Гласные в суффиксах глаголов. Правописание гласных в суффиксах глаголов. неопределенной форме и в прошедшем
Сегодня на уроке мы продолжаем изучать глагол. А на уроке нам приходится записывать, рассказывать, доказывать, докладывать .
Что объединяет слова, которые я сейчас назвала с точки зрения русского языка? Что это за слова?
![](/assets/6pic188ed8b8.jpg)
![](/assets/1db-img2-782x903.jpg)
Вот и выполните сейчас действия:
Как эти две основы относятся к понятию «основа с полным суффиксом»? Но если вы возьмете гласный стебель, как писатель, и присоединитесь к нему до небывших окончаний, произойдет изменение, потому что, когда встречаются две гласные, первый из них будет падать. В случае А-стеблей согласный, предшествующий отбрасываемой гласной, претерпевает изменения.
Теперь давайте посмотрим на противоположный случай, когда стебель с полным суффиксом заканчивается согласным. Добавление не прошедших окончаний ничего не изменит, так что не прошлый стебель будет идентичен стеблю с полным суффиксом. Результаты приведены ниже.
- запишите:
Двенадцатое апреля.
Классная работа .
и сделайте следующее задание:
- Вставьте пропущенные буквы:
ДОКЛАД…ВАТЬ, КОМАНД…ВАТЬ, НАСТА…ВАТЬ, ГОР…ВАТЬ
Все ли справились без затруднений с этим заданием?
![](/assets/lpostp94bb2.jpg)
доклад О вать, команд О вать, наста И вать, гор Е вать
Изучение структуры слов - это изучение элементов, которые образуют слово, называемое морфемами. Ниже приведены морфемы португальского языка. Что содержит основной смысл слова. То, что остается неповрежденным, когда слово изменяется. Они указывают, к какому сопряжению относится глагол. Например, в словах половина, гребень, такси, кожа, стервятник. Будьте осторожны, чтобы не путать предметный и прилагательный гласный с номинальным окончанием пола, который мы изучим позже.
Это соединение радикала с тематическим гласным. Если нет тематической гласной, тема и радикал будут одним и тем же элементом; то же самое произойдет, когда радикал закончен гласным. Например, в случае глагола субъект всегда будет суммой радикала с тематическим гласным - изучает, ест, отходит; когда дело доходит до существительных и прилагательных, это не всегда произойдет.
А теперь, ребята, попробуйте сами сформулировать тему нашего урока!
![](/assets/a9d4fa9d.jpg)
![](/assets/d42b1.jpg)
![](/assets/didimagessih.jpg)
*Познакомиться с правописанием суффиксов –ова-(-ева-),
Это прекращение слов, сгибаемых или переменных, отнесенных к радикалу, с целью их изменения. Мы модифицируем глаголы, сопрягая их; мы модифицируем существительные и прилагательные по полу и числу. Существует два типа окончаний. Временные режимы = указывают время и режим. Существует четыре режима-временные окончания.
Персональные номера: укажите человека и номер. Существует три группы персональных окончаний. Слово будет иметь номинальный гендерный конец, когда есть мужская - женская оппозиция. Например парикмахер - парикмахер. Например: сырой, она, предательская. Числа = указывает на множественное число слова. Например: стулья, камни, вода. Префикс: это аффикс, который появляется перед радикалом. Например, вы ограничены, в состоянии, нравственности.
-ыва-(-ива-).
* Научиться писать без ошибок глаголы с указанными суффиксами.
![](/assets/entransqedc8a.jpg)
Итак, чтобы научиться правильно писать суффиксы глаголов, мы должны знать правило.
Постараемся сами его сформулировать, для этого прочитаем сказку.
![](/assets/8617602-699x911.jpg)
![](/assets/ec738.jpg)
- Злые языки, правда, говорили. Что дело не в преданности – просто буквам Ы, И тяжело ходить, всю жизнь они ходят с палочками и уйти из суффиксов не могут. Так или иначе, но суффиксы –ыва- и –ива- всегда оставались верными, постоянно присутствуя в глагольных формах. А вот суффиксы – ова-, -ева- таким постоянством не отличались и уступали свое место суффиксам –у-, -ю-, оставаясь только в некоторых формах.
- Так их теперь и различают. Если суффикс не покидает свое место, это –ыва- и –ива-, а если стремится убежать, как колобок, то это суффикс с «круглыми» буквами – О,Е.
![](/assets/937-img10.jpg)
- Какой нам урок дает эта сказка? Предположите, от чего зависит правописание суффиксов.
- - Как бы вы назвали эту сказку? Какой признак легче запомнить? А какой признак выведет нас на правило?
![](/assets/0f2kumsmallwow.jpg)
Подсказка: круглые суфф. – стремятся убежать, с палочкой суфф. – преданные; ова,ева – меняются на –у,-ю: -ыва,-ива – постоянны.
![](/assets/4f8hozsmallmam.jpg)
- Дополним свои впечатления от сказки и проведем лингвистическое наблюдение.
- Определите форму глаголов :
ночевать – ночую, развешивать – развешиваю, беседовать – беседую, рассчитывать – рассчитываю
- Сравните, на какие гласные оканчиваются формы 1 л. ед.ч.
Как это связано с правописанием суффиксов в инфинитиве? Соотнесите формы глаголов с правописанием гласных в суффиксах.
- Сделайте вывод , когда в суффиксах пишутся ы-и, а когда – о-е?
![](/assets/cumimage-susff11e.jpg)
Если в настоящем или в будущем времени
глагол оканчивается на –ываю(-иваю), то в
времени пишется –ыва-(-ива-).
рассказываю-рассказывать-рассказывал
Если в настоящем или будущем времени
глагол оканчивается на –ую(-юю), то в
неопределенной форме и в прошедшем
времени пишется –ова-(-ева-)
командую-командовать-командовал
![](/assets/381-img14.jpg)
Составьте (работа в парах) алгоритм действий, чтобы правильно выбрать суффикс в глаголах. Алгоритм должен быть в виде кластера .
![](/assets/88660526.jpg)
Алгоритм правописания суффиксов -ова- (-ева-), -ыва-(-ива-)
гор.вать, доклад.вать
- Ставлю глагол в форму
наст. или буд.вр 1-го лица ед.ч.
2. Смотрю, на что оканчивается глагол
Ую, -юю -ываю, -иваю
Ова-, -ева- -ыва-, -ива- .
![](/assets/lelcopy-qipb2b9.jpg)
- Обратите внимание :
- Рассказ ЫВАю
- рассказЫВАешь
- рассказЫВАет
- рассказЫВАем
- рассказЫВАете
- рассказЫВАют
![](/assets/342-img17.jpg)
Замените глаголы или словосочетания близкими по смыслу (см.слова для справок ) глаголами с рассматриваемыми суффиксами.
- На уроки нельзя являться с опозданием.
- Раненому сделали операцию.
- Улицу покрыли асфальтом.
- Два часа я гулял на улице.
Слова для справок : з..асфальтировали, пр..оперировали, опаздывать, пр..гуливался.
![](/assets/dscreenshot-b-759x780.jpg)
Оправд…вать - атак…вать
Воспит..вать – торжеств..вать
Лакир…вать – испыт..вать
Доклад..вать – исслед..вать
Запис…вать – чувств..вать
Негод…вать – откус..вать
Действ…вать – образов…вать
- Проверка в парах друг у друга
![](/assets/qscreenshot-wf4bca.jpg)
Простой карандашик написал слова и попросил своих друзей проверить эти слова. Друзья были очень рады, что карандашик справился со всем отлично.
Проверка.
О правдывать
Т оржествовать
Л акировать
И сследовать
Ч увствовать
Н егодовать
О бразовывать
![](/assets/ef0-img20e.jpg)
Составьте синквейн на тему нашего урока.
- ПРОВЕРКА
![](/assets/6dc-img216dc9.jpg)
Используя данные глаголы составьте простое предложение с однородными сказуемыми. В своем предложении расскажите о том, что мы делали на уроке .
Образов..вали, тренир…вались, использ..вали, доказ..вали, проб..вали.
![](/assets/6102135-703x392.jpg)
![](/assets/jafile-ji-591x409.jpg)
- СмОтреть –рассмАтривать
- УмОлчать – умАлчивать
- смОтр, мОлча!
В каких словах выделенный суффикс сохраняется в форме 1-го лица единственного числа? Когда в суффиксах пишутся буквы ы - и , а когда - о - е ?
521 . Запишите глаголы в неопределённой форме. Обозначьте условия выбора изучаемой орфограммы (см. образец в рамке). С выделенными глаголами составьте словосочетания «глагол+неопределенное местоимение в косвенном падеже».
Участвую, рассказываю 3 , беседую, советую , балую, просматриваю, чувствую, требую, испытываю, потчую, заведую, рассчитываю, досадую , использую, мобилизую, укладываю, командую.
522 . Запишите рядом форму прошедшего времени (в ед. ч.). Что обозначает выделенный фразеологический оборот?
Использ..вать, жа..ваться, танц..вать 2 , расспраш..вать, отпляс..вать 2 , откап..вать, высчит..вать, вспах..вать, пропал..вать, склад..вать, попроб..вать, затраг..вать, дн..вать и ноч..вать .
523 . Образуйте и запишите от глаголов-синонимов, данных в рамке, формы всех трёх наклонений.
Образец:
Составьте предложения с любыми двумя глаголами в условном и повелительном наклонениях.
524 . Поставьте глаголы в форме 1-го лица единственного числа, обозначьте суффиксы. Учтите, что суффикс -ва- всегда ударный, а суффикс -ыва-(-ива-) всегда безударный.
Образец:
Увелич..вать, заигр..вать, запот..вать, запазд..вать, нап..вать, оправд..вать, нал..вать, обмен..вать, ослаб..вать, приб..вать, вскрик..вать, повел..вать, зап..вать (пью), зап..вать (пою).
525 . Запишите в неопределённой форме однокоренные глаголы к данным словам. Обозначьте суффиксы глаголов. Составьте 2-3 словосочетания «переходный глагол + существительное».
Марш, с..лют, модель, тел..граф, премия, совет, адрес, ц..тата, фотограф, протест, маска, группа, гарантия, след, к..манда.
526 . Озаглавьте текст. При списывании разбейте его на абзацы. Устно перескажите текст (от 3-го лица). Определите время глаголов.
Я родился и выр..с в деревн.. . Мы, ребятишки, всегда первыми узн..вали нов..сти. Коробейники* показывали заманч..вые картинки. Я завид..вал богатству бродячих торговц..в 2 и начал рис..вать сказоч(?)ных героев, а также зверей и домашних ж..вотных. 5 Зимой мы любили по следам распут..вать звери(н, нн)ые хитр..сти. Узн..вали птиц по голосам. Умели им подр..жать. Крестьянский труд сызмальства знаком мне. Я и п..хал, и се..л, и молотил, пас скотину, возил с лугов сено. Всё попроб..вал, почу(?)ствовал. Полюбил труд - самую верную опору человека - на всю жизнь.