Внеклассное мероприятие "необычное путешествие". Самостоятельная работа учащихся

Внеклассное мероприятие "Кулинарное путешествие" проводится в форме игры, целями которой являются пробуждение интереса обучающихся к кулинарным традициям России, формирование стремления к новым знаниям, расширение представлений о стране.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Открытый классный час

в 4 В классе

Тема классного часа:

« Кулинарное путешествие по России»

Учитель: Головашкина И. С.

КУЛИНАРНОЕ ПУТЕШЕСТВИЕ ПО РОССИИ

(Игра)

Цели: вызвать интерес учащихся к кулинарным традициям России; формировать стремление к новым знаниям, расширять представление о стране.

Ход игры-путешествия

I. Организационный момент. Создание эмоционального строя.

Учитель. Когда говорят о какой-нибудь стране, то вспоминают не только ее место на карте мира, численность населения и количество квадратных километров. Нет! Прежде всего вспоминают имена великих людей, прославивших имя государства, потом традиции народов, живущих в них, а еще - обязательно вспоминают о кухне. Оказывается, у каждого народа есть свои кулинарные пристрастия. В путешествие по кулинарной России мы сегодня и отправимся.

Русская кухня популярна во всем мире. Но в последнее вр е мя интерес к ней особенно велик. Наше туристическое агентство разработало новый маршрут.

Учитель. Итак: знакомьтесь с картой нашего путешествия.

На доске план путешествия:

Архангельская область -Ленинградская, Псковская о б ласть -> Смоленская, Московская область -> Татарстан - Поволжье -Сибирь -Алтайский край.

На экране появляется фрагмент карты России.

Экскурсовод . Мы ступаем на землю, где царствуют б е лые и полярные ночи, где зимними ночами небо окрашивается разноцветными сполохами Северного сияния.

Архангельск город поморов. Вот почему важное место в меню местных жителей занимает рыба.

Особого внимания заслуживают шедевры русской рыбной кухни. Трудно перечислить все виды озерных и речных рыб, к о торые использовали в пищу, но наиболее высоко по вкусовым качествам ценились осетровые. «Красная рыба» - так называли в старину все редкое, красивое («красная девица», «красное со л нышко», «красный товар»).

Очень ценились в русской кухне навага и камбала. Однако доставлять морскую рыбу в Москву и другие города России, не имеющие прямого выхода к морю, было делом нелегким. П о этому изобретались всевозможные способы сохранения се в свежем виде. Вот один из них: «Поймавши рыбу, прикололоть, обмакнуть в воду и валять в снегу, пока хорошенько не облед е неет, и укладывать в воз, почему рыба, если ее сваришь, будет точно такая вкусом, как живая». Покрытая несколькими слоями льда, рыба сохранялась так хорошо, что, как писал один стари н ный журнал, «нужно иметь очень топкий и привычный вкус, чтобы отличить такую рыбу от живой». Называли эту рыбу «м а ка! ю и».

На экране - фрагмент карты с изображением Ленингра д ской и Псковской областей .

Экскурсовод. Думаю, многие слышали об искусстве п е тербургских кондитеров, выпекающих очень вкусные пирожки, торты и пирожные. И, конечно, у нас готовят много рыбных блюд. Одно из самых любимых блюд - жареная корюшка.

В Пскове любят печеную картошку и клюквенный морс. А летом все, от мала до велика, собирают грибы, сушат их, п о этому любимым зимним лакомством является грибной суп со сметаной и картофельные драники.

Экскурсовод. История картофеля в России многостр а дальна. Этот овощ приживался в нашей стране с огромными трудностями. Крестьяне считали грехом употребление в пищу завезенных невесть откуда «чертовых яблок» и даже под стр а хом каторги отказывались их разводить. В XIX веке на севере России, в Приуралье и в Поволжье даже вспыхивали так наз ы ваемые «картофельные бунты», вызванные насильственным введением посадок этого овоща. И прошло немало времени, прежде чем в народе поняли, что картофель не только вкусен, но и питателен. И теперь уже никого не удивляет поговорка о том, что для русского крестьянина «картофель - второй хлеб».

На экране - фрагмент карты с изображением Смоленской и Московского областей.

Экскурсовод 1. Московская и Смоленская области сл а вятся своим борщом, вкусными пирогами с рыбой, и еще - б о родинским хлебом.

Экскурсовод 2. Во всем мире, наверное, до сих пор помнят о булочнике Иване Филиппове. Думаю, что, посещая московскую землю с целью знакомства с кулинарными трад и циями, нельзя не познакомиться с историей об этом человеке.

Экскурсовод 1. Булочная Филиппова всегда была полна покупателей. В дальнем углу вокруг горячих железных ящиков стояла постоянная толпа, жующая знаменитые филипповские жареные пирожки с мясом, яйцами, рисом, грибами, творогом, изюмом и вареньем. Публика - от учащейся молодежи до ст а рых чиновников во фризовых шинелях и от расфранченных дам до бедно одетых рабочих женщин. На хорошем масле, со св е жим фаршем пятачковый пирог был так велик, что парой можно было сытно позавтракать.

Экскурсовод. Очень важное место в рационе россиян занимают каши. Но знаете ли вы, какая богатая история у каши? Недаром с ней связаны десятки пословиц, поговорок, обычаев и обрядов. Ученые-историки утверждают, что каша была одним из первых кушаний человека. Об этом свидетельствуют и раскопки, проведенные в Египте, Индии и других странах.

На Руси каша известна с глубокой древности. Она стала св о его рода национальным блюдом. При раскопках древнерусского города Любеча (сейчас это территория Украины) был обнаружен горшочек с кашей, сваренной около тысячи лет тому назад. Н а ходка хорошо сохранилась под слоем золы.

Немало пословиц и поговорок, связанных с кашей, бытует в нашей речи и сегодня: «с ним каши не сваришь» (о непутевом или безответственном человеке), «просит каши (о рваной об у ви). Слово «кашевар» до сих пор является синонимом сл о ва «повар», особенно в воинских частях или в рабочих артелях.

Экскурсовод. До сих пор в ресторанах русской кухни в меню значится «гурьевская каша». У вас есть прекрасная во з можность услышать об этом блюде из уст знатока.

Гурьевская каша - это молочная манная каша, запеченная в духовке и приправленная фруктами, миндалем, сладким соусом. По одной из версий, ее рецепт изобрел в начале девятнадцатого века повар одесского градоначальника графа Гурьева.

Конкурс-эстафета «Варим борщ».

Ведущий.

Ах, каких мне выбрать овощей

Для салата, винегрета и для щей?

Как мне только разобраться и попять.

Что мне для обеда выбирать?

На столах разложены карточки с названиями продуктов (одинаковые для всех команд). Первый участник эстафеты берет карточку с нужным ингредиентом для борща, бежит обратно и кладёт ее в кастрюлю. Затем следующий участник делает то же самое. Победителем считается команда, которая первой пр а вильно собрала все продукты для борща.

Вместо карточек можно использовать и натуральные пр о дукты.

На экране - изображение фрагмента карты России: П о волжье (Смоленская, Волгоградская, Ростовская, Саратовская области), Краснодарский край.

Экскурсовод 1. Об этих территориях часто говорят; «житница нашей страны». Здесь выращивают пшеницу. Мука, которая из неё получается, долго сохраняет свои свойства. Из нее пекут хлеб, делают макароны, вермишель, лапшу, рожки.

Путешественник, оказавшийся среди бескрайних полей пшеницы, овса, ржи, замирает в умилении и восклицает: «Море хлеба!»

Экскурсовод 2. В этих краях всегда богатые урожаи фруктов и овощей. Каких только даров не получает человек от этой щедрой земли! Груши, яблоки, абрикосы, сливы.

Экскурсовод 1 . В Нижнем Поволжье собирают бол ь шие урожаи томатов. Их консервируют, делают томатную пасту, которую добавляют в борщи, соусы. Здесь растет и горчица, из которой получается острая приправа и горчичное масло. Оно очень вкусное и полезное.

Экскурсовод 2. На Дону самым любимым блюдом вс е гда были речные раки. Гостям обязательно предложат очень вкусную солянку, которая так и называется - ростовская.

В этом краю готовят блюда из баклажанов, сладкого перца, овощные салаты и икру.

Экскурсовод 1 . Хлебный край, о котором мы говорим, очень солнечный. Летом здесь очень жарко. Поэтому одним из самых любимых местных кулинарных блюд является окрошка. Окрошка - холодный суп на квасе. Любопытно, что еще в нач а ле XIX века окрошку подавали не как первое блюдо, а как закуску. Готовили ее на квасе, кислых щах, на огуречном и кап у стном рассоле, кислом молоке, молочной сыворотке. Само н а звание кушанья говорит о том, что вес входящие в него проду к ты следует измельчить (покрошить).

Экскурсовод 2. Бескрайны просторы нашей страны. З а хватывает дух только от одного взгляда на карту России. До сих пор мы путешествовали по европейской части нашей Родины. Пришло время заглянуть за Уральский хребет.

На экране - изображение фрагмента карты: Пермская, Челябинская, Томская области.

Экскурсовод 1. На Урале самое любимое блюдо - пел ь мени. Их делают не только с мясом, но и с капустой, грибами, рыбой.

Экскурсовод 2. Название «пельмени» определила форма этого блюда. Слово «пельмень» образовано от двух слов: «мель» - ухо, ушко, «нянь» - хлеб. Поэтому сначала их так и называли «пельняни». Позже, видимо, это слово преобразов а лось в «пельмени».

В 1879 году была издана брошюра «Песни про пельмени». Эпиграфом к ней стояли следующие строки: «Готов упасть я на колени пред тем, кто выдумал пельмени».

Пельмени делают и в праздники и в будни. В Сибири их г о товят в огромных количествах и замораживают впрок. Отпра в ляясь на охоту, на рыбалку или в дальнюю дорогу, таежник б е рет с собой целый мешок окаменевших пельменей. Стоит ра з вести костер и бросить их в закипевшую воду, как через несколько минут будет готов вкусный обед.

Есть старинная шутка: хозяйка кладет в один из пельменей вместо начинки какой-нибудь предмет, например, пуговицу. Считается, что тот, кому достанется этот пельмень, будет счас т ливым.

Кроме пельменей, любят здесь и вареники с разными ягод а ми и с картошкой.

Экскурсовод 1 . В Томской области растут очень вку с ные ягоды - клюква и брусника. Их собирают, варят варенье, делают пироги. А в тайге всегда богатый урожай кедровых орешков.

Конкурс «Украсим торт».

На картонную основу («торт») из шприца наносится укр а шение. Шприц можно заправить зубной пастой, глиной, шпаклевочной смесью, манной кашей. Оценивается оригинальность оформления.

На экране - Алтайский край.

Экскурсовод 2. Про алтайский мед все, наверное, сл ы шали. Его собирают пчеловоды в горах на пасеках. И еще в А л тайском крае единственный в стране завод, где делают облепиховое масло. В этом крае урожаи облепихи такие, что осенью горы оранжевые именно от ягод. А в южных районах созревают даже арбузы.

В Забайкалье природа тоже дарит нам много ягод, грибов, орехов, вызревают и овощи. Наверное, никто так не готовит грибные запеканки, как местные хозяйки. Самый любимый н а питок - чай с молоком.

Экскурсовод 1 . Очень хочется подробнее рассказать об истории напитка с таким знакомым названием: чай.

На Руси издавна завелся обычай приглашать в гости на чай. Первое чаепитие в России состоялось в 1638 году, и произошло это так.

Послы русского царя Михаила Федоровича, Старков и Нев е ров, прибыли в Монгольскую орду на переговоры. По время обеда Алтын-хан угостил их чаем. Не понравился русским гор ь ковато-терпкий напиток. А когда собрались они в обратный путь, хозяева предложили в подарок московскому государю ц е лое богатство - 6 пудов чая. Боясь гнева государева, Старков просил заменить чай парчой или хотя бы собольими шкурками, но Алтын-хан настоял на своем. Неведомый доселе темно-зеленый напиток велено было сначала попробовать придворн о му доктору. Все сошло благополучно, и подарок был вручен. Он появился на столе царской семьи, у бояр. Но когда запасы чая кончились, о нем забыли.

Вторичному проникновению чая в Россию (уже в 1675 году) опять помогли дипломаты. На сей раз его привезли из Китая немного, всего несколько лукошек, а вскоре в Москву потян у лись целые «чайные» караваны.

К началу восемнадцатого века чаепитие прочно вошло в ру с ский быт и стало настоящим ритуалом. За чаем решали важные семейные дела, заключали сделки. В XIX веке появились тра к тиры и чайные, которые вскоре превратились в своеобразные клубы, где собирались люди определенных кругов. В одном трактире за чашкой чая совершали крупнейшие торговые опер а ции оптовики - миллионеры, в другом - согревались чайком и делились новостями извозчики.

С каждым годом этот прекрасный напиток становится все более популярным. Его пьют и дома, и в гостях. Однако не сл е дует забывать, что в свое время одной из причин медленного распространения чая в Европе было подчас доходящее до курь е зов неумение обращаться с ним.

Хорошо известен анекдот о матери английского моряка, п о лучившей в подарок от сына фунт чая. Желая угостить соседей изысканным заморским блюдом, она сварила в кастрюльке весь фунт чая и, слив горькую и, по ее мнению, ненужную коричн е вую жидкость, разложила по тарелкам вываренные листья, пр и правив их сметаной.

Курьезы происходили и в других странах, в том числе и в России, причем здесь они имели свой национальный колорит. Так, в одной народной песне рассказывается о незадачливом дворовом человеке, который, получив распоряжение барина приготовить чай и не зная, как это делается, заправил варево перцем, луком, петрушкой. Получив взбучку за свою стряпню, слуга недоумевает:

Долго думал, удивлялся,

Чем же мог не угодить,

А потом лишь догадался,

Что чай забыл я посолить.

Конкурс «А знаете ли вы?»

Вопросы (задаются командам поочередно):

Что такое тефтели? (Кушанье в виде шарика из мясного или рыбного фарша - жареные.)

Что такое фрикадельки? (Кушанье в виде шариков из мя с ного иди рыбного фарша, сваренного в бульоне.)

Что такое бефстроганов? (Кушанье из мелких кусочков м я са, тушеных в сметане.)

Что такое азу? (Кушанье из мелких кусочков мяса в остром соусе.)

Что такое кулебяка? (Продолговатый пирог с начинкой из мяса, риса, капусты, рыбы, каши.)

Что такое сандвич? (Бутерброд, накрытый ломтем хлеба.)

На экране появляется изображение карты России.

III. Заключительная часть.

Экскурсовод. Вот и подошло к концу кулинарное пут е шествие. Крупный лайнер приземляется в нашем городе. Скоро вы вернетесь домой, отведаете любимое свое блюдо и обяз а тельно вспомните о богатстве русской кухни...

Приятного аппетита!


Конспект внеклассного мероприятия по комплексной программе по формированию культуры питания как составляющая культуры здоровья, здорового стиля поведения у обучающихся, воспитанников в школе-интернате «Преодоление».

По теме: «Необычное кулинарное путешествие»

"Национальные блюда разных стран"

(внеклассное мероприятие для 9 класса)

Составила воспитатель:

Пескова Е.С.

Самара 2015

Форма проведения: внеклассное мероприятие.

Место проведения: столовая, классная комната или кабинет технологии для девочек

Цель: познакомить детей с национальными блюдами разных стран, научиться технологии их приготовления

Задачи

- расширить знания учащихся о мировой кулинарии;

Убедить в том, что питание бывает не только вкусным, но и полезным

Подготовительная работа : разделить группу на 4 подгруппы, между ними поделить кухни стран мира: Россия, Франция, Италия и Грузия. Выбрать одно из национальных блюд каждой из стран. Закупить продукты для приготовления выбранных блюд. Дать задание каждой подгруппе приготовить соответствующее блюда и рассказ о нём. Подготовить презентации.

Ход занятия:

Воспитатель: Здравствуйте дорогие гости! Сегодня мы приглашаем вас в необычное кулинарное путешествие по странам мира. Все вы знаете, что кухни разных народов отличаются друг от друга, но в современном мире всё так перемешалось, что вы наверняка уверены, что котлета исконно русское блюдо. А вот и нет, само блюдо «котлета» пришло в русскую кухню из европейской кухни и если быть точнее из французской. Удивлены? Тогда готовьтесь, сегодня таких сюрпризов будет много. Раз уж мы заговорили о Франции с неё и начнём.

ФРАНЦУЗСКАЯ КУХНЯ по праву считается достоянием и даже особой французской философией. Во Франции впервые возникли и достигли совершенства многие основополагающие понятия современной кулинарии. К слову, часто можно прочитать, что французы -- гурманы. Во французском языке это слово означает просто излишнее пристрастие к еде. Для того, кто вникает в особенности вкусовых оттенков, смакует ощущения и разбирается в технологиях готовки, существует специальное слово -- гурме. Без сомнения, нарастающий ритм современной жизни не мог не затронуть и Францию, но все же именно здесь фаст-фуд пока еще не занял такие непоколебимые позиции, как в других европейских странах (хотя и заметно потеснил «высокую кулинарию»). Интерес к трапезе здесь считается естественным для людей любой квалификации и достатка. Обеденный перерыв во Франции -- дело святое, никто даже и не подумает его сократить или заняться в это время какими-то делами. В отличие от других стран постиндустриальной эры французские хозяйки еще не отвыкли готовить дома, мало уступают им и мужчины. Покупки принято делать не в супермаркетах, а в небольших лавочках, где можно осмотреть каждый пучок зелени, пощупать каждый кусочек мяса. И хотя молодежь постепенно расстаются с традициями, кулинары не сдают своих позиций.

Французская кухня славится исключительным разнообразием кулинарных изделий, тонкими вкусовыми и ароматическими качествами большинства из них. Французские повара достигают этого благодаря применению бесчисленного количества пряностей, приправ и ликеров для приготовления соусов, тушения мяса, приготовления рыбы и дичи. Во французской кухне используются все виды мясных продуктов. И готовятся эти продукты всеми возможными способами. Мясо варят, тушат, жарят, запекают. Характерной чертой французской кухни является также широкое применение, особенно в гарнирах ко вторым блюдам, таких овощей, как артишоки, спаржа, салат-латук. Эти богатые витаминами овощи у нас, к сожалению, мало используются. При варке овощей строго соблюдается правило: зеленые овощи для отваривания кладут в кипящую подсоленную воду и варят в открытой посуде; только сухие овощи предварительно опускают в холодную воду.

Французская национальная кухня отличается широким применением овощей и корнеплодов. Картофель, различные сорта лука (в том числе пашот, придающий пище специфический вкус), стручковая фасоль, шпинат, капуста разных сортов, помидоры, баклажаны, петрушка, салаты используются для приготовления закусок, первых и вторых блюд, а также в качестве гарниров. Особенно популярны салаты из богатых витаминами овощей: спаржи, артишока, лука-порея, салата-латука как свежих, так и консервированных. Ко вторым мясным блюдам, как правило, подают зеленый салат, салат из капусты.

Сегодня ребята решили порадовать Вас приготовлением салата с красивым и звучным названием «Коко Шанель»

Выходит группа, отвечающая, за французскую кухню. Все ингредиенты сварены и нарезаны заранее. Ребята рассказывают об продуктах используемых в данном рецепте, что они с ними сделали и комментирую каждое свое действие смешивают ингредиенты.

Ингредиенты для "Салат «Коко Шанель»":

    Курица (лучше грудка, отварная) - 400 г

    Помидор (свежий) - 400 г

    Картофель (отварной) - 400 г

    Перец болгарский (яркий, лучше красного цвета) - 300 г

    Сыр твердый - 250 г

    Масло оливковое (можно любое нерафинированное растительное)

    Сок лимонный

    Специи (соль, перец - по вкусу)

Рецепт "Салат «Коко Шанель»" :

Куриное мясо разбираем на волокна.
Картофель режем некрупно.
Сыр трем на терке среднего размера.

Перец режем тонкими полосками

Помидоры режем небольшими кусочками

Смешиваем все продукты, заправляем смесью: оливковое масло + лимонный сок + соль + черный молотый перец.
Салат готов. Подавать его следует на салатных листьях.
Приятного аппетита!

Воспитатель: Спасибо Вам ребята! Выглядит очень аппетитно. Дорогие гости записали рецепт? Ну что ж, а попробуем мы это блюда в конце нашего мероприятия.

А пока перейдём к следующей национальной кухне и это русская кухня.

Ру́сская ку́хня её блюда и вкусовые акценты меняются в зависимости от географического положения. Русская кухня вобрала в себя элементы древнеславянской кухни, а также блюда различных народов, населяющих Россию. Отличительная особенность блюд русской крестьянской кухни - практически не встречается такой приём как жарка . Как правило, пища готовилась в печи , поэтому очень широко используются варка, тушение , томление . Также для русской кухни характерна заготовка овощей и плодов при помощи квашения, соления и мочения. Однако, для современных вариантов русских блюд жарка является равноправным процессом приготовления наряду с остальными. В частности, жарке подвергаются блины и оладьи, яйца, многие виды мясных блюд. Основу питания большинства населения (крестьян) составляли зерновые и овощи, из которых готовились соленья, супы , каши и хлебобулочные изделия. Из ржаной, гороховой, и овсяной муки готовили кисели , причем, сладкие (современные) кисели появились лишь позднее с приходом в русскую кухню картофельного крахмала. Традиционным являлось разнообразие супов, среди которых наиболее известными являются щи , борщ , рассольник , солянка , калья , уха , ботвинья и окрошка . Из десертов известны сладкие мучные изделия: калачи, пряники, также варенья и мёд.

Традиционным десертом русской кухни являются печёные яблоки и другие печёные фрукты и ягоды. Специфически русские виды сластей, ныне совсем забытые:

    Овощи (морковь и огурцы), сваренные в меду, но не на открытом огне, а на водяной бане. Готовый продукт («русские цукаты») делался прозрачным и сохранял несколько упругую консистенцию.

    Толчёные ягоды (калина, рябина, малина), высушенные в натопленной печи в виде лепешек - «пастила». Употреблялись как заедки к напиткам, отчасти - как средства народной медицины против простудных заболеваний и авитаминоза.

    Высушенные в русской печи кусочки моркови или свеклы - «парёнки».

И сегодня ребята решили Вас удивить именно забытым нами рецептом приготовления Малиновой пастилы.

Выходит группа, отвечающая, за русскую кухню. Пастила приготовлена заранее, ребята просто рассказывают, что же такое пастила, как они её делали, из чего и демонстрируют готовый продукт.

Пастила – фруктово-ягодный десерт русской кухни. Пастилу готовят из взбитого пюре. Для ягодной пастилы отбирают бруснику, рябину, малину и смородину. До 1917 года в России самую лучшую пастилу готовили в Коломне, Ржеве и Белёве. Если коломенская пастила была однородной, то ржевская и белёвская – слоеная. В советское время готовили упрощённый вариант русской пастилы в форме небольших белых брусков, который по вкусу больше напоминает французский зефир.

Для рецепта нам потребовалось:

    малиновое пюре - 1 кг

    малиновый сок - 1 стакан

Процесс приготовления:

Малину помыли холодной водой, дали воде стечь, поместили в эмалированную кастрюлю, плотно закрыли и поставили в теплую духовку. Когда малина распарилась, ее в горячем состоянии протерли через сито. Полученное пюре поставили на слабый огонь, добавили сок и при постоянном помешивании уварили до уменьшения первоначального объема в 1.5-2 раза. Уваренную пастилу разлили слоем толщиной 1.5-2 см в формочки, устланные пергаментной бумагой, смазанной растительным маслом, чтобы пастила легко отделялась от бумаги. Пастилу мы сушили в духовке при температуре 60-70С, можно сушить на солнце. Подсушенную пастилу обсыпали сахарной пудрой.

Воспитатель: Выглядит очень аппетитно! Спасибо Вам ребята за напоминание такого прекрасного и простого русского народного рецепта. И самой главное, что это лакомство не содержит ни каких вредных веществ, а главное его составляющее малина- ягода богатая органическими кислотами, сахаридами, калием, кальцием, медью и витаминами группы A, B, C. Она обладает противовоспалительными, бактерицидными, жаропонижающими и восстанавливающими свойствами. Перейдём же к итальянской национальной кухне.

Итальянская кухня - традиционная кухня Италии , распространённая и популярная во всём мире, благодаря таким блюдам, как пицца и спагетти . Она очень разнообразна и региональная, в каждом регионе есть свои традиционные блюда.

В основе итальянской кухни лежат исторически сложившиеся многовековые традиции с культурными влияниями римлян , греков , лангобардов , арабов , и прочих народов, когда-либо населявших Италию или оказывавших влияние на формирование её культуры.

Популярные блюда

    спагетти, каннеллони, и прочие многочисленные макаронные изделия (с обширной и подробной классификацией). Они непременно подаются с одним из многих традиционных соусов, обилие которых создаёт разнообразие блюд, объединённых в итальянском (а также в английском и многих других языках) одним словом « паста » (итал. pasta ). Среди самых известных и простых блюд: Spaghetti Napoli (спагетти по-неапольски) - с томатным соусом, Spaghetti Bolognese (спагетти Болоньезе) - с томатным соусом и мясным фаршем, Spaghetti Aglio e Olio (спагетти с чесноком и маслом) - с горячим оливковым маслом и совсем слегка обжаренным в нём чесноком.

    пицца - известный во всём мире открытый пирог, запечённый с томатным соусом, сыром и разнообразными опциональными ингредиентами. Среди классических разновидностей итальянской пиццы следует выделить такие, как Маргарита (с продуктами цветов итальянского флага: моцарелла - белый, томатный соус - красный, базилик - зелёный) , Каприччиоза, Дьябола, Кватро формаджио («Четыре сыра») и Кватро стаджионе («Четыре сезона»)

    ризотто - блюдо из риса (используются сорта с высоким содержанием крахмала) на бульоне/воде. Среди классических ризотто - risotto alla milanese («ризотто по-милански») с луком и шафраном

    равиоли и тортеллини - блюда, схожие с пельменями

    чиабатта - белый хлеб

Воспитатель: Вот его-то и презентуют нам сегодня ребята.

Выходит группа, отвечающая, за итальянскую кухню. Чиабатта испечена заранее. Ребята рассказывают об продуктах используемых в данном рецепте, что они с ними сделали.

Необходимые ингредиенты:

Для опары:

    сахар - 1 щепотка;

    вода (теплая) - 1/3 стакана (+2 ст.л.);

    дрожжи (сухие) - 1/8 ч.л.;

    мука - 130г.

Для теста:

    мука - 300 г;

    дрожжи (сухие) - 1/2 ч.л.;

    оливковое масло - 2 ст.л.;

    молоко (теплое) - 3 ст.л.;

    вода - 1 стакан;

    соль - по вкусу;

    сыр (фета) - 1 упаковка.

Как готовить опару : необходимо сухие дрожжи в размере 1/8 ч.л., развести в двух ст. ложках теплой, но не горячей воды, затем дать им настояться в течении пяти-десяти минут. Если хотите ускорить процесс, до добавьте щепотку сахара.

Способ приготовления чиабатты

130 грамм муки, треть стакана воды и дрожжи разведенные, смешивали все. Получили тесто, немного жиденькое. Миску с этим тестом, накрыв полотенцем, поставили в теплое место и на 12-14 часов о нём забыли. Уже на следующий день, начали готовить, непосредственно, тесто. Взяли половинку ч. ложки сухих дрожжей и развили в теплом молоке (объем - 3 ст. ложки). Затем в миску насыпали 300 грамму муки, оливковое масло, опару, дрожжи, стакан воды и соль. Тесто замешали прямо в миске в течении 5 минут, оно жидкое, но муку больше не добавляли Спустя два-три часа тесто увеличилось в объёме в 2 раза.На следующем шаге посыпали стол мукой, не забываем обращаться бережно с тестом, чтобы не выпустить из него пузырьки воздуха. Тесто достаточно жидкое, поэтому переворачивать его лучше большим ножом с широким лезвием. Из теста сделали такие небольшие кусочки, они пригодятся в дальнейшем. Берем пекарную бумагу или пергамент и сооружаем такую конструкцию, используя степплер для скрепления.

Тесто ножом поделили на четыре части, осторожно выложили сначала по одной лепёшке в каждую форму, посыпали сыром и накрыли второй лепёшкой. Тесто жидкое настолько, что раскатывать его не надо. Потом сделали интересное сооружение - по краям противня поставили четыре стакана. И накрыли полотенцем, которое не должно касаться противня. Для расстойки оставили «выстаиваться» на час. Не стоит ожидать, что тесто сильно поднимется. Духовку разогретли до 250 градусов, на нижнюю решётку поставили поддон с водой. Выпекали при высокой температуре и с водой, потом воду убратли, а температуру убавили до 200 градусов. До появления корочки коричневого цвета, выпекали 20-25 минут. Чиабатта, после приготовления, должна немного отдохнуть на решётке или тарелки - 10 минут будет достаточно.

Чиабатту ребята естественно готовят заранее.

Краткий состав готового блюда «Чиабатта»

продукт

кол-во

вес
гр

белки
гр

жиры
гр

углеводы
гр

калорий
ккал

итого

на 100 гр готового продукта

Воспитатель: Хлеб с хрустящей корочкой, а какой аромат, как же хочется отломить кусочек! Спасибо Вам ребята! Ну последняя национальная кухня в рамках нашего мероприятия это Грузинская кухня!

Грузинская кухня - национальная кухня грузинского народа. Многие из грузинских блюд, такие как цыплёнок табака, харчо, хачапури, широко известны в мире и стали фактически интернациональными.

В идеологии составления блюд грузинская кухня опирается на контраст пряного и острого. Широко используются овощи, как в качестве самостоятельного блюда, так и в качестве дополнения к мясным блюдам.

Существует различие между традиционными кухнями Западной (к западу от Сурамского перевала) и Восточной Грузии. Для Западной Грузии характерно употребление лепёшек из кукурузной муки мчади, а также из кукурузной муки особого помола или из особого вида проса - чумизы, варят кашеобразную массу - гоми, в которую по вкусу добавляют сыр сулугуни. Для Восточной более распространено употребление пшеничного хлеба. Кроме того, в Западной Грузии большую часть мясного рациона составляет домашняя птица. Рыбные блюда мало распространены в Грузии, за исключением районов, расположенных вдоль рек. Наиболее известными супами грузинской кухни являются харчо, чихиртма, хаши и суп из мацони. Отдельно подаётся толчёный чеснок и подсушенный лаваш.

И сегодня на ваших глазах ребята приготовят чихиртму. (бульон приготовить заранее)

Чихиртма́ (груз. ჩიხირთმა ) - грузинский густой суп, с необычной (по крайней мере, для России) технологией приготовления. Как правило, чихиртму готовят на бульоне из домашней птицы, реже из баранины. Чихиртма характеризуется полным отсутствием овощной гущи. Представляет собой загущённый мукой (в Грузии используется кукурузная) концентрированный бульон, с введёнными в него взбитыми яйцами (чаще только желтками), и кислотой (сок лимона, граната), при этом кислота супа является не столько самоцелью, сколько способствует тому, чтобы белок яйца не свернулся в некрасивые серые хлопья, а создал бы единую с бульоном массу. Технология введения яйца в горячий бульон достаточно сложна. Она возникла на Востоке (Персия) и подробно описана В. В. Похлебкиным в книге «Тайны хорошей кухни ». Готовая чихиртма, наряду с обыкновенно применяемыми приправами и специями, заправляется кориандром, корицей и мятой.

Ингридиенты: 1 курица, весом около 1,2-1,3 кг 2 луковицы 3 яйца (только желтки) пучок свежей кинзы 2 ст.л. муки 2 ст.л. сливочного масла 2 ст.л. винного уксуса 1,5-2 ч.л. молотого шафрана соль, перец по вкусу

Рецепт приготовления блюда в домашних условиях Курицу промыли, положили в большую кастрюлю и залили 2 л холодной воды, поставили на огонь. После закипания сняли с поверхности воды пену и убавили огонь. Варили куриный бульон для чихиртмы в течение часа при слабом кипении. Шафран сложили в стакан, залить 80 мл кипятка и оставили настаиваться, пока варится бульон. Спустя указанное время вынули курицу из кастрюли и оставить остывать на тарелке, а бульон процедили через сито. В небольшую емкость отлили около 150 мл бульона и оставили остывать. Лук очищаем и мелко нарезаем, на сковороде растопили сливочное масло. Жарим лук в сливочном масле до мягкости и золотистого цвета на слабом огне (примерно 10 минут). Кинзу промыли, обсушили и мелко нарезаем, добавляем в кипящий куриный бульон вместе с жареным луком и размешиваем. В остывшем курином бульоне (150 мл) растворяем муку и размешали до полного растворения комочков, влили полученную смесь тонкой струйкой в суп, непрерывно его при этом помешивая. Остывшую курицу очищаем от костей и нарезаем мясо мелкими кусочками, добавляем в суп и готовим его на небольшом огне. Желтки отделяем от белков, соединяем их с уксусом и взбалтываем вилкой. Добавляем к желтковой смеси несколько ложек супа, тщательно размешиваем после каждой ложки. Вливаем желтковую смесь в кипящий суп вместе с настойкой шафрана (процедить ее через сито), солим, перчим блюдо по вкусу и размешиваем. Снимаем кастрюлю с огня, разливаем горячий суп по тарелкам и украшаем свежей кинзой. Чихиртма будет еще вкуснее, если при подаче добавить в каждую порцию немного лимонного сока.

Воспитатель: вот так легко и просто наши ребята приготовили национальный грузинский суп Чихиртма. А пока это чудо кулинарии не остыло, приглашаем Вас к нашему интернациональному столу.

Приятного аппетита!


Здоровье – это здорово Продукты разные нужны, блюда разные важны Режим питания Энергия пищи Где и как мы едим Ты - покупатель Ты готовишь себе и друзьям Кухни разных народов Кулинарная история Как питались на Руси и в России Необычное кулинарное путешествие


Здоровье – это здорово Известно, что наше здоровье на 25% зависит от наследственности, на 25% - от условий жизни, а на 50% - от… чего? Ответ: От образа жизни назад


Здоровье – это здорово Продолжи мудрость Сократа: «Мы живем не для того, чтобы есть, а едим для того, чтобы ….» Ответ: …жить. назад


Здоровье – это здорово Какой овощ на 95% состоит из воды, его соком протирают лицо для удаления угрей и пигментных пятен? Ответ: Огурец. назад


Здоровье – это здорово Кому принадлежат слова «Здоровый нищий счастливее больного короля» Ответ: А. Шопенгауэру. назад


Продукты разные нужны, блюда разные важны Найди ошибку в перечне продуктов, которые можно есть каждый день: морковь, салат листовой, ягодный морс, картофель фри, белокочанная капуста. Ответ: Картофель фри. назад


Продукты разные нужны, блюда разные важны Пища растительного или животного происхождения служит для нас основным источником углеводов? Ответ: Растительного. назад




Продукты разные нужны, блюда разные важны В теле человека содержатся различные минеральные вещества: железо, фосфор, йод, фтор, кальций, калий. А какого вещества в нас больше всего? Ответ: Кальций, из него состоят кости, ногти и зубы. назад


Режим питания Продолжи поговорку: «Завтрак съешь сам, обед раздели с другом, ужин…» Ответ: …отдай врагу. назад


Режим питания Без еды человек сможет прожить около месяца, а без воды? Ответ: Не более недели. назад


Режим питания Назовите самые простые способы очищения водопроводной воды от хлора. Ответ: Кипячение, отстаивание. назад


Режим питания Сколько раз в день, по мнению многих ученых, следует принимать пищу подросткам? Ответ: 4-5 раз. назад


Энергия пищи Продолжи высказывание Аристотеля: «Не ешь много, не ешь мало, ешь …» Ответ: …умеренно. назад


Энергия пищи Кому необходимо больше калорий: подросткам или людям пенсионного возраста? Ответ: Подросткам. назад


Энергия пищи Сколько примерно килокалорий в сутки нужно потреблять подростку? Ответ: 2450 – 2700 ккал. назад


Энергия пищи Объясни пословицу «Холод не терпит голод». Ответ: Организм голодного человека не вырабатывает достаточного количества энергии, чтобы согреться. назад


Где и как мы едим Как с английского переводится «фаст фуд»? Ответ: Быстрая еда. назад


Где и как мы едим Почему нельзя есть всухомятку? Ответ: Пища будет с трудом перевариваться, так как большая часть слюны впитается в пищевод. назад


Где и как мы едим Найди ошибку в перечне продуктов, которые можно взять с собой в длительный турпоход: сухари, печенье, колбаса вареная, орехи, шоколад, консервы. Ответ: Колбаса вареная. назад


Где и как мы едим Почему люди, приезжающие в другую страну, обычно берут с собой запас питьевой воды? Ответ: Вода в разных местах Земли разная по составу и свойствам, это может вызвать расстройство желудка. назад


Ты - покупатель Найди ошибку в списке продуктов длительного хранения (для хранения которых не нужен холодильник): растительное масло, мука, сыр, крупа, консервы. Ответ: Сыр. назад


Ты - покупатель Имеешь ли ты право вернуть в магазин продукты, если дома ты обнаружил, что они испорчены, или у них истекший срок годности? Ответ: Да, при условии сохранения чека. назад


Ты - покупатель Продолжи мудрость М. Сервантеса: «Ничто не дается нам так дешево и не ценится так дорого, как …» Ответ: …вежливость. назад


Ты - покупатель Должен ли ты платить за случайно разбитую банку в магазине? Ответ: Нет. назад


Ты готовишь себе и друзьям Что такое кулинария? Ответ: Искусство приготовления пищи. назад


Ты готовишь себе и друзьям Как называется прибор для приготовления поджаренных хлебцев? Ответ: Тостер. назад


Ты готовишь себе и друзьям В каком случае при приготовлении овощей теряется меньше всего витаминов: при приготовлении на открытом огне, при варке под крышкой, при приготовлении в микроволновке? Ответ: При приготовлении в микроволновке. назад


Ты готовишь себе и друзьям Почему почти все продукты нужно хранить в темном месте? Ответ: Потому что на свету некоторые витамины разрушаются. назад


Кухни разных народов Откуда в нашем языке появилось слово «бутерброд» и что оно означает? Ответ: Из Германии, буквальный перевод с немецкого – «хлеб с маслом». назад


Кухни разных народов Назови родину чая. Ответ: Китай. назад


Кухни разных народов В какой из перечисленных стран могла бы появиться пословица: «Море трудолюбивого моряка всегда прокормит»: Россия, Италия, Голландия, Япония, Казахстан. Ответ: Япония. назад


Кухни разных народов Что является традиционным источником витаминов для народов Крайнего Севера нашей страны, где не растут овощи и фрукты? Ответ: Сырое мясо и сырая рыба. назад


Кулинарная история Историки считают этот продукт современником хлеба. Вот одна из версий его изобретения: бедуины использовали кожаные мешки из овечьих желудков для перевозки молока. Жара, тряска, ферменты овечьего желудка превращали молоко в этот продукт. О чем идет речь? Ответ: О сыре. назад


Кулинарная история Легенда гласит: «Однажды китайский монах дал обет молиться день и ночь. Не выдержав, монах заснул, а утром, ужаснувшись, отрезал свои веки и бросил их на землю. Весной на этом месте вырос зеленый куст, листья которого обладали чудесным свойством: они прогоняли сон». О каком растении говорит легенда? Ответ: О чае. назад


Кулинарная история Этот кисломолочный продукт известен давно, его любят взрослые и дети. Настоящую славу он приобрел в 1501 году, когда король Франции Франсуа заболел. Врачи пророчили ему скорую смерть. Один из докторов посоветовал королю употреблять этот продукт каждый день. И король исцелился! Франсуа повелел завести во дворце коз, чтобы всегда было свежее молоко для приготовления этого продукта. Что это? Ответ: Йогурт. назад


Кулинарная история Однажды на горных склонах Эфиопии козы объели несколько низкорослых деревьев с шелковистыми листьями и красными ягодами. Козы пришли в такое возбуждение, что пастух долго не мог их успокоить. Попробовав листья и ягоды, пастух заметил, что долгое время потом не чувствовал усталости. Вскоре жрецы услышали об этом растении и научились изготавливать из его бобов напиток, который помогал им не засыпать во время многочасовых молитв. Что это за напиток? Ответ: Кофе. назад


Как питались на Руси и в России Какое блюдо на Руси раньше называли «варево», «хлебово», «похлебка»? Ответ: Суп. назад




Как питались на Руси и в России Почему издавна на Руси существовало множество способов заготовки продуктов впрок: соленье, варенье, квашение, вяление и т.д.? Ответ: На Руси суровые и длительные зимы, когда свежих продуктов не достать. назад


Необычное кулинарное путешествие На Руси и во многих других странах этот продукт особо почитался. В мире насчитывается по крайней мере 13 музеев этого продукта, в которых можно увидеть приспособления для его приготовления с древнейших времен. В Санкт-Петербургском музее можно узнать когда и как человек стал делать этот продукт, познакомиться с различными рецептами. Ответ: Хлеб назад


Необычное кулинарное путешествие Как называется жанр живописи, изображающий фрукты, овощи, продукты питания, цветы? Ответ: Натюрморт. назад


Необычное кулинарное путешествие Книга американского писателя Марка Курлански называется также, как и этот всем известный продукт питания. Он сейчас так доступен и так дешев, что мало кто может представить его ценность еще в начале 20 века. Он служил валютой, из-за него воевали и бунтовали, этим продуктом крестьяне выплачивали налог. О чем идет речь? Ответ: О соли. назад


Развитие представления о связях кулинарии с различными сторонами и аспектами жизни человека.

Развитие представления о правильном питании как составляющей культуры здоровья человека.

Развитие культурного кругозора учащихся, формирование интереса к различным видам искусства.

Пробуждение интереса к творческой деятельности, чтению.

Основные понятия : кулинария, искусство, живопись, литература, музыка.

Основные формы реализации : , экскурсия, работа в группах, творческий проект, викторина.

ИНФОРМАЦИОННАЯ СПРАВКА

Кулинария - сфера жизни, которая оказалась тесно связанной с искусством, творческой деятельностью человека. На протяжении многих тысячелетий еда для людей была не только источником насыщения, но и служила для получения удовольствия и наслаждения - вкусового, эстетического. Не случайно «кулинарная» тематика нашла свое широкое отражение в произведениях искусства, став в этом случае уже источником вдохновения для создания живописного, музыкального, литературного произведения.

Одним из наиболее известных жанров живописи, тесно связанным с изображением еды, продуктов, атрибутов стола, стал натюрморт . В переводе с французского это слово означает «мертвая натура». В натюрморте художники изображают различные предметы, которые окружают нас в жизни. Это - своего рода попытка по-новому взглянуть на привычный мир, найти в «обычном» необыкновенное и передать его красоту. Живописцы стремятся представить «материальное бытие» вещей, их объем, вес, фактуру, цвет, функциональную ценность, живую связь предметов с деятельностью человека. Не случайно жанр натюрморта у голландцев принято было называть «штил лебен» - «тихая жизнь».

Традиционно принято считать, что натюрморт как жанр живописи родился в Голландии. Однако на самом деле идея натюрморта сформировалась в Италии в XV веке. Расцвет итальянского натюрморта приходится на XVI век, в других странах Европы он завоевал популярность в XVII веке. Особую роль в развитии этого жанра сыграли фламандские и голландские художники (В. Хеда, Я. Рейсдаль, Брейгель). Их полотна очень часто посвящались кулинарной тематике - фрукты, дичь, рыба, морские животные изображались сочно и ярко. Интересно, что среди голландских натюрмортов даже выделился отдельный вид - так называемые «завтраки», на которых изображался стол, посуда, продукты («Завтрак с крабом», «Завтрак с цыпленком» и т. д.).

В развитии натюрморта можно выделить несколько этапов. Вначале было принято предметы быта изображать с небывалым изяществом. Для натюрмортов были характерны декоративная нарядность форм, яркость красок, праздничность (П. ван Норт «Рыбный натюрморт», Вилем Класс Хеда «Завтрак с ежевичным пирогом», Иозеф де Брей «Натюрморт со стихотворением в похвалу селедке»).

В таком виде натюрморт просуществовал вплоть до середины XIX века, когда французский реалист Гюстав Курбе наиболее отчетливо сформулировал новую концепцию и создал свою собственную школу натюрморта. Для нее было характерно максимальное приближение к реальности, отказ от «парадности» и определенного «приукрашивания», свойственного натюрмортам XVII-XVIII веков.

В XIX веке жанр натюрморта занял заметное место и в творчестве импрессионистов. Цель художников заключалась здесь не столько в том, чтобы передать сам предмет, сколько свое видение, возникающие чувства (Моне «Яблоки и виноград», Сезанн «Плоды в вазе в форме раковины», Виллемс «Натюрморт с хлебом» и т. д.).

В России натюрморт как жанр стал привлекать к себе внимание только в конце XIX века. Одно из главных мест принадлежит здесь работам И. И. Левитана, К. Коровина («Розы и фрукты»), И. Э. Грабаря («Цветы и фрукты на рояле», «Неприбранный стол»), Федотова и т. д.

Еще одно направление в живописи, связанное с кулинарией - бытовой жанр . Он является одним из наиболее древних в искусстве и посвящен изображению частной и общественной жизни человека. Бытовые («жанровые») сцены, известные с глубокой древности (в первобытном искусстве, в росписях и рельефах Древнего Востока, древнегреческой вазописи, эллинистических росписях, мозаиках, скульптуре, средневековых фресках и миниатюрах) и т. д. Одна из тем бытового жанра - еда. Среди русских художников, писавших в жанре бытовой живописи, следует назвать П. Федотова, А. Венецианова, Б. Кустодиева.

«Здоровый человек с благородным складом ума, - сказал Теккерей, - наслаждается описанием хорошего обеда не меньше, чем самой трапезой». Кулинарная тематика занимала и занимает заметное место и в литературе. Уже у античных авторов можно встретить подробное и яркое описание сцен приема пищи. (Платон, Ксенофонт, Плутарх, Лукиан, Геродот, Гомер). Сцены пиров дают представление не только о кулинарных пристрастиях и обычаях древних греков и римлян, но и культуре народа в целом: «Застольные опросы» Плутарха, «Пир» Платона, «Пирующие софисты» Афинея и т. д.

Кулинарная тематика продолжает находить свое отражение и в литературе Средних веков. Так, к примеру, в поэзии трубадуров («Песнях» Бернарта де Вентадорна, «Песнях трубадуров») так или иначе отражается и быт того времени, стороны жизни, связанные с приготовлением и приемом пищи, кулинарными традициями и обычаями.

В «Путеводителе к святому Якову» средневековый автор высмеивает гастрономические привычки гасконцев и наваррцев, считая их «деревенскими». «…Вы вступите в Гасконь, местность, богатую белым хлебом и превосходным красным вином; гасконцы… славятся своим гостеприимством, которое они всегда рады оказать беднякам. Но едят они без стола, усевшись в кружок вокруг огня, и пьют из одного стакана. Едят они много, пьют и того больше, но не пьянеют, и все они дурно одеты…

…У наваррцев все домочадцы, как слуга, так и хозяин, как служанка, так и хозяйка, едят все вместе из одного котелка ту пищу которая там сварена; едят вперемежку, руками, не пользуясь ложкой; пьют они из одного стакана».

Повседневные обычаи и привычки того времени зачастую не отличались изяществом и изысканностью. Средневековые авторы сыграли очень большую роль в их «смягчении» и «облагораживании». Они использовали возможности литературы для того, чтобы высмеивать невежество и грубость, а также «популяризировать» обычаи и традиции, получающие распространение в слоях знати - при дворцах вельмож и богатых людей, в том числе и связанные с эстетикой и этикой приема пищи.

На Руси самым известным литературным памятником Средневековья, связанным с кулинарной тематикой, стал «Домострой» - книга, регламентирующая повседневный быт. В ней описывались нормы религиозного и этического поведения, утверждались правила воспитания и семейного быта, давались практические советы ведения домашнего хозяйства. «Домострой» дает современному читателю яркое представление о повседневной жизни древнерусской зажиточной семьи.

Перед началом трапезы прежде всего священники Отца и Сына и святого Духа восславляют, потом деву Богородицу; едят с благоговением и в молчании или ведя духовную беседу; …И есть бы вам и пить во славу Божию, а не объедаться и не упиваться, пустых разговоров не вести и, если перед кем-то ставишь еду или питье и всякие яства или же перед тобою поставят какие яства, не подобает хулить их… но подобает дар Божий - всякую пишу - расхваливать и с благодарностью есть.

А в погребе, и на ледниках, и в подвалах хлебы и калачи, сыры и яйца, сметана и лук, чеснок и всякое мясо, свежее и солонина, и рыба свежая и соленая, и мед пресный, и еда вареная, мясная и рыбная, студень и всякий припас съестной, и огурцы, и капуста, соленая и свежая, и репа, и всякие овощи, и рыжики, и икра, и рассолы готовые, и морс, и квасы яблочные, и воды брусничные, и вина сухие и горькие, и меды всякие, и пива на меду и простые, и брага, - весь тот запас ведать ключнику…

В литературе Западной Европы в XIX веке сформировалась уже отдельная область кулинарного жанра, где были свои классики: Брийа-Саварен - «Физиология вкуса», Гримо де ля Рейнер -«Альманах гурманов» и т. д. Знаменитые писатели и философы посвящали свое время созданию «кулинарных шедевров». До сих пор во Франции большой популярностью пользуется «Большой кулинарный словарь», написанный А. Дюма, книга «Наука еды» философа Мишеля Монтеня.

А вот отрывок из поэмы великого немецкого поэта Генриха Гейне «Германия»:

…Накрыли. Весь старонемецкий стол
Найдется здесь, вероятно,
Сердечный привет тебе, свежий салат,
Как пахнешь ты ароматно!
Каштаны с подливкой в капустных листах,
Я в детстве любил не вас ли?
Здорово, моя родная треска,
Как мудро ты плаваешь в масле!
Кто к чувству способен, тому всегда
Аромат его родины дорог.
Я очень люблю копченую сельдь,
И яйца, и жирный творог.
Как бойко плясала в жиру колбаса!
А эти дрозды-милашки,
Амурчики в муссе, хихикали, мне
Лукавые строя мордашки…

В русской литературе XIX века кулинарная тематика также была представлена в поэзии - так, А. С. Пушкин хотя и иронизировал сам над собой, что слишком часто упоминает «о разных кушаньях и пробках» («Евгений Онегин»), оставил яркие описания традиционных для своего времени блюд и продуктов. Как отмечает известный историк В. Похлебкин - «кулинарными стишками» грешили… такие поэты, как П. А. Вяземский и Е. А. Баратынский». Большое внимание гастрономии уделяется в произведениях В. С. Филимонова (1787-1858), которого называли «кулинарным поэтом».

«…Вот с кулебякою родной,
Кругом подернута янтарной,
Душистой, жирной пеленой,
Уха стерляжья на шампанском,
За ней - ботвинья с астраханским
Свежепросольным осетром
И с свежей невской лососиной.
Вот с салом борщ, калья с вином,
С желтками красный суп с дичиной,
Морковный, раковый, грибной…»

Безусловно, следует отметить и произведения Н. В. Гоголя («Вечера на хуторе близ Диканьки», «Как поссорился Иван Иванович с Иваном Никифоровичем», «Старосветские помещики» и т. д.), а также М. Е. Салтыкова-Щедрина («Как мужик двух генералов накормил»), Лескова («Русский характер»), И. Шмелева («Лето Господне»).

Заметную роль кулинарная тематика играла и в русской драматургии - от Д. И. Фонвизина и И. А. Крылова до А. П. Чехова и С. А. Найденова. Так, по «Пестрым рассказам Антоши Чехонте» можно составить целое меню, традиционное для среднего класса того времени.

В современной литературе кулинарная тема также не обойдена вниманием. И это не только разнообразные пособия по приготовлению еды. Заметное место здесь занимают научно-популярные произведения, рассказывающие об истории кулинарии, культурных традициях и обычаях, связанных с приготовлением пищи. Яркий пример - книги историка В. Похлебкина, охватывающие самые разные аспекты кулинарии - «Кухни славянских народов», «Кулинарный словарь», «Занимательная кулинария» и т. д. Появляется все больше книг, где кулинарная тематика оказывается тесно связанной с тематикой социальной, социокультурной, исторической. Существует даже специальная международная премия Джеймса Берда, присуждаемая авторам наиболее ярких произведений.

Еде посвящались и музыкальные произведения. Интересно, что среди композиторов было мною гурманов, с именами которых связаны не только музыкальные шедевры, но и рецепты блюд. Так, во Франции широко известны «Куриные грудки „Берлиоз“», названные в честь великого композитора Гектора Берлиоза, «Яйца „Обер“», «Утка а-ля Россини».


Внимание учащихся следует обратить на следующее:

Еда для человека является источником удовольствия, эстетического наслаждения. Культура человека выражается, в том числе, и в умении оценивать вкус продуктов и блюд, выбирать наиболее гармоничные вкусовые сочетания, придавать значение эстетическим аспектам при организации своего питания.

Кулинария - особая сторона жизни человека, в которой большое место занимает творческая деятельность. Приготовление пищи может стать очень интересным занятием, когда человек может проявить свои способности, придумывая новое блюдо или вариант его оформления.

Варианты реализации темы:

Самостоятельная работа учащихся

Подростку предлагается дома самостоятельно выполнить задания на стр. 72-74 (посвященные кулинарной тематике в живописи).

Экскурсия в музей

В рамках реализации этой темы может быть организована экскурсия в местный художественный музей. Как правило, в экспозиции музеев есть раздел, посвященный натюрмортам и бытовой живописи, связанными с кулинарной тематикой.

Творческий проект «Вкусная картина»

Педагог предлагает учащимся нарисовать натюрморт - изобразив свое самое любимое блюдо. Из картин учащихся в классе организуется «Вкусная галерея».

Самостоятельная работа учащихся

Педагог предлагает учащимся самостоятельно дома выполнить задания на стр. 74-76.

Ключ для задания «Кроссворд»

По вертикали.

1. Полба. 2. Рыба… 3. Перец… 4. Лимонад… 5. Рис.

По горизонтали.

1. Суп… 2. Бутерброд… 3. Каша.

Викторина «Необычное кулинарное путешествие»

Викторина проводится совместно с преподавателем изобразительного искусства, преподавателем музыки. В мероприятии могут принять участие родители.

В начале «путешествия» учащиеся распределяются по группам. Каждая группа получает свой «маршрутный лист», в котором указаны этапы «Музейный», «Музыкальный», «Живописный», «Литературный».

На этапе «Музейный» подростки отвечают на вопросы, связанные с историей кулинарии (история столовых приборов, традиционных блюд, кулинарных праздников).

На этапе «Музыкальный» подросткам нужно вспомнить и спеть песню, в которой говорится о каком-то блюде или продукте.

На этапе «Живописный» угадать художника выбранной ими картины, связанной с кулинарной тематикой.

Результаты группы фиксируются в ее «маршрутном листе».

Единица содержания : знакомство с необычными музеями мира.

Цели занятия:

Обучающий аспект.

  • познакомить учащихся с необычными музеями мира (познавательные универсальные учебные действия);
  • применить знания при создании пригласительного билета в необычный музей (познавательные универсальные учебные действия).

Развивающий аспект.

  • развивать мышление при сравнении разных типов музеев (познавательные универсальные учебные действия);
  • развивать монологическую речь при ответах (коммуникативные универсальные учебные действия);
  • развивать умение работы в группе (коммуникативные универсальные учебные действия);
  • осуществлять учебную деятельность, контролировать и оценивать результаты своей работы (регулятивные универсальные учебные действия);

Воспитывающий аспект.

  • воспитывать интерес к мировой культуре.
  • формировать личностное восприятие эмоционального отношения к разнообразию музеев мира (личностные универсальные учебные действия).
  • воспитывать культуру общения со сверстниками (коммуникативные универсальные учебные действия).

Тип занятия: Изучение новых знаний.

Этапы занятия:

  • подготовка к активной учебно-познавательной деятельности (Пг);
  • усвоение нового материала (Усв);
  • первичная проверка усвоения (Пп);
  • итог на рефлексивной основе (Ит).

Оборудование:

  • интерактивная доска;
  • ноутбук;
  • раздаточный материал с напечатанными заданиями;
  • заготовки приглашений;
  • канцелярские принадлежности.

1. Организационный (1 мин.).

Задача : настроить на работу.

2. Мотивационный (3 мин.).

Задача : включение в деятельность на личностно значимом уровне.

Деятельность педагога: организует беседу.

Деятельность учащихся: вступают в диалог.

– Какие сказочные средства передвижения рассказывают нам о мечте человека заглянуть в другую страну, в другое время? (ответы детей)

– Правильно, ковер-самолет, машина времени.

– Существует ли «машина времени» в действительности? … Для осуществления своей мечты люди придумали все-таки «машину времени». Она есть почти в каждом городе. Угадайте, что это за «машина» по следующему стихотворению:

Есть место, где всегда живет история,
Предметы, вещи и дела минувших лет.
И мы, входя на эту территорию,
Стараемся на все найти ответ.
Нам в этом месте каждый экспонат
Расскажет об истории эпохи.
Экскурсовод спокойный, умный, строгий,
Увидеть вас здесь снова будет рад.
Там нам подарят много впечатлений
Научат нас прекрасное ценить,
Мы знаем – память многих поколений
Там будут бережно хранить!
Чтоб провести нам время интересно
И с пользой для себя и для друзей,
Нам долго выбирать не нужно место –
Мы дружно отправляемся…. в музей !

– Кто догадался, что это за «машина»? (Да, это музей .)

3. Актуализация знаний. (10 мин)

Задача : повторить понятие «музей».

Давайте вспомним, в каких музеях мы с вами были?

  • Битцевский парк;
  • Музей народной игрушки;
  • Дарвиновский музей;
  • Музей декоративно-прикладного искусства;
  • Школьный музей.

Что вы узнали нового, посетив эти музеи? Что запомнили?....

Кто ответит, что такое музей?

Музей (от греч. - храм музы) - учреждение, занимающееся собиранием, изучением, хранением и экспонированием предметов - памятников естественной истории, материальной и духовной культуры, а также просветительской и популяризаторской деятельностью.

Как вы думаете, что бы ответили сами музеи на вопрос: «Что может храниться в ваших залах?»

Варианты ответов: одежда, машины, музыкальные инструменты, останки древних животных и растений, технические изобретения, картины, произведения искусства и т.д.

Музейные экспонаты – это предметы, дошедшие до нас из другого времени.

Много сотен лет назад люди начали собирать и хранить вещи, чем-то им дорогие и памятные. Туда могли входить разные интересные коллекции: оружия, книг, украшений, картин, посуды и т. д. Эти вещи хранились в соборах и монастырях. Но их могли увидеть не все желающие.

Одним из первых музеев принято считать Александрийский музей в Египте. Он был создан в III веке до н.э. В музее много старинных вещей, хранятся вещи из разных стран, они рассказывают о жизни в прошлом. В Александрийском музее находилась самая крупная библиотека древности, которой пользовались многие ученые того времени. К сожалению, с конца IV века мы не имеем известий ни о музее, ни о знаменитой библиотеке.

В России царь Петр1 впервые стал собирать редкие и интересные вещи в помещении для общего обозрения, которое называлось Кунсткамера, она находится в г.Санкт-Петербурге.

Какие бывают музеи? (Архитектурные, исторические, художественные, науки и техники, театральные, литературные, музыкальные, мемориальные, заповедники, краеведческие).

Музеи бывают разные. Например, музеи зоологические, в них собраны чучела животных разных стран, коллекции насекомых и бабочек.
Геологические, где собраны коллекции минералов и камней.

Музеи ботанические, театральные, музыкальные, литературные и т.д.

В краеведческом музее можно узнать об истории своего края, в историческом музее можно узнать не только, но и увидеть прошлое и настоящее своего народа.

Немало у нас музеев, которые посвящены выдающимся писателям, композиторам, ученым, артистам.

Назовите музеи, которые вы знаете.

Во всем мире и в нашей стране существуют огромное количество музеев.

Мы с вами совершим необычное путешествие – находясь в классе, посетим сразу несколько музеев.

САМЫЕ ИЗВЕСТНЫЕ МУЗЕИ МИРА

Государственный музей Эрмитаж в Санкт-Петербурге (Россия)

Находится в Санкт-Петербурге. Основан в 1764году императрицей Екатериной II. Эрмитаж – один из крупнейших музеев мира.

Государственная Третьяковская Галерея и Оружейная палата в России

Находится в Москве. Музей основан купцом Павлом Михайловичем Третьяковым в 1856 году. Он собирал коллекцию с 1856 по 1892 годы и в 1892году передал ее в дар Москве. Экспозиция музея насчитывает 150 тысяч экспонатов.

Оружейная палата Московского Кремля была построена в 1844-1851 г.г. на территории Кремля.

Из разных стран мира приезжают в нашу страну туристы, чтобы познакомиться с этими коллекциями.

Музей Прадо в Испании (Мадрид)

Один из крупнейших музеев, представляющий собрание живописи, скульптуры и декоративно-прикладного искусства, а также шедевры мастеров испанских, итальянских и других школ.

Музей Лувр в Париже (Франция)

Музей расположен в центре Парижа, на правом берегу Сены. Самые известные шедевры Лувра это Мона Лиза Леонардо да Винчи, древнегреческие скульптуры Венеры Милосской и Ники Самофракийской.

Музей восковых фигур Мадам Тюссо в Лондоне (Великобритания)

Фигуры в музее мадам Тюссо представлены не только историческими личностями. Здесь находятся экспонаты, отражающие изменения в окружающем нас мире. В музее можно сфотографироваться с восковыми фигурами легендарных певцов, музыкантов, политиков, комиков и ученых.

Галерея Уффици во Флоренции (Италия)

Это одна из самых прекрасных коллекций картин и скульптур на планете, с работами, относящимися к эпохе Возрождения, написанными такими мастерами, как да Винчи, Рафаэль, Микеланджело, Рембрандт, Караваджо и многие другие. Одной из главных достопримечательностей здесь является Рождение Венеры Ботичелли.

НЕОБЫКНОВЕННЫЕ МУЗЕИ

Существуют необыкновенные музеи. Например:

Музей картофеля (Бельгия)

Город Брюссель славится Музеем картофеля , в котором представлена богатая история этого бесценного продукта. Мы узнаем, как корнеплод попал в Европу, где поначалу был наречен “плодом дьявола”. В музее можно увидеть картину Ван Гога “Едоки картофеля”, а также послушать музыкальную пьесу Баха, написанную в честь картофеля.

Музей бананов (Калифорния, США)

В коллекции Кена Баннистера есть бананы на любой вкус. Игрушки, лампы, часы, стулья и масса других предметов в форме банана. Есть здесь и уникальные экспонаты, такие, как сделанная из банана курительная трубка или жемчужина коллекции – окаменелый банан.

Музей шпионажа

Самый большой из таких музеев находится в финском городе Тампере. Первое, что вы увидите в этом музее – себя на экране. Но найти скрытую камеру вам не удастся. Здесь есть множество прослушивающих, подсматривающих и передающих устройств. Но среди всех “шпионских” штучек внимание привлекает детектор лжи, причем любой желающий может проверить себя на этом аппарате.

Музей воды

Музей воды был открыт в 2003 году. Музей Вселенная воды находится в петербургской Водонапорной башне и занимает несколько этажей.

Музей кошки. В музее представлены разнообразные экспонаты с котами, а кроме выставок здесь проводят аукционы, показы кинолент, песенные конкурсы, показы мод для мохнатых модников и кошачьи шоу. В музее обитают два «оживших» экспоната – сибирский кот Бонифаций и кошка Массия, которые будут сопровождать вас на протяжении всей экскурсии.

Музей Чебурашки. Один из самых миниатюрных в Москве. Занимает две комнаты. Первая часть экспозиции фактически размещается в старинной телефонной будке. Собрание включает в себя многочисленные изображения известного героя: игрушки, открытки, значки, книги, посуда, одежда и т.д. Коллекция собрана из экспонатов, предоставленных поклонниками Чебурашки. Представлены изображения других героев сказки и мультфильма.

4. Физкультминутка. (1 мин)

Аист, Аист, длинноногий.
Покажи домой дорогу.
Топну правою ногой.
Топну левою ногой.
Снова правою ногой.
Снова левою ногой
И тогда приду домой.

5. Творческая работа. Работа в группах.(15 мин)

Задача: формировать умения работы в группе, умения обобщать и делать выводы.

Мы с вами познакомимся еще с тремя необычными музеями, которые существуют. О каких музеях пойдет речь, вы расскажете друг другу сами.

Учащиеся класса делятся на три группы. Каждой группе дается задание, как представить название музея, чтобы другие группы учеников догадались, о каком музее пойдет речь.

1 группа. «Музей снежинок»

Задание: необходимо выбрать из предложенных загадок те, которые подходят к названию музея и загадать их участникам других групп.

  • Я, как песчинка, мал и землю покрываю, я из воды рождён и сам её рождаю.
  • Не лает, не кусает, а в дом не пускает.
  • Как пух, лежу я на полях и, как алмаз, блещу при солнечных лучах.
  • Висит груша, нельзя скушать.
  • Есть один такой цветок, не вплетёшь его в венок. На него подуй слегка - был цветок – и нет цветка.

Есть единственный музей в мире - музей снежинок. В Японии на острове Хоккайдо. Основатель музея снежинок - Накая Укитиро, учёный, чье имя и носит музей.

Музей создан прямо в пещерах. В залах представлены фотографии снежинок в самых разных формах. Первый человек, сумевший сфотографировать снежинки фермер из США Уилсон Бентли. Издал в 1931 г. альбом с этими уникальными снежинками (всего 2500 снимков).
Двух одинаковых снежинок не бывает. Но почти все они имеют шестиконечную форму. Снежинки с четырьмя, пятью или восемью лучами в природе не встречаются. А с тремя или двенадцатью лучами изредка встречаются. Форма снежинок зависит от температуры воздуха. Самые крупные в мире снежинки были зафиксированы в 1944 г. 30 апреля в Москве. Они закрывали собой ладонь и походили на страусиные перья.

2 группа. «Музей шоколада»

Задание : опорными словами описать шоколад. О чем пойдет речь. Например: сладкий, темный, белый, пористый, с начинкой и т.д.

Несколько музеев на нашей планете расскажут об истории любимого всеми продукта – шоколада. Самый первый Музей шоколада появился в германском городе Кельне.

В музее имеется миниатюрная шоколадная фабрика, где через окна можно увидеть, как производится шоколад.

Работает небольшой конвейер, из которого на глазах посетителей сыплются конфеты. Самый впечатляющий экспонат – это огромный шоколадный фонтан высотой 3 метра, в котором циркулирует около 200кг жидкого шоколада. Его может попробовать любой желающий.
Среди 7000 экспонатов – грампластинки, изготовленные из шоколада; детские игрушки, наполненные шоколадом; выросло даже шоколадное дерево.

3 группа. Музей живых бабочек «Тропический рай»

Задание : мимикой и жестами показать, о каком насекомом пойдет речь.

Музей живых бабочек «Тропический рай» находится в Санкт-Петербурге и состоит из трех уютных залов, в которых среди тропических растений порхают огромные живые бабочки из Америки, Азии и Африки.

Одновременно в музее можно наблюдать до 40 разновидностей тропических бабочек, а также полюбоваться тропическими растениями и садом камней-самоцветов.

Можно увидеть, как из куколок появляются бабочки, понаблюдать над первым полетом «новорожденных».

Как рождаются бабочки, чем питаются, где живет самая большая и самая маленькая на планете бабочка, можно узнать, посетив этот музей.

Индивидуальная работа. (7-10 мин.)

В какой музей вы бы хотели пригласить наших гостей? Давайте нарисуем для них пригласительные билеты.

6. Рефлексивный. (5-7 мин.)

Подведение итогов: о чем сегодня шла речь? О каких музеях вы сегодня узнали?

Самооценка:

  • Я узнал (-а)…
  • Мне понравилось…
  • Мне бы хотелось…
2024 english-speak.ru. Изучение английского языка.