Связь социальной педагогики с другими науками схема. Связь социальной педагогики с другими науками о человеке. «Социальная педагогика как наука»
План.
Социальная педагогика как часть педагогики, интегрирующая её с социологией. Задачи, предмет и объект социальной педагогики. Функции социальной педагогики. Отрасли социальной педагогики. Взаимосвязь социальной педагогики с другими науками.
Социализация личности и социально-педагогическая деятельность как предмет социальной педагогики. Подходы к пониманию социализации. Виды социализации. Стадии (этапы) социализации. Адаптация, интеграция, индивидуализация как этапы социализации. Механизмы социализации. Просоциальная и асоциальная социализированность. Творческая и формальная социализация.
Ответ.
Термин «социальная педагогика» был введен Ф. Дистервегом, активно этот термин стал использоваться в XX веке, так как в к. XIX – н. XX веков образовалась почва для возникновения социальной педагогики, а именно была необходима адаптация людей в обществе, поскольку массы людей «потекли» из села в город.
Социальную педагогику как науку о социализации ребенка представил П. Наторп в 20-е года XX века. Он считал, что социальная педагогика исследует проблему интеграции воспитательных сил общества с целью повышения культурного уровня народа. В наше время сложились необходимые предпосылки, чтобы из всей системы социально-педагогического знания и деятельности выделилась такая относительно самостоятельная область педагогической теории и практики, как социальная педагогика.
Социальная педагогика – это наука, исследующая влияние социальных факторов среды на социализацию подрастающего поколения, разрабатывающая и реализующая эффективную систему мероприятий по оптимизации воспитания на уровне личности, группы и территории с учетом конкретных условий социальной среды. (Басов А.В.).
Социальная педагогика – это отрасль педагогической науки, изучающая закономерности социального воспитания и социального обучения детей в процессе их социализации.
Социальная педагогика – отрасль педагогической науки,объектом исследования которой является ребенок, апредметом изучения – закономерности его социализации.
Целью социальной педагогики как практики выступает гармонизация этого взаимодействия, которое может осуществляться по трем основным стратегиям: совершенствование социальной среды в интересах обитаемого в ней человека; социализация человека (в широком смысле этого слова); оптимизация процесса взаимодействия человека и социальной среды в направлении обеспечения гармоничности этого взаимодействия.
Задачами социальной педагогики как практики являются:
адаптация;
реабилитация;
компенсация;
профилактика;
коррекция;
социальная стабилизация;
социальная защита;
социальное обеспечение, социальный контроль;
социальная пропаганда.
При этом специфика социальной педагогики заключается в том, что в любом из этих процессов реализуется их социально-педагогическое содержание, их педагогический компонент.
Социальная педагогика как отрасль знания обладает следующими функциями .
Теоретико-познавательная функция: выражается в том, что социальная педагогика накапливает знания, синтезирует их, стремится составить наиболее полную картину изучаемых ею процессов и явлений в современном обществе, описывает и объясняет их, вскрывает их глубинные основания.
Прикладная функция: связана с поиском путей и способов, выявлением условий эффективного совершенствования социально-педагогического влияния на процессы социализации в организационно-педагогическом и психолого-педагогическом аспектах.
Гуманистическая функция: выражается в разработке целей, совершенствовании социально-педагогических процессов, создающих благоприятные условия для развития личности и ее самореализации.
Функции социальной педагогики.
Теоретический компонент социальной педагогики (как наука)
Научно-познавательная деятельность.
Исследовательские функции.
Диагностическая.
Прогностическая. Аналитическая. Описательная.
Объяснительная.
Интегрирующая.
Образовательные функции
Формирования: системы знаний; системы эмоционально-ценностного отношения. Самообразования.
Научно-образовательная деятельность
Образовательный компонент (как образовательный комплекс)
Практический компонент социальной педагогики(как практика)
Научно-преобразовательная деятельность
Преобразовательные функции.
Диагностическая. Прогностическая. Образовательная.
Адаптационная. Коррективная. Мобилизующая.
Контрольная.
Реабилитационная.
Профилактическая (защитно-профилактическая).
Развития:
системы навыков и умения; профессионально-важных качеств; передачи системы опыта и др. Самосовершенствования.
Заимствованные категории: образование, обучение, воспитание, дети (ребенок), личность, развитие, деятельность, общество, социум, социальный институт, социализация, социальная адаптация, социальная реабилитация.
Понятийная система социальной педагогики находится в тесной взаимосвязи с системами понятий, прежде всего, педагогики и социологии, а также других наук, которые изучают человека.
Связь социальной педагогики с другими науками:
философия, психология, виктимология, социология, политология, история, социальная работа, валеология, дошкольная педагогика, педагогика школы, профессиональная педагогика, история педагогики, этнопедагогика, специальная педагогика.
Отрасли социальной педагогики.
Общие разделы:
История социальной педагогики;
Методология социальной педагогики;
Сравнительная социальная педагогика.
Частные дисциплины:
Педагогика социального развития личности;
Педагогика социальной среды;
Педагогика социальной работы;
Профессиональное образование в социальной педагогике.
Социально-педагогическая деятельность – это разновидность профессиональной деятельности, направленной на оказание помощи ребенку в процессе его социализации, освоения им социо-культурного опыта и на создании условий для его самореализации в обществе.
Осуществляется она социальным педагогом как в различных ОУ, так и в других учреждениях, организациях, объединениях, в которых может находиться ребенок.
СПД является адресной. Локальной, ограниченной временным промежутком, в течении которого решается проблема ребенка.
СПД включает в себя непосредственную работу с ребенком и посредническую деятельность во взаимоотношениях ребенка со средой, способствующую их социо-культурному становлению и развитию.
Социализация – это многогранный процесс усвоения человеком опыта общественной жизни, превращения его из природного существа в общественное, из индивида в личность. Социализация включает освоение культуры человеческих отношений, социальных норм поведения, видов деятельности, форм общения. Состояние этого процесса зависит от общества, образующего социальную среду.
Социализация – это процесс становления личности, в процессе такого становления происходит усвоение индивидом языка, социальных ценностей и опыта, культуры, присущих данному обществу, социальной общности, группе и воспроизводство социальных связей и социального опыта. Социализация рассматривается как процесс и результат: как процесс – это особенности социального становления личности; как результат – это характеристика социального становления личности в соответствии с возрастом и уровнем развития.
Социальная среда – это целостное психосоциальное пространство, образованное консолидированным кругом лиц и многообразным пересекающимся на личности влиянием биосоциальных факторов. От соотношения влияний, образующих это пространство, зависят варианты развития личности.
Основными источниками социализации являются различные социальные институты (семья, образовательные учреждения, формальные и неформальные общественные объединения, государственные структуры и учреждения неправительственного сектора, производственные организации, центры досуга и дополнительного образования).
Институт социализации – это исторически сложившиеся устойчивые формы организации совместной деятельности людей, выступающие своеобразными трансляторами социального опыта, вследствие причастности к которым осуществляется социализация индивидов через освоение личностью системы норм и ценностей, принятых в данном обществе.
В науке существует 2 подхода к пониманию сущности социализации , различающихся представлениями о человеке и его роли в процессе собственного развития.
Первый подход утверждает или предполагает пассивную позицию человека в процессе социализации, а саму социализацию рассматривает как процесс адаптации человека к обществу, которое формирует каждого своего члена в соответствии с присущей ему культурой. Этот подход может быть определен, как субъект-объектный (общество-субъект воздействия, а человек его объект). Одним из основоположников был французский социолог концаXIXв. Э. Дюркгейм, Т. Парсонс.
Минус данного подхода в том, что он игнорирует то обстоятельство, что человек не просто конформно адаптируется в обществе, но и проявляет свою активность и самостоятельность, научаясь не только исполнять, но и изменять нормы среды и свои с ней взаимоотношения. Названное обстоятельство нашло свое признание в исследованиях социализации с позиции субъект-субъектного подхода.
Второй подход (субъект-субъектный) исходят из того, что человек активно участвует в процессе социализации, не только адаптируется к обществу, но и влияют на свои жизненные обстоятельства и на самого себя. Основоположниками данного подхода можно считать американских ученых, работавших в основном в первой третиXXв., У. И. Томаса, и Ф. Знанецкого, Ч. Х. Кули и Дж. Г. Мида.
Задачи социализации:
Естественно-культурные – достижение определенного уровня физического и сексуального развития.
Социально-культурные задачи – эти задачи объективно определяются обществом в целом.
Социально-психологические задачи – это становление самосознания личности.
Виды социализации:
поло-ролевая,
семейно-бытовая,
профессионально-трудовая,
субкультурно-групповая.
Виды социализации:
первичную социализацию в родительском доме;
вторичную социализацию в детском саду и школе;
третичную социализацию в профессиональной деятельности.
Виды социализации.
Дифференциальная социализация – это процесс, по средствам которого члены одного общества или даже одной семьи воспитываются по-разному из-за различия ожидания будущих ролей, которые каждому из них понадобиться играть, как взрослому.
Социализация взрослых – это процессы, по средствам которых взрослые члены общества получают возможность играть новые роли.
Первичная социализация – это знакомство с ценностями общества и формами поведения, обеспечиваемое индивиду в семье.
Повторная социализация – это подготовка индивида ко вступлению в культуру и окружение, которые стали для него незнакомыми из-за кризиса, травм и изменения жизненных обстоятельств.
Ресоциализация – это восстановление у человека утраченных социальных ценностей и опыта общественного поведения, жизнедеятельности. Оно происходит на основе реадаптации, то есть на основе восстановления у человека утраченных социальных возможностей и приспособление его к существующим нормам и определенным социальным условиям.
Предварительная социализация – это процессы социализации, в которых индивид проигрывает свои бедующие положения в обществе, занятия и социальные отношения, это процессы социального обучения, направленные на достижение желаемого положения.
Упреждающая социализация – это смена моделей своего поведения, ориентированного на поведение, присущее членам более высоко стоящей группы в расчете на присоединение к ней в будущем.
Стадии (этапы) социализации:
дотрудовая (дошкольный и школьный периоды);
трудовая (стадия высшей школы, стадия трудового коллектива);
послетрудовая (когда человек заканчивает активную трудовую деятельность и выходит на пенсию).
Этапы социализации.
«Ребенок – мать» (от рождения до 1 года): базовое доверие – недоверие.
«Ребенок – семья» (1-3 года): формирование «вертикальных» связей, общение со старшими, подражанием им, познание социального мира.
«Ребенок – дети» (3-7 лет): формирование «горизонтальных» связей, освоение социума себе подобных.
«Ребенок – учитель» (7-11 лет): базовое доверие – недоверие к школе и учебе.
«Ребенок – сверстники» (11-15 лет): освоение социальной ролей, своей роли в коллективе.
«Ребенок – социально значимое дело» (15-18 лет): выделение своего Я.
Процесс социализации личности состоит из 3-х фаз.
В 1-й происходит адаптация индивида, т. е. осваивая различные социальные нормы и ценности, он должен научиться быть как все, уподобиться всем, «потерять» на время свою личность.
2-я фаза характеризуется стремлением индивида к максимальной персоциализации, воздействию на людей, самоактуализации.
И лишь в 3-й фазе, при благоприятном исходе, происходит интеграция индивида в группу, когда он представлен в других своими особенностями, а у окружающих его людей есть потребность принять, одобрить и культивировать лишь те его индивидуальные свойства, которые им импонируют, соответствуют их ценностям, способствуют общему успеху.
Всякая задержка на 1-й фазе или гипертрофированность 2-й фазы может привести к нарушению процесса социализации и его негативным последствиям. Удачной считается такая социализация, когда личность умеет защитить и утвердить свою индивидуальность и при этом интегрирована в социальную группу. Однако важно учитывать тот факт, что личность на протяжении своей жизни входит в разные социальные группы и, следовательно, многократно проходит все три фазы социализации. Однако в одних группах она может адаптироваться и интегрироваться, а в других – нет, в одних социальных группах ее индивидуальные качества ценятся, а в других – нет. Кроме того, и сами социальные группы и личность постоянно изменяются.
В процессе социализации происходят 2 процесса: приспособление (адаптация) и обособление (автономизация). Конфликт между мерой адаптации человека в обществе и степенью его обособления заложен в социализации, то есть эффективная социализация – это баланс между адаптацией и обособлением.
Компоненты социализации:
коммуникативный компонент (язык, речь, общение);
познавательный компонент (получение знаний через обучение, воспитание, общение и самообразование);
поведенческий компонент (усвоение умений, навыков, освоение правил, норм, табу);
ценностный компонент.
Средства социализации – это все то, что влияет на социализацию: способ взаимодействия, бытовые и гигиенические условия жизни, продукты материальной и духовной жизни, способы общения, игры, спорт, профессиональная деятельность.
Механизмы социализации.
Социализация человека во взаимодействии с различными факторами и агентами происходит с помощью, так называемых, механизмов.
К психологическим механизмам социализации можно отнести:
импринтинг – фиксирование человеком на рецепторном и подсознательном уровнях воздействующих на него жизненно важных объектов. Импринтинг происходит преимущественно в младенческом возрасте. Однако и на более поздних возрастных этапах возможно запечатление каких-либо образов, ощущений.
экзистенциальный нажим – влияние условий бытия человека, определяющее овладение им родным языком (в раннем детстве) и неродными языками на других возрастных этапах (в ситуации изменения языковой среды), а так же неосознаваемое усвоение норм социального поведения, непреложных в его социуме и необходимых для выживания в нем.
подражание – произвольное и непроизвольное следование каким-либо примерам и образцам поведения, с которыми человек сталкивается во взаимодействии с окружающими его людьми (значимыми), а так же предлагаемым СМИ.
идентификация (отождествление) – эмоционально-когнитивный процесс усвоения человеческих норм, установок, ценностей, моделей поведения как своих собственных во взаимодействии со значимыми и референтными группами.
рефлексия – внутренний диалог, в котором человек рассматривает, оценивает, принимает или отвергает те или иные нормы и ценности. С помощью рефлексии человек может формироваться и изменяться в результате осознания и переживания им той реальности, в которой он живет, своего места в этой реальности и самого себя.
Социально-педагогические механизмы:
традиционный механизм социализации – представляет собой усвоение человеком норм, эталонов поведения, взглядов, стереотипов, которые характерны для его семьи и ближайшего окружения. Включает в себя: традиции, обычаи, распространенные в отдельных регионах; асоциальные, антисоциальные элементы (брань). Их усвоение происходит на неосознаваемом уровне с помощью запечатления (т.е. действует импринтинг, экзистанциальный нажим, подражание, идентификация).
институциональный механизм социализации – функционирует в процессе взаимодействия человека с институтами общества, в ходе которого происходит нарастающее накопление знаний и опыта социально одобряемого поведения, а так же опыта имитации социально одобряемого поведения и конфликтного и бесконфликтного избегания выполнения социальных норм.
стилизованый механизм социализации – действует в рамках определенной субкультуры, но субкультура влияет на социализацию человека настолько и в той мере, насколько и в какой мере являющиеся ее носителями члены группы (сверстники, коллеги) референтны (значимы) для него.
межличностный механизм социализации – функционирует в процессе взаимодействия человека со значимыми для него лицами. Значимыми лицами могут быть родители, любой уважаемый взрослый, друг-сверстник, супруг.
" |
Основные понятия : взаимосвязи и взаимозависимости наук, философия, психология, социология, социальная политика, политология, антропология, биология, социальная медицина, культурология, право, этика, семейная социальная педагогика, дошкольная социальная педагогика, психология социально-педагогической деятельности, пренатальная социальная педагогика, социально-педагогическая профилактика наркозависимости, история социальной педагогики, отраслевая социальная педагогика.
Место социальной педагогики в системе наук о человеке может быть выявлено в процессе рассмотрения ее связей с другими науками. В течение всего периода своего существования социальная педагогика была тесно связана со многими науками, которые оказывали неоднозначное влияние на ее становление и развитие. Развиваясь в недрах педагогической науки, социальная педагогика приобрела многие взаимосвязи и взаимозависимости по наследству. Некоторые из этих взаимосвязей возникли давно, еще на этапах выделения и оформления педагогики как пауки, другие являются более поздними образованиями, на уровне становления социальной педагогики. В числе первых сложились связи социальной педагогики с философией, социологией и психологией, которые и сегодня являются необходимым условием развития социально-педагогической и педагогической теории и практики.
Представим взаимосвязь с каждой из гуманитарных и естественных наук (рис. 2.2).
Трактовка связей философии и социальной педагогики долгое время носила оппозиционный характер.
Сегодня общепризнанной является методологическая функция материалистической философии по отношению к педагогике, что является вполне правомерным и обусловливается самой сущностью философского знания, мировоззренческого по своей природе и соответствующего решаемым задачам осмысления места человека в мире. Значительное влияние сегодня на социальную педагогику оказывает социальная философия.
От системы философских взглядов (экзистенциальных, прагматических, неопозитивистских, материалистических и др.), которых придерживаются исследователи социальной педагогики, зависят направления социально-педагогического поиска, определение сущностных, целевых и технологических характеристик образовательного процесса, его взаимосвязь с потенциалом социума, закономерностями его реализации в условиях образования. В формировании содержания социальной педагогики реализуются основные законы диалектического материализма: закон единства и борьбы противоположностей, согласно которому, например, личность как объект социального воспитания рассматривается одновременно и как часть социума, составляя его единство, и как самостоятельный субъект, противостоящий социуму; закон перехода количественных изменений в качественные, объясняющий процессы качественного изменения личности под воздействием многочисленных стимулирующих и сдерживающих факторов социума; закон отрицания отрицания, раскрывающий механизмы развития личности в процессе социализации, которые обеспечивают смысл ее понятийно-категориального аппарата.
общей педагогикой заключается в естественной преемственности теоретических основ педагогической науки и сдерживании социологических тенденций в развитии самой социальной педагогики. Интегрируясь с социологической наукой, с ее учением о социализации и о социуме, социальная педагогика остается педагогической наукой, рассматривая социум как новый педагогический ресурс и возможность для решения проблем социализации, педагогических по сути задач.
Социум для социальной педагогики представляет научный интерес с точки зрения реализации педагогического потенциала для разрешения проблем социализации личности или группы, равно как и его развитие (восстановление) для тех же целей.
Любые метаморфозы (взаимодействие) с потенциалом социума осуществляются с использованием принципов, методов и форм педагогической науки.
Рис. 2.2.
Связи социальной педагогики с социологией относятся к числу традиционных, так как обе работают над планированием социального образования, выявлением основных тенденций развития тех или иных групп или слоев населения, закономерностей социализации и воспитания личности в различных социальных институтах. Социология предоставляет социальной педагогике учение о социуме и о социализации, о менеджменте, методы получения социально-педагогической информации: опрос, беседа, анкетирование, интервьюирование, анализ результатов деятельности и многие другие. Социальная педагогика, в свою очередь, предоставляет социологии данные об использовании и развитии (восстановлении) потенциала социума в социально-педагогической деятельности.
Связь социальной педагогики с психологией является наиболее традиционной. Требования понимания свойств человеческой природы, ее естественных и социальных потребностей и возможностей, учета социальных механизмов, законов психической деятельности и развития личности, построения образования (обучение и воспитание) в соответствии с этими законами, свойствами, потребностями, возможностями социальной среды становятся неотъемлемой стороной новой отрасли педагогической науки. Наиболее ощутима взаимосвязь социальной педагогики с социальной психологией . И одна и другая науки развиваются по аналогии на основе социологии, интегрируясь с определенной областью социологического знания. Разница лишь в том, что социальная психология в своем развитии опирается на социологическое учение о малых и больших социальных группах, а социальная педагогика – на социологическое учение о социуме и социализации.
Связь социальной педагогики с социальной работой заключается в том, что социальная работа является практическим полем реализации идей педагогической помощи различным категориям детей и взрослых, оказавшимся в трудной жизненной ситуации. С социальной работой социальная педагогика взаимодействует на уровне социально-педагогической деятельности, являющейся основным средством реализации идей социальной педагогики на практике. Одно время в развитии социальной педагогики был период, когда она рассматривалась как отрасль социальной работы и в науке была представлена в виде педагогики социальной работы. В данный период педагогическая помощь детям и взрослым ошибочно была подменена социальной помощью, что нарушило естественный процесс развития и социальной педагогики как отрасли педагогической науки, и социальной работы как области социологического знания. В целом развитию теории социально-педагогической деятельности социальная педагогика во многом обязана социальной работе, в недрах которой прошел практическую апробацию новый вид профессиональной деятельности, по содержанию и по сути педагогический.
Связь социальной педагогики с политологией обусловлена тем, что образовательная политика всегда являлась отражением идеологии господствующих партий. Социальная педагогика стремится выявить условия и механизмы становления человека в качестве субъекта политического сознания, возможности усвоения политических идей и установок в условиях конкретного социума. На этой основе социальная педагогика активно взаимодействует с социальной политикой . Эта связь выражается в том, что социальная педагогика в изучении педагогического потенциала социума активно использует потенциал политических партий как социальных институтов, значимых для разрешения проблем социализации личности, а следовательно, опирается на положения социальной политики о ведущих силах общества, социальной активности различных социальных и возрастных групп населения, а также о формах реализации педагогического потенциала общественных организаций и молодежных объединений.
Связь социальной педагогики с педагогической антропологией просматривается в области развития человека в процессе социального воспитания. Педагогическая антропология есть человековедение, служащее воспитанию и обучению людей. Предметом педагогической антропологии является объект педагогики – человек развивающийся. Она стремится понять, как очеловечивается человек и как люди разного возраста влияют друг на друга; насколько воспитаем ребенок на разных этапах жизни; каковы причины и процессы становления личности; каков характер различных групп (числом членов от двух до всего рода людского) и как личность взаимодействует с ними. Законы индивидуального и группового развития становятся базой педагогического совета, предупреждения об опасностях. Исследуя свой объект, педагогика в силах разработать предмет, направленный на взаимодействия людей, влекущие за собой желаемые изменения в мотивационной, интеллектуальной, поведенческой сферах личности.
Социальная педагогика предполагает проникновение в природу человека, понимание его сущности. В качественном преобразовании человека она исходит из истины человеческой природы в ее реальном историческом бытии. "Если педагогика хочет воспитывать человека во всех отношениях, то она должна прежде узнать его тоже во всех отношениях", – это положение К. Д. Ушинского было и остается неизменной истиной для всей реалистической отечественной науки о воспитании.
Знание "обо всей широте человеческой жизни" (К. Д. Ушинский), добываемое психологией, философией, историей, социологией, самой педагогикой, другими науками о человеке, религией, искусством, – призвано дать фундамент для природосообразного воспитания.
Этика является учением о морали, нравственном освоении человеком действительности. Социальная педагогика использует этическое знание о морали и нравственности для развития моральных норм и нравственных правил взаимодействия между людьми, между человеком и социумом для реализации в социально-педагогической деятельности нравственного характера тех взаимоотношений между людьми, которые вытекают из их профессиональной деятельности.
Связь социальной педагогики с правом проявляется в систематической опоре на нормативно-правовую базу, регламентирующую реализацию социально-педагогических идей в практике деятельности специалистов различного профиля, осуществляющих помощь людям, имеющим проблемы социализации. Сама социально-педагогическая деятельность как разновидность профессиональной деятельности "человек-человек" нуждается в постоянном правовом обеспечении. Например, огромную роль в решении социально-педагогической помощи детям и подросткам играет ювенальное право.
Связь социальной педагогики с культурологией заключается в реализации одного из основных принципов социальной педагогики – принципа культуросообразности, для чего социальная педагогика активно использует потенциал культурологии как гуманитарной науки, заключающейся в изучении содержания различных мировых культур, форм и методов реализации их потенциала в повседневной жизнедеятельности детей и взрослых.
Проблема соотношения природных и социальных факторов развития человека – центральная для социальной педагогики. Она является важнейшей и для биологии , изучающей индивидуальное развитие человека. В силу этих совпадений связь социальной педагогики с биологией проявляется в использовании законов и закономерностей биологического развития человека на различных возрастных периодах его жизнедеятельности. Важной областью взаимодействия двух наук является здоровый образ жизни человека и социально-педагогические условия его поддержания.
Связь социальной педагогики с социальной медициной привела к появлению коррекционной педагогики как специальной отрасли педагогического знания, предметом которой является образование детей с отклонениями в развитии в различных условиях социума. Во взаимосвязи с медициной (учреждениями здравоохранения как социальными институтами общества) она разрабатывает систему средств, с помощью которых достигается терапевтический эффект и облегчаются процессы социализации детей, компенсирующие имеющиеся у них дефекты.
Связь социальной педагогики с математикой отмечается в проведении опытно-экспериментальных исследований и разработок, в ходе которых социальная педагогика активно использует различные математические методы: математической статистики, математической обработки данных и др. В свою очередь, социальная педагогика предоставляет математической науке методы развития математического потенциала социума и формы его реализации для разрешения проблем социализации личности.
Анализ связей социальной педагогики с вышеназванными науками позволяет выделить следующие их формы взаимодополнения:
- – использование социальной педагогикой основных идей, теоретических положений, обобщающих выводов других наук;
- – творческое заимствование методов исследований, применяемых в этих науках;
- – применение в социальной педагогике конкретных результатов исследований, полученных в психологии, физиологии высшей нервной деятельности, социологии и других науках;
- – участие социальной педагогики в комплексных исследованиях человека и социальной среды его проживания.
Развитие взаимодействия, творческих связей социальной педагогики с другими науками приводит к выделению новых отраслей педагогики – пограничных научных дисциплин.
В настоящее время социальная педагогика представляет собой сложную подсистему педагогических знаний. В ее структуру входят:
- семейная социальная педагогика, исследующая основные закономерности семейного обучения и воспитания как разновидности социального воспитания на основе реализации педагогического потенциала семьи как социального института;
- психология социально-педагогической деятельности как интегративная область психолого-педагогического знания, раскрывающая внутренние ресурсы и возможности этого вида профессиональной деятельности но разрешению проблем социализации личности в условиях конкретного социума;
- пренатальная социальная педагогика – область педагогического знания о формах и методах оказания социально-педагогической помощи взрослым на этапе рождения ребенка, сохранения материнства и отцовства в различных условиях социализации на основе реализации педагогического потенциала социума;
- социально-педагогическая профилактика наркозависимости как значимая форма социально-педагогической деятельности, интегративная область научного знания социальной педагогики и наркологии по разрешению проблем социализации наркозависимых больных средствами педагогического потенциала социума;
- история социальной педагогики, изучающая развитие социальнопедагогических идей и практики социального образования в различные исторические эпохи.
Процесс дифференциации на различных направлениях в педагогической науке продолжается. В последние годы заявляют о себе такие ее отрасли, как философия образования, сравнительная педагогика и др. Дальнейшая интеграция педагогики с другими гуманитарными и естественными науками способствует появлению новых отраслей педагогической науки и расширению влияния социальной педагогики на различные сферы жизнедеятельности
Педагогика и психология изучают очень близкие, тесно между собой связанные предметы: предметом психологии являются психические процессы и состояния (память, мышление, воля, характер и др.); педагогика изучает процесс, в котором развиваются и формируются память, воля, характер и др. Можно сказать, что педагогика в известной мере является продолжением психологии. Знание психологии - непременное условие успешности педагогических исследований и практической педагогической работы. В самом деле, можно ли эффективно развивать память или исследовать пути и способы развития памяти, не зная сущности процессов, на которых основано свойство нервной системы сохранять и воспроизводить информацию?
Психология изучает особенности развития личности в различные возрастные периоды, психические процессы, протекающие в ходе обучения и воспитания школьников. Это предмет возрастной и педагогической психологии. Естественно, что знание ее основ -необходимое условие как практической, так и научной педагогической деятельности. Характерно, что наиболее значительных успехов в педагогике достигли те ученые, которые строили свои исследования на психологических основах (например, И. Ф. Гербарт, К. Д. Ушинский, П. Ф. Каптерев и др.). Интересен в этом плане пример научной и практической деятельности известного советского педагога П. П. Блонского. В статье «Как я стал педагогом» он пишет, что к педагогике пришел от психологии и что стремление углубить (уже педологические) исследования заставляет все более углубляться в психологию. Но это, как писал Блонский, не отход от педагогики, а наоборот, это лучше подготовит к педагогике и поможет выяснить самый интересный вопрос: что такое воспитание?
Педагогика связана также с этнографией - наукой о бытовых и культурных особенностях народов. В свое время К. Д. Ушинский сформулировал как один из важнейших принцип народности в обучении и воспитании. В теории педагогики до сих пор никто не выдвинул против этого положения принципиальных возражений: все признают необходимость учета культурно-национальных особенностей в воспитании, использования национальных традиций. На практике дело обстоит гораздо сложнее. В учебных книгах по педагогике трудно найти сколько-нибудь последовательные сведения о национальном своеобразии тех или иных педагогических систем в нашей стране и за рубежом, их сравнительный анализ. Сегодня интерес к этническим проблемам в педагогике возрастает. В педагогических вузах преподается предмет «Этнопедагогика». Весьма энергично развивается сравнительная педагогика. Устремление к экономической интеграции стран Западной Европы определяет интерес к объединению исследований в создании близких или даже общих по структуре и требованиям к подготовке учащихся систем народного образования.
Значительное влияние на развитие педагогики оказывают социология, экономика, кибернетика и другие науки. В частности, социология как наука об обществе, социальных процессах, общественных группах дает для педагогики важные сведения о влиянии социальной среды на человека, о взаимоотношениях людей в группах, что позволяет выявить воспитательные возможности групповых отношений.
Связи педагогики с экономикой выросли в развитие целой научной отрасли - экономики народного образования. Ее задачами является исследование уровня финансовых и материально-технических затрат на развитие различных типов учебных заведений, определение оптимального количества средств, необходимых для обучения ученика в школе (путем определения наполняемости классов, числа учащихся в школах, стоимости оборудования, оплаты труда, определения экономической эффективности используемых средств и др.).
Повсеместное внедрение в народное хозяйство кибернетики и открытие возможностей ее использования в учебном процессе обусловили тесную связь с ней педагогики, задача которой, во-первых, определить то, чему можно и нужно в этой области учить детей, готовя их к жизни в условиях современного кибернетизируемого производства; во-вторых, выявить возможности и разработать эффективные методы использования кибернетики в самом учебно-воспитательном процессе (методика использования обучающих машин, создание учебных программ и др.).
Тесно связана педагогика с историей. Вструктуре системы педагогических наук есть даже такая дисциплина - история педагогики, наука об истории развития педагогических идей и теорий.
Связь педагогики с собственно историей предполагает, прежде всего, обязательный учет исторических особенностей развития общества при исследовании проблем обучения и воспитания, анализе идей и теорий прошлого, определении возможностей их использования в настоящее время. Подлинно научная теория, обоснованные научные рекомендации тем и отличаются от прожектерства, что учитывают особенности конкретных исторических условий, в которых изучаемое педагогическое явление происходит и в которых будут применяться научные рекомендации. Разработки, осуществляемые с учетом исторического опыта, по-настоящему жизненны, в наиболее полной мере отражают потребности современности.
Приведенные примеры связи педагогики с другими науками, конечно же, не исчерпывают всего их многообразия. Фактически нет такой науки, которая не оказывала бы влияния на развитие педагогики (схема 2). С другой стороны, следует отметить и обратное влияние педагогики на развитие других наук. Фундаментальные педагогические теории (классно-урочной системы, принципов обучения, воспитания в коллективе и др.) оказывали и оказывают существенное влияние на развитие психологии и социологии, философии и истории и других наук, в том числе и естественных. Важнейшие достижения педагогики вошли составной частью в сокровищницу мировой культуры.
МЕТОДЫ СОЦИАЛЬНОЙ ПЕДАГОГИКИ
(Д/з: Ф. А. Мустаева Социальная педагогика -М, -Екатеринбург, 2003, стр. 65 -81)
Методы социальной педагогики можно классифицировать в три группы:
1. Методы исследования (наблюдение, эксперимент, беседа, интервью, анкета, моделирование, метод изучения и обобщения передового педагогического опыта, математические методы исследования)
2. Методы воспитания (пример, беседа, диспут, рассказ, лекция, общественное мнение, упражнение, метод организации общественно-полезной деятельности, метод использования творческой игры, поощрение, наказание, метод "взрыва" А.С. Макаренко)
3. Методы социально-психологической помощи (психологическое консультирование, аутотренинг, социально-психологический тренинг, деловая игра)
(Д/з: Ф. А. Мустаева Социальная педагогика -М, -Екатеринбург, 2003 стр. 81 -86)
Философия, социальная работа, психология, этика, этнопсихология, дефектоогия.
Социология исследует общество и социальные отношения в нём
Генезис идей социальной педагогики.
С принятием на Руси христианства появились новые формы сострадательного отношения: милосердие и благотворительность.
Милосердие - это готовность помочь кому-либо из человеколюбия, сострадания.
Благотворительность - оказание частными лицами или организациями безвозмездной, как правило, регулярной помощи нуждающимся людям. (Благотворительную деятельность сегодня называют спонсорством).
В словаре В. Даля это понятие не рассматривается, но в нем можно найти слово «призирать», означающее: "принять, приютить, дать приют и пропитание, взять под покров свой, озаботиться нуждами ближнего"
В период междоусобиц, войн церковь сохраняла духовность, веру в добро, не давала озлобиться и утратить нравственные ориентиры и ценности. При церкви создавались больницы, богадельни, приюты.
При Петре 1 детство и сиротство становится объектом попечения государства. Екатерина Великая продолжила замысел Петра 1.
Первым «министром благотворительности» была Мария Федоровна , жена Павла I. Под ее попечительством открывались воспитательные дома и приюты, классы по подготовке наставниц, учительниц музыки. Призрение распространялось на вдов, глухих, слепых.
Большевики осудили благотворительность как буржуазный пережиток. В результате резко возросло сиротство, беспризорность, правонарушения, проституция несовершеннолетних.
К социальной педагогике обращались многие педагоги-мыслители (Я.А. Коменский, Ж.- Ж. Руссо, И.Г. Песталоцци, И. Гербарт, К. Д. Ушинский ). Под влиянием их педагогических воззрений рождается идея социальности как основополагающая и связывается с благотворительностью.
В Германии во второй половине 18 в. возникло течение филантропизма (человеколюбие, благотворительность), основатель – К. Базедов , организовал школу интернат "Филантропин", где освобождали детей от традиционной системы обучения и воспитания, призывая следовать природе ребенка и гуманизму в педагогике.
И. Песталоцци и Пауль Наторп значение придавали семейному воспитанию.
В конце 19, начале 20 в.в России развивалась наука педология. Известными педологами были А.П. Нечаев, Г.И. Россолимо, А.Ф. Лазурский, В.П. Кащенко . Они занимались педологией "исключительного" детства (одаренные, "трудные" дети, дети с отклонениями в умственном и физическом развитии). Утверждали, что не ребенок должен приспосабливаться к системе воспитания, а система должна соответствовать природе ребенка.
Педологи переоценивали роль биологических и социальных факторов в развитии личности. В1936 г. педология объявлена "лженаукой" и запрещена.
Первыми социальными педагогами считают А.С. Макаренко, С.Т. Шацкого, В.Н. Сорока-Росинского , их работа была направлена на помощь "выбитым из социальной колеи детям"
Интерес к проблематике социальной педагогики возник в 70-80-х годах.
В 1990 г. ратифицирована Конвенция ООН о правах ребенка.
В Конституции РФ записано: "государственная поддержка обеспечивается семье, материнству, отцовству и детству, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии и иные гарантии социальной защиты". Принят Закон об образовании, Указ Президента о социальной поддержке многодетных семей, Постановление правительства о неотложных мерах по социальной защите сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
В 1991 г. в России официально функционирует институт социальной педагогики.
Закон РФ "Об образовании" предусматривает начальное, среднее и профессиональное образование. В современной России система образования включает государственные и негосударственные (частные, общественные и религиозные) учебные заведения:
1. Общеобразовательная школа
2. Профессиональные учебные заведения (лицеи, техникумы, колледжи, ВУЗ)
3. Школы-интернаты, лесные, санаторные школы
4. Учебные заведения, дающие дополнительное образование (центры творчества, спортивные, музыкальные, художественные школы, центры для одаренных детей)
5. Частные учебные заведения общего и коррекционного типа, где работают по авторским программам.
6. Религиозные учебные заведения: воскресные школы, духовные академии.
Современная школа связана с разными организациями:
ü органы социальной защиты семьи и детей
ü правовые органы
ü попечительские советы
ü спонсорские организации
ü учебно-производственные базы и комбинаты
ü внешкольные детские центры досуга и творчества
ü учреждения культуры: театры, музеи, клубы, библиотеки
ü территориальные детские учреждения
ü медицинские детские учреждения
ü дошкольные учреждения
ü неформальные фонды (Детский фонд, Фонд мира)
ü специальные школы и студии
Опираясь на знания этих наук, соци-альная педагогика организует и интегрирует их потен-циал в личностно-средовом контексте, применительно к своему предмету исследования. Выбор знаний определяется тем, насколько они отражают реализуемые в практике работы основные социально-педагогические задачи: постановку социального диагноза, формирова-ние гуманных отношений в социуме, выбор форм и методов социализации личности, компетентной соци-альной помощи, поддержки человека.
Философия является методологической основой всех общественных наук. Связь социальной педагоги-ки с философией заключается в том, что философия ставит коренные вопросы человеческого бытия и, пы-таясь дать на них ответы, вырабатывает обобщенную систему взглядов на мир и место в нем человека, а со-циальная педагогика, исследуя свои проблемы, исхо-дит из определенного взгляда на человека и его воспи-тание. В основе этого взгляда можно обнаружить те или иные философские основания.
Особенно важна связь социальной педагогики с социальной работой. Как наука, социальная работа представляет собой сферу человеческой деятельности, функция которой состоит в выработке и теоретической систематизации объективных знаний об определенной действительности - социальной сфере и специфичес-кой социальной деятельности.
Как любая наука, социальная работа имеет свой предмет, объект, категориальный аппарат. Объектом исследования социальной работы является процесс связей, взаимодействий, способов и средств регуляции поведения социальных групп и личностей в обществе. Предметом социальной работы как самостоятельной науки являются закономерности, обусловливающие Характер и направленность развития социальных про-цессов в обществе. Что касается категориального ап-парата, то многие категории социальной работы и со-циальной педагогики являются общими.
Современная психология как одна из наук о соци-альном знании представляет собой сложное структур-ное образование. Она состоит из множества ветвей, или отраслей, которые сформировались на границе психо-логии и других наук: педагогических, медицинских, социальных, биологических, инженерных, экологичес-ких, экономических, юридических и др. В этой связи важным для социальной педагогики является учет не только общих особенностей человеческой психики , но и ее специфики и зависимости от конкретных условий социальной ситуации развития, жизни и деятельности, профессии, возраста, статуса в системе межличност-ных отношений в конкретной группе, позиций и диспо-зиций, типологических особенностей, социально-пси-хологической адаптации и т.д.
Социальная педагогика в решении своих задач широко использует достижения социальной психологии, позволяющей определить структуру социальных групп, их динамику, различия (городских и сельских жителей, людей физического и умственного труда, семьи, молоде-жи, производственных коллективов), развитие и состо-яние взаимоотношений народов нашей страны и т. п. Это помогает выявить проблемы, которые требуют решения в конкретных условиях быта, деятельности, свободного времени, воспитания в социокультурной среде региона.
При этом главная функция социальной педагогики - исследовать проблемы человеческих отношений, жиз-недеятельности человека в конкретных условиях, в со-отношении самого индивида со средой, с учетом ценно-стных ориентации, которые формируют семья, школа, производственная среда и т. д., а также на основе изуче-ния позиции самой личности как субъекта самосовер-шенствования и изменения социума.
Возрастная психология изучает возрастную дина-мику психики человека. Разделами возрастной психо-логии являются: детская психология, психология млад-шего школьника, психология подростка, психология ранней юности, психология взрослого человека, пси-хология старости (геронтопсихология). Возрастная пси-хология изучает возрастные особенности психических процессов, возрастные факторы развития личности. Для успешного развития социальной педагогики необходи-мы знания в области возрастной психологии .
Психология общения - та отрасль психологическо-го знания, которая обязательна для любого человека, имеющего прямое или косвенное отношение к социаль-но-педагогической работе. Социальному педагогу прихо-дится иметь дело с самыми разнообразными в коммуни-кативном плане людьми: тихими, застенчивыми - и агрессивными, бурно выражающими свои чувства; замкнутыми, недоверчивыми - и словоохотливыми; ищущи-ми правду, справедливость - и безразличными к ней и т.д. Важно к каждому из них найти подход, расположить к себе, дать возможность раскрыть душу, впустить посто-роннего человека в свой сокровенный внутренний мир.
Социальная педагогика связана и с такими отрас-лями психологической науки, как психология девиантного поведения , психология семьи , специальная пси-хология и др.
В последние годы особую актуальность приобрета-ет связь социальной педагогики с социологией - нау-кой о закономерностях становления, функционирования и развития общества в целом, социальных отношений и социальных общностей. Социология воспитания, изучая проблему социализации, использует данные отраслей социологического знания: социологии возраста, социо-логии города и деревни, социологии досуга, социологии массовой коммуникации, социологии молодежи, социо-логии морали, социологии образования, социологии преступности, социологии религии, социологии семьи.
Интеграция социальной педагогики и социологии вызвана, с одной стороны, усложнением всех сторон - жизнедеятельности, а с другой стороны - углублени-ем наших знаний о человеке и социуме. С усложнени-ем общества и общественных отношений неизбежно усложняется и процесс социализации развивающейся личности, а интегрирующиеся педагогика и социоло-гия, в свою очередь, объединяются со всеми другими науками, изучающими человека и общество, формиру-ющаяся социальная педагогика не только должна идти на интеграцию с социокультурной средой, но и актив-но вторгаться в нее, изменяя ее в соответствии с по-требностями общественного развития, основными на-правлениями социального прогресса.
Этика анализирует общие законы развития нрав-ственных представлений и отношений, а также регу-лируемые ими формы морального сознания людей и их нравственную деятельность. Социальная педагоги-ка использует и учитывает сформулированные этикой принципы нравственности, определяя цели и ценно-сти воспитания, разрабатывая методы воспитания, ис-следуя проблемы межличностного взаимодействия.
Этнография изучает бытовые и культурные особен-ности народов. Этнопсихология - отрасль знания, изу-чающая этнические особенности психики людей, нацио-нальный характер, закономерности формирования и функции национального самосознания, этнических сте-реотипов и т. д. Социальная педагогика, исследуя социа-лизацию человека, опирается на данные об этнических особенностях возрастной периодизации жизненного пути человека; о факторах, определяющих положение людей того или иного возраста и пола в этносе; об этнической специфике и закономерностях социализации и воспита-ния; о каноне человека в различных этносах и т. д.
Разрабатывая теорию социального воспитания, необходимо принимать в расчет данные этнографии и этнопсихологии, определяя конкретные цели, ценнос-ти и содержание воспитания, учитывать этнические особенности при построении системы и особенно в конструировании форм и методов социального воспи-тания. При этом целесообразно аккумулировать сло-жившиеся в этносе и оправдавшие себя адекватные общечеловеческим принципам способы воспитания и использовать их в системе социального воспитания в рамках данного этноса.
Для развития социальной педагогики в последние годы особенно важны данные демографии, которая исследует проблемы народонаселения: рождаемости, смертности, миграции. Для современной России харак-терно появление таких категорий населения (являю-щихся объектом особого внимания социальных педа-гогов), как социальные сироты, бомжи, мигранты, вынужденные переселенцы и др. Без учета и прогнози-рования рождаемости, возрастной структуры и процес-сов перемещения населения невозможно эффективное решение проблем социальной педагогики.
Социальная педагогика тесно связана с дефекто-логией. Это наука о психофизиологических особенно-стях аномальных детей, закономерностях их обучения и воспитания. В дефектологию входит ряд разделов спе-циальной педагогики: сурдопедагогика (обучение и воспитание глухих и слабослышащих), тифлопедагоги-ка (обучение и воспитание слепых и слабовидящих), олигофренопедагогика (обучение и воспитание лиц с недостатками умственного развития) и логопедия (обучение и воспитание лиц с нарушениями речи). Дефек-тология изучает также проблемы обучения и воспита-ния детей с нарушениями опорно-двигательного аппа-рата, с задержкой психического развития, а также со сложными дефектами (например, слепоглухота, соче-тание слепоты и умственной отсталости и т. п.).
В реальности связь социальной педагогики с други-ми науками весьма различна. Данные социальной пси-хологии и в определенной мере социологии находят в ней применение, хотя далеко не в том объеме, в каком это необходимо для ее плодотворного развития. В то же время этнографические и этнопсихологические данные практически до сих пор остаются невостребованными. С точки зрения А.В. Мудрика, такое положение объясня-ется как недостаточным развитием социально-педаго-гических знаний, так и тем, что в названных выше на-уках далеко не в полной мере изучены те процессы и явления, данные о которых могли бы быть использованы в социально-педагогических концепциях.
Вопросы и задания для самостоятельной работы
1. Сравнить различные определения социальной педа-гогики. Выделить то общее, что их объединяет.
3. Сравнить назначение, содержание работы и сферы деятельности социального педагога и специалиста по социальной работе (социального работника).
4. Показать, как религия, благотворительность, собственно педагогика и педология повлияли на возникно-вение социальной педагогики и оформление ее в само-стоятельную педагогическую отрасль.
5. Назвать основоположников социальной педагогики как науки и современных ученых, развивающих ее.
6. Раскрыть методы социальной педагогики и показать, когда, в каких условиях социальный педагог использу-ет методы исследования, методы воспитания и методы социально-психологической помощи.
7. Обосновать связь социальной педагогики с другими науками. Назвать те из них, знание которых особенно необходимо для развития и совершенствования теории и практики» социальной педагогики.