Что значит глаголы исключения. Что такое «Исключение»? Вопрос под правилом
КонспектУрока русского языка в 4 классе Образовательная система «Школа 2100»
Учитель: Кузнецова Е.А
Тема: «Глаголы - исключения»
Тип урока: освоение новых знаний
Форма организации учебной деятельности: фронтальная, индивидуальная, групповая.
Методы обучения: проблемно-поисковый (исследовательский), наглядный.
С выражением «один из которых» глагол будет сингулярным и множественным. Во множественном числе доминирует конструкция. Пример: Вы один из самых изученных. Когда субъект состоит из выражений «больше, чем», «меньше», «около» глагол согласуется с цифрой, следующей за выражениями. Пример: более одного человека протестовали против закона. Более двадцати человек протестовали против решения.
При выражении «более одного» может возникать множественное число: - Когда глагол дает представление о взаимном действии. Пример: более одного человека охвачены. Когда выражение «более одного» повторяется. Пример: более одного друга, присутствовало более одного родственника.
Оборудование: компьютерная презентация, дифференцированныеиндивидуальные карточки,
памятка – стихотворение, опорная таблица «Алгоритм определения безударного окончания глаголов»
Технологическая карта изучения темы «Глаголы-исключения»
ЗадачиОбразовательные: Формировать представление о глаголах – исключениях.
Если вопросительное или неопределенное местоимение находится в единственном числе, глагол будет только соглашаться с ним. Если эти местоимения находятся во множественном числе, глагол соглашается с ним или с личным местоимением. Кто из нас будет путешествовать?
Глаголы – исключения
Когда предмет является коллективным, глагол останется в единственном числе. Пример: Толпа отчаянно кричала. Пример: Толпа сторонников в отчаянии закричала. Когда предметом глагола является относительное местоимение «кто», глагол соглашается с антецедентом, или он будет в 3 сингулярных лицах, соглашающихся с тем, кто.
Формировать умение находить глаголы-исключения в тексте и определять их спряжение.
Совершенствовать умение определять спряжение глаголов и правильно писать их личные окончания.
Способствовать развитию орфографической зоркости, внимания, речи, памяти, наблюдательности;
Воспитывать культуру поведения при фронтальной, индивидуальной, групповой работе. Прививать интерес к русскому языку, народным традициям
Пример: Это я, кто платит. Когда субъект формируется собственным именем, которое имеет множественное число, не ожидаемое от статьи, глагол останется единственным; если собственное имя приходит перед статьей, глагол будет поступать во множественное число.
Пример: Минас-Жерайс имеет крупные фермы. Соединенные Штаты - могущественная нация. Безличные глаголы всегда находятся в 3 человеческих существах. Пример: В очереди должны быть дети. Глагол, чтобы существовать, не безличен. Пример: Были дети в очереди.
С глаголами «давать», «бить», «звучать», если появится «часы», с которым будет заключено соглашение; если он не появляется с предметом «часы», соглашение будет заключено с количеством часов. Пример: Часы дали пять часов. Когда субъект формируется местоимением лечения, глагол всегда будет для 3 человек. Вы читали мои отчеты?
Формировать УУД:
- Личностные: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.
- Регулятивные УУД: умение определять и формулировать цель на уроке; оценивать правильность выполнения задания; высказывать своё предположение.
- Коммуникативные УУД: умение оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах поведения в паре.
Когда «если» действует как парсипулятивная частица, глагол, как правило, согласуется с предметом молитвы. Глагол, появляющийся, сопровождаемый инфинитивом, допускает две конструкции: - он сгибает глагол, чтобы появиться и не сгибает инфинитив. - Инфинитив сгибается, а глагол не сгибается.
Согласие с субъектом может быть сделано, когда вы хотите подчеркнуть его. В терминах дат два соглашения согласуются, поскольку слово «день» понимается. Если оба термина являются местоимениями, то согласитесь с тем, что появляется первым, учитывая предмет молитвы.
- Познавательные УУД : умение ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.
Планируемый результат
Предметные:
Уметь находить в тексте глаголы-исключения. Уметь определять спряжение глаголов и знать правописание их личных окончаний.
Личностные:
Уметь проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности.
Метапредметные:
Уметь определять и формулировать цель на уроке; оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; высказывать своё предположение(Регулятивные УУД).
Уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; (Коммуникативные УУД).
Уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного; добывать новые знания; находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке (Познавательные УУД).
Основные понятия
Глаголы-исключения, I спряжение, II спряжение, личные окончания глаголов, неопределённая форма глаголов.
Ресурсы:
- основные
- дополнительные
Учебник «Русский язык»
Презентация
Тетрадь
Дифференцированные карточки с заданиями
Памятка-стихотворение
Таблица «алгоритм определения безударного окончания глагола»
Организация пространства
Фронтальная работа, индивидуальная работа, работа в парах, групповая работа.
Деятельностьучеников
Деятельность
учителя
Организационный момент (Мотивация к учебной деятельности)
Цели:
Актуализировать требования к ученику со стороны учебной деятельности;
Создание условий для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность;
Ученики:
Слайд 5 - 6
Взаимопроверка (замена тетрадей) 6 баллов. Если есть ошибки отнимается количество баллов
Отмечают в листе самооценки
Гореть. Это глагол.
Организует актуализацию требований к ученику со стороны учебной деятельности.
Создаёт условия для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность.
1. Деловой настрой (1 минута)
Девиз нашего урока:
Ум и сердце
В работу вложи,
Каждой секундой
В труде дорожи
2.Эмоциональный настрой (2 минуты)
Мы – умные!
Мы - дружные!
Мы – внимательные!
Мы – старательные!
Мы – отлично учимся!
Всё у нас получится!
. Проверка дом. Задания
Откройте тетради, запишите дату, классная работа .
3. Организационный момент. (1 мин.)
4. Словарная работа. (2 мин.)
Разминка для пальцев.
– Приготовим наши руки. Разогреем их для нашей работы.
Перекатывание ручки в руках.
– Какая буква пропущена в слове «гореть»?
Можно ли проверить?
1. В какой из строчек все слова с непроверяемой гласной о?
а) …втобус, в…сток, б…гаж;
б) в…кзал, г…реть, к…стёр;
в) м…роз, …ллея, ур…жай.
.В какой из строчек все слова с непроверяемой гласной а?
а) тр…мвай, п…ртрет, м…лина;
б) к…стрюля, р…стение, кв…ртира;
в) к…пуста, к…рабль, ст…лица.
Проверка
б) вокзал, гореть, костер;
в) кастрюля, растение, квартира
Какое слово здесь лишнее? Почему? Обоснуйте.
II . Актуализация знаний.
Цель:
Актуализировать знания по теме глагол
По временам, лицам и числам
- Время – настоящее, прошедшее и будущее.
- В начальной, неопределённой
- Горишь
Делят окончания на две группы.
Вспоминают окончания I иII спряжений.
В учебной деятельности
Обобщают знания по теме глагол.
Определяют спряжение глаголов.
Организует деятельность обучающихся.
1.Повторение знаний о глаголе, как части речи
- Как изменяются глаголы
- Назовите времена глагола.
Как изменяются по лицам? По числам?
В какой форме стоит глагол ГОРЕТЬ?
- Измените его так, чтобы оно стояло в форме
НАСТОЯЩЕЕ ВРЕМЯ, ЕД, ЧИСЛО, 2 ЛИЦО
- Молодцы! Вот мы и повторили наши знания о глаголе. Но не все категории глагола мы назвали, вспомните о них на следующем этапе работы.
2. Повторение.
Слова на карточках на доске. На какие группы можно их разделить? (1 – 2 спряжение)
Решаешь 1, изменяешь1, горишь2, говоришь2, видишь?, определяешь1, сидишь2,
Где встречаются эти действия вам?
Составьте несколько предложений о своей учебной деятельности с данными глаголами.(Устно)
Как определить спряжение глагола? (По окончанию)
Когда это легче сделать? (Когда окончание ударное)
Как определить спряжение глагола, если окончание ударное? - А если окончание безударное? (Спряжение глаголов с безударным личным окончанием определяется по суффиксу, который стоит в начальной форме перед -ть-)
На что указывает – и - (на 2спр.)
А все остальные? (на 1 спр.)
Спишите, в 2 столбика, определите спряжение этих глаголов.
1 спряжение 2 спряжение
определяешь1 горишь2
решаешь 1, говоришь2
сидишь2
изменяешь1
Один ученик у доски распределяет карточки с объяснением.
Всё задание выполнено? Что у нас вызвало затруднение?
Со словом видешь у нас возникла проблема, которую мы с вами должны решить.
Познавательные УУД: классифицировать объекты (объединять в группы по
существенному признаку); приводить примеры в качестве доказательства выдвигаемых
положений;
Коммуникативные УУД: умение оформлять свои мысли в устной форме;слушать и понимать речь других;
III . Проблемное объяснение нового знания.
Цель: Создать проблемную ситуацию, которая спровоцирует обучающихся на решение проблемы.
Анализируют полученную от учителя информацию, делают выводы и формулируют правило.
Кроме глаголов –исключений
ГЛАГОЛЫ_ИСКЛЮЧЕНИЯ
Организует проблемную ситуацию и помогает обучающимся сформулировать правило.
1.Вспомним алгоритм определения спряжения глаголов на с. 73 в учебнике
Посмотрите на слайд. Подходит это слово видишь под наш алгоритм?
Постарайтесь объяснить свое мнение. Вы уверены, что это глагол - исключение?
Прочтите алгоритм на с 124 учебника. На что вы обратили внимание в 3 пункте?
Кроме каких слов?
К какой же группе глаголов относится слово видишь?
Так какова тема нашего урока?.
Какие цели поставим перед собой?
Запомнить глаголы-исключения.
Правильно писать безударные личные окончания глаголов.
Учиться определять спряжение глаголов-исключений.
Пополнить свой словарный запас
Давайте вспомним правила, которые помогут дружно работать:
Сначала подумаю, потом скажу..Учись слушать, научишься и говорить.
2. Работа с учебником. №260 Прочтите
Работа по вопросам с. 75 сверху
Вывод с76 в рамочке
Вопрос под правилом
Что такое «Исключение»?
Ответы детей
Прочтите, что я выписала вам из словарей
ВЫВОД – правило с. 87
Выставить схему - опору
Давайте теперь попробуем определить спряжение глаголов ДЫШИТ и ТЕРПИТ. Обоснуйте свой ответ.
Познавательные УУД : умение ориентироваться в своей системе знаний:отличать новое от уже известного; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке;
высказывать предположения, обсуждать проблемные вопросы.
Коммуникативные УУД: умениеоформлять свои мысли в устной форме;слушать и понимать речь других;
Личностные УУД : применять правила делового сотрудничества: сравнивать разные
Регулятивные УУД: удерживать цель деятельности до получения ее результата
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА
Цель: отдых
Выполняют движения под музыку.
Покачайтесь, покружитесь, потянитесь, распрямитесь,
Приседайте, приседайте, пошагайте, пошагайте,
Встаньте на носок, на пятку,
Поскачите-ка вприсядку,
Глубоко теперь вздохните,
Сядьте тихо, отдохните.
Все в порядок приведите
И писать, друзья, начните.
IV .Первичное закрепление.
Цель: Закрепить полученные знания, применяя их в практических заданиях.
Определяют спряжение глаголов-исключений.
Спрягают глаголы исключения.
Вставляют пропущенные буквы в текст (личные окончания глаголов-исключений)
Самооценка 1б
Самооценка 2 б
Слайд 16
Организует деятельность обучающихся. Контролирует правильность выполнения заданий.
Для закрепления нового материала, мы выполним несколько заданий.
1 Задание. Проспрягайте глаголы – исключения.
1 ряд 2 ряд 3 ряд 4 ряд
Смотреть слышать стелить дышать
(Проверка на доске)
Поднимите руки те, кто справился с заданием без ошибок.
2 Задание. (парами).Собери пословицу.
В чужом глазу соринку види т, в своём бревна не замечае т.
Слыши т звон, да не знае т, где он.
Любят того, кто не обиди т никого.
Кто много види т и слыши т, тот много знае т
Воду в решете не удержи шь.
Охотник слыши т, как лес дыши т
Прочтите текст. К какому жанру устного народного творчества он относится?
Спишите текст, вставляя пропущенные буквы. Определите спряжение глаголов. Более низкий уровень списывают текст, вставляя пропущенные буквы. Поднимите руки те, кто справился с заданием без ошибок.
Поднимите руки те, у кого возникли противоречия.
Слайд 17- 21
Релаксация для глаз.
Самооценка 11 б.
У кого есть ошибки отнимают соответствующее количество баллов
Проверка слайд 22
Проверка слайд 23
3.. У вас лежит текст. Вставьте подходящие по смыслу глаголы – исключения.
.
Терпеть, вертеть, обидеть, зависеть, ненавидеть, видеть, смотреть, слышать, дышать, держать, гнать.
Очень – очень хочется
Через стёклышко ________________
Целый мир прекрасно ______________ ,
Всё плохое _______________ .
Научиться боль ______________
Чтоб никто не мог ________________,
Чтоб от сильных не _____________________,
Чтобы слабым не ________________.
Как же хочется всё _______________ .
Птицу синюю в руках _______________ ,
Чистым воздухом _________________ ,
Не спешите мысли ______________ .
Как прекрасно помечтать.
4. Задание. (устно) на доске. «Паровозик».
Поочередно подходят к доске и ставят склонение, объясняя свой выбор.
Гнать 2 (искл), смотреть 2 (искл), болеть 1, уважать 1
Ходить 2, чистить 2, стелить 1(искл), купить 2
V . Итог урока.
Цель: Обобщить полученные знания и сделать выводы.
Анализируют полученную информацию, делают выводы.
Глаголы -исключения
Организует деятельность обучающихся
С какой проблемой мы с вами сегодня столкнулись?
Что мы сделали, чтобы эта тема не вызывала у нас трудности?
На прошлом уроке мы с вами составили схему определения спряжения глаголов. Что теперь мы добавим в неё?
Регулятивные УУД: осуществлять итоговый контроль деятельности («что сделано»),
планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей.
Коммуникативные УУД: умениеоформлять свои мысли в устной форме;слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах поведения в группе.
VI . Домашнее задание.
Выучить стихотворение, правило на стр.76, упр.262
Нарисовать рисунок, который поможет вам запомнить глаголы исключения (по желанию).
– В благодарность за то, что вы так хорошо работали на уроке, я вам раздам схему, которую мы сейчас дополнили и веселые стихи. Они помогут вам запомнить глаголы-исключения.
Гнать, держать, смотреть и видеть,
дышать, слышать, ненавидеть,
и зависеть, и вертеть,
и обидеть, и терпеть.
Вы запомните, друзья,
Их на “-е ” спрягать нельзя.
Ко второму же спряженью
Отнесем мы без сомненья
Все глаголы, что на «-ить»,
Исключая: брить, стелить.
А еще: смотреть, обидеть,
Слышать, видеть, ненавидеть,
Гнать, дышать, держать, терпеть,
И зависеть и терпеть.
Оценка работы обучающихся на уроке.
Оценивает и комментирует работу обучающихся
Посчитайте баллы на полях своих тетрадей
16-19 баллов – высокий уровень
10-15 баллов – средний уровень
Меньше 10 баллов низкий уровень
VIII . Рефлексия учебной деятельности на уроке
Цели:
Организовать рефлексию и самооценку учениками собственной учебной деятельности.
Делают самооценку своей деятельности.
Организует рефлексию
– Над какой темой работали?
– Решили задачи, которые поставили перед собой в начале урока?
– Какие глаголы-исключения относятся к I спряжению.
– Какие глаголы-исключения относятся ко II спряжению.
Сегодня я доволен работой, т. к. …
Не совсем доволен, т.к. …
Не доволен своей работай, ведь я …
Личностные УУД: способность к самооценке
Регулятивные УУД : анализировать эмоциональные состояния, полученные от
успешной (неуспешной) деятельности, оценивать их влияние на настроение человека.
«Глаголы – исключения. Выбор способа определения спряжения глагола».
Котлярова В.А.
Учитель начальных классов
![](/assets/85610610d69.jpg)
«Кто много видит и слышит,
тот много знает ».
(пословица)
![](/assets/mafullsizeji.jpg)
Алгоритм
Прочитай глагол
Определи окончание глагола
Ударное
Безударное
-е (-ё) – 1 спр.
-и – 2 спр.
3 – е лицо мн.ч.
-ут (-ют) – 1 спр.
-ат (-ят) – 2 спр.
Поставить глагол в н.ф.
Если -а-, -о-, -я-, -у, -е- перед
суф. – ть- 1 спр.
Если -и- перед суф. –ть -2 спр.
![](/assets/cbccbcc401a3a260ce8346a1dad89.jpg)
ИСКЛЮЧЕНИЕ - уклонение от
нормы, отступление от общих
правил.
Словарь Ушакова
![](/assets/7ed-img_user_file_54e0c33c3e560_0_47ed02.jpg)
Глаголы – исключения
Гнать, держать, смотреть и видеть,
дышать, слышать, ненавидеть,
и зависеть, и вертеть,
и обидеть, и терпеть.
Брить, стелить.
![](/assets/0f1a7232f91263bf81f71b9.jpg)
Алгоритм
Прочитай глагол
Определи окончание глагола
Глаголы – исключения
Брить, стелить – 1 спр.
Гнать, держать, смотреть
и видеть, дышать,
слышать, ненавидеть,
и зависеть, и вертеть,
и обидеть, и терпеть – 2 спр.
Безударное
Ударное
Поставить глагол в н.ф.
Если -а-, -о-, -я-, -у, -е-
перед суф. – ть- 1 спр.
Если -и-
перед суф. –ть -2 спр.
-е (-ё) – 1 спр.
-и – 2 спр.
3 – е лицо мн.ч.
-ут (-ют) – 1 спр.
-ат (-ят) – 2 спр.
![](/assets/0a31946270a19.jpg)
Домашнее задание
Дидактический материал стр.77, упр.156
![](/assets/modob-vie8aad.jpg)
Шкала успеха
Материал усвоен, ошибки не допускаю
Материал усвоен, но ошибки еще допускаю
Было много ошибок, т.к. ничего не понятно на уроке
Ничего не получилось на уроке
![](/assets/tyscreenvi17359.jpg)