Проблемный анализ произведения. Проблемный анализ как путь школьного разбора. В чем цель проведения анализа

3 раздел.

Проблемный анализ деятельности школы.

а). Анализ внутришкольной деятельности.

Кадровый состав.

На сегодня наблюдается увеличение количества педкадров с высшим образованием. Педагогов с высшим образованием – ,1%), с незаконченным высшим 9 (7%), со средним специальным,8%). Обучающихся по заочной форме - 11 человек. 3 педагога прошли переподготовку на получение второй специальности. С 2003г. по 2005г. фундаментальные и проблемные курсы прошли 96 педагога. Общий охват курсовой подготовкой и различными видами повышения квалификации составляет 100%.

Средний возраст составляет 39 лет. Ежегодно прибывают 2-3 молодых специалиста.

Профессиональный уровень педагогического состава достаточно высокий. В школе работают 31 педагогов с высшей квалификационной категорией, 50 с первой квалификационной категорией, 28 со второй категорией, 2 кандидата педагогических наук.

Начальное образование.

Одним из основных направлений развития начального образования является внедрение вариативных технологий обучения. Большинство учителей школы работают по традиционной методике. Учителя используют в своей практике ДЕМСОС, КСО и элементы других новых технологий . В начальной школе осуществлен переход на четырехлетний срок обучения, введены предметы иностранного языка , информатики.

О работе по созданию модели сельской многопрофильной школы.

Создание модели сельской многопрофильной школы определялось существующими и действующими факторами:

Необходимостью целенаправленной подготовки выпускников к освоению профессионального образования ;


Эффективным использованием кадрового, материально-технического потенциала школы;

Созданием условий для реализации права детей на образование, способствующих раскрытию их индивидуальных способностей и подготовки их к трудовой деятельности и социальной адаптации.

Выбор модели сельской многопрофильной школы имел следующие обоснования:

а) в школе:

Каждая параллель классов имеет от 3 до 6 комплектов;

Углубленное изучение отдельных предметов в 9-11 классах с 1987;

Функционирование профильного класса с педагогическим направлением
с 1999 г.;

Действующая с 2003г. экспериментальная площадка МО РС по теме «Индивидуализация профессионального обучения школьников как основа сертификации их квалификации»;

Основные причины отставания от программы: изменение температурной шкалы актированных дней, больничные учителей, а также проведение внеплановых контрольных работ (мониторинги МУО, пробные экзамены), незапланированные учителями.

Региональный компонент учебного плана (якутский язык, якутская литература и культура народов РС (Я)) в основном выполнен, есть отставание от программы.

Ведение документации проблемных групп: наличие планов

С 2003 по 2005 г. г. из 333 выпускников поступили в ВУЗ-ы 169 человек (50,8%), в ССУЗ-ы 92 человек (27,6%).

Хорошие результаты на республиканских олимпиадах учащиеся показывают по немецкому языку , ЯНК, русскому языку, технологии и ОБЖ.

Анализ достижений показывает, что целенаправленная работа ведется по эстетическому, военно-патриотическому и трудовому воспитанию учащихся. Ежегодно растет число участников НПК «Шаг в будущее», в последние годы неплохие результаты учащиеся показывают в спортивных соревнованиях.

Состояние инновационной работы в школе.

Школа участвует в 4-х федеральных экспериментах:

По реструктуризации сети образовательных учреждений, расположенных в сельской местности (модель сельской многопрофильной школы);

По внедрению единого государственного экзамена;

По введению предпрофильной подготовки в 9-х классах и профильного обучения в старших классах;

По апробации учебника

С 2003г. школа является республиканской экспериментальной площадкой по внедрению проекта индивидуализации профессионального обучения учащихся.

Эти направления работы актуальны уже потому, что имеют общую педагогическую цель – личностно-ориентированное обучение и воспитание учащихся.

Профильное обучение .

Надо отметить, что в нашей школе не было необходимости начинать это дело с чистого листа. Есть немалый практический опыт:

1987г. – открылся гуманитарный класс с углубленным изучением русского языка и литературы, якутского языка и литературы, иностранных языков, истории в 10 «б» классе;

1988г. – открылся математический класс в 10 «а» классе;

1993г. – углубленное изучение предметов гуманитарного, естественного, математического циклов начинается с 8-х классов;

гг. – открыты лицейские классы со специализированными группами по математике, физике, черчению (10 «а», 11 «а» классы), русскому языку и литературы, якутскому языку и литературе, истории, английскому и немецкому языкам (10 «б», 11 «б» классы)

1997г. – школа получила лицензию МО РС (Я) на углубленное изучение предметов математического, гуманитарного, естественного циклов и коррекционных классов выравнивания;

2004г. – открытие профильных классов.

Нас радует, что выросло число выпускников, продолжающих свое образование в соответствии с выбранным профилем. Разработаны различные модели профильного образования. Это, во-первых, профильные классы: физико-математические, естественно-научные, медицинские, социально-филологические, информационно-технологические, педагогические. Во–вторых, профильные группы, представляющие более гибкую систему обучения, позволяющую регулировать содержание и объем учебного материала в зависимости от возможностей и потребностей школьников. В-третьих, многопрофильное обучение, когда каждый ученик самостоятельно выбирает интересующие его предметы (базовые, профильные, специализированные) из числа предлагаемых школой. В-четвертых, профессиональное профильное обучение, которое через образовательную область «Технология» дает возможность выпускникам получать основные навыки по ряду профессий.

Предпрофильная подготовка

Предпрофильная подготовка учащихся осуществляется в 9-х классах, реализация которой способствует самоопределению подростка, организации элективных курсов по выбору, (профориентационного и познавательного характеров) подготовке к итоговой аттестации, поступлению в старшую профильную школу, привлечению их к производственной практике по профилям.

В 8-9 классах вводятся индивидуальные дневники достижений, портфолио, которые учитывают различные достижения учащихся по результатам выполнения творческих работ и заданий, на элективных курсах.

Профильное обучение

Профильное обучение (10-11 классы) в школе осуществляется по следующим профилям:

1. Физико-математический (10 «а», 11 «а»). Профилизация обеспечивается через углубленное изучение физики, математики, информатики.

2. Социально-филологический (10 «б», 10 «е», 11 «б»), который позволяет возможность углубленного изучения таких профильных предметов, как русский язык и литература, якутский язык и литература, иностранные языки, история, основы права.

3. Естественно-научный (10 «в», 11 «в»), где углубленно изучаются такие предметы, как биология, химия, физика.

4. Информационно-технологический (10 «г», 11 «г»), профилизация которого обеспечивается за счет включения и углубленного изучения профильных предметов «Технология», действующих КПД, «Парикмахерское дело», «Повар», «Хозяйка усадьбы», «Швейное дело», «Автодело».

5. Педагогический (11 «д»). На данном этапе вводятся курсы

«Психология», «Музыкальная грамота», «Риторика», «Основы общей педагогики», «Досуговедение».

В целях предварительного самоопределения в отношении профилирующего направления собственной деятельности школьника создаются такие условия:

Увеличение часов вариативного компонента Базисного учебного плана.

Деление классов по профилям в процессе организации занятий по выбору.

Использование часов вариативного компонента для организации профильной подготовки.

Профориентационная функция курсов по выбору (элективных) заключается в облегчении задач выбора перед учеником с целью постепенного освоения расширенного пространства развития.

Итоговая аттестация выпускников основной школы (9кл.) проводится в форме защиты творческих и исследовательских работ, проектов по результатам выполнения программ курсов по выбору.

На старшей ступени в профильных классах (10-11классов) обязательными являются общеобразовательные модули:

Основной (профессионально ориентированный) - интегрированный гуманитарный курс, обеспечивающий общекультурное развитие и профильный курс общего образования.

Курсы общих навыков для успешной адаптации и самореализации выпускников на рынке труда и в определенном социуме (трудовое право , социология, психология профессионального роста)

Образовательный, ориентированный на требования ЕГЭ по предметам. После изучения обязательных общеобразовательных модулей учащихся школы делятся на 2 потока:

1 поток – углубленное освоение профессии, получение сертификата (повышение квалификации и освоение дополнительных специализаций).

2 поток – подготовка в ПТУЗы, ССУЗы, ВУЗы, завершение освоения профессии в рамках стандарта и освоение специализации на начальном уровне квалификации. Полное усвоение программы предусматривает стажировку по избранному профилю в государственных учреждениях, производственных предприятиях и в рамках образовательного пространства.

Деятельность администрации, направленная на повышение уровня профессиональных знаний, деловых качеств учителя, приобретения им навыков исследовательской работы способствует активизации самообразования педагогов, накоплению ими опыта исследовательской и экспериментальной работы. Многие учителя способны генерировать и осуществлять новые идеи, повысилась их мотивация к повышению профессионального уровня. Работают научно-методический совет, Экспертный совет, «Школа молодого педагога», «Школа юного исследователя». В школе создано научное общество учащихся «Эрудит». Стало традицией проведение научных конференций «Шаг в будущее», «Шаг в будущее. Юниор». Организовано сотрудничество с Ассоциацией молодых ученых РС(Я). Создана летняя научно-исследовательская школа «Эрудит» (руководители,)

Защитили диссертации на соискание ученой степени и получили диплом кандидата педагогических наук 4 педагога. Сегодня в школе работают 2 кандидата педагогических наук: и, учителя русского языка и литературы. Ежегодно учителя принимают участие в улусных, региональных аспирантских чтениях.

Стало традицией проведение Недели науки и техники, Киренских чтений, научно-практических конференций по краеведению для учащихся.

В школе при библиотеке действует научный зал. В основу деятельности научного зала входят: руководство научно-исследовательской работой учащихся, совместная деятельность с научным обществом школы, увеличения роста объема научной информации, оперативное доведение до читателей сведений о научных публикациях , развитие творческих способностей учащихся, приобщение учащихся к научно-исследовательской работе, повышение уровня их потенциальных возможностей.

Система методической работы в школе.

Важнейшим средством повышения педагогического мастерства учителей, связующим в единое целое всю систему работы школы, являет­ся методическая работа. Роль методической работы школы значительно возрастает в современных условиях в связи с необходимостью рацио­нально и оперативно использовать новые методики, приемы и формы обучения и воспитания.

С учетом уровня организации учебно-воспитательного процесса, особенностей состава учащихся школы с учебного года выбрана методическая тема школы: «Повышение профессиональной компетентности учителя как условие перехода к личностно ориентированной направленности образования».

Направления методической работы:

Организация работы методических объединений;

Организация и содержание деятельности НМС школы;

Работа с молодыми специалистами;

Повышение квалификации педагогов, их самообразование;

Работа по обобщению и распространению передового педагогического опыта;

Планирование аттестации педагогов;

Проведение тематических педсоветов, семинаров, конкурсов;

Управление инновационными процессами в школе;

Организация экспериментальной работы;

Организация работы по изучению и внедрению новых педагогических технологий.

Формы методической работы:

Мастер-классы;

Творческие отчеты;

Школьные конкурсы «Учитель года»;

Школа молодого учителя;

Методические дни;

Смотр методических объединений;

Конкурс поурочных планов;

Конкурс дидактических материалов;

Издание сборников методических разработок учителей;

Прохождение курсовой подготовки

Важным направлением работы методических объединений и администрации школы является постоянное совершенствование педагогического мастерства учителей через курсовую систему повышения квалификации.

За период с 2003 года по 2005 год курсовую систему повышения квалификации прошли 96 учителей. Переходу образовательного процесса

Курсовая подготовка учителей

Всего

учителей

Прошли курсы

Курсы (кол ичество учителей)

фундаментальные

проблемные

Всего за 3 года

Выводы:

Методическая тема школы и вытекающие из нее темы МО соот­ветствуют основным задачам, стоящим перед школой. Все учителя-предметники и классные руководители объединены в методические объединения, то есть вовлечены в методическую систему школы. В уч. г. впервые в школе создана кафедра русского языка и литературы.

Снижение профессиональ­ного уровня учительского коллектива не наблюдается. За 3 последних учебных года успешно прошли аттестацию 17,4 % педагогического коллектива (в учебном году - 12 учителей, или 17,4%, из них 75% (9 человек) повысили свою квалифи­кационную категорию;

Увеличивается количество учителей, целенаправленно работающих по обобщению и распространению опыта работы.

Выросла активность учителей, их стремление к творчеству, увеличилось число учителей, участвующих в инновационных процессах школы. В ходе предметных недель учителя проявили хорошие организа­торские способности, разнообразные формы их проведения вызвали по­вышенный интерес у учащихся.

Увеличилось число учащихся, которые участвовали в мероприятиях школы, требующих определенного интел­лектуального уровня.

Профилактика безнадзорности и правонарушения несовершеннолетних.

В учебном году был организован и задействован школьный Наркопост, который работал по программе первичной профилактики аддиктивного поведения учащихся, разработанный. К работе Наркопоста были привлечены психологи школы, социальные педагоги, руководители проблемных групп учителей «Общение» , «Здоровье» , заместитель директора по ВР Александрова проводились в 7в и 9а классах с использованием интерактивных форм как тренинговые упражнения, психологические тесты, анкеты на самопознание, ролевые игры, диспуты, ситуативные игры. Иногда давались такие задания, где учащиеся должны были показать свои интересы, свой мир через рисунок.

Работа экологических, трудовых лагерей и лагеря с патриотической направленностью «Толон».

Со второй четверти у. г. был дан старт движению «Салют, Победа!», организованному навстречу 60-летию Победы в ВОВ. По результатам всей этой работы наша школа участвовала в республиканской экспедиции «Во имя жизни на земле», организованной редакцией газеты «Кэскил», где заняла 1 место. Ежегодно для учащихся среднего и старшего звеньев членами клуба «Эрэл» организованно проводится военизированная игра «Служу Отечеству!». Каждое лето работает военно-патриотический лагерь «Эрэл» под руководством В школе работают краеведческий музей имени академика, музей истории школы и музей хлебопашества, первые два музея прошли паспортизацию. В школьных музеях проводится многосторонняя работа по воспитанию гражданина-патриота и привитию любви к родному краю. Экскурсии для гостей проводятся учащимися, членами кружков «История школы» и «Эдэр краевед». Под руководством ведется научно-исследовательская и поисковая работа.

Также патриотическому воспитанию детей способствуют такие учебные предметы как «Урун уолан», история Отечества, ЯНК, якутская литература. По гражданско-правовому воспитанию работа ведется только по классным часам, общешкольным мероприятиям, приуроченных к неделе, посвященной Правам ребенка, с привлечением специалистов из ПДН, КДН, нарсуда.

Дополнительное образование.

В школе сложилась система внеурочной воспитательной работы, в которой большое место отводится традиционным мероприятиям, таким как:

· Праздник первого звонка;

· День учителя и самоуправления;

· Новогодние утренники, огоньки, дискотеки

· Вечер встречи с выпускниками;

· Предметные недели;

· День Святого Валентина;

· Мисс школы;

· Смотр строя и песни, посвященный Дню защитников Отечества;

· Встречи с ветеранами ВОВ и Уроки мужества, посвященные дню Победы;

· Праздник последнего звонка

Основной целью внеурочной воспитательной работы школы является гармоничное развитие личности учащегося с учетом его возраста, интеллекта и интересов, а также выявление и раскрытие природных способностей каждого ученика. Для этого в школе работает система дополнительного образования: кружки, студии, спортивные секции, КПД.

В у. г. действовало 17 кружков, 5 студий. 3 спортивных секций, 6 КПД, 1 факультатив, 2 клуба. Всего 38 кружков, студий, секций, КПД по направлениям:

Художественно-прикладное творчество - 6

Художественно-эстетическое творчество – 11

Техническое творчество – 1

Туризм и краеведение – 3

Биолого-экологическое направление – 2

Спортивно-оздоровительное – 3

Военно-патриотическое – 1

Познавательное – 2

Предметные кружки – 9

б). Приоритетные проблемы.

1. Проблема организации образовательного процесса и применяемых традиционных технологий.

2. Проблема сохранения здоровья учащихся и педагогов.

3. Проблема методического обеспечения УВП

4. Проблема внутришкольного управления.

5. Проблемы технического и материального обеспечения школы .

В школе должен быть достигнут необходимый и достаточный уровень качества преподавания;

Уровень педагогического мастерства должен быть достаточным для введения инноваций;

В школе должны работать педагоги, уважающие личность ребенка;

В школе должен быть создан теплый психологический климат сотрудничества и взаимоуважения;

Школа должна способствовать воспитанию и формированию гармонично развитой личности;

У учащихся должен быть сформирован мотив к образованию, саморазвитию, получению образования;

Для того чтобы охарактеризовать проблемный путь анализа, необходимо уточнить такие понятия, как проблемное обучение, проблемный вопрос, проблемная ситуация.

В проблемном обучении органически слиты обогащение ученика знаниями и развитие его творческих способностей. Проблемное обучение является одним из путей постижения сложного учебного материала. Оно воспитывает концепционность мышления, способствует развитию системного подхода к явлениям, который свойствен современной науке. И в этом заключена еще одна из причин обращения современной школы к проблемному обучению.

Проблемное преподавание - один из путей активизации учебного процесса. Попытаемся выделить это явление, уловить его своеобразие.

Изучая в IX классе творчество Чехова, мы можем, например, поручить ученикам найти произведения, в которых выражен протест писателя против рабства и произвола. Школьники самостоятельно выбирают рассказы «Хамелеон», «Маска», «Унтер Пришибеев», готовят их пересказ, выразительное чтение наиболее ярких эпизодов. Такая работа активизирует учебный процесс, требует самостоятельных усилий, но, в сущности, эта репродуктивная деятельность. Она необходима, как такой элемент учебного процесса, когда происходит накопление знаний, воспроизведение фактов. При этом осуществляется, разумеется, и осмысление материала. Однако это осмысление носит стихийный характер, не программируется заданием учителя, во многом зависит от усилий и качеств ученика. Другое дело, когда мы предлагаем классу, назвав те же рассказы, подумать над вопросом: «Почему Чехов часто объединяет в одном лице грубый произвол и рабскую приниженность?» Ответ на этот вопрос осуществляется уже как поисковая деятельность. Чтобы ответить на подобный вопрос, ученики должны не только воспроизвести материал, но обнаружить в нем самые существенные связи. Здесь уровень осмысления и его характер определен требованием учителя. Здесь необходим серьезный «сдвиг» в постижении Чехова и собственном развитии. Школьники не могут выполнить это задание, минуя широкое и новое для них обобщение. Вывод, к которому они приходят, анализируя рассказы Чехова, примерно таков. Рабство и деспотизм одинаково ненавистны Чехову. Рабство не только следствие деспотизма, оно порождает произвол. Только там, где нет рабов, не может быть деспотов. Эти явления органически связаны друг с другом. Таким образом, проблемное обучение, опираясь на репродуктивную деятельность, требует от учащихся непрерывного развития, новых выводов.

Потребность в проблемном обучении особенно остро чувствуют преподаватели литературы. Часто литературный разбор в школе обречен на неудачу лишь потому, что ученики не ощущают потребности в анализе. Вне этой потребности литературный анализ становится в глазах школьников самоцельной, неоправданной операцией. Проблемное преподавание возбуждает интерес к литературе, проявляет в учениках потребность в анализе.

Проблемное изучение подчас понималось как выделение нравственных, эстетических, философских и политических вопросов в литературном разборе, концентрация литературного материала вокруг проблем, существенных для развития ученика, его складывающегося мировоззрения.

Проблемное обучение представляет собой систему связанных между собой и усложняющихся проблемных ситуаций, в ходе которых ученик с помощью и под руководством учителя овладевает содержанием предмета, способами его изучения и развивает в себе качества, необходимые для творческого отношения к науке и жизни.

Уровень проблемной ситуации и характер проблемного вопроса зависят от степени литературной развитости учеников определяются педагогическими целями обучения.

Создание проблемной ситуации требует прежде всего найти острый вопрос, который явится началом, завязкой проблемного подхода к теме.

Чем же проблемный вопрос отличается от вопроса, рассчитанного на репродуктивную деятельность? Как правило, он сложен, иногда выступает в форме противоречия, однако разрешимого для учеников. Проблемный вопрос одновременно должен быть задачей, увлекательной для школьника, отвечать его потребностям, входить в круг его интересов и вместе с тем соответствовать природе художественного произведения, логике науки о литературе.

В проблемном вопросе непременно должна содержаться задача, способствующая развитию личности ученика, его мировоззрения, нравственного мира и эстетических реакций. Однако связь проблемного вопроса с идейным воспитанием школьников не должна приводить к ограничению, к прямой формулировке нравственных коллизий. Необходимо именно гармоническое сочетание эстетического и нравственного содержания в проблемном вопросе.

Проблемы литературного анализа неразрывно связаны с вопросами жизненно важными для общего развития учеников. При верно поставленном проблемном вопросе поиск истины объединяется с личной устремленностью ученика и ситуация затруднения, когда дети не могут разрешить проблему, опираясь лишь на прошлый опыт и представления, вызывает потребность в новых знаниях, более глубоком осмыслении материала.

В условиях проблемной ситуации отчетливо обнаруживаются позиции учеников. Задача учителя здесь сводится к тому, что он помогает выявиться разнообразным точкам зрения, выразительно сформулировать их. Необходимая для преподавателя в условиях проблемной ситуации объективность состоит в том, чтобы равно внимательно выслушивать аргументы учеников, несогласных друг с другом.

Затруднение, создавшее проблемную ситуацию, необязательно разрешается в диспуте. Проблемная ситуация может быть также разрешена и в лекции учителя, в его размышлении над проблемным вопросом, уже заинтересовавшим учеников.

Проблемные ситуации призваны разбудить и мысль, и художественную интуицию, и образное воображение учеников.

Учитель должен стремиться пронизывать школьный разбор литературного произведения важными мировоззренческими вопросами и разрешить их так, чтобы при этом происходили сдвиги в литературном развитии учеников. Поэтому проблемность не привилегия проблемного пути анализа, а общий принцип обучения в современной школе.

Проблемный анализ предполагает, что вопрос, возникший в сознании учащихся при чтении литературного произведения, организует сам процесс изучения.

Проблемная ситуация не замыкается рамками одного урока. Она должна предшествовать всему анализу в целом. Каждый урок оказывается развитием общей, исходной проблемной ситуации. Так в учениках пробуждается потребность в анализе произведения в целом, происходит углубление поисковых мотивов анализа на каждом уроке, создается непрерыв-ность разбора.


Похожая информация.


Ежедневно каждому человеку приходится решать бесконечное множество проблем самого разного уровня. К примеру, выбор того, что будет съедено на завтрак - это решение проблемы. Определение вида транспорта, который довезет до работы - тоже является решением проблемы. Ежедневно люди находят ответы на огромное количество вопросов, связанных с самыми разными сферами жизнедеятельности.

Но чем является сама проблема? Что входит в это понятие? Иметь представление об этом необходимо, чтобы найти максимально эффективное решение вне зависимости от того, о какой из сфер жизнедеятельности идет речь.

Что же такое «проблема»? Определение

Проблема является не чем иным, как сложным вопросом практического или же теоретического характера, требующим рассмотрения, изучения или же анализа и решения. Другим определением этого понятия является представление проблемы в виде цепочки противоречивых или же сложных ситуаций.

В научной сфере проблема - это наличие многих противоположных или же двусмысленных позиций в отношении какого-либо одного явления, предмета, процесса, объекта. Научная проблема, как и любая другая, требует верной постановки, всестороннего анализа и изучения, разработки теории решения и ее практического применения.

В обычной жизни понятие проблемы является более простым. Как правило, в него входят два пункта - желаемая цель и путь к ее достижению. Для получения результата также требуются верная постановка вопроса и всесторонний анализ проблемы.

Что такое анализ? Определение

"Анализ" - это греческое слово, смысл которого в русском языке выражают такие понятия: разборка, разделение, расчленение на составляющие части, разложение на компоненты. То есть анализом называют детальное рассмотрение чего-либо, а не целостное восприятие.

Определение же звучит следующим образом: это метод, способ исследования чего-либо, основой которого является вычленение отдельных составляющих элементов, деталей и их методичное, всестороннее изучение.

Анализ - способ познания, применяемый во всех научных и жизненных областях по отношению к абсолютно любому явлению, объекту, процессу, предмету, действию.

Чем является анализ по отношению к проблеме?

Поскольку анализировать возможно абсолютно любое явление, событие, объект или же что-то еще, относящееся как к научной области, так и к сфере жизнедеятельности, то при решении различных вопросов данный способ, безусловно, применяется.

Анализ проблемы - это планирование совокупности, последовательности действий, ведущих от ее непосредственного определения или же постановки до разрешения или же достижения необходимого результата, цели.

Что входит в это понятие? Обобщенное представление

Процесс, приводящий к достижению целей или результатов, состоит из нескольких обязательных этапов, которые имеются всегда, вне зависимости от того, к какой области относится рассматриваемая проблема.

Анализ и решение проблем на практике неразделимы и включают в себя следующие моменты:

  • выявление;
  • точное определение или же постановка;
  • детальное рассмотрение, сбор нужной информации и изучение;
  • нахождение путей разрешения;
  • применение и достижение результата.

Данный перечень тезисов достаточно легко можно проиллюстрировать простым примером, наблюдаемым всеми людьми ежедневно в быту.

Человек слышит звон будильника, его мозг тут же выявляет проблему - наступило утро. Человек потягивается, зевает, садится и думает, чем заняться сначала - умыться, посетить туалетную комнату или приготовить кофе. Это процесс точного определения задачи или же постановка конкретной проблемы. Человек идет на кухню, обнаруживает, что зерна в кофемашине закончились, начинает осматривать содержимое полок шкафчиков в поисках упаковки или же банки с растворимым напитком. Это сбор информации, детальное рассмотрение и изучение возможных вариантов решения. Человек находит упаковку растворимого напитка, вскрывает ее, достает чашку и ставит на плиту чайник. Эти действия являются нахождением и воплощением путей разрешения проблемы. Человек наливает воду в чашку и пьет свой утренний кофе - это достижение цели, получение результата, или же решение проблемы.

Данный анализ проблемы, а точнее, система этапов от ее выявления до решения, применим абсолютно к любому вопросу или задаче вне зависимости от сферы жизнедеятельности или уровня сложности.

Существуют ли более узкие понятия?

Разумеется, анализ как способ изучения может иметь отношение не только к системе этапов от определения проблемы до ее решения в целом, но и к каждому из составляющих моментов в отдельности. Применим этот способ познания и к понятиям, имеющим прямое отношение к проблеме, но не являющимся частями пути, который позволяет достичь ее решения.

Например, анализ состояния проблемы - это изучение самого рассматриваемого явления, предмета, объекта, события, а не какого-либо из этапов плана решения. Разумеется, собственные аналитические методы характерны и для каждого типа проблем.

Как классифицируются проблемы?

Классификация проблем для каждой отдельной сферы научной или иной деятельности применяется собственная. К примеру, разделение проблем на типы в сфере управления финансами будет отличаться от классификации, используемой в детском дошкольном учреждении или же институте, изучающем ядерные реакторы.

Обобщенно же классифицируются все проблемы в соответствии с:

  • системным уровнем или же по их глобальности;
  • вероятностью прогнозирования;
  • сложностью.

Под глобальностью или же системным уровнем понимается размер спектра явлений, предметов, объектов или же чего-то иного, охватываемого проблемой. Например, проблема может касаться всего человечества или же только одной личности. Глобальные проблемы обычно связаны с изменениями в климатических условиях, загрязнением окружающей среды, космическими катаклизмами, стихийными бедствиями и прочими аналогичными вещами.

В соответствии с вероятностью прогнозирования, проблемы делятся на пару крупных типов:

  • плохо предсказуемые, внезапные, самообразующиеся;
  • ожидаемые, закономерные, возникшие по конкретным причинам.

К плохо прогнозируемым, самообразующимся проблемам относятся те, которые появляются неожиданно, вне воли человека и вне зависимости от его действий. Например, землетрясение или же замыкание в электрической проводке - это плохо прогнозируемые и непредсказуемые проблемы.

Ко второму типу относятся проблемы неизбежные, ожидаемые и легко прогнозируемые. Например, покупка школьных принадлежностей в конце лета при наличии в семье ребенка старше семи лет, но младше шестнадцати - ожидаемая и неизбежная проблема.

В чем отличие простой проблемы от сложной?

По степени сложности проблемы делятся на две большие группы:

  • легко и быстро решаемые;
  • требующие поэтапного достижения результата путем выявления и ликвидации сопутствующих, более мелких задач.

Иными словами, проблемы могут быть:

  • простыми;
  • сложными.

Сложная проблема - это прекращение гонки вооружений и достижение мира с открытыми государственными границами. Чтобы решить эти вопросы, потребуется разрешить бесконечное множество совершенно разных проблем. Таким образом, для сложных вопросов характерна внутренняя многозадачность и требуется отдельный тщательный анализ проблем процессов их решений.

Простая же проблема характеризуется одной напрямую. Как правило, для ее решения нужен обобщенный системный анализ проблемы, включающий в себя только основные этапы. Например, приготовление яичницы - это простая проблема. Хотя если человеку придется пойти в магазин и приобрести сковородку, то задача из простой станет уже усложненной.

В чем цель проведения анализа?

Цель анализа проблемы напрямую зависит от того, что под этим термином понимается в отдельном, конкретном случае. Например, если рассматривается какая-либо концепция или же идея, то первичная цель аналитики - четкое формулирование задач и их постановка.

Также целевым назначением анализа может быть сбор информации, выявление всех возможных вариантов решения поставленной задачи и прочие аналогичные моменты.

Также аналитика может изучать и причины, приведшие к возникновению какого-либо вопроса или задачи. Например, анализ социальной проблемы включает в себя такие пункты, как выявление, обозначение и изучение причин, приведших к какому-либо явлению, процессу, кризису или чему-то другому. Также аналитики, работающие с социальными направлениями, изучают и вероятность прогнозирования того или иного явления. Помимо этого, анализ прогноза возникновения той или иной проблемы широко применяется в планировании в рамках торговой сферы. Например, проблема приобретения подарков перед Рождеством легко прогнозируется. Аналитики изучают такие факторы, как уровень дохода, востребованность определенных брендов, моду и прочие, на основании чего выдается перечень рекомендаций по составлению ассортимента и ценовым критериям.

Анализ проблемы развития той или иной отрасли преследует уже совершенно иные цели. Они заключаются в обозначении приоритетных на текущий момент направлений и выявлении возможных путей достижения результатов в их рамках.

Каковы методы аналитики?

Конечно же, аналитическая работа не сводится к поиску информации путем опросов или же чтения письменных источников.

Основные методы анализа проблем:

  • гистограмма - наглядное представление любых количественных или иных данных, графики;
  • «контрольные листки» - занесение полученной информации в таблицы;
  • стратификация - разделение имеющегося валового материала на группы по конкретным признакам или характеристикам.

Основное отличие стратификации от классификации в том, что этот метод не только разделяет имеющиеся данные на конкретные группы, но и позволяет выявить взаимосвязь между причинами и следствиями.

В результате ситуационный анализ становится лишь первым этапом принятия решения, за которым в короткие промежутки времени следуют остальные стадии данного процесса. Тем самым ситуационный анализ утрачивает уникальность в качестве самостоятельной процедуры, что, по нашему мнению, не совсем справедливо. Мы уже показали, что ситуационный анализ далеко не всегда связан с конкретной проблемой, требующей немедленного решения. По этой причине следует предложить еще одну классификацию типов политического анализа, выделив проблемный и диагностический ситуационный анализ. Эта группировка проводится уже не по объектам, а скорее по задачам и целям ситуационного анализа. Первый жестко связан с определенной проблемой и всегда результируется в выработке оптимального решения - именно такой тип ситуационного политического анализа рассматривается западной политической наукой. Причем западные политологи особо отмечают, что и анализ проблемы, и разработка путей ее решения, и прогноз относительно дальнейшего развития ситуации после реализации решения, т.е. весь цикл политического анализа, осуществляется одними и теми же экспертами.

Диагностический тип ситуационного анализа, полностью выпавший из сферы внимания западной политологической мысли, необходим политическому актору для того, чтобы он был осведомлен о последних действиях своих союзников и конкурентов, имел представление о потенциале своих противников, о реальной расстановке сил на политической арене, о внутригрупповой борьбе внутри правящей элиты, о настроениях среди электората, и т.д. Диагностический анализ не занимается рассмотрением уже появившихся перед актором проблем, но позволяет выявить потенциальные возможности возникновения проблемных ситуаций, а также прозондировать возможность оптимизации деятельности политического субъекта на ряде направлений.

В качестве примера можно привести следующую гипотетическую ситуацию: руководство какого-либо региона, не испытывая в настоящий момент существенных трудностей во взаимоотношениях с федеральными властными структурами, решает заказать анализ текущей расстановки сил в действующих эшелонах власти, с одной стороны, с целью поиска возможностей более качественного лоббирования интересов региона в федеральных структурах власти, а с другой стороны, с целью изучения взглядов на региональную политику различных политических группировок, претендующих на повышение своего властного статуса. Последнее необходимо для того, чтобы выявить возможность смены ориентиров в региональной политике федерального центра. В данном случае речь идет не о решении какой-либо проблемы, а, во-первых, об исследовании возможности возникновения проблемной ситуации, что мо-жет случиться при усилении политического влияния сторонников более жесткой линии в отношениях федерального центра и регионов; во-вторых, о выяснении путей оптимизации отношений с федеральными властными структурами. Кроме того, в данной ситуации может быть заказан также анализ отношений с федеральной элитой других региональных властей с целью учета негативных и позитивных моментов в практике остальных регионов. В последнем случае анализ также будет носить диагностический характер.


В принципе диагностический и проблемный анализ могут дополнять друг друга - если после проведения первого обнаруживается наличие незамеченной до этого проблемы, то необходимо перейти к осуществлению второго с выходом на ее непосредственное решение. В этом случае ситуационный анализ действительно является первой стадией процесса принятия политического решения. Однако анализ вовсе не обязательно должен результироваться в политическом решении - он вполне может являться самостоятельной процедурой. Так, если при диагностическом анализе не установлены негативные факторы, способные осложнить функционирование политического субъекта на определенном направлении, то такой анализ может не сопровождаться решением. Ситуационные анализы, публикуемые в СМИ, также не ставят своей задачей сформировать информационную основу для принятия каких-либо решений, если они не носят явно заказного характера.

Наконец, принятие политического решения может вытекать из результатов ситуационного анализа, но данные процедуры будут разделены как во времени, так и с точки зрения их исполнителей, что позволяет говорить о них как о совершенно разных процессах. Действительно, зачастую аналитики составляют ситуационные анализы, не имея представления о целях клиента. При этом актор, получив от одной группы аналитиков диагностический ситуационный анализ, может поручить разработку решения на его основе другой аналитической группе или же попытаться принять решение собственными силами.

Особо подчеркнем то обстоятельство, что существование диагностического анализа доказывает уникальность ситуационного анализа по сравнению с двумя другими частями полного цикла политического анализа. Действительно, если ситуационный анализ может являться самостоятельной процедурой и не находить продолжения в принятии политических решений и осуществлении политического прогнозирования, то ни политическое решение, ни политический прогноз невозможны без опоры на результаты ситуационного анализа. Даже сугубо интуитивные решения предполагают осуществление пусть беглого и краткосрочного, но все же анализа ситуации. А недостатки в проведении ситуационного анализа неизбежно скажутся на качестве решений и прогнозов.

На этом этапе разработчики программы определяют состояние объекта профилактики и идентифицируют проблемы, отвечая на вопросы:

  • Каково исходное состояние узкой целевой группы?
  • В чём суть проблемной ситуации?
  • Где выявлена проблемная ситуация? Насколько она распространена в узкой целевой группе?
  • Кого затрагивает эта проблема?
  • Как долго существует проблема? С какой периодичностью появляется, в какие сроки или периоды?
  • Каковы потенциальные угрозы и последствия бездействия в решении проблемы? Каковы тенденции развития проблемной ситуации в случае, если не будут приняты меры по её устранению?"
  • Что нужно сохранить в социально-педагогической работе по профилактике зависимостей у подростков?
  • Что нужно изменить в социально-педагогической работе по профилактике зависимостей у подростков?

Поиск ответов на последний вопрос может выстраиваться в следующей логической последовательности:

  • - определить необходимые изменения в системе целей профилактики (какие цели ранее не ставились? Какие цели ставились, но не достигались в связи с тем, что их достижение не было обеспечено содержанием реализуемых профилактических программ? Какие ранее ставившиеся цели нуждаются в корректировке?);
  • - определить необходимые изменения в структуре процесса профилактики;
  • - определить изменения содержания профилактических программ (какое содержание профилактических программ нс требует изменений? Какое содержание профилактических программ требует корректировки? Какие программы отсутствуют, и требуется их найти или разработать?);
  • - определить необходимые изменения в формах, методах, технологиях профилактической работы (позволяют ли используемые формы, методы, технологии социально-педагогической деятельности по профилактике социальных зависимостей подростков получить желаемый результат? Есть ли недостатки в реализации социально-педагогических технологий, существенно влияющие на результаты профилактики социальных зависимостей подростков?);
  • - выявить, достаточны ли имеющиеся ресурсы (кадровые, материально-технические, временные и др.) для обеспечения снижения риска возникновения у подростков зависимостей;
  • - определить необходимые изменения в способах и организационных механизмах институционального взаимодействия субъектов профилактики зависимостей подростков (существенно ли недостатки в профилактике социальных зависимостей подростков связаны с взаимодействием субъектов профилактики? Достаточно ли заинтересованы представители социальных институтов во взаимодействии и достижении высоких результатов совместной деятельности по профилактике зависимостей подростков? и др.).

Если имеющихся данных не хватает для проведения проблемного анализа, необходимо провести предпроектное исследование (например, в ходе диагностики выяснить отношение подростков к объектам зависимости, их предрасположенность к зависимому поведению, иерархию ценностей, досуговые интересы и потребности, особенности отношений с ближайшим социальным окружением, трудности педагогов и родителей в вопросах взаимодействия с подростками и организации профилактики зависимостей, а затем провести анализ, систематизацию и обобщение собранных эмпирических данных).

В результате проблемного анализа выстраивается поле проблем, позволяющее первоначально установить границы, характер, масштабы, объём и направления профилактической деятельности в рамках разрабатываемой программы. В этом поле выделяют приоритетные проблемы, решение которых в первую очередь будет способствовать позитивному изменению ситуации.

Термин «дерево проблем» в данном контексте предполагает «использование иерархической структуры, полученной путём разделения общей проблематики на основной тип проблематики (ствол), прочие присутствующие типы (ветви), подтипы (ответвления) и собственно проблемы (листы)» .

«Дерево проблем» можно построить, соблюдая следующую последовательность действий:

  • 1) описать негативную ситуацию с фиксацией фактов без оценочных суждений;
  • 2) сформулировать проблемы в виде негативных утверждений;
  • 3) проанализировать соотношение и взаимосвязи различных видов проблем;
  • 4) проранжировать проблемы - оценить их приоритетность для программной разработки по критериям остроты проблемы (вероятность на-

ступления и тяжесть последствий, если не решать проблемы), масштабности, социального вклада;

  • 5) выбрать самую значимую (главную) проблему;
  • 6) разбить множество проблем на подмножества;
  • 7) распределить полученные группы проблем по типам;
  • 8) определить проблемы-причины ключевой проблемы и проблемы, оказывающие влияние на неё;
  • 9) определить последствия проблем без специального их решения;
  • 10) проранжировать проблемы в порядке значимости;
  • 11) построить иерархию причин и следствий, установить взаимосвязи и построить «дерево проблем» (пример см. на рис. 4), соблюдая правила:
    • а) если одна проблема является причиной для другой, то её спускают на уровень ниже;
    • б) если она является следствием, то её перемещают выше;
    • в) если между проблемами нет причинно-следственной связи, то их помещают на одном уровне.

Рис. 4.

Иллюстрируя последнее действие, приведём пример: если сформулирована проблема «отрицание подростками декларируемых родителями морально-этических норм», то причинами могут быть «нарушения в системе детско-родительских отношений», «стремление подростков к самостоятельности, независимости», тогда как следствиями могут быть «перенос отношения к родителям на всю морально-этическую систему координат, предоставляемую взрослыми», «демонстративное поведение, связанное с объектом зависимости», «высокий уровень тревожности у подростков».

К достоинствам графического представления проблем в виде «дерева» относят возможности: наглядного представления упорядоченной информации о проблемах в компактной форме; расположения выявленных проблем в иерархическом порядке; выделения центральной (корневой) проблемы и её влияния на различные типы проблематики.

Таким образом, этап проблемного анализа может быть представлен следующим алгоритмом:

  • 1- ый шаг - собрать данные, подтверждающие существование рисков возникновения социальных зависимостей у подростков;
  • 2- ой шаг - построить «дерево проблем»;
  • 3- ий шаг - выбрать ключевые проблемы, на решение которых будет направлена разрабатываемая профилактическая программа;
  • 4- ый шаг - провести групповую рефлексию совместных действий разработчиков по проведению проблемного анализа.

В ходе проблемного анализа разработчикам программы целесообразно руководствоваться следующими правилами:

Первое правило: проблемный анализ должен обеспечить полноту обнаружения наличествующих ограничений, не позволяющих достичь более высоких результатов профилактики социальных зависимостей у подростков. Частичное выявление ограничений (узкий проблемный анализ) снизит возможность эффективного решения проблем.

Второе правило: выбор проблем должен исходить из особой их значимости для подростков и из ограниченности сроков решения проблем. Нужно отобрать те проблемы, которые невозможно решить комплексно в приемлемые сроки за счёт уже реализуемых в образовательном учреждении программ профилактики зависимостей несовершеннолетних.

Третье правило: фиксация проблем проводится снизу вверх: определяются одна или несколько ключевых проблем, которые нужно решить, чтобы перейти к проблемам следующего уровня .

В осуществлении проблемного анализа разработчики допускают следующие типичные ошибки:

Первая ошибка: избранное количество и масштабы отобранных проблем не соответствуют возможностям их реализации программными методами или их разрешение находится вне компетентности разработчиков программ.

Вторая ошибка: проблемы не определяются операционально, что затрудняет выбор способов их решения. «Для каждой проблемы должна быть задана количественная и качественная шкала, позволяющая оценить степень несоответствия того, что есть, и того, что должно быть» . Например, в одной из программ проблема сформулирована так: «недостаточная подготовка родителей к профилактике табакокурения детей». Такую формулировку нельзя признать операциональной, так как здесь только зафиксирована область существования проблемы (готовность субъектов профилактики - родителей), но не указано, в чём она выражается, на каком уровне проявляется, какой части родителей касается.

Третья ошибка: слишком узкий взгляд на проблему. Например, не выделяется подпроблема влияния родителей на формирование зависимостей детей. Это приводит к тому, что соответствующее направление профилактической работы (работа с семьёй подростка) не планируется, а значит, и не осуществляется, что не снимает проблему, а усугубляет её.

Четвёртая ошибка: формулировка проблемы содержит готовое решение (часто такие формулировки начинаются словами «недостаток...» или «отсутствие...»). Например: «отсутствие педагогического управления свободным временем подростков». В этом случае описывается не имеющая место негативная ситуация (у подростков не развиты досуговые интересы, применяемые ими модели проведения свободного времени однообразны), а отсутствие желаемой ситуации. Это обусловливает риск выбора разработчиками программы одного решения (организация педагогического управления свободным временем подростков), в то время как на самом деле у данной проблемы могут быть и другие решения (например, совершенствование материальной базы образовательного учреждения, предоставляющего подросткам площадки (залы, компьютерные классы и пр.) для проведения свободного времени, или повышение квалификации специалистов, организующих внеурочную деятельность подростков).

Пятая ошибка: проблема определяется недостаточно детально, что приводит к потере связи с её причинами. Например, формулировка «плохая организации свободного времени подростков» нуждается в детализации, чтобы было понятно, в чём заключается проблема и каковы её причины. Проблема организации и управления свободным временем подростков может включать несвоевременное предоставление информации о досуговых мероприятиях, отсутствие привлекательных для подростков альтернатив проведения свободного времени на базе образовательного учреждения, недостаточное материальное обеспечение досуговых программ и т. д.

Шестая ошибка: не обобщаются результаты проблемного анализа, не выстраивается иерархия проблем, что затрудняет оценку степени необходимых изменений каждого из компонентов системы профилактики.

Седьмая ошибка: причина проблемы подменяется её следствием или вторичной причиной, которая обусловлена первой. Е.А. Сиденко во избежание этой ошибки предлагает последовательно задавать вопрос «А что стоит за этим?» (какая причина стоит за этой и что стоит за следующей - и так до логического завершения цепочки причин и следствий) . Поясним это на примере. В рамках профилактики игровой компьютерной зависимости дети не хотят принимать участие в сюжетно-ролевых играх, моделирующих социальную действительность виртуальных миров компьютерных игр и предполагающих субъектное включение в игровую деятельность профилактической направленности . Причина: предлагаемые испытания в играх подросткам не интересны. В чём причина? Слишком низкий уровень сложности игр, не позволяющий подросткам активизировать групповые и личностные ресурсы. В чём причина того, что подростки не активизируют групповые и личностные ресурсы? В играх не предусмотрены непредвиденные препятствия, способствующие созданию экстремальных условий и преодолеваемые группой и каждым участником на грани его возможностей. Почему в играх не предусмотрены непредвиденные препятствия? Классные руководители (организаторы игр) не знают, как это сделать, не обучены этой технологии, у них нет необходимых знаний.

  • Сиденко Е. А. Разработка педагогического проекта // Народное образование.2012. №5. С. 148.
  • Идея применения в профилактической работе сюжетно-ролевых игр, моделирующих социальную действительность виртуальных миров компьютерных игр и предполагающих субъектное включение в игровую деятельность профилактической направленности, предложена В.Н. Друзиным. См.: Друзин В. Н. Педагогическая профилактика игровой компьютерной аддикции подростков: автореф. дис. ... канд. пед. наук.Ярославль, 2011. 23 с.
  • 2024 english-speak.ru. Изучение английского языка.