Выявление пробелов в знаниях учащихся. Методическая разработка на тему " пути ликвидации пробелов в знаниях по русскому языку". Организация работы по устранению пробелов

Работа по выявлению и устранению пробелов в знаниях учащихся - неотъемлемая часть деятельности каждого учителя. Своевременность и тщательность этой работы - залог высоких результатов обучения.

Учитель-практик знает, сколь кропотлив и важен этот труд. Если не уделять данному вопросу серьезного внимания, то очень скоро даже способные ученики погрязнут в ошибках. Нельзя умалять роли и пускать эту работу на самотек, что называется, от случая к случаю. Необходимо проводить мероприятия по выявлению и устранению пробелов в знаниях систематически и планомерно.

Трудно вычленить данный вид педагогической деятельности из целостного процесса - процесса обучения, в котором все взаимосвязано.

Систематическая работа по выявлению и устранению недостатков и пробелов в знаниях учащихся - одно из основных условий повышения качества обучения. Учитель должен использовать общепринятые формы и изобретать, внедрять свои средства контроля, умелое владение которыми предупреждает отставание, обеспечивает активную работу каждого учащегося.

Цели работы:

  • формирование прочных знаний;
  • обучение приемам самоконтроля;
  • формирование потребности в самоконтроле;
  • воспитание ответственности за выполненную работу;
  • развитие индивидуальных творческих способностей обучающихся.

Задачи, решаемые в ходе работы

Контролирующая . Выявление состояния знаний и умений учащихся, уровня их умственного развития, изучение степени усвоения приемов познавательной деятельности, навыков рационального учебного труда. Сравнение планируемого результата с действительным, установление эффективности используемых методов, форм и средств обучения.

Обучающая. Совершенствование знаний и умений, их обобщение и систематизация. Школьники учатся выделять главное, основное в изучаемом материале. Проверяемые знания и умения становятся более ясными и точными.

Диагностическая. Получение информации об ошибках и пробелах в знаниях и умениях и порождающих их причинах. Результаты диагностических проверок помогают выбрать более интенсивную методику обучения, а также уточнить направление дальнейшего совершенствования методов и средств обучения.

Прогностическая. Получение опережающей информации: достаточно ли сформированы конкретные знания, умения и навыки для усвоения следующей порции учебного материала. Результаты прогноза используют для создания модели дальнейшего поведения учащегося, допускающего сегодня ошибки данного типа или имеющего определенные пробелы в системе приемов познавательной деятельности.

Развивающая. Стимулирование познавательной активности учащихся. Развитие их речи, памяти, внимания, воображения, воли, мышления.

Ориентирующая . Получение информации о степени достижения цели обучения отдельным учеником и классом в целом. Ориентирование учащихся в их затруднениях и достижениях. Вскрывая пробелы, ошибки и недочеты, указывать направления приложения сил по совершенствованию знаний и умений.

Воспитывающая. Воспитание у учащихся ответственного отношения к учению, дисциплины, честности, настойчивости, привычки к регулярному труду, потребности в самоконтроле.

Организацию работы по выявлению и устранению пробелов в знаниях подразделяю на этапы: выявление ошибок; фиксирование ошибок; анализ допущенных ошибок; планирование работы по устранению пробелов; устранение пробелов ЗУН; меры профилактики.

I этап. Выявление ошибок

Осуществляется в ходе проверки письменных работ, устных ответов, само- и взаимоконт-роля.

Письменные работы провожу регулярно. Строго слежу за самостоятельностью выполнения. Наиболее эффективными (для выявления ошибок) формами письменных работ считаю:

    в начале и конце учебного года - тестирование с последующим составлением матрицы данных (см. табл.1, в которой четко видны ошибки каждого в отдельности и класса в целом) (копии таких матриц выдаю на каждый стол для индивидуальной самостоятельной работы по анализу ошибок);

    в течение учебного года - традиционные контрольные и предшествующие им самостоятельные работы, письменный опрос теоретического материала;

    для усвоения контроля «узкой» темы: математические диктанты («Закончи фразу», «Заполни пропуски», «Сформулируй вопрос», «Вычисли устно и запиши ответ»), «Цепочки» (для проверки усвоения знаний с числами и многочленами), минитесты («Согласен с утверждением - ставь “+”, иначе - “–”»). Задания такого типа позволяют быстро и, главное, своевременно обнаружить пробелы в знаниях по изучаемой теме, что полезно и учителю, и ученику.

Устная проверка ЗУН направлена на выявление типичных ошибок конкретной темы и общеучебных умений и навыков. Она эффективна, если направлена на выявление осмысленности восприятия знаний и осознанности их использования, если стимулирует самостоятельность и творческую активность учащихся. Качество вопросов определяется характером умственных действий, которые выполняют учащиеся при ответе на вопрос. Поэтому среди проверочных заданий выделяю вопросы, активизирующие память (на воспроизведение изученного), мышление (на сравнение, доказательство, обобщение), речь. Большое значение имеют проблемные вопросы, которые заставляют применять полученные знания в практической деятельности. Качество устной проверки зависит от подбора вопросов и последовательности их постановки. Каждый вопрос должен быть логически завершенным, предельно сжатым и точным. Выделю два условия качественного выявления знаний:

Ученику никто не мешает (ответ комментируется потом);

Прерывать ученика можно только в том случае, если он не отвечает на вопрос, а уклоняется в сторону.

Приемы устной проверки использую на различных этапах урока.

Привитие учащимся умений и навыков самоконтроля не только позволяет им находить собственные ошибки, но и благотворно с воспитательной, психолого-педагогической точки зрения. Формы: «Найти и объясни ошибку» (свою, допущенную одноклассником, запланированную учителем), «Проверь ответ и пойми ошибку», «Оцени свой ответ».

Взаимоконтроль качества и эффективности учебной деятельности школьников помогает учителю осуществлять проверку знаний учащихся и содействует выработке таких качеств личности, как честность и справедливость, коллективизм. «Задай вопрос», «Найди дыру в решении (как в математическом бое) и задай вопрос» (чтобы помочь отвечающему самому найти ошибку), «Дай рецензию ответа», «Объясни решение товарищу», взаимопроверка домашних и проверочных работ, правил, формул, теорем, определений - вот далеко не все формы взаимоконтроля. Положительно еще и то, что взаимопроверку можно проводить и во внеурочное время. Взаимопроверка знаний активизирует деятельность учащихся, повышает интерес к знаниям и нравится им. В ходе взаимного контроля раскрываются индивидуальные особенности учащихся, повышается интерес к знаниям. Ребятам нравится сам процесс, укрепляются их взаимоотношения с товарищами.

На этом этапе анализируется правильность восприятия и понимания учебного материала, вскрываются слабые стороны в знаниях, обнаруживаются недочеты, пробелы, ошибки в работах и ответах учащихся. Это позволяет учителю вовремя наметить меры по их преодолению и устранению.

II этап. Фиксирование ошибок

Фиксирование ошибок происходит параллельно их выявлению, но далеко не каждый ученик способен усвоить материал и выработать прочные умения и навыки даже после классической цепочки: учитель показал - ученик сам порешал - учитель указал на ошибки - ученик выполнил работу над ошибками. Приступая к изучению новой темы, школьник часто забывает многое из предыдущего материала. Только путем многократного, продолжительного, периодического повторения каждым учеником своих «проблемных» тем, возвращения к «слабому» звену в цепочке знаний можно добиться результатов в обучении математике. Необходимо вести строгий учет ошибок в виде списка, регулярно работать с ним: вносить изменения, держать ошибку на контроле до той поры, пока не будет твердой уверенности в качестве усвоения. Это занятие не из легких, оно требует терпения и времени. Но цель оправдывает средства. И тот, кто пройдет этот путь, будет вознагражден учебными достижениями своих учеников. Рациональными формами фиксирования ошибок, на мой взгляд, являются следующие:

    Матрица данных - таблица, в которую заносятся результаты проверки теста. Она позволяет увидеть картину «справляемости» по классу в целом и каждого ученика в отдельности (табл.1).

    Тетрадь учета ошибок (она может быть выполнена в электронном виде) cодержит список класса и мониторинг «справляемости» со всеми письменными работами. На каждого ученика заводится отдельная страница (или часть ее), куда заносится информация о конкретных ошибках, ведется учет усвоения знаний. Наглядно видно, у кого какие проблемы, кто чего не сдал (табл.2).

    По ходу урока, при выполнении домашних работ настоятельно рекомендую ученикам, если что-то не смогли сразу понять, ставить пометки на полях (типа «?»), чтобы потом подумать или воспользоваться помощью учителя, одноклассника. Нацеливаю учеников на то, чтобы не оставляли «непонятных» участков без внимания.

III этап. Анализ допущенных ошибок

Анализ допущенных ошибок выполняется после каждого вида работы устно или письменно, учителем или учеником - в зависимости от рода деятельности. Проводится количественный и качественный анализ. Тщательно проведенный анализ позволяет глубоко изучить пробелы и достижения отдельных учеников, выделить типичные ошибки и основные затруднения учащихся, изучить причины их появления и наметить пути их устранения.

IV этап. Планирование работы по устранению пробелов в знаниях

Эта работа строится на основании анализа, результаты которого доводятся до учеников.

    Учитель намечает, когда, кого, с какой целью спросить и какие для этого использовать средства.

    Работа над ошибками проводится после каждой письменной работы, повторный зачет - после неудовлетворительной отметки.

    Осуществляется строгий контроль за тем, чтобы каждый ученик выполнил все контрольные и зачетные работы (даже если пропустил).

Таблица 1

Матрица данных

Класс

Часть 1

Часть 2

Итого

Отметка

№ задания

Сумма баллов

Сумма баллов

Верный ответ

1. Иванов И.

2. Петров П.

10. Якушев Ю.

Средний балл

Итоговый тест по алгебре в 8-м классе состоял из двух частей. Часть 1 содержала 17 заданий с выбором ответа. Каждое верно решенное задание оценивалось 2 баллами. Часть 2 содержала 7 заданий с развернутым решением. Каждое задание оценивалось своим максимально возможным числом баллов.

V этап.

Устранение пробелов в знаниях

    Анализ работы в классе.

    Выяснение мнения класса по поводу полученных результатов.

    Работа над ошибками, индивидуальная и фронтальная, с обязательной последующей письменной проверкой (до получения положительной отметки).

    Задания на повторение во время фронтального опроса и индивидуально (до получения положительной отметки).

VI этап. Меры профилактики

Трудно лечить болезнь, лучше ее не допустить. Ошибки - тоже своего рода недуг. Свести их к минимуму способствуют следующие профилактические меры.

    Тексты письменных заданий должны быть удобными для восприятия: грамотно сформулированными, хорошо читаемыми.

    Активная устная отработка основных ЗУН, регулярный разбор типичных ошибок.

    При объяснении нового материала предугадать ошибку и подобрать систему заданий на отработку правильного усвоения понятия. Акцентировать внимание на каждом элементе формулы, выполнение разнотипных заданий позволит свести ошибочность к минимуму.

    Подбор заданий, вызывающих интерес, формирующих устойчивое внимание.

    Прочному усвоению (а значит, отсутствию ошибок) способствуют правила, удобные для запоминания, четкие алгоритмы, следуя которым заведомо придешь к намеченной цели.

К примеру, изучая формулы приведения , предлагаю ребятам запомнить всего три слова, но строго в таком порядке:

1) четверть; 2) знак; 3) название.

Следуя этому алгоритму, ошибок не будет. Предположим, что нужно упростить выражение sin(π – x ). Рассуждения строим так:

1) четверть: π – x , значит, II четверть;

2) знак: во II четверти у синуса знак «+»;

3) название: не меняем, так как p находится на горизонтальной оси, положение которой соответствует отрицательному качанию головой.

Итак, sin (π – x ) = sin x .

    Систематическое приучение к самоконтролю позволяет добиться заметных результатов. При этом растет общая математическая культура школьников, их работы и ответы становятся более грамотными.

Таблица 2

Фрагмент тетради учета ошибок

10 класс
Ученик Аронов С.
Раздел программы:
«Тригонометрические функции»

Элемент содержания

Усвоение знаний

Числовая окружность

Определения тригонометрической функции

Радианная мера

Основные формулы

Формулы приведения

Свойства функций

Графики тригонометрических функций

План работы

по ликвидации пробелов знаний

по геометрии в 8 классе

План разработан

учителем математики

Базакиной А.В.

Лямбирь- 2016

Аннотация

Главный смысл деятельности учителя естественно-математического цикла состоит в том, чтобы создать каждому обучающемуся ситуацию успеха. Успех в учении - единственный источник внутренних сил подростка, рождающий энергию для преодоления трудностей при изучении такого трудного предмета, как математика. Даже разовое переживание успеха может коренным образом изменить психологическое самочувствие обучающегося. Успех обучающегося может создать учитель, который сам переживает радость успеха. Учитель может помочь слабоуспевающему ученику подготовить посильное задание, с которым он должен выступить перед группой.

Обучающийся может отставать в обучении по разным зависящим и независящим от него причинам:

пропуски занятий по болезни; слабое общее физическое развитие, наличие хронических заболеваний; задержка психического развития; педагогическая запущенность: отсутствие у подростка наработанных общеучебных умений и навыков за предыдущие годы обучения: низкая техника чтения, техника письма, счета, отсутствие навыков самостоятельности в работе и др.;

неблагополучная семья; проблема «улицы»; прогулы;

Мы, учителя предметники, должны знать, почему ученик не усваивает учебную программу, как ему можно помочь в этом деле. Установить конкретно причины неуспеваемости учителю и классному руководителю должны помочь узкие специалисты (врач, психолог, социальный педагог), родители ученика, он сам и его одноклассники.

Цели:

-ликвидация пробелов у учащихся в обучении математики;

-создание условий для успешного индивидуального развития ученика.

Что прежде всего нужно сделать в работе со слабоуспевающими?

- создать благоприятную атмосферу на уроке;

- своевременно оказывать помощь на дополнительных занятиях и организовать работу консультантов;

- изменить формы и методы учебной работы на уроках математики, чтобы преодолеть пассивность обучающихся и превратить их в активный субъект деятельности. Использовать для этого обучающие игры;

- освободить подростков от страха перед ошибками, создавая ситуацию свободного выбора и успеха;

- ориентировать детей на ценности: человек, семья, отечество, труд, знания, культура, мир, которые охватывают важнейшие стороны деятельности;

- культивировать физическое развитие и здоровый образ жизни.

Организация работы по устранению пробелов

Работа по выявлению и устранению пробелов в знаниях учащихся - неотъемлемая часть деятельности каждого учителя. Своевременность и тщательность этой работы - залог высоких результатов обучения.

Учитель-практик знает, сколь кропотлив и важен этот труд. Если не уделять данному вопросу серьезного внимания, то очень скоро даже способные ученики погрязнут в ошибках. Нельзя умалять роли и пускать эту работу на самотек, что называется, от случая к случаю. Необходимо проводить мероприятия по выявлению и устранению пробелов в знаниях систематически и планомерно.

Трудно вычленить данный вид педагогической деятельности из целостного процесса - процесса обучения, в котором все взаимосвязано.

Систематическая работа по выявлению и устранению недостатков и пробелов в знаниях учащихся - одно из основных условий повышения качества обучения. Учитель должен использовать общепринятые формы и изобретать, внедрять свои средства контроля, умелое владение которыми предупреждает отставание, обеспечивает активную работу каждого учащегося.

Цели работы:

    формирование прочных знаний;

    обучение приемам самоконтроля;

    формирование потребности в самоконтроле;

    воспитание ответственности за выполненную работу;

    развитие индивидуальных творческих способностей обучающихся.

Задачи, решаемые в ходе работы

Контролирующая . Выявление состояния знаний и умений учащихся, уровня их умственного развития, изучение степени усвоения приемов познавательной деятельности, навыков рационального учебного труда. Сравнение планируемого результата с действительным, установление эффективности используемых методов, форм и средств обучения.

Обучающая. Совершенствование знаний и умений, их обобщение и систематизация. Школьники учатся выделять главное, основное в изучаемом материале. Проверяемые знания и умения становятся более ясными и точными.

Диагностическая. Получение информации об ошибках и пробелах в знаниях и умениях и порождающих их причинах. Результаты диагностических проверок помогают выбрать более интенсивную методику обучения, а также уточнить направление дальнейшего совершенствования методов и средств обучения.

Прогностическая. Получение опережающей информации: достаточно ли сформированы конкретные знания, умения и навыки для усвоения следующей порции учебного материала. Результаты прогноза используют для создания модели дальнейшего поведения учащегося, допускающего сегодня ошибки данного типа или имеющего определенные пробелы в системе приемов познавательной деятельности.

Развивающая. Стимулирование познавательной активности учащихся. Развитие их речи, памяти, внимания, воображения, воли, мышления.

Ориентирующая . Получение информации о степени достижения цели обучения отдельным учеником и классом в целом. Ориентирование учащихся в их затруднениях и достижениях. Вскрывая пробелы, ошибки и недочеты, указывать направления приложения сил по совершенствованию знаний и умений.

Воспитывающая. Воспитание у учащихся ответственного отношения к учению, дисциплины, честности, настойчивости, привычки к регулярному труду, потребности в самоконтроле.

Организацию работы по выявлению и устранению пробелов в знаниях подразделяю на этапы: выявление ошибок; фиксирование ошибок; анализ допущенных ошибок; планирование работы по устранению пробелов; устранение пробелов ЗУН; меры профилактики.

I этап. Выявление ошибок

Осуществляется в ходе проверки письменных работ, устных ответов, само и взаимоконтроля.

Письменные работы провожу регулярно. Строго слежу за самостоятельностью выполнения. Наиболее эффективными (для выявления ошибок) формами письменных работ считаю:

    в начале и конце учебного года - тестирование с последующим составлением таблицы, в которой четко видны ошибки каждого в отдельности и класса в целом;

    в течение учебного года - традиционные контрольные и предшествующие им самостоятельные работы, письменный опрос теоретического материала;

    для усвоения контроля «узкой» темы: математические диктанты («Закончи фразу», «Заполни пропуски», «Сформулируй вопрос», «Вычисли устно и запиши ответ»), «Цепочки»), минитесты. Задания такого типа позволяют быстро и, главное, своевременно обнаружить пробелы в знаниях по изучаемой теме, что полезно и учителю, и ученику.

Устная проверка ЗУН направлена на выявление типичных ошибок конкретной темы и общеучебных умений и навыков. Она эффективна, если направлена на выявление осмысленности восприятия знаний и осознанности их использования, если стимулирует самостоятельность и творческую активность учащихся. Качество вопросов определяется характером умственных действий, которые выполняют учащиеся при ответе на вопрос. Поэтому среди проверочных заданий выделяю вопросы, активизирующие память (на воспроизведение изученного), мышление (на сравнение, доказательство, обобщение), речь. Большое значение имеют проблемные вопросы, которые заставляют применять полученные знания в практической деятельности. Качество устной проверки зависит от подбора вопросов и последовательности их постановки. Каждый вопрос должен быть логически завершенным, предельно сжатым и точным. Выделю два условия качественного выявления знаний:

Ученику никто не мешает (ответ комментируется потом);

Прерывать ученика можно только в том случае, если он не отвечает на вопрос, а уклоняется в сторону.

Приемы устной проверки использую на различных этапах урока.

Привитие учащимся умений и навыков самоконтроля не только позволяет им находить собственные ошибки, но и благотворно с воспитательной, психолого-педагогической точки зрения. Формы: «Найти и объясни ошибку» (свою, допущенную одноклассником, запланированную учителем), «Проверь ответ и пойми ошибку», «Оцени свой ответ».

Взаимоконтроль качества и эффективности учебной деятельности школьников помогает учителю осуществлять проверку знаний учащихся и содействует выработке таких качеств личности, как честность и справедливость, коллективизм. «Задай вопрос», «Найди дыру в решении и задай вопрос» (чтобы помочь отвечающему самому найти ошибку), «Дай рецензию ответа», «Объясни решение товарищу», взаимопроверка домашних и проверочных работ, правил, формул, теорем, определений - вот далеко не все формы взаимоконтроля. Положительно еще и то, что взаимопроверку можно проводить и во внеурочное время. Взаимопроверка знаний активизирует деятельность учащихся, повышает интерес к знаниям и нравится им. В ходе взаимного контроля раскрываются индивидуальные особенности учащихся, повышается интерес к знаниям. Ребятам нравится сам процесс, укрепляются их взаимоотношения с товарищами.

На этом этапе анализируется правильность восприятия и понимания учебного материала, вскрываются слабые стороны в знаниях, обнаруживаются недочеты, пробелы, ошибки в работах и ответах учащихся. Это позволяет учителю вовремя наметить меры по их преодолению и устранению.

II этап. Фиксирование ошибок

Фиксирование ошибок происходит параллельно их выявлению, но далеко не каждый ученик способен усвоить материал и выработать прочные умения и навыки даже после классической цепочки: учитель показал - ученик сам порешал - учитель указал на ошибки - ученик выполнил работу над ошибками. Приступая к изучению новой темы, школьник часто забывает многое из предыдущего материала. Только путем многократного, продолжительного, периодического повторения каждым учеником своих «проблемных» тем, возвращения к «слабому» звену в цепочке знаний можно добиться результатов в обучении математике. Необходимо вести строгий учет ошибок в виде списка, регулярно работать с ним: вносить изменения, держать ошибку на контроле до той поры, пока не будет твердой уверенности в качестве усвоения. Это занятие не из легких, оно требует терпения и времени. Но цель оправдывает средства. И тот, кто пройдет этот путь, будет вознагражден учебными достижениями своих учеников. Рациональными формами фиксирования ошибок, на мой взгляд, являются следующие:

    Таблица, в которую заносятся результаты проверки теста. Она позволяет увидеть картину «справляемости» по классу в целом и каждого ученика в отдельности (табл.1).

    Тетрадь учета ошибок (она может быть выполнена в электронном виде) cодержит список класса и мониторинг «справляемости» со всеми письменными работами. На каждого ученика заводится отдельная страница (или часть ее), куда заносится информация о конкретных ошибках, ведется учет усвоения знаний. Наглядно видно, у кого какие проблемы, кто чего не сдал (табл.2).

    По ходу урока, при выполнении домашних работ настоятельно рекомендую ученикам, если что-то не смогли сразу понять, ставить пометки на полях (типа «?»), чтобы потом подумать или воспользоваться помощью учителя, одноклассника. Нацеливаю учеников на то, чтобы не оставляли «непонятных» участков без внимания.

III этап. Анализ допущенных ошибок

Анализ допущенных ошибок выполняется после каждого вида работы устно или письменно, учителем или учеником - в зависимости от рода деятельности. Проводится количественный и качественный анализ. Тщательно проведенный анализ позволяет глубоко изучить пробелы и достижения отдельных учеников, выделить типичные ошибки и основные затруднения учащихся, изучить причины их появления и наметить пути их устранения.

IV этап. Планирование работы по устранению пробелов в знаниях

Эта работа строится на основании анализа, результаты которого доводятся до учеников.

    Учитель намечает, когда, кого, с какой целью спросить и какие для этого использовать средства.

    Работа над ошибками проводится после каждой письменной работы, повторный зачет - после неудовлетворительной отметки.

    Осуществляется строгий контроль за тем, чтобы каждый ученик выполнил все контрольные и зачетные работы (даже если пропустил).

V этап.

Устранение пробелов в знаниях

    Анализ работы в классе.

    Выяснение мнения класса по поводу полученных результатов.

    Работа над ошибками, индивидуальная и фронтальная, с обязательной последующей письменной проверкой (до получения положительной отметки).

    Задания на повторение во время фронтального опроса и индивидуально (до получения положительной отметки).

VI этап. Меры профилактики

Трудно лечить болезнь, лучше ее не допустить. Ошибки - тоже своего рода недуг. Свести их к минимуму способствуют следующие профилактические меры.

    Тексты письменных заданий должны быть удобными для восприятия: грамотно сформулированными, хорошо читаемыми.

    Активная устная отработка основных ЗУН, регулярный разбор типичных ошибок.

    При объяснении нового материала предугадать ошибку и подобрать систему заданий на отработку правильного усвоения понятия. Акцентировать внимание на каждом элементе формулы, выполнение разнотипных заданий позволит свести ошибочность к минимуму.

    Подбор заданий, вызывающих интерес, формирующих устойчивое внимание.

    Прочному усвоению (а значит, отсутствию ошибок) способствуют правила, удобные для запоминания, четкие алгоритмы, следуя которым заведомо придешь к намеченной цели.

    Систематическое приучение к самоконтролю позволяет добиться заметных результатов. При этом растет общая математическая культура школьников, их работы и ответы становятся более грамотными.

План работы по ликвидации пробелов в знаниях по геометрии

Предупреждение и ликвидация пробелов в знаниях – одна из важнейших задач учителей-предметников, неполный подход к данной работе ведёт к накоплению пробелов в знаниях, что требует практических выходов путём дополнительных занятий.

Мы видим, что именно при письменных работах большинство учащихся допускают простые ошибки. Правописание орфограмм и несоблюдение пунктуации зависит иногда не только от мастерства учителя. Зачастую причины большого количества ошибок бывают не только в недоучённости учащегося, а и в психологической дисгармонии в классе; а бывает просто у ученика неуверенность в собственных силах.

Здесь уже необходима специальная работа со школьниками, внушение им посильности при выполнении поставленной задачи.

Причина ученических неудач очень часто связана с конфликтностью в отношениях ученика к учителю, неверное оценивание учащегося.

Вот несколько способов ликвидации пробелов в знаниях школьников:

1 Ведение индивидуальной таблицы пробелов ученика, где можно видеть результативность.

2 Работа по карточкам с текстами правил и тестированием.

Ученик забывает, в учебнике какого класса надо искать данное правило. При появлении затруднения или неуверенности в правильности написания слова ученику разрешается консультироваться с текстом соответствующей карточки. Таким образом оказывается индивидуальная помощь школьнику в ликвидации того или иного пробела в его знаниях.

3 Проверка учениками тетрадей, основываясь на опорный образец. Цель проверки: не разгрузить учителя, а реализовать методический приём, направленный на устранение пробела в знаниях учеников, выработку сосредоточить внимание. Это ведёт к положительному изменению статуса неуспевающего ученика.

4 Взаимопроверка заданий, выполненных на уроке.

Если учащиеся выполняют тренировочную работу, и вы видите, что слабый ученик понял, усвоил этот материал, его можно назначить дежурным консультантом по ряду, (пусть он проверяет правильность выполнения задания другими и оказывает помощь тем, кто нуждается в этом). Для ученика это лучший способ закрепления материала, кроме того – это эффективный способ применить статус и внушить уверенность в возможной успешной деятельности по этому предмету.

5 Проведение шуточно-игрового дня « День письмоговорения».

В этот день ученики и учителя говорят слова так, как пишутся, а не слышатся.

Это будет забавно, но полезно. Нужно заметить, что и диктанты должны диктоваться чётко на всех этапах, кроме контрольных. Очень важный момент стимулирования учебной деятельности должен быть отражён на этапах закрепления, где надо учитывать следующее:

Чем сложнее задание, тем больше времени нужно школьнику на его выполнение. Не давая времени на одбумывание, вы приучите его к безответственности, провоцируя на ошибки;

Учащимся не нужно объявлять все задания, так как только одно задание удерживается в памяти, а второе мешает поиску ответа;

На этапе закрепления надо максимально использовать факторы попутного изучения и снятия факторов, мешающих ученику сосредоточиться;

Этап закрепления - это элемент обучения, а не контроля знаний, поэтому ученикам может ставиться только поощрительная оценка; любой неправильный ответ ученика – это информация о том, что надо ещё раз объяснить учебный материал;

Надо продумать, чем занять сильных учеников, иначе появятся проблемы с дисциплиной и незанятостью учащихся;

Использование игровых форм закрепления материала;

Фронтальная проверка с использованием средств получения массовой обработанной связи (сигнальные карточки и др.);

Нельзя выносить на доску и анализировать допущенные ошибки: полезно разбирать, как надо делать, а не как делать не надо, (чем больше идёт работа с ошибкой, тем больше она запоминается;

Надо придумывать меры стимулирования и поощрения даже самых слабых учеников;

Нельзя увлекаться заданиями на заучивание правил, ученикам необходимо понять суть правила.

Боясь затормозить развитие учащегося, мы преждевременно переходим к непосильному ему способам действий. Это «выключает» ученика из работы, заставляет терпеть неудачи, отбивает желание учиться, ухудшает отношение к предмету, а в итоге приводит к стабильной, хотя и прикрытой тройкой неуспеваемости.

Все эти рекомендации каждый учитель может адаптировать к своим возможностям и опыту работы. Важно понять, что проблемы в знаниях – это не вина, а беда многих наших учеников. И наша задача – помочь школьникам понять, что надо делать, чтобы материал был понят, и чтобы ученье было в радость.

ГУ « Каракольская СШ»

ДОКЛАД на тему: « Предупреждение и ликвидация пробелов в знаниях учащихся».

Подготовила: учитель русского языка и литературы Халилова З.Н.

2016 – 2017 учебный год

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ

краевое государственное автономное профессиональное образовательное учреждение

«Многофункциональный центр профессиональных квалификаций в области сервиса и гостеприимства»

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

ПУТИ ЛИКВИДАЦИИ ПРОБЕЛОВ В ЗНАНИЯХ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ

Разработала

Гаврикова Ирина Владимировна

преподаватель

для специальности

260807.01 Повар, кондитер

Красноярск,2015

Знания - это бесценное богатство, которое ты должен приоб рести в годы детства, отрочества, ран ней юности. То, что ты не приобрел в юные годы, никогда не приобретешь в такой же мере потом.

Н. Г. Чернышевский. !

Одна из задач профессиональной школы повышение качества образования и воспитания учащихся.

В русской педагогике и психологии идеями развивающего обуче ния посвятили свои работы Л. С. Выготский, М. А. Данилов, Н.А. Менчинская, И. Я. Лернер и др. По мнению психолога Н.А. Мен чинской, понятие «Умственное развитие» характеризуется двумя показателями: наличие знаний и владение методами умственной деятельности.

Умственное развитие осуществляется в процессе овладения новыми знаниями, навыками и умениями. Но усвоить новые знания нель зя, если нет базовых знаний. Поэтому возникает острая проблема предупреждения неуспеваемости учащихся и ликвидации пробелов в знаниях.

1. Известно, что знание особенностей личности учащихся позволяет педагогу развить и совершенствовать возможности уча щихся, способствует лучшему их проявлению. Великий русский педагог К.Д. Ушинский подчеркивал: «Если педагогика хочет воспитать человека во всех отношениях, то она должна прежде узнать его точнее во всех отношениях». 3

Решение этих задач требует усиления внимания к психолого- педагогическому изучению учащихся. Изучение учащихся можно начать с изучения аттестатов за 9 -летнюю школу. Уже это дает возможность выделить слабых и более сильных учеников.

Специфика профессионального обучения заключается в том, что учащиеся, испытывающие затруднения в теоретическом обучении, при овладении трудовыми умениями и на выками достигают заметных успехов.

Поэтому для успешной работы по ликвидации пробелов в знани ях, необходимо более глубоко изучить учебные возможности каждо го учащегося. Преподавателю одного предмета сделать это очень сложно.

Еще А.С. Макаренко писал: «Ни один воспитатель не имеет права действовать в одиночку, на свой собственный риск и на свою ответ ственность. Должен быть коллектив воспитателей, и там, где воспитатели не соединены в коллектив и коллектив не имеет единого плана работы, единого тона, единого точного подхода к ребенку, там не может быть никакого воспитательного процесса».

Значит, необходимы коллективные усилия всего педагогического коллектива.

Преподаватель каждого предмета, вместе с мастером производст венного обучения ведет наблюдения за учащимися первого курса, обобщает свои наблюдения.

На втором заседании (октябрь) методической комиссии общеобразовательных предметов мастер с классным руководителем групп первого курса, дает характеристику каждому учащемуся и этим характеристики дополняются преподавателями других, дисциплин.

Только после этого можно наметить меры, направленные на предупреждение неуспеваемости и осуществить индивидуальный под ход к каждому ученику.

Таким образом, система мер борьбы за качественную ус певаемость включает три основных этапа:

- контроль и учет появившихся изменений.

Опыт показывает, что организовать ликвидацию пробелов в знаниях можно, если предусмотреть еще ряд мер:

    определение знаний, умений учащихся по материалу 4-9 классов;

    определение типичных для предмета и для конкретной учебной группы пробелов в знаниях и умениях;

    анализ содержания учебного материла за девятилетнюю школу и выявление базовых знаний и умений по предмету, необходимого для успешного овладения этим предметом в дальнейшем;

    использование для восполнения пробелов не отдельных приемов, а разнообразных их сочетаний;

    строгий учет ликвидируемых пробелов;

    создание уверенности у слабоуспевающих учащихся в сво их силах.

Учащиеся, в большинстве своем, обнаруживают пробелы в зна ниях русского языка, на первой проверочной работе за курс девятилет ней школы.

Анализируя содержание учебного материала девятилетней шко лы, нужно выделить базовые знания, необходимые для успешного овладения предметом.

На протяжении многих лет моей работы итоги первой прове рочной контрольной работы почти всегда стабильны. Но нужно и отметить, что с каждым годом знания учащихся за школьный курс ухудшаются. Сейчас почти никто не пишет работу на «5», на курсе (это четыре-пять групп) на «4» две - три работы, половина всех учащихся пишут на «3», остальные на «2».

Чтобы было удобно контролировать, как продвигается работа по ликвидации пробелов, ведется специальная тетрадь, в которую зано сится, результаты первой контрольной работы и отличаются пробелы в знаниях каждого ученика по каждому заданию. Результаты зачетной контрольной работы, которые тоже заносятся в тетрадь, по кажут, как продвинулась работа по ликвидации про белов. Работа продолжается до тех пор, пока пробелы не будет лик видированы.

Для работы над пробелами проводится серия уроков повторе ния, дополнительных занятий, консультаций.

Уже на уроках повторения видно, после проведения тестирования, диктантов, кому из учащихся необходима дополнительная помощь. Для оказания такой помощи проводятся консультации и дополнительные занятия. Дополнительные занятия и консультации должны иметь четко выраженную направленность на развитие учебных возможностей. Работа с каждым слабоуспе вающим учеником должна строиться в зависимости от установленной причины отставания в учении.

Если, например, основной, доминирующей причиной, является недостаточное развитие навыков мышления и учебного труда, то одна из главных задач педагога заключается в развитии основных операций и умений учится; если ведущая причина слабой успевае мости кроется в отсутствии воли, то формирование волевых качеств становится центральным в воздействиях педагога и т. д.

Очень помогают в этой работе различные карточки-задания. Например, выполнение заданий по аналогии, с помощью алгорит мов, задания с задания с выбором правильного решения, карточки для фронтальной работы на уроке, дифференцированные задания и т. д.

Кроме этого «большую пользу в этой работе приносят специ альные карточки обучающего характера по основным разделам учебной программы.

Каждая карточка содержит краткий теоретический материал, образец решения примера по нему и запись решения другого приме ра с пропусками, чтобы учащийся попробовал свои силы, заполняя пропуски. В конце карточки предлагается пример для самостоя тельного решения. Такие карточки можно использовать на дополни тельных занятиях, на консультациях или для работы дома. Они по зволяют каждому ученику работать в своем, привычном темпе, по степенно, определенными дозами повторяя забытый материал, вос полняя пробелы.

Преподаватели на дополнительных занятиях могут принимать зачеты у слабоуспевающих учеников по отдельным вопроса темы, а так же заслушивать устные ответы не которых отстающих учеников (тех, кто по разным причинам испытывает сильное волнение, смущение и не может заставить себя говорить на уроке).

Дополнительные занятия и консультации обладают еще одной особенностью, имеющей большое значение при работе со слабоуспева ющими учащимися. Преподаватель, побеседовав с отдельными учениками, может узнать их поближе, проникнуться их заботами, трудностями. Проникновение во внутренний мир ученика способст вует сближению его с учителем, взаимопониманию и расположению друг к другу. Особенно это важно в установлении доброжелатель ных отношений с «трудными» учениками.

Завершением серии уроков повторения является зачет и зачетная контрольная работа. Зачет можно провести в виде смотра знаний по основным темам повторения.

Эта работа так же оценивается и оценка вносится в ведомость.

Итог всей работы повторения - зачетная контрольная работа. Работа проводится по карточкам, у каждого учащегося свой вариант. Результаты этой работы, как и первой заносятся в специальную тет радь.

Из этих записей видно, какой прогресс достигнут в ликвидации пробелов в знаниях.

Индивидуальная работа с обучающимися по ликвидации пробелов по русскому языку.

Грамотность зависит не только от знания учеником правил правописания, но и от многих других факторов: насколько безошибочно слышит он звуковой состав слов; понимает их смысл, строение и связь с другими словами в предложении; много ли он читает; насколько богат его активный словарь и развита связная речь. Поэтому надо прежде всего выяснить, чего недостаёт ему для хорошей успеваемости: или он пропустил материал и вся беда его в незнании правил, или же ему «не даётся» грамотность, а необходимые навыки не формируются.

Учёт пробелов можно отражать в специальной «Ведомости учёта текущих пробелов», в которой отмечаются все изучаемые орфограммы и пунктограммы и результаты проверки ЗУНов учащихся по каждой теме, включая отработку пропущенного по каким-то причинам или не усвоенного вовремя учебного материала.

Гораздо сложнее обстоит дело, когда грамотность и по мнению ученика, и по мнению учителя «не даётся». Важным средством при этом является анализ типичных ошибок. Такой учёт поможет объективно рассказать о степени запущенности грамотности. При опросе ученика можно установить характер его затруднения: то ли он не знает правил правописания, то ли он не может эти правила применять, то ли ему недостаёт общего языкового развития.

Первый этап – это учёт ошибок, являющихся типичными для всей группы ошибок, который отражается в «Тетради учёта ошибок группы» (заполняется после проверки контрольных диктантов).

Образец:

Дата_____________

Выполняли контр. работу_______уч-ся; отсутствовали________уч-ся

На «5»:_____; на «4»: ______; на «3»:______; на «2»:_____

Качество:__________%; абсолютная успеваемость:___________%;

Вид орфограммы, пунктограммы

Слова, предложения, в которых допущены ошибки

Ф.И.уч-ся, допустивших ошибки на данное правило

Проверяемая безударная гласная в корне

Тя..жёлый

В.е.селье

Г.о.ристый

Иванов С.(!)

Петрова Ю.

Чем хороши такие «Тетради»? Тем, что они очень полезны, просто необходимы для учителя русского языка. Типичной считается ошибка, если она трижды встретилась в работах учеников всей группы. Выписав ошибки из контрольной работы, сразу видишь, над какими разделами надо больше работать. Значит, при всех видах работ стараюсь больше всего уделять внимание этим правилам (объяснение слов, комментирование, графическое выделение, грамматические разборы и т.д.) Во-вторых, эти тетради хороши и для строго индивидуальной работы: в любую минуту урока ученику её можно дать для работы над своими ошибками у доски или на месте, ибо здесь собран материал по всем основным правилам правописания.

Второй этап. Кроме общего учёта ошибок, существует индивидуальный учёт ошибок (при проверке рабочих тетрадей ошибочное написание не исправляется, а подчёркивается – ученик должен сам исправить, объяснить графически). Здесь возможны проблемы, т.к. учащиеся не все выполняют работу над ошибками в своих тетрадях: не хотят, не владеют навыком проверки, не приучены с начальных классов работать над ошибками.

Установить характер ошибки – это ещё только начало работы, конечная же цель – такие ошибки изжить, избавиться от них.

Форм работы по ликвидации запущенности в грамотности учащихся много, но в основе своей – это следующие:

    комментированное письмо:

ученик должен не просто писать, а писать, постоянно рассуждая, причём рассуждая строго определённым образом. Например: чита..т – глагол с безударным личным окончанием, значит, ставлю глагол в неопределённую форму: читать, оканчивается на –ать, в исключениях нет – 1 спряжение – пишу Е.

решение орфографических задач по алгоритму (особенно эффективный способ работы для слабых учеников).

Рассмотрим на примере правописания безударных падежных окончаний существительных.

На ветк.. сирен.. сидел воробей.

На ветк… сирен…

1) ветка (ж.р., 1 скл.) 1) сирень (ж.р, 3 скл.) – только И

2)на земле (П.п.)

Алгоритм «Правописание безударных падежных окончаний существительных: Е или И?»:

1)Ставлю слово в начальную форму (Кто? Что?) Определяю склонение:

1 скл. 2 скл. 3 скл. –ия, -ие, -ий

И или Е только Е только И только И

2)проверяю словом с ударным

окончанием «земля»

(по принципу единообразного написания

морфем)

Навыки работы по алгоритму доводятся до автоматизма.

Если такую работу проводить постоянно, то не сразу, конечно, но ощутимый результат почувствуется.

Главное достоинство занятий комментирования, в том числе и по алгоритму, в том, что они позволяют формировать весь комплекс умений, развивают орфографическую зоркость, учат выбирать нужное правило и применять его.

*Работа над ошибками (используется «Тетрадь учёта ошибок группы», подчёркивание ошибочных написаний в рабочих тетрадях, работа со словарём).

Третьим немаловажным условием успешной работы является

*разнообразие тренировочного материала (разной степени трудности).

Существуют и другие формы работы: организация взаимопомощи учащихся, помощи со стороны родителей, помощь учителя, самостоятельная работа учащихся дома по определённой учителем программе.

Таким образом, задача индивидуальной работы – ликвидировать пробелы в знаниях учащихся, «слабых» вывести в «средние», а «средних»– в «сильные».

План работы по ликвидации пробелов в знаниях по русскому языку

п\п

Виды деятельности

Срок

Составление и реализация индивидуального плана занятий со слабоуспевающими учащимися

Октябрь

Вовлечение мастера производственного обучения группы в учебно-воспитательный процесс:

Информирование родителей учащихся о результатах тренировочно -диагностических работ;

Проведение индивидуальных бесед с родителями с целью усиления контроля за подготовкой слабоуспевающих учеников

В течение учебного года

Обеспечение учеников необходимыми методическими материалами по русскому языку для дополнительной самостоятельной работы.

С начала учебного года.

Определение для учащихся конкретных тем для отработки знаний, умений, навыков, необходимых для преодоления минимального порога успешности по русскому языку.

Ноябрь

Контроль выполнения индивидуальных заданий

На каждом уроке

Проведение занятий по разделам программы, вызвавшим наибольшее количество ошибок:

Звуки и буквы, звукобуквенный анализ слова;

Лексика и фразеология, лексическое значение слов, фразеологические обороты, синонимы, антонимы, омонимы);

Морфемный и словообразовательный разбор; орфограммы в приставках, корнях, окончаниях слов, полногласие в словах, употребление гласных после шипящих;

Правописание суффиксов различных частей речи;

Синтаксис: словосочетание, двусоставные и односоставные предложения; грамматические основы в предложениях разных видов; ССП, СПП, БСП: их отличительные особенности, знаки препинания в них;

Знаки препинания при обособленных определениях, обстоятельствах, сравнительных оборотах;

Знаки препинания при словах и конструкциях, грамматически не связанных с предложением

Консультация.

Дополнительные занятия по графику

Комплексный анализ текстов.

По плану

Методика сжатого изложения. Применение трех способов сжатия текста при написании изложения.

По плану

Строение сочинения-рассуждения. Этапы работы над сочинением-рассуждением.

По плану

Умение создавать текст в соответствии с заданной темой. Выражение собственного мнения, аргументация.

По плану

Осуществление речевого самоконтроля. Умение оценивать свою речь с точки зрения ее правильности, находить грамматические и речевые ошибки, недочеты, исправлять их, совершенствовать собственные тексты.

По плану

Составление и ведение мониторинга для сравнения результатов, показанных каждым учеником во время тестирования.

С начала учебного года.

Программа ликвидации пробелов в знаниях учащихся

Цель:
добиться того, чтобы не было разницы между оценками за текущий контроль преподавателя и оценкой независимой экспертизы;

(Интернет-уроки указываются на сайте видеоуроков )



Тема


ЗУН


ОУУН


Задания, способы работы


Форма контроля


1


Фонетические единицы языка. Фонетический и орфоэпический разбор и анализ слова. Орфоэпические нормы русского литературного языка. Алфавит


-знать фонетические единицы, их классификацию;
- знать нормы литературного произношения и ударения;
- знать соотношение звука и буквы;
- уметь производить фонетический разбор


-уметь производить анализ явлений;


- уметь извлекать необходимую информацию из различных источников;


- ставить цель деятельности


1)карточки-задания


2)Словарик «Орфоэпический минимум»


3) интернет-урок «Фонетика. Лексика. Орфография» // Русский язык. 8 класс 2

3) Орфоэпический диктант-онлайн


Тест «Орфоэпические нормы литературного языка»


2


Лексическое значение слова. Фразеологический состав русского языка. Группы слов по происхождению и употреблению. Лексический анализ


-знать о прямом и переносном значении слов, группы слов по происхождению и значению;


- уметь находить фразеологизмы, проводить лексический, орфоэпический, грамматический анализ


-адекватно воспринимать письменную речь;


- осуществлять поиск информации


1) интернет- уроки «Лексика и фразеология. Часть 1. Часть 2» // Русский язык. 7 класс

2) онлайн-тест «Лексическое значение слова» (задания 1-20)


3


Лексические нормы


4


Значимые части слова. Морфемный анализ слова. Основные способы словообразования. Словообразовательный анализ слова


-знать основные морфемы(корень, основу, окончание, суффикс, приставку);


-уметь определять способ образования слов


-уметь определять основную и второстепенную информацию в процессе работы с письменными источниками;


- уметь применять методы информационного поиска


1) карточки – задания


2) интернет-уроки «Основные способы образования слов в русском языке», «Морфемный и словообразовательный разбор слова» // Русский язык. 6 класс


Тест «Словообразование. Морфемика».


5


Морфология. Морфологический анализ слова. Морфологические нормы русского языка


1) карточки - задания


Тест «Орфоэпические, лексические и грамматические нормы языка»


6


Самостоятельные части речи


-знать отличие самостоятельных частей речи от служебных

Уметь определять морфологическую принадлежность слова


-уметь работать с интернет-ресурсами

Уметь классифицировать объекты языка


1) карточки - задания

2) интернет-урок «Повторение омонимичных частей речи»//Русский язык. 9 класс

3) тест-онлайн «Самостоятельные части речи», «Служебные части речи»


Тест «Омонимия слов разных частей речи»


7


Служебные части речи


8


Словосочетание


-уметь находить главное и зависимое слово в словосочетании

Уметь определять вид синтаксической связи слов в словосочетании


-уметь устанавливать логические связи между объектами

Уметь анализировать и классифицировать языковые объекты


1) карточки - задания

2)интернет-уроки «Словосочетание, его строение и грамматическое значение», «Связь слов в словосочетании»

3) онлайн-тест «Способы подчинительной связи в словосочетании. 8 класс» тест №2-3


Тест «Словосочетание»


9


Предложение. Виды предложений по цели высказывания и эмоциональной окраске. Грамматическая основа предложения. Подлежащее и сказуемое как главные члены предложения.


-знать виды предложений по цели высказывания и эмоциональной окраске;

Уметь находить грамматическую основу предложения

Уметь определять тип сказуемого


-уметь извлекать информацию из различных источников

Уметь осуществлять самокоррекцию знаний


1) карточки - задания

2) интернет-уроки «Предложение. Виды предложений по цели высказывания и интонации» // Русский язык. 5 класс;

«Подлежащее», «Сказуемое. Простое глагольное сказуемое», «Составное именное сказуемое»// Русский язык, 8 класс


Тест "Словосочетание."


10


Употребление гласных букв И/Ы, А/Я,У/Ю,О/Ё/Е после шипящих и ц. Употребление Ъ и Ь


-знать правила употребления названных орфограмм

Уметь выбирать написание гласной в после шипящих и ц в разных морфемах


-уметь анализировать объекты

Уметь систематизировать информацию


1) интернет-уроки «Буквы ё и е после шипящих в суффиксах страдательных причастий настоящего времени» //Русский язык. 7 класс; «Разделительные Ъ и Ь»//Русский язык. 5 класс

2) карточки - задания


Тест «Правописание приставок, окончаний и суффиксов»


11


Правописание корней, приставок, суффиксов различных частей речи. Правописание Н и НН в различных частях речи.


-уметь выбирать написание гласной в корнях с чередованием;

Уметь выбирать написание Н и НН в словах разных частей речи;

Уметь выбирать слитное, раздельно, дефисное написание местоимений


-уметь анализировать слово с точки зрения морфемного строения, частеречной принадлежности

Уметь самостоятельно выбирать правило и применять его


1) карточки - задания
2) интернет-уроки «Повторение орфографии. Правописание одной и двух Н в различных частях речи»//Русский язык. 9 класс»; «Знаки препинания при однородных членах предложения, вводных словах; тире между подлежащим и сказуемым; орфограмма в корне; правописание приставок, производных предлогов»//Русский язык. 9 класс;

3) онлайн-тесты «Чередующиеся гласные в корне» (тесты №1-4); «Н-НН в различных частях речи», тест №1


Тест «Правописание Н-НН в различных частях речи»


12


Правописание личных окончаний глаголов и суффиксов причастий настоящего времени. Правописание отрицательных местоимений и наречий


-уметь выбирать написание гласных в суффиксах и причастий и окончаниях глаголов


-уметь осуществлять самоконтроль


интернет-уроки «Личные окончания глаголов»//Русский язык. 5 класс; «Обобщение сведений о причастии»//Русский язык. 7 класс


Тест «Причастие»


13


Слитное и раздельное написание НЕ с различными частями речи. Правописание НЕ и НИ. Слитное, дефисное, раздельное написание


-уметь выбирать написание заявленных орфограмм


-уметь классифицировать объекты

Уметь выбирать алгоритм действия


1) карточки - задания

2) интернет-урок «Различение частицы НИ, союза НИ-НИ, приставки НИ»//Русский язык, 7 класс; «Повторение орфографии. Правописание НЕ с разными частями речи»// Русский язык. 9 класс


Тест «Правописание сложных слов, наречий, предлогов, союзов, частиц»


14


Пунктуация. Знаки препинания в различных предложениях. Пунктуационный анализ


-знать правила постановки тире между подлежащим и сказуемым

Уметь ставить ЗП в простом осложнённом предложении

Уметь отличать простое предложение от сложного

Уметь ставить ЗП в простых и сложных предложениях


-уметь осуществлять анализ языковых единиц

Уметь работать с ресурсами сети Интернет


1) карточки - задания

2) «Знаки препинания при однородных членах предложения, вводных словах; тире между подлежащим и сказуемым; орфограмма в корне; правописание приставок, производных предлогов»//Русский язык. 9 класс

3) онлайн-тест «Запятая перед союзом И в простых и сложных предложениях», задание В6, тест №2


Тест «Знаки препинания в предложениях с союзом И»


15


Пунктуация в простом и сложном предложении


16


Речь. Особенности разговорной речи, функциональные стили языка. Текст как речевое произведение. смысловая и композиционная целостность текста. Средства связи предложений в тексте


-знать функциональные стили речи

Уметь определять стиль текста


уметь извлекать и систематизировать информацию

уметь анализировать языковые единицы


1) карточки - задания

2) интернет-урок «Стили речи. Строение текста»//Русский язык, 8 класс


Тест «Стили речи»


17


Речь. Стили речи. Функционально-смысловые типы речи


-уметь различать тексты различных типов


Уметь находить информацию и осмыслять её


1) интернет-урок «Стили речи (обобщение изученного)» //Русский язык. 9 класс


Таблица «Функциональные типы речи и их особенности»


18


Грамматика. Морфология.


-уметь определять частеречную принадлежность слова

Знать основные морфологические нормы


-уметь перерабатывать информацию,

Уметь планировать свою деятельность


1) карточки - задания
2) интернет-урок «Морфология. Орфография» //Русский язык. 8 класс


Тест «Орфоэпические, лексические и грамматические нормы языка»


19


Основные способы словообразования


Уметь определять способ образования слова


Уметь проводить анализ объектов


1)интернет-урок «Основные способы образования слов в русском языке»//Русский язык. 6 класс

2) карточки - задания


Тест «Словообразование. Морфемика»


20


Морфологический анализ слова.

Уметь определять частеречную принадлежность слова
- знать основные морфологические нормы

Уметь перерабатывать информацию
-уметь планировать свою деятельность


1) карточки - задания

2) интернет-урок «Морфология. Орфография» //Русский язык. 8 класс


Тест «Орфоэпические, лексические и грамматические нормы языка»

Индивидуальная работа учителя

по ликвидации пробелов в знаниях учащихся

Гносеология познавательной деятельности человека обусловлена тем, что человек, как и любое высокоразвитое существо, обладает инстинктом самосохранения, сопровождаемое чувством тревоги и страха исторически являющиеся главной движущей силой к познанию окружающего мира, общества и самого себя. Самообучающая функция организма человека ответственна за накопление опыта обеспечивающего функционирование этого организма. Используя накопленные знания умения и навыки, человек преобразует окружающую его действительность и тем самым расширяет свои жизнеобеспечивающие возможности необходимые для его существования в природе и в обществе. Все дети с рождения обладают способностью и естественной потребностью учиться - самообучаться. Но вопреки этому существующая педагогическая система с устаревшей авторитарной идеологией, методиками и организацией учебного процесса умудряется убить у многих учащихся естественную потребность в образовании.

Естественное образование – это развитие идущее изнутри человека – самообразование - процесс учения.

Главную роль развития учащегося играет его личностная система управления познавательной деятельностью. Для этого

Во-первых, для уменьшения расхождения в оценке знаний учителем и учащимися,
даем учащимся нормы оценки знаний усвоенного материала в виде:

· Баллом "5" оценивается ответ, показывающий глубокое понимание изученного материала.

· Баллом "4" оценивается ответ, показывающий полное понимание учебного материала.

· Баллом "3" оценивается ответ, показывающий частичное понимание и частичное незнание учебного материала.

· Баллом "2" оценивается ответ, обнаруживающий лишь незначительные знания учебного материала.

· Баллом "1" оценивается ответ, показывающий полное незнание учебного материала.

Причем правильный ответ лишь подразумевается, так как учащийся может, неверно восприняв материал, истолковать его как правильный. Поэтому контроль правильности воспринятого материала и дальнейшее становление учащихся на путь истины оставляем за педагогом. В этом плане возникает вопрос - «Как оценивать выполнение творческих заданий, например решение задачи?» Оценивать надо так же, но выполненные творческие задания нужно проверять во время корректирования знаний и умений определять правильность выполненного задания и по возможности не снижать оценку за не правильно выполненное задание.

Во-вторых, учебный материал (домашнее задание) разбиваем на части, на логические порции в соответствии с этапами формирования понятия (от 3 до 6). Домашнее задание, в виде частей нового учебного материала, записываем перед его объяснением. Практика показывает, что когда материал преподносится в виде конкретных структурных логических блоков, то появляется возможность значительно улучшить усвоение учащимися изучаемого материала при одновременном снижении нагрузки на них. В таком блоке, как правило, выделяется ведущая мысль, которая и показывается учащимся. Разбиение материала на блоки обостряет внимание учащихся во время объяснения нового. Учащиеся легче схватывают основную мысль, работают спокойно, подробно уясняют детали нового материала. Изучение материала блоками значительно упрощает ученикам самооценку своих знаний и умений и делает её конкретной и достоверной. Поскольку за усвоение каждого блока учащиеся будут выставлять себе оценку. Педагог в свою очередь будет видеть, какую порцию учебного материала и как её усвоил каждый учащийся.

Поэтому объяснение нового материала учителем выступает для учащихся пояснением выполнения домашнего задания. Тем самым автоматически стимулируется самообразование учащихся. Усвоение каждой части учебного материала или выполнение каких-то задач учащимися предлагаем оценивать ими по пятибалльной системе, а округленная средняя арифметическая величина этих оценок есть оценка знаний учащегося конкретного учебного материала. Это оценка, на которую учащийся претендует и обязуется её защитить, если ему предоставят такую возможность. Тем самым стимулируем и практически вводим самооценку.

В-третьих, выдвигаются некие санкции.

Например, в случае значительного завышения самооценки, учащемуся предлагается на ближайшем занятии защитить одну-две предыдущие самооценки, или эта оценка в журнал вовсе не выставляется - что ещё более не желательно для учащегося и т.д.

Наряду со снижением оценки очень важно поощрять учащихся, в особенности "слабых", отмечая их успехи перед классом-аудиторией. Когда учащегося поддерживают, ободряют, говорят: «Мы в тебя верим, ты способный, ты мыслящий, талантливый, ты сильный, ты сможешь преодолеть себя, ты сможешь себя заставить, ты добьешься …, ты будешь лучшим», тем самым программируем его эффективную дальнейшую учебную деятельность. Естественно создаваемый сценарий взращивания победителя должен систематически развивать способности и упорство этого учащегося в преодолении учебных и жизненных трудностей.

При этом педагог должен следить за равномерной частотой защиты учащимися самооценок и чаще приглашать защищать свою оценку тех учащихся, которые по недобросовестности имели случаи значительного завышения самооценки. Ряду добросовестных учащихся можно предоставить полное доверие в этом вопросе и как показывает практика, это полностью оправдывается. Причём добросовестность учащихся не зависит от их успеваемости, это могут быть и отличники и слабоуспевающие.

Такие мероприятия позволяют поддерживать самооценки учащихся, а для учителя обратную связь на достаточно высоко достоверном уровне.

Для того чтобы у учащихся не было пробелов в знаниях и умениях, для этого у каждого учащегося на каждом занятии в журнале должна стоять его опосредованная самооценка за конкретное понятие. Если в какой-то клетке журнала оценки нет, или стоит весьма низкая оценка, то это является сигналом педагогу и учащемуся о конкретных пробелах в знаниях или умениях данного учащегося.

Поскольку самооценка знаний, умений производится на каждом уроке, то выдвигается стимул для учащихся по ликвидации прогулов, а значит и пробелов в знаниях. А именно: за четверть, за полугодие (семестр) учащиеся выставляют себе округленную оценку, состоящую из суммы всех баллов, делённую на число учебных занятий в четверти или полугодии (семестре) по данному предмету. В этом случае сами учащиеся просчитывают свою итоговую оценку и прилагают максимум усилий, чтобы ликвидировать допущенные пробелы в знаниях и умениях и стараются не допускать прогулы на данные предметы даже по уважительным причинам. Просят принять зачёт по пропущенному материалу с целью, чтобы не было пробелов в знаниях, и чтобы итоговая оценка была высокой.

В традиционной системе обучения, когда учитель ведёт опрос, проверяет знания, то естественно, своё не знание ученик старается спрятать, скрыть. В нашей технологии учебного процесса ученик старается сам ликвидировать своё не знание, свои ошибки. Задаёт вопросы учителю, спрашивает у учащихся, то есть сам проявляет инициативу. Учащиеся понимают, страшна не сама ошибка, а её припрятанность, которая может проявится на итоговом контроле. Ошибки естественны в учебном процессе это средство обучения. На ошибках учится всё человечество. Поэтому сами ученики стараются уточнить, понять, выяснить либо с помощью одноклассников, либо с помощью учителя то, что им не далось в самостоятельной домашней работе скрывать пробелы в знаниях и умениях им просто не выгодно. Тем более, что в будущем им предстоит отчитываться либо на тематической, либо на итоговой проверке знаний и умений.

Тщательно выверенные на большом учебном материале данные практической педагогической работы в этой системе учения показали, что активное включение ученика в анализ и оценку своей учебной деятельности формируют у него добросовестное отношение к самообучению к достоверности выставления самооценки своих знаний и умений. Систематическая самооценка знаний и умений имеет большое воспитательное значение для учащихся, воспитывает у них такие важнейшие личностные качества, как самокритичность и требовательность к себе, дисциплинирует их, воспитывает у них волю, характер, настойчивость и упорство в достижении цели, побуждает систематически готовиться к каждому уроку, выполнять своевременно и добросовестно задания. У учащихся начинает эффективно функционировать двуединая система управления внутри одной личности это контролирующая и исполнительная система являющиеся одновременно формированием механизма самосознания самоконтроля и самооценки. Самоконтроль учащихся придаёт им самоуверенность в своих силах. Наличие навыков самоконтроля говорит о высоком уровне самостоятельности.

Ученик, получающий неудовлетворительную оценку в традиционном обучении, воспринимает это как наказание, а всякое наказание не оказывает положительного воздействия на учебную деятельность и взаимоотношения с учителем. Выставление себе самому не удовлетворительной оценки не является для ученика формой наказания, а выступает лишь сигналом для учителя о своей не достаточно успешной учебной работе на данном этапе и предполагает продолжение сотрудничества с педагогом по данной теме.

Во время учебного процесса проводящегося на основе демократической идеологии сотрудничества автоматически создаётся спокойная обстановка, доброжелательности и взаимопомощи, появляется чувство коллективизма являющиеся слагаемыми эффективности обучения. Обратная связь на основе самооценок знаний и умений, учащихся по материалу курса, пройденному за определенный отрезок времени позволяют, как самим учащимся систематически следить за своей подготовкой, так и педагогу позволяет своевременно оказывать помощь учащимся.

Данная технология создаёт у учащихся мотивацию систематически повышать качество своего образования, в результате практически внедряется в жизнь концепция непрерывного образования. Чем чаще тот или иной ученик участвует в самооценке различных видов заданий, тем лучше он усваивает программный материал. Учащиеся раскованны, не чувствуют никакого страха в ожидании вызова, поскольку независимы от оценочного произвола учителя, они знают что ту оценку которую себе поставили её уверено защитят, поэтому работают активно и с удовольствием, внимание педагога доброжелательно сосредоточено на исправлении ошибок и промахов учеников, на стимулировании их удач, в усвоении учебного материала. На таком занятии сотрудничества, учащиеся овладевают саморегуляцией своей учебной деятельности у всех всё получается, все всё понимают рождается чувство успеха в учении.

Когда успех становится в некоторой степени устойчивым, постоянным в той или иной мере, начинается своего рода «цепная реакция», высвобождающая огромные, скрытые до поры возможности учащихся в силу вполне естественного стремления избегания неудачи, у них меняется уровень самооценки, самоуважения, степень внутреннего и внешнего признания их достижений даже самых незначительных. Заметно улучшилась дисциплина, на занятиях прекратилась болтливость бывших так называемых «слабых» повысилась внимание, сосредоточенность учащихся.

Естественно полагать, что предложенный способ включения ученика в процесс анализа и оценки собственной работы не означает исключение из этого процесса педагога. У педагога всегда остаётся возможность регулировать величину как текущих, так и итоговых оценок. Но педагогическая оценка при этом условии поступает к учащимся не извне, они сами активно участвуют в процессе самооценки. Успех в труде учащихся – показатель успешности учительского труда, основа становления личности учащегося, это его внутренний комфорт, его радостный настрой, основа взаимопонимания между педагогом и учащимися, основа положительной мотивации к учению. Появляется желание у учащихся решать все более и более трудные учебные задачи.

Именно на это и настроена наша организация учебного процесса. За счёт повышения КПД учебного процесса учебная программа предмета усваивается учащимися гораздо быстрее. Поэтому появляется дополнительное время на последующее повторение, обобщение, решение творческих задач и конечно на корректирование знаний и умений учащихся.

Результат введения данной идеологии и организации обучения превосходит все ожидания её эффективности. Педагогу как бы открывается третий глаз, он видит гораздо больше в реальной картине познавательного процесса учащихся и открывающихся конкретных проблем более высокого порядка для его педагогической деятельности. Наряду с высоким качеством формирования знаний, умений и навыков, автоматически формируются у учащихся организационная, коммуникативная, волевая и мотивационная компоненты. Происходит самопроизвольный переход от внешней мотивации обучения к внутренней нравственно-волевой регуляции самообучения. Практически создаётся отход ориентации образования от усредненного ученика к индивидуализированному подходу к каждому учащемуся. Тем самым, создаётся абсолютно бесконфликтная высокоэффективная организация учебного процесса, достигающая благоприятное соотношение между коммуникативной деятельностью учащегося и педагога, обеспечивающая эффективность деятельности каждого учащегося, что является главным при определении объема и качества, решаемых на уроках учебно-воспитательных задач.

В описанной технологии учебного процесса наглядно проявляется ведущая тенденция развития образования, заключающаяся в том, что усвоение программного материала из цели обучения становится средством такого эмоционального, социального и интеллектуального развития учащегося, которое обеспечивает переход от обучения к самообразованию.

Причины неуспеваемости учащихся: слабое развитие интеллекта, особенности высшей нервной системы, отсутствие познавательных интересов и низкая мотивация на обучение, пробелы в знаниях, не развиты навыки учебного труда, отрицательное влияние внешкольной среды (семьи, сверстников), недостатки воспитательного влияния педколлектива и класса.

Необходимо создать характеристику неуспевающего учащегося, выяснить причины, наметить пути создания успешности для этих учащихся, работать в контакте учащийся, преподаватель, родители.

Ученик должен уметь четко представлять зрительный облик слова, поэтому главным помощником в обретении этого умения является чтение. Ученикам 9-11 классов необходимо ежедневно читать до 10 страниц печатного текста.

Ведите специальный рукописный справочник с опорными схемами, таблицами, конспектами. Записывайте или подчеркивайте примеры разными цветами. Выделенное цветом лучше запоминается.

Регулярно работайте с лингвистическими словарями, пусть они станут для вас настольными книгами.

Систематически и качественно выполняйте заданные учителем на дом задания: они способствуют закреплению знаний, умений и развивают орфографическую и пунктуационную грамотность.

От семантики – к грамматике. Осмысливайте, сопоставляйте, учитесь анализировать, синтезировать, устанавливать закономерности, выстраивать ассоциативные ряды, заставляя работать образную память.

Интенсивная работа мысли и силы воли – необходимое условие повышения качества успеваемости.
Регулярно посещайте дополнительные занятия по совершенствованию знаний, умений и навыков. Не отказывайтесь от услуг репетиторства.

На уроках учителя используют контрольно-измерительные материалы по подготовке к ЕГЭ предыдущих лет, а также демонстрационные материалы 2009 года. Просматривается практическая направленность работы учителей: выработать прочные ЗУН с целью подготовки учащихся к ЕГЭ. Проводится текущая проверка знаний в форме тестового опроса. Но используются задания в основном двух уровней сложности (типа А и В материалов ЕГЭ), исходя из учебных возможностей большинства учащихся класса. На уроке обществознания учащиеся учатся писать эссе, отвечая на проблемный вопрос, виды деятельности и формы заданий на уроке английского языка соответствуют требованиям экзаменационных билетов, на уроках истории России используются тестовые задания, на уроках всеобщей истории учащиеся готовятся к устным ответам на вопросы билетов, для чего ведется работа по развитию речи, учащиеся дают аргументированные ответы, выражают собственное мнение, основанное на фактах. Таким образом, содержание учебного материала уроков, организация самостоятельной деятельности учащихся, оптимальное сочетание форм организации познавательной деятельности учащихся, текущий и итоговый контроль ЗУН учащихся – все это способствует формированию прочных ЗУН, подготовке к экзаменам.

2024 english-speak.ru. Изучение английского языка.