Как определить правописание личных окончаний глаголов. Правописание безударных личных окончаний глаголов в настоящем и в будущем времени. Как определить спряжение глагола

Мой гриб

В грибном лесу одна полянка другой руку подаёт через кусты, и, когда эти кусты переходишь, на полянке тебя встречает твой гриб. Тут искать нечего: твой гриб всегда на тебя смотрит.

(М. Пришвин)

  • Выпишите глаголы с безударными личными окончаниями в форме настоящего времени. Выделите их окончания. После каждого глагола в скобках укажите его лицо, число, спряжение.

Образец. Смотр[ит] (3-е л., ... ч., ... спр.), ... .

А теперь игра "Будь внимателен"

Точно так же, оказывается менее выраженный смысл упомянуть - упоминание, но в отличии от глаголов подразделам выражает здесь участие компонентов, подпадающих под действие. Тогда возникает вопрос, можем ли мы использовать текущее состояние использования обеих форм, распространение использования форм необратимых рассматривать только как результат этой семантической амбивалентности, или есть ли тенденция к «выделить» глагол выразить упоминание о какой-либо конкретной смысловой оттенок рефлексивного упоминания.

Как определить спряжение глагола?

191. Прочитайте памятку «Как определить спряжение глагола?». Какие глаголы с безударными личными окончаниями относятся к I спряжению? ко II спряжению?

192. Прочитайте. Объясните, как определить спряжение глаголов по неопределённой форме.

    Образец рассуждения. Глагол клеить оканчивается на -ить , значит, это глагол II спряжения. Глагол читать оканчивается на -ать , значит, это глагол I спряжения. Глагол слышать оканчивается на -ать (глаголы на -ать относятся к I спряжению), но слышать является глаголом-исключением, поэтому относится ко II спряжению.

    Поэтому давайте посмотрим на оба глагола и с точки зрения семантики. Он упомянул, что у него были семейные проблемы. Он может быть заменен существительным осенью. В нем упоминаются некоторые семейные проблемы. Следующие фразы являются выражением основных различий участников, что является разницей между «о которых говорить», и что «что сказано», к примеру. Чарльз назвал его план и Карел отметил, что он планировал прибыть. Поэтому для глаголов, о которых следует упомянуть, информация может быть столь же важна, как упоминание Ивана, так и диктат.

193. Прочитайте ещё раз глаголы из упр. 192. Выпишите каждый глагол. Укажите его спряжение. Рядом запишите этот же глагол в форме 2-го лица единственного числа настоящего времени.

  • Выделите личные окончания глаголов настоящего времени.

194.

Веять, держать, наклеить, болеть, варить, доказать, мечтать, смотреть, вертеть, запомнить, ловить, прыгнуть, сверкать, обидеть, беспокоить.

Он упомянул, что Иван будет женат; даже в том же свидетельстве в то же время, ср. Он упомянул Ивана, что он женится, и он упомянул, что Иван будет женат. Следовательно, глагол, который упоминается, не является категоричным в глаголе или диктаторских глаголах. Несколько иначе, это не отразится на упоминании; роль участника в позиции пополнения играет роль. Этот глагол, по-видимому, в первую очередь шипит, ср. например, Джон Дайч затем прямо упомянул Иран, Ирак и Северную Корею. Нож упоминал только о двух маргинальных событиях, более или менее частных в природе.

  • Выпишите глаголы в таком порядке: а) глаголы I спряжения; 6) глаголы II спряжения на -ить ; в) глаголы-исключения II спряжения.
  • Образуйте от любого глагола форму 3-го лица единственного и множественного числа. Запишите её.

195. Прочитайте.

1. Доски (пилить) пилой. 2. Зерно (сеять) ... . 3. Дрова (колоть) .... 4. Хлеб (убирать) ... . 5. Гвоздь (забивать) .... 6. Рыбу (удить) ... . 7. В космос (летать) на... .

Единственным исключением является документ. Закон о университете посвящен государственным университетам, а частные говорят только о том, что они также возможны. Поэтому представляется, что существует определенная тенденция использовать нерефлексивные упоминания только в тех случаях, когда участник положения сложения фактически является характером объекта и, таким образом, формально синтаксической плоскостью, реализуемой веществом в соответствующем падении, а не вторичным предложением с соединением.

Как определить спряжение глагола?

Здесь, тогда, на первый план выходит более выраженный оттенок, который называет себя «именованием». Является ли предлагаемая тенденция рефлексивной дифференциации упоминаться и не рефлексивна для упоминания в языке, применяется, мы оставляем время и пользователей самого языка. Мама встала, папа встал, ребенок встал. Я встала, - сказала мама.

  • Составьте и запишите предложения, ставя глаголы из скобок в форму 3-го лица множественного числа настоящего времени и дописывая подходящее по смыслу имя существительное.
  • Укажите над каждым глаголом спряжение.

Говорите правильно!

    Мах ать - маш у, маш ешь, маш ет, маш ут.
    Плеск ать - плещ у, плещ ешь, плещ ет, плещ ут.
    Полоск ать - полощ у, полощ ешь, полощ ет, полощ ут.
    Колых ать - колыш у, колыш ешь, колыш ет, колыш ут.

    Если бы польские глаголы в прошлом по-разному менялись во всех людях, тогда у нас была бы форма прошлых времен такого рода в человеке и человеке как: еда, покупка, бег, смех. И созданы аналогично формам для всех очевидных. Гипотетически они могут быть использованы в заявлениях детей или направлены детям.

    Мама, посмотри, какой милый парень! - Детка, почему ты не моешь руки перед завтраком? Тот факт, что никто так не говорит, не удивительно. У каждого есть определенный пол, в соответствии с которым он использует мужской или женский тип. Но если бы мы представили реальность, в которой мы начинаем говорить объекты с каким-то грамматическим существительным или в котором кто-то возвращается к ним, мы получим контексты, оправдывающие использование форм, обсуждаемых здесь. Как пишет Алича Нагорко в «Наброске польской грамматики».

196. Прочитайте. В чём сходство и различие каждой пары глаголов? Определите спряжение глаголов.

  • Запишите каждый глагол. Перед глаголом напишите вопрос, на который он отвечает.
  • Рядом с каждым глаголом напишите этот же глагол, но в форме 3-го лица единственного числа настоящего или будущего времени, и вопрос, на который отвечает глагол.
      Образец.
        (Что сделать?) встретить,
        (что сделает?) встретит,
        (что делать?) встречать,
        (что делает?) встречает.

Обратите внимание! При образовании форм глагола надо правильно поставить вопрос к неопределённой форме и к формам настоящего и будущего времени: что делать? - что делает? и что сделать? - что сделает?

Через мгновение вы узнаете, где эти формы внезапно спрятались. Где мы могли бы встретить эти формы? В словарях или студенческих грамматиках в них обычно ничего не говорится. Исключением является «Грамматический словарь польского языка» под редакцией Зигмунта Салони и компании. Салони - известный сторонник учета потенциальных форм в польской перегибе. Вероятно, он не ожидал, что, консультируясь с созданием «Официального словаря польского скремблера», он внесет свой вклад в постоянное обсуждение форм, обсуждаемых здесь.

В этом словаре они считались приемлемыми в игре. По сей день профессиональные доспехи ставили на доску: видели, спали и т.д. и новички очень удивлены. Несколько лет назад, однако, они были удалены из словаря, который проверял допустимость слов. О Кутно! Заставьте меня чувствовать себя как холст. Жестокий Кутенко! - Дай мне любовь, как рука.

Глаголы с приставками относятся к тому же спряжению, что и глаголы без приставок.

197. Прочитайте. Определите спряжение глаголов.

1. Живёт, глухом, разбойница-рысь, лесу, в. 2. В, хорошо, лесной, видеть, рысьи, темноте, глаза. 3. Тихо, по, её, лапы, ступать, земле, кошачьи. 4. Хорошо, украшенные, слышать, уши, рысьи, кисточками.

(И. Соколов-Микитов)

Вот фрагмент. Но ты, небо, ты был темнотой, покрыт синим. Вы в замешательстве в своей матке. Удушающий нетерпеливый, но настойчивый ярость. Кто ждал минуты. Солнце говорило: «Как ты, Поль Черные в Липи?», Но болт штурмовал воду все более и более яростно, и дымоход дышал все быстрее и громче, как два злых духа, которые тащили его все дальше и дальше от Липинека.

Станислав Лем в рассказе «Маска». Есть некоторые интересные контексты, в которых появляются эти формы, хотя они «скрыты». Ну, на польском языке мы часто отделяем человеко-числовую частицу глагола и привязываем его к другому слову. Да, Том забыл Кто-то показал это? . Обратите внимание на предложение - Малыш, что вы сделали? эквивалентно предложению: - Детка, что ты сделал? Таким образом, мы часто используем наших лосей и воронов, даже не осознавая этого.

  • Составьте из слов предложения, употребляя выделенные глаголы в форме 3-го лица множественного числа настоящего времени. Запишите предложения.

198. Прочитайте пословицы.

1. Пораньше (встать), побольше (сделать). 2. (Пожить) подольше, (узнать) побольше. 3. Конь вырвется - (догнать), а слова сказанного не (воротить). 4. (Написать) пером, не (вырубить) топором.

  • Спишите, ставя глаголы в форму 2-го лица единственного числа будущего времени.

199. Прочитайте. Узнайте сказку и назовите её автора.

      Смотрит: коршун в море тонет
      И не птичьим криком стонет.
      Лебедь около плывёт,
      Злого коршуна клюёт.

  • Спишите. Выделите окончания глаголов. Обоснуйте правописание безударных личных окончаний глаголов.

      Образец рассуждения. Глагол смотрит отвечает на вопрос что делает?, стоит в 3-м лице настоящего времени. Окончание -ит безударное. Определяю спряжение. Для этого ставлю глагол смотрит в неопределённую форму: что делать? смотреть . Глагол оканчивается на -еть , но это глагол-исключение II спряжения. Окончание -ит написано правильно.

Чтобы правильно написать безударное личное окончание глагола, нужно:

1. Определить время, лицо, число глагола.
Мальчик броса..т (наст, вр., 3-е л., ед. ч.) мяч.
Мальчик брос..т (буд. вр., 3-е л., ед. ч.) мяч.

2. Поставить этот глагол в неопределённую форму.
(Что делает?) броса..т - (что делать?) бросать.
(Что сделает?) брос..т - (что сделать?) бросить.

3. Определить спряжение глагола (посмотреть, на что оканчивается неопределённая форма глагола). Проверить, не относится ли глагол к глаголам-исключениям.
Бросать (I спр.), бросить (II спр.).

4. Вспомнить окончание глагола этого спряжения в нужном лице и числе и написать окончание.
Броса[ет] (3-е л., ед. ч., I спр.),
брос[ит] (3-е л., ед.ч., II спр.).

200. Прочитайте памятку о правописании безударных личных окончаний глаголов.

  • Пользуясь памяткой, объясните, что надо сделать, чтобы правильно написать безударные окончания данных глаголов.


  • Запишите глаголы, вставляя пропущенные буквы.

201. Прочитайте. Объясните, как выбрать букву, чтобы правильно написать личное окончание каждого глагола.

      се(ю, я)т, вид(ю, я)т
      верт(ю, я)т, ла(ю, я)т
      стро(ю, я)т, жар(ю, я)т
      та(ю, я)т, кос(ю, я)т

    Образец рассуждения. Се(ю, я)т - глагол в форме 3-го лица множественного числа настоящего времени, окончание безударное, отвечает на вопрос что делают? Ставлю глагол в неопределённую форму: что делать? - сеять . Неопределённая форма оканчивается на -ять - это глагол I спряжения, поэтому в 3-м лице множественного числа надо писать окончание -ют .

202. Прочитайте. Определите спряжение глаголов.

(Они) работает, стира..т, ход..т, молч..т, гуд..т, сохн..т, украша..т, плач..т, благодар..т, шепч..т, напиш..т, кос..т, зелене..т, обид..т, урч..т, лета..т, барабан..т, гор..т, терп..т, кашля..т.

  • Выпишите глаголы, вставляя пропущенные буквы, в таком порядке:

    а) глаголы с ударными личными окончаниями;
    б) глаголы I спряжения с безударными окончаниями;
    в) глаголы II спряжения с безударными окончаниями.

203.

1. Пахн..т свежест..ю сирен.., сладко пахн..т резедой. (И. Бунин) 2. Вет..р во..т. Гром грохоч..т. Син..м пламен..м пыла..т стаи туч над бездн..й моря. Море лов..т стрелы молний и в своей пучин.. гас..т. (М. Горький)

204. Прочитайте стихотворение Н. Заболоцкого.

      Славно ласточка щебеч..т,
      Ловко крыльями стриж..т,
      Всем ветрам она переч..т,
      Но и силы береж..т.
      Ре..т верхом, ре..т низом,
      Догоняет комара
      И в избушке под карнизом
      Отдыха..т до утра.

  • Найдите глаголы с ударными окончаниями. Какой гласный звук вы слышите в окончании?
  • Объясните написание личных окончаний в других глаголах. Спишите, вставляя пропущенные буквы.

Обратите внимание! В личных окончаниях глаголов после шипящих под ударением произносится звук [о] , а обозначается этот звук буквой ё : бережё т, жжё т, стрижё т.

205. Прочитайте выразительно.

Разговор Лютика и Жучка

      Лютик, Лютик, что хохоч...?
      - Да ведь ты меня щекоч...,
      Так листочки мне щекоч...,
      Что не хоч... - захохоч...!
      (И. Токмакова)

  • Спишите, вставляя пропущенные окончания глаголов. Подчеркните в словах изученные орфограммы.

206. Прочитайте. Спишите, вставляя пропущенные буквы.

З..цв..ла ива. Каждый ивовый бараш..к - пуховый ж..лтый цыплёнок: с.дит и светится. Пальц..м тронешь - пож..лте..т палец. Щёлкн..шь - з..л..той дымок запар..т. П..нюха..шь - мёд.

(Н. Сладков)

207. Прочитайте. Распределите глаголы в три группы: в первую группу глаголы I спряжения, во вторую - глаголы II спряжения, в третью - глаголы-исключения II спряжения.

(Мы) вёрт..м, подар..м, свяж..м, угоща..м, услыш..м, груз..м, вытерп..м, посмотр..м, сол..м, раскол..м, кле..м, спряга..м, маш..м, пиш..м, прогон..м.

  • Запишите глаголы в 1 -м лице множественного числа по группам, вставляя пропущенные буквы.

208. Прочитайте. Какие глаголы в пословицах пропущены?

  1. Дождик вымоч..т, а солнышко... .
  2. Упуст..шь минуту, ... час.
  3. Мес..ц свет..т, но не... .
  4. Не разгрызёш.. ореха - не... ядра.
  5. Поспеш..шь - людей... .
  6. Кто вч..ра солгал, тому за..тра не... ,
  • Спишите, вставляя пропущенные глаголы и буквы. Объясните правильность написанного.
  • Укажите спряжение глаголов, выделите их окончания.
  • Подчеркните в предложениях антонимы.

209. Прочитайте.

Ласточка день начинает (начинать), а соловей кончает. А между ласточкой и соловьем люб..т петь скворец. В песне скворца чего только не услыш..шь: есть там и ласточка, есть соловей и много других птиц. И никого это не удивля..т: все зна..т, что скворец - пересмешник.

(Н. Сладков)

  • Спишите, вставляя пропущенные буквы в личные окончания глаголов. В скобках после каждого глагола запишите его неопределённую форму.

При использовании материалов этого сайта - и размещение баннера -ОБЯЗАТЕЛЬНО!!!

Материалы прислала Светлана Радченко учитель СШ № 121 г. Днепропетровска

Разработка урока по русскому языку для 6 класса по теме: "Правила правописания безударных личных окончаний глаголов"

Тема: правила правописания безударных личных окончаний глаголов.

Цель: формировать умение находить и правильно писать изучаемую орфограмму, повторить ранее изученный материал о глаголе, развивать их правописные умения и навыки, углубить и расширить знания учащихся о глаголе.

Оборудование: учебник, таблицы, карточки.

Ход урока

1.Объяснение нового материала.

Данное правило можно объяснить детям, использовав индуктивный метод.

На доске следующая запись:


Задание детям: сравните окончания глаголов I и II спряжения.

Сделайте вывод, соотнеся окончание 3 лица множественного числа со всеми остальными окончаниями. Обратите внимание на гласную букву во всех окончаниях.

I- е -ут, -ют

II - и -ат, -ят .

Что надо сделать, чтобы правильно написать безударное личное окончание глагола.

Например: я строю, ты стро…шь, он стро…т, они стро…т.

(Чтобы правильно написать безударное окончание глагола, надо определить его спряжение ) .

Как определить спряжение глаголов с безударными личными окончаниями в настоящем и будущем времени.

(Спряжение глаголов с безударными личными окончаниями определяют по неопределенной форме ) .

Какие глаголы относятся к I спряжению, а какие ко II.

пиш…шь, друж…шь

1) В какой части слова пропущена буква?

2) Ударные гласные или нет?

3) К какой части речи относятся данные слова?

4) Как определить, какую букву писать?

Формулируется правило.

2.Упражнение. Глаголы измени по смыслу, выдели окончание.

В тихие дни береза (сбрасывать) листья ровным кругом. (Краснеть) стройный клен. Труд (кормит) , а лень - (портить) .

Обнаружив в слове безударный гласный (опознавательный этап анализа) , учащийся:

  • 1) выделяет морфему с безударным гласным;
  • 2) определяет часть речи (выборочный этап анализа) ;
  • 3) если это глагол с безударным гласным в окончании глагола, ставит его в неопределенной форме и смотрит, на что оканчивается неопределенная форма глагола;
  • 4) если этот глагол в неопределенной форме оканчивается на -еть или -ать, выясняет, не относится ли данный глагол к числу глаголов-исключений (заключительный этап анализа) .

Письменный разбор: Молодая зелень (шептать, I спр.) шепчет, (колыхаться, I спр.) колышется. (Стлаться, I спр.) стелются черные тучи, молнии в небе снуют.

Все кругом (смотреть, исключ. II спр.) смотрит живо, мягко, ласково.

Прежде чем написать глагол с безударным личным окончанием, учащиеся ставят глагол в неопределенной форме, определяют спряжение глагола и в скобках указывают неопределенную форму и спряжение; если глагол является исключением, отмечают это обстоятельство.

Устный орфографический разбор: "В слове шепчет безударный гласный находится в окончании глагола, неопределенная форма шептать, оканчивается на -ать, это глагол I спряжения. Поэтому в глаголе шепчет окончание -ет. "

Ко II спряжению относятся глаголы, которые в неопределенной форме оканчиваются на -ить : строить строит, строят , исключение лишь составляют глаголы брить и стелить (т.е. они относятся к I спряжению) ; 4 глагола на -ать : ; 7 глаголов на -еть : вертеть, видеть, обидеть, смотреть, зависеть, ненавидеть, терпеть . Эти 11 глаголов можно легко запомнить, выучив стихотворение:

Ко второму же спряженью Отнесем мы, без сомненья, Все глаголы, что на -ить, Исключения: брить, стелить. И еще: смотреть, обидеть, Слышать, видеть, ненавидеть, Гнать, дышать, держать, вертеть И зависеть и терпеть. Остальные глаголы относятся к I спряжению: мыть - моют, моет; полоть - полет, полют; тянуть - тянет, тянут и др.

3.Запиши указанные в списке глаголы в два столбика по спряжениям.

сказать(1) , шептать(1) , ехать(1) , плавать(1) , слушать(1) , слышать(2) , свежеть(1) , чернеть(1) , болеть(1) , смотреть(2) , видеть (2) , терпеть(1) , колоть(1) , бороться (1) , мыть(1) , гаснуть(1) , тянуть(1) , кашлять(1) , сеять(1) , любить(2) , давить(2) , грузить(2) , сушит(2) , клеить(2) , строить(2) .

Какие основы инфинитива у глаголов II спряжения? Можно ли утверждать, что все глаголы с неусекаемыми глаголами инфинитива относятся к I спряжению? Почему?

Выдели в записанных глаголах суффиксы инфинитива. Объедини глаголы с одинаковыми суффиксами в каждом спряжении скобкой. Какой суффикс инфинитива встречается только в глаголах I спряжения?

Глаголы на -ЕТЬ есть и в I и во II спряжении. Одинаковы ли основы у глаголов с этим суффиксом в каждом из спряжений? Можно ли по этому признаку определить, к какому спряжению относится глагол на -ЕТЬ ?

Можно ли утверждать, что ко II спряжению относятся все глаголы на -АТЬ с усекаемыми основами? Почему?

Проверь, какие звуки стоят перед суффиксом -а- в глаголах II спряжения. Встречаются ли шипящие звуки перед -а- в глаголах I спряжения? Сумеешь ли ты теперь определить, к какому спряжению относится глагол на -АТЬ ?

Ко II спряжению относятся глаголы только тех групп, которые выделены в твоем списке. Сколько таких групп? По каким признакам можно узнать глаголы каждой группы?

Теперь ты сможешь решить, относится ли глагол ко II спряжению или нет. Нужно ли специально выделять признаки I спряжения, чтобы узнать, относится ли к нему какой-нибудь глагол? Почему?

Признаки глаголов II спряжения и порядок их проверки можно записать в виде такой схемы:

  • 1. -ить II спр.
  • 2. II спр. -еть
  • 3. шип. -ать II спр.

Во многих учебниках ты можешь прочитать, что ко II спряжению относятся: 1) все глаголы на -ить (кроме брить, стелить ) 2) семь глаголов на -еть : терпеть, вертеть, обидеть, зависеть, ненавидеть, видеть, смотреть 3) четыре глагола на -ать : гнать, держать, слышать, дышать .

Проверь, можно ли с помощью схемы определить, к какому спряжению относятся все глаголы, указанные в этом списке.

Выходит, что и схема, и список одинаково позволяют определить спряжение глагола. Чем же из них пользоваться при проверке орфограммы в личных окончаниях? Чем угодно. Чем удобнее, тем и пользуйся.

4.Учащиеся выполняют упражнение.

1. Прочитай загадку:

Сам не ед. т , не ид. т , Не поддерж. ш ь - упад. т . А педали пуст. ш ь в ход Он помч. т тебя вперед.

В каких частях слов пропущены буквы? (в окончании ) - Все ли пропущенные буквы являются орфограммами?

Что нужно знать об этих глаголах, чтобы проверить в них орфограммы?

Также мы развиваем у детей умение распознавать спряжение глаголов по неопределенной форме и правильно писать безударные личные окончания.

5. Запись под диктовку с заданием: указать спряжение глагола.

Чтобы знать, надо любит книгу и уметь ее читать. Книга помогает тебе проникать в тайны жизни на Земле. Из книг ты узнаешь об удивительном подводном мире. Каждая встреча с хорошей книгой это праздник.

  • - В какую форму надо поставить глагол, чтобы узнать его спряжение?
  • - Какие глаголы неопределенной формы относятся ко II спряжению, какие - к I?

2. Узнайте спряжение глагола, напишите его во 2-м лице единственного числа, обозначьте ударение.

Писать, рисовать, ходить, готовить, стрелять.

Образец записи: мечтать (I) - мечтаешь.

Как тебя понимать февраль? То, деревья кидая в дрожь, То пургой занавес. ш ь даль, В лед дорого вокруг заку. ш ь. То полощ. ш ь в дождях седину, И гудит, и дрож. т земля Словно в гостях ты жд. ш ь весну. Нрав тяжелый у февраля! (С. Поликарпов.)

В каких частях слов пропущены буквы?

Все ли пропущенные буквы являются орфограммами? Что надо знать об этих глаголах, чтобы проверить в них орфограммы

6. А теперь игра "Будь внимателен".

Из двух названных глаголов указать глагол I спряжения. Доказать. (Используются сигнальные карточки с цифрами I, II.) Победить, побеждать. Отправлять, отправить. Потерять, находить. Разрушать, разрушить. Гореть, говорить.

7.Самостоятельная работа.

1. Прочитай:

- Эй, вы, косые! Вон собаки бегут. Мож. т е догнать?

- Пожалуй, догон. м.

- Что же не догоня. т е, под кустом лежите?

- А зачем нам их догонять? Что они нам плохого сделали?

В тексте встретился глагол ДОГНАТЬ . От какого глагола он образован? Образуй от глагола гнать новые глаголы с помощью приставок вы-, пере-, при-, со-, у- . Как ты думаешь, одинаковые ли личные окончания у этих глаголов и у глагола гнать? В тексте есть два однокоренных глагола. Одинаковы ли они по смыслу, можно ли их употреблять в речи друг вместо друга? А одинаково ли пишутся их личные окончания?

Выпиши глаголы и проверь орфограммы в их личных окончаниях.

8.Задание (устно).

Найти в тексте глаголы в настоящем и будущем времени. Объяснить написание окончаний.

Вот идет могучий Олег со двора, С ним Игорь и старые гости. И видят - на холме, у берега Днепра, Лежат благородные кости; Их моют дожди, засыпает их пыль, И ветер волнует над ними ковыль. (А. С. Пушкин.)

Найдите в тексте глаголы. Объясните их написание.

1. - Вставьте подходящие по смыслу слово и вы прочитаете пословицы: Кто... мир, пожнет счастье. Мир строит, война.... Дерево... по плодам, а человека - по делам.

(Пропущенные слова: сеет, разрушает, ценят.) - Объясните смысл пословиц.

Нужно ли проверять окончание в глаголах? Почему? Проверьте.

Учащиеся доказывают, какое отношение надо написать, пользуясь образцам рассуждений (правилам) . Учитель подсказывает формы глагола сеять, обращает внимание на вопросы: что делает? разрушает, что делать? разрушать.

Вывод. Итак, что надо сделать (какие действия надо выполнить) , чтобы проверить безударные окончания глаголов?

Сейчас я и проверю, как вы это запомнили.

9.Задание на закрепление изученного материала.

Образовать словосочетания со следующими глаголами.

Проверить личные окончания.

  • "купить коньки" (II спр.) - (они) чин. т - что?
  • (ты) чувству. шь что? - (они) хлопоч. т - о чем?
  • (они) хвал. т кого? - (ты) услыш. шь - что?
  • (они) уч. т кого? чему? - (ты) убира. шь - что?
  • (они) украша. т что? - (мы стреля. м - во что?
  • (мы) спаса. м кого? - (вы) снима. те - с чего?
  • (ты) смотр. шь во что? - (вы) се. те - что?

Работу можно давать по вариантам. Главное, чтобы ребята не только правильно определили личное окончание глагола, но и верно бы составили словосочетание, т.е. слова должны быть связаны по смыслу.

А теперь можно немного поиграть. "Исключи лишнее слово" (подчеркни его) .

  • 1) Пишем, вяжем, стираем, дружим, (т.к. это глагол II спряжения, а остальные - I) .
  • 2) Строим, клеим, говорим, отвечаем (т.к. это глагол II спр., а остальные - I) .
  • 3) Молчат, посеют, думают, живут (посеют - будущее время, а остальные глаголы в настоящем времени) .

Ребята записывают слова в строчку, а лишнее слово подчеркивают. Объяснение ведется устно.

А еще я познакомила ребят с разноспрягаемыми глаголами.

Спиши текст, проверяя орфограммы. Проверку орфограмм в личных окончаниях записывай перед глаголами.

Птица-жонглер.

На лугах вблизи лесных опушек ход. т, в такт шагам покачивая головой, пестрая хохлатая птица - удод. Длинный изогнутый клюв сует в сухую траву, под камни: ищ. т насекомых. А найдет - не глота. т: подброс. т жука вверх и лов. т открытым ртом. Клюв удода длинный, а язык короткий. Поэтому добычу, схваченную концом клюва, он втянуть в клюв не мож. т Вот и приходится удоду жонглировать всякий раз, когда он ест.

(Если ребята пишут медленно, то можно немного изменить задание: учитель читает текст по предложениям, в каждом предложении ребята находят глагол, записывают его и объясняют.) В последнем предложении встретился глагол ест. Никаких особых орфограмм в этом глаголе нет. А вот спрягается он необычно.

Убедитесь в этом сами.

Вместе с учителем ребята спрягают глагол на доске и в тетради.

Проверь устно орфограммы и запиши:

Ветер на море гуля.т И кораблик подгоня.т; Он бежит себе в волнах На раздутых парусах. (А. Пушкин.)

Все ли из пропущенных букв тебе пришлось проверяет? Почему?

Выпиши глагол бежит вместе с местоимением он . А теперь замени местоимением множественного числа. Как ты напишешь глагол бегут или бежат ? Если бежат, значит, ты ошибся; так по-русски не говорят. Говорить (и, конечно, писать) нужно бегут .

Интересный этот глагол - бежать! Во всех лицах, кроме одного, у него окончания II спряжения, как и положено таким глаголам.

А вот в третьем лице множественного числа вдруг появляется окончание I спряжения. В грамматике этот глагол так и называется разноспрягаемый.

Гласные во всех окончаниях этого глагола в сильной позиции, поэтому орфографических ошибок в них, пожалуй, не сделаешь. А вот грамматические ошибки при употреблении этого глагола в личных формах возможны. Поэтому полезно отметить его особенности в схеме.

Вставь глагол бежать в нужной форме в предложения:

  • 1) Годы....
  • 2) Из крана... вода.
  • 3) Куда вы так...?
  • 4) Тропинка... по склону горы.
  • 5) Из-под корней могучего дуба... ключ.

Одинаково ли лексического значение глагола во всех предложениях? Каким синонимам его можно заменить в каждом предложении?

А я так хочу?

Стали глаголы выбирать себе личные окончания. Дело серьезное - окончания-то не какие-нибудь, а личные! Одним больше по душе окончания первого спряжения, другим - второго. Дошла очередь и до глагола хотеть.

- Я хочу и тех окончаний и этих, - заявил Хотеть. - Мало ли чего ты хочешь! Другие, может, тоже хотят, да так не бывает. - А я хочу! - Да ты подумай, что получится, если каждый из нас как попало спрягаться станет! Порядок должен быть! - Подумаешь, порядок! Вы как хотите, так и спрягайтесь, а я все равно по-своему спрягаться буду. Махнули другие глаголы на упрямого Хотеть рукой. - Пусть спрягается, как хочет. А мы и знать его на хотим.

Это, конечно, шутка. А ка же все-таки спрягается глагол хотеть? Выпиши из текста его личные формы. Какие у них окончания I или II спряжения? Как называются такие глаголы?

Обрати внимание!

У глагола хотеть основа личных форм в единственном числе оканчивается звуком [т"]. Нельзя говорить по-русски он хотит или они хочут .

Выписать из текста глаголы, объяснить их написание.

Какой школьник не хочет иметь перочинный нож! Он очинит тебе карандаш, нарежет веток для костра, почистит картошку. Ты возьмешь его с собой в далекое путешествие. С его помощью ты построишь шалаш, сделаешь себе удочку.

Нужно только беречь нож, тогда он тебе за все заботы заплатит честным трудом.

(По М. Ильину и Е. Сегал.)

Так подводится итог изучаемой темы.

10.Домашнее задание: мини-сочинение на тему: «Мой любимый вид спорта». В тексте найти глаголы, определить их спряжение.

2024 english-speak.ru. Изучение английского языка.