Определить окончание в слове сеет. Личное окончание глаголов. Правописание. Личное стоящих в ударном положении

Правописание личных окончаний глагола Окончания спрягаемых глаголов называются личными . Глаголы, относящиеся к одному спряжению, имеют одинаковый набор личных окончаний. В русском языке различается два спряжения: первое и второе . Глаголы I спряжения имеют окончания -у (-ю), -ешь, -ет, -ем, -ете, -ут (-ют) . Глаголы II спряжения имеют окончания -у (-ю), -ишь, -ит, -им, -ите, -ат (-ят) . Если личное окончание глагола ударное, ошибок в написании быть не может: гласный в окончании произносится четко, ясно (несё т, лети т ). Если же личное окончание глагола безударное, то гласный в окончании произносится неотчетливо и в написании окончания можно ошибиться: кле(и/е? )т, обид(и/е? )т . Для выбора правильного написания следует:
    1) образовать неопределенную форму таких глаголов - клеить , обидеть ; 2) по неопределенной форме определить спряжение (в данных примерах - II); 3) учитывая лицо и число глаголов, выбрать личное окончание - клеит (3 л. ед. ч.), обидит (3 л. ед. ч.).
Таблица, приведенная ниже, наглядно демонстрирует этапы выбора гласной в личном окончании глагола.

Спряжение глаголов с безударными окончаниями определяется по неопределенной форме

Слова, выражающие какое-то действие, движение или страдание материального, называются глаголами. Венгерский язык имеет два вида глаголов: активный и медиальный. Активные глаголы всегда выражают какое-либо действие существительного. Глаголы, которые в то же время активны и пассивны, то есть, если субъект, действующий в то же время, действует по существу, называются медиальными.

Примечание. Медиальные глаголы с активным значением могут быть названы «депонентными глаголами», как латинские грамматические глаголы, пассивные по форме и активные по смыслу. Следовательно, разделение венгерских глаголов. Эти два класса следуют за каждым другим спряжением.

II спряжение

I спряжение

Глаголы на -ить
+
11 глаголов-исключений:
гнать, держать, дышать, зависеть, видеть, слышать, обидеть, терпеть, вертеть, ненавидеть, смотреть

Все остальные глаголы
+
3 глагола-исключения:
брить, стелить, зиждиться

Ориентировочное настроение делает положительное утверждение без каких-либо условий или условий; как, я, пишу. Условное выражение может выражать желание, запрос, сомнение или условие в соответствии с модуляции голоса или контекста. Инфинитив не имеет времени и принимает только личные суффиксы, которые выражают число одновременно.

Инфинитивы, являющиеся грубым выражением самого действия, равны по смыслу существительным в именительном падеже и могут быть использованы как таковые. Существует пять времен или «раз», выражающих время, в которое происходит действие. Настоящее время; как, я, пишу. Несовершенная; как, я, написал.

ед.ч.
(2, 3 лицо)

мн. ч.
(3 лицо)

ед. ч.
(2, 3 лицо)

мн.ч.
(3 лицо)

Ат
-ят

Ут
-ют

Возьмите на заметку!
  1. Не смешивайте однокоренные глаголы типа слушать - слышать и др. Они относятся к разным спряжениям и, соответственно, имеют разные личные окончания (см. таблицу).

    Летать I - летаю - летает
    Лететь II - лечу - летит
    Лечь I - лягу - ляжет
    Лежать II - лежу - лежит
    Ложиться II - ложусь - ложится
    Сесть I - сяду - сядут
    Сидеть II - сижу - сидят
    Садиться II - сажусь - садятся
    Таять I - тает - тают
    Таить I - таит - таят

    Первая форма более похвальна, и последняя форма используется только, если глаголу не предшествуют или не следуют слова, уже выражающие время. Числа, Личность и Форма. Глаголы имеют два числа - единственное и множественное; и три человека в каждом номере.

    Глагол может выражать действие по-разному; они называются его формами; в виде. Все эти формы сопряжены как примитивная форма. В определенной степени также следует различать лицо, действующее и лицо, на которое оно действовало. Но, действуя по существу в третьем лице, следует соблюдать общее правило; например. Причастие происходит от глагола и имеет адъективный характер.

    Быть I - будет - будут
    Будить II - будить - будят
    Ехать I - едет - едем
    Ездить II - ездит - ездят
    Есть (разноспр.) - едим - едят
    Лезть I - лезет - лезут (по лестнице)
    Лазить II - лазит - лазят (по горам)
    Слушать I - слушает - слушают
    Слышать II - слышит - слышат

  2. Помните о разноспрягаемых глаголах хотеть и бежать . Они имеют окончания первого и второго спряжения. Глагол бежать в форме третьего лица множественного числа имеет окончание I спряжения (-ут ), а в остальных формах - окончания II спряжения: -ишь, -ит, -им, -ите . Глагол хотеть в формах единственного числа имеет окончания I спряжения (-ешь, -ет ), а в формах множественного числа - окончания II спряжения (-им, -ите, -ят ).

    Лицо

    В следующих примерах объясняется использование пяти причастий. Египетский сгусток, страдающий человек. Египетский сленведетт, страдающий человек. Египетский сгусток, который страдает. Египетский сгусток, страдающий человек; Егз спзЬеег, умудник страдальца.

    Разбор частей речи

    Настоящее причастие может использоваться как прилагательное или материальное. В сопряжении глагола должны соблюдаться те же эвфонические правила, что и в случае с существительными. Глаголы следуют трем классам перегибов. Следующие примеры. Сопряжение транзитивных глаголов.

    Единственное число

    Множественное число

    хоч-у

    бег-у

    хот-им

    беж-им

    хоч-ешь

    беж-ишь

    Первое спряжение: варни, сеять. Это то же самое, что и прошедшее время, после чего ставится вольт или вала; в виде. Второе спряжение: верни, бить. В следующих примерах английский перевод не был дан. как студент может предоставить его для себя. Сингулярный: вернем, верный, верниальный. Множественное: вернунк, вернетек, верниек.

    Прошлое: вер. Все остальные формы такие же, как и во втором сопряжении. Эти правила будут лучше объяснены следующими примерами. Непереходные активные глаголы сопряжены как неопределенная форма транзитивности. Медиальные глаголы, как уже было сказано, имеют три вида: депонента, пассивного и среднего. Два последних упоминаются только в неопределенной форме; однако депоненты, если они имеют такой смысл, что их можно использовать в транзитивном смысле, могут также отклоняться и в определенной форме активного глагола.

    хот-ите

    беж-ите

    хоч-ет

    беж-ит

    хот-ят

    бег-ут

    Особые личные окончания имеют глаголы дать и есть .

    Лицо

    В неопределенной форме они всегда сопряжены, как средние глаголы, и в определенном, как активный глагол; в виде. Конъюгация средних глаголов отличается только в единственном числе от числа активных глаголов; множественное число во всем этом. Те же самые эвфонические правила должны соблюдаться здесь как с активными глаголами.

    Наибольшая трудность, испытываемая учащимися венгерского языка, была этими двумя формами глагола: знать, какие глаголы сопряжены в среднем и которые в активной форме. Это может быть более четко видно в глаголах, которые имеют обе формы - активные и пассивные - как.

    Единственное число

    Множественное число

    е-м

    да-м

    ед-им

    дад-им

    еш-ь

    д-ашь

    Правописание безударных личных окончаний глаголов

    Значение каузального глагола отличается от примитивной формы тем, что действие не выполняется самим агентом, но последнее заставляет кого-то или другого сделать это. На английском языке нет соответствующей формы. Все каузальные глаголы, происходящие от активных или родственных глаголов, транзитивны и сопряжены, как и в неопределенной и определенной форме.

    Венгерский язык, собственно говоря, не имеет пассивного голоса для активных глаголов, но грамматисты ввели так называемый пассивный голос для переходных глаголов, который, однако, обычно не используется, но ограничен только несколькими глаголами. Венгерцы изобилуют сложными глаголами, а также сложными словами вообще.

    ед-ите

    дад-ите

    е-ст

    да-ст

    ед-ят

    дад-ут

Ребятам приходится определять спряжение глаголов, а сделать это бывает очень не просто. А уж каково старшеклассникам, у которых впереди экзамен по русскому языку, и представить себе невозможно!..

Глагол изменен таким же образом, как и сам по себе. Есть на венгерском языке - как и почти на всех языках - некоторые глаголы, которые отличаются от общего правила и называются нерегулярными. Так называемые нерегулярные глаголы венгерского языка кажутся нерегулярными, поскольку они принимают те же самые перегибы, что и регулярные глаголы, и изменяют только окончательный согласный корня или сокращают их последний гласный при перегибе. Все эти изменения происходят в корне глагола и являются чисто эвфоническими.

Глаголы, умерщвляющие только два: вагьон; и мигены, чтобы идти. Во всех других настроениях и временах этот глагол принимает свой корень и регулярно сопрягается как непереходный глагол. Они, как уже было сказано, являются просто эйфоническими модификациями. Они конъюгированы следующим образом.

Сведения разрозненные, не завершённые вовремя тщательной отработкой, приводят к серьёзным пробелам. Будем систематизировать всё, что необходимо знать о спряжении глаголов.

Казалось бы, хрестоматийно известно, что II спряжение имеют глаголы, оканчивающиеся в неопределённой форме, или инфинитиве , на -Ить, а также семь глаголов на -Еть и четыре глагола на -Ать. К I спряжению относятся все остальные глаголы на -Еть, -Ать, -НУть, -Оть, -Ыть и известные по школьным учебникам два слова-исключения на -Ить (брить, стелить).

Исключения из правил

Безличные глаголы - это те, которые используются только в общем смысле без какого-либо лица в качестве именительного падежа и которые на английском языке имеют слово «оно» перед ними. Дефектными глаголами являются те, которые имеют только определенные определенные времена и личности.

Личное стоящих в ударном положении

Если используется в смысле «быть», эта сокращенная форма может использоваться только в отношении третьего лица, единственного и третьего лица, множественного числа: во всех других случаях и лицах они должны быть разделены; в виде. Являются единственными тремя формами этого глагола. Они необходимы и дают команду идти вместе с говорящим - т.е. чтобы сопровождать его.

Редко встречающиеся слова зиждиться (со значением: строиться, основываться), зыбиться (со значением: колебаться, качаться) употребляются только в 3 лице: дисциплина зиждется на сознании ученика, решения зиждутся на законе, тростник зыблется, листья зыблются.

Запомните, что спряжение по инфинитиву определяется только у тех глаголов, которые имеют ударные личные окончания : стоИт — стоять (II спр.), летЯт — лететь (II спр.).

Если же личные окончания у глагола ударные, то незачем искать инфинитив, нужно смотреть на это окончание: берёшь, берёт, берём, берёте, берут (ЕШЬ/ЁШЬ, ЕТ/ЁТ, ЕМ/ЁМ, ЕТЕ/ЁТЕ, УТ/ЮТ) — I спряжение; шумишь, шумит, шумим, шумите, шумят (ИШЬ, ИТ, ИМ, ИТЕ, АТ/ЯТ) — II спряжение.

Правда, нет ничего нового! Однако проблема остаётся не решённой до сих пор. Почему?

Во-первых, не знаем слова-исключения. Исправить это легко, надо лишь выучить полезную рифмовку:

Гнать, держать, терпеть, обидеть,

Слышать, видеть, ненавидеть.

И ещё: дышать, вертеть,

И зависеть, и смотреть.

Во-вторых, сама неопределённая форма иногда ставит нас в тупик. Хорошо, если на суффикс перед -ТЬ падает ударение (стоять, молчать, лететь, грозить), но если звук безударный, то сомневаемся, как правильно: клеЯть или клеИть , зависИть или зависЕть , сеИть или сеЯть (подчёркнутые слова написаны верно!). Глаголы нужно опять заучивать и узнавать.

Однако есть маленький совет: проговаривайте нужное слово медленно, чтобы услышать звук йот , во всех словах на -Ять присутствует буква Я, она ведь йотированная гласная (мерить, чистить, НО таЯть, затеЯть).

Не перепутайте значения слов таЯть (исчезать, становиться жидким, испытывать состояние умиления) и таИть (скрывать в себе, молчать, не обнаруживать). А вот слова КЛЕить, СТРОить выучите крепко-накрепко!

В-третьих, есть группа глаголов, которые спрягаются, нарушая все условия: одни образуют формы как у первого спряжения, другие как у второго. Их немного: бежать — бежит — бегут; хотеть — хочет — хотят; есть — ест — едят; дать — дадим — дадут.

Они называются разноспрягаемыми. К ним примыкают слова брезжить — брезжит — брезжут; чтить — чтит — чтут (форма чтят используется редко).

В-четвёртых, к словам часто прикрепляются приставки и так хорошо маскируют глаголы, что вводят нас в заблуждение, а приставка вы- даже перетягивает ударение на себя: задержать, присмотреть, надоесть, создать, забежать, вылететь, выговоришь. Простой совет: отбрасывайте приставку!

В-пятых, если в глаголе есть приставка обез- (обес-), то при определении спряжения обязательно учитывайте переходность глагола. Переходный глагол обессилИть кого-то (II спр.), а непереходный обессилЕть самому (I спр.): мы обессилИм врага, вы обессилеЕте сразу. Совет: найдите подлежащее и дополнение, определите переходный глагол.

В-шестых, некоторые глаголы имеют двоякие формы: мучает (мучить — мучит — мучат); меряет (мерить — мерит — мерят); выздоровит (выздороветь — выздоровеет). Эти варианты относятся к разным спряжениям. Одна из подобных форм может иметь чередование звуков: капать — капает — каплет; полоскать — полоскает — полощет; махать — махает — машет (подчёркнутые слова являются разговорными).

Какая из них правильная? Обе существуют, но по-разному, различаются либо своим лексическим значением, либо стилистическим оттенком. Сравним: каплет, то есть течёт самопроизвольно; капает обозначает действие, совершаемое кем-то; разговорная форма махает и нейтральное машет. Используйте в письменной речи только литературные формы.

В-седьмых, нельзя смешивать глаголы в изъявительном и повелительном наклонениях. Сравните две формы: Вы стукнЕте мне в окно, когда пойдёте на прогулку? — СтукнИте мне в окно, пожалуйста, когда пойдёте на прогулку.

Оба предложения почти одинаковы (на слух!), но они различны по цели высказывания: первое вопросительное, а второе повествовательное. В первом глагол изъявительного наклонения имеет окончание I спряжения -ЕТЕ, во втором — глагол повелительного наклонения имеет суффикс -И- и окончание -ТЕ. Знайте твёрдо, что только в форме изъявительного наклонения нужно определять у глагола спряжение.

И, наконец, есть группа таких глаголов, которые выражают состояния или действия, не зависят от субъекта и не изменяются по лицам. Они называются безличными и не относятся ни к какому спряжению: вечереет, мне нездоровится. Некоторые личные глаголы только в тексте могут иметь значение безличных: веет черёмухой, пахнет сеном, не читается, клонит ко сну, легко дышится. Обращайте внимание на то, в каком предложении употреблён тот или иной глагол.

Можно выдохнуть! Но всё-таки не спешите. Давайте теперь учиться рассуждать. Делайте это правильно.

ПЕРВЫЙ ПРИМЕР

Я увид..л падающую звезду, и ты ещё увид..шь.

В этом предложении три глагольные формы: 2 глагола и 1 причастие. Есть два однокоренных слова, а буквы нужно писать разные: гласную в суффиксе и гласную в окончании. Первый глагол употреблён в прошедшем времени, он обозначает уже совершившееся действие, об этом сигнализирует суффикс -Л-. В неопределённой форме глагол увидеть перед -ТЬ имеет суффикс Е, значит, пишем эту букву.

Другой глагол стоит в будущем времени, окончание его безударное, он является исключением (отбрасываем приставку У-) и относится ко II спряжению, в единственном числе нужно писать И, во множественном А/Я.

Причастие образовано от глагола падАть (I спр.) и имеет гласную Ю, причём суффикс -А- остаётся неизменным.

ВТОРОЙ ПРИМЕР

Спать ложится мышонок, засыпает жучок, но над ними хохочет сверчок.

Хотя глагол спать имеет гласную А, нельзя без самопроверки отнести его к I спряжению. Он спИт, они спЯт, следовательно, это II спряжение. Глагол ложится имеет ударное окончание -ИТ, по букве И видно, что это тоже II спряжение. Глагол засыпает с безударным окончанием, ставим в неопределённую форму — засыпÁть, это I спряжение. Глагол хохочет тоже с безударным окончанием, действуем по аналогии: хохотАть, это тоже I спряжение.

ТРЕТИЙ ПРИМЕР

Как они постел..т, так и люди высп..тся. Вчера не догон..шь, завтра не встрет..шь.

Слова с пропуском букв имеют безударные личные окончания. Рассмотрим предложение: Как они постел..т, так и люди высп..тся. Первый глагол ставим в неопределённую форму постелить, отбрасываем приставку ПО-, узнаём исключение стелить, это I спряжение, напишем Ю. У второго глагола (инфинитив выспаться) даже без ударной приставки ВЫ- без самопроверки не получится определить спряжение правильно: они спЯт, он спИт. Это II спряжение.

Перейдём к предложению: Вчера не догон..шь, завтра не встрет..шь. Глагол догон..шь ставим в неопределённую форму, получаем догнать, отбрасываем приставку ДО- и узнаём глагол-исключение, II спряжение, пишем догонИшь. У слова встрет..шь инфинитив встретить, это II спряжение, значит встретИшь.

ЧЕТВЁРТЫЙ ПРИМЕР

Где стро..т, там и ро..т. Где кле..т, там рвётся.

Строить на Ить, II спряжение, строЯт. Рыть на Ыть, I спряжение, роЮт. Клеить на Ить, II спряжение, клеЯт. Последний глагол имеет ударное личное окончание -ЁТ, это I спряжение.

ПЯТЫЙ ПРИМЕР

Волки по лесу рыщ..т, чужое добро ищ..т.

От инфинитива рыскАть, I спряжение, рыщУт. От инфинитива искАть, I спряжение, ищУт. Здесь можно промахнуться с буквой, но мы ведь помним, в сочетаниях чу-щу нужно писать букву У.

ШЕСТОЙ ПРИМЕР

Зимой берег моря обезлюд..т. Войска обезлюд..т целый район города.

В первом предложении берег сам по себе останется безлюдным из-за зимы, глагол непереходный, I спряжение, поэтому пишем гласную Е (обезлюдеЕт). Во втором есть прямое дополнение, глагол переходный, II спряжение, надо выбрать Я (обезлюдЯт).

СЕДЬМОЙ ПРИМЕР

Ему не удастся поступить на бюджетное отделение. Выбежишь на улицу и не захочешь уходить домой.

Глагол поступИть относится ко II спряжению. В обоих предложениях есть разноспрягаемые глаголы: удастся (инфинитив дать), его трудно узнать из-за приставки У- и постфикса -СЯ; выбежИшь и захочЕшь тоже спрятались за приставками ВЫ- и ЗА-.

ВОСЬМОЙ ПРИМЕР

Наполн..те вазу водой. Когда наполн..те вазу, поставьте в неё цветы.

В первом предложении выражается просьба, здесь глагол повелительного наклонения с суффиксом -И- (наполнИте), во втором — глагол изъявительного наклонения относится ко II спряжению и имеет окончание -ИТЕ (наполнИТЕ).

ДЕВЯТЫЙ ПРИМЕР

Он часто езд..т к бабушке в деревню. Осторожно, гуси тебя защип..т.

В так называемых двояких формах мы используем литературный вариант: езд..т от инфинитива ездИть, II спряжение, ездИт; защип..т от инфинитива защипАть, I спряжение, защиплют (в разговорной речи допускаются формы защипЯт и защипаЮт).

ДЕСЯТЫЙ ПРИМЕР

Там пахнет молоком и сеном. Как сильно пахнет полынь!

В первом предложении личный глагол используется в безличном значении, у него формально нельзя определить спряжение. Во втором предложении пахнет от инфинитива пахнУть, I спряжение.


Литература

1. Борисова Н.М. Опыт системного подхода к повторению глагола / Русский язык в школе. — 2001. — № 6.

2. Борисова Н.М. От глагола — к причастию / Русский язык в школе. — 2003. — № 6.

3. Каламова Н.А. О спряжении глагола /Русская речь. — 1990. — № 4.

4. Крамаренко Г.М., Малюшкин А.Б. Повторяем правописание окончаний глаголов / Русский язык в школе. — 2007. — № 8.

5.Пахомов В.М. Спряжение глаголов / Русский язык в школе. — 2015. — № 5.

6. Полковникова С.А. Глаголы-исключения / Русский язык в школе и дома. — 2010. — № 8—9.

2024 english-speak.ru. Изучение английского языка.