Подлежащее выраженное существительным частица. Выражение подлежащего различными частями речи. Подлежащее - имя числительное


Эталоном подлежащего являются существительное и местоимение в им. п.: существительное называет предмет речи (мысли), а местоимение указывает на него, поэтому местоимения часто заменяют подлежащее, выраженное существительным.
  1. Подлежащее, выраженное именем существительным в им. п., может обозначать живое существо, неживой предмет, абстрактное понятие, явление природы и т. д. в соответствии с категориальным значением предметности, свойственным существительному как части речи. Например: Человек создан для счастья, как птица для полета (Короленко); Орденом осени ржавый лист Силою ветра к груди приклеен (Багрицкий); Равнодушие-это паралич души, преждевременная смерть (Чехов); Язык растет вместе с культурой (А. Н. Толстой).
  2. Подлежащее может быть выражено местоимениями в им. п.
Наиболее частотны подлежащие, выраженные личными местоимениями: Я помню чудное мгновенье: Передо мной явилась ты... (Пушкин).
В естественной речи вопрос о деятеле и носителе признака является» полным предложением. Например: А кто может решить
этот вопрос? (Серебровская). В таких вопросах в сказуемом названы известные действия, а местоимения замещают предмет речи (деятеля, носителя признака), поэтому в ответных предложениях подлежащее будет выразителем «нового».
Из указательных местоимений чаще других в роли подлежащего функционирует слово это, семантическая значимость которого определяется тем, что оно вмещает. Это в роли подлежащего может указывать на предложение или ряд предложений, на существительное, субстантивное или инфинитивное словосочетание, а также на наглядно-чувственные образы, вводя их в структуру выражаемой мысли. Например: У нас не может быть науки, разъединенной с жизнью: это противно нашему характеру (Герцен); Вронский
и Анна продолжали сидеть у маленького стола,- Это становится
неприлично,- шепнула одна дама, указывая глазами на Каренину,
Вронского и ее мужа... (Л. Толстой).
При подлежащем это местоимения кто и что обычно выполняют функцию сказуемого. Например: - Что это у тебя? -
Кораблик (Яковлев); - Кто это? - Это мой друг (Б? Васильев) .
Особого внимания требуют относительные местоимения, выполняющие роль подлежащего в придаточных предложениях. Например: Кто работает, тот не скучает (Горький); Был тот особенный вечер, какой бывает только на Кавказе (Л. Толстой); Язык - живая плоть, которая создавалась миллионами поколений (А. Н. Толстой); Не говорить о себе без нужды ни одного слова. Ни разу не хвастать ни тем, что было, ни тем, что есть, ни тем, что будет (Ушинский).
Из других разрядов местоимений употребляются в роли подлежащего субстантивированное местоимение все, неопределенные кто- то и что-то, отрицательное никто и др. Например: Снова замерло все до рассвета (Исаковский); Гениальность - редчайший дар, но профессионалом может и должен быть каждый (Нагибин); Нет, не забудет никто никогда школьные годы (Долматовский).
  1. Позицию подлежащего могут занимать все части речи, однако только часть их подвергается субстантивации, то есть приобретает некоторые свойства существительных. Так, субстантивированные прилагательные и причастия сочетают категориальное значение предметности со значением признака, то есть одновременно и называют лица, предметы и т. д., и обозначают их признаки. Например: Большое видится на расстоянье (Есенин); Разумное и нравственное всегда совпадают (Л. Толстой); Будущее принадлежит людям честного труда (Горький); Упорствующий до предела почти всегда бывает прав (Винокуров); Только в то мятежное время пятнадцатилетний мог стать членом партии (Н. Островский).
вом1 Инфинитивное подлежащее - самое емкое в семантическом отношении, так как инфинитив в своем категориальном значении сочетает свойства глагола и существительного. Бесспорные случаи инфинитивного подлежащего можно иллюстрировать следующими примерами: Жить только для семьи - это животный эгоизм,
жить для одного человека - низость, жить только для себя - позор (Н. Островский); Любить-значит жить жизнью того, кого любишь (Л. Толстой); Быть светлым лучом для других, самому излучать свет - вот высшее счастье для человека, какого он только может достигнуть (Дзержинский); Быть, а не казаться - девиз, который должен носить в своем сердце каждый гражданин,. любящий свою родину (Пирогов); - А что такое понимать природу? - Не знаешь? - Андриан покачал головой.- Понимать-значит сочувствовать (Гранин).
Далеко не всегда препозитивный инфинитив выполняет роль подлежащего, так как нередко препозиция инфинитива - лишь способ его актуализации: О людях говорить при жизни надо (Луконин).
Ср.: Надо воспитывать в людях совесть и ясность в уме (Чехов).
Во многих случаях синтаксическая функция инфинитива четко не выявлена: Работать для науки и для общих идей - это-то и есть личное счастье (Чехов). Презирать суд людей нетрудно, презирать суд собственный - невозможно (Пушкин).
  1. Позицию подлежащего может занимать цельное словосочетание однородных членов и др.: Два облака белых плывут по лазури (Шкляревский); На солнышке Полкан с Барбосом лежа грелись (Крылов); Неотъемлемыми качествами русского народа являются бодрость, смелость, находчивость, трудолюбиеgt; мудрость, героизм в борьбе с иноземными захватчиками (Белинский).
В следующих предложениях можно включить в состав подлежащего семантические конкретизаторы - прилагательные (более строгим будет структурный критерий, он и предпочтительнее): Хороший человек должен беречь себя (Горький); Самодовольный человек - это затвердевшая опухоль на груди общества (Горький) .
  1. ^Подлежащее с лексическим значением приблизительности времени, количества предметов и т. д. может быть выражено и не именительным падежом: Прошло около часа; Пришло до ста человек; Прошло больше (меньше) часа; Пришло больше (меньше) ста человек и т. д.
Одни ученые считают такие предложения двусоставными: в одном составе называется предмет высказывания (субъект), в другом - дается определение количества (предикат). Первый состав - подлежащее, второй - сказуемое. Эта точка зрения учитывает в основном лишь семантические свойства подлежащего. Полного набора структурных свойств у таких «подлежащих» нет. Прежде всего нет именительного падежа, хотя предмет речи (мысли) может уточняться словоформами в именительном падеже. Например: Детей было почему-то много - девочки, причесанные по-взрослому, мальчики
в хорошеньких кепи (Каверин).
Некоторые ученые рассматривают такие предложения как переходные между двусоставными и односоставными (безличными).
Возможно, что в ряде таких предложений, как и при препозиции инфинитивной части сказуемого и т. п. препозиция имени - один из способов его актуализации (ср: Мало слов, а горя - реченька, горя реченька бездонная! (Некрасов), однако очевидно и другое: препозиция имени влечет за собой грамматические изменения в подчинении (два пароходов - ?), в согласовании со связкой и т. д.; нередки случаи четкого интонационного членения на два состава и т. д. Все это заставляет предположить сосуществование нестаби- лизировавшихся звеньев, занимающих переходную зону между моделями Было два парохода и Пароходов - было два, и дает возможность ставить вопрос о необходимости их неоднозначной квалификации. Тем более что в первом образце типовое значение предложения - бытийность, а во втором - семантика количественной характеристики.
Очевидно, что словоформы в родительном падеже, занимая позицию подлежащего, не становятся типичными подлежащими, так как не приобретают полного набора свойств подлежащего, хотя прямо или косвенно раскрывают предмет речи (мысли).
Значение подлежащего (предмета речи) может быть выражено предложением или группой контекстныхлредложений. Такие случаи наблюдаются в предложениях с прямой речью, в сложных предложениях. Например: - Подтянись! - прошелестело по колонне (Бондарев); Блажен, кто рядом славных дел Свой век украсил быстротечный (А. К. Толстой); Тот, кто поймет, что смысл литературе, хотя этим вопросам посвящено большое количество исследований.
Сказуемое как структурно-семантический компонент предложения имеет следующие свойства: входит в структурную схему предложения (в группу главных членов); содержит модально-временную характеристику предмета речи (мысли), обозначая его действие или признак; содержит «новое»; выражается спрягаемой формой глагола и именами; занимает позицию после подлежащего; структурно подчиняется подлежащему в двусоставном предложении.
В конкретных высказываниях сказуемое может не иметь полного набора указанных свойств.
Самым общим вопросом к сказуемому является вопрос: «Что говорится о предмете речи (мысли)?», отражающий самую общую семантику сказуемого. В информативной семантике сказуемого можно выделить три основных компонента: категориальное значение сказуемого (действие, состояние; признак, квалификация и т. д.); модально-временные значения; лексический смысл сказуемого, связанный с лексическим значением слов, входящих в его состав в том или ином высказывании. Наборы вопросов к сказуемому, встречающиеся в лингвометодической литературе, можно представить в виде системы, отражающей разные степени конкретизации семантики сказуемого. Так, вопросы «Что делает предмет?» и «Каков он?» отражают первую степень конкретизации общего логико-смыслового вопроса «Что говорится о предмете речи (мысли)?», «Чем характеризуется предмет речи?». Остальные вопросы отражают следующие степени конкретизации семантики сказуемого1
Подлежащее лишь называет предмет речи (мысли), а сказуемое характеризует его по действию или признаку в модальном и временном аспектах. Таким образом, основным функциональным свойством сказуемого является характеристика модальновременных свойств предмета речи (мысли). Для характеристики действия предмета используются спрягаемые формы глагола, для характеристики собственно признака - существительные, прилагательные и т. д. В конечном счете значение определяет способ выражения сказуемого и его структуру.
По значению и способу выражения категориального компонента семантики сказуемое делится на глагольное и именное. Глагольное сказуемое обозначает действие, именное - признак. Эта классификация сказуемого не зависит от свойств подлежащего, она определяется тем, что именно говорится о предмете речи: сообщается ли о его дей- ствии"или о его признаке. Эти свойства сказуемого позволяют дифференцировать подлежащее как деятеля или как носителя признака. Ср.: Незримо по лесам поет и бродит осень (Бунин).- Осень - самое лучшее время года. Подлежащее осень в первом предложении - деятель, во втором - носитель признака.
В зависимости от строения и способа выражения модально-временного компонента сказуемое делится на простое, составное и сложное. При этом делении учитывается количественный состав сказуемого, характер составляющих его элементов.
Эти две классификации дополняют друг друга, накладываются одна на другую. В результате разнообразие типов сказуемого может быть сведено к следующим: простое глагольное сказуемое; составное (глагольное и именное) сказуемое; сложное (глагольное и именное) сказуемое
Структурно-семантические типы сказуемого можно представить в виде следующей таблицы:

Подлежащее и способы его выражения.

Английские учителя грамматики любят пытать студентов, прося их найти темы приговоров. Но почему имеет значение, можете ли вы найти предмет предложения? Ну, все предложения содержат глаголы, которые выражают действие или состояние бытия. Но вы не можете действовать в вакууме. У вас не может быть голого, одинокого состояния. Кто-то или что-то должно присутствовать в предложении - кто или что вы говорите относительно действия или состояния выражения, выраженного глаголом. Кто-то или что-то, делающее действие или обсуждаемый, является предметом.

В современной лингвистике существует много определœений подлежащего, однако не одно из них не является абсолютно точным. В школьной традиции подлежащее - ϶ᴛᴏ главный член предложения, который связан со сказуемым и отвечает на вопросы кто? что? .

Главные свойства подлежащего:

Обозначает предмет речи, соответственно субъект мысли. Причем предмет речи должен пониматься широко (то, о чем говорится в предложении). Носитель предикативного признака.

Кто-то должен быть человеком, и что-то должно быть вещью, местом или идеей. Субъект обычно является существительным, потому что существительное - это человек, место, предмет или идея. Хотя, иногда субъект - это местоимение, такое как он, они, он и т.д.

Один из способов подумать о предмете - сказать, что субъект - это кто или какая часть пары субъект-глагол. Пара предмет-глагол является основной идеей предложения, разделенной на основы. Джаспер задохнулся от внезапного движения мумии. В этом предложении Джаспер ахнул - главная идея; это также пара предмет-глагол.

Грамматически независимый главный член предложения.

Выражается именем существительным в форме именительного падежа.

Чаще всœего предшествует сказуемому.

Чаще соответствует теме (ᴛ.ᴇ. данному).

Способы выражения П . Принято делить П на две группы: номинативные и инфинитивные.

Номинативные подлежащие всœе в какой-либо степени уподобляются имени существительному в именительном падеже. Им свойственны предметное значение и независимая форма. Здесь сразу следует оговориться, что иногда в качестве подлежащего используются слова, лишенные названных признаков:

Джастин будет оценивать конкурс красоты только в том случае, если его бывшая девушка конкурирует. Вы должны указать две пары субъект-глагол в этом предложении: Джастин будет судить, а экс-подруга будет соревноваться. Теперь попробуйте предложение без действий. Это описывает состояние бытия, поэтому он использует связывающий глагол.

Вы заметили, что Джекхаммер звучит неполно? Был связующим глаголом, и связывание глаголов всегда нуждается в чем-то после глагола для завершения идеи. Субъекты и глаголы падают, но иногда вы получаете двое по цене одного. У вас могут быть два предмета и один глагол. Несколько субъектов называются сложными субъектами. Вот пример.

А) слова, лишенные предметного и вообще номинативного значения, которые употребляются в позиции подлежащего в специальных текстах: С является предлогом.

Б) имена в косвенных падежах, занимающие позицию подлежащего: Синих является формой родительного падежа.

В) предикативные единицы, занимающие позицию подлежащего: ʼʼЯ помню чудное мгновенье…ʼʼ мое любимое стихотворение Пушкина; ʼʼУрожай в закромаʼʼ стало девизом этой уборочной.

Дороти и Джастин отправились домой в поражение. Здесь вы заметили одно действие и два человека, которые совершили действие. Таким образом, глагол прошел два предмета. Теперь рассмотрим несколько дополнительных примеров. Лола и Лулу вчера набросились на Джорджа к его ужасу и поражению.

Омлет и картофель возмутили Эггуорти. Другой вариант - это один предмет, связанный с двумя глаголами. Бывшая подруга Юстина отрывалась и плакала после конкурса. У вас есть два действия, и один человек делает то и другое. Экс-подруга является предметом обоих отрыжка и крик.

1.В большинстве случаев основным морфологическим средством выражения подлежащего является имя существительное в исходной форме.

В принципе любое имя существительное должна быть подлежащим, однако некоторые существительные оценочного типа (лоботряс, недотрога, зануда ) чаще выступают в роли сказуемого.

2.Местоимения, соотносимые с именами существительными (личные, неопределœенные, отрицательные, вопросительные, относительные). Я помню чудное мгновенье (Пушкин). Никто не хотел умирать. Кто не проклинал станционных смотрителœей (Пушкин).

Некоторые дополнительные образцы двойных глаголов, которые в грамматических терминах называются составными глаголами. Джордж схватил атомную тайну и быстро спрятал ее в пупке. Элла много раз прокомментировала отказ Ларри провести вечеринку, а затем поползла домой.

Эггворти вышла из своей оболочки прошлой зимой, но не осталась там. Глаголы в грамматике английского языка иногда могут быть немного подлыми. Вы можете спросить, кто? или что? перед глаголом и не получайте ответа или, по крайней мере, никакого ответа, который имеет смысл. Когда это произойдет, вы можете понять, что вы действительно не нашли глагола. Вероятно, вы наткнулись на смотрителя или, как говорят грамматисты, «поддельный глагол».

3.Прилагательные, причастия, количественные числительные, которые в позиции П субстантивируются и называют предмет по признаку или опредмеченный признак: Провожающие должны удалиться из вагонов. Серое еще раз мелькнуло в окне и навсœегда исчезло. Пятнадцать не делится на два.

4.В роли подлежащего способны выступать неизменяемые части речи – наречия, союзы, частицы, междометия. При этом они приобретают предметное значение и могут иметь при себе определœения: Завтра приближалось неумолимо. Это ʼʼесли быʼʼ, отнесенное им к прошедшему, сбылось (Тургенев). Далече грянуло ʼʼура!ʼʼ (Пушкин).

Резко вытер свои слезы, Алекс умолял учителя простить ему недостаток домашней работы. Но теперь поп тему: Кто вытирает? Что вытирать? Вопросы не звучат правильно, и это ваш первый намек на то, что вы не нашли настоящего глагола. Но вопрос не важен. И нет никакого реального ответа в предложении. Вы можете попробовать Алекс, но когда вы ставите его с «глаголом», это не соответствует: Алекс вытирает. Итак, теперь вы точно знаете, что ваш первый «глагол» на самом деле не глагол. Отложите его в сторону и продолжайте искать.

Подлежащее - личное местоимение

Что такое настоящий глагол? Признал. На разных языках мы можем различать два типа простых предложений, различающихся по характеру их субъектов. Один вид простого предложения включает номинальный предмет, предмет, состоящий из существительного и, возможно, некоторые модификаторы. Второй вид простого предложения включает местоименную тему, где нет номинального субъекта, и где субъект выражается в большей степени морфемой или морфемами, кодирующими семантические или грамматические особенности субъекта, такие как человек, число или пол.

5.В роли подлежащего могут использоваться синтаксически несвободные словосочетания:

А) существительное количественного значения в сочетании с существительным в форме родительного падежа (или субстантивированное слово); господствующий член со значением числа, меры, совокупности, объёма и т.п.: Две дев ушки еще долго оставались на перроне. Несколько станций уже остались позади. У прилавка собралась уже куча народ у.

Четвертое значение, показанное на карте, относится к языкам, где выражение местоименного субъекта - это местоименные слова, которые встречаются в синтаксической позиции, отличной от позиции номинальных предметов. Это включает в себя оба языка, где местоимение обычно совпадает с существительным и языками, где это не происходит.

Тот факт, что местоименное слово е является обязательным, даже когда есть отдельный номинальный субъект, означает, что он находится в отличной синтаксической позиции от позиции субъекта. На самом деле это слово несколько похоже на префикс субъекта от, за исключением того, что это отдельное фонологическое слово. Такие слова, вероятно, лучше всего рассматривать как часть вербального комплекса, который содержит предметное местоименное слово и глагол, а также различные другие грамматические слова, связанные с глаголом.

Б) словосочетания со значением избирательности (существительное с форме родительного падежа с предлогом из + местоимение или числительное в роли господствующего члена): Кто-то из студентов вышел. Каждый из них по-своему прав.

В) словосочетания со значением неопределœенности, состоящие из господствующего члена – неопределœенного местоимения и зависимого члена – прилагательного, причастия, порядкового числительного, местоимения-прилагательного: Что-то праздничное чувствовалось вокруᴦ.

Например, в языке, как и языке, есть слова, предшествующие глаголу, которые кодируют как местоименные функции субъекта, так и время, как показано на рисунке. Третий и четвертый типы подобны языкам с местоименными предметными аффиксами на глаголах, в том, что там есть местоименные морфемы где-то в статье, хотя в позиции, отличной от номинальных предметов. Пятый тип, напротив, включает языки, в которых единственное выражение местоименных предметов включает местоимения в предметном положении, но в которых такие местоимения являются факультативными, так что если они отсутствуют, то вообще не будет выражения субъекта.

Г) словосочетания с существительным имеющим значение количества, меры, объёма, совокупности (куча, толпа, груда, вереница, стая, ватага и т.д.)

Д) семантически неделимые метафорические словосочетания со сравнительно-оценочным значением господствующего члена – существительного: Волны запахов сгущались над городом (Паустовский).

Остальные типы значительно реже, но имеют яркие географические закономерности. Северная Европа и Западная Африка - это две области, в которых особенно распространены языки, требующие или обычно использующие местоимения в предметном положении. Большинство языков, показанных с предметными клитиками, находятся в Северной Америке или Австралии. Большинство языков с местоименными словами, не находящимися в подчиненном положении, находятся в странах Африки к югу от Сахары или в западной части Тихого океана.

Большинство языков, которые имеют только местоимения, но где они обычно не используются, находятся в Восточной и Юго-Восточной Азии или в Австралии. При некоторых реализациях этой идеи, по крайней мере, на некоторых языках, утверждается, что в существительном месте есть местоимение, которое удаляется в предложениях, у которых отсутствует местоимение субъекта. Однако, учитывая тот факт, что языки, которые требуют местоимения в предметной позиции, довольно редки, существует опасность того, что такой подход будет англо-ориентированным, анализируя другие языки как лежащие в основе, несмотря на их поверхностные различия.

Е) словосочетания со значением совместности, состоящие из существительного или местоимения в форме именительного падежа и формы творительного падежа с предлогом с: Мать с отцом слушали его внимательно. В случае если сказуемое имеет форму единственного числа, то подлежащее только слово в форме именительного падежа: Старик со старухой шел по дороге.

Альтернативная точка зрения, предложенная для языков, где местоименные аффиксы на глаголах являются нормальным выражением местоименников, заключается в том, что сами аффиксы являются реальными субъектами статьи, даже в тех случаях, когда существует отдельный номинальный субъект; под этим представлением отдельные номиналы не являются действительно субъектами, а существительные фразы в приложении к местоименному аффиксу на глаголе.

Подлежащее - неопределённое и отрицательное местоимения

Обратите внимание, что при описании языков как здесь, не требующих местоимения в предметной позиции, мы предполагаем, что понятие «предметная позиция» охватывает такие независимые номиналы. Вероятно, вы думаете, что знаете, что такое предмет и глагол, поскольку у вас нет предложения без по крайней мере одного из них. Но вы можете выбрать их из списка?

Особо следует сказать о конструкциях, где позицию подлежащего занимает существительное в форме родительного падежа, а сказуемого – слово с количественной семантикой: Людей в аудитории было немного. В таких предложениях выделяют генитивное подлежащее (Народу набилось.) . Эти подлежащие нельзя ставить в один ряд с номинативным, тем более что указанные конструкции могут рассматриваться как в качестве модификаций номинативно-подлежащного двусоставного предложения: Много народа набилось в аудиторию.

Упрямый случай снова распахнулся. При поиске предмета в предложении сначала найдите глагол. Помните, что глагол - это слово, которое либо помогает субъекту выполнить действие, либо показывает состояние существа, которое связывает субъекта с действием. В предложении здесь главный глагол «разорен». Что случилось с бюстом?

Когда мы говорим о предметах, мы будем говорить о простых предметах и ​​сложных предметах. Простой предмет - это тема без каких-либо модификаторов. Итак, простой вопрос здесь - «случай», в то время как полный предмет содержит все дескрипторы глагола - это будет «упрямый случай». Попробуем другой пример.

В качестве подлежащего может выступать инфинитив, который при этом не получает предметного значения, не может иметь при себе определœений: Любить иных – тяжелый крест (Пастернак). Это так называемое инфинитивное подлежащее. В двусоставных предложениях с инфинитивным подлежащим выражается отношение ʼʼпризнак – признакʼʼ (ᴛ.ᴇ. независимый признак – потенциальное действие – и его характеристика или оценка). Учиться – дело трудное.

Поместите «кто» и «что» перед глаголом, чтобы узнать, можете ли вы найти предмет. Здесь глагол является связующим глаголом - «был». Связывание глаголов связывает субъекта с состоянием субъекта. Он шел по Королевской улице в трехчастном костюме! Здесь у нас есть форма причастия в прошлом в глаголе «ходьба». Итак, вы снова «были», и мы знаем, что он «шел». Но вы можете использовать ту же формулу. Таким образом, местоимение «он» является предметом приговора. Мы поговорим подробнее о местоимениях чуть позже.

Несколько предметов и глаголов в предложении

Предложения могут также иметь более одного глагола, более одного предмета или нескольких пар предметов и глаголов. В тот вечер Джонни выстрелил в кого-то другого, и муж сыграл. Здесь у вас есть два предмета: «Джонни» и «муж» и глагол для каждого: Джонни «стрелял» в кого-то, а муж «играл». Каждая сторона субъекта и глагола формирует свою собственную независимую оговорку, соединенную конъюнкцией в этом предложении, но так же легко может быть двумя отдельными предложениями, потому что каждый имеет свой собственный предмет и глагол.

Структурные разновидности инфинитивного подлежащего

В русском языке имеются две структурные разновидности инфинитивного подлежащего - собственно инфинитивное и инфинитивно-именное (составное).

1. Важно заметить, что для собственно инфинитивного подлежащего характерно совмещение обоих элементов грамматической формы в одной лексической (или лексикализованной) единице: значение пре­дикативно определяемого независимого действия опирается на морфологическую природу инфинитива, а грамматическая не­зависимость подлежащего выражается с помощью формального показателя инфинитива.

Подлежащее - указательное местоимение

Однако, опять же, это предложение, содержащее как субъект, так и глагол, может создавать собственные предложения. Вайолет, по крайней мере, погасила свои долги. Здесь у вас сложный вопрос - «Джонни и г-н Вайолет» - и глагол «поселился». Два предмета соединены конъюнкцией, но это не может быть разбито на несколько предложений, поскольку только один глагол помогает обеим сторонам выполнить действие.

С другой стороны, вы можете иметь несколько глаголов и только один субъект, выполняющий действия этих глаголов. Детектив спустил по краю шляпы и пошел домой. Здесь у нас есть предмет, и «вытащил» и «шел» - это два глагола, поэтому он выполняет несколько действий. Это то, что вы делаете каждый день, когда пишете - вы говорите о различных действиях, которые вы делаете или кто-то другой делает, поэтому идея одного предмета и нескольких глаголов должна быть вам знакома.

Собственно инфинитивное подлежащее проявляется в сле­дующих вариантах:

а) в инфинитиве полнозначного глагола; к примеру: ...Видеть Степана бъто для нее потребностью (Лес); ...Ожидать -это тоже предчувствие счастья (Пауст.); Ловить в коряжистых местах было очень заманчиво (Пауст.); б) в форме инфинитива глагольного фразеологизма; напри­мер: Наложить на себя руки - страшный грех... (М.-С); в) в форме инфинитива описательного глагольно-именного оборота; к примеру: Великое дело - принять твердое решение (С).

В каждом из указанных вариантов грамматической формы два базовых элемента не разделœены. Даже в описательном глагольно-именном обороте, который обладает известной аналитично­стью, форма инфинитива семантически опустошенного глагола не является только показателœем грамматической независимости подлежащего (принять), в ней заключено также категориальное значение независимого действия, а название действия конкрет­но обозначено с помощью именного компонента (решение).

В таких предложениях важную роль играет порядок слов и способ выражения сказуемого. Обычно инфинитив-подлежащее предшествует сказуемому, выраженному словом категории состояния или существительным. При сказуемом СКС такой порядок следования главных членов предложения практически единственно возможный: Уйти было невозможно. – Невозможно было уйти. В случае если сказуемое выражено именем существительным, то инфинитивное подлежащее может помещаться в позиции после паузы, однако такой порядок ощущается носителœем языка как инверсионный: Большое удовольствие – жить на земле (Горький) – Жить на земле – большое удовольствие (прямой порядок).

2. Составное (инфинитивно-именное) подлежащее является двухкомпонентным. Каждому компоненту присущи свои функции. Инфинитивный компонент указывает на самостоятельный, ее зависимый характер заключенного в подлежащем признака (ʼʼпредикативно определяемогоʼʼ) и выражает грамматически независимое положение подлежащего в предложении. Именной компонент называет признак: Эка важность! Быть супругом во­всœе не трудно (Ч.).

Глагольный компонент составного подлежащего выполняет служебные, вспомогательные функции. Сам он не может выступить в роли самостоятельного подлежащего, так как представлен формой инфинитива глаголов-связок, ᴛ.ᴇ. глаголов с грамматизованным лексическим значением. Помимо указанных элементов грамматической формы подлежащего, инфинитив-ʼʼсвязкаʼʼ вносит добавочные оттенки: констатации наличия независимого признака (быть), указания на возникновение признака (стать, сделаться), на его обнаружение (оказаться), мнимость (казаться) и т.п. К примеру: Быть влюбленным - славно! (М. Г.); Стать пиком было интересно (Газ.); Показаться смешной - это наш общий недуг, в жертву которому мы готовы принœести всœе (М.-С). Именной компонент составного подлежащего, имеющий форму творительного падежа, выражает грамматическое значение признака (не действия!) и его вещественное содержание, форма творительного падежа является показателœем грамматических отношений именного и инфинитивного (вспомогательного) компонентов. Именной компонент должна быть существительным, прилагательным, причастием, реже - местоимением; к примеру: Учителœем быть более чем почетно (Газ.); Быть нелюбимой и несчастной - как это интересно. (Ч..); Ведь быть изгнан ным из когорты покупателœей - истинное несчастье (Газ.); Быть таким, как Рахметов, стало девизом его жизни (Круж.).

Категориальные значения вышеуказанных частей речи в составном подлежащем функционально преобразуются. Пред­метность существительного с помощью инфинитивного вспо­могательного компонента оформляется в предложении как синтаксическое значение независимого признака. Значение признака (качества, свойства), присущее согласуемым словам (прилагательным и под.), также меняется - отрывается от предмета и с помощью инфинитива связочного глагола пред­ставляется как самостоятельный, независимый, предикатив­но определяемый признак.

Итак, составное подлежащее отличается от собственно ин­финитивного не только по структуре, но и по семантике. В собственно инфинитивном подлежащем выражается независимое действие, в составном - независимое качество, свойство и пр.

Подлежащее и способы его выражения. - понятие и виды. Классификация и особенности категории "Подлежащее и способы его выражения." 2014, 2015.

2024 english-speak.ru. Изучение английского языка.