы бросить тень на его поведение (Лесков). 2. Что бы вы ни говорили я не поверю в его виновность (Лесков). 3. Возбуждение Фермора достигло такой степени что судорога перехватила ему горло (Лесков). 4. В котлетах что подавали за завтраком было очень много луку (Чехов). 5. Главным в их встрече было то что оба не смогли сказать друг другу (Гроссман). 6. Егорушка услышал тихое очень ласковое журчание и почувствовал что к его лицу прохладным бархатом прикоснулся какой-то другой воздух (Чехов). 7. Молодые тетеревята долго не откликались на мой свист вероятно оттого что я свистел недостаточно естественно (Тургенев). 8. Борис ещё поморщился немного что пьяница пред чаркою вина (Пушкин).

Г) 1. И он не знает чем излить свою досаду (Лесков). 2. Я тот чем был чем есть чем буду (Полежаев). 3. Аврора приехала несколько раньше чем обещала (Лесков). 4. Чем ночь темней тем ярче звёзды (Майков). 5. Чем ушибся тем и лечись (пословица).

Д) 1. За разговором мы не расслышали как снова ударил колокол (Лесков). 2. В эти минуты бойцы уже знали как можно пробраться к берегу (Гроссман). 3. Часто как усядемся у лампы разговор незаметно и свернёт на «ужасные сердца и противные вкусы» (Лесков). 4. Но всё было не совсем так как я думал (Лесков). 5. Она испытала чувство удивительной душевной усталости как чувствует усталость тело после трудового дня (Пастернак). 6. Найдёшь дело как захочешь (Островский). 7. Как я ни упирался я должен был с ним рядом сидеть (Лесков).

Е) 1. Брянчиков поехал в Петербург где пребывание его казалось очень опасным (Лесков). 2. Теперь не могу разобрать где именно стоял этот деревянный дом (Лесков). 3. Где больная хочет пусть там и будет (Лесков). 4. Где бы лосось ни жил нереститься он обязательно придёт в свою реку (Дикой).

Ж) 1. Теперь же когда он прервал своё молчание фразой из Гамлета Пик обиделся ещё более (Лесков). 2. Вот и подошёл тот момент когда надо прощаться (Гроссман). 3. Природа мать! Когда б таких людей ты иногда не посылала миру заглохла б нива жизни (Некрасов). 4. И когда б я ни открыл глаза ты [мать] была всегда возле меня (Фадеев). 5. Ожидая в приёмной когда пригласят он снял свою соломенную в прошлом шоколадную а теперь сиреневую шляпу и дал её держать Вите (Федин).

Форма контроля выполнения практической работы

Выполненная работа представляется преподавателю в тетради для выполнения практических работ.
Список рекомендуемой литературы и нормативных актов

1. Власенков А.И «Русский язык: Грамматика. Текст. Стиль речи: Учебник для 10-11 кл» общеобразоват. учреждений / А.И. Власенков, Л.М. Рыбченкова -9-е изд. – М: «Просвещение», 2013.

2.Антонова Е.С., Воителева Т.М. Русский язык и культура речи: учебник для
студ.средн. проф.учебн.заведений/Е.С.Антонова, Т.М.Воителева.- 5-е изд.,
стер.-М.: Издательский центр «Академия», 2012.

Практическоезанятие № 16

Наблюдение над функционированием правил пунктуации в образцах письменных текстов.

Учебная цель: совершенствовать орфографическую и пунктуационную грамотность.

Учебные задачи:

1. Научиться пользоваться правилами правописания, вариативными и факультативными знаками препинания

2. П ользоваться орфографическими словарями .

Образовательные результаты, заявленные в ФГОС третьего поколения

Студент должен:

Пользоваться орфографическими словарями.

Уметь пользоваться правилами правописания, вариативными и факультативными знаками препинания.

Смыслоразличительную роль орфографии и знаков препинания.

Правила правописания.

Задачи практической работы

1. Повторить теоретический материал по теме практической работы.

2.Ответить на вопросы для закрепления теоретического материала.

3. Выполнить предложенные задания.

4. Записать выполненные задания в тетради для практических работ.

Обеспеченность занятия (средства обучения)

1. Учебник по русскому языку.

2.Тексты заданий.

3. Тетради для практических работ.

Вопросы для закрепления теоретического материала по теме:

1. Какими членами предложения может быть осложнено простое предложение?

2. Расскажите о знаках препинания в предложениях с однородными членами.

3. Расскажите об условиях обособления второстепенных членов предложения.
Краткое изложение теоретических вопросов

Знаки препинания в предложениях с однородными членами
Основные правила
Запятая ставится:

1) между однородными членами, не соединенными союзами, например: ^ Конь мой прыгал через кусты, разрывал кусты грудью ;

2) между однородными членами предложения, соединенными посредством противительных союзов а, но, да (в значении но ), однако, зато , хотя и др., например: Да, это был прекрасный, хотя и несколько печальный город;

3) между однородными членами предложения, соединенными при помощи повторяющихся союзов и..и, да..да, ни…ни, или…или, либо…либо, то..то и др., например: То ль от зноя, то ль от стона подошла усталость;

4) если число однородных членов больше двух и союз повторяется перед каждым из них, кроме первого, то запятая ставится перед всеми однородными членами, например: Листья в поле пожелтели, и кружатся, и летят;

5) союз и может соединять однородные члены попарно, запятая ставится между парными группами (внутри таких пар запятые не ставятся), например: Среди рек есть большие и малые, спокойные и буйные, быстрые и медленные.
Запятая не ставится:

1) между двумя глаголами в одинаковой форме, указывающими на движение и его цель или образующими единое смысловое целое, например: Я забегу возьму рукавицы;

2) в устойчивых выражениях со словами в одинаковой форме, например: ^ Поговорили о том о сем;

3) между однородными членами предложения, связанными одиночными соединительными союзами и, да (в значении и ), разделительными союзами или, либо , например: Кое-где при дороге попадаются угрюмая ракита или молодая березка с мелкими клейкими листьями.
Если однородным членам предложения предшествует обобщающее слово или словосочетание, то после него ставится двоеточие, например: На залитых лугах островками стали обозначаться самые высокие места: холмики, бугорки, древние татарские могилы.

Если обобщающее слово или словосочетание следует за однородными членами, то перед ними ставится тире, например: ^ Ни столба, ни стога, ни забора – ничего не видно.

При наличии после однородных членов перед обобщающим словом вводного слова или словосочетания (словом, одним словом, короче говоря ) перед последним ставится тире, а после него – запятая , например : Среди птиц, насекомых, в сухой траве – словом, всюду, даже в воздухе, чувствовалось приближение осени.


Обособленные

члены

предложения


Условия обособления

Определения

Обособляются:

1) Распространенные определения, выраженные причастным оборотом или прилагательным с зависимым словом (определительные обороты), стоящие после определяемого слова.

2) Одиночное определение, если стоит после определяемого слова или если оно оторвано в тексте от определяемого слова.

3) Распространенные или одиночные определения, стоящие непосредственно перед определяемым существительным, если они имеют добавочное обстоятельственное значение.

4) Определения, относящиеся к личному местоимению.


Приложения

1) Обособляются распространенные приложения, выраженные нарицательным существительным с зависимыми словами и относящиеся к нарицательному существительному.

2) Одиночное приложение, стоящее после нарицательного существительного, если определяемое существительное имеет при себе пояснительное слово.

3) Приложение, относящееся к имени собственному, если оно стоит после определяемого существительного.

4) Собственное имя лица или кличка животного выступает в роли обособленного приложения, если оно поясняет либо уточняет нарицательное существительное.

5) Приложения при личном местоимении.


Обстоятельство

1) Деепричастный оборот и одиночное деепричастие.

2) Обстоятельства, выраженные существительными в форме косвенного падежа для смыслового выделения или для попутного пояснения.

3) Оборот с предложными сочетанияминесмотря на, ввиду, благодаря, в зависимости, во избежание, вопреки, в отличие, в противоположность, в связи, в силу, вследствие, в случае, за неимением, за отсутствием, подобно, по причине, по случаю, при наличии, при условии, согласно и др.


Дополнение

Существительные с предлогами кроме, вместо, помимо, сверх, за исключением, наряду с и др.

Уточняющие члены предложения

Слова и словосочетания, уточняющие смысл предшествующих слов:

1) Уточняющие обстоятельства места.

2) Уточняющие обстоятельства времени.

3) Уточняющие обстоятельства образа действия,

4) Уточняющие определения со значением цвета, размера, возраста и т. д.


Пояснительн. конструкции

Пояснительные члены предложения с союзом или .

Присоединительные конструкции

Конструкции, присоединяющиеся словами даже, особенно, в особенности, например, главным образом, в частности, в том числе, притом, и потом, причем, да и вообще и др.

Задания для практического занятия

Задание 1.
Спишите, расставляя знаки препинания. Вставьте пропущенные буквы, обозначьте орфограммы .
1. И барский дом когда(то) выкраше(н,нн)ый серой краской а теперь побелевший и маленький п..л..садник перед домом и березовая роща отделе(н,нн)ая от усадьбы прое..жей дорогой и пруд и ржаное поле начинающ..ся сейчас за околицей все тонет в светлой мгле (С.-Щ.). 2. Только нам троим отцу мне и Евсеичу было (не) грустно и (не) скучно смотреть на серое небо (Акс.). 3. А снаружи всё и око(н,нн)ицы и коньки и ворота оторочено кружевом грубоватой деревя(н,нн)ой резьбы (Полев.). 4. Владелец тщательно осведомля..тся о ценах на разные больш..е произведения как(то) муку пеньку мед и прочее но покупает только (не)большие безделушки (Г.). 5. Все это шум говор и толпа людей всё это было как(то) чудно Акакию Акакиевичу (Г.). 6. Все и товарищи и дамы стали уверять Беликова что ему нужно женит..ся (Ч.). 7. И старич..к и я мы оба веселились (Пауст.). 8. Все в ней было оч..ровательно и простая внимательная отзывчивость на чужое горе и грац..озная прелесть каприза и застенч..вость и еще что(то) что сказывалось во всем её существе не то дерзость не то какое-то жадное ко всему крайнему любопытство (Купр.).
Задание 2.

1. Когда он вернулся домой она уже одетая и причеса(н,нн)ая сидела у окна и с озабоче(н,нн)ым лицом пила кофе и перелистывала книжку толстого журнала (Ч.). 2. Так стояла она молодая и стройная и лицо ее было смело бирюзовые глаза зорко глядели (в)даль. 3. Бабы бегали по двору за овцами подоткнув подолы и блестя белыми босыми ногами по траве пастушонок в огромной шапке и растрепа(н,нн)ых лаптях гонялся по саду за коровой и с головой пропадал в облитых дождем лопухах когда корова с шумом кидалась в чащу(Б.). 4. В белом галстуке в щегольском пальто (на)распашку с вереницей звездочек и крестиков на золотой цепочке в петле фрака генерал возвращался с обеда (Тург.).

Задание 3.
Спишите, расставляя знаки препинания и раскрывая скобки, объясните пунктограммы.

В саду было совершенно тихо. Смерзшаяся земляпокрытая пушистым мягким слоем совершенно смолкла не отдавая звуков: зато воздух стал как-то особенно чуток отчётливо и полно перенося на далёкие расстояния и крик вороны и удар топора и лёгкий треск обломавшейся ветки... По временам слышался странный звук точно от стекла переходивший на самые высокие ноты и замиравший как будто в огромном удалении. Это мальчишки кидали камни на деревенском пруду покрывшемся к утру тонкой плёнкой первого льда.

В усадьбе пруд тоже замёрз но речка у мельницы отяжелевшая и тёмная всё ещё сочилась в своих пушистых берегах и шумела на шлюзах. Пётр подошёл к плотине и остановился прислушиваясь. Звон воды был другой - тяжелее и без мелодии. В нём как будто чувствовался холод помертвевших окрестностей...

В думе Петра тоже было холодно и сумрачно. Тёмное чувство которое ещё в тот счастливый вечер поднималось из глубины души каким-то опасением неудовлетворенностью и вопросом теперь разрослось и заняло в душе место принадлежавшее ощущениям радости и счастья.

(В. Короленко .)


^ 2. Определите вид сказуемого (а) простое глагольное; б) составное глагольное; в) составное именное).

1) Да ты кто такой?

2) Весь берег был в мелких гальках.

3) Она мне как сестра была.

4) У каждого есть немало заветных мечтаний.

5) Он легко находил общий язык со всеми.

6) На рассвете была сильная гроза.

7) Начинает капать мелкий сеющий дождь.

8) Я не имею никакого намерения поддерживать вас.

9) Дома в поселке точно груды грязного снега.

10) Я всегда готова Вас поддержать.
^ 3. В каких предложениях ставится тире? (Знаки препинания не расставлены.)

а) Тайга будто волнистый дом.

б) Ваня отказался от всего от супа от десерта и даже от сока.

в) Возле домов не было никого все ушли на концерт.

г) Риск благородное дело.

д) Первый снег как белая июньская ночь.

е) Рысь очень умное и осторожное животное.

ж) Одно дело говорить много, другое говорить дело (Софокл)

з) У нее сердце доброе но голова бедовая.

и) Стволы беру словно кружевные ворота.

к) Степь как море.
Ответы:

1. г); 2. 1-в; 2-в; 3-в; 4-а; 5-а; 6-а; 7-б; 8-б; 9-в; 106; 3. г), е), ж).
Домашнее задание

1. Выучить теоретический материал;

2. Упр. 247.
Ответы к заданиям 1, 2, 3 упр. 247:

1) Слова, написание которых отличается от современных грамматических норм: примолвив - промолвив; дикенький (диковатый) дом; полукружием - полукругом; домы - дома.

2) В тексте один абзац, так даётся описание Петербурга глазами провинциала.

3) Толкование выделенных слов и оборотов:

Провинциал - житель провинции.

Эгоизм - себялюбие, предпочтение своих личных интересов интересам общества и окружающих.

Колпак - конусовидный или овальный головной убор.

Будка - небольшое, обычно деревянное строение для сторожа, часового.

Флигель - пристройка сбоку главного здания или дом во дворе большого здания.

Верста - русская мера длины, равная 1,06 км.

На почтительном расстоянии - на значительном удалении.

Присутственное место - учреждение.

Лавочка - небольшой магазин.

Плетень - изгородь из плетёных прутьев и ветвей.

Яровые - злаки, засеваемые весной, созревающие в год посева.

Благодатный застой - отсутствие развития, движения, доставляющее радость (стабильность, постоянство).

^ Урок 43

Пунктуация в осложненных предложениях
Цели урока:

Обобщение знаний по теме «Осложнённое предложение»; закрёпление навыков постановки знаков препинания в предложениях, осложнённых обособленными определениями, обстоятельствами, дополнениями, пояснительными и присоединительными конструкциями; закрепление умения составлять словообразовательные гнёзда.
Ход урока

^

1. Проверка выполнения заданий 1, 2, 3 упр. 247 (заранее выписаны на доске). Учащиеся проверяют друг друга в парах, задают 3-4 дополнительных вопроса по теме «Простое предложение».
2. А в это время один учащийся работает у доски по карточке:

Составьте из данных слов словообразовательные гнёзда: свет, спать, искать.
Образец:

^ II. Работа по теме урока

1. Анализ текста.

Обреченный судьбой на постоянную праздность , я не делал решительно ничего. По целым часам я смотрел в свои окна на небо, на птиц, на аллеи, читал всё, что привозили мне с почты, спал. Иногда я уходил из дому и до позднего вечера бродил где-нибудь.

Однажды, возвращаясь домой , я нечаянно забрёл в какую-то не знакомую усадьбу. Солнце уже пряталось, и на цветущей ржи растянулись вечерние тени. Два ряда старых, очень высоких елей стояли, как две сплошные стены, образуя мрачную красивую аллею . Я легко перелез через изгородь и пошёл по этой аллее, скользя по еловым иглам , которые тут на вершок покрывали землю. Было тихо, темно, и только высоко на вершинах кое-где дрожал яркий золотой свет и переливал радугой в сетях паука. Сильно, до духоты пахло хвоей. Потом я повернул на длинную липовую аллею. И тут то же запустение и старость; прошлогодняя листва печально шелестела под ногами, и в сумерках между деревьями прятались тени. Направо, в старом фруктовом саду , слабым голосом пела иволга, должно быть тоже старушка.

(^ А. П. Чехов )

Объясните знаки препинания в тексте, определите, чем осложнено простое предложение в сложном.

Какими членами предложений являются обособленные обороты?

Какую функцию выполняют в тексте причастные обороты? (Причастия с зависимыми словами передают признак предмета как действия. Причастные обороты придают тексту выразительную краткость, так как обладают «энергией» глагола и живописной силой прилагательного. Поэтому причастия и причастные обороты являются выразительным художественным средством в тексте.)

Какая особенность есть у этого отрывка? (В небольшом по объёму тексте много деепричастных оборотов. Деепричастные обороты обычно используются в книжной речи. Их достоинство - краткость, лаконичность. Деепричастия и деепричастные обороты обладают большой выразительностью, поэтому они широко используются в художественной речи.)
2. Дополните список обособленных оборотов, с которыми вы знакомились в среднем звене:


Обособленные

члены

предложения


Условия обособления

Определения

Обособляются:

1) Распространенные определения, выраженные причастным оборотом или прилагательным с зависимым словом (определительные обороты), стоящие после определяемого слова.

2) Одиночное определение, если стоит после определяемого слова или если оно оторвано в тексте от определяемого слова.

3) Распространенные или одиночные определения, стоящие непосредственно перед определяемым существительным, если они имеют добавочное обстоятельственное значение.

4) Определения, относящиеся к личному местоимению.


Приложения

1) Обособляются распространенные приложения, выраженные нарицательным существительным с зависимыми словами и относящиеся к нарицательному существительному.

2) Одиночное приложение, стоящее после нарицательного существительного, если определяемое существительное имеет при себе пояснительное слово.

3) Приложение, относящееся к имени собственному, если оно стоит после определяемого существительного.

4) Собственное имя лица или кличка животного выступает в роли обособленного приложения, если оно поясняет либо уточняет нарицательное существительное.

5) Приложения при личном местоимении.


Обстоятельство

1) Деепричастный оборот и одиночное деепричастие.

2) Обстоятельства, выраженные существительными в форме косвенного падежа для смыслового выделения или для попутного пояснения.

3) Оборот с предложными сочетаниями несмотря на, ввиду, благодаря, в зависимости, во избежание, вопреки, в отличие, в противоположность, в связи, в силу, вследствие, в случае, за неимением, за отсутствием, подобно, по причине, по случаю, при наличии, при условии, согласно и др.


Дополнение

Существительные с предлогами кроме, вместо, помимо, сверх, за исключением, наряду с и др.

Уточняющие члены предложения

Слова и словосочетания, уточняющие смысл предшествующих слов:

1) Уточняющие обстоятельства места.

2) Уточняющие обстоятельства времени.

3) Уточняющие обстоятельства образа действия,

4) Уточняющие определения со значением цвета, размера, возраста и т. д.


Пояснительн. конструкции

Пояснительные члены предложения с союзом или .

Присоединительные конструкции

Конструкции, присоединяющиеся словами даже, особенно, в особенности, например, главным образом, в частности, в том числе, притом, и потом, причем, да и вообще и др.

^ III. Проверка знаний. Отработка учений и навыков

1. Запись предложений под диктовку учителя.

В саду было совершенно тихо. Смерзшаяся земля, покрытая пушистым мягким слоем, совершенно смолкла, не отдавая звуков: зато воздух стал как-то особенно чуток, отчётливо и полно перенося на далёкие расстояния и крик вороны, и удар топора, и лёгкий треск обломавшейся ветки... По временам слышался странный звук, точно от стекла, переходивший на самые высокие ноты и замиравший как будто в огромном удалении. Это мальчишки кидали камни на деревенском пруду покрывшемся к утру тонкой плёнкой первого льда.

В усадьбе пруд тоже замёрз, но речка у мельницы, отяжелевшая и тёмная, всё ещё сочилась в своих пушистых берегах и шумела на шлюзах. Пётр подошёл к плотине и остановился, прислушиваясь. Звон воды был другой - тяжелее и без мелодии. В нём как будто чувствовался холод помертвевших окрестностей...

В думе Петра тоже было холодно и сумрачно. Тёмное чувство, которое ещё в тот счастливый вечер поднималось из глубины души каким-то опасением, неудовлетворенностью и вопросом, теперь разрослось и заняло в душе место, принадлежавшее ощущениям радости и счастья.

(В. Короленко .)
- Покажите в записанном вами тексте синтаксическую функцию обособленных второстепенных членов.
2. Самостоятельно выполнить упр . 232.
^ IV. Готовимся к ЕГЭ

1. Определите тип простого предложения (а) односоставное; б) двусоставное).

1) Погружай меня в сон, колокольчика звон.

2) Хуже медленной смерти прозябанье на свете.

3) Сделай сам и научи друга.

4) Полей величие немое.

5) Лицом к лицу лица не увидать.

6) Многое еще, наверно, хочет быть воспетым голосом моим

7) Отыскать эту аллейку оказалось непросто.

8) Золотым лучом деревья облило.

9) Нас оставалось только трое из восемнадцати ребят.

10) Из полей тянуло гречишным ароматом.

Ответ: 1-а; 2-б; 3-а; 4-а; 5-а; 6-б; 7-б; 8-а; 9-б; 10-а.
^ 2. Определите, нужно ли поставить недостающие Знаки препинания в предложениях с обособленными определенными

а) запятую перед и ;

б) запятую после и ;

в) знаки расставлены верно.
1. Сейчас, наверно, подует ветер, резкий, неприятный, и размечет в клочья этот туман.

2. Теперь Анна разглядела в углу печь, сделанную из большой железной бочки и на печи большой чугун.

3. Желтые доски спокойно лежали на воде и увлекаемые незаметным течением, поворачивались концами к реке.

4. Я предполагал, что дело окончится небольшим дождем и, убаюканный этой мыслью, спокойно заснул.

5. Самолетик задымился и пригибаемый лучом, пошел к себе, на запад.

6. Гулко била волною вздыбленная река, уже подернутая садом в протоках и схваченная ледком у берегов.

7. Бедный гость, с оборванной полой и до крови исцарапанный, скоро отыскивал безопасный угол.

8. Глаза слипались и полузакрытые, тоже улыбались.

9. Долина, покрытая травами, и прозрачная река купались в беловатой дымке, пронизанной лунными лучами.

10. Большой двор, кудрявый от репейника и усыпанный желтыми листьями, слегка серебрился осеннею изморосью.

Ответ: 1-в; 2-а; 3-б; 4-а; 5-б; 6-в; 7-в; 8-б; 9-а; 10-в.
^ 3. Определите, есть ли в предложениях с обособленными обстоятельствами пунктуационные ошибки (а) есть; б) нет):

1. Жили Васнецовы, ни с кем не знакомясь.

2. Спустя полчаса, Анна вывела их на поляну.

3. Отваживаясь на великое, неизбежно рискуешь добрым именем. (Вовенарг .)

4. Я трепещу все время от мысли, что, желая высказать истину, я записываю только вздох. (Стендаль .)

5. Учитель быстро и, не ожидал ответов, забросал школьников вопросами.

6. Вдали сливаясь с небом, громоздились льды.

7. Схватив удочку, Павка дернул ее и, оборвав зацепившуюся лесу, выскочил на дорогу.

8. В тихий вечерний час, хорошо бы постоять в пробудившемся лесу.

9. Несмотря на неоднократные предупреждения синоптиков, следопыты отправились в дорогу.

10. Мать, по своей старушечьей привычке явилась на вокзал за целый час.

Ответы: 1-б; 2-а; 3-б; 4-б; 5-а; 6-а; 7-б; 8-а; 9-6; 10-а.
^ 4. В каком варианте ответы правильно указаны и объяснены все запятые?

Соловей (1) рассыпаясь ликующей трелью (2) пел (3) свою весеннюю песню.

а) 2 - выделяется причастный оборот;

б) 1, 2 - выделяется деепричастный оборот;

в) 1, 2 - выделяется причастный оборот;

Ответ: б).
^ 5. В каком варианте ответа правильно указаны и объяснены все запятые?

Вечереющее солнце (1) вдоволь накупавшись (2) в облаках (3) бросит на небосклон несколько лиловых мазков.

а) 1 - выделяется причастный оборот;

б) 2 - выделяется деепричастный оборот;

в) 1, 3 - выделяется причастный оборот;

г) 1, 3 - выделяется деепричастный оборот.

Ответ: г).
^ IV. Итоги урока

Какие вопросы освещались на уроке?
Домашнее задание

2. Составить конспект «Однородные члены предложения». Можно обратиться к справочной литературе.

3. Подготовиться к словарному диктанту «Гласные после шипящих и ц ».

Урок 44

Осложненное предложение
Цели урока:

Обобщение знаний по темам «Однородные члены предложения», «Слова, грамматически не связанные с членами предложения (вводные слова)»; закрепление навыков постановки знаков препинания в предложениях с однородными членами, вводными словами и обращениями.
Ход урока

^ I. Проверка домашнего задания

1. Контрольный словарный диктант «Гласные после шипящих и ц ».

Чащоба, недочёт, причём, шорох, размежёвка, стажёр, ночёвка, трущоба, изжога, парчовый, жёсткий, холщовый, душонка, глянцевый, пунцовый, циркач, палаццо, жокей, свежей, душонка, трущоба, боржоми, вечёрка, полушёпот, пощёчина, чёботы, никчёмный, золочёный, освеженный, прожорливый, скворчонок, ажурный, жёлудь, круглолицый, грошовый, раскорчёванный, ожог руки, девчонка, сучок, ещё, Жюль Верн, лекция, чопорный, шомпол, скерцо, циферблат, чёт-нечёт, сургучом, разжёг.
2. Проверка конспекта «Однородные члены предложения».

Учитель читает конспект, учащиеся дополняют свои записи.
Конспект:

Однородные члены предложения - члены предложения, выражающие одинаковую синтаксическую функцию, объединенные одинаковым отношением к одному и тому же члену предложения, связанные между собой сочинительной связью. Однородными членам могут быть любые члены предложения (подлежащее, сказуемое, определение, дополнение, обстоятельство).

Между однородными членами предложения, связанными только интонационно, обычно ставится запятая. ^ Все краски стали ярче, сочнее... (Ю. Нагибин.)

Между однородными членами предложения, связанными одиночными соединительными союзами и, да (в значении «и»), да и , запятая не ставится. Смолою и дымом пахнет зимний лес. (И. Соколов-Микитов.)

Между неоднородными определениями запятая не ставится (определения являются неоднородными, если предшествующее определение относится не непосредственно к определяемому существительному, а к сочетанию последующего определения с этим существительным: высокий кирпичный дом - кирпичный дом какой? высокий ).

При двух однородных членах предложения с повторяющимся союзом и запятая не ставится. Кругом было и светло и зелено. (И. С. Тургенев.); во фразеологизмах ни свет ни заря, и смех и горе и др. запятая также не ставится. Однако при наличии пояснительных слов при одном из двух однородных членов предложения между ними ставится запятая. Срубленные осины придавили собой и траву, и мелкий кустарник. (И. С. Тургенев)

Между однородными членами предложения с повторяющимся союзом и , если первое и является присоединительным (стоит после точки в начале предложения), ставится запятая. И вспоминали прошлое, и старались объяснить себе, как все это произошло.

Если число однородных членов предложения больше двух, а союз повторяется перед каждым из них, кроме первого, то запятая ставится между ними всеми. Листья в поле пожелтели, и кружатся, и летят... (М. Горький)

Если однородные члены предложения соединены двойными союзами если не... то, хотя... но или парными союзами как... так и, не так... как, не только... но и, не столько... сколько, насколько... на столько и т. п., то запятая ставится только перед второй частью союза. Санин ощущал во всем существе своем если неудовольствие, то некоторую легкость. (И. С. Тургенев)

Если однородным членам предшествует обобщающее слово (или словосочетание), то перед ними ставится двоеточие. ^ Он был мастер на все руки: слесарь, столяр, плотник и даже механик. (В. Г. Короленко)

Если обобщающее слово следует за однородными членами предложения, то перед ним ставится тире. ^ И старичок, и я - мы оба веселились. (К. Паустовский)

Если обобщающее слово, в целях усиления его смысловой роли при большом числе однородных членов предложения, употреблено дважды - перед перечислением и после него, то сохраняется принятая для конструкции с однородными членами и обобщающим словом пунктуация, т. е. двоеточие перед однородными членами и тире после них. Мне было охота почитать про все: и про травы, и про моря, и про солнце и звезды, и про великих людей, и про революцию - про все то, что люди хорошо знают, а я еще не знаю. (К. Паустовский)

Для закрепления материала учащиеся задают друг другу вопросы по пунктуации однородных членов предложения.

2024 english-speak.ru. Изучение английского языка.