Урок по окружающему миру на тему: "Вода. Её свойства и значение". «Конспект урока по окружающему миру на тему «Замечательное вещество — вода. Свойство воды.» (3 класс). Вывод: Значит, не все вещества растворяются в воде

Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №8 г. Волхова»

КОНСПЕКТ УРОКА

«Окружающий мир»

Тема: Вода и её свойства

Класс: 1 «А»

Программа: начального общего образования

УМК: «Планета Знаний»

Учитель: Михайлова Светлана Валентиновна,

Стаж работы: 31год

г. Волхов

2016-2017 уч. г.

Тема: Вода и её свойства

Цель: сформировать представление о воде, как о веществе, о её свойствах и состояниях.

Задачи:

- познакомить учащихся со свойствами воды, актуализировать и расширить знания учащихся о значении воды в жизни человека и необходимости бережного отношения к ней.

Учить прогнозировать события, отвечать на вопросы; способствовать пониманию целей и задач урока

Развивать у детей коммуникативные качества поведения, приёмы самоконтроля и адекватной самооценки.

Воспитывать чувство любознательности ко всему окружающему, желание видеть в нем удивительное, интересное, познавательное;

Планируемые результаты

Личностные:

    Формировать мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

Регулятивные:

    Развивать умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника.

    Прогнозировать предстоящую работу (составлять план).

    Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

Познавательные:

    Развивать умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов.

    Выявлять сущность, особенности объектов; на основе анализа объектов делать выводы.

Коммуникативные:

    Развивать умение слушать и понимать других.

    Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.

    Учить работать в паре и в группах.

Ход урока

    Организация начала урока: (3 мин)

Учитель:

Добрый день, любители природы!

Сегодня мы продолжим узнавать загадки природы. Какое настроение возьмем с собой?

Вариант ответа учащегося:

    Радостное

    Прекрасное

Учитель:

Тогда вперед за знаниями!

Ι I . Актуализация знаний и постановка учебной проблемы . (7 мин)

Учитель:

- Ребята, вспомните, какую проблему решали на прошлом уроке?

Вариант ответа учащегося:

- Чем живая природа отличается от неживой?

Учитель:

- Сегодня я вас приглашаю на необычный урок. Наш класс превращается в научную лабораторию. В лаборатории работают учёные. Попробуйте определить, чем вы должны будете заниматься?

Вариант ответа учащегося:

    Задавать вопросы

    Ищут ответы на эти вопросы

    Наблюдают, проводят опыты

    Проверяют свои догадки

Учитель:

- В нашей лаборатории будут работать три научные группы. В каждой группе есть:

    Старший научный сотрудник

    Помощник

    Эксперты

Предположите, чем занимаются сотрудники?

Вариант ответа учащегося:

    Старший научный сотрудник проводит опыт

    Помощник читает задание

    Эксперты заполняют таблицы.

Прежде, чем приступить к работе, давайте вспомним правила работы в лаборатории.

Варианты ответов учащихся:

Работать только по инструкции.

Смотри и слушай внимательно.

- Не шуметь, не мешать друг другу.

В обсуждения должен участвовать каждый;

Говорить спокойно и ясно, только по делу;

Возражая или соглашаясь, смотреть на говорящего.

(Слайд № 1)

Учитель:

- Каждая группа получает задание, вырабатывает действие, выполняет задание.

- Первая научная группа.

Карточка № 1. Отгадайте загадку.

В морях и реках обитает.

Но часто по небу летает.

А как наскучит ей летать.

На землю падает опять.

- Вторая научная группа.

Карточка № 2. Отгадайте ребус.

- Третья научная группа.

Карточка № 3. Собери пословицы.

Варианты ответов учащихся:

Эксперт первой научной группы.

Наша группа должна была отгадать загадку. В загадке говорится о воде. В морях и реках есть вода, на землю вода падает в виде дождя, снега, града.

Эксперт второй научной группы.

Мы должны были отгадать ребус. У нас получилась вода.

Эксперт третьей научной группы.

Мы собрали пословицы:

Хлеб да вода – богатырская еда.

Хлеб – батюшка, а водица – матушка.

Была бы водица, а зелень народится.

Вода нужна не только человеку, но и животным, и растениям. Вода не только «поит», она ещё и «кормит».

Учитель:

- Итак, тема нашей работы: вода.

Попробуем собрать наши знания о воде и зафиксируем их в таблице. Запишите в своей табличке, то, что вы уже знаете о воде.

(Учащиеся озвучиваю свои варианты, дополняют их)

Учитель. Ребята, попробуйте сформулировать проблему сегодняшнего урока, прослушав стихотворение Н. Рыжовой, которое прочитает Антипов Матвей:

Вы слыхали о воде?

Говорят, она везде!

В луже, в море, в океане

И в водопроводном кране,

Как сосулька, замерзает,

В лес туманом заползает,

На плите у нас кипит,

Паром чайника шипит.

Без нее нам не умыться,

Не наесться, не умыться!

Не наесться, не напиться!

Смею вам я доложить:

Без нее нам не прожить!

Учитель. А теперь, ребята, попробуйте сформулировать проблему урока.

Варианты ответов учащихся:

- Вода обладает разными свойствами.

- Мы должны бережно относится к воде.

Где может быть в природе вода?

Речь на уроке пойдет о воде и её свойствах.

(Принимаются все возможные версии, корректируются)

Учитель. (Слайд № 2) Тема урока: «Вода и её свойства?»

Учитель. Подумайте, что вы ещё хотели бы узнать о воде.

Варианты ответов учащихся:

Вариант ответа учащегося: группа №1

Знаем

Хотим узнать

Узнали

Воду можно заморозить.

Вариант ответа учащегося: группа №2

Вариант ответа учащегося: группа №3

Знаем

Хотим узнать

Узнали

Вода прозрачная.

Как вода испаряется?

Учитель. Сегодня на уроке постараемся найти ответы на эти вопросы.

ΙΙ I . Совместное открытие знаний. (25 мин.)

1. Практическая работа. (15 мин)

Сейчас я предлагаю вам поработать в научных лабораториях, проведём несколько опытов.

Учитель. Ребята вы сейчас будете работать в роли исследователей.

Опыт 1 .

Учитель. Возьмите маршрутный лист №1 и проведите первое исследование.

    Возьмите соломинку и опустите в стакан с водой и молоком. Видна ли она?

    Сделайте вывод о каком свойстве воды это говорит?

    Запишите вывод в таблицу.

Варианты ответов учащихся:

В стакане с водой мы соломинку видим, а в стакане с молоком нет.

У воды нет цвета, а молоко белое.

-В стакане с молоком соломинку не видно, а в стакане с водой видно.

Учитель. (Слайд № 3)

Вода прозрачна.

Опыт 2 .

Учитель. Возьмите маршрутный лист №2 и проведите второе исследование.

    Возьмите полоски цветной бумаги и сравните с цветом воды в стакане.

    Сделайте вывод: имеет ли вода цвет?

    Запишите вывод в таблицу.

Варианты ответов учащихся:

Вода не имеет цвета.

Вода бесцветна.

У воды нет цвета.

Учитель. (Слайд № 4)

Вода не имеет цвета. (Только в больших слоях имеет голубоватый оттенок).

Опыт 3 .

Учитель. Возьмите маршрутный лист №3 и проведите третье исследование.

    Поднесите стаканчик с водой к носу.

    Сделайте вывод: имеет ли чистая вода запах?

    Попробуйте воду на вкус.

    Запишите вывод в таблицу.

При любом опыте или исследовании, нюхать нужно правильно. Для этого держим сосуд на расстоянии 20 см, и движением руки направляем поток воздуха в свою сторону. Существуют вещества, которые имеют резкий запах, и можно обжечь носовую полост ь.

Варианты ответов учащихся:

Вода не пахнет.

Вода запаха и вкуса не имеет.

Вода ничем не пахнет.

Учитель. (Слайд № 5)

Вода не имеет запаха и вкуса.

Опыт 4 .

Учитель. Возьмите маршрутный лист №4 и проведите четвертое исследование.

    Возьмите стакан с водой и перелейте воду в другой стаканчик или сосуд.

    Запишите вывод в таблицу.

Варианты ответов учащихся:

Вода приняла форму стаканчика.

А у нас вода приняла форму вазы.

Учитель. (Слайд № 6)

Вода не имеет своей формы, а принимает форму того сосуда, в который налита

Опыт 5 .

Учитель. Возьмите маршрутный лист №5

    Возьмите стакан с водой и налейте немного воды в блюдце.

    Сделайте вывод: о каком свойстве воды идет речь?

    Запишите вывод в таблицу.

Варианты ответов учащихся:

Вода растеклась по блюдцу.

А мы наклонили блюдце, и вода потекла.

Учитель. (Слайд № 7)

Вода текучая.

Опыт 6 .

Учитель. Возьмите маршрутный лист № 6 и проведите пятое исследование.

    Насыпьте в один стаканчик с водой немного сахарного песка, в другой – соли, а в третий – речного песка. Помешайте. Что произошло?

    Сделайте вывод: все ли вещества могут растворяться в воде?

    Запишите вывод в таблицу.

Варианты ответов учащихся:

Сахар и соль исчезли.

Сахар и соль растворились в воде.

Песок остался на дне стакана.

Вода изменила свой вкус. В одном стакане она стала сладкая, а в другом солёная.

Учитель. (Слайд № 8)

Вода может растворять некоторые вещества.

Вариант ответа учащегося: группа №1

Знаем

Хотим узнать

Узнали

Вода нужна человеку, растениям, животным.

Воду можно заморозить.

Как вода растворяет вещества.

А что надо делать для того, чтобы беречь воду?

Опыт 1 .

Вода прозрачная.

Опыт 2 .

Вода не имеет цвета.

Опыт 3 .

Вода не пахнет

Опыт 4.

Вода не имеет формы.

Опыт 5.

Вода растекается.

Опыт 6.

Вода растворяет некоторые вещества.

Вариант ответа учащегося: группа №2

Знаем

Хотим узнать

Узнали

В море и океане вода солёная.

Воду надо беречь.

Где быстрее испаряется вода?

- Почему лёд плавает в воде?

Опыт 1 . Прозрачная.

Опыт 2 .

Вода бесцветна.

Опыт 3 .

Вода запаха не имеет

Опыт 4.

Вода имеет форму сосуда.

Опыт 5.

Вода текучая.

Опыт 6.

Не всё может раствориться в воде.

Вариант ответа учащегося: группа №3

Знаем

Хотим узнать

Узнали

Человек не может прожить без воды.

Вода прозрачная.

Вода растворяет некоторые вещества.

Почему вода иногда нуждается в очистке?

Как вода испаряется?

Опыт 1 . Вода прозрачна.

Опыт 2 .

У воды нет цвета.

Опыт 3 .

Вода ничем не пахнет.

Опыт 4.

Вода не имеет формы.

Опыт 5.

Вода текучая.

Опыт 6.

Вода – растворитель.

(Учащиеся озвучиваю свои варианты)

Физминутка «Вода - не вода»

Учитель:

Я буду произносит слово, и, если оно относится к воде вы хлопаете в ладоши. А если не относится к воде - делаете 2 шага на месте.

(Океан, ветер, снег, дождь, песок, сосулька, скала, роса, айсберг, акула)

Молодцы! Тихонько сели.

2. Работа по материалу учебника.

Учитель:

Ещё не все тайны воды раскрыты. Другие тайны нам поможет раскрыть учебник. Откройте учебник на странице 61. Рассмотрите рисунки и подумайте о каким удивительных превращениях воды мы ещё не сказали?

(Учащиеся работают в парах)

Варианты ответов учащихся:

- Мыещё не говорили о превращении воды в лёд.

Мальчик налил в формочку воду. Поставил ее в морозильную камеру на несколько часов.

Когда он достал формочку, то вода превратилась в лёд.

- Мыещё не говорили о превращении льда в воду.

Мальчик поставил формочку со льдом на теплую батарею, через какое-то время лёд растаял и в формочке снова образовалась вода.

Вода поменяет цвет, если опустить кисточку с любой краской в чистый стакан с водой.

Учитель:

Значит при низких температурах, вода находится в твердом виде, а в тепле – в жидкости.

Если дома закипит чайник, что мы наблюдаем?

Вывод: вода бывает твердой, жидкой и в виде пара.

3. Творческая мастерская группы

Учитель:

- А теперь мы с вами поиграем. Будем работать по группам. Написанную фразу изобразить действиями.

Одна группа показывает, а остальные попробуют отгадать, о чём идёт речь.

Каждая группа получает по 1 карточке:

Все вместе выйдете к доске и покажите. Если возникли трудности, обратитесь за подсказкой к консультанту. (Помощник учителя)

1 группа; фраза «Вода твёрдая»

Действия учащихся: Встаньте в ряд, близко друг к другу, держась за руки.

2 группа: фраза «Вода жидкость»

Действия учащихся: Встаньте в круг, руки на поясе, слегка касайтесь друг друга локтями и двигайтесь по кругу.

3 группа: фраза «Пар»

Действия учащихся: Выйдите к доске и возле неё прыгайте, «летайте», иногда прикасаясь, друг к другу руками.

(Группы показывают задания, остальные отгадывают)

Учитель. Слово консультанту. (Помощник комментирует работу групп)

IV . Первичное закрепление полученных знаний. (10 мин.)

Учитель:

- Сейчас мы проведём игру «Продолжи фразу»

Первая научная группа.

Благодаря этому свойству, мы можем наблюдать за рыбками в аквариуме. О каком свойстве воды идет речь?

Вторая научная группа.

Мы можем воду окрасить в любой цвет, потому что сама она…

Третья научная группа.

Яблоко кислое, сахар сладкий, соль соленая, а вода…

Варианты ответов учащихся:

- Мы можем наблюдать за рыбками в аквариум, потому что вода прозрачная.

Мы можем воду окрасить в любой цвет, потому что сама бесцветная.

Яблоко кислое, сахар сладкий, соль соленая, а вода не имеет вкуса.

Учитель:

- О каких свойствах воды вы ещё узнали на уроке?

Варианты ответов учащихся:

Вода может растворять некоторые вещества.

Вода бывает твердой, жидкой и в виде пара.

Вода текучая.

Вода не имеет своей формы.

Учитель:

Конечно, мы не успели рассмотреть все свойства воды. Это предстоит вам сделать еще на следующих уроках.

V . Творческое задание группам (3 мин)

    Нарисовать плакат на тему «Берегите воду.»

VI .Рефлексия (3 мин)

Учитель:

Ребята! Вы – настоящие исследователи! Вами проделана огромная работа – вы ставили опыты, наблюдали, совещались, высказывали предположение. И как результат - открытые нами свойства воды. Молодцы! Спасибо вам, за работу.

Всё было понятно, интересно

Было интересно, но встречались трудности

Было не очень интересно, много непонятного, трудностей

Галина Митенко
Конспект занятия по окружающему миру «Вода и ее свойства»

муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №19 «Звездочка» станицы Зольской

Конспект открытого занятия в средней группе

по окружающему миру на тему :

"Вода и ее свойства . "

(Средняя группа)

Подготовила : Митенко Г. М.

Конспект открытого занятия по окружающему миру для детей средней группы :

Тема : «Вода и ее свойства » .

Программное содержание :

1. Обогащать знания детей о свойствах воды (бесцветная, безвкусная, прозрачная жидкость) .

2. Развивать у воспитанников мышление, любознательность, познавательный интерес в процессе самостоятельного выполнения опытов.

3. Формировать социальные навыки у детей : умение работать в группе, формулировать свое мнение. Приобщать детей к бережному отношению к воде.

Словарная работа : ввести в активный словарь слова : жидкость, бесцветный безвкусный, прозрачный.

Материалы и оборудование :

1. Инвентарь для опытов : стаканы с чистой водой, стакан с молоком, гуашь, кисточка, сахар, соль, одноразовый пакетик чая, цветки тимьяна, заворной чайничек, чайные ложки, салфетка.

2. Схемы-символы, обозначающие свойства воды .

3. Эмблема «Помыл руки – закрой плотно кран» .

Предварительная работа :

1. Чтение «Сказка о капельке» - авторы : Мария Шкурина и Наталия Кириленко.

2. Беседы на тему : «Где можно встретить воду?» , «Кто живет в воде?» , «Кому необходима вода .

3. Рассматривание иллюстраций о воде.

4. Проведение опытов (превращение воды в лёд, льда в воду) .

Методы и приемы :

1. Словесные методы - (художественное слово, вопросы поискового характера, беседа) .

2. Методы повышения познавательной активности – экспериментирование.

3. Наглядные : иллюстрации, символы.

Ход занятия.

Водная часть :

Воспитатель : Ребята, кто из вас знает кто такие ученые?

Ответы детей.

Воспитатель : Правильно, ученые это такие люди, которые изучают все вокруг . Как работает машина, как светит солнце, как идут часы, почему светят ночью звезды и много многое другое. Я вам предлагаю поиграть сегодня в ученых- исследователей. Согласны?

Воспитатель :А что мы будем исследовать, вы узнаете, если отгадаете мою загадку :

Если руки наши в ваксе,

Если на нос сели кляксы,

Кто тогда нам первый друг,

Снимет грязь с лица и рук?

Без чего не может мама

Ни готовить, ни стирать,

Без чего, мы скажем прямо,

Человеку умирать?

Чтобы лился дождик с неба,

Чтоб росли колосья хлеба,

Чтобы плыли корабли -

Жить нельзя нам без.

Дети : Без воды

Основная часть :

Воспитатель : Молодцы ребята. Вы правильно отгадали загадку. Сегодня мы будем исследовать воду и познакомимся с ее свойствами . Но сначала, предлагаю вам вспомнить,где живет вода ? Где мы можем ее увидеть?

Ответы детей.

Воспитатель : Кому необходима вода ?

Ответы детей.

Воспитатель : помогаю сформулировать ответы детей, уточняю значение воды для всего живого.

Воспитатель : Воду можно налить в любую посуду, в стакан, в тарелку и она будет менять свою форму, то есть растекаться. А если воду налить на стол, на пол, то она будет похожа на лужу. (Демонстрирую все эти действия с водой) . Вода – это жидкость .

Воспитатель : Ребята а как вы думаете дождик - это вода ?

Ответы детей.

Воспитатель : Верно ребята дождик состоит из капель воды. Давайте разомнемся перед нашими исследованиями?

Физкультурная минутка «Дождик» .

Дождик, дождик, что ты льешь? - 4 хлопка,

Погулять нам не даешь. - притопы.

Дождик, дождик, полно лить, - 4 хлопка

Деток, землю, лес мочить. - Прыжки на месте.

После дождика на даче - Ходьба.

Мы по лужицам поскачем. - Прыжки "через лужицы”

Воспитатель : Ребята, а как вы считаете, какого цвета вода ?

Ответы детей.

Воспитатель : Правильно вода бесцветная , сейчас мы это проверим.

На столе у воспитателя белый лист бумаги, стакан с молоком, стакан с водой.

Воспитатель : Какого цвета молоко? (Белого) . Какого цвета лист бумаги? (Белого) . Можно ли сказать про воду, что она белого цвета?

Ответы детей.

Вывод : Вода не имеет цвета , она бесцветна.

Воспитатель : Ребята, а я знаю, что вода может менять свой цвет . Хотите убедиться в этом?

Ответы детей.

На столе стоит 2 стакана с водой, гуашь и молоко.

Воспитатель : Давайте попробуем изменить цвет воды, опустите кисточку с гуашью и посмотрим, что произойдет с водой. Изменила ли свой цвет вода ?

Ответы детей.

Воспитатель : А в другой стаканчик с водой давайте нальем молоко и посмотрим, что произойдет с водой в этом стакане. Изменила вода свой цвет ?

Ответы детей.

Вывод : Вода может менять свой цвет в зависимости от того, что в нее добавили.

Воспитатель : Ребята давайте подойдем к другому столу. Перед вами стоят стаканчики с водой. Попробуйте какой вкус у воды?

Ответы детей.

Вывод : Вода не имеет вкуса , вода безвкусная .

Воспитатель : А теперь я вам предлагаю понюхать воду в стаканчиках, пахнет ли вода чем- нибудь ?

Ответы детей.

Вывод : Вода ничем не пахнет , у нее нет запаха

Воспитатель : А как вы думаете может ли вода одновременно изменить свой цвет , вкус, и запах?

Ответы детей :

Воспитатель : Сейчас ребята я вам докажу что вода может поменять свой цвет , вкус и запах.

Воспитатель : В чайник для заварки чая,наливаю кипяченную воду,добавляю пакетик чая,листья тимьяна накрываем салфеткой наш чайничек и даю настоятся. А мы с вами в это время поиграем.

Пальчиковая игра "Чайник и чашки"

Мы замёрзли! Ай-яй-яй! (грозим указательным пальцем)

Чайник, чайник, выручай, (чайник : сжимаем руку в кулак, выпрямляем мизинчик)

В наши чашки наливай (чашка : ладонь полуоткрыта)

Тёплый, тёплый, тёплый чай! (одна рука изображает чашку, другая - чайник, наливающий в чашку чай) .

Воспитатель : Давайте ребята посмотрим во что превратилась наша вода ?

Наливаем каждому ребенку в кружку чай.

Воспитатель : Какая она?

Ответы детей.

Воспитатель : Молодцы дети, правильно вода поменяла цвет .

Ответы детей.

Воспитатель : А теперь понюхайте воду. Есть ли какой ни будь запах у нашей воды?

Ответы детей.

Воспитатель : Правильно, наша вода приобрела приятный запах - это запах тимьяна. (лекарственная трава, которая имеет множество витаминов.)

Детям раздаются пиалы с сахаром и ложечки.

Воспитатель : Сейчас ребята положите в кружечки вещество, которое находится у вас на столе. Размешайте, а теперь попробуйте воду. Какая она стала на вкус?

Ответы детей.

Воспитатель : Как вы думаете, что вы добавили в воду?

Ответы детей.

Воспитатель : Какие вы молодцы, правильно это вещество сахар. И так ребята из нашей воды получился очень вкусный чай. Правда?

Воспитатель : А сейчас я предлагаю вам, ребята, пройти на стульчики. Мы сегодня много говорили о воде, много о ней узнали, напились вкусного полезного чая, давайте об этом расскажем.

Вода имеет свои свойства :

1. Вода – это жидкость , ее можно налить, перелить, вылить.

2. Вода – бесцветная .

3. Вода – безвкусная .

4. Вода не имеет запаха .

Воспитатель : Но не забывайте ребята, вода может менять свойства в зависимости от того что в нее добавили.

Воспитатель : Ребята, а вы знаете, что воду надо беречь? (ответы) . Когда моешь руки, нужно закрывать кран.

Воспитатель : Воды много, но для умывания, приготовления пищи необходима только очищенная вода . А чтобы получить чистую воду, люди затрачивают много сил. Вот поэтому, воду нужно беречь, плотно закрывать кран.

Ручей засох, родник ослаб,

А мы из крана кап-кап-кап,

Мелеют реки и моря,

Не тратьте воду зря, зря, зря,

А то пройдет немного лет-

И нет водицы – нет, нет, нет…

Воду необходимо беречь. А чтобы вы, ребята, об этом не забыли, вот вам напоминание «Помыл руки – плотно закрой кран»

МБОУ «СОШ №20»

УРОК ИССЛЕДОВАНИЕ
« ВОДА И ЕЕ СВОЙСТВА»

ШЕВЕРДЯЕВА НАТАЛИЯ СЕРГЕЕВНА
УЧИТЕЛЬ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ

Город Энгельс

Тема: «Вода и её свойства.»

Цели: провести опыты с водой, познакомить детей со свойствами воды, с различными состояниями воды.

Оборудование: рисунки, стакан, полоски из цветной бумаги, колба, спиртовка, держатель, пробирка, ложка, соль, сахар, мел, песок, фильтр, воронка.

Ход урока.

    Организационный момент.

В природе есть солнце. Оно светит и всех любит и греет. Так пусть же каждый его лучик заглянет к нам в класс и не только обогреет нас, но и придаст сил, уверенности в знаниях.

    Сообщение темы урока.

Сегодня наш класс превратится в научную лабораторию, а вы- исследователи. Давайте сейчас с вами отгадаем, что станет предметом нашего исследования.

Если реки наши в ваксе,

Если на нос сели кляксы,

Кто тогда нам первый друг,

Снимет грязь с лица и рук?

Без чего не может мама

Ни готовить, ни стирать,

Без чего мы скажем прямо,

Человеку умереть?

Чтобы дождик лился с неба,

Чтоб росли колосья хлеба,

Чтобы плыли корабли,

Чтоб варили кисели,

Чтобы не было беды-

Жить нельзя нам без …..(воды)

Слайд 1

Ребята, назовите тему нашего урока. (вода)

Давайте сейчас посмотрим на наш глобус и раскрутим его.

Какого цвета он вам показался? (голубого)

Как вы думаете почему? (потому, что голубого цвета на нем больше, чем других. Голубой краской изображена на глобусе вода- все моря и океаны, реки и озера нашей планеты.

Слайд 2

А сейчас мы с вами видим нашу Землю такой какой ее видят космонавты из космоса, что мы можем сказать? (вода занимает в 2 раза больше места, чем суша)

Слайд 3-10

Сообщение уч-ся. « Вода одна из самых важных для человека веществ. Организм человека, кровь, мозг, ткани тела больше, чем на наполовину состоят из воды. Потеря воды для организма опаснее, чем голодание. Без пищи человек может прожить больше месяца, а без воды менее 10 дней. Вода поит животных и растения. Вода работает на электростанциях, а еще вода – самая широкая и самая удобная дорога. Суда перевозят грузы и пассажиров»

Ребят, а какие природные явления связаны с водой? (иней, роса, снег и т.д.)

Слайд 11

Какие из этих природных явлений приходилось тебе наблюдать и в какое время года? (разлив реки- весна, снег – зима и т. д.)

Как вы думаете, а в каком состоянии может быть вода, подумайте? (жидкое, твердое и газообразное)

Слайд 12

Демонстрация 3-х состояний :

Лед- твердое, вода- жидкое, кипение воды- газообразное

Слайд 13

В одной из русских народных сказок, героине задают задание «принести воды в решете», сможет ли она его выполнить? (лед)

3. Физкультурная минутка.

4. Свойства воды.

Вода обладает еще удивительными свойствами. Сейчас в своих лабораториях будите ставить опыты и делать выводы, а результаты записывать в таблицу.

Цель нашей работы: выяснить какими свойствами обладает вода.

ТБ :посуду брать осторожно, иначе можно разбить и пораниться.

Лаборатория № 1

Опыт №1

Имеет ли форму вода?

Вывод: вода формы не имеет, а приобретает форму предмета, в которую ее наливают

Опыт №2

Имеет ли вода цвет?

Вывод : вода цвета не имеет.

Слай 14

Лаборатория № 2

Опыт №1

Имеет ли вода запах?

Оборудование: стакан с водой

Вывод : вода запаха не имеет.

Опыт №2

Прозрачна ли вода?

Вывод : вода прозрачная.

Слайд 15

Лаборатория № 3

Опыт № 1

Имеет ли вода вкус?

Вывод : вода вкуса не имеет.

Опыт № 2

Вывод : вода перетекает из одного сосуда в другой, она текучая.

Слайд 16

Общий вывод : вода –жидкость, которая не имеет вкуса, запаха, цвета,формы, она текучая.

Слайд 17

Релаксация : Вы слышите, как плещется вода и отдохнем. Давайте с вами закроем на минуточку глаза и представим, что мы на берегу океана (потянуться, глубоко вздохнуть).Он нас приветствует(протянуть руки и пошевелить пальцами), нам очень захотелось купаться(движение пловца).Океан нам очень рад, но нам пода возвращаться. Давайте помашем ему рукой.

Вы хорошо поработали, а сейчас я вам покажу один опыт, а вы сделаете вывод.

Оборудование: 1 стакан-соль

2 стакан-сахар

3 стакан-мел

4 стакан-песок

Вывод: вода универсальный растворитель, она растворяет почти всё, даже некоторые металлы, например серебро.

Ребята, а какую воду мы пьем?(очищенную)

Слайд 18

Правильно, наша вода проходит несколько степеней очистки, сейчас вы увидите очистку воды при помощи фильтра.

Вывод: нерастворенные вещества остались на фильтре, а в стакане чистая вода.

Как же надо относиться к воде?(беречь, не загрязнять водоемы)

Ведь вода - это наше богатство,
Это важный источник Земли.
И от качества водных ресурсов
Зависит здоровье страны.

Берегите реки и озера!
Чтобы процветал родной наш край
И тогда, увидите, что скоро
Превратится он в цветущий рай!

5.Закрепление.

Из предложенных свойств выбери те, которыми вода обладает.

Слайд 19

1. Вода имеет запах.

2. Вода голубого цвета.

3. Вода растворитель.

4. Вода обладает способностью течь.

5. У воды нет вкуса.

6. Вода имеет форму.

Загадки.

Слайд 20

Седой дедушка у ворот

Всем глаза заволок (туман)

Слайд 21

Вился, вился белый рой,

Сел на землю стал седой (снег)

Слайд 22

Утром бусы засверкали,

Всю траву собой заткали

А пошли искать их днем,

Ищем, ищем не найдем (роса)

Каких состояниях может быть вода?

6 Итог.

Рефлексия.

Сегодня я узнал…

Было интересно узнать…

— Меня удивило….

Перед вами лежит солнышко, пусть каждый из вас нарисует свое настроение которое было у вас на уроке.

7 Домашнее задание.

Подготовить сообщение о воде, охрана воды.

Заберите свои знания полученные на уроке с собой и пользуйтесь ими.

Слайд 23

Лаборатория № 1

Опыт №1

Имеет ли форму вода?

Оборудование: колба, стакан с водой.

Перелейте из стакана в колбу. Что произошло с водой?

Вывод: ______________________________________________________________________________________________________

Опыт №2

Имеет ли вода цвет?

Оборудование: стакан с водой, полоски –красная, синяя, белая.

Сравните цвет воды с цветом полосок, можно ли ее назвать синей, красной, белой.

Вывод :_________________________________________________________________________________________________

Лаборатория № 2

Опыт №1

Имеет ли вода запах?

Оборудование: стакан с водой

Возьмите стакан с водой и помашите рукой в сторону носа. Что можно сказать о запахе воды?

Вывод : ______________________________________________

Опыт №2

Прозрачна ли вода?

Оборудование: ложка, стакан с водой, линейка.

Опустите ложку, а затем линейку в стакан, видно ли эти предметы?

Вывод : _________________________________________________

Лаборатория № 3

Опыт № 1

Имеет ли вода вкус?

Можно ли назвать ее соленой, сладкой, горькой, кислой?

Вывод : ___________________________________________

Опыт № 2

Что произойдет с водой если ее вылить из посуды?

Оборудование: ложка, стакан с водой, стакан пустой.

Вывод : ______________________________________________________________________________________________________

Конспект урока окружающего мира, в соответствии ФГОС

«Замечательное вещество – вода. Свойства воды»(3 класс)

(обучение в сотрудничестве, здоровьесберегающие технологии,

Технология проблемного обучения)

Цели урока:

Обучающие:

Формировать знания о важности воды для всего живого на Земле, о бережном её использовании;

Формировать знания об основных свойствах воды в процессе опытов и практической работы;

Формировать практические умения работать с лабораторным оборудованием, ставить опыты, вести наблюдения,

Делать выводы по результатам

Наблюдений, анализировать и обобщать;

Учить работать с гипотезой (предположение через деятельный метод и практический подход).

Развивающие:

Создать условия для личностного развития ученика;

Активизации самостоятельной деятельности и работы в группе;

Развития способности к конструктивному творчеству, наблюдательности, умению сравнивать и делать выводы;

Воспитательные:

Создать условия для воспитания бережного отношения к окружающей среде, хозяйственного подхода к использованию природных богатств;

Создать условия для воспитания коммуникативной культуры, умения работать в группах, выслушивать и уважать мнение других, ответственности за результаты своего труда; чувства взаимопомощи, поддержки.

Оборудование:

1. Мультимедийное оборудование (компьютер, проектор, экран)

2. Толковый словарь

3. Сосуд с водой, стаканы, ложки, соль

4. Полоски белой бумаги

5. Стакан с кофе, молоком, соком

6. Ваза, банка, бутылка

7. Листы исследования, конверты с экологическими знаками

Ход урока

1.Мотивация к учебной деятельности

Громко прозвенел звонок.

Начинается урок.

Наши ушки – на макушке.

Глазки широко открыты.

Слушаем, запоминаем,

Ни минуты не теряем.

Мне очень приятно видеть в ваших глазах лучики любознательности. Вы готовы слушать и слышать, спрашивать и отвечать?

А чтобы урок наш прошел интересным и полезным, мы должны дополнить девиз нашего урока универсальными учебными действиями

(слайд1)

Урок мы будем …….., изучать

Информацию из урока … извлекать

Точку зрения … высказывать

На вопросы ……………, отвечать

И, конечно, без сомненья,

Речь при этом …………..! развивать

(Слова-подсказки: изучать, отвечать, извлекать, высказывать, развивать.)

Чему будет посвящен наш урок? (Открытию новых знаний) будем узнавать новое

Какие мы делаем шаги, когда открываем новые знания? Что я не знаю?

Буду стараться узнать новое.

Сегодня на уроке вас ждет множество открытий.

2. Актуализация знаний и фиксирование затруднения в пробном действии.

Сейчас покажу вам фрагмент из фильма, после просмотра попробуйте ответить:

О чем пойдет речь на нашем уроке? Внимание на экран

(Видеофрагмент «Вода») (слайд 2)

Итак, о чем будем с вами говорить на уроке? (О воде)

А кто из вас сможет мне ответить, что такое вода?

(Вода – вещество.)

А любое вещество имеет свои свойства.

А о свойствах воды вам известно? (Нет)

А если мы не знаем о свойствах воды, то тогда о чем мы будем говорить?

(находить свойства воды)

Сегодня на уроке мы узнаем о воде и какими свойствами она обладает. (слайд 3)

(слайд 4)

Смею вам я доложить: Без воды нам не прожить!

Уч-ль: Ребята! Для того, чтобы понять насколько важную роль вода играет в жизни человека, давайте обратимся к учебнику.

Для чего организму нужна вода? Давайте найдем правильный ответ в учебники и зачитаем его.

– Вода помогает переваривать пищу, доставлять питательные вещества всему организму и выводить из него ненужные вещества.

Для того, чтобы познакомится со свойствами воды, давайте вместе с вами отправимся в научную лабораторию. (слайд 5)

Кто знает, что такое лаборатория? (Место, в котором проводятся научные опыты.)

А давайте заглянем в толковый словарь. (Сравнение с толковым словарем.)

(слайд 6)- Ребята, посмотрите, эти капельки воды помогут вам узнать, кем вы будете на уроке?

Составьте слово. (ИССЛЕДОВАТЕЛИ)

(слайд7)

Кто такой исследователь? (Человек, который изучает разные предметы и вещества.)

Ребята, а где мы проверяем лексическое значение слова?

Проверим, правы ли мы? Толковый словарь.

(слайд 8)

3.Выявление места и причины затруднения. Постановка проблемы.

Итак, начинаем…

Итак, что такое вода? (жидкость). Посмотрите на экран

Ребята, перед нами проблема. В нашу научную лабораторию поступило неизвестное вещество. (Показываю сосуд с прозрачной жидкостью.)

К концу урока мы должны определить с вами, что это за вещество? Объектом нашего исследования – будет жидкость в сосуде.

Как вы думаете, что это? (Ответы детей)

Похоже на воду. Можно ли точно сейчас сказать, что это вещество – вода? (Нет! Да! – ПОЧЕМУ?)

А кто – нибудь из вас встречал в жизни вещества, похожие на воду? (Сравнение с перекисью, спиртом и т.д.)

Как можно отличить одно вещество от другого? С помощью чего? Органы чувств, вкус

запах.

К концу урока мы должны узнать: «Является ли жидкость в сосуде – водой?» НА ДОСКЕ

Ну, что исследователи устали? Предлагаю вам отдохнуть.

ФИЗМИНУТКА (слайд 9)

Очень всем нужна вода, делай раз и делай два.

Звери из ручья попили, влево, вправо поклонились.

Вместе на носочки встали, тучку лапками достали,

Дождик вдруг полил с утра, за работу нам пора.

4.Построение проекта выхода из затруднения. Открытие новых знаний

Переходим к следующему этапу нашей работы, исследование воды.

Как же мы будем исследовать воду?

1. Сами проведем опыты и понаблюдаем за веществом.

2. Сделаем выводы. (слайд 10)

5. Реализация проекта.

Итак, переходим к следующему пункту плана – свойства воды.

Настоящие исследователи часто работают с неизвестными веществами, и для безопасности соблюдают определенные правила, которые и мы

должны знать. Сейчас вы с ними познакомитесь.

После просмотра постарайтесь ответить:

Какое правило самое важное?

Внимание на экран (Видеофрагмент «Безопасность») (слайд 11)

Ответы детей

Какое правило самое важное.

Какой вывод сделаем – ВСЕ!

Использовать для опытов мы будем только известные вещества, поэтому перчатки нам не понадобятся, а вот аккуратность при проведении опытов

не помешает.

Все результаты опытов вы будете записывать в «Лист исследований» (сказать как отмечать)

Работа в парах.

ОПЫТ №1

Опыт 1.Уч-ль: Опустите в стакан с водой ложку

Видна ли ложка в стакане?

Уч-ся: Видна

Что можно сказать?

Вывод: вода прозрачна

Опыт 2.

Уч-ль: Около стакана с водой положите полоску белой бумаги. Сравните цвет жидкости с цветом полоски . Имеет ли вода цвет?

Уч-ся: Вода не имеет цвета

Вывод: вода не имеет цвета

Сделайте отметку в «Листе исследований»

Уч-ль: Ребята, что же произошло?

Уч-ся: Вода изменила цвет

Уч-ль: А от чего зависит цвет воды?

Уч-ся: Цвет воды зависит от того, что в ней растворили.

Уч-ль: А когда мы дома можем видеть эти чудесные превращения?

Уч-ся: Когда утром завариваем чай или кофе. (По карточке дети делают вывод)

Вывод в лист исследования:

ОПЫТ №2

Можно ли каким-то способом, не видя содержимого стаканов, узнать о том, что в них находится? (Понюхать).

Сейчас мы будем узнавать вещество по запаху. Вспомните правила безопасности при определении запаха. Как нужно нюхать неизвестные вещества? (2 стакана обернуть бумагой: кофе, вода)

Приглашаю к демонстрационному столу группу экспертов. Глаза мы завяжем.

Я буду подносить вам для определения запаха разные вещества, а вы постарайтесь их узнать. (Узнают кофе, сок.)

Какое чувство помогло вам? (Обоняние)

Почему было трудно определить третье вещество? (Нет запаха)

Давайте посмотрим, какое вещество не имеет запаха? вода

Какой сделаем вывод?

ОПЫТ №3

Как можно еще отличить вещества друг от друга? По вкусу пример (сладкий, кислый)

Приглашаю следующую группу экспертов. Вам предстоит определить вещество в каждом стакане, попробовав их.

Вспомним правила безопасности.

Но эти вещества вам хорошо известны, я знаю, что они безопасны, поэтому вы можете их пробовать. Завязываем глаза.

Какие ощущения? Стакан №1-молоко (сладкий)

№2 – сок (кислый)

№3 – вода (нет вкуса!!!)

Какой вывод сделаем о вкусе воды? Отметьте это свойство в «Листе исследований».

А может ли вода приобрести какой-нибудь вкус? Как? (Посолить, посластить)

Где в жизни вы с этим встречались?

ОПЫТ №4

Уч-ль: А сейчас добавьте в стакан соль. Размешайте. Что произошло с солью?

Уч-ся: растворились

Вывод: Вода – растворитель

Недавно на глаза мне попалась сказка, в которой содержался вопрос, на который вы, я думаю, теперь сможете мне ответить. Два осла шли по дороге с кладью. Один был навьючен солью, а другой - ватой. Первый осел едва передвигал ноги: так тяжела была его ноша. Второй осел шел весело и легко. Вскоре животным пришлось переходить речку. Осел, навьюченный солью, зашел в воду и стал купаться: он то ложился в воду, то снова становился на ноги. Когда осел вышел из воды, ноша его стала гораздо легче. Другой осел, глядя на первого, тоже стал купаться. Но чем дольше он купался, тем тяжелее становилась его поклажа. Почему же ноша первого осла после купания стала легче, а второго - тяжелее?

Ребята, а если я насыплю песок в воду, он растворился?

Подробнее о процессе фильтрации мы поговорим на след уроке.

ОПЫТ №5

Случайно проливаю воду.

Ой! Что произошло? (Вы пролили воду.)

И что же с ней произошло на полу? Растеклась.

Разлилась, расплескалась.

Это говорит еще об одном свойстве воды – текучести.

Аккуратно зачерпните ложкой воду из стаканчика и снова вылейте её в него. Течет вода? Почему?

Уч-ся: Течет. Потому что вода жидкая.

Вывод: Вода – жидкая; течет

Мы доказали с вами, что вода это жидкость. Да

Отметьте это свойство в «Листе исследований».

ОПЫТ № 6

Уч-ль: Посмотрите внимательно, я сейчас налью воду в банку, стакан, бутылку и вазу. Какую форму имеет вода?

Уч-ся: Вода принимает форму того сосуда, в котором находится. Своей формы вода не имеет.

Вывод: Вода не имеет форму, а может принимать форму того сосуда, в котором находится

Ну, теперь давайте подведем итог наших исследований

Какое вещество было объектом нашего исследования? (Вода)

Какими свойствами она обладает?

Давайте сделаем вывод, опираясь на свой лист исследования

Вывод: Вода прозрачная, бесцветная жидкость, не имеющая ни вкуса, ни запаха. Вода растворяет многие вещества.

6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.

Мы возвращаемся к проблемному вопросу, чтобы ответить на него. «Является ли жидкость в сосуде – водой?»

В начале урока мы могли это определить? А теперь?

Сравним свойство этой жидкости со свойствами воды.

ПРОЗРАЧНА?

ЗАПАХ? – давайте проверим

Жидкая? Наливаю в стакан.

Что осталось определить? Вкус.

Можно ли пробовать на вкус незнакомые вещества?

Но я точно знаю, что это вещество безопасно.

Кто желает оценить его вкус? Что это? (Вода.)

Ответили мы на проблемный вопрос, поставленный в начале урока?

Потому что обладает всеми свойствами.

В начале урока вы сказали, что жизнь без воды невозможна.

А сейчас внимание на экран

Внимание на экран (Видеофрагмент «Чистая вода») (слайд 12)

Что нового о воде узнали?

Давайте ответим на последний пункт нашего плана – бережное отношение к воде.

Многие люди не разумно относятся к воде и расходуют ее.

Для них нужно поставить знаки, призывающие их беречь воду

РАБОТА В ГРУППАХ (назначаю старшего группы)

Даю каждой группе конверт. В них различные экологические знаки. Вам необходимо за короткое время выбрать и наклеить на лист знаки, охраны воды. Отчет ответственных групп. Проверка задания по образцу.

Какой вывод сделаем? (К воде нужно относится бережно, экономить воду, т.к. без нее все живое погибнет.)

7. Рефлексия учебной деятельности.

Подведем итог нашего исследования.

Мы выполнили план урока?

– Перечислите свойства воды.

Как нужно относиться к воде? (бережно, экономно, охранять ее от загрязнения).

К логической развязке

Пришли мы без подсказки:

Как нам необходима всем всегда

Чистая вода.

Молодцы, ребята! Я вами очень довольна.

Синяя – узнал на уроке много;

Желтая – узнал, но не все

Красная – ничего не узнал.

8. Домашнее задание:

– проработать материал учебника на с.49– 52;

– подобрать пословицы о воде.

А закончить урок мне хотелось бы словами Антуана Сент -Экзюпери

- «Вода! У тебя нет ни вкуса, ни цвета, ни запаха, тебя невозможно описать, тобой наслаждаются, не ведая, что ты есть. Нельзя сказать, что ты необходима для жизни, ты – сама жизнь… Ты самое большое богатство на свете»

Спасибо за урок!


Конспект урока по окружающему миру на тему
«Замечательное вещество – вода. Свойства воды».
Цель урока: Показать обусловленность свойств вещества его структурой.
Задачи образовательные:
Сформировать представления учащихся о том, что вода – это вещество.
Установить основные свойства воды в процессе опытов и практических работ, учить определять по свойствам воды возможность употребления её в пищу.
Задачи развивающие:
Развивать наблюдательность, любознательность, память, умение сравнивать, делать выводы из практических работ и опытов.
Задачи воспитательные:
Воспитывать любовь к природе, бережное отношение к природным богатствам.
Оборудование: презентация, проектор, интерактивная доска, глобус; раздаточный материал: таблички для проверки домашнего задания; оборудование для опытов: карточки для записи выводов, стаканы с водой, ложки, полоски белой бумаги, соль, банки.Ход урока
Орг. Момент
-Мне очень приятно видеть в ваших глазах лучики любознательности. Вы готовы слушать и слышать, спрашивать и отвечать?
А чтобы урок наш прошёл интересным и полезным. Мы должны дополнить девиз нашего урока.
Слайд 1.
Урок мы будем ………., изучать
Информацию из урока ….. извлекать
Точку зрения……. высказывать
На вопросы …….отвечать
И, конечно, без сомненья,
Речь при этом ………..! развивать
(Слова –подсказки: изучать, отвечать, извлекать, высказывать, развивать).
- Сегодня на уроке вас ждет множество открытий.
Проверка домашнего задания.
а) Опрос.
- Давайте вспомним, о чём мы говорили на прошедших занятиях.
- Как называют ученые окружающие нас разные предметы? (тела)
- Какие бывают тела? (естественные и искусственные)
- Приведите примеры тел.
- Из чего состоит каждое тело? (из веществ)
-Какие бывают вещества? (твердые, жидкие, газообразные)
- Из каких частиц состоит вещество? (из молекул)
- Из каких частиц состоят молекулы? (из атомов)
б) Работа в парах.
На парте лежит карточка -табличка и частички веществ – молекулы (кружки). Пожалуйста, расположите и приклейте частички так, чтобы это соответствовало каждому виду вещества: твёрдому, жидкому или газообразному. А четвёртой группе нужно соотнести тела с веществами. (Выполнение задания, объяснение учащимися при проверке выбора того или иного варианта. 3.Новая тема
а) На доске три картинки (роса, туман, иней).
- В каком состоянии находятся эти тела. Ребята, а из какого вещества состоят эти тела? (из воды)
-Как вы думаете, какая же тема нашего урока?
Слайд 2
- А кто из вас сможет мне ответить, что такое вода?
Слайд 3 (Вода вещество.)
- А любое вещество имеет свои свойства.
-А о свойствах воды вам известно? (нет)
- А если мы не знаем о свойствах воды. То тогда о чём мы будем говорить? (находить свойства воды)
-Сегодня на уроке мы узнаем о воде, и какими свойствами она обладает.
Слайд 4
б) - Смею вам я доложить:
Без воды нам не прожить!
-Как вы думаете, много ли воды на Земле?
- Посмотрите, такой видят космонавты Землю из космоса.
Перед вами уменьшенная модель Земли - глобус.Скажите, какого цвета больше?
Что же изображено голубым цветом?
-А где можно встретить воду на нашей планете?
- Если изобразить нашу Землю в виде круга и разделить круг на четыре части, то три части будет закрашена синим цветом, и только 1 часть закрашена коричневым.
Голубым цветом изображены реки, моря, океаны нашей планеты. Только одна часть состоит из суши.
- Вот сколько на нашей планете воды, ребята!
Вода занимает ¾ поверхности земного шара.
Учитель: Ребята для того, чтобы понять насколько важную роль вода играет в жизни человека, давайте обратимся к нашим знатокам. Они подготовили небольшие сообщения о воде.
в) Работа по учебнику.
- Откройте учебник на странице 95. Вам нужно прочитать текст и найти правильные ответы на вопросы, которые я вам приготовила.
1 группе – У каких водоёмов селились наши предки? Как они использовали воду?
2 группе – Для чего организмам нужна вода?
3 группе – Сколько человеку надо потреблять воды в сутки?
4 группе – Как в старину добывали воду?

Б) Практическая работа
Для того, чтобы познакомиться со свойствами воды, давайте вместе с вами отправимся в научную лабораторию. Слайд 5.
-Кто знает, что такое лаборатория? (место, в котором проводятся научные опыты).
Слайд 6.
- Ребята, посмотрите, эти капельки воды помогут вам узнать, кем вы будете на уроке? Составьте слово.
Слайд 7.
(Исследователи. Прочитать хором.)- Кто такой исследователь? (Человек, который изучает разные предметы и вещества.)
- Итак, что такое вода? (жидкое вещество)
-Как мы будем исследовать воду?
1. Сами проведём опыты и понаблюдаем за веществом.
2. Сделаем выводы.
ФизминуткаОчень всем нужна вода, делай раз и делай два.
Звери из ручья попили, влево, вправо поклонились.
Вместе на носочки встали, тучку лапками достали,
Дождик вдруг полил с утра, за работу нам пора.
Практическая работа
-Итак, переходим к опытам.
-Настоящие исследователи часто работают с неизвестными веществами, и для безопасности соблюдают определенные правила, которые и мы должны знать. Сейчас вы с ними познакомитесь.
- После просмотра постарайтесь ответить ответить:
Какое правило самое важное?
(Видеофрагмент «Безопасность») Слайд 8.
Ответы детей.
-Использовать для опытов мы будем только известные вещества, поэтому перчатки нам не понадобятся, а вот аккуратность при проведении опытов не помешает.
- Все результаты опытов вы будете записывать в «Лист исследований».
Работа в парах. Слайд № 9 (картинка лаборатории)
Опыт № 1
Уч-ль: Опустите в стакан с водой ложку. Видна ли ложка в стакане?
Уч-ся: Видна
- Что можно сказать?
Вывод: вода прозрачна
Опыт № 2
Уч-ль: Около стакана с водой положите полоску белой бумаги. Сравните цвет жидкости с цветом полоски. Имеет ли вода цвет?
Уч-ся: Вода не имеет цвета.
Вывод: вода не имеет цвета
-Сделайте отметку в « Листе исследований».
Опыт № 3
Уч –ль: Аккуратно зачерпните ложкой воду из стаканчика и снова вылейте её в него. Течет вода? Почему?
Уч-ся: Течет. Потому что вода жидкая.
Вывод: Вода – жидкая; течет.
Опыт № 4
Уч-ль: - Посмотрите внимательно, я сейчас налью воду в банку, стакан, бутылку и вазу. Какую форму имеет вода?
Уч-ся: Вода принимает форму того сосуда, в котором находится. Своей формы вода не имеет.
Вывод: Вода не имеет форму, а может принимать форму того сосуда, в котором находится.
Опыт № 5 (фокусы)
- А сейчас ребята, я вам по секрету расскажу, что нашей Ангелине нравится делать фокусы. Один фокус она приготовила для нас.
Пред ней 3 бутылочки с водой и платок.
Ученица: Ну что ж,
Я фокусник известный
Чудесами вас «угощу»
Чистую, светлую водицу
В разные цвета превращу.
Ты вода – водица,
Друг мой студеный.
Стань вода-водица не простой – зелёной.
(встряхивает бутылку, вода приобретает зелёный цвет.)
Ты вода-водица,
Светлая как иней.
Стань вода- водица
Не простой, а синей. (встряхивает бутылочку)

Ты вода-водица,
Друг мой прекрасный.
Стань вода-водица
Не простой, а красной.
Уч-ль: -Ребята, что же произошло? (Вода изменила цвет)
- А от чего зависит цвет воды? (Цвет воды зависит от того, что в ней растворили)
- Так какое же свойство воды Ангелина подтвердила фокусом? (вода растворитель)
- А когда мы дома можем видеть эти чудесные превращения?
Уч-ся: Когда утром завариваем чай или кофе. (Отмечают в листе исследований)
Опыт № 6
- Можно ли каким-то способом, не видя содержимого стаканов, узнать о том, что в них находится? (понюхать).
- Сейчас мы будем узнавать вещество по запаху. Не забывайте правила безопасности при определении запаха.
- Приглашаю к демонстрационному столу группу экспертов.
Глаза мы завяжем.
- Я буду подносить вам для определения запаха разные вещества, а вы постарайтесь их узнать. (Узнают сок, кофе)
- Какое чувство помогло вам? (обоняние)
-Почему было трудно определить третье вещество? (нет запаха)
-Давайте посмотрим, какое вещество не имеет запаха? Вода
- какой сделаем вывод?
Отметьте это свойство в «Листе исследований».
Опыт № 7
-Как можно ещё отличить вещества друг от друга? По вкусу.
- Приглашаю следующую группу экспертов. Вам предстоит определить вещество в каждом стакане, попробовав их.
-Вспомним правила безопасности.
- Но эти вещества вам хорошо известны, я знаю. Что они безопасны, поэтому вы можете их пробовать. Завязываем глаза.
- Какие ощущения?
Стакан №1 – молоко(сладкий)
Стакан № 2- лимонный сок (кислый)
Стакан № 3 – вода (не имеет вкуса!!!)
- Какой вывод сделаем о вкусе воды?
Отметьте это свойство в «Листе исследований».
- А может ли вода приобрести какой - нибудь вкус? Как? (Посолить, посластить).
Уч-ль: - Ну, теперь давайте подведем итог наших исследований
-Какое вещество было объектом наших исследований?
- какими свойствами она обладает?
Уч-ль: Давайте сделаем вывод, опираясь на свой лист исследования.
Слайд № 10
Свойства водыда нет
Прозрачность Цвет Жидкая, течёт Форма Вода- растворитель Запах Вкус Уч-ль: - В начале урока наши знатоки рассказали, что без воды жизнь невозможна.
-Внимание на экран (Видеофрагмент «Чистая вода»)
- Многие люди неразумно относятся к воде и расходуют её.
- Для них нужно придумать плакаты со знаками призывающие их беречь воду.
6. Работа в группах (назначаю старшего группы)
- На партах лежат экологические знаки. Вам необходимо за короткое время создать плакат по бережному отношению к воде.
Отчет ответственных групп.
Уч-ль: Какой вывод сделаем? (К воде нужно относится бережно, экономить воду, т.к. без нее все живое погибнет.)
7. Рефлексия учебной деятельности.
Подведем итог нашего урока.
-Перечислите свойства воды.
- Как нужно относиться к воде?
К логической развязке
Пришли мы без подсказки:
Как нам необходима всем всегда
Чистая вода.
Молодцы, ребята! Я вами очень довольна.
- Оцените свои знания на конец урока (капельки)
8. Домашнее задание:
- Проработать материал учебника на стр.95-99;
-Подобрать пословицы о воде.

2024 english-speak.ru. Изучение английского языка.