Театральный институт поступление. Как поступить в театральный институт? Что нужно делать на самом деле: почему не стоит бояться

Почти каждая девушка мечтает примерять на себя разные роли. Увы, в реальной жизни такой возможности может не представиться: дочь, жена, мама, сестра. А ведь еще хочется почувствовать себя спецагентом, королевой, экзотической принцессой, колдуньей... И девушки всего мира не видят иного выхода, кроме как стать актрисой. Именно эта профессия дает раскрыться всем граням переменчивого женского нрава.

Однако профессия актрисы - это не только постоянная смена ролей и обстановки, а тяжелая работа. Разберемся же в важных нюансах этого ремесла и решим, что нужно, чтобы стать актрисой.

Профессия актрисы

Быть актрисой считается престижно во всех странах мира, где развит кинематограф. Хорошие актеры получают щедрые гонорары, о чем, мы, естественно, знаем из сети и прочих источников. Однако актерство - это тяжелая работа, несмотря на внешнюю праздность и блистательность.

Интересуясь тем, как стать актрисой, мы должны оценить следующую важную и особенно приятную особенность этой профессии: возраст не помеха. Будем мы очень молоды или уже на пенсии, всегда можно открыть свой актерский талант и стать востребованным профессионалом.

Актриса театра

Театр представляет собой древний вид искусства, весьма специфический, но чарующий. От актрисы театра требуется создавать богатый эмоциями, чрезвычайно яркий образ на сцене театра, при этом на нее взирают сотни пар глаз зрителей. В этом заключается важнейшая особенность работы на сцене: взаимодействие со зрителем происходит в реальном времени, напрямую.

На актрисе театра лежит большая ответственность: нужно идеально отрепетировать роль, заучить каждое слово и каждое движение персонажа. Во время представления профессиональная актриса театра не может ошибиться: запутаться в репликах или забыть, из какого угла сцены появится партнер. Учитывая, что человек не может никогда не ошибаться, в случаях, когда оплошность на сцене допущена, профессиональных актрис спасает умение импровизировать и харизматичность. Первое из этих качеств можно в себе развить, когда второе все-таки закладывается при рождении.

Основная задача актрисы театра

Задача актрисы театра заключается в том, чтобы создать объемный художественный образ на сцене. Он должен быть многогранным и «живым», а для этого актриса полностью вживается в образ своего персонажа.

Однако важнейшая задача актрисы именно театральной сцены - это вызвать своей игрой реакцию зрителя. В этом заключается актерский талант, и он же ведет к успеху на данном поприще.

Актриса кино

Актрисы кино имеют большую популярность в силу того, что современные зрители в большинстве своем предпочитают кино. Кроме того, киноактрисы получают гораздо большие гонорары, нежели работники театральной сцены.

При этом актрисе киноэкрана не менее тяжело в работе, чем театральной. В ее профессиональные обязанности входит изучение личности своего героя и его воплощение перед кинокамерой. Единственная «поблажка» для киноактрисы - это то, что есть возможность снять несколько дублей. При этом ей нужно заботиться о том, чтобы показать себя в выгодном свете перед камерой. Известно, что камера «любит» далеко не всех людей, поэтому этот фактор является немаловажным в карьере киноактрисы.

Киноактрисе приходится находить общий язык с громадным количеством людей, с которыми ей приходится работать. Режиссеры, сценаристы, коллеги по фильму (сериалу) - со всеми нужно сработаться для максимально высокого результата.

Что нужно, чтобы стать актрисой?

Для того, чтобы стать успешной узнаваемой актрисой, востребованной для киносъемок или театральных постановок, нужно иметь целый букет профессиональных качеств и природных талантов. Хороший трамплин для старта дает актерское образование в специальных учебных заведениях.

В профессиональном актерстве сможет проявить себя далеко не каждая девушка. Потребуется, опять-таки, врожденный талант, усовершенствованный массой выработанных своими силами навыков.

Так, актрисе для успешной карьеры, помимо всего перечисленного, нужно природное обаяние, харизма, готовность полностью отдавать себя работе, вживаться в образ другого человека до мельчайших деталей, даже если сама персона вам не нравится. Большим плюсом для актрисы является наличие хорошо поставленного голоса, отличной памяти для запоминания больших объемов текста.

Ценится в актрисах умение импровизировать, вносить в каждую роль, даже на 100 % шаблонную, свою изюминку. Многие великие актеры - это люди чрезвычайно энергичные и непосредственные.

Также, перед тем как решать, быть ли актрисой, нужно трезво оценить, сможете ли выдержать напряженный график съемок, большие нагрузки на съемочной площадке или сцене, ведь в по сценарию придется и бегать, и прыгать, и, возможно, летать или карабкаться по отвесной скале.

Обучение актерскому мастерству

Актерскому мастерству обучают в специальных учебных заведениях. Чтобы поступить в такое высшее или среднее учебное заведение, необходима некоторая подготовка.

На собеседовании вас попросят сыграть какого-нибудь персонажа или продекламировать любимое стихотворение (басню). Вам могут не давать конкретных заданий, и тогда можно представить подготовленную сценку. Но скорее всего, вам назовут вполне конкретного персонажа. Тут нужно быть готовой к любым неожиданностям, как то сыграть нападение Волан-де-Морта на Гарри Поттера или грибочек под осенним дождем. Вам пригодится богатое воображение, навыки выступления перед публикой и собранность.

Исходя из всего этого, поступление в театральный вуз считается большим достижением, а получение высшего театрального образования еще более значительным. При всей важности образования, всестороннее саморазвитие актрисы и во время его получения, и после - крайне важно. На самом деле обучение актрисы не заканчивается никогда.

Особенности поступления в вуз

Собираясь обучаться актерскому мастерству, стоит проанализировать свои возможности. Предрасположенность быть артистом необходима, иначе даже самое грамотное и усердное обучение обернется пустой тратой времени. При наличии подходящих данных можете смело продолжать путь к своей мечте.

Основательно подготовившись к любым заданиям, которые могут быть подкинуты приемной комиссией, нужно определиться, куда поступать на актрису вам лучше. Оптимальный вариант - сначала выбрать удобный город, если в вашем нет нужных учебных заведений, а затем подать документы, куда только можете. Не пропускайте ни театральные училища, ни один актерский факультет в университетах и институтах культуры. Так вы сможете быть всегда в курсе дела, всегда на месте и готовы к прохождению нескольких отборочных туров, посещению подготовительных курсов и прочим другим ситуациям.

Перед началом отборочных туров посетите кафедры выбранных вузов, соберите максимум информации о предстоящем поступлении, побеседуйте с педагогами. Неплохо будет также пообщаться с учащимися этих вузов, поскольку те могут дать ценные советы, как люди, прошедшие через все то, что вам лишь предстоит. Студенты таких вызов могут посоветовать, как вести себя с тем или иным преподавателем, если он будет в приемной комиссии. Такого вам точно больше никто не посоветует, сами преподаватели в том числе. Во время общения с людьми не забывайте быть вежливыми и учтивыми, но также не скрывайте свою личность, чтобы иметь возможность получить некий «кредит доверия».

Можно ли стать актрисой без образования?

Если у вас нет времени, желания или возможности проходить длительное обучение в вузе, закономерен вопрос о том, как стать актрисой без образования и можно ли вообще это сделать.

Судя по опыту знаменитых личностей из западных стран, это возможно. Нужно просто сильно захотеть и не лениться.

Секреты известных актрис-самоучек

Ответ на этот вопрос очевиден: в западных странах большинство знаменитых актрис не имеют специального образования. При этом они популярны, успешны и профессиональны в своем деле. Их секрет, конечно же, во врожденных способностях и целеустремленности. Многие из них с ранней юности, почувствовав жгучее желание пробиться в верха актерского мира, начинали отрабатывать нужные навыки, посещали кастинги и смотры. Они брались за участие в малейшем, незначительном проекте, постепенно пробираясь к более престижным и оплачиваемым. У них могло просто не быть времени на актерское образование, но было время на работу.

Среди наших красавиц-актрис такие примеры тоже есть. Это Алена Бабенко, Юлия Снигирь и другие. В Голливуде гораздо больше таких примеров: Николь Кидман, Деми Мур, Мэрилин Монро. Более того, эти мегазвезды не получили никакого образования (даже полного школьного). Поначалу - в силу бедности или других преград, затем им было просто не до этого.

Итоги

Быть актрисой - значит много, без перерывов, работать над собой. Перед тем как стать актрисой, начать делать первые шаги навстречу мечте, необходимо разобраться в себе с тем, чтобы удостовериться в своих перспективах.

Подготовка к поступлению в театральный вуз должна быть основательной. Ведь вам предстоит показать свой талант перед комиссией, которая до этого видела сотни таких же энтузиастов. Произвести впечатление - важнейшая задача во время прохождения всех этапов поступления в вуз на актрису. Все время после окончания вуза вам также нужно будет самосовершенствоваться, чтобы расти и достигать больших успехов.

Без специального образования также есть шансы стать актрисой. В таком случае на первый план должны выйти целеустремленность и природный дар к игре на публику.

Таковы итоги нашей статьи. В ней мы разобрали некоторые моменты светлой мечты многих девушек - как стать актрисой кино или театра, быть успешной и востребованной. Надеемся, вам было интересно читать материал, и вы смогли почерпнуть из статьи что-то новое для себя.

1. Начинать готовиться надо не накануне и не за месяц, а уж точно за год, если не за два до предполагаемой попытки. Торопливо выученный текст не является тем, что нужно комиссии. Вас просят не память демонстрировать, а умение присваивать текст, делать его своим, анализировать и визуализировать проанализированное:)) По актерской (профессиональной) примете на усадку разобранного текста в голове требуется не меньше 2 недель. Это после всех репетиций, разборок и проч. 2 недели чистого времени существования в этом тексте для профессионала. А ведь вы еще не профессионал?

2. Готовиться лучше всего с репетитором, т.е. с человеком, который знает что это такое - театр. Лучше всего в качестве репетитора попытаться найти педагога театрального вуза. Просто потому, что они умеют объяснять, что требуется, ибо каждый день делают это со своими студентами. Стоимость таких занятий в Москве от 20 до 40 долларов за 2 часа. По отзывам тех, кто пользовался услугами репетиторов, частные уроки действительно дают очень много нового, доходящего до буквальных откровений. Только помните: НИКОГДА НЕ ПРИЗНАВАЙТЕСЬ НА КОМИССИИ, ЧТО ВЫ ЗАНИМАЛИСЬ ТЕАТРОМ где-либо или с кем-либо:))

3. Готовиться можно и на подготовительных курсах, которые обячно есть при каждом театральном вузе (во всяком случае в Москве). Обычно курсы длятся от месяца до трех, занятия один-два дня в неделю. Опять же по отзывам пробовавших, лучшие подготовительные курсы в Москве - это курсы при Щукинском училище. Они продолжаются 3 месяца, занятия идут по выходным, по две пары в день. Изучаются принципы сценической речи, азы актерского мастерства, ритмика, а также читаются лекции по истории театра. Последнего не встречается нигде в Москве, а кафедра истории театра в Щуке - самая сильная среди прочих вузов (ИМХО, конечно). Стоимость курсов около 3500 рублей (данные на 2003 год). В школе-студии МХАТ курсы продолжаются месяц и стоят около 50 долларов. На курсы надо поступать, т.е. проходить нечто вроде прослушивания. Однако отбор туда гораздо менее строгий, отсеивают уж совсем неподходящих товарищей. Занятия на курсах идут в группе, поэтому уступают по качеству и насыщенности занятиям с частным педагогом. Хотя полезно совмещать педагога и курсы. На курсах вы имеете возможность узнать общий уровень тех, кто будет поступать в этом году (как говорится, на других посмотреть и себя показать), познакомиться с преподавателями конкретного училища и с требованиями, которые предъявляются к абитуриентам.

4. Самообразование обязательно. Надо читать много и упорно. Тут знанием школьной программы не обходится. Тут надо ее осмысление.:)) Кроме того, требуется знание трудов Станиславского, Чехова (и выработанное собственное мнение по этому поводу), почитать побольше по истории театра и литературы. Вы ж все-таки в творческий вуз поступаете, а не на машинный завод:)). Актер не может быть тупым и необразованным.

Если у вас нет возможности пользоваться услугами репетиторов и курсов. Тяжело, конечно. Но, в конце концов, статистика говорит, что самые большие наши звезды - жители как раз провинции. Обычно также они, достигнув зенита славы, все-таки признаются, что участвовали в самодеятельности или посещали театральную студию:)). Что касается моего личного мнения, представляется весьма сомнительным, что можно поступить в театральный вуз никогда не имея дела со сценой ранее. Возможно, педагоги театральных вузов в чем-то правы, опасаясь выпускников театральных самодеятельных студий... Ибо, конечно, велик шанс того, что вы там получите хороший штамп. Но ведь и вам дана голова на то, чтобы не штамповаться, а работать над собой. Ни один из нормальных руководителей театральных студий не терпит и не любит штампы. Ровно так же, как и маститые театральные деятели. По моим наблюдениям, наличие или отсутствие штампа зависит только от личности актера. Одни покупаются на первые аплодисменты, которые получают, прочитав стих на новогодней елке в 5 классе, - и вот продолжают и дальше читать так же, как и перед Дедом Морозом, типа - я уже умный, как играть знаю:)). Другие и награды на фестивалях и конкурсах не воспринимают как предел своих возможностей, а внимательно анализируют свои видеозаписи, читают, думают, шлифуют технику и речь.

6. О совсем самостоятельной работе (она же и самая главная). Помните, заниматься театром нельзя по расписанию. Этим либо занимаются всегда, либо не занимаются вовсе. Т.е. у вас в голове должна идти непрерывная работа над отрывками, над накоплением фактического материала, наблюдение за окружающими. Все-все тащите в "свою копилку" актерского опыта.

Итак, допустим вы являетесь абитуриентом и колбы, мензурки, пробирки наряду с числами и логарифмами вас не прельщают. Что же вам делать и куда идти? О, наверняка вы слышали о творческих Вузах, знаменитых "Щепке" и СПБГАТИ.

Даже если вы не являетесь абитуриентом, а вполне уже состоявшийся взрослый человек, то не врите хотя бы себе, и честно признайтесь, что совсем не прочь променять быт и рутину на свои законные пятнадцать минут славы и аплодисменты публики, хоть раз.

Творческие направленности так или иначе прельщают всех, ведь только здесь можно быть космонавтом, химиком, писателем, шпионом с роковой красоткой, или же самой роковой красоткой по пять раз на дню, оставаясь при этом известным и любимым. У кого-то это проходит в детстве, после первого заваленного вступительного экзамена, кто-то останавливается на уровне своих компаний и корпоративных конкурсов на производстве, ну а кто-то идёт на всю жизнь туда, куда нормальному человеку и в голову не придёт, а именно - в искусство.

Как же проходит обучение в театральном ВУЗе? О, очень просто и непросто одновременно.


Для начала вы должны пройти вступительное испытание. Оно проходит в несколько этапов в завсимости от направленности, но всегда вы будете читать басню, стих, прозу на выбор или же всё подряд, а в перерыве будете общаться за жизнь с приёмной комиссией. Будьте готовы что про искусство вас вообще могут и не спросить и это будет нормальным.

То что вы увидите на абитуре, перед приёмной комиссией, а именно: заучивание роли, летающие люди, разыгрывание сценки и прочие стояния на головах в коридорах - одним словом всё вот это, никоим образом не должно вас удивлять и настораживать. Если же это произошло, то пиши пропало - вам тут делать нечего. Но не расстраивайтесь, вы будете не одиноки в этом, ведь по статистике из 30 поступивших в мастерскую (а обучиться режиссуре и актёрскому мастерству можно лишь только так) до вручения диплома дойдут лишь 10 человек, да и то в самом лучшем случае.

Происходит это по той самой причине, что многие из тех кто поступил, не до конца понимают что, талант который у них есть необходимо развивать.

Мастер, то есть человек имеющий опыт, передаёт его своим ученикам. Он может попросить придти в субботу и даже в воскресенье. И не на час и на два. А с утра до вечера у вас будут занятия с мастером, а потом ещё и без него. Разумеется не все выдерживают такой темп чисто физически. Попробуйте сами семь дней в неделю играть стул, то-то же!

Притом, следует понимать, что стандартных предметов типа истории с английским языком так же никто не отменял, но тут есть один нюанс - приоритет показа. По итогам каждого семестра, учащиеся должны вынести на суд общественности свои умения и показать их остальной кафедре; если что-то не вяжется с графиком репетиций, а учитель английского "не даёт творить", то весь курс может устроить ему бунт и дружно забить на посещение данного предмета. Как его сдавать, это уже другая проблема, а вот показ превыше всего. Справедливости ради следует сказать что стандартные педагоги понимают это и в большенстве своём не сильно докучают студентам; в крайнем случае можно договориться через мастера.

Как вы уже поняли курс называется мастерской, потому что его курирует мастер. Это очень важно и определяет дальнейшее становление молодого актёра/режиссёра, вот потому-то в статьях про известных людей на "Википедии" иногда написано кто был его мастером.

Само обучение за пять лет выглядит следующим образом:

***** ***** ***** ***** ***** ***** ***** ***** ****** ****** ****** ******* ****** ***** ***** ***** ** *** ****** ***** ***** ***** ***** *****

I курс

1 семестр - установочный . Студенты ставят этюды. Именно здесь играют стулья, носки, пельмени и прочие одуванчики. Тут задаётся основа основ. В дальнейшем она развивается или нет. Кто сразу понял, что это не его - уходит в инженеры-математики

2 семестр - цирк. Студенты учаться цирковому искусству. Короче, тот самый "Цирк со звёздами на Первом", только без звёзд и ОРТ. Жонгляж, клоунада, иллюзии, пародия на цирк. Вот это вот всё. Многие думали что будет легче, но не выдерживают мелькание теннесных мячиков и тоже уходят.

II курс

3 семестр - сказки. Каждый выбирает себе короткую сказку, а лучше отрывок из известных, и ставит. Это уже посеръёзней, но чтоб жизнь мёдом не казалась чтобы никто не расбежался и не ушёл делать в уголок по принципу "каждый своё", курс получает одну сказку на всех, которая будет общекурсовой и для которой необходимо также отвести время, которого как известно всегда нет.

4 семестр - рассказы. Тот же самый принцип что и со сказками, только людей на курсе меньше, а нагрузки больше. Единственное отличие, что не везде ставят общекурсовой рассказ, а драматургия всех и вся не должна быть слишком серьёзной.

III курс

5 семестр - мюзикл. Вкратце это выглядит как и предыдущая работа, только здесь ещё необходимо петь (или хотя бы попадать в ноты), разучивать клавиры и многое другое чтобы "попасть" в жанр. Если по какой-то причине вы ещё не покинули мастерскую, то это ваш последний шанс сделать это.

6 семестр - драматический отрывок. По сути - это тот же рассказ, но с большим упором на игру и драматическую состовляющую. Измены, убийства, самоубийства, бесцельно прожитые годы, предательства любимых и душа наизнанку, вот это вот всё. Все кто хотел - уже ушли, остальных, кто не справился, вынесут со сцены с обширным инфарктом и так.

IV курс

7 и 8 семестры - являются подготовкой к дипломному общекурсовому спектаклю, то есть к полноценному двухактному действу с антрактом в десять минут чтобы проветрить зал. В зависимости от мастерской и направленности обучения (режиссёрской, актрёрской, режиссёрско-продюссерской, режиссёрско-актёрской) можно сделать таких спектаклей от одного до нескольких. Понятно что за два семестра проделать такой трюк и не откинуть копыта утопия в чистом виде, поэтому на некоторых курсах это начинают делать уже с пятого-шестого семестра и продолжают иногда на пятом, в некоторых мастерских обычно сначала ставят рассказы, а потом сказки, везде по-разному, но точно неизменен первый курс. Точно и то, что дипломный общекурсовой спектакль - это допуск к сдаче своего диплома.

V курс Дипломный спектакль. Тут всё просто - каждый студент сдаёт свой дипломный спектакль, пишет по нему работу на ста листах и получает диплом. Или не получает; но чаще говоря всё таки получает, ибо тут остались уже лишь те, кто в теме.

***** ***** ***** ***** ***** ***** ***** ***** ****** ****** ****** ******* ****** ***** ***** ***** ***** ****** ***** ***** ***** ***** *****

Согласитесь отличие от решения логарифмов в том что тут результат неизвестен, но в этом и прелесть. Всё зависит от тебя. В искусстве дважды два это и пять и восемь и шестнадцать одновременно. А иногда и корень из минус первой степени.

Театр - это добровольная диктатура. Только в театральном ВУЗе могут учиться до 22:00, ректор может издать указ чтобы всех после этого гнали поганной метлой, а студенты не хотят уходить и сидять до 4 утра (кстати, реальный факт).

Вот так вот. А вы думаете что всё просто: вышел - сыграл, поставил.

В следующий раз я расскажу вам про это уже более детально, начну с того как сдают экзамен в театральном. Поверьте, такое не снилось и Шекспиру.

_____________
Подписаться на меня в

РАТИ ГИТИС: правила приема, требования к поступающим, необходимые документы, программа, список обязательной литературы, стоимость обучения, контакты

О ГИТИСе. РАТИ ГИТИС – Российская академия театрального искусства, Государственный институт театрального искусства. Один из крупнейших театральных ВУЗов в мире.

Основан 22 ноября 1978 года пианистом Петром Адамовичем Шостаковским как Музыкально-драматическая школа для приходящих под патронатом Общества любителей музыкального и драматического искусства в Москве. Текущее место обитания – корпус в Малом Кисловском переулке дом 6 – институт, носивший тогда название Музыкально-драматическое училище, обрел в 1902 году.

Название ГИТИС - Государственный институт театрального искусства - появилось у института 17 сентября 1922 года, после объединения с высшими театральными мастерскими под руководством Мейерхольда. Мейерхольд создал при ГИТИСе театр. В 1923 году театр отделился от института и стал Театром им. Мейрхольда.

Факультеты ГИТИС: актерский, режиссерский, музыкального театра, театроведческий, балетмейстерский, эстрады, продюсерский, сценографии.

Актерский факультет РАТИ ГИТИС . Актерский факультет ГИТИС готовит студентов по специальности «актерское искусство» и специализации «Артист драматического театра и кино». Срок обучения на актерском факультете ГИТИС составляет 4 года с очной или заочной формой обучения.

Обучение на актерском факультете ГИТИС может проходить на бюджетной и на коммерческой основе, в зависимости от результатов вступительных испытаний.

Известные актеры, окончившие ГИТИС: Анатолий Папанов, Ирина Муравьева, Александр Демьяненко, Лия Ахеджакова, Александр Абдулов, Виктор Сухоруков, Жанна Эпле, Владимир Коренев, Полина Кутепова, Федор Малышев, Мадлен Джабраилова, Галина Тюнина, Рустэм Юскаев, Павел Баршак, Дмитрий Дюжев

Правила приема на актерский факультет РАТИ ГИТИС:

Требования ГИТИС к поступающим: законченное среднее образование, возраст до 20-22 лет. Прием в РАТИ ГИТИС проходит в 4 этапа: отборочный тур, практический экзамен по мастерству артиста, устный коллоквиум и предоставление результатов ЕГЭ по русскому и литературе.

1. Отборочные консультации (туры). Начинаются с апреля. Поступающие готовят для исполнения программу из ряда литературных произведений различных жанров: басня, проза, стихотворение, монолог.

Прошедшие отборочный тур абитуриенты допускаются к этапу вступительных экзаменов:

2. Мастерство артиста (практический экзамен). Оценивается по 100-балльной шкале. Предполагает исполнение наизусть нескольких литературных произведений: басни, стихотворения, прозы, монолога. Желательно присутствие в программе небольших по объему отрывков из произведений классической, современной русской и зарубежной литературы, которые отличаются друг от друга по содержанию и жанру.

На практическом экзамене по мастерству артиста ГИТИС оцениваются: способности поступающего, широта творческого диапазона, глубина исполняемого произведения, способность заинтересовать им слушателей.

3. Коллоквиум (устно). Оценивается по 100-балльной шкале. Выявляет: знания основных событий международной и общественной жизни, умение верно ориентироваться в вопросах современной театральной жизни (литературы, музыки, изобразительного искусства, кино и телевидения).

На устном коллоквиуме ГИТИС оцениваются: культурный уровень, эстетические взгляды абитуриента.

4. Результаты ЕГЭ по русскому и литературе студентов выпуска 2013-2014 гг.

В случае наличия высшего образования, окончания среднего учебного заведения (школы) до 2009 года, наличия среднего профессионального образования по специальности поступления или гражданства стран Ближнего Зарубежья абитуриенту не требуются результаты ЕГЭ. В этом случае он дополнительно к п. 2 и п.3 сдает общеобразовательные экзамены в ГИТИС: русский язык (сочинение) и литература (устно).

Список документов в Приемную комиссию ГИТИС для абитуриентов очного и заочного отделения актерского факультета ГИТИС:

Прием заявлений от поступающих, допущенных к конкурсу — с 15 июня по 5 июля. Вступительные экзамены проводятся с 1 по 15 июля.

  1. Заявление на имя ректора (по единой форме);
  2. Свидетельства о результатах ЕГЭ по русскому языку и литературе или их копии, заверенные в установленном порядке (до зачисления они должны быть заменены на оригиналы). Лица, успешно сдавшие вступительные экзамены, но не имевшие по объективным причинам возможности участвовать в ЕГЭ в период проведения итоговой аттестации, могут сдать ЕГЭ после окончания вступительных экзаменов по направлению Университета, в июле текущего года. Они будут зачислены после предоставления свидетельства;
  3. Аттестат или диплом (подлинник);
  4. 6 фотографий 3х4 см. (снимки без головного убора);
  5. Медицинскую справку (форма 86/у), датированную текущим годом;
  6. Паспорт и его ксерокопия (предъявляются лично);
  7. Юноши предъявляют военный билет или приписное свидетельство и сдают копии этих документов.

Кроме того, поступающие на заочное отделение представляют в Приемную комиссию:

  1. Справку с места работы;
  2. Заверенную копию с трудовой книжки или, при ее отсутствии, копию трудового договора.

Абитуриентам, не прошедшим по конкурсу, по решению Экзаменационной комиссии может быть предложено платное обучение. В случае наличия у абитуриента диплома о высшем образовании, согласно Закону РФ «Об образовании» возможно обучение лишь на коммерческой основе.

ГИТИС стоимость коммерческого обучения на актерском факультете: 200 000 рублей в год

Список обязательной литературы ГИТИС:

  • Станиславский К. Моя жизнь в искусстве. Любое издание.
  • Станиславский К. Этика.1961г.
  • Немирович-Данченко Вл. Любой сборник.

ПЬЕСЫ

  • Фонвизин Д. Недоросль.
  • Грибоедов А. Горе от ума.
  • Пушкин А. Маленькие трагедии.
  • Гоголь Н. Ревизор.
  • Лермонтов М. Маскарад
  • Островский А. Гроза. Бесприданница. Лес.
  • Толстой Л. Власть тьмы. Живой труп.
  • Чехов А. Вишневый сад. Чайка. Три сестры.
  • Горький М. Мещане. Враги. Дачники.
  • Булгаков М. Дни Турбиных. Бег.
  • Маяковский В. Клоп. Баня.
  • Арбузов А. Таня.
  • Розов В. Вечно живые.
  • Вампилов А. Старший сын. Прошлым летом в Чулимске.
  • Володин А. Пять вечеров. Две стрелы.
  • Петрушевская Л. Любые пьесы.
  • Лопе де Вега. Овечий источник.
  • Шекспир В. Гамлет. Ромео и Джульетта. Отелло.
  • Мольер Ж-Б. Мещанин во дворянстве.
  • Шиллер Ф. Коварство и любовь.
  • Брехт Б. Мамаша Кураж и ее дети.

ГИТИС, ВГИК, Театральный институт имени Щукина, ВТУ им. Щепкина и школу-студию МХАТ называют «золотой пятеркой» театральных вузов, куда стремится попасть каждый, кто мечтает стать актером. Но поступить туда для большинства так и останется мечтой. Для поступления абитуриент должен пройти как минимум три тура прослушивания и конкурс. Сначала поступающие читают наизусть так называемую программу: прозаические отрывки, стихотворения и басни, затем проходят коллоквиум на знание истории и теории литературы, театра и кино. К концу отбора из нескольких сотен претендентов остаются 30-40 человек.

Мы пообщались с теми, кто уже пытался - успешно или не очень - попасть к именитым мастерам. Они рассказали, почему парням поступить проще, чем девушкам, какую программу лучше не читать и как на прослушивании могут развернуть за несоответствие личным предпочтениям преподавателя, монголоидное лицо или некрасивые зубы. А сами преподаватели поделились тем, какие ошибки чаще всего совершают абитуриенты и что все-таки самое главное для будущего актера.

Юля , абитуриентка, поступала первый раз, не поступила

Я ходила на прослушивания в четыре вуза из «золотой пятерки»: ГИТИС, МХАТ, «Щепка», «Щука», в РГИСИ в Питере и еще в ИТИ и в ИСИ.

У меня программа от двух учителей, хотя так нельзя делать, потому что у каждого свой подход. Из прозы у меня «Письмо к Рильке» Цветаевой, отрывок из воспоминаний Тэффи, очень смешной, про то, как кого-то расстреляли, «День делового человека» Аверченко и «Чужая жена и муж под кроватью» Достоевского. Несколько стихотворений и три басни.

По программе у преподавателей бывают предпочтения. В «Щепке», например, Велихова слушает только классику. Велихову все поступающие знают, у нее прозвище «Зубная фея», потому что она любит смотреть на зубы. Она меня отчитала за то, что у меня в анкете сначала стоят Тэффи и Цветаева, а потом только Достоевский: «Ну нельзя же так, у тебя Достоевский третьим стоит! Где Тэффи, а где Достоевский!»

Только в «Щепке» пускают в сам университет. В ГИТИСе, например, тебя вообще держат около ворот перед прослушиванием, забирают на прослушивание как скотину на убой, не пускают даже во внутренний дворик. Из всех мастеров ГИТИСа самый жесткий отбор у Кудряшова , у него есть предварительный тур. При этом у Кудряшова хотя бы слушают - иногда ты сталкиваешься с тем, что люди тебя не слушают. Мне на первом туре в «Щуке» преподаватель сказала, что я какая-то зазнавшаяся, дала мне прочитать две строчки и отправила на выход.

В «Щепке» отсеивают по типу лица и форме зубов: тебя просят открыть рот, если слышат какой-то дефект, видят неправильный прикус - «спасибо, до свидания». Это логично, но довольно жестоко. Отсеивают, и если человек хорошо читает, но читает материал, не подходящий ему по психофизике. На первом туре в «Щуке» была довольно полная девочка, читала отрывок из «Белых ночей» Достоевского. Ей сказали, что она хорошо читает, но отказали в очень жесткой форме, потому что она читает программу для маленьких и худых. Она даже расплакалась. Вообще абитуриенты часто плачут. Те, кто уже не первый год поступают, по-философски к этому относятся, а вот те, кто в первый год пролетают, плачут.

Идешь к университету, а тебе навстречу кто-то в слезах, понимаешь сразу - не прошел

Это, конечно, дискриминация, но понятно, откуда она берется. Мастер набирает приятных людей или для их будущего продвижения, или для будущего продвижения курса. В спектаклях же важен не только талант, но и то, как ты выглядишь.

Нестандартная внешность - хорошо везде, кроме «Щепки», там очень консервативные взгляды. Например, очень маленький шанс пройти ребятам другой национальности, девочку с монголоидным типом лица отправили на выход сразу же.

Еще может быть такое, что у тебя интересный типаж, но курс набирают при театре. Меня слушал мужчина очень симпатичный, на кролика похож. Я видела, что ему понравилось, как я читала, но меня не взяли. Я зашла, спросила, что не так. Он ответил, что все так, но курс при театре и нужны типажи, которых еще нет.

Я в итоге никуда не прошла, пойду подавать документы в МГУ и во ВГИК на сценарный. Там этой фигни с типажами нет. Но актерской деятельностью заниматься продолжу. Я хожу в театральную студию, у меня там очень хороший режиссер, учился у Фоменко и у него в театре бы работал, если бы не забухал. Буду поступать и на следующий год, а если не получится, то и еще через год. Сейчас перебешусь со своей обидой на весь мир и снова в бой. Я же поступаю на актерский, чтобы в будущем поступить на режиссерский, но на режиссерский берут обычно людей с уже готовым одним образованием. А если так и не получится на актерский поступить, доучусь на сценарном и пойду на режиссерский.

Варвара Шмыкова, актриса театра и кино, поступила в МХАТ с пятого раза

Никто никогда не аргументировал, почему меня не брали. Нет и нет. В этом смысле поступление в театральные - безжалостное зрелище, потому что ты можешь быть сколько угодно красивым и харизматичным, но у всех мастеров разный вкус.

Я для себя сформулировала причину, по которой меня не брали. Вот у меня такая внешность яркая: веснушки, длинные волосы, фигура, голос, темперамент. Моя душа была не готова поддерживать такую внешность. Во ВГИКе Михайлов сказал мне, что я в принципе выбрала не ту профессию, Любимцев сказал, что ему не нравится впадинка на подбородке. Кому-то рост мой не нравился. В ГИТИСе однажды женщина на прослушивании попросила юбку задрать аж до середины бедра, на ноги посмотреть.

В годы моего поступления не было ни дня, чтобы я не видела какую-то плачущую девушку. Я сама была этой плачущей девушкой. Я прекрасно помню самые тяжелые мои не-поступления, это были как раз не-прохождения во МХАТе. Там каждый год я доходила до третьего тура и на нем слетала. Это была почти традиция. Поэтому, когда я прошла третий тур у Рыжакова , у меня началась паника. Я не знаю, что будет дальше, что делать, как поступать, я не знаю, что такое конкурс. Я училась в ГИТИСе на эстраде, но там другой конкурс, а тут учебный театр - Табаков , Золотовицкий , Брусникин , студенты и артисты МХАТа. Это было очень важное событие в моей жизни.

Наш мастер однажды сказал, что у всех есть свой типаж, и нам придется ему следовать. Но очень уж хочется делать что-то новое, рушить стереотипы, расширять горизонты. Я хара́ктерная актриса, героиней я быть могу, но для этого нужно приложить очень много усилий, встретить своего режиссера, найти свою команду людей, которые будут готовы сделать что-то экстраординарное. Почему я не могу быть Джульеттой? Или Офелией? Тем более в театре, не в кино! Мне кажется, это такая глупость. Но я борюсь с этим, потому что мне не нравятся стереотипы, которые заложены в театре.

Поступление в театральные - безжалостное зрелище, потому что ты можешь быть сколько угодно красивым и харизматичным, но у всех мастеров разный вкус

Когда я поступала все эти разы, у меня уже были друзья, которые учились в институте. Я думаю, из-за того, что они хорошие друзья, они что-то говорили своим педагогам про меня. Связи ли это, блат ли это? Не думаю. А на чьих-то дочек и внучек просто обращают больше внимания. Я лично не знаю ни одного примера, когда кто-то не талантливый поступил из-за родственников. Гены обычно берут свое, и все ребята из театральных семей - прекрасные артисты.

Я немного слежу за тем, как проходит поступление, мне безумно интересно присутствовать на прослушиваниях. Мне кажется, что я закрываю какой-то гештальт, помогаю людям, расслабляю их. Я знаю, как им сложно. В последние годы стало больше современной драматургии и поэзии, какого-то высказывания личного. Хаски и Оксимирона читают как стихотворения, что, я считаю, очень круто, потому что это голос времени. Если раньше пытались чем-то удивить и брали малоизвестного автора, то сейчас люди в большинстве своем стали осознанными, они говорят о том, что волнует их.

Тем, кто поступает в театральное, хочу посоветовать: ребята, поймите, зачем вам это нужно. Театральный - это школа выживания. Надо двести раз подумать, готов ли ты отказаться от своей личной жизни, от своих друзей и заняться полностью этим делом.

Антон Петров, поступал первый раз, прошел в РГИСИ

Я поступаю первый год, ходил ко всем мастерам Москвы в «пятерке», пытался поступить в Ярославле и в Петербурге в РГИСИ, в итоге туда и прошел.

Мне высказывали претензии из-за того, что мне двадцать один год и это достаточно поздно для поступления в театральные вузы. А до поступления я полтора года учился на программиста, пока не понял, что это не мое и надо поступать в актерское. Многие мне говорили: «Что ты делаешь вообще на программировании, почему ты не поступаешь в театральные вузы?». И когда мне это сказали раз пятый или шестой, я подумал - а действительно! И в следующем году поехал поступать.

Когда я поступал, у меня были длинные волосы. Мне никто открыто никто ничего не говорил, но, думаю, много где это могло помешать поступлению, особенно в «Щепке» и «Щуке». Это была одна из причин, по которым я слетел в первый раз. Типажи и внешность в любом случае решают, особенно в вузах, закрепленных за театрами.

«Щепка» и «Щука» очень консервативны. В каждом вузе и у каждого мастера школа различается. Эти вузы подбирают людей под свой театр, а Малый и Вахтангова довольно старомодны. То, что можно в МХТ и в школе-студии МХАТ, считается слишком современным в «Щепке», «Щуке» и их театрах, но, чем больше различных театров и школ, тем лучше, чтобы каждый мог найти что-то для себя.

Чисто статистически для парней поступление легче. Как правило, на мальчиков больше мест на курсе и их меньше поступает. Но это не значит, что если ты совсем ничего из себя не представляешь и выучил полторы басни и одно стихотворение, у тебя все получится.

В РГИСИ давали много странных заданий: показать животных, показать миксер, показать грузинский миксер, японский миксер. После чтения программы все должны были встать, по очереди представиться и сделать что-то коротенькое, чтобы запомниться.

Одна девочка сказала: «Я королева бала, всех в рот ебала», - из-за чего ее не взяли, хотя до этого говорили, что возьмут

В ГИТИСе или во МХАТе это могло бы зайти, но в Петербурге вряд ли. Вузы вообще сильно отличаются друг от друга. В ГИТИСе все живые, все двигаются, что-то вечно происходит, а в «Щепке» все размеренно. МХАТ похож на ГИТИС, но более спокойный. Там маленькие помещения и ходит много студентов, а реквизит выставлен прямо в коридорах - все это создает впечатление того, что вот-вот начнется спектакль. Абитуриенты сразу выходят на сцену, это задает тон прослушиванию. Мне больше всего понравились МХАТ и ГИТИС, они очень живые, там все время что-то происходит, а мне нужно постоянно заряжаться энергией, потому что сам я достаточно мертвый внутри человек.


Мария , абитуриентка, поступала третий раз, не поступила

Мне 25 лет, в этом году была уже третья попытка поступления в вузы «золотой пятерки». До этого я отучилась на другой специальности и зарабатываю рерайтом и копирайтом, но я всегда хотела быть актрисой. Не хочу прожить только свою жизнь, хочу примерить на себя другие образы и ситуации, которые со мной в жизни не случатся.

За практику поступления я поняла, что есть только один критерий: ты либо нравишься, либо нет. Талант, умения - это уже вторично. В какой-то момент мне начало казаться, что решают, возьмут или нет, сразу как группа заходит в аудиторию.

Я могу не нравиться, потому что я комедийная актриса, драматических любят больше, всем нравится, когда девушки страдают. Андреев сказал, что я старая. Мы все потом очень смеялись над этим, потому что о том, что я старая в 22 года, мне сказал мужик, которому 88 лет. Потом выяснилось, что Андреев берет к себе только 17-летних высоких блондинок. Часто врут про свой возраст, документы ведь приносят уже после прослушиваний, а победителей не судят.

В прошлом году во ВГИКе набирали по росту: на втором туре мастер еще до того, как ты начнешь читать программу, смотрел на рост и выбирал только высоких. В «Щуке» и «Щепке» любят традиционные славянские лица, трагичных девушек, но такая традиционность не идет на пользу. В «Щепке» учится мой знакомый, рассказывал, что там до сих пор учат как в XX веке, но сейчас уже 2018 год, проснитесь! И то же самое в «Щуке», они учат по системе Вахтангова и не отходят от нее ни на шаг. Может, из-за этого у нас и нет хороших актеров, откуда их взять?

Сейчас ввели электронную очередь. Ты приходишь к своему времени, тебя прослушивают и ты уходишь, а не стоишь там с четырех утра, не зная, прослушают тебя или нет. Даже отойти никуда нельзя, потому что, стоит отойти, а тебя вызовут. Хорошо что хоть разрешают переодеться перед прослушиванием, юбки для девушек обязательны, а стоять в них бывает холодно. Теперь электронные очереди везде кроме МХАТа, там по-прежнему живая и приходить туда надо к семи утра. Там не приветствуются ночные стояния, они категорически против списков, которые абитуриенты сами составляют, вплоть до того, что всех, кто в таком списке, могут вообще не допустить до прослушивания. Но даже электронная очередь не гарантирует того, что тебя прослушают: в этом году Меньшиков послушал три десятки, сказал, что он устал и прослушивание закончено, а перезаписаться нельзя.

Самое важное для поступающего - не бояться, что бы тебя ни просили сделать

Я доходила до конкурса в четырех мастерских, и на конкурсах подбирались одинаковые люди. Не просто внешне похожие, они даже программу читали одинаковую. Подбирают все равно под определенный типаж и определенные роли. Роль - это внутреннее состояние, твой внутренний типаж должен сочетаться с внешностью.

Наиболее проблематичным было поступление у Карбаускиса , потому что его прослушивание было похоже на издевательство. Неприятно, когда мастер тебя не слушает и сидит в телефоне. Потом он еще просил петь по десять песен. Ты поешь строчку, а тебе говорят: «Другую. Другую». Я дошла у него до конкурса и слетела после коллоквиума, два дня была истерика. Слететь с первого тура не так обидно, как с конкурса.

Коллоквиум - это беседа с мастером один на один или с преподавателями. Вопросы могут быть любыми, от «привет, как дела?» до «кто был фараоном Египта в какой-нибудь семнадцатой династии?», то есть, вообще любые, но меня чаще всего спрашивали про любимого актера и какие спектакли я видела. На коллоквиуме самое главное - не молчать и не говорить, что чего-то не знаешь, это даже не на знания, а на то, растеряешься ли ты.

Самое важное для поступающего - не бояться, что бы тебя ни просили сделать, а попросить могут рассказать программу, смеясь или крича из окна. Многие люди в такие моменты теряются. Помню, у Плотникова в ГИТИСе девочке дали задание рассказать программу на каком-то выдуманном языке, а меня просили читать басню и рыдать.

Игорь Ясулович, народный артист России, заведующий кафедрой актерского мастерства во ВГИКе


Однозначно нельзя сказать, какие критерии важны для поступления. Все абитуриенты - разные люди, обращаем внимание на все, в том числе на внешность. Не обязательно красавцев ищем, должны быть интересные ребята, живые, открытые, ненаученные. Они приходят учиться, а не показывать то, что они уже наработали.

Главное - угадать, распознать, есть дарование у человека или нет, не случайно ли он пришел к нам. Бывает, приходят люди, которые так готовятся, что невозможно понять, [что за этой подготовкой стоит], приходится разминать. Если они заинтересовали, то важно понять, насколько они закрылись подготовкой. Еще раз повторяю, насколько абитуриенты живые и открытые, как они общаются, - самое главное. На все обращаешь внимание, это процесс, объяснить что и как до конца невозможно. Очень важно, чтобы личностное начало было в человеке. Бывает, увидишь человека и тебе кажется, что в нем что-то есть, что-то он из себя представляет.

Валентина Николаенко, актриса, педагог театрального института имени Щукина


В первую очередь обращаем внимание на внешность. Это публичная профессия, человек должен быть обаятельным, привлекательным, он должен быть чем-то озарен, талантлив. Это все входит в понятие внешности, внешность - не просто хорошенькая мордочка. Типажами при приеме мы не руководствуемся, они нас не волнуют. Для человека, поступающего в Щукинский институт, важно иметь душу. Не просто в интернете взял рассказик, выучил наизусть и шпарит, это не интересно. А когда он этот текст сделал своим и ему хочется рассказать про что-то - про войну или про любовь, не важно - вот тогда это другое дело.

Такого, например, чтобы абитуриентке сразу отказывали из-за лишнего веса, быть не может, это ерунда. Только если девушка весит под сто пятьдесят - двести килограмм, а это явно нездоровая полнота. Я училась на одном курсе с Гундаревой Натальей Георгиевной , да, у нее была большая фигура и много веса, но это не значит, что каждая толстая отъевшаяся девочка - Гундарева.

Легенды абитуриентов - это полный бред. Речь идет о лучшей театральной школе мира, Европы точно. Легенды абитуриентов есть две: я пришел, пукнул и меня сразу взяли, а вторая - я вошел и мне сразу сказали «спасибо, не надо».

Приходит очень много психически нездоровых людей. Таких слушаешь долго, чтобы не обидеть, не расстроить. Есть особенные дети, им кажется, что они могут быть актерами. Человека, допустим, с тиком тоже нельзя обидеть, но их нет времени слушать, потому что в день приходит по сто человек и больше. На первом прослушивании слушаем быстро, потому что проверяем материал, есть ли внешность, обаяние, выговаривает ли буквы. На следующем туре слушаем поподробнее, конкурс - очень подробно.

Если говорить об опыте набора, то я могу посмотреть в стоящую толпу и понять, что вот это не наш человек, я такого не хочу, я хочу высокого, красивого. Я хочу, чтобы у него была фактура, чтобы он потом снимался в кино, чтобы он этой профессией мог зарабатывать деньги. Я хочу набрать курс, который будет создавать славу училищу и себе, работать в профессии.

Олег Кудряшов, заслуженный деятель искусств России, художественный руководитель мастерской в ГИТИСе


Нужны, в первую очередь, способные талантливые люди, хорошо бы еще музыкальные, с хорошим певческим голосом. Я уделяю большое внимание музыкальной стороне обучения, поскольку считаю, что музыка должна являться главным предметом в обучении актера не только музыкального театра, но и драматического.

Лицо и глаза - зеркало души, я меньше всего обращаю внимание на то, что можно назвать смазливостью, на красивенькие кукольные лица. Мне очень важно живое, разнообразное, подвижное лицо, подвижные глаза, подвижные мышцы, которые очень хорошо реагируют на любое внутреннее движение. А такого критерия, что надо набирать только красивых молодых парней и девушек, у нас нет.

Первая главная ошибка абитуриентов на прослушиваниях - они излишне стараются. Они слишком волнуются и выдают лишнее. Во-вторых, они чрезвычайно настаивают на своем решении в отношении материала. Программа становится невероятно агрессивной, очень активной, и из-за этого зачастую теряется суть.

2024 english-speak.ru. Изучение английского языка.