Типология методов научного исследования. Типология исследования. Проблема исследования: социальная vs научная
Курс лекций
По дисциплине "Исследование систем управления "
1. Исследования и их роль в научной и практической деятельности человека Понятие исследования. 3
2. Объект и предмет исследования. 6
3. Менеджер исследовательского типа. 7
5. Роль методологии в исследовании систем управления. 8
7. Разработка гипотезы и концепции исследования. 12
8. Диалектический подход в исследовании систем управления. Его практическая формула. 14
9. Общенаучные методы в исследовании систем управления: эмпирические и мыслительно-логические. 17
10. Методы классификации, обобщения и типологии. 18
11. Методы морфологического анализа. 21
12. Методы доказательства. 23
13. Методы моделирования в исследовании систем управления. 25
14. Полемика как метод исследования систем управления. 25
15. Метод экспериментирования. 27
17. Системный подход в ИСУ: понятие, системный анализ Содержание понятия "система" 27
18. Системный подход в ИСУ: принципы систем подхода. 29
20. Специфические методы ИСУ. 33
21. Специфические методы изучения документов. 33
22. Специфические методы социологических исследований управления. 33
23. Специфические методы экспериментирования и деловая игра. 34
24. Специфические методы тестирования. 35
25. Специфические методы экспертных оценок и SWOT-анализа. 36
26. Специфические методы исследования взаимодействия фактов. 38
27. Диверсификация исследования. 39
28. Метод интуитивного поиска в ИСУ. 40
29. Метод "мозгового штурма". 42
30. Метод синетики в ИСУ. 42
31. Метод проектирования концепций. 44
32. Метод Метчета в ИСУ. 45
33. Планирование процесса ИСУ. 46
34. Организация процесса ИСУ. 47
35. Исследовательский потенциал и принципы эффективности исследовательского процесса. 48
36. Научная и практическая эффективность исследования (оценки в ИСУ) Роль оценивания в исследовании систем управления. 50
37. Диагностика СУ (фактологическое обеспечение исследования) Система фактов, фактология. 52
38. Мышление исследователя Мышление в исследовательской и управленческой деятельности. 54
39. Креативное образование современного менеджера. 56
1. Исследования и их роль в научной и практической деятельности человека Понятие исследования
Любое понятие, которым мы оперируем, должно иметь определение. В логическом словаре-справочнике Н.И. Кондакова понятие "исследование" определяется следующим образом: " Исследование -процесс научного изучения какого-либо объекта (предмета, явления) в целях выявления его закономерностей возникновения, развития и преобразования его в интересах общества".
В философском словаре дается более простое определение. "Исследование научное - процесс выработки новых научных знаний, один из видов познавательной деятельности".
Очень характерно, что в прошлом понятие "исследование" связывалось только со специализированной научной деятельностью. Современные тенденции развития общества и человека свидетельствуют о возникновении новых потребностей. Многие виды профессиональной деятельности человека сегодня требуют научного подхода, а следовательно, исследования как бы проникают в повседневную практику.
Многие считают, что исследования - это задача научного работника в повседневной работе у менеджера для исследований нет времени и нет необходимости. Это глубокое заблуждение. В современном менеджменте исследование является главным фактором успеха, а если выражаться по научному, - главным фактором повышения эффективности управления.
Исследования позволяют увидеть, где находятся резервы и что мешает развитию, чего надо опасаться и что надо поддерживать.
Развитие профессионализма в различных областях деятельности ведет к пониманию исследования как закономерного и естественного элемента ее практической эффективности. В этом случае исследование уже не связывается только с научной деятельностью и даже с научным подходом. Это фактор профессионализма, образования и искусства. В этом смысле говорят, например, об исследовании операций.
В связи с этим можно построить определение понятия "исследование" следующим образом. Исследование - это вид деятельности человека, состоящий в: а) распознавании проблем и ситуаций; б) определении их происхождения; в) выявлении свойств, содержания, закономерностей поведения и развития; г) установлении места этих проблем и ситуаций в системе накопленных знаний; д) нахождении путей, средств и возможностей использования новых представлений или знаний о данной проблеме в практике ее разрешения.
В реальной практике эти признаки исследования находятся в определенном соотношении, характеризующем и степень профессионализма, и конкретные цели и задачи деятельности.
Исследование - это вид деятельности с более богатым содержанием чем, скажем, анализ, проектирование или диагностика. Исследование проблемы или ситуации включает в себя более широкий набор методов, чем анализ или проектирование. Это и наблюдение, и оценка, и проведение эксперимента, и классификация, и построение показателей, и многое другое. Безусловно, исследование включает, в себя анализ, но не сводится к нему. Исследование представляет собой более высокий уровень творческой деятельности человека.
Типология исследования
Исследования могут быть разными. Необходимо видеть и понимать это разнообразие, чтобы выбрать наиболее подходящие к определенной деятельности. Упорядочить всю совокупность самых различных типов исследований можно в матрице типологического анализа. Она представляет собой дихотомическое представление различных типов исследований, выделенных по различным критериям. Критерии отражают основные характеристики исследования и его практические потребности.
По цели можно выделить исследования практические и научно-практические (образовательные). Есть исследования, предназначенные просто для разработки эффективных решений и достижения желаемого результата, то есть исследования, ориентированные на перспективу, обновление знаний, повышение образовательного уровня.
Можно строить исследования, привлекая в той или иной степени к его проведению аппарат научного анализа, научной методологии. Исследования могут быть эмпирического характера, т.е. опираться преимущественно на накопленный опыт и ближайший, непосредственный результат.
Различаются исследования и по использованию ресурсов и времени их проведения. Бывают исследований незначительные по ресурсоемкости и, наоборот, ресурсоемкие. И по времени продолжительные и непродолжительные.
Важным критерием типологического выбора исследования является и критерий информационного обеспечения. Можно строить исследования только на внутренней информации, но более глубокими являются, конечно же, исследования с привлечением обширной внешней информации. Это позволяет делать более обоснованные выводы и разрабатывать более эффективные рекомендации.
Наконец, исследования различаются и по степени организованности и участию персонала в их проведении. Они могут быть либо индивидуальными или коллективными, спонтанными или организованными.
По времени проведения исследования делятся на непродолжительные (разовые) и продолжительные (непрерывные).
В практике управления встречаются все эти типы исследований.
Хабермас рассматривает современность как «незаконченный проект» . Центральной проблемой продолжает оставаться рациональность . Утопическая цель заключается в том, чтобы максимально рационализировать так называемые им «систему», так и «жизненный мир». Т.е. есть «Система» - это государство и экономика (они действуют стратегически и рационально) И есть «Жизненный мир» - это частная жизнь людей и гражданское общество (они коммуникативны и подвержены морали).
Гидденс характеризует современную эпоху как радикализированный модерн, главной чертой которого является рефлексивность
Гидденс рассматривает современность как «сокрушительную силу» , которая, в некоторой степени, не управляема.
Глобализация стала важнейшей проблемой для современной социологии. У Гидденса есть краткое определение глобализации: «Я определяю её как действие на расстоянии» . Или более развёрнутая дефиниция: «Глобализация есть интенсификация социальных отношений всемирного масштаба, которые связывают удалённые локальности таким образом, что события, происходящие в одном месте, формируются тем, что происходит за много миль от них, и наоборот». Глобализация Э. Гидденсом трактуется как естественное продолжение изначальных тенденций модернити. Глобализация по Гидденсу имеет пять составляющих :
Теории модерна в современной социологической теории появляются после теорий постмодерна как ответная реакция, на эти теории. Все теории модерна говорят о том, что, несмотря на появление «новой понятийности» и знаний, общество по-прежнему функционирует, опираясь на принципы эпохи просвещения. Модерн никуда не исчез и не заменен постмодерном! Общества по-прежнему классовые , капиталистические , индустриальные , промышленные , демократические ,массовые , оформленные в национальные государства. Современные общества представляют собой «новый модерн» , «исчерпанный модерн» , «радикализированный модерн» , «поздний модерн», но все же МОДЕРН .
Концептуализация современности в постмодернистской социологии, осуществляющаяся через анализ изменения природы и функций научного знания, оформляет исследование природы «социального » и его трансформации и создание теории социального, где «социальное» - это масса, сопротивляющаяся любому упорядочиванию, любому социально трансформирующему разуму. Теория бесконечных «сетей взаимодействий» , в которые «пойман» индивид, сопротивляющийся любой упорядоченности , - вот образ социального и общества постмодернистской мысли.
Никлас Луман рассматривает общество как систему или "Общество общества " . теория Теория Лумана описывает процесс возникновения «Мирового общества» в качестве осевого для социального развития западной цивилизации как таковой.
Луман использует такие универсальные - как для естественных, так и для социальных наук - ключевые понятия как аутопойесис , бифуркация , биологическая эволюция , хаос , система и функция , информация и коммуникация и описывает динамику эволюционирования всех важнейших сфер общества: Право и Политику, Науку и Образование, Религию и Искусство, Экономику и Любовь.
П. Бурдье предложил использовать одновременно два принципиальных подхода при изучении социальных реалий.
Первый - структурализм , который им реализуется в виде принципа двойного структурирование социальной реальности : а) в социальной системе существуют объективные структуры , независящие от сознания и воли людей, которые способны стимулировать те или иные действия и стремления людей; б) сами структуры создаются социальными практиками агентов.
Структура занятияЧто такое научное исследование
Составные исследования
Проблема исследования: социальная VS научная
Операционализация и концептуализация
Типология исследования:
дедукция vs индукция;
теоретическое vs прикладное;
exploratory/explanatory/descriptive
Research cycle
Дизайн исследования
Особенности научного стиля
Что такое исследование?
Исследование (по Г Миллер и Г.Николсон) - процесс обозначенияобщественно важных вопросов и поиска дисциплинарноориентированных и систематических ответов на них
The systematic investigation into and study of materials, sources, etc, in
order to establish facts and reach new conclusions. b. an endeavour to
discover new or collate old facts etc. by the scientific study of a subject or
by a course of critical investigation (Oxford Concise Dictionary)
Исследование имеет обоснованную методологию и использует
определенные методы
Исследование обращается к ранее накопленному научному
знанию
Исследование имеет четкую структуру, использует научную
лексику, стремится к производству научного знания
Чем не является исследование:
поиск литературы и обобщение
поиск информации и обобщение
описание наблюдения/положения дел
доклад, реферат
просто любой поиск, который заканчивается
обобщением
Что такое исследование?
Исследование это то, что мы делаем, когда у нас естьвопрос или проблема, которую мы хотим решить
Мы можем уже думать, мы знаем ответ на наш вопрос
Мы можем думать, что ответ очевиден
Но пока мы не подвергли нашу задачу к строгому
научному исследованию, наше «знание» остается чуть
больше догадок или в лучшем случае, это интуиция
Первый приоритет: сформулировать ваш вопрос
Затем выяснить, как вы собираетесь ответить на него
Как уже другие ответили на него?
Каким образом ваше предложение вписывается в то, что
другие сделали?
Как вы будете знать, когда вы ответили на это?
После этого вы можете представить свой ответ
Составные исследования
Цель научного исследования - сделать вывод; разрешитьзагадку, раскрыть парадокс
Выводы могут быть экстраполированы, могут вести к
абстрактным обобщениям (теория)
Процедура публична
Содержание составляет метод
Уровни исследования:
Теоретический – абстрактные концепты и их взаимосвязь
Эмпирический – проверка теоретических постулатов
Цикличность! Необходимость комплексного использования
теоретических и эмпирических методов
Исследовательский вопрос
Предмет и объект
Исследовательская проблема + суб-проблемы
План
Методология
Методы
Гипотезы
Факты и данные
Анализ и выводы
Проблема исследования: социальная vs научная
Объект исследования - это то, что мынамерены изучать (например, явление
безработицы или бедности).
Предмет исследования - это указание на
особую проблему, которую мы собираемся
как минимум поставить, а если приложить
достаточно усилий, то и решить
Социальная проблема – остро стоящая
перед обществом проблематика
Исследовательская проблема – попытка
понять суть явления, выявить причинноследственные связи
Концептуализация и операционализация
Концептуализация - определение теоретического смысласлов и превращение их тем самым в понятия
Концептуальная схема объединяет объект, предмет и цели
исследования.
Бусы – это концепция, а бусины это концепты
Операционализация – процесс определения понятий
эмпирическим образом с целью возможности их измерения и
проведения наблюдений (достоверность, валидность,
перевод показателя в переменные)
Операционализация необходима для установления связи
концептуального аппарата с его методическим
инструментарием
Интерпретация – объяснение результатов
Типология исследований
Количественное исследование –статистическая интерпретация
Качественное исследование – смысловая
интерпретация
Теоретическое - абстрактные концепты и их
взаимосвязь
Прикладное - проверка теоретических
постулатов
NB Цикличность! Необходимость комплексного
использования теоретических и эмпирических
методов
Объяснительное (разведывательное, explanatory): Что? Где?
Когда? Зачем? Почему? – initial research
Описательное (descriptive): задокументировать наблюдение:
Как? - additional information
Исследовательское (аналитическое, exploratory): понять,
какие процессы лежат в основе заданного парадокса, выявить
закономерности: «Если... , то...» - ideas to causes & effects –
Эмпирика, причинно-следственные связи
Рефлективное – подтвердить существующее исследование,
актуальность и соответствие
Research process
?10. Research process
11. Дизайн исследования
Дизайн исследования – процесс проектирования/планированияисследования, а так же результаты этого процесса
(исследовательские предложения, основные элементы,
ожидаемые результаты)
NB! Ответ на логические вопросы, а не логистические (какие
данные нам необходимы, чтобы ответить на исследовательский
вопрос)
Дизайн исследования:
Позитивисткий (theory testing) – поиск генерализированных
паттернов, основанных на объективном анализе реальности:
Лабораторные и «полевые» эксперименты, опросы «в
полях», анализ вторичных источников, кейс-стади
Интерпретативный (theory building) – субъективные
интерпритации социальных феноменов, с точки зрения
вовлеченных субъектов:
Кейс-стади, action-research, этнография
12. Особенности научного стиля
ЯсностьЛогичность (смысловые связи)
Последовательность
Использование методов
Научный язык
Логика: тезис - доказательство
13. Домашнее задание
ВСЕМ: Прочитать и проанализировать статью:В.В. Радаев (2011). Как написать академический текст
Придумать пример социальной и научной
проблемы
Придумать пример исследовательского вопроса
Статья доступна по ссылке:
https://social.hse.ru/data/2011/07/07/1214584250/%D0%A0%D0
%B0%D0%B4%D0%B0%D0%B5%D0%B2%20%D0%9A
%D0%B0%D0%BA%20%D0%BD%D0%B0%D0%BF
%D0%B8%D1%81%D0%B0%D1%82%D1%8C
%20%D0%B0%D0%BA%D0%B0%D0%B4%D0%B5%D0%BC
%D0%B8%D1%87%D0%B5%D1%81%D0%BA
%D0%B8%D0%B9%20%D1%82%D0%B5%D0%BA
%D1%81%D1%82.pdf
Методология – учение о структуре, логической организации, методах и средствах деятельности. Методология науки – это учение о принципах построения, методах, формах организации и способах научного познания.
Метод - (метод исследования) - 1.Прием, способ, образ действия. 2. Способ познания, исследования явлений природы и общественной жизни; способ практического осуществления чего-либо. Способ организации деятельности, обоснованный нормативный способ осуществления исследования научного. Путь исследования, вытекающий из общих теоретических представлений о сущности изучаемого объекта . В широком смысле сюда относятся и самые общие принципы , лежащие в основе познания и практики, и вполне конкретные приемы обращения с тем или иным предметом, - понятие метода распространяется на различные области практики. Разработке и совершенствованию методов в науке уделяется специальное внимание , поскольку необходима уверенность в достоверности полученных данных, а потому - и в оптимальности способа их получения.
Основная функция метода – внутренняя организация и регулирование процесса познания или практического преобразования того или иного объекта. Поэтому метод (в той или иной своей форме) сводится к совокупности определенных правил, приемов, способов, норм познания и действия. Он есть система предписаний, принципов, требований, которые должны ориентировать в решении конкретной задачи, достижении определенного результата в той или иной сфере деятельности. Он дисциплинирует поиск истины, позволяет (если правильный) экономить силы и время, двигаться к цели кратчайшим путем.
Типология. Методы научного познания подразделяются на всеобщие философские, общенаучные, частнонаучные, дисциплинарные и междисциплинарные методы исследования.
I. Всеобщие философские методы, среди которых наиболее древними являются диалектический и метафизический. По существу каждая философская концепция имеет методологическую функцию, является своеобразным способом мыслительной деятельности. Поэтому философские методы не исчерпываются двумя названными. К ним относятся также такие методы, как аналитический (характерный для современной аналитической философии), интуитивный, феноменологический, герменевтический (понимание) и др.
Диалектика (от греч. dialectic - искусство вести беседу, спор) - это учение о наиболее общих законах развития природы, общества и познания и основанный на этом учении универсальный метод мышления и действия. В истории философии различают три основные формы диалектики.
1. Античная диалектика, которая была «наивной и стихийной», поскольку опиралась на житейский опыт. Она представлена в учениях Гераклита, доказывающего, что «все течет, все изменяется», Платона, понимавшего диалектику как искусство диалога, Зенона, пытавшегося выразить реальные противоречия в логике понятий, и некоторых других.
2. Немецкая идеалистическая диалектика была разработана Кантом, Фихте, Шеллингом и особенно - Гегелем в его работе «Наука логики». Гегель проанализировал важнейшие законы и категории диалектики, логики и теории познания, сформулировал основные принципы диалектического метода, ввел идею развития в понимание всех явлений реальной действительности.
3. Материалистическая диалектика, основы которой были разработаны классиками марксизма. Эта форма диалектики вобрала в себя все позитивное, что было накоплено предшествующим развитием философии и науки.
В процессе познания и практики часто применяют также метафизический метод, который является антиподом диалектического метода. Термин «метафизика» (буквально «то, что следует после физики») был введен в I в. до н. э. комментатором философии Аристотеля А. Родосским. Систематизируя произведения великого древнегреческого мыслителя, он расположил после физики те работы, в которых речь шла об общих вопросах бытия и познания, и назвал ее «метафизика». «метафизика»имеет три основных значения:
Философия как наука о всеобщем, исходным прообразом которой и было учение Аристотеля;
Особая философская наука - онтология, учение о бытии как таковом, независимо от его частных выводов и отвлечений от вопросов теории и логики познания. В этом значении данное понятие употреблялось как в прошлом (Декарт, Лейбниц, Спиноза и др.), так и в настоящем. Представители современной западной науки (Агасси и др.) задачу метафизики видят в создании картины мира, тех или иных моделей реальности, онтологических схем на основании обобщения частнонаучного знания;
Философский способ познания (мышления) и действия, противостоящий диалектическому методу как своему антиподу. Далее рассмотрим именно этот аспект понятия«метафизика»(как антидиалектику).
Самая характерная, существенная черта метафизики - односторонность, абсолютизация одной из сторон процесса познания. Метафизика (как и диалектика) никогда не была чем-то раз и навсегда данным, она изменялась, выступала в различных исторических формах, среди которых можно выделить две основные.
II. Общенаучные методы исследования, так же, как и другие методы познания, классифицируются по степени общности и сфере действия. Они получили широкое развитие и применение в науке XX в. Общенаучные методы выступают в качестве своеобразной промежуточной методологии между философией и фундаментальными теоретико-методологическими положениями специальных наук. К общенаучным относятся такие понятия, как "информация", "модель", "структура", "функция", "система", "элемент", "вероятность", "оптимальность".
в структуре общенаучной методологии чаще всего выделяют три уровня методов и приемов научного исследования:
· методы эмпирического исследования - наблюдение, эксперимент, сравнение, описание, измерение;
· методы теоретического исследования - моделирование, формализация, идеализация, аксиоматический метод, гипотетико-де- дуктивный метод, восхождение от абстрактного к конкретному и др.;
· общелогические методы научного исследования - анализ и синтез, индукция, дедукция и аналогия, абстрагирование, обобщение, идеализация, формализация, вероятностно-статистические методы, системный подход и др. Более подробно общенаучная методология будет рассмотрена в следующей главе.
III. Частнонаучные методы исследования. Определяются, прежде всего, специфическим характером отдельных форм движения материи. Каждая сколько-нибудь развитая наука, имея свой особый предмет и свои теоретические принципы, применяет свои особые методы, вытекающие из того или иного понимания сущности ее объекта.
Частнонаучную методологию чаще всего определяют как совокупность методов, принципов и приемов исследования, применяемых в той или иной науке. К ним обычно относят механику, физику, химию, геологию, биологию, социальные науки.
III. Дисциплинарные методы научного исследования, т. е. системы приемов, принципов, применяемых в той или иной дисциплине, входящей в какую-нибудь отрасль науки или возникшей на стыках наук. Каждая фундаментальная наука представляет собой комплекс дисциплин, которые имеют свой специфический предмет и свои методы исследования.
V. Методы междисциплинарного исследования. Углубление взаимосвязи наук приводит к тому, что результаты, приемы и методы одних наук все более широко используются в других, например, применение физических и химических методов в биологии, медицине. Это порождает проблемы методов междисциплинарного исследования. Последние можно определить как совокупность ряда синтетических, интегративных способов, возникших как результат сочетания элементов различных уровней методологии, нацеленных главным образом на стыки научных дисциплин. Эти методы широко применяются в комплексных научных программах.
14. Методы и формы. Эмпирический уровень научного познания направлен на исследование явлений (иными словами, форм и способов проявления сущности объектов, процессов, отношений), он формируется при использовании таких методов познания, как наблюдение, измерение, эксперимент. Основные формы существования эмпирического знания – группировка, классификация, описание, систематизация и обобщение результатов наблюдения и эксперимента.
Эмпирический уровень научного познания использует следующие методы:
1. Наблюдение. Научное наблюдение – это система мероприятий по чувственному сбору сведений о свойствах исследуемого объекта познания. Основное методологическое условие правильного научного наблюдения – это независимость результатов наблюдения от условий и процесса наблюдения. Выполнение этого условия обеспечивает как объективность наблюдения, так и реализацию его основной функции – сбора эмпирических данных в их естественном, природном состоянии.
Наблюдения по способу проведения делятся на:
– непосредственные (сведения получаются непосредственно органами чувств);
– косвенные (органы чувств человека замещены техническими средствами).
2. Измерение. Научное наблюдение всегда сопровождается измерением. Измерение – это сравнение какой-либо физической величины объекта познания с эталонной единицей этой величины. Измерение является признаком научной деятельности, поскольку любое исследование становится научным только тогда, когда в нём происходят измерения.
В зависимости от характера поведения тех или иных свойств объекта во времени, измерения делятся на:
– статические, в которых определяют постоянные во времени величины (внешние размеры тел, вес, твердость, постоянное давление, удельная теплоемкость, плотность и т. п.);
– динамические, в которых находят меняющиеся во времени величины (амплитуды колебаний, перепады давлений, температурные изменения, изменения количества, насыщенности, скорость, показатели роста и т.д.).
По способу получения результатов измерения делятся на:
– прямые (непосредственное измерение величины измерительным прибором);
– косвенные (путем математического расчета величины из её известных соотношений с какой-либо величиной, получаемой путем прямых измерений).
Назначение измерения состоит в том, чтобы выразить свойства объекта в количественных характеристиках, перевести их в языковую форму и сделать основой математического, графического или логического описания.
3. Описание. Результаты измерения используются для научного описания объекта познания. Научное описание – это достоверная и точная картина объекта познания, отображенная средствами естественного или искусственного языка.
Назначение описания состоит в том, чтобы перевести чувственную информацию в удобную для рациональной обработки форму: в понятия, в знаки, в схемы, в рисунки, в графики, в цифры и т.д.
4. Эксперимент. Эксперимент – это исследовательское воздействие на объект познания для выявления новых параметров его известных свойств или для выявления его новых, ранее неизвестных свойств. Эксперимент отличается от наблюдения тем, что экспериментатор, в отличие от наблюдателя, вмешивается в естественное состояние объекта познания, активно воздействует и на него самого, и на процессы, в которых этот объект участвует.
©2015-2019 сайт
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-03-30