Какие бывают группы глаголов. Личные окончания глаголов III группы. Деление глаголов на группы

Г Л А Г О Л Ы Д В И Ж Е Н И Я
В русском языке имеются две группы глаголов движения. Глаголы первой и второй группы н е с о в е р ш е н н о г о в и д а.

глаголы I группы типа

идт ́ и

однонапр́авленное

движение


глаголы II группы типа

ход́ить


разнонапр ́ авленное

движение


непереходные глаголы


́ехать

беж́ать


лет́еть
лезть

брест́и

Вартбург начал составлять «этимологический» словарь французского языка, не понимая большую часть французского языка. Это ясно: во власти Запрета. Мы надеемся, что выдвинутых аргументов достаточно, чтобы убедить в существовании слова «губернатор, регент» и т.д. «Пан 1» на французском языке.

Основной смысл: валюта низкого значения, общий термин для любой валюты и т.д. Французский эквивалент: сантиме, серебро. Хинди: Баня = кредитор денег, заемщик. Санскрит: Панайатра = денежное обращение. Пана = кусок кобры. В сфере финансов есть много других значений: менять деньги, покупать, вести переговоры и т.д.


ползт́и

ход́ить


́ездить

б́егать


лет́ать

пл́авать


л́азить

брод́ить


п́олзать

переходные глаголы



нест́и


вест́и

везт́и


гнать

кат́ить


тащ́ить

нос́ить


вод́ить

воз́ить


гон́ять

кат́ать


тасќать

глаголы с постфиксом

На западных языках, с основным значением на румынском языке, слова не существует. Мы не могли сказать, когда и при каких обстоятельствах запрет 2 исчез с латыни и с западных языков. На английском языке слово имеет богатую семью слов, в том числе. Банк = место, где хранятся деньги; дом, который занимается деньгами.

Содержит слова из отделов: Бас-Лангедок, Прованс, Гасконь, Беарн, Керси, Руэр, Лимузен, Дофине и др. Никакие материалы на сайте не могут быть воспроизведены без письменного разрешения Фонда и цитирования источника. Это часть гибкой речи, выражающей действия, состояния, процессы.

нест́ись

гн́аться

кат́иться

тащ́иться

нос́иться

гон́яться

кат́аться

Глаголы I группы обозначают


  1. движение, которое совершается в о д н о м н а п р а в л е н и и или в
о п р е д е л ё н н ы й м о м е н т в определённой ситуации

– Куда ты идёшь? – Я иду в школу.

Транзитивные глаголы - это те глаголы, которые могут получить прямое дополнение к объекту, построенное без предлога. Нематериальные глаголы не могут получить прямое дополнение, но могут иметь косвенное дополнение: не нравиться, соответствовать, соответствовать, звонить, обращаться.

Существуют глаголы, которые также могут получать прямое дополнение и косвенное дополнение: предоставлять, сообщать, спрашивать, демонстрировать, показывать, объявлять и т.д. косвенное дополнение может также быть предлогов: верить, писать, говорить. В пассивном диатезе можно использовать только переходные глаголы.

Учитель идёт к доске, чтобы написать несколько примеров.
Примечание: иногда эти глаголы могут обозначать движение, повторяющееся

в одном направлении, например:

Каждое утро этот мальчик бежит в школу, потому что

поздно выходит из домa.

Осенью перелётные птицы летят на юг.


  1. п р е д с т о я щ е е однонаправленное движение, которое совершится в ближайшем б у д у щ е м
Завтра я еду в Загреб.

Сегодня вечером мы идём в театр.
Глаголы II группы имеют более широкое употребление. Они обозначают
1. движение в р а з н ы х н а п р а в л е н и я х
Во время урока учитель ходит по классу.

Каждый это ценит = Он ценится всеми. Шторм разрушил деревья. Деревья были разбиты штормом. Изменение диатеза обычно связано с изменением смысла: выяснение - выражение, выражение - выражение, исполнение - выполнение. Некоторые глаголы, называемые копулятивными, могут служить связующим звеном между их субъектом и прилагательным или существительным, которое указывает состояние или характеристику предмета: бытие, становление, занятие, оставление, выход и т.д.

Светлый и со вкусом оформленный номер. Его брат стал врачом, как он хотел. Дети были осиротевшими уже много лет. Существует множество глаголов, чьи формы изменяются в процессе сгибания либо полностью, как глагол, либо глагол, принимающий либо изменение, частично, как и в глаголе Вселенной. Другие нерегулярные глаголы: иметь, сушить, давать, оставаться, пить, хотеть и т.д.

На перемене дети бегают по двору.

Чайки летают над морем.
2. обычное, п о в т о р я ю щ е е с я движение

Мой отец часто летает за границу . По воскресеньям мы ходим в кино.


  1. движение, состоящее из д в у х э т а п о в: движение к цели (ТУДА) и от цели (ОБРАТНО)
Я каждый день хожу в университет.

Перелётные птицы каждый год летают на юг.

Устное соглашение. Существуют группы слов, которые обязательно содержат глагол, имеют унитарный смысл и ведут себя грамматически как глагол, т.е. имеют режим, время, личность, диатез и форму предиката предложения: играть, спускаться, иметь, помнить, в пыль, лаять горчицу.

Когда дело доходит до обозначения глагола, используется вербальная, непостоянная форма этого глагола, называемая инфинитивом. Поэтому сказано, что глагол должен быть, есть, быть, видеть, идти и т.д. После способности глагола сформировать сам предикат глаголы делятся на: хищные глаголы - самопознающие и не прогностические глаголы - не воспринимаются самостоятельно. Непредсказуемые глаголы бывают двух видов: вспомогательные глаголы и совокупные глаголы.


  1. движение как с п о с о б н о с т ь, умение, склонность двигаться
Люди ходят, птицы летают, змеи ползают. Он прекрасно плавает.

Я умею ездить на велосипеде. Ребёнку всего 10 месяцев, а он уже ходит.


  1. н а з в а н и е действия
Полезно ходить пешком. Я люблю плавать.
Спряжение глаголов движения

И нфинитив

Настоящеее время

Прошедшее

В зависимости от человека глаголы могут быть: персональными глаголами - он показывает формы для всех лиц и словесные безличные - действие не может быть приписано человеку. После отношения глагола - прямого дополнения, глаголы могут быть: переходными глаголами и непереходными глаголами.

Глагол меняет свою форму в соответствии со следующими грамматическими категориями: диатез, режим, время, человек и номер. Глагольные грамматические категории: диатез, режим и время. На румынском языке глагол имеет три диатеза: активный, рефлексивный и пассивный.

время


1 лицо

ед. число


2 лицо

ед. число


3 лицо

мн. число


идт́и

ход́ить


́ехать

́ездить


беж́ать

б́егать


нест́и

нос́ить


вест́и

вод́ить


везт́и

воз́ить

Режимы глагола делятся на личные и неличные режимы. Личные меняют свою форму на человека и имеют четыре цифры: индикаторный режим, соединительный режим, условно-оптический режим, императивный режим. Безличные режимы не меняют свою форму человеком и формируются: инфинитивным режимом, режимом разделения, зародышевым режимом, режимом на спине.

Момент, когда действие выполняется, выражается временем. Когда действие происходит в момент разговора, глагол находится в настоящее время. Когда действие происходит до момента разговора, глагол находится в прошлом. Когда действие происходит после момента разговора, глагол будет в следующий раз.


лет́еть

лет́ать


плыть

пл́авать


ид́у
́еду
беѓу

б́егаю


нес́у
вед́у
вез́у
леч́у

лет́аю


плыв́у

пл́аваю


идёшь

х́одишь


́едешь

́ездишь


беж́ишь

б́егаешь


несёшь

н́осишь


ведёшь

в́одишь


везёшь

в́озишь


лет́ишь

лет́аешь

Синтаксические функции глаголов

Предикат, субъект, прогностическое имя, вербальный атрибут, атрибут прилагательного, прямое дополнение, косвенное дополнение, косвенное дополнение времени, косвенное дополнение цели, косвенное дополнение к режиму, окружное дополнение. Говорить в одном слоге гласного с недвусмысленным; группа из двух звуков или более звуков, состоящая из голоса и полу-голоса, который говорит в одном слоге или пении.

Нет, по словам собаки, завтра хлеб. Напиши это, а не ее, после чх, когда нет чередующихся форм: даже, гхиаур. Сочлененные формы следующих имен дней пишутся и произносятся вместе с ним, а не с: понедельник, март, среда, пятница. Примечание: написано и опубликовано в четверг.


плывёшь

пл́аваешь



ид́ут

х́одят


́едут

́ездят


беѓут

б́егают


нес́ут

н́осят


вед́ут

в́одят


вез́ут

в́озят


лет́ят

лет́ают


плыв́ут

пл́авают


шёл

ход́ил


́ехал

́ездил


беж́ал

б́егал


нёс

нос́ил


вёл

вод́ил

В порядковых номерах, таких как третий, четвертый, пятый, пятый, седьмой и т.д. Он написан и произносится, а не принят. Исключением из этого правила является третья женская форма. Это написано и произносится на румынском языке во множественном числе женских демонстраций и прилагательных; он также написан в единственном числе этого женского местоимения и прилагательного.

Это написано и произносится, оно не берет, в конце наречий или наречий жителей: также, помощник, а также и т.д. Она пишет и говорит с нею, а не словами, вечером, умирает, убегает, куча, джем. Он написан и произносится с ее местоимениями и моим притяжательным прилагательным.


вёз

воз́ил


лет́ел

лет́ал


плыл

пл́авал


гнать

гон́ять


кат́ить

кат́ать


тащ́ить

тасќать



гон́ю

гон́яю


кач́у

кат́аю


тащ́у

тасќаю


ѓонишь

гон́яешь


ќатишь

кат́аешь


т́ащишь

тасќаешь



ѓонят

гон́яют


ќатят

кат́ают


т́ащат

тасќают


гнал

гон́ял


кат́ил

кат́ал


т́ащил

тасќал


Упражнение 1.

1. Эти туристы... в поход. 2. Москвичи часто... на Алтай отдыхать. 3. Альпинисты любят... в горы. 4. Я часто... по городу пешком. 5. Ты часто... на трамвае? – Да, я каждый день... на трамвае и на метро. 6. Днём он работает, а по вечерам... на лекции. 7. Сегодня вечером мы... в театр. 8. Он... завтра на дачу? 9. Университет далеко от дома Ивана, и он... туда на велосипеде. 10. Метро в двух шагах от моего дома, и я... туда пешком.


Упражнение 2. Вставьте по смыслу глаголы идти / ходить, ехать / ездить.

1. Для здоровья полезно... пешком. 2. Я учусь... на велосипеде. 3. Очень приятно... верхом на лошади. 4. Туристы вообще не любят..., они любят... пешком. 5. Обычно на рынок за продуктами я... на велосипеде, а сегодня мой велосипед сломался, и я должен... автобусом. 6. – Куда ты так спешишь? – ... на вокзал за газетой. В будние дни я... за газетами в этот киоск, а сегодня он закрыт. 7. – Вы... в Эрмитаж? – Да, мы каждое воскресенье... в Эрмитаж. 8. Многие студенты живут на окраине города и... на занятия на автобусе.


Упражнение 3 . Ответьте на вопросы письменно, заменяя подчёркнутые глаголы одним из глаголов движения. Внесите при этом определённые изменения.

1. Был ли ты у врача? 2. Посещает ли он лекции? 3. Бывал ли ты в России? 4. Вы были в это воскресенье в кино? 5. Бываешь ли ты у них в гостях? 6. Вы были в этом месяце дома, у родителей? 7. Вы бывали когда-нибудь в лесу зимой?


Упражнение 4. Вставьте в форме настоящего времени подходящие по смыслу глаголы движения.

1. Он... своего больного отца на курорт. 2. Санитары на носилках... больного в палату. 3. Большой грузовик... свежие овощи в магазин. 4. Корабли сейчас... на север. 5. Я завтра... на самолёте в Крым. 6. Экскурсовод... нас на промышленную выставку. 7. Обычно ученики... свои книги в портфеле. 8. Брат по утрам... в бассейне. 9. В Средней Азии на верблюдах... различные грузы. 10. В горах туристов... опытные проводники. 11. Самолёты... и днём и ночью. 12. Мы часто... на другой берег реки. 13. Сестра регулярно... своему больному брату фрукты. 14. Отец сам... ребёнка в детский сад. 15. Каждое лето он... своего больного отца к морю.


Упражнение 5. Вставьте подходящий по смыслу глагол движения в настоящем времени или в инфинитиве.

1. В детский сад каждое утро ребёнка... мать, сейчас она не может... его, потому что заболела. 2. Письма в нашу квартиру... по утрам, вот и сейчас, видите, нам уже... почту. 3. Часто мы... на тот берег, но на этот раз мы... вдоль реки.4. Самолёты регулярно... по этому маршруту, но в этот раз они... по другой трассе. 5. – Они... завтра на пляж? – Да, они всегда летом... на пляж. 6. – Миша, ты... в Рим на поезде? – Обычно я... на поезде, а иногда я... на самолёте. 7. – Вы... завтра в Хельсинки на корабле? – Да, я всегда... в Хельсинки на корабле.


Упражнение 6. Вставьте подходящий по смыслу глагол движения.

1. По Волге из Астрахани плывут баржи, они... арбузы в Москву. 2. Этот автобус идёт без остановок. Он... пассажиров на аэродром. 3. Женщина медленно идёт по бульвару, она... в коляске малыша. 4. Мальчик едет на велосипеде и... своего товарища. 5. Высоко в небе летит самолёт. Он... полярникам продукты. 6. Она идёт очень осторожно, потому что... под руку больного отца. 7. Дети бегут и... за собой игрушечные автомобили.


Упражнение 7 . Вставьте глаголы движения, обозначающие движение как свойство, склонность или способность к этому действию.

1. Рыбы..., а птицы... . 2. Я люблю... в реке. 3. Он умеет хорошо... на коньках.

4. Для здоровья полезно... пешком. 5. Я учусь... на велосипеде. 6. Очень приятно... верхом на лошади. 7. Собаки быстро... по земле и хорошо... по воде. 8. Туристы вообще не любят..., они любят... пешком.
Упражнение 8 . Вместо фраз с непереходными глаголами постройте фразы с глаголами нести / носить, везти / возить, вести / водить.

1. Девочка идёт в школу с цветами. 2. Отец идёт и держит сына на руках.

3. Мальчик идёт и держит за руку маленького брата. 4. Машина с фруктами едет на рынок. 5. Девочка каждый день ходит с портфелем в школу. 6. Три раза в день Петя ходит на улицу с собакой. 7. Каждую неделю родители ездят с бабушкой в больницу. 8. Я всегда хожу в гости с тортом. 9. Корабль с пассажирами плывёт в Неаполь.

10. Самолёт каждый день летает с грузами в Москву.


Упражнение 9. Вставьте глаголы движения без префиксов в соответствующей временной форме:

1. Я уже полгода не... в кино. 2. Почему ты не... это платье? Оно тебе очень... . 3. Мой брат очень плохо... машину. Когда я... с ним, то всегда волнуюсь. 4. В эту страну самолёты не...: там... война. 5. Когда я... из института, я потеряла деньги. 6. Осенью мы... в бассейн. Мы хотим научиться... . 7. Кто ведущий этой телепрограммы? – Её всегда... этот молодой человек 8. Что делали дети? – Ничего. Весь день... по двору сломя голову. 9. Не все птицы умеют... . Есть птицы, которые не... . 10. В эту деревню автобусы вообще не... . Придётся вам... пешком. 11. Завтра я... в командировку, а сына в школу... бабушка. 12. Мой отец шофёр. Он... грузы за границу. 13. Мне всегда не... на экзаменах. 14. ... на такси в нашe время очень дорого.


ОСНОВНЫЕ ЗНАЧЕНИЯ ПРИСТАВОК

приставка

глагол

предлог

пример

в-

вы-
при-

у-

под-

про-

пере-

об-

с-

идти

пойти

войти, входить

выйти, выходить

прийти,

приходить

уйти, уходить

подойти, подходить
отойти, отходить
дойти, доходить
пройти, проходить

перейти, переходить

обойти, обходить
зайти, заходить

сойти, сходить

по (чему)

вдоль (чего)

мимо (чего)
в (что)

на (что)

к (кому)
в (что)

на (что)

к (кому)
из (чего)

с (чего)

от (кого)
на (что)
в
+
, на, к


из, с, от

к (чему)

от (чего)

до (чего)

(что),

вдоль (чего)

мимо (чего)

по (чему)
(что),

через (что)

на (что)
(что)

за (что)

в, на, к

за (чем)

с, на


Идите по улице / вдоль улицы / мимо метро.
Пойдите в кино / на концерт /

к врачу.
Войдите в дом / на второй этаж/ к директору.
Выйдите из дому/ с занятий/ от директора.
Выйдите на улицу
Придите в университет/ на лекцию/к подруге.
Уйдите из гостей/ с работы/ от подруги.
Подойдите к столу/ ко мне.
Отойдите от карты.
Дойдите до перекрёстка.
Пройдите метро/ вдоль улицы/ мимо магазина/ по бульвару.
Перейдите мост/ через дорогу/ на другую сторону.
Обойдите лужу/ все залы музея.
Зайдите за дом/ в магазин/ к другу/ за хлебом.
Сойдите с лестницы.

Сходи в магазин.

Глагол идт ́ и войт ́ и, в ́ ыйти, прийт ́ и, уйт ́ и, подойт ́ и, отойт ́ и, пройт ́ и, сойт ́ и, дойт ́ и, зайт ́ и, перейт ́ и – без буквы д .


Глагол ́ ездить с префиксами меняет свою основу: въезж ́ ать, выезж ́ ать, приезж ́ ать, уезж ́ ать, подъезж ́ ать, отъезж ́ ать, переезж ́ ать, проезж ́ ать, доезж ́ ать, заезж ́ ать, съезж ́ ать
Глагол пл ́ авать с префиксами меняет свою основу: вплыв ́ ать, выплыв ́ ать, уплыв ́ ать, приплыв ́ ать, подплыв ́ ать, отплыв ́ ать, переплыв ́ ать, проплыв ́ ать, доплыв ́ ать, заплыв ́ ать

Упражнение 1. Дополните предложения так, чтобы обозначить начало движения или переход к новому этапу движения.

Мы сели в автобус и... . Носильщик взял чемодан и... . Мальчик бросился в воду и... Студент вошёл в лифт и.... . Лифт не работал и мы... . Он сел на велосипед и... . Девочка увидела собаку, испугалась и.... . Мать взяла ребёнка за руку и.... . Мать взяла ребёнка на руки и... . Мать посадила ребёнка на санки и... . Мы взяли такси и... . У вокзала таксист взял пассажира и... . Товарищ схватил меня за руку и... . Мы купили на базаре ёлку и... .


Упражнение 2. в-, вы-.

1. Она всегда... ко мне в комнату без стука. 2. Когда я был студентом, я всегда... из общежития за 5 минут до лекции. 3. Кто в вашей семье... мусор? 4. Ваш самолёт... вовремя. 5. Мой попугай... из клетки, и я не знаю, где он сейчас. 6. По вечерам я... собаку на улицу. 7. Из этой страны... на экспорт лес и нефть, а... проовольствие. 8. Когда начался пожар, все люди быстро... из своих квартир.


Упражнение 3. Замените префиксы в глаголах на противоположные, внеся изменения.

1. Он уходит от нас поздно. 2. Мы пришли к ним рано. 3. Ты принесёшь эти книги в библиотеку? 4. Папа уезжает из Сочи завтра. 5. Кто привезёт тебя туда? 6. Ветер унёс сухие листья со двора. 7. Когда приплывает сюда этот корабль? 8. Самолёт улетит в Москву через час. 9. По выходным я буду уезжать из города. 10. Птицы улетели на юг. 11. Гости придут к нам вечером.


Упражнение 4. Замените непереходные глаголы движения переходными, префиксы не меняйте.

1. Я пришёл в гости с тортом. 2. Она ушла с собакой. 3. Бабушка приехала с вещами.

4. Сестра всегда приходит с цветами. 5. Подруга приедет с детьми. 6. Корабль приплывёт с грузом. 7. Брат придёт со своей невестой. 8. Самолёт прилетит с гуманитарной помощью. 9. Петя пришёл с другом. 10. Дедушка всегда приезжал с подарками. 11. Катя ушла с моими книгами. 12. Беженцы уходили из этих мест с домашними вещами и скотом.
Упражнение 5. Вставьте глаголы движения с приставками по-, при-, у-

в нужной форме.

1. Вы... с нами в университет на лекцию? 2. Вы... к нам сегодня вечером? 3. У меня заболели зубы, я... в поликлинику. Когда я... в поликлинику, то узнал, что приём больных уже закончен. 4. Вчера вечером у меня было свободное время, и я... на стадион. Когда я... на стадион, в кассе билетов уже не было. 5. Он пригласил меня... вместе с ним на концерт. Когда мы... в консерваторию, мы встретили там наших друзей. 6. Николая нет дома. Он... в командировку. 7. Нина... отдыхать в Крым.

8. В субботу мы... на дачу к Наташе. Когда мы... , она встретила нас на станции.

9. – Мария Николаевна, можно мне... послушать ваш доклад? – Пожалуйста, ... .

10. Днём я... в кассу Большого театра за билетами, но билетов там уже не оказалось. Кассир сказал, чтобы я... завтра после обеда. 11. Таня окончила институт и... из Красноярска в Новосибирск.
Упражнение 6. Спишите предложения, образуя от глаголов, данных в скобках, глаголы с нужными по смыслу приставками при-, до-, под-, от-. П оставьте предлоги.

1. В саду Саша увидел Надю и (идти) ... (она). 2. 22 февраля наша делегация (ехать) ... (Москва). 3. В антракте знакомый (идти) ... (отец) и поздоровался. 4. В воскресенье мы отправились к друзьям: мы (ехать) на метро... (станция) “Парк культуры” и там сделали пересадку. 5. В сумерки мы (идти) ... (посёлок). 6. – Ну, как вы (ехать)? – Мы (ехать) благополучно. 7. Этот поезд всегда... в 2 часа. 8. Я... к университету на машине через 5 минут. 9. Мы... от дома метров 300, и машина сломалась. 10. Дети увидели отца и с радостным криком... к нему.


Упражнение 7. Вставьте глаголы движения с приставками до-, под-, от-, вы-

в нужной форме.

1. Мы очень устали и с большим трудом... до дому. Когда мы... к дому, нам навстречу... мой брат. 2. Во время антракта я увидел знакомого и... к нему. Мы немного побеседовали со знакомым и я... от него. 3. Мы ехали всю ночь и... к Москве в 6 часов утра. 4. До станции метро мы... на автобусе. 5. Электричка... от станции Голицыно в 5 часов вечера и через час... к Москве. 6. Я уже... от дома, но должен был вернуться, так как забыл выключить свет. 7. Сегодня я опаздывал на работу и поэтому... до института на такси. 8. Не успели мы... от города, как начался дождь. 9. В комнате было очень душно, и я... на балкон.


Упражнение 8. про- .

Сто метров спортсмен... за 12 секунд. Я покажу тебе этот дом, когда мы... мимо. Наверное, я задремал, потому что... станцию. Всего пловец... сто метров. Хозяин... нас в комнату. Некоторые вещи нельзя... через границу. Весь путь до Владивостока самолёт... за 9 часов. Раздался третий звонок, и мы... в зрительный зал. Мостик узенький, наша машина здесь не... . Мимо меня... мяч – дети играли в футбол. Вчера на уроке мы... глаголы движения. Самолёт... над городом и скрылся. Делегацию... по главной улице города. Этот корабль... слишком долго, его надо ремонтировать. Это пальто пора выбрасывать, ты... его уже 5 лет.Таксист плохо знал город и... меня целый день.


Упражнение 9. Употребите глаголы с приставкой пере- .

Господин Иванов здесь больше не живёт. Недавно он... в новую квартиру. Когда мы... в новую квартиру, я потерял несколько книг. Вчера господина Иванова не было на работе: он... на новую квартиру. Вы уже живёте в новой квартире? – Нет, мы ещё не... . Моя сестра хорошо плавает и легко... реку. Отец взял ребёнка на руки и... через грязь. Здесь нет моста, и людей... на другой берег на лодках. Я видел, как женщина... слепого человека через улицу. Заметив нас, птица поднялась в воздух и... на другое дерево.


Упражнение 10. Употребите глаголы с приставкой об- .

Каждое утро главный врач больницы вместе с лечащим врачом... больных. Почему вы пришли позже других? – Потому что мы... озеро, а они переплыли его на лодке. Мне не хотелось спускаться в овраг, и я... его справа. В первый раз мы успели... только залы верхнего этажа музея: весь музей в один день осмотреть невозможно. Космонавт Герман Титов 17 раз... Землю. Когда он... Землю в шестой раз, он сам управлял кораблём. Каждый день сторож... вокруг дома. По утрам, когда я выбегаю на прогулку, я дважды... вокруг сквера.


Упражнение 11. Употребите глаголы с приставкой за- .

Мы опоздали, потому что... на факультет. Домой мы вернулись рано, потому что никуда не... . Откуда ты идёшь? – Я... тетрадь товарищу. Друг обещал... в воскресенье, но почему-то не... . Никогда я не... так далеко в море, боялся должно быть. Утром я видел Василия: я... ему газету. Солнце... за облака, и стало прохладно. Давай... к Кате по дороге на дачу, я возьму у неё свою тетрадь. Утром ты будешь на машине? – Да. Я... Ваню в школу. На ночь мы... больную собаку в дом. Мы... так далеко, что не видели берега. ... эту книгу в библиотеку, когда поедешь в университет. Русский патриот Иван Сусанин... польское войско далеко в лес.


Упражнение 12. Вставьте глаголы движения с приставками за-, при -

в нужной форме.

1. Возвращаясь домой, я... в магазин за хлебом и молоком. Когда я... домой, я вспомнил, что забыл купить масло. 2. Если у меня будет время, я вечером... к тебе на минуту. 3. Сегодня вечером ко мне... в гости мои друзья, и мы будем слушать музыку. 4. Я... за товарищем в 9 часов утра, и мы вместе поехали в институт. 5. Мы... в институт перед самым началом лекции. 6. Когда я был в командировке в Томске, я иногда... ненадолго к моему старому товарищу. 7. Когда я готовилась к экзаменам, ко мне каждый день... мои подруги, и мы вместе занимались. 8. Дима обещал... ко мне ненадолго, но почему-то не... . 9. По дороге домой Таня собиралась купить сыра, но она очень спешила и не... в магазин. 10. Нина встала сегодня поздно и... на урок уже после звонка.


Упражнение 13. Вставьте глаголы движения с приставкой с- , которая обозначает:

а) движение вниз

Дети всегда очень весело... с горки на санках. Птицы увидели корм и... с дерева на землю. Надо осторожно... по трапу на берег – можно упасть в воду. Ветер очень сильный, твоя шляпа может... с головы. ... по этой лестнице к морю можно за две минуты.

б) результативность движения

Маша... в магазин за хлебом. Будущим летом родители... на юг и хорошо отдохнут. У ребёнка болит зуб, нужно... его к врачу. Бабушка хотела подышать свежим воздухом, и мы... её на дачу. Ты хотел бы... в космос?


П РИМЕЧАНИЕ :
Глаголы совершенного вида, образованные от глагола бегать с приставками с-, за-, из-, по-, про- сохраняют ударение на основе (сб ́ егать, заб ́ егать, поб ́ егать, проб ́ егать).

Глаголы, сохраняющие с приставками несовершенный вид, переносят ударение на суффикс –а- : вбег ́ ать, выбег ́ ать, прибег ́ ать, убег ́ ать, перебег ́ ать, сбег ́ ать, забег ́ ать, пробег ́ ать. Глагол избег ́ ать с ударением на –а- имеет значение “стараться не встречаться с кем-либо”.


Упражнение 8 . Сравните, прочитайте с правильными ударениями.

Глаголы совершенного вида Глаголы несовершенного вида

Мальчик сбегал в дом и принёс нам С гор уже сбегали ручьи, и кое-где

холодного молока. зеленела молодая трава.
Мальчик пробегал весь день в парке Дистанцию в 500 метров хороший

и не приготовил уроков. бегун пробегает за 1 минуту 40 секунд.


В поисках свежей земляники я Почему вы меня избегаете?

избегал весь рынок.

Упражнение 13. Вставьте глаголы идти и ехать с нужной приставкой. Обратите внимание на употребление вида глагола.

Экскурсия в музей

Вчера мы с другом... в музей на экскурсию. Мы... из дома в 2 часа. Мы... к остановке и стали ждать троллейбуса. Через 4 минуты троллейбус... к остановке. Троллейбус остановился, и из него... несколько пассажиров. Мы... в троллейбус, и он... от остановки. Он... очень быстро. За 15 минут мы... до музея. На остановке мы... из троллейбуса, и друг... в музей, а я... в магазин за сигаретами. Когда я... в музей, экскурсия уже началась. Я быстро разделся и... к нашей группе. За 2 часа мы... все залы. Экскурсия нам очень понравилась. После экскурсии мы оделись и... из музея. В 5 часов мы... домой.
Формы прошедшего времени глаголов с приставками

различаются значением:
I группа II группа

сохранение результата действия аннулированность результата

в момент речи действия в момент речи
К тебе пришёл твой друг. (он у тебя) К тебе приходил твой друг. (был у тебя и ушёл)

Мой друг уехал в Москву. (его нет дома) Мой друг уезжал в Москву. (был в Москве и вернулся)
Упражнение 14. Выберите глаголы движения и употребите их в ситуациях:

Прийти / Приходить


  1. – Чьё это пальто? – Наташи. Она... полчаса назад и ждёт тебя.

  2. – Кто... ко мне и оставил эту записку? – К тебе... Николай, немного подождал тебя и ушёл.

Выйти / Выходить


  1. – Скажите, пожалуйста, где Наталья Петровна? – Она... ненадолго, её вызвал директор.

  2. – Я полчаса назад звонила тебе, но никто не подошёл к телефону. Где ты был? – Я... в магазин за сигаретами.

Приехать / Приезжать, Уехать / Уезжать


  1. – Во время каникул ко мне на месяц... мой брат, потом он... домой.

Уехать / Уезжать


  1. – Пётр Сергеевич, я вас давно не видел. Где вы были? – Я... в командировку в Киев.

  2. – Почему давно не видно Татьяны Ивановны? – Она... в санаторий на Кавказ.

Прийти / Приходить


  1. – Меня кто-нибудь спрашивал? – Да, к вам... какой-то молодой человек, он хотел вас видеть.

  2. – Почему не... Таня? Разве она не поедет с нами на экскурсию? – Она просила передать, что не сможет поехать, так как к ней в гости... сестра.

Уйти / Уходить

– Скажите, пожалуйста, директор у себя? – Нет, он уже..., и его сегодня не будет.

УПРАЖНЕНИЯ НА ПЕРЕВОД:
1. Prošlog tjedna došao je Igor u Zadar avionom. Pošla sam u zračnu luku da ga dočekam. Budući da nemam svojih kola, stigli smo u grad autobusom. Namjeravao je ostati samo tri dana, a ostao je cijeli tjedan. Svakog smo dana išli na kupanje: ponekad pješice, ponekad autobusom. Igor jako voli plivati. Ja ne plivam naročito dobro i zato se volim voziti u čamcu. Ja znam dobro veslati i veslala sam svakog dana po pola sata.

Na putu do plaže svraćali smo u prodavaonicu i na tržnicu te kupovali kruh i voće.

Jučer je Igor otputovao kući. Prije odlaska kupio je suvenire za svoje prijatelje. Pozvao me je da dođem kod njega u goste. Obećala sam da ću doći. Otići ću vlakom, ne volim se voziti avionom.
2. Volim ići u kazalište. Prošlog tjedna odlučili smo moj muž i ja otići u kazalište. Od kuće smo krenuli rano, polako išli ulicama, prilazili izlozima. Zatim smo odlučili svratiti u kavanu i naručiti sladoled. Kad smo ulazili u kavanu, sreli smo naše prijatelje koji su iz kavane upravo izlazili. Kako su i oni išli u kazalište, oni su nas pričekali. Kad smo pojeli sladoled, krenuli smo u kazalište zajedno. Kroz deset minuta sjedili smo na našim mjestima u sedmom redu. Točno u osam sati predstava je počela.
3. Sinoć kad sam došla kući, ugledala sam mog strica koji je neočekivano došao iz Ljubljane. Nitko ne zna koliko će on ostati kod nas: on uvijek dolazi i odlazi neočekivano. U našu kuću donosi ne samo darove već i smijeh. Zato se svi radujemo njegovom dolasku. Kad smo bili djeca, on nas je vodio u zoološki vrt,– sad kad smo postali odrasli, mi ga vozimo na izlet svojim kolima. On se jako voli voziti u autu.

A vi, znate li vi voziti auto?


  1. Следующие предложения переведите на русский язык, употребляя глаголы движения I группы: идти, ехать, бежать, лететь, нести

  1. – Da li putuješ u Zagreb? Tko ide s tobom? Da li sa sobom nosiš puno stvari? Ideš li vlakom ili avionom?

  2. – Kamo ideš i što nosiš?
– Ovaj teški paket nosim na poštu. Srećom pošta nije daleko, ovdje iza ugla.

3. – Kamo trči ovaj dječak?

– On kasni u školu.


  1. Переведите на русский язык предложения, употребляя бесприставочные глаголы движения идти / ходить, бежать / бегать, вести / водить

    • Kamo ideš?

    • Vodim sina u školu.

    • Zar on već ide u školu?

    • Naravno, ovog ljeta on je navršio 7 godina i ujesen je pošao u 1. razred.

    • Voli li on ići u školu?

    • Da, ali ipak više voli trčati s djecom u dvorištu i igrati se lopte.

    • Ti ga svakog dana vodiš u školu?

    • Izvini, mi ne možemo više s tobom pričati, jer kasnimo. Trčimo, Vanja!

  1. Употребите глаголы лететь / летать:

    • Kamo lete ove ptice?

    • Ovo su ptice selice, one lete na jug. Zar ti ne znaš da ptice selice svake godine odlaze u Afriku?

    • Jesi li ikad putovala u avionu?

    • Jesam, ali više volim putovati vlakom.

    • Što si osjećala kad si prvi put letjela u avionu?

  1. Перед тем как сделать этот перевод, посмотрите иллюстрации в учебнике
Л. Муравьёвой на стр. 64 и 65 и повторите упражнения 137, 138, 141.

  • Znaš li voziti bicikl?

  • Znaš li voziti auto (motor)?

  • Znate li jahati?

  • Znate li se skijati?

  • Znaš li se klizati ?

  • Znaš li dobro plivati?

  1. а) - Kamo ideš i što nosiš?
- Idem bolesnoj susjedi i nosim joj lijekove.

Ali ti si jučer isto bila u apoteci.

Da, ali jučer, kad smo se srele, išla sam u apoteku po lijek za mamu. Sutra idem s njom liječniku (vodim je liječniku).

A koga si prekjučer vodila liječniku?

Prekjučer sam bila sa sinom kod zubara.

Reci, zašto uvijek nosiš uza se kišobran?

Bojim se pokisnuti.

Zar i po lijepom vremenu?


b) - Idućeg tjedna putujem mojim nećacima u Zagreb.

Ideš li vlakom ili avionom?

Tamo ću ići avionom, a natrag – vlakom.

Voliš se voziti u avionu?

Sad sam se navikla, ali kad sam se vozila avionom prvi put, bojala sam se. Dok se budem vozila u vlaku, čitat ću knjigu i razgovarat ću s putnicima, pa će mi vrijeme brzo proći.

A što nosiš nećacima na dar?


  1. Prošlog tjedna bio sam poslovno u Zagrebu. Tamo sam proboravio tri dana. U nedjelju doputovao sam natrag. U Zagreb putovao sam avionom, a natrag – vlakom. Kad smo išli natrag, cijelo sam vrijeme gledao kroz prozor i uživao u prirodi. Više volim putovati vlakom i zato avionom putujem rijetko. Vlakom je jeftinije i mirnije.
Moj vlak je došao točno prema voznom redu. Na kolodvoru me nitko nije dočekao. Kako sam imao mnogo stvari ― dva teška kofera i putnu torbu – uzeo sam taksi.

Kad sam taksijem došao kući, tamo me je dočekala moja majka. Ona se upravo vratila (došla) s tržnice i donijela punu košaru namirnica. Majka se jako obradovala mom dolasku i daru koji sam joj donio iz Zagreba. Ona mi se više puta zahvalila na parfemu koji sam za nju kupio u robnoj kući u Zagrebu. Presvukao sam se, oprao ruke i pošli smo ručati.


  1. Prošlog tjedna bila sam kod svoje tete u Zagrebu. Dugo sam razmišljala o tome, da li da pođem autobusom ili avionom. Još se nikad nisam vozila u avionu, a autobusom se ne volim voziti. Ali karata za avion nije bilo (sad je turistička sezona), i ja sam pošla vlakom. Dok sam putovala za Zagreb nije mi bilo dosadno: sjedila sam kraj prozora i uživala u prirodi, razgovarala s putnicima.
Kad sam došla u Zagreb teta me je dočekala na kolodvoru. Taksijem smo pošle njenoj kući. Ona stanuje u centru grada, pa se ne treba voziti tramvajem, svuda se može stići pješice. Njena mlađa djeca jako su se obradovala darovima koje sam im donijela iz Zadra. Slijedećeg dana svratio je po nas kolima njen stariji sin pa smo svi zajedno pošli na Sljeme. Pred polazak pozvala sam tetu s djecom da dođe u sedmom mjesecu kod nas na more.
ГЛАГОЛЫ ДВИЖЕНИЯ В ПЕРЕНОСНОМ ЗНАЧЕНИИ
нест́и чушь

нос́ить очќи, фам́илию (м́ужа)

вынос́ить / в́ынести пригов́ор

произнос́ить / произнест́и речь

принос́ить / принест́и п́ользу, вред...

вынос́ить сор из изб́ы

унос́ить / унест́и н́оги

нест́ись слом́я ѓолову
вест́и перегов́оры, войн́у, спор, зан́ятия, ур́ок

вест́и себ́я

вод́ить кого-нибудь з́а нос

обвод́ить / обвест́и вокр́уг п́альца

вывод́ить / в́ывести кого-нибудь из себ́я

довод́ить / довест́и до б́елого кал́ения

свод́ить / свест́и конц́ы с конц́ами
идёт дождь, снег

кому-нибудь идёт кост́юм, пл́атье...

речь идёт о...

идут час́ы

идёт пь́еса, карт́ина в кин́о

приход́ить / прийт́и в себ́я

вход́ить / войт́и в м́оду – выход́ить / в́ыйти из м́оды

сход́ить / сойт́и с ум́а

войт́и в историю

(что-то) не вых́одит из голов́ы

душ́а ушл́а в п́ятки

время идёт, беж́ит, лет́ит

кат́аться как сыр в м́асле
Упражнение 1. Вставьте вместо точек бесприставочный глагол движения.


  1. – Петя, ты знаешь алфавит?
– Да.

– Какая буква... после “а”?

– Все остальные.


  1. – Я не знаю, почему мои часы не..., – сказал муж своей жене.
– Отнеси их часовщику почистить,– ответила жена.

– Нет, папа, – вмешалась в разговор маленькая дочка, – я уверена, что они чистые. Сегодня утром я открывала твои часы и хорошо их вымыла с мылом. Вот только я не знаю, почему они всё-таки не... .


Упражнение 2 . Вставьте вместо точек нужный глагол.

1. Осенью в Москве часто... дождь. 2. Эта дверь... в коридор. 3. Тебе... это новое платье. 4. Он не умеет... себя в обществе. 5. Мне кажется, что он... нас за нос, ему нельзя верить. 6. В этом классе... занятия по русскому языку. 7. Теперь она... фамилию мужа.


Упражнение 3. Употребите глаголы движения идти, везти, вести в переносном значении :

  1. Kako se to ponašaš?

  2. Ona se ne zna ponašati.

  3. Ova haljina joj lijepo stoji.

  4. Koja boja meni pristaje?

  5. On uvijek ima sreće, i ovog je puta imao sreće.

  6. O čemu se radi?

  7. Reci o čemu ste razgovarali, znam da se radilo o meni.

Прежде чем мы познакомимся с образованием всех видо-временных форм во французском языке, стоит поговорить о самих французских глаголах и их спряжении.

Итак, глагол - это часть речи, которая выражает действие, состояние или процесс. Глагол отвечает на вопрос «что делает?». В предложении глагол чаще всего бывает сказуемым и является частью основы. Сказуемое может быть простым, т.е состоять из одного глагола, или составным - состоять из нескольких глаголов или глагола и прилагательного.

Например: Elle est triste. — Составное сказуемое. Il écrit une lettre. — Простое сказуемое.

Глаголы французского языка спрягаются, т. е. изменяются по лицам и числам, временам, наклонениям, имеют залог:

  • Как и в русском языке, во французском существуют первое, второе и третье лицо, вы могли заметить это про теории из предыдущих уроков. Глаголы употребляются в единственном и множественном числе.
  • Глаголы обозначают действия в трех временах: настоящем, будущем и прошедшем. Для их выражения во французском языке существуют одиннадцать видо-временных форм.
  • Наклонение глагола показывает действие или состояние как реальное или предполагаемое, желаемое или возможное. С наклонениями во французском языке вы познакомились в предыдущем уроке.
  • Залог показывает направленность действия: совершил ли субъект действие самостоятельно, или же действие было совершено над ним.

Все изменения, которым подвергается глагол называется спряжением.

Спрягаемые формы глагола называют личными формами глагола. Они употребляется в предложении в качестве сказуемого с подлежащим.
Неличные формы - это формы, которые выражают действие без указания лица, числа и наклонения. Во французском языке неличными формами глагола являются:

  • инфинитив (infinitif),
  • причастие настоящего времени (Participe présent),
  • причастие прошедшего времени (Participe passé),
  • герундий (Gérondif).

Также во французском языке различают переходные и непереходные глаголы. Переходные глаголы обозначают действие, которое переходит на лицо или предмет, выраженный прямым дополнением - дополнением без предлога. У непереходных глаголов прямого дополнения нет.

Глаголы во французском языке также бывают простые и производные. У простых глаголов нет приставок или суффиксов, в отличие от производных , которые образуются при помощи аффиксов от других частей речи: глаголов, существительных и прилагательных.

Итак, вы познакомились с классификацией и категориями французских глаголов, однако, чтобы проспрягать глагол правильно, необходимо знать, к какой группе он принадлежит.

Все французские глаголы делятся по типу спряжения на три группы.

Глаголы первой группы

Первая группа французских глаголов является наиболее многочисленной. Распознать глагол первой группы очень просто - все они имеют окончание -er. Исключение: aller (3-я группа).

Чтобы проспрягать глагол первой группы, необходимо добавлять к основе глагола (без окончания -er) необходимые окончания. Проспрягаем несколько глаголов первой группы в настоящем времени.

parler — говорить
je parle nous parlons
tu parles vous parlez
il, elle parle ils, elles parlent

Обратите внимание, что окончания читаются только в 1 и 2 лицах множественного числа.

При спряжении глаголов 1 группы следует помнить о некоторых особенностях. Например, у глаголов, основа которых заканчивается на «g», получают в 1 лице множественного числа соединительную гласную «e».

У глаголов с надстрочными знаками, эти значки меняются: звук é меняется на è.

Глаголы, основа которых заканчивается на согласный, которому предшествует гласный звук, удваивают последний согласный основы.

jeter – бросать, кидать
je jette nous jettons
tu jettes vous jettez
il, elle jette ils, elles jettent
Глаголы второй группы

У глаголов второй группы тоже весьма узнаваемое окончание — «ir». Исключениями являются такие глаголы как sortir (уезжать), servir (служить), venir (приходить) и ряд других глаголов, принадлежащих к глаголам третьей группы. С ней вы познакомитесь в следующем уроке.

Чтобы проспрягать глагол второй группы, вам также потребуются определенные окончания.

finir – завершать, заканчивать
je finis nous finissons
tu finis vous finissez
il, elle finit ils, elles finissent

Обратите внимание, на то, что окончания множественного числа схожи с окончаниями множественного числа глаголов первой группы - отличие заключается в том, что им предшествует дополнительный элемент «iss».

Постарайтесь закрепить прочитанное, выполнив несколько упражнений. Удачи!

Задания к уроку

Упражнение 1. Ответьте на вопросы.
1. На сколько групп делятся глаголы французского языка?
2. Как называются спрягаемые формы глагола?
3. Назовите исключение первой группы глаголов.
4. Какое окончание имеют глаголы второй группы?

Упражнение 2. Проспрягайте следующие глаголы: grandir (расти, увеличиваться), danser (танцевать), appeler (звать, называть), choisir (выбирать).

Ответ 1.
1. На три.
2. Личные формы глагола.
3. Глагол aller.
4. Окончание «-ir».

Ответ 2.

je grandis danse appelle choisis nous grandissons dansons appellons choisissons
tu grandis danses appelles choisis vous grandissez dansez appellez choisissez
il, elle grandit danse appelle choisit ils, elles grandissent dansent appellent choisissent
2024 english-speak.ru. Изучение английского языка.