Цвета разряд прилагательных. Наблюдение над языковым материалом. §2. Морфологические признаки прилагательных

В русском языке - это часть речи, основная функция которой - обозначение непроцессуального признака предмета (в отличие от причастия, обозначающего признак предмета по действию). Прилагательные способны изменяться по падежам и числам, а в форме единственного числа - еще и по родам, а также классифицируются по особым лексико-грамматическим группам - разрядам. Таким образом, разряды прилагательных - это три большие группы, объединяющие слова, сходные по значению и способу обозначения признака предмета. Имена прилагательные, принадлежащие к каждому из разрядов, имеют свои особенности изменения и употребления. Поговорим об этом подробнее далее, а ниже представлена сводная таблица.

Разряды имен прилагательных

Разряд

Оттенок значения

Степень сравнения

Краткая форма

Сочетание с наречием «очень»

Примеры

Качественные

Признак предмета со стороны его качества, то есть признак может проявляться в той или иной мере

Хороший, добрый, легкий, красивый, бедный, старый

Относительные

Признак предмета, обозначающий отношение к месту, времени, материалу и т. д., то есть постоянный, неизменный

Вечерние (часы), железный (прут), молочный (суп), континентальный (климат)

Притяжательные

Признак предмета как обозначение принадлежности к чему-либо или кому-либо

Волчья (шкура), девичья (честь), дедов (пиджак)

особенности значения, изменения и употребления

Качественные прилагательные - это лексико-грамматический разряд, который объединяет слова, обозначающие качество предмета, то есть признак, который способен проявляться в той или иной степени, в большей или меньшей мере, например: дорогая кукла, красивая девочка, бедный художник, талантливый актер . Качественные прилагательные, помимо изменения по падежам, родам и числам, способны еще образовывать краткие формы, степени сравнения и сочетаться с наречием «очень». Другие разряды и притяжательные) этих характеристик не имеют.

Образование кратких форм

Краткая форма образуется от полной и имеет с ней тесную семантическую связь: тесный - тесен, тесна, тесны; красивый - красив, красива, красивы; вредный - вреден, вредна, вредны . Существует ряд прилагательных, которые когда-то в русском языке имели и полную, и краткую формы, но сегодня употребляются только в краткой, например: рад, люб, горазд, должен и другие.

Примечательно, что исторически именно считается базовой, исходной, и на начальных этапах развития языка полная форма образовывалась от краткой. Сегодня при образовании краткой формы может наблюдаться чередование или выпадение гласных: зелёный - зелен, зелена, зелены; резкий - резок, резка, резки . Имена прилагательные в краткой форме изменяются по числам и по родам (в единственном числе), но не склоняются. В предложении, как правило, они выполняют функцию сказуемого: В этом платье графиня была необыкновенно красива.

Образование степеней сравнения

Сравнительная и сравнения - это иллюстрация того, насколько ярко и полно выражено данное качество в предмете: папа хороший - лучше - лучший; артист талантливый - талантливее другого - талантливейший . Напомним, что другие разряды прилагательных обозначают признак предмета как постоянный, не способный к градации.

Степени сравнения могут образовываться как синтетически - суффиксально (дорогой - дороже, красивый - красивейший ), так и аналитически - при помощи специальных слов:

  • сравнительная - более, менее + начальная форма прилагательного (более сложный, менее интересный );
  • превосходная - наиболее, наименее, самый + начальная форма прилагательного (наиболее привлекательный, самый веселый ) либо всего, всех + простая сравнительная степень прилагательного (поет лучше всех, ценится дороже всего ).

Слова данной части речи в синтетической сравнительной форме не изменяются по падежам, числам и родам и не согласуются с существительным, признак которого они обозначают. Их синтаксическая функция в предложении - именная часть составного именного сказуемого (Старый друг - лучше новых двух ).

Для большинства качественных прилагательных простые и составные формы степеней сравнения могут существовать параллельно, но встречаются слова, которые в современном языке не образуют простую сравнительную степень: массовый, ранний, робкий и другие.

Другой нюанс, на который нужно обратить внимание, - это образование от разных основ, например: хороший - лучше, плохой - хуже, малый - меньше .

От прилагательных в сравнительной и превосходной степени следует отличать слова-проявления субъективной оценки, которые обозначают не степень проявления данного признака в конкретной ситуации, а оценку этого признака говорящим: малюсенькая ручка, хорошенькое личико, большущие лапы . Не следует включать в эту группу прилагательные с суффиксами -оват -/-еват -: такие слова обозначают не субъективную оценку признака, а объективную неполноту его проявления, например: беловатая дымка, зеленоватый оттенок .

Относительные прилагательные

Если сравнивать разряды имен существительных и прилагательных, то можно провести следующую параллель: вещественные существительные обозначают вещество, материал, а относительные прилагательные - признак по отношению к этому веществу, материалу: дерево - деревянный, рис - рисовый, лед - ледяной . Однако признак, обозначаемый прилагательными данной группы, может относиться не только к материалу, но и месту, времени и т. д., например: вечерний, летний, зарубежный, отечественный, прибрежный . Этот признак проявляется постоянно и не может быть выражен в большей или меньшей мере, поэтому относительные прилагательные неспособны формировать степени сравнения.

Притяжательные прилагательные

Этот разряд объединяет прилагательные, отвечающие на вопрос чей? и обозначающие принадлежность предмета к кому-либо или чему-либо: папин друг, волчий клык, овечья шерсть, дедова фуражка .

Разряды прилагательных: употребление слов в переносном значении

Чтобы повысить в некоторых случаях прилагательные из одного разряда могут использоваться в значении слов из другого разряда, например: железная кружка - железные нервы, волчий след - волчий взгляд, золотая цепочка - золотые руки . В связи с этим разряд прилагательного определяется не только с учетом общих формальных показателей, но и с пристальным вниманием к контексту.

На этом уроке вы расширите свои знания об именах прилагательных, узнаете о разрядах имен прилагательных по значению.

Тема: Имя прилагательное

Урок: Разряды прилагательных по значению

1. Отличительные признаки имен прилагательных

Мы знаем, что каждое слово в языке относится к той или иной части речи. По каким же признакам можно отличить имя прилагательное от других частей речи?

1. Имена прилагательные отвечают на вопросы какой? чей?

2. Имена прилагательные обозначают признак предмета

3. Имена прилагательные относятся к именам существительным и согласуются с ними в числе и падеже, а в единственном числе - и в роде

Сейчас мы назвали общие признаки имен прилагательных.

2. Разряды имен прилагательных

Есть у имен прилагательных такие свойства, которые позволяют нам разделить их на три большие группы. Или, как мы говорим, разряды.

Подберем прилагательные к слову карандаш.

Тонкий,

маленький,

красивый

деревянный,

пластмассовый.

Если карандаш мы попросили у сестры Маши, то мы можем сказать, что он Машин или сестрицын .

Посмотрите на последние прилагательные. Они отвечают на вопрос чей? Такие прилагательные называются притяжательными . Они обозначают принадлежность предмета кому-либо.

Прилагательные, которые мы назвали первыми (тонкий, маленький, красивый ), - качественные . Они обозначают качества предмета, то есть те признаки, которые могут проявляться в предмете в большей или меньшей степени. Это может быть цвет, размер, форма и так далее.

Прилагательные второй группы (деревянный, пластмассовый ) называются относительными . Они обозначают признак предмета, который не может быть выражен в большей или меньшей степени. Эти прилагательные обозначают материал, из которого сделан предмет, признак предмета по времени или месту его существования, признак предмета по назначению и другое. При употреблении таких прилагательных в словосочетаниях мы легко можем заменить их существительными.

Например:

Деревянный дом - дом из дерева

Зимний день - день зимы

3. Как определить разряд прилагательного?

Определить, к какому разряду относится имя прилагательное, достаточно просто. Для этого надо выполнить следующий алгоритм:

1. Задайте вопрос:

Если имя прилагательное отвечает на вопрос чей? , перед нами притяжательное прилагательное.

А вот если прилагательное отвечает на вопрос какой? , перейдите к следующему шагу.

2. Образуйте от имени прилагательного краткую форму или любую степень сравнения.

Если у вас это получается, то перед нами качественное имя прилагательное.

А если нет, то относительное.

Попробуем определить разряды имен прилагательных из четверостишья:

От злого волка -

В земляную щелку.

По холодной росе -

К хитрой лисе.

Для удобства мы можем ставить прилагательные в именительный падеж единственного числа.

Злой (какой?). Пробуем образовать степени сравнения: злее, самый злой.

Значит, перед нами качественное прилагательное.

Земляная (какая? ). Пробуем образовать степени сравнения. Не может быть одна норка более земляной, чем другая. Да и краткую форму от этого прилагательного образовать не получится. Перед нами относительное прилагательное.

Прилагательные холодной и хитрой тоже качественные, потому что отвечают на вопрос какой? и от них можно образовать степени сравнения (самый холодный, самая хитрая ).

Можно ли определить разряд имен прилагательных по морфемному составу? Иногда можно. Дело в том, что суффиксы ан, ян, енн используются в том случае, когда мы образуем прилагательные от существительных, обозначающих материал, вещество. Это будут относительные прилагательные: кожан ый.

А вот если в прилагательном вообще нет суффиксов, то перед нами качественное прилагательное. Например, быстрый .

Прилагательные всех трех разрядов могут переходить из одного разряда в другой. Но только в том случае, когда они употребляются в переносном значении. Например:

Золотое кольцо. В данном случае прилагательное золотое относительное. А вот в словосочетании золотой характер прилагательное золотой будет качественным, так как обозначает качество человека.

Волчья пасть. В данном случае перед нами притяжательное прилагательное. А вот в словосочетании волчья шуба это прилагательное выступает в роли относительного, потому что указывает на материал, из которого сделан предмет.

Некоторые относительные прилагательные так часто употреблялись в речи в значении качественных, что постепенно окончательно утратили свое первоначальное значение и сейчас в современном русском языке воспринимаются нами только как качественные. Такой путь, например, прошли прилагательные бурный, возмутительный и многие другие.

4. Качественные имена прилагательные

Качественные имена прилагательные отличаются от относительных и притяжательных на всех языковых уровнях.

1. Обозначают признак, который может проявляться в предмете в большей или в меньшей степени

2. Могут иметь антонимы: злой/добрый

3. Всегда непроизводны

А вот притяжательные и относительные всегда производны, т. е. образованы от существительных, прилагательных, глаголов.

4. От качественных прилагательных можно образовать существительные абстрактного значения: строгость

И наречия на -о : строго .

Прилагательные с суффиксами субъективной оценки: синенький, злющий .

5. Только они могут иметь степени сравнения и краткую форму

6. Только они могут сочетаться с наречиями меры и степени: очень большой, очень строгий

5. Образование относительных и притяжательных прилагательных

Относительные прилагательные образуются от существительных, глаголов и наречий. Самыми распространенными суффиксами для их образования являются суффиксы -л -, например, беглый ; -ск -, например, людской ; -ин - - тополиный ; -ов - - ежовый ; -н- - лесной .

Притяжательные прилагательные образуются только от существительных. С помощью суффиксов -ий - - лисий , -ов - - отцов , -ин - - мамин .

Список литературы

  1. Русский язык. 6 класс: Баранов М.Т. и др. - М.: Просвещение, 2008.
  2. Русский язык. Теория. 5-9 кл.: В.В. Бабайцева, Л.Д. Чеснокова - М.: Дрофа, 2008.
  3. Русский язык. 6 кл.: под ред. М.М. Разумовской, П.А. Леканта - М.: Дрофа, 2010.
  1. О разрядах прилагательных ().
  2. Дополнительные задания ().

Домашнее задание

Распределите имена прилагательные по разрядам (качественные, относительные, притяжательные).

Оловянный солдатик, оловянные глаза, холодный день, длинный поезд, смелый поступок, добрый человек, глупый вопрос, сердечная мышца, сердечный привет, каменный дом, каменное лицо, короткое платье, толстый мальчик, синий платок, московский метрополитен, детская литература, двойной подбородок, шерстяной костюм, свинцовая пуля, свинцовые тучи, городской парк, тяжёлый портфель, тяжёлая промышленность, глухой старик, глухой согласный, дедов кабинет, Машина работа, синицыно гнездо, гусиная лапка, собачья конура, волчья пасть, волчья шуба, волчий аппетит, оленьи рога, морская пехота, собачий холод, Катюшин велосипед, точильный станок, змеиный яд, змеиная улыбка, постное масло, постное лицо, мышиный хвостик, соседкин сад, грандиозные планы, наблюдательный человек, трагическая судьба, деревянный голос, куриная лапка, куриный суп, беличий воротник, железная воля, дедовы слова, птичий гомон, заячья шапка, декабрьские морозы, школьная форма, Серёжин портфель, Баренцево море, Берингов пролив.

2. Упражнение 2.

Спишите, вставляя пропущенные буквы. Подчеркните прилагательные, определите их разряд.

Белизна снега заст_вляла ещё ярос_ней зеленеть с_сновые лапы. Пар непростывших низин поднялся на ур_вень древес_ных вершин и ра_сыпался на берёзовых ветках. Несч_тные ро_сыпи м_льчайших бисер_нок засверкали на со_нце. Мороз начал неспешно сер_брить всё, что имело хоть малую долю влаги. Лесная реч_нка, ещё вчера б_жавшая навстречу метел_, начала (с, з)давливаться серебр_ными зубцами. Прозрачный лёд уверенно нап_лзал на середину струи, с_ужал в_дяной ток нес_крушимым панц_рем. И всё вокруг бе(с, з)шумно сияло, сверкало, искрилось. Но, едва успев разогреться, великое наше св_тило начало краснеть и падать на дальние л_сные верха. Лиловые крылья, перех_дящие в глубь т_мнеющего простора, спускались всё ниже. В созвезди_ Близн_цов блес_нул красн_ватым глазом пробудившийся Марс - бог римских языч_ников, покр_витель войн и пожарищ_. Но этот блеск тотчас и(с, з)чез, затер_нный в мерцани_ бе_счисленных звёзд. И вот уже повисли над миром близ_кие и дальние звёз_ные гроздья. Только месяц, г_рящий ярко-ж_лтым, но всё же не(с, з)дешним светом, к_зался совсем близ_ким м_розной лесной земле . (По В.Белову)

Цели урока:

Дать понятие о трех разрядах прилагательных, познакомить учеников с качественными прилагательными;

Формировать умение находить в текстах качественные прилагательные, стоящие в краткой форме или в форме сравнительной степени;

Развивать умение различать качественные и относительные прилагательные;

Закрепить навык письменного морфемного, словообразовательного и синтаксического разборов;

Воспитывать любовь к народному декоративно-прикладному искусству.

Тип урока: объяснение нового материала.

Оборудование:

Иллюстрации;

Карточки-задания;

Опорная таблица по разрядам прилагательных.

Межпредметные связи: связь с литературой и технологией.

Тема высказывания: «Древнейшее рукодельное искусство».

ХОД УРОКА

I. Слово учителя.

Мы продолжаем знакомиться с именами прилагательными, которые украшают нашу речь, делают ее ярче и образней. О каких важных признаках этой части речи вы узнали на прошлом уроке? (Прилагательные могут иметь краткую форму и степени сравнения.)

II. Проверка домашнего задания.

1. Как образуются формы сравнительной и превосходной степеней прилагательных?

2. Приведите примеры прилагательных, употребленных в краткой форме и в форме простой сравнительной степени из упражнения «Отечество мое Россия. Урал».

3. Индивидуальные задания (выполняются 2–3 учениками за партами, а затем выборочно у доски).

Задание 1. Какое лексическое значение имеют слова парча и сафьян? Спишите. Вставьте пропущенные буквы. Объясните, какой знак препинания пропущен в 3-м предложении. Выполните морфемный разбор выделенных слов.

В Тверской област_ на пр_брежных х_лмах реки Тверцы ра(з,с)кинулся город Торжок. (3,с)десь с_хр_нился изве(стн,сн)ый в Росси_ с XIII века центр золотного шитья. И(с,сс)ку(с,сс)ные маст_рицы шили золотой нитью по парче и сафьяну укр_шали выш_вкой царские одежды.

Задание 2 . Спишите. Вставьте пропущенные буквы. Объясните, какой знак препинания пропущен в 1-м предложении. Выполните словообразовательный разбор выделенных слов. Разберите по составу слово уд_вительные. Найдите прилагательное в простой превосходной степени .

Золотное шитье сложнейший вид рук_дельного и(с,сс)ку(с,сс)тва. Ру(с,сс)кие золот_швейки и(з,с)пользовали в декоративном оформлении литургических ткан_й и облачений св_щенн_служителей удивительные по технике исполнения узоры.

4. Беседа с классом.

Учитель показывает иллюстрацию картины В.А. Тропинина «Золотошвейка».

– За каким занятием изобразил художник мастерицу?

В Древней Руси каждая девушка должна была уметь шить и вышивать. Прилежание к рукоделию почиталось за особую добродетель. При дворах князей, бояр, богатых служилых и торговых людей имелись свои рукодельные мастерские – «светлицы», где работали вышивальщицы. В конце XIX века заслуженной славой пользовались золотошвейные изделия, выполненные мастерицами Новодевичьего монастыря в Москве.

Задание 3. Составьте предложение из данных слов и словосочетаний. Подчеркните имена прилагательные как члены предложения.

Золотное шитье, золотошвейки (вышивальщицы, мастерицы, рукодельницы); декоративное оформ ление тканей и одежды; парча, сафьян; удивительные (диковинные, чудесные, необыкновенные) узоры.

III. Объяснение нового материала.

– Выполняя задания, мы убедились в том, что прилагательные могут выступать в разных формах (в полной или краткой, в форме сравнительной или превосходной степени). Но они различаются и по значению. Сегодня мы познакомимся с тремя разрядами прилагательных.

1. Работа с раздаточным материалом «Разряды прилагательных по значению» (см. таблицу).

2. Работа с учебником: чтение теоретического материала.

– Назовите признаки качественных прилагательных.

3. Выполнение упражнения № 290 (с. 116) по учебнику . Найдите в тексте относительные прилагательные.

IV. Закрепление нового материала.

1. Выполнение индивидуальных заданий по карточкам.

Карточка 1. Угадайте, из какой сказки эти строки. Спишите, вставляя пропущенные буквы. Объясните постановку знаков препинания в предложениях под цифрой 2. Подчеркните имена прилагательные как члены предложения. Определите разряд.

1. И д_вясь, перед собой
Вид_т город он б_льшой,
Стены с частыми зу_цами,
И за белыми стенами
Блещ_т маковки церквей
И св_тых монастырей.

2. Здра_ствуй, князь ты мой прекрас_ный!
Что ты тих, как день ненас_ный?
Опечалился чему?

Карточка 2. Угадайте, о героях каких произведений идет речь в данных отрывках. Спишите. Определите разряд прилагательных. Объясните свою точку зрения. Назовите (устно) форму, в которой употребляются прилагательные. В 3-м и 4-м предложениях подчеркните прилагательные как члены предложения.

1. Белолица, черноброва,
Нраву кроткого такого.
И жених сыскался ей,
Королевич Елисей.

2. Один только кузнец был упрям и не оставлял своего волокитства...

3. Лгут люди, я совсем не хороша.
4. Для меня вы все равны,
Все удалы, все умны,
Всех я вас люблю сердечно...

5. А какие ленты на голове! Вам век не увидать богаче галуна! Все это накупил мне отец мой для того, чтобы на мне женился самый лучший молодец на свете!

2. Распределительный диктант.

Определите разряд прилагательных по значению и впишите в одну из трех колонок . (Подсказка: для объяснения своей точки зрения используйте таблицу.)

Таблица

РАЗРЯДЫ ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ ПО ЗНАЧЕНИЮ

Название Значение Примеры
Качественные признак (качество) предмета, который может быть в этом предмете в большей или меньшей степени темная ночь (более темная, самая темная), приветливый человек, радостное событие
Относительные признак предмета, который не может быть в большей или меньшей степени.
Обозначают:
материал , из которого сделан предмет; – признак предмета по месту или времени его существования;
– признак предмета по назначению
серебряная ложка (ложка из серебра); деревянная свистулька, медная монетка, золотное шитье;городской житель (житель города);вчерашняя газета, дневной сеанс, зимнее утро;спортивная обувь, стиральная машина
Притяжательные признак предмета по его принадлежности какому-нибудь человеку или животному (чей? чья? чье?) мамино письмо, отцов пиджак, сестрицыны варежки, кроличьи уши

Зимний вечер, малиновый звон, малиновое варенье, теплый хлеб, аленький цветочек, оловянный солдатик, заюшкина избушка, приятный собеседник, стальное колечко, тихий голос, праздничный наряд, веселое настроение, пряничный домик, соловьиные трели, добрый человек, хрустальная туфелька, искреннее признание, родительское благословение, чудесное превращение, недостойное поведение, соломенная шляпка, воронье гнездо, лебединая песня, ароматный пирог, лисий воротник, глубокое чувство, лисья нора, сестрицыно рукоделие, мохнатый шмель.

V. Подведение итогов урока.

VI. Домашнее задание: упражнение № 295, с. 118.

Ученикам нужно найти в загадках прилагательные, выписать их, определить разряд по значению.

Встала красная девица рано,
Встала бела да румяна.
Умылась ясной росой,
Увилась золотой косой.
Сама, добрая, на всех глядит,
А на себя не велит.

(Солнышко.)

На свете нет ее сильнее,
На свете нет ее буйнее.
В руках ее не удержать
И на коне не обогнать.

(Вода.)

Гость гостил,
Золотой мост мостил –
Без ножа, без топора,
Без железного долота.

(Мороз.)

По деревьям скок да скок –
Мелькает рыжий огонек.
Красная девица,
Каменное сердце.

(Вишня.)

Маленький Егорка
Упал в озерко.
В воде купался,
А сух остался.

(Перо.)

Стоит толстуха –
Деревянное
брюхо,
Железный поясок.

ЛИТЕРАТУРА

1. M.T. Баранов, Т.А. Ладыженская, Л.А. Тростенцова и др. Научн. ред. Н.М. Шанский. Русский язык: Учебник для 6-го класса. М.: Просвещение. ОАО «Московские учебники», 2005.
С. 113–119.

2. Г.М. Науменко. Фольклорный праздник в детском саду и в школе. Песни, игры, загадки, театрализованные представления в авторской записи, нотной расшифровке и редакции. М.: Линка-Пресс, 2000. С. 36–38, 41–42, 47, 50.

3. Т.А. Ладыженская, М.Т. Баранов, Л.А. Тростенцова, Л.Ю. Комиссарова. Обучение русскому языку в 6-м классе. Методические рекомендации к учебнику для 6-го кл. общеобразовательных учреждений. М.: Просвещение, 2001. С. 26–27.

4. А.С. Пушкин. Собрание сочинений. В 10 томах. Т. 3. Поэмы. Сказки. Примеч. С.М. Бонди. М.: Художественная литература, 1975. С. 285–286, 311.

5. Н .В. Бабушкина. Золотое шитье. М.: Олма-Пресс, 2003. С. 3–8.

6. В.П. Полухина. Литература: 6-й кл. Учебн. хрестоматия для общеобразовательных учреждений. М.: Просвещение. АО «Московские учебники», 1998. С. 94.

Т.В. ЕФАНОВА,
г. Москва

Стефанова Лариса Михайловна, учитель русского языка и литературы ГОУ РК «Республиканский центр образования» г. Сыктывкара Республики Коми

Разряды имён прилагательных по значению

Учебник: « Русский язык»,6 класс. Авторы Баранов М.Т., Ладыженская Т.А., Тростенцова Л.А.Учебник для общеобразовательных учреждений в двух частях.Москва, «Просвещение», 2015.

Цель урока : формирование понятия о разрядах имён прилагательных.

Задачи:

о бучающая:

- познакомить учащихся с разрядами имён прилагательных, их отличительными признаками;

развивающие:

- формировать у учащихся умение определять разряд имён прилагательных;

- развивать орфографические и пунктуационные навыки учащихся;

воспитательная:

- воспитывать интерес к русскому языку как учебному предмету.

Познавательные УУД:

- умение работать с информацией;

- использование знако-символических средств, общих схем решения;

- выполнение логических операций (сравнение, анализ, обобщение, установление аналогий).

Регулятивные УУД:

- составление плана и последовательности действий;

- самоконтроль, коррекция знаний, умений и навыков;

- осознание качества и уровня усвоения.

Коммуникативные УУД:

- умение выражать свои мысли, выстраивать устное высказывание с учетом сферы и ситуации общения, участвовать в беседе, обсуждении;

- умение делать выводы, обобщать, аргументировать свою точку зрения.

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, экран, презентация к уроку, созданная в программе Power Point 2003.

Ход урока:

Организационный момент.

Блиц-опрос по теме «Имя прилагательное»:

На какие вопросы отвечает имя прилагательное?

Назовите общее грамматическое значение прилагательных.

Как изменяются имена прилагательные?

Какую синтаксическую роль в предложении выполняют имена прилагательные?

Какие степени сравнения есть у прилагательного? Как они образуются?

Сообщение темы и цели урока.

- Ребята! Сегодня мы с вами продолжим знакомство с именем прилагательным. Запишите тему урока. Слайд 1.

Наблюдение над языковым материалом.

Задание: выписать из предложения словосочетания типа «прил. + сущ.», определить род, число и падеж имён прилагательных. Слайд 2.

Пришла зима и накрыла барсучью норку глубоким снежным сугробом.

барсучью норку (ж. р., ед. ч., Вин. п.)

глубоким сугробом (м. р., ед. ч., Тв. п.)

снежным сугробом (м. р., ед. ч., Тв. п.)

Составление кластеров.

Слайд 3. Качественные прилагательные.

Какое прилагательное обозначает признак (качество) предмета, который может быть в этом предмете в большей или меньшей степени?

Какое прилагательное имеет степени сравнения?

Какое прилагательное образуют краткую форму?

Какое прилагательное может сочетаться с наречием ОЧЕНЬ?

Какое прилагательное путём повтора образуют сложные прилагательные?

Какое прилагательное образуют прилагательные с приставкой НЕ?

Все перечисленные признаки присущи прилагательному ГЛУБОКИЙ . Это качественное прилагательное.

Какие признаки (качества) могут обозначать качественные прилагательные?

Демонстрируются слайды 4-11, приводятся примеры:

цвет - красный шарик,

размер - высокий дом,

форма - круглое яблоко,

возраст - молодой человек,

внутренние качества человека - смелый рыцарь,

душевное состояние человека - весёлая девочка,

вкус - кислый лимон,

качества, дающие общую характеристику предмета - интересная книга.

Слайд 12. Относительные прилагательные.

Какое из прилагательных обозначает такой признак предмета, который не может быть в большей или меньшей степени? Обозначает материал, из которого сделан, состоит предмет? Не имеет степеней сравнения, краткой формы и не сочетается с наречием ОЧЕНЬ? (СНЕЖНЫЙ )

Совершенно верно, ребята. Это относительное прилагательное.

Относительные прилагательные могут обозначать материал, из которого сделан, состоит предмет, пространственные, временные признаки предмета, характеризовать предмет по действию.

Слайды 13-16. Значения относительных прилагательных (примеры):

материал - глиняный кувшин,

время - зимний день,

место - горная река,

действие - плавательный бассейн.

Слайд 17. Притяжательные прилагательные.

И у нас осталось ещё одно прилагательное - БАРСУЧИЙ . Это притяжательное прилагательное.

Как вы думаете, почему притяжательные прилагательные получили такое название? На какие вопросы отвечают притяжательные прилагательные и что они обозначают? (Притяжательные прилагательные обозначают принадлежность чего-либо лицу или животному и отвечают на вопросы ЧЕЙ? ЧЬЯ? ЧЬЁ? ЧЬИ?).

Какие суффиксы имеют притяжательные прилагательные? (-ОВ (-ЕВ), -ИН (-ЫН), -ИЙ).

5. Первичное закрепление. Отработка умений и навыков учащихся.

Задание 1. Спишите предложения, вставляя пропущенные буквы и обозначая орфограммы на месте пропусков. Прочитайте выразительно отрывки из стихотворений русских поэтов; вспомните их названия и авторов. Найдите имена прилагательные, определите их разряд.

1. Поспевает брусника,
Стали дни х…лоднее,
И от птич…его крика
В сер…це стало грус…нее.

(К. Д. Бальмонт «Осень»)

2. Зимним холодом пахнуло
На поля и на леса.
Ярким пурпуром зажглися
Пред закатом небеса.

(И. А. Бунин «Первый снег»)

3. Под г…лубыми небесами
В…ликолепными коврами,
Бл…стя на солнце, снег лежит.

(А. С. Пушкин «Зимнее утро»)

Проверка выполнения задания. Слайды 18-20.

Задание 2. Работа с учебником. Выполнение упр. 341 (стр. 17). Слайд 21.

Определите разряд получившихся имён прилагательных. Докажите своё мнение. (Это качественные имена прилагательные, так как они путём повтора образуют сложные прилагательные).

Задание 3. От данныхсуществительных образовать прилагательные, составить с ними словосочетания типа «прил. + сущ.»; определить разряд имён прилагательных. Слайд 22.

лиса - … (лисья нора - притяжательное);

камень - … (каменный дом - относительное);

счастье - … (счастливый ребёнок - качественное);

медведь - … (медвежья берлога - притяжательное);

вечер - … (вечерние сумерки - относительное);

бег - … (беговая дорожка - относительное);

море - … (морской берег - относительное);

мама - … (мамин зонт - притяжательное).

Проверка выполнения задания. Слайд 23.

Произнесите слова ЛИС ЬЯ, МЕДВЕЖ ЬЯ. Какие звуки вы слышите на месте выделенных букв? Какую функцию выполняет Ь? (Разделительный Ь)

Задание 4. Работа с учебником. Выполнение упр. 350 (стр. 22). Слайд 24.

Пунктуация при прямой речи (попутное повторение). Работа по схемам:

6. Подведение итогов урока. Рефлексия. Оценка работы учащихся на уроке учителем. Самооценка с использованием приёма «Незаконченное предложение» (слайд 25):

1) Сегодня на уроке я узнал(а) …

2) Мне было … (трудно, сложно, легко, интересно и т. д.).

3) Я научился (ась) …

7. Домашнее задание. Упр. 344, 349.

Слайды 26-27. Использованные Интернет-источники.

В русском языке имена прилагательные делятся на три разряда. В основе классификации лежат лексические и грамматические особенности обсуждаемых частей речи. Общим для всех прилагательных является обозначение постоянного (не меняющегося со временем) признака предмета; различия начинаются с характера их лексических основ, выражающих непосредственные (проявляющиеся сами по себе), опосредованные (определяющиеся через сравнение с другими явлениями) и «принадлежностные» свойства и качества предметов.

  1. Качественные прилагательные. Качественные имена прилагательные отвечают на вопрос «какой?» и обозначают прямые наименования признаков, связанных с лексическими значениями:
    • цветов (красный, розовый, малиновый);
    • пространственных характеристик (правый – левый, прямой – кривой);
    • физических свойств предметов (кислый – сладкий, горячий – холодный, лёгкий – тяжёлый);
    • внешнего вида и внутренних качеств людей и животных (тонкий – толстый, умный – глупый, ленивый – трудолюбивый).
    Выражаемые качественными прилагательными признаки могут проявляться в большей или меньшей степени, а сами прилагательные – иметь степени сравнения (лёгкий – легче – легчайший), сочетаться с наречиями меры и степени (очень лёгкий) и превращаться в них (легко). Качественные прилагательные могут иметь антонимы (добрый – злой, высокий – низкий). От них часто образуются абстрактные имена существительные (сладкий – сладость, кривой – кривизна). Качественные прилагательные могут иметь полную и краткую форму (лёгкий – лёгок). С помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов говорящие без труда придают им субъективную оценочную форму (лёгонький).
    Все вышеперечисленные признаки не обязательно проявляются в одном и том же слове, но они не характерны для других разрядов прилагательных и наличие хотя бы одного из них уже указывает на качественную характеристику части речи.
  2. Относительные прилагательные. Относительные имена прилагательные отвечают на вопрос «какой?» и обозначают косвенные наименования признаков, определяемых через отношение к другому:
    • предмету или лицу (апельсиновый сок – сок из апельсина, детская одежда – одежда для детей);
    • действию (стиральный порошок – порошок для стирки);
    • времени или месту (весенний дождь – дождь, который идёт весной; городской транспорт – транспорт, функционирующий в городе);
    • понятию (философский трактат).
    Относительные прилагательные не имеют степеней сравнения. Чаще всего их можно заменить предложно-именными сочетаниями со словами, от которых они образованы (см. выше). Для относительных прилагательных свойственен производный характер, в то время как качественные – сами служат основой для других слов.
    Относительные прилагательные могут переходить в разряд качественных. Обычно это происходит в тех случаях, когда слово попадает в иной контент и изменяет своё лексическое значение (железная решётка – решётка, сделанная из железа и железная воля – сильная, крепкая, несгибаемая).
  3. Притяжательные прилагательные. Притяжательные имена прилагательные отвечают на вопрос «чей?» и обозначают принадлежность одного предмета другому. Как правило притяжательные прилагательные указывают на одушевлённое лицо – человека (мамин халат, дядин автомобиль) или животное (медвежья берлога). Принадлежность к неодушевлённым предметам в русском языке обычно выражается с помощью относительных прилагательных или других частей речи, но иногда и здесь (в основном, в художественной литературе, в авторском, метафорическом контексте) можно встретить притяжательные прилагательные – например, ребровы дуги у Маяковского.
    Притяжательные прилагательные образуются от существительных с помощью двух групп суффиксов:
    • -ов (-ев), -ин (-ын);
    • –ий, -ья, -ье, -иный, -ский.
    Притяжательные прилагательные могут переходить в разряд как относительных (бобровый домик – притяжательное значение, бобровый воротник – относительное), так и качественных: (медвежья берлога – притяжательное значение, медвежья услуга – качественное) частей речи.
Подведём итог. Разряд имени прилагательного можно определить, исходя из его лексического значения. В начале стоит задать вопрос и посмотреть, что именно обозначает то или иное слово: самоценно ли оно само по себе (качественное прилагательное) и не относится ли оно к какому-либо неодушевлённому предмету (относительное прилагательное) или одушевлённому лицу (притяжательное прилагательное).

По разнице в вопросах «какой?» - «чей?» притяжательные прилагательные легко отделяются от качественных и относительных. Качественные прилагательные проще всего определить, попробовав изменить их, дав субъективную оценку, поставив в краткую форму или развив их качество до той или иной степени. Относительные прилагательные «видно» по возможности образовывать сочетания из двух существительных.

2024 english-speak.ru. Изучение английского языка.