Род имен существительных конспект. Урок русского языка в третьем классе «Род имен существительных. «Род имён существительных

Урок русского языка в 3 классе

Тема урока: Род имён существительных (2-ой урок-закрепление)
Цель урока:
- расширить представления об имени существительном, об определении рода имён существительных, познакомить с осбенностями определения рода некоторых имён существительных
Задачи:
- обогащать словарный запас учащихся;
- развивать связную речь, орфографическую зоркость;
- воспитывать интерес к учению, любовь к природе.

Межпредметные связи: белорусский язык,человек и мир, литературное чтение.

Ход урока:

1. Организационный момент. Приветствие друг друга, гостей.

2. Проверка домашнего задания (взаимопроверка в парах)
-Поднимите руки, кто нашёл в тетради соседа ошибки?

Как изменяются имена существительные? (по числам, по родам)
-Какие слова –помощники помогают нам опрелелить род существительных?
-Какое стихотворение королевы из сказки прошлого урока.
Женский род запомню я
И скажу: “Она - моя”.
И запомню род мужской
И опять скажу: “Он - мой”.
Средний род:”Оно - моё”.
Это правило - моё! (твоё)

3. Сообщение темы и цели урока. (на доске)
4. Орфографическая разминка. Чистописание
- Чтобы узнать, какую бкву мы будем писать сегодня на минутке чистописания, мы должны отгадать слова и правильно их записать.
*Мебель для сна, на которую кладут матрац и постельные принадлежности (КРОВАТЬ)
*Утренняя еда, еда до обеда (ЗАВТРАК)
*Городская электрическая дорога, обычно под замлёй (МЕТРО)
*Дерево с оранжево-красными плодами- еда для снегирей (РЯБИНА)
*Огородное растение с продолговато-зелёным плодом (ОГУРЕЦ)
*Плетёное изделие для хранения, упаковки, переноски вещей (КОРЗИНА)
-Что общего у этих слов? (словарные)
-Посмотрите внимательно на все слова и найдите согласную букву, которая встречается во всех этих словах? (р)
Рр ря ру ри ры тростник деревья дорожка рыжик
-Объясните орфограммы в словах.
-С каким новым словарным словом познакомились на прошлом уроке? (неделя- придумать предложения с этим словом) Сколько дней в неделе? (7)
5. Ход урока:
- А чего в жизни бывает 3- по количеству видов рода?(по сказкам, 3 месяца в каждой поре года и т.д.)

3 этапа урока: МАРТ, АПРЕЛЬ, МАЙ (открываем на доске плакаты природы с названиями месяцев по очереди)
1) МАРТ (как звучит название месяца на белорусском языке, немного описать природные изменения) Повторение пройденного. На доске- картинки с названиями предметов. Распределить их по группам (определить род)
Проблема:
На доске написаны ещё некоторые слова (или под диктовку)-кенгуру, шампунь, кофе, какао.

Это существительные? Докажите.
– Определите род этого существительного. (Задание, на которое не могут дать ответ.)
– Почему затрудняетесь ответить на вопрос? (Не знаем такого окончания, не можем использовать подсказку: он, она.)
------- Поиск решения.
Такие слова называются заимствованными. Они неизменяемые(не изменяется окончание) Эти слова несут национальный колорит (окраску): кенгуру живёт только в Австралии, кофе выращивают в Бразилии, а какао – в тропических лесах Америки. Понаблюдаем, как они сочетаются с другими словами (Может быть, в них можно найти подсказку?)
– Какие окончания у слов-помощников?
– Какой род?
– Какие слова нужно добавить, чтобы было понятно, какого рода эти существительные? (Нужно добавить имена прилагательные: большого кенгуру, крепкий кофе, сладкое какао, новый шампунь.) Рекомендуем записать и правильно использовать в речи: мыть голову (чем?) шампунем.
– Что предлагается вам в задании в отношении этих слов? (Запомнить род этих существительных.)
2) АПРЕЛЬ Открываем следующий месяц весны. Какой праздник празднуем сегодня? (Всемирный день здоровья)

6. Физкультминутка
Приготовьте свои ладони. Ученики будут приседать, если услышат существительное женского рода. Подниматься на носочки – существительные мужского рода. Будут хлопать, если услышат существительные среднего рода. Будьте внимательны!
(Ягода, улей, болото, озеро, белка, сахар, дождь, календарь, молоко, чайка, радуга, лето, огонь, полотенце, весна)
Проблема: Учитель называет существительные:
староста, плакса, умница, забияка, соня.
Куда их отнесём? Это существительные общего рода. Род их можно определить только в предложении по слову, которое к ним относится. Приведите примеры.

7. Работа с учебником. Упр. 170 (2 ученика -к доске, по 3 словосочетания, 1 –за доской- разбирает 3 выделенных слова по составу)
-Давайте вспомним, какого рода эти существительные в белорусском языке. Делаем вывод (нужно запомнить, как и написание заимствованных слов)
3) МАЙ (как звучит название на белорусском, выводы, описание природы)
Беседа о дружбе, взаимопомощи.
8.Задания по группам(на время-5 минут)
-Молодцы, все справились. Проверка, анализ заданий.

9. Игра «Найди ошибки» (на доске)
10. Итоги урока, рефлексия.
Чему сегодня учились на уроке?
Как доказать, что существительное среднего, женского, мужского рода?
А как определить род, если существительное пришло из другого языка; общего рода; стоит во множественном числе?
Кто доволен своей работой сегодня?

11. Домашнее задание (3 разных задания- вытягивают на листочках (в виде листика с дерева) ***упр.172
***упр.173
***записать по 2 слова –существительных каждого рода
(мужского, женского, среднего)
Задания по группам.

Карточка 1
Даны имена существительные. В каждой группе зачеркните 1 лишнее. В остальных сверху определить род.

Тетрадь, журнал, блокнот, ручка.

Племянник, сестра, школьник, мачеха.

Шкаф, ковёр, диван, полка.

Карточка 2
-Вместо точек вставьте названия животных. Определите их род.

Голоден как… Хитёр как… Труслив как… Грязный как… Здоров

Как… Надут как … Нем как… Болтлив как …

Карточка 3
-Найди слово, в котором не та буква. Напиши, какое слово должно быть в пословице, определи род.
Ус хорошо, а два лучше. Голод – не щётка. Один в золе не воин.

Трус своей лени боится. Жди у горя погоды. Полк в овечьей шкуре.

Трус кормит, а лень портит. Терпение и

Пруд всё перетрут. Не зная броду, не суйся в моду.

Карточка 4.
Вставить пропущенные буквы, определить род существительных.
ар_мат вет_р л_мон

Л_пата орф_грамма б_рёза

С_ребро ябл_ко прав_ло

Т_мат юн_ша ш_ссе

М_шина к_лендарь ч_рёмуха

Тема: "Род имен существительных" (3 КЛАСС)
Тип урока. Урок сообщения новых знаний (комбинированный).
Цель урока.
- Учить определять род имен существительных.
- Создание условий для усвоения способа определения рода имен
существительных через алгоритмизацию деятельности
учащихся.
Задачи урока.
1. Ознакомление с грамматическим признаком имен существительных – родом.
2. Развитие логического мышления (анализ, синтез, обобщение, классификация) через выполнение упражнений и логических игр.
3. Развитие монологической речи учащихся через использование алгоритма ответа.
4. Развитие умения выслушивать мнение одноклассников, предлагать и доказывать свою точку зрения.
5. Развитие коммуникативных навыков через работу в группах, оценку и самооценку деятельности.
6. Воспитывать интерес к предмету, самостоятельность.
Методы: монологический, диалогический, исследовательский.

ХОД УРОКА

I. Организация класса

Прозвенел звонок веселый,
Вы пришли сегодня в школу,
Чтобы знания добыть,
Грамотными в жизни слыть.

II . Чистописание.

(1 слайд)

- Давайте определим, какую букву нам принёс Буратино сегодня . (Г)

Приг_родный

Прочитайте слова.
Придумайте задание, которое можно выполнить с этими словами.
Объясните свой выбор. Учащиеся придумывают задания:(а) Вставьте пропущенные буквы. б) Какое слово лишнее? (пригородный– имя прилагательное, остальные слова – имена существительные)

Запишите букву Г в соединении.

На следующей строчке запишите 3 слова, начинающихся с буквы Г.

III . Словарная работа.

Продолжаем работать со словами, только теперь со словарными. Я показываю слово, вы- букву, которую надо вставить. Записываем слово, ставим ударение.

МЕСЯЦ, ЯБЛОКО, ГЕРОЙ, ОТЕЦ, ЖЁЛТЫЙ, УЛИЦА.

Найдите лишнее слово. (ЖЁЛТЫЙ) Почему? (Прилагательное, все остальные – существительные).

IV . Актуализация знаний.

Вы знакомы с именем существительным?
Предлагаю поиграть в игру, которая поможет узнать, насколько глубоки ваши знания по теме «Имя существительное»

Игра «Да – нет»

Имя существительное – это часть речи? (Да!)
Имена существительные отвечают на вопросы: какой, какая, какое, какие? (Нет)
Имена существительные отвечают на вопросы Кто? Что? (Да!)
Имена существительные обозначают действие предмета? (Нет!)
Имена существительные обозначают предмет? (Да!)

Самостоятельно придумайте свой вопрос к игре. (Имена существительные могут быть одушевлёнными или неодушевлёнными?)

V. Подводящий диалог к формулированию новой темы

Прочитайте. Что это за слова? (слова напечатаны на разрезных карточках)
мама, девочка карандаш, папа, книга, яблоко, поле (имена существительные)
На какие две группы их можно разделить?

Работа в парах

На листе, разделённом на 2 колонки, учащиеся записывают: в первую колонку – мама, девочка, папа, в другую – карандаш, книга, яблоко, поле.
Объясните свой выбор.
В первый столбик – одушевленные имена существительные, они отвечают на вопрос кто?
Во второй столбик – неодушевленные имена существительные. Другие варианты (количество слогов)

V I . ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

VI I . Совместное «открытие» нового знания

В своей речи мы часто употребляем имена существительные, но всегда ли мы замечаем, какие они? Ведь у имён существительных, также как и у людей, есть свои особенности.
Желаете ли вы знать об имени существительном ещё больше? Тогда исследуйте эти слова с другой стороны. Проблема: Сможете ли вы эти же слова разделить на три группы?

Работа в группах

1 столбик 2 столбик 3 столбик

Мама папа яблоко

Девочка карандаш поле

Учащиеся высказывают своё мнение.

Ребята, а может кто-то знает, или догадывается, как называется такое деление слов?
Мы распределили слова по родам. Может кто-то знает, как определить род существительных?
Послушайте грамматическую сказку:

Сначала все существительные были очень похожи. Даже королева мать их путала. И однажды она издала указ: Кто придумает для моих слов – существительных различия, тот будет награждён.

Услышали про это муж и жена в другом королевстве. Муж (папа) набрал себе много слов и сказал: пусть они буду мои, мужского рода. А жена(мама) схватила много слов себе и сказала: а это будут слова женского рода. А все остальные слова остались посередине под солнышком лишние –среднего рода. Вот так появился род у существительных. С тех пор королева перестала путать существительные друг с другом, так как знала секрет различия рода имен существительных.

(2 слайд )

Тема: Род имени существительного.

Как вы понимаете слово род? (Это семья, родня)

Какова наша учебная задача на этом уроке? (Познакомиться с понятием род имени существительного. Научиться определять род существительного.)

- А как поймете, что достигли цели? (Сможем определять род.)

А для чего нам это нужно? (Для того, чтобы говорить, писать грамотно и красиво, мы должны знать род имён существительных.)

Как называется род имён существительных?

Определите род слов в столбиках.

Какие слова нам помогут?

А чтобы вам легче было определить род имени существительного, я открою вам секрет королевы.

А вот и секрет (каждому ребёнку карточка):

Женский род запомню я
И скажу: “Она – моя”.
И запомню род мужской
И опять скажу” “Он – мой”.
Средний род: “Оно – моё!”
Это правило – твоё!

Какие слова- помощники используем?

Объясните ещё раз, как определим род И. С.

Давайте составим АЛГОРИТМ определения рода имён существительных.

РАБОТА В ГРУППАХ

(3 Слайд)

1. Произнесу слово.

2. Подставлю к нему слова – помощники

3. Если подходит Он мой – это слово М. р.

Если подходит Она моя – это слово Ж.р.

Если подходит Оно моё – это слово С. р.

V III . Оздоровительная минутка .

(4 слайд) Зрительная гимнастика.

IX . Первичное закрепление

Сформулируйте правило определения рода.

Давайте обратимся к правилу в учебнике, с.19 и проверим правильность ваших предположений.
Работа с правилом учебника. (Правило читают вслух три человека: первый ученик – имёна существительные, к которым можно поставить слова он, мой – мужского рода, второй ученик – имёна существительные, к которым можно поставить слова она, моя – женского рода, третий – имёна существительные, к которым можно поставить слова оно, моё – среднего рода)

Мотивация:

Сейчас попробуем полученные знания применить на практике.

(5- 12 слайд)

1.Картинный диктант.
- К какому роду относятся?
Гриб, хоккеист, море, бабочка, кресло, свеча, самолёт, тыква.
Слова гриб, хоккеист, море – всем классом, остальные – самостоятельно.

Проверка самостоятельной работы.(м.р.- гриб, хоккеист, самолёт; ж.р. – бабочка, свеча, тыква; ср.р. – море, кресло)

За верно выполненное задание – дарю вам подарок (13 слайд).

2.Игра «Найди своё место»

3 ученика получают таблички с названием рода существительного. Остальные – таблички со словами. Задача: найти свой род.

X . Итог урока. Рефлексия

Вам понравился урок?

Проанализируйте свою деятельность. Какие ощущения легко? Трудно? Как работалось в команде?

Какую цель мы ставили перед собой? (Познакомиться с понятием род имени существительного. Научиться определять род существительного.)

Удалось достичь поставленной цели? А почему вы так думаете? (Смогли определять род.)

Какие задания вы выполняли с удовольствием?

А есть ли задания, при выполнении которых вы испытывали трудности?

Как работалось в команде?

Как вы думаете, кто хорошо работал на уроке? А как вы работали?

(14 слайд)

Если было интересно, легко на уроке, во всем разобрались – желтый цвет

Если иногда были трудности, сомнения, не совсем понравилась работа – зеленый.

Если не разобрались в теме, было не очень интересно – красный цвет.

На следующем уроке мы продолжим работать над этой темой.

XI . Домашнее задание

(15 слайд)

Правило стр. 19, упр. 404. по желанию: добавить в каждый столбик по 3 слова.

(16 слайд)

Спасибо за урок!

КОНСПЕКТ УРОКА

ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ

В 3 «А» КЛАССЕ

«Род имён существительных»

Подготовила

учитель начальных классов

Тип урока : комбинированный.

Цель: создать условия для развития умения определять род имён существительных.

Задачи:

  1. отрабатывать умения учащихся определять род имён существительных путём подстановки личного и притяжательного местоимения;
  2. развивать орфографическую зоркость, речь учащихся; умение обобщать, группировать слова по определённым признакам;
  3. воспитать человека, который умеет заботиться о своём здоровье.

Оборудование:

  • учебник «Русский язык-3» (2 ч.) автор Т.Г. Рамзаева;
  • плакат со словами народной мудрости «Береги платье снову, а здоровье смолоду»;
  • рисунок «помидор»;
  • карточка «токарельф»;
  • карточка « г - - - х»;
  • таблица «Род имён существительных»;
  • таблица с именами существительными во множественном числе;
  • рисунок «пирожок» у каждого ученика);
  • фотографии детей на тему: «Зимние забавы»;
  • рисунок-плакат «На горке»;
  • модель градусника (у каждого ученика);
  • разноцветные магниты;
  • магнитофон.

Ход урока

I. Организационный момент:

У. Добрый день! Я улыбнусь вам, а вы улыбнитесь друг другу и подумайте, как хорошо, что мы сегодня вместе. Я желаю вам хорошего настроения и успешной работы.

У .Сегодня наш урок мы начнём с народной мудрости. Прочитайте.

Береги платье снову, а здоровье смолоду.

– Как вы понимаете эти слова?

– Какие гласные чаще всего повторяются в этом предложении? (буквы о, е)

– Это первая строка чистописания.

– Сядьте ровно, красиво и пропишите ое.

На второй строке напишите слоги и сочетания с данными буквами ог оро оре.

II. Словарная работа .

  1. Первое слово начинается на « ог». (огурец)
  2. Посмотрите на рисунок. Что это? (помидор)
  3. Слово рассыпалось «токарельф». (картофель)
  4. Вставьте пропущенные буквы «г - - -х». (горох)
  5. Отгадайте слово по лексическому значению.
    Это травянистое растение, семейства розоцветных, дающее сладкие ягоды красного цвета. (земляника)
  6. Отгадайте загадку.
    Само с кулачок, красный бочок.
    Тронешь пальцем – гладко,
    А откусишь – сладко.
    (яблоко)

– Обозначьте ударные и безударные гласные.

III. Актуализация знаний.

У. Что общего во всех словарных словах? (обозначают предметы)

– На какие вопросы отвечают имена существительные? (кто? что?)

– Какого рода бывают имена существительные? (м.р., ж.р., с.р.)

– Как определить род существительного?

На доске таблица:

У. Сегодня на уроке мы закрепим умение определять род имён существительных, будем учиться заботиться о своём здоровье.

IV. Работа над новой темой.

У. На доске записано предложение, прочитайте его.

Девочки приготовили овощной салат.

У. Зажигаем огоньки. Появляются сигнальные точки под орфограммами.

Запись предложения по памяти. Синтаксический разбор предложения.

В каком числе стоит существительное салат ? (в единственном числе)

Измените число. (салаты)

– Какого рода это существительное? (м.р.)

– Измените род этого существительного. (существительные не изменяются по родам)

– В каком числе стоит существительное девочки ?

– Какого рода это существительное? (ж.р.)

– Как узнали? (поставили слово в единственное число)

– Как узнать род имени существительного, которое стоит во множественном числе?

– Об этом гласит правило на странице 21 вашего учебника.

(знакомство с правилом)

У. Пользуясь этим правилом, выполним следующее задание.

На доске даны слова. Прочитайте их.

  • орехи
  • обезьяны
  • хот-доги
  • перья
  • орлы)
  • письма
  • шалуньи

– Определите род имён существительных. Напишите их в единственном числе в три столбика – по родам.

(Ученики записывают с объяснением на доске и в тетрадях.)

1) У. Посмотрите на слова среднего рода. Какое слово лишнее? Обоснуйте ответ.

(Первое мнение. Лишнее слово перо. Потому что перо и письмо можно потрогать, а дело нельзя потрогать руками.

Второе мнение. Лишнее слово дело. Так как письмо и перо начинаются на букву пэ, а слово дело начинается на букву дэ. )

– Подберите синоним к слову дело . (занятие)

– Какого рода существительное занятие? (с.р.)

2) У. Посмотрите на слова женского рода. Какое слово лишнее? Обоснуйте ответ.

(Первое мнение. Лишнее слово зима. Потому что в словах обезьяна, шалунья есть разделительный мягкий знак, а в слове зима нет.

Второе мнение. Лишнее слово зима . Так как существительные обезьяна и шалунья – одушевлённые, а зима – неодушевлённое.

– Подберите антоним к слову зима. (лето)

– Определите род существительного лето. (с.р.)

3) У. Посмотрите на существительные мужского рода. Какое слово лишнее? Обоснуйте ответ.

(Первое мнение. Лишнее слово орёл. Так как орёл и хот-дог – неодушевлённые, а орёл – одушевлённое существительное.

Второе мнение. Лишнее слово хот-дог , потому что слова орех и орёл начинаются на букву о, а слово хот-дог начинается на букву ха.)

У. Обратите внимание на то, что слово хот-дог пришло к нам из английского языка. Состоит из двух частей.

– Кто знает, как переводится первая часть – хот ? (горячий)

– Кто знает, как переводится вторая часть – дог? (собака)

– Вот и получилась «горячая собака». Изобрёл хот-дог любитель собак, у которого жила такса.

В настоящее время всё чаще в нашем меню увидеть сэндвичи, хот-доги, гамбургеры.

– Всегда ли полезна такая еда?

– Каким продуктам стоит отдавать предпочтение? Почему?

V. Физкультминутка.

У. Сейчас вы услышите название продукта. Если этот продукт богат витаминами, то хлопните в ладоши. Если нет, то сделайте поворот головы слева направо.

Апельсин, сухарики, свёкла, молоко, сыр, кока-кола, груша, мясо.

Какие слова женского рода прозвучали?

– Какие слова мужского рода прозвучали?

– Какие слова среднего рода прозвучали?

VI. Работа над пройденным материалом.

1) Перед вами схема предложения.

Кто? что делает? какой? что?

– Составьте предложение, в котором дополнение, отвечающее на вопрос что?, обозначает полезный продукт питания. Это дополнение согласуется с определением, отвечающим на вопрос какой?. Значит, какого рода будет существительное, отвечающее на вопрос что?.

Обезьяна ест жёлтый банан.
Мальчик ест зелёный огурец .
Катя ест спелый апельсин.

Запишите одно предложение по выбору в тетрадь.

– Назовите словосочетания, которые встретились в вашем предложении.

– Каких два слова нельзя назвать словосочетанием?

– Определите род существительных в вашем предложении.

А сейчас отгадайте загадку.
Отгадать легко и быстро:
Мягкий, пышный и душистый,
Он и чёрный, он и белый,
А бывает подгорелый. (хлеб)

У. Трудно представить нашу жизнь без хлеба. Народ сложил много пословиц о нём.

– Какие пословицы о хлебе вы знаете?

Хлеб хлебу брат.
Худ обед, когда хлеба нет.
Хлеб – батюшка, вода – матушка.
Хлеба ни куска, так и в горнице тоска.
Хлеб да вода – мужицкая еда .

3) На с. 20 вашего учебника найдите упражнение 406. Прочитайте рассказ о хлебе.

У. Определите главную мысль текста.

Д. Чтобы вырастить хлеб, надо приложить много сил.

– Первое предложение записываем с комментированием.

– второе и третье предложение списать учениками первого варианта;

– третье и четвёртое предложение списать ученикам второго варианта.

Последнее предложение записываем под диктовку.

У. Над именами существительными укажите род.

Взаимопроверка.

4) У каждого из вас на столе лежит булочка.Эта булочка не простая. Она с орфографической начинкой. Вставьте пропущенные орфограммы в словах:

  • муч…ной
  • м…сной
  • бруснич…ка
  • з…рнистый
  • печен…е
  • вкус…ный
  • скорлу…ка
  • капус…ный
  • ж…лток
  • п…мыл
  • об…едки
  • зап…х
  • …чистил
  • кушан…е
  • чудес…ный
  • а…….етит

У. Мучные изделия содержат много калорий, которые приводят к избыточному весу. Предлагаю всем вам немного подвигаться

VII. Физминутка. (под музыку)

Кто не любит танцевать
И не дружит с физкультурой,
Тот не должен и мечтать
Стройной обладать фигурой.
Кто конфеты, сухари
Уплетает без стесненья,
У того несчастный вид
И плохое настроенье.

А мы все любим веселиться,
Посмотрите на нас.
Любимый танец хип-хоп
Мы танцуем просто класс!
Хип-хоп – ля-ля-ля.
Топ-хлоп – два ноля.
Бух-бах – та-ра-ра.
Мы танцуем до утра.

5) Особенно полезно играть, активно двигаться на свежем воздухе. Посмотрите, сколько забав подарила нам зима! Это катание на коньках, на лыжах, на санках.

(Обзор детских фотографий.)

– Предлагаю заглянуть в один из двориков.

(На доске появляется иллюстрация на тему « Зимние забавы.»)

– Кто изображён на рисунке?

– Что делают дети?

– Составьте повествовательный текст по данному рисунку. Озаглавьте его.

Самостоятельная работа учащихся.

Заслушивание лучших работ.

У. Определите род существительных, которые встретились в вашем тексте.

VIII. Итог урока. Домашнее задание.

– Как определить род существительных?

– Эти знания помогут вам выполнить дома упражнение 405 на странице 20.

IX. Рефлексия.

У. У каждого из вас на столе есть модель градусника для измерения температуры тела. Когда человеку плохо, тревожно, температура поднимается до 38, 39, 40, 41.

Если нет тревоги, всё хорошо, температура 36,6. Температура у человека может быть и 35. При такой температуре человек испытывает усталость, отсутствие интереса и желания что-либо делать.

– Измерьте температуру своего тела.

– Большинство ребят в классе чувствуют себя хорошо.

– Благодарю всех за работу. Будьте здоровы! Урок окончен.

Римма Яушева
Урок русского языка в третьем классе «Род имен существительных»

ТЕМА : Род имен существительных .

ЦЕЛЬ : Создать условия для знакомства учащихся с родом имен

существительных .

ЗАДАЧИ : 1. Создать условия для формирования умения у учащихся

различать .

2. Создать условия для развития у учащихся умения образовывать

из слов словосочетания, различать члены предложения.

3. Создать условия для активизации у учащихся познавательной

деятельности на уроке .

4. Создать условия для совершенствования у учащихся умения

работать в группе, определять цели урока , давать самооценку и

взаимооценку деятельности других товарищей.

ОБОРУДОВАНИЕ : Страна трех княжеств, планшеты со словарными словами,

планшет со словом «кенгуру» , наглядный материал к игре

«Построй цветок» , рожицы с настроением.

Ход урока.

I. Мотивация урока .

Ребята вы любите сказки? Сегодня у нас необычный урок – урок сказка .

Все глазки на меня. Начинаю сказку : «За тридевять земель, в тридесятом

царстве - государстве правила часть речи, а какая забыла. Знаю лишь, что

жили в нем слова : остров, календарь, погода, профессия, расстояние,

II. Словарная работа.

Какие это слова? (словарные) . Давайте запишем их с комментированием.

разделите тетрадь на 3 части. Пропустите одну строчку. Записываем слова в

столбики :

остров погода расстояние

календарь профессия счастье

Работа в группах.

Какой частью речи они являются? Обсудите в группе. Приготовьтесь

доказывать.

Так какой частью речи являются эти слова? Доказывайте. Молодцы!

Спасибо за помощь! Продолжаю сказку : «За высокими горами, за широкими морями правила своим государством Имя существительное . Жили в нем слова, которые царица расселила в 3 княжества. А вот как они называются, определите сами, прочитав тему урока .

III. Определение темы, цели урока .

Какова тема урока ? (Учащиеся читают на доске : «Род имен

существительных »).

Что из прочитанного вам уже знакомо? (Что такое «имя существительное » ).

Что вы хотели бы узнать? (Что такое «род» ).

На данный вопрос дома вы должны были найти ответ из толкового

Проверка домашнего задания.

значение данного слова).

Какое это слово? (многозначное) .

О каком роде пойдет речь на уроке ? (о роде, как грамматической категории,

который обозначает отнесенность к мужскому или женскому полу).

Так как называются княжества, в которые Имя существительное расселила

свои слова? (м. р., ж. р., ср. р.)

Запишите на пропущенной строчке сокращенно названия княжеств : в 1-ом

столбике – м. р., во 2-ом столбике – ж. р., в 3-ем столбике – ср. р.

Чему будем учиться на уроке ? (Определять род имени существительного ) .

IV. Знакомство с существительными м . р., ж. р., ср. р.

Открытие учащихся.

Так какого рода является каждое словарное слово? Почему? Обсудите в

Какого же рода является каждое словарное слово? Почему вы так считаете?

Где можно проверить свои предположения? (в учебнике) .

Работа в учебнике.

Откройте учебник на странице 131 –ой. Прочитайте правило, определите из

скольких частей оно состоит и приготовьтесь рассказать его по памяти с

примерами.

Из скольких частей состоит правило?

Кто готов рассказать 1 часть? 2 часть? 3 часть?

Приведите примеры.

Правы мы были в своих предположениях?

Вывод : С чем сейчас познакомились? (Что имена существительные бывают

м. р, ж. р., ср. р.)

V. Определение рода имени существительного .

1. Работа в учебнике.

Найдите в учебнике на странице 131 –ой 1 упражнение. Прочитайте его

Что нужно сделать? Разделите тетрадь на 2 части. В 1-ой части запишите

слово «он» , во 2-ой части слово «она» .

Цель : Будем учиться определять род имени существительных , образовывать

новые слова.

Самостоятельная работа.

Выполните это упражнение самостоятельно.

Взаимопроверка.

Проверьте друг друга. Поставьте карандашом отметки.

Давайте проверим. Слова какого рода записаны в 1-ом столбике? Во 2-ом

столбике? Докажите. Какая часть слова помогла вам образовать новые слова?

(корень) .

К каким словам нельзя подобрать однокоренные слова ж. р. ?

Вывод : Чему учились? (Определять род имени существительных , образовывать

новые слова).

2. Игра «Построй цветок» .

Давайте вернемся в сказку.

Все слова трех княжеств любили ходить друг к другу в гости. Они с

удовольствием играли в различные игры. Когда на улице было лето, слова

принимали активное участие в игре «Построй цветок» .

Давайте тоже сыграем в нее.

Цель : Будем учиться различать имена существительные по родам .

В каждую группу я положила 3 стебелька от цветков и их лепестки.

К одному стебельку вы должны собрать лепестки со словами м. р., к другому –

лепестки со словами ж. р., к третьему – лепестки со словами ср. р.

- Ваша задача : кто вперед и правильнее?

(Учитель проверяет) .

Вывод : Чему учились? (различать имена существительные по родам ) .

VI. Физкультминутка.

Игра «Определи на слух» .

В каждое княжество с каждым годом пополняется все больше слов.

Давайте определим, какие новые слова поселились. Все встаньте.

Цель : Будем учиться на слух различать имена существительные по родам .

Как только услышите имя существительное ж . р. - прыгайте; м. р. – приседайте;

ср. р. – хлопайте.

Итак : ведро, рыба, самолет, машина, волк, озеро, месяц, зебра, мама, стол, болото, животное.

Вывод : Чему учились?

VII. Согласование имени прилагательного с именем существительным .

Однажды в царство Имени Существительного пришли в гости слова из

соседнего царства, которое называлось…Опять забыла. Знаю, что это слова :

чудный, прекрасная, огромный.

Работа в группах.

Обсудите в группах, какой частью речи они являются. Приготовьтесь доказать.

Так какой часть речи они являютя? Почему?

Вспомнила! Их царство называется «Имя Прилагательное» .

Работа в группах.

Так вот каждое из этих слов решило заглянуть в отдельное княжество Имени

Существительного . А вот в какое, определите сами. Обсудите в группах.

В какое княжество отправилось слово «чудный» ? (в княжество «мужской род» ).

А мне кажется, что оно отправилось в княжество «женский род» . Кто из нас

прав? (Нарушится согласование) . В какое княжество отправилось слово

«прекрасная» ? «огромный» ?

Пока слова в каждом княжестве беседовали друг с другом, образовалось что?

(словосочетание) . Докажите. (одно слово является главным, а другое –

зависимым).

Самостоятельная работа.

Спишите словосочетания.

Давайте проверим, что вы написали. Прочитайте первое словосочетание и т. д.

Какое знакомое выражение «чудный остров» . Где встречали эти слова? (В

сказке Пушкина «О царе Салтане…» )

Вывод : Что же происходит с именем прилагательным , которое зависит от имени

существительного ? (оно согласуется с существительным в роде ) .

VIII. Работа с предложением.

Отдохнув в царстве Имени Существительного слова : чудный, прекрасная,

огромный, вернулись к себе домой. В это царство приходили в гости слова из

разных царств : Глагол, Прилагательное и даже Предложение.

Вот сейчас в царство Имени Существительного заглянули предложения за

помощью. У них пропали слова. Давайте поможем им.

- Прочитайте предложения :

На улице дует холодный …

Пролетело жаркое…

Пробежала через поляну хитрая…

В группах устно подберите нужные слова.

Какие слова нужно вставить?

Спишите предложения.

Цель : Будем развивать умение различать члены предложения.

Сделайте разбор предложений по членам. Определите род имен

существиельных .

У доски…

Вывод : Какие умения развивали? Что закрепляли? (Определять род имен

существительных ).

IX. Настрой учащихся на новую тему урока .

В царстве Имени Существительного всегда царили мир , счастье и покой, пока

однажды не прозошло вот что :

в переулке между трех княжеств раздался громкий плач. Все их жители были

взбудоражены. Они выбежали на улицу и увидели слово «КЕНГУРУ» , которое

горько плакало. Оно заблудилось. Жители трех княжеств спросили слово :

А ты какого рода? Если м. р., то можешь оставаться жить в 1 княжестве, если

ж. р. - то все рады тебе будут во 2-ом княжестве, если ср. р. – то оставайся в 3-ем

княжестве.

Задумалось слово «кенгуру» . Какого же оно рода? Но это другая история. С ней

вы познакомитесь на следующем уроке .

X. Итог урока .

А сейчас давайте подведем итог урока .

Что нового узнали?

Чему учились?

XI. Самооценка, взаимооценка.

Покажите свое настроение на уроке .

За урок ставлю оценки…

На этом наш урок закончен .

г Фролово

2012-2013 учебный год

Конспект урока по русскому языку в 4 классе

Тема: Род имён существительных. Существительные общего рода.

Цель урока

    Познакомить учащихся с существительными общего рода, их особенностями. Сформировать умение находить существительные общего рода в тексте, умение мыслить логически, сравнивать, обобщать. Обогащать и развивать речь учащихся. Воспитывать доброжелательность, интерес к русскому языку.

Оборудование: . Мультимедийный проектор, ноутбук, экран,орфографические словари, цветные карточки для осуществления обратной связи,памятка-алгоритм

Тип урока: усвоение новых знаний

Ход урока

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Формируемые УУД

1)Организационный момент. Мотивация к учебной деятельности

У : - Готовы ль вы начать урок?
Все ль на месте, все ль в порядке
Книги, ручки и тетрадки?
Проверили? Садитесь!
С усердием трудитесь!

У : Начинаем урок русского языка

Цель : создать условия для возникновения у ученика внутренней потребности включения в учебный процесс

Личностные УУД

Коммуникативные УУД

2)Актуализация знаний

1) Ввод в тему.

О какой части речи будем говорить на уроке? Угадайте!

Я в языке одни предметы называю,

Запомните, друзья, вот главный мой секрет:

Когда процесс и признак я обозначаю,

То их всегда вам представляю как предмет.

2) Тест

(приложение 1)

Мы продолжаем изучение имени существительного, и вы уже достаточно много знаете об этой части речи.

Мне приходилось слышать такой ответ: «Имена существительные изменяются по родам, числам и падежам». Верно?

Действительно, в русском языке, в отличие от английского, финского, турецкого, армянского, узбекского, где нет деления по родам, существительные относятся к одному из трех родов.

Как же можно определить род существительных в предложении?

Определите, какого рода эти существительные, допишите окончания. (Слайд №2)

Легк.. тюль

Больш…. кенгуру

Больн…мозоль

Детск….. шампунь

Свеж…. кольраби

Горяч…кофе

(Проверка выполнения задания) (Слайд №3)

Об имени существительном

Нет. Имена существительные относятся к одному из трех родов: мужскому, женскому или среднему.

Род существительного в словосочетании и предложении можно определить по именам прилагательным и местоимениям , которые с ним согласуются.

В тетрадях записывают словосочетания и вставляют окончания

Цель: организовать актуализацию изученного материала, достаточного для изучения нового материала

Личностные УУД

Коммуникативные УУД

Познавательные УУД

3.Проблемное объяснение нового материала

4.Построение проекта выхода из затруднения

Посмотрите на словосочетания (слайд № 4)

Допишите окончания

Ужасн…плакса

больш.. задира

страшн.. соня

сильн.. забияка

. (2 ученика работают на обороте доски, затем объявляют результаты классу)

Проверим, какие вы вставили окончания. Почему окончания разные?

Что надо сделать, чтобы было понятно, какое писать окончание? (Указать на пол)

Так мы можем назвать и мальчика, и девочку,

Лицо и мужского, и женского пола. Поэтому и прилагательные стоят то в мужском, то в женском роде)

Цель :

1) зафиксировать причину затруднения

2) организовать диалог по проблемному материалу

3)организовать уточнение и согласование темы урока

4)соотнесение нового знания с правилом в учебнике

Личностные УУД

Регулятивные УУД

Познавательные УУД

Коммуникативные УУД

5.Этап изучения новых знаний

Работа с учебником

Давайте поработаем с учебником. Найдите упр.99.Нас просят разобраться в любопытной особенности существительных.

1 склонения?

Вы готовы это сделать?

Какого же рода слово неряха?

Поработайте с предложениями..

Опять эта неряха измазала тетрадь

Опять этот неряха измазал тетрадь.

Какой вывод сделали?

Что на это указывает?

Как Вы это поняли?

Так какого же рода существительное неряха?

Давайте придумаем как их можно назвать - Ваши предложения. Как, на ваш взгляд, будет звучать тема урока?

Назовите тему нашего урока…(Слайд 5)

Чтение правила стр.150.

В первом предложении идет речь о неряхе-девочке

Во 2 предложении неряха - мальчике

Ответы детей

Предложения детей

Цель

Познавательные УУД

Коммуникативные УУД

Регулятивные УУД

6 Физминутка

7.Первичное закрепление нового материала

Работа со словами.

(слайд № 6)

Нет ли существительных, которые относятся то к мужскому, то к женскому роду, среди слов драчун, забияка трус, трусиха трусишка?

Какого склонения эти слова? Докажите.

Ответы детей

Цель : организовать усвоение детьми нового материала

Регулятивные УУД

Познавательные УУД

Коммуникативные УУД

8 Работа с орфографическим словарем.

Как род данных существительных указывается в орфографическом словаре?

У вас на столах лежат орфографические словари. Откройте с.174 и найдите существительные общего рода.

Прочитайте их. Все ли слова вам понятны?

Чтение и объяснение слов

9.Работа с лексическим значением найденных слов

Составить с 2-3 существительными предложения (устно).

Регулятивные УУД

Познавательные УУД

Коммуникативные УУД

10.Закрепление изученного материала

1)Упражнение «Угадай слово»:

Продолжаем знакомство с существительными общего рода

- по толкованию лексического значения угадать существительные общего рода, записать в тетрадь в столбик в соответствии с номерами предложений. Подсказка на доске (слова написаны в столбик).

1)Очень трудолюбивый, старательный человек.(трудяга, работяга

2) Умный человек. (умница)

3) Тот, кто много и часто плачет. (Плакса)

Будем учиться правильно употреблять существительные общего рода в своей речи? Давайте разработаем алгоритм правильного употребления существительных общего рода в речи (запись на доске).

Цель : организовать выполнение учащимися типовых заданий по новому материалу

Познавательные УУД

Личностные УУД

Коммуникативные УУД

Цель: расширить представление учащихся о существительных общего рода и формировать умение классифицировать слова по типовым значениям.

11 Групповая работа

На столах у вас лежат памятки, вы можете воспользоваться и ими при выполнении следующего задания.

Задание: спишите, дописав окончания прилагательных. Обозначьте род существительных общего рода.

1. Серёжа - кругл... сирота.

Катя - кругл... сирота.

2. Ваня - больш... забияка. Марина - удивительн.. забия-

3. Витя - больш... умница. Моя сестра Света - больш... умница.

Цель : организовать выявление типов заданий, где возможно использовать новые знания

Регулятивные УУД

Познавательные УУД

Коммуникативные УУД

12.Рефлексия

Что нового вы узнали сегодня на уроке об имени существитель-

ном? А что значит - правильно употреблять в речи существительные общего рода? Сколько же родов в русском языке? Ответ дайте в виде схемы (на листочках). Объявление оценок за урок.

- Поднимите карточки, кому понравилась своя работа на уроке.

Работают на листочках

Поднимают цветные карточки

Цель : организовать фиксацию нового материала,изученного на уроке

Личностные УУД

13.Домашнее задание

Упр.101.по заданию учебника, составьте свои 2 предложения со словами общего рода, правило стр.150

Цель : закрепление нового материала

Список использованной литературы

1., Методический комментарий к учебнику русского языка для 4 класса. Пособие для учителя начальных классов (Система –) М.: Вита – Пресс, 2011.

2., Русский язык: Учебник для 4 класса начальной школы (Система –): В 2 –х кн. Кн.1. – 7 – е изд. - М.: Вита – Пресс, 2008.

Приложение 1

.Имя существительное – это...

4.Найди ошибку.

а) м. р. – скрипач, аккордеон , кофе; б) ж..р. – земляника, зеркало, жизнь;

в) ср. р. – яблоко, желание, подземелье.

5.На конце имен существительных какого рода после шипящих пишется Ь знак?

а) Мужского рода; б) среднего рода; в) женского рода.

6.В каком падеже стоят имена существительные в словосочетаниях: осмотрели город, библиотеку, крепость; поеду в Калугу, в Казань, в Оренбург?

а) в именительном; б) в винительном; в) в родительном.

Приложение 2. Словарик имен существительных общего рода.

бедняга калека неумеха ревушка

бедняжка каналья неумейка ровня

белоручка коротышка обжора самоучка

бродяга кривляка одиночка сирота

брюзга кровопийца писака сладкоежка

всезнайка кроха пискля сластена

выскочка лакомка плакса соня

горемыка левша подлиза сутяга

грязнуля лежебока подпевала тараторка

душенька молодец полусирота тезка

егоза молодчина попрошайка тихоня

ехида мямля почемучка трещотка

ехидна невежа привереда трудяга

жадина невежда придира тупица

жадюга невеличка пройдоха умница

забияка невидимка проныра ханжа

задира недотепа простофиля хапуга

зазнайка недотрога пустомеля хвастунишка

заика недоучка пьяница хитрюга

замарашка неженка работяга худышка

зевака незнайка разиня цареубийца

злюка непоседа растеряха чистюля

злючка неровня растяпа шельма

зубрилка неряха рева юла ябеда

2024 english-speak.ru. Изучение английского языка.