Система упражнений по фонетике. Фонетический разбор

И.Р. Калмыкова,
г. Ярославль

Занимательные упражнения и игры к разделу
«Фонетика. Орфоэпия. Орфография»

Существует распространенное мнение, что фонетика – один из самых скучных разделов школьного курса русского языка. Но это далеко не так. Именно фонетика предоставляет богатейшие возможности для организации всяческих языковых игр, составления занимательных задач и упражнений.

Предложенные здесь материалы позволят разнообразить и оживить уроки фонетики как в начальной, так и в средней школе.

Тема «Гласные и согласные звуки»

Кто главнее?

Как вы думаете, какие звуки (буквы) важнее – гласные или согласные?

Проведем эксперимент. Возьмем любые четыре слова. Уберем из них все согласные буквы. Что у нас получится?

А теперь догадались? Наверняка. Так кто же главнее – гласные или согласные? Подумайте и объясните, почему вы так считаете?

(Ответ . Более важными для понимания речи являются согласные, так как они дают большую информацию о слове.)

Отгадай мультфильмы

Отгадайте названия мультфильмов, в которых оставлены только согласные буквы

Р - с - л - чк -

Кр - с - в - ц - - ч - д - в - щ -

Ч - п - Д - йл сп - ш - т н - п - м - щь

К - н - к - л - в Пр - ст - кв - ш - н -

Н -, п - г - д - !

Сказка «Кому живется лучше?»

Как-то встретились в фонетическом царстве-государстве два звука и разговорились.

– Здравствуй, друг! Давай знакомиться! Я согласный звук. А ты кто?

– А я гласный. Как ты поживаешь?

Согласный отвечает:

– Плохо! Мне все мешают. На своем жизненном пути я встречаю одни преграды. Чтобы вырваться на волю, мне приходится преодолевать баррикады, которые устраивают мне зубы, губы и язык. Не жизнь, а сплошная борьба! Что уж тут хорошего? А как живешь ты?

Гласный восклицает:

– Прекрасно! На своем пути я не встречаю никаких преград. Я выхожу в мир свободно, открыто, вольно! Меня выносит, как на воздушной волне!

– Если бы! Голос у меня тихий, слабый, слышен плохо. Кричать я вообще не умею. А иногда голос вообще пропадает, из горла вырывается только свист, шипение и шум. Самое больное место у меня – это то, что я не могу петь. Я не музыкален. А ты?

Гласный восторженно:

– Я очень люблю петь! Я певучий, музыкальный! Некоторые песни, например, колыбельные, люди выводят иногда только на одном гласном. Вот так:

– Я и песня нерасторжимы.

Согласный:

– Какой ты счастливый и какой я несчастный! Я ничего не умею! Мне кажется, я никому не нужен!

Подумайте и скажите, прав ли Согласный? Как бы вы его утешили?

Фонетический творческий диктант

Закончите начатые предложения, вставив нужные по смыслу слова.

1. В образовании согласных участвует шум, а в образовании гласных... .

2. Согласные слышны на расстоянии плохо. Их трудно прокричать. А гласные слышны... .

3. Когда произносят согласные, то во рту непременно есть преграда для воздушной струи. А когда произносят гласные, ... .

Игра «Теремок»

Ведущий говорит: «Стоит в поле теремок, он не низок, не высок, он не узок, не широк. А жить в нем могут только согласные звуки. Но чтобы их пустили в теремок, они должны правильно рассказать о себе, назвать все признаки, характерные для них: сонорный или шумный, звонкий или глухой, твердый или мягкий».

Согласные стучатся в теремок и просят разрешения войти. Их пускают только тогда, когда по всем названным признакам узнают, что это за звуки.

Тема «Звонкие и глухие согласные»

Проведем опыт

Известны следующие приемы различения глухих и звонких согласных:

1) положите ладонь на горло, и вы почувствуете, что при произнесении звонких звуков оно дрожит;

2) зажмите уши руками – при произнесении звонких согласных в голове будет гудеть.

Испытайте эти приемы на себе, например, при произнесении звуков [с] и [з]. Получилось?

Объясните суть этих приемов.

(Ответ . Первый прием основан на том, что в образовании звонких согласных обязательно участвует голос. А голос (музыкальный звук) появляется в результате дрожания голосовых связок, находящихся в горле. Дрожат связки – дрожит и горло.

Второй прием основан также на том, что при образовании звонких согласных участвует голос, который и резонирует в костях черепа. Вот почему и гудит в голове.)

Чья команда победит?

Учитель делит детей на две команды. Каждой команде на доске предлагается по 6 слов. Задача детей – подобрать и записать к ним парные слова, отличающиеся только глухостью/звонкостью одного или двух согласных. Кто быстрее сделает, тот и победит.

Игра «Эхо»

Встаньте в два ряда лицом друг к другу. Представитель одного ряда громко произносит слово с одним или несколькими звонкими согласными. Стоящие напротив должны повторить то же слово, только заменяя звонкие согласные парными глухими. Например, зуб – суп .

(Слова для справок: год – кот, долг – толк, удочка – уточка, коза – коса, бухнуть – пухнуть .)

Вы, наверное, знаете, что разведчики, приходя на условленную встречу со своим агентом, говорят пароль. Партнер должен ответить нужным словом. Поиграем в разведчиков. Нам нужны два человека. Один должен произнести пароль – слово, начинающееся со звонкой согласной, другой должен быстро ответить – назвать слово, отличающееся от предыдущего только тем, что в нем вместо звонкого согласного стоит парный глухой. Если партнер не называет ответного слова, данная пара выбывает из игры.

(Слова для подсказки: жалость, башня, Дон, бочка, день, гость, бас, гора, дело, жили, жирок, жарь, бить .)

Странное письмо

Когда-то в детстве мы с товарищем увлекались игрой в секретных агентов, писали друг другу зашифрованные донесения. Прошло много лет. Мы выросли. И вот однажды в почтовом ящике я обнаружил письмо с очень странным содержанием. Я долгое время думал, что оно означает. Спустя некоторое время я расшифровал его, вспомнив нашу детскую игру с заменой звонких согласных парными глухими и наоборот. Попробуйте и вы прочитать письмо. Для этого вам надо вспомнить парные звонкие и глухие согласные.

Звуки и смысл

Вы, наверное, знаете, что в стихах важен не только смысл, но и то, как они звучат. Прочитайте два отрывка из стихотворений Е.Благининой и В.Орлова.

Посчитайте, сколько звонких и глухих согласных звуков в первом отрывке. А во втором? Как вы думаете, почему такая большая разница? Как связано содержание этих стихотворений с количеством звонких и глухих согласных:

1. Дождик, дождик, не дожди,
Не дожди ты, подожди!
Выйди, выйди, солнышко,
Золотое донышко!

Е.Благинина

2. Тише, тише,
Тише, тише!
И тиха,
и не слышна
на деревья
и на крыши
опустилась тишина.

В.Орлов

Ответ. В первом отрывке 40 согласных звуков, из них 30 звонких и 10 глухих. А во втором отрывке на 32 согласных звука приходится 20 глухих и 12 звонких. Такая разница в звучании стихотворений связана с их содержанием. Первое стихотворение представляет собой звонкую закличку, громкое и радостное обращение ребенка к силам природы. А чтобы звонко и громко крикнуть дождю и солнцу, нужны звонкие звуки.

Ж или Ш

Образуйте слова, вставив пропущенные буквы. Объясните свой выбор.

З или С

Вставьте пропущенные буквы. Объясните свой выбор.

Кто больше?

Подберите как можно больше проверочных слов к данным. Чья команда подберет больше, тот и победитель.

Гриб, зуб, бровь, клюв, пирог, сапог, утюг и т.д.

ТЕМА «Оглушение и озвончение согласных: проблемы правописания»

Альпинисты

Представьте себе ситуацию: вы альпинисты. Вам нужно подняться на вершину горы и водрузить там флаг своей страны. Для этого надо вставить в предложенные существительные правильную букву. Какая команда (а их две) сделает это быстрее, та и победила.

Старуха Шапокляк

Чебурашке в школе дали задание списать текст. Когда он на минуту отлучился, вошла старуха Шапокляк и брызнула на страницу чернилами.

Помоги Чебурашке определить, какую букву надо вставить!

1. Как у старой ба_ ки

Жили-были ла_ ки.

Встанет ба_ ка утром рано,

Выйдет в погре_ за сметаной –

Ла_ ки всле_ за ней идут,

Всюду ба_ ку стерегут.

2. У Аленки в гостях

Петушок в сапо_ ках,

Курочка в сере_ ках,

А корова в ю_ ке,

В теплом полушу_ ке.

Помоги Незнайке

Незнайка в школе сдавал зачет. Учитель выдал ему картинки с нарисованными предметами, Незнайка должен был назвать эти предметы и записать данные названия в правильном виде. Но он этого сделать не смог. Помогите ему, ребята! Подпишите картинки!

Емеля-дурачок держит экзамен

Емеля-дурачок решил жениться на принцессе. Но царь велел ему сначала пройти испытания. Он хотел проверить его смекалку и грамотность. Ведь не может же царская дочь выйти замуж за невежду! Вот какое задание дал царь Емеле: тот должен был отгадать предложенные ему загадки, а отгадки записать с соблюдением всех правил орфографии.

1. Без досок, без топоров
Через речку мост готов.
Мост – как синее стекло:
Скользко, весело, светло.

2. Рассыпался горох
На семьдесят семь дорог;
Никто его не подберет:
Ни царь, ни царица,
Ни красная девица.

(Гра_)

3. В новой стене,
В круглом окне
Днем стекло разбито,
За ночь вставлено.

(Прору_ь)

4. В иголках бугорок
Мышку уволок.

5. Посмотрю я в окошко:
Идет длинный Антошка.

(До_ _ь)

6. Мальчик с пальчик,
Бел балахон,
Шапка красненькая.

(Гри_)

Буратино пишет диктант

Мальвина занималась с Буратино русским языком, в частности правописанием звонких и глухих согласных. Она читала ему стихотворные строчки, а последнее слово не называла. Буратино должен был по рифме догадаться, какое слово пропущено, и записать его в правильном виде.

Для начинки на пирог
Приготовили... (творо_)

Тигр по улицам идет,
Разбегается... (наро_)

Кот под лавку уволок
Вкусный праздничный... (пиро_)

Как на улицу пойдешь?
На дворе закапал... (до_ _ь)

Михаил залез на дуб,
Чтобы врач не вырвал... (зу_)

Олимпийские игры

Представьте, что вы – участники зимних Олимпийских игр. Вы вышли на старт соревнований по гигантскому слалому. Впереди вас ожидает много препятствий, коварных поворотов. Кто быстрее и правильнее преодолеет спуск, тот и победитель!

Вставь буквы

Какая неприятность! Наборщик в типографии забыл вставить в текст отдельные буквы. Помоги ему их найти. Чтобы вы узнали слово, вместо пропущенных букв мы вставили звуки.

1. Как ни старался, я не мо[к]
Доесть с капустою пиро[к].

2. На кусок моей колба[с]ки
Мурка хитро щурит гла[с]ки.

3. Оглянулся, – чудный ви[т]:
Старый ключ прошиб грани[т].

А.Фет

4. Повар готовил обе[т],
А тут отключили све[т].
Повар леща берет
И опускает в компо[т]...

О.Григорьев

5. На помощь! В большой водопа[т]
Упал молодой леопар[т].

И.Токмакова


Все упражнения делятся на 3 группы:

1. Фонетические упражнения – упражнения, направленные на различение звуков в слогах: определите по слуху, какие гласные звуки произносятся в корнях слов: вода- воды, земля- земли, часы- часики.

В основе упражнений лежат методы наблюдения и разбора.

Упражнения, направленные на понимание смыслоразличительной роли звуки: назовите звуки, которые различают данные слова: лук[л]-люк[л’], двери[д]- звери[з].

В основе данных упражнений лежат также методы наблюдения и разбора.

Упражнения, направленные на выработку умения делить слова на слоги: запишите слова, деля их черточкой на слоги (наблюдение, разбор).

Упражнения, направленные на выработку умения правильно ставить ударение в словах: прочитайте слова, правильно ставя ударение в словах: магазин, алфавит, портфель (наблюдение, разбор).

Упражнения, направленные на выработку умения группировать слова с определенными звуками: распределите слова так: в 1 столбик – слова с глухими согласными на конце, в другой – со звонкими: кол, клок (наблюдение, разбор).

Упражнения, направленные на выработку умения выразительно читать текст (метод конструирования, создание образа).

2. Фонетико-грамматические упражнения – они направлены на различение звуков и букв, например: обозначьте звуки в произносимом слове буквами – счастье, окрестность (метод диктанта с элементами разбора). Определите звуковое значение выделенных букв: участ ник.

В основе этого упражнения лежит метод разбора, видоизменения (транскрибирование). Сделайте фонетико-графический разбор слова (метод разбора). Порядок разбора и образец даны в учебнике.

3. Занимательные упражнения: метограмма. С «Ч»- над морем я летаю (чайка),

С «г»- в машинах нахожусь (гайка), с «м» - тебя я одеваю (майка), с «л» - собакою – зовусь (лайка). Метод – наблюдение.

Таким образом, в основе упражнений лежат обычно методы наблюдения, разбора.

Текущая проверка знаний и умений по фонетике и графике реализуется при опросе на уроках по фонетике и графике (проверка д/з.). На первоначальном этапе усвоения целесообразно ставить обучающие вопросы (в вопросе содержится ответ). Например, как называется раздел науки о языке, который изучает звуковую систему языка? В дальнейшем желательно использовать активизирующие вопросы и вопросы, требующие систематизации, повторении, подытоживания знаний: чем различаются звонкие и глухие согласные звуки наряду с вопросами необходимо предлагать и задания, упражнения.

Повторительно-обощающая проверка знаний и умений учащихся – реализуется на уроках повторения в конце изучения темы, а также в конце учебного года;

Попутная проверка знаний и умения учащихся – проводится при изучении тех разделов, с которыми связан изученный раздел.

Значение, задачи и принципы изучения лексики и фразеологии. Содержание данного раздела.

Лексика и фразеология как самостоятельный раздел изучается в школе с 70-го года. Методика данного раздела связана с именами таких ученых как: М.Т.Баранов, Шанский, Чижова и др.

Работа по лексике и фразеологии имеет лексико-семантический подход к слову.

Задачи изучения лексики и фразеологии:

1) познакомить учащихся с такими единицами языка как «слово» и «фразеология»;

2) дать представление о количественном и качественном составе русской лексики в целом;

3) познакомить с основными источниками пополнения словарного запаса;

4) дать понятие об основных семантических пластах в русской лексике и их функционирование в живой речи;

5) научить совершенствовать текст, устраняя неоправданный повтор при помощи синонимов;

6) научить производить лексический разбор слова;

При изучении лексики уделяется особое внимание на частнометодические принципы: 1) лексико-грамматический – данный принцип предполагает сопоставление лексического и грамматического значений слова; 2) системный принцип – этот принцип способствует учету всех элементов лексической парадигмы; 3) контекстный принцип – обязывает рассматривать значение слова в контексте; 4) лексико-синтаксический принцип – предполагает сопоставление слова и словосочетания;

В школьном курсе РЯ различают 4 этапа работы над лексическими явлениями:

Подготовительный (пропедевтический)- начальные классы. Здесь дети знакомятся с отдельными лексическими понятиями;

Систематический (основной) – 5-6 классы. Цель – создать условия для обогощения словарного запаса учащихся и для изучения грамматики;

Грамматический – 7-9 классы. Учащиеся изучают грамматику (морфология и синтаксис) на лексической основе;

Функционально-стилистический – 9-11 классы. Учащиеся наиболее глубоко знакомятся со стилями языка и в частности с стилистической дифференциацией лексики;

В методике известны два основных подхода к обучению данному аспекту языка: артикуляторный и акустический . Широкое применение в различных учебных заведениях сегодня получил подход, построенный на грамотном сочетании обоих подходов, который называется дифференцированный . Рассмотрим подробнее каждый из них и определим их достоинства и недостатки.

Артикуляторный подход. Наиболее видными представителями данного подхода являются И. А. Грузинская и К. М. Колосов, О.А. Норк, А.Н.Рапанович.

Сторонники данного подхода опираются на следующие положения :

    Начинать обучение иностранному языку следует с постановки звуков, а для этого необходим вводный фонетический курс.

    Каждый звук должен быть тщательно отработан в отдельности.

    Для обеспечения чистоты произношения необходимо изучить работу органов артикуляции при произнесении каждого звука.

    Формирование произносительных и слуховых навыков идет раздельно.

Отсюда были определены и основные этапы работы со звуком .

    Ориентировка. Учащиеся внимательно знакомятся с тем, в каком положении должны быть органы речи при произнесении звука.

    Планирование. Поняв суть инструкции, обучаемые должны поставить свои органы речи в нужное положение.

    Артикулирование или собственно произнесение звука.

    Фиксирование. Произнеся звук, надо на некоторое время сохранить органы речи в нужном положении, чтобы лучше запомнить и зафиксировать это положение.

    Отработка звука в системе фонетических упражнений, построенных с учетом как межъязыковой, так и внутриязыковой интерференции. Изучаемый звук произносится в различных комбинациях с другими звуками, в словах и словосочетаниях (при этом считается совсем необязательным знать значение произносимых слов).

Безусловной заслугой данного подхода можно считать создание системы фонетических упражнений с учетом возможной интерференции, а также то, что формированию фонетических навыков впервые стали уделять заслуженное внимание.

Однако у этого подхода есть и значительные недостатки, которые справедливо отмечаются современными методистами. Так, профессор Р.К. Миньяр-Белоручев считает, что вводные фонетические курсы отнимают неоправданно много времени у начинающих, а чистоты навыка при этом не дают. При переходе от одного звука к другому наступает деавтоматизация навыка, что особенно очевидно при обучении экспрессивной речи. Обучение произношению в отрыве от слуховых/аудитивных навыков также не слишком эффективно сегодня, когда целью обучения является формирование различных составляющих коммуникативной компетенции.

Однако этот подход не утратил своей актуальности и сегодня при подготовке будущих учителей, филологов, лингвистов.

Акустический подход. В данном случае упор делается не на сознательное усвоение особенностей артикуляции, а на слуховое восприятие речи и ее имитацию. Усвоение звуков идет не изолированно, а в речевом потоке, в речевых структурах и моделях. В основе упражнений лежит повторение или имитация. Чистоте фонетического навыка не придается большого значения.

В условиях краткосрочных курсов обучения иностранному языку этот подход полностью оправдывает себя. За 1-2 месяца слушатель подобных курсов должен освоить разговорный язык, чтобы суметь выжить в стране изучаемого языка. Интенсивный метод отдает предпочтение формированию аудитивных навыков, именно поэтому столь высок процент аудирования на этих занятиях. Для общеобразовательной школы в чистом виде этот подход не годится, т.к. слишком велик процент ошибок.

Дифференцированный подход. Этот подход предполагает использование различных анализаторов для формирования всех сторон фонетического навыка. Здесь, как и в акустическом подходе, большое внимание уделяется аудированию, но не только аутентичной речи, но и специально адаптированной, дидактической речи учителя и дикторов, фонозаписей. Не исключается и возможность объяснения способов артикуляции звуков, однако в отличие от артикуляторного подхода это необязательно происходит с помощью специальных терминов. Предпочтение в данном случае отдается более доступным и понятным объяснениям. Например, в книге для учителя к учебнику английского языка для II класса школ с углубленным изучением И.Н. Верещагиной предлагают объяснять английский звук [r] через русский звук [ж], а краткий звук [] – через русский звук [о], поскольку положение органов речи при артикуляции у них очень сходно.

В данном подходе предлагается использовать не только акустические, но и графические образы. Формированию графемно-фонемных соответствий в рамках этого подхода уделяется большое внимание, также как и использованию транскрипции.

Начальный этап обучения ИЯ не означает обучения только в начальной школе. Сегодня существует много разных моделей школ, и все они начинают изучение иностранного языка в разное время.

Именно начальный этап является самым трудным и ответственным. Здесь происходит формирование не только слухо-произносительной базы, но и всех остальных тесно связанных с ней навыков и умений. Становление слухо-произносительных навыков включает: ознакомление со звуками, тренировку учащихся в их произнесении для формирования навыка, применение приобретенных навыков в устной речи и при громком чтении.

Постановка звуков, обучение лексике, грамматике здесь идут одновременно. Ознакомление с фонетическим явлением происходит путем наглядной, несколько утрированной демонстрации его особенности в звучащем тексте. Последовательность предъявления фонетического материала диктуется его нуждами для общения. Поэтому с первых шагов приходится иногда вводить звуки, которые являются наиболее трудными, не имеющими аналога в родном языке. Например, уже на третьем-четвертом уроках английского языка малыши встречаются с такой фразой, как «This is a…», и ее вопросительной формой «Is this a…?». Сначала учитель произносит речевую модель или фразу, предназначенную для усвоения. Например, «My name is…». Он ее обыгрывает или просто переводит на родной язык, чтобы учащиеся поняли, о чем идет речь. Крайне важно осознание того, что и зачем ты делаешь, а не просто механическое повторение за учителем непонятных звуков, слов и т.д. Затем учитель выделяет в модели ключевое слово и лишь потом звук или звуки. Таким образом, модель действий учителя можно представить так: контекст – слово – звук. Учащиеся идут реверсивным порядком: звук – слово – контекст.

Речь учителя на данном этапе, как правило, слегка утрированна и демонстративна. При объяснении и тренировке используется аналитико-имитативный метод. Артикуляционные правила носят аппроксимированный (приближенный к правильному произношению) характер. Это правила-инструкции, которые подсказывают учащимся, какие органы речи (губы, язык) принимают участие в произнесении звука. Например, чтобы произнести английский звук [w], нужно губы округлить и несколько выдвинуть вперед, произнося русское «у».

Если ухо ребенка не тренировано и он не может верно воспроизвести звук, можно использовать инструкцию-указание, часто подсказывающую, от какого русского звука надо отталкиваться. Например, при произнесении английского [r] можно отталкиваться от русского «ж».

При изучении английского языка учащиеся должны постепенно, но полностью освоить графический способ фиксации звука – транскрипцию – так как в противном случае они не смогут из словарей получить представление о звучании слов. В немецком, французском и испанском языках вводятся лишь отдельные знаки.

При ознакомлении с фонетическими явлениями объяснение обязательно должно перемежаться с демонстрацией эталонов, которые учащиеся слышат от учителя или в фонозаписи, чтобы создавать условия, при которых учащиеся как бы «купаются» в звуках в тот момент, когда им объясняют их артикуляцию. Затем следует интенсивная тренировка учащихся в произношении, которая также происходит на основе эталонов. Тренировка включает два типа упражнений: активное слушание образца и осознанная имитация (Рогова Г.В.), упражнения на активное слушание и распознавание звуков, их долготы и краткости и упражнения на имитацию (Соловова Е.Н.). Активное слушание («вслушивание») гарантируется предваряющими заданиями, помогающими привлечь внимание к нужному качеству звука, интонеме; оно стимулирует выделение из потока слов конкретного звука, подлежащего усвоению. Поднятием руки или сигнальной карты учащийся показывает учителю, что он узнал звук. Упражнения в активном слушании являются обязательной составной частью упражнений в развитии слухо-произносительных навыков; они шлифуют слух и готовят почву для упражнений в воспроизведении.

Удельный вес упражнений в воспроизведении должен быть значительно выше. Эти упражнения представляют собой осознанную имитацию эталона, они мобилизуют все усилия учащихся и направляют их на качественное воспроизведение нового звука. Проводимые регулярно упражнения в осознанной имитации помогают преодолеть межъязыковую и внутриязыковую интерференцию, в частности, подмену иноязычного звука родноязычным. Простая имитация без осознания особенности иноязычного звука недостаточно эффективна, так как учащиеся склонны воспринимать иноязычные звуки сквозь призму произносительной базы родного языка.

Повышению качества сознательной имитации способствует дирижирование учителя. При этом следует научить учащихся определенной символике жестов, чтобы они смогли их «читать». Долгота изображается горизонтальным движением руки, краткость – быстрым дугообразным. Особенно важно дирижирование при обучении интонации: ударение демонстрируется энергичным взмахом руки сверху вниз, подъему тона соответствует плавное движение руки вверх, его понижению – вниз. Дирижирование учителя – это важная наглядная опора для учащихся на стадии становления слухо-произносительных и ритмико-интонационных навыков (Рогова Г.В.).

При становлении произносительных навыков широко используются следующие организационные формы: хоровая, индивидуальная и парная. Хоровая работа позволяет увеличить время тренировки: каждый учащийся многократно произносит нужные звуки. Помимо этого, произнесение хором подчеркивает произносительные особенности звуков, делает их более наглядными, благодаря воспроизведению их всеми учащимися в унисон. Такая работа способствует также уменьшению и снятию комплексов. Эффект хоровой работы зависит от того, как она сочетается с индивидуальной работой. Важно перемежать хоровое произнесение с индивидуальным, повышающим ответственность каждого ученика.

Для усиления обращенности речи следует пользоваться также режимом парной работы. По знаку учителя учащиеся поворачиваются друг к другу и попеременно произносят слова (словосочетания, предложения), содержащие усваиваемые звуки. Предметом тренировочных упражнений являются звуки и звукосочетания, помещаемые во все более крупные единицы: от слога – через слово – к словосочетанию, предложению и к тексту. Работа над произношением при этом проходит путь от слушания текста, произносимого учителем, к тексту, создаваемому учащимися.

Для осознанной имитации целесообразно давать учащимся материал, ценный в содержательном отношении: песни, рифмовки, афоризмы, стихи, пословицы и поговорки. На начальном этапе – это считалочки и рифмовки, на последующих этапах – истинные образцы поэтического слова. Фонетическая сторона этого материала должна быть тщательно отработана; побуждать к заучиванию наизусть следует лишь тогда, когда достигнута правильность произношения. Также нужно обращать внимание на выразительную сторону речи. С первых же минут обучения нужно уделять внимание не только правильному произношению звуков, но и ударению, ритму, паузам и интонации. Если не обращать на это внимания сразу, то ученики воспринимают эти «мелочи» как вещи второстепенного порядка и переучить их потом бывает очень трудно. На начальном этапе очень важно научить учеников работать с магнитофоном. От этого умения во многом зависит успех самостоятельной работы в дальнейшем. На начальном этапе устанавливаются и звуко-буквенные соответствия. Даже если обучение идет на устной основе, т.е. если ученики ничего не читают и не пишут, а только слушают и говорят, это не мешает обучению алфавиту. В некоторых пособиях обучение буквам идет строго по алфавиту. Но такой способ нельзя назвать лучшим, считает Соловова Е.Н. В алфавите и гласные, и согласные идут вперемешку. Если же принять во внимание то, что на первых порах учащиеся еще не читают, то главное для них – это научиться распознавать согласные, которые и составляют неизменяемый «каркас» слов. Например, по данному «каркасу» согласных легко восстановить предложения: Sh`s lttl grl. Sh`s nt dctr, sh`s ppl. Th chldrn pld ftbl n th prk. Сделать то же самое на основе гласных практически невозможно: Ey ie ay iee ae oee. (They like to play different games together).

Необходимо помнить, что даже если на начальном этапе учителю удалось заложить основу хорошего произношения, которое предполагает правильное интонирование, паузацию, знание особенностей ударения слов в предложении и правильную артикуляцию, без систематической работы над произношением на среднем и старшем этапах в условиях неязыковой среды происходит быстрая утрата достигнутого уровня, разрушаются с трудом сформированные произносительные навыки. На начальном этапе происходит формирование слухо-произносительной базы; на последующих этапах она должна упрочиваться, т.е. каждый этап имеет свою ответственную задачу в отношении обучения произношению. Нужно иметь в виду следующее: если на начальном этапе будет что-либо упущено и возникнут неправильные произносительные привычки, то исправить их впоследствии очень трудно.

На среднем и старшем этапах обучения важно не только поддерживать сформированные навыки в рабочем состоянии, но и продолжать их совершенствование. При отсутствии языковой среды происходит подавление иноязычных навыков родноязычными, и они легко разрушаются. Произношение «сползает», происходит деавтоматизация произносительных навыков. Таким образом, основная задача продвинутого этапа – сохранение и совершенствование произносительных навыков. Важно поэтому органично вписать работу над произношением в общую работу над иностранным языком. Точки приложения усилий учителей и учащихся для упрочения произносительных навыков на продвинутом этапе: выполнение фонетической зарядки; отработка фонетической стороны нового лексико-грамматического материала; работа над произношением путем чтения вслух. Особое внимание нужно уделить новым ритмико-интонационным моделям, аудированию не только учебных аудиозаписей с академической, слегка утрированной речью, но и живой аутентичной речи, различных акцентов, диалектов.

Фонетическая зарядка представляет собой специальное тренировочное упражнение в произношении, которое предупреждает забывание фонетического материала и препятствует деавтоматизации навыков (Рогова Г.В.).

Цель фонетической зарядки , как считает Соловова Е.Н. состоит в следующем:

– предвосхищение и снятие появления возможных фонетических сложностей любого порядка – слуховых, произносительных, ритмико-интонационных;

– отработка фонетических навыков, которые по какой-либо причине оказались недостаточно сформированными.

    чтение слов, предложений, микротекстов, диалогов, стихов, скороговорок;

    чтение сложных в фонетическом отношении частей предложений, словосочетаний с нанизыванием слов поочередно с начала или с конца;

    слушание с целью определения ошибок;

    распознавание диалектов;

    определение отношения к чему-либо по интонации;

    произнесение одной и той же фразы с различной интонацией в зависимости от речевой задачи;

    повторение в паузу;

    повторение синхронно за диктором/ учителем, товарищем;

    узнавание слов со слуха, их запоминание и последующее повторение.

При выполнении фонетической зарядки учащиеся должны мобилизовать как произвольное, так и непроизвольное внимание к произношению. Определенный звук (из объективно трудных или тех, что плохо усвоены учащимися данной группы) должен стать предметом произвольного внимания. Задание формулируется следующим образом: «Повторите за мной (диктором) слова, обращая внимание на звук …». Лексико-грамматический материал, так или иначе, включается в фонетическую зарядку, но акцентироваться должна при этом только фонетическая ее сторона. Например: «Повторим слова, означающие профессию, обращая внимание на ударение в них». Материалом фонетической зарядки могут быть отдельные звуки, звукосочетания, слова, предложения и небольшие тексты, содержащие фонетические явления, нуждающиеся в тренировке. Обычно фонетическая зарядка строится градуировано: от более мелких единиц (собственного предмета тренировки) к более крупным, где эти единицы предстают в разнообразных сочетаниях. Например, [w] – what, water, wind, why, why do you cry, Willy; why, Willy, why?

У фонетической зарядки нет и не может быть фиксированного места на уроке. На некоторых уроках она вообще бывает лишней. Ее место на уроке зависит от последовательности выполнения тех заданий, где учащиеся могут столкнуться с фонетическими трудностями. Фонетическая зарядка помогает их предвосхитить и избежать. Она часто выполняется в начале урока, вводя учащихся в его атмосферу, нейтрализуя влияние звуковой среды на родном языке. Фонетическая зарядка может предшествовать чтению, тогда она происходит на материале текста для чтения, из которого вычленяются фонетические трудности, группируются соответствующим образом и предлагаются затем учащимся для осознанной имитации. В некоторых случаях можно рекомендовать начинать уроки с непродолжительной фонетической зарядки регулярно – в тех группах, где необходима коррекция произносительных навыков.

Контроль сформированности фонетических навыков осуществляется при выполнении речевых упражнений в аудировании, говорении и чтении вслух. При оценке произношения следует различать фонетические и фонологические ошибки. Первые искажают качество звучания, но не нарушают смысл высказывания; вторые искажают содержание и нарушают правильность понимания. Фонетические ошибки исправляются, но на оценку ответа не влияют, фонологические ошибки являются грубыми и поэтому дают основание для снижения положительной оценки за ответ.

Чтобы достигнуть совершенного произношения, необходимо тренироваться. Ежедневная практика в отработке каждого звука, слова и целых фраз – вот путь к идеальной английской речи.

Фонетические упражнения по английскому языку порой нудное занятие. Повторив пару раз, хочется отбросить учебник и заняться чем-то более приятным. Но не стоит этого делать. Можно просто разнообразить процесс чтения.

Используйте аудио запись (см.внизу статьи) , послушайте, повторите. Это такая удобная и удивительная штука! Едите в машине, а может, в метро или готовите обед? Включите английские фонетические упражнения либо в приемник, либо в плеер, и вы увидите, как звуки будут запоминаться сами по себе. Вам остается лишь проговаривать и повторять.

Можете использовать онлайн уроки , где все представлено в увлекательной форме.

Читать отдельные слова и фразы не стоит очень долго, постепенно переходите на тексты. Так, вам будет интересно узнать смысл, прочитать до конца, и параллельно, будут отрабатываться навыки произношения.

Детям фонетика ни в коем случае не должна наскучить. Если взрослый еще может потерпеть нудное чтение, то дети, никак. Используйте все возможные способы привлечь ребенка к упражнениям: занимательные игры, веселые задания, необычные сюжеты.

В школах, детских садах и на курсах любое занятие начинается с разминки речевого аппарата. Здесь, как и в пении, необходимо настроиться и распеться. Фонетическая зарядка поможет легче выговаривать эти заморские словечки на уроке.

Ребятишек тоже знакомят со звуками, произношение которых иногда затруднительно. Поэтому фонетическая зарядка на английском языке для детей занимает одно из важнейших мест на занятии. Все это можно сделать скучно: открыть учебник и прочитать пару слов, может, и фраз. А лучше весь процесс превратить во что-то интересное: веселая песенка, небольшой стишок, смешная скороговорка, повторение за каким-то сказочным героем.

Каждое фонетическое упражнение используется для развития определенных навыков. Исходя из этого, давайте рассмотрим некоторые подгруппы.

  • Развитие фонематического слуха или, проще говоря, упражнения, направленные на понимание английской речи. Такие виды заданий желательно должны сопровождаться аудио записью. Например, детям будут интересны такие игры:

Игра « Please »:

Учитель организовывает игру, в которой он произносит фразы. Дети должны выполнять только те команды, о которых учитель попросит вежливо — со словом «please». Если кто-то из учащихся ошибся, он выбывает.

« Please, say [o], дети: [o], say [p], silence, please, say «mother», repeat , please — и так далее, в зависимости от звуков, которые необходимо отработать.»

«It can fly»:

Учитель читает текст. Когда дети услышат название животного, которое умеет летать (плавать, бегать и т.п.), они должны либо встать, либо хлопнуть в ладоши.

Для взрослых можно предложить следующюю систему, которая поможет им научиться понимать английскую речь на слух.

  1. Прослушайте слоги, слова и предложения, из разных аудио записей, и отметьте для себя женские, мужские и детские голоса.
  2. Устно разделите слово, которое вы услышали, на слоги, затем на звуки, назовите их.
  3. Прослушайте слова и выпишите те, которые могут рифмоваться.
  4. Посчитайте, сколько слов в прослушанных предложениях.
  5. Определите на слух и запишите последнее слово в каждом предложении.

Так, детей лучше знакомить со звуками при помощи «Сказки о язычке « , где все подробно и в игровой форме описано. Например:«Мистер Язычок проснулся на рассвете, выпрыгнул из теплой кровати, а в доме было так холодно, что он замерз. Мистер Язычок дрожит от холода. Ставим язычок на бугорки за верхними зубами и дрожим вместе. Вот так: [d], [d], [d]! Но вдруг, Язычок услышал звуки: ! Что это? Подкравшись в ванну, он увидел, что это просто вода капает, которую он плохо вчера закрыл. Как капает водичка? Давайте попробуем. Язык ставим на бугорки за верхними зубами: [t], [t], [t]!».

Игры на отработку изученных звуков:

«Картинка»

Перед детьми ставится рисунок и предлагается назвать определенное количество предметов, начинающихся с заданной буквы. Например, Учитель называет звук «b», одновременно показывая карточку с такой буквой детям.Тот, кто первый найдет 10 слов, которые начинаются с буквы «B», одерживает победу.

«Волшебник»

Ученики на время становятся «волшебниками» и с помощью «звукового» волшебства заменяют один предмет на другой, путем изменения букв и звуков, чтобы получилось новое слово. «Давайте превратим кошку в шляпу! Что у нас получилось? Cat — Hat! Мы с вами изменили звук [k] на звук [h], запомните и запишите транскрипцию».

Для взрослых можно использовать считалки, скороговорки, стишки. Очень эффективными считаются упражнения, в которых необходимо вставить пропущенный звук.

  • Следующую подгруппу составляют упражнения, направленные на отработку интонации и ударения.

Здесь, как для детей, так и для взрослых полезны аудио уроки, стихотворения, скороговорки, пословицы, поговорки.

Rain by R.L. Stevenson (этим стихотворением очень хорошо отрабатывать ритм)

The rain is raining all around,
It falls on field and tree.
It rains on the umbrella here,
And on the ships at sea.

Без труда не вытянешь и рыбку из пруда. Эта пословица как нельзя лучше подходит к фонетическим упражнениям по английскому языку. Ведь, без тренировки никак нельзя научиться правильно и красиво произносить звуки, соединять слова и отобразить мелодику языка.

1.В каком слове происходит оглушение указанного согласного?

Ж: южный , книжка, пружина, жарко

В : повернуть, вдохнуть, проверка, впустить

Д: надпись, подушка, дверь, надрыв

Б : обрубить, короб, бородка, сбор

Г: гром, погода, сгинул, порог

З : скользко, сквозной, знойный, возьми

2. В каком слове происходит озвончение указанного согласного?

К : показ, вокзал, красный, росток

Т: молотьба, сотня, десять, переворот

С: месяц, сдача, песня, спуск

3. В каждом ряду найти слово, в котором согласная буква не совпадает со звуком.

а) здоровый , подушка, мягкий, стрельба

б) сегодня, вечерний , брусника, изба

в) конечный, конечно, эпиграф, флажок

4. В каждом ряду найти слово, в котором происходит выпадение согласного.

а) сумасшедший, баскетбол, чересчур, космонавт

б) сказка, общество, ненастный , солнечный

в) подосиновик, громоздкий, кондиционер, фестиваль

г) отовсюду, чувствовать, лекарство, конфликт

д) кленовый, солнце, пистолет, палатка

5. В каждом ряду найти слово, в котором есть звук Ш.

а) сражение, пейзаж, пружина, жаркий

б) перчатки, чемодан, чтобы, почта

в) яичница, ворчать, пустячок, врачебный

г) чемпион, получить, скачок, скворечник

6. В каждом ряду найти слово, в котором есть звук Щ.

а) пружина, пожарный, мужчина, курчавый

б) песчаный , сердечко, прочитать, перчатка

в) разведчик, извозчик, дерзкий, зрячий

7. В каждом ряду найти слово, в котором есть звук Ц.

а) льётся, воспитание, морской , гордость

б) полезный, недостаток, подставка, загадка

в) ненастье, советский, праздничный, персонал

8. В каждом ряду найти слово, в котором буква Р даёт мягкий звук.

а) крот, вперёд, картина, проверка

б) спорщик, февраль, правда, костёр

в) морковь, труба, пурга, порядок

9. В каждом ряду найти слово, в котором буква Н даёт мягкий звук.

а) чудесный, лентяй , вершина, кашне

б) банщик, полянка, крикнуть, полотно

в) ночка, сыночек, пончик, антенна

г) солнце, пружина, полезный , яблоня

10. В каждом ряду найти слово, в котором есть звук [ З ].

а) дерзкий, болезнь ,п оезд , зонтик

б) западня, резак, берёзка, просьба

в) вездеход, кукуруза, здоровый, скользкий

г) сжимать, сделать, здание, сгорел

11. В каждом ряду найти слово, в котором все согласные мягкие.

а) листок, тишь, пища, широта

б) мишень, победа, война, десять

в) жизнь, финиш, чайки, земля 12. В каждом ряду найти слово, в котором все согласные твёрдые.

а) пружина, щёчки, сквозной, лучше

б) часовой, задача, цифра, тесто

в) котёнок, живот, варежка, чересчур

Подготовка к заданию А4 . Практика (гла сные звуки)

Задание 1. В каждой группе найдите слово, в котором гласная буква не совпадает со звуком.

1. глубина, чары, тянуть, пастух

2. зерно, минута, диван, бинокль

3. гитара, книжка, сапог, ушиб

4. участник, бывшему, карандаш, чаща

5. урожай, закон, гараж, шарик

Задание 2. В каких словах буквы Е, Ё, Ю , Я дают два звука ?

1. плюс, каюта, любовь, клюквенный

2. шёлковый, плёнка, слёзы, вьётся

3. якорь, клякса, пляски, поляна

4. клетка, рубеж, речка, подъезд

5. офицер, поели, седой, желтеть

Подготовка к заданию А 4

(что влияет на количество букв и звуков в слове)

Случай 1. Звуков больше, чем букв.Это возможно тогда, когда в слове есть буквы Е, Ё, Ю , Я, которые могут давать 2 звука . Подробнее об этом читаем Например, в слове ЁЛКА 4 буквы, но 5 звуков, т.к. буква Ё даёт два звука, потому что стоит в начале слова.

Случай 2. Букв больше, чем звуков.

Это возможно, если:а) в слове есть непроизносимые согласные, которые выпадают, т.е. не дают никакого звука.Например: в слове ГРУС Т НЫЙ букв 8, а звуков 7, т.к. буква Т выпадает. б) в слове есть Ь или Ъ , которые не дают никакого звука. Например: в слове ЛЕН Ь 4 буквы и 3 звука. в) в слове есть удвоенные согласные , которые дают 1 звук. Например: в слове КЛА СС 5 букв и 4 звука. г) в слове есть сочетания из 2-х или 3-х букв, дающих один звук (напомню: сочетания СЧ, ЗЧ (ЗДЧ), ЖЧ дают звук [ Щ ]; а сочетания ТС и ДС дают звук [ Ц ]). Например: в слове ГРУ ЗЧ ИК 7 букв и 6 звуков; в слове ДЕ ТС ТВО 7 букв, 6 звуков.

Обратите внимание, что в русском языке есть слова, в которых количество букв и звуков уравнивается за счёт компенсации.

Например, в слове ЯКОРЬ 5 букв и звуков тоже 5, т.к. в нём имеет место и Случай 1 , и Случай 2 (пункт б). То есть буква Я даёт два звука, т.к. стоит в начале слова, но Ь не даёт звука. Происходит компенсация: количество букв и звуков выравнивается.

Тренировочные упражнения – задание А4

Укажите ошибочное суждение:

Вариант 1

1) В слове ОПАСНОЕ три слога.

2) В слове ПЛОЩАДКУ только согласный звук [ Щ ] является мягким.

3) В слове ЛЁГ происходит оглушение согласного.

4) В слове ОТЪЕЗД количество звуков и букв совпадает.

Вариант 2

1) В слове ЗДРАВСТВУЙ согласный звук [ В ] не произносится.

2) В слове ТЫСЯЧ согласный звук [ Ч ] является мягким.

3) В слове ЧТОБЫ первый согласный звук – [ Ш ].

4) В слове ПОЯВИЛСЯ количество звуков и букв совпадает.

Вариант3

1) В слове ВСКОРЕ все согласные звуки глухие.

2) В слове ШЕВЕЛЬНУЛА мягкость согласного [ Л

3) В конце слова ВЗГЛЯД происходит оглушение согласного.

4) В слове КАЁМКУ звуков больше, чем букв.

Вариант 4

1) В слове ВИДЕЛИ все согласные звуки мягкие.

2) В слове БАГУЛЬНИК мягкость согласного [ Л ] на письме обозначается буквой Ь.

3) В слове ИСЧЕЗ все согласные звуки глухие.

4) В слове ПОДЪЕЗД букв больше, чем звуков.

Вариант5

1) В слове ПОВЕРХНОСТНЫХ согласный Т не произносится.

2) В слове ПЫТАЛСЯ все согласные звуки глухие.

3) В слове МАЛЬЧИКА мягкость согласного [ Л ] на письме обозначается буквой Ь.

4) В слове КАРЬЕРЕ количество букв и звуков совпадает.

Вариант 6

1) В слове ИЗВЕСТНЫЙ согласный Т не произносится.

2) В слове ПОВТОРИЛ происходит оглушение согласного звука [ В ] перед глухим.

3) В слове УБЕДИТЕЛЬНО мягкость согласного [ Л ] на письме обозначается буквой Ь.

4) В слове УПРАЖНЕНИЯМИ количество букв и звуков совпадает.

Вариант 7

1) В слове ПОЗДНО звуков меньше, чем букв.

2) В конце слова СКЛАД происходит оглушение согласного.

3) В слове СЕРЕНЬКОЙ мягкость согласного [ Н ] на письме обозначается буквой Ь.

4) В слове ОБЪЯСНИЛ все согласные звуки звонкие.

Вариант8

1) В слове СВОЁ буква Ё обозначает два звука.

2) В слове ПОЖИЛОЙ все согласные звуки твёрдые.

3) В слове НЕСКОЛЬКО мягкость согласного [ Л ] на письме обозначается буквой Ь.

4) В конце слова ГЛАЗ произносится звук [ С ].

Вариант 9

1) В слове РАДОСТНО согласный Т не произносится.

2) В слове ВСКОЧИЛ первый звук [ Ф ].

3) В слове ПАЛЬЦЫ мягкость согласного [ Л ] на письме обозначается буквой Ь.

4) В слове ВЗЪЕРОШИЛ звуков больше, чем букв.

Вариант10

1) В слове ЗАМЕРЛИ все согласные звуки звонкие.

2) В слове ЯПОНСКОЙ количество букв и звуков совпадает.

3) В слове ВСЛУШИВАЛСЯ первый звук [ Ф ].

4) В слове ГОРЬКО мягкость согласного [ Р ] на письме обозначается буквой Ь.

Вариант11

1) В слове СЕРДЦА согласный Д не произносится.

2) В слове ВСПОМИНАЯ первый звук [ Ф ].

3) В слове СЧАСТЬЯ два слога.

4) В слове ВВЕЛА количество букв и звуков совпадает.

Вариант12

1) В слове ДОБЛЕСТНЫЙ согласный Т не произносится.

2) В конце слова ГЛАЗ происходит оглушение согласного звука [ З ].

3) В слове БУРЬЯНОМ 7 звуков.

4) В слове МЯЛО количество букв и звуков совпадает.

Вариант13

1) В слове НАРОДА все согласные звуки твёрдые.

2) В слове ДУМАЕМ букв больше, чем звуков.

3) В слове ОЩУЩЕНИЯ буква Я обозначает два звука.4) В слове ЯЗЫК буква Я обозначает два звука.

Вариант14

1) В слове МОЖНО буква Ж – твёрдый согласный звук.

2) В слове КОНЕЧНО на месте сочетания ЧН произносится [ ШН ].

3) В слове ГРАНДИОЗНЫЙ букв больше, чем звуков. 4) В слове КУЛЬТУРЫ мягкость согласного [ Л ] на письме обозначается буквой Ь.

Вариант15

1) В слове ВЫЦВЕТШАЯ буква Я обозначает два звука.

2) В слове НЕУДАЧ буква [ Ч ] является мягким согласным звуком. 3) В слове КУРЛЫКАНЬЕМ звуков меньше, чем букв. 4) В слове СДЕЛАЛА первый звук – [ З ] .

Вариант16

1) В слове МАШИНА буква Ш – это твёрдый согласный звук.

2) В слове “ЖИГУЛЯХ” звуков меньше, чем букв. 3) В слове МУЖЧИНЫ сочетание букв ЖЧ произносится как звук [ Щ ]. 4) В слове МОЩНЫЕ три звонких согласных звука.

Вариант17

1) В слове СПИДОМЕТР мягкость согласного [ М ] на письме обозначается буквой Е.

2) В слове ПРАЗДНИКАМ согласный звук [ Д ] является непроизносимым.3) В слове ПСИХОТЕРАПИЯ звуков меньше, чем букв. 4) В слове ОЖИВШИЕ три твёрдых согласных звука.

Вариант18

1) В слове ЖУРАВЛИНЫХ все согласные звуки мягкие.

2) В слове ИЗВЕСТНЫМИ согласный звук [ Т ] является непроизносимым.3) В слове ОПРЕДЕЛЯЮЩИЕ два глухих согласных звука.4) В слове ВОЗДЕЙСТВИЯ звуков больше, чем букв.

Вариант19

1) В слове СЛЕДОВАТЕЛЬНО звуков меньше, чем букв.

2) В слове ВИРТУОЗНО имеется только один глухой согласный звук. 3) В слове БЕЗВРЕМЕНЬЕ все согласные звуки звонкие.4) В слове ЗАКЛЮЧЕНИЕ количество букв и звуков совпадает.

Вариант20

1) В слове СЕРДЦЕМ согласный звук [ Д ] является непроизносимым.

2) В слове МОЩНАЯ два твёрдых согласных звука. 3) В слове СТРОИТЕЛЬСТВО звуков больше, чем букв.4) В слове ВЫДВИГАТЬСЯ букв больше, чем звуков.

2024 english-speak.ru. Изучение английского языка.