Готовность ребенка к началу школьного обучения. Методики диагностирования детей при поступлении в школу


На выпускников ДОУ педагогический коллектив заполняет карту готовности ребёнка к школьному обучению, которая выдаётся родителям детей. При поступлении в 1-ый класс родителям передается данный документ в школу. С содержанием карты обязательно знакомятся учитель 1-ого класса и педагог-психолог. Роль психолога в данном случае заключается в анализе психолого-педагогического статуса ребёнка, поступившего в 1-ый класс, проводимого по данным карты готовности к школьному обучению. Ориентируясь на результаты анализа карты и результаты индивидуальной психодиагностики уровня готовности к обучению в школе (которая проводится в 1-ом классе ежегодно в сентябре), педагог-психолог даёт классному руководителю и родителям учащегося рекомендации, которые призваны способствовать успешной адаптации ребёнка.


Карта готовности ребёнка к школьному обучению как психолого-педагогический инструмент преемственности между ДОУ и начальной школой

Поскольку результатом образования в начальной школе во многом является сформированность у выпускников универсальных учебных действий (УУД): личностных, коммуникативных, регулятивных и познавательных, логично и целесообразно проанализировать уровень развития предпосылок к формированию данных УУД у ребёнка, поступающего в 1-ый класс. Именно поэтому параметры развития ребёнка в карте готовности к школьному обучению рассматриваются нами с позиций соотнесения их с группами УУД.

На следующих слайдах представлена карта готовности ребёнка к школьному обучению, заполняемая ДОУ, где практически каждый параметр развития ребёнка отнесён к соответствующей группе УУД.


Группы целевых ориентиров

Личностные

Достижения ребёнка

1.Мотивационная готовность

Примечание

Подчеркнуть уровень: высокий средний низкий

Регулятив.

2. Эмоциональный фон (нужное подчеркнуть)

1. Уравновешенность, отсутствие перепадов настроения, дружелюбность, оптимизм, преобладание позитивного фона настроения, плачет редко.

2. Резких колебаний настроения нет, способен к естественному веселью, иногда возбуждён или плачет, но быстро успокаивается.

3. Капризность, истеричность, часто плачет, кричит, может быть озлобленным или иметь длительно пониженный фон настроения, сильные перепады настроения.

Примечание


Анализ карты готовности ребёнка к школьному обучению с позиций предпосылок формирования УУД

Группы целевых ориентиров

Показатели готовности к школьному обучению

Достижения ребёнка

3. Социальное развитие

Коммуникат.

Нужное подчеркнуть

Способен вступить в общение со знакомым взрослым

Коммуникат.

Коммуникат.

Да не всегда нет

Способен вступить в общение с незнакомым взрослым

Коммуникат.

Избирательно и устойчиво взаимодействует с детьми (входит в разнообразные объединения детей по интересам)

Да не всегда нет

Коммуникат.

Да не всегда нет

Чувствует настроение близких взрослых и сверстников

Да не всегда нет

Может оказать эмоциональную поддержку и помощь в случае затруднения

Регулятив

Да не всегда нет

Личностные

Регулирует своё поведение усвоенными нормами и правилами

Примечание

Да не всегда нет

Имеет представление о себе и своих возможностях

Да не всегда нет


Анализ карты готовности ребёнка к школьному обучению с позиций предпосылок формирования УУД

Группы целевых ориентиров

Показатели готовности к школьному обучению

Достижения ребёнка

4. Развитие речи и речевого общения

Коммуникат.

Нужное подчеркнуть

Правильно произносит все звуки русского языка

Да недостаточно нет

Коммуникат.

Умеет выделять звуки в слове

Познават.

Да недостаточно нет

Грамматически правильно строит сложные предложения

Коммуникат.

Да недостаточно нет

Строит связный рассказ по сюжетной картинке

Познават.

Да недостаточно нет

В диалоге инициативно высказывается. Умеет привлечь внимание своими высказываниями

Примечание

Да недостаточно нет

Использует обобщающие слова, антонимы, сравнения

Да недостаточно нет

5. Развитие мелкой моторики «Дорожка» подчеркнуть уровень: высокий средний низкий

Примечание

6. Вазомоторная активность подчеркнуть уровень: высокий средний низкий

Примечание


Анализ карты готовности ребёнка к школьному обучению с позиций предпосылок формирования УУД

Код группы целевых ориентиров

Показатели готовности к школьному обучению

Достижения ребёнка

7. Познавательное развитие

Познават.

Подчеркнуть уровень:

Сформированность знаний об окружающем

Регулятив.

высокий средний низкий

Регулятив.

Деятельность по образцам и правилам (дидактическая игра)

Познават.

высокий средний низкий

Познават.

высокий средний низкий

Графический узор

высокий средний низкий

Обобщения

Математические представления

высокий средний низкий

Познават.

Познават.

Соотнесение количества предметов с цифрой

Познават.

Раскладывание по величине 10 предметов одинаковой формы

высокий средний низкий

высокий средний низкий

Решение простых задач с опорой на наглядность

Познават.

высокий средний низкий

Познават.

Знание геометрических фигур

высокий средний низкий

Умение ориентироваться в пространстве

высокий средний низкий


Анализ карты готовности ребёнка к школьному обучению с позиций предпосылок формирования УУД

высокий уровень параметра – 2 балла; средний уровень параметра – 1 балл, низкий уровень параметра – 0 баллов.

Наибольшее количество параметров в карте относится к познавательным УУД (10 позиций), таким образом, максимальный балл по данной группе УУД может составить 20 баллов. Однако, в силу возрастных особенностей детей 6-7 летнего возраста, остальные блоки УУД представлены меньшим числом параметров. Именно поэтому нами были введены коэффициенты для блоков коммуникативных, регулятивных и личностных УУД. Исходя из максимума балльного значения = 20 баллам, коэффициенты составляют: коммуникативные УУД k=1,25 ; регулятивные УУД k= 2 ,5 ; личностные УУД k= 5.

Результаты фиксируются в таблице (см. следующий слайд)


Уровень развития основных универсальных учебных действий первоклассников по данным анализа карт готовности ребёнка к школьному обучению из ДОУ

Фамилия, имя учащегося

Сумма баллов по блокам УУД

Познавательные УУД

Коммуникатив-

ные УУД (k =1,25)

Регулятивные УУД (k =2,5)

Личност-ные УУД (k =5)

Распределение балльных значений по уровням развития:

0-6 баллов – низкий уровень развития УУД;

7-13 баллов – средний уровень развития УУД;

14-20 баллов – повышенный уровень развития УУД.


Индивидуальный психолого-педагогический статус ребёнка по данным анализа карты готовности к школьному обучению

По числовым данным таблицы строится графическое изображение индивидуального психолого-педагогического статуса ребёнка, представляющий собой лепестковую диаграмму в М S Office с обозначением числовых значений по каждому блоку УУД (см. следующий слайд)

Условные обозначения:

ПУУД – познавательные универсальные учебные действия;

КУУД – коммуникативные универсальные учебные действия;

РУУД – регулятивные универсальные учебные действия;

ЛУУД – личностные универсальные учебные действия.

Чем более лепестковая диаграмма приближается к форме ромба с равными сторонами, тем более гармоничен психолого-педагогический статус ребёнка, поскольку это означает, что у него одинаково развиты все блоки предпосылок УУД.


Индивидуальный психолого-педагогический статус ребёнка по данным анализа карты готовности к школьному обучению

Имеет место недостаточно гармоничный

психолого-педагогический статус:

повышенный уровень развития познавательных

и коммуникативных универсальных учебных

действий (познавательной сферы и сферы

общения) и средний уровень развития личностных

и регулятивных УУД (мотивационно-личностной и

поведенческой сферы).

Таким образом, возможно наличие трудностей

дисциплинарного характера, сложностей в

регуляции поведения, планировании

организующей помощи в планировании алгоритмов

действий по решению учебных задач (пошаговые

инструкции). Формирование познавательной мотива-

ции обучения и развитие познавательных интересов.

Название: Карта готовности ребенка к школьному обучению
Год: 2011
Издательство: Департамент образования города Москвы
Страниц: 23
Формат: doc. (rar архив)
Размер: 3,33 Мб
Качество: нормальное

В карте готовности ребенка к школьному обучению отражены основные линии развития ребёнка, значимые с точки зрения готовности к школьному обучению.
Прилагаются методические рекомендации по заполнению карты психолого-педагогического обследования ребенка подготовительной к школе группы.

Предложенный материал является обязательным для работы сотрудников дошкольных образовательных учреждений: педагогов-психологов, воспитателей подготовительных к школе групп, старших воспитателей.

Карта готовности ребенка к школьному обучению является ключевым моментом по осуществлению преемственности в работе дошкольных образовательных учреждений и начальной школы. Карта готовности ребенка к школьному обучению разработана коллективом педагогов- психологов, методистов ОМЦ СЗОУО по дошкольному и начальному школьному образованию, специалистов управления образования, завучей по начальной школе.
Карта прошла апробацию в 10 дошкольных образовательных учреждениях Северо-Западного окружного управления образования.

Методические рекомендации по заполнению карты психолого-педагогического обследования

Основной целью составления карты готовности ребёнка к школьному обучению является развитие преемственности в работе педагогов государственных образовательных учреждений: детского сада и школы.

В настоящее время очень остро встала задача психолого-педагогической подготовки ребёнка к школе. Большое количество детей посещают курсы по подготовке к школе. Но кто может дать полную картину развития ребёнка, как ни педагог, ведущий ребёнка с младшего возраста. Очень важным является дальнейшая совместная работа по развитию ребёнка в школе. Карта даёт первичные знания о ребёнке специалистам школы: завучам, учителям, логопедам, психологам.

Новая карта представляет собой модифицированный вариант карты развития ребёнка дошкольного возраста, разработанная Центром «Детство» в 2000 г. и Картой развития Учебно-методического кабинета Северо-Западного Учебного округа от 1995 г. Над составлением Карты работали педагоги-психологи детских дошкольных учреждений, образовательных учреждений, завучи, методисты СЗОУ. Главным в составлении Карты является её информированность о ребёнке и полезность в работе специалистов школы.

Основное содержание Карты готовности ребёнка к школьному обучению.

В Карте отражены наиболее значимые линии развития ребёнка, значимые с точки зрения готовности ребёнка к школьному обучению.
Мотивационная готовность является первичным показателем готовности ребёнка к обучению в школе и свидетельствует о желании учиться.
фон развития ребёнка также является значимым показателем в развитии ребёнка.
Положительный эмоциональный фон свидетельствует о благополучном усвоении знаний и комфорта в обучении.
Социальное развитие показывает возможности ребёнка в общении. Социально развитый ребёнок чувствует своё место в обществе других людей, управляет своим поведением и способами общения.
Показатели развития речи и речевого общения характеризуют способность ребёнка использовать язык для взаимодействия с окружающими. Показатели дают первичные знания о развитии речи ребёнка.
Познавательное развитие ребёнка информирует о сформированности его знаний об окружающем, о способности работать по правилам, в едином темпе с другими, о сформированности математических знаний, об уровне сформированности произвольности, умении обобщать и классифицировать.
Важными показателями готовности ребёнка к школьному обучению является определение уровня сформированности моторных навыков .
Вазомоторная активность показывает соотнесение зрительного восприятия и двигательного навыка, пространственной координации.

Работа с Картой готовности ребёнка к школьному обучению.

Ответственным за оформление карты является старший воспитатель. Педагог-психолог контролирует работу педагогов по карте и проводит обследование ребёнка по определению мотивационной готовности, эмоциональному развитию, мелкой моторики, вазомоторной активности, обобщению; графический диктант. Учитель –логопед проводит обследование по речевому развитию(если нет логопеда -педагог-психолог, старший воспитатель). Социальное развитие- социальный педагог(если нет — педагог-психолог, ст.воспитатель). Обследование ребёнка по познавательному развитию проводит воспитатель, старший воспитатель.

Первое обследование детей проводится в октябре и по его результатам составляется программа коррекционной работы с ребёнком. На ПМПК приходят с отчётом психологи(старший воспитатель) и приносят рабочие материалы ребёнка: «дорожка», «срисовывание фигур», «графический диктант», таблицу с оценками по всем заданиям, средний балл по саду и количество детей по уровням.
Материалы должны быть подписаны и проставлена оценка (балл).

Психологическая готовность ребенка к началу школьного обучения «Карта-характеристика»

Ребенок, поступающий в школу, должен быть зрелым в физиологическом и социальном отношении, он должен достичь определенного уровня умственного и эмоционально-волевого развития.

1. Психологическая и социальная готовность к школе.

A. Желание учиться в школе:


  • ребенок хочет идти в школу

  • особого желания пока нет

  • идти в школу не хочет

Б. Учебная мотивация:


  • осознает важность и необходимость учении; учение приобретает самостоятельную привлекательность

  • привлекательна только внешняя сторона учения, т.е. иметь школьные
    принадлежности, возможность общения со сверстниками и т.д.

  • цели учения не осознаются, ничего привлекательного в школе не видит
B. Умение общаться, адекватно вести себя и реагировать на ситуацию:

  • легко вступает в контакт, правильно воспринимает учебную ситуацию, понимает ее смысл и адекватно ведет себя

  • контакт и общение затруднены, неправильно понимает и реагирует на общение и обучение, поведение можт быть не совсем адекватным в контакт вступает плохо, испытывает сильные затруднения в общении, в понимании ситуации (где он и что от него требуется)
Г. Организованность поведения:

  • поведение организованное

  • недостаточно организованное

  • неорганизованное
2. Развитие школьно-значимых психофизиологических функций.
А. Фонематический слух, артикуляционный аппарат:

  • нарушений в фонематическом строе речи, в звукопроизношении нет; речь правильна и отчетлива

  • в фонеме, строе речи, в звукопроизношении есть заметные нарушения ребенок косноязычен.

Б. Мелкие мышцы руки:


  • рука развита хорошо, ребенок уверенно владеет карандашом, ножницами;

  • недостаточно хорошо, работает с напряжением;

  • развита плохо, работает плохо.
В. Пространственная ориентация, координация движений, телесная ловкость:

  • хорошо ориентируется в пространстве, подвижен, ловок;

  • имеются признаки недоразвития ориентации в пространстве, координация движений, недостаточно ловок;

  • неуклюж, малоподвижен, координация движений развита плохо, снижена ориентация в пространстве
Г. Координация в системе «Глаз -рука»:

  • может правильно перенести в тетрадь простейший графический образ (узор, фигуру), зрительно воспринимаемый на расстоянии (с классной доски до своей парты);

  • графический образ переносится в тетрадь с доски с незначительными искажениями;

  • при переносе графического образа допускаются грубые искажения.
Д. Объем зрительного восприятия (по количеству выделенных объектов в картинках с множеством контуров):

  • соответствует средним показателям возрастной группы

  • ниже средних показателей

3. Развитие познавательной деятельности.

A. Кругозор:


  • представление о мире достаточно развернуты и конкретны, ребенок может рассказать о стране, городе, в котором живет, о животных и растениях, временах года;

  • представления достаточно конкретны, но ограничены;

  • кругозор ограничен, знания отрывочны и бессистемны
    Б. Развитие речи:

  • речь содержательна, выразительная, грамматически правильна;

  • ребенок затрудняется в поиске слов, в выражении мыслей, в речи встречаются грамматические погрешности, она недостаточно выразительна;

  • слова приходится вытягивать, ответы односложные, в речи много ошибок.
B. Развитие познавательной активности, самостоятельности:

  • ребенок любознателен, активен, задание выполняет с интересом, самостоятельно, не нуждаясь в дополнительных внешних стимулах;

  • ребенок достаточно активен, самостоятелен, круг интересующих вопросов достаточно узок, при выполнении заданий требуется дополнительная стимуляция;

  • любознательность не проявляется, интерес не обнаруживается, активность низкая, от учителя требуется постоянная внешняя стимуляция при выполнении заданий.
Г. Сформированность интеллектуальных умений (анализ, сравнение, обобщение, установление закономерностей):

Ребенок определяет содержание, смысл анализируемого (в том числе, скрытый); точно и емко обобщает его в слове, видит и осознает тонкие различия при сравнении, обнаруживает закономерные связи, интеллектуальные умения выполняются со стимулирующей помощью


взрослого;

  • задания выполняются не только с организующей, но и направляющей помощью взрослого, ребенок может перенести освоенный способ деятельности на выполнение сходного задания;

  • нужна обучающая помощь; воспринимается помощь с трудом, самостоятельный перенос освоенных способов деятельности не осуществляется.
Д. Произвольность деятельности:

  • ребенок удерживает цель деятельности, выбирает адекватные средства, проверяет результат, сам преодолевает трудности в работе и доводит начатое дело до конца;

  • в процессе деятельности часто отвлекается, трудности преодолевает только при поддержке взрослого;

  • деятельность хаотична, непродуманна, отдельные условия в процессе работы теряются, результат не проверяется, стимулирующая и организующая помощь малоэффективна.
Е. Контроль деятельности:

  • результаты усилий ребенка соответствуют поставленной цели;

  • самостоятельно ребенок не видит соответствие своих результатов и поставленной цели учителем;

  • результаты не соответствуют, ребенок не видит этого соответствия.
    Ж. Темп деятельности:

  • соответствует средним показателям возрастной нормы

  • ниже средних показателей

  • намного ниже средних показателей

4. Состояние здоровья.

Заключение: Показателями готовности считаются:

  • способность ребенка к умственной активности

  • способность к саморегуляции учебной деятельности

  • способность удерживать в памяти информация и указания учителя

  • способность осуществлять элементные умозаключения и рассуждать

  • словарное развитие и способность фонематического восприятия

Психологическая диагностика готовности ребенка составляет 15-20 минут.

Анастасия Дергунова,
педагог-психолог МАДОУ детского сада «Радость» комбинированного типа, г. Нижний Тагил, Свердловская область

В статье - метод, который поможет скорректировать нежелательное поведение ребенка и взаимоотношения в детском коллективе. Он поможет педагогу-психологу выработать профессиональный подход к анализу случаев практики и их решению. Для этого нужно составить таблицу -«Матрицу силового анализа проблемы».

Чтобы решить проблему, которая возникла в группе, нужно указать причины ее возникновения, ресурсы, расстановку сил. Матрица силового анализа поможет увидеть ситуацию комплексно, с разных сторон, сделать акцент на ресурсных возможностях ребенка и свести к минимуму воздействие негативных факторов.

Тематический план игровых тренингов, которые подготовят детей к чтению и письму

Оксана Игнатьева, педагог-психолог дошкольного структурного подразделения ГБОУ «Школа № 1987»

В статье - тематический план игровых занятий для подготовительной группы детского сада, чтобы подготовить детей 6-7 лет к обучению в школе.

Чтобы сформировать у детей фонетические умения и графомоторные навыки, проведите комплекс занятий в форме игрового тренинга. Тематический план занятий составлен по авторской программе «Путешествие в страну Звукляндию». Он подготовит дошкольников к чтению и письму.

Перспектива и жизненный путь личности: виды и определения

2.1. Жизненный путь как общественно-исторический способ индивидуального развития

Для психологической науки XX века характерен принципиально новый взгляд на постановку научных теоретических и практических задач. В этот период происходит планомерное соединение многочисленных теоретических концепций, которые посвящены психологическим проблемам человеческого существования. Зарубежные и отечественные ученые сконцентрировали свое внимание на выявлении и объяснении психологически обусловленной совокупности состояний и процессов, последовательных и необычных фактов и явлений, которые обеспечивают выстраивание личностью индивидуального жизненного пути, а также прогнозируют ее развитие в качестве субъекта жизни. Перед исследователями обозначились практические задачи по психологической диагностике, развитию и коррекции психобиографических образований личности, профилактике и предупреждению психобиографических кризисов, а также по просвещению в области психологических проблем человеческой жизни.
Как раз в это время современная психологическая наука наметила поиск решений таких психологических проблем, как причастность человека ко времени, отношение к жизни и смерти; проблемы свободы, выбора судьбы; проблемы коммуникации, любви, веры и одиночества; проблемы осмысленного и бессмысленного бытия.

Личность воспитателя: история развития, важные качества, выполняемые функции

1.1. Становление отечественной науки дошкольного воспитания

Появление педагогики как науки и как профессии располагает объективным началом своего возникновения. Для каждого подрастающего поколения важно применять те знания, умения, навыки, которые уже имели место в предшествующей жизни и были испытаны на практике, те явления культуры, быта, оставшиеся от прежних деятелей.
Наука относит возникновение педагогической профессии к временам Древней Греции, когда в материально обеспеченных семьях раб осуществлял надзор за ходом, состоянием, развитием детей, сопровождал их в школу, принося с собой нужные, обязательные учебные принадлежности, старался уберечь от опасных, нежелательных, вредных ситуаций, тем самым непреднамеренно, непроизвольно воспитывая в ребёнке определенные качества, черты характера и вырабатывая характер его поступков, образ действий и жизни вообще. Именно такого раба именовали «педагог», который дословно с греческого языка переводится как «воспитатель, наставник». По прошествии определенного времени развитием и обучением детей уже занимался домашний воспитатель, а позднее, когда пропаганда образования, осуществляемого обществом и учитывающего его запросы и потребности, сделала его широко распространенным, возникла профессия «воспитатель».

Диагностических материалов, определяющих готовность детей к обучению в школе (Авторы М.И. Кузнецова, Е.Э. Кочурова, под ред. Л.Е. Журовой)

Бланк обследования


МБОУ «Инжавинская СОШ» Караваинский филиал 2012-2013 уч. год.

п/п

Фамилия,

имя


Месяц, год рожде

ния


1

2

3

4

5

6

7

8

Всего

Примечания 

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

I этап – фронтальное обследование
Задание 1

Цель. Выявить умение передавать форму фигуры (вычерчивать равную или подобную фигуру, соблюдая пропорции между элементами фигуры). Кроме этого, задание позволяет судить о твердости руки ребенка , умении рисовать прямолинейные отрезки, рисовать углы, не округляя их.

Текст задания. Посмотрите сюда (указывается рисунок к заданию). Здесь вы будете выполнять задание. Внутри маленькой рамочки вы видите фигуру. Рассмотрите ее на своих листах. Возьмите карандаш. Нарисуйте похожую фигуру в большой рамочке (учитель обводит указкой большую рамочку).

Оценка выполнения задания:

3 балла – изображена подобная или равная фигура, пропорции между элементами фигуры в основном сохранены;

2 балла – изображена подобная или равная фигура, пропорции слегка изменены, но не все углы прямые, не везде соблюдается параллельность линий. Этот же балл ставится, если общая форма фигуры схвачена хорошо, но пропорции между элементами фигуры существенно изменены, однако все углы прямые и параллельность соблюдена;

1 балл – существенно изменены пропорции между элементами фигуры; общая форма фигуры схвачена плохо;

0 баллов – не схвачена общая форма фигуры, но изображена какая-то замкнутая линия.

В случае, если фигура изображена нетвердой рукой, ставится значок «–» в дополнение к баллу.
Задание 2

Цель. Выявление умения ориентироваться на плоскости (влево, вправо, вверх, вниз). Вместе с тем проверяется умение пересчитывать клеточки.

Текст задания. Задание будете выполнять на клетчатой бумаге (указывается место для выполнения задания).

1. Возьмите красный карандаш, отсчитайте от черной клеточки вправо четыре клеточки и пятую закрасьте красным карандашом.

2. Возьмите синий карандаш. От красной клетки отступите вниз через две клеточки и третью закрасьте синим карандашом.

3. Возьмите зеленый карандаш и клеточку, расположенную слева от синей и через одну клеточку от нее, закрасьте зеленым карандашом.

4. Возьмите желтый карандаш. Отсчитайте от зеленой клетки вверх пять клеток и шестую закрасьте желтым карандашом.

Оценка выполнения задания:

1 балл – выполнен верно только 1 пункт задания (допущены ошибки в направлении, счете, начале отсчета);

В случае если клетки плохо раскрашены, в дополнение к баллу ставится «–».
Задание 3

Цель. Выявление умения выбрать и выполнить операцию сложения и вычитания; соответственно правильному пониманию текста задачи, перейти от числа к соответствующему конечному множеству предметов (кружков, квадратов).

Текст задания. Здесь вы будете выполнять третье задание (указывается место для выполнения задания).

Посмотрите на свои листки. Послушайте задание.

1. На полянке играют 3 девочки и 2 мальчика. Сколько детей играют на полянке? Нарисуйте столько кружков, сколько детей играют на полянке. (Текст задачи можно повторить.)

2. В машине ехали 6 человек. Двое вышли из машины. Рядом с кругами нарисуйте столько квадратов, сколько человек осталось в машине. (Текст задачи можно повторить.)

Оценка выполнения задания:

3 балла – выполнены верно обе задачи;

2 балла – одна задача выполнена верно, есть попытка решать вторую задачу, но число кружков или квадратов неверное;

1 балл – выполнена верно только одна задача, попыток выполнить вторую задачу нет;

0 баллов – есть попытка решить одну задачу, но число кружков или квадратов неверное.
Задание 4

Цели. Выявление интуитивных топологических представлений, понимания терминов «внутри», «вне»; выявление способности правильно понимать высказывание, например: «Отметьте точку внутри квадрата, но вне круга».

Текст задания. Посмотрите на доску (учитель чертит на доске треугольник). Я начертил треугольник (отмечает точку внутри треугольника). Я отметил точку внутри треугольника (отмечает точку вне треугольника). Я отметил точку вне треугольника. Теперь посмотрите на этот чертеж (указывается чертеж к заданию). На своих листках найдите круг, найдите квадрат.

1. Возьмите синий карандаш и отметьте точку внутри круга, но вне квадрата.


2. Возьмите красный карандаш и отметьте точку внутри квадрата, но вне круга.

3. Возьмите зеленый карандаш и отметьте точку, которая была бы расположена и внутри круга, и внутри квадрата.

4. Возьмите простой карандаш и отметьте точку, которая расположена и вне круга и вне квадрата.

Оценка выполнения задания:

3 балла – все выполнено верно;

2 балла – выполнено верно 2–3 пункта задания;

1 балл – выполнен верно только 1 пункт задания;

0 баллов – задание не выполнено.


Задание 5

Цели. Выявление умения сравнивать множества по числу элементов; выявление способа сравнения двух множеств по числу элементов (вне зависимости от навыка счета).

Текст задания. Найдите у себя на листках рисунок, на котором изображены круги и треугольники (указывается рисунок к заданию). Чего больше: кругов или треугольников? Если кругов больше, то нарисуйте рядом еще один круг. Если треугольников больше, то нарисуйте еще один треугольник.

Оценка выполнения задания:

3 балла – сравнение проведено верно;

0 баллов – сравнение проведено неверно.


Задание 6

Цель. Выявление умения классифицировать, умения находить признаки, по которым произведена классификация.

Текст задания. Рассмотрите эти два рисунка (указываются рисунки к заданию). На одном из этих рисунков нужно нарисовать белочку. Подумайте, на каком рисунке вы бы ее нарисовали. От белочки к этому рисунку проведите карандашом линию.

Оценка выполнения задания:


3 балла – линия проведена правильно (к зверям);
2 балла – линия проведена к птицам;
0 баллов – задание не выполнено.
Задание 7

Цель. Проверить состояние фонематического слуха, фонематического восприятия.

Текст задания. Посмотрите на расположенные на листе картинки, видите, под ними есть небольшие кружочки. Вам нужно будет самостоятельно назвать каждую картинку. Если в названии картинки есть звук [с], то нужно зачеркнуть кружок под ней. Первая картинка «солнце», в слове «солнце» есть звук [с], значит, нужно зачеркнуть кружок. А теперь приступайте к самостоятельному выполнению задания.

Оценка выполнения задания:

2 балла – выделен звук только из позиции начала слова; ошибочного выделения других звуков нет;

1 балл – наличие ошибок (отсутствует дифференциация звуков [с]-[з]);

0 баллов – отсутствие дифференциации звуков [с]-[з], [с]-[ц], [с]-[ш] или полное непринятие задания.


Задание 8

Цель. Выявление степени овладения звуковым анализом на уровне определения количества звуков в слове.

Текст задания. Вы видите «домик» с тремя окошками и рядом с ним картинки. Каждое окошко – звук в слове. Назовите тихонько все картинки и подумайте, в каком слове три звука. Эту картинку соедините линией с домиком.

Оценка выполнения задания:

3 балла – правильное выполнение задания;

2 балла – наличие ошибок в один звук;

0 баллов – непринятие задачи, полное отсутствие соответствия количества звуков в слове и количества «окошечек».
II этап – индивидуальное обследование
Индивидуальное обследование проводится с использованием листа, на котором ребенок выполнял задания в процессе группового обследования. Ответы ребенка записываются на этом листе рядом с заданием.
Задание 5- II

Если ребенок ошибся в выполнении задания 5 в групповой работе, ему необходимо повторить задание и спросить: «Почему ты думаешь, что кругов (треугольников) больше?»

Если объяснение правильное: «Один круг лишний», «В каждом круге есть треугольник, а в этом – нет», по-видимому, ошибка связана с недостаточным вниманием к формулировке задания, и вы сразу изменяете оценку, полученную в ходе группового обследования, ставите 2 балла.

В случае неправильного ответа или его отсутствия необходимо дать ребенку более простое аналогичное задание (5 кругов, 6 треугольников) и спросить: «Чего больше?»

Если ребенок выполнил задание и верно дал объяснение, то вместо первоначальной оценки вы ставите ему 2 балла. Если задание выполнено верно, но не дано объяснение, ставите 1 балл, если задание не выполнено и не объяснено, оценка не изменяется.
Задание 6-II

Если ребенок ошибся при выполнении задания 6 во фронтальном обследовании, необходимо выяснить причину ошибки. Это делается с помощью вопроса: «Почему ты провел линию от белочки к этому рисунку?» Если ученик говорит: «Я ошибся! Надо было провести линию от белочки к зверям», вы еще раз спрашиваете: «Почему ты думаешь, что надо провести линию от белочки к зверям?» В случае ответа: «Белка не птица» (или другого ответа, связанного с существенным признаком классификации) – изменяете оценку, полученную в ходе группового обследования (ставите 2 балла).

Если объяснение дается с опорой на внешние признаки («Чтобы на каждом рисунке было по 5 предметов» или «Птицы и белки живут на деревьях»), вы изменяете оценку, полученную в ходе группового обследования, ставите 1 балл. Если ребенок не может объяснить своих действий, оценка не изменяется – 0 баллов.
Задание 7-II

Если в ходе выполнения групповой работы ребенок допустил ошибки в определении картинок, названия которых содержат звук [с], следует дать ему более простые задания.

1. Самостоятельно назвать слово с заданным звуком: «Скажи слово со звуком [с]».

2. Вернуться к заданию 7 групповой работы и показать картинки, названия которых содержат звук [с]: «Называй каждую картинку. Если в названии есть звук [с], покажи эту картинку».

Если ребенок отобрал только картинки, в названиях которых звук [с] находится в начальной позиции, учитель говорит ему: «Ты верно выбрал эти картинки, но некоторые ты пропустил. Сейчас послушай, я назову картинки еще раз, а ты будешь говорить, есть звук [с] или нет». Учитель должен слегка интонационно выделять звук [с] при произнесении слов.

Если при первой самостоятельной попытке ребенок показал наряду с картинками, названия которых содержат звук [с], картинки, названия которых содержат звук [з] или [ш], нужно сказать ему: «Ты старался, но среди картинок, которые ты выбрал, есть лишние; сейчас я буду называть все отмеченные тобой картинки, а ты будешь говорить – есть звук [с] или нет, можешь после меня повторять слова». При произнесении слов интонационно выделяются звуки [с], [з], [ш].

Если ребенок самостоятельно выделил звук в начале слова, а из позиции середины и конца слова выделил звук после произнесения учителем этого слова с интонационным выделением заданного звука, то оценка группового обследования меняется, ставится 2 балла.

Если ребенок выделяет нужный звук с помощью учителя только в начале слова и не различает звуки [ш]-[ж], [ш]-[с] в собственном произношении, а только при восприятии образца учителя, ставится 1 балл. За отсутствие дифференциации звуков [ш]-[ж], [ш]-[с] даже при восприятии образца учителя; за непринятие задания ставится 0 баллов.


Задание 8-II

Детям, не справившимся в ходе групповой работы с заданием 8, предлагается дополнительное задание. «В слове «мак» три звука. Посмотри, я скажу слово и покажу, где «живет» каждый звук». Учитель медленно произносит слово «мак», ведя указкой по схеме звукового состава слова.

Затем учитель предлагает ребенку назвать каждую картинку к заданию 8 (жук, волк, утка) и сказать, какое из слов живет в этом домике .

Если ребенок затрудняется с ответом, учитель вместе с ребенком произносит каждое слово и ведет указкой по схеме звукового состава слова. Затем спрашивает: «Какое слово живет в этом домике?»

Если ребенок самостоятельно справляется с заданием, то оценка группового обследования изменяется, ставится 2 балла.

Если ребенок справляется с заданием только с помощью учителя, ставится 1 балл, если не справляется с заданием – оценка не изменяется, 0 баллов.

Данные педагогической диагностики позволят вам с первых дней знакомства с ребенком реализовать индивидуальный подход в обучении, определить особенности общения с каждым учеником, наметить содержание коррекционно-развивающей работы, определить тактику и стратегию работы с классом еще до начала систематического обучения.


Диагностическая программа по определению психологической готовности детей к школьному обучению 
Несмотря на многообразие существующих методов определения готовности детей к школьному обучению, психологи продолжают поиски более совершенных диагностических программ. Необходимость новых разработок объясняется следующими причинами:

Обследование не должно быть слишком длительным, чтобы уложиться во временные рамки записи детей в школу (апрель – май);

Функциональная готовность и тестовые батареи не дают сведений о мотивационной готовности детей к школе;

Программа обследования должна содержать необходимые и достаточные компоненты для заключения о готовности ребенка к школе.

Отбор этих необходимых и достаточных методов обследования, позволяющих поставить «диагноз подготовленности к школе, – по справедливому замечанию Ю. Сыэрда, – в большой мере зависит от теоретической концепции, которая является исходной при расшифровке сущности подготовленности к школе».  

Данная программа состоит из игр и игровых заданий с правилами, позволяющими определить уровень развития аффективно-потребностной (мотивационной), произвольной, интеллектуальной и речевой сфер, по которому судят о психологической готовности ребенка к школьному обучению.


Аффективно-потребностная сфера:

Методика по определению доминирования познавательного или игрового мотива в аффективно-потребностной сфере ребенка
Ребенка приглашают в комнату, где на столиках выставлены обычные, не слишком привлекательные игрушки, и просят в течение минуты рассмотреть их. Затем экспериментатор подзывает его к себе и предлагает послушать сказку. Ребенку читают интересную для его возраста сказку, которую он раньше не слышал. На самом волнующем месте чтение прерывается, и экспериментатор спрашивает испытуемого, что ему в данный момент больше хочется, поиграть с выставленными на столиках игрушками или дослушать сказку до конца.

Дети с выраженным познавательным интересом обычно выбирают сказку. Дети со слабой познавательной потребностью предпочитают поиграть. Но игра их, как правило, носит манипулятивный характер: дети хватаются то за одно, то за другое.

Экспериментальная беседа по выявлению «внутренней позиции школьника», которая понимается как новое отношение ребенка к окружающей среде, возникающее из сплава познавательной потребности и потребности в общении со взрослым на новом уровне. В специальных экспериментальных исследованиях по изучению этого новообразования кризиса 7 лет было установлено, что в игре «в школу» дети, характеризующиеся наличием «внутренней позиции школьника», предпочитают роль ученика, а не учителя и хотят, чтобы все содержание игры сводилось к реальной учебной деятельности (письмо, чтение, решение примеров и т.д.).

В случае несформированности этого образования дети, наоборот, играя «в школу», выбирают роль учителя, а вместо конкретной учебной деятельности – игру «в перемены», разыгрывание прихода в школу и ухода из нее и т.д.

Таким образом, «внутреннюю позицию школьника» можно выявить в игре, но этот путь занимает слишком много времени. Вместе с тем в том же исследовании было показано, что некоторые эксперименты могут быть заменены специальной экспериментальной беседой, дающей аналогичный эксперименту результат. В частности, это относится к экспериментальной игре, позволяющей определить «внутреннюю позицию школьника».

В связи с вышесказанным беседа, направленная на определение «внутренней позиции школьника», включает вопросы, косвенным образом помогающие определить наличие познавательной и учебной мотиваций у ребенка, а также культурный уровень среды, в которой он растет. Последнее имеет существенное значение для развития познавательной потребности, а также личностных особенностей, способствующих или , наоборот, препятствующих успешному обучению в школе.


Произвольная сфера:

Методика «Домик»

Методика представляет собой задание на срисовывание картинки, изображающей домик, отдельные детали которого составлены из элементов прописных букв. Задание помогает обнаружить умение ребенка ориентироваться в своей работе на образец, точно копировать его, выявляет особенности развития произвольного внимания, пространственного восприятия, сенсомоторной координации и тонкой моторики руки.

Методика рассчитана на детей 5,5–10 лет, имеет клинический характер и не предполагает получения нормативных показателей.

По ходу работы ребенка необходимо зафиксировать:


1) какой рукой ребенок рисует (правой или левой);
2) как он работает с образцом: часто ли смотрит на него, проводит ли воздушные линии над рисунком-образцом, повторяющие контуры картинки, сверяет ли сделанное с образцом или, мельком взглянув на него, рисует по памяти;

3) быстро или медленно проводит линии;

4) отвлекается ли во время работы;

5) что говорит и о чем спрашивает во время рисования;

6) сверяет ли испытуемый после окончания работы свой рисунок с образцом.

Когда ребенок сообщает об окончании работы, ему следует предложить проверить, все ли у него верно. Если он увидит неточности в своем рисунке, то может их исправить, но это должно быть зарегистрировано экспериментатором.

Обработка экспериментального материала проводится путем подсчета баллов, начисляемых за ошибки. Ошибками считаются:

а) отсутствие какой-либо детали рисунка;

б) увеличение отдельных деталей рисунка более чем в 2 раза при относительно правильном сохранении размера всего рисунка;

в) неправильно изображенный элемент рисунка;

г) неверное изображение деталей в пространстве рисунка;

д) отклонение прямых линий более чем на 30° от заданного направления;

е) разрывы между линиями в тех местах, где они должны быть соединены;

ж) залезание линий одна за другую.

При интерпретации результатов эксперимента необходимо учитывать возраст испытуемого. Так, дети 5,5–6 лет из-за недостаточной зрелости мозговых структур, отвечающих за сенсомоторную координацию, редко безукоризненно справляются с заданием. Если же испытуемый 10 лет допускает более 1 ошибки, то это свидетельствует о неблагополучии в развитии одной или нескольких исследуемых методикой психологических сфер.
Методика «Да и нет»

Методика применяется для исследования умения действовать по правилу. Она является модификацией известной детской игры «Да» и «нет» не говорите, черного с белым не носите». Для этой методики взята только первая часть правил игры, а именно: детям запрещено отвечать на вопросы словами «да» и «нет». После того как испытуемый подтвердит, что ему понятно правило игры, экспериментатор начинает задавать ему вопросы, провоцирующие ответы «да» и «нет».

Ошибками являются только слова «да» и «нет». Слова «ага», «неа» и тому подобные не рассматриваются в качестве ошибок. Также не считается ошибкой бессмысленный ответ, если он удовлетворяет формальному правилу игры. Вполне допустимо, если ребенок вместо словесного ответа отвечает утвердительным или отрицательным кивком головы.
Интеллектуальная и речевая сферы:

При исследовании интеллекта ребенка с точки зрения готовности к школьному обучению на первый план должны выйти характеристики, необходимые и достаточные для начала обучения в школе. Наиболее яркой такой характеристикой является обучаемость, включающая в себя два этапа интеллектуальных операций. Первый – усвоение нового правила работы (решения задачи и т.д.); второй – перенос усвоенного правила выполнения задания на аналогичные, но не тождественные ему. Второй этап возможен только при осуществлении этого процесса обобщения.

Уровень развития обобщения, проявляющийся при определении обучаемости, желательно дополнительно исследовать и другими методами, поскольку эта интеллектуальная операция рассматривается отечественными исследователями готовности к школьному обучению как основополагающая характеристика интеллектуальной готовности к школе.

Для диагностики готовности к школьному обучению разработана оригинальная методика, отвечающая условиям, в которых проводится обследование детей, а именно: исследование должно занимать как можно меньше времени; вместе с тем созданная методика отвечает основным принципам построения методов диагностики обучаемости.


Методика «Сапожки»

Методика позволяет исследовать обучаемость ребенка, т.е. проследить, как для решения задач он пользуется правилом, с которым раньше никогда не встречался. Трудность предлагаемых задач постепенно возрастает за счет введения в них объектов, по отношению к которым можно применить усвоенное правило только после осуществления необходимого процесса общения. Используемые в методике задачи построены таким образом, что для их решения требуется осуществить эмпирическое или теоретическое обобщение. Под эмпирическим обобщением понимается умение классифицировать предметы по существенным признакам или подводить под общее понятие. Под теоретическим обобщением понимается обобщение на основе содержательной абстракции, когда ориентиром служит не конкретный отличительный признак, а факт наличия или отсутствия отличительного признака, независимо от формы его проявления.

Таким образом, методика «Сапожки» помогает анализировать обучаемость детей, а также особенности развития процесса обобщения. Методика рассчитана на детей 5,5–10 лет, имеет клинический характер и не предполагает получения нормативных показателей.

В качестве экспериментального задания используется обучение испытуемого цифровому кодированию цветных картинок (лошадка, девочка, аист) по наличию или отсутствию у них одного признака – сапожек на ногах. Есть сапожки – картинка обозначается «1» (единицей), нет сапожек – «0» (нулем). Цветные картинки предлагаются испытуемому в виде таблицы, содержащей: 1) правило кодирования; 2) этап закрепления правила; 3) так называемые загадки, которые испытуемый должен разгадать путем кодирования. Помимо таблицы цветных картинок в эксперименте используется белый лист бумаги с изображением геометрических фигур, представляющих собой еще две загадки.


Методика «Последовательность событий»

Методика «Последовательность событий» предложена А.Н. Бернштейном, но инструкция и порядок ее проведения несколько изменены. Предназначена она для исследования развития логического мышления, речи и способности к обобщению.

В качестве экспериментального материала используются три сюжетные картинки, предъявляемые испытуемому в неправильной последовательности. Ребенок должен понять сюжет, выстроить верную последовательность событий и составить по картинкам рассказ, что невозможно сделать без достаточного развития логического мышления и способности к обобщению. Устный рассказ показывает уровень развития речи будущего первоклассника: как он строит фразы, свободно ли владеет языком, каков его словарный запас и т.д.
Методика «Звуковые прятки»

Методика «Звуковые прятки» предназначена для проверки фонематического слуха. Ребенку предлагают поиграть «в прятки» со звуками.

Условия игры следующие: каждый раз договариваются, какой звук надо искать, после чего экспериментатор называет испытуемому различные слова, а тот должен сказать, есть или нет разыскиваемый звук в слове. Предлагается поочередно искать звуки «о», «а», «ш», «с». Все слова необходимо произносить очень четко, выделяя каждый звук, а гласные звуки даже тянуть (отыскиваемый гласный звук должен стоять под ударением). Надо предложить испытуемому, чтобы он сам вслед за экспериментатором произнес слово и послушал его. Можно повторить слово несколько раз.

Описанная диагностическая программа валидна, надежна и обладает прогностической значимостью. Программа может быть использована при обследовании детей в детских садах, группах предшкольной подготовки, начальной школе. Программа рассчитана на детей в возрасте с 5 лет 6 месяцев. Применять ее для более раннего возраста недопустимо.


Дополнительные тесты для выявления уровня готовности ребенка

к обучению в школе
Ориентационный тест школьной зрелости


Цель. Определение общего уровня готовности ребенка к школьному обучению, в том числе уровня сформированности умения действовать по предлагаемому образцу или опираться на него мысленно, по памяти.

Материал. Бланк теста школьной зрелости.

Тест состоит из трех заданий (субтестов).

1. Рисунок человечка

Инструкция к проведению. Психолог обращается к ребенку: «Попробуй нарисовать человечка. Так, как тебе захочется. Такого, какого сможешь». Ребенок может спросить: «Рисовать девочку или мальчика?» или: «Можно я нарисую куклу?» и т.п. Следует ответить: «Рисуй кого хочешь».

2. Копирование слов, написанных письменными буквами

Инструкция к проведению. Психолог предлагает ребенку выполнить задание: «Перед тобой написаны два слова. Попробуй их точно скопировать, списать. Ты еще не умеешь писать? Ничего страшного, тогда просто срисуй их. Постарайся срисовать (списать) так, чтобы было похоже»,

3. Копирование узора из точек

Инструкция к проведению. Психолог говорит ребенку: «Посмотри, здесь нарисован узор из точечек. Попробуй нарисовать точно так же, скопировать». (Можно добавить: «Представь себе, что ты их сфотографировал. Что бы у тебя тогда получилось?»)

Обработка данных. В ходе обследования фиксируются особенности выполнения заданий. Результат каждого оценивается по пятибалльной системе (1 - высший балл, 5 - низший балл), затем вычисляется суммарный итог по всем трем заданиям.

Задание 1

1 балл. Нарисованная фигура имеет голову, туловище и конечности. Голова не больше туловища и соединена с шеей. На голове есть волосы (возможно, они закрыты каким-либо головным убором) и уши, на лице - глаза, нос и рот. Рука имеет пятипалую кисть. Ноги внизу отогнуты. Человечек одет во что-либо. Его фигура нарисована так называемым синтетическим (контурным) способом, когда она вся (голова, шея, туловище, руки, ноги) рисуется сразу как единое целое, а не составляется из отдельных завершенных элементов. При таком способе рисования всю фигуру можно обвести одним контуром, не отрывая карандаша от бумаги. В отличие от синтетического способа при аналитическом, например, сначала рисуется туловище, затем к нему «прикрепляются» руки и ноги.

2 балла. То же, но отсутствует синтетический способ рисования. Отсутствие трех деталей (шея, волосы, один палец руки) можно не учитывать, если фигура нарисована синтетическим способом.

3 балла. Фигура имеет голову, туловище и конечности. Руки или ноги нарисованы двумя линиями (объемные). Допускается отсутствие шеи, волос, ушей, одежды, пальцев и ступней.

4 балла. Примитивный рисунок с головой и туловищем. Конечности (достаточно одной пары) изображены одной линией каждая.

5 баллов. Отсутствует четкое изображение туловища (головоножка» или преобладание «головоножки») или обеих пар конечностей. Каракули.

Задание 2

1 балл. Хорошо и полностью разборчиво скопирован заданный образец. Буквы превышают размер образца не более чем в два раза. Первая буква по высоте соответствует прописной. Буквы четко связаны в два слова. Скопированная фраза отклоняется от горизонтальной линии не более чем на 30 градусов.

2 балла. Образец скопирован разборчиво. Размер букв и соблюдение горизонтальной линии не учитываются.

3 балла. Явная разбивка надписи на две части. Можно понять хотя бы четыре буквы образца.

4 балла. С образцом совпадают хотя бы две буквы. Воспроизведенный образец все еще создает строку надписи.

5 баллов. Каракули.

Задание 3

1 балл. Точное копирование образца. Допускается незначительное отклонение одной точки от строки или колонки. Уменьшение образца допустимо, а увеличение не должно быть более чем в два раза. Рисунок должен располагаться параллельно образцу.

2 балла. Число и расположение точек соответствуют образцу. Можно не учитывать отклонение не более чем трех точек на половину ширины зазора между строкой и колонкой.

3 балла. Рисунок в целом соответствует образцу, не превышая его по ширине и высоте более чем в два раза. Число точек может не соответствовать образцу, но их не должно быть более двадцати и менее семи. Допускается любой разворот, даже на 180 градусов.

4 балла. Контур рисунка не соответствует образцу, но все же состоит из точек. Размеры образца и число точек не учитываются. Иные формы (например, линии) не допускаются.

5 баллов. Каракули.

Описанный тест удобен для первоначального знакомства с детьми. Он дает общую картину развития и может применяться в группе, что очень важно во время записи их в школу. Ознакомившись с результатами теста, можно вызвать для индивидуального обследования отдельных детей. Поскольку психологические тесты не выявляют причины отставания в развитии, а дают количественную характеристику, то в особых случаях требуется индивидуальное психическое исследование ребенка в клинических условиях.

Если испытуемый по всем заданиям теста Керна-Йирасека набрал 3-6 баллов, то, как правило, для уточнения картины его интеллектуального развития с ним нет необходимости дополнительно беседовать. Дети, набравшие 7-9 баллов (если эти баллы равномерно распределяются между всеми заданиями), обладают средним уровнем развития. Если же в суммарный балл входят очень низкие оценки, (например, балл 9 состоит из оценок 2 за первое задание, 3 - за второе и 4 - за третье), то лучше провести индивидуальное обследование, чтобы точнее представить себе особенности развития ребенка. И, конечно же, надо дополнительно обследовать детей, получивших 10-15 баллов (10-11 баллов - нижняя граница среднего развития, 12 - 15 баллов - развитие ниже нормы).


              1. Вербальный тест Ярослава Йирасека

Цель. Выявление уровня словесно-логического мышления, социальных качеств, связанных с общей осведомленностью, развитием мыслительных операций.

1. Какое животное больше - лошадь или собака?

Лошадь - 0 баллов, неправильный ответ -5 баллов.

2. Утром мы завтракаем, а днем...?

Обедаем. Мы едим суп, мясо - 0 баллов. Ужинаем, спим и другие ошибочные ответы - 3 балла.

3. Днем светло, а ночью...?

Темно - 0 баллов, неправильный ответ - 4 балла.

4. Небо голубое, а трава...?

Зеленая - 0 баллов, неправильный ответ - 4 балла.

5. Черешни, груши, сливы, яблоки... - это что?

Фрукты - 1 балл, неправильный ответ - 1 балл.

6. Почему раньше, чем пройдет поезд, вдоль пути опускается шлагбаум?

Чтобы поезд не столкнулся с автомобилем. Чтобы никто не попал под поезд (и т.д.) - 0 баллов, неправильный ответ - 1 балл.

7. Что такое Москва, Ростов, Киев?

Города - 1 балл, станции - 0 баллов. Неправильный ответ - 1 балл.

8. Который час показывают часы (показатель на часах)?

Хорошо показано - 4 балла. Показаны только четверть, целый час, четверть и час правильно - 3 балла. Не знает часов - 0 баллов.

9. Маленькая корова - это теленок, маленькая собака - это..., маленькая овечка- это...?

Щенок, ягненок - 4 балла, только один ответ из двух - 0 баллов. Неправильный ответ - 1 балл.

10. Собака больше похожа на курицу или кошку? Чем похожа, что в них общего , одинакового?

На кошку, потому что у них 4 ноги, шерсть хвост, когти(достаточно одного подобия) - 0 баллов. На кошку (без приведения знаков подобия) - 1 балл. На курицу - 3 балла.

11. Почему во всех автомобилях тормоза?

Две причины (тормозить с горы, затормозить на повороте, остановиться после окончания езды) - 1 балл. 1 причина - 0 баллов, неправильный ответ (например, он не ехал бы без тормозов) - 1 балл

12. Чем похожи друг на друга молоток и топор?

Два общих признака - 3 балла (один из дерева и железа, у них рукоятки, это инструменты, можно ими забивать гвозди) 1 подобие - 2 балла, неправильный ответ - 0 баллов

13. Чем похожи друг на друга белка и кошка?

Определение, что это животные или приведение двух общих признаков (у них по 4 лапы, хвосты, шерсть, они умеют лазить по деревьям) - 3 балла. Одно подобие - 2 балла. Неправильный ответ - 0 баллов

14. Чем отличается гвоздь и винт? Как бы ты узнал их, если бы они лежали здесь перед тобой?

У них есть разные признаки: у винта нарезка, резьба, такая закрученная линия, вокруг зарубки - 3 балла. Винт закручивается, а гвоздь забивается, или у винта - гайка - 2 балла. Неправильный ответ – 0 баллов

15. Футбол, прыжки в высоту, теннис, плавание... - это?

Спорт, физкультура - 3 балла. Игры (упражнения), гимнастика, состязания - 2 балла неправильный ответ - 0 баллов.

16. Какие ты знаешь транспортные средства?

Три наземных транспортных средства, самолет или корабль - 4 балла. Только три наземных транспортных средства или полный перечень, с самолетом или с кораблем, но только после объяснения, что транспортные средства - это то, на чем можно куда-нибудь передвигаться - 2 балла неправильный ответ - 0 баллов.

17. Чем отличается старый человек от молодого? Какая между ними разница?

3 признака (седые волосы, отсутствие волос, морщины, плохо видит, плохо слышит, чаще бывает болен, скорее умрет, чем молодой) - 4 балла, 1 или 2 различия - 2 балла, неправильный ответ (у него палка, он курит и т.д.) - 0 баллов.

18. Почему люди занимаются спортом?

2 причины (чтобы быть здоровыми, закаченными, сильными, чтобы они были подвижнее, чтобы не были толстыми и т.д.) - 4 балла, 1 причина - 2 балла, неправильный ответ - 0 баллов.

19. Почему это плохо, когда люди уклоняются от работы?

Остальные должны на него работать (или другое выражение). Он ленивый. Мало зарабатывает и не может ничего купить - 2 балла Неправильный ответ - 0 баллов.

20. Почему на конверт нужно приклеивать марку?

Так платят за пересылку, перевозку письма - 5 баллов. Тот другой, должен был бы уплатить штраф - 2 балла. Неправильный ответ - 0 баллов.

После проведения опроса подсчитываются результаты по количеству баллов, достигнутых по отдельным вопросам. Количественные результаты данного задания распределяются по пяти группам:

1 группа - плюс 24 и более

2 группа - плюс 14 до 23

3 группа - от 0 до 13

4 группа - от минус 1 до минус 10

5 группа - менее минус 11.

По классификации положительными считаются первые три группы. Дети, набравшие количество баллов от плюс 24 до плюс 13 считаются готовыми к школьному обучению.


Тест на проверку вазомоторной активности

Оборудование: три картонки с фигурами, напечатанными или нарисо­ванными тушью, пол-листа белой бумаги, карандаш, секун­домер.

Инструкция: «Возьми этот карандаш. Нарисуй на этой бумаге фигу­ру, такую же, как эта (фигура 1). Очень хорошо. Теперь нарисуй другую, такую же, как эта (фигура 2). Теперь пос­ледняя (фигура 3)».

Максимальное время на каждую фигуру - 1 минута.

Результат: настоящий квадрат или с двумя сторонами чуть боль­ше, со всеми прямыми углами; ромб с хорошо прорисо­ванными углами; и третья фигура вполне узнаваема - 3 балла.

Квадрат с 2 прямыми углами, а остальные фигуры узна­ваемы - 2 балла.

Все 3 фигуры несовершенны, но различаются между со­бой - 1 балл.

Все 3 фигуры (попытки) одинаковы или одна фигура выдумана - 0 баллов.


Тест на проверку зрительной памяти
Материал: 40 x 60 или 50 x 80 см, где изображены: чашка, машина, кошка, рука, ключ, башмак и груша. Размер фигур – от 10 до 20 максимум, без соблюдения пропорций. Предметы должны быть узнаваемы, но не представлять собой серию. Приклеить или нарисовать фигуры в беспоряд­ке, без симметрии, не по линейке.

Инструкция: «На другой стороне этого картона - интересные картинки. Я поверну картонку, а ты посмотришь на картинку, ничего мне не говоря. Потом я спрячу картинку, а ты мне скажешь, что увидел».

Показать картон в течение 30 секунд и, повернув белой стороной, спрятать. «Что ты увидел?» Если ребенок робкий, добавьте «Скажи-ка, что ты увидел? А еще что?»

Результат:

Если названы все 7 фигур - 3 балла.

Если названы от 4 до 6 фигур - 2 балла.

Если названы 2 или 3 фигуры - 1 балл.

Если названа 1 фигура или никакой - 0 баллов.


Тест на проверку двигательной координации и сопротивляемости к смещению при копировании фигур
Материал: пол-листа белой бумаги.

Инструкция: экспериментатор садится справа от ребенка, рисует в воздухе указательным пальцем 1-ю фигуру и говорит: «Хорошенько смотри, что будет делать мой палец (воспроизводит в воздухе фигуру 1). А сейчас сделай то же своим пальчиком. А теперь сделай так. (Воспроизводит в возду­хе фигуру 2). А сейчас это (фигуру 3). Очень хорошо. А сейчас возьми карандаш и нарисуй на бумаге каждую из этих фигур, которые рисовал в воздухе пальчиком». Если ребенок робкий и делает большие паузы, то его следует подбадривать словами: «Очень хорошо. Теперь сделай эту».

Результат:

Хорошее воспроизведение всех 3 фигур - 3 балла.

Хорошее воспроизведение 2 фигур и посредственное од­ной или посредственное воспроизведение всех 3 фигур - 2 балла.

Плохое воспроизведение всех фигур, но с возможностью отличить их друг от друга, или посредственное воспроизве­дение 2 и смещенная 1 фигура - 1 балл.

Перемещение 3 или 2 фигур или одинаковое, неразли­чимое воспроизведение всех 3 - 0 баллов.

2024 english-speak.ru. Изучение английского языка.