Монголы. Монгольский народ: история, традиции Откуда произошли монголы

монгольские народы россии, монгольские народы дагестана
Всего: более 10 миллионов
КНР КНР: 7,0 млн
Монголия Монголия: 3,0 млн
Россия Россия: 647 747 (2010)
    • Бурятия Бурятия: 287 234 (2010)
    • Калмыкия Калмыкия: 162 847 (2010)
    • Иркутская область Иркутская область: 78 534 (2010)
    • Забайкальский край Забайкальский край: 74 073 (2010)
Язык

монгольские, китайский, русский

Религия

буддизм, ислам, шаманизм, православие, протестантизм, тенгрианство

Расовый тип

монголоиды

Происхождение

монгольское

Монгольские женщины в национальных костюмах. Улан-Батор, 2007 год

Монго́льские наро́ды - группа родственных народов, говорящих на монгольских языках, и тесно связанных общей многовековой историей, культурой и традициями.

Населяют север КНР, Монголию и регионы Российской Федерации - Республики Бурятия и Калмыкия, Иркутскую область и Забайкальский край.

К монголам относят себя более 10 миллионов человек. Из них 3 млн - в Монголии, 4 млн - в автономном районе Внутренняя Монголия, до 3 млн - в Ляонине, Ганьсу, Синьцзян-Уйгурском автономном районе и других регионах Китая.

В состав монгольских народов входят: халха-монголы, баргуты, буряты, ойраты (калмыки), а также этнические группы южных монголов: чахары, хорчины, харачины, арухорчины, тумэты, джалайты, авга, авганары, баарины, чипчины, му-мянгаты, найманы, аохане, оннюты, дурбэн-хухэты, ураты, горлосы, ордосцы, хонгираты, джаруты, узумчины, хэшигтены, хучиты.

К монгольской группе народов по языковому признаку относятся монгоры (ту), дауры, дунсяне, баоань.

Моголы и хазарейцы в Афганистане имеют монгольское происхождение, однако уже несколько веков являются ираноязычными мусульманскими народами. Согво-ариги говорят на тибетском языке.

  • 1 Название
  • 2 История
    • 2.1 Хамаг Монгол
    • 2.2 Монгольская империя
    • 2.3 Империя Юань
    • 2.4 Монголы в период Малых ханов
    • 2.5 XVII-XIX века
    • 2.6 XX век
  • 3 См. также
  • 4 Примечания
    • 4.1 Сноски
    • 4.2 Источники
  • 5 Литература
  • 6 Ссылки

Название

Ряд исследователей (Н. Ц. Мункуев), отмечают, что этноним «монгол» впервые встречается в китайских источниках «Цзю Тан шу» («Старая история династии Тан», составлена в 945 году) в форме «мэн-у ши-вэй» - «монголы-шивэйцы», и в «Синь Тан шу» («Новая история Тан», составлена в 1045-1060 годах) в форме «мэн-ва бу» - «племя мэн-ва». различных киданьских и китайских источниках XII века для этих племён также использовались названия мэнг-ку, мэнгули, мангуцзы, мэнгу го.:238

« в XII веке аристократический род Хабул-хана носил имя Борджигин и принял название монгол после того, как подчинил себе и объединил несколько соседних родов и племён, образовав, таким образом, единое политическое целое, один род-улус; этому-то улусу и было дано имя монгол в память славного имени какого-то древнего и могучего народа или рода »

Русский монголовед Б. Я. Владимирцов

Возможно, название мангутского рода (монг. мангуд) было древним звучанием названия "монголы".

История

Протомонгольские племена, проживавшие в Центральной Азии во II - I тысячелетиях до н. э., создали так называемую культуру плиточных могил.

В 209 году до н.э царь Модэ основал государство Хунну (209 года до н. э. по II век н. э) на Монгольском плато. Монгольские учёные относят Хунну к протомонголам. Протомонгольские государство Сяньби (93-234), Северная Вэй (386-534), Жужаньский каганат (330-555), Кидан (907-1125) и Каракитайское ханство (1125-1218) существовали до XIII века.

Впервые этноним монголов (мэн-гу, мэн-гу-ли, мэн-ва) встречается в исторических хрониках эпохи Тан (7-10 вв.). Предположительно первоначальным местом расселения прамонгольских племён было междуречье рек Аргунь и Онон, откуда в VIII веке они перекочевали в Трёхречье (бассейн рек Онон, Керулен и Туул).:238

Хамаг Монгол

В XII веке сложилось государственное образование монголов Трёхречья - улус Хамаг Монгол («Все Монголы»). Первым правителем государства был Хабул-хан, который объединил, согласно «Сокровенному сказанию монголов», 27 племён нирун-монголов («собственно монголов»), главенствующее положение среди которых занимали роды хиад-борджигинов и тайджиутов:238-239. Помимо этих монголов, существовали племена дарлекин-монголов («монголы вообще»), не входящие в объединение Хамаг Монгол и кочевавшие в областях, соседствующих с Трёхречьем.

Монгольская империя

Основная статья: Монгольская империя

В XIII веке монголы под предводительством Чингис-хана и двух поколений его потомков создали самую значительную империю эпохи. При этом племенное разделение было отменено и уступило место делению по тумэнам и родам войск. результате этнонимы тех монгольских племён, которые играли значительную роль в доимперскую эпоху (например, салджиут), сохранились на окраинах империи, и после распада государства в дополнение к ним появился ряд новых, на основании войсковой принадлежности (например, торгоут шарайд, кубдут). Значительная часть монголов относит себя к борджигинам - потомкам Чингис-хана и его родственников.

Империя Юань

В конце XIII века внук Чингис-хана Хубилай основал династию Юань со столицами в Пекине и Шанду. После победы над противниками в среде монгольской знати он подчинил себе большую часть территории современной Монголии.

Значительная часть монголов составила высший слой администрации и внутренние войска Китая, наряду с привлечёнными Хубилаем и его наследниками выходцами из других не-китайских народов. Благодаря этому появились такие группы населения, как монголы Юньнань в Южном Китае.

В 1368 году монголы, после междоусобных столкновений монгольской знати, были изгнаны из Китая на север войсками Чжу Юаньчжана, который, захватив Пекин, провозгласил династию Мин.

Монголы в период Малых ханов

В XIV-XVII веках территорию Монголии делили между собой чингисиды и ойраты - западные монголы, постепенно создавшие сильное Джунгарское ханство.

XVII-XIX века

В 1640 году состоялся последний общемонгольский съезд, на котором присутствовали и халха-монголы, и ойраты (в том числе калмыки).

В 1670-1690-е годы ойратский лидер Галдан-Бошогту, первый в Джунгарии провозгласивший себя ханом, успешно подчинил себе ряд городов на Шёлковом Пути и совершал успешные походы на Центральную Монголию. Князья-чингисиды обратились за помощью к своим союзникам маньчжурам, которые предоставили таковую на условии принятия монголами подданства маньчжурского императора.

В XVII веке земли монгольских народов и сами народы подпали под различную степень зависимости от Китая и России. империи Цин монголы Внутренней и Внешней Монголии обладали разными правами и потеряли возможность свободного общения, что вызвало сложение отдельных народностей.

Происходят значительные перемещения и явная смена идентичности. Например, земледельцы-дагуры уходят из Забайкалья в Маньчжурию, освобождая земли в районе современной Аги для заселения кочевниками-бурятами, в свою очередь стремящимися покинуть территории, отошедшие к Китаю.

XX век

Границы Монгольской империи в XIII веке (оранжевый) и область расселения современных монголов (красный)

В 1911 году была провозглашена независимость Внешней Монголии от маньжчурской империи Цин, а после революций в России в составе РСФСР образованы автономные образования населяющих её монгольских народов - Бурят-Монгольская АССР (1923) и Калмыцкая АССР (1935). Для Внутренней Монголии была провозглашена автономия в Китайской Республике, затем (1936-1945) на части её территории при помощи японских милитаристов в ходе войны с Китаем было образовано государство Мэнцзян («монгольские пограничные земли») во главе с князем-борджигином Дэмчигдонровом, прекратившее своё существование после капитуляции Японии во Второй мировой войне. Значительная часть монгольской администрации Мэнцзяна бежала на Тайвань и отчасти в Монголию.

См. также

  • Всемирная ассоциация монголов
  • Монгольское имя
  • Монголосфера

Примечания

Сноски

  1. 1 2 Первый хан улуса Хамаг Монгол („Все Монголы“) в долине рек Онон, Керулен и Туул в XII веке, дед Чингисхана (Тэмужина).

Источники

  1. name="mongolian">Population of China according to ethnic group 2010
  2. 1 2 3 4 5 включая бурят, калмыков и монголов
  3. 1 2 3 4 5 Всероссийская перепись населения 2010 года. Официальные итоги с расширенными перечнями по национальному составу населения и по регионам.: см.
  4. Монголы // БРЭ. Т.21. М., 2013.
  5. 1 2 3 4 Чингисиана: свод свидетельств современников / Пер., сост. и коммент. А. Мелехин. - М.: Эксмо, 2009. - 728 с. - ISBN 978-5-699-32049-3.
  6. История Монголии (2003) Том 2
  7. Н.Наваан, Бронзовый век Восточной Монголии,
  8. История Монголии, Том I, 2003
  9. Монголы - статья из Большой советской энциклопедии.

Литература

  • Штайндорф Л. Чужая война: военные походы монголов в 1237-1242 г. в хронике Фомы архидиакона Сплитского //Древняя Русь. Вопросы ми. 2008. № 4 (34). С. 18-29

Ссылки

  • Фотокаталог Музея антропологии и этнографии им. Петра Великого (Кунсткамера) РАН
  • Карты с долей народов по уездам КНР

У каждой страны есть периоды расцвета и упадка. Некогда огромная империя простиравшаяся от моря и до моря, сейчас скукожилась до небольшого государства, не имеющего выхода ни к одному. Монгольский народ теперь живет на три страны - собственно в Монголии, России и Китае. При этом большая часть монголов живет в нескольких регионах КНР.

Общая информация

Монгольскими народами называют группу родственных народов, говорящих или говоривших ранее на языках, которые относятся к монгольским, и тесно связанных между собой общей многовековой историей, культурой, родственными традициями и обычаями.

Вообще многие монгольские нации, относящиеся к этой группе, уже говорят на языках той местности, где проживают. Часть народов теперь ираноязычная, есть представители группы, говорящие на тибетских языках, а в Индии на хинди и бенгальском. Возможно, поэтому более правильным будет определять тех, кто относится к монголам, на основе достижений науки. По данным 2014 года, у представителей этих народов самыми часто встречающимися Y-хромосомными гаплогруппами является: C -56.7 %, O - 19.3 %, N - 11.9 %

Основной религией стал тибетский буддизм, с некоторой особой национальной спецификой. После гонений в годы советской власти, сейчас снова возрождается, например, 53% населения Монголии относит себя к буддистам. Кроме того, распространены различные виды шаманизма, христианство и мусульманство.

Регионы проживания

Большая часть монголов проживает на севере Китая, в Монголии и Российской Федерации. Некоторые монгольские народы проживают на территории Индийского субконтинента и Афганистана.

Всего насчитывается свыше 10 миллионов человек, относящихся к монгольским народам. Собственно в Монголии проживает около 3 миллионов человек, в китайском регионе Внутренняя Монголия живет около 4 миллионов, составляя примерно 17% населения. Остальные, примерно 1.8 миллиона, живут в Ляонине, Ганьсу, Синьцзян-Уйгурском автономном районе. Монгольские народы России (калмыки и буряты) проживают в республиках Калмыкия и Бурятия, Забайкальском Крае и Иркутской области. Общая численность составляет около 650 тысяч.

Какой народ относится к монгольской группе?

Традиционно монголов делят на несколько групп в соответствии с расположением региона проживания:

  • К северной относятся несколько десятков этнических (например, атаганы, баргуты и хорхи-буряты) и этнотерриториальных (например, агинские, баргузинские и шэнэхэнские) групп бурят.
  • Южная (увэр - монголы) проживает в основном на территории китайской Внутренней Монголии. Их тоже несколько десятков, включая, например, такие: этносы авга, асуты, баарины, горлосы и чахары. Также к этой группе относят народы, которые проживают в Афганистане и полуострове Индостан.
  • Восточные монголы (в том числе халха-монголы, сартулы и хотогой) проживают на территории Монголии.
  • Западные монголы, которых также называют ойратами (джунгарами), проживают в России (калмыки), Китае (например, хошуты) и Монголии (торгуты).

Этимология

Происхождение названия монгольского народа достоверно не установлено, специалисты придерживаются различных версий. Каждая из них имеет вполне твердое обоснование. Одна из самых популярных теорий, что слово "монгол" предположительно происходит от монгольского "монг", что может переводиться как храбрый. В древнем Китае слово могли также производить от китайского слова manglu, которое переводится как демоны.

Другая популярная версия производит название от гидронима Манг (Манг-кол) или топонимома Манг-ган (название скалы), которые расположены в местах первоначального обитания племен. Кочевники часто выбирали родовые и клановые имена таким образом. Есть также предположение происхождения от слова мэнгу шивэй, племен, обитавших в древности на территории современной Восточной Монголии. Они назвались так в честь Mang-qoljin-qo, легендарной прародительницы рода Боржигинов, из которого происходил Чигисхан. Еще по одной версии слово "монгол" является словом, образованным от двух тюркских слов "мэнгу", которое переводится как бессметный, вечный и "кол" - войско.

Первое упоминание

Некоторые исследователи считают, что этноним "монгол", возможно, впервые встречается в китайских письменных источниках:

  • в форме "мэн у ши вэй", тогда название монголов-шивэйцев в "Цзю Тан шу" (книга "Старая история династии Тан"), составленная предположительно в 945 году);
  • в форме "мэн ва бу", племя мэн-ва упоминается в книге "Новая история Тан", составленной примерно в 1045—1060 годах.

В других китайских и киданьских письменных источниках XII века, для названия монгольских народов использовались различные слова, которые передавались иероглифами как мэнгу го, мангу, мэнгули, мэнг ку, мангуцзы.

Русский монголовед Б.Я. Владимирцов выдвинул версию, что название монгольскому народу дано в честь какого-то древнего и могучего рода или народа. В 12 веке древний аристократический род Борджигин под предводительством Хабул-хана сумел подчинить себе несколько соседних племен и родов. После объединения их в 1130 году в единое политическое образование, создав практически один улус, он принял название монгол.

Древняя история

Первым государственное образование монголов Трехречья получило название улус Хамаг Монгол. По мнению некоторых специалистов, в этом протогосударстве проживали тюрко-монгольские народы. Местные монгольские племена постепенно смешались с пришедшими с запада тюркскими.

Расцвет государственности в истории монгольского народа пришелся на 13 век, когда Чингис-ханом (и его сыновьями и внуками) была создана Монгольская империя. В период расцвета она занимала территорию от Китая и Тибета до Восточной Европы и Ближнего Востока. Внук "потрясателя Вселенной" Хубилай в конце 13 века основал династию Юань со столицами в Пекине и Шанду. Сейчас в Южном Китае живут потомки воинов Юань, составляя этнос монголы Юньнань.

Современная история

В период с 14 по 16 века территорию Монголии делили потомки Чингисхана и ойраты. Это племя со временем образовало сильное После разгрома империей Цин, часть ойратов ушла в Приволжье в Калмыцкое ханство. Его основала одна из народностей западных монголов (торгуудов), утвердившись в Великой Степи в 17 веке. Просуществовало до 18 века, ханство всегда находилось в вассальной зависимости от русских государств.

Вновь независимое монгольское государство удалось создать только в 1911 году во главе с Богдо-ханом. В 1924 году была провозглашена Монгольская народная республика, в 1992 году переименовано в Монголию. В последующие годы свои национальные автономии в Советском Союзе получили калмыки и буряты, а также монголы в регионе Внутренняя Монголия Китая.

Жилье и гостеприимство

Культура и быт различных монгольских народов, которые живут в разных странах уже сотни лет, сильно различается. Однако многие общие черты и традиции монгольского народа сохранились. В народном творчестве сохранились традиционные ценности, такие как любовь к родителям, к степным просторам, свободолюбие и независимость. Во многих произведениях воспевают тоску по родным местам и Родине.

Некогда все монгольские народы жили в традиционном жилище многих кочевников - юрте, которая является частью национальной культуры. Еще в древнем письменном памятнике "Сокровенном сказании монголов" говорится, что все монголы жили в войлочных жилищах. До сих пор в Монголии в юртах живет значительная часть населения, причем не только скотоводы, но и жители столицы страны. А в некоторых из них организованы магазины, рестораны и музеи. В России в юртах в основном живут скотоводы, также традиционное жилище используется на праздниках и народных гуляньях.

Гостеприимство является важной частью народной традиции всех кочевых народов и до сих пор воспринимается как должное. Как отмечают многие путешественники, если подойти к юрте, где кто-то есть внутри, то тебя всегда пригласят в гости. И обязательно угостят хотя бы чаем или кумысом.

Традиционное занятие и кухня

Монгольские народы традиционно занимались кочевым скотоводством. В зависимости от региона разводили овец, коз, коров, лошадей, яков и верблюдов. Тогда практично отдавали предпочтение видам животных, которые могли обеспечить всем сырьем, необходимым для обустройства быта. Шерсть и шкуры используются для изготовления жилья, одежды и обуви, мясо и молоко - в монгольской кухне.

Традиционной пищей кочевников, монгольских и тюркских народов, является мясо. Широко распространены блюда из баранины, козлятины и говядины. В горных районах издревле едят мясо яков, а на юге верблюжатину. Сырое молоко раньше вообще не употреблялось, только после сбраживания или сквашивания. Так же, как и овощи, которые всегда предварительно парили или варили.

Монголы - объединение родственных центральноазиатских племен монголоидной расы. Первые упоминания о монгольских племенах появились в китайских исторических хрониках в VII-X вв. В XI-XII вв. монголы занимали примерно туже территорию, что и ныне. Каждый монгольский мужчина с детства готовился стать воином, все представители кочевых племен мастерски владели мечом, луком и копьем. Основным их занятием было кочевое скотоводство, охота и разбой в степях на пути китайских торговых караванов. В начале XIII в. ряд племен объединились под властью Чингисхана (Тэмуджина) и образовали единое монгольское государство. К этому времени кочевое скотоводство стало малопродуктивным из-за изменения климата, и мечты монголов о богатой и сытой жизни оказались целиком связаны с ограблением не воинственных, но богатых соседних народов. Вскоре после образования Монгольского государства начались военные походы кочевников, продолжавшиеся около двух столетий. Чингисхану удалось создать высокобоеспособное, дисциплинированное и маневренное конное войско, равных которому не было ни в Азии, ни в Европе. К 1211 г. Чингисхан подчинил все основные племена Сибири и обложил их данью. В 1218 г. монголы покорили Корею. К 1234 г. они завершили завоевание Северного Китая. В процессе завоевания монголы заимствовали у китайцев различную военную технику, а также научились осаждать крепости при помощи стенобитных и осадных машин. В 1219-1221 гг. войска Чингисхана прошлись огнем и мечом по территориям центральноазиатских государств и разграбили множество богатых городов, в том числе Бухару, Самарканд, Мерв и Ургенч. После разгрома войск хорезмшаха Мухаммеда монгольские отряды вторглись в Северный Иран, а затем разбили грузинское воинство и разрушили несколько древних торговых городов на Кавказе. Проникнув на Северный Кавказ через Ширванское ущелье, монголы столкнулись с половцами и истребили их значительную часть, используя хитрость и коварство. Продолжив движение к Днепру, монголы впервые встретились с русскими воинами и победили их в битве на р. Калка в 1223 г. К концу жизни Чингисхана в 1227 г. в руки монголов попали огромные территории от Тихого океана на востоке до Каспийского моря на западе. Еще при жизни Чингисхан разделил огромную империю между сыновьями на улусы, которые оставались в составе единого государства еще 40 лет после его смерти. Улус Угедэя - собственно Монголия и Северный Китай, улус Чагатая - Средняя Азия, улус Джучи - пространства к западу и югу от Иртыша до Уральских гор, Аральского и Каспийского морей. В 40 гг. XIII в. выделился еще один улус, охватывавший часть Ирана и Закавказье, который был отдан внуку Чингисхана - Хулагу. Монгольская династия Хулагидов правила на Ближнем и Среднем Востоке с середины XIII до середины XIV вв. Ее представители носили титул ильханов. Государство Хулагидов включало Иран, большую часть современного Афганистана и Туркмении, большую часть Закавказья, Ирак и восточную часть Малой Азии до р. Кызыл-Ирмак. Среди вассалов и данников Хулагидов были Трапезундская империя, Грузия, Конийский султанат, Киликийское армянское царство, Кипрское королевство. Руководящей силой государства Хулагидов была монгольская знать, но чиновничий аппарат состоял в основном из представителей иранских аристократических родов. Ильхан Газан-хан (1295-1304) сблизился с мусульманской чиновной и духовной знатью, принял ислам и сделал его государственной религией. Однако в середине XIV в. государство Хулагидов вследствие народных восстаний, сепаратизма монголо-тюркских феодалов, упадка городов и торговли распалось на несколько частей. Процесс распада великой монгольской империи шел и в других монгольских владениях. В начале XIV в. улус Джучи распался на Синюю и Белую Орду. Впоследствии за Белой Ордой, располагавшейся в бассейне Волги и Дона, в Крыму и на Северном Кавказе, закрепилось название Золотой Орды.

Византийский словарь: в 2 т. / [ сост. Общ. Ред. К.А. Филатова]. СПб.: Амфора. ТИД Амфора: РХГА: Издательство Олега Абышко, 2011, т. 2, с.90-91.

Откуда есть пошли монголы?

Рассказ о возникновении монголов следует начать из глубины веков, отнюдь даже не с Великого переселения народов. Истоки бушующего потока под названием монголы находятся в III тысячелетии до н.э., ибо если сейчас Монголия задворки мира, тогда территория современной Монголии была, по крайней мере, одним из центров мира. В III-II тысячелетии до н. э. в долине реки Хуанхэ происходил процесс формирования древнекитайского государства, полулегендарной династии Ся. Около 1600 года до н. э. династия была свергнута, бежавшие смешались с племенами ханьюнь и хуньюй на северной окраине Гоби, таким образом, появились предки хунну. Происходит оформление традиций, быта, появление кочевого скотоводства. К XIII веку до н. э. происходит оформление родового строя хунну. В июле 823 года до н. э. хунну впервые вторглись в Китай и захватили города: Цяо, Ху, Хао, Фэнь, но были отбиты, как много раз впоследствии из-за слабого вооружения и организованности, но продолжали массированные набеги. Китай на тот момент, как впрочем, до вторжения монголов через тысячу лет неоднороден, состоит из многих конкурирующих царств и земель, в том числе населённых кочевниками. Объединитель Китая Цинь Шихуанди отогнал хунну от своих границ и чтобы навсегда обезопасить державу, в период Воюющих царств (475-221 гг. до н. э.) приказал построить Великую Стену (многое говорит о масштабах набегов), хотя на содержание боеспособности этого сооружения уходило больше ресурсов, чем грабили хунну. Стена не была такой гигантской и масштабной как показывают участки сейчас, просто земляные валы, строившиеся забиванием палками земли в опалубку и складыванием, традиционный и простой китайский вид строительства стен.

В 201 году до н. э. предводитель хунну Модэ, объединив племена, напал на ослабленный очередной гражданской войной Китай, в 192 году до н. э. он даже предложил вдовствующей императрице Люй-хоу заключить брак. В 177 году до н. э. Чжуки-князь (титул у хунну) напал на Китай, затем хунну присоединили земли нынешнего Восточного Туркестана, Усунь и вступили в союз с некоторыми родами тибетцев-кянов, обложили данью многие народы. За счёт беглых китайских чиновников, хунну создали сложный государственный аппарат (вроде будущего монгольского) и обкладывали (как монголы) всех окружающих данью, продолжая набеги на Китай, иногда выливающиеся в настоящие войны. Китайцы предпринимали ряд экспедиций, атаковали кочевья, но несли потери, хунну же, за счёт внутренних конфликтов ослабляли себя, уходили в подданство усиливающегося Китая, проигрывали войны. В 80 году до н. э. ослабленные междоусобицей хунну напали на Китай, но пограничная стража смогла отбить нападение. Хуннская держава разваливалась изнутри, роды воевали друг с другом, все устали от бесконечных междоусобиц. Китайская империя рассчитывала на то, что разгром хунну позволит присоединить к Империи все северные и многие западные народы, известные китайцам. Произошло наоборот: распад хунну привёл к войне всех племён, которые желали достичь такого же могущества, как и бывшие правители степей - хунну. Каждое племя стремилось к «господству над народами» и было враждебно Китаю. Появилось два хунну: северное и южное. Северяне были противники Китая и южан, выступая за восстановление независимой державы. Южане были сторонники мира с Китаем и соглашались на роль его вассалов.

Все резались между собой, пока в 141 году не родился Таньшихуай из сяньби – бывших данников хунну. Его мать утверждала, что он был зачат от проглоченной ей градинки во время грома, то есть его отец не был человеком. Таньшихуай сделал для сяньби то, что когда-то сделал Модэ для хунну: твёрдой властью собирал роды в одну державу и сражался с соседями. Таньшихуай грабил китайскую границу на юге, прогнал динлинов на севере, разбил войско Пуё, Усунь на западе и захватил бывшие хуннские земли. Все завоевания произошли за 10 лет. Несколько дольше шло завоевание Южной Сибири. Но Таньшихуай не перенял хуннской модели государства. Вместо родового принципа он ввёл военную демократию. Таньшихуай был просто вождём для своих воинов, у него не было титула шаньюя или иного, его командующие назначались им лично, независимо от происхождения, он грабил Китай и разбивал его армии, но после его смерти сяньбийская держава распалась окончательно в 235 году. После 155 года упоминаний о северных хунну не зафиксировано, но в 350 году в Европе узнали о гуннах - кочевниках из глубин Азии, наводивших ужас на оседлые народы. Помимо созвучия имён на генетическую связь между гуннами и хунну Центральной Азии указывает ряд категорий материальной культуры, в особенности в сфере военного дела, характерной чертой которого было использование сложносоставного лука. Здесь начинается Великое переселение народов, но что мы видим до этого? Да практически тысячелетнюю кальку, создавшую все необходимые будущим монголам инструменты: кочевой образ жизни, китайские чиновники в управлении, масштабность походов, образ жизни, вооружение и тактику.

В европейских источниках первые упоминания о гуннах датируются II веком н. э. и относятся к региону в восточной области Прикаспия. В 70-х годах IV века гунны покорили аланов на Северном Кавказе, а затем разгромили остготское государство Германариха. Гунны, возглавляемые царём Баламбером, подчинили большую часть остготов (они жили в низовьях Днепра) и заставили вестготов (живших в низовьях Днестра) отступить во Фракию (в восточной части Балканского полуострова, между Эгейским, Чёрным и Мраморным морями). Затем, пройдя в 395 году через Кавказ, опустошили восточно-римские провинции Сирию и Каппадокию (в Малой Азии). С этого времени основная ветвь гуннов обосновалась в Паннонии (западно-римской провинции на правом берегу Дуная, ныне - территория Венгрии) и Австрии, совершая оттуда набеги на Восточную Римскую империю (по отношению к Западной Римской империи до середины V века гунны выступали как союзники в борьбе против германских племён). В гуннском союзе к этому времени оказался уже чрезвычайно пёстрый состав германских и негерманских народов: булгары, остготы, герулы, гепиды, сарматы и др. Все покорённые племена облагались данью и принуждались к участию в военных походах. В 422 году гунны вновь атаковали Фракию. Восточно-римский император Феодосий II согласился выплачивать гуннам дань в размере 350 фунтов золота в год. В 445 году правитель Аттила перешёл от тактики конных набегов к осаде городов и к 447 году взял 60 городов и укреплённых пунктов на Балканах, территории современной Греции и в других провинциях Римской империи. В 451 году в битве на Каталаунских полях в Галлии продвижение гуннов на запад было остановлено объединённой армией римлян под началом полководца Аэция и Тулузского королевства вестготов. В 452 году гунны вторглись в Италию, разграбив Аквилею, Милан и ряд других городов, но затем отступили назад. После смерти Аттилы в 453 году возникшими внутри империи распрями воспользовались покорённые гепиды, возглавившие восстание германских племён против гуннов. В 454 году в битве при реке Недао в Паннонии гунны были разбиты и вытеснены в Причерноморье. Попытки гуннов прорваться на Балканский полуостров в 469 году были тщетными. Гунны быстро растворились в среде других народов, которые продолжали непрерывно прибывать с востока. Однако их имя ещё долго использовалось средневековыми авторами в качестве общего наименования всех кочевников Причерноморья, безотносительно к реальным связям таковых с бывшим гуннским союзом. Следующей волной Великого переселения народов стало появление племён огуров в 460-х гг. и савиров в начале VI века.

Но вернёмся в Китай, там тем временем и севернее происходило формирование новых империй. Период III-VI веков был одним из самых тяжёлых в истории Китая: после падения династии Хань (220 годы) и распада империи в экономике государства произошёл резкий упадок. Возникла угроза вторжения в Китай орд Тюркского каганата. В конце VI века в северокитайском государстве Северная Чжоу (наследовавшем Вэй) к власти удалось прийти китайским и китаизированным тюркским аристократам во главе с Ян Цзянем. Благодаря отрицательному отношению большинства китайцев к феодальной раздробленности, а также воле аристократии к консолидации против внешних врагов и внутренних экономических проблем, Ян и его сторонники смогли относительно легко добиться объединения страны. В 581 году Ян Цзянь был провозглашён под именем Вэнь-ди императором новой династии Суй. Он стал первым за более чем 300 лет правителем, чья власть распространялась на весь Китай, после свержения настала эпоха Тан, она продлилась с 18 июня 618 до 4 июня 907 года, империя простиралась от Манчжурии до Таиланда и от Каспийского моря до Тихого океана.

А тем временем, на сцену выходит род Ашина, они жили в горах Алтая, число их оценивалось в несколько сот семейств. Считается, что Ашина Асяньше стал вассалом жужаньского кагана (могущественного государства, но для краткости про них не будем). В середине V века Ашина поселились на южной стороне Алтая и стали добывать железо для жужаней, именно подданные Ашина стали впоследствии называться тюрками. Само слово «тюрк» значит «крепкий», «сильный». В 545 году телесские племена вновь восстали против жужаней и во главе нового государства встал правитель тюрок-ашина Бумын. В 551 году он заключил союз с китайским царством Западная Вэй и, разгромив жужаней, принял титул «ильхан» («правитель народов»). Основные силы эфталитов были разбиты тюрками в 567 году под Бухарой, после завоевания Средней Азии, каганат стал контролировать значительную часть Великого Шёлкового пути. Каган (хан) - высшее правящее лицо в каганате, военачальник. По итогам переговоров с византийским императором Юстином II были подписаны торговое соглашение и военный договор против Ирана, сидевшему на шёлковом пути. После заключения византийско-тюркского союза Иран обязался выплачивать каганату дань в размере 40 тысяч золотых динаров ежегодно и не препятствовать торговле. В 575 году Иран и Византия объединились против тюрков. В ответ на это в 576 году тюркские войска разгромили вассала Византии - Боспор Киммерийский, предприняли победоносные походы в Крым и Западный Кавказ. Благодаря этим завоеваниям каганат стал контролировать все важные участки Великого Шёлкового пути, что обеспечивало тюркской знати огромные прибыли от караванной торговли. Границы каганата простирались от Чёрного моря до практически Тихого океана, от Байкала до Тибета. После смерти Тобо-хана в 581 году, традиционно произошло ослабление Тюркского каганата, междоусобные войны, наступление Китая на границы каганата, войны с соседними странами.

В 603 году Тюркский каганат распался на Западно-тюркский каганат и Восточно-тюркский каганат. Восточно-тюркский каганат имел общие протяжённые границы с Китаем и вёл частые войны, располагаясь примерно на территории современной Монголии. Несколько крупных сражений, в которых каганат одержал победы, произошли в конце VII века и в первой половине VIII века. В 630 году Танская империя захватила Восточный каганат. После поражения в 744 году в битве с уйгурами под предводительством хана Моюн-Чура, на землях Восточного каганата возник Уйгурский каганат, просуществовавший с 744 по 840 годы. В Западный каганат вошли Казахстан, Средняя Азия, Северный Кавказ, Крым, Урал и Поволжье. Вершины своего могущества каганат достиг во время правления Шегуй-кагана (в 610-618 годах) и его младшего брата Тон-ябгу-кагана (в 618-630 годах). Новые походы в Тохаристан и Афганистан раздвинули границы государства до северо-западной Индии. Каганат представлял единую систему преимущественно кочевого и полукочевого способа ведения кочевого хозяйства и оседло-земледельческого типа хозяйствования. Полностью распался в 704 году, но сыграл важную роль в консолидации тюркоязычного населения Евразии и способствовал дальнейшему развитию этнических групп, составивших впоследствии основу современных тюркоязычных народов.

Излюбленное оружие тюрков: луки со стрелами, копья, сабли, палаши, часто применяют броню всадника и лошади. Смерть в бою считалось лучшей смертью для мужчины. Основным занятием тюркютов было кочевое скотоводство, а также охота на травоядных животных, носившая характер облавы ввиду многочисленности стад степных зверей. Основной пищей тюркютов было мясо, любимым напитком - кумыс. Одежда и шатры шились из шкур животных. Тюрки также изготавливали войлок и шерстяные ткани. Основным видом скота были овцы и лошади. Основной экономической единицей была парная (аильная) семья. Тюркюты освоили промышленную добычу железа. Способ получения железа был сыродутным. Развитие металлургии позволило тюркютским ханам перевооружить свою армию. То есть монголам за пятьсот лет до них детально разработали и опробовали их образ жизни и вооружений.

Достоверно история киданей фиксируется с IV века. В VI в. кидани стали частью степной империи тюрков, затем попеременно выступают союзниками и агрессорами по отношению к китайской империи Тан. Кидани жили относительно мирно в первой половине IX века. Отношения с танской империей стали охладевать по мере сближения киданей и уйгур, но альянс не сложился: кидани объявляют себя их данниками, однако в 842 снова переходят на китайскую сторону. Основные черты социального устройства доимперского периода истории киданей: существование ордо - дружин при каждом из правителей, отсутствие столицы или какой-либо постоянной резиденции киданьских вождей. Как и чжурчжэни впоследствии, кидани предпочитали сменять резиденции в зависимости от наступления рыболовного и охотничьего сезонов (отмечаемых, соответственно, ритуалами поимки первой рыбы и первого дикого гуся). В 947 г. новое государство было названо Великим Ляо, в 983 - Великим государством киданей, в 1066 - снова Великим Ляо. Активно укрепляясь на северных рубежах Китая, кидани отторгли часть его территорий («Шестнадцать округов»). Основы управления в государстве Ляо были созданы китайцами и корейцами, на основе китайских иероглифов и из китайских элементов письма была создана письменность, развивались города, ремёсла, торговля. С конца XI века государство Ляо приходит в упадок, а в 1125 его уничтожают чжурчжэни и китайцы. Часть киданьской знати (каракидане, или каракитаи) уходит в Среднюю Азию, где в районе рек Талас и Шу сложилось небольшое государство каракитаев - Западное Ляо (1124-1211 годы).

Объединение чжурчжэньских племён вызвало тревогу у киданей, которые всеми силами препятствовали объединению чжурчжэней. Вмешательство киданьского Ляо в чжурчжэньские дела привело к тому, что племена стали замышлять войну против киданьского государства. Мобильная чжурчжэньская конница взяла верх над огромным, но слабо подготовленным киданьским войском. Ослабевшая империя киданей была окончательно разгромлена в 1125 году, последний император киданей был захвачен в плен чжурчжэнями. В 1125 году две чжурчжэньские армии начали наступление на империю Сун. Китайские армии были огромны, но состояли в основном из пехоты, которая не могла воевать на равных с чжурчжэньской конницей. В 1127 году чжурчжэни захватили Кайфэн, включив в своё государство север Китая. В 1191 году был официально снят запрет на браки между китайскими и чжурчжэньскими семьями, это существенно ускорило процесс китаизации последних.

МОНГОЛЫ. 1) Груп-па на-ро-дов, го-во-ря-щих на мон-голь-ских язы-ках.

Жи-вут в Северо-Восточном и Северо-Западном Ки-тае, Мон-го-лии, Рос-сии (соб-ст-вен-но монголы, дар-ха-ты, бу-ря-ты, бар-гу-ты, хам-ни-га-ны, ой-ра-ты, кал-мы-ки, дау-ры, тюр-ко-языч-ные в про-шлом сой-о-ты, хо-то-ны и алтайские урян-хай-цы, восточные юй-гу, мон-го-ры, дун-сян, бао-ань) и на се-ве-ро-за-па-де Аф-га-ни-ста-на (мо-го-лы).

Об-щая чис-лен-ность в Ки-тае 6,9 млн. человек (2000 год, пе-ре-пись), в Мон-го-лии 2,5 млн. человек (2010 год, пе-ре-пись), в Рос-сии 0,6 млн. человек (2010 год, пе-ре-пись), в Аф-га-ни-ста-не - несколько тыс. человек. См. кар-ту Мон-голь-ские на-ро-ды.

Ве-ро-ят-ные пред-ки монгол - упо-ми-нае-мые в китайских ис-точ-ни-ках дун-ху , сянь-би, хи и ши-вэй; в их фор-ми-ро-ва-нии, воз-мож-но, уча-ст-во-ва-ли тюркские и тун-гу-со-маньчжурские эле-мен-ты. Эт-но-ним монголы (мэн-гу, мэн-гу-ли, мэн-ва) встре-ча-ет-ся в китайских ис-точ-ни-ках с VII-X веков. У монгол су-ще-ст-во-ва-ли пат-ри-ли-ней-ные ро-ды (овог), вклю-чав-шие как кров-ных род-ст-вен-ни-ков, при-над-ле-жав-ших к од-ной «кос-ти» (яс, ясун), так и чу-же-род-цев (жад). Ро-ды объ-е-ди-ня-лись в пле-ме-на.

В I тысячилетии от основной мас-сы Мнгол от-де-ли-лись южные монгольские на-ро-ды (восточные юйгу, мон-го-ры, дун-сян, баоань) и дауры. В XIII веке часть монгольских пле-мён, объ-е-ди-нён-ная под вла-стью Чин-гис-ха-на (Чин-гис-ха-на), на-ча-ла за-вое-ва-ния, при-вед-шие к фор-ми-ро-ва-нию Монгольской им-пе-рии . В XV веке северные монголы раз-де-ли-лись на западных (ой-ра-ты) и восточных (собственно монголы и бу-ря-ты) мон-го-лов.

2) Собственно монголы (са-мо-на-зва-ние - мон-гол), на-род, основное на-се-ле-ние Мон-го-лии.

Яд-ро монгол Мон-го-лии со-став-ля-ют хал-ха (2,2 млн. человек - 2010 год, пе-ре-пись). На се-ве-ро-за-па-де (ай-ма-ки Зав-хан и Хувс-гел) про-жи-ва-ют прак-ти-че-ски ас-си-ми-ли-ро-ван-ные хал-ха сар-ту-лы (1,3 тыс. человек) и хо-то-гой-ты (15,5 тыс. человек), на вос-то-ке (ай-ма-ки Дор-нод и Су-хэ-Ба-тор) - узум-чи-ны (2,6 тыс. человек) и да-ри-ган-га (27,4 тыс. человек). Жи-вут так-же в Северо-Восточном Ки-тае (ав-то-ном-ный р-н Внутренняя Мон-го-лия, за-пад про-вин-ций Ляо-нин и Ги-рин и юго-за-пад провинция Хэй-лунц-зян), где со-хра-ня-ют-ся эт-нические под-раз-де-ле-ния: ор-дос-цы, ура-ты, дар-ха-ны, дур-бэн-ху-хэ-ты, ча-ха-ры, ху-чи-ты, су-ни-ты, узум-чи-ны, хэ-шик-тэ-ны, баа-ри-ны, он-ню-ты, най-ма-ны, ха-ра-чи-ны, ту-мэ-ты, джа-ру-ты, хор-чи-ны, джа-лай-ты, гор-ло-сы и др. Го-во-рят на мон-голь-ском язы-ке. В основном при-вер-жен-цы ти-бетского буд-диз-ма, главным образом в фор-ме ге-луг-па (ге-луг). С конца XX века рас-про-ст-ра-ня-ют-ся про-тес-тант-ст-во, ис-лам, ба-ха-изм.

Основное тра-диционное за-ня-тие - ко-че-вое ско-то-вод-ст-во; раз-во-дят «пять ви-дов ско-та» (та-ван хо-шуу мал) - ло-ша-дей, овец, коз, верб-лю-дов и круп-ный ро-га-тый скот. Мес-та-ми за-ни-ма-лись зем-ле-де-ли-ем (про-со, яч-мень, овёс). Бы-ла рас-про-стра-не-на охо-та на сур-ка (тар-ба-га-на), вол-ка, ан-ти-лоп и др. Раз-ви-ты про-из-вод-ст-во вой-ло-ка, об-ра-бот-ка ко-жи, кос-ти, се-реб-ра. Вре-мен-ные по-се-ле-ния круг-лые в пла-не (ху-рээ, букв. - круг) или вы-тя-ну-тые с вос-то-ка на за-пад, по-сто-ян-ные - пря-мо-уголь-ные, де-лят-ся на квар-та-лы; усадь-бы (ха-шан), тес-но при-мы-каю-щие друг к дру-гу, вы-хо-дят на ули-цу глу-хой сте-ной.

Основной тип жи-ли-ща - вой-лоч-ная юр-та (гэр) с раз-движ-ны-ми сте-на-ми (ха-на) и ко-ну-со-вид-ной кры-шей; у осед-лых групп - гли-но-бит-ная круг-лая или пря-мо-уголь-ная в пла-не по-строй-ка.

Одеж-да - шта-ны, ру-ба-ха, ха-лат (дэ-гэл) с глу-бо-ким за-па-хом на-пра-во, под-вя-зан-ный ши-ро-ким поя-сом (до 4-5 м в дли-ну), по-верх ха-ла-та - без-ру-кав-ка (муж-ская - хан-тадз, жен-ская - удж). Жен-ский на-ряд-ный ха-лат из шёл-ка с на-шив-ны-ми по-ло-са-ми из пар-чи, ру-ка-ва с бу-фа-ми и ши-ро-ки-ми об-шла-га-ми, пе-ред-няя по-ла с от-рез-ным ни-зом на сборах. Де-вуш-ки за-пле-та-ли од-ну, за-муж-ние жен-щи-ны - две ко-сы (гэ-зэг), бо-ко-вые пря-ди об-кла-ды-ва-лись ши-ро-ки-ми по-лу-круг-лы-ми пла-сти-на-ми (хав-чик), по-верх на-де-ва-лась ко-нич. ша-поч-ка (мал-гай). Обувь - вой-лоч-ные чул-ки с ор-на-мен-ти-ров., вы-сту-паю-щим из са-по-гов вер-хом и са-по-ги (гу-тул) с тол-стой по-дош-вой и за-гну-ты-ми но-са-ми.

Тра-диционная пи-ща - мя-со (в основном ба-ра-ни-на, ре-же ко-ни-на или го-вя-ди-на; ва-рё-ное с гус-тым буль-о-ном, коп-чё-ное, вя-ле-ное, рас-тёр-тое в му-ку), ва-рен-ные на па-ру (бу-уз) или жа-рен-ные в мас-ле (ху-шур) пи-рож-ки и ку-соч-ки тес-та (бор-цог), яч-мен-ное то-лок-но, суп с лап-шой; мо-лоч-ные про-дук-ты - сы-ры (бис-лаг, арул, ху-рут, эз-гий), пен-ки (ур-ме), про-сто-ква-ша (та-раг), мас-ло; на-пит-ки - чай с мо-ло-ком (ино-гда с со-лью, под-жа-рен-ной му-кой, пен-ка-ми, мас-лом), ку-мыс из ко-быль-е-го (ай-раг) или верб-люжь-е-го мо-ло-ка, мо-лоч-ная вод-ка (ар-хи). Ели так-же дичь, ди-кие зла-ки, лук, чес-нок, ре-вень, в го-лод-ные го-ды - ры-бу и па-даль.

Се-мья с XVIII века ма-лая, мо-но-гам-ная. Же-на-тые сы-но-вья в семь-ях с дос-тат-ком от-де-ля-лись от ро-ди-те-лей, но ве-ли со-вме-ст-ное хо-зяй-ст-во (пас-ли скот, об-ра-ба-ты-ва-ли про-дук-ты ско-то-вод-ст-ва, де-ла-ли вой-лок и др.). Юр-ту и скот ро-ди-те-лей на-сле-до-вал млад-ший сын (от-хон). Брак за-клю-ча-ли пу-тём сго-во-ра, из-ред-ка - умы-ка-ни-ем. Су-ще-ст-во-вал обы-чай из-бе-га-ния ме-ж-ду не-вест-кой и род-нёй му-жа. Си-сте-ма тер-ми-нов род-ст-ва би-фур-ка-тив-но-ли-ней-но-го ти-па с ге-не-рац. ско-сом «ома-ха». Сиб-лин-ги де-лят-ся по по-лу и от-но-сительно воз-ра-сту.

Буд-дизм рас-про-стра-нял-ся с XIII века, ут-вер-дил-ся в конце XVI - начала XVII веков. Со-хра-ня-ет-ся ша-ма-низм, куль-ты «хо-зя-ев» гор, рек, тай-ги, в честь ко-то-рых строи-лись жерт-вен-ни-ки - ка-мен-ные на-сы-пи (обо).

Но-вый год (Ца-ган сар) до XIII века от-ме-ча-ли осе-нью, при Ху-би-лае по китайскому об-раз-цу пе-ре-не-сли на первый ме-сяц вес-ны. На Ца-ган сар иг-ра-ли в иг-ру ти-па ло-то (хор-ло). Празд-ник се-ре-ди-ны ле-та (июль) На-дом со-про-во-ж-да-ет-ся со-стя-за-ния-ми в 3 ви-дах спор-та(«Три иг-ры му-жей») - борь-бе (бэх ба-рил-дах), стрель-бе из лу-ка (сур хар-вах), кон-ных скач-ках (морь урал-дах). Об-ще-на-род-ный ха-рак-тер име-ют буд-дий-ские празд-ни-ки.

Уст-ное твор-че-ст-во монгол сло-жи-лось во взаи-мо-дей-ст-вии с тра-ди-ция-ми древ-них тюр-ков, ал-тай-цев, ту-вин-цев, ис-пы-та-ло влия-ние куль-ту-ры Ки-тая (осо-бен-но Ти-бе-та и Восточного Тур-ке-ста-на), с начала XX века - Рос-сии. Зна-чительная общ-ность тра-диционной куль-ту-ры на-блю-да-ет-ся у монгольских на-ро-дов Мон-го-лии, Рос-сии и Ки-тая. Со-хра-ни-лись не-ко-то-рые раз-ли-чия в фор-мах уст-но-го твор-че-ст-ва степ-ных монгол-ско-то-во-дов (свя-за-ны с ухо-дом за до-маш-ним ско-том) и лес-ных монгол-охот-ни-ков (пес-ни-зву-ко-под-ра-жа-ния, искусство сви-ста - при-зыв «бо-же-ст-вен-но-го вет-ра», гор-ло-вое пе-ние, ша-ман-ская му-зы-ка).

Общ-ность музыкальных тра-ди-ций раз-ных эт-нических групп про-яв-ля-ет-ся в сфе-ре ша-ма-низ-ма и буд-диз-ма, спор-тив-ных со-стя-за-ний, тра-диционных празд-ни-ков. В про-шлом му-зы-кан-та-ми бы-ли муж-чи-ны, жен-щи-нам за-пре-ща-лось ис-пол-нять эпос, петь в ма-не-ре хо-омий (гор-ло-вое пе-ние), иг-рать на музыкальных ин-ст-ру-мен-тах (кро-ме вар-га-на аман хур). Вар-ган (ны-не из-вес-тен в двух раз-но-вид-но-стях - ме-тал-лический тэ-мэр хур и бам-бу-ко-вый хул-сан хур) ис-поль-зо-вал-ся в бы-то-вом му-зи-ци-ро-ва-нии, а так-же ша-ман-ка-ми (на-ря-ду с по-со-хом со зве-ня-щи-ми под-вес-ка-ми та-як и буб-ном хэтс): у бу-рят вар-ган ис-поль-зу-ет-ся для при-зы-ва «бе-лых», а по-сох - «чёр-ных» ду-хов; ша-ман-ки-дар-ха-ты ис-поль-зу-ют вар-ган для при-зы-ва ду-ха, а по-сох - для его встре-чи.

Сре-ди но-си-те-лей уст-ной куль-ту-ры вы-де-ля-лись профессиональные мас-те-ра: хог-жим-чи (му-зы-кан-ты-ин-ст-ру-мен-та-ли-сты; осо-бый ста-тус име-ли хур-чи - ис-пол-ни-те-ли на смыч-ко-вом ин-ст-ру-мен-те хур), ту-ул-чи (ис-пол-ни-те-ли ге-ро-ического эпо-са), ули-гер-чи (ска-зи-те-ли ули-ге-ров), дуу-чи (пев-цы-со-лис-ты). Ос-но-ва ла-до-вой ор-га-ни-за-ции - пен-та-то-ни-ка, главным образом ан-ге-ми-тон-ная. Сре-ди музыкальных тра-ди-ций пре-об-ла-да-ют во-каль-ные - соль-ные и с со-про-во-ж-де-ни-ем ин-ст-ру-мен-тов.

Ге-ро-ический эпос (баа-тар-лаг ту-ул) вклю-ча-ет ска-за-ния «Гэ-сэр», «Джан-гар»; у раз-ных групп монгол в уст-ной фор-ме бы-ту-ют эпические ска-за-ния «Хан Ха-ран-гуй», «Хог-шин Луу Хан» и др. Урян-хай-цы и бая-ты ис-пол-ня-ют эпос в очень низ-ком ре-ги-ст-ре в дек-ла-ма-ци-он-ной ма-не-ре (хай-лах), за-хчи-ны - в пе-сен-ной (дуу-лах); в не-ко-то-рых раз-де-лах ис-поль-зу-ют-ся встав-ки в ма-не-ре гор-ло-во-го пе-ния. Эпос ис-пол-ня-ет-ся в со-про-во-ж-де-нии ин-ст-ру-мен-тов: двух-струн-но-го щип-ко-во-го топ-шу-ур (в западных рай-онах Мон-го-лии), двух-струн-но-го смыч-ко-во-го игил (за-хчи-ны), смыч-ко-во-го хур (бу-ря-ты и мон-го-лы Внутренней Мон-го-лии); в про-шлом бу-ря-ты ис-пол-ня-ли «Джан-гар» в со-про-во-ж-де-нии цит-ры ят-га. В южных рай-онах Мон-го-лии и во Внутренней Мон-го-лии ули-ге-ры зву-чат в со-про-во-ж-де-нии четырех-струн-но-го смыч-ко-во-го ин-ст-ру-мен-та дэр-вэн чих-тэй хур; хал-ха ис-пол-ня-ют их без со-про-во-ж-де-ния.

Ис-пол-не-ние ми-фов и ле-генд объ-е-ди-ня-ет-ся в са-мо-сто-ятельный жанр до-мог; ле-ген-да о про-ис-хо-ж-де-нии смыч-ко-во-го ин-ст-ру-мен-та ис-пол-ня-ет-ся в со-про-во-ж-де-нии мо-рин-ху-ра, в западных рай-онах Мон-го-лии - иги-ла. У бая-тов, дэр-бэ-тов, тор-гу-тов и олётов прак-ти-ку-ет-ся тан-це-валь-ное ис-пол-не-ние ле-генд. Народные пес-ни (ар-дын дуу) - дол-гие мет-ри-че-ски сво-бод-ные ур-тын-дуу и ко-рот-кие рит-ми-зо-ван-ные бо-ги-но-дуу (оба на-зва-ния встре-ча-ют-ся у хал-ха). Дол-гие пес-ни у раз-ных эт-нических групп монгол раз-ли-ча-ют-ся по фор-ме, спо-со-бам ор-на-мен-та-ции. Хал-ха ис-пол-ня-ют их в со-про-во-ж-де-нии мо-рин-ху-ра и/или по-пе-реч-ной флей-ты лим-бэ, по-вто-ряю-щей ли-нию го-ло-са; бая-ты, дэр-бэ-ты, тор-гу-ты и мян-га-ты - не-ред-ко с хо-ро-вым реф-ре-ном в ге-те-ро-фон-ной ма-не-ре; узум-чи-ны Внутренней Мон-го-лии - в со-про-во-ж-де-нии хо-ро-во-го бур-до-на. Ко-рот-кие пес-ни: вос-хва-ле-ния маг-та-ал (свя-за-ны с ша-ман-ски-ми и охот-ничь-и-ми об-ря-да-ми, мо-гут вклю-чать-ся в эпических ска-за-ния), пес-ни са-ти-ри-че-ские, «обу-чаю-щие»; пес-ни-диа-ло-ги, со-про-во-ж-дае-мые дви-же-ния-ми те-ла и глаз. Ис-пол-ня-ют-ся в со-про-во-ж-де-нии флей-ты лим-бэ, мо-рин-ху-ра, ху-чи-ра, шан-зы (трех-струн-ный щип-ко-вый), ёо-чи-на (цим-ба-лы; ин-ст-ру-мент городской му-зы-ки).

Из музыкальных ин-ст-ру-мен-тов ши-ро-ко рас-про-стра-не-ны смыч-ко-вые три основные форм: с ма-лень-ким ци-лин-д-рическим кор-пу-сом и про-хо-дя-щей сквозь не-го длин-ной шей-кой (ху-чир, хур); с тра-пе-цие-вид-ным кор-пу-сом и про-хо-дя-щей сквозь не-го длин-ной шей-кой (мо-рин-хур, хур); с долб-лё-ны-ми из од-но-го кус-ка де-ре-ва кор-пу-сом и шей-кой в фор-ме чер-па-ка (ша-на-ган хур, хунт хур - «ле-бе-ди-ный хур»).

Сре-ди тан-цев (бий, у хал-ха = бий-ел-гээ) - спо-кой-ные тан-цы с дви-же-ния-ми в основном в верх-ней час-ти те-ла: мор-гу-ул бий (ис-пол-ня-ет-ся в честь до-маш-них бо-жеств и изо-бра-жа-ет под-но-ше-ние ог-ню), ца-цал бий (та-нец раз-брыз-ги-ва-ния мо-ло-ка в 8 на-прав-ле-ни-ях), ун-дэс-нии бий (в честь ми-фических пред-ков и ле-ген-дар-ных ге-ро-ев, изо-бра-жа-ет ис-то-рические со-бы-тия или - у за-хчи-нов - со-бы-тия эпо-са «Джан-гар»). В Северо-Западной Мон-го-лии и у бу-рят ши-ро-ко рас-про-стра-нён кру-го-вой та-нец ёо-хор. У всех эт-ничеких групп монголии (а так-же у ту-вин-цев) из-вес-тен та-нец яс-т-ре-ба (ор-ла), ими-ти-рую-щий па-ре-ние пти-цы в не-бе; та-нец тар-ва-га хо-оруу лех ими-ти-ру-ет дви-же-ния вол-ка или со-ба-ки. Час-то тан-цы ис-пол-ня-ют-ся в со-про-во-ж-де-нии иги-ла.

Литература:

По-та-нин Г.Н. Очер-ки Се-ве-ро-За-пад-ной Мон-го-лии. СПб., 1881-1883. Вып. 1-4;

Мон-го-ло-ой-рат-ский ге-рои-че-ский эпос / Пер., вступ. ст., прим. Б. Я. Вла-ди-мир-цо-ва. П.; М., 1923;

Со-кро-вен-ное ска-за-ние мон-го-лов / Пер., вступ. ст., ком-мент. С. А. Ко-зи-на. М.; Л., 1941. М., 2002;

Ро-на-Таш А. По сле-дам ко-чев-ни-ков. Мон-го-лия гла-за-ми эт-но-гра-фа. М., 1964;

Ко-чеш-ков Н.В. На-род-ное ис-кус-ст-во мон-го-лов. М., 1973;

Жу-ков-ская Н.Л. Ла-ма-изм и ран-ние фор-мы ре-ли-гии. М., 1977; она же. Ко-чев-ни-ки Мон-го-лии: Куль-ту-ра. Тра-ди-ции. Сим-во-ли-ка. М., 2002;

Ар-хео-ло-гия и эт-но-гра-фия Мон-го-лии. Но-во-сиб., 1978;

Грай-во-рон-ский В.В. От ко-че-во-го об-раза жиз-ни к осед-ло-сти (на при-ме-ре МНР). М., 1979;

Вик-то-ро-ва Л.Л. Мон-го-лы. Про-ис-хо-ж-де-ние на-ро-да и ис-то-ки куль-ту-ры. М., 1980;

Куль-ту-ра Мон-го-лии в сред-ние ве-ка и но-вое вре-мя (XVI - на-ча-ло ХХ в.). Улан-Удэ, 1986; Ser-ruys H. The Mongols and Ming China: cus-toms and history. L., 1987;

Обы-чаи и об-ря-ды мон-голь-ских на-ро-дов. Эли-ста, 1989;

Сред-не-ве-ко-вая куль-ту-ра мон-голь-ских на-ро-дов. Но-во-сиб., 1992.

2024 english-speak.ru. Изучение английского языка.