Составное именное сказуемое примеры. Типы сказуемых. А. Составное именное сказуемое

Проект для обучения синтаксической темы в 8 классе

«СКАЗУЕМОЕ. ТИПЫ СКАЗУЕМОГО»

Подготовила Бондаренко Т.В., учитель первой квалификационной категории МОУООШ №11 с. Александровского Ставропольского края

Цели: расширить понятие о сказуемом, познакомить с типами сказуемого; учить различать простое, составное глагольное и составное именное сказуемые; формировать орфографическую зоркость учащихся

А. Составное именное сказуемое

Соответствующий номинальный предикат. § Составной номинальный предикат состоит из глагола ссылки и предикативного. Глагол связи является структурным элементом предиката, поскольку он соединяет субъекта и предикатив. Он выражает грамматические категории человека, количество, время, аспект и настроение.

Предикатив является условной частью составного номинального предиката. Он характеризует человека или не человека, выраженного субъектом. Характеристика может касаться следующего. Свойства человека или человека. Девушка выглядела уставшей, но красивой.

Оборудование: карточки, компьютер, мультимедийный проектор, экран.

ТЕОРИЯ

Сказуемое – один из главных членов предложения, связанный с подлежащим и согласующийся с ним в роде, числе и лице.

В предложении сказуемое чаще всего выражается глаголом, согласованным с подлежащим, но может выражаться и другими частями речи (прилагательными, существительными, причастиями, числительными, местоимениями, наречиями). Отвечает на вопросы: «что делает предмет (лицо)?», «кто такой предмет (лицо)?», «каков предмет (лицо)?», «что с ним происходит?», «каков он?» .

Видимость казалась очень хорошей. Ему было сорок и в расцвете сил. Личность лица или лица, не являющегося лицом, то есть к какому классу людей или вещей, к которым они принадлежат. Папа мисс Седли был человеком некоторого богатства. Мое желание состоит в изучении многих языков.

§ Среди класса глаголов ссылок можно выделить. Те, которые потеряли свой первоначальный лексический смысл. Те, которые лишь частично потеряли свой лексический смысл. Этот запрос казался излишним. Комната выглядела уютно и весело. В обоих случаях используются собственные глаголы ссылок.

Существует три типа сказуемых:

- простое глагольное сказуемое;

- составное глагольное сказуемое;

- составное именное сказуемое.

Простое глагольное сказуемое

Сказуемое, выраженное одним глаголом в форме какого-либо наклонения, называется простым глагольным сказуемым . В простом глагольном сказуемом лексическое и грамматическое значения выражаются глаголом.

Те, которые полностью сохранили свой лексический смысл, но все еще служат звеньями глаголов, за которыми следует предикатив. Они используются в пассивном голосе: выбирать, звонить, оставлять, хранить, совершать. В соответствии с их семантическими характеристиками ссылки глаголы делятся на три группы: связывать глаголы бытия, становления, оставления.

Быть, чувствовать, звучать, обонять, по вкусу, выглядеть, казаться, казаться и т.д. Из них только глагол быть является чистым звеном глагола бытия, так как другие могут иметь какое-то дополнительное значение. Когда ему было семь лет, начальная школа была для него кошмаром и пыткой.

Способы выражения простого глагольного сказуемого

Простым глагольным сказуемым может быть глагол в повелительном, изъявительном или условном наклонении.

Примеры простого глагольного сказуемого:

Кирпич делается из глины.
Он
является одним из первых.
Из-за угла
показался автомобиль.
Все
становятся в ряд.
Брат
бывает в Москве.

Его лицо выглядело ужасно все время. Мне было приятно, чем когда-либо. Его голос звучал холодно и враждебно. Все оказалось очень грандиозным и внушительным для меня. Обратите внимание, как глаголы ссылок на вкус и ощущение переведены на русский язык. Лимоны вкус кислый. - Лимоны кислые на вкус.

Составное глагольное сказуемое

Мех чувствует себя мягким. - Мех мягкий на ощупь. Стать, расти, поворачиваться, становиться, совершать. Шум грохочущих блюд становится невыносимым. Нос Детского слона становился все длиннее и длиннее. Лицо девушки внезапно покраснело. Девочка сделает хорошего учителя.

Составное глагольное сказуемое

Составное глагольное сказуемое состоит из двух частей – основной и вспомогательной . Вспомогательная часть выражает грамматическое значение сказуемого.

Неопределенная форма глагола (инфинитив) выражает основное лексическое значение сказуемого.

Оставаться, продолжать, оставаться, оставаться. Дети подозрительно молчали. Способы выражения предикативного. § Предикатив может быть выражен. Существительное в общем случае или в родительном падеже. Отец мисс Седли был торговцем. Прилагательное или прилагательное.

Человеку было трудно убедить. Следует помнить, что в некоторых случаях предикативное прилагательное на английском языке соответствует модификатору наречия, выраженному наречием на русском языке. Она выглядит плохо - Онаплохо выглядит. На английском языке глаголы, чтобы чувствовать запах, звучать, смотреть, чувствовать, являются звеньями глаголов и являются первой частью составного номинального предиката. Предикативы квалифицируют субъекта и поэтому могут быть выражены только прилагательными. На русском языке соответствующие глаголы образуют простые словесные предикаты и поэтому изменяются при помощи наречий, выраженных наречием.

Вспомогательная часть составного глагольного сказуемого выражена:

1)глаголами, обозначающими начало, продолжение, окончание действия: Я начал замерзать, Она продолжала играть;

2) глаголами долженствования и краткими прилагательными (должен, могу, готов, рад и др.) К примеру: Мы готовы помочь, Он должен уехать, Я рад слышать ваш голос;

Шляпа моя. Инфинитив. Его первая мысль заключалась в том, чтобы убежать. Моя идея - отправиться туда сама. Единственное, что нужно сделать, это выбить его. Геронд. Мое хобби танцует, и он собирает марки. Главная проблема заключалась в том, что он был в настоящий момент.

Причастие или причастная фраза. Предмет казался странным выбором. Это звучало довольно печально. Неделимая группа слов. Семантические характеристики предикативного. § Три наиболее типичные семантические характеристики предикатива: идентификация, классификация и характеристика.

3)с ловами состояния со значением желательности , необходимости , возможности:

Надо поддержать его.

3) словами категории состояния, выражающими эмоциональную оценку действия: Приятно видеть снова вас, Хорошо бывать на природе.

Он был врачом. Он будет врачом. Он врач

Определяющий предикат выражает равенство между понятием, выраженным предикативным и субъектом, или означает, что они имеют один и тот же ранг или значение. В этом случае предикатив и субъект позиционно взаимозаменяемы. Такие предикативы выражаются существительным с определенным артикулом.

Лондон - столица Британии. = Столица Британии - Лондон. Гора Эверест - самая высокая гора в мире. = Самая высокая гора в мире - гора. Классификация предикативных имен - это класс лиц или лиц, не относящихся к тому, что принадлежит этому субъекту. Предикатив в этом случае выражается существительным с неопределенной статьей.

Составное именное сказуемое

Составное именное сказуемое имеет два компонента: связка и именная часть.

Наиболее употребляемым является глагол-связка быть , выражающий только грамматические значения.

Способы выражения именной и вспомогательной частей составного именного сказуемого

Характеризующий предикатив обозначает состояние или качество человека или не человека и выражается прилагательным или статичным. Характеризующий предикатив также может быть существительным, которое в этом случае не имеет статьи. Составляющий номинальный двойной предикат.

§ Совокупный номинальный двойной предикат объединяет, как следует из названия, особенности двух разных типов предикатов. Он имеет черты простого вербального предиката и свойства сложного номинального предиката. Он состоит из двух частей, оба из которых являются условными. С этой точки зрения он напоминает простой словесный предикат. Но в то же время вербальная часть этого предиката выполняет функцию связывания, поскольку она связывает свою вторую часть с субъектом.

Именной частью в составе именного сказуемого может выступать:
- имя существительное в творительном падеже, в именительном падеже;
- сравнительная степень имени прилагательного, причастие, краткое прилагательное, наречие, местоимение. Например:

Вечер становится теплее (сравнительная степень имени прилагательного)
Он является новатором (имя существительное в творительном падеже)
Он показался мне радостным. Осень стояла теплая (имя прилагательное)
Брат бывает невыносим (краткое прилагательное)
Книга была моей (местоимение)
Платье было ей впору
(наречие)

Вторая часть составного номинального двойного предиката выражается существительным или прилагательным, которое обозначает свойства субъекта так же, как и предикатив собственно номинального предиката. Луна сияла холодно и ярко. Здесь предикат обозначает два отдельных понятия.

Существует несколько глаголов, которые часто встречаются в предикате этого типа, выполняя двойную функцию обозначения процесса и одновременно выступая в качестве ссылок. Они: умирать, уходить, лгать, жениться, возвращаться, вставать, сидеть, стоять, сиять и т.д. как и в современном английском, растет склонность использовать этот тип предиката, глаголы происходящие в нем, не ограничены каким-либо конкретным лексическим классом.

Вспомогательная часть именного сказуемого может быть выражена:

1) формой глагола быть (был, есть, буду, нулевой формой этого глагола) Я был счастлив ;
2) глаголами стать, казаться, оказаться и др. Он казался одиноким ;
3) глаголами со значением действия, состояния:
прийти, приехать, вернуться, стоять и др. Она приехала поездом;
4) в настоящем времени вспомогательная часть (глагол-связка) может быть опущена. Вместо нее может быть тире.

Мужчины молчали и неподвижны. Они встретили друзей и расстались с врагами. Луна поднялась круглой и желтой. О важности предиката говорилось и многое было написано в литературе. Тем не менее, часто возникают нерешенные проблемы в разграничении этой основной части предложения.

Все предикаты должны содержать по крайней мере один глагол, но не все личные глаголы способны формировать предикат в одиночку. Здесь есть два разных уровня: предикат является синтаксическим и морфологическим глаголом уровня. Но мы не можем принять идею о том, что предикат будет составлять только один персональный глагол; иногда для создания этой части предложения требуется два или даже три глагола.

Примеры составного именного сказуемого в предложениях:

А разве воздействовать ( что ? подлежащее ) на людей – не великое искусство? Грех не беда , молва не хороша . (составное именное сказуемое с нулевой связкой)
Вечер как вечер. Ученье – вот чума . Ученость – вот причина .
Слава этих людей – это
подлинная слава. «Гроза» есть, без сомнения, самое решительное произведение Островского. (Белинский)
Иудушка был мал и небрезгливый. Искусство – это не профессия, а талант. (Д. Гранин)
С этого дня князь Андрей женихом стал ездить к Ростовым. (Л.Н. Толстой)
Вся жизнь моя была залогом свиданья верного с тобой. (А.С. Пушкин)

Разбить составной вербальный предикат. Поэтому мы никогда не добавим. Давайте плакать или смеяться достаточно. Поэзия Анны Бландианы написана в свободном стихе, а чередование временного слова никогда между глаголами дополнений и сотворением глагола плача не диктуется сохранением рифмы, а необходимостью аффективной акцентуации, невозможностью достичь этого состояния ума.

В приведенном выше примере расстояние полу-вспомогательного должно иметь базовый глагол через простое наречие, чтобы подчеркнуть категорический характер необходимости предполагаемого конфликта. И теперь ты приезжаешь в страну! И твои гнезда в роще! Поэт сделал смелую инверсию, обратив внимание читателя на слова в довольно необычном месте.

Таблица видов сказуемых

ПРОСТОЕ ГЛАГОЛЬНОЕ

(как правило,состоит из одного слова – глагола)

СОСТАВНОЕ

СОСТАВНОЕ ГЛАГОЛЬНОЕ

СОСТАВНОЕ ИМЕННОЕ

Способы выражения простого глагольного сказуемого:

    глагол в различном наклонении

1. Уже проснулись певчие птицы.

Во втором ряду удаленность используется для достижения большей аффективной акцентуации, а в третьих - предлагать максимальную близость, слияние души лирического героя с природой в пробуждении и с ее гостями - птицы, которые приносят на крыльях весна. Мы наблюдаем свободу автора формировать синтаксические ресурсы для выразительных потребностей.

Эти предикаты формируются из полуопределенного вида другого глагола в режиме соединения, инфинитива или на спине. Аспективные полулюксы по их лексическому характеру делятся на 3 основные категории: интубационные, несовершенные, совершенные. С конца поля начинается холодный плуг.

(гл. прош. вр., в изъявительном наклонении)

2. В спортивной секции вы тренировались бы более регулярно.

(гл. в условном наклонении)

3. Возьмите с собой в проход карту.

(гл. в повелительном наклонении)

    междометие в значении глагола

    Стрелять черной бороздой в том месте, где. Александри, расстояние было сделано субъектом предложения, сопровождаемым атрибутом. Помимо предоставления рифмы, инверсия хочет дать визуальный образ большого пространства. На переднем плане - плуг и борозда, как будто у читателя была широкая ткань перед ним, кусок живописи. Необходимо обратить внимание на то, что расстояния появляются даже в теле элементарного элемента, между ним и самим глаголом.

    Знаменательные и полузнаменательные связки

    Дезагрегировать словесный предикат. Явление дезагрегации также можно продемонстрировать в словесном предикате. Этот предикат приписывает субъекту качество, атрибут, как тонированный, так и модальный. Этот предикат содержит один из полуобщественных глаголов режима, который может выражать: желание, желание, необходимость, возможность или невозможность.

Вдруг из кустов выбегает собака и прыг в воду.

    глагол в форме сложного будущего времени

Еще громче будут петь птицы.

Ты постоянно вешаешь мне лапшу на уши

Делает вас уродливым и не чувствует себя хорошо. Вы, кто должен быть вечно прекрасным. Иллюзия веры в то, что она страдает, что она, наверное, уродливая, ей грустно. Но всякий раз, когда и при любых обстоятельствах женщина должна быть символом абсолютной красоты, женщина, воспитываемая на уровне иконы. Булгар указывает: «Не редкие слова, но редкое употребление слов», поэтому вечное наречие является предшественником красивого прилагательного, которое появляется как семантическое обновление. Ни великий, ни сильный, ни святой.

Мы наблюдаем диктат, обусловленный сохранением ритма, особенно, подчеркивая три ипостаси: великие, сильные, святые, определяющие с трехмерной точки зрения человека: великую душу, сильный характер, святую духовность. Взаимодействие наречия иногда придает особый нюанс чувству счастья, помещенного под знаком невозможного, - состояние, характерное для молодой души, которая всегда притягивается к крайностям.

Вспомогательное слово

Глагол-связка

+

Способы выражения вспомогательного слова:

    глаголы ( начать, прекратить, продолжать, мочь, желать, хотеть и т.д.)

Брат перестал заниматься и может отстать в учебе.

    краткие прилагательные

    Благодаря повторному чередованию отрицательного наречия, которое расставляет элементы вербально-номинального предиката, писателю удалось выделить отрицание двух виртуальных ипостасей, но в одном и том же случае они уязвимы и точно, что они отрицать друг друга.

    Чувство любви является оксимороническим, через него проявляются сразу два опыта: скрытие и раскрытие, боль, замешивание и удовлетворение. Пройдя смесь противоположных эмоций, герой в конце концов разъясняет свое истинное чувство своей девушке, считая ее самой дорогой и самой красивой.

(рад, готов, должен, обязан, намерен и т.д.)

Я рад вам помочь.

Обрати внимание:

1. Неопред. форма глагола не всегда входит в состав сказуемого. Она может выступать в качестве любого члена предложения.

Подлежащим:

Курить – здоровью вредить.

Дополнением :

Врачи запретили ему (что?) курить .

(Действия, выраженные глаголами, совершают разные лица, значит, курить не является частью сказуемого.)

Обстоятельством:

Он вышел (зачем?) покурить.

Определением:

Привычка (какая?) курить ему повредила.

2 . Составное глагольное сказуемое может включать и более 2-х слов :

Я был рад вам помочь.

Именная часть

Неопределенная форма глагола

Способы выражения глагола-связки:

    глагол БЫТЬ в разных временных формах

Я был учителем .

Я буду учителем .

Я ○ учитель ( в настоящем времени связка нулевая)

    глаголы делаться, стать, становиться, казаться, являться, называться и т.д.

Все делается светлее от первого снега.

    Глагол-связка может состоять из 2-х слов

Я хочу быть учителем .

Способы выражения именной части:

    Имя существительное

Он ○ весельчак . Он был весельчаком .

    Имя прилагательное

Он был сегодня очень веселый.

    Причастие /краткое причастие

Брови ее были сдвинуты .

Хлеба уже ○ обмолоченные .

    Местоимение

Вишневый сад теперь ○ мой.

    Числительное

Два да три будет пять .

    Наречие

Ей туфли будут впору.

    Синтаксически неделимое словосочетание

Он был высокого роста.

ОБУЧЕНИЕ, ТРЕНИРОВКА

Материалы к уроку №1 «Простое глагольное сказуемое »

1 . Работа в парах с предложениями, записанными на доске и на карточках

- Найдите подлежащее и сказуемое в предложениях, напишите над сказуемым, чем оно выражено

1). Уже проснулись певчие птицы.

Громко поют птицы.

Еще громче будут петь птицы.

2). Что называется сказуемым?

(Сказуемое – это главный член предложения, который зависит только от подлежащего и обозначает его признак или действие. Сказуемое отвечает на вопросы: Что делает предмет? Что с ним происходит? Каков он? Что он такое? Кто он такой?)

3). Какими частями речи выражены сказуемые?

(Глаголы – сказуемые имеют формы изъявительного наклонения прошедшего, настоящего и будущего сложного времени.)

4)Сделайте вывод

Вывод : Такие сказуемые, в которых лексические и грамматические значения выражены одним глаголом в форме какого-либо наклонения, называются простыми глагольными.

2. Закрепление. Работа в парах

1) Самостоятельная работа с КИМами. Вариант №3 (стр25).

2) В2. замените словосочетание (на) пристани села (предложение 1), построенное на основе управления, синонимичным словосочетанием со связью согласование. Напишите получившееся словосочетание.

на сельской пристани

3) В3. Выпишите грамматическую основу предложения 22.

Вдали зашумела идущая обратным рейсом шустрая «Ракета».

Ответ:

4) В6. укажите количество грамматических основ в предложении 15.

Я глянул ему в глаза – он отвел их, он не хотел быть нахалом.

ОБУЧЕНИЕ, ТРЕНИРОВКА

Материалы к уроку №2. «Составное глагольное сказуемое »

Слайд

Рассмотрите таблицу вспомогательных глаголов и их значений. Вспомогательные глаголы несут дополнительное значение к основному глаголу в форме инфинитива.

Основные вспомогательные слова

Начало, конец, продолжение действия

Желательность, возможность, необходимость действия

Эмоциональная оценка действия

Краткие прилагательные в роли вспомогательных глаголов

Фразеологические сочетания

начать

стать

закончить

приняться

продолжить

бросить

пуститься

прекратить

уметь

успеть

желать

мечтать

хотеть

стараться

предполагать

привыкнуть

пытаться

любить

нравиться

надеяться

бояться стыдиться

готовиться

ненавидеть

страшиться

трусить

рад

должен

готов

обязан

достоин

иметь желание

сделать усилие

дать согласие

гореть желанием

иметь честь

иметь намерение

дать обещание

иметь привычку

Закрепление новых знаний

1. Записать примеры предложений , проанализировать их. Обратить внимание на способ выражения сказуемого. (Слайд)

Законы механики открыл Исаак Ньютон.
Ещё в детстве Исаак
начал мастерить механические игрушки. В отрочестве Ньютон продолжал строить модели водяных мельниц.
Сформулировать собственный вывод, аргументировать ответ.

2. Цифровой диктант с последующей самопроверкой . (Слайд)

Распределить сказуемые в соответствии с цифровыми обозначениями в три колонки: в первую – простое глагольное сказуемое, во вторую – составное глагольное сказуемое (ПГ, СГС):

Исаак Ньютон (1606-1642) родился (1) в Англии.

Ньютон хотел надеяться (2) , что его род восходит (3) к шотландским дворянам XV века, Однако историки так не считают (4) .

Предки Ньютона стремились разбогатеть(5).

К концу XVI века семья перешла (6) в разряд (землевладельцев ).

Отец Ньютона оставил (7) в наследство крупную по тем временам сумму в 500 фунтов стерлингов и несколько сот акров плодородной земли, занятой полями и лесами.
Исаак с 12 учился (8) в школе в .

В 1659 году мать вернула (9) его в поместье и попыталась возложить (10) на 16-летнего сына часть дел по управлению хозяйством.
(1.3.4.6,7,8.9//2.5.10)

3. Р.р. Творческие задания

I группа. (Слайд)

1. Замените простые глагольные сказуемые составными.

1. Исаак читал книги.
2. Ньютон учился в Кембриджском университете.
3. В студенческие годы Исаак мастерил научные инструменты.

Примерные ответы: стремился учиться, продолжал мастерить.

II группа. (Слайд)

2. Выполните синтаксический разбор предложения:

Согласно легенде, закон тяготения Ньютон сумел открыть, наблюдая падение яблока с ветки дерева.

III группа.

3.Выполните пунктуационный разбор предложения:

Ньютон продолжал экспериментировать с цветом, доказав, что белый свет не первичен, а состоит из цветных компонентов с разными углами преломления. (Слайд)

IV группа.

4. Определите, чем выражено сказуемое. (Слайд)

Учёный мечтал написать книгу о математических началах. В этом труде Ньютон готов был определить базовые начала механики. Ньютон сумел сформулировать три закона механики. Он должен был много трудиться.

4 . Используя текст, заполните таблицу

Способы выражения составного глагольного сказуемого.

Способ выражения

Пример

Самопроверка. (Слайд):

Способ выражения

Пример

Модальный глагол (хотеть, мочь и пр.)

смог получить, помогли привести

Глагол, обозначающий фазу действия (начинать, кончать и т. п.)

начал учиться, продолжил обучаться, продолжали складываться, закончил строить

Глагол, обозначающий эмоциональную оценку действия (любить, бояться)

любил посвящать

Краткие прилагательные или наречия с модальным значением (должен, рад, обязан, надо и т.п.)

надо было проводить, рада была возвести

Ньютон Исаак (1643-1727 гг.)

Английский математик, физик, алхимик и историк. Родился в семье фермера.
В12 лет начал учиться в Грантемской школе, в 1661 г продолжил обучаться в колледже Св. Троицы (Тринити-колледж) Кембриджского университета в качестве субсайзера (так назывались бедные студенты, выполнявшие для заработка обязанности слуг в колледже).
Окончив университет, Ньютон в 1665 г смог получить ученую степень бакалавра. В 1665-1667 гг. у него продолжали складываться в основном те идеи, которые помогли привести его к созданию дифференциального и интегрального исчислений, изобретению зеркального телескопа, открытию закона всемирного тяготения.
В Кембридже ему надо было проводить опыты по разложению света. В 1668 г. Ньютону была присвоена степень магистра. В 1671 г. Ньютон закончил строить второй зеркальный телескоп - больших размеров и лучшего качества. Ньютону принадлежат обоснованные тончайшими экспериментами представления о монохроматических световых лучах и периодичности их свойств, лежащие в основе физической оптики.
В 1687 г. Ньютон опубликовал свой грандиозный труд «Математические начала натуральной философии» (кратко - «Начала»), заложивший основы не только рациональной механики, но и всего математического естествознания. «Начала» содержали законы динамики, закон всемирного тяготения с эффективными приложениями к движению небесных тел, истоки учения о движении и сопротивлении жидкостей и газов, включая акустику.
В 1705 г. за научные труды королева Анна рада была возвести его в рыцарское звание. В последние годы жизни Ньютон много времени любил посвящать теологии и античной и библейской истории. Похоронен Ньютон в английском национальном пантеоне - Вестминстерском аббатстве.

5. Проверка полученных знаний с последующей самопроверкой

На этом уроке мы говорили о составном глагольном сказуемом. Почему сказуемое называется составным? Глагольным?
Обращаю ваше внимание на то, что в составном глагольном сказуемом обязательно должен присутствовать инфинитив.

Проверочная работа. Выпишите составные глагольные сказуемые

(1) Маленький Исаак постоянно был одинок.(2) Сверстники не слишком хорошо к нему относилисьпотому, что он всегда мог выиграть в шашки и другие игры, требующие сообразительности.(3) Молодой Ньютон не мог подружиться ни с кем из этой ребятни.(4) Так началось его одиночество – от рождения и до смерти....
(5)В студенческие годы он чувствовал
, что способен решить проблемы, которые веками волновали человечество. (6)При одной только мысли об этом он ощущал бешеное нетерпение и ненасытную страсть первооткрывателя. (7)Конечно, в Кембридже он станет магистром, затем членом колледжа, может быть, профессором. (8)Он знал, что члены колледжа не могли жениться. (9)Ньютон не жалел об этом.(10) Его любовью стала математика...
(11) Он прекрасно знал анатомию и физиологию, различные методы лечения, что в большей мере способствовало его завидному долголетию.
(12)Он не особенно жаловал литературу и совсем не любил поэзию, живопись и скульптуру.
(13)Ньютон с детства смог внедрить в свое сознание, что ложь, эгоизм, насилие, потеря контроля над своими чувствами и действиями – смертные грехи. (14)Он был истинным сыном своего пуританского века.
(15)Для Ньютона характерна вера в изначальный ясный смысл Библии. (16) Он старался устранить расхождения между хронологией светской и хронологией Ветхого Завета.
(17) Страсть к научным занятиям не могла покинуть его и в поздние лондонские годы. (18) Хотя творческий возраст его давно уже миновал, он старался строго соблюдать раз и навсегда установленный им для себя режим занятий.(19) Никто и никогда не видел его без работы. (20)Работа служила ему бальзамом от душевного беспокойства.

Ответ:

(1) был одинок

(2) мог выиграть
(3) не мог подружиться
(5)
что способен решить
(8) не могли жениться
(13) смог внедрить
(16) старался устранить
(17) не могла покинуть
(18) старался соблюдать

Взаимопроверка. (Слайд)

5. Письменная работа. Слайд. Замените простые глагольные сказуемые составными глагольными.

а) Деревья пожелтели. (Деревья начали желтеть.)

б) Собрание начнется в назначенный срок. (должно начаться)

в) Учитель поможет ребятам в решении трудных задач. (должен помочь)

г) Сыновья помогают матери в домашних делах. (рады помочь)

д) Она водит машину. (умеет водить)

е) Сыновья навестили своих родителей. (смогут навестить.)

ОБУЧЕНИЕ, ТРЕНИРОВКА

Материалы к уроку №3 «Составное именное сказуемое »

1. Объяснение новой темы.

Запишем предложения, найдите в них сказуемые. Определите, чем выражены сказуемые в этих предложениях.

1. Он был моим братом . (глагол-связка и сущ. тв. п.)

2. Он мой брат . (сущ. в им.падеже) (нулевая связка!)

3. Метель была страшная . (гл.-св. и прил.)

4. Земля велика и прекрасна . (краткие прил.)

5. Стекла были разбитые . (гл. связка+причастие в им. п.) илиСтекла были разбитыми (причастие в тв. п)
6. Эта девушка
высокого роста . (цельное словосочетание)

7. Пять плюс пять будет десять . (гл.-св. + числит.)

8. Я был насторож е . (гл.-св. + наречие) настороже - сак, уяу булу

9. Вся рыба – ваша . (местоим.)

10. Он был мастером на все руки . (гл.-св. + фразеологизм)

Вывод. Значит, СИС состоит из глагола-связки и именной части. Обычно в настоящем времени глагол-связка не употребляется. Такая связка называется нулевой. Именная часть выражается существительным в именительном и творительном падеже, полными и краткими прилагательными, причастием, цельным словосочетанием, числительным, наречием, местоимением и фразеологизмом).

1. Лабораторная работа по теме: Составное именное сказуемое.

Дано: простые предложения.

Цель: определить, какой частью речи может быть выражена именная часть в составном именном сказуемом.

Ход работы

1. Внимательно прочитай предложения.

2. Найди основу данных предложений.

3. Определи, какой частью речи выражена именная часть в составном именном сказуемом.

4. Сделай вывод.

Не забудь!

СИС = глагол - связка + именная часть

В настоящем времени глагол-связка быть нулевая,

1. Азбука – к мудрости ступенька.

2. И товар хорош, и цена весёлая.

3. Круто замешено, да не пропечёно.

4. Два да два будет четыре.

5. И хорошо, да невпопад.

6. И твоё – моё, и моё - моё.

7. Семь бед – один ответ.

ВЫВОД:

(Именная часть составных именных сказуемых может выражаться всеми именными частями речи, а также причастием, наречием и синтаксически неделимым словосочетанием)

Обсуждение вопросов, которые возникли у учащихся в процессе выполнения лабораторной работы.

2. Проверочная работа (распечатано на листах)

(разноуровневые задания, вариант выполнения учащиеся выбирают сами)

1. Дата к...рн...в...ла до сих пор не уточнена.

2. И...юм...нация в...л...колепна.

3. На наез...нике была серая куртка с меховым в...р...тником.

4. Родительский к...м...тет соб...рался один раз в четверть.

5. Созда...ая к...ми...ия была ра...пущена досрочно.

* Вставить пропущенные буквы. Найти подлежащее и сказуемое.

** Вставить пропущенные буквы. Найти подлежащее и сказуемое.

Определить вид сказуемого.

*** Вставить пропущенные буквы. Найти подлежащее и сказуемое.

Определить вид сказуемого.

Записать свой пример предложения со сказуемым, вида которого нет в данных предложениях.

По итогам выполнения проверочной работы учитель заполняет оценочный лист, который поможет ему увидеть степень усвоения учащимися учебного материала и спланировать дальнейшую работу по теме.

Оценочный лист учителя

п/п

Виды деятельности учащихся

Оценки учеников (комментарии)

Ф.И.

Ф.И.

Ф.И.

Ф.И.

1.

Умение находить основу предложения

2.

Определение вида сказуемого

3.

Определение формы сказуемого

4.

Знание частей речи

5.

Умение делать вывод.

3. Разноуровневые задания.

Переделать предложения так, чтобы простое глагольное сказуемое стало составным именным.

Образец: Улица опустела. Улица стала пустой.

1. Он часто является ко мне. 2. Мальчик быстро взрослеет. 3. Брат руководит группой. 4. Небо темнеет.

2. Определить вид сказуемого в предложениях.

/. Мы слушаем радио. Сегодня будем слушать интересную передачу. Мы начнем слушать эту передачу после ужина. Он будет слушателем школьного лектория. 2. Будь ты в этом доме хозяйкой. Ты будь дома сего дня. Улицы были украшены флагами и ярко освещены. 3. Я гордился бы то бой. Я был бы горд тобой. Я горжусь тобой.

3. Заменить полные формы причастий и прилагательных краткими
формами. С некоторыми из них составить предложения. Каким членом
предложения является краткая форма? Какие правила правописания причастий и прилагательных вы применили?

Затерянные ключи, пустынная местность, отремонтированная комната, засеянное поле, свежий хлеб, выкрашенные стены, исправленная и переписанная рукопись, юные артисты, трескучий мороз, горячий песок, неуклюжий медведь, безжизненная пустыня, колючий шиповник, упакован ные и отправленные грузы.

4. Самостоятельная работа (Карточка)

Задание:

На карточке вставить пропущенные орфограммы и знаки препинания.

Подчеркнуть сказуемые разных (!) типов.

Пр…ехал царь. Он был не в духе. Так тряс головою и подёргивал плеч…м что нав…дил на всех ужас. Войдя в залу, где танцевали, нашёл, что жарко, и захотел открыть окно. Но окна забиты были снаружи гв…здями. Царь велел пр…нести топор и вместе с двумя денщиками пр…нялся за работу. Наконец(таки) добился своего, вынул раму. Окно оставалось открытым (не)долго и на дворе опять начиналась оттепель ветер дул прямо с запада. Но всё(таки) по комнатам пошли такие сквозняки. Что легко одетые дамы и зябкие старички не знали, куда деваться. Царь устал, вспотел от работы, но был доволен, даже повеселел.

- Ваше величество, - сказал австрийский резидент Плейер, большой любезник, - вы прорубили окно в Европу.

(Д. Мережковский, «Пётр и Алексей»)

5. Работа по подготовке к ГИА.

Задание № 8 в ОГЭ. Найдите грамматическую основу такого-то предложения. (Слайд)

(55) Тебя можно слушать вечно, Пушкин! СГС

(27) Взрослых нигде не было видно. СИС

(40) До сих по помнят в деревне Белогрудку. ПГС

(41) Толику стало страшно. СИС

(49) Тебя никогда нельзя понять… СГС

(10) Только её слёзы были лёгкие. СИС

(23) И вот что из этого получилось. ПГС

(20) Галочка, пойдемте в пятый «Б», а то и в самом деле уйдут. ПГС

6 . Подчеркнуть сказуемое. Соотнести предложения с типом сказуемого. (Слайд)

A. Вечернее молоко выпито. 1. ПГС
Б. Между тем княжна Мери перестала петь. 2. СГС

B. Иван стал подниматься по лестнице на трибуну. 3. СИС
Г. Долго будет моросить дождь.
Д. Бопре в отечестве своем был парикмахером.

А Б В Г Д (3 2 2 1 3)

ОБУЧЕНИЕ, ТРЕНИРОВКА

Материалы к уроку №4 «Тире между подлежащим и сказуемым »

Задание 1. Установи случаи постановки тире, графически объясни условия выбора.

1) Венера самая яркая звезда ночного неба.

2) Земля велика и прекрасна.

3) Её глаза как яркие звёзды.

4) Два и восемь десять.

5) Книга источник знаний.

6) Чужим умом жить добро не нажить.

1) Наши души зеркала, отражающие нас.

2) В бою побывать цену жизни узнать.

3) Я хороший человек.

4) Воздух как роза.

5) Этот день словно праздник.

6) Север это болото без дна и края.

7) Голова без ума как фонарь без света.

8) Говорить не думая стрелять не целясь.

9) Эти равнины словно бескрайнее море.

10) Бедность не порок.

11) Наша Волга самая красивая река.

12) Я всем чужой.

13) Жизнь пройти не поле перейти.

14) Твои речи будто острый нож.

Задание 2. Распознай третье лишнее:

1. Книга источник знаний. Мой отец учитель. Отец учитель истории.

2. Дуб дерево крепкое. Учиться значит много трудиться. Бедность не порок.

3. Чай пить не дрова рубить. Он хороший плотник. Решить задачу познать что-то новое.

4. Научиться играть в теннис это здорово! Курить здоровью вредить. Сердце не камень.

5. Площадь квартиры 5о метров. Кто твой приятель? Астана столица Казахстана.

6. Наш школьный двор как сад. Саша волейболист. А.С. Пушкин это солнце русской поэзии.

7. Бедность не порок. Мое хобби собирать марки. Я будущий портной.

ПОВТОРЕНИЕ ТЕМЫ

1. Работа в парах с предложениями, изображенными на слайде или на карточках.

- Найдите подлежащее и сказуемое в записанных на доске предложениях, напишите над сказуемым, чем оно выражено.

    Я люблю Россию до боли сердечной и даже не могу помыслить себя где-либо, кроме России. (Салтыков-Щедрин)

    Любовь к Отечеству не может угаснуть в наших сердцах. (Л. Толстой)

    Неподкупный голос мой был эхо русского народа. (М.Ю. Лермонтов)

    Дней моих еще весною отчий дом покинул я. (В.А. Жуковский)

    Я люблю над покосной стоянкою слушать вечером гуд комаров. (С.А. Есенин)

- Что вы можете сказать о сказуемых, которые встретились вам в этих предложениях? (простые и составные)

- Обратите внимание, из каких частей речи они состоят?

- Как называется сказуемое, состоящее из одного слова? А из двух слов?

2. Работа на повторение в группах. В каждой группе 5 человек и столько же вопросов по теме. Ответить на вопросы, привести примеры.

    Что обозначает сказуемое?

    Какие виды сказуемых существуют?

    Каковы особенности простого глагольного сказуемого?

    В чем отличие составного глагольного сказуемого?

    Каковы особенности составного именного сказуемого?

КОНТРОЛЬ

Оценить свою работу поможет учащимся оценочный лист учащегося

п/п

Виды деятельности

Оценка работы (комментарии)

Знаю

Умею

Сомневаюсь

1.

Нахождение основы предложения

2.

Определение вида сказуемого

3.

Определение формы сказуемого

4.

Знание частей речи

5.

Умение делать вывод.

Тест по русскому языку «Грамматическая основа предложения. Виды сказуемых» №1 для 8 класса

1.Укажите предложение с простым глагольным сказуемым. Т

А)Множество звуков вливается в ночной птичий хор.

Б) Я уже начинал беспокоиться.

В)Я готов был согласиться.

Г) Он рад был бы уйти.

2.Укажите предложение с составным глагольным сказуемым.

А)Он встал и сразу же сел.

Б) И стали три пальмы на Бога роптать.

В) Вскоре пошел сильнейший дождь.

Г) Лиза решилась на это.

3.Укажите предложение с составным именным сказуемым.

А) Слово – серебро, молчание – золото.

Б) Петр решил помочь брату.

В) Андрей готов был распоряжаться даже Киевом.

Г) Он остановился и немного задумался.

4.Укажите пример с ошибкой в определении типа сказуемого.

А) Лицо у него было кислое (составное именное).

Б) Молчание – золото (составное именное).

В) Мы хотели бы участвовать в соревнованиях (составное глагольное)

Г) Он сел и записал рассказ старушки (составное глагольное)

5. Укажите предложение с простым глагольным сказуемым:

а) Подходы к заграждениям и окопам заминированы. (А.Ананьев)

б) Крутиков разгоряченно принялся объяснять происшедшее. (Н.Горбачев)

в) Предположения Ливеровского оказались правильными. (А.Н.Толстой)

г) В воздухе густо пахло смолой. (В.Быков)

6. Укажите предложение с составным именным сказуемым:

а) Перед снегопадом дерево начинало ронять листья. (Е.Носов)

б) Много забот будет летом у белок. (И.Соколов-Микитов)

в) Машина должна была пройти на полметра позади Сережи. (В.Токарева)

г) С пригорка была видна вся деревня. (А.Куприн)

а) Город вытянут длинной полосой вдоль железной дороги по одну её сторону. (Б.Ветохин)

б) После вчерашнего небольшого шторма вода сегодня была особенно мутной.(Г.Голубев)

в) Замолчав, Пинчук решил заштопать дырку в гимнастерке. (М.Алексеев)

г) Приземление на той площадке грозило опасностью изуродоваться. (Д.Медведев)

8. Укажите предложение с составным именным сказуемым:

а) Пусть противник как можно позже обнаружил место переправы! (Е.Воробьёв)

б) Отсюда была хорошо видна лодочная станция. (А.Рыбаков)

в) После ужина Анфиса молча принялась убирать со стола. (А.Иванов)

г) На краю мохового болота я приказал всем остановиться. (И.Соколов-Микитов)

9. Укажите предложения с простым глагольным сказуемым.

а) Всякий талант неизъясним.

б) С тех пор перестал я вмешиваться в его хозяйственные распоряжения.

в) Померкни, солнце Аустерлица! Пылай, великая Москва!

г) Чувство выздоровления – одно из самых сладостных.

10. Укажите предложение с составным глагольным сказуемым.

А) Чичиков должен был на минуту зажмурить глаза.

Б) Сделались наши генералы веселые, рыхлые, сытые, белые.

В) Я боюсь, что слишком поздно стало сниться счастье мне.

Г)Я не буду больше молодым.

Тест по русскому языку «Грамматическая основа предложения. Виды сказуемых» №2 для 8 класса

1. Укажите вид сказуемого в предложении:

В окрестностях Москвы, в лесу, был разбит лагерь. (Медведев Д.)

2. Укажите вид сказуемого в предложении :

Пришел приказ захватить плацдарм на противоположной стороне реки. (Кожевников В.)

1) Простое глагольное сказуемое

2) Составное глагольное сказуемое

3) Составное именное сказуемое

3. Укажите вид сказуемого в предложении :

Вечером с высоких берёз Тетерева начали нырять в снег.(Шим Э.)

1) Простое глагольное сказуемое

2) Составное глагольное сказуемое

3) Составное именное сказуемое

4. Укажите вид сказуемого в предложении:

Перед балконом была большая утоптанная площадка. (Куприн А.)

1) Простое глагольное сказуемое

2) Составное глагольное сказуемое

3) Составное именное сказуемое

5. Укажите вид сказуемого в предложении:

Отправив связного с сообщением, Рябинкин велел бойцам выполнять этот его приказ. (Кожевников В.)

1) Простое глагольное сказуемое

2) Составное глагольное сказуемое

3) Составное именное сказуемое

6. Укажите вид сказуемого в предложении:

Без вьючных животных мы не могли тронуться в путь. (Арсеньев В.)

1) Простое глагольное сказуемое

2) Составное глагольное сказуемое

3) Составное именное сказуемое

7. Укажите вид сказуемого в предложении :

Тропа здесь проложена по увалам с правой стороны долины. (Арсеньев В.)

1) Простое глагольное сказуемое

2) Составное глагольное сказуемое

3) Составное именное сказуемое

8. Укажите вид сказуемого в предложении:

Сюда приезжали директора предприятий договориться о подключении нового цеха, нового дома.(Гранин Д.)

1) Простое глагольное сказуемое

2) Составное глагольное сказуемое

3) Составное именное сказуемое

9. Укажите вид сказуемого в предложении:

Я люблю над покосной стоянкою слушать вечером гуд комаров. (Есенин С.)

1) Простое глагольное сказуемое

2) Составное глагольное сказуемое

3) Составное именное сказуемое

10. Укажите вид сказуемого в предложении :

Профессор был заметно взволнован. (Вересаев В.)

1) Простое глагольное сказуемое

2) Составное глагольное сказуемое

3) Составное именное сказуемое

Тест по русскому языку «Виды сказуемых» №3 для 8 класса

1. Укажите предложение с простым глагольным сказуемым:

1) Подходы к заграждениям и окопам заминированы. (А.Ананьев)

2) Крутиков разгоряченно принялся объяснять происшедшее. (Н.Горбачев)

3) Предположения Ливеровского оказались правильными. (А.Н.Толстой)

4) В воздухе густо пахло смолой. (В.Быков)

2. Укажите предложение с составным глагольным сказуемым:

1) Десантники поспешили углубиться в чащу. (А.Беляев)

2) Снег все валил и валил, мешая ориентироваться в незнакомом городе. (Г.Адамов)

3) Перед наступлением наши артиллеристы начали обстрел немецких позиций.(Е.Коковин)

4) Захар разрешил людям немного отдохнуть. (А.Иванов)

3. Укажите предложение с составным именным сказуемым:

1) Перед снегопадом дерево начинало ронять листья. (Е.Носов)

2) Много забот будет летом у белок. (И.Соколов-Микитов)

3) Машина должна была пройти на полметра позади Сережи. (В.Токарева)

4) С пригорка была видна вся деревня. (А.Куприн)

4. В каком предложении нет простого глагольного сказуемого?

1) Решающую роль в моем путешествии в Антарктиду сыграла шарообразность Земли. (В.Санин)

2) С дерева на дерево перелетают оставшиеся зимовать вороны. (И.Соколов-Микитов)

3) Усталый Пинчук решил немного отдохнуть.(М.Алексеев)

4) Летный директор посоветовал пилотам искать другое место работы. (В.Ершов)

5. Укажите предложение с составным глагольным сказуемым:

1) Приказ седлать коней заставил стрелков заняться делом. (В.Арсеньев)

2) Тарас Гаврилович любил поговорить с образованным человеком. (А.Куприн)

3) Степан предложил поохотиться на гусей. (В.Короленко)

4) На старенькой этажерке книгами была заставлена только средняя полка. (И.Лазутин)

6. Укажите предложение, в котором нет составного именного сказуемого:

1) Улицы полны ночной свежести. (Б.Ветохин)

2) Ущелье было короткими досками забито наглухо.(М.Булгаков)

3) Тимошкин должен был корректировать стрельбу нашей артиллерии. (С.Борзунов)

4) Ближе к рассвету за передовой слышны моторы немецких танков.(Г.Бакланов)

7. Укажите предложение с простым глагольным сказуемым:

1) Город вытянут длинной полосой вдоль железной дороги по одну её сторону. (Б.Ветохин)

2) После вчерашнего небольшого шторма вода сегодня была особенно мутной.(Г.Голубев)

3) Замолчав, Пинчук решил заштопать дырку в гимнастерке. (М.Алексеев)

4) Приземление на той площадке грозило опасностью изуродоваться. (Д.Медведев)

8. Укажите предложение, в котором нет составного глагольного сказуемого:

1) Иван Васильевич начал грустно приготовляться к ночлегу. (В.Соллогуб)

2) Иногда Иван Матвеевич заставлял меня играть на фортепиано. (И.Тургенев)

3) В феврале Иван Григорьевич стал готовиться на пенсию. (В.Свинцов)

4) У паромной переправы мы решили перекусить. (В.Свинцов)

9. Укажите предложение с составным именным сказуемым:

1) Пусть противник как можно позже обнаружит место переправы! (Е.Воробьёв)

2) Отсюда была хорошо видна лодочная станция. (А.Рыбаков)

3) После ужина Анфиса молча принялась убирать со стола. (А.Иванов)

4) На краю мохового болота я приказал всем остановиться. (И.Соколов-Микитов)

10. Укажите предложение с простым глагольным сказуемым:

1) Семён Матвеич заставил меня сесть. (И.Тургенев)

2) За ужином Володька продолжал проявлять заботу о приезжем.(Л.Платов)

3) Большая часть кабинетов была заперта. (В.Ершов)

4) В пустые окна были видны белые облака. (И.Всеволжский)



А. Составное именное сказуемое.

1. Составное именное сказуемое — это сказуемое, которое состоит из глагола-связки и именной части :


Погода была хорошая ;

У него характер будет твёрже стали ;

Ошибка была налицо.

  • Формула составного именного сказуемого: связка + именная часть .
  • Именная часть — это основная часть сказуемого, выражающая его лексическое значение.
  • Связка — это вспомогательная часть сказуемого, выражающая грамматическое значение времени и наклонения (может выражать часть лексического значения сказуемого).

    Составное именное сказуемое может быть осложненным за счет введения в него модального или фазисного вспомогательного глагола (нетипичное строение):


    Она хотела казаться усталой
    ;

    Он постепенно начинал становиться специалистом в этой области .

  • Запятыми части составного именного сказуемого не разделяются.

2. Способы выражения глагола-связки.

Связка бывает:

1) отвлеченная , которая выражается глаголом быть (в значении «являться», а не «находиться» или «иметься»), который выражает только грамматическое значение сказуемого — наклонение, время, лицо / род, число; в настоящем времени отвлеченная связка выступает в нулевой форме :


Он студент
(нулевая связка);

Он был студентом ;

Он был бы студентом ;

Он будет студентом ;

2) полузнаменательная (полуотвлеченная), которая выражается глаголами явиться (являться), бывать, оказаться (казаться), представиться (представляться), стать (становиться), сделаться (делаться), остаться (оставаться), считаться и др. , которые выражают грамматическое значение сказуемого и дополняют значение, выражаемое именной частью; эти глаголы обычно не употребляются без именной части:

Он оказался студентом ;

Она казалась усталой ;

3) знаменательная (полнозначная), которая выражается глаголами движения, состояния, деятельности идти, ходить, бежать, вернуться, сидеть, стоять, лежать, работать, жить и др.:


Мы вернулись домой усталые
;

Он работал дворником ;

Он жил отшельником .

Знаменательная и полузнаменательная связка при определении типа сказуемого может быть заменена на отвлеченную.

3. Способы выражения именной части:

  • существительное в падежной форме, чаще в И.п. или Т.п.:

Он учитель ;

Он будет водителем ;

Юбка была в клетку ;

  • прилагательное в полной и краткой форме, в форме любой из степеней сравнения:

Слова его были глупы ;

Он стал выше отца ;

Он самый высокий в классе ;

  • полное или краткое причастие:

Письмо не было распечатано ;

  • местоимение:

Этот карандаш мой ;

  • числительное:

Он был восьмым в очереди;

  • наречие:

Разговор будет начистоту ;

Мне было жаль старика;

  • слово с количественным значением + существительное в Р.п (синтаксически связанное словосочетание):

Мальчик был пяти лет ;

  • существительное с зависимыми от него словами, если само существительное малоинформативно, а смысловой центр высказывания находится именно в зависимых от имени словах, само существительное в этом случае может быть выброшено из предложения почти без потери смысла (синтаксически связанное словосочетание):

Он лучший ученик в классе .

  • фразеологизм:

Он был притчей во языцех .

Примечание: связочная часть также может быть выражена фразеологизмом:

Он имел вид смурной и рассеянный — фразеологизм в связочной части.

Б. Следует различать составные именные сказуемые и простые глагольные сказуемые.

1. Глагол быть может выступать самостоятельным простым глагольным сказуемым в предложениях со значением бытия или обладания:

У него было три сына;

У него было много денег.

2. Глаголы стать, становится, оказаться и т.д. тоже могут быть самостоятельными простыми глагольными сказуемыми, но в другом значении:

Он оказался в центре города;

Он стал у стены.

3. Наиболее сложными для анализа являются составные именные сказуемые со знаменательной связкой, потому что обычно такие глаголы являются самостоятельными сказуемыми (Он сидел у окна ). Если глагол становится связкой, то его значение оказывается менее важным, чем значение имени, связанного с глаголом (Он сидел усталый ; более важным является то, что он был усталым , а не то, что он сидел , а не стоял или лежал ).

4. Чтобы сочетание «знаменательный глагол + имя» было составным именным сказуемым, должны соблюдаться следующие условия:

1) знаменательный глагол можно заменить грамматической связкой быть :


Он сидел усталый — Он был усталый ; Он родился счастливым
Он был счастливым ; Он пришёл первым Он был первым ;

2) связку можно сделать нулевой:


Он сидел усталый
Он усталый ; Он родился счастливым Он счастливый ; Он пришёл первым Он первый .

5. Если глагол имеет при себе зависимые формы полного прилагательного, причастия, порядкового числительного (отвечает на вопрос какой? ), то это всегда составное именное сказуемое (сидел усталый, ушёл расстроенный, пришёл первым ).

В. Типичные ошибки при разборе составного именного сказуемого.

1. Краткую форму прилагательного и особенно причастия принимают за глагол, поэтому сказуемое ошибочно считают простым глагольным. Чтобы не ошибиться, надо поставить сказуемое в прошедшее время: в глаголе появляется суффикс -л , а у краткого прилагательного или причастия появится связка был (была, было, были ):

Он болеет (простое глагольное сказуемое). Он болел ;
Он болен Он был болен ;
Город взят (составное именное сказуемое).Город был взят .

2. Краткое прилагательное среднего рода (именную часть сказуемого) путают с наречием на -о . Чтобы не ошибиться, следует обратить внимание на форму подлежащего:

    если подлежащего нет (предложение односоставное), то именная часть сказуемого — наречие:

    На море спокойно ;

    если подлежащее — инфинитив или существительное женского, мужского рода, существительное во множественном числе, то именная часть сказуемого — наречие:

    Жить это хорошо ; Жизнь это хорошо ; Дети это хорошо ;

    если подлежащее — существительное среднего рода, надо изменить число подлежащего или подставить другое подлежащее — существительное женского или мужского рода: форма наречия не изменится; окончание же краткого прилагательного изменится; можно также заменить краткое прилагательное на полное.

    Море спокойно (составное именное сказуемое; именная часть выражена кратким прилагательным). — Река спокойна ; Моря спокойны ; Море спокойное ).

3. Именную часть сказуемого, выраженную полным прилагательным, причастием, порядковым числительным, ошибочно разбирают как второстепенный член — определение. Чтобы не ошибиться, следует обратить внимание на то, от какого слова ставится вопрос какой? к данному имени.

  • Если вопрос ставится от подлежащего или дополнения, то это определение: У неё было красное (какое?) платье (красное — определение).

    Если вопрос какой? ставится от глагола, то это именная часть сказуемого: Её платье было (какое?) красное (красное — именная часть сказуемого).

    Если глагола в предложении нет, то надо обратить внимание на порядок слов:

    • определение обычно стоит перед подлежащим-существительным: У неё красное платье ;

      именная часть сказуемого обычно стоит после подлежащего-существительного: Её платье красное .

4. Именную часть сказуемого, выраженную существительным, местоимением в именительном падеже, часто путают с подлежащим. Особенно трудно разграничить подлежащее и сказуемое, если оба члена выражены формами именительного падежа.

Для разграничения подлежащего и сказуемого, выраженных формами именительного падежа , следует учитывать следующее:

    подлежащее обычно предшествует сказуемому: Москва столица России; Столица России Москва .


    Однако в русском языке сказуемое тоже может предшествовать подлежащему: Хороший человек Иван Иванович ;

    указательная частица это стоит или может быть поставлена перед сказуемым: Москва это столица России; Столица России это Москва ; Иван Иванович это хороший человек . В предложениях типа: Это хорошо ; Это мой брат это является подлежащим, выраженным указательным местоимением в именительном падеже;

  • подлежащее может быть выражено только формой именительного падежа; у сказуемого две основные падежные формы — именительный и творительный падежи. Если поставить в предложении связку быть в прошедшее время (был, была, было, были ) или связку являться , то форма именительного падежа сказуемого изменится на форму творительного, а у подлежащего она останется прежней: Москва была столицей России; Москва является столицей России; Иван Иванович был хорошим человеком ; Иван Иванович является хорошим человеком .

Упражнения к теме «Составное именное сказуемое. Разграничение видов сказуемого »

Упражнение 1. Выделите грамматические основы предложений. Разберите сказуемые по плану.

1. Последняя дверь была закрыта. 2. Алёшка с Алексашкой пришли однажды к ужину весёлые. 3. Кабинет является для Шуры заколдованным царством. 4. С час она лежала неподвижная. 5. Муж и жена люди самые почтенные. 6. Вся рыба — ваша. 7. Воздух чист и свеж, как поцелуй ребёнка. 8. Уступить — позорно. 9. В младших классах гимназии я был очень маленького роста. 10. Слово — одежда всех фактов, всех мыслей. 11. Как некстати было это воспоминание. 12. Все явления природы одеты работой нашего разума в слова.

Упражнение 2. Выделите грамматические основы предложений. Какие из данных сказуемых являются простыми, а какие — составными? Обоснуйте ответ.

1. А матрос шагал израненный, усталый. 2. Покорно идёт за мной на поводу мокрая, усталая лошадь. 3. В начале августа жары часто стоят нестерпимые. 4. Он стоял к ней боком, надвинув на лоб шляпу. 5. Видно, родился я такой. 6. От второй жены у лесника родились две девочки. 7. Вся эта история оказалась глупым вздором. 8. В одно мгновение сани оказались над обрывом. 9. Дождь в течение лета шёл некрупный и тёплый. 10. Тёплый дождик сыплется впотьмах.

Упражнение 3. Выделите грамматические основы предложений. Обоснуйте разграничение подлежащих и сказуемых.

1. Для тебя все люди — покупатели и продавцы? 2. Что же я такое? 3. Ну и забавник ты! 4. Ловкая штучка — умишко человеческий. 5. Потребность упрощать — наша детская болезнь. 6. Какое счастье — уметь всё делать. 7. Точность и определённость — одни из главнейших и необходимейших качеств и условий истинной поэзии. 8. Оленёнок родился таким же пятнистым, как мать. 9. Замечательным свойством Валетки было его непостижимое равнодушие ко всему на свете. 10. В книге было много цветных картинок, прикрытых папиросной бумагой. 11. Я проснулся на жёсткой вагонной лавке весь закоченелый от жёсткости и утреннего холода. 12. На другой день я рано поутру велел заложить свою коляску. 13. Я пошёл побродить по небольшому, некогда фруктовому, теперь одичалому саду. 14. Принялся я с напряжением глядеть в полумрак лунного, парами застланного света. 15. Аннушка стояла у стены бледная.

2024 english-speak.ru. Изучение английского языка.