Первый правитель рима миф. Цари Древнего Рима: кем они были? Этрусские воины. Современная иллюстрация

Ро́мул и Рем (лат. Romulus и Remus ) - легендарные братья-основатели Рима. По преданию, были детьми весталки Реи Сильвии и бога Марса. Согласно Титу Ливию, Ромул был первым царём Древнего Рима (753 - 716 гг. до н. э.).

Рождение и детство

Мать Ромула и Рема - Рея Сильвия была дочерью законного царя Альба-Лонги Нумитора, смещённого с престола его младшим братом Амулием. Амулий не хотел, чтобы дети Нумитора помешали его честолюбивым замыслам: сын Нумитора пропал во время охоты, а Рею Сильвию заставили стать весталкой, что обрекало её на 30-летнее безбрачие. На четвёртый год служения к ней в священной роще явился Марс, от которого Рея Сильвия и родила двух братьев. Разгневанный Амулий заключил её под стражу, а младенцев приказал положить в корзину и бросить в реку Тибр. Однако корзину прибило к берегу у подошвы Палатинского холма, где их вскормила волчица, а заботы матери заменили прилетевшие дятел и чибис. Впоследствии все эти животные стали священными для Рима. Затем братьев подобрал царский пастух Фаустул. Жена его, Акка Ларенция, ещё не утешившаяся после смерти своего ребёнка, приняла близнецов на своё попечение. Когда Ромул и Рем выросли, они вернулись в Альба-Лонгу, где узнали тайну своего происхождения. Они убили Амулия и восстановили на троне своего деда Нумитора.


Основание Рима

Спустя четыре года, по воле своего деда, Ромул и Рем отправились к Тибру искать место для основания новой колонии Альба-Лонги. По легенде, Рем выбрал низменность между Палатинским и Капитолийским холмами, но Ромул настаивал на том, чтобы основать город на Палатинском холме. Обращение к знамениям не помогло, вспыхнула ссора, в ходе которой Ромул убил своего брата.

Раскаявшись в убийстве Рема, Ромул основал город, которому дал своё имя (лат. Roma ), и стал его царём. Датой основания города считается 21 апреля 753 г. до н. э., когда вокруг Палатинского холма плугом была проведена первая борозда. По средневековой легенде, сыном Рема - Сением был основан город Сиена.

В первое время главной заботой Ромула было увеличение населения города. С этой целью он предоставил пришельцам права, свободы и гражданство наравне с первыми поселенцами. Для них он отвёл земли Капитолийского холма. Благодаря этому в город начали стекаться беглые рабы, изгнанники и просто искатели приключений из других городов и стран.

В Риме не хватало женского населения - соседние народы справедливо считали постыдным для себя вступление в родственные союзы с толпой бродяг, как они называли в то время римлян. Поэтому Ромул придумал уловку - он устроил торжественный праздник - Консуалии, с играми, борьбой и разного рода гимнастическими и кавалерийскими упражнениями. На праздник съехались многие соседи римлян, в том числе сабиняне (сабины). В минуту, когда зрители и, в особенности, зрительницы были увлечены ходом игры, по условному знаку многочисленная толпа римлян с мечами и копьями в руках набросилась на безоружных гостей. В сумятице и давке римляне захватили женщин - кто сколько мог. Сам Ромул взял себе в жёны сабинянку Герсилию. Свадьба с ритуалом похищения невесты с тех пор стала римским обычаем.

Как сообщает Плутарх, попытку вычисления дат рождения Ромула и Рема и основания Рима астрологическими методами предпринял по просьбе своего друга Варрона астролог Тарутий. Он решил, что братья были зачаты в день солнечного затмения 24 июня 772 г. до н. э. в 3-м часу после восхода и появились на свет 26 марта 771 г. до н. э., а Рим был основан 4 октября 754 г. до н. э.


Ромул - царь Древнего Рима

Похищение сабинянок не могло положительно сказаться на репутации Рима - против него восстали соседи. Войску Ромула удалось отбить нападение и взять города Ценин и Крустумерий. Военная слава Ромула привлекла в город новых поселенцев - этрусков. Они заселили Эсквилинский холм. К тому времени сабиняне, оправившиеся от тяжёлой утраты, под предводительством своего царя Тация, пошли походом на Рим и, несмотря на героизм защитников города, почти сумели его взять. Но в самый разгар битвы на поле боя появились сабинянки: держа младенцев на руках, они заклинали, с одной стороны, своих отцов и братьев, с другой - мужей прекратить кровопролитие. Сабиняне и римляне заключили мир. Они решили называться квиритами (копьеносными мужами) и жить вместе под властью Тация и Ромула. Сабиняне заселили Капитолийский и соседний с ним Квиринальский холм.

В течение шести лет Таций и Ромул правили вместе. За это время они совершили несколько удачных походов, в том числе - в альбанскую колонию Камерию, но в городе Лавиний Таций был убит оскорблёнными гражданами. Ромул стал царём объединённых народов.

Ромулу приписывается создание сената, состоявшего в то время из 100 «отцов». Он же установил знаки отличия верховной власти, учредил должность ликторов, разделил народ на 30 курий, по именам сабинских женщин, учредил три трибы: Рамны (латиняне), Тиции (сабиняне) и Луцеры (этруски). Ему же приписывается разделение римлян на патрициев и плебеев.


Устройство Ромулом римского государства

Поделив весь народ на 3 части, Ромул поставил над каждой из частей наиболее выдающихся из людей в качестве предводителя. Затем, поделив вновь каждую из трех частей на 10, он назначил и над ними предводителей, равных между собой и самых храбрых. Большие части он назвал трибами, а меньшие - куриями. Те, кто стоял во главе триб, назывались трибунами, стоящие же во главе курий - курионами. Курии Ромул поделил на декады, возглавляемые декурионом. Ромул разделил землю Рима на 30 равных клеров (участков по жребию) и назначил каждой курии клер.

Ромул отделил знатных по роду и прославленных доблестью и богатством в те времена людей, у которых уже были дети, от безвестных, бедных и неудачливых. Людей незавидной судьбы он назвал плебеями, а людей лучшей доли - «отцами» (их потомков стали называть патрициями). На «отцов» было возложено руководство Римом. Граждане, которые участия в общественных делах не принимали, назывались сельчанами.

Когда же Ромул отделил лучших от худших, он занялся законодательством и определил, что надлежит делать каждым из них: патрициям - быть жрецами, управлять и судить, вместе с ним заниматься государственные делами; плебеев Ромул решил освободить от всего этого. Он назначил им занятия земледелием, скотоводством и прибыльными ремеслами. Ромул счел целесообразным поручить плебеев патрициям, каждому из них предоставив выбор, кому из народа он пожелает стать патроном. Ромул назвал защиту бедных и низших патронатом, таким образом установив между ними человеколюбивые и гражданственные связи.

Затем Ромул учредил сенаторов, с которыми намеревался управлять государством, набрав 100 человек из патрициев. Он назначил одного, который должен был руководить государством, когда сам он поведет войско за его пределы. Каждой из трех триб он предписал выбрать трех человек, бывших наиболее разумными благодаря своему возрасту и наиболее знаменитыми по происхождению. После же этим девяти он приказал из каждой курии назначить трех самых достойных из патрициев. Затем, добавив к первым девяти, выдвинутым трибами еще 90, которых заранее избрали курии, и назначив из них предводителя, которого он сам наметил, Ромул дополнил число сенаторов до 100.


Исчезновение Ромула

Римская мифология описывает смерть Ромула как сверхъестественное исчезновение. Впрочем, похоже, что он был просто убит. Плутарх в своих «Сравнительных жизнеописаниях» рассказывает о вознесении Ромула с долей скептицизма:

Уже тридцать семь лет правил Ромул основанным им Римом. Пятого июля, в тот день, который в настоящее время называется Капратинскими нонами, Ромул приносил за городом, на Козьем болоте, жертву за весь народ в присутствии Сената и большей части граждан. Внезапно в воздухе произошла большая перемена: на землю спустилась туча, сопровождаемая вихрем и бурей. Остальной народ в страхе пустился бежать и рассеялся в разные стороны, Ромул же исчез. Его не нашли ни живым, ни мёртвым. На патрициев пало сильное подозрение. Народ говорил, что они давно тяготились царской властью и, желая забрать управление государством в свои руки, умертвили царя, так как он стал с некоторого времени поступать с ними суровее и деспотичнее. Патриции старались рассеять подобного рода подозрения, причислив Ромула к богам и говоря, что он «не умер, а удостоился лучшей доли». Прокул, личность, пользовавшаяся уважением, поклялся, что видел, как Ромул возносился в полном вооружении на небо, и слышал его голос, приказывавший называть его Квирином.

Плутарх. Сравнительные жизнеописания. Ликург и Нума Помпилий

Похожий рассказ приводит в своей «Истории от основания Города» Тит Ливий.

Принято считать, что Ромул вознёсся на небо 5 июля 717 г. до н. э. Точная дата рождения Ромула и Рема известна лишь приблизительно: около 771 г. до н. э. После смерти Ромул был отождествлён с сабинским богом Квирином, который считался мирной ипостасью Марса.

После Ромула царём Рима стал Нума Помпилий.


Аналогии в мифологиях других народов

Судьба Рема и Ромула имеет множество аналогий в мифологиях других народов. Так древнегреческий Персей и древнееврейский Моисей были сразу после рождения скинуты, соответственно, в море и Нил. Тема близнецов также часто встречается в мифологии средиземноморья: сравнить хотя бы с греческими легендами о Касторе и Поллуксе или об Амфионе и Зефе. Случаи воспитания детей дикими животными часто описываются в мифологии, религии и современной фантастике. Наконец, легенда о вознесении Ромула очень напоминает христианскую легенду о воскресении Иисуса Христа. И в том, и в другом случае мы имеем дело с «царём», вознёсшимся на небеса.

Для лучшего ориентирования в столь отдаленных временах, рядом с датами правления римских царей я укажу некоторые события, происходившие в других частях света.

Первым царем Рима был Ромул.
Вторым царём Древнего Рима стал сабинянин Нума Помпилий.
После смерти Ромула, сенат, состоявший в то время из ста «отцов», первое время правил без единоначалия, каждый из патрициев правил в течение суток, передавая свои полномочия другому. Но затем было решено, что коренные римляне выберут царя из среды сабинян, чтобы компенсировать тем самым факт меньшего количества сабинян. Сенаторами был избран набожный сабинянин Нума Помпилий, так как считалось, что это может укрепить союз между римлянами и сабинянами.
Правил с 715 по 673/672 годы до н. э. Ему приписывается учреждение жреческих и ремесленных коллегий, религиозных культов и празднеств Агоналий. Он ввёл поклонение богине Весте и учредил для служения ей должность весталок.
Нума Помпилий ввёл новый луносолнечный календарь, каждый год которого состоял из 355 дней.
В отличие от всех остальных римских царей, которые активно вели войны, при Нуме Помпилии ни разу не открывались врата храма Януса, которые обычно открывались при начале вооружённых конфликтов.
Нума Помпилий провёл серьёзную реформу календаря, на основе которого впоследствии был введён юлианский календарь. До него римляне делили год на десять месяцев, начиная счёт с марта, и заканчивая декабрём. Согласно новому календарю, были введены два новых месяца - январь и февраль. Таким образом, календарь, введённый Нумой Помпилием состоял из двенадцати месяцев.

Новым царём Рима после смерти Нумы Помпилия стал Тулл Гостилий. 673-642 годы до н.э.
Тулл Гостилий был внуком храбрейшего из римских воинов, погибшего в битве с сабинянами - Гостия Гостилия. До избрания царём Тулл Гостилий занимался земледелием, однако, при вступлении на престол в нём заиграло честолюбие, поэтому его правление отмечено многими войнами. В этом он схож с Ромулом, поэтому иногда их называют двойниками, так же как Анка Марция - двойником Нумы Помпилия. И Ромул, и Тулл Гостилий удвоили население Рима, организовали армию, воевали с Фиденами и Вейями, смерть обоих царей была сверхъестественной. Если Ромул и Нума Помпилий олицетворяли собой римские общины Рамнов и Тициев, то Тулл Гостилий является легендарным родоначальником Луцеров, а Анк Марций - плебса.
Он завоевал Альбу-Лонгу, разрушил её, а жителей переселил в Рим, поселив их на Целийском холме. Завоевание и разрушение Альбы-Лонги - исторический факт.

Четвёртым царём был Анк Марций, внук Нумы. Правил в 642/640-617/616 до н. э.
Имя Анка Марция означает «служитель Марса». Царь был похож мудростью и миролюбивым нравом на своего деда. Он покровительствовал земледелию, ремёслам и торговле. Однако соседи Рима, привыкшие видеть в римлянах отважных завоевателей, восприняли его миролюбие как слабину. На Рим поднялись племена латинов и сабинян, этрусков и вольсков. Анк Марций успешно начал войну, взял города Политорий, Теллен и Фиканы, разбил войско противника при Медуллии. Латинское население всех этих городов было переселено на Авентийский холм, став родоначальником плебейского сословия. Тем самым владения Рима были расширены до самого устья Тибра. Затем Анк Марций двинулся навстречу войскам, которые несколькими отрядами шли на Рим. Он разбил их и с сильным войском осадил их столицу - Велитру. Вольски вынуждены были заключить с Римом наступательный и оборонительный союз. Анком Марцием были захвачены этрусские города Вейи и Фидены.
При Анке Марции в Рим прибыл и получил почётный приём будущий царь Рима Тарквиний Приск. За свои способности он получил должность начальника конницы и участвовал в войне против сабинов.
Анк Марций считается основателем гавани и соляных приисков Остии, расположенной в устье Тибра (археологические раскопки показали, что Остия возникла лишь в IV в. до н. э.). Чтобы обезопасить Рим от нападений этрусков, он укрепил крепость Яникул по ту сторону Тибра, а через Тибр построил первый деревянный мост. Он же построил в подошве Капитолия тюрьму.
По мнению некоторых историков, Анк Марций и Нума Помпилий являются одним и тем же лицом. На это указывает второе имя Анка Марция - Нума Марций. Такое раздвоение было сделано затем, чтобы подчеркнуть роль Нумы как мостостроителя (понтифика).

Луций Тарквиний Приск, либо Тарквиний Древний - пятый царь Древнего Рима. Правил с 616 по 579 до н. э. Историчность Тарквиния признаётся большинством современных историков.
Он был чужеземцем, переселившись в Рим из города Тарквинии. Благодаря своему богатству и мудрости, он вскоре стал одним из самых влиятельных людей в Риме. Царь Анк Марций заметил Луция Тарквиния, сделал своим приближённым и назначил начальником конницы. После его смерти, Луций Тарквиний убедил Народное собрание в том, что именно он, а не кто-то из малолетних детей Анка Марция должен стать царём Рима.
После своего избрания на царство Луций Тарквиний вынужден был продолжать внешние войны с латинами, этрусками и сабинянами. Приступом были взяты такие города как Апиолы, Фирулея, Камерия и Номентум. Те латинские города, которые сдавались без боя, должны были стать римскими союзниками без уменьшения своих прежних прав. Напротив, город Корникул за упорную защиту после взятия был разрушен до основания. Луций Тарквиний сумел подчинить Этрурию и сабинян и взял огромную добычу. При нём Рим окончательно стал главой латинского союза, унаследовав это звание от разрушенной Туллом Гостилием Альба-Лонги.
За время своего царствования Луций Тарквиний провёл много реформ, вплотную занялся обустройством Рима. При нём в Риме начало развиваться искусство. Вот основные вехи его деятельности:
Луцием Тарквинием сенат был увеличен до 200 человек за счёт новых членов из бедных родов. Среди них были Октавии. Также до 1800 человек была расширена центуриатная комиция.
При нём был построен Храм Юпитера Капитолийского, отведено место под Римский форум. Луций Тарквиний, по легенде, для отвода сточных вод построил римскую канализацию - Большую Клоаку. Им же было построено здание большого цирка для проведения регулярных скачек и празднеств.
Луций Тарквиний принёс в Рим многие этрусские обычаи и после побед над этрусками и сабинянами первым отпраздновал в Риме триумф по этрусскому образцу.
Луций Тарквиний был убит сыновьями Анка Марция в 579 году до н.э.

Сервий Туллий -шестой из царей Древнего Рима, правивший в 578-535 г. до н. э. Он являлся приёмным сыном Луция Тарквиния. Ему приписываются реформы государственного строя и большая строительная деятельность.
Большая часть правления Сервия Туллия прошла мирно, и у царя было много времени для проведения государственных реформ.
С именем Сервия Туллия римская традиция связывает реформы, способствовавшие утверждению государственного строя Рима, было создано т. н. Сервиево законодательство. Важнейшая из реформ - центуриатная реформа, в соответствии с которой родовые трибы были заменены территориальными. Этим Сервий Туллий разделил всё население Рима на 4 городские и 17 сельских триб. В итоге выяснилось, что в Риме проживает 25 000 граждан, способных носить оружие (сведения по Фабию Пиктору, жившему в III веке до н. э.). Для более равномерного распределения обязанностей между гражданами, Сервий Туллий ввёл плебеев в состав римской общины, а всё население Рима разделил на 5 классов, или разрядов, по имущественному цензу. Каждый класс выставлял определённое количество войсковых единиц - центурий (сотен) и получал такое же количество голосов в центуриатных комициях. Некоторые историки полагают, что пролетарии и бедняки при Сервии Туллии было выделены в отдельный, 6 класс и составляли 1 центурию без права голосования и не несших службу. Таким образом, была утверждена аристократия богатства взамен аристократии по родству. На основе классов было основано разделение римского войска на триариев, принципов и гастатов.
По преданию, при Сервии Тулии было закончено строительство городской стены Рима (Сервиева городская стена), которая опоясала собой пять холмов уже имевших собственные укрепления, и включила в себя также Квиринальский и Виминальский холмы. Таким образом, Рим стал городом на семи холмах (Septimontium). Впрочем, археологические раскопки показывают, что городская стена в Риме была построена только 200 лет спустя: в 1-ой половине IV века до н. э..
Недовольство патрициев реформами Сервия Туллия привело к тому, что царь потерял поддержку сената. Луций Тарквиний(сын предыдущего царя - Тарквиния Приска) воспользовался этим, созвал сенат в курию и провозгласил себя царём. Когда Сервий Туллий (к тому времени уже глубокий старик) явился в сенат для того чтобы прогнать самозванца, Тарквиний сбросил его со ступенек на каменный помост. Сервий Туллий попытался спастись бегством, но был убит на улице приверженцами Луция. Тут же его тело переехала на колеснице его младшая дочь Туллия. Луций Тарквиний стал римским царём и получил прозвище Гордый.

Луций Тарквиний Гордый (или Тарквиний II) - согласно римскому преданию, последний, седьмой царь Древнего Рима в 534-509 г. до н. э.
Сразу после своего избрания на царство Луций Тарквиний окружил себя ликторами и начал проводить политику репрессий против приверженцев погибшего Сервия Туллия. Численность сената, рассчитывавшего на то, что Луций Тарквиний вернёт патрициям былые привилегии, сократилась в результате козней и доносов почти вдвое. Царь не только не пополнял его, но и стал созывать как можно реже. Функции сената фактически заменил совет приближённых царя.
Благодаря большой военной добыче, Луций Тарквиний занялся активным строительством в Риме. При нём был достроен храм Юпитера на Капитолийском холме, закончено строительство канализации (Cloaca Maxima). Тарквиний Гордый уничтожил сабинянские святилища и уровнял Тарпейскую скалу, возвышавшуюся над форумом, откуда сбрасывали осуждённых в Тибр.
Луций Тарквиний Гордый проводил активную завоевательную внешнюю политику. Он упрочил союз Рима и латинских городов путём физического устранения тех, кто считал Рим поработителем Лация и созданием родственных союзов. Так свою дочь он выдал за Октавия Мамилия - царя Тускула. При Тарквинии Гордом римские войска впервые вторглись в область вольсков - были завоёваны города Суесса-Помпеция и Анксур. Были подавлены сабиняне и этруски.
Тирания царя и злоупотребления его сыновей настроили против него все слои общества. В итоге Тарквиния Гордого изгнали из Рима, и он был вынужден с тремя младшими сыновьями искать убежище в Этрурии.
В изгнании Луций Тарквиний пытался заручиться поддержкой этрусских и латинских царей, убеждая их в том, что Рим хочет распространить республиканское правление по всему Лацию. Этрусский царь Ларс Порсена, на которого Луций Тарквиний рассчитывал больше всего, несмотря на победы над римлянами, вынужден был заключить с республикой мирный договор. Луций Тарквиний сумел настроить против Рима латинян, однако в битве при озере Регил в 496 г. до н. э. союзное войско было побеждено римлянами. В битве погибли все оставшиеся сыновья Тарквиния. Бывший царь был вынужден бежать в греческую колонию Кумы к царю Аристодему, где и скончался в 495 г. до н. э.

После этого начинается республиканский период развития Рима.
Сейчас уже доказаны историчность царей Нумы и Анка Марция, подтверждена также дата основания Рима Ромулом. Вместе с тем надо, конечно, учитывать, что в античной традиции римская история приукрашена.
В частности, конечно, и до традиционной даты основания Рима там жили люди. Считается, что на разных римских холмах находились селения разных народностей. На Палатине - латины, а на северных холмах сабины. Постепенно посёлки расширялись и объединялись между собой. Первыми объединились посёлки Палатина и Велии.На Капитолии выросла общая для всех крепость. Ну а начало царской эпохи знаменовало собой начало объединённой римской общины.

Устройство раннего Рима. Римский народ.

При образовании римской общины народ Рима состоял из 3х родовых триб\племён\Ориентировочно -латины, сабины и этруски. Эти трибы служили базой комплектования всаднического войска. Вторым элементом общества были 30 курий\союзы мужчин-воинов\Курии выставляли пешее войско.
Ну, а основой общины были роды. Сначала их было 100, позднее,к концу царского периода 300. Родичи носили одно родовое имя, произведённое от реального или мифического прародителя. Так, род Юлиев\к которому позднее принадлежал Цезарь\ вели своё происхождение от Аскания-Юла, приходившемуся внуком самой Венере. Род имел право принимать чужаков. Род состоял из Фамилий, включавших в себя несколько поколений потомков главы семьи.
Управление Римом осуществляли Царь, сенат и комиции
Сенат был советом из 100, а потом 300 старейшин, представлявших роды. Все старшие главы семей\patres - патриции\ могли входить в роды. Так что первоначально понятия народ и патриции совпадали.
Комиции - сходки мужчин-воинов. они собирались по куриям.\куриатские комиции\
Со временем население города стало увеличиваться. Сперва пришельцев распределяли по трибам и куриям, но позднее доступ в них закрыли. Таким образом новые граждане были лишены участия в комициях и сенате. Их стали называть плебеями, плебсом \от plere-наполнять\
По мере имущественного расслоения, плебеи и некоторые члены патрицианских родов беднели. В этом случае они искали помощи у более богатых и знатных и становились их клиентами, а их покровители, соответственно, патронами. Узы клиент-патрон считались священными и их нарушение каралось смертью.
Служить в войске имели право только полноправные граждане -патриции, но, т.к. усиление государства требовало увеличения войска, царь Сервий Туллий провёл военную реформу, после которой плебеи получили право служить в войсках, а народные собрания - куриатские комиции преобразовались в центуриатские\по центуриям- войсковым единицам\. Голосующей единицей была центурия.Сервий Туллий также ввёл деление Рима на 21 округ-трибы.4 городских и 17 сельских.

Ромул, основатель города Рима, стал первым римским царем или, как их тогда называли, рексом (от лат. Rex - царь). Стремясь увеличить свой народ, он принимал к себе всех пришельцев: нищих, разбойников и даже беглых рабов. Город разрастался, но казалось, что жить он будет всего одно поколение: ведь у первых римлян не было жен и детей, так как окрестные жители, презирая их за низкое происхождение, не отдавали за них своих дочерей. Тогда римляне пошли на хитрость: пригласив на праздник ближайших своих соседей, сабинян, по сигналу они бросились на безоружных гостей и похитили их дочерей. С добытыми таким образом женами римляне обращались ласково и почтительно, так что скоро завоевали их любовь, но отцы и братья сабинянок пошли на Рим войною. Однажды во время сражения на поле боя появились заплаканные женщины и бросились в гущу битвы. Обнимая родственников и мужей, протягивая к ним с мольбою младенцев, они остановили сечу и примирили воинов. После этого многие сабинские семьи переселились в Рим и вошли в состав римского народа. После гибели Ромула римляне долго не могли найти ему достойную замену. Наконец, они отдали предпочтение самому добродетельному человеку в Италии. Это был сорокалетний Нума Помпилий, скромно живший в городке Куры на сабинской земле: о нем шла громкая слава, как о муже выдающейся учености, доброты и справедливости. Говорили, что воинственный Ромула сделал римский народ «железным», Нума добродетельным. Нума ввел в Риме новые культы (почитание богов), назначил жрецов, учредил жреческие коллегии - «товарищества» жрецов. Среди введенных им богов, почетное место заняли богиня Верности и бог Границы, охраняющий священный знак собственности. В течение 43-летнего правления Нумы римляне не вели никаких войн. Устраивая жертвоприношения, шествия и праздники в честь богов, царь приучал свой народ к добродетели и радостям мирной жизни. Покровительствуя доброму труду и отдыху, он организовал коллегии ремесленников, установил праздничные и рабочие дни. В связи с этим, Нума ввел в Риме новый 12-месячный календарь. После Нумы правили два воинственных царя - Тулл Гостилий и Анк Марций. При них расширились границы и города Рима, и Римского государства. Последних трех римских царей называют этрусками. История их началась с того, что в царствование Анка Марция в Рим переселился богатый и энергичный человек, принявший имя Люция Тарквиния `рииска. Он стал советником Анка Марция и завоевал любовь римского народа, поэтому после смерти Анка, в обход его сыновей, был избран царем. Он получил имя Тарквиния Древнего. Этот царь принес в Лаций высокую городскую культуру Этрурии. При нем в Рим перебрались многие этрусские ремесленники, закипели строительные работы. Рим начал превращаться из «большой деревни» в настоящий город. Тарквиний вел удачные войны с соседями, учредил общественные игры, приступил к осушению болотистых частей города. Строились каналы для осушения болотистых низин между холмами, замащивалась будущая главная площадь города - Форум, в долине между Аветином и Палатином был построен Большой цирк, а на Капитолии заложен каменный храм в честь Юпитера. После Тарквиния Древнего правил его воспитанник Сервий Туллий, сын рабыни. По преданию, однажды домочадцы Тарквиния увидели чудесный знак - огненное сияние вокруг спящего мальчика, сына служанки. Угадав по этой примете великое будущее ребенка, царь и царица воспитали маленького Сервия как сына, а потом выдали за него свою дочь. Когда Сервий стал царем, он преобразовал уже не город Рим, а само Римское государство. Сервий Туллий прославился также тем, что обнес Рим первой каменной стеной. В памяти потомков он остался, как добрый царь, покровитель плебеев. Последний, седьмой царь, сын `рииска Тарквиния Древнего - Люций, носил имя Тарквиния Гордого. Он захватил власть путем злодеяния: свергнув и убив престарелого Сервия Туллия. Потом он перебил многих сенаторов, сторонников законного царя, и начал царствовать под защитой телохранителей - не избранный народом, и не утвержденный сенатом. Плебеев он изнурял строительными работами, а видных патрициев уничтожал из страха и ненависти к их влиянию. Чаша терпения римского народа переполнилась, когда сын царя надругался над знатной патрицианкой Лукрецией, отвергнувшей его любовь. Благородная женщина покончила с собой, а возмущенные римляне восстали и выгнали всю семью Тарквиниев из города. Этот период римской истории называют периодом семи царей.

В «царский период» (VII-VI вв. до н.э.) в римском обществе начали формироваться патриархально-рабовладельческие отношения и аграрный строй, при котором внутри общины, наряду с общественной землей, зарождалась частная собственность отдельных ее членов.

100 р бонус за первый заказ

Выберите тип работы Дипломная работа Курсовая работа Реферат Магистерская диссертация Отчёт по практике Статья Доклад Рецензия Контрольная работа Монография Решение задач Бизнес-план Ответы на вопросы Творческая работа Эссе Чертёж Сочинения Перевод Презентации Набор текста Другое Повышение уникальности текста Кандидатская диссертация Лабораторная работа Помощь on-line

Узнать цену


Царский период (754/753 - 510/509 до н. э.).

Царский период Древнего Рима , Римское царство - древнейший период истории Древнего Рима, в который существовала выборная монархия во главе с римскими царями. Традиционная хронология - с 753 года до н. э. (основание Рима) до свержения последнего царя Тарквиния Гордого и установления Римской республики в 509 году до н. э. Исторические источники о царском периоде написаны уже в эпоху Республики и Римской империи и в значительной степени носят легендарный характер.

Царский период

В VIII - VI вв. до н.э. отдельные посёлки, расположенные на месте будущего Рима, постепенно разрастаются и объединяются в крупный союз, в котором массе рядовых общинников плебсу, противостоит родовая (гентильная) знать патриции. Вожди этого союза, называвшиеся царями, правили с помощью совета старейшин (сената) и народного собрания.

Начиная с VI в. до н.э., в Риме постепенно формируется государство. Царь Сервий Туллий (578-534 гг. до н.э.) разделил всех римлян на несколько имущественных разрядов и именно по ним, а не по родовым подразделениям (куриям), как это было раньше, начал комплектовать войско и созывать народное собрание.

Недовольные этим патриции свергли в конце VI в. до н.э. царскую власть. Обязанности царя и его служителей отныне исполняют ежегодно избираемые из числа патрициев высшие должностные лица магистраты.

Основное содержание Царского периода заключается в переходе римского общества к цивилизации и государственности.

Римские цари были выборные и не обладали властью.

Человек должен был отслужить в армии, должен быть хорошим политиком и человеком - тогда его выбирали в цари Рима.

Древнеримские цари - легендарные и полулегендарные правители Древнего Рима в так называемый царский период до основания Республики. Римские первоисточники (в том числе Тит Ливий) упоминают семерых царей:

ДРЕВНЕРИМСКИЕ ЦАРИ

Царь

Годы правления

753 - 716 до н. э.

Нума Помпилий

715 - 674 до н. э.

Тулл Гостилий

673 - 642 до н. э.

Анк Марций

(внук Нума Помпилия, сабин)

642 - 617 до н. э.

Луций Тарквиний Приск

(этруск, старший)

616 - 579 до н. э.

Сервий Туллий

(неэтруское происхождение)

578 - 535 до н. э.

Луций Тарквиний Гордый

(сын Тарквиния Приска, этруск, младший)

535 - 509 до н. э.

Личности римских царей отражают представления римлян об их далёких предках. Сами цари впоследствии были приравнены к божествам, их золотые статуи установлены на форуме в Риме (были переплавлены в 410 году для того, чтобы откупиться от Алариха). В рамках царской эпохи возникло не только государство, но и важнейшие элементы развивавшейся уже в республиканский период социально-политической организации - римского полиса.

Ромул

Ромулу приписывали укрепление Палатина и организацию римской общины. Он создал сенат из 100 «отцов», установил знаки отличия верховной власти (12 ликторов), разделил народ на 30 курий по именам сабинских женщин, учредил три трибы - Рамнов, Тициев и Люцеров, устроил убежище для беглецов (asylum), чтобы таким путём увеличить население города, и проч. При Ромуле произошло слияние с сабинской общиной. Предание рассказывает об этом следующим образом. Римлянам нужны были жены, а так как никто из соседей не хотел отдавать своих дочерей в их разбойничье гнездо, то Ромул решил пойти на обман. В городе устроили праздник, на который пригласили соседей. Явилось много жителей окрестных городов, в том числе и весь сабинский народ с жёнами и детьми. В разгар праздника римская молодёжь бросилась на девушек и похитила их. Испуганные и оскорблённые родители бежали, жалуясь на нарушение закона гостеприимства. Из-за этого вспыхнула война с теми городами, откуда происходили похищенные. Особенно серьёзной была война с сабинами, во главе которых стоял царь Тит Таций. Однако сабинские женщины уже успели привыкнуть к своим мужьям, и когда начался решительный бой, они бросились между рядами сражающихся и помирили их. После этого сабины переселились в Рим и образовали с римлянами одно государство. Тит Таций стал соправителем Ромула. Когда же он погиб, Ромул соединил в своих руках единую верховную власть. О конце Ромула существовало две версии: согласно одной - он был живым взят на небо, согласно другой - убит «отцами».

Мы уже видели, что легенда о Ромуле - чисто этиологическая. Некоторым отзвуком исторической действительности может служить только объединение римской и сабинской общин. Детали и здесь выдуманы: похищение девушек - для объяснения римских свадебных обычаев, двойственность власти Ромула и Тита Тация - как параллель двойственности высшей республиканской магистратуры (консулата).

Историчность шести других царей

Несколько в ином положении находятся шесть других царей. Современная наука, в общем, склонна признать их историчность. В пользу этого приводят следующие соображения. Неизменность списка царей говорит в пользу того, что он сложился очень рано, вероятно, ещё задолго до III в.. Среди имён царей нет ни одного, который был бы связан с патрицианскими родами, игравшими крупную роль в V - IV вв., что, несомненно, имело бы место, если бы список был составлен в эту эпоху. Наконец, среди царских имён нет ни одного эпонимного (подобно Ромулу). Однако признание историчности римских царей в целом ещё не означает, что вся масса легенд, сложившихся вокруг каждого из них, соответствует действительности. Самое большее - здесь можно говорить о каком-то историческом ядре, лежащем в основе каждого цикла преданий.

Нума Помпилий

Вторым царём был Нума Помпилий. Традиция называет его сабином из г. Кур (Cures). После смерти Ромула сенат избрал его римским царём за справедливость и набожность. Ему приписывается религиозное устройство Рима: создание жреческих коллегий, календаря и проч. В этой части в легенде есть несомненные этиологические черты. Но сабинское происхождение Нумы отражает какие-то моменты реальной действительности, тем более, что имя Помпилий - сабинское. Традиция рассказывает, что, прибыв в Рим, он сначала поселился на Квиринале, а затем построил себе дворец на Велии, между Квириналом и Палатином. Получается интересное совпадение с археологическими данными о первом появлении могил «погребателей» на внешних холмах. В науке высказывалось предположение, не означает ли постройка дворца Нумы на Велии объединения обеих общин - палатинской и квиринальской? Указывают также, что введение Нумой 12-месячного календаря вместо старого 10-месячного имеет под собой какой-то реальный факт, поскольку такая реформа не могла произойти стихийно, а была актом сознательной воли законодателя.

Учредил календарь, хорошо знал законы, был образцом поведения.

Тулл Гостилий и Анк Марций

В образах двух следующих царей - Тулла Гостилия и Анка Марция - есть моменты дублирования Ромула и Нумы. Тулл Гостилий отличался воинственностью: он разрушил Альбу Лонгу, воевал с Фиденами, Вейями, сабинами. Жителей разрушенной Альбы он переселил в Рим, дав им права гражданства, а знать зачислил в сенат. В лице Анка Марция Рим снова получил царя-сабина. Он был внуком Нумы и в области богопочитания старался во всем подражать деду.

Однако не все здесь дублирует двух первых царей. Разрушение Альбы - по-видимому, исторический факт, хотя и окутанный густым покровом легенды (битва трёх братьев Горациев с тремя братьями Куриациями, жестокая казнь изменника Меттия Фуфеция и проч.). Несомненно, исторична постройка царём здания для заседаний сената, получившего название «Гостилиева курия». Такое здание действительно существовало в Риме и считалось очень древним. Во всяком случае, оно существовало задолго до того, как в конце III в. выдвинулся род Гостилиев, который мог бы дать ему своё имя.

Что касается Анка Марция, то его многочисленные войны, во всяком случае, не дублируют Нуму, который не вёл ни одной войны. Конечно, многое в деятельности Анка является позднейшей выдумкой: переселение жителей завоёванных латинских городов на Авентин, присоединение Яникула (холм на правом берегу Тибра) и обнесение его городской стеной, постройка римской гавани Остии у устья Тибра и проч. Но в целом расширение Рима в сторону моря и этрусского берега Тибра показательно . Это свидетельствует о начале каких-то реальных отношений с этрусками, отношений, которые становятся более интенсивными в правление следующего царя.

Тарквиний Приск

По преданию, в царствование Анка Марция в Рим из этрусского города Тарквиний переселился богатый и энергичный человек по имени Лукумон,* сын коринфянина Дамарата. В Риме он обосновался и принял имя Люция Тарквиния Приска (Древнего). Богатство и обходительный нрав сделали его настолько заметным среди римского общества, что после смерти Анка его избрали царём. Тарквиний вёл удачные войны с соседями, увеличил количество сенаторов ещё на 100 человек, учредил общественные игры, приступил к осушению посредством каналов болотистых частей города и проч. Таким образом, традиция подчёркивает этрусское происхождение пятого римского царя. Седьмой царь, Люций Тарквиний Гордый, был сыном Приска, и поэтому можно, как будто, говорить о целой этрусской «династии» в Риме. В пользу этого приводят ещё ряд доводов: многочисленные «этрускизмы» в языке, обычаях, политическом устройстве и религии римлян; широкая «экспансия» этрусков, в частности в Лации и Кампании (Тускул, Капуя); наличие в Риме целого этрусского квартала (vicus Tuscus); наконец, надписи подтверждают этрусское происхождение Тарквиниев. Например, в так называемой «могиле Франсуа» в г. Вульчи около одной из фигур, изображённой на стене, есть этрусская надпись:

«Gneve Tarchu Rumaches» («Гней Тарквиний Римский»). В этрусском г. Цере найдена богатая гробница рода Тарквиниев. Но в Цере, по Ливию (I, 60), бежал изгнанный из Рима Тарквиний Гордый.

Этрусское название знати. Римская историческая традиция по ошибке принимала его за имя собственное.

Проблема этрусской «династии» в Риме

Все эти факты, по-видимому, подтверждают гипотезу о том, что Тарквиний были не только этрусского происхождения, но что во второй половине царского периода Рим был завоёван этрусками, посадившими там свою династию. Эта гипотеза кажется настолько вероятной, что её принимает большинство современных учёных.

Однако присмотримся к ней поближе. Присутствие этрусков в Лации, Кампании, долине По и в других местах ещё не является безусловным аргументом в пользу «экспансии», а тем более в пользу завоевания.

Этрусский квартал в Риме вряд ли был особенно большим, и вообще этрусское население едва ли было многочисленным, так как в Риме и его окрестностях почти нет этрусских погребений. К тому же присутствие даже большой иностранной колонии ещё не говорит о том, что эти иностранцы являются господствующими. Скорее наоборот: если бы этруски прочно и долго владели Римом, они не были бы там на положении иностранцев, живущих особой колонией.

Что касается культурных влияний этрусков на римлян, то их легко объяснить без всякого завоевания. Нет ничего удивительного в том, что два народа, в течение столетий жившие бок о бок, влияли один на другой.

Обращает на себя внимание тот факт, что появление Тарквиния в Риме носит по легенде совершенно мирный характер. Это обстоятельство сторонники этрусского завоевания объясняют патриотической фальсификацией: традиция-де пыталась таким путём скрыть факт завоевания, неприятный для римского самолюбия. Но разве римская традиция всегда фальсифицировала факты? Почему же она не пыталась скрыть галльского погрома 390 г.?

К этому нужно добавить, что фигура старшего Тарквиния не вполне ясна и кое в чем дублирует Младшего. Тем не менее, в целом Тарквиний Старший, по-видимому, является исторической личностью. Очень вероятно и его этрусское происхождение. Но разве этруск не мог стать царём в Риме без завоевания? Среди этрусских эмигрантов могли быть лица знатного происхождения, которые при благоприятных условиях могли проникнуть в ряды латино-сабинского патрициата и таким путём добиться царского места.

Сервий Туллий

Преемником Тарквиния был Сервий Туллий, образ которого является, пожалуй, наиболее историческим. Относительно его происхождения существуют два рассказа. Согласно общепринятой традиции, он был сыном одной знатной женщины из латинского города Корникула, попавшей в плен к римлянам. Мальчик вырос в доме Тарквиния и пользовался величайшей любовью и почётом не только при дворе, но и у сенаторов и народа. Царь выдал за него замуж свою дочь. Когда Тарквиний был убит сыновьями Анка Марция, Сервий Туллий, пользуясь своей популярностью и при содействии вдовы покойного, захватил власть с одобрения сената.

Другой рассказ резко отличается от первого и стоит особняком в нашей традиции. Его сообщает император Клавдий (I в. н. э.) в речи, произнесённой им в сенате. По словам Клавдия, этрусские писатели рассказывали, что Сервий Туллий - не кто иной, как Мастарна, этрусский авантюрист, выгнанный из Этрурии и поселившийся в Риме. Он переменил там имя и достиг царской власти. Вариант Клавдия находит некоторую аналогию в живописи на стенах гробницы Франсуа.

Эти два варианта легенды, резко отличные друг от друга, не дают возможности с полной точностью решить вопрос о происхождении шестого римского царя. Вероятнее, по-видимому, общепринятый вариант о латинском происхождении С. Туллия. Рассказ Клавдия в значительной степени основан на непонимании этрусских сказаний. (К этому вопросу мы ещё вернёмся ниже.) Во всяком случае, традиция приписывает С. Туллию такие конкретные и важные дела, которые едва ли могли быть выдуманы. Прежде всего - знаменитую реформу, состоявшую в учреждении имущественного ценза и в распределении в соответствии с ним политических прав и военных обязанностей независимо от сословной принадлежности . Далеко не все в ней достоверно, но самое ядро реформы производит впечатление подлинного факта. Далее С. Туллию приписывается постройка городской стены . Остатки её сохранились среди сооружений более поздней эпохи. Наконец, характерно чрезвычайно сочувственное отношение к С. Туллию традиции. Плебеи чтили его память ежемесячными возлияниями. Эти положительные черты предпоследнего римского царя не только служат лишним аргументом в пользу его историчности, но и подтверждают его неэтрусское происхождение.

Тарквиний Гордый

С этой точки зрения показательно совершенно иное освещение традицией образа преемника С. Туллия - Тарквиния Гордого. Он - сын Тарквиния Приска, следовательно, этруск. Власть он захватывает насильственным образом, путём убийства своего тестя (Тарквиний был женат на дочери С. Туллия, свирепой Туллии). Правление его носило деспотический характер: он не считался с мнением сената, прибегал к казням, изгнаниям и конфискациям. Когда Тарквиний был изгнан из Рима, этруски пытались оказать ему помощь и восстановить на троне.

Таким образом, черты этрусского господства выступают яснее всего при последнем царе. Но остаётся спорным, было ли и здесь внешнее завоевание. Более вероятной, кажется гипотеза, что Рим ненадолго был захвачен этрусками только после смерти последнего царя.

Предания основания Рима

1-е предание

Герой Эней с сыном Асканием - Юлом (от него выводит свой род Юлий Цезарь) и троянцами приплыл к побережью Лации, где одна троянская женщина, которую звали Ромой, предложила больше не скитаться, а осесть в Лации. В честь неё назвали основанный город Римом.

2-е предание

Асканий - Юл основал город Альба - Лонго и стал царём в нём.

Амулий, 15-й царь Альба - Лонго, отдал свою племянницу Рею Сильвию, 14 - го царя Нумитора, в жрицы богини Весты (стала весталкой), где она должна была сохранять безбрачие 30 лет, для того, чтобы обезопасить себя от захватов своего трона со стороны, который он сам захватил насильственно.

Весталку Рею посетил Марс, от которого родились близнецы: Ромул и Рем. Когда они выросли, то узнали своё божественное происхождение, и они восстановили царство деда, но в Альба - Лонге не остались.

Близнецы отправились на поиски нового места для создания нового поселения и нашли его на Палатине , но в ссоре Рем был убит Ромулом, своим братом, который, вскоре, стал первым царём основанного им города Рима. (Далее про Ромула смотри выше).


До того как в Древнем Риме установилась республика, им правили цари. Последний из них, Тарквиний Гордый, был изгнан с позором в 509 году до н. э., а его имя навеки стало синонимом бесчестного и несправедливого тирана. Произошло это благодаря женщине по имени Лукреция, судьба которой оказалась ключевой для ранней истории Вечного города.

Первым царем Древнего Рима был его основатель - Ромул. Династии он не создал, и после его смерти царская власть передавалась тому, кого признавал достойнейшим римский сенат, в который входили почтеннейшие граждане. Пятым из этих выборных царей стал Луций Тарквиний Приск по прозвищу Древний, этруск по происхождению. Некоторые историки считают, что Тарквиния не выбирали, а власть он захватил силой. Но достоверных подтверждений этому нет.

У Тарквиния Приска был сын, которого звали так же - Луций Тарквиний. В конце VI века до н. э. он 25 лет правил Римом. И вошел в историю под именем Тарквиния Гордого. На нем закончился царский период, после чего наступила эпоха Республики, длившаяся практически пять веков. О том, как именно это случилось, существует немало легенд. Но все они сводятся к тому, что последний царь на римском троне потерял корону по собственной вине.

Убийца тестя.

Тарквиний Гордый стал царем не сразу. Ведь по наследству власть не передавалась. Согласно сложившейся традиции, после смерти его отца сенат выбрал в правители опытного царедворца Сервия Туллия, который был близким другом скончавшегося царя. Тот опасался, что сыновья Тарквиния Древнего рано или поздно попытаются отобрать у него трон. А потому женил их на своих дочерях. Так у Луция Тарквиния и его брата Аруна появились жены с одинаковыми именами - Туллия. Старшая из них была кроткой и ласковой - она вышла замуж за Аруна. А вот младшая Туллия отличалась своенравностью и неуемной тягой к власти. И став женой Луция, тут же завела разговор о государственном перевороте. Долго уговаривать Тарквиния не пришлось - положение вечного принца его совершенно не устраивало.


Для начала преступная парочка решила избавиться от конкурентов. Они составили заговор и убили Аруна со старшей Туллией. Теперь между ними и троном стоял только Сервий Туллий. Он, кстати, оказался неплохим царем и вел достаточно мудрую политику. Видимо, поэтому его не очень любил сенат, зато обожал простой народ. Этого как раз не учел Луций Тарквиний, когда первый раз попытался свергнуть тестя. Патриции готовы были поддержать переворот. Но простые вступились за любимого царя, причем так активно, что Тарквинию пришлось спасаться бегством.

Спустя некоторое время он вернулся в Рим, выбрав момент, когда большинство народа было занято работой на полях. Тогда Луций Тарквиний объявил, что созывает срочное заседание сената. Вообще-то такой привилегией обладал только царь. Но патриции пришли на зов смутьяна. Тарквиний произнес перед ними пламенную речь, доказывая, что он как сын своего отца должен занять царский престол. Сенат, недовольный реформами правителя, был готов согласиться с этим, но тут на форум явился сам Сервий Туллий. Несмотря на то, что он к тому времени был уже глубоким стариком, царь не собирался уступать трон самозванцу, да еще и отплатившему за добро черной неблагодарностью. Сервий Туллий не подозревал, насколько далеко может завести Тарквиния жажда власти. А потому без всякого страха обратился к нему с гневной речью, требуя покинуть Рим навсегда. Тарквиний в ответ не стал разводить дискуссию, а молча толкнул старика, сбросив его со ступенек на каменный помост. Там его добили сторонники новоявленного узурпатора. А в довершение всего тело Сервия переехала колесницей младшая Туллия, которая с этого дня стала именоваться царицей Рима.

Яблоко от яблони.

Очень скоро сенаторы горько пожалели о том, что позволили Тарквинию свергнуть законного правителя. Первым делом новый царь окружил себя вооруженной стражей - ликторами - и начал чистку в рядах патрициев. Суровая кара настигала каждого, кто мог быть заподозрен в симпатиях к свергнутому Сервию Туллию. Состав сената вскоре сократился почти вдвое. Теперь сенаторы большую часть времени проводили не на заседаниях, а по домам, трясясь от страха. Все государственные вопросы стал решать тесный круг приближенных царя.

Вскоре выяснилось, что одного Рима Тарквинию Гордому мало. Он начал вести активные завоевательные войны. При этом не щадил никого - римские войска огнем и мечом прошлись по землям его предков этрусков.

Показательна история покорения города под названием Габии, не желавшего подчиняться тирании Тарквиния. Убедившись, что стены города слишком высоки, длинны и прочны, так что взять его приступом не получится, царь Рима прибегнул к хитрости. В город был отправлен его младший сын, который заявил жителям, что просит у них укрытия от ярости своего отца. Это не вызвало у тех никакого удивления - о жестокости Тарквиния уже ходили легенды по всему Апеннинскому полуострову. То, что убийца брата и тестя может поднять руку на собственного ребенка, казалось всем совершенно естественным. Поэтому сын тирана был с почетом принят в Габиях. Он прожил там довольно долгое время, активно принимая участие в городских делах. Даже командовал отрядами воинов во время вылазок против войск своего отца. А потом, добившись высокого положения, убил нескольких знатных граждан и открыл ворота перед римлянами. Так что дети Тарквиния стоили своего отца.

Добродетельная Лукреция.

Сына, проявившего подобную «доблесть» на войне, звали Секст Тарквиний. Он был третьим, младшим отпрыском царя и при этом обладал самым неуемным нравом. Когда он вместе с друзьями предавался кутежам, добропорядочные римляне предпочитали запираться в своих домах, чтобы ни в коем случае не столкнуться с развеселой компанией. Ну а тем, кто спрятаться не успел, оставалось только молиться.


Однажды внимание Секста Тарквиния привлекла женщина по имени Лукреция. Она славилась на весь Рим своей добропорядочностью и хорошим воспитанием. Чаще всего ее так и звали - «добродетельная Лукреция». И все завидовали ее мужу - патрицию Луцию Тарквинию Кол-латину. Он был родственником Тарквиния Гордого, но это не уберегло его от беды. Секст Тарквиний, увлекшийся красотой и кротким нравом Лукреции, напал на нее в отсутствие мужа и изнасиловал. Этого женщина пережить не смогла. Рыдая, она рассказала обо всем мужу, а потом на его глазах пронзила себя мечом.

Это переполнило чашу терпения римлян. Тело обесчещенной Лукреции пронесли по улицам города на руках. А Тарквиний Гордый с сыновьями едва успел скрыться из Рима. Царская власть была объявлена низложенной, а городом отныне стали править два консула, избираемые на год. Первыми римскими консулами стали Тарквиний Коллатин и Луций Юний Брут. Наступило время Республики.

Тем временем изгнанный Тарквиний Гордый внезапно вспомнил о своих корнях и обратился за помощью к этрускам. Этрусский царь Ларе Порсенна сначала не хотел воевать с могущественным городом. Но Тарквиний обманул его, сказав, что консулы хотят свергнуть всех царей в Италии и распространить республиканскую форму правления повсеместно. Этого Порсенна стерпеть не мог и двинул войска к Риму.


Он выиграл несколько , но в конце концов отступил. Говорят, что это решение Порсенна принял после того, как был пойман римский лазутчик, посланный убить его. Этого лазутчика звали Гай Муций.
Ему угрожали пытками. В ответ, демонстрируя силу духа и стойкость римлян, Гай Муций сунул правую руку в огонь и держал там до тех пор, пока она не обуглилась. Это настолько поразило этрусского царя, что он отпустил юношу на свободу, а затем заключил с Римом мир. Этот юноша позже стал известен как Муций Сцевола («левша»).

Что же до Тарквиния Гордого, то, разочаровавшись в этрусках, он обратился за помощью к латинам. В 496 году до н. э. состоялась битва возле озера Регил. Плохо организованные латины во главе с жестоким, но не наделенным полководческим талантом Тарквинием были наголову разбиты римлянами. Бывший царь был вынужден снова бежать - на этот раз в одну из греческих колоний. Там он и умер спустя год.

А все его сыновья пали в битве при Региле. Все, кроме Секста Тарквиния. Он не пошел на войну вместе с отцом, а попытался скрыться в том самом городе Габии, который когда-то захватил столь бесчестным образом. Там-то его и убили восставшие горожане, не забывшие и не простившие его коварства.

2024 english-speak.ru. Изучение английского языка.